Разделы сайта
Выбор редакции:
- Гадание в новый год для привлечения денег Как правильно гадать на новый год
- К чему снится клещ впившийся в ногу
- Гадание на воске: значение фигур и толкование
- Тату мотыль. Татуировка мотылек. Общее значение татуировки
- Что подарить ребёнку на Новый год
- Как празднуют день святого Патрика: традиции и атрибуты День святого патрика что
- Как научиться мыслить лучше Я не умею быстро соображать
- Эти признаки помогут распознать маньяка Существует три способа достижения абсолютной власти
- Как спастись от жары в городской квартире
- Слова благодарности для учителей: что написать в открытке любимому педагогу?
Реклама
Драматургическое новаторство Грибоедова в комедии «Горе от ума. Традиции и новаторство комедии Грибоедова «Горе от ума |
Гениальный драматург, талантливый поэт и выдающийся дипломат Александр Сергеевич Грибоедов своей комедией "Горе от ума" положил начало расцвету русской реалистической драматургии. В Московском университете Грибоедов сближается с будущими декабристами, страстно увлекается театром и литературой Вместе с другими передовыми студентами он хорошо изучил произведения Радищева, Новикова, Фонвизина. В нем рано пробуждаются чувство личного достоинства и неприязнь к барской среде, крепостническим нравам. Шекспира Грибоедов знал наизусть, но критически относился к защитникам принципов классицизма в литературе. Он считал, что классицизм мешает воображению. Вместе с декабристами и Пушкиным, с которым подружился в 1817 году, он ищет пути развития национально-самобытной русской литературы. Вначале пьесы Грибоедова носили вольный перевод с французского ("Молодые супруги", "Притворная неверность"), но затем он создает свое собственное яркое произведение. Эстетика Грибоедова - это эстетика реализма. Он выступает против Жуковского, но поддерживает и опирается на лучшие произведения русской литературы. Грибоедов был одним из образованнейших людей своего времени. В 1824 г. он закончил работу над комедией "Горе от ума". Неслыханным был ее успех, но цензура не пропустила. Реакционный лагерь принял комедию враждебно. Блестящую характеристику комедии дал Пушкин, восторженно ее встретили декабристы. По мнению Пушкина, цель комедии - "характеры и резкая картина нравов". До Грибоедова только комедия "Недоросль" Фонвизина имела успех. "Горе от ума" было использовано декабристами для пропаганды их политических идей. В образах и картинах комедии с исторической верностью была воспроизведена русская жизнь современной эпохи. Фонвизин был образцом пера, но его герои оставались неизменными на всем протяжении действия. В произведении Грибоедов, напротив, стремится раскрыть внутреннее развитие своих героев (Чацкий, Софья). Пушкин в "Евгении Онегине" достиг еще больших результатов. Грибоедов раскрывает характер своих героев в тесной связи с той общественной средой, которая их воспитала, и, этом сила его реализма. Молчалин стал Молчалиным именно под влиянием окружающей его барской среды, от которой он зависит, от обстоятельств его жизни. Чацкий с горечью восклицает: "Молчалины блаженствуют на свете!". А в нашей действительности? До недавнего времени тоже "молчалины" процветали, а от "Чацких" старались избавляться. Я думаю, что это и привело нашу страну к духовному кризису, слишком много было покорных, живущих по принципу: "Не должно сметь свое суждение иметь". Основной чертой реализма является изображение типических характеров в типических обстоятельствах. Этому основному требованию реализма вполне отвечает "Горе от ума". Типизируя образ, Грибоедов каждому персонажу комедия придает индивидуальные черты и свойства. Отчего комедия до сих пор современна? Грибоедов блестяще запечатлел не только жизнь и нравы, но и характеры, которые есть во все времена. В армии можно встретить грубого солдафона (грибоедовского Скалозуба), в любом управлении - "всесильного дядюшку" (Фамусова), покровителя родственников, который держит всех служащих в узде. Легший в основу комедии конфликт между лагерем крепостников и молодыми вольнолюбцами, из среды которых вышли декабристы, уже современников поразил своей жизненной правдивостью и исторической верностью. Новаторство Грибоедова - художника, выразившееся в естественности, простоте и ясности драматургической композиции, блестяще охарактеризовал Пушкин. Он считал Грибоедова "комическим гением". Комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума” является новаторским произведением. Первоначально она была задумана автором как классицистическое произведение, но Грибоедов сумел преодолеть рамки классицизма и создал первую в русской литературе реалистическую пьесу. “Горе от ума” - социально-политическая комедия. В ней поставлены насущные проблемы, волновавшие общественность в 20-е годы XIX века. В произведении отражена правдивая картина русской жизни после войны 1812 года. Идея отражения борьбы консервативного и прогрессивного вынудила писателя отойти от канонов классицизма.
Гениальный драматург, талантли-вый поэт и выдающийся дипломат Александр Сергеевич Грибоедов сво-ей комедией «Горе от ума» положил начало русской реалистической дра-матургии. В Московском университе-те Грибоедов сближается с будущи-ми декабристами, страстно увлекает-ся театром и литературой. Вместе с другими передовыми студентами он изучил произведения Радищева, Новикова, Фонвизина. Шекспира Грибоедов знал наизусть, но крити-чески относился к защитникам прин-ципов классицизма в литературе. Он считал, что классицизм мешает вооб-ражению. Вместе с декабристами и Пушкиным, с которым подружился в 1817 году, он ищет пути развития на-ционально самобытной русской лите-ратуры. Ранние пьесы Грибоедова пред-ставляли собой вольный перевод с французского («Молодые супруги», «Притворная неверность»), но затем он создает оригинальное яркое про-изведение. Эстетика Грибоедова — это эстетика реализма. В 1824 году он закончил работу над комедией «Горе от ума». Неслыханным был ее успех, но цензура не пропустила про-изведение в печать. Реакционный ла-герь принял комедию враждебно. Блестящую характеристику пьесе дал Пушкин, восторженно ее встре-тили декабристы. По мнению Пушки-на, цель комедии — «характеры и резкая картина нравов». До Грибое-дова только комедия «Недоросль» Фонвизина имела такой успех. «Горе от ума» было использовано декабри-стами для пропаганды их политичес-ких идей. В комедии отражена эпоха после 1812 года. Содержание произведе-ния составляет столкновение и смена двух больших эпох русской жизни — «века нынешнего» и «века минувше-го». Появление «Горя от ума» способ-ствовало становлению реализма в русской литературе. Новаторство Грибоедова в том, что он своеобразно использовал новый реалистический метод изображения. Все герои даны в движении, в развитии, все образы подчинены централь-ному конфликту — борьбе нового со старым. В образах и картинах коме-дии с исторической верностью была воспроизведена русская жизнь со-временной писателю эпохи. Герои Фонвизина оставались неизменными на всем протяжении действия. Гри-боедов, напротив, стремится пока-зать внутреннее развитие своих геро-ев (Чацкий, Софья). Грибоедов рас-крывает характер своих героев в тесной связи с той общественной средой, которая их воспитала, и в этом также особенность его реа-лизма. Молчалин стал Молчалиным именно под влиянием окружающей его барской среды, от которой он за-висит, под давлением жизненных об-стоятельств. Чацкий с горечью вос-клицает: «Молчалины блаженствуют на свете!». Образ Молчалина — уди-вительная находка драматурга, край-не «жизнеспособный» тип, ведь и по сей день Молчалины процветают, во-круг слишком много покорных, живу-щих по принципу: «Не должно сметь свое суждение иметь». Основной чертой реализма являет-ся изображение типических характе-ров в типических обстоятельствах. Этому основному требованию реа-лизма вполне отвечает «Горе от ума». Типизируя образ, Грибоедов каждо-му персонажу комедии придает инди-видуальные черты и свойства. Отчего комедия до сих пор современна? Грибоедов блестяще запечатлел не только жизнь и нравы, но и характе-ры, которые есть во все времена. В армии можно встретить грубого солдафона (грибоедовского Скалозу-ба), в любом управлении — «всесиль-ного дядюшку» (Фамусова), покрови-теля родственников, который держит всех служащих в узде. Составивший основу комедии кон-фликт между лагерем крепостников и молодыми вольнолюбцами, из сре-ды которых вышли декабристы, уже современников поразил своей жиз-ненной правдивостью и историчес-кой верностью. Новаторство Грибое-дова-художника, выразившееся в ес-тественности, простоте и ясности драматургической композиции, блес-тяще охарактеризовал Пушкин. Он назвал Грибоедова «комическим ге-нием». В соответствии с иерархией литературных жанров, установленной эстетикой классицизма, комедия считалась низким жанром, но Грибоедов, как и впоследствии Гоголь, не соглашался с этим. Он переосмыслил назначение комедии, и это новое понимание жанра стало настоящим новаторством в литературе того времени. При этом Грибоедов, создавая «Горе от ума», придерживался законов драматургии классицизма, например правила трех единств (их еще называют Аристотелевы единства, опираясь на «Поэтику» Аристотеля): единство действия (пьеса должна иметь один главный сюжет), единство места (действие не переносится в пространстве) и единство времени (действие пьесы не может охватывать более 24-х часов). Однако Грибоедову все же удается совершить прорыв: не меняя формы и сохранив в комедии элементы классического водевиля, столь любимого публикой в то время (любовный треугольник, непонятый герой-любовник, более успешный соперник, обманутый отец семейства и пр.), он все же отказывается от классицизма и создает социально-психологическое произведение. Это новая реалистическая драматургия, и в ее основе лежит задача изображения действительности во всем ее многообразии. Заслугой Грибоедова можно назвать привлечение внимания зрителя к будничности и повседневности, к реальным проблемам сегодняшнего дня, которое достигается с помощью мастерского изображения московского быта с большим вниманием к деталям. Традиционно комедия состояла из пяти действий, «Горе от ума» же - комедия в четырех действиях. Грибоедов сознательно сделал финал своей комедии открытым: порок не наказан, главный герой не стал победителем, а покинул место действия после бурной сцены. Такая композиция, безусловно, более свойственна реалистической традиции, нежели канонам эпохи классицизма, что в очередной раз характеризует Грибоедова-драматурга как новатора. В пьесе присутствуют два начала - социальное и психологическое. Социальное начало проявляется в описании нравов общества, интересов людей и московского быта, а психологизм произведения связан с типическим началом. В героях Грибоедова угадываются общечеловеческие черты и определенные типы. Если в эпоху классицизма герои должны были обязательно выступать носителями определенного недостатка, то в «Горе от ума» они сложные и противоречивые личности. В этой многозначности и проявился психологизм произведения. Еще одним важным нововведением Грибоедова в жанре комедии можно назвать сознательный отказ от теории трех штилей, выдвинутой Ломоносовым, в рамках которой комедия причислялась к низкому стилю, которому свойственна, соответственно, определенная лексика. Грибоедов использует в своем произведении весь диапазон русского языка, вводит в комедию разговорную речь («Я как живу, так и пишу свободно и свободно», - из письма П. А. Катенину 14 февраля 1825 года). Каждый из героев «Горя от ума» имеет свою собственную речевую характеристику: речь Чацкого - это речь образованного человека, речь Лизы изобилует народной мудростью, речь Фамусова - речь узколобого мещанина и пр. Имитируя живую разговорную речь, Грибоедов мастерски выстраивал диалоги, а монологи в произведении служили элементом психологического начала, так как именно они способствовали самораскрытию героев. Все это было нетипично для пьес того времени, и это тоже можно назвать новаторством Грибоедова-драматурга. Искусство живого изображения у Грибоедова таково, что исследование его отодвинуло все остальные моменты. Исследованием сюжета "Горе от ума" занимались гораздо менее. Но сила и новизна "Горя от ума" была именно в том, что самый сюжет был громадного жизненного, общественного, исторического значения. “Сильное место в сюжете” это выдумка о сумасшествии Чацкого. Возникновение выдумки - наиболее сильное место в любовной драме Чацкого. Оно основано на собственных словах героя. Пытаясь разгадать, кого любит Софья, и не доверяя очевидности, Чацкий как бы примиряется с концом своей любви. Он горько иронизирует над своей отвергнутой любовью, называя ее с у м а с ш е с т в и е м: От сумасшествия могу я остеречься; Не думать о любви, но буду я уметь Теряться по свету, забыться и развлечься. На это горькое признание Софья говорит (про себя): Вот нехотя с ума свела! Софья, выведенная из себя словами Чацкого о Молчалине, из мести повторяет это: Он не в своем уме. Искусство в еле заметных усилениях. Интересно, что слух пущен через безыменных г. N и потом г. D. Распространение и рост выдумки. III ДЕЙСТВИЕ Явление 1 Чацкий. От сумасшествия могу я остеречься. Софья Вот нехотя с ума свела! Явление 14 Софья. Он не в своем уме. Г.N. Ужли с ума сошел? Явление 15 Г.N. С ума сошел. Явление 16 Г.D. С ума сошел. Загорецкий Его в безумные упрятал дядя плут. Явление 17 Загорецкий Он сумасшедший. Загорецкий Да, он сошел с ума. Явление 19 Загорецкий В горах изранен в лоб, сошел с ума от раны. Явление 21 Загорецкий Безумный по всему... Хлёстова В его лета с ума спрыгнул! Фамусов Безумных развелось людей, и дел, и мнений. Хлёстова Уж кто в уме расстроен. Явление 22 Хлёстова Ну, как с безумных глаз... IV ДЕЙСТВИЕ Явление 6 Загорецкий В уме сурьезно поврежден. Явление 14 Фамусов Сама его безумным называла! Распространение выдумки основано на изображении переимчивости. Однако дело не в вере, в перемене мнений, дело в полной общности с о г л а с и я. В конце III действия Чацкий уже объявлен сумасшедшим. На вопрос Платона Михайловича: Кто первый разгласил? Наталья Дмитриевна отвечает: Ах, друг мой, все! И старый друг Чацкого должен уступить: Ну, все, так верить поневоле. Дело не в вере выдумку, даже не в доверии; Полечат, вылечат, авось Говорит Хлёстова, явно не веря. “Никто не поверил, но все повторяют”. Слепая необходимость повторять общий слух, при недоверии. Еще более ясно соглашается Репетилов Простите, я не знал, что это слишком гласно. Выдумка приобретает характер сговора, заговора. /.../ Выдумка о сумасшествии Чацкого - это разительный пример “сильного положения в сюжете”, о котором говорит Бомарше. Смена выдумок, рост их кончается репликой старой княгини: Я думаю, он просто якобинец, Ваш Чацкий!!! Выдумка превращается в донос. /.../ Конец III действия совершенно менял трактовку комедии вообще и главного лица в ней, в частности. Горячий сатирический монолог Чацкого о “французике из Бордо” является одним из идейных центров пьесы. Этот монолог обрывается следующим образом: И в Петербурге, и Москве, Кто недруг выписных лиц, вычур, слов кудрявых, В чьей, по несчастью голове Пять, шесть найдется мыслей здравых, И он осмелится их гласно объявлять, (Оглядывается, все в вальсе кружатся с величайшим усердием. Старики разбрелись к карточным столам). Конец третьего действия. Центр комедии - в комичности положения самого Чацкого, и здесь комичность является средством трагического, а комедия - видом трагедии. /.../ Грибоедов был человеком двенадцатого года “по духу времени и вкусу”. В общественной жизни для него был уже возможен декабрь 1825 г. Он относился с лирическим сожалением к падшему Платону Михайловичу, с авторской враждебностью к Софье Павловне, со смехом учителя театра и поэта, чующего будущее, - к Репетилову, с личной, автобиографической враждой к той Москве, которая была для него тем, чем была старая Англия для Байрона. Грибоедов, едва достигнув 18-летнего возраста, участвует в Отечественной войне 1812 г. В комедии с особой силой дан послевоенный равнодушный карьеризм. Удачливый карьерист нового типа Скалозуб дан уже самой фамилией. Однако неразборчивое посмеивание имеет характер совершенно определенный. Скалозуб говорит о путях карьеры. Самым выгодным оказывается пользоваться выгодами, предоставляемыми самой войной: “Иные, смотришь, перебиты”. Преступность скалозубовского карьеризма, основанного на потерях армии, очевидна. Пылкий восторг перед удачливостью его карьеры со стороны Фамусова, смотрящего на него как на желанного зятя, более даже важен, чем борьба Фамусова с Чацким. Предупреждение о Скалозубе как о главном военном персонаже эпохи было одним из главных выступлений в политической комедии. Беспредметное, полное равнодушие ко всему, кроме собственной карьеры, посмеиванье и шутки шутника Скалозуба - самое ненавистное для сатиры Грибоедова, как позже были ненавистны любители смешного и писатели по смешной части Салтыкову. По Скалозубу, “чтобы чины добыть, есть многие каналы”. И здесь назван один “канал” этого удачника, который носит имя по щедрости шуток, по той беспредельной шутливости, которая без разбора отличает новый “полк шутов”: “Шутить и он горазд, ведь нынче кто не шутит” (Лиза), шутливости, которая враждебнее всего шуткам Чацкого, так как стремится подменить их собою. Этот канал “чтоб чины добыть” - “иные, смотришь, перебиты”. Преступное довольство выгодностью смерти. От преступности этому шутнику недалеко, как этой комедии до драмы. Фигура Скалозуба в "Горе от ума" предсказывает гибель николаевского военного режима. "Горе от ума" - комедия о том времени, о безвременье, о женской власти и мужском упадке, о великом историческом вековом счете за героическую народную войну: на свободу крестьян, на великую национальную культуру, на военную мощь русского народа - счете неоплаченном и приведшем к декабрю 1825 г. Список литературыДля подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.bobych.spb.ru/ |
Читайте: |
---|
Популярное:
Новое
- К чему снится клещ впившийся в ногу
- Гадание на воске: значение фигур и толкование
- Тату мотыль. Татуировка мотылек. Общее значение татуировки
- Что подарить ребёнку на Новый год
- Как празднуют день святого Патрика: традиции и атрибуты День святого патрика что
- Как научиться мыслить лучше Я не умею быстро соображать
- Эти признаки помогут распознать маньяка Существует три способа достижения абсолютной власти
- Как спастись от жары в городской квартире
- Слова благодарности для учителей: что написать в открытке любимому педагогу?
- Слова благодарности для учителей: что написать в открытке любимому педагогу?