Разделы сайта
Выбор редакции:
- Гадание в новый год для привлечения денег Как правильно гадать на новый год
- К чему снится клещ впившийся в ногу
- Гадание на воске: значение фигур и толкование
- Тату мотыль. Татуировка мотылек. Общее значение татуировки
- Что подарить ребёнку на Новый год
- Как празднуют день святого Патрика: традиции и атрибуты День святого патрика что
- Как научиться мыслить лучше Я не умею быстро соображать
- Эти признаки помогут распознать маньяка Существует три способа достижения абсолютной власти
- Как спастись от жары в городской квартире
- Слова благодарности для учителей: что написать в открытке любимому педагогу?
Реклама
"Нравственные уроки сказок. Татарская народная сказка "Три дочери"" план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему |
Уважаемые родители, очень полезно читать сказку "Три сестры (Татарская сказка)" деткам перед сном, чтобы хорошее окончание сказки их радовало и успокаивало и они засыпали. История происходит в далекие времена или "Давным-давно" как говорится в народе, но те трудности, те препятствия и затруднения близки и нашим современникам. Все образы просты, обыденны и не вызывают юношеского непонимания, ведь мы сталкиваемся с ними ежедневно в нашем быту. Небольшое количество деталей окружающего мира делает изображающийся мир более насыщенным и правдоподобным. Увенчано успехом желание передать глубокую моральную оценку действий основного персонажа, побуждающее переосмыслить и себя. Здесь во всем чувствуется гармония, даже негативные персонажи они, словно являются неотъемлемой частью бытийности, хотя, конечно выйдя за границы приемлемого. Поразительно то, что сочувствием, состраданием, крепкой дружбой и непоколебимой волей, герою всегда удается разрешить все беды и напасти. Сказка "Три сестры (Татарская сказка)" читать бесплатно онлайн можно бесчисленное количество раз, не потеряв при этом любви и охоты к данному творению. Ж ила — была женщина. День и ночь она работала, чтобы накормить и одеть трёх своих дочерей. И выросли три дочери быстрые, как ласточки, лицом похожие на светлую луну. Одна за одной вышли замуж и уехали. Прошло несколько лет. Тяжело заболела старуха мать, и посылает она к своим дочерям рыжую белочку. — Скажи им, дружок, чтобы ко мне поспешили. — Ой, — вздохнула старшая, услышав от белочки печальную весть. — Ой! Я бы рада пойти, да мне надо почистить эти два таза. — Почистить два таза? — рассердилась белочка. — Так будь же ты с ними вовек неразлучна! И тазы вдруг вскочили со стола и обхватили старшую дочь сверху и снизу. Она упала на пол и уползла из дома большой черепахой. Постучалась белочка ко второй дочери. — Ой, — отвечала та. — Я сейчас побежала бы к матери, да очень занята: надо мне к ярмарке холста наткать. — Ну и тки теперь всю жизнь, никогда не останавливаясь! — сказала белочка. И вторая дочь превратилась в паука. А младшая месила тесто, когда белочка постучала к ней. Дочь не сказала ни слова, даже не обтерла рук, побежала к своей матери. — Приноси же ты всегда людям радость, моё дорогое дитя, — сказала ей белочка, — и люди будут беречь и любить тебя, и детей твоих, и внуков, и правнуков. И правда, третья дочь жила много лет, и все её любили. А когда пришла пора ей умереть, она превратилась в золотую пчёлку. Всё лето день — деньской собирает пчёлка мёд людям… А зимою, когда всё вокруг гибнет от холода, пчёлка спит в тёплом улье, а проснётся — ест только мёд и сахар.
Вот прошел год, другой, третий. И случилось так, что заболела мать. Вот и просит она белку, которая жила в лесу неподалеку: — Белка, белка, позови ко мне моих дочерей! Белка сразу же побежала выполнять просьбу. Прибежала белка к старшей дочери, постучала в окно. — Ой,— сказала старшая дочь, выслушав белку.— Я сразу бы к маме побежала, да вот тазы надо чистить. А она и вправду тазы чистила. — Ах так,— рассердилась белка,— тогда и не расставайся вовек со своими тазами! Только сказала — вмиг захлопнулись тазы, и превратилась старшая дочь в черепаху. А белка тем временем к средней дочери прибежала. Рассказала ей печальную весть о матери. — Эх, побежала бы я к маме, да вот холст надо к ярмарке доделать. А она и вправду холст ткала. — Ах так,— рассердилась белка,— ну, тогда всю свою жизнь только это и делай, холсты тки! Сказала так, и средняя дочь мигом в паука превратилась. А когда белка в окошко к младшей дочери постучала, та тесто месила. Как услышала она, что матери плохо, руки вытереть не успела — побежала к ней. — Доброе у тебя сердце,— сказала белка.— Так пусть же и люди к тебе добрыми всегда будут. Живи, милая, счастливо и людей делай счастливыми! И люди будут любить тебя и добро твое никогда не забудут. Так оно и стало. Три дочери. Татарская народная сказкаВосточная сладость чак-чак – это национальное татарское и башкирское блюдо, представляющее собой десерт из теста со сладкой заливкой. Этот своеобразный торт можно приготовить с медом, орехами, сгущенкой, сахаром и даже шоколадом. Существует несколько вариаций приготовления чак-чака, но по сути они отличаются друг от друга лишь внешним видом. Татарский и башкирский чак-чак обычно делается из шариков теста, а казахский и таджикский – из продолговатых полосок, напоминающих вермишель. Для того, чтобы приготовить чак-чак по-татарски необходимо разделить процесс на 2 этапа: замес теста и приготовление карамельной начинки. Ингредиенты: Приготовление: Подобный рецепт блюда достаточно трудоемкий и на его приготовление уходит 1,5-2 часа. Процесс можно облегчить, если сделать чак-чак по-татарски вдвоем: один шинкует лапшу, а другой – ее обжаривает. Башкирский чак-чак Этот рецепт чак-чака отличается особенностью приготовления теста для лапши, сироп готовится аналогичным способом с татарским чак-чаком. Ингредиенты: Приготовление: Украсить башкирский чак-чак можно измельченными сухофруктами, орехами, монпасье, тертым шоколадом. Причем, все это можно добавлять в блюдо и при смешивании теста и сиропа. Чак-чак со сгущенкой В этом рецепте приготовления чак-чака используется уже готовая сладкая заливка. Ингредиенты: Приготовление: Полученное блюдо надо оставить для пропитки на 1 час (лучше на сутки) – тогда чак-чак со сгущенкой будет вкуснее. Приготовить вкусный чак-чак под силу даже малоопытному кулинару, а полученный быстрый торт порадует вкус даже избалованных сладкоежек. Предмет : литературное чтение Класс : 2 Тема урока: «Нравственные уроки сказок. Татарская народная сказка «Три дочери». Цели урока: объяснять нравственное содержание прочитанного, соотносить поступки героев с нравственными нормами Планируемые результаты: Предметные :
Личностные:
Тип урока: комбинированный урок Оборудование: учебник Свиридовой В.Ю., Чураковой Н.А. «Литературное чтение» 2 кл. 2 ч. стр.19-21, презентация.
Любовь Владимировна Волкова
Программное содержание. Познакомить детей с татарским народным творчеством . Учить детей чувствовать и понимать характеры персонажей, воспринимать своеобразие построения сюжета, замечать жанровые особенности композиции и языка сказки и рассказа ; учить детей передавать свое отношение к персонажам. Способствовать воспитанию у детей потребности совершенствовать добрые поступки, стремление делать добрые дела. Воспитывать любовь к обычаям и традициям татарского народа . Материал. Панно плоскостного изображения : дома, деревья, мать, три дочери , белочка. Игрушки : таз, паук, пчелка. Раскраски с изображением героев сказки : пчелка, паук, белочка, черепаха. Цветные карандаши. Предварительная работа. Знакомство детей с русскими народными , мордовскими, нанайскими сказками . Рассматривание иллюстраций к сказкам , просмотр мультфильмов по сказкам . Разбор, рисование сказок с детьми , раскрашивание раскрасок по сказкам . Воспитатель. – Дети, какое у вас сейчас настроение? Дети. – Хорошее. Воспитатель. - Тогда давайте все хорошее соберем в ладошки, сожмем крепко кулачки, а потом разожмем и подуем на ладошки, пошлем всем заряд бодрости и хорошего настроения. (Дети садятся на стульчики.) Ребята, раз у вас у всех хорошее настроение, тогда у меня к вам вопрос : скажите, пожалуйста, вы любите сказки ? Дети. -Да-а. Воспитатель. - А какие сказки и сказки каких народов вы знаете ? (Воспитатель выслушивает ответы детей.) Воспитатель. - Дети, как хорошо, что я сегодня к вам пришла. А пришла я не одна, я вам сказку принесла . Занавес открываем, сказку начинаем . Здесь много картинок, про кого эта сказка мы узнаем об этом , если соберем всю картину целиком. (Воспитатель вместе с детьми раскладывают плоскостные атрибуты сказки и рассматривают помещенные на доске : дом, деревья, белочку, фигуру взрослой женщины и трех дочерей .) Воспитатель. - Дети, какие ласковые слова вы говорите своей маме? Дети. - Добрая, любимая, красивая, милая, дорогая и т. д. Воспитатель. - Мамы всегда заботятся о своих детях, правда, иногда мама и поругает, но потом обязательно приласкает. Есть такая пословица : «Материнская ласка конца не знает» . А ведь дети не всегда бывают заботливыми по отношению к своим мамам! Послушайте татарскую сказку «Три дочери » , а потом расскажите, кто из дочерей любил свою маму по-настоящему. Татарская народная сказка «Три дочери » Жила-была женщина. День и ночь она работала, чтобы накормить и одеть своих дочерей . И выросли три дочери быстрые , как ласточки, лицом похожие на светлую луну. Одна за одной вышли замуж и уехали. Прошло несколько лет. Тяжело заболела старуха мать, и посылает она к своим дочерям рыжую белочку . Скажи им, дружок, чтобы ко мне поспешили. Ой, - вздохнула старшая, услышав от белочки печальную весть. – Ой! Я бы рада пойти, да мне надо почистить эти два таза. Почистить два таза? – рассердилась белочка. – Так будь же ты с ними вовек неразлучна! И тазы вдруг вскочили со стола и обхватили старшую дочь сверху и снизу. Она упала на пол и уползла из дома большой черепахой. Постучалась белочка ко второй дочери . Ой, - отвечала та. – Я сейчас побежала бы к матери, да очень занята : надо мне к ярмарке холста наткать. Ну и тки теперь всю жизнь, никогда не останавливаясь!- сказала белочка . И вторая дочь превратилась в паука. А младшая месила тесто, когда белочка постучала к ней. Дочь не сказала ни слова , даже не обтерла рук, побежала к своей матери. Приноси же ты всегда людям радость, мое дорогое дитя, - сказала ей белочка , - и люди будут беречь и любить тебя, и детей твоих, и внуков, и правнуков. И правда, третья дочь жила много лет, и все ее любили. А когда пришла пора ей умереть, она превратилась в золотую пчелку. Все лето день-деньской собирает пчелка мед людям… А зимою, когда все вокруг гибнет от холода, пчелка спит в теплом улье, а проснется – ест только мед и сахар. Воспитатель задает вопросы детям : Понравилась ли сказка ? Чем? Почему? О ком эта сказка ? А еще о ком? Кто из героев больше всего понравился? Почему? Что было вначале сказки ? Что потом? Как любила мать своих дочерей ? За что наказала белочка старших дочерей ? Как можно сказать о них ? Как наградила белочка младшую дочь? Какими словами можно сказать о ней ? Как вы думаете, почему младшая дочь превратилась в пчелку, а не в зайца или ежика? Подумайте, всегда ли вы по-доброму относитесь к своим мамам. (Воспитатель выслушивает ответы детей) Воспитатель. - Дети, хотите познакомиться с татарской игрой «Тимербай» . Дети. – Да. Воспитатель. – Тогда вставайте, возьмитесь за руки и сделайте круг. Выбирают водящего - Тимербая. Дети берут жетончики из корзины, у кого на жетончике изображение мальчика тот ребенок становится в центре круга. Воспитатель вместе с детьми идут по кругу и говорят слова : Пять детей у Тимберая, Дружно, весело играют. В речке быстрой искупались, Хорошенечко отмылись И красиво нарядились. И ни есть, ни пить не стали, Друг на друга поглядели, Сделали вот так! С последними словами вот так водящий делает какое-нибудь движение. Все должны повторить его. Затем водящий выбирает другого ребенка вместо себя. (После игры дети садятся на стульчики) Воспитатель. А сейчас я вам предлагаю инсценировку этой сказки . Выбираются дети на роли старшей, средней и младшей дочерей , белочки и автора; Дети по желанию выбирают жетончики с изображением героя сказки , которую будут исполнять. Воспитатель надевает им татарские атрибуты – тюбетейки. Один из детей говорит слова автора, другие исполняют выбранные ими роли. Воспитатель. Дети, пчелки очень понравилось, как вы внимательно слушали сказку , ваши высказывания и рассуждения . За это она вам решила доставить радость, и дарит раскраски с изображением разных героев сказки . Воспитатель предлагает детям выбрать понравившуюся раскраску и красочно раскрасить. Затем работы детей помещаются на магнитной доске, воспитатель благодарит детей за творчество. Воспитатель. Ребята, сегодня вы узнали татарскую сказку «Три дочери » , встретились со сказочными героями . Я хочу, чтобы вы никогда не расставались со сказками и умными , добрыми книгами. Публикации по теме: Тема занятия: «Дружбой надо дорожить». Программное содержание: Продолжать приучать детей слушать сказки стихотворения, эмоционально воспринимая. Конспект ООД по ознакомлению с художественной литературой. Стихотворение Л. Поповской «В зимнем лесу» ЗАУЧИВАНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ Л. ПОПОВСКОЙ «В ЗИМНЕМ ЛЕСУ» ЦЕЛЬ: Помочь детям запомнить и выразительно читать стихотворение. Конспект ООД по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе. Тема: Чтение рассказа в. Осеевой «Волшебное слово». Программные задачи: Познакомить ребят с новым рассказом. Углубить знания ребят о доброте,. Конспект открытого занятия во второй младшей группе по ознакомлению с художественной литературой по сказке «Рукавичка» Конспект открытого занятия во второй младшей группе по ознакомлению с художественной литературой сказки «Рукавичка». Цели: Закрепить умение. Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой для детей средней группы «Путешествие в мир сказок» Программное содержание: продолжить работу по формированию интереса к сказкам. Учить узнавать сказки по отдельным фрагментам из них; вызвать. Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой: «Волк и семеро козлят» Государственное казенное учреждение социального обслуживания Краснодарского края «Отрадненский СРЦН» Конспект занятия по ознакомлению. «К. И. Чуковский «Айболит». Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой Конспект образовательной деятельности по речевому развитию (чтение художественной литературы) Тема: К. И. Чуковский «Айболит» Цель: продолжать. Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой Конспект занятия в перовой младшей группе по развитию речи и ознакомление с художественной литературой. Ознакомление с художественной литературой. Русская народная сказка «Царевна-лягушка» (подготовительная группа) Программное содержание: Учить воспринимать образное содержание произведения; закреплять знания о жанровых, композиционных, языковых особенностях. Занятие по ознакомлению с художественной литературой: Русская народная сказка «Теремок» Занятие по ознакомлению с художественной литературой: Русская народная сказка «Теремок». Цель: Учить детей эмоционально воспринимать содержание. Библиотека изображений: Жамбылская область, Таласский район, г. Каратау средняя школа имени М. Ауэзова. Учитель начальных классов Маркечко Полина Васильевна Урок литературного чтения во 2 классе. Тема: Татарская народная сказка «Три дочери». Цель: познакомить учащихся с татарской народной сказкой «Три дочери» Задачи: учить слушать и понимать прочитанное произведение, отвечать на вопросы к тексту, анализировать и делать выводы; воспитывать любовь и уважение к близким людям, чувство долга перед матерью, умение приходить на помощь по первой просьбе. Ожидаемый результат: ученики проанализируют поведение трёх дочерей, сделают выводы, определят основную идею сказки. Оборудование к уроку: презентация со слайдами, листы ватмана и маркеры для групповой работы, на доске – эссе с портретами мам учащихся, жетоны для оценивания. Структура урока. 1. Психологический настрой на урок (слайд 2) Если у вас хорошее настроение, потопайте ногами. Если у вас есть кошка, погладьте себя по голове. Если вы любите шоколад, оближите губы Если вы любите школу, похлопайте в ладоши. Если вы хотите получить удовольствие от урока, будьте внимательны и активны. За хорошие и правильные ответы вы будете получать звёздочки, что поможет вам узнать о своей активности на уроке. Желаю всем удачи. 2. Актуализация опорных знаний: «Узнай сказку» (слайд 3). Предложить посмотреть отрывок из сказки «Айога». Назвать героев сказки. Инсценировка отрывка из сказки учащимися под звуки нанайского народа (слайд 4). Вспоминаем (слайд 5): Чем закончилась сказка? Почему у сказки такой конец? Чему учит нас эта сказка? Какие пословицы о маме вы знаете? (Домашнее задание). 3. Сообщение темы урока (слайд 6). Сегодня на уроке мы познакомимся с татарской народной сказкой «Три дочери». 4. Первичное восприятие сказки – прослушать аудиозапись (слайд 7). (Дети слушают сказку и следят по книге). 5. Порассуждаем. Какое настроение вызвала у вас эта сказка? Кого вам стало жалко? Почему? Что бы вы сделали на месте белочки? Как бы вы поступили? Или вы не стали бы ничего делать? Почему? 6. Чтение сказки учащимися (жужжащее чтение). 7. Анализ сказки по вопросам (слайд 10). Легко ли женщине было растить своих дочерей? Найдите в сказке строчки, где об этом говорится, и прочитайте. Чем сёстры похожи, а чем отличаются друг от друга? Как вы понимаете такие выражения: «быстрые, как ласточки», «лицом похожие на светлую луну». Ласточки очень трудолюбивы, целый день летают они в поисках мошек, хлопочут, полёт у них быстрый, стремительный. Дочери, как ласточки, трудились целый день без устали, работали быстро, весело, всё умели делать. У народов Востока луна – это один из символов красоты. Лицо красавицы часто сравнивали с луной: «лицом похожая на светлую луну» - значит, очень красивая. Девочкам нередко давалось имя Айсулу, что значит «лунная красавица». На какую дочь вы бы хотели быть похожими? Почему? Уважительными был причины у старшей и средней дочери, чтобы не пойти к больной матери? Чему учит сюжет этой сказки? 8. Работа в группах (слайд 11). Составьте портреты трёх дочерей, расскажите о них. Динамическая пауза (музыкальная разминка). Презентация работ группами. Рефлексия (слайд 12). Упражнение «Добрые слова» Напишите на сердечках три ласковых слова, которые вы бы сказали маме. 12. Оценивание (слайд 13). |
Читайте: |
---|
Популярное:
Новое
- К чему снится клещ впившийся в ногу
- Гадание на воске: значение фигур и толкование
- Тату мотыль. Татуировка мотылек. Общее значение татуировки
- Что подарить ребёнку на Новый год
- Как празднуют день святого Патрика: традиции и атрибуты День святого патрика что
- Как научиться мыслить лучше Я не умею быстро соображать
- Эти признаки помогут распознать маньяка Существует три способа достижения абсолютной власти
- Как спастись от жары в городской квартире
- Слова благодарности для учителей: что написать в открытке любимому педагогу?
- Слова благодарности для учителей: что написать в открытке любимому педагогу?