Главная - Эмоции
Что такое диез бемоль бекар. Как называются клавиши фортепиано

В этом уроке вы узнаете, что такое диез, бемоль и бекар и как с их помощью можно называть черные клавиши на фортепиано.

Слово «альтерация» (от лат. alterare - изменять) означает «изменение». То есть речь у нас пойдет о знаках, помогающих изменить исходную ноту. Сейчас мы разберемся, как это происходит. И начнем со знака, имя которому - ДИЕЗ .

Диез - знак колючий, весь в иголках, как ёжик. На своих иголках он поддевает ноту вверх и заставляет ее стать выше на полтона.

Правило диеза: диез повышает ноту на полтона.

Вместе с нотой ёж-диез
На полтона вверх полез.

Поупражняйтесь в нахождении диезов на клавиатуре фортепиано. Пользуясь правилом диеза, сыграйте ноты ДО#, РЕ#, ФА#, СОЛЬ# и ЛЯ#. Если вы все сделали верно, то все эти ноты окажутся на черных клавишах, каждая из которых расположена на полтона выше (правее) своей белой тёзки. Однако, это еще не все возможные диезы. Еще раз повторите правило и попробуйте отыскать на клавиатуре МИ# и СИ#. Задание выполнено правильно, если МИ# совпал у вас с нотой ФА, а СИ# - с нотой ДО. Как видите, ноты с диезами могут играться не только на черных клавишах, но и на белых!

Познакомимся с еще одним знаком альтерации - это БЕМОЛЬ . У него толстое брюшко, которое тянет его вместе с нотой на полтона вниз.

Правило бемоля: бемоль понижает ноту на полтона.

Бемоль пузат, и тянет он
Все ноты вниз на полутон.

Сыграйте с бемолями следующие ноты: РЕ, МИ, СОЛЬ, ЛЯ и СИ - и вы окажетесь на черных клавишах. А вот в случае с ФА♭ и ДО♭получившиеся клавиши будут белыми: МИ и СИ соответственно.

Кстати, вы заметили, что, находя диезы и бемоли, вы нажимали одни и те же клавиши? Действительно, одна и та же клавиша на фортепиано может быть названа как с помощью диеза, так и с помощью бемоля. Такое явление в музыке, когда два звука с разными названиями оказываются одинаковыми по высоте, называется энгармонизмом . Следовательно, ДО# и РЕ♭, СОЛЬ# и ЛЯ♭, ФА и МИ# являются энгармонически равными.

В качестве упражнения на закрепления назовите каждую из клавиш фортепиано двумя способами.

Наконец, поговорим о третьем знаке альтерации, которого зовут БЕКАР . В отличие от двух первых, он не повышает и не понижает ноты. Он терпеливо исправляет все, что до этого натворили проказники диез и бемоль: в нужный момент бекар отменяет действия диеза или бемоля, возвращая нотам их обычное положение. Например, если нам встречается ДО♮, это значит, что играть нужно просто ноту ДО. Как вы уже наверняка догадались, ноты с бекарами всегда исполняются на белых клавишах.

Бекар все знаки отменяет,
Обратно ноты возвращает.

До сих пор мы играли только на белых клавишах и говорили только о них. Пришла пора узнать – зачем нужны черные клавиши на пианино .

Пожалуй, если бы все клавиши были белыми, рояль выглядел бы не так эффектно:). Но все-таки черные клавиши нужны не только для красоты.



Давайте прислушаемся

Давайте попробуем прислушаться к звукам инструмента и последовательно во всем разберемся.

1. Сыграйте ноту До первой октавы. (Если вы не знаете, где это, то, похоже, вы пропустили . Прочтите его и возвращайтесь). Итак, сыграли? Внимательно прислушайтесь к звуку.

2. Теперь сыграйте ноту Ре той же октавы. Снова внимательно послушайте, как она звучит. Правильно будет сказать, что звук выше, чем у ноты До. Вообще, чем правее клавиша, тем выше звук.

3. Внимательно посмотрите на клавиши, между ДО и РЕ как раз притаилась черная клавиша . Сыграйте последовательно До, затем черную клавишу, затем Ре.

4. Чувствуете?Черная клавиша издает звук промежуточный между До и Ре. Чуть повыше, чем До, но пониже, чем Ре.

5. «Расстояние» между нотами До и Ре называют тоном. То есть, музыкант скажет, что Ре на тон выше, чем До. А черная клавиша между ними как раз на половине этого «расстояния», поэтому говорят, что она на полтона выше, чем До, и на полтона ниже, чем Ре.

Знаки альтерации

6. Эта черная клавиша называется До-диез или Ре-бемоль. Это одно и то же - клавиша одна, а названий два.

Диез – знак повышения ноты на полтона,

Бемоль – знак понижения ноты на полтона.

7. Как мы уже знаем, одна октава состоит из 7 нот. Но она состоит из 12 промежутков – полутонов. Кстати, почему 12, а не 14?

Между нотами Ми и Фа нет черной клавиши. Так же как между нотами Си и До. Значит ли это, что не бывает нот Ми-диез, Фа-бемоль, Си-диез и До-бемоль?

Между нотами Ми и Фа, Си и До, расстояние в полтона. Соответственно, нота, например, Ми- диез, то есть звук на полтона выше, чем Ми, это…………….? Правильно! Нота Фа. То есть, ноты с бемолем или диезом – это не обязательно черные клавиши.

8. Знаки диез и бемоль могут находиться около ключа. (вот почему их иногда называют знаками при ключе). Это значит, что во всей пьесе ноты соответствующие по названиям этим знакам, надо играть с диезом или бемолем. Если же знак стоит непосредственно около ноты, это значит, что знак сохраняется только в этом такте и только для ноты этой же октавы.

9. Что же делать, если при ключе стоит диез или бемоль, но в каком-то конкретном месте произведения нужно сыграть эту ноту как обычно, не повышая и не понижая тон? Для этого используют вот такой знак – называется бекар

Бекар (бекАр – ударение на а) – знак отменяющий и диез и бемоль, для той ноты, перед которой он проставлен. Бекар сохраняет свое действие до тактовой черты.

10. Бемоль, диез и бекар называют знаками альтерации.

Теперь, когда вы узнали, что такое бемоль, диез и бекар, ваши возможности значительно расширились – очень многие произведения играются со знаками альтерации.

Приветствую уважаемые читатели блога сайт. В этой части мы рассмотрим что такое диез, бекар, бемоль, но для начала нам нужно будет вспомнить материалы этого . Это строение октавы:

На рисунке выше мы видим основные семь ступеней – это до, ре, ми, фа, соль, ля, си . Теперь обратите внимание, что между белыми клавишами до и ре соседствует черная клавиша. Эта клавиша расположена с правой стороны от клавиши до и с левой стороны от клавиши ре . Этот момент мы намеренно акцентируем, так как одна и та же клавиша (нота) находится либо с правой стороны, либо с левой стороны: это всё зависит, от какой соседствующей клавиши смотреть.

Сейчас это соседство клавиш (т.е. нот) рассмотрим с точки зрения музыки в программе Fl Studio или используя пианино (фортепиано, midi-клавиатуры) и т.д. Самое главное нам нужно видеть эти клавиши. Запустите программу и в добавьте (т.е. пианино) или же если у вас есть фортепиано, то вы можете, проверить нас, нажимая клавиши и слушая высоту звука.

В Fl studio чтобы увидеть все ноты нужно зайти в .

Итак: сейчас мы рассматриваем ноты, что находятся в пределах 1-ой октавы. Нота (до ) по звучанию ниже ноты (ре ). И соответственно, нота (ре ) по звучанию выше ноты (до ). Ну а между этими нотами (до) и (ре) находится ещё одна нота, которая на клавиатуре представлена чёрной клавишей. Звук, этой чёрной клавиши выше ноты (до) и ниже ноты (ре) т.е. середина этих звуков.

Что такое Диез? Диез это повышение основной ступени на полтона. Например, рассмотрим звук чёрной клавиши, что находится рядом с нотой (до). Звук, что издает черная клавиша, будет выше на полтона – это явление называют словом диез. Запомните, что повышение звука на полтона называют, словом диез. Этот звук считается производной ступенью, и поэтому у него нету своего названия. В таком случае используется название основной ступени. В нашем примере это будет –до-диез.

Диез обозначается символом решётки, посмотрите ниже на рисунок:

Обозначение диеза

На этом рисунке обозначили ноту до-диез. Без решетки будет (до), а с решеткой (до-диез).

Что такое Бемоль? Бемоль – это понижение основной ступени на полтона. Например, рассмотрим эту же черную клавишу относительно ноты (ре). Звук черной клавиши будет ниже на полтона звука (ре). Это явление называется, словом бемоль. Оно также является производной ступенью и не имеет своего названия и использует название основной ступени. В нашем случае это будет ре-бемоль.

На рисунке ниже приводим обозначение бемоля:

Обозначение бемоля

Я думаю что вы уже поняли что одна и та же нота т.е. черная клавиша может иметь разные названия в зависимости от какой ступени смотреть. В нашем примере как я писал выше, черная клавиша может иметь название либо “до-диез” либо “ре-бемоль” – это зависит от той ноты, что мы берем за основу.

Что такое дубль-бемоль и дубль-диез ? При повышении основной ступени на два полутона (т.е. тон) называют дубль-диезом. А при понижении основной ступени на два полутона (т.е. тон) называют дубль-бемолем. Редко используется, но знать надо, что такое тоже есть.

Вот Вам простенький пример: до-дубль-диез – это нота ре. А ре-дубль-бемолем является нота до.

Что такое Бекар ? Символ бекара отменяет действие диеза или бемоля . Ниже на рисунке в каждом такте перед третьей нотой стоит этот символ. Он обозначается решёткой похожей на диез, но отличной от неё.


Бекар

Теперь давайте прочитаем эти ноты. Читать надо слева направо, первый такт: до, ре-бемоль, ре (здесь перед нотой стоит знак бекар – который отменяем бемоль, что установила вторая нота), и снова ре. Второй такт: ре, до-диез, до (здесь также знак бекара отменил действие диеза, установленного второй нотой), нота до.

Что такое Альтерация? Альтерация это повышение и понижение звуков.

Рассмотрим зону действия знаков альтерации.

Зона действия знака альтерации, которая стоит перед нотой, действует на весь такт. Эти знаки называются случайными . Этот случайный знак будет действовать на все данные ноты той же октавы внутри текущего такта, либо до следующего случайного знака, либо до смены тональности.


Зона действия знаков альтерации

Давайте прочитаем ноты. Также слева направо, первый такт: до, ре-бемоль, ре-бемоль, ре-бемоль (здесь перед 1-ой нотой ре стоит знак бемоль. Он будет действовать до конца такта, и понижать следующие ноты ре на полтона). Второй такт: ре, до-диез, до-диез, до-диез (зона действие знака бемоль из первого такта закончилось в первом такте, и поэтому второй такт начинается с ноты ре. Далее перед следующей нотой до стоит знак диез, что действует до конца второго такта и будет повышать последующие ноты до на полтона).

Важное замечание.

Действие знака будет распространяться непосредственно на ноту, перед которой он поставлен. В нашем случае в 1-ом такте знак бемоль действует только на ноту ре 2-ой октавы. Но если бы в первом такте была бы еще нота ре 1-ой или 3-ей октавы, то знак бемоль на них бы не действовал.

Эти знаки альтерации (бемоль и диез) могут стоять не только перед нотой, но также при ключе. Вот такие знаки альтерации называются ключевые .

Ключевые знаки альтерации располагаются в начале каждого нотоносца справа от ключа и действуют на все ноты, что записаны на соответствующих линейках в этом нотоносце, до смены ключевых знаков. Также внутри такта действие ключевых знаков могут отменяться случайными знаками. Действие ключевых знаков будет распространяться на все произведение.

Вот пример использования диезов при ключе:


Использования диезов при ключе

Ключевые знаки показывают нам, что все ноты, что расположены в соответствующих линиях нотоносца присутствующих в ключе знаков альтерации, должны будут воспроизводиться с повышением или понижением на полутон.

Конечно Вы слышали, что музыкальные звуки бывают высокими и низкими . Высокие звуки, например, издают поющие соловьи и желтые канарейки. А низкий? Зашли Вы ко льву в гости... в клетку, а он поприветствовал вкусный завтрак дружеским рычанием. Вот это и есть низкий звук. Вот Меладзе, Владимир Пресняков, Витас и Принц поют высокими голосами , а Шаляпин, Кай Метов, Круг - низкий (бас).

Всю нотную грамоту музыканты придумали для того, чтобы их произведения не канули в лету, и эту музыку могли исполнить другие музыканты. Поэтому звуки по высоте были поделены на ноты . Но Вы, конечно же, понимаете, высот так много, что и слов не хватит, а еще и запомнить это, то лучше не надо никаких нот. Но музыканты народ упорный. Где-то в серединке между самым высоким и самым низким звуком они выделили двенадцать нот , о семи из которых (До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля и Си ) Вы наверняка когда-нибудь слышали, чтобы послушать как они звучат, послушайте этот файл gammaCmaj.mid . Названы ноты в порядке возрастания по высоте. До - самая низкая нота из этого наборчика.
Кроме этого есть еще диезы (#) и бемоли (b) . Это - так называемые наки альтерации. Вот если говорят, Ре-диез (Ре#), то эта нота чуть выше Ре, но ниже, чем Ми. А нота Ре-бемоль (Реb) - чуть ниже, чем Ре, но выше До. До# - это тоже самое, что и Реb .

Все ноты имеют свои диезы и бемоли. Есть два исключения:

  • До-бемоль - это то же самое, что и Си , соответственно Си-диез = До ;
  • Фа-бемоль - равен Ми , и, естественно, Ми-диез = Фа .
    Вот посмотрите, как это выглядит на фортепианной клавиатуре :

Полутон - это расстояние между соседними клавишами (Ми - Ми-бемоль, Ми-Фа).

А расстояние в два полутона составляют тон . На гитаре - тоже самое. Расстояние между двумя соседними ладами - это полутон.

Но вспомните, остался еще почти весь звуковой диапазон, как вниз, так и вверх. Так вот и все остальное пространство было заполнено тоже полутонами . После До внизу оказалась опять нота Си, потом Ля-диез, Ля, и так далее. В общем, названия нот периодически (через 12 полутонов) повторяются.

Итак мы узнали об основе музыкальных интервалов - полутонах. А теперь о самих интервалах:

Прима - 0 полутонов.

Секунда малая - полутон. Секунда большая - 2 полутона (или 1 тон).

Терция малая - 3 полутона или (полтора тона). Терция большая - 4 полутона (два тона).

Кварта - 5 полутонов (2 1/2 тона).

Уменьшенная квинта (тоже самое, что и увеличенная кварта ) - 6 полутонов.

Квинта - 7 полутнов.

Секста малая - 8 полутонов. Секста большая - 9 полутонов.

Септима малая - 10 полутонов. Септима большая - 11 полутонов.

Октава - нотное расстояние в 12 полутонов (например между До и следующим До).

Чтобы не запутаться в бесконечной череде октав, их пронумеровали. Классически первой считается октава , находящаяся посреди фортепианной (в 7 октав) клавиатуры. Но в электронной музыке , для упрощения понимания всего этого дела машиной, эта октава является пятой . Ноты обозначаются, как До5 (До пятой октавы), Ре#3 (Ре-диез третьей октавы). Чем ниже номер октавы , тем ниже звук . Минимальный номер октавы в электронной музыке - 0, а каждая нота имеет свой порядковый номер. У До нулевой октавы он равен 0. До#0 =1, Ре0=2 и так далее. Если номер одной ноты на 1 больше другой, то значит - первая нота выше на полтона . А если на 2 , то - на тон .

Напоследок стоит отметить, что у музыкантов, а следовательно и во всех музыкальных программах, ноты принято обозначать латинскими буквами До - С, До#1 - (С#1). Смотрите на рисунок.

Недавно появился новый метод записи нот на основе хроморяда Белецкого . Вкратце, суть его в том, что черные ноты фортепианной клавиатуры (диезы/ бемоли) приобретают каждая свое уникальное имя (Ту, Мо, Зу, Ло, Цу ). Смотрите на рисунок.

А именно стоение октавы:

Мы видим основные 7 ступеней: до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Обратите внимание: между белыми клавишами до и ре есть чёрная клавиша. Эта клавиша находится справа от клавиши до и одновременно слева от клавиши ре. Мы намеренно акцентируем этот момент: одна и та же клавиша находится либо справа, либо слева: всё зависит, от какой соседней клавиши смотреть.

Теперь это соседство клавиш рассмотрим с музыкальной точки зрения. Если есть фортепиано, будет хорошо, если Вы проверите нас, нажимая клавиши и слушая высоту звука.

Итак: мы рассматриваем ноты в пределах одной октавы. Нота до звучит ниже ноты ре. Соответственно, нота ре звучит выше ноты до. И между этими нотами есть ещё одна нота, на клавиатуре представленная чёрной клавишей. И эта клавиша расположена между белыми клавишами до и ре. Звук, издаваемый этой чёрной клавишей выше ноты до и одновременно ниже ноты ре.

Диез. Рассмотрим звук чёрной клавиши относительно ноты до. Звук чёрной клавиши выше (на полтона). Говорят, что ступень (нота до) повышена на полтона. Такое повышение называют словом диез . Запомните: повышение (основной ступени) на полтона называют словом диез. Этот звук - производная ступени. Своего названия не имеет, поэтому использует название основной ступени. В данном случае это - до-диез. Обозначается диез символом решётки, посмотрите на рисунок:

На рисунке обозначена нота до-диез. Обратите внимание на решётку перед нотой. Это и есть символ диеза. Без решётки - это нота до, а с решёткой - до-диез.

Бемоль. Теперь рассмотрим ту же самую чёрную клавишу, но уже относительно ноты ре. Звук "чёрной клавиши" ниже ноты ре на полтона. Понижение основной ступени на полтона называют словом бемоль. Этот звук - тоже производная ступени. Как и диез, своего названия не имеет, за основу берёт название основной ступени. Т.е. наша чёрная клавиша даёт звук, соответствующий ноте ре-бемоль. Ниже на картинке приводим обозначение бемоля:

Вы уже поняли, что одна и та же нота (чёрная клавиша) имеет разные названия (диез/бемоль), в зависимости от какой ступени мы смотрим? В начале статьи мы акцентировали внимание на том, что одна и та же клавиша (чёрная) находится правее клавиши с нотой "до" и одновременно левее клавиши с нотой "ре". Теперь понятно, что нашей чёрной клавише соответствует либо нота "до-диез", либо нота "ре-бемоль" - всё зависит от того, какую ноту берём за основу.

Дубль-диез и дубль-бемоль . Повышение основной ступени на 2 полутона (тон) называют дубль-диезом. А понижение основной ступени на 2 полутона (тон) называют дубль-бемолем. Используется не часто, просто знайте, что такое тоже есть.

Простой пример: до-дубль-диез - это нота ре. А ре-дубль-бемолем является нота до.

Бекар . Бекар отменяет действие диеза или бемоля . Обозначается решёткой, но несколько отличной от символа диеза, посмотрите на рисунок (в каждом такте перед 3-й нотой стоит знак бекар):

Читаем ноты слева направо, первый такт: до, ре-бемоль, ре (перед нотой стоит знак бекар - отменяем бемоль, который установила вторая нота), снова ре. Второй такт: ре, до-диез, до (знак бекара отменил действие диеза, установленного второй нотой), нота до.

Альтерация. Описанное повышение и понижение звуков и называют альтерацией.

Зона действия знаков альтерации. Действие знака альтерации, стоящего перед нотой, распространяется на весь такт. Такие знаки называются случайными . Случаный знак действует на все данные ноты той же октавы внутри текущего такта, либо до следующего случайного знака, либо до смены тональности.

Читаем ноты слева направо, первый такт: до, ре-бемоль, ре-бемоль, ре-бемоль (перед первой нотой ре стоит знак бемоль, который действует до конца такта и понижает следующие ноты ре на полтона). Второй такт: ре, до-диез, до-диез, до-диез (действие знака бемоль из 1 такта закончилось в 1 такте, поэтому 2 такт начинается с ноты ре. П еред следующей нотой до стоит знак диез, который действует до конца воторого такта и повышает следующие ноты до на полтона).

Важно, что действие знака распространяется непосредствено на ноту, перед которой он установлен. В нашем примере в 1 такте знак бемоль действует только на ноту ре 2 октавы. Если бы в первом такте была бы еще нота ре 1 или 3 октавы, то знак бемоль на них бы не действовал.

Знаки альтерации (диез и бемоль) могут стоять не только перед нотой, но также и при ключе. Такие знаки альтерации называются ключевые .

Ключевые знаки альтерации указываются в начале каждого нотоносца справа от ключа и имеют действие на все ноты, записанные на соответствующих линейках этого нотоносца, до смены ключевых знаков. Внутри такта действие ключевых знаков может отменяться случайными знаками. Д ействие ключевых знаков распространяется на всё произведение.

Пример использования диезов при ключе:

Ключевые знаки указывают, что все ноты, соответствующие расположению присутствующих в ключе знаков альтерации, должны играться с повышением или понижением на полутон. У нас, например (см. рисунок), диезы стоят между третьей и четвертой линейками нотного стана (место звука "до ") и на пятой линейке (звук "фа "). Значит, все ноты до и фа , встречающиеся в произведении, должны быть повышены на полутон. Причем, не имеет значения, в какой октаве находятся эти звуки: все ноты ДО и ФА должны играться как до-диез и фа-диез (если перед этими нотвми не стоит знак бекар ).

Итоги 4 урока. Теперь мы знаем, что такое диез (повышение основной ступени на пол-тона) и что такое бемоль (понижение основной ступени на пол-тона). Бекар отменяет действие бемоля и диеза. Также обратите внимание на зону действия знаков альтерации.



 


Читайте:



Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Михалков Сергей Владимирович Праздник Непослушания Сергей Владимирович Михалков Праздник Непослушания Повесть-сказка "Праздник Непослушания" -...

Почвенный покров южной америки

Почвенный покров южной америки

Страница 1 В отличие от Северной Америки, где изменения в растительном покрове зависят в значительной степени от изменений температурных условий,...

Расправленные крылья - музыкальная пауза Порядок описания Московской операции

Расправленные крылья - музыкальная пауза Порядок описания Московской операции

Ситуация на фронте весной 1942 года, планы сторон, немецкое наступление летом 1942 года, начало Сталинградской битвы, немецкий оккупационный режим,...

Cобытия Второй мировой войны

Cобытия Второй мировой войны

Вторая мировая война считается самой крупной в истории человечества. Она началась и закончилась 2 сентября 1945 года. За это время в ней приняло...

feed-image RSS