Главная - Эмоции
Фрэнсис Дрейк: «Железный Пират» Елизаветы I. Дрейк Фрэнсис, знаменитый английский пират: биография, основные открытия

Добавлено: 17.05.2011 г.

В начале пути

Фрэнсис Дрейк (Francis Drake) родился в 1540 г. (в 1543 по другим данным) на ферме близ Тавистока в Девоншире (Tavistock, Devonshire). Он был старшим из 12 детей в семье небогатого сельского священника Эдмунда Дрейка (Edmund Drake). По всей видимости, Эдмунд Дрейк каким-то образом с морем был связан - вероятнее всего, он проходил службу корабельным священником.

Уже в возрасте 9-10 лет Фрэнсис Дрейк поступает юнгой на торговый корабль, совершавший рейсы в континентальную Европу. В юном возрасте Дрейк столь прекрасно зарекомендовал себя, что уже в 1561 г. получает в наследство от старого капитана свой первый корабль 50-тонный Юдифь (Джудит).

В 1561-1567 г. Дрейк в качестве капитана-владельца судна ведет торговую деятельность, в том числе и торговлю рабами (по тем временам бизнес сам по себе вполне легальный). В 1567 г. он принимает участие в экспедиции Джона Хокинса (John Hawkins) в Вест-Индию. Предприятие закончилось катастрофой. В гавани Сан-Хуан-де-Улоа (современная Мексика близ Веракрус), куда англичане зашли для того чтобы оправиться от сильного шторма, их заперла и разгромила испанская эскадра. Из пяти английских кораблей в Англию вернулась лишь Юдифь Дрейка.

(Впрочем, Хокинс тоже уцелел - он еще сыграет свою роль в судьбе Дрейка).

Здесь необходимо заметить, что эта экспедиция Хокинса сама по себе не была пиратской в нынешнем смысле этого слова. Англичане везли в Вест-Индию рабов для продажи. Но так как Новый Свет испанцы считали своей вотчиной, им такая деятельность понравиться не могла.

Так или иначе разгром в Сан-Хуан-де-Улоа стало знаковым событием для Френсиса Дрейка. Он становится непримиримым врагом испанцев.

Королевский корсар.

В конце 60-х, начале 70-х годов ХVI века Дрейк на двух маленьких кораблях - Паша и Лебедь охотится за испанскими караванами и грабит испанские корабли в Карибском море (а заодно собирает информацию об испанцах и набирается опыта)

4 июля 1569 г. Дрейк женился на Мэри Ньюмен (Mary Newman). Этот брак был бездетным. Мэри Ньюмен умерла через 12 лет.

В 1572 году Дрейк предпринимает первые наземные операции по захвату и грабежу населенных пунктов на Панамском перешейке от Атлантического до Тихоокеанского побережья (а заодно и сухопутных караванов). Особых доходов эти предприятия Дрейку не принесли, но его имя становится широко известным.

В 1572 г. Фрэнсис Дрейк получает от королевы Елизаветы лицензию на приватирскую деятельность.

В 1573 г. в кооперации с французским пиратом Гийомом Ле Тетю (Guillaume Le Testu) Дрейк совершил набег на испанский серебряный караван. В ходе вылазки пираты потеряли более тридцати человек, в том числе и братьев Дрейка - Джона и Джозефа. Но добыча была очень значительной. Это позволило Дрейку по возвращению домой приобрести поместье и стать судовладельцем трех кораблей.

Железный пират.

По совету Джона Хокинса Френсис Дрейк поступает на королевскую службу, участвует в усмирении ирландского восстания 1575 г., обзаводится нужными знакомствами и связями, тогда же Дрейк был рекомендован государственному секретарю Фрэнсису Уолсингему (Francis Walsingem) и представлен королеве. Он получил возможность изложить Елизавете I свой план экспедиции к западному побережью Америки и получил поддержку.

Конечно, участие английской королевы, а также других «сильных мира сего» спонсоров экспедиции Дрейка старательно скрывалось.

13 декабря 1577 г. Френсис Дрейк во главе эскадры из 5 кораблей на флагманском Пеликане (Pelican) вышел из Плимута в свой самый известный поход. К этому времени его уже окружала слава «железного пирата», опытного навигатора и прекрасного военно-морского тактика.

Доподлинно не известно, какие главные цели ставились перед экспедицией Дрейка двором Елизаветы I - Англия была в состоянии мира с Испанией, и участие государства в предприятии Дрейка не афишировалось.

Зато хорошо известны итоги этого плаванья.

26 сентября 1580 года Золотая Лань (Golden Hind) , закончив свой кругосветный переход, бросила якорь в Плимуте. Помимо чисто материальной добычи (а это почти 2 годовых бюджета Англии), были и другие не менее важные исторические и политические итоги этого плаванья. Королева Елизавета I 4 апреля 1581 года на борту Золотой Лани произвела Фрэнсиса Дрейка в рыцари.

По словам историка Дж. М. Трэвэлиэна (G. М. Trevelyan.) «Это было самое важное рыцарство, когда-либо дарованное английским государем, ибо оно было прямым вызовом Испании и призывом к народу Англии обратиться к морю и искать свою силу там»

Сэр Фрэнсис Дрейк купил поместье в Букленде (Buckland Abbey, Devon) - рыцарское звание обязывало иметь свой замок, был избран мэром Плимута, назначен инспектором королевской военно-морской комиссии, а в 1584 г. стал членом палаты общин британского парламента.

В феврале 1585 г. Дрейк женился на 20-летней Элизабет Сайденхэм (Elizabeth Sydenham), происходившей из богатого и знатного рода. Впрочем, и этот брак был бездетным.

Адмирал королевского флота

В 1585 - 1586 г. Дрейк командовал большим соединением из 21 корабля. Под его командованием находилось 2300 солдат и матросов. Вице-адмиралом Дрейка был известный капитан Мартин Фробишер (Sir Martin Frobisher). Поход в Вест-Индию, разграбление Картахены и Сан-Аугустина на Кубе принесли Англии более 300 тыс. фунт. ст. и около 240 орудий.

Еще один знаменательный поход был совершен Дрейком в апреле 1587 г. Во главе эскадры из 13 кораблей он внезапно напал на испанский Кадис, где формировалась знаменитая Непобедимая Армада. Флотилия Дрейка потопила и сожгла 30 из 60 кораблей испанцев, в том числе 40-пушечный 1000-тонный испанский галеон, еще один крупный галеон испанцев был взят на абордаж во внутренней гавани Кадиса. В завершении этого похода был разрушен замок Сагриш, потоплено и захвачено около 50 мелких каравелл и других мелких судов, а также захвачена каракка Сан Фелипе, возвращавшаяся из Ост-Индии с богатым грузом.

По всеобщему признанию этот поход Дрейка как минимум на год отодвинул нападение Непобедимой Армады на Англию, что, несомненно, позволило последней лучше подготовиться к вторжению испанцев.

Конечно же, сэр Фрэнсис Дрейк был непосредственным и активным участником разгрома Непобедимой Армады (132 корабля!) в 1588 г. На своем корабле Возмездие (Revenge) он участвовал в сражениях у Плимута, при Портленде, у острова Уайт, близ Кале и при Гравелине.

Выдающуюся роль Фрэнсиса Дрейка в противостоянии с Испанией отмечали даже противники и враги Англии. Римский папа Сикст V писал: «Слышали, как Дрейк со своим флотом навязал бой Армаде? С каким мужеством! Думаете, он выказал хоть какой-то страх? Он - великий капитан!»

По всей видимости, после этого удача отвернулась от сэра Френсиса Дрейка. Его последующие походы и предприятия были или малоудачными, или просто провальными.

Свое последнее плаванье сэр Фрэнсис Дрейк совершил совместно с Хокинсом в Вест-Индиию. Однако подготовленные и многому научившиеся за последние годы испанцы, сумели дать отпор англичанам. Особого успеха это плаванье не имело. Более того эскадра англичан страдала от тропической лихорадки и дизентерии.

В ноябре 1595 на рейде Сан-Хуана (остров Пуэрто-Рико) после тяжелой болезни умер Джон Хокинс. А 28 января 1596 г. в Номбре-де-Дьос (там, где в 1572 был ранен в ногу) скончался от дизентерии и сам Фрэнсис Дрейк.

Летописец пишет, что, почувствовав приближение смерти «железный пират» облачился в доспехи, чтобы принять смерть как положено воину и рыцарю.

Под залпы корабельных орудий свинцовый гроб с телом сэра фрэнсиса Дрейка опустился на дно моря.

Френсис Дрейк (февраль‑март 1540 г. - 27 января 1596 г.) - английский морской капитан, корсар, навигатор, работорговец, пират, вице‑адмирал, видный политический деятель эпохи Елизаветы I. Таковы главные этапы его жизненной карьеры; сложно поверить, что все это может относиться к одному человеку! Его основные операции были совершены в Карибском море. Имя Дрейка наводило такой ужас на испанцев, что они, слегка переиначив его имя, величали пирата El Draque (от лат. Draco - дракон). За свою необыкновенно долгую и невероятную карьеру Френсис Дрейк заработал разбоем на море примерно на пять миллионов долларов меньше непревзойденного Сэмюэля Беллами, что позволило ему войти в тройку наиболее отличившихся пиратов и занять почетное второе место.

Сэр Френсис Дрейк родился в Тэвистоке (Девон, Великобритания) в феврале или марте 1540 года и впоследствии явился самым старшим из двенадцати детей в семье. Его родителями были Эдмунд Дрейк, фермер‑протестант, ставший затем священником, и Мэри Милвэй.

Несмотря на свой фермерский статус, семья Френсиса принадлежала к аристократической ветви герцогов Бедфордских; среди его предков нельзя не упомянуть Джеффри Чосера (1340-1400), одного из создателей классической английской литературы, автора «Кентерберийских рассказов» (1380-1400). Впрочем, юный Френсис отнюдь не тяготился тем, что он сын фермера, и не выказывал и тени стремления реализовать великосветские связи семьи. В 1549 году по причине религиозных волнений Эдмунд Дрейк принял решение перебраться с семьей в графство Кент. Именно там, образно говоря, и началась морская карьера Френсиса Дрейка. Ему еще не исполнилось и тринадцати лет, когда он сумел войти в команду небольшого барка, курсировавшего между портами на Темзе. Не слишком‑то впечатляющее начало, можете сказать вы, однако если вы узнаете о том, что менее чем через семь лет капитан барка скончался, завещав свое судно… Френсису Дрейку, то наверняка измените свое мнение. Подумать только: Дрейку не было еще и двадцати, когда он стал капитаном и владельцем собственного корабля!

Однако вечно довольствоваться скромным суденышком Френсис, естественно, не собирался. В 1563 году Дрейк все‑таки использовал свои родственные связи: он сошелся со своим кузеном Джоном Хоукинсом (в стратегическом плане это был очень грамотный шаг, поскольку Хоукинсам из Плимута принадлежала целая флотилия кораблей). В том же году он впервые в своей жизни отправился к берегам Нового Света на борту одного из кораблей Джона Хоукинса (Хоукинс сам участвовал в вояже, поскольку был капитаном; в его намерения входило ввести Дрейка в курс дела и обучить его особым морским премудростям). Корабль использовался для перевозки рабов, так что Дрейк быстро вошел в детали едва ли не самого прибыльного занятия на море в те времена. Помимо работорговли, Френсису приходилось принимать участие в грабеже португальских судов, встречавшихся по пути. Он оказался успешным учеником и очень скоро заслужил право управлять собственной каравеллой! В 1568 году они с Хоукинсом, как обычно, совместно промышляли в Карибском регионе; причем речь идет не о паре кораблей, а о целой эскадре. Очень прибыльно продав в Венесуэле большой груз рабов, они направлялись домой. И тут госпожа Удача им изменила. У Сан‑Хуан‑де‑Улуа (портовый городок на побережье Мексики) эскадра Хоукинса попала в ловушку, устроенную коварными испанцами. В завязавшейся баталии практически все корабли Хоукинса получили серьезные повреждения, но ему с Дрейком не только удалось спастись, но и довести до родных берегов все суда. Это событие очень сильно повлияло на Френсиса Дрейка и наложило неизгладимый отпечаток на всю его дальнейшую судьбу. Френсис Дрейк, пережив всю горечь позорного поражения, стал отныне и навсегда беспощадным врагом испанцев. Можно даже сказать, что, не случись того злополучного инцидента у Сан‑Хуан‑де‑Улуа, ему, наверное, не удалось бы реализовать в полной мере свой талант корсара и нанести такой урон испанцам на море. Масла в огонь подливало и то обстоятельство, что Дрейк был воспитан отцом в протестантском духе, тогда как испанцы были, как известно, католиками. Впрочем, для Джона Хоукинса все происшедшее тоже не обошлось без последствий. Он решил покончить с невольничьим бизнесом и, в некотором роде, отошел от дел. А вот Френсис Дрейк - тот не унялся, какое там! Он осуществил несколько пробных вояжей на Карибы (в 1570 и 1571 гг.) - о торговле рабами речи больше не было, ведь Дрейк горел жаждой мести! Документальных свидетельств о первом вояже 1570 года, видимо, не осталось. А вот что касается следующего, состоявшегося годом позднее, - тут ситуация иная.

Причина одна - безусловный триумф новоявленного корсара! Дрейк рискнул отправиться без поддержки, самостоятельно. Он самостоятельно вел бриг «Сван» («Лебедь») водоизмещением в 25 тонн - сравнительно небольшой корабль. Однако несмотря на это, Дрейку в итоге удалось захватить два крупных фрегата. Однако на этом он и не думал останавливаться, присоединив к своим трофеям еще около двух десятков небольших судов. Триумф настолько вдохновил его, что Дрейк, забыв о всякой осторожности, подверг налету с моря город Вента‑де‑Крузес, находившийся всего в двадцати километрах от Панамы. И ему буквально все сошло с рук. В этих двух своих первых вылазках на Карибы Дрейк не только стремился заполучить как можно больше добычи, он еще анализировал тактические и технические нюансы, характеризующие особенности оборонной стратегии испанцев в Карибском регионе. Но больше всего его, естественно, интересовало то, каким образом работает механизм доставки финансов из колоний к берегам Старого Света. И тут Френсиса Дрейка ждала самая большая неожиданность. Он на деле убедился в том, что Испания, получавшая весьма значительные средства из Америки, была настолько уверена как в своем военном превосходстве, так и в господстве на море, что не допускала мысли о возможности серьезного, хорошо продуманного нападения, будучи совершенно уверенной в безопасности своих ресурсов. А Дрейк моментально заметил реально слабое звено в цепи доставки финансовых средств: это был Панамский перешеек.

Почему, спросите вы.

Ответ очень простой.

Испанцы явно желали сэкономить, а потому работали по крайне примитивной схеме: весь объем денежных средств (золото, серебро) собирался и подготавливался к отправке в Панаме, потом все эти неисчислимые богатства переправляли в порт Номбре‑де‑Диос, откуда уже кораблями все доставлялось в Испанию. Из Панамы же до Номбре‑де‑Диос, как это ни дико, все ценности ехали на спинах мулов, причем без какой‑либо реальной охраны! Путь мулов пролегал, как вы уже поняли, через Панамский перешеек. При этом конечный пункт назначения - Номбре‑де‑Диос - отнюдь нельзя было причислить к хорошо защищенным портам. Дрейк мгновенно понял, как ему использовать оплошность без меры самоуверенных испанцев. Однако, будучи мудрым человеком, Дрейк решил на этот раз благополучно вернуться со всей своей внушительной добычей обратно домой, где намеревался организовать очередной вояж на Карибы - теперь уже с вполне осознанной и четкой целью.

Поскольку Дрейк относился к тем людям, которые всегда доводят начатое до конца, в 1572 году он, капитально подготовившись, вновь взял курс на Карибы, явно намереваясь задать испанцам жару. Кстати, надо заметить, что это вообще был довольно‑таки любопытный прецедент: ведь грабить корабли в Карибском море было (скажем так: негласно!) позволено французам, а не англичанам, да и то - лишь эпизодически. А Френсис Дрейк, по сути, стал первым английским капитаном, который рыскал по Карибскому морю с единственной целью грабежа испанских галеонов, груженных золотом. Он, на всякий случай, даже попытался испросить у британской короны письменного одобрения своим действиям, но, увы, в этом не преуспел. На тот момент его профессиональная деятельность была расценена королевой, увы, как чисто пиратская. Впрочем, он и не думал унывать - и был, конечно же, прав. Время работало на него!

В мае 1572 года Дрейк вышел в море уже не один, а с небольшой эскадрой из двух кораблей. Скромный «Сван» он на сей раз передал своему братцу Джону, а сам управлял внушительным 70‑тонным фрегатом «Паша». Согласно источникам, общая численность команды Дрейка в этом рейде составляла 73 человека. Все они, как и их бравый капитан, алчно вожделели заполучить все мыслимые испанские сокровища. 29 июня 1572 года произошла историческая высадка десанта Дрейка на Панамском побережье, а 19 июля (то есть практически всего лишь три недели спустя) порт Номбре‑де‑Диос уже был захвачен пиратами! Правда, победа оказалась не полной; внушительную часть драгоценных запасов испанцам все‑таки удалось с эскадрой перекинуть в безопасное место. Вдобавок ко всему, пираты натолкнулись на яростное сопротивление защитников города. Схватка была жестокой и кровопролитной. Дрейк, сражавшийся в первых рядах, был ранен в бедро. Победителям, тем не менее, достался изрядный груз слитков серебра.

Возвращаться обратно было никак нельзя: тяжелый груз добычи скверно сказывался на маневренности судов; кроме того, был большой риск столкнуться в море с целой испанской военной эскадрой. Дрейк понял, что нужно позаботиться об устройстве временной базы. Оставив за спиной разграбленный город и выбрав подходящий островок, пираты расположились на нем лагерем. Поначалу все шло хорошо. Серебряные слитки были надежно спрятаны в укромном месте на острове, а оба пиратских корабля денно и нощно сновали вдоль побережья, беря на абордаж испанские корабли. Однако очень скоро команду стал косить странный мор. Потеряв около 75 % команды, Дрейк принял решение сжечь один из кораблей - такова была печальная участь «Свана». Но оставшихся в живых моряков было слишком мало, чтобы успешно продолжать свои захватнические рейды. И тогда Френсис Дрейк пошел на невероятный шаг, проявив, между прочим, завидный талант искусного дипломата: он заключил союз с симарронами . Это были беглые африканские рабы, активно противостоявшие испанцам. Особенно хороши были симарронские разведчики: ни одно сколь‑либо крупное перемещение людских или финансовых резервов испанского правительства на Панамском побережье не избегало их внимания. В результате заключенного союза Дрейк получал двойную выгоду: он мог пополнить команду за счет африканских волонтеров, кроме того, ему становилась доступной вся информация о движении грузов золота, серебра и драгоценностей. Разведчики очень скоро дали знать о себе. Они сообщили Дрейку, что на исходе января 1573 года ожидается прибытие в Панаму флотилии с богатым грузом. Понятное дело, потом этот груз должен был быть переправлен в Номбре‑де‑Диос все с теми же караванами мулов. Пираты вновь высадились на побережье и устроили засаду. Наверное, у испанцев тоже неплохо работала разведка, а может быть, и кто‑то из симарронов работал сразу на обе стороны. Как бы то ни было, но испанцам вновь удалось перехитрить пиратов и спасти немалую часть ценностей.

Дрейк недолго горевал. Во‑первых, мор прекратился. Выстоять перед загадочным недугом удалось лишь 17 пиратам, включая самого Дрейка. Во‑вторых, симарронские волонтеры (общим числом в 30 человек) оказались вполне способными учениками. И вот с этой разношерстой командой Френсис Дрейк решил вновь попытать счастья на море. Следует упомянуть, что симарроны предпочитали месть испанцам золоту и серебру, а потому совершенно не претендовали на свою долю добычи, что, понятное дело, тоже было по душе капитану Дрейку.

Итак, шла уже весна 1573 года. Обстоятельства сложились таким образом, что экипаж Дрейка повстречал большой корабль известного французского пирата и исследователя Гийома Ле Тестю (Guillaume Le Testu), которого знали под кличкой Тэту. Оба капитана чрезвычайно понравились друг другу и решили объединить свои силы. Также были четко оговорены и соответствующие доли при разделе любой добычи. Вскоре симарронские разведчики принесли поистине вдохновляющее известие: караван мулов, груженный золотом и серебром, расположился на отдых всего в миле от Номбре‑де‑Диос. На тот момент оба пиратских корабля находились практически рядом от их стоянки. Объединенная рать английских и французских пиратов при поддержке симарронов стремительно сошла на берег и ринулась в атаку. Испанцы мужественно сопротивлялись, но были все поголовно перебиты. Пиратам досталась груда серебряных и золотых слитков. Унести все им было просто не под силу, поэтому серебро решили зарыть, чтобы впоследствии за ним вернуться. Не обошлось и без потерь. Победу пиратов серьезно омрачила гибель Ле Тестю. Впрочем, Дрейк, соблюдая договоренность, поровну разделил добычу между пиратами. Объем всего завоеванного был настолько изряден, что в августе 1573 года Френсис Дрейк решил не искушать судьбу понапрасну и вернуться домой (только вот припрятанное серебро пиратам так и не удалось заполучить, поскольку оно было обнаружено испанцами).

Серьезный урон, доставленный Френсисом Дрейком испанскому присутствию на Карибах, не остался незамеченным британской короной. Более того: Дрейк, благодаря своей репутации непобедимого корсара, удостоился в 1575 году немалой чести управлять кораблями графа Эссекса, бывшего главным фаворитом английской королевы Елизаветы I. Эссекс легко согласился представить Дрейка ко двору. Венценосная хозяйка и корсар чрезвычайно быстро нашли общий язык, причем Дрейк настолько расположил к себе королеву, что та не только привлекла частных инвесторов, но и сама решила частично профинансировать его новую экспедицию. Цель экспедиции подразумевалась сама собой - Восточное побережье Южной Америки. Дрейку позволялось нападать на испанские портовые города в районе Перу (именно там производилась добыча испанцами серебра и золота); лицензии на это он вновь не получил, так как Елизавета блюла верность принципам политкорректности. Попадись Дрейк в лапы к испанцам, королева бы просто‑напросто от него отказалась, бросив на произвол судьбы. Дрейк, скорее всего, это понимал и попадать к испанцам в плен уж точно не собирался. Помимо всего прочего, королева дала Дрейку одно тайное поручение. Ему надлежало присмотреть местности, годившиеся для колоний.

13 декабря 1577 года Френсис Дрейк, во главе эскадры из пяти судов и команды в 160 душ, покинул родной порт

Плимут. Флагманским кораблем Дрейка был хорошо вооруженный фрегат «Пеликан». По пути Дрейк - чтобы освежить навыки и умения - навестил Африканское побережье. Его команда взяла на абордаж свыше десяти кораблей, бывших под флагами Испании и Португалии. 20 июня 1578 года эскадра Дрейка достигла Магелланова пролива. Это было гиблое место для мореходов. Некоторые пираты начали роптать. Явно назревал бунт. Пока шли успешные грабежи у Африканского побережья, все было в порядке. Но после очень непростого и продолжительного путешествия через Атлантику далеко не все были готовы подвергнуться смертельной опасности, следуя Магеллановым проливом. Тем более что несколько кораблей были серьезно повреждены и затонули. Но иным путем до Перу добраться было нельзя.

Дрейк очень быстро узнал, что главным зачинщиком бунта является капитан Томас Доути. На основании свидетельств лорда Уильяма Бургли и корабельного плотника Эдварда Брайта Доути был обвинен в подстрекательстве к мятежу и занятиях магией (поистине убийственное сочетание!). Дрейк приказал казнить его, и 2 июля 1578 года Томас Доути был обезглавлен. Тем самым бунт был подавлен в зародыше. Но на этом испытания пиратов не кончились. Магелланов пролив поредевшая эскадра Дрейка благополучно прошла, но потом она угодила в жесточайший шторм, который продолжался чуть ли не около двух месяцев и основательно потрепал все корабли; при этом затонуло еще одно судно. Вновь возникла взрывоопасная ситуация. В итоге один фрегат развернулся и направился обратно, к родным берегам, а Дрейк на своем флагмане, который он к тому времени уже переименовал из «Пеликана» в «Золотую лань», продолжал путь в гордом одиночестве. 5 декабря «Золотая лань» бросила якорь в гавани Вальпараисо (Чили). Пираты действовали четко и эффектно. Город был вчистую разграблен, а грузы, дожидавшиеся отправки в Испанию, перешли к английским буканьерам. Прежде чем как следует развернуться на Тихом океане, Дрейк настоял на детальном осмотре судна и восстановлении всех обнаруженных повреждений. Эта процедура заняла где‑то с полмесяца, однако в результате «Золотая лань» была готова к встрече с любым испанским кораблем. На руку Дрейку играло дополнительно еще и то обстоятельство, что испанцы чувствовали себя в водах Тихого океана практически как у себя дома, не ожидая нападения; английских же кораблей да еще с секретным предписанием королевы в этом регионе прежде не наблюдалось.

И началось!!!

Точное количество кораблей, ставших жертвами пиратов, установить было решительно невозможно. Размер добычи превзошел все ожидания. Насладившись местью испанцам на море, Дрейк решил проявить себя и на суше. Он развернул фрегат и 5 февраля 1579 года уже достиг побережья Перу; в большинстве перуанских портов (например, в Лиме, столице Перу, в Кальяо и проч.) всегда находились корабли с важными грузами для отправки в Испанию. Здесь их тоже не ждали; впрочем, англичане чуть припоздали, а потому им перепало не так уж и много ценностей, хотя пиратам удалось взять на абордаж практически все корабли, находившиеся на тот момент в гавани Кальяо. Допрос с пристрастием, тут же учиненный подручными Дрейка, выявил интересную информацию. Выяснилось, что незадолго до появления англичан гавань оставил шлюп «Какафуэго», до самого борта начиненный ценностями. «Золотая лань» тут же устремилась в погоню. Следует заметить, что, даже пытаясь настичь «Какафуэго», пираты не пренебрегали своими обязанностями; они останавливали и грабили практически все встреченные корабли. Догнать же «Какафуэго» Дрейку удалось примерно через месяц (1 марта) у мыса Сан‑Франциско (к северу от экватора). «Какафуэго» был практически лишен вооружения и сдался без боя. Его трюмы были до отказа забиты тяжелыми слитками золота и серебра. Восхищенные пираты также обнаружили множество мешков с серебряными монетами. С таким богатством можно было уже возвращаться домой! Тем более что испанским портам и торговому флоту был нанесен более чем весомый ущерб, да и подходящие районы для колоний Дрейк сумел приглядеть.

Да только идти с такой огромной добычей опять через Магелланов пролив Дрейк уж точно не хотел. Вдобавок предстояло бы плыть вдоль берегов Испании, что теперь тоже не сулило ничего хорошего. Он предпочел двинуться на север, к Мексике; ряд авторитетных картографов того времени утверждал, будто существует легендарный северо‑западный путь в Европу, вот Дрейк и решил на деле проверить эти заявления. Следуя по курсу, пираты сделали несколько остановок; во время стоянки в гавани Гуатулко (Мексика) пираты осквернили местный храм, дочиста его разграбив. «Золотая лань» упорно шла на север; лишь свирепые холода остановили ее стремительный ход. Дрейк, оценив ситуацию, почел за благо вернуться домой прежним путем и повернул на юг. На побережье Северной Калифорнии пиратами была сделана продолжительная остановка; «Золотая лань» нуждалась в починке. Потом Дрейк блестяще провел фрегат через Магелланов пролив и, делая остановки лишь на островах и обойдя Испанию, благополучно достиг Плимута 26 сентября 1579 года.

Итог этого почти двухлетнего вояжа имел для Дрейка очень важное значение. Теперь он обрел подлинную славу и стал своим при дворе королевы Елизаветы. Она была весьма довольна тем, что Дрейк ей сообщил по поводу устроения возможных колоний. Но еще более ее порадовали щедрые пожертвования короне, сделанные корсаром. Теперь он уже мог себе это позволить, поскольку стал просто баснословно богат. В окрестностях Плимута Дрейк даже приобрел себе огромное поместье; королева дополнительно презентовала его еще несколькими. А в 1581 году за особые заслуги перед британской короной Френсис Дрейк был удостоен рыцарского звания, и теперь к нему надлежало обращаться «сэр Френсис»; в том же году он был избран членом парламента Великобритании. Четырьмя годами позднее, когда он уже несколько лет управлял Плимутом в качестве мэра, Дрейк женился на юной наследнице огромного состояния, еще более упрочив свое положение. Казалось, что его морской жизни пришел конец. Но это было обманчивое впечатление!

Как знать, не пожелай королева поставить Дрейка во главе огромной эскадры, которой предстояло сокрушить испанское господство в Карибском регионе и не поручи она ему заявить о британском присутствии в Вест‑Индии (это традиционное название островов Карибского моря) во умаление государственного престижа Испании, сэр Френсис мудро управлял бы Плимутом и наслаждался обществом обворожительной супруги. Но это двойное искушение было слишком велико! Дрейк сложил с себя полномочия мэра, простился с женой и отбыл.

Его эскадра насчитывала более 25 кораблей. Команда составляла 2300 человек. Этот впечатляющий демарш знаменовал собой начало военного противостояния, которое затянулось на десятки лет. Теперь у сэра Френсиса Дрейка наконец‑то была заветная лицензия! Согласно этому документу он имел право вызволять из плена захваченных в результате военного конфликта с Испанией английских моряков. На деле же это подразумевало под собой захват и разграбление испанских кораблей. Королева Елизавета даже одобрила создание специального акционерного общества, которое было образовано в расчете на прибыльную добычу с вражеских галеонов.

Нельзя сказать, чтобы все складывалось удачно для Дрейка в этой экспедиции. Скорее, наоборот. Он упустил целую флотилию груженных золотом кораблей, а занимаемые им города (например, Сантьяго) не могли порадовать богатым выкупом, отчего Дрейк в ярости предавал их огню. В довершение всего на кораблях эскадры сэра Френсиса вспыхнула лихорадка, унесшая сотни жизней. Вместо ожидаемого выкупа в миллион золотых дукатов с жителей Санто‑Доминго Дрейк смог выручить от силы двадцать пять тысяч. Даже с легендарной Картахены пиратам удалось собрать не более ста тысяч дукатов, хотя Дрейк всерьез угрожал сровнять город с землей. Итог экспедиции был плачевен: из всей команды выжило немногим более полутора тысяч человек, финансовые затраты не окупились. Сам сэр Френсис Дрейк потерял на этом вояже серьезные средства.

Королева не могла быть удовлетворена подобным результатом. Тем не менее она по‑прежнему благоволила к Дрейку. В 1587 году она приказала ему противостоять кораблям знаменитой Испанской Армады; попутно Дрейку позволялось тряхнуть стариной. Он тряхнул, и тряхнул, признаться, знатно: его главным трофеем явился португальский барк «Сан‑Фелипе», ставший добычей пиратов в районе Азорских островов; груз доставшихся им ценностей и товаров был просто огромен. Помимо этого, сэр Френсис Дрейк разработал гениальный план взятия крупного испанского порта Кадис; наряду с золотом и серебром Дрейку удалось захватить свыше тридцати судов противника. Все это вполне компенсировало неудачный итог экспедиции 1856 года. По возвращении в Англию сэр Френсис Дрейк был удостоен звания вице‑адмирала и назначен королевой Елизаветой на пост главнокомандующего объединенными военно‑морскими силами Великобритании. В 1589 году он командовал объединенными силами флота; под началом у него находилось свыше 150 боевых кораблей. И хотя ему удалось успешно противостоять вторжению испанцев, ситуация существенно изменилась, когда военные действия переместились на территорию Испании. Болезни, существенные потери, просчеты в стратегии - все это свело на нет первоначальные успехи англичан.

Королева вновь была уязвлена. Дабы как‑то компенсировать негативное впечатление, она задумала вторую экспедицию в Вест‑Индию. Военная ситуация была не особенно благоприятна, вследствие чего ее желание было реализовано лишь несколькими годами позднее. Однако в 1595 году она приказала Дрейку возглавить новую эскадру. Вице‑адмирал привел королеве свои резоны, что спешить с выходом в море не годится и необходимо все как следует подготовить, но та была неумолима. И вот 7 сентября 1595 года эскадра взяла курс на Карибы. Королева на сей раз требовала чего‑то невероятного и фантастического: например, взятия… Панамы! Эскадра была составлена спешно; в нее вошли 27 военных и торговых кораблей (по числу кораблей она на 2 корабля превосходила флотилию, что отправилась в первую вест‑индскую экспедицию). Команда тоже соответственно увеличилась: всего было собрано 1500 моряков и 1000 пехотинцев. Руководить всеми этими силами (по решению королевы) был призван триумвират в лице самого сэра Френсиса Дрейка, его бывшего партнера и родственника сэра Джона Хоукинса, а также Томаса Баскервиля, которому надлежало руководить действиями на суше. Если с Баскервилем Дрейк в принципе не должен был иметь проблем в плане совместных действий, то с Хоукинсом дело обстояло гораздо хуже. Он имел совсем другой темперамент, был, в отличие от стремительного и изобретательного Дрейка, чересчур методичным, медлительным и осторожным; вдобавок он явно завидовал стремительному вознесению своего некогда младшего офицера. Конфликты следовали один за другим, и это отнюдь не предвещало благоприятного ведения военной кампании. Причем все буквально пошло наперекосяк еще с самого начала. Вместо того чтобы двигаться прямо к побережью Панамы, эскадре было приказано следовать к порту Сан‑Хуан на Больших Антильских островах, в гавани которого оказался поврежденный галеон с невероятно ценным грузом. О демарше английской эскадры каким‑то образом стало известно испанцам, мгновенно направившим к Сан‑Хуану пять отменно вооруженных фрегатов. Это произошло 25 сентября. А тут еще на кораблях Дрейка непредвиденно подошли к концу запасы провизии; вице‑адмирал принял решение атаковать портовый городок Лас‑Пальмас на Канарских островах. Сражение сложилось не в пользу англичан - несколько моряков даже попали в плен. Тогда Дрейк двинулся к Гваделупе и оказался там со всеми кораблями 9 ноября. Сразу же после пополнения запасов продовольствия он намеревался вести эскадру к Сан‑Хуану, но тут отчаянно вмешался Хоукинс, считавший, что все корабли должны быть тщательно осмотрены. Дрейк, скрепя сердце, согласился, что было большой ошибкой. Поскольку осмотром руководил сам Хоукинс, процедура затянулась на целых две недели. За это время пять испанских военных фрегатов не только достигли Сан‑Хуана, но заняли надежную оборону, будучи готовыми отражать любые атаки англичан. Наконец английская эскадра достигла Сан‑Хуана. Случилось это уже 22 ноября. Хоукинс, всю дорогу споривший с Дрейком, обнаружив пять готовых их встретить военных фрегатов, сгорал с досады. Видимо, он переживал так сильно, что его хватил удар, и он отдал Богу душу.

Дрейк для вида предпринял несколько атак, хотя и так уже было ясно, что галеона им не видать. Пока англичане возились с кораблями, испанцы в несколько раз увеличили огневую мощь порта, установив на стенах орудия с поврежденных кораблей; последние образовывали великолепный щит, за которым - в полной безопасности - находилась пятерка военных фрегатов. Бессмысленно атаковав порт 22 и 23 ноября, 24‑го Дрейк снял осаду и повел эскадру вдоль побережья Венесуэлы и Колумбии. Какие‑то небольшие городки английским пиратам удалось взять приступом и разорить, но добыча была скудна. Другие города, например та же Картахена, оказались невероятно хорошо укреплены (испанцы хорошо усвоили уроки, преподанные им Дрейком в 1585 году; да и вообще - десять лет срок изрядный, многое просто не могло не измениться!).

8 января 1596 года Дрейк оказался в районе достопамятного городка Номбре‑де‑Диос и вновь его захватил; для взятия Панамы он отрядил Томаса Баскервиля с 600 солдатами, велев тому двигаться по пути, которым следовали караваны мулов с ценной поклажей в Панаму. Но стояла зима, был сезон дождей. Все пути стали непроходимыми. Баскервиль, потеряв многих солдат, был вынужден через четыре дня бесславно возвратиться в Номбре‑де‑Диос.

Эскадра Дрейка в это время находилась в море западнее Никарагуа. Из‑за на редкость скверной погоды на кораблях вспыхнула жестокая лихорадка. Дрейк заразился дизентерией и 27 января 1596 года умер в жесточайших мучениях. После его трагической кончины Баскервиль принял на себя командование и повел корабли обратно в Англию. По пути им даже удалось отразить нападение мощной испанской эскадры, и это явилось единственным положительным результатом второй экспедиции англичан в Вест‑Индию.

Сэр Френсис Дрейк завещал похоронить себя в полном военном облачении. Его тело было заключено в железный гроб и предано волнам у Портобелло, вблизи берегов Панамы. Этот гроб мечтали и по‑прежнему мечтают обнаружить целые поколения дайверов.

Именем Дрейка был назван пролив между Огненной Землей и Антарктидой. Это самый широкий в мире пролив, и составляет он 820 километров.

(1588). Первый англичанин, совершивший кругосветное плавание (в 1577-1580 гг.). Активный участник разгрома испанского флота (Непобедимой Армады) в Гравелинском сражении (1588): благодаря умелым действиям Дрейка англичанам удалось получить преимущество над превосходящими огневой мощью силами противника.

Детство и юность

Фрэнсис Дрейк владел усадьбой Баклэнд-Эбби в Йелвертоне , но родился в Кроундейле, недалеко от Тейвистока (Тенвистонн), в Девоншире в семье фермера (йомена) Эдмунда Дрейка, впоследствии ставшего священником. Всего в семье Дрейков было двенадцать детей, Фрэнсис был старшим. В 1549 семья Дрейка перебралась в Кент . В 12 лет стал юнгой на торговом корабле (барке). Он так полюбился владельцу судна, своему дальнему родственнику, что тот после смерти завещал корабль Дрейку, и тот в 18 лет стал полноправным капитаном.

Взрослая жизнь

В 1567 году отправился в плавание в Гвинею и Вест-Индию , командуя кораблём в работорговой экспедиции своего родственника Джона Хокинса . В ходе этой экспедиции, близ мексиканской крепости Сан-Хуан-де-Улуа, корабли англичан подверглись нападению испанцев, и большая их часть была потоплена. Уцелело лишь два корабля - Дрейка и Хокинса. Англичане потребовали у испанского короля, чтобы он заплатил им за потерянные корабли. Король, естественно, отказался. Тогда Дрейк объявил, что он возьмёт всё, что сможет, у короля Испании.

В 1572 году отправился в собственную экспедицию в испанские владения в Вест-Индии , захватил город Номбре-де-Дьос на Панамском перешейке , затем - несколько судов возле гавани Картахены . В ходе этого рейда Дрейк перехватил на Панамском перешейке испанский «Серебряный караван» (около 30 тонн серебра), направлявшийся из Панамы в Номбре-де-Дьос. 9 августа 1573 года Дрейк вернулся в Плимут богачом и известным всей Англии капитаном.

15 ноября 1577 года Дрейк был отправлен королевой Елизаветой в экспедицию к тихоокеанскому побережью Америки. Официальной целью путешествия было открытие новых земель, в частности, Австралии . На самом деле Дрейк должен был награбить как можно больше испанского золота и с этим грузом вернуться в Англию. Фрэнсис руководил флотилией, состоявшей из четырёх больших и двух малых вспомогательных кораблей (флагманское судно - «Пеликан»). Пройдя Магелланов пролив , Дрейк был отброшен штормом к югу от Огненной Земли , при этом выяснилось, что она не является частью Южного континента . Пролив между Антарктидой и Огненной Землёй позже был назван его именем.

После того, как флагман «Пеликан», единственный из всех судов «пробился» к Тихому океану, он был переименован в «Золотую лань ». Дрейк прошёл вдоль тихоокеанского побережья Южной Америки на север, атакуя испанские порты, в том числе Вальпараисо , а затем исследовал побережье значительно севернее испанских колоний, приблизительно до современного Ванкувера . 17 июня 1579 года Дрейк высадился, как предполагается, в районе Сан-Франциско (по другой гипотезе, в современном Орегоне) и объявил этот берег английским владением («Новый Альбион»).

После пополнения провизии и ремонта Дрейк пересёк Тихий океан и вышел к Молуккским островам . Обойдя Африку с юга, Дрейк вернулся в Англию 26 сентября 1580 года, привезя клубни картофеля и сокровища на 600 000 фунтов стерлингов, сумму, в два раза превышающую размер ежегодного дохода английского королевства. Дрейк был встречен как национальный герой, обласкан королевой, был удостоен рыцарского звания . Во время очередной экспедиции в Вест-Индию Дрейк разорил испанские гавани Виго , Санто-Доминго (на острове Гаити), Картахену (в Новой Гранаде) и Сан-Аугустин (во Флориде). В 1587 году прославился дерзким нападением на испанский порт Кадис .

В 1588 году он был одним из английских адмиралов, которые разбили испанскую Непобедимую армаду . После этого Дрейк предложил Елизавете I вернуть португальский престол изгнанному испанцами Антонио из Крату . Английская армада , возглавляемая Дрейком, захватила бы Лиссабон , но у них не было осадных орудий. Свою последнюю экспедицию в Вест-Индию совершил в 1595-1596 годах в компании с Джоном Хокинсом. Умер от дизентерии 28 января 1596 года недалеко от Пуэрто-Бельо (совр. Портобело в Панаме). Похоронен в океане в свинцовом гробу.

Дрейк дважды женился - в 1569 г. и 1585 г. (первая жена умерла в 1581 г.). У него не было детей, и все его состояние перешло к его племяннику.

Ведение боя

Сэр Фрэнсис Дрейк изменил ход ведения морского боя. Если раньше побеждал корабль с наибольшим количеством орудий, то после Дрейка приоритет был отдан скорости судна. На своем галеоне "Золотая Лань" Дрейк не раз доказывал это. Так, благодаря книппелям Дрейк обездвиживал противника и превращал его в стоячую мишень. В дальнейшем Дрейк начал использовать брандеры для значительных битв. Они активно применялись во время Гравелинского сражения .

В честь Фрэнсиса Дрейка

Имя Фрэнсиса Дрейка увековечено в географии : пролив между Огненной Землей и Антарктидой носит название пролив Дрейка .

В немецком городе Оффенбург, изваянный в камне в 1853 году художником Андре Фридрихом, великий корсар держал в руке цветок картофеля . Надпись на постаменте гласила: «Сэру Фрэнсису Дрейку, распространившему картофель в Европе. Миллионы земледельцев мира благословляют его бессмертную память. Это помощь беднякам, драгоценный дар Божий, облегчающий горькую нужду». В 1939 году памятник был уничтожен нацистами.

Изображен на британской почтовой марке 1973 года.

Издания произведений о походах Дрейка

  • 1626 - Drake (Sir Francis) Baronet. Sir Francis Drake revived … by this relation of … a third voyage … set forth by Sir F. D., Baronet (his nephew), etc. London. 1626. 4°.
  • 1628 - The World encompassed by Sir F. D., being his next voyage to that to Nombre de Dios. London. 1628. 4°.
  • 1854 - (Очередное издание) The World encompassed. By Francis Fletcher. Edited by Wm. Sandys Wright Vaux. Map. (Hakluyt Soc. Pub., No. 17.) London. 1854. 8°. он был пьяницей и мало пил

Напишите отзыв о статье "Дрейк, Фрэнсис"

Литература

  • Баландин Р. К. Знаменитые морские разбойники. От викингов до пиратов. - М.: Вече, 2012. - 352 с.
  • Белоусов Р. С. Под черным флагом: Исторические очерки. - М.: Олимп; АСТ, 1996. - 432 с.
  • Блон Жорж. Великий час океанов: Атлантический. - М.: Мысль, 1978. - 218 с.
  • Блон Жорж. Великий час океанов: Тихий. - М.: Мысль, 1980. - 208 с.
  • Герхард Петер. Пираты Новой Испании. 1575-1742 гг. - М.: Центрполиграф, 2004. - 240 с.
  • Глаголева Е. В. Повседневная жизнь пиратов и корсаров Атлантики от Фрэнсиса Дрейка до Генри Моргана. - М.: Молодая Гвардия, 2010. - 416 с.: ил.
  • Губарев В. К. Френсис Дрейк. - М.: Молодая Гвардия, 2013. - 374 с.
  • Констам Энгус. Пираты. Всеобщая история от Античности до наших дней. - М.: Эксмо, 2009. - 464 с.: ил.
  • Копелев Д. Н. Золотая эпоха морского разбоя (пираты, флибустьеры, корсары). - М.: Остожье, 1997. - 496 с.
  • Копелев Д. Н. Раздел Океана в XVI―XVIII веках: Истоки и эволюция пиратства. - СПб.: КРИГА, 2013. - 736 с.
  • Малаховский К. В. Кругосветный бег «Золотой лани». - М.: Наука, 1980. - 168 с. (о Френсисе Дрейке).
  • Малаховский К. В. Пять капитанов. - М.: Наука, 1986. - 428 с. (о Френсисе Дрейке, Уолтере Рэли, Педро Фернандесе де Киросе, Уильяме Дампире, Мэтью Флиндерсе).
  • Маховский Яцек. История морского пиратства. - М.: Наука, 1972. - 288 с.
  • Медведев И. А. Рыцари моря. - М.: Вече, 2012. - 320 с.
  • Можейко И. В. Пираты, корсары, рейдеры: Очерки истории пиратства в Индийском океане и Южных морях в XV–XX вв. 3-е изд. - М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1991. - 348 с.
  • Нойкирхен Хайнц. Пираты: Морской разбой на всех морях. - М.: Прогресс, 1980. - 352 с.
  • Перье Николя. Пираты. Всемирная энциклопедия. - М.: Гелеос, 2008. - 256 с.: ил.
  • Рябцев Г. И. Пираты и разбойники. Флибустьеры, корсары, каперы и буканьеры. - Минск: Литература, 1996. - 608 с.
  • Рогожинский Жан. Энциклопедия пиратов. - М.: Вече, 1998. - 679 с.
  • Ханке Хельмут. Люди, корабли, океаны (6000-летняя авантюра мореплавания). - Л.: Судостроение, 1976. - 432 с.
  • Ципоруха М. И. Под черным флагом. Хроники пиратства и корсарства. - М.: НЦ ЭНАС, 2009. - 384 с.
  • Чумаков С. История пиратства от античности до наших дней. - М.: Издательский Дом «Техника – молодежи», 2001. - 144 с.: ил.

Примечания

Образ в кино

  • «Королева Елизавета » / «Les amours de la reine Élisabeth» (Франция; ) режиссёры Анри Дефонтен и Луи Меркантон , в роли Сэра Фрэнсиса Дрейка - Альбер Декор .

Ссылки

  • // Динамика атмосферы - Железнодорожный узел. - М . : Большая Российская энциклопедия, 2007. - С. 349. - (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004-, т. 9). - ISBN 978-5-85270-339-2 .
  • Губарев В. К. Удивительные экспедиции Фрэнсиса Дрейка // Пираты Карибского моря: Жизнь знаменитых капитанов. - М .: Эксмо; Яуза, 2009. - С. 28-43.
  • Губарев В. К. Фрэнсис Дрейк. - М.: Молодая гвардия, 2013.
  • Малаховский К. В. Кругосветный бег «Золотой лани». - М .: Наука, 1980.

Отрывок, характеризующий Дрейк, Фрэнсис

Опять Дохтурова посылают туда в Фоминское и оттуда в Малый Ярославец, в то место, где было последнее сражение с французами, и в то место, с которого, очевидно, уже начинается погибель французов, и опять много гениев и героев описывают нам в этот период кампании, но о Дохтурове ни слова, или очень мало, или сомнительно. Это то умолчание о Дохтурове очевиднее всего доказывает его достоинства.
Естественно, что для человека, не понимающего хода машины, при виде ее действия кажется, что важнейшая часть этой машины есть та щепка, которая случайно попала в нее и, мешая ее ходу, треплется в ней. Человек, не знающий устройства машины, не может понять того, что не эта портящая и мешающая делу щепка, а та маленькая передаточная шестерня, которая неслышно вертится, есть одна из существеннейших частей машины.
10 го октября, в тот самый день, как Дохтуров прошел половину дороги до Фоминского и остановился в деревне Аристове, приготавливаясь в точности исполнить отданное приказание, все французское войско, в своем судорожном движении дойдя до позиции Мюрата, как казалось, для того, чтобы дать сражение, вдруг без причины повернуло влево на новую Калужскую дорогу и стало входить в Фоминское, в котором прежде стоял один Брусье. У Дохтурова под командою в это время были, кроме Дорохова, два небольших отряда Фигнера и Сеславина.
Вечером 11 го октября Сеславин приехал в Аристово к начальству с пойманным пленным французским гвардейцем. Пленный говорил, что войска, вошедшие нынче в Фоминское, составляли авангард всей большой армии, что Наполеон был тут же, что армия вся уже пятый день вышла из Москвы. В тот же вечер дворовый человек, пришедший из Боровска, рассказал, как он видел вступление огромного войска в город. Казаки из отряда Дорохова доносили, что они видели французскую гвардию, шедшую по дороге к Боровску. Из всех этих известий стало очевидно, что там, где думали найти одну дивизию, теперь была вся армия французов, шедшая из Москвы по неожиданному направлению – по старой Калужской дороге. Дохтуров ничего не хотел предпринимать, так как ему не ясно было теперь, в чем состоит его обязанность. Ему велено было атаковать Фоминское. Но в Фоминском прежде был один Брусье, теперь была вся французская армия. Ермолов хотел поступить по своему усмотрению, но Дохтуров настаивал на том, что ему нужно иметь приказание от светлейшего. Решено было послать донесение в штаб.
Для этого избран толковый офицер, Болховитинов, который, кроме письменного донесения, должен был на словах рассказать все дело. В двенадцатом часу ночи Болховитинов, получив конверт и словесное приказание, поскакал, сопутствуемый казаком, с запасными лошадьми в главный штаб.

Ночь была темная, теплая, осенняя. Шел дождик уже четвертый день. Два раза переменив лошадей и в полтора часа проскакав тридцать верст по грязной вязкой дороге, Болховитинов во втором часу ночи был в Леташевке. Слезши у избы, на плетневом заборе которой была вывеска: «Главный штаб», и бросив лошадь, он вошел в темные сени.
– Дежурного генерала скорее! Очень важное! – проговорил он кому то, поднимавшемуся и сопевшему в темноте сеней.
– С вечера нездоровы очень были, третью ночь не спят, – заступнически прошептал денщицкий голос. – Уж вы капитана разбудите сначала.
– Очень важное, от генерала Дохтурова, – сказал Болховитинов, входя в ощупанную им растворенную дверь. Денщик прошел вперед его и стал будить кого то:
– Ваше благородие, ваше благородие – кульер.
– Что, что? от кого? – проговорил чей то сонный голос.
– От Дохтурова и от Алексея Петровича. Наполеон в Фоминском, – сказал Болховитинов, не видя в темноте того, кто спрашивал его, но по звуку голоса предполагая, что это был не Коновницын.
Разбуженный человек зевал и тянулся.
– Будить то мне его не хочется, – сказал он, ощупывая что то. – Больнёшенек! Может, так, слухи.
– Вот донесение, – сказал Болховитинов, – велено сейчас же передать дежурному генералу.
– Постойте, огня зажгу. Куда ты, проклятый, всегда засунешь? – обращаясь к денщику, сказал тянувшийся человек. Это был Щербинин, адъютант Коновницына. – Нашел, нашел, – прибавил он.
Денщик рубил огонь, Щербинин ощупывал подсвечник.
– Ах, мерзкие, – с отвращением сказал он.
При свете искр Болховитинов увидел молодое лицо Щербинина со свечой и в переднем углу еще спящего человека. Это был Коновницын.
Когда сначала синим и потом красным пламенем загорелись серники о трут, Щербинин зажег сальную свечку, с подсвечника которой побежали обгладывавшие ее прусаки, и осмотрел вестника. Болховитинов был весь в грязи и, рукавом обтираясь, размазывал себе лицо.
– Да кто доносит? – сказал Щербинин, взяв конверт.
– Известие верное, – сказал Болховитинов. – И пленные, и казаки, и лазутчики – все единогласно показывают одно и то же.
– Нечего делать, надо будить, – сказал Щербинин, вставая и подходя к человеку в ночном колпаке, укрытому шинелью. – Петр Петрович! – проговорил он. Коновницын не шевелился. – В главный штаб! – проговорил он, улыбнувшись, зная, что эти слова наверное разбудят его. И действительно, голова в ночном колпаке поднялась тотчас же. На красивом, твердом лице Коновницына, с лихорадочно воспаленными щеками, на мгновение оставалось еще выражение далеких от настоящего положения мечтаний сна, но потом вдруг он вздрогнул: лицо его приняло обычно спокойное и твердое выражение.
– Ну, что такое? От кого? – неторопливо, но тотчас же спросил он, мигая от света. Слушая донесение офицера, Коновницын распечатал и прочел. Едва прочтя, он опустил ноги в шерстяных чулках на земляной пол и стал обуваться. Потом снял колпак и, причесав виски, надел фуражку.
– Ты скоро доехал? Пойдем к светлейшему.
Коновницын тотчас понял, что привезенное известие имело большую важность и что нельзя медлить. Хорошо ли, дурно ли это было, он не думал и не спрашивал себя. Его это не интересовало. На все дело войны он смотрел не умом, не рассуждением, а чем то другим. В душе его было глубокое, невысказанное убеждение, что все будет хорошо; но что этому верить не надо, и тем более не надо говорить этого, а надо делать только свое дело. И это свое дело он делал, отдавая ему все свои силы.
Петр Петрович Коновницын, так же как и Дохтуров, только как бы из приличия внесенный в список так называемых героев 12 го года – Барклаев, Раевских, Ермоловых, Платовых, Милорадовичей, так же как и Дохтуров, пользовался репутацией человека весьма ограниченных способностей и сведений, и, так же как и Дохтуров, Коновницын никогда не делал проектов сражений, но всегда находился там, где было труднее всего; спал всегда с раскрытой дверью с тех пор, как был назначен дежурным генералом, приказывая каждому посланному будить себя, всегда во время сраженья был под огнем, так что Кутузов упрекал его за то и боялся посылать, и был так же, как и Дохтуров, одной из тех незаметных шестерен, которые, не треща и не шумя, составляют самую существенную часть машины.
Выходя из избы в сырую, темную ночь, Коновницын нахмурился частью от головной усилившейся боли, частью от неприятной мысли, пришедшей ему в голову о том, как теперь взволнуется все это гнездо штабных, влиятельных людей при этом известии, в особенности Бенигсен, после Тарутина бывший на ножах с Кутузовым; как будут предлагать, спорить, приказывать, отменять. И это предчувствие неприятно ему было, хотя он и знал, что без этого нельзя.
Действительно, Толь, к которому он зашел сообщить новое известие, тотчас же стал излагать свои соображения генералу, жившему с ним, и Коновницын, молча и устало слушавший, напомнил ему, что надо идти к светлейшему.

Кутузов, как и все старые люди, мало спал по ночам. Он днем часто неожиданно задремывал; но ночью он, не раздеваясь, лежа на своей постели, большею частию не спал и думал.
Так он лежал и теперь на своей кровати, облокотив тяжелую, большую изуродованную голову на пухлую руку, и думал, открытым одним глазом присматриваясь к темноте.
С тех пор как Бенигсен, переписывавшийся с государем и имевший более всех силы в штабе, избегал его, Кутузов был спокойнее в том отношении, что его с войсками не заставят опять участвовать в бесполезных наступательных действиях. Урок Тарутинского сражения и кануна его, болезненно памятный Кутузову, тоже должен был подействовать, думал он.
«Они должны понять, что мы только можем проиграть, действуя наступательно. Терпение и время, вот мои воины богатыри!» – думал Кутузов. Он знал, что не надо срывать яблоко, пока оно зелено. Оно само упадет, когда будет зрело, а сорвешь зелено, испортишь яблоко и дерево, и сам оскомину набьешь. Он, как опытный охотник, знал, что зверь ранен, ранен так, как только могла ранить вся русская сила, но смертельно или нет, это был еще не разъясненный вопрос. Теперь, по присылкам Лористона и Бертелеми и по донесениям партизанов, Кутузов почти знал, что он ранен смертельно. Но нужны были еще доказательства, надо было ждать.
«Им хочется бежать посмотреть, как они его убили. Подождите, увидите. Все маневры, все наступления! – думал он. – К чему? Все отличиться. Точно что то веселое есть в том, чтобы драться. Они точно дети, от которых не добьешься толку, как было дело, оттого что все хотят доказать, как они умеют драться. Да не в том теперь дело.
И какие искусные маневры предлагают мне все эти! Им кажется, что, когда они выдумали две три случайности (он вспомнил об общем плане из Петербурга), они выдумали их все. А им всем нет числа!»
Неразрешенный вопрос о том, смертельна или не смертельна ли была рана, нанесенная в Бородине, уже целый месяц висел над головой Кутузова. С одной стороны, французы заняли Москву. С другой стороны, несомненно всем существом своим Кутузов чувствовал, что тот страшный удар, в котором он вместе со всеми русскими людьми напряг все свои силы, должен был быть смертелен. Но во всяком случае нужны были доказательства, и он ждал их уже месяц, и чем дальше проходило время, тем нетерпеливее он становился. Лежа на своей постели в свои бессонные ночи, он делал то самое, что делала эта молодежь генералов, то самое, за что он упрекал их. Он придумывал все возможные случайности, в которых выразится эта верная, уже свершившаяся погибель Наполеона. Он придумывал эти случайности так же, как и молодежь, но только с той разницей, что он ничего не основывал на этих предположениях и что он видел их не две и три, а тысячи. Чем дальше он думал, тем больше их представлялось. Он придумывал всякого рода движения наполеоновской армии, всей или частей ее – к Петербургу, на него, в обход его, придумывал (чего он больше всего боялся) и ту случайность, что Наполеон станет бороться против него его же оружием, что он останется в Москве, выжидая его. Кутузов придумывал даже движение наполеоновской армии назад на Медынь и Юхнов, но одного, чего он не мог предвидеть, это того, что совершилось, того безумного, судорожного метания войска Наполеона в продолжение первых одиннадцати дней его выступления из Москвы, – метания, которое сделало возможным то, о чем все таки не смел еще тогда думать Кутузов: совершенное истребление французов. Донесения Дорохова о дивизии Брусье, известия от партизанов о бедствиях армии Наполеона, слухи о сборах к выступлению из Москвы – все подтверждало предположение, что французская армия разбита и сбирается бежать; но это были только предположения, казавшиеся важными для молодежи, но не для Кутузова. Он с своей шестидесятилетней опытностью знал, какой вес надо приписывать слухам, знал, как способны люди, желающие чего нибудь, группировать все известия так, что они как будто подтверждают желаемое, и знал, как в этом случае охотно упускают все противоречащее. И чем больше желал этого Кутузов, тем меньше он позволял себе этому верить. Вопрос этот занимал все его душевные силы. Все остальное было для него только привычным исполнением жизни. Таким привычным исполнением и подчинением жизни были его разговоры с штабными, письма к m me Stael, которые он писал из Тарутина, чтение романов, раздачи наград, переписка с Петербургом и т. п. Но погибель французов, предвиденная им одним, было его душевное, единственное желание.

Фрэнсис Дрейк сообщение об открытиях корсара, мореплавателя, вице-адмирала английского флота изложено в этой статье.

Фрэнсис Дрейк что открыл?

Был вторым человеком после и первым англичанином, который совершил в 1577-1580 годах кругосветное плаванье. Дрейк был талантливым организатором и флотоводцем, главной фигурой в английском флоте, благодаря которой была разбита Непобедимая испанская армада. За то, что сделал Фрэнсис Дрейк королева Англии Елизавета I пожаловала его в рыцари: мореплавателя стали именовать сэром Фрэнсисом Дрейком.

В 1575 году его представили королеве Англии Елизавете I. Она предложила пирату (Дрейк к тому времени имел славу грабителя и работорговца) ступить на государственную службу. Кроме того, она вместе с пайщиками профинансировала его экспедицию для исследования восточного побережья Южной Америки. В результате путешествие Фрэнсиса Дрейка не только в разы себя «окупил», но и совершил географические открытия и важные морские пути.

Что открыл Фрэнсис Дрейк в 1577-1580 годах?

Фрэнсис Дрейк кругосветное путешествие которого началось 15 ноября 1577 года, в составе 6 кораблей спустился к южной части американского континента. Пройдя Магелланов пролив, команда вышла в воды Тихого океана. Их застала страшная буря, которая отбросила суда немного южнее островов Огненной Земли. Экспедиция Фрэнсиса Дрейка сделала грандиозное открытие – путь между неоткрытой еще Антарктидой и Южной Америкой. Позже его назовут именем путешественника — пролив Дрейка .

Все корабли без вести пропали в шторме, остался только один флагман «Пеликан». Фрэнсис Дрейк после чудесного спасения переименовал судно в «Золотую лань». На нем капитан обогнул северную часть западного побережья Южной Америки, нападая и грабя по пути испанские порты.

Он дошел до берегов современных Канады и Калифорнии. Это тихоокеанское побережье тогда было не обследовано и считалось дикой землей. Дрейк был первым в историй европецем, который застолбил новые земли за короной Англии. Пополнив запасы, команда взяла курс на запад, выплыла к Островам пряностей. Обогнув Мыс Доброй Надежды, корсар 26 сентября 1580 года вернулся домой.

Фрэнсис Дрейк (Francis Drake ) — один из наиболее известных английских пиратов. Второй человек после Магеллана совершивший кругосветное плавание.

Ранние годы Фрэнсиса Дрейка

Родился Фрэнсис примерно в 1545 году в городе Тенвистон графства Девоншир. Семья была небогатая и многодетная, кроме Фрэнсиса у Эдмунда Дрейка родилось еще одиннадцать детей. Отец Фрэнсиса в прошлом был моряком.
Поскольку Фрэнсис был старшим ребенком он рано начал помогать отцу и примерно в 10 лет устроился юнгой на небольшой торговый корабль. Пытливый мальчишка ловко справлялся с работой и схватывал на лету основы судовождения, чем очень приглянулся старому капитану. Поскольку капитан был его родственником и не имел детей, он завещал свой корабль Фрэнсису.
В 16 лет Фрэнсис Дрейк стал собственником 50-тонного барка Юдифь . О первых года плавания Дрейка известно мало, мы знаем лишь о том, что он принимал участие в работорговле во время пиратской экспедиции Джона Лоувела .

Первые экспедиции и первые неудачи Дрейка

В конце 1567 года Фрэнсис Дрейк принял участие в экспедиции другого своего родственника Джона Хокинса , богатого арматора, планировавшего разграбить испанские крепости на побережье Мексики.
Но экспедиция была крайне неудачной. Очень долго англичане не могли захватить невольников или даже ограбить какое-нибудь португальское работорговое судно. Когда им удалось загрузить достаточное количество невольников, они долго не могли продать их испанским плантаторам. Английские корабли попали в сильную бурю, а когда, они зашли в гавань, для ремонта выход блокировала эскадра сопровождающая Серебряный флот. Из шести английских кораблей только кораблю Дрейка удалось уйти без потерь. Смотрите более подробный отчет об этой экспедиции в биографии Джона Хокинса .
Вернувшись в Англию, Дрейк женился на Мэри Ньюман , после чего ушел на нескольких кораблях в Карибское море, на разведку. Но все походы до экспедиции 1672 года носили разведывательный характер, поэтому никаких документов об этих похода Дрейка не сохранилось.
В мае 1672 года Фрэнсис Дрейк вновь отправляется через океан, за Cеребряным караваном . В эту экспедицию англичане вышли на двух небольших судах и уже по пути в Америку англичане ограбили несколько испанских кораблей. Достигнув Панамского перешейка, экспедиция совместно с пиратами Джеймса Ренса напала на город Номбре-де-Диос , но захватить город им не удалось, к тому же Дрейк был ранен в ногу. Несмотря на это Дрейк еще несколько месяцев крейсировал вдоль побережья, грабя испанские суда.
Наконец, англичане высадились на берег и попытались захватить караван с серебром. По глупой случайности, вместо каравана с серебром отряд Дрейка захватил караван с продовольствием. Взбешенный Дрейк ограбил колонию Вента-Крус . Выйдя в моря, англичане встретили французских пиратов под командованием Гийома Ле Тетю , с которыми повторно напали на серебряный караван, в этот раз удача улыбнулась пиратам. Добыча была столь велика, что пираты не смогли унести все за один раз, поэтому часть добычи были вынуждены спрятать на месте. Прочесывая лес, испанцы нашли Ле Тетю и застрелили. Пригрозив пытками одному из пиратов, испанцы нашли спрятанное серебро. Дрейку повезло больше, он благополучно добрался до своих судов. Захваченную добычу поделили между англичанами и французами, вскоре Дрейку повстречалось испанское судно с продовольствием. Теперь у Дрейка было продовольствие и крепкое судно, англичане двинулся домой.
Добыча, захваченная в экспедиции, была столь велика, что Дрейк после выплаты всех процентов смог приобрести поместье и три корабля. Но из похода не вернулось около 30 человек, среди них были два родных брата Фрэнсиса.

Кругосветное плавание

Фрэнсис Дрейк руководил подавлением ирландского восстания, за что был представлен королеве Елизавете I. Эту аудиенцию он использовал, чтобы изложить королеве свой проект нападения на испанские колонии в Тихом океане. Королева одобрила план, но поставила одно условие, скрыть имена людей, предоставивших финансы для данной экспедиции. Дрейк пошел на хитрость, никто из команды не знал об истинной цели экспедиции, пока они не достигли берегов Южной Америки.
В поход вышло три корабля. Когда пираты пересекли океан, они остановились в бухте Сан-Хулиан , в которой Магеллан расправился с бунтовщиками. Дрейку здесь же пришлось казнить своего друга, капитана Томаса Доути по подозрению в подготовке мятежа. После чего здесь же флагман экспедиции был переименован в Золотую Лань .
Выйдя из Магелланова пролива , корабли попали в жестокий шторм. Один из кораблей погиб, второй был отброшен назад к проливу, и пройдя через него в обратном направлении, корабль вернулся в Англию. Золотую Лань Дрейка отнесло далеко на юг, здесь капер сделал открытие, что Огненная Земля остров, а не часть Южного материка как думали раньше. Пролив между Огненной Землей и Антарктидой позднее был назван именем Дрейка.
Когда шторм стих, Дрейк двинулся вдоль побережья. Поскольку до этого времени ни один из европейских кораблей, кроме испанских никогда не бывал на тихоокеанском побережье, испанские крепости, расположенные на побережье, были беззащитны, а нападения Дрейка были столь внезапны и неожиданны, что почти всегда заканчивались удачей. Испанцы ожидали, что Дрейк будет возвращаться в Англию через Магелланов пролив и выставили эскадру, но Дрейк обманул врагов, пересек Тихий и Индийский океаны, обошел Африку и почти через три года вернулся в Англию.
Это была самая доходная экспедиция в истории. Дрейк привез из Америки золота и драгоценностей на сумму 500 тысяч фунтов, чтобы представить себе размеры данной суммы следует сказать, что затраты Англии в борьбе с Непобедимой армадой , обошлась в 160 тысяч фунтов, а годовой доход английской казны составлял 300 тысяч фунтов. Прибыль на каждый вложенный фунт составила 4700%.
Королева прибыла на борт корабля Дрейка и прямо на палубе произвела его в рыцари. Дрейк был избран мэром Плимута и преуспел и на этой должности. Жители этого портового города еще 300 лет с благодарностью вспоминали своего мэра, когда пользовались питьевой водой.

Победа над Непобедимой армадой

После возвращения Фрэнсис Дрейк совершил еще одну удачную экспедицию в Вест-Индию. Ему удалось ограбить столицу Эспаньолы Санто-Доминго и один из крупнейших испанских городов Картахену. В экспедиции принимал участие 21 корабль и более двух тысяч солдат.
Филипп II объявил Дрейка главным врагом Испании. Испания стала готовить огромный флот для высадки армии на английский берег.
Дрейку удалось подойти с небольшой эскадрой к испанскому порту, где находилось порядка 60 кораблей. Благодаря использованию брандеров, ему удалось поджечь порядка 30 кораблей. Сам Дрейк взял на абордаж испанский галеон водоизмещением 1200 тонн. Эта вылазка почти на целый год задержала выход готовящейся Непобедимой армады . В победе над армадой главным союзником англичан стал ветер, который разметал испанские корабли и не дал возможности высадить десант.
Попытка Дрейка захватить Лиссабон окончилась провалом. Казна понесла огромные убытки, что принесло Дрейку немилость королевы.

Последнее плавание

Ко времени последней экспедиции, испанцы сумели извлечь опыт из предыдущих набегов и смогли наладить защиту крепостей и основных приисков. Болезни сопровождали эту экспедицию, и косили солдат и матросов. Не избежал этой участи и сам Фрэнсис Дрейк . Он заболел дизентерией и 28 января 1596 умер. Его тело поместили в свинцовый гроб и сбросили в море.



 


Читайте:



Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Михалков Сергей Владимирович Праздник Непослушания Сергей Владимирович Михалков Праздник Непослушания Повесть-сказка "Праздник Непослушания" -...

Почвенный покров южной америки

Почвенный покров южной америки

Страница 1 В отличие от Северной Америки, где изменения в растительном покрове зависят в значительной степени от изменений температурных условий,...

Расправленные крылья - музыкальная пауза Порядок описания Московской операции

Расправленные крылья - музыкальная пауза Порядок описания Московской операции

Ситуация на фронте весной 1942 года, планы сторон, немецкое наступление летом 1942 года, начало Сталинградской битвы, немецкий оккупационный режим,...

Cобытия Второй мировой войны

Cобытия Второй мировой войны

Вторая мировая война считается самой крупной в истории человечества. Она началась и закончилась 2 сентября 1945 года. За это время в ней приняло...

feed-image RSS