Главная - Речь
Развитие русской культуры в 14 16 веках. Русская культура в XIV-XVI веках

Ответ от слесарева анастасия[гуру]
Развитие русской культуры в этот период происходило под воздействием множества факторов. Это и развитие прежних традиций, особенно связанных с христианскими ценностями и церковными интересами. Появляются и новые факторы, влияющие на культуру: собирание русских земель вокруг Московского княжества и создание единого централизованного государства, утверждение национального самосознания в борьбе против золотоордынского ига. От века к веку все заметнее становится роль Москвы, московских великих князей. Московская Русь превратилась в центр не только объединительных процессов, но и развития культуры.
Литература. В русской литературе большое место занимала тема борьбы с ордынским игом. Особенно выделяются произведения Куликовского цикла (“Задонщина”, “Сказание о Мамаевом побоище”). Они проникнуты чувством патриотизма и восхищения подвигами русских воинов.

Во второй половине XV в. новое рождение переживает старый жанр хождений (описаний путешествий) .

Сохранялись и умножались летописные традиции. В XIV в. в Москве создается общерусский летописный свод, а составленный в 1442 г. “Хронограф” включает описание всемирной истории.

В первой половине XVI в. вокруг митрополита Макария сформировалась группа образованных людей, которые создали знаменитые “Великие Четьи-Минеи”. Это собрание наиболее читаемых на Руси книг: житийной литературы, поучений, сказаний и др. - как правило, не носивших богослужебного характера, но напрямую связанных с православной традицией.
Важным культурным событием стало появление книгопечатания. Оно связано с именами Ивана Федорова и Петра Мстиславца, которые создали первую печатную книгу “Апостол” (1564). Во Львове был выпущен первый русский букварь с грамматикой. Реакция церкви на книгопечатание была столь отрицательной, что даже в XVII в. печатная книга не смогла вытеснить рукописную.
Общественно-политическая мысль. Среди русских письменных источников XV-XVI вв. много произведений, в которых авторы размышляют о судьбе России.
Архитектура. Москва становится столицей огромной державы, накопление богатств в руках московского князя дает возможность приступить к невиданному ранее по размаху каменному строительству. Дмитрий Донской в 1366-1367 гг. начал строительство нового московского Кремля. На месте деревянных укреплений, построенных при Иване Калите, возник новый белокаменный Кремль.
Строительство московских укреплений продолжалось в течение всего XVI в. К Кремлю пристроили полукольцо укреплений Китай-города, а в конце века “городовых дел мастер” Федор Конь возвел “Белый город” длиной около 9,5 км. Ф. Конь построил также стены Кремля в Смоленске.

Во второй половине XVI в. из традиций деревянного зодчества, но уже в камне, возникает шатровый стиль. Шатровое церковное зодчество не распространилось широко, поскольку противоречило церковным канонам и запрещалось церковными властями. Живопись. Феофан, выходец из Византии, жил в Новгороде, а затем в Москве. Для его фресок и икон характерна особая эмоциональность. Решения Стоглавого собора оказали влияние не только на архитектуру, но и на живопись. Это привело к тому, что совершенствовались только технические приемы письма. Ремесло. В XIV-XVI вв. продолжалось развитие ремесла. Главными центрами ремесленного производства были города, монастыри, некоторые крупные вотчины. В конце XV в. в Москве создается Пушечный двор. Первые пушки появились на Руси в последней трети XIV в. В последующие века сложилась целая школа пушечных мастеров. Одним из ее представителей был Андрей Чохов, создатель знаменитой Царь-пушки.

РУССКАЯ КУЛЬТУРА В 14-16 ВЕКАХ
ВЛИЯНИЕ ТАТАРО-МОНГОЛЬСКОГО ИГА НА РАЗВИТИЕ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

В результате нашествия монголо-татар был нанесен жестокий урон материальным и культурным ценностям. Давало о себе знать резкое усиление разобщенности русских земель с середины 13 века, что отрицательно сказывалось на развитии русской культуры. Сразу же после установления ордынского владычества на Руси временно прекращается строительство каменных зданий.

Было утрачено искусство целого ряда художественных ремесел.

За время феодальной раздробленности сформировались местные центры летописания, а также литературные художественные школы. Во времена монголо-татарского ига часть этих традиций сохранилась, что создавало основу в будущем для культурного подъёма к концу 14 века. Кроме того борьба за государственную целостность и независимость сближала культуры разных земель, а также культуру верхушки и народную. Несмотря на то, что многие культурные произведения погибли, многие и появились.

Включившись в систему мировых торговых связей через Золотую Орду, Русь переняла ряд культурных достижений стран Востока, технологию изготовления различных предметов, архитектурные достижения и общекультурные.

С другой стороны, монголо-татарское нашествие повлияло на возвышение Москвы, как центра объединения Руси. И постепенно общерусская культура стала формироваться на основе культуры Владимирской Руси.

ЛЕТОПИСАНИЕ

Начиная со второй половины 13 века в русских землях постепенно восстанавливается летописание. Его главными центрами оставались Галицко-Волынское княжество, Новгород, Ростов Великий, Рязань, примерно с 1250 года Владимир. Появляются также новые центры Москва, Тверь.

Со второй половины 14 века составление летописей и рукописных книг переживает значительный подъём. Ведущее место постепенно занимает Московская летописная традиция с её идеями объединения земель вокруг Москвы. Московская летописная традиция дошла до нас в составе Троицкой летописи начало 15 века и являет собой в отличии от местных летописей первый со времен Древней Руси свод общерусского характера, тут обосновываются право князей московских быть главой Руси.

  • В середине 15 века появляется краткая всемирная история — хронограф.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО РУСИ

Вместе с тем важнейшим жанром литературы в 13 веке, получившим динамичное развитие, становится устное народное творчество: былины, песни, сказания, воинские повести. В них отражались представления русских людей о своём прошлом и об окружающем мире.

Первый цикл былин является доработкой и переработкой старого цикла былин о Киевской державе.

Второй цикл былин — Новгородский. В нём прославляется богатство, могущество, свободолюбие вольного города, а также мужество горожан в защите города от врагов.

  • Главные герои — Садко, Василий Буслаевич.

Другие жанры появляются в 14 веке и посвящены осмыслению монгольского завоевания. Повести-сказания: о битве на реке Калке, о разорении Рязани, о нашествии Батыя, а также о защитнике Смоленска — юноше Смолянине Меркурии, спасшим город по велению Богородицы от монгольских ратей. Часть произведений этого цикла вошла в летописные своды.

ЛИТЕРАТУРА РУСИ

В традиции плача написано «Слово о погибели русской земли» (сохранилась только первая часть). Идеи национального освобождения и патриотизма отражаются также в произведениях, посвященных северо-западных рубежей земли русской: «Повесть о житие Александр Невского» . Целый ряд житийных произведений посвящен князьям, погибшим в орде. Это житие Михаила Черниговского. Князья представлены в этих произведениях, как защитники провославной веры и Руси.

  • Отсюда были заимствованы образы, литературный стиль, отдельные обороты, выражения. Оно не сообщает о походе или битве, а выражает чувства от случившегося. Написана по итогам Куликовской битвы.

Эта победа рассматривается тут, как возмездие за поражение на речке Калке. В произведении выражена гордость за победу, прославляется Москва, как государственный центр Руси. Задонщина сохранилась в подлиннике. Характеризуется хорошим литературным языком.

В жанре светской литературы написано Хождение за три моря Афанасия Никитина. Это одно из немногих светских произведений, сохранившихся на Руси. В нем пересказываются впечатления от путешествий в Индию и многих восточных стран. Это путевой дневник.

НАЧАЛО КНИГОПЕЧАТАНИЯ НА РУСИ

Конец 15 века связан с завершением формирования великорусской народности.

  • Сложился язык, отличающийся от церковно-славянского. Господствующим стал московский диалект.

С образованием централизованного государства, увеличилась потребность в грамотных, образованных людях.

  • В 1563 году казённую типографию возглавил Иван Федоров. Помощником его был Федор Мстиславович. . Типография работала в основном на нужду церкви.
В 1574 году во Львове издается первая русская азбука.

ОБЩЕПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ РУСИ 16 ВЕКА.

Реформы Избранной Рады при Иване Грозном были направлены на укреплении централизации государства. Общая политическая мысль Руси отражала несколько тенденций по вопросам о взаимоотношении власти и отдельных слоев населения, призванных поддерживать её. Либо царская власть должна была бороться с боярством, либо боярство должно было быть её главной опорой.

Великие Минеи Четьи митрополита всея Руси Макария (1481/82-31.XII. 1563 г.) - это книжный свод из 12 рукописных книг, составляющий годовой «круг чтения» почти на каждый день, каждая из 12 Миней содержит материал на один из месяцев (начиная с сентября). По замыслу инициатора, организатора переписки и редактора этого книжного свода Макария 12 фолиантов огромного объема и размера должны были вобрать «все святые книги четьи», почитаемые и читаемые на Руси, благодаря чему Великие Минеи Четьи стали своего рода энциклопедией русской книжности XVI в.

Домострой — памятник русской литературы XVI века, являющийся сборником правил, советов и наставлений по всем направлениям жизни человека и семьи, включая общественные, семейные, хозяйственные и религиозные вопросы. Наиболее известен в редакции середины XVI века, приписываемой протопопу Сильвестру.

  • Хотя Домострой и был сборником советов по ведению хозяйства, но был написан художественных языком и стал литературным памятником эпохи.

ЖИВОПИСЬ РУСИ

Несмотря на некоторый упадок в развитии страны русская живопись к 14 — 15 веку достигла наивысшего расцвета. В современной литературе этот период оценивают как русское возрождение. В это время на Руси работает серия замечательных живописцев.

  • В конце 14 начале 15 века в Новгороде, Москве, Серпухове и Нижнем Новгороде работал приехавший из Византии живописец Феофан Грек .

Он великолепно соединил византийскую традицию и уже сформировавшуюся русскую. Иногда он работал с нарушением канонов. Его образы психологические, в его иконах передано духовное напряжение. Им была создана роспись храма Спаса на Ильене улице в Новгороде, вместе с Семеном Черным — росписи московской церкви Рождества Богородицы (1395) и Архангельского собора (1399).

  • Великим русским художником, творившем в этот период является Андрей Рублев.

Он мастер лаконичной, но очень выразительной композиции. В его работах виден удивительный живописный колорит. А в его иконах и фресках чувствуется идеал нравственного совершенства. Одновременно умел передавать и тонкие душевные переживания персонажей. Он участвовал в росписи старого Благовещенского собора в Кремле (1405) вместе с Феофаном Греком и прохором из Городца, расписывал Успенский собор во Владимире (1408). Троицкий собор в Троице — Сергиевом монастыре и Спасский собор Андроникова монастыря (1420).

«Троица». 1411 год или 1425-27, Государственная Третьяковская галерея

Образ отражает библейский сюжет, когда праотец Авраам принимал дома трех путников, посланных Богом, и принесших ему новость о грядущем рождении сына. Первые изображения трех ангелов за столом появились еще в Византии 14-го века, и назывались Филоксения (греч. - «гостеприимство») Авраама.

Одним из первых, кто вдохнул в эту икону новый Евхаристический смысл, стал Русский иконописец, святой Андрей Рублев. Он изобразил Трех Ангелов как три ипостаси Божии. Средний Ангел символизирует Сына Божия - Иисуса Христа, левый - Бога-Отца, правый Бога - Духа Святого (основа такого толкования иконы в одежде и расположении Ангелов), однако одинаковый внешний вид Ликов показывает, что Святая Троица – единое и неделимое Целое. Перед Ангелами стоит чаша – символ жертвы Христа за наши грехи.

В конце 15 века огромный вклад в развитие русской живописи внес выдающийся иконописец Дионисий . Он был великолепным калористом и очень сложным мастером. Вместе со своими сыновьями Феодосием и Владимиром а так же другими учениками, он создал фрески Успенского собора Кремля .

К числу его творений относилась и знаменитая икона Спас в силах.

Одновременно функционирует и Новгородская иконописная школа. Она отличается яркостью красок и динамичностью композиции.

АРХИТЕКТУРА РУСИ

В 14-16 веке в связи с централизацией государства украшается Москва (при Иване Калите развивается каменное строительство).

  • При Дмитрии Донском впервые возведен белокаменный Кремль.

Во время ига реставрируется серия старых русских храмов. Благодаря достройкам и перестройкам появляется тенденция к кристализации русского национального архитектурного стиля на основе синтеза традиций Киевской и Владимиро-Суздальской земли, что в будущем стало образцом для последующего строительства в конце 15 начале 16 века.

По совету Софьи Палеолог (бабушка Ивана IV Грозного) приглашались мастера из Италии. Цель этого — отобразить мощь и славу русского государства. Итальянец Аристотель Фиораванти съездил во Владимир, осмотрел Успенский и Дмитриевский соборы. Он удачно сумел объединить традиции русского и итальянского зодчества. В 1479 году удачно завершил возведения главного храма русского государства — Успенского собора Кремля. Вслед за этим была построена грановитая палата для приема иностранных посольств.

  • Обращение к национальным истокам особенно ярко выражалось в каменном зодчестве традиционно русского шатрового стиля, столь характерного для деревянной архитектуры Руси.

Шедеврами шатрового стиля являлись церковь вознесения в селе Коломенском (1532) и Покровский собор на Кремлевской площади в Москве. То есть появляется собственный архитектурный стиль.


Покровский собор

Монголо-татарское нашествие и вторжение немецких рыцарей поставили страну на край гибели.

Литература XIII в. характеризуется трагическим пафосом и подъемом национально-патриотических настроений. Об ожесточенных сражениях с захватчиками и страшном опустошении земли Русской рассказывают летописные повести о битве на р. Калке «Слово о погибели Русской земли», «Житие Александра Невского». Память о нашествии на Русь сохранилась в произведениях более позднего времени «Повесть о разорении Рязани Батыем» (XIV в.), «Китежная легенда». Последний историко-культурный памятник представляет собой цикл преданий о легендарном граде Китеже, погрузившемся в озеро Светлояр и таким образом спасшемся от разорения монголо-татарами. Цикл слагался на протяжении многих веков и окончательно оформился в старообрядческой «Книге, глаголемой летописец» (конец XVIII в.).

Со 2-й половины XIV в. начинается подъем русской культуры, обусловленный успехами хозяйственного развития и первой крупной победой над иноземными захватчиками в Куликовской битве. После этого исторического события возрождаются старые и развиваются новые города-центры хозяйственной жизни и культуры.

Москва возглавляет борьбу за объединение русских земель, возрастает ее влияние как одного из культурных центров.

Победе на Куликовом поле посвящено наиболее выдающееся произведение этого времени «Задонщина» (за Доном). Это произведение написано в жанре исторической повести рязанцем Софонием в 80-е гг. XIV в. Автор сопоставляет события современной ему жизни с событиями, описанными в «Слове о полку Игореве». Победа на Куликовом поле – это как бы отмщение за поражение войск Игоря Святославовича. Эта победа восстановила славу и могущество Русской земли.

Широкое развитие получило зодчество, в первую очередь в Новгороде и Пскове – городах, политически менее зависимых от монгольских ханов. В XIV–XV вв. Новгород был одним из крупнейших центров развития искусства, экономической и политической жизни.

Русские зодчие продолжали традиции архитектуры домонгольского периода (преемственность культур). Они использовали кладку из грубо отесанных известковых плит, валунов и частично кирпича. Такая кладка создавала впечатление силы и мощи (а это соответствует русскому характеру). Эту особенность новгородского искусства так отметил академик И. Э. Грабарь: «Идеал новгородца – сила, и его красота – красота силы».

Результат новых исканий традиций старого зодчества – церковь Спаса на Ковалеве (1345 г.) и церковь Успения на Волотовом поле (1352 г.). Образцы нового стиля – церковь Федора Стратилата (1361 г.) и церковь Спаса Преображения (1374 г.). Для этого стиля характерны нарядное внешнее убранство храмов, украшение фасадов декоративными нишами, скульптурными крестами, а ниш – фресками. Церковь Спаса Преображения, построенная в Новгороде, представляет собой типичный крестово-купольный храм в четыре мощных столба и одной главой.

Одновременно с храмовым велось и гражданское строительство. В Новгороде была построена Грановитая палата (1433 г.). Новгородские бояре строили себе каменные палаты. В 1302 г. в Новгороде был заложен каменный кремль.

Другим крупным хозяйственным и культурным центром в то время был Псков. Город напоминал крепость. Архитектура зданий суровая и лаконичная, почти полностью лишенная декоративных украшений. Длина стен большого каменного кремля составляла девять километров. Псковские мастера завоевали на Руси большую известность и оказали большое влияние на московское строительство.

В Москве каменное строительство началось во 2-й четверти XIV в. (сооружение белокаменной крепости Московского Кремля). Кремль постоянно строился и разрастался.

Велось строительство и в других городах. Крупнейшей постройкой того времени был Успенский собор в Коломне – на высоком подклете, с галереей.

Новым направлением в московской архитектуре стало стремление к преодолению «кубичности» и созданию новой, устремленной вверх композиции здания за счет ступенчатого расположения сводов.

История русской живописи XIV–XV вв. также, как и зодчество, стала естественным продолжением истории живописи домонгольского периода.

Иконопись развивается в Новгороде и Пскове. Новгородские иконы этого периода характеризуют лаконичная композиция, четкий рисунок, чистота красок, безупречная техника.

Стенную живопись на Руси этого времени относят к золотому веку. Широкое распространение наряду с иконописью получила фреска – живопись по сырой штукатурке красками, разведенными на воде. В XIV в. фресковая живопись оформляется композиционно, вводится пейзаж, усиливается психологизм изображения.

Особое место среди художников XIV–XV вв. занимает гениальный Феофан Грек (ок. 1340 – после 1405 г.). Произведения Феофана Грека – фрески, иконы отличаются монументальностью, силой и драматической выразительностью образов, смелой и свободной живописной манерой. Он воплотил в своих произведениях одухотворенность человека, его внутреннюю силу. Вместе с Андреем Рублевым они расписывают Благовещенский собор в Кремле (1405 г.).

Другим известным мастером этого времени является великий русский художник Андрей Рублев (ок. 1360/70 – ок. 1430 гг.). Его творчество знаменовало собой подъем русской культуры периода создания централизованного Русского государства и возвышения Москвы. При нем московская школа живописи достигает расцвета. Произведения Андрея Рублева отличают глубокая человечность, одухотворенность образов, идея согласия и гармонии, совершенство художественной формы.

Наиболее известное нам его произведение – икона «Троица». В этом шедевре мы видим выражение глубокой гуманистической идеи согласия и человеколюбия, гармонии.

Культура России конца XV–XVI вв.

Для историко-культурного развития русских земель период конца XV–XVI вв. был переломным. Продолжалось образование единого Русского государства, страна окончательно освободилась от монголо-татарского ига, завершилось формирование русской народности. Все это оказало существенное влияние на формирование культурных процессов.

В русской культуре усиливаются светские и демократические элементы.

В литературе появляются произведения, поддерживающие новую государственную политику. Теория происхождения Русского государства нашла свое выражение в «Сказании о князьях Владимирских». В нем утверждалось, что русские государи ведут свое происхождение от римского императора Августа. Эту идею поддержала церковь, которая к тому же связала ее с концепцией «Москва – Третий Рим». Экономические и политические достижения России этого времени оказали заметное влияние на повышение уровня грамотности и просвещения. Грамоте обучали в частных школах в основном священники и дьячки. В школах изучали Псалтырь, а в некоторых – начальную грамматику и арифметику.

Большую роль в истории культуры России сыграло появление книгопечатания. Первые попытки его относятся к концу XV в., но началось оно в 1553 г. В 1563 г. было построена первая типография в Москве. Книгопечатание стало государственной монополией. Во главе типографии стояли Иван Федоров и Петр Мстиславец. В 1564 г. была напечатана первая русская печатная книга «Апостол ».

Среди литературных памятников того времени – огромный 10-том-ный свод церковной литературы «Чтения ежемесячные». Это написанные митрополитом Макарием жизнеописания русских святых, составленные по месяцам в соответствии с днями чествования каждого святого.

Создаются обобщающие летописные произведения, например Лицевой Летописный свод – своеобразная всемирная история от сотворения мира до середины XVI в. Памятником русской исторической литературы является также «Степенная книга», составленная духовником Ивана IV Андреем. В ней излагается русская история от Владимира I до Ивана IV.

Свод житейских правил и наставлений содержит «Домострой ». Он защищал патриархальный уклад в семье. В книге давались советы, как быть бережливым и т.д.

Архитектура периода XV – XVI вв. отразила возрастание международной роли Русского государства. Наступает новый этап как в храмовом, так и в гражданском зодчестве.

Создание русского централизованного государства было ознаменовано строительством на месте старого нового Кремля, ансамбль которого окончательно сложился в конце XV – начале XVI вв. В это время в строительстве стали использовать кирпич. Кирпичная кладка вытесняла традиционную белокаменную. В 1485 – 1495 гг. белокаменные стены Кремля заменили кирпичными.

В 1475 – 1479 гг. был сооружен новый Успенский собор, который стал классическим образцом монументального храмового зодчества XVI в.

В 1484 – 1489 гг. был построен Благовещенский собор – домовая церковь великих князей.

В 1505 – 1508 гг. был построен Архангельский собор, во внешнем облике которого ярко выразился светский стиль архитектуры. Архангельский собор был храмом-усыпальницей, куда перенесли всех великих князей, начиная с Ивана Калиты, а затем и царей (до Петра I).

В московском Кремле возводились также и светские постройки, например Грановитая палата, которая предназначалась для торжественных приемов.

Наивысшим достижением русской архитектуры XVI в. стало строительство храма шатрового типа , в котором наиболее ярко выразилось национальное своеобразие русских традиций. Примером шатрового храма стал Покровский собор (собор Василия Блаженного). Собор был построен в 1555 – 1560 гг. русскими зодчими Бармой и Постником в честь взятия Казани.

В XVI в. огромный размах получило «крепостное строительство».

В Москве была возведена линия укреплений (Китай-город, потом Белый город). Работами этими руководил известный мастер Федор Конь, он также построил Смоленский Кремль.

Живопись периода конца XV – XVI вв. представлена произведениями талантливого русского художника Дионисия. Он расписывал Успенский собор.

Постепенно расширяется круг тем живописи, возрастает интерес к нецерковным сюжетам, особенно историческим. Развивается жанр исторического портрета.

Живопись этого периода характеризуется растущим интересом к реальным историческим лицам и событиям.

По мнению академика Д. С. Лихачева, «из всех периодов истории российской культуры именно XV – XVI вв. являются особенно важными. Именно тогда происходит восстановление прерванного процесса создания единого государства и возрождение культуры…»



В результате нашествия монголо-татар был нанесен жестокий урон материальным и культурным ценностям. Давало о себе знать резкое усиление разобщенности русских земель с середины 13 века, что отрицательно сказывалось на развитии русской культуры. Сразу же после установления ордынского владычества на Руси временно прекращается строительство каменных зданий.

БЫЛО УТРАЧЕНО ИСКУССТВО ЦЕЛОГО РЯДА ХУДОЖЕСТВЕННЫХ РЕМЕСЕЛ.

За время феодальной раздробленности сформировались местные центры летописания, а также литературные художественные школы. Во времена монголо-татарского ига часть этих традиций сохранилась, что создавало основу в будущем для культурного подъёма к концу 14 века. Кроме того борьба за государственную целостность и независимость сближала культуры разных земель, а также культуру верхушки и народную. Несмотря на то, что многие культурные произведения погибли, многие и появились.

Включившись в систему мировых торговых связей через Золотую Орду, Русь переняла ряд культурных достижений стран Востока, технологию изготовления различных предметов, архитектурные достижения и общекультурные.

С другой стороны, монголо-татарское нашествие повлияло на возвышение Москвы, как центра объединения Руси. И постепенно общерусская культура стала формироваться на основе культуры Владимирской Руси.

ЛЕТОПИСАНИЕ

Начиная со второй половины 13 века в русских землях постепенно восстанавливается летописание. Его главными центрами оставались Галицко-Волынское княжество, Новгород, Ростов Великий, Рязань, примерно с 1250 года Владимир. Появляются также новые центры Москва, Тверь.

Со второй половины 14 века составление летописей и рукописных книг переживает значительный подъём. Ведущее место постепенно занимает Московская летописная традиция с её идеями объединения земель вокруг Москвы. Московская летописная традиция дошла до нас в составе Троицкой летописи начало 15 века и являет собой в отличии от местных летописей первый со времен Древней Руси свод общерусского характера, тут обосновываются право князей московских быть главой Руси.

> В середине 15 века появляется краткая всемирная история — хронограф.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО РУСИ

Вместе с тем важнейшим жанром литературы в 13 веке, получившим динамичное развитие, становится устное народное творчество: былины, песни, сказания, воинские повести. В них отражались представления русских людей о своём прошлом и об окружающем мире.

Первый цикл былин является доработкой и переработкой старого цикла былин о Киевской державе.

Второй цикл былин — Новгородский. В нём прославляется богатство, могущество, свободолюбие вольного города, а также мужество горожан в защите города от врагов.

> Главные герои — Садко, Василий Буслаевич.

Другие жанры появляются в 14 веке и посвящены осмыслению монгольского завоевания. Повести-сказания: о битве на реке Калке, о розарении Рязани, о нашествии Батыя, а также о защитнике Смоленска — юноше Смолянине Меркурии, спасшим город по велению Богородицы от монгольских ратей. Часть произведений этого цикла вошла в летописные своды.

ЛИТЕРАТУРА РУСИ

В традиции плача написано «Слово о погибели русской земли» (сохранилась только первая часть). Идеи национального освобождения и патриотизма отражаются также в произведениях, посвященных северо-западных рубежей земли русской: «Повесть о житие Александр Невского» . Целый ряд житийных произведений посвящен князьям, погибшим в орде. Это житие Михаила Черниговского. Князья представлены в этих произведениях, как защитники провославной веры и Руси.

Воинская повесть Задонщина , составленная как полагают, Сафонием Рязанцем, по образцу слово о полку Игореве .

> Отсюда были заимствованы образы, литературный стиль, отдельные обороты, выражения. Оно не сообщает о походе или битве, а выражает чувства от случившегося. Написана по итогам Куликовской битвы.

Эта победа рассматривается тут, как возмездие за поражение на речке Калке. В произведении выражена гордость за победу, прославляется Москва, как государственный центр Руси. Задонщина сохранилась в подлиннике. Характеризуется хорошим литературным языком.

В жанре светской литературы написано Хождение за три моря Афанасия Никитина. Это одно из немногих светских произведений, сохранившихся на Руси. В нем пересказываются впечатления от путешествий в Индию и многих восточных стран. Это путевой дневник.

НАЧАЛО КНИГОПЕЧАТАНИЯ НА РУСИ

Конец 15 века связан с завершением формирования великорусской народности.

> Сложился язык, отличающийся от церковно-славянского. Господствующим стал московский диалект.

С образованием централизованного государства, увеличилась потребность в грамотных, образованных людях.

> В 1563 году казённую типографию возглавил Иван Федоров. Помощником его был Федор Мстиславович. Первая изданная книга — Апостол . Типография работала в основном на нужду церкви.

В 1574 ГОДУ ВО ЛЬВОВЕ ИЗДАЕТСЯ ПЕРВАЯ РУССКАЯ АЗБУКА.

ОБЩЕПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ РУСИ 16 ВЕКА.

Реформы Избранной Рады при Иване Грозном были направлены на укреплении централизации государства. Общая политическая мысль Руси отражала несколько тенденций по вопросам о взаимоотношении власти и отдельных слоев населения, призванных поддерживать её. Либо царская власть должна была бороться с боярством, либо боярство должно было быть её главной опорой.

Иван Пересветов (русск ий дворянин) был в составе посольского приказа. В своих челобитных он высказывал свою программу действий. В иносказательной форме он показал, что опора государства — служилые люди. Их положение на службе должно определяться не происхождением, а личными заслугами. Основные пороки, приведшие к гибели государства — засилье вельмож, их неправедный суд и равнодушие к делам государства. В его иносказательной форме активно мелькает тема, связанная с падением Византии.

> Иван Пересветов призывал оттеснить от власти бояр и приблизить к царю тех людей, которые действительно были заинтересованы в военной службе.

Другую позицию высказывал князь Курбский (один из деятелей Избранной Рады). Он отстаивал точку зрения, что лучшие люди Руси должны помогать ей. Полоса гонений бояр совпала с полосой неудач Руси. Именно поэтому Курбский покинул страну, так как здесь неправильно относились к боярам.

ИВАН ГРОЗНЫЙ ОЧЕНЬ ЛЮБИЛ И УВАЖАЛ ЭТОГО ЧЕЛОВЕКА, ПОЭТОМУ БОЛЕЗНЕННО ПЕРЕНЕС ЕГО ОТЪЕЗД.

Они долго переписывались. Иван Грозный писал Курбскому, что боярское правление негативно, так как в детстве он сам не себе это испытал. Царь писал так же что в своих действиях он подчиняется божественной воле.

> Отъезд Курбского Иван 4 приравнял к государственной измене (впервые).


«Царево молчание» (Иван Грозный), художник Павел Рыженко
ДОМОСТРОЙ

В связи с тем, что необходимо было поднять престиж нового государства создается литература официального характера, где регламентируется духовная, правовая и повседневная жизнь людей. Крупнейшее произведение того века было написано митрополитом Макарием — Великие Минеи Четьи

> Великие Минеи Четьи митрополита всея Руси Макария (1481/82—31.XII. 1563 г.) — это книжный свод из 12 рукописных книг, составляющий годовой «круг чтения» почти на каждый день, каждая из 12 Миней содержит материал на один из месяцев (начиная с сентября). По замыслу инициатора, организатора переписки и редактора этого книжного свода Макария 12 фолиантов огромного объема и размера должны были вобрать «все святые книги четьи», почитаемые и читаемые на Руси, благодаря чему Великие Минеи Четьи стали своего рода энциклопедией русской книжности XVI в.

Домострой — памятник русской литературы XVI века, являющийся сборником правил, советов и наставлений по всем направлениям жизни человека и семьи, включая общественные, семейные, хозяйственные и религиозные вопросы. Наиболее известен в редакции середины XVI века, приписываемой протопопу Сильвестру.

> Хотя Домострой и был сборником советов по ведению хозяйства, но был написан художественных языком и стал литературным памятником эпохи.

ЖИВОПИСЬ РУСИ

Несмотря на некоторый упадок в развитии страны русская живопись к 14 — 15 веку достигла наивысшего расцвета. В современной литературе этот период оценивают как русское возрождение. В это время на Руси работает серия замечательных живописцев.

> В конце 14 начале 15 века в Новгороде, Москве, Серпухове и Нижним Новгороде работал приехавший из Византии живописец Феофан Грек .

Он великолепно соединил византийскую традицию и уже сформировавшуюся русскую. Иногда он работал с нарушением канонов . Его образы психологические, в его иконах передано духовное напряжение. Им была создана роспись храма Спаса на Ильене улице в Новгороде, вместе с Семеном Черным — росписи московской церкви Рождества Богородицы (1395) и Архангельского собора (1399).

> Великим русским художником, творившем в этот период является Андрей Рублев.

Он мастер лаконичной, но очень выразительной композиции. В его работах виден удивительный живописный калорит. А в его иконах и фресках чувствуется идеал нравственного совершенства. Одновременно умел передавать и тонкие душевные переживания персонажей. Он участвовал в росписи старого Благовещенского собора в Кремле (1405) вместе с Феофаном Греком и прохором из Городца, расписывал Успенский собор во Владимире (1408). Троицкий собор в Троице — Сергиевом монастыре и Спасский собор Андроникова монастыря (1420).

ЕГО КИСТИ ПРИНАДЛЕЖИТ ШЕДЕВР МИРОВОЙ ЖИВОПИСИ — ИКОНА ТРОИЦА.

«Троица». 1411 год или 1425-27, Государственная Третьяковская галерея

Образ отражает библейский сюжет, когда праотец Авраам принимал дома трех путников, посланных Богом, и принесших ему новость о грядущем рождении сына. Первые изображения трех ангелов за столом появились еще в Византии 14-го века, и назывались Филоксения (греч. — «гостеприимство») Авраама.

Одним из первых, кто вдохнул в эту икону новый Евхаристический смысл, стал Русский иконописец, святой Андрей Рублев. Он изобразил Трех Ангелов как три ипостаси Божии. Средний Ангел символизирует Сына Божия — Иисуса Христа, левый — Бога-Отца, правый Бога — Духа Святого (основа такого толкования иконы в одежде и расположении Ангелов), однако одинаковый внешний вид Ликов показывает, что Святая Троица - единое и неделимое Целое. Перед Ангелами стоит чаша - символ жертвы Христа за наши грехи.

> В конце 15 века огромный вклад в развитие русской живописи внес выдающийся иконописец Дионисий . Он был великолепным калористом и очень сложным мастером. Вместе со своими сыновьями Феодосием и Владимиром а так же другими учениками, он создал фрески Успенского собора Кремля .

К числу его творений относилась и знаменитая икона Спас в силах.

Одновременно функционирует и Новгородская иконописная школа. Она отличается яркостью красок и динамичностью композиции.

АРХИТЕКТУРА РУСИ

В 14-16 веке в связи с централизацией государства украшается Москва (при Иване Калите развивается каменное строительство).

ПРИ ДМИТРИИ ДОНСКОМ ВПЕРВЫЕ ВОЗВЕДЕН БЕЛОКАМЕННЫЙ КРЕМЛЬ.

Во время ига реставрируется серия старых русских храмов. Благодаря достройкам и перестройкам появляется тенденция к кристализации русского национального архитектурного стиля на основе синтеза традиций Киевской и Владимиро-Суздальской земли, что в будующем стало образцом для последующего строительства в конце 15 начале 16 века.

По совету Софьи Палеолог (бабушка Ивана IV Грозного) приглашались мастера из Италии. Цель этого — отобразить мощь и славу русского государства. Итальянец Аристотель Флораванти съездил во Владимир, осмотрел Успенский и Дмитриевский соборы. Он удачно сумел объединить традиции русского и итальянского зодчества. В 1479 году удачно завершил возведения главного храма русского государства — Успенского собора Кремля. Вслед за этим была построена гранитовая палата для приема иностранных посольств.

> Обращение к национальным истокам особенно ярко выражалось в каменном зодчестве традиционно русского шатрового стиля, столь характерного для деревянной архитектуры Руси.

Шедеврами шатрового стиля являлись церковь вознесения в селе Коломенском (1532) и Покровский собор на Кремлевской площади в Москве. То есть появляется собственный архитектурный стиль.













Во времена татаро-монгольского нашествия деревянное зодчество было сожжено, каменное – разрушено, утеряна технология, первые строения этого периода разваливались, но постепенно восстанавливается ремесло, начинается строительство городов, храмов, оборонительных сооружений. Наиболее ярко душа народа, ее особенюность и величие проявилось в строительстве храмов. Древние традиции не прерывались.


Тверь стал первым городом Северо- Восточной Руси, где после нашествия снова начали каменное строительство (храм Спаса-Преображения в гг.) Храм построен в стиле традиций владимиро- суздальского зодчества. Это был шестистолпный, крестово-купальный храм, украшенный белокаменными рельефами, медными дверями, майоликовым полом.


Храм Спаса-Преображения гг.


Архитектура в XIV –XV веках. Линии сравнения Новгород ПсковМосква Особенности Легкость и нарядюность Суровость и основатель юность Пышюность и величие Материал Камень Кирпич Примеры Церковь Федора Стратилата на Ручье Церковь Василия на Горке Архангельский и Успенский соборы Архитекторы Анонимные русские мастера Итальянцы: Аристотель Фиорованти, Марко Руффо, Антонио Солари


Сравните особенности церквей Новгорода, Пскова, Москвы Церковь заложена в 1360 году по указу новгородского посадника Семёна Андреевича. Строительство закончено в течение года. Православный храм, памятник архитектуры XVXVI века, расположенный в Пскове. Архангельский собор. Расположен на Соборной площади Московского Кремля. Успенский собор был первым каменным храмом Москвы






Ивану III срочно необходим был опытный и талантливый архитектор, так как в 1474 году в Московском Кремле произошла катастрофа рухнул почти достроенный новый Успенский собор. Псковские мастера, осматривавшие обрушившееся здание, сделали вывод, что «известь не клеевита да камень не тверд», но сами за постройку нового собора не взялись, и Семён Толбузин был по совету Софьи Палеолог немедленно отправлен в Италию за подходящим специалистом


Родом из итальянского города Болонья, из семьи потомственных архитекторов Работа Аристотеля Фиораванти в Москве началась с разборки развалин Успенского собора Мышкина и Кривцова. Расчистка места для нового собора заняла всего неделю за 7 дней было полюностью убрано то, что строилось три года. Снос остатков стен вёлся при помощи «барана» дубового бревна, окованного железом, которое подвешивалось к «пирамиде» из трёх брусьев и, раскачиваясь, било в стену. Когда этого было мало, в нижнюю часть оставшихся обломков стен вбивали деревянные колья и поджигали их. Разбор стен окончился бы и раньше, если бы рабочие успевали быстрее выносить камень со двора. Однако зачинать стройку архитектор не торопился. Фиораванти понимал, что он не может не считаться с обычаями и вкусами русского народа, не должен искусственно переносить сюда привычные ему формы западной архитектуры. Поэтому, закончив закладку фундамента, Аристотель отправился путешествовать по стране для знакомства с древнерусским зодчеством. Аристотель Рудольфо Фиораванти ()


Белоснежный Успенский собор напоминает Владимирский Успенский собор. Высокие гладкие стены, расчленённые на широкие вертикальные лопатки, украшал нарядный пояс из небольших колонок и арочек. Храм шестистолпный, пятиглавый, пятиапсидный. Построен из белого камня в сочетании с кирпичом (из кирпича выложены своды, барабаны, восточная стена над алтарными апсидами, скрытые алтарной преградой восточные квадратные столпы; остальные круглые столпы также выполнены из кирпича, но облицованы белым камнем). Успенский собор Московского кремля Успенский собор Московского кремля




Архангельский собор Московского кремля Собор был сооружён в гг. под руководством итальянского зодчего Алевиза Нового на месте старого собора XIV века и освящен 8 ноября 1508 года митрополитом Симоном Собор был построен в 1489 году псковскими мастерами на белокаменном подклете конца XIV - начала XV веков (оставшегося от старого собора) и изначально был трёхкупольным. Собор серьёзно пострадал при пожаре 1547 года и восстановлен в 1564 году, с надстройкой двух глав с западной стороны. В 1572 году к собору было пристроено крыльцо, впоследствии получившее название Грозненского. Благовещенский собор Московского Кремля








Вершиной русского зодчества по праву считается возведённый в годах в непосредственной близости от Кремля Покровский собор (его называют также собором Василия Блаженного по имени знаменитого юродивого, погребённого у его стен) Версии создания храма Покровский собор был построен в годах по приказу Ивана Грозного в память о взятии Казани и победе над Казанским ханством. Существует несколько версий о создателях собора. По одной из версий, архитектором был известный псковский мастер Постник Яковлев по прозвищу Барма. По другой, широко известной версии Барма и Постник два разных архитектора, оба участвовавших в строительстве, эта версия ныне устарела. По третьей версии, собор был построен неизвестным западноевропейским мастером (предположительно итальянцем, как и ранее значительная часть сооружений Московского Кремля), отсюда и столь неповторимый стиль, сочетающий в себе традиции как русского зодчества, так и европейского зодчества эпохи Возрождения, но эта версия пока так и не нашла никакого чёткого документального подтверждения. Согласно легенде, архитектор (архитекторы) собора были ослеплены по приказу Ивана Грозного, чтобы они не смогли больше построить подобного храма. Однако, если автором собора является Постник, то он не мог быть ослеплён, поскольку в течение нескольких лет после строительства собора участвовал в создании Казанского кремля.


Московская архитектура XVI века Церкви: шатровый стиль Собор Покрова, что на Рву или Храм Василия Блаженного расположен на Красной площади в Москве. Завоевав Казань, Иван Грозный приказал зодчим Поснику и Барме построить церковь, В одном из приделов храма позднее был погребен знаменитый московский юродивый Василий Блаженный, он же Василий Нагой. По его имени храм Покрова и получил в народе прозвание храм Василия Блаженного. Легенда гласила, что он сам собирал в полу деньги на будущий Покровский храм, приносил на Красную площадь и бросал их через правое плечо пятак к пятаку, копейку к копейке, и никто, даже воры, не трогали этих монет. А перед смертью, в августе 1552 года отдал их Ивану Грозному, который вскоре повелел строить на этом месте храм.




Грановитая палата Гранови́тая пала́та памятник архитектуры в Московском Кремле, одно из древнейших гражданских зданий Москвы. Построена в году по указу Ивана III итальянскими архитекторами Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари. Название взято по восточному фасаду, отделанному гранёным каменным рустом(бриллиантовым рустом), характерным для итальянской архитектуры эпохи Возрождения. Грановитая палата предназначалась для торжественных приёмов и празднований




В архитектуре Древней Руси преобладал крестово-купольный стиль. Начиная с XIV - XV вв. на севере Руси в деревянном зодчестве сложился шатровый стиль. В XVI веке он стал широко распространяться и в строительстве каменных храмов. Выдающимся памятником шатровой архитектуры стал храм Вознесения в селе Коломенском, воздвигнутый в 1532 году в честь рождения у Василия III долгожданного наследника - будущего Ивана Грозного. Возведена в Коломенском в 1532 г. (предположительно итальянским архитектором Петром Францизском Ганнибалом, по русским летописям Петром Фрязином или Петроком Малым) на правом берегу Москвы-реки
31 Живопись Художник ВекОсобенности творчества Работа Феофан Грек Конец XIV в.Использовал новые краски: синюю, зеленую, вишневую Иконостас в Благовещенском соборе в Москве, фрески церкви Спаса Преображения Андрей Рублев Начало XV в.Очеловечивал иконописные образы Икона «Святая троица» Дионисий Начало XVI в.Утонченный рисунок, нежные цвета Иконы и фрески Успенского собора (Москва)


Феофан Грек (ок после 1405), русский иконописец, мастер монументальной росписи. Родом из Византии. Работал на Руси во 2- й пол. 14 нач. 15 вв. Феофан Грек приехал на Русь из Константинополя. Принеся лучшие традиции византийского искусства, он органически соединил их с русским искусством, став крупнейшим мастером русской живописи. Андрей Рублев предположительно родился около 1360 г., умер 29 января 1430 г. Он был иноком Троице-Сергиева, а потом Спасо-Андронникова монастырей. В 1405 г. вместе с Феофаном Греком и Прохором из Городца Андрей Рублев расписывал Благовещенский собор, в 1408 г. работал над росписью восстанавливавшегося Успенского собора во Владимире вместе с Даниилом Черным. Между 1425 и 1427 гг. принимает участие в росписи Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря, а в гг. работает над фресками Спасо-Андронникова монастыря.







 


Читайте:



Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Михалков Сергей Владимирович Праздник Непослушания Сергей Владимирович Михалков Праздник Непослушания Повесть-сказка "Праздник Непослушания" -...

Почвенный покров южной америки

Почвенный покров южной америки

Страница 1 В отличие от Северной Америки, где изменения в растительном покрове зависят в значительной степени от изменений температурных условий,...

Время танковых атак, василий архипов Мемуары архипов василий сергеевич время танковых атак

Время танковых атак, василий архипов Мемуары архипов василий сергеевич время танковых атак

Доступно в форматах: EPUB | PDF | FB2 Страниц: 352 Год издания: 2009 Дважды Герой Советского Союза В.С.Архипов прошел путь от красноармейца...

Cобытия Второй мировой войны

Cобытия Второй мировой войны

Вторая мировая война считается самой крупной в истории человечества. Она началась и закончилась 2 сентября 1945 года. За это время в ней приняло...

feed-image RSS