Главная - Речь
Сценарий сказки народов мира для начальной школы. Инсценированная сказка «Северная сказка

Л. Б. Дерягина

ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОУ

Сценарии по сказкам зарубежных писателей и народов мира


Санкт-Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС


ББК 74.200.58 85.338 Д36

Дерягина Л. Б.

Д36 Театрализованная деятельность в ДОУ. Сценарии по сказкам за-

рубежных писателей и народов мира. - СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬС­ТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015. - 128 с.

ISBN 978-5-89814-758-7

В книге предложены сценарии для постановки в детском коллективе. В каждом сценарии предлагаются несложные варианты сценического, звуко­вого и музыкального оформления спектаклей. В конце каждого сценария даны вопросы для обсуждения с детьми.

Книга предназначена для педагогов ДОУ, начальной школы и руководи­телей детских театров.

©Дерягина Л. Б., 2013

© ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», оформление, 2013

ISBN 978-5-89814-758-7

ПРЕДИСЛОВИЕ

Уважаемые педагоги!

Театр был и остается действенным помощником в нравст­венном и эстетическом воспитании детей. Хороший мудрый спектакль дает очень много и уму, и душе маленького зрителя, так как побуждает думать и сопереживать. Непосредственное участие в театральной постановке развивает юного актера ин­теллектуально, творчески, духовно и физически. Заучивание текста роли тренирует память. Сценическое движение учит управлять своим телом. Взаимодействие с партнерами на сце­не - это особый ценный опыт общения, формирующий умение контактировать и работать с людьми. Необходимость действо­вать на публике приучает владеть своими эмоциями, творчески раскрепощает. Театр - это игра, а игра - стихия ребенка.

В книге «Театрализованная деятельность в ДОУ» пред­ставлены сценарии в стихах по мотивам знаменитых про­изведений зарубежных сказочников «Королевские зайцы» П. К. Асбьёрнсена и «Гадкий утенок» Г.-Х. Андерсена и 14 сце­нариев в прозе и в стихах по сказкам народов мира (Европа, Азия, США, Африка). Эти небольшие пьески предназначены для постановки в детском саду, начальной школе и в детском театральном коллективе. Также их можно поставить в куколь­ном и в домашнем театре.

В каждом сценарии предлагаются доступные варианты оформления игрового пространства и постановочные решения, но остается широкий простор для фантазии. В зависимости от возможностей постановщиков декорации и костюмы могут быть самыми простыми, условными или, наоборот, яркими, оригинальными, подробными. В одном случае обычные стулья, вешалки-стойки, ширмы обозначат место действия, а неболь­шие детали костюма, маски - действующих лиц. В другом ва­рианте это могут быть живописные декорации, изображающие характерные пейзажи страны, жилища героев; изготовленная своими руками бутафория, выполненные по эскизам костюмы. В работе по оформлению спектакля обязательно должны учас-


твовать дети, а не только педагоги и родители. Ребята могут нарисовать эскизы костюмов и декораций, принять посильное участие в изготовлении бутафории, костюмов, масок, в подбо­ре реквизита. В спектакле можно использовать компьютерную технику для создания «волшебных» эффектов и демонстрации на экране места действия; для иллюстрированного рассказа о стране, где родилась сказка, инсценировка которой выносит­ся на суд зрителей. Световое и музыкальное оформление также варьируется от простого к сложному по возможностям поста­новщиков. Специально поставленные танцы и хорошо отрепе­тированные вокальные номера украсят действо.

В гимназиях с углубленным изучением иностранных язы­ков можно сделать перевод и сыграть сказку на языке оригина­ла - английском, итальянском, финском, китайском, японском, хинди и т. д. Это станет для учащихся отличной языковой прак­тикой.

Книга пригодится вам для проведения театрального фести­валя в своем детском образовательном учреждении или среди нескольких детских садов (школ, самодеятельных коллективов). Это мероприятие может стать ярким, запоминающимся собы­тием в жизни детей. Каждая группа (класс) представляет свою сказку, предваряя или завершая инсценировку интересным рас­сказом о стране, ее обычаях. Ребята исполняют народные танцы и песни, демонстрируют национальные костюмы. Театральный фестиваль удачно дополнит конкурс детских рисунков и поде­лок на темы сказок народов мира, природы, достопримечатель­ностей и обычаев разных стран. В финале творческого праздни­ка можно порадовать гостей и участников оригинальным уго­щением - блюдами национальной кухни.



Любая народная сказка, даже самая забавная и легкомыс­ленная на первый взгляд, заключает в себе мораль, поучение, высмеивает человеческие пороки и слабости. В небольшом, как правило, тексте сосредоточена вековая мудрость народа. Предлагаемые вашему вниманию инсценировки сказок народов мира завершаются списком примерных вопросов для обсужде­ния. Вы можете использовать сценарии для проведения увле­кательных занятий по нравственному воспитанию. Для этого не обязательно воплощать сказку на сцене. В группе (классе)


прочитайте пьеску в лицах, предварительно распределив роли. Если дети еще не умеют читать, они могут выучить роли дома с помощью родителей или в группе с помощью воспитателя. В самом простом варианте вы можете сами прочитать сказку детям и обсудить ее по вопросам. Можно разыграть сказку с по­мощью игрушек, особенно если это сказка о животных. А мож­но подготовить и показать на занятии отдельные сценки.

«Эта Сказочная планета» - вторая книга сценариев Дерягиной Л. Б., выпущенная издательством «ДЕТСТВО-ПРЕСС». Первая книга - «Играем сказку» - включа­ет в себя сценарии в стихах по самым известным сказкам российских писателей («Волшебник Изумрудного города», «Цветик-семицветик», «Сказка о потерянном времени», «Приключения Буратино») и сценарии по сказкам народов России и ближнего зарубежья.

Желаем творческих успехов!


ЧАСТЬ I. СКАЗКИ ЗАРУБЕЖНЫХ ПИСАТЕЛЕЙ

Полная бочка лжи 1 (в 2-х действиях)

Действующие лица:

Сказочник.

Хальвор. ^

Бьёрн. V три брата-лентяя

Эспен-лежебока. *

Старик - отец братьев-лентяев.

Старуха-волшебница.

Королева.

Принцесса.

Фрейлина.

Глашатай.

Крестьяне.

Зайцы (не менее 6 исполнителей).

Два стражника.

Инсценированная испанская сказка Хуана Антонио Лонглесия

«Полкилограмма сахара»

В глухом лесу, под раскидистыми елями, в своем маленьком деревянном домике, жил сварливыи и жадныи гном. Он целыми днями сидел в своем вращающемся кресле с книгои в руках и очень не любил, когда его беспокоили. Но вот однажды…

Тук – тук – тук.

Кто там?

Это я, Мышонок.

(Гном открывает большим ключом дверь. Мышонок входит)

Добрыи день, дядюшка сосед! Я пришел к Вам с просьбои…

Гном в сторону, криво улыбаясь.

Вечно все меня о чем-то просят, хотя прекрасно знают, что я этого не люблю. То даи им яичко, то немного соли, то чашечку меда. Брррр. Что тебе нужно малыш? – ворчливо спросил Гном.

Наша мама печет торт и очень просит Вас дать нам взаимы килограмм муки. Все столько говорят о вашеи доброте.

Гном Джером схватился за зеленую с колпачком шапочку, скрывавшую его лысину.

Килограмм муки! Да это же настоящии грабеж! Килограмм муки! А когда вернете?

Как только мама сходит на рынок, а это будет в пятницу, мы сразу же вернем долг.

Недовольныи гном ушел на кухню и вернулся с пакетом, которыи был больше его самого. Мышонок с трудом взвалил ношу на плечи и, слегка пошатываясь, ушел.

Карлик – скряга закрыл дверь, повернул ключ в замке, и сел читать книгу. Но немного погодя в дверь снова постучали.

Тук – тук – тук.

Кто там?

Это я, Мышонок. Откроите мне!

Гном (А это он пришел вернуть муку. Как быстро! Вот молодец!). Открывает дверь.

Гном Джером, даите, пожалуиста, яичко. Пусть будет хотя бы голубиное. Мама печет торт, и….

С чем торт? Брррр…(В сторонку) Вместо яичка дать бы этому паршивцу пинка! Но тогда они никогда не вернут мне килограмм муки. (Уходит, берет яичко). На тебе – воробьиное.

Спасибо, Джером. (довольныи уходит)

Гном закрыл дверь, повернул ключ в замке 2 раза, и принялся читать. Спустя некоторое время в дверь снова постучали.

Тук – тук – тук.

Кто там?

Это я, Мышонок. Даите, пожалуиста, блюдечко сладкои малины.

Гном открывает.

Тоже для торта, да? Брррр…(В сторонку)Ах, как жаль, что нельзя вышвырнуть вон этого маленького попрошаику. Но тогда ни когда не вернут мне ни муку, ни яичко. Что же делать? (почесал затылок) Ага придумал! Я им покажу сладкии тортик. Я им дам кислои – прекислои, горькои – пригорькои калины. (подает калину)

Мышонок благодарит, уходит радостныи.

Гном закрылся, повернул ключ в замке 3 раза, вновь сел читать. Через несколько минут в дверь снова постучали.

Тук – тук – тук.

Кто там? – спросил Гном раздраженно.

Это я, Мышонок. Наша мама печет торт…

Гном аж подскочил в кресле, потеряв всякое терпение открыл дверь.

Мама попросила дать в заимы полкилограмма сахара.

Злои и недовольныи гном побежал на кухню и, вернувшись с большим пакетом, отдал его мышонку.

После ухода мышонка

Им и в голову не придет, что это соль, и торт будет испорчен. Будут знать в следующии раз, попрошаики несчастные.

Гном со злом захлопнул дверь за мышонком, долго крутил ключ в замке, что – то ворча себе под нос. (Пауза)

Гном Джером читал, когда в дверь снова постучали.

Тук – тук – тук.

Кто там?

Звучит песня Барбарики «С днем рождения», входит вся мышинная семья с тортом. По окончании песни

Дорогои соседушка! Мы пришли поздравить Вас с Днем Рождения! И хотим подарить подарок – торт!!!

Гном подает в обморок. А у нас к залу вопрос – почему.

Не рои яму другому, а то сам в нее попадешь.


Сценарий внеклассного мероприятия по сказкам в начальной школе

Сценарий внеклассного мероприятия «В мире сказок»

Автор: Валиева Рузалия Хатмулловна, воспитатель, ГБОУ Бирская специальная (коррекционная) школа – интернат V вида, г. Бирск.
Описание работы: Данная методическая разработка предназначена для детей дошкольного и школьного возраста. Материал будет полезен воспитателям детских садов, специализированных детских учреждений, желающих провести интересное мероприятие по внеурочной деятельности.
Цели: - обобщить знания учащихся о сказках;
- развивать умения узнавать сказки и их героев.
Задачи:
Образовательные: формировать представления о произведениях устного народного творчества;
Развивающие: развивать память, внимание, логическое мышление, наблюдательность;
Коррекционные: совершенствование общих речевых навыков, зрительного внимания и восприятия, творческого воображения;
Воспитательные: воспитывать интерес к сказкам, любознательность.
Демонстрационный материал: иллюстрации с изображением сказочных предметов (шапочка красного цвета, сапог, репка, стрела, топор, лук, туфелька), песни из мультфильмов.
Методические приемы: игровая ситуация, беседа – диалог, рассматривание иллюстраций, подведение итогов.

Ход мероприятия

Ребята, сегодня у нас необычный вечер – праздник «В мире сказок». Как и на каждом празднике, у нас должны быть и веселье, и шутки, и песни, и смех, но и серьезное, конечно. Вы должны показать, что вы знаете о сказках. Итак, начинаем наш вечер.
Ведущие:
Эй-гей, народ честной,
Заходи смелей, не стой!
Те, кто мрачен, кто не улыбается,
На праздник не допускается!
Внимание! Внимание!
Послушайте сообщение важнейшего значения!
Первое событие – праздника открытие!
Затем впоследствии – торжественное приветствие,
Потом – театральное представление,
А дальше – наши выступления!
(Под музыку в зал входят герои сказок в костюмах)
1 – ведущий:
Здравствуйте, наши друзья любезные!
Ребятушки расчудесные!
Веселые, забавные,
Мальчишки, девчонки славные!
2 – ведущий:
Дружные, послушные,
Нарядные, приятные!
Смелые, умелые!
Добрейшие, умнейшие!
Симпатичные на вид!
Ведущие: Поздравляем вас с праздником!
Все: Наш низкий поклон вам, проказникам.
1 – ведущий:
Они прилетели по воздуху к нам,
Приплыли по бурным, зелёным волнам.
2 – ведущий:
Приехали в поезде, в автомобиле.
Волшебства сказочные становятся былью!
(Выходят герои сказок)
Айболит:
Я человек не молодой, с усами и бородой
Люблю ребят, лечу зверят,
Симпатичный на вид
Называюсь … (Айболит)
Карабас:
Я человек не молодой,
Во-от с такущей бородой,
Обижаю Буратино, Артемона и Мальвину,
И вообще для всех людей
Я отъявленный злодей.
Знает кто–нибудь из вас,
Кто такой я … (Карабас)
Красная Шапочка:
Меня моя бабушка очень любила,
Красную шапочку мне подарила,
Только я имя забыла свое.
Волк: Ну, отгадайте, как звали её?
Буратино:
С букварём иду я в школу –
Деревянный мальчуган –
Попадаю вместо школы,
В полотняный балаган.
Аленушка с Иваном:
Нет ни речки, ни пруда.
Где воды напиться?
Очень вкусная вода
В ямке от копытца.
Медведь с коробом:
А дорога далека,
А корзина нелегка,
Сесть бы пенек,
Съесть бы пирожок.
(Герои сказок под музыку садятся на свои места)
Ведущий: А сейчас для вас, дорогие ребята, я приготовила вопросы. За каждый правильный ответ получаете по жетону. По набранным жетонам мы и определим, кто из вас хорошо знает сказки.
Колотил да колотил
По тарелке носом –
Ничего не проглотил
И остался носом. (Журавль из сказки «Лиса и журавль»)
Летела стрела, и попало в болото,
А в этом болоте поймал её кто-то.
Кто, распростившись с зеленой кожей,
Сделался мигом красивой, пригожей? («Царевна – лягушка»)
Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки на них глядит
Добрый доктор … (Айболит)
Возле леса на опушке –
Там три стула и три кружки,
Три кровати, три подушки
Угадайте без подсказки,
Кто герой этой сказки. (Л. Толстой «Три медведя»)
Как звали трёх поросят? (Ниф-Ниф, Наф-Наф, Нуф-Нуф)
Что нужно было сказать, чтобы пять золотых монет у Буратино превратились в капитал? («Рекс-фекс-пекс»)
Где спрятался седьмой козлёнок? (В печке)
Что больше любил Карлсон? (Варенье и печенье)
Что сказали Бабки-Ежики, чтобы подняться на метлах в воздух? (Прощай, Земля! )
Имя злого могущественного персонажа в русской народной сказке?
(Кащей)
Где жили старик со старухой из сказки А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке»? (У самого синего моря).
На сметане мешен,
На окошке стужен,
Круглый бок, румяный бок
Покатился … (Колобок)
Ведущий: Молодцы, ребята, узнали всех героев наших сказок. А сейчас поиграем. Возьмитесь левой рукой за правое ухо, а правой рукой за нос. А теперь – наоборот: правой рукой за левое ухо, левой рукой – за нос. Снова наоборот. Быстрее! Еще раз. Молодцы! Все вы так здорово состязались, придется вас наградить.
1 – ведущий: А каким будет наш приз?
2 – ведущий: Ну, скажем, песни из мультфильмов или сказок?
1 – ведущий: Ребята, а какие песни вы знаете? («Улыбка», «Песенка про кузнечика», «Добрый жук» и т.д.)
(Раздается стук, на сцену выходит почтальон)
Почтальон: Ребята, к нам, в сказочный город пришли телеграммы. Разрешите, я вам их зачитаю, а вы угадайте, кто их прислал, так как герои ваших сказок забыли подписать свои телеграммы.
Прибыть на ваш праздник не могу. От меня сбежали брюки. (Мойдодыр»)
Все закончилось благополучно, только хвост мой остался в проруби. («Волк и лиса»)
Очень расстроена. Нечаянно разбила яичко. («Курочка Ряба»)
Спасите! Нас съел серый волк! («Семеро козлят»)
У меня день рождения, только потерялся хвостик. («Винни-Пух»)
Ведущий:
А сейчас нужно рассказать отрывок из своей любимой сказки. (Рассказы детей)
Ведущий: Молодцы! Так хорошо все знаете сказки. А сейчас отгадайте загадки.
1.В чаще леса, вдоль тропинок,
Он стоит среди осинок.
Шляпа есть, но нет пальто
Отгадайте, это что? (Гриб)
2. Деловитая хозяйка
Полетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком
И поделится медком. (Пчела)
3. Для него прогулка – праздник
И на мёд особый нюх.
Это плюшевый проказник –
Медвежонок..(Винни-Пух)
4. Проживает вместе с нами,
Ходит с длинными усами,
На дворе в разгаре лето,
А она в меха одета.
Ставят мясо: «Мало, мало!»
Сколько раз ей попадало,
Прыг! – и села на окошко.
Вот у нас какая … (Кошка)
5.В нём вода, но он – не речка,
Хоть и с клювом, но не грач.
Он не печка, хоть, как печка,
От углей он стал горяч.
И пузат, и добродушен,
Он гостей собрал на ужин,
Чай налил – дымится пар
Вот спасибо …(Самовар)
Ведущий: Ребята, некоторые сказочные герои забыли свои вещи. Назовите их и сказку, в которой они живут.
Шапочка красного цвета, («Красная Шапочка»)
Сапог, («Кот в сапогах»)
Репка, («Репка»)
Стрела, («Лягушка – царевна»)
Топор, («Каша из топора»)
Лук, («Чипполино»)
Таз и мочало, («Мойдодыр»)
Туфелька, («Золушка»)
Ведущий: Ребята, для вас будут звучать песни из мультфильмов, вам необходимо вспомнить, из какой они сказки. (Дети отгадывают названия мультфильмов)
Ведущий:
Праздник – это шутки,
Праздник – это смех, радость, веселье!
1 – ведущий: Вот и праздник окончен!
2 – ведущий:
Пусть звонкие песни звучат вокруг!
Песня – веселый и умный друг!
1– ведущий:
Пусть игры и пляски,
Как книжки и сказки,
Украсят наш досуг!
2 – ведущий:
Вот настал момент прощанья,
Говорим всем: до свиданья!

Сценарий открытого внеклассного мероприятия

«Сказки народов мира. Постановка индийской сказки «Кукла» ».

Цели и задачи:

Познакомить детей с национальными костюмами и традициями разных народов.

Закрепление навыков выразительного чтения.

Систематизировать знания о творчестве разных народов.

Развитие творческой активности.

Воспитание чувства дружбы, товарищества, уважительного отношения к людям другой национальности и их культуре.

Участники мероприятия: учащиеся 6 Б и 8 А классов.

Ход мероприятия:

I. Ученица 6 класса : «Сказка – это древнейший жанр устного народно творчества. Как и все народное искусство, сказка глубоко национальна, но в то же время большинство сказочных сюжетов встречается у многих народов мира. На уроках литературы мы изучили множество сказочных произведений, сегодня представляем вашему вниманию совместную постановку 6 и 8 класса с индийской народной сказкой «Кукла»».

II. Голос за кадром: Индия - страна тайн и загадок. Страна-сказка, страна-легенда. Страна-танец и страна-любовь. Индия – страна с многовековой историей, полной загадок и тайн и легенд… (Слова и музыка сопровождаются танцем).

Выходят четверо учеников в индийских костюмах.

Рассказчик: Жили на свете четыре друга: плотник, портной, ювелир и жрец-брахман. Задумали они отправиться в чужие края на заработки. Выждали благоприятный день и час, вышли из своей деревни и пустились в дальний путь.

Шли они целый день, а когда наступил вечер, остановились на ночлег возле колодца. Поели и стали готовиться ко сну.

1. Ювелир: Братцы, всем сразу спать нельзя: не случилось бы чего.

Портной: Верно, брат. Давайте караулить по очереди.

Автор : Брахман установил каждому время его караула. Первым должен был караулить плотник. Он изо всех сил старался не спать, но усталость брала верх, и глаза начали слипаться. Тогда плотник решил заняться каким-нибудь делом. Он взял кусок дерева, достал инструменты и стал вырезать куклу. Получилась красивая кукла-девушка. (Появляется кукла)

Когда наступила очередь следующего караульного, плотник разбудил портного, а сам лег спать.

Портной увидел прекрасную деревянную куклу. Он взял разноцветные ткани, снял с куклы мерку и принялся шить.

Танец с тканью.

Рассказчик: После полуночи настала очередь ювелира. Он достал золото и стал делать для куклы украшения. Сделал серьги, ожерелье, браслеты на запястья и щиколотки и много других драгоценных безделушек. Нарядная, разукрашенная кукла стала ещё красивее.

Наконец пришла очередь брахмана.

Увидел он куклу и задумался. "Хорошо бы оживить её волшебными заклинаниями", - подумал он и принялся читать заклинания и брызгать на куклу водой.

Танец девушек в сари.

Рассказчик : Не успела заняться заря, как кукла ожила и превратилась в молоденькую девушку.

Когда наступило утро, все проснулись и удивились, увидев возле себя красавицу-девушку.

Брахман: Я оживил её своими заклинаниями, и я на ней женюсь!.

Плотник: Ну, нет! Как же это так? Ведь сделал-то её я!

Портной : А я для неё сшил одежду. Пэтому я на ней и женюсь.

Ювелир: Друзья! Я потратил тысячи рупий на украшения для неё. Как же я допущу, чтобы и она, и украшения достались кому-то другому?

Рассказчик : В это время проснулись люди в деревне и подошли к колодцу. Увидев споривших, один из крестьян, мудрый старик, спросил:

Старик: Братья! О чём вы спорите? Расскажите нам!

Рассказчик : Четверо друзей по очереди рассказали обо всём, что случилось. Каждый отстаивал своё право жениться на девушке.

Старик выслушал их и сказал:

Плотник её сделал, а брахман оживил, поэтому оба они - её отцы. Так что ни тот, ни другой взять её в жены не может. Портной приготовил ей одежду. Это обязанность дяди: на свадьбу дядя дарит невесте одежду. А драгоценности невесте дарит жених. Из вас четверых украшения ей дал ювелир. Вот он и может жениться на этой девушке.

И друзьям пришлось согласиться с таким мудрым решением. Ювелир взял девушку в жёны, вернулся с ней домой, и стали они жить счастливо.

IV. Песня

Индия – страна мечты,

Тайны и тепла.

Озарила всех она

Волшебством сполна.

Красочна, загадочна,

Восхищает всех!

И страны прекраснее,

Интересней нет!

Припев.

Индия – ты мечта.

Лучшая…Индия!

Индия – страна мечты,

Тайны и тепла.

Озарила всех она

Волшебством сполна.

Красочна, загадочна,

Восхищает всех!

И страны прекраснее,

Интересней нет!

Припев.

Индия – ты мечта.

Лучшая…Индия!

Индия – страна мечты,

Тайны и тепла.

Озарила всех она

Волшебством сполна.

Красочна, загадочна,

Восхищает всех!

И страны прекраснее,

Интересней нет!

Припев.

Индия – ты мечта.

Лучшая…Индия!

V. Презентация про Индию.

VI. Учащаяся 6 класса читает стихотворение:

ИНДИЯ-ЛАКШМИ

О ты, чарующая людей,

о земля, сияющая в блеске солнца лучей,

великая Мать матерей,

Долы, омытые Индом шумящим, ветром - лесные,

дрожащие чаши,

С Гималайскою в небо летящей снежной короной

В небе твоем солнце взошло впервые, впервые леса

услышали веды святые,

Впервые звучали легенды, песни живые, в домах твоих

и в лесах, в просторах полей;

Ты - вечно богатство цветущее наше, народам дающая

полную чашу,

Ты - Джамна и Ганга, нет краше, привольней, ты -

жизни нектар, молоко матерей!

Рабиндранат Тагор

Наида Мирзоева
Инсценированная сказка «Северная сказка»

МБОУ «Русскинская СОШ»

Декабрь 2016г.

Воспитатель : Мирзоева Наида Ибрамхалиловна

«Северная сказка »

Цель : организация образовательно-развивающей среды с целью создания условий для расширения кругозора детей посредством ознакомления с образом жизни, традициями коренных народов севера через инсценированную сказку .

Задачи :

Дать первичные представления о жизни, быте северных народов нашего региона ханты и манси;

Познакомить с фольклором народов ханты-манси : загадки, пословицы, приметы;

Формировать основы экологической культуры : правильное и заботливое отношение к природе родного края, его обитателям (птицы, рыба, животные, посредством художественной литературы, творческой деятельности и т. д. ;

Создание развивающей среды.

(Звучит мелодия ветра, перекликаясь со всполохами Северного сияния ).

Рассказчица :

Далеко-далеко на Севере , где дуют суровые холодные ветра и волнуют воображение всполохи Северного сияния , на зимнем стойбище жила- была семья –ханты : мать трое сыновей и малютка доченька

Каждый день, когда занималась заря, старшие сыновья уходили в лес на охоту, а мать оставалась дома с младшими : маленьким Идэ и малюткой. Много дел в лесу у женщины -ханты : дрова наколоть, дома прибраться, еду сготовить, детей понянчить, да и шитья всякого хватает. Вот и мама Идэ, каждый день с утра до ночи, трудилась, не покладая рук. А вечером, когда уже с ног валилась от усталости, садилась к огню с шитьем в руках. А Идэ тут как тут! Он рос мальчиком любознательным, непоседливым и бесконечно донимал мать вопросами. Все ему было интересно.

Анки, Анки! Почему снег белый?

Анки, Анки! Почему солнце светит?

А ветер почему дует?

Анки. Анки! А куда наша река течет? И т. д.

(Мать от работы всякой устанет, не до вопросов ей) .

Анки :

Сыночек, мама устала.

А ты отдохни чуть, потом скажи. (не отставал тот)

Анки :

Давай лучше сказку тебе расскажу ?

Идэ : (обрадовался)

Давай, давай! Хочу сказку , сказку хочу ! А про кого будет твоя сказка , Анки?

Анки :

Ладно, слушай сказку . Эта сказка лесная , про зверей : про зайца (Шэвер) быстрого, про ворону (Вурни) хитрую, про доброго ежа и про сильного, мудрого медведя (Мэми)

(И мама, укачивая люльку, начала свой рассказ )

Когда в лесу наступила осень и на деревьях уже не было листьев, бежал по лесу заяц.: вдруг видит он -на яблоне весит одно-единственное яблоко и захотел съесть его. Но как яблоко достать? На дерево заяц залезть не может. Стал он прыгать. Но яблоко высоко висит, не достанешь.

Смотрит заяц : на ели сидит ворона и смеется.

Крра-крра-крра! Что ты, Шэвэр (заяц, прыгаешь?

Эй, ворона, сорви мне пожалуйста яблоко!

Сорвала ворона яблоко.

Только в клюве его не удержала. Упало яблоко вниз.

Спасибо тебе, Вурни! – сказал заяц . Хотел заяц поднять яблоко, а оно, как живое побежало. Что такое? Испугался заяц, а потом понял : яблоко упало прямо на ежа. Ёж испугался и побежал.

Стой, стой! -кричит заяц.

Остановился еж и говорит :

Это мое яблоко. Оно упало, а я его поймал. А заяц кричит ежу :

Сейчас же отдай мое яблоко! Я его нашел!

Подлетела ворона к ним и говорит :

Не спорьте. Это яблоко мое. Я его сорвала.

Заяц, ворона и еж кричат друг на друга :

Мое яблоко! Нет, моё!

Вдруг, на шум из леса вышел медведь (мэми) .

Что такое? Что за шум? – спрашивает.

Все звери подбежали к медведю :

Ты, МЭМИ, в лесу самый большой, самый умный.

Рассуди, чьё это яблоко?

И рассказали медведю все как было.

Медведь подумал, подумал и спросил :

Кто яблоко нашел?

Я -шэвэр! -сказал заяц .

А кто яблоко сорвал?

Я- Вурни! -сказала ворона .

Хорошо. А кто его поймал?

Я! - сказал еж .

Ну, вот что! - ответил медведь, - каждый из вас должен яблоко получить.

Но тут только одно яблоко! – закричали звери (хором)

А вы разделите яблоко на равные части! - Мэми

Как же мы раньше не догадались? - (звери хором)

Еж разделил яблоко на четыре части.

Один кусок дал зайцу :

Это тебе, Шэвэр!

Ты первый яблоко увидел.

Второй кусочек вороне дал :

Это тебе, Вурни!

Ты яблоко сорвала.

Третий кусочек еж себе в рот положил :

А это мне!

Я яблоко поймал.

Четвертый кусочек еж дал медведю :

А это тебе, Мэми!

А мне за что? – спрашивает медведь.

А тебе за то, что ты нас всех помирил!

Анки :

Ну, вот, сыночек и вся сказка ! Понравилась?

Да, Анки, понравилась. Очень понравилась!

Анки :

А что ты понял, сынок, из этой сказки ?

Понял, Анки, что нельзя быть злым и жадным, что надо делиться и со зверем, и с птицей, и с человеком.

Анки :

И это правильно, сынок, молодец! А сейчас, сынок, пора спать! Т-с-с-с!

Хорошо, Анки, а еще сказку расскажешь ?

Анки :

Ш-ш-ш! А-а-ай! -- (качает колыбель с малюткой)

Расскажу, сыночек, расскажу, только завтра.

(Звучит колыбельная, перекликаясь с музыкой ветра) .

Список литературы :

1. Н. И. Величко Институт развития образования Г. Ханты-Мансийск (Россия)

2. Ерныхова Е. А. Декоративно-прикладное искусство обско-угорских народов. - Йошкар-Ола, 2000.

3. Зуев В. Ф. Материалы по этнографии Западной Сибири (1771 - 1772) . Л., 1947.

4. Базанов А. Г., Певгова Л. В. Игры малых народностей Севера // Сборник Музея антропологии и этнографии. Т. 11. М. ; Л., 1949. стр. 59

5. Кулемзин В. М. Игры детей обско-угорских народов. - СПб. ТОО «Алфавит» , 1999.

6. Патканов С. К. Стародавняя жизнь остяков и их богатырей по былинам и сказаниям // Живая старина . Вып. 4. СПб., 1891.

7. Патканов С. К. Остяцкая былина про богатырей города Эмдсра // Живая старина. Вып. 2. СПб., 1899.

8. Сказки и куклы нерым-ях /сост. Т. А. Исаева и О. В. Стародубова; пер. с языка ханты О. И. Щербакова. - Тюмень, 2006.

9. Тахтуева А. М. Материальная культура юганских ханты. - Изд-во «Северный дом » , 1990.

10. Чечулина Т. Золотой город (хантыйские сказки ) . Свердловск, 1969. Мифы, предания, сказки ханты и манси . М., 1990.

Публикации по теме:

«Нас сказка манит и зовет». Сценарий интегрированного занятия по сказке А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане» МБДОУ Д/с «Вишенка» Сценарий конспекта НОД Раздел «Художественно-эстетическое творчество» Тема: «Нас сказка манит и зовет»

День здоровья и дружбы «Спортивный теремок» - инсценированная сказка с элементами игр, упражнений, соревнований для средних, старших и.

Познавательный проект «Северная сказка», совместно с родителями КНМС «Сказка - это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка.



 


Читайте:



Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Михалков Сергей Владимирович Праздник Непослушания Сергей Владимирович Михалков Праздник Непослушания Повесть-сказка "Праздник Непослушания" -...

Почвенный покров южной америки

Почвенный покров южной америки

Страница 1 В отличие от Северной Америки, где изменения в растительном покрове зависят в значительной степени от изменений температурных условий,...

Расправленные крылья - музыкальная пауза Порядок описания Московской операции

Расправленные крылья - музыкальная пауза Порядок описания Московской операции

Ситуация на фронте весной 1942 года, планы сторон, немецкое наступление летом 1942 года, начало Сталинградской битвы, немецкий оккупационный режим,...

Cобытия Второй мировой войны

Cобытия Второй мировой войны

Вторая мировая война считается самой крупной в истории человечества. Она началась и закончилась 2 сентября 1945 года. За это время в ней приняло...

feed-image RSS