Главная - Речь
Удины и армяне. Удины

Аркадий Владимирович, как вы, удин по национальности, оказались в России?

Наша семья до 1988 года проживала в Кировабаде. В феврале, а затем в гораздо большем масштабе, ноябре этого года в городе состоялись массовые погромы армян. То есть это были даже не погромы, а сильное противостояние, в результате которого погибли люди. Погромы армянских квартир произошли в азербайджанской части города, а в армянской части население дало погромщикам организованный отпор и защитило свои дома и честь.

Однако 7 декабря в Армении произошло катастрофичное землетрясение, и многие армянские мужчины Кировабада уехали туда. В основном ехали помогать своим соотечественникам в спасательных и восстановительных работах, другие, вместе с помощью своему народу ехали помогать и близким родичам, так как немало кировабадских женщин и детей в период столкновений были отправлены в зону землетрясения. После землетрясения столкновения практически прекратились, так как прибывшие в город советские войска закрыли погромщикам доступ в армянскую часть города. Но люди уже уехали, в том числе и наша семья.

А зачем уехала ваша семья? Вы же не армяне?

Ну, во-первых, никто тогда не разбирался, кто по национальности живет в армянской части города: а мы жили именно там. Во-вторых, наша семья исповедует христианство, а это в глазах азербайджанцев является смертным грехом. В те дни в Кировабаде громили и русские, и украинские, и удинские семьи и дома. Но самым важным является то, что мы увидели волчий оскал азербайджанского национализма. Мы хорошо понимали, что рано или поздно настанет наша очередь, что, в конце концов, и произошло. Только зимой 1990 года Нидж (село с компактным удинским населением в Варташенском районе Азербайджанской ССР. - Ред.) покинуло свыше двух тысяч человек, в том числе и мои родственники. К сожалению, у удин в Азербайджане недостаточно людских ресурсов, и мы не имели возможности защитить свою Родину.

Однако считается, что удины были одним из крупнейших этносов Кавказской Албании.

Да, это действительно так. Но с тех пор утекло немало воды. Очень много удин обармянились, и даже дали армянскому народу национальных героев, таких, как генерал Мовсес Силиков или Саркис Кукунян. Я читал в Восканапате об Овике Фаримяне, отважном воине Армии Обороны Арцаха, удине и моем ближайшем родственнике.

Намного больше удин были насильно отуречены. Например, еще в начале ХХ века на территории современного Азербайджана было 47 удинских сел, а сегодня там существуют только остатки Ниджа. В архивах сохранилось письмо удинских лидеров русскому царю, в котором люди просят защитить их от тюркских разбойников, помочь сохраниться в христианской вере. Сегодня, к сожалению, очень много удин лишены национальной идентификации и часто даже дома, в кругу семьи, разговаривают на азербайджанском языке. Но они, пусть даже записанные в "азербайджанцы", не умерли, в их жилах течет удинская кровь.

Как вы считаете, при каких условиях может начаться возрождение удинского национального самосознания?

Вы можете считать меня наивным романтиком и отчаянным оптимистом, но я думаю, что это возможно. Ведь сами удины, даже тюркоязычные, помнят и знают о своем происхождении. Наша Родина находится на территории Азербайджана, хозяевами которого ныне являются пришлые, чужие люди. Мы жили в своих районах вперемежку с родственными народами: лезгинами, рутулами, крызами, будухами… И если эти народы поднимутся на борьбу за соблюдение своих национальных прав, то удины в стороне не останутся. Даже те из нас, кто уже два или три поколения записан «азербайджанцем». Национальная психология - очень тонкая, но очень крепкая субстанция.

Недавно в интервью азербайджанскому агентству председатель правления удинской общины Волгограда Ричард Данакари заявил, что удины при встрече с армянами чувствуют негативное отношение.

Данакари - известная удинская фамилия, и мне жаль, что этот род породил и лгунов. Удины - лезгиноязычный народ, мы с лезгинами одного корня и происхождения. Будучи братьями с лезгинами, мы, как и сами лезгины, всегда поддерживали дружеские отношения с армянами. Учтите также, что удины исповедовали ту же веру, что и армяне. Я говорю не просто о христианстве, а об Армянской Апостольской Церкви. Откуда может быть негативное отношение между двумя братскими народами, поклоняющимися одному и тому же богу. Я, например, кировабадским диалектом армянского языка владею лучше, чем удинским. Так распорядилась судьба, но я нисколько не жалею об этом, так как я вырос в дружеской обстановке с армянами и при этом никогда не скрывал свое удинское происхождение.

Вам известно, что в Баку создана Албано-Удинская христианская община?

Общины такой нет, да и быть не может. Создана витрина, за которой даже не пустота, а черная зияющая дыра. В истории был Албанский католикосат Армянской Апостольской Церкви, точно так же, как были Ахтамарский или Анийский католикосаты Армянской Апостольской Церкви. Но это не означало, что эти католикосаты выходили из подчинения Эчмиадзина и отделялись от него. Такого просто не было. И попытка создания Албано-Удинской христианской общины есть не что иное, как попытка оторвать сохранивших христианство удин от исторических и духовных корней. Все это - всего лишь нечистоплотная политика, а Роберт Мобили - руководитель так называемой Албано-Удинской христианской общины - является безграмотным прохвостом. К счастью, насколько мне известно, в этой «общине» всего три человека, включая супругу Роберта.

Почему этот Мобили молчал, когда в Нидже с церкви стачивали письмена? Почему он молчал, когда ломали хачкар в нашем селе? Какой же он христианин, если позволяет уродовать собственное прошлое? Я уважаю истинно верующих людей, независимо от религии. Если христианин молчит, и даже оправдывает то, как рушат и ломают построенные его предками святыни, он не может считаться христианином, под какой бы маской он ни скрывался. Точно так же и мусульмане. Я не могу уважать тех мусульман в Азербайджане, что молча смотрят на то, как Ильхам Алиев рушит мечети.

Удины-христиане относятся к Эчмиадзину. И так было всегда. Наличие Албанского католикосата, как я уже сказал, не означало, что мы отошли от Эчмиадзина. Нашим первым епископом был святой Григорис, внук Григория Просветителя, а в 705 году произошло полное духовное и этическое слияние албанской и армянской церквей. Все наши церковные книги, обычаи, традиции, ритуалы и так далее писались и переводились на армянском языке, так же, как исламские - на арабском языке. И это нормально, иначе и быть не могло. Албанский алфавит был создан великим Маштоцем лишь для одного из албанских народов, и мы сегодня точно не знаем, для какого? Но это и не важно, так как языки албанских народов отличались друг от друга. Пусть не сильно, но отличались. Рутульский и удинский язык, например, близкие родственники, но в рутульском языке есть около 10 звуков, отсутствующих в удинском. Да, Месроп Маштоц - гений: созданный им 17 веков назад и существующий до наших дней совершенный армянский алфавит подтверждает это. Но созданная Маштоцем албанская письменность не могла выжить еще и потому, что албанская нация так и не состоялась. Близкородственные народности не успели слиться в единую нацию. Поэтому христиане Албании пользовались армянскими письменами.

Ричард Данакари считает, что армяне отнимают у удин историческое наследие, и приводит в пример Гандзасарскую церковь.

Пока это делают азербайджанцы, не только присваивающие наше историческое наследие, но и лишающие удин права на этническую самоидентификацию. Что же касается Гандзасара, то Данакари просто выполняет заказ из Баку. Я не знаю, что им движет: привычка лобзать руки хозяина или любовь к деньгам? Но одно я знаю точно: человек, закрывающий глаза на то, как уничтожается историческое наследие его же народа, может согласиться на любую подлость. Гандзасар был возведен в ХII веке, спустя много веков после ликвидации Кавказской Албании. И возведен армянами на армянской земле. Если Данакари так болеет за наследие удин, то пусть возвращается в Варташен или Куткашен, защищает наши церкви от азербайджанских вандалов, а не проводит в Волгограде антиармянскую пропаганду в угоду туркам, нашим историческим недругам.

Спасибо.

Севак МОКАЦИ

Дайджест

Жизнь удин в Восточном Краю своей уничтоженной родины, то есть в современном Азербайджане, оказалась весьма тяжёлой, прежде всего, именно из-за веры. Через тысячу лет после начала исламизации албанцев, в 1724 году, они писали Петру I, прося помощи в сохранении веры, воспринятой ими от апостола Варфоломея, распятого на площади Албанополя (Баку) и апостола от 70-ти Елисея: «…У нашего народа не было власти, чтобы построить славный храм на месте мученической смерти святого апостола (Елисея, эта церковь I века считается древнейшей в Закавказье – А.Ф.): наши предки смогли только построить маленькую церковь, в которой мы проводили нашу жизнь. Теперь же неверные сожгли её и насильственно нас отрекли: мы в тайне сохраняем наши законы, и больших, и маленьких силою сабли заставляют стать тюрками». А ведь начиналось всё со скромных просьб одолжить пастбища для сезонного выпаса скота… Люди, чьи предки построили Закавказскую Албанию и были почти поголовно вырезаны предками нынешних азербайджанцев или насильно обращены в ислам, став, опять-таки, «азербайджанцами». Этот процесс, похожий на отуречивание жителей Малой Азии и Балкан, продолжался неспешно, более тысячи лет, то обостряясь, то утихая. Но то, что удины, которых сейчас не насчитывается и 10 тысяч человек, сохранили свою кровь, свой язык, близкий в очередь к лезгинскому, немного аварскому и вайнахским, свою культуру, а недавно вновь обрели свою древнюю письменность.


жаль что удины стали армянами и цапами,и забыли свои корни за исключением таких патриотов как и Аркадий.!думаю удинов теперь можно пальцами посчитат,а на их земли предендуют армяне,ведь удины эт же лезгины,значит и Утика и Карабах наши,а не армянские!


С огромным интересом прочитал интервью Аркадия Владимировича "Удины в стороне не останутся" и обрадовался, что есть и остались патриоты, которые помнят и чтят свою историю и лезгинское родство.
Спасибо и слава таким удинам! Я и многие лезгины с восхищением относимся к удинам- единственному народу из всех христианских албанских племен, который сохранил прежнюю этническую самоидентификацию. В то же время удины, как и другие лезгиноязычные народы, полной чашей "хлебнули" все тяготы и лишения, связанные с потерей исторической родины и последовавшим затем страшными ассимиляционными процессами (обармянивание и отуречивание), постигшие целый народ. Но дух этого народа не сломлен! Чего стоит убеждения этого великого удинца "сегодня, к сожалению, очень много удин лишены национальной идентификации и часто даже дома, в кругу семьи, разговаривают на азербайджанском языке. Но они, пусть даже записанные в "азербайджанцы", не умерли, в их жилах течет удинская кровь ". Уверяю Вас, Аркадий Владимирович, что точно также думают и сотни тысяч ассимилированных в Азербайджане лезгины. Мне очень хочется надеяться, что придет время, когда мы - все ветки одного мощного дерева, называемые "лезгинские народы" вновь объединимся и будем сообща бороться за нашу свободу и независимость!


Было очень приятно от нашего удинского брата услышать такие слова: "Удины – лезгиноязычный народ, мы с лезгинами одного корня и происхождения" .
Вот это понимание нашего единства, братства все глубже проникает в сознание наших народов. И даже перерастает в готовность сплотиться и совместно бороться за свои интересы: "Мы жили в своих районах вперемежку с родственными народами: лезгинами, рутулами, крызами, будухами… И если эти народы поднимутся на борьбу за соблюдение своих национальных прав, то удины в стороне не останутся" .
Если нам не удалось создать единую нацию в античное время (о чем он также говорит), то может мы в настоящий момент продолжим наше сближение? Мне сразу вспоминается петиция карабахских меликов Петру 1, которая начиналась "Мы албанцы и по нации утийцы", можно продолжить: лезгины, рутульцы, цахуры, агулы... Для этого ни в коем случае не нужно отказываться от своих локальных этнических особенностей и литературных языков у единой албанской нации может быть несколько. Подлинное единство в многообразии)


Кто это пишет даже не думает. Он в корне ошибается... Просто исторически были мирными соседями всегда. Помогали друг другу (просто черта ЛЕЗГИН такая - мы всегда даем гостям самой лучшей еды, комнаты, кровати). Когда их начали оккупировать турки месхетинцы, мы просто уступили часть земель и взамен получили постоянные наезды. Также с кавказскими турками война в Иране между суннитами и шиитами... Вот так мы наживаем плоды нашего гостеприимства.


В мире почти две сотни стран, а список всех национальностей даже представить сложно. Запомнить это нереально, даже все малые народы, проживающие на территории России, представляют собой внушительный перечень. Если перед вами удины, кто это такие и откуда они родом можно спросить у них самих. Некоторые считают такой вариант - не самым культурным, предпочитая прибегнуть к помощи справочников.

Многонациональное государство

Наша страна формировалась на имперских принципах:

  • Покорение соседних народов;
  • Формирование многонационального государства;
  • Объединение под одним руководством огромных территорий;
  • Культурное влияние на все нации, кроме титульного народа.

За сотни лет многие ассимилировались, «обрусели» и приняли культурные обычаи большинства. Благодаря наличию в общинах национальных меньшинств ортодоксов - многие сохранили свою этническую идентичность. В любом случае, речь идет о событиях давно минувших лет и столетий, все это длилось на протяжении веков, сопровождаясь скандалами, уступками и кровопролитием.

Сегодня мы имеем сформировавшуюся державу, в устоявшихся границах. И всем гражданам, хотят они того или нет, необходимо жить в мире. Дабы не создавать проблем окружающим.

Выступления на национальной почве и даже этнические погромы - не редкость в современной мировой истории. Как правило, они связаны с финансовыми кризисами и поиском «виноватых». Задача современного общества - не допустить повторения этих кровавых бесчинств и защитить интересы национальных меньшинств.

Кавказские особенности

Кавказ не входит в состав одного какого-то государства, его земли разделены между:

  1. Россией;
  2. Арменией;
  3. Азербайджаном;
  4. Грузией.

На всей территории проживает порядка 30 миллионов человек и большая их часть - христиане.

Но так было не всегда:

  • Менялись страны;
  • Формировались и исчезали целые народы;
  • Территории попадали под влияние других культур;
  • Сменялись религиозные воззрения.

История этого региона крайне интересна - постоянные военные походы, конфликты сразу с несколькими империями и красочные виды. Кавказ стал родиной для многих гордых народов. И если численность некоторых измеряется миллионами, то другие едва держатся на грани выживания. И это несмотря на современную медицину и высокий уровень жизни.

Все же, сказывается ассимиляция, браки с представителями других национальностей и естественные процессы уменьшения численности населения.

Откуда взялись удины?

Удины это народность, которая сформировалась еще две с половиной тысячи лет назад:

  1. Упоминается во многих древних текстах;
  2. Зародилась на Кавказе;
  3. Удины считаются одними из основателей Кавказской Албании;
  4. На сегодняшний день во всем мире насчитывается не более 10 тысяч представителей этой национальности;
  5. На территории России проживает чуть меньше 4 тысяч удин.

Чаще всего удины встречаются в Ростовской области , в этом регионе их численность достигает двух тысяч. Но даже это - капля в море. Вероятность познакомиться с двумя совершенно никак не связанными представителями этой национальности крайне мала. Поэтому лучше не говорить представителю этого народа, что вы знаете еще кого-то «из них», такая ложь сразу станет явной.

Малые коллективы очень часто держатся сплоченно и знают все обо всех земляках, живущих в округе.

В Азербайджане некогда была самая многочисленная община удин , их численность достигала 6 тысяч. Но в связи с военным конфликтом с Арменией и напряженной ситуацией в регионе, их численность уменьшилась до, приблизительно, 4 тысяч человек.

Оставшиеся две тысячи живут в Армении, Казахстане, Украине и Грузии, небольшими общинами по 200-500 человек.

Трудности с подсчетами возникают еще и из-за того, что в ряде стран последняя перепись населения проходила слишком давно.

Удины: национальность

Удины являются представителями лезгинской группы :

  • Обладают собственным языком;
  • Близки к народам Дагестана;
  • Некогда сформировали Кавказскую Албанию;
  • Подверглись влиянию армян и арабов.

Наиболее мощное влияние на этот народ оказали именно армяне. Многовековое соседство и браки привели к тому, что сегодня удин от армян отличить очень сложно . Часть перестала хранить свою этническую самоидентификацию, начав причислять себя к одному из более крупных народов.

С XIX по вторую половину XX века численность удин снижалась. Катастрофическими темпами - меньше чем за век от 10 тысячно народности осталась лишь четверть. Но последние полвека были благодатными для этой национальности, их количество вернулось к тем самым заветным 10 000.

Своей письменности у удин на сегодняшний день нет. Некогда был алфавит, состоящий из 52 букв. Но важное значение сыграла религия - богослужения и все записи велись на армянском, так что этот язык постепенно вытеснил албанскую письменность.

Таких примеров ассимиляции можно привести с десяток, именно поэтому современные национальные меньшинства так отстаивают свою самобытность.

Кто такие удины?

Можно было представить, что удины представляют собой полностью влившийся в другие народы этнос, не имеющий ничего собственного и во всем опирающийся на чужие культуры. Но это не так, сегодня в России проживает 4 тысячи человек, которые считают себя удинами и заявляют так на каждой переписи:

  1. 2 тысячи перебрались в город и о национальных костюмах, блюдах и обрядах имеют, в лучшем случае, только воспоминания;
  2. 2 тысячи продолжают жить в сельской местности, компактно, придерживаясь национальных традиций;
  3. Каждый человек индивидуален, но для удин свойственно гостеприимство и радушное отношение к незнакомцам;
  4. Представители этого народа «держатся своих корней» и в любой ситуации будут поддерживать близких.

Формировать мнение о человеке на основе каких-то национальных черт - не лучшая политика. Ваш собеседник может полностью не соответствовать приведенным где-то характеристикам или просто отличаться от своих собратьев. Поэтому оценивайте окружающих, по словам и поступкам, а не на основе каких-то стереотипов.

Если рядом с вами поселились удины, кто это и что они собой представляют можно понять только на основе общения с людьми. А так достаточно лишь знать, что это не армяне, хотя их родина - Кавказ.

Видео: как живут удины, культура

В этом ролике историк Михаил Тимофеев расскажет про такую национальность, как удины, что они представляют из себя, почему их веру практически невозможно сломить:

14 августа 2015, 15:01

Удины - это древний кавказский народ, к которому я принадлежу. Я этим горжусь, хотя иногда казалось, что было бы легче жить, будь я грузинкой, армянкой или еще кем-то, у кого есть хотя бы своя страна)) Так я думала в детстве, ведь безумно утомляет объяснять каждому, кто ты по национальности (вообще ненавижу этот вопрос, он мне кажется как минимум некорректным!)

- А кто ты по национальности?
- Удинка.
- Грузинка?
- Удинка. Удины.
- Как-как? уНдины?
- У Д И Н Ы.
- Не слышал о таком...
- Ну... (понеслась) удины - древнейший народ Кавказской Албании... и тд и тп...

Этот тип людей хотя бы честно говорят: впервые слышу (что неудивительно). А есть люди, которые, услышав «удинка», с пустым озабоченным взглядом и вопросительным знаком вместо зрачков врут: «Ааа, дааа, слышал про таких!» или «у меня знакомый удин». НЕ ВРИ! Мы настолько маленький народ, что я точно знаю, сколько в этом городе удинов, где они работают, чем завтракают…)))

Отдельная история с армянами. Каждый армянин уверен, что я тоже армянка, поэтому даже продавцы на рынках отвечают мне по-армянски, что сколько стоит, а парни подходят знакомиться и слету заговаривают со мной на своем языке. А я такая: облом!

Это было введение, а теперь я перейду к истории:

Удины - древний кавказский народ, родственный лезгинам, обитавший в долине реки Кура и составлявший большинство в государстве Кавказская Албания. Современный удины - фактически потомки тех самых древних албанцев. Всего в мире их около 10 000, из коих 4000 живут в Габалинском районе Азербайджана, 3700 в России, и понемногу в Украине, Казахстане и Армении. В Грузии имеется одно удинское село в Кварельском районе. Удинка в творчестве этнографа Макса Тильке

Впервые об удинах упоминает Геродот в своей знаменитой «Истории» (V в.до н. э.). Описывая Марафонскую битву, автор указывал, что в составе XIV сатрапии персидской армии воевали и солдаты утиев. Об удинах упоминается в «Географии» древнегреческого писателя Страбона (I в.до н. э.) при описании Каспийского моря и Кавказской Албании. Этнический термин «уди» впервые упомянут в «Естественной истории» римского автора Плиния (I в. до н. э.).
Начиная с V века н. э. об удинах часто упоминают армянские источники. Удины были одним из племен создателей Кавказской Албании (большая территория современного Азербайджана) и являлись одним из главенствующих албанских племен. Не случайно обе столицы, Кабала и Барда (Партав), находились на землях исторического проживания удин. В прошлом удины были расселены на достаточно обширных территориях, от берегов Каспийского моря до Кавказских гор, по левобережью и правобережью Куры. Одна из областей Кавказской Албании одноимённо называлась Ути (в нек.источниках Утик).
После завоевания арабами Кавказской Албании территория проживания и численность удин постепенно сокращается. Если в в VI - VII вв. Утик был в состав Армении и в значительной степени был арменизирован, то после попадания под власть арабов, начинается активный процесс мусульманизации удин.

Западные удины покинули несколько сёл на границе Нагорного Карабаха и Утика и поселились в селе Нидж. Однако известно, что наряду с удинами, из Нагорного Карабаха и Утика в Нидж и близлежащие села так же переселяются большое число армян.

И в XIX веке часть удин, принимая армяно-григорианскую веру и будучи двуязычна (владея и армянским языком), со временем переходила на армянский язык и осознавала себя армянами. Ещё в недавнем прошлом удины жили в селах Мирзабейли, Солтан Нуха, Джоурлу, Мыхлыкувах, Баян, Варданлы, Кирзан, Малых, Енгикенд и др., однако ныне они ассимилировались с азербайджанцами. Ко времени прихода русских на Кавказ, многие семьи уже считали азербайджанцами, но еще помнили удинский язык.

Албанский (удинский) крест

На данный момент большинство удин – православные христиане. Армянами себя никто не считает, азербайджанцами тем более (некоторые даже очень враждебно относятся к последним: это связано с конфликтом Нагорного Карабаха, азербайджанские власти считали удинов армянами и выгоняли с территории проживания). Но политика политикой, а лично у меня никакой неприязни к названным (и вообще любым) народам нет.

В настоящее время единственным местом компактного проживания удин являются село Нидж в Азербайджане и село Зинобиани (переселенцы из Варташена в 1922 году) в Грузии. До Карабахского конфликта компактным местом проживания удин в Азербайджане являлось также и село Варташен, но большинство удин Варташена вынужденно было покинуть Азербайджан в 1989 году. В 1991 году Варташен был переименован в Огуз и по переписи 2009 года в Огузском районе осталось 74 удин. Мои родители из села Нидж. Как правило, удины, которые из одного села (надо сказать, что это большое село), знают друг друга, а вот про удин из других сел разве что слышали.

Далее смех – антропология ! . Обычно подобные вещи читаешь про древних людей, а тут про меня и такое))) Мы изучали в институте антропологию, но не до таких тонкостей! Вообще интересно, если кто не знаком, почитайте.

По переписи 2002 года в России 3721 житель идентифицировал себя как удин. Из них горожан 2078 человек (1114 мужчины и 964 женщины), 1643 сельских жителя (829 мужчин и 814 женщин). Больше всего удин (1573 человека) было зарегистрировано в Ростовской области. По переписи 2010 года число удин в России увеличилось на 546 человек и составило 4267 человек.

Культура и традиции
Традиционные занятия удин - полеводство, садоводство, огородничество, рисоводство, шелководство, табаководство, в небольших количествах скотоводство. Удины вели оседлый образ жизни. Многие церемонии и календарь у удин связаны с земледелием. Из ремёсел наиболее развито было гончарное дело (изготовление посуды и черепицы), кузнечное дело и изготовление двухколесных арб. Села удин имеют свободную разбросанную планировку. Усадьба включает хозяйственный двор, фруктовый сад с ореховыми плантациями и огорожена плетёной или каменной оградой. Дома одноэтажные из камня или сырцового кирпича на высоком каменном фундаменте, крыша 2-х или 4-скатная, соломенная, позднее - черепичная. В давние времена окон в домах не было, и свет проникал через небольшие отверстия в стенах и крыше. В середине жилого помещения находился открытый очаг-костёр, на котором готовилась пища. В конце XIX в. очаг был вытеснен камином (бухара) с дымоходом, позднее появилась железная печь-времянка. Важным элементом жилища был просторный чердак, нередко с камином, который использовали для сушки и хранения фруктов. В начале XX в. появились каменные двухэтажные дома с галереей (сейван), с широкими застеклёнными окнами.Первый удинский букварь “Samci dəs” выпущенный в 1934 году в Сухуми братьями Т. и М.Джейрани.

Про школы: мои родители учились на русском языке в школе, которая находилась в их селе. Обычная школа, были все предметы, как у всех (СССР всё-таки). Но вообще жизнь там суровая, работы никакой нет, приходится жить на то, что вырастил и продал. Со школ ездили собирать табак и орехи, семьи сами держали ореховые сады. А еще мама рассказывала, что был какой-то странный закон, по которому каждый дом обязывали разводить шелкопрядов - жуть! В общем, приходишь домой со школы, и бегом помогать по хозяйству. Оценки для многих родителей были не важны. В вузы тогда особо поступать не спешили, не очень целеустремленный у нас народ. У моей мамы 5 братьев и сестер, но учиться уехала только она. Мужчинам было проще: у них армия, многие после нее оставались жить в тех городах, где служили, находили там работу, шли на уч:).

Еще удины очень любят чай! В детстве первое, наверное, что я выучила по-удински, было выражение: "Поставь чайник")))Чай пьют с сахаром, но никогда не кладут его в чай! Обычно сами варят сахар, делают кусковой и как конфетку с чаёчком) Это один из вариантов

Кухня (мое любимое! Вообще считаю, что вкуснее кавказской кухни ничего нет!)
Удинская кухня разнообразна, включает мучные, молочные, мясные, рыбные, растительные блюда. Стоит специально отметить кушанье хариса - разваренную до кашицеобразного состояния пшеницу, густо заправленную сливочным маслом и кусочками мяса или птицы. Основу питания составляют растительные продукты: фасоль, рис, грецкие орехи, овощи, зелень, фрукты, ягоды. Хлеб пекут из пшеничной муки в печи тарин (тандыр).
Удинская кята (вид пирога) - вообще, тяжело писать эти названия по-русски, потому что в русском нет нужных букв)) Внутри орехи, всё очень сладко и невероятно вкусно!

Так пекут хлеб

Фото нашла в группе в Вк. Его скорее всего удалят, но может кто-то успеет разглядеть: это бутылки с самого..., который по нашему называют аракИ )))
В них заранее опускают огурчик, грушу и что только возможно, пока они еще на ветке, они вырастают в бутылке, их срезают, заливают аракИ и к столу! В детстве я, конечно, не могла понять, как большой огурец прошел через маленькое горлышко)))

Большое место в питании занимают различные виды плова: с фасолью, изюмом, хурмой, каштанами, из грецких орехов. Ооооо, как я люблю плов с фасолью! А вот сладкий (с курагой, черносливом, изюмом не люблю. Зато любит муж-не удин))) Рис ели также с кислым молоком. Популярны жареные и варёные каштаны. Много блюд из овощей, в т. ч. из тыквы, капусты, баклажан, помидоров. Употребляются дикорастущая зелень, особенно крапива и щавель, из которых готовят суп, начинку для пирога афар. Важную часть питания удин составляют молочные продукты (заквашенное молоко, сливки, сметана, масло, в т.ч. топлёное), различные виды яичниц. На праздники, торжества, с приездом гостя обязательны мясные блюда: чихиртма из курицы, индейка поджаренная в тендире, яхни (варенные кусочки мяса), долма, шашлык. Напитки - настои из ягод, трав, вино, водка из винограда, алычи, плодов груши, яблок, кизила, тутины. Из сладких блюд - мед, халва с мёдом.
Вот так раньше в нашей деревне проводились застолья

Наша кухня очень разнообразна, здесь, конечно, описано скудно и как-то устарело))

Семейный быт у удин имеет свои особенности. Еще в XIX веке сохранялись большие патриархальные семьи, хотя уже преобладали малые семьи. Брак заключался только между неродными или очень дальними родственниками. Прежде чем свататься, родители и родственники, собравшись отдельно от всех, выясняли родословную молодых. Современные браки у удин тоже строго экзогамны. Раньше (далеко раньше!) брачный возраст был низким - с 13 лет для девушек, с 16 - для парней. Брачный обряд состоит из нескольких этапов: сватовство (сговор), малое обручение, большое обручение, свадьба, послесвадебная обрядность. До вступления в брак в обручении участвуют родители юноши, жених, крестный отец и еще несколько человек со стороны жениха. В прошлом свадьбы проходили в течение 3-4 дней. Удинка в традиционном костюме и головном уборе, закрывающем нижнюю часть лица. 1883 год, селение Варташен

Современный свадебный обряд претерпел значительные изменения, но многие традиции по-прежнему сохраняются.
Надо признать, что для удин и сегодня вступление в брак считается важнейшим этапом в жизни, а сама свадьба - радостным событием для всей династии, особенно семьи. Удины, проживающие в России, проводят свадьбу в один день, чаще в закрытых помещениях (рестораны, кафе, дома счастья), реже у себя во дворе (в домовладениях) в 2 дня, как по традиции. Считается долгом и моральным обязательством присутствие на свадьбах родных, близких и друзей. Поэтому удинские свадьбы часто многолюдны и веселы. По мнению многих этнографов, ни у одного из народностей свадебные обряды так не осложнены, не облечены таким исключительным своеобразием и притом так необыкновенно ярко выражены, как у удинского народа. В детстве я была на нескольких свадьбах по всем удинским канонам: это интересно, но утомительно (особенно для ребенка, который толком по-удински даже не говорит, которого пугает огромное количество незнакомых ему людей (150-250 чел), и раздражает громкая живая национальная музыка). Моя свадьба была не по нашим обычаям, но нам удалось найти компромисс, чтобы обе стороны были довольны. Про удинскую свадьбу можно сделать отдельный пост, но это очень долго, я сама не всё помню, надо выпытывать обычаи у родителей.

По поводу быта и обычаев, вспомнила тут один: когда рождается ребенок, кто-то из близких родственников дает зарок (как бы обещание богу), что, когда ребенку исполнится, допустим, 3, 10, 15 лет принесет жертву, в виде петуха или барана. Конечно, это происходит только в селе, где все и так держат скот. И вот в обещанный день семья собираются, режут этого несчастного барана, его кровью делают ребенку на лбу отметину, потом варят его (надо обязательно варить, шашлычок или какое-нибудь модное блюдо нельзя, раздают соседям, и сами за огромным столом поедают) Это всё называется "резать курбан" (видимо, обычай появился ми сохранился в следствии нашей запутанной истории с влиянием разных народов. Податливый мы народ!)

Немного фоток:
Чотари Гергец. Церковь св.Елисея. Нидж квартал Дарамахла


ЦЕРКОВЬ СВ. ЕЛИСЕЯ, ЧОТАРИ

Развалины Древней Кабалы - общее наследие лезгинских народов


Празднование Дня Победы в п. Нидж. 9 мая 2010

Всё, девочки, голова уже не варит от обилия информации и нехватки фотографий! Дома у родителей замчечательные фотки со свадеб, где видны и дома, в которых живут удины(жили в 80-е и до сих пор так же). Еще есть группа в контакте, но ее умудрились сделать закрытой (нас и так мало, вы еще прячетесь!) Может, там больше фоток, но меня пока не приняли)

А вот замечательное короткое, но ёмкое видео о родине моих родителей - селе Нидж. И о моем любимом блюде - афар!

Такое необычное чувство, слышать на заднем фоне свой язык, но с переводом)))

P.S.: Наверняка, выложив этот пост я вспомню, сколько всего можно и нужно было добавить и рассказать) Информацию ни про один народ в одном посте не вместить. Поэтому пока так... Всем спасибо!

Удины (უდიები) - древний кавказский народ, родственный лезгинам, обитавший в долине реки Кура и составлявший большинство в государстве Кавказская Албания. Современный удины - фактически потомки тех самых древних албанцев. Всего в мире их около 10 000, из коих 4000 живут в Габалинском районе Азербайджана, 3700 в России, и понемногу в Украине, Казахстане и Армении. В Грузии имеется одно удинское село в Кварельском районе .

история

Удины (в форме "угии") дважды упоминаются Геродотом: при перечислении податного населения 14-й сатрапии (кн.III, № 93), в которую входили Дрангиана и Кармания — земли внутреннего Ирана, и при описании персидского войска, уже среди кавказских народов (кн. VII, № 68).

Поздними греко-римскими авторами (Аполлоний Родосский, Полибий, Страбон и др.) удины обычно локализуются в северо-западном Прикаспии, но всегда севернее р. Кура. Плиний Старший. (I в. н. э.) называет удин скифским племенем и упоминает также так называемых утидорсов (аор-сы-сарматы, видимо, смешанное племя). В связи с этим вероятен дрейф этнонима или более сложные этногенетические процессы (например, оседание какого-либо ираноязычного или, что менее вероятно, угро-финского народа и восприятие им языка местного кавказского населения). Соседями др. удин были албаны, первоначальная территория которых, согласно тем же и другим греко-римским источникам II в. до н. э., — II в. н. э. была в междуречье Куры и Аракса. В разное время в их состав также вливались разноплеменные группы, преимущественно ираноязычные. Страбон насчитывает в Албании 26 отдельных народностей со своими языками. Во второй половине I тыс. до н. э. на территории Албании возникают городские центры, ко II в. до н. э. объединившиеся под властью одного царя.

Армянские средневековые источники (например, "Ашхарацуйц") определяют область расселения удин — наханг Утик, состоящий из 8 гаваров (районов): Гардаман, Тускатак, Шакашен, Арданрот, Ути арандзнак, Рот-и-баз-Кура. Севернее Куры расположен Агванк, т. е. Албания с центром в Кабалаке (ныне с. Чухур-Кабала Куткашенского/Кабалинского р-на).

Утик вошел в состав Армении при Арташесе I (189 — 160 гг. до н. э.). Агванк оставался независимым. После раздела Армении между Римом и Ираном (387 г. н. э.) Утик (а также Арцах и часть Пайтакарана) был присоединен к Агванку, из которых образовалось особое персидское марзпанство (наместничество). С этих пор утвердилось расширенное понимание Албании, (парф., араб. Арран, груз. Эр-Ран), включающей большую часть части территории современной республики Азербайджан. До 510 г. н. э. в Албании сохранились царская власть (местная ветвь парфянской династии — Аршакидов, которые правили и в Армении: Вачаган I, Ваче, Урнайр, Иавчаган, Мерхаван, Сато, Асай, Есвален, Ваче, Вачаган III), после упразднения которой правили персидские марзпаны (наместники) и албанские князья Михраниды, признавшие верховенство Сасанидского Ирана. В VI — VII вв. Утик в значительной степени был уже арменизирован.

В начале VIII в. территория Албании — Аррана подпадает под власть арабов (в 705 г. они занимают г. Партав), начинается активный процесс мусульманизации удин и сокращения их численности. В 866 г. албанский князь Хамама предпринимает кратковременную попытку восстановления Албанского царства. С массовым переселением тюрок-огузов (начиная с XI в.) начинается тюркизация.

Ко времени прихода русских на Кавказ села, население которых продолжало осозновать себя удинами, были сконцентрированы в основном в пределах Шекинского ханства (вошло в Россию в 1805 г. как Нухинский уезд Елисаветпольской губернии: с. Варташен, Варданлы, Баян (ныне Огузский р-н), с. Нидж (ныне Кабалинский р-н), с. Киш (Шекинский р-н). В с. Бум, Солтану-ха, Мирза-бейли и Мухлугувак (современный Кабалинский р-н) проживали семьи мусульман, осознающих себя уже азербайджанцами, но еще помнящих удинский язык. Эти села расположены на территории древнего Агванка. Кроме того отдельные села удин или их потомков сохранялись на землях древнего Утика (с. Кырзан, современный Таузский р-н) и Арцаха (Карабах, с. Сейсулла, Гасанкала).

В конце XIX в. происходило собирание всех, еще осознающих себя удинами, в два крупных села: Варташен и Нидж. Особенно это касается последнего (существует мнение о том, что традиционное деление Ниджа на кварталы — результат поселения в нем удин из разных мест: из Таузского р-на и Карабаха). Первое переселение удин за пределы этнической территории датируется временем армяно-азербайджанского конфликта начала века. В 1922 г. часть православных удин Варташена бежали в Грузию, где сформировали село Окбомбери, впоследствии переименованное в Зинобиани.

В период коллективизации и раскулачивания отдельные семьи удин были выселены или бежали в Баку, Евлах, Шеки, Мингечаур (при паспортизации они были записаны армянами). В РФ удины появляются впервые в 1970-е г. Массовое переселение однако началось сразу после 1988 г., во время армяно-азербайджанского конфликта. В настоящее время в Варташене (около 7000 чел. населения), осталось менее 20 домов удин (до 1950-х гг. их и армян было абсолютное большинство, в 1975 г. — около 40% населения), из Ниджа выехала почти вся молодежь.

современность
язык

УДИНСКИЙ язык относится к северо-кавказской семье, нахско-дагестанской (восточно-кав-казской) подсемье, лезгинской (лезгинско-даргин-ской) ветви, лезгинской группе, удинской подгруппе. Имеет два диалекта: ниджский и варта-шенский (варташенско-октомберийский). Ниджский диалект имеет свои подговоры, делящиеся на 3 подгруппы — нижние, промежуточные и верхние. По одной версии эти подговоры исторически являлись отдельными говорами (диалектами), соответствовали разным группам удин из Карабаха, Таузского района, переселившихся в Нидж. В составе Варташенского диалекта выделяются два говора: собственно варташенский и ок-томберийский.

тексты на удинском языке



После исследований А. Шанидзе, Ж. Дюмезиля и других принято считать, староудинский — языком других агван (кавказских албанцев). Неудивительно, что язык населения Утика, служившего проводником шедшего из Армении влияния христианского культурного мира, в какой-то момент стал общеупотребительным среди других народов Албании. Реже с агванским сближают цахурский и другие языки лезгинской группы, распростаненные на территории современного Азербайджана. Согласно традиции (Корюн, Мовсес Каланкатуйский) около 430 г. н. э. для агванского языка была создана письменность Месропом Маштоцем, в летописи упоминаются книги, письменные доски, выполненные этим письмом, предание их огню хазарами в VII в. и т. д.

В 1937 г. И. В. Абуладзе нашел агванский алфавит (52 буквы, многие напоминают армянские и грузинские — хуцури) в армянской рукописи XV в. (Матенадаран, Эчмиадзинский фонд № 7117). В 1948—1952 гг. во время раскопок в Мингечауре было сделано еще несколько эпиграфических находок. В 1956 г. А. Курдиан (США) открыл второй экземпляр алфавита (переписанный в XVI в.).

Агванскими часто объявляются плохо читаемые армянские эпиграфические памятники. В действительности их до сих пор найдено не более 7—8 (письмо раздельное, написание слева направо, вокалическое). Все памятники относятся к V— VIII вв.

(инфа собрана из разных частей интернета)

Территория нынешнего государственного образования под названием Азербайджан в не очень далекое время была населена примерно двумя десятками национальностей, которые по последней переписи в мгновение ока стали азербайджанцами. Правда, некоторые избежали тотальной тюркизации, и одни из них удины – один из древнейших народов Кавказа, сумевшие донести до наших дней свою историю, язык, самобытность, культуру, обычаи и традиции, несмотря на свой нелегкий и тернистый путь. Удины счастливо избежали ассимиляции и растворения в тюркском море. Может быть, их спасла немногочисленность, Божье провидение или еще что-то, но надо подчеркнуть, что именно этот народ своим существованием разбивает все «исторические» потуги Азербайджана об автохтонности тюрок и создания ими Кавказской Албании.

В древности удины были многочисленным народом и занимали современную территорию Азербайджана. Сегодня во всем мире насчитывается более 10 тысяч удин. Из них 4000 удин проживают в Азербайджане – компактно в посёлке Нидж Габалинского района и дисперсно в г.г. Огуз (бывш. Варташен) и Баку. Около 4500 удин проживают в России – в Ростовской области: Шахты, Таганрог, Ростов-на-Дону, Азов, Сальск, села Александровка, Самбек, Кугей, Самарское, в Краснодарском крае: в Краснодаре, Анапе, в Динском, Ленинградском, Кущевском, Тбилисском районах. Часть российских удин проживает в Ставропольском крае, в Волгоградской и Калужской области, в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Астрахани, Ульяновске, в Иваново и в других регионах. Небольшое количество удин проживает в Грузии. В Грузию удины переселились в начале двадцатого столетия и компактно проживают в с. Зинобиани (бывш. Октомбери). Есть общины удин в Казахстане (г. Актау) и на Украине (Донецкая, Запорожская, Харьковская области). Основная масса удин переехала за пределы своей Родины в период кризиса и распада СССР, обострения карабахского конфликта, а также в связи с ухудшением социально-экономической ситуации в Азербайджане.

История удинского народа уходит своими корнями в глубокую древность. О предках удин – утиях, впервые упоминает в своей «Истории» древнегреческий историк Геродот 2500 лет назад. Описывая Марафонскую битву (греко-персидская война, 490 г. до н.э.), автор указывает, что в составе XIV сатрапии персидской армии воевали и солдаты утиев. Некоторые отрывочные сведения об удинах имеются у Страбона, Гая Плиния Секунда (I в.), Клавдия Птолемея (II в.), Азиния Квадрата и у многих других античных авторов. Этнический термин в форме «удин» впервые упомянут в «Натуральной истории» Плиния (50 гг. I в.).

Начиная с V в. н. э. об удинах часто упоминают армяноязычные источники. Более обширные сведения о них имеются в «Истории албан» Моисея Каланкатваци (VII-VIII вв.). По сведениям этих авторов, удины входили в племенной союз древнего государства – Кавказской Албании (современная территория Азербайджана) и играли в нем главенствующую роль. Не случайно обе столицы Кавказской Албании - Кабала и Партав (Барда) находились на землях исторического проживания удин. Удины были расселены на достаточно обширных территориях – по левобережью и правобережью Куры. Одна из областей Кавказской Албании одноименно называлась Утия (в армянских источниках Утик; в греческих источниках Отена). Ареал известной ялойлу-тепинской археологической культуры (IV в. до н.э. – I в.н.э.), впервые обнаруженной в Габалинском районе у селения Нидж в 1926 г., позволяет предположить, что именно удины и являлись ее носителями.

Удины были одним из народов-создателей Кавказской Албании, поэтому история удин неразрывно связана с этим государством. Кавказская Албания, как единое государство на основе объединения различных племен и под властью одного царя, сложилось уже к II в. до н.э. Начиная с I в. до н.э. она вынуждена была отражать постоянные атаки со стороны Рима, Ирана, хазар, арабов. После арабского завоевания Кавказской Албании в VIII в. был положен конец единству государства, прерван нормальный ход его развития. Это стало переломным моментом в истории, оказавшимся губительным для страны и ее народов. С этого периода начинается процесс деэтнизации местных племен, в том числе и удин, территория проживания и численность которых постепенно начинает сокращаться. Однако, несмотря на все эти процессы, подавляющее большинство удин еще долго сохраняло свое самосознание, язык, культуру и ареал обитания. Еще в 18 веке многочисленные удинские поселения имелись в Шеки-Габалинской зоне – в левобережной части Куры, а также в зоне Карабаха, Товуза, Гянджи – в правобережной части Куры.

В начале XIX века, с присоединением северного Азербайджана к Российской империи, начинается новый этап в истории удин. Теперь он уже связан с Россией и вхождением в зону русской культуры. К тому времени наиболее компактными остаются удинские села Варташен и Нидж. В них начинается собирание всех удин, пока еще осознающих себя таковыми, свою идентичность. Этот период можно рассматривать как время относительного спокойствия и социально-экономического подъема родного края. В Варташене и Нидже открываются школы, строятся храмы, в том числе православные, строятся фабрики, развиваются сельское хозяйство, особенно садоводство, появляются новые ремесла. Варташен и Нидж были одним из самых зажиточных сел в округе.

Для удин XX век оказался одним из драматических в современной истории. По разным сведениям, в начале прошлого века в Российской империи насчитывалось около 10 тысяч человек. Однако по переписи 1926 г. в СССР насчитывалось 2500 удин, т.е. численность удин за короткий промежуток времени сократилась в несколько раз. Такие цифры стали возможны после трагических событий в Закавказье в годы Первой мировой войны и начавшейся гражданской войны в России.

В 1920-1922 гг. часть варташенских удин (православные) переселилась в Грузию, где основали деревню Зинобиани, позже переименованный в Октомбери. В советский период в Нидже обновляется инфраструктура - строятся дороги, школы, больница, клуб, АТС, орехоперерабатывающий завод (позже консервный), один из крупнейших в районе, который обеспечивал работой большую часть ниджцев. Варташен также преобразуется, получает статус города и становится райцентром.

К концу двадцатого столетия основным местом проживания продолжает оставаться Нидж, частично Варташен, села Мирзабейли, Солтан-Нуха и Октомбери в Грузии. Однако распад Советского Союза, начало карабахского конфликта и последующее резкое ухудшение социально-экономического положения заставили огромное количество удин покинуть родные места. В поисках лучшей жизни они эмигрировали в Россию, а также в другие регионы бывшего СССР. Тут надо добавить, что в Азербайджане удины вместе с армянами подвергались погромам, правда без кровавых столкновений. Но их тоже заставили уехать. И между прочим, все удины в Азербайджане прекрасно говорили по армянски.

Удинская кухня очень похожа на армянскую, даже можно сказать, что они почти одинаковые. За примерами далеко ходить не надо: хариса чихиртма из курицы, индейка поджаренная в тонире, яхни, долма, шашлык, тутовая и кизиловая водка…

Семейный быт у удин имеет свои особенности. Еще в XIX веке сохранялись большие патриархальные семьи, хотя уже преобладали малые семьи. Брак заключался только между неродными или очень дальними родственниками. Прежде чем свататься, родители и родственники, собравшись отдельно от всех, выясняли родословную молодых. Современные браки у удин тоже строго экзогамны.

Удины, проживающие за пределами своей Родины, постепенно меняют свой традиционный образ жизни в связи с изменениями природно-климатических и хозяйственно-культурных условий, теряют древние традиции и обычаи. Однако они продолжают сохранять идентичность, менталитет, социальную этику и нормы поведения в семье и коллективной среде, традиции гостеприимства и уважения, почитания старших.

Удинский язык (самоназвание удин муз, udin muz) входит в лезгинскую группу нахско-дагестанских языков, занимая в ней периферийное положение (отделился раньше всех). Делится на два диалекта – ниджский и варташенский. Степень их расхождения не препятствует их взаимопониманию, хотя каждый диалект развивается самостоятельно. Удинский язык используется только в быту. В качестве официального языка удины используют язык той страны, в которой проживают. Удинский язык занимает достаточно уникальное положение среди языков мира. Уникальной является также удинская (древнеалбанская) письменность. С одной стороны, письменность у удин существовала еще с V века, когда армянским монахом и просветителем Месропом Маштоцом был изобретен алфавит Кавказской Албании, ставший в один ряд с древнейшими алфавитами Кавказа – грузинским и армянским. Эта письменность (кавказско-албанская) отражала язык, который современные исследователи однозначно квалифицируют как древнеудинский. С другой стороны, современный удинский язык даже в новейших справочниках по языкам Кавказа характеризуется как бесписьменный. В настоящее время создана новая удинская письменность, – в Азербайджане на латинской основе, а в России – на основе кириллицы. Созданный в V веке албанский алфавит представлял собой греческий вариант одного из несемиотических ответвлений арамейской графической основы. Алфавит состоял из 52 букв. В дальнейшем этот алфавит получил широкое применение: на албанский язык были переведены важнейшие библейские тексты, на нем велась церковная служба, велись государственное дело и переписка, готовились литературные труды. После арабского нашествия, разрушения государственности и уничтожения культурных памятников, постепенно перестала использоваться и албанская письменность.

По вероисповеданию удины – христиане. Христианскую веру приняли в начале новой эры, во времена могущества Кавказской Албании. Распространение христианства среди удин связывают с событиями I-II веков, когда апостол Елисей рукоположенный апостолом Иаковым - первым Иерусалимским патриархом, построил первую церковь в Гисе (предположительно современный Киш в Шекинском районе). Святой Елисей был учеником апостола Фаддея, одного из семидесяти учеников Иисуса Христа. Албанская Церковь всегда считала его своим апостолом и покровителем. Многие удинские храмы посвящены его имени.

Следующий этап распространения христианства относится к началу IV века, когда в 313 году албанский царь Урнаир принимает христианство в качестве государственной религии, которая была в каноническом единстве с Армянской апостольской церковью и предстоятель Албанской церкви утверждался армянским католикосом. В дальнейшем в Кавказской Албании складывается уже своя Автокефальная (самостоятельная) Церковь с достаточным числом епископских кафедр, со своим монашеским институтом, богослужением, догматикой.

В IV веке церковным центром был город Кабала, а с V в. – Барда. Ко времени Алуэнского собора (488 г. или 493 г.), созванного албанским царем Вачаганом III Благочестивым, местная церковь имела уже своего архиепископа (резиденция г. Партав – современная Барда) и 8 епархий (Партавская, Кабалинская, Гардманская, Шакинская, Пайтакаранская, Амарасская и др.).

Находясь под идейным влиянием соседей, Албанская церковь вместе с Армянской выступила против Халкидонского (халкидонитство – православие) собора. В 551 г. Албанская Церковь порвала с Византией и ее глава стал называться католикосом. Глава Албанской Церкви стал рукополагаться на месте (учреждение католикосата). Неудачная попытка перейти в халкидонитство была предпринята при албанском католикосе Бакуре (688-704 гг.), после низложения которого Албанская Церковь потеряла автокефалию.

В этот период арабский халиф Абу аль-Малик подчинил Албанскую Церковь Армянской. Подчинение армянскому католикосу положило начало ослаблению Албанской Церкви. Формально албанский католикосат (с резиденцией в Гандзасаре – Нагорный Карабах) просуществовал до 1836 г., затем был упразднен рескриптом императора Николая I и решением Святейшего Синодом Русской Православной Церкви. Эти акты положили конец номинальному существованию Албанской Церкви. В результате, большинство приходов оказалось в подчинении Армянской церкви и ее духовного центра с ХV века – Эчмиадзина.

До установления Советской власти в Азербайджане в 1920 году многие удинские церкви и храмы, в том числе и в Варташене, селениях Нидж, Мирзабейли, Солтан-Нуха были действующими. С середины 30-х годов ХХ века все они постепенно начинают закрываться. Со второй половины прошлого столетия удины продолжали посещать церковь с. Джалут, что в Варташенском (ныне Огузский) районе.

В 2003 году по инициативе удинской интеллигенции в Госкомитете Азербайджана по работе с религиозными образованиями зарегистрирована Албано-Удинская Христианская община. Регистрация Общины стала первым шагом на пути к возрождению Албанской Церкви. На сегодняшний день с помощью Норвежской Гуманитарной Организации реставрирована церковь апостола Елисея в с. Киш Шекинского района.

В 2006 году произошло наиболее знаменательное событие в жизни удинского народа – завершились реставрационные работы в удинской церкви Чотари в поселке Нидж Габалинского района Азербайджана. 19 мая 2006 года здесь прошла торжественная церемония открытия Церкви. В ней участвовали официальные лица правительства Азербайджана, Норвегии, депутаты района, а также религиозные деятели, в том числе Епископ Бакинской и Прикаспийской Епархии Русской Православной Церкви отец Александр.

В последние годы Албано-Удинская христианская община совместно с переводческой организацией ”Ufuq-az” работает над переводом Библии на удинский язык. В настоящий момент переведены и изданы три книги из Священного Писания - Книга Руфь, Книга пророка Ионы и Евангелие от Луки.

В настоящее время Удинская Церковь ”Чотари” функционирует. Однако пока служба в ней не ведется, поскольку отсутствует настоятель храма. В скором времени планируется проводить церковную службу на удинском языке из числа подготовленных духовных лиц.

Карине Тер-Саакян,



 


Читайте:



Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Михалков Сергей Владимирович Праздник Непослушания Сергей Владимирович Михалков Праздник Непослушания Повесть-сказка "Праздник Непослушания" -...

Почвенный покров южной америки

Почвенный покров южной америки

Страница 1 В отличие от Северной Америки, где изменения в растительном покрове зависят в значительной степени от изменений температурных условий,...

Расправленные крылья - музыкальная пауза Порядок описания Московской операции

Расправленные крылья - музыкальная пауза Порядок описания Московской операции

Ситуация на фронте весной 1942 года, планы сторон, немецкое наступление летом 1942 года, начало Сталинградской битвы, немецкий оккупационный режим,...

Cобытия Второй мировой войны

Cобытия Второй мировой войны

Вторая мировая война считается самой крупной в истории человечества. Она началась и закончилась 2 сентября 1945 года. За это время в ней приняло...

feed-image RSS