Разделы сайта
Выбор редакции:
- Гадание в новый год для привлечения денег Как правильно гадать на новый год
- К чему снится клещ впившийся в ногу
- Гадание на воске: значение фигур и толкование
- Тату мотыль. Татуировка мотылек. Общее значение татуировки
- Что подарить ребёнку на Новый год
- Как празднуют день святого Патрика: традиции и атрибуты День святого патрика что
- Как научиться мыслить лучше Я не умею быстро соображать
- Эти признаки помогут распознать маньяка Существует три способа достижения абсолютной власти
- Как спастись от жары в городской квартире
- Слова благодарности для учителей: что написать в открытке любимому педагогу?
Реклама
Музей русской истории сан франциско. Музей русской культуры на карте |
Здание с надписью на фасаде Русский центр на ул. Саттера видно издалека. Поднявшись по старой лестнице, попадаешь в небольшую прихожую, из которой одна дверь ведет в музей, другая - в библиотеку, третья - в архив музея. Теперь это "царство" детей русских эмигрантов, покинувших родину "с первой волной". При беглом знакомстве музей не вызывает восторга: бросается в глаза чисто любительский подход к созданию экспозиции. И это объяснимо - музей содержится на средства волонтеров, как они называют себя по-американски. Но приглядевшись к экспонатам, прочитав надписи к ним, чувствуешь тепло сердец тех, кто не перестал считать себя русским даже после проведенных на чужбине десятилетий. Все экспонаты музея несут на себе отпечаток индивидуальности их бывших владельцев - участников Белого движения или примкнувших к нему в печальном исходе из России.
История Музея русской культуры берет свое начало в 1937 г., когда осевшие в Америке эмигранты из России организовали Русское историческое общество. Первым делом его учредители, обратившиеся к исследованиям русских корней в Америке - истории Российско-Американской компании, занялись приведением в порядок разваливавшейся крепости Росс и работой над очерком по ее истории. Вскоре он вышел в свет в первом томе Записок общества. Известный писатель русского зарубежья Г.Д. Гребенщиков так отзывался об этом труде: Ваши Записки делают Вам честь, и я восхищен Вашей энергией. Нужно только ставить дело не журнально, а именно научно-исторически. Данные к этому имеются, и силы найдутся. Со своей стороны я накапливаю для исторического архива большой материал. Все будет собрано и сдано Вам, когда у Вас будет место, где легче хранить. Вторая мировая война прервала деятельность Русского исторического общества. Но в 1948 г. небольшая группа эмигрантов при Русском центре в Сан-Франциско предложила основать Музей русской культуры и включить в него то, что оставалось от Русского исторического общества. Новая организация поставила перед собой следующие цели: Сбор и хранение всевозможных культурно-исторических материалов о нашей родине - России. 2. О жизни и истории русской эмиграции в разных странах и творчестве выдающихся деятелей в разных областях духовной и материальной культуры. 3. Об истинном и современном положении нашей родины и жизни ее народа. 4. О выдающихся моментах жизни, культуры и истории США как страны, где значительная доля российской эмиграции нашла себе приют, интересных и важных с точки зрения русской культуры и русской истории. 7 марта 1948 г. состоялось первое организационное собрание, избравшее своим председателем Петра Филаретовича Константинова, на плечи которого и легли все тяготы по сбору материалов и формированию коллекций музея. П.Ф. Константинов родился 9 августа 1890 г. в Казанской губернии в семье мирового судьи. Окончив с отличием Казанское реальное училище, поступил на агрономическое отделение Московского сельскохозяйственного института и был оставлен на кафедре как ученый агроном. Февральская революция, а затем Гражданская война сделали его добровольцем 2-й Казанской батареи. Он был контужен на р. Белой, болел тифом. С отрядами каппелевцев П.Ф. Константинов попал в Харбин. Здесь-то ему и пригодилась мирная профессия: он стал помощником заведующего опытным полем КВЖД на станции Эхо (1921 - 1924), заведующим сельскохозяйственной лабораторией дороги в Харбине, читал курс лекций в местных учебных заведениях (1924 - 1929). Тогда же в Харбине П.Ф. Константинов опубликовал несколько научных статей по сельскому хозяйству. В апреле 1929 г. уехал в Сан-Франциско, где, пройдя учебу при Калифорнийском университете, работал в городском самоуправлении (1942 -1954). Константинов был увлечен общественной жизнью русской колонии в Калифорнии и стал одним из создателей Русского сельскохозяйственного общества в Северной Америке.
1) научных и прикладных знаний; 2) искусств; 3) исторический; 4) жизни русского зарубежья; 5) художественной литературы; 6) библиотечно-архивный и 7) газетно-журнальный. Для каждого направления был определен куратор, чья деятельность координировалась правлением. Основатели Музея русской культуры следующими словами определили значение его создания: Это новое в США общественное хранилище материалов о нашем прошлом, о духовном творчестве лучших людей эмиграции и о всем том, что освещает частную и общественную жизнь и быт русских людей, рассеянных по разным странам; при всей его бедности, при всех других [сложных] условиях оно с каждым годом крепнет, оно завоевывает все большее внимание и поддержку, и его правление верит, что не за горами тот момент, когда этот первый в Америке русский общественный музей превратится в большое, авторитетное хранилище духовных сокровищ русских людей, потерявших свою родину.
Говоря о Музее русской культуры в Сан-Франциско, нельзя не упомянуть Николая Александровича Слободчикова, долгие годы входившего в состав правления, а затем ставшего после А.С. Лукашкина директором музея. Энциклопедически образованный человек, великолепно знавший российскую историю и все хранившиеся в музее фонды, он вел огромную работу по сбору материалов русских эмигрантов. Музей русской культуры и сегодня является "terra incognita" для историков, интересующихся проблемами эмиграции, революции и Гражданской войны. Его создатели, в основном выходцы с Дальнего Востока, заложили в нем следующие разделы: "Дальневосточный фонд, включающий материалы о Гражданской войне на Востоке, от Урала до Камчатки; о Китайской Восточной железной дороге в Маньчжурии; о Заамурском округе пограничной стражи и Заамурской железнодорожной бригаде; о Забайкальском казачьем войске; о жизни русской эмиграции в странах Дальнего Востока и Австралии и т.п. Формирование фондов музея велось в основном за счет личных коллекций эмигрантов. Большой интерес представляют документы дипломата и востоковеда А.Т.Бельченко6. Материалы его архива были вывезены из Китая и постепенно передавались в Музей русской культуры сначала самим А.Т. Бельченко, а после его кончины супругой и рядом других доверенных лиц. В архиве сохранились дневники и записи, которые А.Т. Бельченко вел каждый день в толстых тетрадях и в которые вклеивал газетные вырезки, фотографии, визитные карточки, документы, письма, брошюры и прочие материалы. Всю жизнь он интересовался Китаем, внимательно следил за происходившими там политическими событиями, собирал материалы для написания книги Записки консула. Другой ценной коллекцией по истории дальневосточной дипломатии является фонд П.Г. Васкевича. В нем хранятся рукописи и наброски статей, биографические материалы. Большую часть архива музея составляют материалы по истории Гражданской войны на Дальнем Востоке. В основном они представлены мемуарами и биографическими документами ее участников. Прежде всего отметим собрание бывшего начальника КВЖД и главы эмигрантских организаций на Дальнем Востоке Д.Л. Хорвата, Оно включает около 2000 документов объемом более 8000 листов, относящихся к 1899 - 1921 гг. Это служебные дела, дневники, секретные рапорты, а также "Бюллетени" Американского экспедиционного корпуса в Сибири. Среди документов - переписка Хорвата с премьер-министром Сибирского правительства П.Я. Дербером, казачьим атаманом Г.М. Семеновым, генеральным консулом в Харбине М.К. Поповым, с российскими послами Б.А. Бахметьевым (Вашингтон), В. Набоковым (Лондон), В.А. Маклаковым (Рим), В.Н. Крупенским (Токио) и Н.А. Кудашевым (Пекин). При помощи начальника военного отдела КВЖД - М.В. Колобова Хорват написал воспоминания, которые впоследствии были переведены на английский язык. По некоторым свидетельствам, документы Д.Л. Хорвата попали в Музей русской культуры через его последнего секретаря - Д.П. Пантелеева. Здесь же имеется личное собрание и самого Пантелеева, включающее документы за 1918 -1942 гг. Целиком посвящена истории Гражданской войны коллекция полковника А.Г.Ефимова. В ней содержатся около 1000 документов, рукописи статей и книг, в том числе о деятельности Приамурского правительства. Лишь часть этого богатства была использована Ефимовым при публикации статей о военном перевороте во Владивостоке в 1921 г. и истории Ижевско-Воткинской стрелковой бригады. Материалы о братоубийственной войне на Дальнем Востоке имеются в коллекциях начальника штаба Оренбургской армии А. Н. Вагина и шанхайского предпринимателя Н. В. Федуленко. В документах первого, кроме того, отложились сведения о его журналистской карьере в 1937 - 1953 гг., в коллекции Федуленко - рукопись написанной им в 1961 г. книги Роль бывших союзников России по отношению к Белому движению В Сибири. При жизни Федуленко смог увидеть только изданную благодаря программе Калифорнийского университета книгу Жизнь русских эмигрантов в Шанхае, а после смерти предпринимателя Н.Л. Слободчиков напечатал отрывок из его архива. Одной из ярких фигур Гражданской войны является член Сибирского и Омского правительств Г.К.Гинс18, перу которого принадлежит изданная еще в период его пребывания в Пекине книга Сибирь, союзники и Колчак.
Неизвестным страницам истории российской эмиграции в Китае посвящена рукопись (в двух томах) директоpa-распорядителя и совладельца знаменитого торгового дома Чурин и К Н.А. Касьянова под названием "Темные дела почтенных сфер", рассказывающая о тех беззакониях, которые творила японская администрация, национализировавшая компанию. Нашла свое отражение в коллекциях музея тема казачества. Она представлена в документах В.В. Пономаренко. уже п последние годы жизни избранного председателем Обще казачьего союза в Сан-Франциско. В его коллекции хранятся рукописи, дневники (общим объемом 3-4 тыс. листов), рассказывающие о жизни сан-франциской казачьей станицы за 1940 - 1950-е годы. Среди российских эмигрантов, осевших в США, немало было самобытных литераторов, журналистов и поэтов. Этот список, безусловно, возглавляет писатель Г. Д. Гребенщиков, опубликовавший огромное количество произведений, наиболее важными из которых для его творчества является многотомная эпопея ""Чураевы". В Музее русской культуры хранятся его рукописи, переписка, другие документы. Не лишенным дарования был писатель Б.Н. Волков. Его жизнь была полна приключений: выполняя секретные поручения полковника Орлова в Харбине и Министерства иностранных дел в Омске, Волков не раз рисковал собой; в Урге женился на дочери бывшего советника при монгольском правительстве барона П.А.Витте; встреча с бароном Унгерном чуть не стоила ему головы. Волков бежал из-под стражи и поселился в Харбине, где в 1921 г. в десяти номерах газеты "Новости жизни" опубликовал под псевдонимом "Н.Н." свои воспоминания. Уехав в 1925 г. в Америку, Волков написал роман "Царство золотых Будд", сотрудничал с журналами "Рубеж", пражским "Вольная Сибирь" и рядом других изданий. В музее имеются неизданные его мемуары "На чужих берегах", стихи, письма и др. Неопубликованные воспоминания писателя находятся также в Гуверовском институте.
Известной личностью среди представителей дальневосточной ветви российской эмиграции считается И.Н. Серышев. Он был священником, увлеченным до самозабвения эсперантистом, талантливым журналистом. За свою долгую скитальческую жизнь И.Н. Серышев подготовил большое количество работ на правах рукописи. "Прилагаю и список всех своих изданий, - писал он австралийскому библиографу Хотимскому, - причем синим сбоку подчеркнул те, кои можно купить за наличные, указав сбоку синим карандашом их цену без пересылки. Сообщаю и то, что ликвидирую все, что можно ликвидировать (архив, издания, книги), причем мне все равно, кому их продать, - деньги нужны на продолжение изданий. Некоторые из подчеркнутых изданий имею только в одном экземпляре, кой может в любой момент исчезнуть, будучи кем-либо куплен. Посему, если выберете что для покупки, то сообщите мне, прислав и стоимость покупаемого, тогда я отложу отдельно как проданное, а иначе все последнее исчезнет, ибо у меня часты посетители самые неожиданные, а требования поступают из разных мест, не только из Австралии...". Серышев издал на правах рукописи "Альбом выдающихся и известных личностей России". в Музее русской культуры хранятся его личная переписка, фотографии с негативами (всего около 1000 листов), рукописи работ, много документов по истории российской эмиграции в странах Дальнего Востока. К сожалению, российские эмигранты с Дальнего Востока так и не смогли издать биографический словарь наиболее известных деятелей эмиграции. Эту попытку предприняла писательница О.А. Морозова, автор известной в те годы книги "Судьба". Первые шаги на пути создания словаря она сделала еще в лагере IRO (International relief organization) на о. Тубабао, куда ей пришлось выехать из Китая. Рукопись так и называлась "Лагерь IRO для русских беженцев, 1949- 1951", Затем она подготовила книгу "Культурные силы эмиграции" Эти неизданные работы вместе с мемуарами и дневниками путешествий писательница передала в Музеи русской культуры. В ее коллекции находится так же огромная переписка, связанная с поиском сведений об известных деятелям эмиграции, немало там и их автобиографий. Существенное место в коллекциях музея занимают архивы различных организаций: Русско-американского исторического общества (1937-1948), Русской православной миссии в Пекине (отчеты и корреспонденция за 1925 -1945 гг.), Русского сельскохозяйственного общества. Русского студенческого общества при Калифорнийском университете в Беркли (в его фонде находятся материалы по истории КВЖД, Амурского казачьего войска, революции и Гражданской войны - 6 архивных ящиков). Общества "Витязи" с документа ми по скаутскому движению, Высшего монархического союза. Ассоциации русских рабочих (1952 - 1957), Общества защиты русских детей (1926 - 1969), Объединения русских шоферов (около 100 документов за 1926 - 1943 гг.), Общества юристов (7 папок за 1941 - 1949 гг.) и других эмигрантских союзов,
В заключение хотелось бы проинформировать читателей. что большое место в музее занимают рукописи и письма А. Амфитеатрова, Л. Андреева, К. Бальмонта, И. Бунина, Я. Грота, А. Куприна, Л. Ремизова, И. Репина, Н. Рериха. Ф. Сологуба, Н. Тэффи, А. Толстой, А. Чирикова, Ф. Шаляпина и других - всего около 100 документов, начиная с 1860 года. В небольшой статье невозможно описать все материалы Музея русской культуры. Описание и приведение в порядок его коллекции продолжается. Вес это бесценное собрание держится на энтузиазме горстки людей, которые все свободное время бескорыстно отдают сохранению документов. Сегодня председателем правления музея является Дмитрий Георгиевич Брауне, выпускник харбинских гимназии им. Ф. Достоевского и восточного факультета Института Св. Владимира. По духовному завещанию владельцев музея все его богатства должны вернуться в Россию. К сожалению, наша многострадальная страна еще не может дать гарантий, что все накопленное эмигрантами сохранится для потомков. Хисамутдинов А. А., Россия в красках
Mузей-архив Русской Культуры основан теми, кто покинул Россию в результате Гражданской Войны 1917-1922 годов. Музей-архив русской культуры открыт по средам и субботам с 10:30 до 14:30. Он находится на третьем этаже здания Русского центра Музей-архив русской культуры при Русском Центре в Сан-Франциско был организован в 1948 году с целью систематического сбора и спасения ценных документов об истории России и истории эмиграции. Основанный в 1923 году и осуществлявший систематический сбор материалов как европейской, так и дальневосточной ветвей эмиграции, Русский Заграничный исторический архив в Праге был в 1945 году вывезен в СССР. Для русской эмиграции это было невосполнимой потерей. Военное лихолетье привело к гибели многих других частных и общественных библиотек, коллекций и архивов. Начавшееся после окончания войны переселение русских эмигрантов обеих ветвей в Австралию, Северную и Южную Америку вело к новым утратам. Надёжным местом для создания аналогичного архива были США. В Сан-Франциско уже в 1920-е годы сложилась сплочённая русская послеоктябрьская диаспора, которая поддерживала тесные связи с русскими диаспорами Европы и Азии. Сан-Франциско даже лидировал в сборе помощи Зарубежному союзу русских военных инвалидов в Европе. А Русское историческое общество в Праге после его закрытия нацистами было воссоздано в Сан-Франциско на основе Комитета Форта Росс. Благоприятствовало созданию архива в Сан-Франциско и приобретение русской общественностью здания Русского центра в 1939 году. С 1947 года член Русского исторического общества в Америке П.Ф. Константинов развернул обширную переписку. Ему ответили многие видные деятели русской эмиграции, среди которых были академик В.Н. Ипатьев, профессора И.А. Ильин, П.А. Сорокин, А.Д. Билимович, П.Е. Ковалевский, общественный деятель А.Л. Толстая - дочь Л. Толстого, ректор МГУ в 1919-1920 гг. М.М. Новиков, член антибольшевисткого правительства Д. Л. Хорвата генерал В.Е. Флуг, заведующий библиотекой, архивом и музеем Общества офицеров российского императорского флота в Америке ст. лейтенант флота С.В. Гладкий, писатель Г.Д. Гребенщиков, председатель Общества им. Пушкина Б.Л. Бразоль, редактор газеты “Русский в Англии” А.В. Байкалов, личный секретарь Сербского патриарха Варнавы и автор капитального труда “Русские в Югославии” В.А Маевский и другие. 7 марта 1948 г. с благословения митрополита Американского и Канадского Феофила состоялось общее организационное собрание. Первым председателем Музея-архива стал П.Ф. Константинов. Уполномоченные Музея-архива по комплектованию материалов охватывали до 27 стран. В Нью-Йорке в те годы также был предпринят сбор эмигрантских материалов для зарегистрированного в 1951 году Архива русской и восточно-европейской истории и культуры. Ответственность за обеспечение сохранности материалов взял на себя возглавляемый Б.А. Бахметевым Русский гуманитарный фонд, а руководителем архива был избран ректор Колумбийского университета. В середине 1970-х годов Архив русской и восточно-европейской истории и культуры потерял свою автономию. Музею русской культуры в Сан-Франциско удалось сохранить свою независимость благодаря финансовой поддержке Русского центра, Образовательного фонда им. И.В. Кулаева, различных эмигрантских организаций и частных лиц, а также благодаря систематическому труду энтузиастов, осознающих необходимость сохранения и пополнения фондов и коллекций. Музей-архив русской культуры в Сан-Франциско в настоящее время является самым крупным эмигрантским архивом. Председатели Музея-архива русской культуры в Сан-Франциско: Константинов Пётр Филаретович (1948-1954) Миссия: Поддерживать русскую культуру и собирать свидетельства об её влиянии на культуру США. С 1953 года Музей-архив зарегистрирован как некоммерческая организация, освобожденная от налогов по законам Штата Калифорния и Соединенных Штатов Америки. материалы дальневосточной эмиграции Здание с надписью на фасаде Русский центр на ул. Саттера видно издалека. Поднявшись по старой лестнице, попадаешь в небольшую прихожую, из которой одна дверь ведет в музей, другая - в библиотеку, третья - в архив музея. Теперь это "царство" детей русских эмигрантов, покинувших родину "с первой волной". При беглом знакомстве музей не вызывает восторга: бросается в глаза чисто любительский подход к созданию экспозиции. И это объяснимо - музей содержится на средства волонтеров, как они называют себя по-американски. Но приглядевшись к экспонатам, прочитав надписи к ним, чувствуешь тепло сердец тех, кто не перестал считать себя русским даже после проведенных на чужбине десятилетий. Все экспонаты музея несут на себе отпечаток индивидуальности их бывших владельцев - участников Белого движения или примкнувших к нему в печальном исходе из России. Многочисленные стенды с подлинными документами и семейными реликвиями отражают трагедию русского народа и рассказывают об истории России. Музей провожает посетителей большой вывеской-реликтом, некогда расположенной на здании консульства Российской империи в Сан-Франциско. История Музея русской культуры берет свое начало в 1937 г., когда осевшие в Америке эмигранты из России организовали Русское историческое общество. Первым делом его учредители, обратившиеся к исследованиям русских корней в Америке - истории Российско-Американской компании, занялись приведением в порядок разваливавшейся крепости Росс и работой над очерком по ее истории. Вскоре он вышел в свет в первом томе Записок общества. Известный писатель русского зарубежья Г.Д. Гребенщиков так отзывался об этом труде: Ваши Записки делают Вам честь, и я восхищен Вашей энергией. Нужно только ставить дело не журнально, а именно научно-исторически. Данные к этому имеются, и силы найдутся. Со своей стороны я накапливаю для исторического архива большой материал. Все будет собрано и сдано Вам, когда у Вас будет место, где легче хранить. Вторая мировая война прервала деятельность Русского исторического общества. Но в 1948 г. небольшая группа эмигрантов при Русском центре в Сан-Франциско предложила основать Музей русской культуры и включить в него то, что оставалось от Русского исторического общества. Новая организация поставила перед собой следующие цели: Сбор и хранение всевозможных культурно-исторических материалов о нашей родине - России. 2. О жизни и истории русской эмиграции в разных странах и творчестве выдающихся деятелей в разных областях духовной и материальной культуры. 3. Об истинном и современном положении нашей родины и жизни ее народа. 4. О выдающихся моментах жизни, культуры и истории США как страны, где значительная доля российской эмиграции нашла себе приют, интересных и важных с точки зрения русской культуры и русской истории. 7 марта 1948 г. состоялось первое организационное собрание, избравшее своим председателем Петра Филаретовича Константинова, на плечи которого и легли все тяготы по сбору материалов и формированию коллекций музея. П.Ф. Константинов родился 9 августа 1890 г. в Казанской губернии в семье мирового судьи. Окончив с отличием Казанское реальное училище, поступил на агрономическое отделение Московского сельскохозяйственного института и был оставлен на кафедре как ученый агроном. Февральская революция, а затем Гражданская война сделали его добровольцем 2-й Казанской батареи. Он был контужен на р. Белой, болел тифом. С отрядами каппелевцев П.Ф. Константинов попал в Харбин. Здесь-то ему и пригодилась мирная профессия: он стал помощником заведующего опытным полем КВЖД на станции Эхо (1921 - 1924), заведующим сельскохозяйственной лабораторией дороги в Харбине, читал курс лекций в местных учебных заведениях (1924 - 1929). Тогда же в Харбине П.Ф. Константинов опубликовал несколько научных статей по сельскому хозяйству. В апреле 1929 г. уехал в Сан-Франциско, где, пройдя учебу при Калифорнийском университете, работал в городском самоуправлении (1942 -1954). Константинов был увлечен общественной жизнью русской колонии в Калифорнии и стал одним из создателей Русского сельскохозяйственного общества в Северной Америке. Возглавив музей, П.Ф. Константинов предложил образовал семь основных отделов: 1) научных и прикладных знаний; 2) искусств; 3) исторический; 4) жизни русского зарубежья; 5) художественной литературы; 6) библиотечно-архивный и 7) газетно-журнальный. Для каждого направления был определен куратор, чья деятельность координировалась правлением. Основатели Музея русской культуры следующими словами определили значение его создания: Это новое в США общественное хранилище материалов о нашем прошлом, о духовном творчестве лучших людей эмиграции и о всем том, что освещает частную и общественную жизнь и быт русских людей, рассеянных по разным странам; при всей его бедности, при всех других [сложных] условиях оно с каждым годом крепнет, оно завоевывает все большее внимание и поддержку, и его правление верит, что не за горами тот момент, когда этот первый в Америке русский общественный музей превратится в большое, авторитетное хранилище духовных сокровищ русских людей, потерявших свою родину. После смерти П.Ф. Константинова, последовавшей 24 января 1954 г., председателем стал Анатолий Стефанович Лукашкин. Он родился 20 апреля Й02 г. в Ляоляне (Южная Маньчжурия) в семье железнодорожного служащего. После окончания Читинской гимназии и Института ориентальных и коммерческих наук в Харбине в течение 11 лет занимался исследованиями в Маньчжурии, был помощником куратора и куратором музея Общества изучения Маньчжурского края. В Сан-Франциско Лукашкин переехал в 1941 г. и стал работать морским биологом в Калифорнийской академии наук. А.С. Лукашкин был признанным знатоком и энтузиастом сбора материалов по истории российской эмиграции в Китае, опубликовал немало статей на эту тему в газете Русская жизнь. Помимо этого, он собирал биографические документы участников Гражданской войны: П.В. Вологодского, М.К. Дитерихса, В.О. Каппеля, Д.Л. Хорвата, А.В. Колчака и других, которые теперь хранятся в его личном фонде. Скончался А.С. Лукашкин в декабре 1988 г. Говоря о Музее русской культуры в Сан-Франциско, нельзя не упомянуть Николая Александровича Слободчикова, долгие годы входившего в состав правления, а затем ставшего после А.С. Лукашкина директором музея. Энциклопедически образованный человек, великолепно знавший российскую историю и все хранившиеся в музее фонды, он вел огромную работу по сбору материалов русских эмигрантов. Музей русской культуры и сегодня является "terra incognita" для историков, интересующихся проблемами эмиграции, революции и Гражданской войны. Его создатели, в основном выходцы с Дальнего Востока, заложили в нем следующие разделы: "Дальневосточный фонд, включающий материалы о Гражданской войне на Востоке, от Урала до Камчатки; о Китайской Восточной железной дороге в Маньчжурии; о Заамурском округе пограничной стражи и Заамурской железнодорожной бригаде; о Забайкальском казачьем войске; о жизни русской эмиграции в странах Дальнего Востока и Австралии и т.п.. Формирование фондов музея велось в основном за счет личных коллекций эмигрантов. Большой интерес представляют документы дипломата и востоковеда А.Т.Бельченко6. Материалы его архива были вывезены из Китая и постепенно передавались в Музей русской культуры сначала самим А.Т. Бельченко, а после его кончины супругой и рядом других доверенных лиц. В архиве сохранились дневники и записи, которые А.Т. Бельченко вел каждый день в толстых тетрадях и в которые вклеивал газетные вырезки, фотографии, визитные карточки, документы, письма, брошюры и прочие материалы. Всю жизнь он интересовался Китаем, внимательно следил за происходившими там политическими событиями, собирал материалы для написания книги Записки консула. Другой ценной коллекцией по истории дальневосточной дипломатии является фонд П.Г. Васкевича. В нем хранятся рукописи и наброски статей, биографические материалы. Большую часть архива музея составляют материалы по истории Гражданской войны на Дальнем Востоке. В основном они представлены мемуарами и биографическими документами ее участников. Прежде всего отметим собрание бывшего начальника КВЖД и главы эмигрантских организаций на Дальнем Востоке Д.Л. Хорвата, Оно включает около 2000 документов объемом более 8000 листов, относящихся к 1899 - 1921 гг. Это служебные дела, дневники, секретные рапорты, а также "Бюллетени" Американского экспедиционного корпуса в Сибири. Среди документов - переписка Хорвата с премьер-министром Сибирского правительства П.Я. Дербером, казачьим атаманом Г.М. Семеновым, генеральным консулом в Харбине М.К. Поповым, с российскими послами Б.А. Бахметьевым (Вашингтон), В. Набоковым (Лондон), В.А. Маклаковым (Рим), В.Н. Крупенским (Токио) и Н.А. Кудашевым (Пекин). При помощи начальника военного отдела КВЖД - М.В. Колобова Хорват написал воспоминания, которые впоследствии были переведены на английский язык. По некоторым свидетельствам, документы Д.Л. Хорвата попали в Музей русской культуры через его последнего секретаря - Д.П. Пантелеева. Здесь же имеется личное собрание и самого Пантелеева, включающее документы за 1918 -1942 гг. Целиком посвящена истории Гражданской войны коллекция полковника А.Г.Ефимова. В ней содержатся около 1000 документов, рукописи статей и книг, в том числе о деятельности Приамурского правительства. Лишь часть этого богатства была использована Ефимовым при публикации статей о военном перевороте во Владивостоке в 1921 г. и истории Ижевско-Воткинской стрелковой бригады. Материалы о братоубийственной войне на Дальнем Востоке имеются в коллекциях начальника штаба Оренбургской армии А. Н. Вагина и шанхайского предпринимателя Н. В. Федуленко. В документах первого, кроме того, отложились сведения о его журналистской карьере в 1937 - 1953 гг., в коллекции Федуленко - рукопись написанной им в 1961 г. книги Роль бывших союзников России по отношению к Белому движению В Сибири. При жизни Федуленко смог увидеть только изданную благодаря программе Калифорнийского университета книгу Жизнь русских эмигрантов в Шанхае, а после смерти предпринимателя Н.Л. Слободчиков напечатал отрывок из его архива. Одной из ярких фигур Гражданской войны является член Сибирского и Омского правительств Г.К.Гинс18, перу которого принадлежит изданная еще в период его пребывания в Пекине книга Сибирь, союзники и Колчак. В Соединенных Штатах, куда он переехал в 1941 г., Гинс выступал с публичными лекциями о происходивших в русской колонии событиях культурной и общественной жизни, активно работал как журналист (с 1942 по 1944 г. Гинс состоял редактором сан-франциской газеты Русская жизнь), публиковал статьи в нью-йоркской газете "Новое русское слово". В 1945 - 1954 гг. он был профессором Калифорнийского университета в Беркли, преподавал в Вермонт-колледже, Институте иностранных языков в Монтерес, где читал курс "История русской мысли". С 1955 г. Г.К. Гинс работал в Американском информационном агентстве, откуда в 1964 г. вышел в отставку по болезни. Одно время являлся редактором на радиостанции "Голос Америки", членом правления Кулаевского образовательного фонда, помогал журналу "Русский язык". В 1954 г. Гинс опубликовал книгу ""Советский закон и советское общество("Soviet Law and Soviet Sociel"), но самую большую свою работу "История России как многонациональной империи" (""The history of Russia as a Multinational Empire"), над которой он трудился в последние годы, Гинс так и не завершил. Документы американского периода жизни Гинса отложились в его фонде. Неизвестным страницам истории российской эмиграции в Китае посвящена рукопись (в двух томах) директоpa-распорядителя и совладельца знаменитого торгового дома Чурин и К Н.А. Касьянова под названием "Темные дела почтенных сфер", рассказывающая о тех беззакониях, которые творила японская администрация, национализировавшая компанию. Нашла свое отражение в коллекциях музея тема казачества. Она представлена в документах В.В. Пономаренко. уже п последние годы жизни избранного председателем Обще казачьего союза в Сан-Франциско. В его коллекции хранятся рукописи, дневники (общим объемом 3-4 тыс. листов), рассказывающие о жизни сан-франциской казачьей станицы за 1940 - 1950-е годы. Среди российских эмигрантов, осевших в США, немало было самобытных литераторов, журналистов и поэтов. Этот список, безусловно, возглавляет писатель Г. Д. Гребенщиков, опубликовавший огромное количество произведений, наиболее важными из которых для его творчества является многотомная эпопея ""Чураевы". В Музее русской культуры хранятся его рукописи, переписка, другие документы. Не лишенным дарования был писатель Б.Н. Волков. Его жизнь была полна приключений: выполняя секретные поручения полковника Орлова в Харбине и Министерства иностранных дел в Омске, Волков не раз рисковал собой; в Урге женился на дочери бывшего советника при монгольском правительстве барона П.А.Витте; встреча с бароном Унгерном чуть не стоила ему головы. Волков бежал из-под стражи и поселился в Харбине, где в 1921 г. в десяти номерах газеты "Новости жизни" опубликовал под псевдонимом "Н.Н." свои воспоминания. Уехав в 1925 г. в Америку, Волков написал роман "Царство золотых Будд", сотрудничал с журналами "Рубеж", пражским "Вольная Сибирь" и рядом других изданий. В музее имеются неизданные его мемуары "На чужих берегах", стихи, письма и др. Неопубликованные воспоминания писателя находятся также в Гуверовском институте. Российская эмиграция имела в своих рядах талантливых ученых. К сожалению, о многих из них сохранились лишь разрозненные сведения. Назовем В.Я.Толмачева24 - экономиста, археолога и краеведа, члена обществ русских ориенталистов и изучения Маньчжурского края. В его коллекции хранятся путевые дневники, письма, наброски статей по археологии, геологии и фауне Маньчжурии. Вероятно, кто-то из родственников, переехавших в Америку, передал эти материалы в музей. Коллегой Толмачева был В.В. Поносов. Он также совершил огромное количество научных экскурсий и экспедиций, был деятельным руководителем молодежной организации исследователей-пржевальцев. Впечатляюще выглядит список его научных публикаций - более 30 работ. Разбор материалов его богатейшего личного фонда сделала О.М. Бакич. Известной личностью среди представителей дальневосточной ветви российской эмиграции считается И.Н. Серышев. Он был священником, увлеченным до самозабвения эсперантистом, талантливым журналистом. За свою долгую скитальческую жизнь И.Н. Серышев подготовил большое количество работ на правах рукописи. "Прилагаю и список всех своих изданий, - писал он австралийскому библиографу Хотимскому, - причем синим сбоку подчеркнул те, кои можно купить за наличные, указав сбоку синим карандашом их цену без пересылки. Сообщаю и то, что ликвидирую все, что можно ликвидировать (архив, издания, книги), причем мне все равно, кому их продать, - деньги нужны на продолжение изданий. Некоторые из подчеркнутых изданий имею только в одном экземпляре, кой может в любой момент исчезнуть, будучи кем-либо куплен. Посему, если выберете что для покупки, то сообщите мне, прислав и стоимость покупаемого, тогда я отложу отдельно как проданное, а иначе все последнее исчезнет, ибо у меня часты посетители самые неожиданные, а требования поступают из разных мест, не только из Австралии...". Серышев издал на правах рукописи "Альбом выдающихся и известных личностей России". в Музее русской культуры хранятся его личная переписка, фотографии с негативами (всего около 1000 листов), рукописи работ, много документов по истории российской эмиграции в странах Дальнего Востока.. К сожалению, российские эмигранты с Дальнего Востока так и не смогли издать биографический словарь наиболее известных деятелей эмиграции. Эту попытку предприняла писательница О.А. Морозова, автор известной в те годы книги "Судьба". Первые шаги на пути создания словаря она сделала еще в лагере IRO (International relief organization) на о. Тубабао, куда ей пришлось выехать из Китая. Рукопись так и называлась "Лагерь IRO для русских беженцев, 1949- 1951", Затем она подготовила книгу "Культурные силы эмиграции" Эти неизданные работы вместе с мемуарами и дневниками путешествий писательница передала в Музеи русской культуры. В ее коллекции находится так же огромная переписка, связанная с поиском сведений об известных деятелям эмиграции, немало там и их автобиографий. Существенное место в коллекциях музея занимают архивы различных организаций: Русско-американского исторического общества (1937-1948), Русской православной миссии в Пекине (отчеты и корреспонденция за 1925 -1945 гг.), Русского сельскохозяйственного общества. Русского студенческого общества при Калифорнийском университете в Беркли (в его фонде находятся материалы по истории КВЖД, Амурского казачьего войска, революции и Гражданской войны - 6 архивных ящиков). Общества "Витязи" с документа ми по скаутскому движению, Высшего монархического союза. Ассоциации русских рабочих (1952 - 1957), Общества защиты русских детей (1926 - 1969), Объединения русских шоферов (около 100 документов за 1926 - 1943 гг.), Общества юристов (7 папок за 1941 - 1949 гг.) и других эмигрантских союзов, Бесценными материалами для исследователей являются и газеты, которыми на редкость богаты фонды музея. Среди них: "Вестник Манчжурии", "Заря, "Новая жизнь", "Азия", "Тяныцзинская заря, "Возрождение Азии", "Рубеж", "Рождественский рубеж" и др. В заключение хотелось бы проинформировать читателей. что большое место в музее занимают рукописи и письма А. Амфитеатрова, Л. Андреева, К. Бальмонта, И. Бунина, Я. Грота, А. Куприна, Л. Ремизова, И. Репина, Н. Рериха. Ф. Сологуба, Н. Тэффи, А. Толстой, А. Чирикова, Ф. Шаляпина и других - всего около 100 документов, начиная с 1860 г. В небольшой статье невозможно описать все материалы Музея русской культуры. Описание и приведение в порядок его коллекции продолжается. Вес это бесценное собрание держится на энтузиазме горстки людей, которые все свободное время бескорыстно отдают сохранению документов. Сегодня председателем правления музея является Дмитрий Георгиевич Брауне, выпускник харбинских гимназии им. Ф. Достоевского и восточного факультета Института Св. Владимира. По духовному завещанию владельцев музея все его богатства должны вернуться в Россию. К сожалению, наша многострадальная страна еще не может дать гарантий, что все накопленное эмигрантами сохранится для потомков. Хисамутдинов А. А. 24.06.2002 Хисамутдинов А. А. Музей русской культуры в Сан-Франциско: материалы дальневосточной эмиграции // Отечественные архивы. - 1999. - 5. - С. 22-29 ОписаниеТрагические события 20 века стали причиной того, что десятки тысяч русских устремились за пределы страны в поисках лучшей доли. Было несколько волн эмиграции, которые образовали значительные русские общины в разных странах – в Аргентине, Канаде, Австралии и Америке. И если говорить об Америке, то одна из самых многочисленных русских общин находится в Сан-Франциско – эмигрантов из России и их потомков здесь даже больше, чем в Брайтон – Бич, где тоже проживает немалое количество русскоязычных. Надо отдать должное русским эмигрантам в Сан-Франциско – большинство из них уехали в Америку не от лучшей жизни – вспомните драматические события Гражданской войны и Второй Мировой войны, однако, эти люди нашли в себе силы не только преодолеть трудности, но и не забыть Родину, ее историю, язык и культуру. Репетитор по русскому языку здесь востребован, так как потомки эмигрантов хотят учить и знать родной язык. Показать больше Музей-архив Русской Культуры (Museum of Russian Culture) при Русском Центре в Сан-Франциско (Russian Center of San Francisco) основан теми, кто покинул Россию в результате Гражданской Войны 1917–1922 годов и был организован в 1948 году Петром Филаретовичем Константиновым с целью систематического сбора и спасения ценных документов об истории России и истории эмиграции. Музей ставил своей задачей собирать мемуары, книги, газеты, журналы, а также общественные и частные архивы русской эмиграции. Первоначально в музее были образованы отделения: а) выставочный зал; б) библиотека; в) периодических изданий; г) архив.
В фондах хранятся архивные материалы и документы, несколько тысяч книг на русском языке, в том числе эмигрантских изданий. Коллекция периодических изданий насчитывает более 1000 наименований. Часть периодических изданий и книг из коллекции Музея-архива была микрофильмирована в рамках совместного проекта с библиотекой Калифорнийского университета в Беркли в 1985 году. Архивное собрание включает в себя:
Значительное место в собрание Музея документы гражданской войны, начало собиранию которых положил, Анатолий Стефанович Лукашин, возглавивший Музей, после смерти Константинова в 1954 году. Он собирал биографические материалы участников гражданской войны: П.В. Вологодского, М.К. Дитерихса, В.О. Каппеля. Д.Л. Хорвата, А.В. Колчака, С.С. Толстова, О.В. Старка и других, которые теперь хранятся в его личном фонде. В Русский Центр Сан-Франциско (Russian Center of San Francisco) кроме Музея русской культуры входят также ежедневная газета на русском языке Russian Life Daily Newspaper и русская библиотека Russian Library. Ныне в Сан-Франциско действует Русский центр, издаются печатные и электронные издания, действуют литературные кружки, но самой интересной достопримечательностью можно назвать Музей Русской Культуры в Сан-Франциско. Этот музей, точнее его коллекция, представляет собой настоящее сокровище для историков – здесь хранится огромное количество старинных документов, газет, книг и изданий, так или иначе связанных с историей русской эмиграции, с историей Белого движения и другими значимыми событиями русской истории. В музее можно увидеть письма и рукописи А.В. Колчака, И. Бунина, И.Репина, Ф.Шаляпина, Н.Рериха и других известных людей. И пусть на первый взгляд музей и его интереснейшая экспозиция не вызовет восторга, но если присмотреться к экспонатам и прочитать надписи, то можно ощутить все те страдания, которые переживали люди, вынужденные покинуть родную землю, можно почувствовать тепло сердец тех людей, которые помнили, что они русские после десятилетий, проведенных на чужбине.
Адрес: 2450 Sutter Street, San Francisco, CA 94115, USA Мелихов Г.В., Шмелев А.В. Документы эмиграции Дальнего Востока в фондах Музея русской культуры Русского центра в Сан-Франциско // Россика в США: Сборник статей (Материалы к истории русской политической эмиграции; вып. 7) - М.: Институт политического и военного анализа. - 2001. - С. 186-204 Документы эмиграции Дальнего востока в фондах Музея русской культуры Русского центра в Сан-Франциско Одной из важнейших особенностей, отличающих российские эмигрантские сообщества в разных странах рассеяния было стремление создать объединяющие и способствующие сохранению
их культурной и этнической общности организации-центры. В Маньчжурии это был вначале Комитет помощи русским беженцам (Беженский комитет), затем Дальневосточное объединение
эмиграции во главе с Д.Л. Хорватом, позднее Бюро по делам российских эмигрантов. В Шанхае Комитет защиты прав и интересов русских эмигрантов. То же, только с большим уклоном
в культуру, происходило в США и Австралии, а также в Израиле. А) Способствовать распространению русской культуры среди американцев русского происхождения, американцев, интересующихся русской историей, и широкой публики в целом; А) Выставочный зал; Богатейшие фонды Музея русской культуры в Сан-Франциско охватывают, пожалуй, все важнейшие этапы русской истории новейшего времени. Особенно широко представлены документы
и материалы русской эмиграции Дальнего Востока. Этому есть логичное объяснение. Последняя крупная волна русской эмиграции в Америку была связана с эвакуацией в 1948 г. из
Циндао и Шанхая на Филиппины (остров Тубабао (Самар) большой группы русских беженцев (подробнее см. об этом Мелихов Г.В. Указ соч., с. 116-117), большинство из которых составляли
бывшие жители Харбина и Маньчжурии в целом. Эти харбинцы и шанхайцы, имевшие большие навыки общественной работы в различных русских организациях и сумевшие сохранить свои
архивы, и стали и в Америке активными сотрудниками Русского центра и Музея русской культуры. ПРИМЕЧАНИЯ 1.Слава Хвала Честь. Юбилейный сборник, посвященный 25-летию основания Русского Центра в Сан Франциско С.Ш.А. - Сан-Франциско, /1964/. С.1-ХП, 1-66; Слободчиков Н.А., ред.
Museum of Russian Culture Хранилища памятников культуры и истории Зарубежной Руси. Сан-Франциско. Б.г. С.1-128; Наиболее полный очерк по его истории принадлежит Бакич О.
Музей русской культуры в Сан-Франциско. Наше пятидесятилетие // Россияне в Азии, Торонто. 1998, 5. С.261-274. Отдельный оттиск с заголовком на английском языке MUSEUM of
Russian Culture INC. San Francisco, б.г. С. 1-П, 1-12 (далее MUSEUM); см. также Хисамутдинов А. Музей русской культуры в Сан-Франциско: материалы дальневосточной эмиграции.
Отечественные архивы. Москва, 1999, 5. С.22-29. ОПИСЬ ФОНДА Н.В.БОРЗОВА В МУЗЕЕ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ В САН-ФРАНЦИСКО Николай Викторович Борзов (26 1У 1871 ст. ст., Глазов Вятской губ. 25 Х1 1955, Беркли. США), педагог и общественный деятель. ОПИСАНИЕ СЕРИЙ Ящики, : ОПИСЬ ЯЩИКОВ Ящик 1 БИОГРАФИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ, 1920-1979 Папки 1-2 Приветственные адреса от учащихся 1-го Харбинского русского реального училища, 1930.См. также Тематические документы: 1-е ХРРУ Борзов, Виктор Николаевич. Переписка
Общая и не идентифицированная, 1925-1926 ПЕРЕПИСКА, 1902-1975. Включает переписку членов семьи Борзова. Официальная переписка Борзова как директора или члена различных русских организаций находится
в: Тематические документы, под заглавием Организации Папки 1- 28 содержат переписку со следующими организациями и лицами: Национальная организация русских разведчиков, 1939-1941 Никитин, Павел. См. Восход; Николашин, Г.В.,
1934-1955 и б.д.; Нойес, Джордж и Флоренс, 1928-1953. Приложены в том числе: некролог Джорджа Нойес, письмо с рекомендацией Борзову и голограф Дж. Нойеса, озаглавленный Моя
жизнь в Императорском Санкт-Петербургском университете, 1898-1900, б.д. См также Тематические документы Американская Ассоциация преподавателей славянских и восточно-европейских
языков; Общество русских ветеранов Великой войны, 1932-1955; Окулич, Иосиф, 1936 и б.д.; Панина, Софья, графиня, 1951; Общество им. Пушкина в Америке, 1936-1954. См. также
Тематические документы: Пушкин, Александр Сергеевич; Рябушинский В.П., 1952; Романовский, Сергей, князь, 1951; Седых, Михаил Д., 1940-1945; Семчевская, Елена Васильевна, 1946-1954
и б.д. В том числе фотография Е.В.Семчевской; Шапиро, Лазарь Соломонович и Надежда, 1925-1932 и б.д.; Славянский Союз в Калифорнии, 1933-1934; Струве, Глеб Петрович, 1948-1949;
Суворов А.Е., б.д.; Сыробоярский А., 1941 и б.д.; Тальберг Николай Д., 1949; Тарсайдзе, Александр, 1947-1952; Тэффи Н., 1951 и б.д.; Цуриков, Н.А., 1937-1953; Туманов, Е.,
б.д.; Восход (Павел Никитин), 1936-1950 и б.д. Включает приложения и фотографии; Всероссийская фашистская партия. Калифорнийский отдел, 1935-1938 и б.д.; Зандер, Л.А., 1920-1947;
Зарубежный союз русских военных инвалидов. Главное правление, 1948; Заверьялов, И., 1928-1975; Желтен, Елена Андреевна, 1954 и б.д. См. также Тематические документы: Общество
помощи и покровительства русским детям, Калифорнийский отдел; смесь, пустые конверты,
Выступления и работы, 1922-1944 и б.д. Русское национальное студенческое общество, 1920-1978. Эта серия содержит материалы РНСО, которым руководил сын Борзова Виктор Николаевич, председатель
этой организации. Основная часть материалов датируется первой половиной 20-х годов. Студенты (члены и не члены) Папки 1-8 Финансовые документы, 1925-1939 Папки 1-6 Квитанционные книжки, 1922-1925 Папки 1-2 То же, 1926-1941. Заявления Заявления о вступлении в члены. Протоколы заседаний Папка 1 Печатные материалы Русский медведь Документы фонда взаимной помощи. См. также Финансовые
документы
Папка 1 Общее. Организационные документы и черновики постановлений Папки 1-2 То же. 1934-1935 гг. Папка 13 Объявления
14 Газетные вырезки, Включают статьи и письма Борзова редактору в связи с Днями русского ребенка
Переписка Папка 5 Программы
Публикации День русского ребенка Папка 3 Осоргин Михаил Живой мир, б.д., машинопись Приход православной церкви, Сан-Франциско, Калифорния. См. Св.-Троицкий кафедральный собор Объединенный комитет русских национальных организаций. Газетные вырезки, переписка, финансовые декларации и прочий материал, связанный с деятельностью
Н.В.Борзова в качестве директора/президента этой организации Папки 1-3 Общие материалы Папки 1-2 Учебные материалы Ящик 22 Папка 1 Оборудование Пушкин, Александр Сергеевич. Материалы, связанные с празднествами в его честь, организованные Н.В.Борзовым или с его участием, в 1937 и 1949 гг.
См. также Переписку: Общество им. Пушкина в Америке Папка 1 Ракитин, Сергей С. Газетные вырезки Папка 1 Письма от перемещенных лиц в Европе с просьбами о помощи своим детям, 1947-1948. Папка 1 Школьные празднования Рождества, 1932-1933 Папка 1 Общие материалы Папка 1 США, продолжение Папка 1 Русско-американский союз защиты и помощи русским вне России, Нью-Йорк. Газетные вырезки и листовки Папки 1-5 Журналы Папки 1-2 Газеты Крупногабаритные документы, 1921-1973. Гроссбухи, альбомы газетных вырезок, разное Папки 1-2 Памятные вещи и предметы, б.д. Доска с названием и диаграммы 1-го Харбинского русского реального училища |
Читайте: |
---|
Популярное:
Новое
- К чему снится клещ впившийся в ногу
- Гадание на воске: значение фигур и толкование
- Тату мотыль. Татуировка мотылек. Общее значение татуировки
- Что подарить ребёнку на Новый год
- Как празднуют день святого Патрика: традиции и атрибуты День святого патрика что
- Как научиться мыслить лучше Я не умею быстро соображать
- Эти признаки помогут распознать маньяка Существует три способа достижения абсолютной власти
- Как спастись от жары в городской квартире
- Слова благодарности для учителей: что написать в открытке любимому педагогу?
- Слова благодарности для учителей: что написать в открытке любимому педагогу?