Главная - Эмоции
Урок по литературному чтению "Основная мысль рассказа В.Ю. Драгунского «Тайное становится явным»

Инесса Колушкина
Библиотечный урок-викторина по произведениям Виктора Юзефовича Драгунского. Внеклассное чтение в 4–6 классах

Внеклассное чтение , как способ формирования гармонично развитой личности

Библиотечный урок- викторина по произведениям Виктора Юзефовича Драгунского

ЦЕЛЬ :

1. Познакомить детей с творчеством В. Ю. Драгунского .

2. Отметить литературный юбилей 2013 года – 100 лет со дня рождения писателя В. Ю. Драгунского (30. 11. 1913 – 06. 05. 1972) .

3. Развивать у учащихся память и зоркость к чтению , интерес к детской литературе.

ЧИТАТЕЛЬСКОЕ НАЗНАЧЕНИЕ :

Дети младшего школьного возраста 4 – 6 классы

ОБОРУДОВАНИЕ И ДОКУМЕНТЫ

1. Компьютер. Детские презентации

2. Литературная викторина

Время проведения : 2 урока по 45 минут

Условия проведения :

1. Команда из каждого класса (7 человек)

2. Конкурс на лучшую презентацию по творчеству В. Ю. Драгунского (до 10 слайдов) . Защита презентации.

3. Конкурс на лучшее прочтение отрывка из рассказов Драгунского (1)

4. Домашнее задание. Эссе. Почему я люблю рассказы Драгунского (2)

5. Литературная викторина .

6. Угадай из какого рассказа этот отрывок.

Конкурс «Угадай из какого рассказа этот отрывок»

1. «Я стоял и смотрел, как он ест. Сам маленький, а сарделька толще его шеи. Он держал эту сардельку руками и ел прямо целой, не разрезал, и шкурка трещала и лопалась, когда он её кусал, и оттуда брызгал горячий пахучий сок. И я не выдержал и сказал тёте Кате : - Дайте мне, пожалуйста, тоже сардельку, поскорее! И тетя Катя сразу протянула мне мисочку. И я очень торопился, чтобы Мишка без меня не успел съесть свою сардельку : мне одному не было бы так вкусно. И вот я тоже взял свою сардельку, руками я тоже, не чистя, стал грызть её, и из неё брызгал горячий падучий сок. И мы с Мишкой так грызли на пару, и обжигались, я смотрели друг на дружку, и улыбались». Ответ : рассказ

2. Интересно, какая у него борода? Неужели растет прямо из шеи, как я видел на картинке? А трубка какая? Кривая или прямая? А кортик - именной или простой? Капитанов дальнего плавания часто награждают именными кортиками за проявленную смелость. Конечно, ведь они во время своих рейсов каждый день наскакивают на айсберги, или встречают огромных китов и белых медведей, или спасают людей с терпящих бедствие кораблей.

Ответ : рассказ .

3. И он хорошо играл, громко, мне очень понравилось. Но вдруг он в одном месте сбился. У него остановились пальцы. Валерка немножко покраснел, но опять зашевелил пальцами, как будто дал им разбежаться; но пальцы добежали до какого-то места и опять остановились, ну просто как будто споткнулись. Валерка стал совсем красный и снова стал разбегаться, но теперь его пальцы бежали как-то боязливо, как будто знали, что они все равно опять споткнутся, и я уже готов был лопнуть от злости, но в это время на том самом месте, где Валерка два раза спотыкался, его бабушка вдруг вытянула шею, вся подалась вперед и запела : Серебрятся волны….»

Ответ : Смерть шпиона Гадюкина.

4. Я лежал в темноте с открытыми глазами. В окошко ничего не было видно, только чуть виднелась одна ветка. Она была похожа на верблюда, как будто он стоит на задних лапах и служит. Я поставил одеяло козырьком перед глазами, чтобы не видеть верблюда, и стал повторять таблицу умножения на семь, от этого я всегда быстро засыпаю. И верно : не успел я дойти до семью семь, как у меня в голове все закачалось, и я почти уснул, но в это время в углу за ширмой собака, которая, наверно, тоже не спала, опять зарычала. Да как! В сто раз страшнее, чем в первый раз. У меня даже внутри что-то екнуло. Но я все-таки закричал на нее :

Тубо! Лежать! Спать сейчас же.

Ответ : Расскажите мне про Сингапур.

5. Тут выбежал другой мальчик и стал в него целиться из пистолета. Я сразу схватил доску да как трахну по стулу изо всех сил. А на стуле сидела какая-то неизвестная кошка. Она закричала диким голосом, потому что я попал ей по хвосту. Выстрела не получилось, зато кошка поскакала на сцену. А мальчик в черном костюме бросился на бородатого и стал душить. Кошка носилась между ними. Пока мальчики боролись, у бородатого отвалилась борода. Кошка решила, что это мышь, схватила ее и убежала. А мальчик как только увидел, что он остался без бороды, так сразу лег на пол – как будто умер.

Ответ : «Смерть шпиона Гадюкина» .

6. И мы увидели, как в широкой степи, недалеко от леса, сидели красные солдаты, как они пели песни и танцевали под гармонь. Один солдат спал на солнышке, и недалеко от него паслись красивые кони… И веял легкий ветерок, и бежала чистая речка, а бородатый солдат у маленького костерка рассказывал сказку про Жар-птицу. И в это время, откуда не возьмись, появились белые офицеры, их было очень много, и они начали стрелять, и красные стали падать, и защищаться, но тех было гораздо больше… И красный пулеметчик стал отстреливаться, но он увидел, что у него мало патронов, и заскрипел зубами, и заплакал. Ответ «Сражение у Чистой речки» .

7. Я стал тереть. Я тер изо всех сил и в некоторых местах даже протирал кожу. Но мне все равно было очень трудно, потому что курица вдруг словно оживела и начала вертеться у меня в руках, скользить и каждую секунду норовила выскочить.

Ответ : «Куриный бульон» .

8. Один раз я сидел, сидел и ни с того ни с сего вдруг такое придумал, что даже сам удивился. Я надумал, что вот как хорошо было бы, если бы все вокруг на свете было устроено наоборот. Ну вот, например, чтобы дети были во всех делах главные, и взрослые должны бы были их во всем слушаться. В общем, чтобы взрослые были как дети, а дети как взрослые. Вот это было бы замечательно, очень бы было интересно. Ответ «…Бы»

9. Я открыл коробочку и сперва ничего не увидел, а потом увидел маленький светло-зелёный огонёк, как будто где-то далеко-далеко от меня горела крошечная звёздочка, и в то же время я сам держал её сейчас в руках.

Ответ : «Он живой, и он светится…»

10. И я, непонятно почему, вдруг опять чихнул изо всех сил, с каким-то даже подвыванием чихнул, вот так : - Апчхи-уу! Ефросинья Петровна как услышала этот вой, так закричала ещё тише и слабей :

Грабят. И видно, сама подумала, что если грабят, так это ерунда, не страшно. А вот если. И тут она довольно громко завопила : - Режут!

Вот какое враньё! Кто её режет? И за что? И чем? Разве можно по ночам кричать неправду? Поэтому я решил, что пора кончать это дело, и раз она всё равно не спит, мне надо вылезать. И всё подо мной загремело, особенно корыто, ведь я в темноте не вижу. Грохот стоит дьявольский, а Ефросинья Петровна уже слегка помешалась и кричит какие-то странные слова : - Грабаул! Караулят!

Ответ : «ДВАДЦАТЬ ЛЕТ ПОД КРОВАТЬЮ» .

11. У твоих штанов такой скверный характер, что они нарочно целыми днями подстерегают каждый гвоздик, цепляются за него и потом рвутся специально для того, чтобы позлить твою маму. Вот какие коварные штаны!

Ответ : «ПОДЗОРНАЯ ТРУБА»

12. А я выскочил и по стене шарю, где тут выключатель, и нашел вместо выключателя ключ, и обрадовался, что это дверь. Я повернул ключ, но оказалось, что я открыл дверь от шкафа, и я тут же перевалился через порог этой двери, и стою, и тычусь в разные стороны, и только слышу, мне на голову разное барахло падает.

Ответ : «ДВАДЦАТЬ ЛЕТ ПОД КРОВАТЬЮ» .

13.. На голове у этого дяденьки была шляпа. А на шляпе каша. Она лежала почти в середине шляпы, в ямочке, и немножко по краям, где лента, и немножко за воротником, и на плечах, и на левой брючине. Он как вошёл, сразу стал заикаться.

Ответ : «ТАЙНОЕ СТАНОВИТСЯ ЯВНЫМ»

14. Тут в зале прямо завизжали от смеха, и я увидел в толпе, какое несчастное лицо у Андрюшки, а ещё увидел, что Люся, вся красная и растрёпанная, пробивается к нам сквозь толпу. А Мишка стоит открытым ртом, как будто сам на себя удивляется. Ну, а я, пока суд да дело, докрикиваю :

Где это видано, где это слыхано,-

Папа решает, а Вася сдаёт!

Тут уж началось что-то ужасное. Все хохотали как зарезанные, а Машка из зелёного стал фиолетовым. Наша Люся схватила его за руку и утащила к себе. Она кричала :

Дениска, пой один? Не подводи. Музыка! И. Ответ : «Где это видано, где это слыхано» .

15. На голове у этого дяденьки была шляпа. А на шляпе наша каша. Она лежала почти в середине шляпы, в ямочке, и немножко по краям, где лента, и немножко за воротником, и на плечах, и на левой брючине. Ответ : «Тайное становится явным»

16. - Эх, Кораблев, Кораблев, - грустно и как-то безнадежно сказала Елизавета Николаевна. - Ну что ты, как попка, затвердил : «Прозрачно небо, прозрачно небо» . Заладил. А ведь в этих двух словах скрыто огромное содержание. В этих двух, как бы ничего не значащих словах Пушкин рассказал нам, что количество выпадающих осадков в этом районе весьма незначительно, благодаря чему мы и можем наблюдать безоблачное небо. Теперь ты понимаешь, какова сила пушкинского таланта? Давай дальше. Ответ : Тиха украинская ночь.

17. Она стояла на шаре. И потом вдруг побежала, как будто захотела спрыгнуть с него, но шар завертелся под ее ногами, и она на нем вот так, как будто бежала, а на самом деле ехала вокруг арены. Я таких девочек никогда не видел. Все они были обыкновенные, а эта какая-то особенная. Она бегала по шару своими маленькими ножками, как по ровному полу, и голубой шар вез ее на себе : она могла ехать на нем и прямо, и назад, и налево, и куда хочешь! Она весело смеялась, когда так бегала, как будто плыла, и я подумал, что она, наверно, и есть Дюймовочка, такая она была маленькая, милая и необыкновенная. Ответ : «Девочка на шаре» .

2 Конкурс для лидеров :

1. Как звали дочь Драгунского ? Ответ : Ксения

2. Имя Дениска было выбрано не случайно? Ответ : так звали сына Драгунского .

3. Драгунский часто получал письма от юных читателей и всегда старался ответить на них. Каждое своё послание он заканчивал девизом. Какие три слова он писал? Ответ : "ДРУЖБА!ВЕРНОСТЬ! ЧЕСТЬ!”

3 Конкурс «Литературная викторина » :

1. Сколько было мальчишек и девчонок в Денискином 1 «В» классе ? Ответ : 15 мальчиков, 25 девочек. (Рыцари)

2. В какой кружок ходил 1 «В» класс ? Ответ : «Умелые ручки» .

3. Кто были руководителями в кружке «Умелые ручки» ? Ответ : восьмиклассники Толя и Володя .

4. Назовите первую учительницу Дениски? Ответ : Раиса Ивановна.

5. Как звали учителя пения Дениса? Ответ : Борис Сергеевич

6. Какая фамилия у Дениса? Ответ : Кораблев.

7. Как стал рыцарем Дениска? Ответ : Он слил 2 вина в банку из под компота и сдал пустые бутылки, и на 20 копеек купил маме конфет. (Рыцари)

8. Какого цвета глаза у Денискиной мамы? Ответ : зеленого

9. Лучший друг Дениса? Ответ : Миша Слонов.

10. Какой кинофильм пошел смотреть 1 «А» , «Б» , «В» класс ? Ответ : Алые звезды. (Сражение у чистой речки)

11. Как дети помогли красному пулеметчику? Ответ : открыли стрельбу из пистолетов и пугачей.

12. Кого хотели купить Дениска и Мишка в Живой уголок школы? Ответ : белых мышей и моллинезий, но мыши закончились, а рыбки кусались (стоили полтора рубля штука) . (Живой уголок)

13. Какой вес надо было иметь, чтобы выиграть годовую подписку на журнал «Мурзилка» ? Ответ : 25 кг. (Ровно 25 кило)

14. Как Дениска стал похитителем собак? Ответ : его попросили посмотреть за собакой Чапкой. Он ее запер, а сам пошел на речку с Ванькой Дыховым. По дороге встретил Чапку (подумал – сбежала, поймал, отнес опять домой. Опять пошел на речку и встретил опять Чапку, опять поймал и отнес домой. В итоге у него оказалось целых три одинаковых собаки. (Похититель собак)

15. Какая порода была у Чапки? Ответ : скотчтерьеры.

16. Что сделал Дениска, когда узнал, что капля никотина убивает лошадь? Ответ : он обрезал папины папиросы «Казбек» и вложил в портсигар одни фильтры. (Одна капля убивает лощадь)

17. Как Дениска с папой варили курицу? Ответ : сперва подстригали волосы на курице, потом решили опалить ее огнем, сожгли ее, мыли мылом, загнали под шкаф, помыли и бросили в кастрюлю. (Куриный бульон)

18. Назовите как Алена, Мишка и Дениска называли шишки? Ответ : Алена – сыски, Миша - хыхки, Денис – фыфки. (Заколдованная буква)

19. Куда улетела шляпа гроссмейстера? Ответ : в пруд и спланировала на лебедя. (шляпа гроссмейстера)

20. Как снял Денис шляпу с лебедя? Ответ : Он приманил птиц хлебными крошками, лебедь тоже приплыл и тоже толкался среди птиц, нагибался и шляпа слетела.

21. Какое место по плаванию в стиле баттерфляй занял Дениска? Ответ : третье место.

22. Кто еще занял третье место в стиле баттерфляй? Ответ : Мишка, Толька, Кимка и все-все.

23. У кого в колхозе гостил Дениска? Ответ : у дедушки Вали.

24. С какой попытки прыгнул Дениска с вышки? Ответ : с третьей попытки.

25. Кем мечтал стать Дениска? Ответ : астрономом, капитаном дальнего плавания, начальником станции метро, художником, рисующим на асфальте белые полоски для машин, отважным путешественником вроде Алена Бамбара, боксером.

26. Почему Дениска не захотел заменить боксерскую «грушу» своим старым Мишкой? Ответ : он вспомнил, как не расставался с ним : кормил, спал, укачивал, рассказывал сказки, любил его всей душой. «Мой бывший самый лучший друг, а я хочу тренировать об него силу удара… Просто я никогда не буду боксером»

27. Как звали одноклассника , который заикался? Ответ : Петька Горбушкин. (Независимый Горбушка)

28. Как звали писателя, который пришел в Денискин класс ? Ответ : Иван Владиславович.

29. Какое слово по-английски выучил Павля за 2 месяца? Ответ : Пит.

30. Стихи какого писателя не выучил Денис? Ответ : Некрасова.

31. По версии Дениса, как называется главная река Америки? Ответ : Миси-писи.

32. Какой подарок на день рождение больше всех понравился Мишке? Ответ : гусиное горло от Дениски.

33. Какие птицы покорили сердце Дениса? Ответ : белые амадины.

34. Как звали канарейку, которая победила на конкурсе певчих кенарей? Ответ : Лимончик.

35. Как звали Денискину учительницу географии? Ответ : Елизавета Николаевна. (Тиха украинская ночь)

36. Какое любимое стихотворение у Мишки? Ответ : «На севере диком стоит одиноко на голой вершине сосна…» (Тиха украинская ночь)

37. Что предложил Дениска папе, чтобы он мог узнавать свой дом и подъезд? Ответ : повесить мамин портрет. (Здоровая мысль)

38. Какая мама самая красивая в Денискином классе ? Ответ : Денискина мама.

39. Какого животного в зоопарке больше всего любил Денискин папа? Ответ : слона. (Слон и радио)

40. Как звали слона в зоопарке? Ответ : Шанго Махмудович.

41. Что Дениска показал слону? Ответ : транзисторный радиоприемник.

42. Что устроил слон возле своего вольера? Ответ : Физзарядку с населением.

43. На что променял слон радиоприемник? Ответ : на веники.

44. Почему Денис Кораблев из рассказа «Главные реки» , не выучил уроки ? Ответ : запускал змея.

45. Что было у Мишки в коробочке от спичек? («Он живой и светится» ) Ответ : светлячок

46. Какую букву не выговаривали Аленка, Мишка и Дениска? («Заколдованная буква» ) Ответ : буква «Ш» .

47. Чем закончилось выступление «Пионерского Сатирикона» ? («Где это видано, где это слыхано» ) Ответ : Я даже плохо помню, что было дальше. Было похоже на землетрясение. И я думал, что вот сейчас провалюсь совсем под земно, а вокруг все просто падали от смеха - и няни, и учителя, все, все

48. На что Мишка поменял самосвал? Ответ : на светлячка («Он живой и светится…» )

49. Какую кашу так и не смог съесть Дениска в одном из рассказов? Ответ : манную («Тайное становиться явным» )

50. Что Дениска положил в манную кашу? Ответ : сахар, потом налил кипятка, потом положил хрен. (Тайное становится явным)

51. Что обещала Дениске мама, если он съест кашу? Ответ : прогулку в Кремль. (Тайное становится явным) .

52. Как звали девочку – эквилибристку на шаре? Ответ : Таня Воронцова (Девочка на шаре) .

Рассказ «20 лет под кроватью»

53. У кого под кроватью спрятался Дениска? Ответ : у Ефросиньи Павловны.

54. Что кричала Ефросинья Павловна, когда Дениска начал чихать под кроватью? Ответ : караул, грабят, режут!

55. Кто вызволил Дениску от Ефросиньи Павловны? Ответ : папа.

56. Куда забрался Дениска от испуга в темноте? Ответ : в шкаф.

57. Что было на нем, когда он вышел из шкафа? Ответ : два платья и две шляпки.

Рассказ «Подзорная труба» .

58. Почему мама ругалась, зашивая штаны Дениски? Ответ : ей постоянно приходилось зашивать Денискины штаны.

59. Какое средство придумал папа, чтобы Дениска не рвал штаны? Ответ : подзорную трубу.

60. Кто, по мнению папы, должен был изобрести подзорную трубу? Ответ : мама

61. Какие вещи папа достал для сооружения подзорной трубы? Ответ : маленькое зеркальце, магнит, несколько гвоздочков, пуговицу.

62. Какого цвета была труба? Ответ : синего

63. Для чего мама смастерила трубу? Ответ : присматривать за Дениской.

64. Какая жизнь наступила для Дениски с появлением подзорной трубы, по его же мнению? Ответ : кислая

65. Зачем Денис ходил на Чистые пруды? Ответ : ловить головастиков

66. Что искал Денис, когда наткнулся на подзорную трубу? Ответ : футбольную камеру

67. Что понял Денис после тщательного осмотра подзорной трубы? Ответ : родители его обманули.

68. Что сделал Денис, когда обнаружил обман своих родителей с подзорной трубой? Ответ : затеял срочную драку со всеми, за что был бит, но настроение было отличное.

69. Почему Денису стало так хорошо и свободно на душе? Ответ : за ним никто не следил.

Рассказ «Смерть шпиона Гадюкина»

70. Куда положил Дениска велосипедный звонок? («Смерть шпиона Гадюкина» ) Ответ : в карман

71. Как называлась пьеса, которую поставили и сочинили ребята из 4 класса ? Ответ : «Собаке – собачья смерть» .

72. Как звали октябрятскую вожатую? Ответ : Люся

73. По чему попал доской Дениска вместо стула? Ответ : по неизвестной кошке.

74. Что кошка утащила со сцены? Ответ : бороду

75. Как позвонил телефон? Ответ : «Динь-динь-динь» , - сказал Дениска

76. Какие стихи прочитал Мишка на концерте? Ответ :

Пройдут года, наступит старость!

Морщины вскочут на лице!

Желаю творческих успехов!

«Расскажите мне про Сингапур»

77. Как зовут двоюродного дядю Дениски, который живет на севере? Ответ : Харитон Васильевич .

78. Чем поклялся дядя Дениски, что не обижается? Ответ : именным кортиком. (Расскажите мне про Сингапур)

79. Как назвал папа Дениску? Ответ : 100 грамм веснушек (Расскажите мне про Сингапур)

80. Как звали собаку из рассказа В. Драгунского «Расскажите мне про Сингапур» . Ответ : Тубо

81. Кем по профессии был дядя Дениски из рассказа «Расскажите мне про Сингапур» . (Расскажите мне про Сингапур) Ответ : капитан дальнего плавания.

«Как я гостил у дяди Миши»

1. Почему Дениска в неделю имел несколько выходных дней?

Ответ : Многие учителя болели

2. Чем болели Денискины учителя? Ответ : Аппендицит, ангина, грипп

3. Где живёт дядя Миша? Ответ : В Ленинграде

4. Двоюродный брат Дениса. Ответ : Димка

5. Чем угостил Дима приехавшего к нему в гости Дениса?

Ответ : Пельменями

6. Почему, когда Денис с дядей приехали домой, Димка не был в

школе? Ответ : Ждал приезда отца с братом

7. Куда Димка повёл брата в Ленинграде в первую очередь? Ответ : На Неву

8. Кого напоминал Дениске памятник Пушкина? Ответ : Десятиклассника

9. Где Димка с Денисом перекусили и чем? Ответ : В кафе пирожками

10. Куда отправились мальчишки на второй день? Ответ : В Эрмитаж

11. Куда дядя Миша возил братьев? Ответ : В Царское Село

12. Почему папа назвал Дениску тетерей? Ответ : Он не взял адрес у Иры Родиной

«Денискины рассказы : Арбузный переулок»

13. Сколько лет Дениске? Ответ : скоро 9 лет.

14. Почему Дениска не любил манную кашу и молочную лапшу? Ответ : из-за пенок

15. Кого папа назвал фон барон Кутькин-Путькин? Ответ : Дениску

16. Сколько лет было папе Дениски, когда немцы рвались к Москве? Ответ : 11-12 лет

17. О каком продукте рассказал папа сыну из своего военного детства? Ответ : об арбузе.

18. Почему голодному мальчишке достался просто так арбуз? Ответ : арбуз упал и раскололся.

19. С кем поделился Денискин папа арбузом? Ответ : с другом Валькой.

20. Что снилось голодным ребятишкам во время войны? Ответ : хлеб и арбузы.

21. Зачем друзья постоянно ходили в арбузный переулок? Ответ : надеялись, что будут разгружать арбузы.

22. Как повлияла история из детства папы на Дениску? Ответ : он без разговоров съел молочную кашу.

Урок внеклассного чтения В. Драгунский «Он живой и светится», «Тайное всегда становится явным»
Цель: познакомить с биографией В. Драгунского, его некоторыми произведениями из книги «Денискины рассказы», развивать память, мышление, логику, речь учащихся, умение работать с текстом; воспитывать нравственные качества.
Ход урока:
I. Организационное начало урока.
Всем, всем - добрый день!
Прочь с дороги, злая лень!
Не мешай учиться,
Не мешай трудиться!
Ну, ребята, чур, молчок!
Начинается урок.
Приготовьте свои ушки и глазки,
Чтобы они могли всё видеть,
Слышать и запоминать.

II Из биографии писателя (слайды 2-10)

Виктор Юзефович Драгунский (1913-1972 гг.)(слайд 2)


Родился 17 ноября 1913 года в Нью-Йорке в семье эмигрантов из Белоруссии. Родители вскоре вернулись на родину в Белоруссию и обосновались в г. Гомеле.(слайд 3)


Детство и юность Виктора Драгунского пришлись на трудные годы. В 16 лет юноше, мечтавшему о театре, пришлось пойти работать. Он трудился на заводе, шил конскую сбрую в шорной мастерской, перевозил пассажиров на лодке через Москву-реку. Но актером он все-таки стал и не без успеха играл на сцене. Сначала в Московском театре транспорта (сейчас - Театр имени Н.В. Гоголя), потом в Театре сатиры, цирке, Театре-студии киноактера. (слайд 4)


А в 1935 году Виктор Юзефович стал актёром Театра транспорта. Виктор Юзефович обладал прекрасным чувством юмора. Драгунский писал фельетоны, пародии, веселые сценки для эстрады и цирка, песни. (слайд 5)


Но больше всего Драгунскому нравилось выступать перед детьми и наблюдать за их реакцией.
Он даже ушёл из театра, чтобы работать в цирке рыжим клоуном. (слайд 6)


Писателю и выдумывать-то ничего не приходилось. Отец в этих рассказах - это сам Виктор Юзефович, а Дениска – это его сын. (слайды 7-8)



С его Дениской Кораблевым юные читатели познакомились впервые в 1959 г. И с тех пор за Виктором Драгунским прочно закрепилось звание детского писателя.



Самые разные случаи происходили с главным героем Драгунского: и с вышки в воду он прыгал, и на сцене выступал (благо пел хорошо - громко!), и в аварию вместе с папой попадал. Некоторые из этих случаев происходили на самом деле - не с Дениской Кораблевым, литературным героем, а с Денисом Драгунским - сыном писателя. Правда, Денис Драгунский вырос, теперь он взрослый человек и сам пишет книги, а Дениска Кораблев так и остался мальчишкой.
Виктор Драгунский прожил интересную и многообразную жизнь.
Его нет с нами уже много лет, но книжки Драгунского с удовольствием читают ребятишки и перечитывают взрослые… (слайд 11)


III. РАБОТА НАД РАССКАЗОМ «ОН ЖИВОЙ И СВЕТИТСЯ» (слайд 12)


Случалось ли вам летним вечером, когда совсем стемнеет, увидеть где-нибудь в траве или на кустах крохотный фонарик, который горит зеленоватым светом? Он может гореть долго, ровно, ярко, иногда несколько вечеров под¬ряд в одном и том же месте. При его свете можно даже в темноте разглядеть цифры на часах.
Кто же зажигает этот таинственный фонарик? Это светляк - очень полезный жучок. Он забирается в раковины улиток и уничтожает этих вредителей.
В тельце светляка есть особые клеточки с веществом, которое светится, соединяясь с кислородом. К клеточкам подведено множество трубочек. Когда светляк закрывает их, клеточки не светятся. Открыл трубочки - через них пошел воздух, и «фонарик» загорелся.
Жуки с крыльями - это самцы; их «лампочки» загораются лишь изредка и ненадолго. Бескрылые самки зажигают огоньки надолго и освещают ими темноту летних ночей.
На свете существует много видов светящихся жуков. В тропических странах они крупные, роями летают среди деревьев, ярко «вспыхивают» на листьях, носятся вверх и вниз, сияя своими волшебными фонариками.
РАЗГАДАЙ КРОССВОРД (В ПАРАХ) (слайд 13)


Разгадай кроссворд по рассказу


IV. РАБОТА НАД РАССКАЗОМ «ТАЙНОЕ ВСЕГДА СТАНОВИТСЯ ЯВНЫМ»
1. «Правда всегда поднимается над ложью, как масло над водой». Мигель Сервантес (слайд 14)


Прочитайте глазами;
Прочитайте медленно вслух;
Прочитайте с утвердительной интонацией;
Прочитайте выразительно;
Как вы понимаете смысл данного высказывания?
2. Словарная работа (слайд 15)


Тайна?
Нечто скрываемое от других, известное не всем;
Нечто неразгаданное, ещё не познанное;
Скрытая причина чего-нибудь.
Назовите синоним к слову тайна.
Секрет
Тайное?
Секретный, потайной, скрытый, затаённый.
Явное?
Открытое, откровенное.

Грановитая палата (слайд 16)


памятник архитектуры в Московском Кремле, одно из древнейших гражданских зданий Москвы. В Грановитой палате на протяжении столетий отмечались многие крупные события в жизни Русского государства, она являлась парадным тронным залом.
В ней принимались иностранные послы, торжественно объявляли наследников русского престола, заседали Земские соборы.
Интеллигентный (слайд 17)


Человек, обладающий большой внутренней культурой.
Клевета
Порочащая информация или распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию.
Синонимы:
Ложь, враньё, выдумка, наговор.
Язвительный?
Стремящийся досадить, злобно-насмешливый.
3. Работа с текстом (слайд 18)


Что однажды услышал Денис от мамы, и как мама объяснила свои слова?
(«Тайное становится явным»)
Как мама уговаривала Дениску есть кашу? Что она ему предложила? (Сходить в Кремль)
Что испытывал Дениска, когда экспериментировал с кашей? (Чувство обиды, досады)
Правда ли Дениска «потерял сознание» и поэтому выплеснул кашу на улицу? Почему автор использует это выражение?
РАЗВЕДКА (слайд 19)


Что делал Дениска, чтобы каша была вкуснее?
пошлёпал ложкой;
посолил;
посыпал сахару;
долил кипятку;
вылил в кашу всю баночку хрена.
Какой фрагмент проиллюстрировал художник? (слайды 20-24)






b]Практическая работа
Вспомните последовательность происходящих в тексте действий, расставив их по порядку (слайд 25)


ЧЕМУ УЧИТ РАССКАЗ Нельзя обманывать родителей (слайд 26)


К какому месту в рассказе вы бы отнесли каждую пословицу? (слайд 27)
Игра не доводит до добра.
Кроткое слово гнев побеждает.
Сначала думай, а потом делай.
Ветра не удержишь, правды не скроешь.
После дождя солнце жжёт, после лжи – стыд


Рефлексия (слайд 28)
Было интересно…
Я понял(а), что…
Я сделал(а) вывод, что…

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Мценска «Средняя общеобразовательная школа №7»

Урок литературного чтения во 2 классе.

О настоящем и ненастоящем богатстве. В. Драгунский «Гусиное горло».

Дуксина О.А.

Тема : О настоящем и ненастоящем богатстве. В. Драгунский «Гусиное горло».

Цели урока:

Образовательные:

    познакомиться с жизнью и творчеством В.Ю. Драгунского;

    учить понимать скрытый смысл произведения, проникать в глубину замысла автора;

    способствовать формированию познавательной активности детей, умению работать с литературой, обобщать делать выводы.

Развивающие:

    пробуждать чувство сопереживания, учить оценивать поступки, отличать хорошее от плохого;

    способствовать развитию у детей чувства юмора, речи, мышления.

Воспитательные:

    воспитывать интерес к чтению литературы, творчеству В.Ю. Драгунского.

Тип урока: изучение нового (познакомить обучающихся с жизнью и творчеством В.Драгунского)

Оборудование: хрестоматия

Ход урока .

1. Орг.момент.

Здравствуйте, ребята! Настроены ли вы на работу? Сядьте ровно, повернитесь и друг другу улыбнитесь. Каждый даст свою ладошку и потрёт её немножко. Мы друг друга уважаем, никого не обижаем!

2 Проверка домашнего задания.

Проверим, что вы запомнили после прочтения? Я читаю фразу, а вы продолжаете.

Я очень люблю лечь животом на папино колено, опустить руки и ноги и вот так висеть на колене, как белье на заборе.

Я люблю дышать носом маме в ушко.

Люблю стоять перед зеркалом и гримасничать, как будто я Петрушка из кукольного театра.

Когда я читаю, я люблю грызть сухарь или еще что-нибудь.

Еще я очень люблю ужей, ящериц и лягушек. Они такие ловкие. Я ношу их в карманах. Я люблю, чтобы ужик лежал на столе, когда я обедаю. Люблю, когда бабушка кричит про лягушонка: «Уберите эту гадость!»

Я люблю ходить в зоопарк! Там чудесные слоны. И есть один слоненок. Когда мы будем жить просторней, мы купим слоненка.

Люблю ходить в кафе - есть мороженое и запивать его газированной водой.

3. Изучение нового.

-

Ребята, а что вы знаете о В. Драгунском?

    Проблемное объяснение нового знания.1 ребенок сообщение (И. Мария)

Родился Виктор Драгунский 1 декабря 1913 года в Нью-Йорке. Однако в 1914 году семья вернулась в Россию и поселилась в Гомеле. В 1925 году семья переехала в Москву. Виктор рано начал работать..После окончания школы работал токарем на заводе, шорником, лодочником, бакенщиком, учился актерскому ремеслу. С 1935 года он был артистом театра и эстрады, несколько лет руководил театром «Синяя птичка». А ещё Виктор Драгунский работал Дедом Морозом на ёлках. Был клоуном в цирке на Цветном Бульваре. А клоуном быть очень трудно, ведь он должен уметь и фокусы показывать, и сальто делать, и по канату ходить, и танцевать, и петь, и с животными уметь общаться. Во время Великой Отечественной войны был в ополчении, затем выступал с фронтовыми концертными бригадами. Когда у Виктора Драгунского родился сын – Денис, с ним начали случаться всякие смешные истории. Драгунский стал эти истории записывать, и получились «Денискины рассказы». Первые рассказы были опубликованы в журнале «Мурзилка», а первая книжка из 16 рассказов вышла в под названием «Он живой и светится». Денискиных приключений становилось всё больше и больше. Всего было написано около девяноста веселых рассказов. Его книги читают не только у нас в России, но и за рубежом.

- как называется раздел, который мы изучаем? «О настоящем и ненастоящем богатстве»

Скажите, как называется литературный жанр в котором пишет Виктор Драгунский? рассказы.

А какие рассказы пишет Виктор Драгунский: смешные или грустные?

- как называется раздел, который мы изучаем? «О настоящем и ненастоящем богатстве»

Сегодня мы познакомимся с ещё одним произведением В. Драгунского «Гусиное горло»

Чему мы можем научиться на уроке?

познакомиться с новым рассказом

понять его

определить чему учит

Помните, кто лучший друг Дениски?
Дети: - Это Мишка.
Учитель: - У Мишки сегодня важное событие в жизни. Отгадайте, какое?
Звучит запись В. Шаинского «Пусть бегут неуклюже»

Дети: - Это день рождения.
Первичное восприятие текста

По окончании чтения вы должны будете ответить на вопрос: Почему это произведение отнесено к разделу «О настоящем и ненастоящем богатстве»?

Фонохрестоматия «Гусиное горло»

Физ. Минутка
Работа по содержанию
Учитель: - День рождения Мишки – это важное событие для Дениски. Найдите подтверждение в тексте. Дети: - «Есть подарочек, Мишка будь здоров, обрадуется …»

Какой подарок он приготовил? - «Гусиное горло! Сегодня Вера Сергеевна гуся потрошила, и я у нее выпросил гусиное горло, чтобы Мишке подарить».

Он серьезно к нему готовится? - Дениска готовится серьезно, он вымыл, очистил горло, собирался его высушить и бросить туда горошинки, чтобы горло гремело…
Учитель: - А для родителей Дениски день рождения Мишки – важное событие?

Докажите, прочитав, нужные строчки.
Дети: - Папа спросил: «Сколько лет ему стукнуло?»

-«Как бежит время», - вздохнула мама.

- Папа дал немного денег, чтобы Дениска купил конфеты, отвинтил от своего пиджака чудесный голубой значок «Спутник»
Учитель: - А как родители Дениски оценили его подарок? Что вы можете сказать о папе?
Дети: - Папа смотрел внимательно. Спросил, почему оно скользкое и зачем оно нужно?
Учитель: - А как мама оценивает главный подарок своего сына?
Дети: - «Убери сейчас же эту мерзость! Ужас!»

Маме подарок не понравился.
Учитель: - А сам Дениска как считает?
Дети: - Ему нравится его подарок. Он думает, что и Мишке он тоже понравится.
Учитель: - Итак, все подарки готовы, можно идти в гости.

Прочитайте, как дети праздновали у Мишки его день рождения.
Дети: - «И мы там веселились вовсю»

А мы продолжаем гостить у Мишки.

Много ли подарков получил Мишка в день рождения?
Дети: - «А вообще подарков Мишке нанесли видимо-невидимо: и поезд, и книжки, и краски».
Учитель: - Какой подарок ему понравился больше всего?
Дети: - «Какой может быть разговор? Конечно, гусиное горло!».
Учитель: - А почему гусиное горло понравилось ему больше всех остальных подарков?
Дети: - Этот подарок Дениска сделал сам, он хотел удивить своего друга.

Интересный, необычный подарок.

Такого ни у кого больше нет…

Дениска – лучший друг Мишки, он знал, что ему понравится…
Учитель: - Почему рассказ «Гусиное горло» тоже оказалось в главе «О настоящем и ненастоящем богатстве» как и другие рассказы В. Драгунского, которые мы уже прочитали?
Дети: - Настоящим богатством может стать даже гусиное горло, потому что его подарил лучший друг, он сделал его своими руками.

Какой-то дорогой подарок может понравиться меньше, чем подарок друга, который он сам сделал для тебя.

Настоящее богатство, что у тебя есть друг, который очень хорошо знает, что тебе нравится, старается тебя порадовать, сделать тебе приятное.


ДРУЗЬЯ


ПОДАРОК


«Мишка будь здоров обрадуется»

ПОНРАВИЛСЯ.


МАМА ДЕНИСА


ПАПА ДЕНИСА


вызвало отвращение

Вызвало отвращение. «Убери сейчас же эту мерзость! Ужас!»


Итог урока Учитель: - Какой рассказ мы сегодня прочитали?
Дети: - Гусиное горло.
Учитель: - Кто его автор?
Дети: - В. Драгунский.
Учитель: - Почему автор именно так назвал свой рассказ?
Дети: - Гусиное горло – это подарок, который Дениска сделал сам для своего друга.
Учитель: - Так в чем же ценность гусиного горла? Почему оно настоящее богатство для Мишки?
Дети: - Оно настоящее богатство, потому что это подарок лучшего друга.
Домашнее задание Учитель: - Дома вам нужно подготовиться к чтению по ролям. И еще одно творческое задание. Представьте себя на месте Дениски. Проявите свою фантазию. Подумайте, какой необычный подарок вы могли бы сделать сами для своего лучшего друга. Нарисуйте этот подарок.
Оценочная деятельность

«Мишка будь здоров, обрадуется…»

Вызвало отвращение.

«Убери сейчас же эту мерзость! Ужас!»

Не понял. Папа смотрел внимательно. Спросил, почему оно скользкое и зачем оно нужно? Дал денег на конфеты и отдал значок «Спутник»

ПОНРАВИЛСЯ.

« Какой может быть разговор!»

лицо, учреждение, город и т. д., юбилей которого празднуется.

Потрошить - 1. Вынимать внутренности из убитого животного. //
2. перен. разг.-сниж. Вынимать содержимое чего-л. с целью грабежа, при спешных поисках чего-л. и т.п.





ЗДОРОВАЯ МЫСЛЬ

После уроков мы с Мишкой собрали свое имущество и пошли домой. На улице было мокро, грязно и весело. Только что прошел сильный дождь, и асфальт блестел как новенький, воздух пах чем-то свежим и чистым, в лужах отражались дома и небо, а если идти с горы, то сбоку, возле тротуара, мчался бурный поток, вроде горной речки, красивый поток, коричневый, с водоворотами, завихрениями и бурунами. На углу улицы в землю была вделана решетка, и здесь вода совершенно распоясалась, она плясала и пенилась, булькала, как цирковая музыка, или, наоборот, журчала и шкворчала, словно жарилась на сковородке. Просто прелесть...
Мишка сейчас же, как все это увидел, полез в карман и вытащил спичечный коробок. Я помог ему достать спичку для мачты, дал ему листок бумаги, мы сделали парус и воткнули все это в коробок. Сразу получился не коробок, а кораблик. Мы его спустили на воду, и он тут же поплыл с ураганной быстротой. Его вертело туда-сюда и бросало, он подпрыгивал и несся вперед, то задерживаясь ненадолго, а то давая сто узлов в час. Мы сейчас же начали озвучивать это дело, потому что мы сразу стали капитаном и штурманом - я и Мишка. Мы кричали, когда кораблик садился на мель.
- Задний ход - чух-чух-чух!
- Полный задний - чух-чух-чух!
- Полнейший задний ход - чух-чух-чух-чах-чах-чах!
И я пальцем направлял корабль куда надо, а Мишка орал:
- Пошел! Ух жжмет! Вот это дает! Полный вперед! Чух-чух-чих!
И так с дикими воплями мы бежали за корабликом как сумасшедшие и добежали до угла, где решетка, и вдруг наш кораблик завертелся, закружился в водовороте, и мы оглянуться не успели, как он клюнул носом, хлюпнул и провалился в решетку.
Мишка сказал:
- Жалко как. Утонул...
И я сказал:
- Да. Его поглотила бушующая стихия. Давай новый запустим?
Но Мишка покачал головой:
- Нельзя. Сегодня мне опаздывать из школы нельзя. Сегодня папа дежурный.
Я сказал:
- По чему?
- Его очередь, - ответил Мишка.
- Нет, - сказал я, - ты не понял. Я спрашиваю, по какому делу твой папа дежурный? По чему? По уборке? Или по накрыванию на стол?
- По мне, - сказал Мишка. - Папа дежурит по мне. Они с мамой так установили очередь: один день мама, другой папа. Сегодня папа. Уж небось приехал с работы кормить меня обедом, а сам спешит, ведь ему обратно надо!
- Ты, Мишка, не человек! - сказал я. - Ты своего отца сам должен обедом кормить, а тут занятой человек ездит с работы кормить такого оболтуса! Ведь тебе уже восемь лет! Жених!
- Это мама мне не доверяет, ты не думай, - сказал Мишка. - Я помогаю, вон в прошлую пятницу я им за хлебом сходил...
- Им! - сказал я. - Им! Они, видите ли, едят, а наш Мишенька одним воздухом питается! Эх, ты...
Мишка весь покраснел, как синяя свекла, и сказал:
- Пошли по домам!
И мы прибавили шагу. А когда стали подходить к нашим домам, Мишка сказал:
- Я каждый день свою квартиру не нахожу. Все дома одинаковые, просто путаются в глазах. А ты находишь?
- Нет, я тоже не нахожу, - сказал я, - не узнаю свое парадное. То зеленое, и это зеленое, все одинаковые, новенькие, и балкончики тоже один в один. Прямо беда.
- Так как же ты поступаешь? - сказал Мишка.
- Жду, пока мама на балкон выйдет.
- Ну, так может и чужая чья-нибудь выйти! Ты вполне можешь к другой попасть...
- Ты что, - сказал я, - да я из тысячи чужих свою маму узнаю.
- А как? - спросил Мишка.
- По лицу, - сказал я.
- На прошлом родительском собрании были все родители, и Костикова бабушка шла домой с моим папой, - сказал Мишка, - так Костикова бабушка сказала, что твоя мама самая красивая в классе.
- Ерунда, - сказал я, - твоя тоже красивая!
- Конечно, - сказал Мишка, - но Костикова бабушка сказала, что твоя самая красивая.
Тут мы подошли вплотную к нашим домам. Мишка стал беспокойно оглядываться по сторонам и тревожиться, но в это время с нами поравнялась какая-то старушка и сказала:
- А, это ты, Мишенька? Что? Не знаешь, где живешь, да? Вечная история. Ну пойдем, соседушка, уж доведу тебя.
Она взяла Мишку за руку, а мне сказала:
- Мы с одной лестничной клетки.
И они пошли. Мишка очень охотно поволокся за ней. А я остался один в этих одинаковых переулках без названий, среди одинаковых домов без номеров и совершенно не представлял себе, куда идти, но решил не унывать и стал подниматься по лестнице на четвертый этаж первого же попавшегося дома. Ведь этих домов и всего-то восемнадцать, так что если я даже все подряд их обойду, то через часок-другой наверняка буду дома, это уж точно.
Во всех наших подъездах, на каждой двери, слева привинчен звонок с красной кнопочкой. Вот я влез на четвертый этаж и нажал кнопку. Дверь открылась, оттуда высунулся длинный кривой нос и крикнул в дверную щель:
- Макулатуры нет! Сколько раз повторять!
Я сказал "извините" и сошел вниз. Ошибся, что поделаешь. Тогда я пошел в следующий подъезд.
Не успел я тихонько дотронуться до звонка, как из-за двери раздался такой хриплый и страшный лай, что я не стал дожидаться, пока меня съест какой-нибудь волкодав, а просто моментально скатился вниз.
В следующем подъезде, на четвертом этаже, дверь открыла высокая девушка и, когда увидела меня, весело захлопала в ладоши и закричала:
- Володя! Папа! Марья Семеновна! Саша! Все сюда! Шестой!
Из комнат высыпала куча народу, они все смотрели на меня, и хохотали, и прихлопывали в ладоши, и подпевали:
- Шес-той! Ой-ой! Шестой! Шестой!..
Я глядел на них во все глаза. Сумасшедшие, что ли? Я даже стал обижаться на них: тут есть хочется, и ноги промочил, и к чужим вместо дома попал, а они смеются... Но девушка, видно, поняла, что мне не весело.
- Тебя как звать? - сказала она, и присела передо мной на корточки, и заглянула мне в глаза своими синими глазами.
- Денисом, - ответил я.
Она сказала:
- Ты не обижайся, Денис! Просто ты сегодня уже шестой мальчик, который пришел к нам. Все они тоже заблудились. На-ка вот тебе яблоко, съешь, подкрепи истощенные силы.
Я не стал брать.
- Возьми, пожалуйста, - сказала она, - для меня. Сделай мне одолжение.
Ну, я сделал ей одолжение.
- Послушай, - сказала девушка, - мне кажется, что я видела тебя выходящим из подъезда, что прямо напротив нашего. Ты выходил с одной очень красивой женщиной. Это может быть?
- Конечно, - сказал я, - моя мама самая красивая в классе.
Тут они все снова рассмеялись. Без всякой причины. А девушка сказала:
- Ну, беги. И если хочешь, приходи к нам в гости.
Я сказал "спасибо" и побежал, куда показала высокая девушка. И не успел я нажать кнопку, как дверь открылась, и на пороге стояла моя мама! Она сказала:
- Вечно тебя надо ждать!
Я сказал:
- Это ужасная история! Я промочил ноги! Потому что я не могу найти двери нашего дома. Я не знаю, где наш подъезд, он похож на все остальные, как капля воды на все другие. И у Мишки такая же история! Никто не может найти свой дом! Я сегодня шестой... и есть хочу!
И я рассказал маме про кривой нос с макулатурой, и про рычащего волкодава, и про высокую девушку и яблоко.
- Надо устроить для тебя какую-нибудь примету, - сказал папа, - чтобы ты безошибочно узнавал свой дом.
Я обрадовался:
- Папа! Я уже придумал! Повесь, пожалуйста, на наш дом мамин портрет! Я уже издалека буду знать, где я живу!
Мама рассмеялась и сказала:
- Ну, не выдумывай!
А папа сказал:
- В конце концов, а почему бы и нет" Вполне здоровая мысль!

Разделы: Начальная школа

Цели урока:

  1. Ознакомить с творчеством В. Драгунского
  2. Учить определять тему
  3. Учить выразительному чтению по ролям
  4. Развивать мышление, память, умение передавать содержание произведения
  5. Воспитывать доброту, умение сопереживать
  6. Развивать воображение через умение обосновывать свою точку зрения

Оборудование : портрет В. Драгунского, словарь синонимов, выступление о сборнике «Денискины рассказы», выставка книг В. Драгунского, книга для чтения «В одном счастливом детстве» (Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева)

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Постановка целей.

«Тайное становится явным»

Прочитайте название урока

Когда так говорят детям? (Когда маленький ребёнок совершил что- то плохое и не сказал об этом взрослым)

Кто написал рассказ с таким названием? (В. Драгунский)

О ком и для кого писал эти рассказы В. Драгунский? (рассматриваются книги с выставки)

Рассказ о сборнике «Денискины рассказы» (рассказывает подготовленный ученик)

С 1959 года Драгунский пишет весёлые рассказы про Дениса Кораблёва под общим названием «Денискины рассказы», по мотивам которых выходят фильмы «Удивительные приключения Дениса Кораблева» (1979) «Где это видано, где это слыхано», «Капитан», «Пожар во флигеле» и «Подзорная труба» (1973). Более всего известны советскому читателю и пользуются популярностью детские «Денискины рассказы». В 1960-х большими тиражами выходят книги из серии «Денискины рассказы». В них он изобразил своего сына, показывая его наивным, простодушным, романтиком, вместе с тем уважает сына, восхищается его доброй, щедрой душой, бескорыстными поступками.

III. Работа с рассказом В. Драгунского «Тайное становится явным»

1. До чтения.

Назовите ваше любимое произведение В. Драгунского

Скажите, кто является главным героем?

К какому жанру относится это произведение?

Прочитайте название произведения. Каким синонимом можно заменить слово явным?

Работа с иллюстрацией

Каким вы видите героя на иллюстрации, что произошло?

2. Чтение рассказа про себя.

Узнаёте ли вы себя и своих друзей в Дениске?

В чём комичность, юмор ситуации?

Как Дениска «усовершенствовал» вкус каши? Что вас рассмешило?

3. Составление цитатного плана.

«Видеть не могу манную кашу»

«Ты должен съесть всё до конца!»

«А я остался с кашей наедине»

«Вы выливаете разную гадость за окно!»

«Ты это запомнил на всю жизнь?»

4. Чтение рассказа вслух по частям цитатного плана.

Что мы узнаём о Дениске?

Какую хитрость он придумал, чтобы съесть яйцо?

Зачем мама заставляла сына есть кашу?

Что испытывал Дениска, когда «усовершенствовал» вкус каши?

Что испытывал Дениска, когда выплеснул кашу на улицу? Какое выражение использует автор?

Что испытала мама, увидев пустую тарелку?

Какое чувство испытал Дениска, увидев милиционера и пострадавшего?

Почему вам смешно, когда читали рассказ пострадавшего?

Хорошо ли Дениска знал свою маму?

Почему Дениска боялся посмотреть в глаза своей мамы?

Осуждаете ли вы Дениску?

Вопросы ко всему рассказу.

Что вы можете сказать о Дениске из рассказа?

Какие отношения у Дениски с мамой?

Чем интересен рассказ В. Драгунского? (в произведении содержится юмор)

IV. Закрепление изученного. Работа со словарём синонимов.

В тексте встречалось выражение, «раскромсал яйцо», как понимаете это выражение? Подобрать к словам синонимы

Раскромсал (яйцо), бухнулась, ладилось, лопнутый (круг), гамкнула (собака), плюха.

Почему дети так говорят? (маленькие дети не умеют выражать свои мысли)

V. Итог урока.

С какой целью написал это произведение В. Драгунский?

VI. Домашнее задание.

Выразительное чтение.

Разделить текст на части, озаглавить их.

Подобрать пословицы соответствующие к частям.

Список литературы:

  1. Абрамов Н. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. 8 издание.- М.2007 г.
  2. Бунеева Е.В. Уроки чтения по книге «В одном счастливом детстве», методические рекомендации. – М.: 2000.
  3. Яценко И.Ф. Поурочные разработки по внеклассному чтению.- М.:ВАКО, 2006.


 


Читайте:



Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Михалков Сергей Владимирович Праздник Непослушания Сергей Владимирович Михалков Праздник Непослушания Повесть-сказка "Праздник Непослушания" -...

Почвенный покров южной америки

Почвенный покров южной америки

Страница 1 В отличие от Северной Америки, где изменения в растительном покрове зависят в значительной степени от изменений температурных условий,...

Расправленные крылья - музыкальная пауза Порядок описания Московской операции

Расправленные крылья - музыкальная пауза Порядок описания Московской операции

Ситуация на фронте весной 1942 года, планы сторон, немецкое наступление летом 1942 года, начало Сталинградской битвы, немецкий оккупационный режим,...

Cобытия Второй мировой войны

Cобытия Второй мировой войны

Вторая мировая война считается самой крупной в истории человечества. Она началась и закончилась 2 сентября 1945 года. За это время в ней приняло...

feed-image RSS