Разделы сайта
Выбор редакции:
- Гадание в новый год для привлечения денег Как правильно гадать на новый год
- К чему снится клещ впившийся в ногу
- Гадание на воске: значение фигур и толкование
- Тату мотыль. Татуировка мотылек. Общее значение татуировки
- Что подарить ребёнку на Новый год
- Как празднуют день святого Патрика: традиции и атрибуты День святого патрика что
- Как научиться мыслить лучше Я не умею быстро соображать
- Эти признаки помогут распознать маньяка Существует три способа достижения абсолютной власти
- Как спастись от жары в городской квартире
- Слова благодарности для учителей: что написать в открытке любимому педагогу?
Реклама
Александр Сокуров: «Правду никогда не скажу только маме. Александр Сокуров: «Правду никогда не скажу только маме Отбросить политкорректность и обсуждать все |
Правообладатель иллюстрации Olga Sherwood Желание поговорить с Александром Сокуровым - не только выдающимся кинорежиссером, одним из самых ярких художников современной России, но и человеком, со страстью и болью реагирующим на все происходящие в обществе процессы, - появилось у нас сразу после его прогремевшего на всю страну выступления на церемонии вручения премии "Ника". Однако уже на следующий день мой звонок застал его на съемках в горах Кабардино-Балкарии, где нестабильная связь не позволяла рассчитывать на полноценный разговор. Пришлось ждать возвращения Александра Николаевича в Санкт-Петербург. Александр Кан: Поводом к вашему выступлению были массовые демонстрации 26 марта. Сиюминутная актуальность события вроде бы ушла, но проблемы-то остались, не так ли? Правообладатель иллюстрации Vyacheslav Prokofief/ TASS Image caption Выступление Сокурова на церемонии присуждения премии "Ника" 28 марта вызвало огромный общественный резонансА . С . : Вы знаете, я не отношусь к этому как к какой-то кризисной, страшной, конфликтной ситуации. Я и на том выступлении сказал, что мы долго ждали, когда же это поколение ребят, выросших уже сейчас, при одном президенте, не знающих смены власти, когда же они придут. Вот они и пришли со своими вопросами к государству и обществу. Не с требованием открыть новые ночные клубы или разрешить наркотики. Они пришли с вопросом к государству: что-то, мол, в вашем государстве не все нормально. И я считаю это очень здоровым явлением, я был рад тому, что было много школьников, студентов. Не было мародерства, не было агрессии, требования были на грани гуманитарных и политических. Так что молодежь есть, она все знает, все видит и в нужном месте появляется. И появляется даже без всякого лидерства - я уверен, что они вышли бы и без Навального. Навальный был арестован через пять минут, а в других городах его и подавно не было. Люди вышли потому, что у них есть вопросы, причем вопросы большой государственной важности. Власть при этом повела себя совершенно неправильно, пытаясь силой убрать людей с площадей. Мне кажется, это было неуместно и бессмысленно. Но это урок и для молодых людей - государство может быть немудрым, неумным и даже грубым. Говорить открыто и прямоА.К: В своем выступлении вы рассказывали, как, обращаясь к властям, - вы назвали бывшего губернатора Санкт-Петербурга, а теперь главу Совета Федерации Валентину Матвиенко , - пытались убедить их вести разговор с молодежью. Что вы понимаете под таким разговором, как вы его видите? А . С . : В первую очередь, нужно научиться слушать. Задавать вопросы и слушать. И за иногда резкой и нарочито вызывающей формой слышать суть. Это ведь не умудренные опытом политики, которые будут скрывать, лавировать и юлить. Что они думают, то вам и скажут. В том числе, такой разговор нужно вести и с мусульманской молодежью, с крайне агрессивно настроенными молодыми мусульманами. Разговаривать с ними власть не склонна, а вести такой разговор необходимо. Я вообще считаю, что современная политическая жизнь, основанная на партийности, глубоко себя изжила. Александр Сокуров, кинорежиссер Говорить, при этом, открыто и прямо. И разговор такой в первую очередь должны вести единоверцы. А общественность наша мусульманская занимает крайне вялую, выжидательную позицию, и каких бы то ни было серьезных усилий с ее стороны по налаживанию контакта с радикальной молодежью я не вижу. Я предлагал и Валентине Ивановне [Матвиенко], и нынешнему губернатору [Григорию Полтавченко]: вот стадионов настроили, давайте, приглашайте десятки тысяч молодых людей, выходите прямо на поле и говорите с ними о политике, религии, философии. Говорите на равных, отвечайте честно, не юлите, не обманывайте. Будьте достойны своих сограждан. В ответ мне кивают головой, но дальше разговоров так ничего и не продвинулось. А.К.: А почему, как вы думаете? Боятся? А . С . : Конечно, боятся! Но, с другой стороны, в стране отсутствует партийная культура. Я вообще считаю, что современная политическая жизнь, основанная на партийности, глубоко себя изжила. Это уже даже не XIX век. Политическая практика, политический инструмент давно уже устарели, причем и в Европе, во всех странах. В России дело обстоит еще хуже, потому что у нас нет политического профессионализма. Вот выходят молодые люди на улицу. Кто там должен быть? Там должны быть "хлопцы" из правящей партии. Почему вместо себя на этот разговор они бросают полицию и Национальную гвардию? На каком основании? Александр Сокуров, кинорежиссер У них там, в "Единой России", миллионы, наверное, рекрутов молодых. Раз вы убежденные люди, идите, разговаривайте с молодежью. Почему вместо себя на этот разговор они бросают полицию и Национальную гвардию? На каком основании? Процесс-то политический, не уголовный. У людей вопросы не к МВД, а к государству. А никого из представителей многочисленных политических институтов на этих митингах не было. Они все от испуга попрятались по своим партийным квартирам. Они просто не знают, как разговаривать с людьми. Отбросить политкорректность и обсуждать всеА.К.: Вы говорите о необходимости вести разговор, в том числе и с радикальной мусульманской молодежью. После недавнего теракта в Петербурге вы выступили с предложением христианскому миру дистанцироваться от мусульманского. Высказывание достаточно неожиданное. Могли ли бы вы пояснить свою мысль? А . С . : Всякая жизнь, связанная с религиозным контекстом, крайне чувствительна и даже немного неврастенична. Она за пределами логики, поэтому обидеть религиозное чувство друг друга ничего не стоит. Поэтому для начала, для того чтобы понять, кто мы, что мы, и понять, что по отношению друг к другу мы можем быть некорректны, нужно сделать шаг в сторону. Огромный телевизионный поток, который обрушивается на мусульманские страны, в том числе и в первую очередь на молодежь, воспринимается как ортодоксальными, так и неортодоксальными мусульманами как агрессия. С их точки зрения, это некорректно и грубо. Я уже не говорю об инструменте силового воздействия, который использует по отношению к ним христианский мир. Решили американцы, что нужно перекроить арабский мир, - началась война в Ираке. Без всякой деликатности, уважения, знания и понимания контекста двух живущих в одно время и в одном пространстве, но совершенно разных цивилизаций. Конечно, всех интересует, как это сделать. Был бы я политиком, я бы эту схему вам точно выстроил. Это пошаговая работа. Нужно собрать всемирную международную конференцию, но уж, во всяком случае, не в рамках ООН, с определением способа и мер достижения деликатного сосуществования. Надо внимательно обсуждать работу всех медиа, всякого рода политических структур, с участием религиозных деятелей. Нужно отбросить политкорректность и обсуждать все. Нужно четко понять, как вести себя с теми, кого мы называем беженцами. Что делает Европа с точки зрения стратегической перспективы, принимая у себя сотни тысяч молодых людей? Кто будет восстанавливать мир на арабском Востоке, если все эти парни бежали в Европу? Понятно, что нельзя допускать [возникновения массового потока] беженцев, нужно останавливать эти войны и создавать серьезную экономическую основу - пусть это будет ООН, пусть это будет НАТО, мне все равно, - для того, чтобы чуть ли не города новые строить там, где живут эти люди, делать все, чтобы они ни в коем случае не покидали бы территорию своих стран.. Приезжайте на любой кинофестиваль и посмотрите, сколько там фильмов с насилием. Кто-нибудь задумывается над тем, что надо поставить преграду этой волне насилия? Александр Сокуров, кинорежиссер Не бог весть какая проблема для мирового сообщества. Просто они не хотят этого делать. Политики никогда не мотивировали свои действия гуманитарными целями. Давно это уже очевидно. Приезжайте на любой кинофестиваль и посмотрите, сколько там фильмов с насилием. Кто-нибудь задумывается над тем, что надо поставить преграду этой волне насилия? Ведь Старый Свет - родина гуманитарности. Не пора ли нам об этом вспомнить? Это целая система мер, если только политиками движут гуманитарные интересы, а не партийная политическая грызня. Правообладатель иллюстрации Yuri Belinsky/ ITAR-TASS Image caption Уникальный фильм Сокурова "Русский ковчег", снятый в реальном времени за один дубль в залах Зимнего дворца, получил высокую оценку во всем миреКого из деятелей культуры власть слушаетА.К : Я хотел бы поговорить о роли, которую играют в формировании политического климата в России высказывания видных деятелей культуры, подобные тому, с которым вы выступили на церемонии "Ники" в конце марта. Это далеко не единичный эпизод. Осенью много шума наделало выступление Константина Райкина, хоть и на другую тему. Они привлекают огромное общественное внимание. Но как реагируют на них власти? Времена, по счастью, теперь другие, репрессий нет, но и действенности тоже нет. Такое положение вещей, судя по всему, устраивает власть. Что еще могут сделать деятели культуры, чтобы эту ситуацию переломить? Когда я делаю замечания президенту или министру культуры, я вторгаюсь в область, в которой у меня есть предел компетентности. Александр Сокуров, кинорежиссер А . С . : Трудный вопрос. Государственное управление - серьезная профессиональная деятельность. Когда я делаю замечания президенту или министру культуры, я вторгаюсь в область, в которой у меня есть предел компетентности. Но тут надо задуматься над тем, кому стоит высказываться, а кому нет. Мне, например, лучше, наверное, молчать. Что бы я ни говорил, - никакой реакции со стороны власти на мои слова нет. Реакция была на слова Райкина, но потому, как мне кажется, что Райкин, в отличие от меня, был доверенным лицом президента на выборах. А я - нет. Поэтому сказанное мною - безрезультатно. Вот, например, закрыли для показа в России мой фильм "Русский ковчег". Три раза я говорил об этом в присутствии власти. Никакой реакции. То же относится и к моим высказываниям по поводу судьбы этого бедного, несчастного [осужденного российским судом на 20 лет тюремного заключения по обвинению в терроризме украинского кинорежиссера] Олега Сенцова. Надо, чтобы говорил кто-то, кто ближе к власти. Пусть Михалков говорит, тот же Костя Райкин. Меня не слушают. Я для них никто и ничто. Даже когда я начинаю обсуждать структурную, экономическую ситуацию внутри российского кинематографа, даже к этому нет ни малейшего внимания даже со стороны министерства культуры. Надо возражать, надо быть в постоянном диалоге с государством. Мы обязаны, как граждане России, контролировать деятельность государства. Это не только наше конституционное право, но и обязанность. Потребность в этом, безусловно, есть. Но тем, у кого есть отрицательное политическое реноме, давить и уговаривать власть бесполезно. Люди, близкие к власти или президенту, могли бы, наверное, оказать какое-то воздействие. Но они почему-то молчат. Репутация должна приносить результатыА.К: Нет ощущения, однако, что у вас, как вы выразились, "отрицательное политическое реноме". Могу согласиться с вами в том, что ваши фильмы остаются, к сожалению, на обочине, а то, как в случае с "Русским ковчегом", - и за обочиной российского кинематографического процесса. Но реноме, тем не менее, у вас есть. Вы - лауреат премий, вас хорошо знают, репутация у вас в стране есть , и репутация очень серьезная. Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Высочайшая репутация в мировом кино (на снимке - с "Золотым Львом", высшей наградой Венецианского фестиваля за фильм "Фауст" в 2011 г.) не придает, по мнению режиссера, авторитетности и действенности его словам внутри РоссииА . С . : Репутация действенна тогда, когда человек пользуется ею в интересах общества, и от этого есть какие-то результаты. Какая же это репутация, если она ничего не стоит в практической области? Я благодарен всем тем, кто выказывает мне поддержку и уважение, но что стоит это уважение, если я бессилен и ничего не могу сделать? Репутация в моем понимании - это обязанность одерживать победы. А я все время в проигрыше… Меня не устраивают просто интеллигентские разговоры о каких-то там славных делах: красиво сказал, смело сказал… Меня тошнит уже от этого. В оппозиции люди говорят гораздо жестче, гораздо смелее. Мне недавно итальянская журналистка сказала: "Вы нас разочаровали. Вы могли так сказать, так накричать, так наорать, получив прямой федеральный эфир. А вы по-русски, по-интеллигентски, округлыми фразами пытались их в чем-то убедить". Да, я на самом деле принадлежу к этому маленькому сословию интеллигенции в России. Вот такая ситуация… Моя родина - мой русский языкПравообладатель иллюстрации Sergei Moshkov Image caption "Я люблю японский и японцев, я вообще люблю человеческую породу, люблю разных людей, люблю, просто обожаю национальное в человеке". На съемках фильма "Солнце" (2005) о японском императоре ХирохитоА.К.: Вы уже много лет работаете практически за пределами России. Ваши фильмы продюсируются германскими, французскими компаниями. Более того, они, как в этом трагическом, как мне кажется, случае с "Русским ковчегом" и в прокат российский не всегда попадают. Тем не менее, вы остаетесь в России. Что вас держит? А . С . : Тяжелый вопрос для меня… Ну во-первых потому, что это моя родина. Моя родина - мой русский язык. Это тот самый код, из которого я могу что бы то ни было выстроить в своей жизни. Я люблю английский язык очень, мне нравится итальянский, я люблю японский и японцев, я вообще люблю человеческую породу, люблю разных людей, люблю, просто обожаю национальное в человеке. Немцев люблю с их колючей сложностью. Удивительные люди нас окружают. Но это все же мой народ. Я внутри очень русский, хотя с удовольствием работаю и с французами, и с немцами, и с итальянцами. У меня с ними никогда нет никаких проблем. Но по результату, по внутреннему настрою, по цели своей я, конечно, традиционный человек. Я плод русско-европейской культуры XIX века, я перенасыщен ею и не могу ей изменить. А.К.: Задам "провокационный" вопрос. При такой любви к России и к русской культуре вы не можете сделать над собой усилие, чтобы сделать фильмы свои ближе этому самому русскому народу? Я художественный автор и не могу себе представить иного существования. Я иначе просто не умею. Александр Сокуров, кинорежиссер А . С . : Я делаю то, что я могу. Видимо, иначе я просто не умею. Я могу работать только в условиях свободы, свободного формирования замысла и его воплощения. Даже в советские годы, в условиях жесточайшей цензуры было бесполезно меня ломать и меня уговаривать. Они понимали, что я ничего другого не сделаю. Я не официант, я не умею работать по заказу. Может быть, это плохо, ведь кино - это область, в которой люди время от времени или всегда идут на компромиссную форму существования - то ли по заказу государства, то ли по заказу продюсера, то ли по заказу народных масс. Я художественный автор и не могу себе представить иного существования. Я иначе просто не умею. Не потому, что я такой хороший, я просто не умею работать под диктовку и по заказу, - несмотря на то, что я вырос и формировался в условиях жесточайшей советской реальности и, казалось бы, мог бы выучиться стоять на корточках или на коленях. Видимо не успел или не смог научиться… А.К.: Ну и слава б огу, наверное. Последний вопрос. Расскажите все же о своей новой работе - это ведь, насколько я понимаю, будет ваш первый фильм после "Франкофонии", так ведь? А . С . : Да, это следующий после "Франкофонии" фильм. В нем участвуют коллеги из Англии, Италии и наш фонд "Пример интонации", который мы создали для реализации дебютных или сложных индивидуальных замыслов. Правообладатель иллюстрации Jaap Vrenegoor Image caption "Франкофония" (2015) - фильм о событиях Второй мировой войны во Франции - последняя на сегодняшний день работа режиссераО фильме я могу сказать пока очень немного. Я бы очень хотел более скрытно вести себя с этим замыслом. Действие происходит между 1940 и 1945 годами, и история отражает личные отношения людей, которые задумали, проводили и завершили Вторую мировую войну. Картина немного фантастическая, немного абсурдная, но очень индивидуальная, очень субъективная по точке зрения замысла. С использованием, конечно, и хроники, и игрового элемента. Родился 14 июня 1951 года в деревне Подорвиха Иркутской области (в 1956 году затоплена при пуске Иркутской ГЭС) в семье военнослужащего, участника Великой Отечественной войны. В связи с тем, что отец Сокурова часто командировался к различным местам службы, семья вынуждена была переезжать вместе с ним. А. Сокуров начал учиться в школе в Польской Народной Республике, а закончил в Туркмении. В 1968 году поступил на исторический факультет Горьковского государственного университета. Во время учёбы работал в редакции художественного вещания Горьковского телевидения, где уже в возрасте 19 лет выпустил свои первые телевизионные программы: несколько телевизионных фильмов, телевизионных программ прямого эфира, в том числе и спортивные передачи. В 1974 году Сокуров защитил диплом историка и завершил обучение в университете. В 1975 году поступил на режиссёрский факультет Всероссийского государственного института кинематографии (мастерская режиссуры научно-популярного фильма под руководством А. М. Згуриди). За отличную учёбу получал именную стипендию С. Эйзенштейна. В период обучения Сокуров знакомится с Юрием Арабовым, сценаристом, главным его союзником и соратником в творчестве. В 1979 году, сдав экзамены экстерном, режиссёр на год раньше срока был вынужден закончить обучение из-за нарастающего конфликта с администрацией института и руководителями Госкино: его обвинили в формализме и в антисоветских настроениях, из-за чего его студенческие работы категорически отвергались. В итоге первая художественная картина «Одинокий голос человека» по произведениям Андрея Платонова (позже получившая несколько престижных фестивальных наград) не была засчитана руководством института в качестве дипломной работы. Картина подлежала уничтожению, но спасло её банальное воровство - Сокуров и Арабов взломали архив, выкрали бобину, подложив на её место другую - менее значимую.[источник не указан 1339 дней]. Именно это время для Сокурова ознаменовано моральной и профессиональной поддержкой режиссёра Андрея Тарковского, высоко оценившего первый фильм молодого режиссёра: “Посмотри картину, которая называется „Одинокий голос человека“… Играют у него в этом фильме не актёры и даже не любители, а просто люди с улицы. При этом там есть какой-то странный стиль, срез - какие-то странные аспекты, там есть куски, которым я просто, не скрывая, завидую, потому что мне так никогда не снять… Я могу сказать, что в каких-то других сценах я мог бы подняться и выше, но такого я никогда не делал… Там есть кусок черно-белый, снятый рапидом и… немой. Это даже не один кадр. Там четыре гениальных кадра. …ты знаешь, что только за одну эту картину… Ты помнишь Виго?.. Он сделал две картины, и он уже гений, он остался в веках… Уровень! Ты помнишь „Ноль за поведение“? У Сокурова есть странные вещи, необъяснимые, даже глупые, непонятные вроде, несвязные… Но… гений! Рука гения…” Сокуров хотел работать на «Мосфильме», однако условия работы там его не устраивали. По рекомендации А. Тарковского в 1980 году Сокуров был зачислен на киностудию «Ленфильм», где снял свои первые игровые картины. Одновременно сотрудничал с Ленинградской студией документальных фильмов, где в разное время выпустил все свои документальные работы. В конце 1980-х годов снятые Сокуровым ранее фильмы не только вышли в прокат, но и с большим успехом представляли русское кино на международных кинофестивалях. В 1980-1990 годы режиссёр интенсивно работает, снимая часто по несколько картин в год. Одновременно он принимает участие в работе благотворительных программ для молодежи на радио, занимается с группой молодых начинающих режиссёров при киностудии «Ленфильм». В 1998-1999 годах ведёт на Петербургском телевидении цикл передач «Остров Сокурова», в которых обсуждаются вопросы места кинематографа в современной культуре. С середины 1990-х годов Сокуров со своими коллегами начал освоение технологии видео, которое продолжается до сих пор. Группой Сокурова снято несколько документальных видеофильмов, в том числе по заказу японских телевизионных каналов, благодаря энтузиазму и участию японских друзей. Режиссёр становился участником и лауреатом многих международных фестивалей, в разных странах мира почти ежегодно проходят ретроспективы его фильмов. Он неоднократно получал награды международных кинофестивалей, премии ФИПРЕССИ, премии имени Тарковского, является лауреатом Государственной Премии России (1997) и лауреатом Премии Ватикана - «Премия Третье тысячелетие» (1998). Сокуров 43 раза номинировался на призы самых престижных киноконкурсов, из которых 26 раз одерживал победу. В 2010 году открыта мастерская Сокурова в КБГУ (Кабардино-Балкарский государственный университет имени Х. М. Бербекова), в г. Нальчик. Набрано 15 студентов. Режиссёр живёт в Санкт-Петербурге, где, кроме реализации творческих начинаний, возглавляет общественную группу активистов-градозащитников - так называемую «Группу Сокурова», ведущую диалог с городской властью на тему защиты от разрушения старого Петербурга. 10 сентября 2011 года на церемонии закрытия 68-го Венецианского кинофестиваля Александр Сокуров получил «Золотого льва» и премию Экуменического жюри за картину «Фауст», завершающую цикл, названный им тетралогией о власти. На вручении главного приза председатель жюри Даррен Аронофски отметил, что «решение было единодушным: это тот фильм, который меняет жизнь каждого, кто его увидит». В декабре 2011 года генеральный консул Японии в Санкт-Петербурге от имени японской императорской семьи вручил Сокурову почётный орден Восходящего солнца с золотыми лучами. На церемонии режиссёр признался в особом отношении к Японии и высказался за возврат Россией «земель, принадлежавших японскому народу». О визите кинорежиссера Александра Сокурова в Архангельск. О Кирилле Серебренникове : "Кирилл — выдающийся режиссёр, один из лучших в России и Европе, — сказал Сокуров. — Я никогда не слышал от него каких-то политических выступлений. По крайней мере, то, что я иногда говорил, он не говорит никогда. Удивительно энергичный человек. То, что он делает, никогда не является проходным, это всегда уникальное произведение. Если бы я был на месте министра культуры, я бы немедленно созвал совещание с представителями министерства финансов, минэкономразвития, вице-премьером, чтобы обсудить эту проблему — как вообще могут возникнуть претензии к художественному коллективу". О желании решать вопросы силой : "Мне почему-то кажется, что логика жизни будет приводить к тому, что Россия будет меняться — к сожалению, медленнее, чем нам бы того хотелось. Россия сама по себе никаких темпов не вырабатывает, у неё есть какая-то гигантская внутренняя инерция. Мне приходилось говорить с людьми, которые хотят занять пост президента страны. И я их спрашивал: «Когда у вас будет власть, где вы найдёте новую полицию, армию, судей? Где та методология, с помощью которой вы разучите миллионы людей грешить перед государством, где вы найдёте эти силы?». Я понимаю, что большая часть этих людей предполагает, что будет действовать силой. Однажды президент на мои вопросы, почему не делается это, это и это, сказал: «Стоит только начать. Ведь не остановить потом будет…». Понимаете? Желающих решать общественные вопросы с помощью галимой силы, — миллионы. Желающих военной экспансии России — миллионы. Людей, которые не соблюдают конституционные нормы — миллионы. Остановить их, переубедить их очень-очень трудно. Сейчас очень часто Путину народ говорит: «Какая демократия? Нам не нужна твоя демократия…». Шаг за шагом я вижу это давление общества на правящий класс: давайте воевать, давайте новые победы… Вот это, на самом деле, самая печальная страница нашего русского современного романа". О культуре : "Было бы идеально, если бы департамент культуры в администрации Архангельска возглавлял человек, который мог бы главе города представить целую программу развития региональной культуры. Никто не обращает внимания на то, что культура есть цель существования Российского государства. Задача России — умножение культуры. А задача культуры — помочь населению страны остаться в рамках гуманитарных принципов. <...> Москва и Петербург ничего не сделают для России, они будут делать только для себя. Развитие театральной, выставочной и профессиональной кинематографической деятельности должно быть заботой регионального правительства". « Поспешим за волнами!Трудный путь перед нами путь удач и забот. Но корабль наш плывет. Вперед, вперед, корабль идет... »Федерико Феллини, Тонино Гуэрра Дамы и господа!
Когда на сцену выходит такой человек, как Александр Сокуров, один из твоих кинематографических камертонов, то неизбежно ждёшь откровений.
Первое слово в обращении к нам "Сограждане".
Позже, в самой лекции и ответах на вопросы, начинаешь понимать, что это не оговорка и не фигура речи. Именно так Александр Николаевич относится к своим единомышленникам, вне зависимости от места их обитания.
Если на сцену выйдет человек и бархатным красивым голосом убедительно произнесёт "дважды два четыре", то это никому не будет нужно. Дело не в правоте Сакурова. Высокое искусство - это умение ставить вопросы. И чем сложнее и безответнее они будут, тем интересней. Мир художника параллелен нашему и не во всём с ним совпадает. Не понимая этого можно невзначай споткнуться о невидимый камень. Слова, впечатления, кадры, молчание. Лекция и фильм смешались в единый смысловой поток.
"Чем станем мы без этих лиц, этих взглядов прошлого?", задаёт вопрос Сокуров. - Мы существуем меж двух границ. Глубоко запрятанной внутренней и внешней. Они находятся в противоречии, и нет между ними мирного сосуществования. - Нет мужского. Есть только женское. Существование мужского архетипа есть некое снисхождение природы, компромисс. И это выражается во всём, везде и всегда. Прежде всего в природе мужчины, несущего в себе женские признаки. Попытки преодолеть это безуспешны. - Человек сопряжён с целым миром, с окружением, небом и землёй. Он сам и есть место в мире. Отвоевав пространство, он очень боится его потерять. - Любое человеческое существование отдельно. Мы рождаемся и уходим из жизни в одиночку. Попытка вырваться из этой внутренней обособленности порождает много противоречий и трагедий. Выходя за пределы обозначенного природой круга, человек часто не знает, что там делать. - Мы пытаемся понять, что есть наше время. Нового искусства не может быть, потому что оно уже создано. Новым может быть только человек с разнообразием своей психики и характера. А надо всем довлеет классическое искусство, и в этом наше спасение.
- Профессионализация в рамках культуры не всегда приводит к смягчению нравов. Немецкая армия в годы Второй Мировой - пример невероятного жестокосердия. За абсолютно живодёрскими действиями японской армии в те же годы стоял тихий нрав народа, приверженного искусству. Эти противоречия ещё предстоит разрешить. - Мы знаем по сталинским временам, чтобы в тюрьмах сидели миллионы людей, должны быть миллионы, готовых их там содержать.Ни те, ни другие, глядя в глаза друг другу, не знали, что это когда-нибудь закончится. Когда ситуация меняется, кажется, что-то должно произойти. Но ничего не происходит. Совместное проживание замученных и мучителей продолжается. - Для талантливого человека очень важно несовпадение со своим временем и обязательное обращение взора в прошедшее. Вглядывание в прошлую жизнь - реальный признак наличия духовного в человеке, признак стойкости и нерушимости позиции. На плане временном, но не менее крупном,
два героя французской истории. Наполеон, кичащийся сокровищами Лувра. "Это я!"
- кричит он, указывая на награбленные и свезённые в Лувр шедевры. И не поспоришь. Это он!!!
- Инфицирование народа искусством и культурой вызывает у него жёсткое и последовательное сопротивление. - Общества, государства, народы всегда боролись с искусством , не принимали его и не раскрывали ему объятия. Исключение - тоталитарные государства. При помощи семян, разбрасываемых высоким искусством, тоталитарная система вычисляла чувствительных людей. Другими способами врагов не поймать. Так было в советский период. Рука Сталина не касалась судьб кинорежиссёров. Он не позволил уничтожить Эйзенштейна. Даже спрашивал: "А какое впечатление я произвожу на него?" - Тоталитаризм лучше относится к талантам, чем иные известные формы власти. Демократические режимы безразличны к высокому искусству и воспроизводят усреднённое качество как в жизни людей, так и в культуре.
- Женщина создаёт то, что уже было, а мужчина то, чего никогда ещё не было. - Такого насыщенного культурного пространства, как в 19-ом веке, никогда и нигде не было более. Россия представила грандиозную россыпь гениев. Чехов, Толстой, Достоевский, традиция симфонической музыки, развивается печать, появляются молодые писатели. Физическое расстояние между этими людьми было небольшим. Они жили в одной стране, иногда в одном городе. Но расстояние содержательное было грандиозным. - Культура 19-го века в Европе начала осторожно анатомировать государство. А культуре русской до этого не было дела. Отношение к государству было брезгливым. Русская литература, упустив момент, совершила большую ошибку. Через некоторое время народ, не имеющий никаких навыков противостояния государству, оказался перед ним совершенно неподготовленным. И начал проигрывать. И третья пара героев, вне пространства и времени. Но они, возможно, главные герои "Франкофонии".
"Капитан фильма" Сокуров встревоженно переговаривается с капитаном корабля Дирком. Непреодолимый шторм. Не видно ни суши, ни моря. Бурлящая взвесь изнуряющей гибельной влаги вокруг. А на борту терпящего бедствие кораблика драгоценнейший баласт. Ни много, ни мало, сокровища человеческой культуры.
- Лувр. А может быть этот музей стоит всей Франции?
- Год мы работали над фильмом. Смотрели архивную хронику в Голландии, Германии, Франции, читали поразительные бумажные документы. Я, историк по образованию, понял, что мы почти ничего не знаем о Второй Мировой войне. Только по верхам. - Я снимаю для своих. Вы часть моей жизни, такие же, как там. Количество зрителей не так важно. Меня ранит раздражённое хлопанье стульями, когда зрители встают и уходят с моих фильмов. Но мне больно и за этих людей. Ведь всё, что делается в авторском кинематографе, идёт от чистого сердца.
Если бы я был на месте капитана, то потопил бы Джоконду, а спасал человека. Господи, прости меня за это. Я всего лишь человек. - Музейная лихорадка - лучшая страсть Старого Света. - Человеческая жизнь для нас остаётся грешной, но сокровенной. Ни одного убиенного мы не можем простить. А в России это огромная и страшная проблема. Так много безымянных погибших. - У Французов эта картина вызвала глубокое чувство обиды. Их до сих пор терзает проблема Петена. Герой Франции, побеждавший немцев в Первой Мировой войне, вдруг соглашается возглавить коллаборационистское правительство. Об этом трудно даже думать, а ещё труднее формулировать. При сопротивлении Париж, Лувр, страна были бы разрушены. Немцы играли в «терпеливые» игры до определённого предела. А так всё прошло относительно спокойно. Политик, человек принял решение. Спас города, национальную культуру, огромное количество человеческих жизней. Но пострадала честь. И сильно!
Что важнее - честь и достоинство или человеческая жизнь? Жизнь чужого, незнакомого тебе человека? Пустого, никчемного? Не Эйнштейна, а варвара? Вопрос неразрешимый.
- Мы-то понимаем, кто платил за политический альянс. Англия, СССР, позже американцы. С 40-го по 44-й годы кто-то бился, оттягивая на себя силы, платил реальными жизнями, пока Франция жила спокойно. Большой стыд. - Когда немцы вошли в Париж, у комендатур выстроились длинные очереди французов со списками соседей евреев. До приказов и рекомендаций! Еврейское имущество было разграблено. Ещё один момент национального позора. - Политики всех стран не гуманитарии. Они не готовы обсуждать вопросы, что такое национальная честь, что выше и значимее человеческой жизни. Исключено! Современное размагничивание чувства стыда довело до того, что 90% наших соотечественников превратились в варваров, готовых всё уничтожить на своём пути.
Пришло, назрело время заставить людей, в руках у которых власть, совершенно по другому посмотреть на качественный процесс жизни. Но как их заставить?
- Этот город сегодня всё ещё Ленинград, а не Санкт-Петербург. - Что было бы, если бы немцы вошли в Ленинград? Мы обязаны с помощью ретроспективы думать о перспективе, помнить, что с нами может произойти, не распускать нюни, не расслабляться. Тогда можно будет чего-то избежать. В Израиле это хорошо понимают. - Всё время думаю о том, что спасало людей в ту войну. Печи, колодцы, деревянная мебель, оконные рамы. Сейчас ничего этого нет. В случае чего, не дай бог, будет мор. - Мы близки опять к очередному этапу, при котором думать уже поздно. У Феллини корабль "мировой культуры" в конце фильма идёт ко дну.
Вам удалось пообщаться с Александром Николаевичем?! Фото Наиля ФАТТАХОВА Честно признаться, ни о каком счастье и везении не думалось – надо было успеть уложиться в график: записи в студии, экскурсия, пресс-конференция, открытие фестиваля…И желательно с наименьшим нервным и физическим напряжением для гостя. Свидание с вечностью
Народ и население
Затонувший ковчег
«Высота» оказалась на высоте
Взгляд историка
Они и мы
Свобода слова
Смерть в окопах и у калитки
Для галочки
Правду говорить легко? Последний штрих к портрету
|
Читайте: |
---|
Популярное:
Новое
- К чему снится клещ впившийся в ногу
- Гадание на воске: значение фигур и толкование
- Тату мотыль. Татуировка мотылек. Общее значение татуировки
- Что подарить ребёнку на Новый год
- Как празднуют день святого Патрика: традиции и атрибуты День святого патрика что
- Как научиться мыслить лучше Я не умею быстро соображать
- Эти признаки помогут распознать маньяка Существует три способа достижения абсолютной власти
- Как спастись от жары в городской квартире
- Слова благодарности для учителей: что написать в открытке любимому педагогу?
- Слова благодарности для учителей: что написать в открытке любимому педагогу?