Главная - Эмоции
Портрет персонажа в произведении гоголя страшная месть. «Страшная месть», анализ повести Гоголя

В рамках проекта "Гоголь. 200 лет" РИА Новости представляет краткое содержание произведения "Страшная месть" Николая Васильевича Гоголя - второй повести из второй части цикла "Вечера на хуторе близ Диканьки".

Праздновал некогда в Киеве есаул Горобец свадьбу сына, на кою съехалось множество народу, и в числе прочих названый брат есаула Данило Бурульбаш с молодой женой, красавицей Катериною, и годовалым сыном. Только старый Катеринин отец, недавно вернувшийся после двадцатилетней отлучки, не приехал с ними. УЖ все плясало, когда вынес есаул две чудных иконы благословить молодых. Тут открылся в толпе колдун и исчез, устрашившись образов.

Возвращается ночью Днепром Данило с домочадцами на хутор. Испугана Катерина, но не колдуна опасается муж ее, а ляхов, что собираются отрезать путь к запорожцам, о том и думает, проплывая мимо старого колдунова замка и кладбища с костями его дедов. Однако ж на кладбище шатаются кресты и, один другого страшнее, являются мертвецы, тянущие кости свои к самому месяцу.

Утешая пробудившегося сына, добирается до хаты пан Данило. Невелика его хата, не поместительна и для семейства его и для десяти отборных молодцов. Наутро затеялась ссора меж Данилою и хмурым, вздорным тестем его. Дошло до сабель, а там и до мушкетов. Ранен Данило, но, кабы не мольбы и упреки Катерины, кстати помянувшей малого сына, и дальше бы дрался он. Примирились козаки. Рассказывает вскоре Катерина мужу смутный сон свой, будто отец ее и есть страшный колдун, а Данило бранит бусурманские привычки тестя, подозревая в нем нехристя, однако ж более волнуют его ляхи, о коих вновь предупреждал его Горобец.

После обеда, во время которого тесть брезгает и галушками, и свининой, и горелкою, к вечеру уходит Данило разведать вокруг старого колдунова замка. Забравшись на дуб, чтоб взглянуть в окошко, он видит колдовскую комнату, невесть чем освещенную, с чудным оружием по стенам и мелькающими нетопырями. Вошедший тесть принимается ворожить, и весь облик его меняется: уж он колдун в поганом турецком облачении. Он вызывает душу Катерины, грозит ей и требует, чтоб Катерина полюбила его. Не уступает душа, и, потрясенный открывшимся, Данило возвращается домой, будит Катерину и рассказывает ей все. Катерина отрекается от отца-богоотступника.

В подвале Данилы, в железных цепях сидит колдун, горит бесовский его замок; не за колдовство, а за сговор с ляхами назавтра ждет его казнь. Но, обещая начать праведную жизнь, удалиться в пещеры, постом и молитвою умилостивить Бога, просит колдун Катерину отпустить его и спасти тем его душу. Страшась своего поступка, выпускает его Катерина, но скрывает правду от мужа. Чуя гибель свою, просит жену опечаленный Данило беречь сына.

Как и предвиделось, несметною тучей набегают ляхи, зажигают хаты и угоняют скот. Храбро бьется пан Данило, но пуля показавшегося на горе колдуна настигает его. И хоть скачет Горобец на помощь, неутешна Катерина. Разбиты ляхи, бушует чудный Днепр, и, бесстрашно правя челном, приплывает к своим развалинам колдун. В землянке творит он заклинания, но не душа Катерины является ему, а кто-то незваный; хоть не страшен он, а наводит ужас. Катерина, живя у Горобца, видит прежние сны и трепещет за сына. Пробудившись в хате, окруженной недремлющими стражами, она обнаруживает его мертвым и сходит с ума. Меж тем с Запада скачет исполинский всадник с младенцем, на вороном коне. Глаза его закрыты. Он въехал на Карпаты и здесь остановился.

Безумная Катерина всюду ищет отца своего, чтоб убить его. Приезжает некий гость, спросив Данилу, оплакивает его, хочет видеть Катерину, говорит с ней долго о муже и, кажется, вводит ее в разум. Но когда заговаривает о том, что Данило в случае смерти просил его взять себе Катерину, она узнает отца и кидается к нему с ножом. Колдун сам убивает дочь свою.

За Киевом же «показалось неслыханное чудо»: «вдруг стало видимо далеко во все концы света» — и Крым, и болотный Сиваш, и земля Галичская, и Карпатские горы с исполинским всадником на вершинах. Колдун, бывший среди народа, в страхе бежит, ибо узнал во всаднике незваное лицо, явившееся ему во время ворожбы. Ночные ужасы преследуют колдуна, и он поворачивает к Киеву, к святым местам. Там он убивает святого схимника, не взявшегося молиться о столь неслыханном грешнике. Теперь же, куда бы ни правил он коня, движется он к Карпатским горам. Тут открыл недвижный всадник свои очи и засмеялся. И умер колдун, и, мертвый, увидел поднявшихся мертвецов от Киева, от Карпат, от земли Галичской, и брошен был всадником в пропасть, и мертвецы вонзили в него зубы. Еще один, всех выше и страшнее, хотел подняться из земли и тряс ее нещадно, но не мог встать.

Кончается быль сия старинной и чудной песней старца бандуриста в городе Глухове. Поется в ней о войне короля Степана с турчином и братьях, козаках Иване и Петре. Иван поймал турецкого пашу и царскую награду поделил с братом. Но завистливый Петр столкнул Ивана с младенцем-сыном в пропасть и забрал все добро себе. После смерти Петра Бог позволил Ивану самому выбрать казнь для брата. И тот проклял все его потомство и предрек, что последним в роде его будет небывалый злодей, и, как придет ему конец, явится Иван из провала на коне и низвергнет его самого в пропасть, и все его деды потянутся из разных концов земли грызть его, а Петро не сможет подняться и будет грызть самого себя, желая отомстить и не умея отомстить. Подивился Бог жестокости казни, но решил, что быть по тому.

Материал предоставлен интернет-порталом briefly.ru, составитель Е. В. Харитонова

Произведение Николая Васильевича Гоголя «Страшная месть» изобилует фольклорными элементами. Эта повесть — одна из самых мрачных во всем цикле «Вечеров». Главному герою Данило Бурульбашу придётся столкнуться с ужасным родовым проклятием.

Гоголь «Страшная месть» – краткое содержание

Действие происходит на свадьбе сына Есаула Горобеца. На это торжество съехалось куча народу, среди прочих приглашенных и Данило Бурульбаш со своей красавицей-женой Катериной. По заведенному обычаю в дом, где проходит свадьба, есаул вносит святые образа. Внезапно народ в толпе замечает, как один из гостей превращается в безобразного старика и тут же исчезает. Старые казаки, бывшие на свадьбе, все как один утверждают, что исчезнувший старик — знаменитый колдун и его появление не сулит ничего хорошего.

Возвращаясь из Киева после свадьбы по Днепру, Бурульбаш с ватагой казаков видит развалины старого полуразрушенного замка, рядом с которыми расположено кладбище. И тут глазам путников открывается жуткая картина: из могил поднимаются мертвецы, пронзительно вопя: «Душно мне». Потрясенные казаки пытаются быстрее покинуть проклятое место, а Данило погружается в невеселые мысли — два плохих предзнаменования за прошедшие дни гнетут его. Приезд отца Катерины, угрюмого и жестокосердного человека, не добавляет поводов для веселья.

Приехав на хутор, Данило ссорится с тестем, когда тот в грубых выражениях спрашивает молодых, почему же они так поздно вернулись домой. Ссора доходит до точки кипения, оба казака выхватывают сабли и с минуты на минуту между ними разгорится бой. Только благодаря уговорам Катерины удаётся предотвратить поединок.

На следующий день молодой казак удивлен поведением тестя за столом, тот не ест галушек и свинины. Вечером Бурульбаш видит, как в полуразрушенном замке, стоящем на другом берегу реки, в одной из комнат зажигается свет. Терзаемый любопытством, молодой казак вместе с другом отправляется узнать, что случилось в замке. Они замечают, как в ту же сторону направляется и тесть.

Взобравшись на дерево, видит Данило чудную картину, как тесть превращается в колдуна, что недавно видывали на свадьбе у знакомых. С помощью заклинания вызывает он дух Катерины, а тот обвиняет чародея в убийстве матери. Потрясенный происходящим, Бурульбаш спешит к себе домой, чтобы рассказать жене о случившемся, но оказывается, она все это видела ночью во сне. Данило, убедившись в том, что его тесть якшается с нечистой силой, приказывает бросить его в подвал, и ждет колдуна неминуемая казнь.

На следующий день добросердечная Катерина, поддавшись уговорам отца, выпускает его из тюрьмы и сама тотчас падает в обморок от нахлынувшей дурноты.

Тем временем, на Малороссию нападают поляки, и Бурульбаш чувствует приближение скорой смерти, однако готов прийти на помощь родной земле. В кровопролитном сражении казаки побеждают поляков, а Данило в пылу сражения застрелен взявшимся невесть откуда тестем-чародеем.

После смерти мужа, убитая горем, Катерина живет в доме есаула Горобца, и каждую ночь ей снятся жуткие сны, в которых отец грозится убить её сына. В одну из ночей она действительно находит в колыбельке убитого младенца. От пережитого ужаса молодая женщина сходит с ума, необузданно пляшет с кинжалом, выкрикивая в адрес своего родителя проклятия. Насилу её удаётся успокоить, но теперь всем ясно — девушка тронулось умом. Изо дня в день ходит она с потухшим взором по дубраве и распевает грустные песни. В один из дней приходит к ней в горницу статный молодой человек, представившийся близким другом погибшего мужа. На некоторое время к Катерине возвращается разум и понимает она, что перед ней её отец. В гневе женщина бросается с ножом на чародея, однако злодей убивает родную дочь.
Тем временем киевский люд видит чудную картину — небеса развезлись и с Карпатских гор едет огромный богатырь, а рядом с ним паж-младенец. Чародей, замечая все это, в ужасе седлает коня и едет к киевскому монаху, уговаривая отмолить грехи. Схимник отвечает отказом и тогда душегуб в бессильной злобе убивает его. Движимый неодолимой силой, конь колдуна несет своего хозяина обратно к Карпатским горам.

Чародей видит перед собой богатыря из ночных кошмаров. Витязь берет его своей рукой и бросает в пропасть, а следом за колдуном устремляются и мертвецы. Появляется и самый большой мертвец, но он не в силах встать из могилы.
В заключение читатель узнает о двух братьях, Петре и Иване, которые долгое время жили душа в душу. Но случилось так, что Иван пленил знатного турка, а выкуп поделил поровну с братом. Но скупость Петра не имела предела, и он убил брата вместе с его сыном, а деньги забрал себе. Представ перед Богом, просит Иван на род брата наложить проклятие. Последний из их рода будет запятнан с головы до пят кровью жертв, и тогда свершится месть, появится Иван и низвергнет злодея в пропасть.

Аудиокнига «Страшная месть», слушать онлайн

СТРАШНАЯ МЕСТЬ

Повесть (1832)

Колдун (отец, брат Копрян, Антихрист) — герой, соединивший в себе негативные черты всех отрицательных персонажей цикла «Вечеров». Колдун — первая гоголевская попытка изобразить Антихриста. В этой попытке Гоголь опирался на новеллистический опыт немецких романтиков (алхимик в «Бокале» Л. Тика, детоубийца в его же «Чарах любви») и их русских эпигонов (образ демонического злодея Бруно фон Эйзена в повести А. А. Бестужева (Марлинского) «Замок Эйзен», 1827). В финале повести образ К. получает «мифологическое» истолкование в духе все того же Л. Тика (новелла «Пиетро Апоне») и народной космогонии сектантов-богумилов; «немецкий» образ главного героя-злодея вплетен в стилистический узор украинского песенного фольклора.

Нечто сомнительное присутствует в облике К. изначально. После долгих лет странствий вернувшись оттуда, «где и церквей нет», он живет в семье дочери Катерины и ее мужа-запорожца Данилы Бурульбаша. Бродяжничество — знак безродности; без-родность — атрибут демонизма. К. курит заморскую люльку, не ест галушек, свинины, предпочитает им «жидовскую лапшу». То, что он не пьет горилки, окончательно убеждает Бурульбаша, что тесть, «кажется, и во Христа не верует».

К., при живом муже, пытается управлять дочерью — и даже пытается убить зятя на поединке; когда целует Катерину, странным блеском горят его глаза. Намек на инцест, беззаконную страсть отца к дочери, прозрачен; окончательно он проясняется в кошмарном сне Катерины. Ей снится, что отец и есть тот самый казак-оборотень, которого они с мужем видели на киевской свадьбе есаула Горобца (этим эпизодом повесть начинается): когда молодых благословляли иконами от схимника старца Варфоломея, имеющими особую «защитительную силу», у этого казака нос вырос на сторону, очи вместо карих стали зелеными, губы посинели, как у черта, а сам он из молодого преобразился в старика, так что все в ужасе закричали: К. снова вернулся! Во сне К. пытается соблазнить Катерину: «Ты посмотри на меня, <...> я хорош <...> Я буду тебе славным мужем...» Экспозиция завершена: сюжет завязан.

Но, оказывается, Катерина, пробудившись, помнит далеко не все, что видела ее душа в царстве сна. Следующей ночью пан Данило прокрадывается в старинный замок на темной стороне Днепра, где ляхи (в мире «Вечеров» поляки всегда Заодно с дьяволом) собираются строить крепость на пути запорожцев; сквозь окно он видит отца-колдуна, меняющего свой облик, точь-в-точь как менял его «киевский» казак-оборотень. На К. чудная шапка с «грамотою не на польском и не русском» (т. е. с «каббалистическими» знаками еврейского алфавита или арабско-мусульман-ской вязью; и то и другое одинаково нехорошо); в комнате летают нетопыри, вместо образов на стенах — «страшные лица». Сквозь прозрачные слои «астрального» света (голубой, бледно-золотой, затем розовый) проходит фигура, белая, как облако, — это душа спящей Катерины. Данило узнает то, что не сможет вспомнить его жена после пробуждения: отец некогда зарезал ее мать; Катериной он пытается «заместить» убитую супругу. Наутро Бурульбаш с ужасом говорит Катерине, что через нее породнился с антихристовым племенем; увы, он прав, но еще не догадывается, какую цену придется заплатить за это родство.

Сюжет о К. движется к своей кульминации. По прошествии, времени отец-антихрист оказывается в темнице, в цепях; за тайный сговор с католиками его ждет котел с кипящей водой или сдирание кожи. Колдовские чары бессильны против стен, выстроенных некогда «святым схимником». (Символический образ «схимника», наделенного молитвенной властью над темными силами, постоянно возникает в повестях цикла.) Но Катерина, поддавшись лживым уговорам К. (который молит даровать время для искупления грехов — «ради несчастной матери»!), выпускает отца из темницы. И хотя Данило Бурульбаш решает, что чародей сам выскользнул из цепей, «идеологическая измена» жены мужу уже совершилась; хотя отец и не получает власти над телом дочери, его власть над ее душою пересиливает мужнину власть. А значит, некое бестелесное «антихристово» обладание ее волей все-таки совершается. Ложная кульминация предвещает скорую развязку сюжетной линии Бурульбаша.
Пускай отец и не замещает его на супружеском ложе, но зато «вытесняет» его из жизни.

«Отступничество» Катерины вносит порчу в запорожский мир, нарушает его внутреннее единство: на Украине больше нет порядка, нет «головы»; Данило, давно уже предчувствующий близкую смерть, гибнет в битве с ляхами. Однако и К. не может торжествовать победу: тризна, которую совершают казаки над Бурульбашем, как бы восстанавливает утраченное было единство. Жертвенной кровью мужа смывается грех жены — и сквозь облака на «антихриста» смотрит уже чудный лик «дивной головы». Загадка этого образа разъяснится в эпилоге. Пока же К. пытается довершить начатое злодейское дело; является в снах Катерине, вместе с младенцем перебравшейся в Киев, к есаулу Горобцу; К. угрожает дочери убить ее сына, если не выйдет за отца замуж — и в конце концов убивает невинное дитя. Такова вторая кульминация.

«Настойчивость» К. объясняется не столько его греховным любострастием, сколько глобальной «антихристовой» целью: до конца завладев дочерью, мистически разрушить естественные связи, царящие в мире. Разрушив их, можно до конца погубить и без того ослабленное казачье братство, православное воинство; ибо покуда Украина держит оборону от «ляхов» — зло не может торжествовать на земле. Но чем ближе К. к поставленной цели, тем ближе он и к собственной погибели. Вновь на страницах повести возникает загадочный «внесюжетный» образ: всадник-богатырь нечеловеческого роста, скачущий в Карпаты на вороном коне и засыпающий на вершине горы. Этот образ источает непонятную пока угрозу для К., который под видом «брата Копря-на» в красном жупане, напоминающем о «красной свитке» черта в «Сорочинской ярмарке», является в Киев, к обезумевшей Катерине, чтобы обманом увезти ее.

Но безумие лишь обостряет духовную чуткость дочери; ее душа, действующая отныне помимо ее разума, опознает своего мучителя; кровь мужа и сына окончательно искупает преступную слабость Катерины; целостность мира восстановлена; пришествие антихриста пока не состоялось. К. обречен; в момент второй кульминации его сюжетная линия проходит стадию развязки.

Теперь К. ничто не поможет; даже убийство «святого схимника», отказавшегося отмаливать душу страшного грешника, выглядит скорее жестом отчаяния, чем знаком всесилия. (Хотя само по себе, да еще вблизи «святых мест» Киева, это убийство свидетельствует о запредельной мистической силе «антихриста».) Куда бы К. ни направил коня, он скачет в одном-единст-венном направлении: к карпатским горам, где ждет его Великий Всадник, чтобы убить и бросить телесно ожившую душу в пропасть, где зубы мертвецов вечно будут грызть К.

К. умирает «вмиг» и тут же открывает после смерти очи, не воскресая при этом. То же происходит и с сюжетом повести: он завершается, исчерпывает себя (наказание соразмерно преступлениям), и тут же продолжается дальше. Этот «оживший сюжет» наконец-то расшифровывает мифологическую подоплеку легендарных событий; становится понятна и причина ненависти «антихриста» к православному братству, заединству, и патологическое влечение к дочери. К. — последний мужчина в роду, начало которому положил Иуда-Петро, изменивший великому побратимству из зависти к славе и убивший Ивана, с которым у них было «все пополам». За это Иван выпросил у Бога, чтобы последний в роду Петро был такой злодей, какого еще не бывало на свете, и чтобы он, Иван, бросил этого злодея в пропасть, где мертвецы грызут друг друга, и веселился, глядя на его муки. Бог соглашается, но «обрекает» Ивана сидеть «вечно на коне своем», наслаждаясь страшной местью, но не имея царствия небесного. (Лунный отблеск этой одинокой фигуры ложится на фигуру Пон-тия Пилата в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»; Ю. Н. Тынянов указал на сюжетно-смысловую проекцию образов повести в «Хозяйке» Ф. М. Достоевского.)

Зло наказано; добро не торжествует. Герои мифа, венчающего легенду о К., «старинную быль» — такое жанровое определение было дано повести при первой публикации, — связывают воедино апокрифическую версию библейского сюжета о Каине и Авеле с богумильской космогонией, в которой апостол Петр часто отождествляется с Иудой, а апостол Иоанн Богослов (неотделимый от Иоанна Предтечи) — с самим Богом. Все это наложено на фон немецкой романтической традиции, от «Разбойников» Шиллера до новеллы Л. Тика «Пиетро Апоне». В этом мифологическом «отростке» сюжета К. из главного героя мгновенно превращается во второстепенного персонажа, косвенного участника сюжета, у которого нет и не может быть развязки.

Праздновал некогда в Киеве есаул Горобец свадьбу сына, на кою съехалось множество народу, и в числе прочих названый брат есаула Данило Бурульбаш с молодой женой, красавицей Катериною, и годовалым сыном. Только старый Катеринин отец, недавно вернувшийся после двадцатилетней отлучки, не приехал с ними. Уж все плясало, когда вынес есаул две чудных иконы благословить молодых. Тут открылся в толпе колдун и исчез, устрашившись образов.

Возвращается ночью Днепром Данило с домочадцами на хутор. Испугана Катерина, но не колдуна опасается муж ее, а ляхов, что собираются отрезать путь к запорожцам, о том и думает, проплывая мимо старого колдунова замка и кладбища с костями его дедов. Однако ж на кладбище шатаются кресты и, один другого страшнее, являются мертвецы, тянущие кости свои к самому месяцу. Утешая пробудившегося сына, добирается до хаты пан Данило. Невелика его хата, не поместительна и для семейства его и для десяти отборных молодцов. Наутро затеялась ссора меж Данилою и хмурым, вздорным тестем его. Дошло до сабель, а там и до мушкетов. Ранен Данило, но, кабы не мольбы и упрёки Катерины, кстати помянувшей малого сына, и дальше бы дрался он. Примирились козаки. Рассказывает вскоре Катерина мужу смутный сон свой, будто отец ее и есть страшный колдун, а Данило бранит бусурманские привычки тестя, подозревая в нем нехристя, однако ж более волнуют его ляхи, о коих вновь предупреждал его Горобец.

После обеда, во время которого тесть брезгает и галушками, и свининой, и горелкою, к вечеру уходит Данило разведать вокруг старого колдунова замка. Забравшись на дуб, чтоб взглянуть в окошко, он видит колдовскую комнату, невесть чем освещённую, с чудным оружием по стенам и мелькающими нетопырями. Вошедший тесть принимается ворожить, и весь облик его меняется: уж он колдун в поганом турецком облачении. Он вызывает душу Катерины, грозит ей и требует, чтоб Катерина полюбила его. Не уступает душа, и, потрясённый открывшимся, Данило возвращается домой, будит Катерину и рассказывает ей все. Катерина отрекается от отца-богоотступника. В подвале Данилы, в железных цепях сидит колдун, горит бесовский его замок; не за колдовство, а за сговор с ляхами назавтра ждёт его казнь. Но, обещая начать праведную жизнь, удалиться в пещеры, постом и молитвою умилостивить Бога, просит колдун Катерину отпустить его и спасти тем его душу. Страшась своего поступка, выпускает его Катерина, но скрывает правду от мужа. Чуя гибель свою, просит жену опечаленный Данило беречь сына.

Как и предвиделось, несметною тучей набегают ляхи, зажигают хаты и угоняют скот. Храбро бьётся пан Данило, но пуля показавшегося на горе колдуна настигает его. И хоть скачет Горобец на помощь, неутешна Катерина. Разбиты ляхи, бушует чудный Днепр, и, бесстрашно правя чёлном, приплывает к своим развалинам колдун. В землянке творит он заклинания, но не душа Катерины является ему, а кто-то незваный; хоть не страшен он, а наводит ужас. Катерина, живя у Горобца, видит прежние сны и трепещет за сына. Пробудившись в хате, окружённой недремлющими стражами, она обнаруживает его мёртвым и сходит с ума. Меж тем с Запада скачет исполинский всадник с младенцем, на вороном коне. Глаза его закрыты. Он въехал на Карпаты и здесь остановился.

Безумная Катерина всюду ищет отца своего, чтоб убить его. Приезжает некий гость, спросив Данилу, оплакивает его, хочет видеть Катерину, говорит с ней долго о муже и, кажется, вводит ее в разум. Но когда заговаривает о том, что Данило в случае смерти просил его взять себе Катерину, она узнает отца и кидается к нему с ножом. Колдун сам убивает дочь свою.

За Киевом же «показалось неслыханное чудо»: «вдруг стало видимо далеко во все концы света» - и Крым, и болотный Сиваш, и земля Галичская, и Карпатские горы с исполинским всадником на вершинах. Колдун, бывший среди народа, в страхе бежит, ибо узнал во всаднике незваное лицо, явившееся ему во время ворожбы. Ночные ужасы преследуют колдуна, и он поворачивает к Киеву, к святым местам. Там он убивает святого схимника, не взявшегося молиться о столь неслыханном грешнике. Теперь же, куда бы ни правил он коня, движется он к Карпатским горам. Тут открыл недвижный всадник свои очи и засмеялся. И умер колдун, и, мёртвый, увидел поднявшихся мертвецов от Киева, от Карпат, от земли Галичской, и брошен был всадником в пропасть, и мертвецы вонзили в него зубы. Ещё один, всех выше и страшнее, хотел подняться из земли и тряс ее нещадно, но не мог встать.

Кончается быль сия старинной и чудной песней старца бандуриста в городе Глухове. Поётся в ней о войне короля Степана с турчином и братьях, козаках Иване и Петре. Иван поймал турецкого пашу и царскую награду поделил с братом. Но завистливый Петр столкнул Ивана с младенцем-сыном в пропасть и забрал все добро себе. После смерти Петра Бог позволил Ивану самому выбрать казнь для брата. И тот проклял все его потомство и предрёк, что последним в роде его будет небывалый злодей, и, как придёт ему конец, явится Иван из провала на коне и низвергнет его самого в пропасть, и все его деды потянутся из разных концов земли грызть его, а Петро не сможет подняться и будет грызть самого себя, желая отомстить и не умея отомстить. Подивился Бог жестокости казни, но решил, что быть по тому.

Надеемся, что вам понравилось краткое содержание рассказа Страшная месть. Будем рады, если вы прочтете эту книгу полностью.

Есаул Горобець празднует свадьбу сына. Среди гостей находится побратим есаула Данило Бурульбаш с женой Катериной. В разгар веселья есаул берет иконы, чтобы благословить молодых. Вдруг один из гостей превращается в уродливого старика. Все гости сильно испугались. Но есаул выходит вперед с иконами и прогоняет колдуна.

II

Поздней ночью по Днепру плывет лодка, в ней возвращается домой чета Бурульбашей. Катерина встревожена, ее беспокоит появление колдуна. Лодка как раз проплывает мимо старого замка, в котором и живет старик. Он расположен напротив дома Бурульбаша. Возле замка виднеется кладбище.

Вдруг раздается жуткий стон, из могилы один за другим появляются мертвецы. Катерина испугана, даже гребцы в лодке от страха потеряли шапки. Только Данило ничего не боится и успокаивает жену. Гребцы налегают на весла, вскоре ужасное место остается позади.

III

На следующее утро Данило ссорится с отцом Катерины. Бурульбашу не нравится тесть. Он ведет себя не как казак и христианин. Мужчины хватаются за сабли и долго бьются, затем берутся за мушкеты. Пуля Бурульбаша проходит мимо, а старику удается ранить зятя в руку. Тогда Бурульбаш снимает со стены пистолет. Катерина бросается к мужу и умоляет его остановиться ради годовалого сына. Данило остывает. Он даже просит прощения у старика, но тот не желает мириться.

IV

Катерина рассказывает мужу свой сон: ее отец и есть тот страшный колдун. Вечером Данило замечает, что в одном из окон черного замка горит свет. Он отправляется посмотреть, что там происходит. Бурульбаш видит, что к реке спускается отец Катерины. Данило следит за ним. Старик отвязывает лодку и плывет к замку. Бурульбаш подбирается к логову колдуна, но попасть внутрь не может. Тогда Данило залезает на дуб и заглядывает в окно.

Он видит, как тесть входит в комнату и превращается в уродливого старика. Чародей вызывает душу Катерины. Она упрекает отца в убийстве матери. Колдун требует, чтобы дочь стала его женой. Душа девушки с возмущением отказывается.

V

Утром Катерина вновь рассказывает мужу сон, но Данило объясняет ей, что это было на самом деле. Он жалеет, что женился на отродье антихриста. Катерина плачет и упрекает мужа в жестокосердии: ведь она не выбирала родителей. Бурульбаш смягчается и обещает, что никогда ее не бросит. Катерина отказывается от отца и клянется, что не будет иметь с таким ужасным грешником ничего общего.

VI

Колдун сидит в подвале дома Бурульбаша, закованный в цепи. Его схватили за сговор с ляхами, а замок сожгли. Завтра колдуна должны казнить. Выбраться из подвала он не может, поскольку это бывшая келья святого схимника.

Мимо проходит Катерина. Колдун умоляет дочь выслушать его. Он заслужил казнь, но сейчас думает о спасении души. Коварный чернокнижник просит Катерину его выпустить и клянется, что уйдет в монастырь. Катерина верит старику и выпускает его. Только теперь женщина в ужасе осознает, что натворила. Катерина падает без чувств.

VII

Женщина боится, что муж ее убьет, если узнает об освобождении отца. Данило подтверждает эти опасения. Он говорит, что нет такой кары, которая достойна подобного проступка. Но Бурульбаш считает, что колдун сбежал при помощи своих чар. В подвале вместо него находят старый пень в оковах.

VIII

В придорожной корчме пируют ляхи вместе со своим ксендзом. Пьют, играют в карты, сквернословят, пляшут и безобразничают, насмехаются над корчмарем. В пьяных разговорах слышны упоминания о хуторе Бурульбаша и его красавице-жене. Недоброе, судя по всему, задумали эти ляхи.

IX

Бурульбаша одолевают нехорошие предчувствия, словно где-то рядом ходит его смерть. Вбегает казак Стецько и сообщает, что напали ляхи. Долго идет бой, много врагов порубили казаки. Внезапно Бурульбаш видит отца жены, который целится в него из мушкета. Данило бросается к противнику, но падает, сраженный пулей. Колдун скрывается из виду. Катерина горько причитает над телом мужа. Вдали клубится пыль – это спешит на помощь есаул Горобець.

X

Чародей теперь живет в землянке. Он мрачен – много ляхов убито, остальных взяли в плен. Колдун достает горшок с зельем и начинает вызывать душу Катерины. Под действием чар появляется белое облако, а в нем возникает незнакомое лицо. Колдуна охватывает ужас. Он опрокидывает горшок, и тогда видение исчезает.

XI

Катерина с сыном поселяется у есаула. Но и там она не может найти покой. Женщина снова видит сон, в котором колдун грозится убить ребенка, если Катерина не станет его женой. Есаул успокаивает встревоженную мать, он не пустит в свой дом колдуна. На ночь все устраиваются в одной комнате, под дверью спят казаки. Но Катерина просыпается с криком и бежит к колыбели. В ней лежит мертвый ребенок.

XII

В Карпатах появляется огромный всадник, одетый в латы. С пикой и саблей на боку едет он на коне через горы. Но глаза богатыря закрыты, а за его спиной – спящий ребенок. Вот всходит богатырь на самую высокую гору в Карпатах и останавливается на ее вершине. Облака укрывают его от людских глаз.

XIII

Катерина сходит с ума. Свою старую няню она называет ведьмой. Ей кажется, что сын спит, а мужа похоронили живым. Потом женщина принимается танцевать и поет безумные песни.

К есаулу приезжает гость. Он утверждает, что дружил с мужем Катерины, хочет видеть вдову. Ей гость рассказывает о походах с Данилой, и Катерина слушает мужчину вполне разумно. Но когда гость говорит, что Бурульбаш наказал ему жениться на Катерине, если он погибнет, женщина узнает отца. Катерина бросается на него с ножом. Колдуну удается вырвать у дочери оружие, убить ее, а затем скрыться.

XIV

За Киевом случается диво: вдруг стало видно все далеко-далеко до Карпат. А на самой высокой горе появляется рыцарь верхом на коне. Колдун в ужасе узнает лицо, которое он видел во время ворожбы. В панике он мчится к святым местам.

XV

Старик-схимник сидит в своей келье перед лампадкой. Вдруг к нему врывается колдун и умоляет помолиться, но схимник отказывается. В книге, откуда он читает молитвы, буквы налились кровью.

В гневе колдун убивает схимника и бросается прочь. Он намерен ехать в Крым к татарам, но оказывается на пути к Карпатам. Как бы ни старался колдун свернуть в другую сторону, он все дальше продвигается к горам, пока перед ним не появляется рыцарь на вершине.

Богатырь хватает колдуна и бросает того в глубокий провал. Тотчас сбегаются мертвецы и начинают грызть тело чародея. Самый большой мертвец хочет подняться из земли, но не может этого сделать. От его безуспешных попыток сотрясается земля.

XVI

В Глухове бандурист развлекает народ. Он рассказывает о том, как в давние времена жили два брата – Иван и Петро. Все у них было поровну: и горе, и радость. Однажды король объявил, что нужно захватить турецкого пашу. Кто его возьмет в плен, получит большую награду. Разъехались братья попытать счастья в разные стороны.

Вскоре Иван привел пашу и получил награду. Он тут же разделил ее с братом, но Петро затаил на Ивана злобу. Когда родственники проезжали мимо глубокой пропасти, Петро столкнул брата вниз вместе с конем и маленьким сыном, который ехал в его седле. Так он завладел всем богатством.

Бог предложил Ивану назначить своему брату кару. Иван попросил, чтобы никто из потомков Петра не был счастлив. Чтобы жили они величайшими грешниками, а после смерти терпели страшные муки. А когда последний в их роду умрет, Иван низвергнет его в бездну. Предки этого грешника восстанут из могил, а затем будут вечно грызть тело своего родственника.

Бог согласился со страшной местью, но Ивану приказал стоять на горе и смотреть на свою кару. Так и случилось. Вечно стоит на горе рыцарь и смотрит вниз, где мертвецы грызут мертвеца.



 


Читайте:



Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Михалков Сергей Владимирович Праздник Непослушания Сергей Владимирович Михалков Праздник Непослушания Повесть-сказка "Праздник Непослушания" -...

Почвенный покров южной америки

Почвенный покров южной америки

Страница 1 В отличие от Северной Америки, где изменения в растительном покрове зависят в значительной степени от изменений температурных условий,...

Расправленные крылья - музыкальная пауза Порядок описания Московской операции

Расправленные крылья - музыкальная пауза Порядок описания Московской операции

Ситуация на фронте весной 1942 года, планы сторон, немецкое наступление летом 1942 года, начало Сталинградской битвы, немецкий оккупационный режим,...

Cобытия Второй мировой войны

Cобытия Второй мировой войны

Вторая мировая война считается самой крупной в истории человечества. Она началась и закончилась 2 сентября 1945 года. За это время в ней приняло...

feed-image RSS