Главная - Речь
Произведения писателей 50 80 годов. I

Арбузов всегда показывает своего героя в движении, в росте, в развитии… Достоинство его героев и его пьес в том, что жизнь, наполняющая их, как и подлинная жизнь, сложна и насыщена противоречиями. Правда, Арбузов иногда пытается вместить в пределы драмы так много разнообразных конфликтов, что они не умещаются в них и, не раскрываясь до конца, дробят образы и сюжет, превращают (что сочетается и с другими причинами) романтическую драму в неглубокую мелодраму. Но лучшие пьесы Арбузова сообщают зрителю ощущение жизненности и художественной достоверности.

Как и у всех живых людей, особенно людей духовно растущих, у арбузовского героя есть и достоинства и недостатки. Но поскольку Арбузов ставит своей целью создать типический образ советского молодого человека и в лучших пьесах это ему удается, человеческая, моральная основа его героя положительная. Достоинства героя помогают ему преодолевать слабости, недостатки и благодаря этому возникают в особенно ‘ ярком свете.

Определяющие черты того или иного эстетического течения находят в творчестве каждого писателя особое выражение, обусловленное особенностями его таланта и художественной индивидуальности. Будучи до конца верным лирико-романтическому направлению, А. Арбузов выступает как художник, обладающий своей темой, своим почерком, своим неповторимым обликом.

Стремясь наполнить свои пьесы романтикой свежих и юных чувств, Арбузов наполняет их и романтическим ветром летящего времени. Почти все пьесы Арбузова построены в общем одинаково. Между отдельными актами проходит очень длительное время. Арбузов показывает своих героев совсем молодыми, потом скрывает их на несколько лет, ознаменованных огромными историческими событиями (громадные сдвиги в ходе социалистического строительства, начало Великой Отечественной войны, ее победоносное завершение), и затем вновь выводит их на сцену - изменившихся, выросших, много переживших, закалившихся в вихре суровых событий.

Арбузов Алексей Николаевич - русский советский драматург. Он родился 26 мая 1908 года. Закончил театральную школу в Москве. Литературной деятельностью начал заниматься в 1923 году. Первая пьеса Арбузова - “Класс” (1930г). В 1935 написал комедию “Шестеро любимых” и пьесу “Дальняя дорога” в которой отчетливо обозначились основные мотивы творчества Арбузова: пристальное внимание к формированию духовного облика советского молодого человека, тонкий лиризм, склонность к интимным формам драмы, и длительной, охватывающей обычно несколько лет, протяженности действия. Эти особенности, позволяющие драматургу последить становление характера героя, особенно последовательно выражены в одной из лучших его пьес “Таня”(1939г), которая принесла Арбузову широкое признание, была поставлена почти во все театры страны. В 1939 году Арбузов организовал Московскую театральную студию, которая во время Великой Отечественной войны стала фронтовым театром. После окончания войны студия закрылась. В 1947 году Арбузов написал легкую комедийную шутку “Встреча с юностью”, в 1948 году инсценировал роман Тургенева “Накануне”. К лучшим и наиболее характерным произведениям Арбузова пьеса “Годы странствий”(1954г). В 1959 году создал драму “Иркутская история”, в 60 году трагикомедию “Двенадцатый час”. Пьесы Арбузова широко ставятся в разных странах.

Конспект урока по литературе

Тема урока: «Литература 50-80 годов.

Отражение трагических конфликтов истории в судьбах людей»

Цель : расширить знания учащихся о сталинских годах репрессий; показать, как эти трагические события отражены в литературе 50-80 годов, познакомить с основными моментами жизни и творчества А.И. Солженицына, с историей создания повести «Один день Ивана Денисовича» и «Архипелага ГУЛАГА», познакомить с избранными эпизодами из данных произведений, акцентировать внимание учащихся на то, каким испытаниям был подвержен русский народ в годы сталинского режима, способствовать воспитанию чувств мудрости, стойкости, учить сострадать окружающим людям, извлекать для себя уроки из прошлого, верить в светлое будущее своей Родины.

Ход урока

    Оргмомент.

    Вступительное слово преподавателя.

Звучит песня В. Леонтьева « XX век»

Мы с вами живем в 21 веке, а некоторые и родились в веке 20-м. Каким он был 20 век?

Если мы проведем опрос, то, наверное, однозначного ответа не получим. У каждого человека остались свои воспоминания. Поэт Владимир Соколов о 20 столетии сказал так: «Я устал от 20 века, от его окровавленных век». Имел ли он право так говорить? Давайте обратимся к датам, записанным на доске:

1904-1905 гг – русско-японская война

1905-1907 гг – первая русская революция

1914-1918 гг – первая мировая война

1918 – 1922 гг – гражданская война

1941-1945 гг – Великая Отечественная война

1979-1989 гг – Афганская война

1994 г – Чеченская война

Сколько кровавых событий, унесших миллионы человеческих жизней. Кровь лилась рекой. А были ли в истории нашей страны абсолютно мирные годы, но кровь лилась людская не менее, чем в самую страшную войну? Какие события я имею в виду?

Да, я имею в виду сталинские годы репрессий. Как вы понимаете это слово – репрессии? Что вам известно о сталинском режиме?

Вы знаете, что литература – это зеркальное отражение жизни. Какие произведения вы уже знаете о сталинском терроре? Нет ничего страшнее в истории нашей страны, чем война, которую вели вожди нашего государства против собственного народа. Вся земля была покрыта лагерными зонами и могилами. Сколько людей уходило из дома часто навсегда, чтобы через десятки лет вернуться в трагическом сочетании слов «Реабилитирован посмертно»

    Сообщение темы и задач урока.

Я постараюсь приоткрыть вам, возможно, неизвестные факты из истории нашей страны, из периода сталинского правления. Зачем нам это надо знать? Вспомните слова А.Н. Толстого «Чтобы понять тайну русского народа, его величие, нужно хорошо и глубоко узнать его прошлое, нашу историю, коренные узлы ее, трагические и творческие эпохи».

Наша задача – познакомиться с судьбой А.И. Солженицына, с судьбой человека, который не только сам прошел через все муки ада, но и нашел в себе мужество, силу духа одним из первых рассказать всему миру о политических заключенных. В течение урока мы постараемся ответить на следующие вопросы:

    Какой самый главный урок мы можем извлечь для себя из книг Солженицына?

    Объяснение нового материала. Рассказ преподавателя о жизни и творчестве А.И. Солженицына. чтение эпизодов из повести «Один день Ивана Денисовича» и «Архипелага ГУЛАГА»

В один из сырых февральских дней 1974 года по трапу самолета, прибывшего тайным спецрейсом из Москвы во Франкфурт – на Майне (Германия), сошел на немецкую землю единственный пассажир, с усталым лицом, со срезанными пуговицами на рубашке, три часа назад прошагавший по гулким коридорам известной тюрьмы в Лефортове. Он до последней минуты не знал, куда его везли и что ожидало. Этим изгнанником был А.И. Солженицын, лауреат Нобелевской премии. За его плечами было 55 лет. Массовому читателю в нашей стране он был известен как автор рассказов «Матренин двор», «Случай на станции Кочетовка», «Захар Калита», «Один день Ивана Денисовича». Зарубежному читателю еще были знакомы повесть «Раковый корпус», роман «В круге первом», «Архипелаг Гулаг». Что же послужило поводом для неожиданной высылки Солженицына из России? Обратимся к судьбе писателя.

Родился будущий писатель в 1918 году в г. Кисловодске. До Великой отечественной войны судьба была его ординарная, как у многих в то время. Закончил Ростовский университет физико-математический факультет, параллельно учился в МИФЛИ. С 1942 года прошел фронтовые дороги от Орла до Восточной Пруссии. И здесь в 1945 году капитана Солженицына арестовали, препроводили в Москву и осудили на 8 лет тюрьмы. Причиной для ареста послужило неосторожное высказывание о Сталине, обнаруженное цензурой в письмах к другу юности Виткевичу. Свой лагерный срок отбывал в Экибастузском особом лагере. Затем вечное поселение в ауле Кок- Терек Джамбульской области на юге Казахстана. Но в 1956 году ему было разрешено переехать в центральную часть России, где работал сельским учителем. И вот в 1962 году в журнале «Новый мир» был напечатан рассказ «Один день Ивана Денисовича», хотя А. Твардовский, главный редактор журнала, настоял, что это повесть.

Задуман он был автором в Особом лагере для политических заключенных. «Просто был такой лагерный день, тяжелая работа, я таскал носилки с напарником и подумал, как нужно бы описать весь лагерный мир одним днем. Конечно, можно описать вот свои 10 лет лагеря, там, всю историю лагерей, а достаточно в одном дне все собрать, как по осколочкам, достаточно описать только один день одного среднего, ничем не примечательного человека с утра и до вечера. И будет все. Эта родилась у меня мысль в 52-м году. В лагере. Ну, конечно, тогда было безумно об этом думать. А потом прошли годы. Я писал роман, болел, умирал от рака… И вот уже в 59 году, однажды, я думаю, кажется, я уже мог бы сейчас эту идею применить. Я невероятно быстро написал «Один день Ивана Денисовича» и долго это скрывал. «Один день Ивана Денисовича» - это рассказ о политических заключенных, поэтому первоначально он назывался на лагерном языке «Щ-854 (Один день одного зека)». Образ Ивана Денисовича сложился из солдата Шухова, воевавшего с автором в Великую Отечественную войну (и никогда не сидевшего), общего опыта пленников и личного опыта автора в Особом лагере. Остальные лица – все из лагерной жизни с их подлинными биографиями.

Послушайте, что послужило причиной ареста Шухова (чтение отрывка).

И еще я предлагаю вам послушать некоторые эпизоды из жизни зеков. (чтение отрывков)

После напечатания «Одного дня Ивана Денисовича» к писателю хлынул поток писем от бывших политзаключенных. Со многими из них он встречался и беседовал лично. В результате этих встреч был задуман «Архипелаг ГУЛАГ». Об»Архипелаге» писатель сказал следующее: «эту книгу непосильно было бы создать одному человеку. Кроме всего, что я вынес с Архипелага – шкурой своей, памятью, ухом и глазом, материал для этой книги дали мне в рассказах, воспоминаниях, письмах 227 человек. Я не выражаю им здесь личной признательности, это наш общий дружный памятник всем замученным и убитым »

Объяснение названия произведения с использованием карты-схемы 4-го отделения Дальлага в 50-е годы (так именовался тогда г. Комсомольск – на – Амуре, на территории которого насчитывалось 39 лагерных подразделений. В каждом лагере находилось до 5 тыс. заключенных). Нетрудно посчитать общее число. А сколько их было по всей стране?

Словосочетание «Архипелаг ГУЛАГ» вошло в определенную знаковую систему 20 века, став, наряду с Освенцимом, Бухенвальдом, Хиросимой, Чернобылем трагическим символом столетия. Погибшим и замученным на Архипелаге создает автор памятник в Слове. «Посвящаю всем, кому не хватило жизни об этом рассказать. И да простят они мне, что я не все увидел, не все вспомнил, не обо всем догадался. В этой книге нет ни вымышленных лиц, ни вымышленных событий. Люди и места названы их собственными именами. Если названы инициалами, то по соображениям личным. Если не названы вовсе, то лишь потому, что память людская не сохранила имен, - а все было именно так». Послушайте о судьбе некоторых из них. (Чтение отрывков).

Именно «Архипелаг ГУЛАГ» писатель хотел увидеть в числе произведений, издаваемых на Родине, но впервые этот труд был издан в 1974 году за рубежом. Этот факт резко изменил судьбу писателя. Советское правительство обвинило его в измене Родине. Он был лишен советского гражданства, исключен из союза писателей и выслан за пределы страны. Долгое время А.И. Солженицын проживал с семьей в США штат Вермонт. В 1994 году возвратился в Россию.

«Архипелаг ГУЛАГ» - не единственное произведение о жертвах сталинского террора. Вот перед вами далеко не полный список имен тех, кто прошел через лагеря и сумел рассказать обо всем людям:

В.Т.Шаламов «Колымские рассказы»

О. Волков «Погружение во тьму»

Е. Гинзбург «Крутой поворот»

Д. Витковский «Полжизни»

Нисколько не умаляя значения произведений Солженицына я все же хочу обратиться и к поэзии, потому что поэзия более эмоциональна, чем проза. На войне с собственным народом мы потеряли миллионы людей. Мы множество раз повторяли «Никто не забыт, ничто не забыто» и предали глубочайшему забвению миллионы наших сограждан. Мы никогда не слышали набата Колымы, Печоры, Соловков, Куропат. А ведь жертвы сталинского террора не имеют даже братских могил.

Стреляли людей в затылок,

Косил людей пулемет.

Безвестные эти могилы

Никто теперь не найдет.

Земля их надежно скрыла

Под ровной волной травы

В сущности – не могилы,

А просто ямы и рвы.

Под какими истлели росами

Не дожившие до утра

И гимназистки с косами,

И мальчики- юнкера

Каких потеряла – не ведаем

В мальчиках тех страна

Пушкиных и Грибоедовых,

Героев Бородина.

Да, можно убить человека, уничтожить всякую возможность вспоминать о нем. Но нельзя убить или заставить замолчать вечно живое слово, сохранившее для нас, потомков, многочисленные свидетельства современников того кровавого лихолетья.

Только в 30 –е годы в стране было репрессировано более 1000 литераторов. Вот некоторые из них: Николай Клюев, Борис Пильняк, Осип Мандельштам.

(звучит песня И.Талькова «Россия»)

Всем, чьи могилы покрыли промерзшие пространства архипелага ГУЛАГ! Безвинно расстрелянным! Надорвавшим силы на таежных лесоповалах! Замурованным в бетон бесчисленных дальстроев и дальлагов – знайте, мы помним о вас! (звучит продолжение песни И. Талькова «Россия»)

    Подведение итога урока

    Что двигало Солженицыным, когда он писал об этих событиях?

    Какой самый главный урок мы можем извлечь для себя из книг А.И. Солженицына?

    Обобщающее слово преподавателя

Пусть сегодняшний урок будет вам информацией для размышления, чтобы вы, будущее поколение, не допустили новых репрессий по отношению к человеку. И несмотря ни на что, вера в светлое будущее нашей страны остается. Как сказал Жорес Алферов, ученый, лауреат Нобелевской премии: «Россия – страна оптимистов. Пессимисты все давно уехали».

Я бы хотела завершить урок на оптимистической ноте словами поэта В. Солоухина

Россия – одна могила,

Россия – под глыбой тьмы…

И все же она не погибла,

Пока еще живы мы.

Держите, копите силы,

Нам уходить нельзя.

Россия еще не погибла,

Пока мы живы, друзья!

Мой урок пусть будет вам напутствием, а домашнее задание – на всю вашу жизнь.

Список использованной литературы

    А.И. Солженицын «Один день Ивана Денисовича», «Архипелаг ГУЛАГ»

    Журнал «Литература в школе» № 8 – 1998 г

    Журнал «Литература в школе» № 4 - 1990 г

    Брошюра «Черный камень на красной земле» (г. Комсомольск-на-Амуре, 1992 г)

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

    Выставка произведений о сталинских годах репрессий

    Презентация о жизни и творчестве А.И. Солженицына

    Песня И.Талькова «Россия»

    Карта-схема расположений лагерных подразделений г. Комсомольска – на- Амуре в 50 годы

    Песня В. Леонтьева « XX век»

Противоречивый характер «оттепельных» реформ породил пафос нонконформизма, на основе которого объединялись художники, противостоящие официальной политике в сфере искусства. Инакомыслие художников в политических кругах было названо диссидентством, а в творческих — андеграундом. Искусство андеграунда образовало противоположный соцреалистическому искусству полюс. Между этими крайними точками протекала многогранная, интересная творческая жизнь, основу которой составили поиски путей обновления изобразительно-выразительного языка искусства.

Развитие литературы в период 1950 — 1980-х годов связано прежде всего с восстановлением принципов реалистического искусства . Процесс этот был обусловлен общественно-историческими обстоятельствами. Литература восстанавливала утраченное соцреализмом 1940 — 1950-х годов социально-аналитическое начало , а многие явления социально-экономического, политико-идеологического характера в действительности были далеки от идеала и нуждались в серьезном осмыслении. Богатейшими возможностями художественных средств реализма пользовались такие прозаики, как Ю. В. Трифонов, Ю. П. Казаков, А. И. Солженицын, В. П. Астафьев, С. П. Залыгин, В.М. Шукшин, В. Г. Распутин, Ю. В. Бондарев и др. При этом неотъемлемой частью литературного процесса 1950 — 1960-х годов являлись «нетрадиционные» для соцреализма модернистские и авангардистские тенденции.

С модернистской эстетикой было связано творчество А. А. Ахматовой, Б.Л. Пастернака, Н. А. Заболоцкого, В. П. Катаева, В. А. Каверина, В.Т. Шаламова. В 1950 — 1960-е годы литературный модернизм пережил второе рождение в новаторской поэзии Е. А. Евтушенко, Д. А. Вознесенского, Б. А. Ахмадулиной, Ю. П. Мориц, Б. Ш. Окуджавы, И.А. Бродского, в прозе В.П. Аксенова, А.Г. Битова, С. Д. Довлатова.

Авангардные поиски в литературе вели поэты Г. Н. Айги, В.А. Соснора и др. Особенность авангарда 1960-х заключается в том, что он был противопоставлен не только официальной советской идеологии, но и романтическим идеалам "шестидесятников". Поэты-авангардисты отрицали всякую зависимость от любых ограничений художественного творчества, будь то политический диктат или рамки традиций.

Переосмысление некоторых эстетических категорий происходило и в реалистической литературе , даже в той, что разрешалась цензурой к печати. Так, этой литературой утверждалось достоинство частного, даже негероического человека. Вспомним, что в советской идеологии героическое понималось как действие, направленное на преобразование действительности, а искусство соцреализма объявлялось «героическим по преимуществу». Последующее развитие литературы переориентировало критерий героического на другие нравственные категории. Литературовед В. Я. Лакшин в статье "Писатель, читатель, критик" (1965) напоминал, что героем человека делает не только подвиг, понимаемый как деяние, направленное вовне, но и постоянное внутреннее подвижничество. После распада СССР в журнале «Знамя» (1992, № 11) в статье критика-эмигранта П. Вайля и вовсе была провозглашена «смерть героя», на смену которому в качестве нормы в литературу пришел «частный» человек .

Постепенно разнообразились и художественные средства реалистической литературы второй половины XX века. В период 1970 — 1980-х годов авторы активно использовали художественные приемы явной, «вторичной» условности. Психологический реализм сочетался с элементами фантастки и сюрреализма. В целом условные ситуации и обстоятельства, смещение временных и пространственных пластов, притчеобразие и мифоподобие в прозе и драматургии — средства, которыми охотно пользуются современные реалисты.

В период правления Л.И. Брежнева политика власти в отношении инакомыслящих представителей художественной культуры спровоцировала новый, третий поток эмиграции . В 1970 - 1980-е годы СССР покинули В. П. Аксенов, И. А. Бродский, Г. Н. Владимов, В. Н. Войнович, Ф. Н.Горенштейн, С.Д.Довлатов, А.А. Галич, Ю. М. Кублановский, В. Е. Максимов, С. Соколов и др., был выслан из страны А. Солженицын и многие другие. Их творчество формировалось под влиянием не только русской классической литературы, творчества М. И. Цветаевой, Б.Л. Пастернака, А. П. Платонова, по и популярной в 1960-е годы в Советском Союзе американской и латиноамериканской литературы. Этим объясняется эстетическое разнообразие русской эмигрантской литературы третьей волны: от реализма до постмодернизма. Оторванные от родины, не принятые «старой эмиграцией», писатели создавали свои альманахи и журналы, из которых наиболее известны парижский «Континент», американские газеты «Новый американец» и «Панорама», журнал «Калейдоскоп», израильский журнал «Время и мы», мюнхенский — «Форум». В период 1985 — 1991 годов в результате ослабления цензуры были опубликованы острокритические статьи, предметом обсуждения в которых стали "деформации социализма", произошедшие за 70 лет существования системы. «Прорабами перестройки», поддержавшими политику М.С. Горбачева, стали «шестидесятники», они рассматривали деятельность Горбачева как продолжение антисталинских реформ «оттепели».

Границы между официальной культурой и возникшими еще в недрах советского государства субкультурами были окончательно взорваны. Пользуясь терминологией Ю. М. Лотмана, можно сказать, что отечественная культура на рубеже 1980 — 1990-х голов оказалась в ситуации «взрыва». Это, с одной стороны, усложнило, а с другой — разнообразило общественно-культурную жизнь страны. Постепенно налаживались контакты с эмигрантами третьей волны, снимались запреты с их публикаций.

В результате смягчения политико-идеологического давления в "толстых" литературно-художественных журналах "Новый мир", "Дружба народов", "Октябрь" и других были опубликованы произведения, многие годы хранившиеся в спецхранах и получившие определение "возвращенная литература ". Среди них произведения Платонова, Ахматовой, Гроссмана, Пастернака, Булгакова, Твардовского, Трифонова, Домбровского, Тендрякова, Солженицына и др. В то же время в литературу вошло новое поколение писателей: B.C. Маканин, Р.Т. Киреев, Т.Н. Толстая, Л.С. Петрушевская, В. Н. Крупин, Т.Ю. Кибиров и др.

Использованы материалы книги: Литература: уч. для студ. сред. проф. учеб. заведений / под ред. Г.А. Обернихиной. М.: "Академия", 2010

РУССКАЯ ПРОЗА СЕРЕДИНЫ 50–Х ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ 80–Х ГОДОВ

1. Периодизация.
2. Тема бюрократизма и проблема инакомыслия в романе В.Дудинцева «Не хлебом единым».
3. Трагический конфликт между идеалом и действительностью в повести П.Нилина «Жестокость».
4. Повести Б.Можаева «Живой» и В.Белова «Привычное дело»: глубина и цельность нравственного мира человека от земли.
5. Творчество В.Распутина: постановка острых проблем современности в повестях «Деньги для Марии» и «Последний срок».
6. Художественный мир рассказов В.Шукшина.
7. Проблема экологии природы и человеческой души в повествовании в рассказах В.Астафьева «Царь–рыба».
8. Беспощадность в изображении ужасов повседневной жизни в повести В.Астафьева «Печальный детектив».

Литература:
1. История русской литературы ХХ века (20–90–е годы). М.:МГУ, 1998.
2. История советской литературы: Новый взгляд. М.,1990.
3. Емельянов Л. Василий Шукшин. Очерк творчества. Л., 1983.
4. Ланщиков А. Виктор Астафьев (Жизнь и творчество). М., 1992.
5. Мусатов В.В. История русской литературы ХХ в. (советский период). М., 2001.
6. Панкеев И. Валентин Распутин. М., 1990.

Смерть Сталина и наступившая за ней либерализация сказались непосредственно и на литературной жизни общества.

Годы, начиная с 1953 и заканчивая 1964–м, именуют обычно периодом «оттепели» – по названию одноименной повести И.Эренбурга (1954). Этот период явился для писателей долгожданным глотком свободы, освобождения от догм, от диктата разрешенной полуправды. «Оттепель» имела свои этапы и продвижения вперед и возвратные движения, реставрацию старого, эпизоды частичного возвращения к «задержанной» классике (так в 1956 году вышло 9–титомное собр. соч. И.Бунина, стали печататься сборники крамольных Ахматовой, Цветаевой, Заболоцкого, Есенина, а в 1966 году был опубликован роман М.Булгакова «Мастер и Маргарита»). Вместе с тем в жизни общества все еще возможны были инциденты наподобие того, который произошел после публикации романа Б.Пастернака «Доктор Живаго» и присуждения ему Нобелевской премии. Роман В.Гроссмана «Жизнь и судьба» – даже в условиях «оттепели» – был все же конфискован в 1961 году, арестован до 1980 г.

Первый отрезок «оттепели» (1953–1954 гг.) связан прежде всего с освобождением от предписаний нормативной эстетики. В 1953 году в №12 журнала «Новый мир» появилась статья В.Померанцева «Об искренности в литературе», в которой автор указывал на весьма частое расхождение между лично увиденным писателем и тем, что ему же предписывалось изображать, что официально считалось правдой. Так, правдой в войне считалось не отступление, не катастрофа 1941 года, а только пресловутые победные удары. И даже писатели, знавшие о подвиге и трагедии защитников Брестской крепости в 1941 году (например, К.Симонов), до 1956 года не писали о ней, вычеркивали ее из своей памяти и биографии. Точно так же не все, что знали, писатели рассказывали о Ленинградской блокаде, о трагедии пленных и т.п. В.Померанцев призывал писателей доверять своей биографии, своему выстраданному опыту, быть искренними, а не отбирать, подгонять материал под заданную схему.

Второй этап «оттепели» (1955–1960 гг.) – это уже не сфера теории, а серия художественных произведений, утверждавших право писателей видеть мир таким, каков он есть. Это и роман В.Дудинцева «Не хлебом единым» (1956), и повесть П.Нилина «Жестокость»(1956), и очерки и повести В.Тендрякова «Ненастье» (1954), «Тугой узел» (1956) и др.

Третий и последний отрезок «оттепели» (1961–1963 гг.) – правомерно связан с романом в защиту пленных советских солдат «Пропавшие без вести» (1962) С.Злобина, ранними повестями и романами В.Аксенова, поэзией Е.Евтушенко и, безусловно, с первым достоверным описанием лагеря рассказом «Один день Ивана Денисовича» (1962) А.Солженицына.

Период с 1964 по 1985 гг. называют обычно огрублено и упрощенно «годами застоя». Но это явно несправедливо ни по отношению к нашей науке (наша страна была первой и в космосе, и в сфере многих наукоемких технологий), ни по отношению к литературному процессу. Масштабы свободы художников в эти годы были так велики, что 1/впервые после 20–х годов в литературе родились новые литературные направления «деревенской» прозы, «военной» прозы, «городской» или «интеллектуальной» прозы, расцвела авторская песня; 2/ появились специфические работы о русской религиозно–нравственной идее в искусстве «Письма из Русского музея» (1966), «Черные доски» (1969) Вл.Солоухина; 3/была создана историческая романистика В.Пикуля (1928–1989), написаны глубокие историко–философские произведения Д.Балашова; 4/ возникла историко–революционная романистика А.Солженицына («Красное колесо»); 5/ произошел взлет научной фантастики, расцвет социальной антиутопии И.Ефремова и братьев Стругацких.

В 60–80–е годы в литературном процессе господствовали два течения: с одной стороны, патриотическое, национально ориентированное (у В.Белова, В.Распутина, В.Астафьева, Н.Рубцова и др.) и, с другой стороны, типично «западническое», во многом индивидуалистическое, ориентированное на новейшую постмодернистскую философию и поэтику (Е.Евтушеенко, А.Вознесенский, И.Бродский, В.Войнович и др.). Одни писатели, например, В.Белов, видели в крестьянской избе ее соборно–семейную душу. Другие, например, В.Войнович, не менее активно, чем В.Белов, не принимая сталинизм, в то же время и в романе «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина» (1969), и в повести «Иванькиада» (1976) смотрели и на «русскую идею», и на деревенскую Русь крайне саркастически.

Городская тема в русской литературе имеет давние традиции и связана с именами Ф.М. Достоевского, А.П. Чехова, М. Горького, М. Булгакова и многих других известных писателей. Городская проза — это литература, в которой город в качестве условного фона, специфического историко-литературного колорита, существующих условий жизни занимает важнейшее место и определяет сюжет, тематику и проблематику произведения. Трагический переход от родовых уз к законам античных городов-полисов, городская средневековая литература, петербургско-московская традиция в русской литературе, западноевропейский городской роман — вот лишь некоторые вехи, обозначившие этапы «городского текста» в мировой литературе. Исследователи не могли пройти мимо данного факта: сложилось целое научное направление, анализирующее особенности изображения города в творчестве мастеров слова.

Только в 1970-1980-е годы XX в. произведения на эту тему стали объединяться под рубрикой «городская проза». Стоит напомнить, что в современной литературе определения типа «деревенская», «городская», «военная» не являются научными терминами, носят условный характер.

Они используются в критике и позволяют установить самую общую классификацию литературного процесса. Филологический анализ, который ставит целью изучение особенностей стилей и жанров, своеобразия психологизма, типов повествования, отличительных признаков в использовании художественного времени и пространства и, конечно же, языка прозы, предусматривает иную, более точную терминологию.

Причины возникновения «городской прозы»

Что стало причиной возникновения городской прозы в ее новом качестве? В 1960-1970-е годы в России активизировались миграционные процессы: городское население стало быстро увеличиваться. Соответственно изменялись состав и интересы читательской аудитории. Следует помнить, что в те годы роль литературы в общественном сознании была важнее, чем теперь. Естественно, что привычки, манера поведения, образ мыслей и вообще психология городских аборигенов привлекали к себе повышенное внимание. С другой стороны, жизнь новых горожан-переселенцев, в частности так называемых «лимитчиков», предоставляла писателям новые возможности для художественного исследования областей человеческого бытия.

«Городская проза»: примеры, представители

Первооткрывателем городской прозы стал Ю. Трифонов. Его повести «Обмен» (1969), «Предварительные итоги» (1970), «Долгое прощание» (1971), «Другая жизнь» (1975) изображают каждодневную жизнь московской интеллигенции. У читателя складывается впечатление, что писатель сосредоточен исключительно на бытовой стороне жизни, но оно обманчиво. В его повестях действительно не происходит никаких крупных общественных событий, потрясений, душераздирающих трагедий. Однако нравственность человека проходит медные трубы именно здесь, на будничном семейном уровне. Оказывается, что выдержать такое испытание ничуть не легче, чем экстремальные ситуации. На пути к идеалу, о чем мечтают все герои Трифонова, возникают всевозможные мелочи жизни, загромождая дорогу и уводя путника в сторону. Они-то и устанавливают истинную ценность персонажей. Выразительны в этом плане названия повестей.

Психологический реализм Ю. Трифонова заставляет вспомнить рассказы и повести А. Чехова. Связь этих художников несомненна. Во всем своем богатстве, многогранности городская тема раскрывается в произведениях С. Довлатова, С. Каледина, М. Кураева, В. Маканина, Л. Петрушевской, Ю. Полякова, Вяч. Пьецуха и др.

Анализ творчества Трифонова

В повести «Обмен» инженер Дмитриев решил обменять жилплощадь, чтобы съехаться с больной матерью. Но при ближайшем рассмотрении оказалось, что мать он предал. Обмен произошел, прежде всего, в плане духовном — г ерой «обменял» порядочность на подлость. В «Предварительных итогах» исследуется распространенная психологическая ситуация, когда человек, неудовлетворенный прожитой жизнью, собирается подвести черту под прошлым и с завтрашнего дня начать все заново. Но у переводчика Геннадия Сергеевича предварительные итоги, как это часто бывает, становятся окончательными. Он сломлен, воля его парализована, бороться за себя, за свои идеалы он больше не может.

Не удается начать «другую жизнь» и Ольге Васильевне, героине одноименной повести, похоронившей мужа. В этих произведениях Трифонова особенно удачно использован прием несобственно-прямой речи, помогающий создать внутренний монолог персонажа, показать его духовные искания. Только через преодоление мелкой житейской суеты, «наивного» эгоизма во имя какой-то высокой цели может быть реализована мечта о другой жизни.

Тесно примыкает к этому циклу повестей и роман «Время и место» (1981) . Здесь двум главным действующим лицам — писателю Антипову и повествователю — удается прожить жизнь достойно, несмотря на то, что мрачное, трудное время способствовало скорее деградации личности.

Возникновение женской прозы: представители, примеры

Возникновение «городской прозы» предоставило наилучшие возможности для реализации творческих принципов «другой» прозы. В рамках городской темы обнаружил себя феномен женской прозы . Никогда еще не являлось читателю сразу столько талантливых писательниц. В 1990 г. вышел очередной сборник «Не помнящая зла», представивший творчество Т.Толстой, Л. Ванеевой, В. Нарбиковой, В.Токаревой, Н. Садур и др. Со временем к ним прибавляются все новые и новые имена, и женская проза выходит далеко за рамки городской темы. Издательство «Вагриус» с середины 1990-х годов осуществляет выпуск серии книг под общим названием «Женский почерк».

Городская проза, как и деревенская, принадлежит главным образом 1970- 1980-м годам.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

 


Читайте:



Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Михалков Сергей Владимирович Праздник Непослушания Сергей Владимирович Михалков Праздник Непослушания Повесть-сказка "Праздник Непослушания" -...

Почвенный покров южной америки

Почвенный покров южной америки

Страница 1 В отличие от Северной Америки, где изменения в растительном покрове зависят в значительной степени от изменений температурных условий,...

Расправленные крылья - музыкальная пауза Порядок описания Московской операции

Расправленные крылья - музыкальная пауза Порядок описания Московской операции

Ситуация на фронте весной 1942 года, планы сторон, немецкое наступление летом 1942 года, начало Сталинградской битвы, немецкий оккупационный режим,...

Cобытия Второй мировой войны

Cобытия Второй мировой войны

Вторая мировая война считается самой крупной в истории человечества. Она началась и закончилась 2 сентября 1945 года. За это время в ней приняло...

feed-image RSS