Разделы сайта
Выбор редакции:
- Гадание в новый год для привлечения денег Как правильно гадать на новый год
- К чему снится клещ впившийся в ногу
- Гадание на воске: значение фигур и толкование
- Тату мотыль. Татуировка мотылек. Общее значение татуировки
- Что подарить ребёнку на Новый год
- Как празднуют день святого Патрика: традиции и атрибуты День святого патрика что
- Как научиться мыслить лучше Я не умею быстро соображать
- Эти признаки помогут распознать маньяка Существует три способа достижения абсолютной власти
- Как спастись от жары в городской квартире
- Слова благодарности для учителей: что написать в открытке любимому педагогу?
Реклама
Конспект урока на тему «Моя Родина-Крым! Конспект нод в подготовительной группе "наш удивительный крым". |
Конспект комплексного занятия для детей подготовительной к школе группы. Тема занятия: « Наш волшебный Крым». Программное содержание: выявитьзнания детей о географическом положении Крыма, о морях, омывающих полуостров, об обитателях Чёрного и Азовского морей, формировать представления о Крыме, как о прекрасном месте для отдыха и укрепления здоровья; закрепить знания детей о крымских городах- курортах: Феодосии, Судаке, Алуште; познакомить с городом -героем Севастополь; уточнить знания о международном детском центре "Артек"; продолжать учить согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже, отвечать на вопросы, подбирать слова -определения; развивать познавательную активность, создать положительный эмоциональный настрой; воспитывать чувство любви к родному краю, бережное отношение к природе (морю); систематизировать знания детей о столице Крыма. Словарь: полуостров, столица, удивительный, великолепный, благодатный, прелестный, экскурсия; Феодосия- картинная галерея, И. К. Айвазовский, А. Грин, порт Ялта; Севастополь –Памятник погибшим кораблям, народная слава; морские обитатели: катран, дельфин, краб, медуза, рыба-игла, морской ёж, ставрида. Материал: карта Крыма, папки -передвижки с достопримечательностями городов: Феодосия, Судак, Алушта, Ялта, Севастополь, иллюстрации "Морские обитатели", картинки для раскрашивания "Морские обитатели"; дидактический материал для игры "Расшифруй задуманное слово по первому звуку". Ход занятия: 1).Беседа о Крыме. Воспитатель: Сейчас я вам расскажу легенду о происхождение крымской земли. Много лет назад на планете были только моря. Но вот море начало волноваться, забурлила, закипела вода, поднялись волны, из-под воды появилась суша, небольшой участок земли, который имел вот такую форму. (Показать карту Крыма). Здесь были горы, реки, водопады, степи и долины. Со временем, на этой земле выросли деревья, травы, цветы, кустарники, появились звери и птицы. Так на планете появился самый красивый уголок Земли.Дети, вы догадались, как называется этот сказочный край? (Крым). Воспитатель: Правильно, ребята, мы поговорим о Крыме. Скажите, как называется наш полуостров, на котором мы живём? (Крымский п-ов). Воспитатель: Почему его называют полуостровом? (Потому что он с трёх сторон омывается морями). Воспитатель: Посмотрите на наш Крымский п-ов на карте. Это действительно так. Как правильно называется полуостров? (Автономная Республика Крым). Воспитатель: Наш Крым – удивительный край. Его любят и гости, и сами крымчане. Наш полуостров сказочно красив. Чтобы передать свои впечатления от увиденного, поэты, живущие в Крыму, создают множество лирических стихотворений.Я прочитаю вам отрывок из стихотворения, которое написал А. С. Пушкин. Кто видел край, где роскошью природы Оживлены дубравы и луга Где весело шумят и блещут воды И мирные ласкают берега. Где на холмы под ласковые своды Не смеют лечь угрюмые снега? Скажите мне, кто видел край прелестней?...Воспитатель: Какими словами описывал Крым А. С. Пушкин? Чтение стихотворения И.Коробкина о Крыме. Крым-это здравница и это чудо-сад, Крым-это фрукты, это сладкий виноград. Крым-это море, это райские места, Крым-это южных гор крутая высота. Крым-это сказка, заглянувшая в глаза. 2).Симферополь - крымскаястолица. Воспитатель: В Крыму есть много городов. И самый главный город находится в центре полуострова. Это столица Крыма. Как называется этот город? (Симферополь). Воспитатель: Что означает название города Симферополь? (В переводе с греческого «Симфо»- собираю, «полис» -город.). Воспитатель: Как вы думаете, почему его так называют? (Все люди, приезжающие в Крым, сначала приезжают в Симферополь, а потом разъезжаются в другие города и районы Крыма). Воспитатель: Я предлагаю вам рассказать о городах родного Крыма. Представьте себе, что вы - экскурсоводы, во время путешествий мы посетим курортные города, познакомимся с их достопримечательностями. У каждого будет карта-путеводитель. (Дети читают стихи). Наш главный город Симерополь. Южная красавица - белая столица, Над Салгиром ивушка в зеркало глядится. Добрым нравом славится и людьми гордится Симферополь –город мой, крымская столица. Симферополь - сердце Крыма, Город сердца и тепла. Город южный, как красив ты, Это Родина моя! (Показ папки с фотографиями города Симферополь, краткий рассказ). 3).Знакомство с Феодосией. Воспитатель: А теперь мы отправимся в восточную часть Крыма. Мы находимся в городе Феодосия. Физкультминутка: подвижная игра "Мы едем, едем,едем в далёкие края". Воспитатель: Феодосия - Богом данная красота земли первозданная, Золотым песком к ногам стелется. К небу тянется юным деревцем. Солнцем светится винограда гроздь, зачарует ночь ароматом роз. Красота земли, Богом данная, Феодосия - дочь желанная. Айвазовского сердцем согретая, и стихами поэтов воспетая. Воспитатель: В этом городе обязательно нужно посетить галерею И. К. Айвазовского. Этот художник жил в Феодосии, много сделал для города, построил вокзал и железную дорогу. Очень любил море. Иван Константинович написал очень много картин о море. Есть в Феодосии дом-музей Александра Грина (писателя). Шесть лет он жил в Феодосии, написал много интересных рассказов " Алые паруса", "Бегущая по волнам", "Золотая цепь". 4).Судак - город-крепость. Физкультминутка: гимнастика расслабления под музыку. Воспитатель: Давайте закроем глаза и представим,что нам светит тёплое солнце, оно согревает нас. Его лучи скользят по нашим лицам, плечам, рукам, спинам, ногам. Но вот солнце пропало. Открывайте глаза. Воспитатель: Чем южнее мы движемся, тем гористее становится берег. Это горы, на какое-то мгновение закрыли солнце. Посмотрите, что за крепость? (Показ картинки). Воспитатель: Эта крепость - символ города Судак. Что вы можете рассказать об этом городе? (Высказывания детей). Воспитатель: Судак расположен в Судакской долине. Со всех сторон его окружают живописные горы. Есть здравницы и санатории. В Судакской долине растёт виноград.Свежесть чёрного моря, виноградные ягоды помогают людям укрепить своё здоровье и уехать домой загорелыми, здоровыми и довольными. Послушайте, как современные поэты описывают город Судак в своих стихах. *Судак увенчанный короной крепости, хранящий таинства былых веков. На море Чёрное, на море Вечности, ласкает камушки у берегов. Живу тобою наслаждаюсь, дышу твоею красотой. Ну, как тобою не гордиться, ты для меня Судак родной. Какие бухты, горы, пляжи, такая чистая вода, Такой природой, где живём мы, должны гордиться мы всегда. Воспитатель: Я предлагаю путешествовать дальше. Динамическая пауза:Я хожу, хожу, хожу, я на месте не сижу. Я бегу, бегу, бегу, без движенья не могу. 5). Замечательная Алушта. Воспитатель: На нашем пути стоит город Алушта. Что мы можем рассказать об Алуште. (Высказывания детей). Воспитатель: В переводе с греческого "Алустон"- сквозняк. НетАлушты без ротонды И высоких кипарисов, И каштанов и больших цветов магнолии душистых. В буйном цвете роз и милый парк Приморский утопает И троллейбус в Уголок Рабочий под гору съезжает. Воспитатель: Алушта – это здравница, здесь много санаториев, пансионатов и домов отдыха, где могут отдохнуть, оздоровиться, поправить здоровье люди из любого уголка нашей страны.В Алуште - уникальные памятники природы, истории и культуры. (Рассказ детей о достопримечательности города Алушта). Воспитатель: Крымский заповедник, крепость Алустон, Профессорский уголок, памятник и музей С. Сергеева - Ценского, Аквариум, "Крым в миниатюре", ротонда на набережной, памятники партизанам и героям ВОВ, краеведческий музей и танк - памятник в честь освобождения Алушты 15 апреля 1944 года - вот достопримечательности, которые можно увидеть в Алуште. Итак, мы отправляем путешествовать в Ялту. Прямо перед нами вднеется гора. На что она похожа? И как она называется? (Ответы детей). Воспитатель: Лежит себе Медведь- гора, нос прикрывает лапой, А рядом ходит детвора, не страшен косолапый. Не станет ведь гора реветь, хоть и зовут её Медведь. 6). Детский оздоровительный центр "Артек". На побережье Чёрного моря, возле Медведь –горы находится детский оздоровительный центр"Артек", где отдыхают дети со всех уголков мира. Дети в Артеке плавают, загорают, ходят в походы, проводят соревнования, танцуют, играют. А главное все дружат. На юге,у чёрного моря, весёлое царство ребят. О море в бескрайнем просторе, задорные песни звучат. С лазурью его не сравниться, всех прочих морей синева. По всем городам и столицам, идёт об Артеке молва. Вы знаете, что такое дружба? (Ответы детей). Воспитатель: Напомните поговорки и пословицы о дружбе. Один за всех и все за одного. Нет друга - ищи, а нашёл – береги. Сам погибай. А товарища выоручай. Крепкую дружбу и водой не разольёшь. Друг познаётся в беде. Воспитатель: В Артеке любят играть в разные игры. Давайте и мы поиграем в игру "Мы весёлые ребята". 7). Легендарная Ялта. Воспитатель: Следующий город, который раскинулся на берегу Чёрного моря, Ялта. Этот город – Ялта. Посмотри дружок, Солнечное небо, жёлтенький песок. Бьёт о борт бетонный сильная волна! Будтоприглашает в гости нас она. Воспитатель: А вы знаете легенды о Ялте? (Рассказывание легенды детьми). Воспитатель: Давным - давно из Греции отправился корабль. Уже много дней корабль был в море. Моряки устали, у них закончилась питьевая вода. Волны уносили их всё дальше и дальше. И вот однажды утром моряки увидели вдали чудесный берег. Ялос, Ялос!-закричали моряки. Корабль причалился к берегу. Грекам здесь очень понравилось.И они стали строить город на берегу приветливого моря, который назвали Ялос, что означает "берег". Воспитатель:Кто из вас был в Ялте? Что запомнилось вам? (Ответ детей). Физкультминутка(музыка, шум моря). Воспитатель: Над волнами чайки кружат, полетим за ними дружно, Брызги пены, шум прибоя, а над морем мы с тобою! Мы теперь плывём над морем, и резвимся на просторе. Веселее загребай, и дельфинов догоняй! 8). Город народной славы -Севастополь. Воспитатель: И вот мы приплыли, в знаменитый город славы Севастополь. Символ стойкости и славы, и величия моряков. Севастополь - город славы, символ мужества веков. На Малаховском кургане искры вечного огня Застывают в сером камне, память прошлого храня. Они помнят, как Корнилов, раненый в бою, лежал. Как, сражаясь, пал Нахимов, натиск турок удержал. Вспоминают ветераны с болью о былых боях. Незалеченные раны, кортик, китель в орденах. Севастопольскую славу, и заветы старины И великую державу, помнят славные сыны! Воспитатель: Севастополь - город славы, город - герой! (Дети рассматривают фото памятниковСевастополя). Воспитатель: Севастополь - главный порт Крыма. Сюда приплывают корабли из разных стран. Здесь база военного флота. Военные моряки в годы войны защищали наш Крым от врагов. И сейчас охраняют границы России от незваных гостей. Воспитатель: Молодцы ребята, сегодня вы много узнали и рассказали о Крыме. А знаете ливы, зачем люди едут в Крым? И что им больше всего нравится в Крыму? (Ответ детей). Воспитатель: Многие люди едут именно к морю, вот и мы отправимся к морю. Физкультминутка:К морю быстро мы спустились, Наклонились и умылись. Раз, два, три, четыре, Вот так славно освежились. А теперь поплыли дружно, Делать так руками нужно. Вместе раз- это брас, Одной рукой - это кроль, Все плывём мы, как один, Все плывём мы, как дельфин. Вышли на берег морской, И отправились домой! Воспитатель: А вы знаете обитателей чёрного моря? 9). Дидактическая игра "Какое слово зашифрованно?" (краб, медуза, креветка, звезда, дельфин, мидия, скат, камбала, катран, конёк, рыба-игла, ёрш). Воспитатель: Чем полезны морю крабы, медузы, мидии? (Они фильтруют воду). Воспитатель: Назовите самых крупных обитателей Чёрного моря. (Дельфины). Воспитатель: Они добрые и умные животные. Дельфины относятся к отряду млекопитающих, живут в море, но не могут жить без воздуха, вскармливают детёнышей молоком. 10). Дидактическая игра "Кто живёт в море?" А в воде живёт индюк?(Нет). А в воде живёт утюг?(Нет). Ну, а корка от арбуза? Нет. А вообще живёт медуза?(Да). А большие мандарины?(Нет). В Чёрном море есть дельфины?(Да). Рыбы в нашем море есть?(Да). Крокодилов в нём не счесть?(Нет). Дети плещутся в воде? (Да). Мусор плавает в воде?(Нет). Воспитатель: Молодцы! Мне не удалось вас запутать, и вы поняли, что море для морских обитателей – это родной дом, а для того, чтобы оно всегда оставалось чистым и гостеприимным, мусор в него бросать нельзя! 11). Изодеятельность "Раскрасим морских обитателей". Посмотрите, сколько фотографий морских обитателей сделали подводным фотоаппаратом. Только они получились чёрно белыми, некрасивыми. Давайте их раскрасим в яркие цвета. (По окончанию работы, дети наклеивают рисунки на плакат голубого фона). Воспитатель: Посмотрите, какая объёмная панорама у нас получилась, видно всех морских обитателей. Эта работа украсит нашу группу и будет напоминать о наших путешествиях. Конспект интегрированного открытого занятия в подготовительной группе, тема: «Кубик вращаем - по Крыму шагаем»Примечание: в этом занятии используется большое число разных картинок и фотографий, все они находятся в архиве с занятием (ссылка на архив находится в самом низу). на этой странице мы выкладываем только некоторую их часть. Цели:Познакомить детей с некоторыми представителями флоры и фауны Крыма: тушканчиком, болотной совой, можжевельником. Оборудование:Большой куб (из набора мягких модулей), на грани которого приклеены изображения крымских пейзажей: море, степь, горы, лес, болото, предгорье. Для динамической паузы: тоннель, пеньки, ручей, коррегирующая дорожка. Ход занятия:Нам с вами посчастливилось жить на удивительном полуострове, который называется … как? (Ответы детей). Крым. На небольшой его территории расположились горы и степи, леса и болота, предгорье, и конечно море, которое называется … как? (Ответы детей). Черное море. Сегодня мы отправимся в путешествие по Крыму. А поможет нам вот этот кубик. На его гранях расположены фото с изображением различных мест нашего полуострова. А с чего начнем наше путешествие выберет … (Вызывается ребенок, который выбирает фото на одной из граней куба). БолотоЗаглянем на одно из болот и увидим здесь сову. Очень страдают совы от шума, беспокоят их люди. «Как устроены перья у совы?»Совам, как и всем птицам нужны разные перья. Перед вами перо маховое и перо пуховое. Давайте рассмотрим их. Что можно сказать о размерах перьев? (Ответы детей). Маховое перо намного больше пухового. Давайте порассуждаем, для чего сове такие перья? (Ответы детей). Вывод: Маховое и пуховое перо отличаются: маховое перо помогает птице летать, а пуховое - сохранять тепло. Наклеим картинку «сова» на карту Крыма. В ту ее часть, где изображено болото. (Для наклеивания приглашается ребенок, ярко проявивший себя в этой части занятия. И так по каждому природному объекту). МореОтправляемся на море. Назовите знакомых вам морских обитателей Черного моря. (Ответы детей). Дельфины, хамса, крабы, медузы, мидии, рапаны, морские коньки, катран. Много разных мелких медуз живет в нашем море, есть и крупные. Дидактическое упражнение «Щупальца медуз»Разрежьте ножницами по линиям щупальца медузы. Сосчитайте щупальца. Сколько щупалец? (Ответы детей). С помощью ножниц сделайте одну щупальцу короче других. Какая по счету короткая щупальца у твоей медузы? (Ответы детей). Наклеим картинку «медуза» на карту Крыма. В ту ее часть, где изображено море. Продолжим наше путешествие. (Приглашается другой ребенок для выбора следующей стороны куба). ЛесСейчас отправимся в лес. В лесу растет множество деревьев, но мы обратим внимание на зеленые листики, растущие на лесной опушке. Травка очень душиста, Мята используется человеком и для чая, и для лечения, и для приготовления пищи, даже для отпугивания комаров и москитов. В Крыму произрастает несколько видов мяты. Давайте поиграем в игру «О чем говорят названия растений» и попробуем сами догадаться о происхождении названий разных видов мяты, растущей у нас в Крыму. Дидактическая игра «О чем говорят названия растений»Мята полевая получила свое название, потому что … - эта мята растет в поле. Наклеим картинку «мята» на карту Крыма. В ту ее часть, где изображен лес. Продолжим наше путешествие. (Приглашается другой ребенок для выбора следующей стороны куба). Динамическая пауза «Поход»А теперь - время для тренировки, ведь чтобы отправиться в настоящий поход по Крыму, нужно быть ловким и сильным. Потренируемся пробираться через пещеры (тоннель), лесные буреломы (пеньки), горные речки (ручей), морской каменистый берег (коррегирующая дорожка). СтепьА теперь пройдемся по ровной степи. Здесь мы можем встретить тушканчика. (Показ). Послушайте его голос. Днем тушканчики отдыхают в норах, а с наступлением сумерек прыгают по окрестностям, кормятся. Гимнастика для глазВ углах комнаты под потолком расположены крупные картинки. Дети отыскивают глазами ту, которую называет воспитатель. Головою поверти Арбуз. Яйца. Колоски. Насекомые. Наклеим картинку «тушканчик» на карту Крыма. В ту ее часть, где изображена степь. Продолжим наше путешествие. (Приглашается другой ребенок для выбора следующей стороны куба). ПредгорьеЭто предгорье. Что это за место такое - предгорье? Вслушайтесь в само слово «предгорье». (Ответы детей). Предгорье - это место перед горами, примыкающее к горам. Взгляните. (Показ). Узнаете это насекомое? (Ответы детей). Это стрекоза. Стрекозы летают, потрескивая крыльями, и держат наготове сложенные сачком сильные волосатые лапы. В них-то и попадает добыча. За час стрекоза может съесть множество комнатных мух и тут же начнет гоняться за комарами, бабочками и прочей летающей живностью. Стрекозы летают с огромной скоростью, могут в полете совершенно внезапно повернуть в нужную сторону, «включить» задний ход, сделать петлю или зигзаг, взлететь вертикально вверх как вертолет или резко опуститься вниз. Упражнение «Охота стрекозы»Возьмите простые карандаши и по пунктирной линии проведите путь стрекозы во время охоты за комарами. Наклеим картинку «стрекоза» на карту Крыма. В ту ее часть, где изображено предгорье. Продолжим наше путешествие. (Приглашается другой ребенок для выбора следующей стороны куба). ГорыА теперь взберемся на крымские горы, здесь растет удивительное дерево - можжевельник. Ветви его причудливо изогнуты, как будто в узлы завязаны. Потому и получил можжевельник свое имя: «можжа» на старорусском языке означает «узел». Живет можжевельник очень-очень долго.. Возьмите в руки спилы древесины можжевельника. Попробуйте на ощупь, почувствуйте ее запах. Наклеим картинку «можжевельник» на карту Крыма. В ту ее часть, где изображены горы. Взгляните на карту. Наше путешествие по Крыму подошло к концу, карта заполнилась, вы узнали много нового. А впереди вас ждет еще больше интересного - ведь наш родной край удивительный, разнообразный, красивый! Литературное путешествие по Крыму Крымская земля обладает удивительным свойством притягивать творческих людей. С Крымом, так или иначе, связаны судьбы многих известных писателей и поэтов. Да и сам Крым всегда занимал особое место в литературе. Восхитительная природа, бурная история и многонациональная культура этого края вдохновляли многие поколения русских писателей. Кто-то был в Крыму проездом, а для кого-то он стал частью биографии… Для одних - это благословенное райское место, для других - мрачные воспоминания о войне, для третьих - весёлый полуостров, полный приятных воспоминаний об отдыхе… В Крыму написаны многие замечательные произведения. А ещё больше рождалось замыслов, которые, воплотившись, стали украшением русской литературы. Симферополь. Столицу Крыма непременно посещают все, кто прибывает на полуостров. Писатели с поэтами не исключение. Но заметный след оставили несколько. В Симферополе c 1802 по 1807 год трудился государственный чиновник П. И. Сумароков. Каковы его заслуги на этой ниве мы не знаем, но здесь он написал весьма любопытную книгу: «Досуги крымского судьи, или Второе путешествие в Тавриду», где дал очень точные описания многих крымских уголков. Оцените красоту слога: «Хочешь ты вкушать сладкое в душе чувство? Останься на Салгире. Хочешь ли ты развеселить себя необыкновенным зрелищем? Перейди Байдары. Желаешь ты встретить великолепие? Явись в окрестности Ялты. А вздумал ты предаться мирному унынию? Побывай в Форосе. Наконец, страдаешь ли ты от любви или терпишь иную напасть, то усядься на берег Черного моря, и рев волн рассеет мрачные мысли твои». «Я знаю знаменитые живописные места Европы и думаю, что вряд ли в ней найдется более счастливое сочетание самых противоположных элементов пейзажа, чем в Крыму». Священный дух истории веет на этих водах и этом берегу. Тут, что ни камень, что ни развалина, что ни шаг, то событие. Кто дышит Крымом, тот дышит радостью жизни, поэзии, долголетием. Спешите же уходить в Крым, кто может, кому ещё время...» “Люди, пожившие в Крыму и изведавшие наслаждения, которые даёт только один Крым, никогда не забывают его...” В Симферополе родился И. Л. Сельвинский (1899-1968) - выдающийся русский поэт и прозаик XX в. В доме он родился и жил в 1899-1906 гг. ныне открыт его дом-музей И. Сельвинского и это первый литературный музей в Симферополе. У него очень много написано о Крыме, а строчки: «И если очень захочется счастья, мы с вами поедем в Крым» стали хрестоматийными. Евпатория. В этом городе бывали многие литературные знаменитости - А. Мицкевич, Л. Украинка, М. А. Булгаков, В. В. Маяковский, А. А. Ахматова, Н. Островский. К. Чуковский. А. Н. Толстой оставил описание Евпатории в романе «Хождение по мукам». Поэт И. Сельвинский провел здесь юность и учился в местной гимназии, которая ныне носит его имя. Писатель Б. Балтер, автор повести «До свидания, мальчики!» тоже учился в этой гимназии. Потом был снят одноименный фильм по этой книге. В доме, где несколько лет жила А. А. Ахматова, открыто стильное литературное кафе с крахмальными скатертями, сияющими столовыми приборами и намеком на некоторую богемность. Очень жаль мне Ещё витает над землей Тавриды И возникает тоненькая нить, Саки. В Курортном парке этого городка стоит памятник Лесе Украинке, которая была тут на лечении. Оказалось, правда, что при её болезни (туберкулез костей) сакские грязи, увы, не помогают. Есть и памятник и Н. В. Гоголю, который в июне-июле 1835 г. лечился тут и, по его собственным словам, «пачкался здесь в минеральных грязях». Бахчисарай. Этот городок своей широкой известностью обязан Ханскому дворцу, а точнее, Знаменитому Фонтану слез, который там установлен. А прославил его А. С. Пушкин, побывавший здесь и написавший поэму «Бахчисарайский фонтан». А также А. Мицкевич и Л. Украинка, посвятившие фонтану прекрасные поэтические строки. Памятник Пушкину стоит недалеко от дворца. И город вымер. Здесь и там Вот, например, ваш покорный слуга о водопаде Серебряные струи и его окрестностях. Севастополь. Этот славный город связан с именами многих писателей. Но мы отметим лишь тех, кто, для кого Севастополь стал очень важным в их творчестве. Но навсегда прославил Севастополь Л. Н. Толстой. Будущий великий писатель служил здесь во время Первой Севастопольской обороны, командовал батареей на 4-м бастионе, где ему установлен памятный знак. В осажденном Севастополе он пробыл ровно год и не только воевал, но и писал свои знаменитые «Севастопольские рассказы». Храбрый офицер и начинающий писатель за «севастопольскую эпопею» был награждён орденом Святой Анны 4-ой степени. Здесь началась его всемирная литературная слава. Балаклава. В этом маленьком городке побывали столько знаменитостей, что хватит на крупный мегаполис. А. Мицкевич, А. С. Грибоедов, А. К. Толстой, Л. Н. Толстой, А. Н. Островский, И. А. Бунин, К. Бальмонт, Л. Украинка, А. Ахматова, А. Грин, М. Горький, М. Зощенко, К. Паустовский... Вс. Вишневский написал здесь знаменитую «Оптимистическую трагедию». Список этот можно продолжить и он будет довольно внушительный. Ялта, Южный берег Крыма. Так уж случилось, что этот уголок Крыма посещали почти все знаменитые писатели и поэты, побывавшие в Крыму. Такова традиция во все времена. Ехали, в основном, на отдых, лечение, иногда оставаясь тут подолгу. Январь в Крыму. На черноморский брег На Набережной Ялты огромной шаровидной кроной выделяется платан Айседоры, которому не менее 500 лет. Знаменитая балерина под этим деревом назначала свидания Сергею Есенину. А в поселке Гаспра к западу от Ялты есть санаторий «Ясная поляна», бывшее имение «Романтическая Александрия». Здесь в 1901-1902 гг. гостил писатель Л. Н. Толстой, поправлял здоровье. И встречался со многими известными людьми, в том числе, с А. П. Чеховым, М. Горьким. Название здравницы напоминает о Л. Н. Толстом и его пребывании здесь. Бывали тут, а иной раз и жили подолгу многие известные люди. Например, выдающийся русский мыслитель и богослов С. Н. Булгаков, А будущий автор «Лолиты», а тогда совсем юный В. Набоков предавался в здешнем парке любимому занятию - ловил бабочек... Красные скалы и сизые горы В двух-трех километрах западнее Мухалатки белеют новые корпуса санатория «Мелас». А в тени деревьев прячется старое здание - небольшой симпатичный дворец «Мелас». В середине XIX в. здесь жил русский поэт А. К. Толстой - один из литературных «отцов» Козьмы Пруткова, посвятивший немало поэтических строк Крыму. Мы уже упоминали о нем. Несколько строк о Ялте и Южном береге. Стукну по карману - не звенит. Я езжу Несется вниз струя живая, Гурзуф. В конце 19-го - начале 20-го вв. Гурзуф уже был престижным курортом с богатой публикой. “В Гурзуве не ищут уединения и поэзии. Громадные гостиницы столичного типа, богатый ресторан, с утра до вечера наполненный местной и случайной публикой, изысканные туалеты дам, электрическое освещение и музыка, играющая два раза в день, придают гурзуфской жизни совершенно не тот характер, какой мы видим в Алупке или Мисхоре” - так писал Н. А. Головкинский о Гурзуфе. Рядом с богатой публикой отдыхали и люди творческих профессий. Кто видел край, где роскошью природы Алушта. В этом городе есть Литературно-мемориальный музей С. Н. Сергеева-Ценского. «Узкие, кривые улочки Алушты, которые не заслуживают названия улиц, теснились по крутому склону над речкой Улу-Узень. Издали кажется, что маленькие домики с плоскими крышами и неизменными галерейками буквально стоят один на другом». «Это один из самых прелестных уголков, какие мне случалось видеть. Только лучшие места Щвейцарии и Италии могут выдержать с ним сравнение». Вот как, например, Головкинский описывал посещение пещеры и свои ощущения от этого: Час спустя вся кавалькада - Был в Алуште и А. Мицкевич. И написал: Судак. В Судаке в гостеприимном доме Аделаиды Герцык побывали многие известные писатели и поэты, философы - М. Волошин, сестры Цветаевы, В. Иванов, Н Бердяев и ряд других. А вот как описывает судакские курортные нравы С. Елпатьевский в своих «Крымских очерках» (1913 г.): «В нынешнем году на пляже вырос суровый столб с двумя дощечками, где обозначено: «Мужчинам», «Женщинам». Но столб - более мысленная линия, чем реальное разделение овец и козлищ, так как обе группы на таком малом расстоянии, что могут созерцать друг друга, совершенно не вооружая свои глаза, а проходящие по пляжу путники и путницы должны усиленно рассматривать далекие горы, чтобы не видеть совсем близкие, распростертые на песке, на простынях и ковриках, лишенные всяких покровов мужские и женские тела». Коктебель. Этот поселок в юго-восточном Крыму знаменит Домом-музеем М. А. Волошина. В Коктебеле всё неотделимо от имени Волошина, известного поэта, публициста, художника и большого оригинала. Он оставил нам немало очень точных и художественно безукоризненных описаний различных уголков Крыма, как в стихах, так и в прозе. «Ни в одной стране Европы не встретить такого количества пейзажей, разнообразных по духу и по стилю и так тесно сосредоточенных на малом пространстве земли, как в Крыму...». «Сюда от избытка переливались отдельные струи человеческих потоков, замирали в тихой и безвыходной гавани, осаждали свой ил на мелкое дно, ложились друг на друга слоями, а потом органически смешивались. Множество литераторов отдали должное красоте Кара-Дага. Коктебель и весь юго-восточный Крым (Волошин называл его Киммерией) - удивительный край, с неброской красотой, особой прелестью и очарованием. И со своими загадками. До сих живет легенда о морском змее, обитающем у здешних берегов. В 1921 г. в феодосийской газете была напечатана статья, в которой говорилось, что в море под Кара-Дагом появился «огромный гад». Для поимки морского змея была отправлена рота красноармейцев. Когда солдаты прибыли в Коктебель, то змея они не обнаружили, а увидели лишь след на песке от уползшего в море чудовища. М. Волошин отправил вырезку «о гаде» М. Булгакову. Возможно, она подтолкнула писателя к созданию повести «Роковые яйца» Феодосия. Этот город навсегда связан с именем А. Грина, здесь открыт литературно-мемориальный музей А. С. Грина. В Феодосии он жил с 1924-го по 1930-й год. Здесь им написано 4 романа и более 30 рассказов. Среди них романы «Золотая цепь», «Бегущая по волнам», «Дорога в никуда». Старый Крым. Скромный городок занимает заметное место на литературной карте Крыма. Здесь есть литературно-художественный музей, где можно узнать о многих известных писателях и поэтах, судьба которых так или иначе была связана со Старым Крымом. На городском кладбище покоится поэтесса Ю. Друнина, трагически ушедшая из жизни в 1991 г. Ее могила рядом с могилой мужа - А. Каплера, писателя и киносценариста, популярного ведущего «Кинопанорамы» в 60-е годы. Оба очень любили эти места. Куры, яблони, белые хаты - Ю. Друнина о Старом Крыме Керчь. Здесь в разное время побывали такие литераторы как: А. С. Пушкин, А. П. Чехов, В. Г. Короленко, В. В. Маяковский, И. Северянин, М. А. Волошин, В. П. Аксёнов, В. Н. Войнович. Но в русскую литературу город вошел, прежде всего, повестью Л. Кассиля о юном герое-керчанине В. Дубинине «Улица младшего сына». А также повестью А. Каплера «Двое из двадцати миллионов», экранизированой в 1986 г. — «Сошедшие с небес». На этом наше литературное путешествие заканчивается. Завершить его хотелось бы цитатой из книги «По Крыму пешком» вашего покорного слуги: Спасибо за внимание. ________________________________________ _______________________________________ Мой смуглолицый, синеглазый Крым, Мой смуглолицый, синеглазый Крым, Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе "Крым-Россия едины" Автор работы: Науменко Светлана Васильевна, воспитатель МКДОУ ДС "Солнышко"с. Голубинка Бахчисарайскогорн.Республика КрымКрым –Россия едины. Описание материала: предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшей группы (5-6 лет) по теме «Крым-Россия едины». Данный материал может быть использован воспитателями старших групп на занятиях по ознакомлению с окружающим. Это занятие направлено на воспитание у детей чувства патриотизма, любовь и уважение к своей Родине к народам ее населяющим.Интеграция образовательных областей: Коммуникация, Познание, Художественная литература. Задачи: - расширять представления детей о территории России и Крыма, народах её населяющих Крым; - воспитывать уважение к различным национальностям Крыма и России, их культуре, языку, национальной одежде и традициям; - воспитывать дружеские взаимоотношения в детском коллективе; - знакомство детей с Всероссийским праздником - День Народного Единства; Оборудование: Картинки, презентация «Моя Россия», воздушный шар (рисунок), карта мира, Крыма, куклы в национальных костюмах, музыкальный центр. Предварительная работа: беседа о родном Крыме как части России, о народах населяющих наш полуостров; рассматривание карты, России, Крыма и мира; рассматривание кукол из набора «Национальные костюмы»,прослушивание песен и музыки народов населяющих Крым. Ход занятия: (дети сидят в кругу на коврике, звучит нежная мелодия) Воспитатель: Детки сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие по нашей огромной стране Как называется наша страна? А наша малая родина? Ответы детей. Воспитатель: А как вы думаете на чем можно отправиться в путешествие, чтобы хорошо рассмотреть нашу страну? Ответы детей: Я предлагаю отправиться в путешествие на большом воздушном шаре. согласны? Ответы детей. Тогда объявляется посадка на воздушный шар. Воспитатель: Россия! Россия! Могучая родина, Беспредельно огромная как небосвод. Даже солнце, пока полпути им не пройдено Тебя сразу лучом своим не обымет. Сокрушит твоя сила все злые напасти, Землю солнце любви твоей светом зальет. Ты воздвигла твердыню свободы и счастья, Где семья твоих братьев-народов живет. (Демонстрация видео презентации «Моя Россия.) Воспитатель: Дети посмотрите какая огромная страна Россия!(все подходим к карте мира)Сколько много разных стран в огромном мире. А где наша малая Родина? Ответы детей. А кто покажет, где находится наш Крым? Вы видите, какой наш родной Крым маленький, каждый может его обидеть. Рассказ воспитателя: Я сейчас расскажу вам интересный случай. Однажды прилетел в наш родной Крым злой черный ворон и закрыл своими огромными крыльями солнце, сразу стало вокруг темно, дети плакали, а их родители не знали как прогнать ворона с крымской земли. Думали, думали и решили попросить помощи у царя птиц – могучего Орла. Прилетел Орел, прогнал черного ворона с нашей земли, и пообещал людям всегда защищать наш маленький полуостров от всякой нечисти. И мы с вами сильные и смелые и никому в обиду наш дом не дадим. Физкультминутка: Приступаем. Для начала Только корпусом вращаем. Повторяем упражненье, Все знакомые движенья. (Вращение туловищем вправо и влево.) Разминаем наши плечи, Руки двигаем навстречу: Вверх летит одна рука, А другая вниз пока. (Одна рука вверх, другая вниз, рывками руки меняются.) Раз, два, три, Корпус влево поверни. И руками помогай, Поясницу разминай. (Повороты туловища в стороны.) А теперь прыжки у нас. Дружно скачет целый класс. За прыжком - ещё прыжок, Прыг да скок, прыг да скок. (Прыжки) Полетели дальше: Смотрите, Вот и наш КРЫМ! Наш воздушный шар сделал остановку в Крыму(дети садятся на места). Кто посолил море? Кто же это подшутил, Едино государство, Вопросы по стихотворению. Ответы детей Тема: Горный Крым Цель: Расширять, обогащать, углублять знания детей о крае, в котором мы живем, о Крыме; Формировать чувство патриотизма путем осмысления понятия «Родина»; Сформировать представления о Крымских горах и пещерах; Закрепить знания легенд Крыма; Закрепить правила поведения в природе - лесу, пещере; Развивать связную речь детей, учить правильно строить предложения, использовать в речи эпитеты; Создать положительный эмоциональный настрой; Воспитывать чувство любви и гордости к родному краю, желание ее охранять; Материал к занятию: карта Крыма, иллюстрации гор Крыма, иллюстрации пещер Крыма. Ход занятия: Дети входят в зал и садятся на стульчики полукругом, приветствуют гостей. Воспитатель: Сегодня наше занятие я хочу начать со чтения стихотворения. Послушайте внимательно. Этот край чудесный, там, где синь небес, Голубое море и зеленый лес, Ручеек звенящий и веселый гром, Это запах хлеба, это отчий дом Родина родная наша сторона, Ты на всей планете лучшая страна. Воспитатель: О чем это стихотворение? Как называется страна, в которой мы живем, наша Родина? (Ответы детей) Ребенок: У нас одна є Батьківщина, Вона зветься Україна. Про Україну – рідний край Ти завжди знай і пам ятай. Воспитатель: Украина – большая страна, наша большая родина. А как называется наша маленькая Родина, наш родной край? (Крым, Автономная Республика Крым) А как называется наш родной город? (Алушта) Ребенок: Городок наш небольшой Дворики с цветами. Пахнет морем край родной Знойными ветрами. Воспитатель: Самое родное место на земном шаре для каждого из нас – это Крым. Здесь живут наши родители, друзья, здесь родились вы сами. Крым – удивительный и сказочный. Со словом «Крым» люди связывают жаркое солнце, теплое море, манящие к себе горы, яркие солнечные краски великолепной крымской природы. С глубокой древности Крымский полуостров привлекает людей мягким климатом, прекрасным сочетанием степей, долин, моря, гор, богатым растительным и животным миром. Люди со всех уголков мира хотят побывать здесь. Крымская земля небольшая, но она с радостью принимает гостей, потому что ее хозяева – гостеприимные люди – украинцы, русские, крымские татары… Как еще называют нас – тех, кто живет в Крыму? (Крымчане) Воспитатель: Да, мы крымчане и Крым – наш дом. Многие поэты и писатели восхищались красотой Крыма, писали о Крыме стихи и рассказы. Давайте послушаем стихи о Крыме, которые знают наши ребята. Ребенок: Крым – наша Родина, помните это! Души не жалейте ради нее, Пусть над зеленым островом этим Мирное, доброе солнце встает! Ребенок: Крым – это здравница и это чудо-сад, Крым – это фрукты и сладкий виноград, Крым – это море и райские места, Крым – это южных гор крутая красота! Ребенок: Крим – це синє Чорне море, Крим – це скелі, ліс і гори, Крим – солодкий виноград Пишний і квітучий сад! Ребенок: Прекрасен мир в любое время года Ласкает солнца взор иль непогода О скалы волны бьют, свирепа моря даль Подснежники цветут, на склонах гор миндаль Великолепен лес, красивы горы Цветы садов бескрайние просторы… Воспитатель: А какие пословицы и поговорки вы знаете о родном крае? Дети: У рідному краю гарно як в раю. Рідний край – земний рай. Нет в мире краше родины нашей. Всюду хорошо, а дома лучше. Человек без Родины, что соловей без песни. Родная сторона мать, а чужая мачеха. Воспитатель: Давайте с вами рассмотрим карту Крыма. Почему Крым называется полуостровом? Какими морями омывается Крым? Покажите на карте. Что вы можете сказать о Черном море? Что можете сказать об Азовском море? Как назывался Крымский полуостров раньше? (Таврида, Таврика) Что еще есть на нашем прекрасном полуострове? (Леса, скалы, реки, озера, пещеры, горы, животные, растения и т.д.) Звучит аудиозапись «Шум леса » Воспитатель: Давайте с вами немного отдохнем. Возьмитесь за руки, встаньте в круг, закройте на минутку глаза и послушайте звуки леса. Здравствуй лес, дремучий лес, полный сказок и чудес Ты о чем шумишь листвою, ночью темной, грозовою? Что нам шепчешь на заре, весь в росе и серебре? Кто в глуши твоей таиться: что за зверь? Какая птица? Все открой, не утаи, ты же видишь – мы свои! Воспитатель: Вот мы с вами и оказались в лесу, в Крымском лесу. Почему в Крыму лес растет только в горах? (Деревья любят влагу, прохладу, а в Крыму летом очень жарко и деревьям от жары можно спастись только в горах.) Воспитатель: Горы Крыма очень красивы и живописны. Они представлены несколькими горными грядами – Внешней, Внутренней и Главной. Крымские горы крутые на южных склонах и пологие на северных склонах. Горы имеют плоские вершины, которые называются «яйла» - платообразные летние пастбища в горах, они безлесны, но на них огромное разнообразие трав и цветов. Какие Крымские горы вы знаете? (Ответы детей) А теперь давайте немного узнаем о каждой горе. Ай-Петри (показ фото) самая красивая гора Крыма, символ Южного берега. Она характеризуется отвесными скальными стенами, где-то ступенчатыми, но все труднодоступные. Поэтому эту гору любят покорять альпинисты. Северный склон более пологий, покрыт лесом. Ай-Петри защищает побережье от холодных северных ветров. Вершина этой горы всю зиму покрыта снегом. У подножья горы расположена Ялта. Демерджи (показ фото). Склоны горы Демерджи усеяны причудливыми каменными изваяниями, напоминающими не то людей, не то фантастических животных, диковинных птиц, но чаще всего башни, колонны, столбы, грибы. В вечернее или ночное время фигуры поражают своими фантастическими очертаниями. Поэтому этот склон Демерджи называют Долиной Привидений. Подобных каменных «привидений» здесь более сотни. С южной стороны горы одна из фигур выветривания напоминает женскую голову. Еще Демерджи называют гора Кузнец. Почему? Какую легенду вы знаете? (Ответы детей) Гора Костель (показ фото) находиться на южной окраине Алушты, за Рабочим уголком. На ее вершине в древности была крепость, поэтому и гора называется «Костель», что означает крепость, но сейчас от нее уже ничего не осталось. Бабуган (показ фото) самый высокий массив Крымских гор. На Бабуган-яйле находиться самая высокая точка Крымских гор – гора Роман-Кош. Бабуган-яйла является заповедником. Что такое заповедник? Заповедник - особо охраняемая территория, неприкосновенный участок земли, где сохраняются и оберегаются редкие и ценные виды животных, растений, природные, культурно-исторические памятники и т.п. Аю-Даг или Медведь-гора (показ фото) названа так за очевидное сходство с грозным хозяином лесов, видится наклоненным к морю зверем. Ребенок: Лежит себе Медведь-гора, Нос прикрывает лапой А рядом ходит детвора- Не страшен косолапый! Не станет ведь гора реветь Хоть и зовут ее Медведь! Воспитатель: Почему в стихотворении говориться, что рядом с горой ходит детвора? (У подножия горы расположен международный детский лагерь «Артек») На Медведь-горе уникальный животный и растительный мир. Там встречаются растения, которые не растут больше нигде в мире. Аю-Даг является природным заповедником. А какую легенду о Медведь-горе вы знаете? (Краткий пересказ легенды) Карадаг (показ фото) или Черная гора много лет назад была вулканом, здесь можно найти много различных минералов и полудрагоценных камней. Карадаг – это государственный заповедник, находится между Судаком и Феодосией. Какую легенду о Карадаге вы знаете? (Краткий пересказ легенды) Чатыр-даг (показ фото) напоминает гигантский шатер, с чем и связано название - часто называют Палат-гора, Шатер-гора, здесь располагается целая пещерная страна. Звучит аудиозапись «Шум леса» Воспитатель: А сейчас немного отдохнем. Закройте глаза и представьте себя снегом, покрывающим горную вершину. Снежинки медленно кружатся, падают. Но тут пригрело солнышко, каждая снежинка открыла глазки и улыбнулась солнышку, улыбнулись друг другу. И тут снег начал таить, превращаясь в капельки, капли сливаются в струи, струи – в ручейки. И побежали ручейки с гор. (дети выполняют движения, в конце сели на стульчики) Воспитатель: Вода очень сильная, она размывает все – пески, глину, камни, известняк, расширяет и углубляет трещины. Вода много веков делала эту работу и в Крымских горах образовались пещеры. Что же такое пещера? Пещера – это подземная полость, пространство, которое имеет вход, размеры которого позволяют проникнуть в пещеру человеку, имеет свой климат, свою температуру воздуха, влажность воздуха, свою систему рек, озер, свой растительный и животный мир. В них отсутствует освещение. Какие пещеры в Крыму вы знаете? (Ответы детей) Воспитатель: Мраморная пещера входит в пятерку красивейших пещер мира. Она встречает посетителей огромными залами с причудливыми формами образований, редчайшими видами кристаллов. Красная пещера (Кизил-коба) одна из самых больших в Крыму. Это целая система галерей, колодцев, подводных озер. Тысячеголовая пещера. Почему так называется? Какую легенду о ней вы знаете? (Краткий пересказ легенды) Воспитатель: Ребята, вы хорошо знаете правила поведения на природе, в лесу. А как вы думаете, какие правила поведения необходимо соблюдать в пещере? Не бросать мусор, ничего не бросать в подземные реки, озера; Не отходить далеко от взрослых, соблюдать рекомендации экскурсовода; Не трогать стены руками, ничего не писать на стенах, не бить по стенам; Не бегать, не кричать; Не разжигать костер; Ничего нельзя выносить из пещеры - плохая примета; Не трогать, не мешать спать летучим мышам; Не засовывать руки, ноги, голову в различные расщелины; Ходить строго по огороженным тропам; Воспитатель: Пещеры образуются очень длительное время и их части, компоненты являются очень ранимыми, они не могут восстанавливаться. Поэтому нам необходимо строго соблюдать правила поведения в пещере, чтобы сохранить эти памятники природы. Ребята, вам домашнее задание. Рассказать дома родителям, бабушкам, дедушкам правила поведения в пещерах и почему и нужно соблюдать. И наше занятие я хочу закончить словами известного русского писателя Михаила Пришвина: « Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу, значит охранять Родину». |
Читайте: |
---|
Популярное:
Новое
- К чему снится клещ впившийся в ногу
- Гадание на воске: значение фигур и толкование
- Тату мотыль. Татуировка мотылек. Общее значение татуировки
- Что подарить ребёнку на Новый год
- Как празднуют день святого Патрика: традиции и атрибуты День святого патрика что
- Как научиться мыслить лучше Я не умею быстро соображать
- Эти признаки помогут распознать маньяка Существует три способа достижения абсолютной власти
- Как спастись от жары в городской квартире
- Слова благодарности для учителей: что написать в открытке любимому педагогу?
- Слова благодарности для учителей: что написать в открытке любимому педагогу?