Разделы сайта
Выбор редакции:
- Гадание в новый год для привлечения денег Как правильно гадать на новый год
- К чему снится клещ впившийся в ногу
- Гадание на воске: значение фигур и толкование
- Тату мотыль. Татуировка мотылек. Общее значение татуировки
- Что подарить ребёнку на Новый год
- Как празднуют день святого Патрика: традиции и атрибуты День святого патрика что
- Как научиться мыслить лучше Я не умею быстро соображать
- Эти признаки помогут распознать маньяка Существует три способа достижения абсолютной власти
- Как спастись от жары в городской квартире
- Слова благодарности для учителей: что написать в открытке любимому педагогу?
Реклама
Особенности античной трагедии. Человек и рок в античной трагедии Рок и судьба в античной трагедии |
Билет 35. Новаторство Софокла. тема рока в трагедии «ЭДИП-ЦАРЬ»СОФОКЛ - греческий поэт, драматург и общественный деятель; жил и творил в Афинах, дружил с Периклом и Фидием. В 443 г. С. был казначеем Афинского морского союза, в 441-440 гг. - стратегом. Годы зрелости С. относятся к эпохе расцвета афинской рабовладельческой демократии. Вначале он примыкал к вождю аристократической партии Кимону, но, сблизившись с Периклом, стал разделять его взгляды. С. приписывали свыше ста драматических произведений, однако полностью сохранилось только семь: «Электра», «Царь Эдип», «Эдип в Колоне», «Антигона», «Филоктет», «Трахинянки» и «Аякс»; кроме того, до наших дней дошел большой отрывок драмы «Следопыты». Особой известностью пользовалась и пользуется трагедия «Царь Эдип». В творчестве С. нашли свое отражение черты полисной идеологии: патриотизм, сознание общественного долга, вера в силу человека. После смерти драматурга его чтили наравне с Гомером и Эсхилом; сорок лет спустя афинский оратор Ликург провел закон о сооружении бронзовой статуи Софокла и о хранении выверенных текстов трагедий Эсхила, Софокла и Еврипида в общественном месте. Софокл был новатором: он не всегда следовал классической форме трилогии и ввел на сцену третьего актера. Мастерство Софокла проявилось, как в его умении организовать диалог персонажей, так и в выборе сюжетной линии. Софокл известен своей своеобразной драматической иронией - персонаж по авторскому замыслу сам не осознает истинного - скрытого - смысла произносимых им слов, в то время как его прекрасно понимают зрители. Из-за этого искусного "несоответствия" возникает психологическое напряжение - начало катарсиса. Особенно сильно этот эффект проявляется в трагедии "Эдип-царь". Софоклом восхищается Аристотель в "Поэтике" и говорит, что его персонажи очень похожи на реальных людей, только лучше их. По мнению Аристотеля, Софокл изображает людей такими, какими они должны быть, в то время как Еврипид изображает их такими, какие они есть на самом деле. Софокл -- великий греческий драматург, подаривший нам одно из самых восхитительных произведений человеческой цивилизации -- трагедию “Царь Эдип”. В центре сюжета стоит человек, определяя тему трагедии -- тему нравственного самоопределения личности. Софокл раскрывает перед нами вопрос вселенского масштаба: кто вершит судьбу человека -- боги, или же он сам? В поисках ответа на этот вечный вопрос герой трагедии Эдип ушёл из родного города, практически обрекая себя на верную гибель. Боги предрекли ему убить своего отца и жениться на своей матери. Он нашёл, как ему казалось, верное решение: уйти из родного дома. Но Эдип, увы, не понял самого главного: боги определяют лишь общий облик судьбы человека, её направление, одну из возможных гипотетических версий будущей реальности. Всё остальное зависит только от самого человека, от его личности, от того, что в нём сокрыто. Своим пророчеством боги Олимпа указали Эдипу, что он способен убить отца и жениться на матери, и именно поэтому он должен быть постоянно начеку, не давая вырваться тем поистине страшным способностям, которые в нём заключены. Но он принял всё буквально и не увидел той истины. И только в самый последний момент, в момент духовного прозрения он понимает, каким слепцом он был тогда, и в знак этого выкалывает себе глаза. Тем самым он выражает главную идею трагедии: не боги вершат судьбу человека, но он сам. Рок, неотвратимость -- ничто по сравнению с человеком, понимающим и осознающим свою нравственную и духовную сущность. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Справочные издания Ботвинник, М.Н Мифологический словарь / М.Н. Ботвинник, Б.И. Каган, М.Б. Рабинович. – М.,1985. Зарубежные писатели: биобиблиогр. слов.: в 2-х ч. / под ред. Н. П. Михальской. – М.: Просвещение, АО «Учебная литература», 1997. Краткая литературная энциклопедия: В 9 т. / под ред. А.А. Суркова. Литературная энциклопедия терминов и понятий / под ред. А.Н. Николюкина. – С.-П., 2001. Мифы народов мира: Энциклопедия. В 2ч./ под ред. Токарева С.А. – М., 1994. Руднев В. П. Словарь культуры ХХ века. Ключевые понятия и тексты. – М.: Искусство, 1997. Словарь литературоведческих терминов / Ред.- сост. Л.И. Тимофеев, С.В. Тураев. - М.: «Просвещение», 1974. Современный словарь-справочник по литературе / Сост. и науч. ред. С. И. Кормилов. – М.: Наука 1999. Интернет ресурсы 1. «Журнальный зал»: http://magazines.russ.ru 2. Библиотека кафедры истории зарубежной литературы МГУ: http://www.philol.msu.ru 3. Российский филологический портал: http://www.philology.ru 4. Сайт поэтических переводов: http://www.vekperevoda.com 5. Электронная библиотека Максима Мошкова: http://lib.ru 6. Единое окно доступа к образовательным ресурсам http://window.edu.ru Учебник по всему курсу «история зарубежной литературы» Луков Вл. А. История литературы: Зарубежная литература от истоков до наших дней: Учебн. пособие для студентов высш. учеб. заведений. / Вл. А. Луков. – 6-е изд., стер. - М., Издательский центр «Академия», 2009. - 512 с. Античная литература Учебные пособия· Античная литература: Учебник для студентов пед. ин-ов/ Под ред. А.А. Тахо-Годи. – Изд. 5-е, доработ. – М.: ТОО «ЧеРо», 1997. Тронский И.М. История античной литературы. – Изд. 5-е. – М.: Высш. школа, 1988. Тексты Гомер. Илиада. Одиссея. – 1 по выбору (можно по хрестоматии). Эсхил . Прометей Прикованный. Софокл. Эдип-царь Еврипид . Медея. Аристофан . Мир. Облака. Лягушки. . – 1 по выбору. Апулей. Метаморфозы, или Золотой Осел. Вергилий. Энеида. Буколики. . – 1 по выбору (можно по хрестоматии). Гораций . Памятник. Послание к Пизонам (Об искусстве). Литература Средних веков и эпохи Возрождения Учебные пособия Зарубежная литература средних веков: латин., кельт., сканд., прованс., франц. лит.: Хрестоматия / Сост. В.И. Пуришев – М.: Просвещение, 1974. Зарубежная литература средних веков: нем., исп., итал., англ., чешск., польск., серб., болгар. лит.: Хрестоматия / Сост. В.И. Пуришев – М.: Просвещение, 1975. Зарубежная литература: эпоха Возрождения. Хрестоматия / Сост. В.И. Пуришев. –М.: Просвещение, 1976. История зарубежной литературы: Средние века и Возрождение: Учебник для филол. специальностей вузов/ М.П. Алексеев, В.Л. Жирмунский, С.С. Мокульский и др. – Изд. 5-е, испр. и доп. – М.: Высш. шк.; Изд. центр «Академия»,1999. Пуришев Б.И. Литература эпохи Возрождения: Курс лекций. – М.: Высш. шк., 1996. Тексты Песнь о Роланде. Поэма о Нибелунгах. Песнь о Сиде. – по выбору (по хрестоматии). Бедье Ж . Роман о Тристане и Изольде. Данте А . Божественная комедия. («Ад»). Боккаччо Дж . Декамерон. (Несколько новелл из разных дней). Поэзия Петрарки, Вийона, Шекспира, Камоэнса и др. – по выбору (по хрестоматии). Рабле Ф . Гаргантюа и Пантагрюэль. Сервантес М. Дон Кихот. Шекспир В . Ромео и Джульетта. Гамлет. Зарубежная литература XVII-XVIII вв. Учебные пособия Артамонов С.Д. История зарубежной литературы XVII-XVIII веков. – М.: Просвещение, 1988. Зарубежная литература XVIII века: Хрестоматия / Сост. Б.И. Пуришев, Б.И. Колесников. – В 2-х ч. – М.,1988. Зарубежная литература XVII-XVIII веков: Хрестоматия / Сост. Артамонов С.Д.. – М., 1982. История зарубежной литературы XVII века / Под ред. В.П. Неустроева. – М.: Высш. школа, 1987. История зарубежной литературы XVII века: Учебник для вузов/ Под ред. Н.Т. Пахсарьян. – М.: Высш. шк., 2002. История зарубежной литературы XVII века: Учебник для вузов/ Под ред. М.В. Разумовского. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Высш. шк.; Изд. центр «Академия», 2001. История зарубежной литературы XVIII века: страны Европы и США: Учебник для вузов / Под. ред. В.П. Неустроева. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Высш. шк.; Изд. центр «Академия», 1999. История зарубежной литературы XVIII века: Учебник для вузов / Под ред. Л.В. Сидорченко. – 2-е изд., испр. – М.: Высш. шк.,2001. Тексты Корнель П. Сид. Расин Ж. Федра. – 1 трагедия по выбору. Мольер Ж.Б. Мещанин во дворянстве. Тартюф. – 1 комедия по выбору. Лопе де Вега Собака на сене. Вольтер Ф. Кандид. Дидро Д . Монахиня. Дефо Д. Робинзон Крузо. Свифт Дж . Путешествия Гулливера. Филдинг Г . История Тома Джонса, найденыша. Стерн Л. Сентиментальное путешествие. Стерн Л. Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена. Руссо Ж.Ж. Новая Элоиза. Гете И.В . Страдания молодого Вертера. – 1 роман по выбору. Бомарше П . Севильский цирюльник. Женитьба Фигаро. – 1 пьесу по выбору. Шеридан Р. Школа злословия. Шиллер Ф. Разбойники. Коварство и любовь. Лессинг Г. Эмилия Галотти – 1 пьесу по выбору. Гете И.В. Фауст. Бернс Р. Стихи. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ 1. Эпос как явление культуры. Героический эпос Гомера. Боги и люди в поэмах, эпический герой Гомера, стиль и язык поэм. 2. Своеобразие древнегреческой лирики (на примере творчества Алкея, Сапфо, Анакреонта – по выбору). 3. Эсхил – «отец трагедии», поэт и идеолог периода становления афинской демократии. 4. Софокл – трагик периода рассвета афинской демократии и начала ее кризиса. Его герои – «люди, какими они должны быть». 5. Еврипид – философ на сцене. Его герои – «люди, какие они есть». 6. Художественное своеобразие комедии Аристофана. 7. « Комедия о горшке» Плавта. Художественное мастерство Теренция. (по выбору) 8. Римская лирика эпохи Августа. Место Горация в древнеримской литературе (Творчество Вергилия. Творчество Овидия. (по выбору)). 9. Жанр античного романа. 10. Художественное своеобразие героического эпоса эпохи феодализма («Песнь о Роланде», «Песнь о Сиде», «Поэма о Нибелунгах» - по выбору). 11. Рыцарская литература и городская литература Средневековья. 12. Гуманизм литературы эпохи Возрождения. 13. Своеобразие национальных вариантов Возрождения (итальянское, французское, английское, испанское - на примере прочитанных произведений). 14. Эволюция жанра трагедии в творчестве Шекспира. 15. Классицизм и барокко: эстетика и практика. 16. Своеобразие жанра классицистической трагедии (на примере творчества Корнеля или Расина). 17. Своеобразие жанра классицистической комедии. 18. Просветительство – идейное движение 18 века. Основные литературные направления и ведущие жанры. 19. Национальные варианты литературы Просвещения. 20. Английский роман эпохи Просвещения. (Образ Робинзона Крузо как положительного героя эпохи. Английский социально-бытовой роман (по творчеству Г. Филдинга). Политическая и социальная сатира в романе Дж. Свифта «Путешествия Гулливера») – по выбору. 21. Своеобразие жанра философской повести. 22. Сентиментализм как художественное направление в литературе 18 века. Сентиментальный роман (Руссо «Новая Элоиза», Гете «Страдания молодого Вертера», Стерн «Сентиментальное путешествие», «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена» - по выбору). 23. Трагедия Гете «Фауст» – вершина немецкого Просвещения. Проблема поиска истины и смысла жизни в трагедии Гете «Фауст». Образы Фауста и Мефистофеля в трагедии Гете «Фауст». 24. Отражение особенностей позднего французского Просвещения в творчестве Д. Дидро. 25. Лопе де Вега – драматург. 26. Отражение эпохи в комедиях Ж.-Б. Мольера и П. Бомарше, сравните их героев. 27. Отражение идеалов «бури и натиска» в драматургии Шиллера и Лессинга. А также вопросы из планов подготовки к семинарам. ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ 1. Эпос как явление культуры (на примере поэм Гомера «Илиада» или «Одиссея). 2. Древнегреческая лирика (на примере творчества Сапфо, Алкея, Анакреонта). 3. Художественное своеобразие политической комедии Аристофана (на примере 2-3 комедий). 4. Ирано-таджикская поэзия средних веков (на примере жанра рубаи). 5. Японская классическая поэзия (на примере жанров танка или хокку). 6. Своеобразие жанра античного романа (на примере романов Лонга «Дафнис и Хлоя», Ахилла Татия «Левкиппа и Клитофонт», Апулея «Золотой осел», Петрония «Сатирикон» – по выбору). 7. Мир ирландских саг (художественные особенности и анализ нескольких саг). 8. Исландский эпос (художественные особенности и анализ текстов). 9. Художественное своеобразие героического эпоса эпохи феодализма («Песнь о Роланде», «Песнь о Сиде», «Поэма о Нибелунгах» – по выбору). 10. Поэзия Франсуа Вийона. 11. Мир и человек в поэзии вагантов. 12. Новаторство лирики провансальских трубадуров. 13. «Божественная комедия» Данте – философско-художественный синтез средневековой культуры и гуманистической культуры Возрождения. 14. Своеобразие национальных вариантов Возрождения (итальянское, французское, английское, испанское – по выбору). 15. Возрожденческий гуманизм в «Декамероне» Боккаччо. 16. Шекспир – комедиограф (на примере 2 комедий). 17. Художественное новаторство сонетов В. Шекспира. 18. Английская драма эпохи Шекспира. 19. Классицизм: эстетика и практика (Расин, Корнель, Мольер – по выбору). 20. Просветительство – идейное движение XVIII в. Основные литературные направления и ведущие жанры. 21. Национальные варианты Просвещения (английское, французское, немецкое – по выбору). 22. Английский роман эпохи Просвещения (Дефо, Свифт, Филдинг и др. – по выбору). 23. Просветительский характер комедии Р. Шеридана «Школа злословия». 25. Драмы Шиллера «Коварство и любовь» и «Разбойники»: антифеодальный характер, образ бунтаря. 26. Воплощение эстетических взглядов Лессинга в драме «Эмилия Галотти». ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ Семинар № 1 Человек и Рок в античной трагедии План подготовки к семинару 1. Место театра в жизни Афин. 2. Герои Софокла – «люди, какими они должны быть». Новаторство Софокла в создании характеров. 3. Герои Еврипида – «люди, какие они есть на самом деле» (интересы, отношение к жизни, характеры, отношение автора и воплощение на сцене). Софокл. Царь Эдип. Еврипид. Медея. Аристотель. Об искусстве поэзии // Античная литература. Греция. Антология. – Ч. 2. – М., 1989. – С. 347 – 364. Бояджиев, Г. Н. От Софокла до Брехта за сорок театральных вечеров / Г. Н. Бояджиев. – М., 1981. Каллистов, Д. П. Античный театр / Д. П. Каллистов. – Л., 1970. Лосев А.Ф. Античная литература / А.Ф. Лосев. – М., 2001. Никола, М.И. Софокл// Зарубежные писатели. Биобиблиографический словарь. Ч. 2. - М., 1997. - С. 265-269 (есть на сайте www.philology.ru) Николя, М.И. Еврипид// Зарубежные писатели. Биобиблиографический словарь. Ч. 1. - М., 1997. - С. 310-313) Ярхо, В. Н. Драматургия Еврипида и конец античной героической трагедии / В.Н. Ярхо.– Режим доступа http://philology.ru/literature3/yarkho-99.htm Ярхо, В. Н. Драматургия Эсхила и некоторые проблемы древнегреческой трагедии / В. Н. Ярхо. – М., 1978. Ярхо, В. Н. Трагедия Софокла «Антигона» / В. Н. Ярхо. – М., 1986. Семинар № 2 Страдания и гибель людей, объективно достойных лучшей участи, способных ко многим славным подвигам на благо человечества, снискавших бессмертную славу у современников и потомков, переживаются нами как трагические события. Трагическое - это нравственно-философская и эстетическая категория, в которой заключены не только ужас перед непоправимым разрушением идеала, не только боль утраты, не только восхищение героическим поведением человека, бесстрашно идущего навстречу смерти, но и активный протест человеческого разума против разрушений и гибели, страданий и безнадежности. В центре трагического события - судьба героя. С одной стороны, она закономерна и неизбежна, с другой - глубоко несправедлива. Эта внутренняя противоречивость приводит к тому, что трагедия не просто угнетает человека, но, напротив, мобилизует в нем лучшие душевные качества и моральные силы: мужество, стойкость, личное достоинство, высоту духа, готовность к самопожертвованию ради возвышенной цели. Поэтому трагическое открывает для искусства уникальные и безграничные нравственно-эстетические возможности, и прежде всего, формирует в человеке Человека. Это своеобразие трагического впервые подметил Аристотель (в своем труде “Поэтика”, говоря о воздействии трагического на душу человека, он применяет термин “катарсис” - очищение страстей, достигаемое в результате столкновения и борьбы двух сильных и противоречащих друг другу чувств - страха перед ужасным и неизбежным и активного сострадания к герою, пытающемуся выстоять в неравной схватке). В литературе трагедией называют один из видов драматургического произведения - пьесу с глубоким неразрешимым конфликтом, имеющим общечеловеческий смысл и ведущим к гибели героя. Античные трагедии всегда писались в стихах. Действие на сцене комментировал хор, стоящий сбоку. Трагедия представляла собой чередование монологов и диалогов действующих лиц с песнями хора, выражавшими, по сути дела, реакцию зрителей - чаеще сочувствие и сострадание, иногда - робкий ропот (ведь действовали боги). Хористы были одеты в козлиные шкуры. Отсюда и произошло слово “трагедия”: в древнегреческом языке “трахос” означает “козел”, “ода” - “песня”, что в буквальном переводе означает “песнь козлов” (последний крик козлов, предназначенных в жертву Дионису). Античный театр классического периода представлен тремя классиками мировой драматургии, трагическими поэтами Эсхилом, Софоклом и Еврипидом. Каждый из них отразил определенный этап в развитии жанра трагедии. Конец работы - Эта тема принадлежит разделу: Основные и вспомогательные литературоведческие дисциплиныПрироду вдохновения творческого мышления мы рассматриваем на примере изучения формирования самосознания индивидуальности художника Сопоставляя.. Соответствующее склонностям и влечениям изначальное восприятие мира определяет.. Вдохновение мы рассматриваем как проявление и реализацию индивидуальности художника синтез психических процессов.. Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Что будем делать с полученным материалом:Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Все темы данного раздела:Основные и вспомогательные литературоведческие дисциплины
Специфика искусства
Мир искусств и художественной литературы
Виды художественных образов
Эпилог
Субъектная организация текста
Художественная речь и литературный язык
Поэтические приемы
Лексические ресурсы художественной речи
Поэтические фигуры
Ритмическая организация художественной речи
Строфика
Сюжет, фабула, композиция худ произведения
Дополнительные
Композиция литературного произведения
Идейно-эмоц направленность лит-ры. Понятие о пафосе и его разновидностях
Эпические жанры
Эпос как род художественного творчества. Виды эпоса. Характеристика эпических жанров
Лирика как род художественного творчества. Жанры лирики. Понятие и споры о лирическом герое
Драма как род художественного творчества. Характеристика жанров драматургии
Познавательная функция литературы
Функция предвосхищения («кассандровское начало», искусство как предвосхищение)
Воспитательная функция
Понятие о направлении, течении и стиле в современном литературоведении
Понятие античной литературы
Судьба античной литературы
Периодизация и особенности античной литературы
Античная мифология
Античный эпос. Гомер
Расцвет драмы в эпоху Перикла
Античный театр
Античная комедия
Греческая лирика
Греческая проза
Эпоха Средневековья
Слово о законе и благодати» Иллариона
Повесть о разорении Рязани Батыем
Понятие гуманизма
Послание архиепископа новгородского Василия ко владыце тферскому Феодору о рае»
Повесть о Темир-Аксаке
Историческое повествование
Публицистика (И.Пересветов, А.Курбский, Иван Грозный)
Романтизм как универсальная художественная система
Реализм как универсальная художественная система
Принципы соцреализма
В литературе
Модернизм как универсальная художественная система
Постмодернизм: определение и характеристика
Стирание границ между массовым и элитарным искусством
Особенности русского постмодернизма
Символизм и акмеизм
Футуризм в России
Кубофутуризм
Эго-футуризм. Игорь Северянин
Другие группировки футуристов
Футуристы и русская революция
Что же являлось общей основой движения?
Натурализм как литературное направление
Экспрессионизм как литературное направление
Бедекер по русскому экспрессионизму
Декларация эмоционализма
Сюрреализм как литературное направление
Об объединении обэриу
Александр Введенский
Постоянство веселья и грязи
Экзистенциализм как лит направление
Экзистенциализм русский
Саморазрушающееся искусство
Фигуры речи. Тропы
Тропы (греч. tropos - оборот)
Художественная речь и её составляющие
Системы стихосложения (метрическая, тоническая, силлабическая, силлабо-тоническая)
Дольники. Акцентный стих В. Маяковского
Г.С.Скрипов Об основных достоинствах стиха Маяковского
Метр, ритм и размер. Виды размеров. Ритмические определители стиха
Рифма, способы рифмовки
Виды строф
Сонет бывает итальянский и английский
Философская и литературно-критическая мысль в Древней Греции и Древнем Риме
Развитие литературно-критической мысли в Средние века и эпоху Возрождения
Литературно-критическая мысль эпохи Просвещения
Биографический метод литературоведения
Мифологическая школа, мифологическая и ритуально-мифологическая критика в литературоведении
Культурно-историческая школа. Основные идеи А. Веселовского об искусстве слова
Сравнительно-исторический метод литературоведения
Психоаналитическая критика
Формальные школы в литературоведении. Русская формальная школа
Структурализм и «новая критика»
Постструктурализм и деконструктивизм
Феноменологическая критика и герменевтика
Вклад Ю.М. Лотмана в современное литературоведение
Вклад М.М. Бахтина в современную науку о литературе
Жанры и внутренняя диалогичность произведения
Трагедия классической эпохи почти всегда заимствовала сюжеты из мифологии, что отнюдь не мешало ее актуальности и тесным связям с насущными проблемами современности. Оставаясь "арсеналом и почвой" трагедии, мифология подвергалась в ней специальной обработке, перенесению центра тяжести с сюжета мифа на его интерпретацию в зависимости от запросов реальной действительности. К особенностям эстетики античной трагедии следует также отнести хронологически последовательное отношение к мифу и его критику. Из особенностей ее поэтики необходимо назвать: минимум актеров, хор, корифея, вестников, внешнюю структуру (пролог, парод, эписодий, стасимы, эксод). Античная трагедия имеет множество художественных особенностей
Аристотель в "Поэтике" дает следующее определение трагедии: "Итак, трагедия есть подражание действию важному и законченному, имеющему определенный объем, [подражание] при помощи речи, в каждой из своих частей различно украшенной; посредством действия, а не рассказа, совершающее путем сострадания и страха очищение подобных аффектов". Подражание действию... совершающее путем сострадания и страха очищение..." - вот суть трагедии: своеобразная "шоковая терапия". Платон в "Законах" пишет о таящемся в человеческой душе и свойственном ей от рождения оргийно-хаотическом начале, которое проявляется вовне как разрушительное, поэтому необходимо внешнее управляющее воздействие, чтобы это начало, легко и радостно освобождаясь, входило бы в гармонию мирового строя. Это способен делать трагик, управляющий игровой жизнью зрителя, это должен делать политик. В общем, это тот способ полагания новой игры и управления ею, о котором мы говорили выше. О возникновении трагедии как формы, в которую выливается дионисийское начало, Аристотель пишет следующее ("Поэтика",4): "Возникши с самого начала путем импровизации, и сама она и комедия (первая - от зачинателей дифирамба, а вторая - от зачинателей фаллических песен, употребительных еще и ныне во многих городах) разрослись понемногу путем постепенного развития того, что составляет их особенность. Что касается числа актеров, то Эсхил первый ввел двух вместо одного; он же уменьшил партии хора и на первое место поставил диалог, а Софокл ввел трех актеров и декорации. Затем, что касается содержания, то трагедия из ничтожных мифов и насмешливого способа выражения,- так как она произошла путем перемен из сатирического представления,- уже впоследствии достигла своего прославленного величия; и размер ее из тетраметра стал ямбическим [триметром]." Особенность античной трагедии как жанра состоит, прежде всего, в том, что она функционально прежде всего была служением Богу, "подражанием действию законченному и важному", т.е. божественному. Потому все ее герои - не люди, но, скорее, маски-символы, и то, что они совершают в процессе представления, имеет для зрителей иное значение, чем для нас, читающих эти тексты две с половиной тысячи лет спустя. Трагедия, как всякий миф, не была просто рассказом и повествованием, она была самой действительностью и те, кто сидел на трибунах, были в той же (если не в большей) степени участниками представления, чем те, кто одушевлял маски. Не осознав этого, невозможно транслировать эллинские символы в контекст культуры двадцатого века. Трагедия стала новой концепцией игры, новым мифом, который мы называем классикой. Почему я считаю его новым? Ведь "старые" мифы, главным образом, известны нам в позднейшей, классической интерпретации, таким образом, для такого утверждения вроде бы недостаточно оснований. Однако, в пользу того, что трагедия - новый миф, говорят многие, хорошо известные источники. Это, прежде всего, указания на "устаревание" игровой реальности, некогда воспетой Гомером. "Носит теперь горделиво саисец мой щит безупречный. Волей-неволей пришлось бросить его мне в кустах. Сам я кончины зато избежал. И пускай пропадает Щит мой. Не хуже ничуть новый могу я добыть." Откровенной насмешкой над богами является один из "гомеровых" гимнов ("К Гермесу."): "Хитрый пролаз, быкокрад, сновидений вожатый, разбойник, В двери подглядчик, ночной соглядатай, которому вскоре Много преславных деяний явить меж богов предстояло. Утром, чуть свет, родился он, к полудню играл на кифаре, К вечеру выкрал коров у метателя стрел Аполлона." Творческое наследие Эсхила, Софокла и Еврипида. Они считаются величайшими поэтами-драматургами человечества, чьи трагедии ставятся на мировой сцене и сегодня. "Отец трагедии" Эсхил (525-456 гг. до н.э.) создал более 90 произведений, но время сохранило только семь. Другие его пьесы известны в незначительных отрывках или только по названиям. Мировоззрение Эсхила обусловлено сложной эпохой греко-персидских войн, героическим напряжением творческих сил народа в борьбе за свободу и создание демократического афинского государства. Эсхил верил в божественную мудрость и высшую справедливость богов, твердо держался религиозно-мифологических устоев традиционной полисной морали, с недоверием относился к политическим и философским новшествам. Его идеалом оставалась демократическая рабовладельческая республика. В своих трагедиях Эсхил ставил и решал коренные проблемы эпохи: судьбы рода в обстановке крушения родового строя; развитие исторических форм семьи и брака; исторические судьбы государства и человечества. Исходя из идеи полной зависимости человека от воли богов, Эсхил вместе с тем умел наполнить конфликты своих трагедий конкретно-историческим жизненным содержанием. Сам Эсхил скромно утверждал, что его произведения - "крохи от пиршества Гомера", но на самом деле он совершил важный шаг в художественном развитии человечества - создал жанр монументальной всемирно-исторической трагедии, в которой важность проблематики и высота идейного содержания сочетаются с торжественной величавостью формы. Из сохранившихся трагедий Эсхила наибольший интерес представляют "Персы", "Прометей прикованный" и трилогия "Орестея". Его творчество подготовило почву для появления классической трагедии будущего и оказало мощное воздействие на европейскую драматургию, поэзию и прозу. Софокл (496-406 гг. до н.э.), подобно Эсхилу, брал сюжеты своих трагедий из мифологии, но наделял древних героев качествами и чаяниями своих современников. Исходя из убежденности в огромной воспитательной роли тетра, желая преподать зрителям примеры истинного благородства и человечности, Софокл, по свидетельству Аристотеля, откровенно заявлял, что "сам он изображает людей, какими они должны быть". Поэтому он с потрясающим мастерством создал галерею живых характеров - идеальных, нормативных, художественно-совершенных, скульптурно-цельных и ясных. Воспевая величие, благородство и разум человека, веря в конечное торжество справедливости, Софокл все же полагал, что возможности человека ограничены силой судьбы, которую никто не может предугадать и предотвратить, что жизнь и сама воля людей подчиняются воле богов, что "ничто не вершится без Зевса" ("Аякс"). Воля богов проявляется в постоянной изменчивости человеческой жизни, в игре случайностей, то возносящих человека к вершинам благополучия и счастья, то бросающих его в бездны несчастий ("Антигона"). Софокл завершил начатую Эсхилом реформу классической греческой трагедии. Соблюдая традиционный прием разработки мифологического сюжета в связной трилогии, Софокл сумел придать каждой части законченность и самостоятельность, значительно ослабил роль хора в трагедии, ввел третьего актера и добился заметной индивидуализированиости характеров. Каждый его герой наделен противоречивыми чертами характера и сложными душевными переживаниями. К числу наиболее знаменитых и совершенных творений Софокла принадлежат "Эдип-царь" и "Антигона", написанные на материале популярного фиванского цикла мифов. Творения его оказали значительное влияние на европейскую литературу нового времени, особенно заметное в XVIII - начале XIX вв. Гете и Шиллер восхищались композицией трагедий Софокла. Еврипид (480-406 гг. до н.э.), завершивший развитие классической древнегреческой трагедии, творил в период кризиса и упадка афинской демократии. Родился на острове Саламине, получил отличное по тем временам образование в школах известных философов Анаксагора и Протагора. В отличие от Эсхила и Софокла, он - гуманист и демократ, игнорировал участие в общественной жизни, предпочитая уединение. Конец жизни он был вынужден провести в Македонии и умер там при дворе царя Архелая. Еврипид написал свыше 90 трагедий, из которых сохранилось 17. При жизни он не пользовался столь значительным успехом (четыре победы на Великих Дионисиях), как Эсхил и Софокл, но в эпоху эллинизма считался образцовым драматургом. Еврипид был смелым мыслителем, при этом мифы о богах для него - плод досужей фантазии ("Геракл", "Ифигения в Авлиде"). Мифология сохраняет в трагедиях Еврипида чисто внешнее значение, и конфликты у него почти всегда определяются столкновением пагубных человеческих страстей. Недаром еще древние называли его "философом на сцене" и "трагичнейшим из поэтов". Он изображал людей такими, "какие они есть", писал естественно и просто. Как художника Еврипида в первую очередь интересовал внутренний мир человека, его душевные переживания, потому он - родоначальник психологического направления в европейской литературе. Еврипид - реформатор классической древнегреческой трагедии и фактически заложил основы жанра европейской драмы. К числу наиболее прославленных произведений Еврипида относятся "Медея", "Ипполит", "Алкеста" и "Ифигения в Авлиде", традиционно основанные на мифологических преданиях. Пролагая пути к созданию семейно-бытовой драмы, он в то же время достигает высокого трагического пафоса чувств героев. Что же означало само понятие рок для древнего грека. Рок или судьба (мойра, айса, тихе, ананке) - имеет в древнегреческой литературе двоякое значение: первоначальное, нарицательное, пассивное - предопределенной каждому смертному и отчасти божеству доли, участи, и производное, собственное, активное - личного существа, назначающего, изрекающего каждому его участь, особенно время и вид смерти. Антропоморфические боги и богини оказывались недостаточными для того, чтобы объяснить в каждом данном случае причину бедствия, постигающего того или другого из смертных часто совершенно неожиданно и незаслуженно. Многие события в жизни отдельных людей и целых народов совершаются вопреки всем человеческим расчетам и соображениям, всем понятиям об участии человекоподобных божеств в людских делах. Это вынуждало древнего грека допускать существование и вмешательство особого существа, воля и действия которого часто неисповедимы и которое поэтому в сознании греков никогда не получило ясно очерченного, определенного облика. Но понятие рок или судьба содержит в себе далеко не одну черту случайности. Непреложность и необходимость составляют наиболее характеристичный признак этого понятия. Настоятельнейшая, непреодолимая потребность в представлении рока или судьбы является тогда, когда человек стоит лицом к лицу с фактом загадочным, уже совершившимся и поражающим ум и воображение своим несоответствием привычным понятиям и обыкновенным условиям. Впрочем, ум древнего грека редко успокаивался на ответе, что "если что-либо совершилось вопреки его ожиданиям, то так и должно было совершиться". Чувство справедливости, понимаемой в смысле воздаяния каждому по его делам, побуждало его доискиваться причин поразительной катастрофы, и он обыкновенно находил их или в каких-нибудь исключительных обстоятельствах личной жизни потерпевшего, или, гораздо чаще и охотнее, в прегрешениях его предков. В этом последнем случае с особенной яркостью выступает тесная взаимная связь всех членов рода, а не только семейства. Воспитанный в родовых отношениях, грек был глубоко убежден в необходимости искупления потомками вины предков. Греческая трагедия старательно разрабатывала этот мотив, заложенный в народных сказаниях и мифах. Яркий пример тому – "Орестея" Эсхила. Для истории понятия о судьбе наибольший интерес и обильнейший материал представляют трагедии Эсхила и Софокла, поэтов, веровавших в отечественных богов; трагедии их назначались для народа и потому гораздо точнее, нежели философские или этические сочинения того же времени, отвечали уровню понимания и нравственным запросам народных масс. Сюжеты трагедий принадлежали мифам и древнейшим легендам о богах и героях, освященным верой и давностью, и, если по отношению к ним поэт дозволял себе уклонения от установившихся понятий, то оправданием ему служили перемены в народных воззрениях на божество. Слияние судьбы с Зевсом, причем перевес переходит на сторону последнего, ясно выражено в трагедиях Эсхила. По закону глубокой старины Зевс направляет судьбу мира: "все совершается так, как назначено судьбою, и нельзя миновать вечного, нерушимого определения Зевса" ("Просительницы"). "Великие Мойры, да совершится волею Зевса то, чего требует правда" ("Несущие возлияния", 298). Особенно поучительна перемена в образе Зевса, взвешивающего и определяющего людской жребий: у Гомера (VIII и XXII) Зевс вопрошает этим способом неведомую для него волю судьбы; у Эсхила в подобной сцене Зевс - владыка весов, и, по словам хора, человек не в силах сделать что-либо без Зевса ("Просительницы", 809). Такому представлению поэта о Зевсе противоречит то положение, какое он занимает в "Прометее": здесь образ Зевса носит на себе все черты божества мифологического, с его ограниченностью и подчинением судьбе, ему, как и людям, неведомой в своих решениях; тайну судьбы он напрасно пытается исторгнуть насилием у Прометея; кормилом необходимости правят три Мойры и Эринии, и сам Зевс не может избегнуть предназначенной ему участи ("Прометей", 511 и сл.). Хотя и несомненны усилия Эсхила объединить действия сверхъестественных существ по отношению к людям и возвести их к воле Зевса, как божества верховного, тем не менее в речах отдельных действующих лиц и хоров он оставляет место верованию в непреложный Рок или судьбу, властвующий незримо и над богами, почему в трагедиях Эсхила так часты выражения, обозначающие веление Рока или судьбы. Точно так же Эсхил не отрицает вменяемости преступления; наказание постигает не только виновного, но и его потомство. Но знание своей судьбы не стесняет героя в его действиях; все поведение героя определяется его личными качествами, отношениями к другим лицам и внешними случайностями. Тем не менее каждый раз в конце трагедии оказывается, по убеждению героя и свидетелей из народа, что постигшая его катастрофа есть дело Рока или судьбы; в речах действующих лиц и особенно хоров часто высказывается мысль, что Рок или судьба преследует смертного по пятам, направляет каждый шаг его; напротив, в поступках этих лиц проявляются их характер, естественное сцепление событий и естественная неизбежность развязки. По верному замечанию Бартелеми, действующие лица в трагедии рассуждают так, как будто они ничего не могут сделать, но действуют так, как будто они могут сделать все. Верование в судьбу не лишало, следовательно, героев свободы выбора и действия. В своей работе "Двенадцать тезисов об античной культуре" русский мыслитель А. Ф. Лосев писал: "Необходимость - судьба, и нельзя выйти за ее пределы. Античность не может обойтись без судьбы. Но вот в чем дело. Новоевропейский человек из фатализма делает очень странные выводы. Многие рассуждают так. Ага, раз все зависит от судьбы, тогда мне делать ничего не нужно. Всё равно судьба все сделает так, как она хочет. К такому слабоумию античный человек не способен. Он рассуждает иначе. Все определяется судьбой? Прекрасно. Значит, судьба выше меня? Выше. И я не знаю, что она предпримет? Если бы я знал, как судьба обойдется со мной, то поступил бы по ее законам. Но это неизвестно. Значит я все равно могу поступать как угодно. Я - герой. Античность основана на соединении фатализма и героизма. Ахилл знает, ему предсказано, что он должен погибнуть у стен Трои. Когда он идет в опасный бой, его собственные кони говорят ему: "Куда ты идешь? Ты же погибнешь..." Но что делает Ахилл? Не обращает никакого внимания на предостережения. Почему? Он - герой. Он пришел сюда для определенной цели и будет к ней стремиться. Погибать ему или нет - дело судьбы, а его смысл - быть героем. Такая диалектика фатализма и героизма редка. Она бывает не всегда, но в античности она есть". Против чего борется трагический герой? Он борется с разными препятствиями, стоящими на пути человеческой деятельности и мешающими свободному развитию его личности. Он борется для того, чтобы не свершалось несправедливости, чтобы преступление было наказано, чтобы постановление законного суда восторжествовало над самовольной расправой, чтобы тайна богов перестала ею быть и сделалась бы справедливостью. Трагический герой сражается за то, чтобы мир стал лучше, а если уж он должен остаться таким, как есть, чтобы у людей было больше мужества и ясности духа, помогающих им жить. И кроме того: трагический герой сражается, исполненный парадоксального чувства, что преграды, стоящие на его пути, и непреодолимы и в то же время должны быть преодолены во что бы то ни стало, если он хочет достичь полноты своего "я" и не изменить тому сопряженному с большими опасностями стремлению к величию, которое он носит в себе, не оскорбляя при этом все, что сохранилось еще в мире богов, и не совершая ошибки. Известный швейцарский филолог-эллинист А. Боннар в своей книге "Античная цивилизация" пишет: "Трагический конфликт - это борьба с фатальным: задача героя, затеявшего с ним борьбу, заключается в том, чтобы доказать на деле, что оно не являетс фатальным или не останется им всегда. Препятствие, которое предстоит преодолеть, воздвигнуто на его пути неведомой силой, против которой он беспомощен и которую он с тех пор называет божественной. Самое страшное наименование, которым он наделяет эту силу, - это Рок." Трагедия пользуется языком мифов отнюдь не в символическом смысле. Вся эпоха первых двух трагических поэтов - Эсхила и Софокла - глубоко проникнута религиозностью. Тогда верили в правдивость мифов. Верили, что в мире богов, раскрываемом народу, существуют угнетающие силы, как бы стремящиеся уничтожить человеческую жизнь. Эти силы названы Судьбой или Роком. Но в других мифах это сам Зевс, представленный грубым тираном, деспотом, враждебным человечеству и намеренным уничтожить род людской. В задачу поэта входит дать толкование мифов, далеко отстоящих от времени рождения трагедии, и объяснить их в рамках человеческой морали. В этом заключается социальная функция поэта, обращающегося на празднике Диониса к афинскому народу. Аристофан на свой лад подтверждает это в разговоре обоих великих трагических поэтов, Еврипида и Эсхила, которых он выводит на сцене. Какими бы соперниками они ни были представлены в комедии, они оба сходятся по крайней мере на определении трагического поэта и той цели, которую он должен преследовать. Чем должны мы восхищаться в поэте?.. Тем, что мы в наших городах делаем людей лучшими. (Под словом "лучшими" разумеется: более сильными, более приспособленными к битве жизни.) В этих словах трагедия утверждает свою воспитательную миссию. Если поэтическое творчество, литература есть не что иное, как отражение социальной действительности, то борьба трагического героя против судьбы, выраженная языком мифов, есть не что иное, как борьба народа в VII-V веках до н. э. за освобождение от социальных ограничений, стеснявших его свободу в эпоху появления трагедии, в момент, когда Эсхил сделался ее вторым и подлинным основателем. Именно в разгар этой извечной борьбы афинского народа за политическое равенство и социальную справедливость и стали внедряться в дни наиболее популярного праздника в Афинах представления об иной борьбе - борьбе героя с Роком, составляющей содержание трагедийного спектакля. В первой борьбе налицо, с одной стороны, сила богатого и знатного класса, обладающего землей и деньгами, обрекшего на нужду мелких крестьян, ремесленников и чернорабочих; этот класс угрожал самому существованию всей общины. Ему противостоит огромная жизнеспособность народа, требующего своих прав на жизнь, равной справедливости для всех; этот народ хочет, чтобы право стало тем новым звеном, которое обеспечивало бы жизнь каждого человека и существование полиса. Вторая борьба - прообраз первой - происходит между Роком, грубым, смертоносным и самовластным, и героем, который сражается за то, чтобы между людьми было больше справедливости и человеколюбия, а себе ищет славы. Таким образом трагедия укрепляет в каждом человеке решимость не примиряться с несправедливостью и его волю к борьбе с ней. Высокий, героический характер эсхиловской трагедии обусловила сама суровая эпоха противостояния персидскому нашествию, борьбы за единство греческих полисов. В своих драмах Эсхил отстаивал идеи демократического государства, цивилизованных форм разрешения конфликтов, идеи воинского и гражданского долга, личной ответственности человека за содеянное и т.д. Пафос эсхиловских драм оказывался чрезвычайно важен для эпохи восходящего развития демократического афинского полиса, однако и последующие эпохи хранили о нем благодарную память как о первом "певце демократии" в европейской литературе. У Эсхила элементы традиционного мировоззрения тесно переплетаются с установками, порожденными демократической государственностью. Он верит в реальное существование божественных сил, воздействующих на человека и зачастую коварно расставляющих ему сети. Эсхил придерживается даже старинного представления о наследственной родовой ответственности: вина предка ложится на потомков, опутывает их своими роковыми последствиями и влечет к неизбежной гибели. С другой стороны, боги Эсхила становятся блюстителями правовых основ нового государственного устройства, и он усиленно выдвигает момент личной ответственности человека за свободно выбранное им поведение В связи с этим традиционные религиозные представления модернизируются. Известный специалист по античной литературе И. М. Тронский пишет: "Соотношение между божественным воздействием и сознательным поведением людей, смысл путей и целей этого воздействия, вопрос об его справедливости и благости составляют основную проблематику Эсхила, которую он развертывает на изображении человеческой судьбы и человеческого страдания. Материалом для Эсхила служат героические сказания. Он сам называл свои трагедии "крохами от великих пиров Гомера", разумея, конечно, при этом не только "Илиаду" и "Одиссею", а всю совокупность приписывавшихся "Гомеру" эпических поэм, т. е. "кикл". Судьбу героя или героического рода Эсхил чаще всего изображает в трех последовательных трагедиях, составляющих сюжетно и идейно целостную трилогию; за ней следует драма сатиров на сюжет из того же мифологического цикла, к которому относилась трилогия. Однако заимствуя сюжеты из эпоса, Эсхил не только драматизирует сказания, но и переосмысляет их, пронизывает своей проблематикой". В трагедиях Эсхила действуют мифологические герои, величественные и монументальные, запечатлены конфликты мощных страстей. Таково одно из прославленных творений драматурга, трагедия "Прометей Прикованный". |
Читайте: |
---|
Популярное:
Новое
- К чему снится клещ впившийся в ногу
- Гадание на воске: значение фигур и толкование
- Тату мотыль. Татуировка мотылек. Общее значение татуировки
- Что подарить ребёнку на Новый год
- Как празднуют день святого Патрика: традиции и атрибуты День святого патрика что
- Как научиться мыслить лучше Я не умею быстро соображать
- Эти признаки помогут распознать маньяка Существует три способа достижения абсолютной власти
- Как спастись от жары в городской квартире
- Слова благодарности для учителей: что написать в открытке любимому педагогу?
- Слова благодарности для учителей: что написать в открытке любимому педагогу?