Разделы сайта
Выбор редакции:
- Гадание в новый год для привлечения денег Как правильно гадать на новый год
- К чему снится клещ впившийся в ногу
- Гадание на воске: значение фигур и толкование
- Тату мотыль. Татуировка мотылек. Общее значение татуировки
- Что подарить ребёнку на Новый год
- Как празднуют день святого Патрика: традиции и атрибуты День святого патрика что
- Как научиться мыслить лучше Я не умею быстро соображать
- Эти признаки помогут распознать маньяка Существует три способа достижения абсолютной власти
- Как спастись от жары в городской квартире
- Слова благодарности для учителей: что написать в открытке любимому педагогу?
Реклама
Наши интеллект-карты. Семинар – практикум для педагогов ДОУ «Технология интеллектуальной карты в воспитательно –образовательном процессе с дошкольниками |
БУЛГАКОВА Наталья Александровна старший воспитатель МБДОУ № 8 «Алёнушка» г. Тихорецка Цель: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов через поиск и внедрение наиболее эффективных форм и методов в работе с детьми. Применение в образовательной деятельности метода интеллектуальных карт Тони Бьюзена. Задачи:
Планируемый результат: Заинтересованность педагогов в необходимости применения технологии интеллектуальной картины в вопитательно – образовательном процессе ДОУ. (Педагоги рассаживаются в зале на заранее подготовленные 5 подгрупп) Старший воспитатель: Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я очень рада Вас видеть на сегодняшнем семинаре –практикуме. Сегодня мы с вами будем говорить о новых подходах по организации воспитательно –образовательного процесса с детьми в ДОУ, которых требует современное общество и которые будут давать максимальный положительный результат, но вот о чем именно мы свами постараемся определить вместе. Я предлагаю вашему вниманию для просмотра две открытых образовательных деятельности по познавательному развитию для детей младшего и старшего дошкольного возраста. Вам необходимо внимательно просмотреть их и проанализировать. Обратите внимание на педагогов их активность, применение методов и приемов в работе с детьми, проанализируйте поведение детей: сохранялся ли у них интерес к деятельности на протяжении всего образовательного процесса, какова их была речевая активность. (просмотр образовательной деятельности) Старший воспитатель: уважаемые коллеги! Что вы можете сказать об этих двух образовательных ситуациях? Как на ваш взгляд, удалось ли решить педагогам поставленные задачи? Какова эффективность данных видов деятельности? (Ответы педагогов) Старший воспитатель: В первой образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста по теме «Мальчики и девочки» педагог использовала репродуктивные методы (самостоятельный показ, самостоятельное составление образца рассказа, самостоятельный выбор подвижной и пальчиковой игры) . Максимальная речевая активность педагога, вопросы к детям направлены на получение простых ответов (да, нет) . В качестве заинтересовывающего момента приход двух игрушек –кукол «Кати» и «Вани» , но которыми манипулировала сама, не давая в руки детям. На протяжении всей образовательной деятельности отсутствие наглядности. Быстрое угасание интереса воспитанников к содержанию деятельности. В старшем возрасте образовательная деятельность по теме «Собираемся в поход» была направлена на уточнение и углубление знаний детей о туристической деятельности и конкретно о вещах и предметах, которые могут пригодиться в походе. Педагог начала образовательную деятельность с постановки проблемной ситуации «Как вы думаете, что необходимо людям в походе?» . Здесь на протяжении всей деятельности преобладала речевая активность воспитанников, задаваемые вопросы были направлены на активизацию мыслительных процессов, на установление причино –следственных отношений, умения делать логические выводы и умозаключения. Познавательный интерес детей сохранялся на протяжении всей деятельности. С помощью наглядности выступал индивидуально у каждого ребенка собранный рюкзачок с вещами. (Педагогами делается вывод что поиск новых форм работы с воспитанниками и внедрение их в воспитательно –образовательный процесс позволяет максимально сделать обучение и развитие эффективным и добиваться решения всех поставленных задач. Большую роль с детьми любого дошкольного возраста оказывает использование наглядных методов и приемов) . Старший воспитатель: Уважаемые коллеги! Обратите внимание перед вами лежат (по одному на подгруппу) белые листы бумаги и различные наборы цветных картинок, карточки по определенным темам. Давайте вместе с вами определим как же можно использовать эту наглядность в работе с детьми? (Педагоги рассматривают картинки, формулируют свои предложения: «Приклеить картинки по теме «Овощи» и использовать как обобщающие понятия», «Можно использовать картинки постепенно наклеивая при составлении рассказов» , «Можно делать накопительные карты и постепенно их усложнять доклеивая все новые и новые картинки по теме, возвращаясь к этим картам через определенное время» ) Старший воспитатель: Уважаемые коллеги! А можно ли на одном листе бумаги одновременно разместить картинки нескольких тем? Зачем? И Как? (педагоги пытаются объединить темы «Мой город» , «Транспорт» , «Архитектура» , «Растительный мир» , «Достопримечательности нашего города» на одном листе бумаги. Педагоги делаю вывод, что с помощью объединения различных тем на одном листе бумаги можно создать условия для изучения воспитанниками целых систем, успешно формировать знания по целым областям одновременно и по каждой конкретной теме. Воспитанники учатся самостоятельно логически мыслить, рассуждать, устанавливать причинно –следственные связи.) Старший воспитатель: В соответствии с ФГОС предметно –пространственная среда групп должна быть максимально насыщена макетами, схемами, алгоритмами которая максимально сказывается на познавательном, речевом, социально –коммуникативном развитии. Вся информация изображается в графическом виде на большом формате бумаги. Она отражает смысловые связи, причинно –следственные отношения, ассоциативные связи между понятиями и частями. Основателем представленного метода интеллектуальных карт или картин является Тони Бьюзен в 60-70г. 20 века это английский психолог, известный лектор, писатель, консультант специалист по вопросам развития интеллекта, психологии обучения и проблем мышления. Мыслительная карта (от англ. сл. MindMap) на русский это название можно перевести как умственные или мозговые карты. Встречается также название карты ума, ментальные, интеллектуальные карты – это техника представления любого процесса или события, мысли или идеи в комплексной, систематизируемой графической форме. Карты мышления представляют собой визуальный, целостный образ рассматриваемой проблемы. Другими словами интеллектуальная карта это уникальный и простой метод запоминания и систематизации информации с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей, активизируется память и мышление. Первоначально этот метод использовался узкими специалистами, которые занимались вопросами развития памяти и мышления, затем метод стал распространяться. Относительно недавно он пришел в Российскую педагогику и совсем недавно в дошкольное образование. Благодаря кандидату пед. наук Валентине Михайловне Якименко которая предложила использовать этот метод для развития связной речи. В чем же полезность этих интеллектуальных карт?
Существуют определенные требования к составлению интеллектуальных карт. Для создания используются цветные карандаши, маркеры, картинки, ножницы. Главная идея (рисунки, картинки, изображения) располагается в центре страницы. Для каждого ключевого момента отходят от центра в разные стороны направления. Каждая ветвь имеет свой цвет. Её можно обозначить для старших дошкольников – словом, для младших дошкольников – картинкой схемой, ассоциацией. В процессе изучения могут добавляться новые ветви, картинки и символы в уже изученные темы и наглядность представлена в виде объектов и рисунков.
Старший воспитатель: Уважаемые коллеги! Сейчас я вам предлагаю, каждой подгруппе составить свою интеллектуальную карту и рассказать какие же задачи можно решать и для какого возраста детей данная карта предназначена. (Каждая подгруппа педагогов составляет свою интеллектуальную карту а затем рассказывает какие задачи с помощью нее можно решить) . В заключении нашего семинара –практикума я хочу сделать вывод: От нашего мастерства, уважаемые коллеги, зависит каким «выпорхнет» ребенок из детского сада: и я верю, он будет творческим, любознательным, мыслящим человеком, готовым осознано делать выбор и нести ответственность за него. Все в наших руках! Спасибо за внимание и сотрудничество! Елена Татаурова Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Чайка» Нижнетуринского городского округа ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ В ДОУМАСТЕР-КЛАСС Разработала: воспитатель Е. А. Татаурова Уважаемые коллеги, из моего материала вы сможете узнать, что такое интеллект-карта, как выглядит интеллект-карта, свойства интеллект-карты, чему она учит и что развивает, а также правила ее построения. Я предлагаю вашему вниманию презентацию «Использование интеллект-карт в ДОУ», буклеты, готовые интеллект-карты по временам года, для детей среднего дошкольного возраста и фотоотчет по созданию интеллект-карт с моими детками. Метод интеллект-карт, был создан американским учёным и бизнесменом Тони Бьюзеном. В переводе это "карты ума". В мир дошкольных технологий, интеллект – карты пришли благодаря кандидату педагогических наук В. М. Акименко, который предложил использовать этот метод для развития связной речи у детей. Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого, развиваются как творческие, так и речевые способности детей и активизируется мышление. Полезные свойства интеллект-карт это – наглядность, привлекательность и запоминаемость. Наглядность - обозначенная проблема с многочисленными сторонами оказывается прямо перед вами, ее можно окинуть одним взглядом. Привлекательность - хорошая интеллектуальная карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно. Тони Бьюзен рекомендовал: "Настраивайтесь на создание красивых интеллект-карт". Запоминаемость состоит в том, что благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета, интеллект-карта легко запоминается. К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету». В педагогической практике можно применять интеллект-карты следующим Мастер-класс Общие требования к составлению любой интеллект – кар ты. Для создания карт используются фломастеры, цветные карандаши, маркеры и т. д. Лист располагается горизонтально. Главная идея обводится в центре страницы. Для ее изображения можно использовать рисунки, картинки. Для каждого ключевого момента проводятся расходящиеся от центра ответвления (в любом направлении). Каждая главная ветвь имеет свой цвет. Над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово. Писать надо разборчиво печатными заглавными буквами. Каждая мысль обводится, можно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове. В процессе моделирования добавляются символы и иллюстрации. Последовательность работы при составлении интеллект-карты по закреплению и обобщению материала изученной те мы: 1 вариант: Обозначается тема (фрукты, домашние животные, цветы и. т. п) Дети называют слова-существительные и изображают то, что относится к теме. К каждому существительному подбираются слова-признаки. 2 вариант: К каждому существительному подбираются слова-признаки и слова-действия. Дети по составленной интеллект-карте при любом варианте составляют предложения. В современном мире с большим потоком информации, применение интеллект-карт в непосредственной образовательной деятельности дошкольников, даёт огромные положительные результаты. Использование интеллект-карт позволяет осуществлять интеграцию областей. Мы начали составлять интеллект – карты в средней группе. Сначала это были небольшие по содержанию карты, отражающие одну тему, имеющие в своей структуре только классификацию по каким – либо направлениям. В конце лета, ребята соорудили достаточно сложные интеллект – карты, такие как: круглый год, домашние животные. Благодаря данной работе, происходит развитие детских ассоциаций, пополнение и активизация словарного запаса, формирование значения слова, развитие фантазии. Ребенок, работая с интеллектуальными картами, идет в своем развитии от простых логических операций: сравнение, сопоставление предметов, расположение в пространстве, количественное определение общих и отъемлемых частей к умению анализировать, дифференцировать, делать классификацию предметов. Безусловно, мы планируем продолжать работу с детками в данном направлении. Спасибо за внимание! Публикации по теме: Развиваем интеллект ребенка посредством обогащения словаря Обогащать словарный запас ребенка - значит способствовать количественному накоплению слов, необходимых ребенку для речевого общения с окружающими. Играем в шашки – развиваем интеллект. Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста является актуальной проблемой современного. Огромное количество гаджетов, обилие информации, постоянно развивающиеся технологии заставляют педагогов искать новые формы работы с детьми. Консультация для педагогов ДОУ «Использование вебинаров в работе с родителями (законными представителями) в ДОУ» Все родители хотят самого наилучшего для своего ребенка, но, к сожалению, далеко не все обладают необходимыми для этого психолого-педагогическими. Цель: познакомить педагогов со способами применения метафорических ассоциативных карт в работе педагога - психолога. Задачи: - ознакомить. Цели создания карт могут быть самые различные: запоминание сложного материала, передача информации, прояснение для себя какого-то вопроса. Их можно использовать в большом количестве разнообразных ситуаций: в профессиональной деятельности, в обучении, для индивидуального планирования и т. д. Скачать:Предварительный просмотр:Степанова Лариса Николаевна, старший воспитатель МКДОУ «Детский сад №1», Воронежская обл, Новохоперский р-он. Метод интеллект-карт в образовательном процессе ДОО. Уважаемые коллеги! Представляю опыт работы - по внедрению метода интеллект-карт в образовательный процесс ДОУ. В данном материале вы познакомитесь с информацией:
2.Интеллект-карты "представляют собой внешнюю "фотографию" сложных взаимоотношений наших мыслей в конкретный момент времени". Она отражает связи (смысловые, ассоциативные, причинно-следственные и другие) между понятиями, частями, составляющими проблемы или предметной области, которую мы рассматриваем. Цели создания карт могут быть самые различные: запоминание сложного материала, передача информации, прояснение для себя какого-то вопроса. Их можно использовать в большом количестве разнообразных ситуаций: в профессиональной деятельности, в обучении, для индивидуального планирования и т. д. В связи с этим разрабатываются новые методы развития творческих способностей детей, стимулирующие развитие мышления, коммуникативных навыков и в то же время повышающие устойчивость ребенка к психологическим стрессам за счёт достижений нейропсихологии и применения методик нейропедагогики. 2. Все дело в особенностях нашего мышления. Наше мышление НЕ организовано как текст, линейно. Оно имеет именно такую структуру: ветвящуюся, каждое понятие в нашей голове связано с другими понятиями, эти другие понятия связаны с третьими и так далее до бесконечности. Такая организация материала называется многомерной, радиантной. Именно такая структура наиболее органично отражает наше реальное мышление. Точно также на физическом уровне соединяются нейроны в нашем мозгу: каждый нейрон опутывает сеть дендритов других нейронов, от одного нейрона по цепям связей мы можем перейти к другому нейрону. Как правило, те, кто переходит на использование интеллект-картами, начинают замечать, как много идей образуется в ходе их изображения, часто даже не хватает первоначально отведенного мета под все идеи. 3.Одним из таких эффективных методов развития ребёнка является использование интеллектуальных карт. Интеллект-карты – это не только уникальный и простой метод запоминания информации. Отличительным свойством методики является задействование в процессе усвоения информации обоих полушарий головного мозга, благодаря чему обеспечивается его наиболее эффективная работа и информация сохраняется как в виде целостного образа (эйдетически), так и в словесной форме (ключевые слова). С помощью используемых при построении карт зрительных образов усиливается глубина впечатления, что существенно увеличивает запоминаемость материала (принцип эмоциогенности). При построении интеллект-карт идеи становятся более чёткими и понятными, хорошо усваиваются связи между ними; метод позволяет охватить материал «единым взором», воспринять как единое целое. Карты легко поддаются расширению, мобильности и модернизации, реализуя принцип движения от общего к деталям. Кроме того, их можно легко и быстро повторять, что способствует прочному закреплению материала в памяти. Этот метод был предложен для обучения дошкольников кандидатом педагогических наук, доцентом кафедры специальной педагогики и предметных методик Ставропольского государственного педагогического института Валентиной Михайловной Акименко. Разработан метод интеллект-карт английскими психологами Тони и Барри Бьюзен. Этот метод используется в разных сферах человеческой деятельности, а также и в образовании. Именно поэтому в наш информационный век столь актуальным становится использование интеллект карт в самых различных областях жизни. 4 . Составление интеллект-карты предполагает использование различных графических средств (рисунков, символов, стрелочек, шрифтов). Лист предпочтительно располагать горизонтально: так отводится больше места под рисунок, что позволит его расширять и модернизировать. В центре страницы помещается и графически акцентируется главная идея (например, цель, предмет, название новой темы). С помощью разноцветного выделения из «главной идеи» выводятся линии (ветви), каждая из которых соответствует определённому фрагменту рассматриваемой темы. Каждая ветвь подписывается. Для названия ветви подбирается ключевое слово, наиболее полно соответствующее теме данной ветви. На крупных ветвях помещаются более мелкие, соответствующие рассматриваемым в теме ветви деталям, для их именования также подбираются ключевые слова. Карта может детализироваться настолько, насколько это необходимо для понимания темы. Для этого нужно просто добавлять всё более мелкие веточки к общему «дереву» карты. Именно в этом и заключается движение от общего к частному: в центре находится общее – тема (её сразу видно), а во все стороны от этой ключевой записи идут более мелкие темы и данные по мере уменьшения их общности. Ключевые слова пишутся печатными буквами, разборчиво; размер шрифта подбирается в соответствии с важностью данного ключевого слова. Интеллектуальные карты должны быть обильно снабжены различными рисунками и собственными символами (правое полушарие в своей деятельности ориентируется не на слова, а в основном на образы, пространственные структуры). Различными стрелочками показываются связи между понятиями. Метод интеллектуальных карт полезен в любой сфере жизни, где требуется развивать и совершенствовать интеллектуальные способности личности и решать разнообразные задачи и проблемы, которые ставит перед нами жизнь. Однако его применение особенно эффективно в процессе обучения. Разумеется, педагог сам предварительно составляет интеллектуальные карты по теме занятия, затем в ходе исследования-беседы ребенок открывает или зарисовывает соответствующую картинку или символ для обозначения понятия или представления. Таким образом, ребёнок является активным участником процесса осмысления и создания интеллект-карты, усваивает новый метод познания, который он может перенести на любые другие жизненные ситуации. Необходимо учитывать, что создание интеллект-карт процесс совместного творчества, и для ребенка существенными представлениями являются те, которые зачастую взрослыми не принимаются всерьёз, но они необходимы для эмоционального восприятия изучаемого материала и могут быть добавлены в созданную интеллект-карту. То, что ребенок проделывает самостоятельно, запоминается лучше готового материала. По картам легко запоминать лексику, придумывать предложения и рассказы, мысля радиантно, на основании законов мышления. Метод интеллектуальных карт даёт возможность фокусироваться на теме, проводить целенаправленную работу по формированию и обогащению словаря и развитию связной речи. Связное устное высказывание может состояться при наличии у ребёнка словаря, внутреннего плана высказывания и желания высказаться. Если у ребёнка есть словарь, но нет желания и представления, о чём и как говорить, педагог вынужден будет постоянно побуждать его, стимулировать наводящими вопросами, вызывая мотивацию к устному высказыванию. Если у ребёнка есть мотивация, но нет словаря и плана высказывания, то он будет тянуть руку, вставать, но уже после нескольких слов начнёт молча ждать помощи от взрослого. Формирование связной речи с применением интеллектуальных карт у детей объединяет все три перечисленных фактора: ребёнок видит перед собой зрительные образы, помогающие воспроизведению словаря, план высказывания, отражённого в каждой ветви дерева карты, и у него возникает желание сказать о том, что наглядно и понятно. Интеллектуальные карты помогают структурировать информацию, которую ребёнку предстоит усвоить, разбить её на конкретные образные единицы с последующей организацией их в целостные системы по законам, соответствующим наиболее эффективной работе человеческого мозга. Единицей информации является целостный самостоятельный «чувственный образ», который понятен ребёнку, может быть им осмыслен и легко включён в систему его личного опыта. Важно также отметить роль интеллектуальных карт в соотнесении слова и образа, которое характеризует качественную сторону словарного запаса ребёнка. Процесс усвоения значения слов начинается с соотнесения звучания слова с чувственно воспринятыми свойствами объекта, а овладение их обобщённым значением опирается на обобщение чувственных данных. Только на этой основе впоследствии становится возможным овладение обобщённым значением слов независимо от конкретных ситуаций. Следовательно, чем богаче чувственный опыт, чем многообразнее отражается в восприятии и представлении окружающий мир, тем шире возможность овладения обобщённым значением слов и выше его уровень. Возможность с помощью интеллектуальных карт чувственно познать значительное количество объектов и явлений и их свойств, а также возможность произвести сопоставление усвоенных слов с обозначаемыми объектами расширяет значения и понимание слов. В.М. Акименко указывает, что последовательность лексико-грамматических занятий должна быть выстроена в порядке возрастающей сложности, с постепенным убыванием наглядности и «свёртыванием» плана высказывания (по теории поэтапного формирования умственных действий, разработанной психологом П.Я. Гальпериным). В результате В.М. Акименко предлагает такой порядок работы с применением интеллектуальных карт: 1. Выделение основных (ключевых) понятий по теме. 2. Называние картинок, изображённых на карте для уточнения и закрепления словарного запаса. 3. Составление и распространение предложений по каждой «ветке» дерева. 4. Воспроизведение рассказа по интеллектуальной карте. Наглядность при данном виде работы максимально представлена в виде предметов, объектов, рисунков и порядка действий с ними, наблюдаемыми детьми на карте. План рассказывания соответствует порядку картинок, последовательно выстроенных на каждой ветке дерева справа налево сверху вниз. Наличие модели высказывания помогает успешно составить связное высказывание, а также создаёт предпосылки для работы над творческим рассказыванием. Таким образом наглядность и план высказывания, а также образец рассказа, данный педагогом, обеспечивают полноценное составление рассказа детьми. Но метод интеллект-карт позволяет развивать не только речь, но и различные процессы мышления. Моделирование при помощи интеллект-карт формируют такие универсальные логические действия, как: − анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных); − синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, восполнением недостающих компонентов; − выведение следствий; − установление причинно-следственных связей; − построение логической цепи рассуждений; − доказательство; − выдвижение гипотез и их обоснование. По теме в зависимости от цели НОД подбираются как прилагательные (круглый, красный, гладкий и т.д.), так и глаголы (висит, падает, катится, краснеет, портится, и т.д.), подбираются предметы по аналогии, развиваются процессы анализа и синтеза, умение находить общие признаки (Что еще круглое как яблоко? - Мяч, колесо, монета – Яблоко круглое, как мяч. Что еще красное? Помидор, шарик, огонь, флажок– Шарик красный, как яблоко.), проводится сравнение объектов с нахождением общих и различных признаков с составлением сложно сочиненных и сложно подчиненных предложений (Собака умеет прыгать, и кошка умеет прыгать. Кошка умеет мяукать, а собака лаять. Собака друг человека, потому что помогает ему.), определение признаков предметов и составление описательного рассказа о предмете на основе интеллект карты по лексической теме. В заключение можно сделать вывод о том, что применение интеллектуальных карт в процессе обучения способствует познавательному и речевому развитию ребёнка. В условиях реализации ФГОС использование интеллект-карты позволяет осуществлять интеграцию областей: коммуникация, познание и социализация. Методика является очень эффективной, так как на всех этапах работы предусматривается опора на наглядность и моделирование, что способствует развитию восприятия, памяти, мышления, воображения, творческих способностей, словаря, грамматического строя и планирующей функции речи. В результате применения интеллектуальных карт ребёнок учится не только усваивать информацию, но и оперативно с ней работать. Тем и ценен этот метод, что является универсальным способом познания окружающего мира и знаний, накопленных человеком, формирует преемственность между детским садом и школой. Источники: 1. Акименко В.М. Применение интеллектуальных карт в процессе обучения дошкольников/Журнал Начальная школа, вып.7/12 2. Бьюзен, Т. Супермышление / Тони и Барри Бьюзен. – Минск, 2008. 3. Сохина, Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста / Ф.А. Сохина. – М., 1984. 4. Швайко, Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи / Г.С. Швайко. – М., 1983. Приложение 1. Приведем фрагмент из книги Тони Бьюзена «Супермышление», в котором описывается технология рисования интеллект-карт. Законы интеллект-карт разделяются на законы содержания и оформления и законы структуры. Законы содержания и оформления 1. Используйте эмфазу
Разработка современных диаграмм связей принадлежит британскому писателю и психологу Тони Бьюзену и относится к концу 80-х годов прошлого века. Однако это только официальное утверждение метода. Известно, что еще в древности были попытки схематического изображения информации. Интеллект-карта – пример легкого и эффективного приема в образовательном процессе, который требует минимум усилий и времени, но дает максимально положительный результат. Скачать:Предварительный просмотр:Вы помните, в каком виде нам задавали изучать информацию в школе? Книги с листами сплошного текста, логические списки и пошаговые алгоритмы действий должны были помочь нам приобрести новые знания, но не вызывали особого энтузиазма. Сложные предметы приходилось заучивать. Длинные простыни текста никак не хотели умещаться в голове. Все буквы, слова и абзацы сливались воедино, и взгляду не было за что зацепиться. Хотя линейная запись информации в виде сплошного текста с логичной разметкой и замечательно подходит для написания литературы и составления всякого рода списков, это не самый лучший инструмент для наглядного структурирования информации и развития креативного мышления. И вот тут нам и нашим детям помогут ментальные карты. Ментальные карты – это чудесный инструмент для визуализации практически любой информации. Принцип построения карты схож с формой нашего мышления и основан на ассоциативных связях между объектами и принципе естественной иерархии. Вот 5 интересных вариантов использования ментальных карт, которые подойдут для детей: 1. Упростить учебу Покажите ребенку, как с помощью ментальных карт можно превратить главу из учебника в интересный и, главное, понятный и логичный рисунок или схему. Вместе с ребенком выделите главное из раздела учебника и перенесите информацию в логически связанную ментальную карту. Таким образом, вся информация станет не только наглядной и понятной, но её также будет легко запомнить. 2. Ставить цели и планировать неделю Ментальные карты могут стать мощным инструментом для того, чтобы привить ребенку привычку ставить цели и планировать свое время. Вместо списка ежедневных дел и обязанностей, ребенок может оформить свои планы в забавную интеллект-карту. Как правило, дети очень легко учатся работать с ментальными картами, а само создание интеллект-карт становится для них увлекательной игрой. 3. Планировать проекты и управлять ими Способность разбить сложный проект на простые и понятные составляющие – очень ценное умение для каждого человека. Предложите ребенку самому спланировать какое-то событие в его жизни, например, прогулку или день рождения, с помощью ментальной карты. Пусть он с вашей помощью распишет мероприятие на составные части – кто будет участвовать, какие будут игры, что будет входить в меню и так далее. Со временем, он научится самостоятельно планировать и более сложные и ответственные проекты. 4. Работа с воспоминаниями После поездки на море, веселого праздника, дня рождения или посещения любимой бабушки сядьте со своим ребенком и зафиксируйте свои воспоминания на бумаге с помощью ментальной карты. Это может быть коллаж из фотографий, рисунков, вырезок из газет, проездных билетиков и природных материалов. Это может быть просто карта ассоциаций и воспоминаний. Творческая фиксация воспоминаний помогает детям разобраться со своими эмоциями и ценностями. Такое занятие прекрасно подойдет детям в качестве простого ознакомления с ментальными картами. 5. Для самых маленьких Дошкольнику совершенно не обязательно знать всю суть и философию создания ментальных карт. Знакомить своего четырехлетнего ребенка с mind mapping, начиная с комплексных явлений – не самая удачная идея. Малышам нравится участвовать в процессе, и хочется, чтобы процесс был динамичный и веселый. Майкл Типпер советует начать знакомство ребенка, с ментальными картами выбирая для начала самые простые понятия, знакомые ребенку, и организовывать элементы в основные категории. Например, выберите ферму и помогите ребенку придумать, что находится на ферме – сараи, животные, люди, машины. Это хороший способ изучать времена года, описывать разные характеристики объектов и так далее. Это поможет ребенку начать видеть связи между объектами и явлениями, а также превращать все это в логическую интеллектуальную систему. Наш мозг мыслит нелинейно, иногда огромный поток информации сбивает его с толку, и сложно что-либо запомнить. Тони Бьюзен — известный писатель, психолог и эксперт в области проблем, связанных с обучением, придумал занимательную штуку, которая помогает спланировать дела, истребить хаос в мыслях, помочь выучить нудный параграф по истории и много других полезных вещей. Она называется интеллект-карта, или Mind map. В переводе последнее означает «карта ума». Почему это работает?Информация, поданная текстом-простыней с добавлением таблиц и графиков пугает своим объемом. Это тяжелая нагрузка, и мы сразу понимаем, что запомнить ее — адский труд. Мысли пролетают в голове человека постоянно, но их ход неравномерен. Иногда они сбиваются и натыкаются друг на друга. Интеллект-карта же дает возможность структурировать данные, привести мысли в порядок. Выделяйте главное и от него поэтапно расписывайте (рисуйте) детали. Строить карту начинайте с мозгового штурма. Берите лист бумаги и карандаш и зарисовывайте все, что придет в голову. Единственное, что важно, здесь «танцевать» нужно от главного, которое должно «обрасти» деталями. Сейчас вы работаете в черновике и можете не бояться, что пока в ваших записях мало логики. Позже вы перенесете это на другой лист, где информация будет более структурирована. В будущем это поможет вам в запоминании и воспроизведении данных. Создание собственной интеллект-картыЛучше всего концепция создания карт ума изложена в книге «Научите себя думать». Это издание уже вошло в рейтинг 1000 великих книг нашего века. Работа с визуальным потоком:
Игра в ассоциации:
Как делать карту понятной:
Для того чтобы понять принцип создания интеллект-карты, достаточно представить себе дерево. Есть ствол и корни — это главная идея. Дальше идут толстые ветки, потом более тонкие. Использование mind mapping в процессе учебыКак использовать технологии интеллектуальных карт в обучении? Ведь понятно, что это отличный способ сделать нудный параграф 3Д-схемой! В образовательном процессе интеллект-карты станут отличным подспорьем.
Интеллектуальные карты в ДОУА как насчет самых маленьких? Ведь mind mapping должен однозначно привлечь ребенка своей яркостью и живостью образов. Впервые использовать технологию интеллектуальных карт в развитии малышей предложил кандидат психологических наук Акименко. Он предложил применять их в области развитии речи дошкольников. Четырехлетних детей можно включить в процесс игры с интеллектуальными картами. Детям понравится участие в создании карты. При этом процесс не должен стать нудным. Малышам должно быть весело, иначе они быстро заскучают. Для начала выбирайте самые простые понятия, с которыми ребенок давно знаком. Пример интеллектуальной карты: предложите нарисовать ферму. В центре поместите жилье для животных, специальные машины для их обслуживания. По краям - самих жителей фермы. Второй пример интеллектуальной карты. Можно учить с детишками времена года, описывать разные характеристики явлений и предметов. Это учит ребенка видеть причинно-следственные связи. Карта — отличный тренажер для развития логики. Как работать с mind map родителямЕще один пример, как должна выглядеть интеллектуальная карта для ребенка. После любого значимого в жизни малыша события - поездки на дачу или море, а также посещения родственников, вы можете создать с крохой mind map. Простой способ нужен для ознакомления крохи с ее основами. В центре опишите или нарисуйте событие. По краям располагайте детали, приятные воспоминания, навыки, которые приобрел малыш. Для работы используйте маленькие фото, вырезки из журналов, детских рисунков, газет. Сохраняйте билеты, ищите небольшие природные материалы, которые можно использовать в работе. При работе с интеллект-картами для дошкольников посредством ассоциаций малыши учатся более широко выражать свои мысли, развивается фантазия, пополняется словарный запас. Ребенок учится основе анализа с помощью простых логических операций. Разбирается, как сравнивать предметы, делать самостоятельные выводы, классифицировать. Можно придумать множество игр с интеллектуальными картами. Педагог Ушинский в своих трудах говорил об этом. Он говорил, что если целенаправленно учить маленького ребенка пяти разным понятиям, то вы не скоро добьетесь результата, но если эти понятия связать со знакомыми крохе картинками, то он очень быстро поразит вас результатом. Интеллектуальные карты для дошкольников эффективны при подготовке к дальнейшему обучению. Принципы рисования картНе забывайте, что в процессе создания карты лист должен всегда располагаться горизонтально. Посередине изобразите идею или проблему. Первые, самые толстые ветки — под-идеи. Здесь должны быть ключевые понятия, ассоциации для быстрого запоминания. Не бойтесь использовать вещи, которые понятны только вам! Ведь наш мозг в ассоциативном мышлении абсолютно индивидуален! От первого уровня пойдет второй. Если нужно, то нарисуйте и третий ярус.
Использование на практикеС помощью карты можно собрать данные о предмете, который требует изучения. Информацию проще рассортировать на определенные блоки:
Практическое применение: нудный реферат замените красочной презентацией - и вы получите аплодисменты от слушателей. Лайфхак для студентов. Нудную лекцию можете записать на диктофон, а в процессе прослушивания того, что рассказывает профессор, рисуйте! Так вы усвоите в три раза больше информации и точно не уснете на лекции. В каких сферах еще можно применитьОни нужны везде, где нужно увеличить скорость мыслительного процесса, оптимизировать его и разбить на блоки, большой объем информации, дабы не утонуть в этом море.
Недостаток интеллект-картЕсли она создается для принятия решений, то у людей, которые по своей природе логики, может случиться ступор на одном из моментов. Создатель концепции предлагает записывать во время мозгового штурма все идеи, которые приходят в голову, даже если они иррациональны. Для этого нужно использовать интуицию. Что делать людям, которые постоянно анализируют и не могут расслабиться? Есть решение: записывайте все варианты, какими бы странными они ни казались, а в ветвь следующего уровня вписывайте последствия всех решений. Так людям с логическим типом мышления будет проще видеть полную картину. Сервисы для интеллект-картРисунки от руки в такой работе предпочтительнее, но есть люди, которым претит мысль об этом. Для них разработано множество программ для создания графических изображений на компьютере. Они имеют отличие в интерфейсе, дизайне, у некоторых есть возможность подключить To-do List. Есть платные и бесплатные версии. Обратите внимание на сервис MindMeister. Его можно совместить с планировщиком Meistertask. Сервис бесплатный, но есть PRO-пакеты, которые дают большой спектр разных услуг. Ваши данные будут находиться на облаке, и вы можете не беспокоиться, что важная информация исчезнет или потеряется. Используя пароль, можно зайти и работать над картами с любого компьютера и любой точки земного шара. Интерфейс сервиса жизнерадостный, настраивает на позитив. Разработчики предлагают много красочных шаблонов. Для создания интеллект-карт не нужны особые художественные навыки. Специалисты все же рекомендуют создавать их самостоятельно, рисуя изображение от руки. Создание интеллектуальных карт в программах может быть, так как многие привыкли держать информацию на цифровых носителях. Для некоторых людей смартфон или планшет стал верным другом и второй памятью. Что же, творить самостоятельно или использовать программы и шаблоны, уже нарисованные дизайнерами, решать вам. |
Читайте: |
---|
Популярное:
Новое
- К чему снится клещ впившийся в ногу
- Гадание на воске: значение фигур и толкование
- Тату мотыль. Татуировка мотылек. Общее значение татуировки
- Что подарить ребёнку на Новый год
- Как празднуют день святого Патрика: традиции и атрибуты День святого патрика что
- Как научиться мыслить лучше Я не умею быстро соображать
- Эти признаки помогут распознать маньяка Существует три способа достижения абсолютной власти
- Как спастись от жары в городской квартире
- Слова благодарности для учителей: что написать в открытке любимому педагогу?
- Слова благодарности для учителей: что написать в открытке любимому педагогу?