Главная - Эмоции
Конспект занятия Нетрадиционные технике рисования. Монотипия пейзажная по мокрому

Сегодня, в седьмом уроке рисования - нас ждет очередное волшебство: мы нарисуем часть рисунка - а дальше он "дорисуется" сам! Приступим!?

Знакомьтесь - МОНОТИПИЯ (греч.: monos - один, tupos - отпечаток) - простая, но удивительная техника рисования красками (акварелью, гуашью и пр.). Она заключается в том, что рисунок рисуется на одной стороне поверхности (это может быть не только бумажный лист - но об этом в следующих уроках) - и отпечатывается на другую. Подобно как отпечаткам - в уроке рисования №3 , только сложнее - и от этого интереснее! Ведь тут отпечатывается целый рисунок - и этот момент происходит еще более красивее и завораживающе!

Для совсем маленьких малышей - такое рисование монотипией - можно смело превратить в веселую игру:

Например - Полет бабочки:

1 шаг. На правой половине листа рисуем крылья бабочки - (только наполовину) - можно сделать это горизонтально, как будто бабочка сидит, сложив крылья. Пусть малыш внесет и свою лепту в рисование узоров.

2 шаг. Складываем лист - и вуаля - бабочка расправила крылишки и готова лететь! Не забудьте попросить кроху показать Вам - как летает бабочка!

Встреча птичек:

Шаг 1. На одной части листа мы рисуем дерево с птичкой.

Шаг 2. Сгибаем-отпечатываем картинку - и вот птички уже две - так им интереснее щебетать. А как поют птички, малыш?

А для детей постарше можно предложить чуть более сложный сюжет - такой как отражение в воде .

Еще варианты рисования монотипией:

Итак - сегодня основной наш фото-мастер-класс рисования:

Рисование монотипией - "Как мы в лодке катались"

В нем я показываю, как рисовать синхронно вместе с ребенком. Шаг делаете Вы - и его же повторяет за Вами ребенок - и так до победного конца. Таким образом рисуем только первый раз, так ребенок учится новой технике, которую в последующем будет использовать сам - как ему вздумается. Это лучше проделывать с ребятами от 3 лет и старше, помогая им прорисовывать то, что не получается у них самих.

Конечно, Вы можете возразить - а как же фантазия ребенка, - тут она не будет работать, где дать ему личный выбор?! Правильно - выбор должен быть - пусть ребенок придумает сюжет рисунка сам, например, это может быть счастливое воспоминание из его собственной жизни. В процессе рисования поощряйте его, когда он пытается сделать что-то "по своему", внести какие-то свои элементы, свой взгляд на мир.

Мы с Ариной (моей дочери 3 года) рисовали то, что она предложила сама - и назвали шедевр "Как мы в лодке катались!". Сначала придумали тему, а внести в рабочий процесс нестандартную технику монотипию - я догадалась чуть позже. Так как моему ребенку всего 3 года - я старалась рисовать утрированно - так, чтобы ей было легче повторить в своем рисунке те или иные моменты.

Шаг1.

Рисуем линию реки. Чуть позже мы ее расштрихуем вниз.

Шаг 2.

Рисуем лодку.


Шаг 3.

А в лодке - человечков. Папа, мама и Арина. "Телесный" цвет лиц - сама развожу краску в палитре, Арина с интересом наблюдает, как я смешиваю цвета. А цвета для нашей одежды - позволяю доче подобрать самостоятельно (При этом она попыталась вспомнить - что на самом деле было надето на нас тогда, когда мы катались на лодке). Так же она рекомендует добавить солнце (см. следующий шаг).


Шаг 4.

Сгибаем лист. Получаем отражение в воде - солнца, лодки и человечков!

Шаг 5.

Даю доче отдохнуть - а рисунку подсохнуть. После чего сама подправляю чуть смазанное изображение - краской по сухому.

Так же, дорисовываем воду - на всей поверхности глади воды - делаем голубые и белые штрихи. Как релистично получилось отражение в воде!

Шаг 6.

Как чуть подсохнет (чтобы краски не смешивались) - можно дорисовать детали - вёсла, волосы человечкам. Опять сушим.

Шаг 7.

Самое приятное - по сухому изображению дорисовывать последние "штрихи" - а по сути для ребенка самое главное - лица человечкам, волосы и травку. По инерции ребенок вносит свои детали - дерево, рыбки в реке, рисует на солнце.

Вот что у нас получилось! Эту красоту мы даже на конкурс детского рисунка отправляли, где получили немало голосов! С нетерпением жду и Ваших шедевров (их можно прикрепить в комментарии ниже). Спасибо за внимание!

Нередко попадаются примеры, когда есть желание рисовать и отсутствует талант рисования. Что делать в таком случае? Отказаться от рисования вовсе? Или попробовать нетрадиционные техники рисования, к примеру, монотипию? Родом монотипия из Италии времен эпохи Возрождения. Развить это искусство сумел его родоначальник, знаменитый художник-новатор Джованни Кастильоне.

Необходимые материалы


Данное искусство, если попытаться охарактеризовать его одним словом, лучше всего впишется в определение «оттиск». Другими словами, вы сначала наносите рисунок на одну поверхность, к примеру, стекло, а потом делаете оттиск на бумагу или холст.

Для работы в технике «монотипия» вам понадобятся следующие материалы:

  • холст или бумага для акварели,
  • карандаши,
  • кисти (круглые, для работы с акварелью и плоские для работы с маслом или акрилом),
  • краски - лучше всего акварельные или акриловые, но можно и масло, только учтите, что оно долго высыхает (тонкий слой может просыхать до двух дней),
  • обычная скалка,
  • наждачная бумага (мелкозернистая),
  • кусок пластика и стекла для оттиска,
  • кусок стекла,
  • тара с обычной водой или распылитель.

Делаем открытку















Прежде чем приступить к рисованию, необходимо подготовить все материалы. Используйте наждачную бумагу, чтобы натереть пластик. Так его поверхность станет неровной и это даст интересный результат при оттиске. Если хотите глянцевый оттиск – используйте стекло.

Еще один плюс в выборе оттиска-стекла заключается в следующем. С его помощью можно подложить под низ стекла готовую картинку и просто как бы разукрасить ее, повторяя красками все поверх стекла. С пластиком так не сделаешь. В итоге, используя обычное стекло, вам остается лишь вспомнить детство, когда каждый, наверняка, раскрашивал книжку-раскраску. Сделать это, согласитесь, не так уж и сложно, даже без умения рисовать. Просто закрепите скотчем подкладку-рисунок, чтобы она не ерзала, и смело все перерисовывайте.

Единственная трудность может быть в том случае, если изначально в выбранном вами рисунке много цветовых переходов и деталей. Поэтому начинающим лучше всего тренироваться на простых несложных рисунках, при передаче которых не требуются глубокие познания в цветосмешении и колористике.

При работе в технике монотипии не стоит уделять особое внимание деталям, ведь, не имея опыта в данной технике, при перенесении рисунка с оттиска на бумагу все может пойти не так, и картинка чуть смажется. При не детализированном рисунке это не будет недочетом, но вот в обратном случае многое может смазаться.

Теперь пришло время понять главный принцип монотипии. При оттиске в монотипии те краски-слои, которые вы положите первыми, и окажутся верхними на бумаге. Именно они больше всего перенесутся, а те, которые были последними – пойдут под низ. Поэтому начинайте от обратного. Если в стандартной живописи красками сначала наносят темные участки, а потом осветляют необходимые места, то здесь, в монотипии, все наоборот.

После того, как краски нанесены, приготовьте бумагу или холст (в случае с использованием масляных красок лучше всего брать холст на картоне). Ее (бумагу) необходимо положить минут на пять в обычную воду, чтобы она размокла. Если вы используете обычную, а не акварельную бумагу, то достаточно будет просто побрызгать ее из распылителя. После этого бумагу аккуратно кладут поверх полотенца, чтобы оно впитало лишнюю влагу, затем – поверх самого рисунка и придавливают. Старайтесь не двигать бумагу, иначе ваш рисунок размажется в сплошное пятно. Накладывать бумагу необходимо в такой последовательности - от нижнего края к верхнему.

Теперь, не спеша, аккуратно, но с нажимом прокатайте скалкой поверх бумаги. Начинайте раскатывать от центра к краям. Эта процедура не должна занимать более минуты времени. Делайте все размеренно, с одинаковым нажимом, давите, но не ерзайте. После этого снимайте бумагу с уже готовым оттиском. Для этого подцепите аккуратно верхние уголки и медленно отделите весь лист от стекла. В случае с холстом на картоне надо быть еще деликатнее – осторожно поддеть края холста и медленно рассоединить его со стеклом.

Если рисунок передался не везде – это не страшно. Всегда можно подрисовать. Кстати, сейчас и уместно добавлять детали. К примеру, если это пейзаж, то самое время прорисовать деревья, листочки, траву, если это портрет – глаза, контуры и так далее. Для этих целей подойдут кисточки-колонки (размер 0 и 1).

Учитывая то, что при контакте с водой бумага деформируется, оформлять готовую работу необходимо в рамку под стеклом, которая ее выровняет. Меньше всего деформируется плотная бумага для акварели, именно ее и стоит выбирать для монотипии.

Очередность изготовления открытки: нанесите сначала на материал, выбранный для оттиска (стекло или пластик) два цвета (синий и зеленый), немного попрыскайте краску водой из пульверизатора, чтобы появились красивые потеки и размытости. Сделайте оттиск.

Далее, возьмите четыре цвета (белый, серебряный, пурпурный и голубой), нанесите на стекло в произвольном порядке, вновь опрыскайте и сделайте оттиск. Получившейся окрашенный лист картона используйте для основы открытки. Также из заготовки можно вырезать декорный материал, к примеру, бабочек, которые тоже могут украсить открытку.

Монотипия - это один из самых волшебных жанров рисования. В переводе с греческого этот термин переводится так: "моно" - один, "типос" - отпечаток. Это нечто среднее между живописью и графикой, между сказкой и фокусом. Техника монотипии дает ребенку уникальную возможность свободы самовыражения - это проекция его внутреннего мира, скрытого от взрослых. Можно использовать эту технику с маленькими детьми, а также с людьми в любом возрасте, особенно с теми, которые на уровне панической атаки боятся рисовать. Благодаря этой технике рисования, получается совершенно неожиданный результат. Причем результат такой, что ребенок прижимает к груди свой рисунок и уносит домой.

Все дело в самой технике. Ее можно назвать терапевтической. Делается она следующим образом: берем стекло (с безопасными краями), а также, это может быть любая гладкая пластина, поверхность которой водонепроницаемая, кисть, вода, гуашь, акварель, бумага. На стекле рисуем или наносим цветные пятна красок. Если у нас нет определенной идеи, то просто используем понравившиеся цвета. Пусть эти пятна "познакомятся друг с другом", т.е. встретятся и смешаются. Если же, к примеру, мы задумали летний пейзаж, то используем соответствующие цвета: голубой, зеленый, немного желтого или красного. Разводы красочных пятен делаем быстро, чтобы они не успели высохнуть. Чем больше воды и краски, тем лучше все получается. Практически бесполезно рисовать сложные картины, но ради эксперимента можно попробовать. Затем берем лист бумаги (цвет и фактура может быть разной, размер листа должен соответствовать размеру стекла, или пластины), кладем его сверху и слегка прижимаем руками. Поднимаем лист несколькими приемами: взяв его за левый и правый край двумя руками, или за верхний правый уголок, делая несколько колебательных движений вверх и вниз. Когда убираем бумагу, то получаем оттиск, единственный в своем роде. Подобное повторить не получается никогда. Это первый отпечаток, который вызывает восторг у ребенка, желание создавать новые, потому что ему интересен сам процесс создания. От этого возникает огромное удовольствие к экспериментированию. Ребенок снова наносит красками цветные пятна на стекло, с каждым разом увереннее в себе. Отпечатков получится ровно столько, сколько захочет ребенок. И каждый не похож на предыдущий!

Другой момент - как мы работаем с этими отпечатками?!

После их высыхания с ними играем: - рассматриваем (все - "удачные" и "неудачные"), представляем, воображаем, говорим, фантазируем, что-то дорисовываем (кисточкой, карандашами цветными, восковыми, пастелью, гелевой ручкой и пр.). Таким образом, "удачные"таинственные пятна преображаются и рождается сюжет. "Неудачные" отпечатки - могут служить для аппликации.

Каким образом я подготавливаю ребенка к фантазированию? Очень помогает в этом случае такой нетрадиционный способ рисования, как кляксография. Такие рисунки напоминают каракули. Но именно они заставляют работать воображение и развивать фантазию ребенка.

Впервые использование техники каракуль предложил Дональд Вудс Винникотт. Он детский врач, психоаналитик, работал с детьми. Основная идея его книги "Игра и реальность", заключается в том, что есть некое пространство реальности и пространство игры. И человек в своем развитии плавно переселяется из одного пространства в другое. То есть ребенок целиком и полностью находится на той территории, где есть условная граница - игра. И чем старше он становится, тем ближе эта граница. Подросток - это пограничник, одна нога в игре, другая уже здесь, в реальности. Человек взрослеет и уходит из игры в эту реальность. И это плохо. Д.Винникотт предположил (метафора), что между игрой и реальностью не четкая граница - "в школу пошёл, игра закончилась!". Это великая неправда. Играют и взрослые, только они это иначе называют.

Есть большая пограничная область, где смешиваются игра и реальность. Эта область называется творчество . Это то, где игра и реальность перемешались. Это метафора помогающая жить. Поэтому игра - это ресурс, а творчество - это всегда ресурс. Это - право не уметь, не знать, не понимать, не хотеть и т.д. Или наоборот - хотеть нелепого, что не положено и т.д. То есть это свобода , которая целебна сама по себе.

Работа с каракулями это один из вариантов - как ребенка "подтащить" на эту территорию, которая общая, и взрослого, который забыл эту игру напрочь. Чтобы "затащить" на эту территорию, нужно, как бы, сознательно "вздурить" ему голову, хотя бы ненадолго.

Идея родилась с того, что очень многие люди, когда они о чем-то очень глубинно задумались, или, они находятся где-то физически, а психологически в этом месте не находятся, то в этот момент все что-нибудь "чирикают" (какое-то внутреннее беспокойство). В основном это каракули.

А если попросить нарисовать каракули?! Что, если человеку серьезно предложить заняться бессмысленным видом деятельности, абсолютно бессмысленным. Как правило, появляется сильнейшая растерянность, такое очень двойственное ощущение. Одна какая-то часть "вопит", в буквальным смысле слова - "Ты на что тратишь время? Как тебе не стыдно?" И т.п.. А вторая, какая-то часть, у нее более слабый голос, и она не вопит, а выступает - "Ну, мне же так хорошо, так приятно".

Если посмотреть на готовые, очень интересные и красивые рисунки детей, являющиеся результатом проведенной работы, то мы увидим, что это очень интересный метод работы, через погружение ребенка в творческий процесс. Сам этот метод очень мягкий, очень интересный и отлично подходит тем, кто очень эмоционален, имеет богатую палитру чувств, пытается разбираться и осознавать эти чувства. Точно так же этот метод будет очень полезен тем, кто наоборот, в какой-то момент, как говорят, стал «замороженным», немножко "деревянным", когда рациональность излишне взяла верх в жизни и не хватает как раз мягкости, умения восстанавливать близость с самим собой и с другими людьми. Техника монотипии дает выравнивание каких-то поведенческих характеристик, и не только у ребенка.

Для детей язык творчества очень близкий, свободный и они хорошо себя чувствуют на занятиях. Для них это упражнение является игрой, наполненной определенным смыслом. Если вы посмотрите на рисунки, то вы увидите - мы не учимся рисовать. Эта техника предназначена для работы с самим собой. Поэтому, не стоит вопрос о том, что ребенок должен что-то знать о художественном ремесле, он может абсолютно не дружить ни с кисточкой, ни с красками, ни с карандашами. Но тем не менее эффект будет!

Все дело в нашем мозге, а точнее в его левом и правом полушарии. Левая - символьно-аналитическая , отрабатывающая информацию часть мозга. Правая же - образно чувствует .

Проблема современного человека - потеря вкуса интереса к жизни. И вроде бы человеку хорошо, тем не менее, он говорит: -"Мне скучно, не интересно, я ничего не хочу". Наша жизнь станет ярче, вкуснее и интереснее, если мы будем заниматься деятельностью, которая увеличивает активность правого полушария мозга. Эти навыки остаются с нами надолго. Если когда-то в детстве мы правым полушарием освоили родной язык, держать ложку, плавание, катание на велосипеде, то эти навыки остаются с нами навсегда. Вспомните, как вы учили иностранные языки пять лет в школе, потом в институте, но кто говорит на этом языке? Поэтому, те навыки, которые получены через правое полушарие, это то, что с нами навсегда осталось. Организм человека правым полушарием готов к очень большим нагрузкам и он очень быстро восстанавливается. Если ребенок устал, если у него стресс или он расстроен, достаточно позаниматься правым полушарием, т.е. отвлечься, и он забывает об усталости и неприятностях.

Возьмите белую бумагу, кисть, краски, затем посмотрите и создайте некоторую, совершенно неопределенную палитру. Затем подумайте, какую деталь добавить, чтобы конкретизировать, позволить прочитать этот образ. Достаточно несколько мазков, для того, чтобы завершить. Это не картина - это впечатление от какой-то натуры. И это будет, как раз, работа правого полушария. Вот это и есть ключ к открытию творческого начала.

Лариса Савчук

Дорогие коллеги! Представляю Вашему вниманию очередной урок по нетрадиционным техникам рисования "Монотипия".

Монотипия считается одной из простейших нетрадиционных техник рисования (от греческого monos - один,единый и tupos - отпечаток).

Это простая, но удивительная техника рисования красками (акварелью, гуашью и пр.). Она заключается в том, что рисунок рисуется на одной стороне поверхности и отпечатывается на другую.

Полученный отпечаток всегда уникален, т. к. создать две одинаковых работы невозможно. Полученные кляксы можно оставить в первоначальном виде, или продумать подходящий образ и дорисовать недостающие детали. Количество красок в монотипии - любое.

Для рисования в технике «Монотипия» нам понадобится: плотная бумага любого цвета, гуашевые или акварельные краски, кисти, банка с водой, салфетки.

МОНОТИПИЯ ПРЕДМЕТНАЯ

Рисование дерева.

1. Лист бумаги сложить пополам, развернуть.

2. На одной половине листа нарисовать половину изображаемого предмета (ствол дерева) и опять сложить лист бумаги для получения отпечатка.

3. Затем развернуть и нарисовать крону дерева, траву и снова сложить пополам.

4. Разворачиваем и получаем красивое симметричное изображение дерева.

Варианты рисования деревьев.

Рисуем цветы.


"Бык"


Для совсем маленьких детей - такое рисование монотипией - можно смело превратить в веселую игру: например нарисовать краской половинку бабочки на половине листа. Согнуть пополам лист и плотно сжать его половинки. Как будто бабочка расправила крылья и собирается взлететь!


"Рисуем бабочку"

1. Лист бумаги сложить пополам. На одну половину листа нанести цветные пятна краски разного цвета.



3. Лист бумаги опять складываем пополам для получения отпечатка, затем разворачиваем.


4. Недостающие части (брюшко, усики, глаза)-дорисовываем.


Бабочки получаются очень яркие, красивые и всегда разные. Когда краска высохнет, бабочки можно вырезать по контуру - детям очень нравится с ними играть.





МОНОТИПИЯ ПЕЙЗАЖНАЯ.

1. Лист бумаги сложить пополам.

2. На одной половине листа бумаги нарисовать пейзаж и опять сложить лист для получения отпечатка. Пейзаж надо рисовать быстро, чтобы краски не успели высохнуть.


3. Исходный рисунок, после того как с него сделали отпечаток, можно оживить красками, фломастерами или цветными карандашами.




Отпечатки можно делать и на любой гладкой поверхности: стекле, пластмассовой доске, плёнке, кафельной плитке, толстой глянцевой бумаге. На выбранной поверхности гуашевыми красками делается рисунок, сверху накладывается лист бумаги и придавливается. Получается оттиск в зеркальном отображении.

Конспект занятия

Нетрадиционные технике рисования.

Цель: ознакомление детей с новой техникой рисования «монотипия пейзажная по мокрому»

Совершенствовать технику рисования акварелью.

Расширить возможности способа рисования по-мокрому с получением отпечатков, как выразительно-изобразительного средства в детской живописи.

Учить детей составлять гармоничную цветовую композицию.

Закреплять технику рисования деревьев.

Развивать творческое воображение.

Развивать интерес к природе и отображению представлений в изобразительной деятельности.

Оборудование и материалы : компьютер, проектор, презентация с репродукциями художников, рисунки учащихся.

Белые листы А4, акварельные краски, кисточки №5, стаканчики-непроливайки, салфетки.

План занятия:

1. Орг. Момент. Проверка готовности к занятию

2. Закрепление пройденной темы. Актуализация знаний

3. Сообщение темы и цели занятия и объяснение материала.

4. Практическая работа.

5. Релаксация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия

Нетрадиционные технике рисования.

Монотипия пейзажная по мокрому.

Тема занятия: «Природа отражается в воде».

Цель: ознакомление детей с новой техникой рисования «монотипия пейзажная по мокрому»

Задачи:

Совершенствовать технику рисования акварелью.

Расширить возможности способа рисования по-мокрому с получением отпечатков, как выразительно-изобразительного средства в детской живописи.

Учить детей составлять гармоничную цветовую композицию.

Закреплять технику рисования деревьев.

Развивать творческое воображение.

Развивать интерес к природе и отображению представлений в изобразительной деятельности.

Оборудование и материалы : компьютер, проектор, презентация с репродукциями художников, рисунки учащихся.

Белые листы А4, акварельные краски, кисточки №5, стаканчики-непроливайки, салфетки.

План занятия:

1. Орг. Момент. Проверка готовности к занятию

2. Закрепление пройденной темы. Актуализация знаний

3. Сообщение темы и цели занятия и объяснение материала.

4. Практическая работа.

5. Релаксация.

Ход занятия:

Педагог : Ребята, посмотрите какие иллюстрации, картины я вам принесла рассмотреть. Какое время года на них изображено? А почему вы так думаете? (Потому что пожелтела листва, листья опадают). А какая осень изображена на картинах? (Золотая осень). Правильно, но тут художники отобразили золотую осень в водном отражении. Как будто деревья и кустарники посмотрели в зеркало. А теперь послушайте, как в своём стихотворении описывает золотую осень поэт

И. Пивоварова

Падают с ветки жёлтые монетки…

Под ногами целый клад!

Это осень золотая

Дарит листья не считая,

Золотые дарит листья

Вам, и нам,

И всем подряд.

Педагог: Красивое стихотворение. И вот сегодня мы с вами попробуем тоже изобразить золотую осень, но необычным способом. Этот способ называется «по мокрому».

А теперь я предлагаю вам нарисовать пейзажи, на которых деревья будто «смотрят в воду», чтобы после устроить выставку необычных осенних картин с отражением. Как можно нарисовать деревья, которые стоят на берегу и отражаются в воде? Показывается отражение ветки лиственного дерева в зеркале и предлагается освоить новый способ рисования.

Педагог: Берём листы белой бумаги, сгибаем его пополам, обозначив линию сгиба, раскрываем лист и очень быстро покрываем водой верхнюю часть листа. Листы располагаем так, чтобы линия сгиба проходила как линия горизонта: будто выше линии небо, а ниже вода – речка, озеро. Берём кисти и наносим сначала синюю краску, затем зелёную и добавляем немного жёлтой, и в конце опять синюю. Это получилось у нас небо, осенняя трава и озеро. Теперь на уровне травы мы начинаем рисовать деревья и добавляем к ним разноцветные листья (жёлтые, красные, оранжевые). Откладываем кисть в сторону и быстро складываем лист пополам, чтобы деревья и небо «окунулись» в воду; раскрываем лист и видим одни деревья стоят на берегу и смотрят в небо, а другие отражаются в воде. А сейчас мы немножко отдохнём и превратимся в стройные деревья.

Физкультминутка:

Дует ветер нам в лицо

Закачалось деревцо

Ветерок всё тише, тише

Деревцо всё выше, выше.

Педагог: А теперь приступаем к рисованию. В ходе самостоятельной работы веду индивидуальную и фронтальную работу с группой.

Молодцы, какая красивая и разная осень у вас получилась. Давайте оставим свои работы на местах, чтоб они высохли, и посмотрим, у кого какие пейзажи получились, кому что понравилось и почему. Обсуждение работ. После обсуждения устраивается выставка детских работ.

Релаксация: понравилось ли вам наше занятие? Если да – то пусть прозвучат ваши аплодисменты.




 


Читайте:



Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Михалков Сергей Владимирович Праздник Непослушания Сергей Владимирович Михалков Праздник Непослушания Повесть-сказка "Праздник Непослушания" -...

Почвенный покров южной америки

Почвенный покров южной америки

Страница 1 В отличие от Северной Америки, где изменения в растительном покрове зависят в значительной степени от изменений температурных условий,...

Расправленные крылья - музыкальная пауза Порядок описания Московской операции

Расправленные крылья - музыкальная пауза Порядок описания Московской операции

Ситуация на фронте весной 1942 года, планы сторон, немецкое наступление летом 1942 года, начало Сталинградской битвы, немецкий оккупационный режим,...

Cобытия Второй мировой войны

Cобытия Второй мировой войны

Вторая мировая война считается самой крупной в истории человечества. Она началась и закончилась 2 сентября 1945 года. За это время в ней приняло...

feed-image RSS