Главная - Память
Египетские настенные рисунки. Загадочные портреты на пирамиде хеопса

27-01-2017, 19:07 |

Как известно одна из самых древний мировых цивилизаций это древний Египет. Именно здесь зародилась первая государственность. Древний Египет располагался у Южного берега средиземного моря. Его жители селились по берегам реки Нил. У египтян было развито земледелие. Причем выращивали они культуры исходя из территориальных условий. Раз в год Нил разливался. Чтобы использовать это природное явление египтяне придумали ирригационные сооружения. Таким образом, они обеспечивали отличный полив своих посевов. Ниже рассмотрим, где располагалась территория Древнего Египта. А затем поподробнее рассмотрим Древний Египет картинки.

В Древнем Египте по картинкам


Правил государством в Древней Египте фараон. Согласно религии его считали сыном Бога Солнца - Амона Ра. Его власть была безгранична. После смерти фараона помещали в саркофаг, который отвозили в пирамиду. Пирамиду для фараона строили еще при жизни. А в последний путь вместе с фараоном отправляли его личные вещи, иногда жен, слуг и животных. По религии египтян они верили в загробную жизнь, и считали необходимым оправить с мертвым вещи, которые ему пригодятся.

Сначала египетское царство не было единым. На территории было два государства - Верхний и Нижний Египет. Правили в каждом царстве свои фараоны. Но через некоторое время два царства стали единым. В едином Египте было несколько социальных слоев общества:

  1. Вельможи;
  2. Воины;
  3. Ремесленники;
  4. Земледельцы.

Самой привилегированной группой были вельможи. В этой же группе находились писцы - люди, которые собирали налоги, самая грамотная группа населения. Самым почетным положением для вельможи была возможность носить сандалии фараона - это было очень почетно. Воины обычно сопровождали писцов во время сборов налогов. Если житель Древнего Египта не мог выплатить налог, то ему полагались удары плетью. Вообще жители Египта были смирным, сильных социальных волнений в это древней стране не было. Самыми известными правителями были - Тутанхамон, Тутмос, Рамзес, Джосер.

Ниже представлены картинки по истории Древнего Египта, очень интересная подборка.

Почему египтяне изображали всех людей плоскими и в профиль January 9th, 2017

Древние египтяне хорошо известны их феноменальными архитектурными постройками, произведениями искусства и большим пантеоном экзотических богов. Вера в загробную жизнь и все аспекты ее проявления и сделали египтян знаменитыми на весь мир. При просмотре множества художественных произведений тех лет можно заметить, что все люди и боги изображены в профиль (сбоку). На рисунках не применяется перспектива, нет «глубины» изображения.

Для чего же или почему применялся такой стиль?


Погребальный портрет юноши. Египет, II век н.э. | Фото: ru.wikipedia.org.

Можно было бы подумать, что дело было всего лишь в том, что только так и умели рисовать в Древнем Египте. Это же было очень и очень давно. Вспомните например наскальную живопись в пещерах - похоже. На самом деле писать реалистичные картины в Египте умели. Самый известный пример античной живописи - фаюмские портреты I-III веков н.э. Многие историки и искусствоведы ломают копья над вопросами искусственного примитивизма египетской живописи.

И вот какие идеи предлагаются...

1. В то время еще не изобрели «трехмерность» изображения

Египетские боги на стенах гробницы Нефертари. Фото: egyptopedia.info.

Все рисунки Древнего Египта сделаны «плоскими», но с мелкими деталями. Возможно, большинство художников было просто не способно к созданию сложных композиций с людьми в реалистичных позах. Поэтому приняли типовые каноны: головы и ноги всех людей и богов изображены в профиль. Плечи, наоборот, развернуты прямо. Руки сидящих всегда покоятся на коленях.

2. Умышленное упрощение как социальный аспект

Должностное лицо во время охоты на птиц. | Фото: egyptopedia.info.

Египтяне изобрели отличный способ избавиться от третьего измерения и использовали это для представления социальной роли изображенных людей. Как представляли в те годы, на картине не могли быть рядом изображены фараон, бог и простой человек, ведь это возвеличивало последнего. Поэтому все фигуры делали разного размера: фараоны - самые крупные, сановники - меньше, рабочие и рабы - самые мелкие. Но тогда, реалистично рисуя двух человек разного статуса рядом, один из них выглядел бы ребенком. Лучше уж изображать людей схематично.

3. Вызовом считается прямой взгляд.

В царстве животных: звери избегают смотреть друг другу в глаза. Вызовом считается прямой взгляд. Посмотрите, как дерутся собаки. Слабая - обращена к сильному сопернику в профиль, или подставляет шею. Боги - так высоки и священны, что человек, даже художник, имеет право лишь искоса наблюдать за жизнью всесильных. Прямо в глаза смотрит только Смерть, равно разгневанный бог. Поэтому человек может только наблюдать, и уж никак не участвовать в таинствах божественных литургий.

Второй ответ мог бы объяснить технологию изображения.
Раскрашенные, или вытесанные в камне фигуры весьма схожи с дагеротипами, и даже театром теней, который дожил до наших дней с глубокой древности.

Вспомним, как все мы с детства любили играть тенями рук. Дагеротипы легче воспринимаются именно в профиль. Древние мастера для шаблонов использовали тени, отброшенные на стены пирамид от факела или заходящего солнца. Такая технология заметно облегчала им изображение величественных гигантских фигур. Поэтому художники были исключительно жрецами, египтянами элитных кругов. Не использовать же для контуров божества тени презренного раба?

Освоив технику дагеротипа, египтяне, возможно, пошли дальше. Как красиво и естественно изображено движение на фресках. Откуда умение передачи шага, направления? Не существовало ли в прошлом непрочных аналогий с сегодняшним кинопрокатом, мультяшками или хотя бы Театром Теней? Возможно мы не все знаем о времяпровождении молодых фараонов, их праздниках почитания божеств и посвящений. Символично, что боги Египта не смотрят нам в лицо. Или мы не смотрим в их лица.

4. Религиозная версия

Загробный мир Древнего Египта. | Фото: dv-gazeta.info.

Согласно еще одной версии, египтяне умышленно делали рисунки людей двухмерными, «плоскими». Особенно это заметно на картинах, где присутствуют животные. Их древние мастера красочно выписывали, придавая реалистичные и элегантные позы.

Древние египтяне с их поклонением загробной жизни считали, что душа человека может путешествовать. А поскольку рисунки в основном выполнялись в гробницах и усыпальницах, то они могли бы «оживить» трехмерное живописное изображение умершего человека. Во избежание этого фигуры людей рисовали плоскими и в профиль. Так человеческое лицо более выразительно и его проще изобразить похожим.

Дабы не оживить изображение иудеи пошли еще дальше. Они вообще запретили человеческие изображения и потому в последующем многие евреиские художники (не все) рисовали людеи с искаженными пропорциями. Пример картины Шагала. В последствии этот запрет у иудеев заимствовали и мусульмане.

Некоторые версии конечно пересекаются между собой, но какая вам кажется наиболее вероятной? Или вы знаете другую версию?

7 124

Известно, что древние цивилизации Египта, Греции оставили о себе и различных сторонах своей жизни наглядные и разносторонние свидетельства в камне, рисунках, текстах, архитектуре, изваяниях. Египтяне постарались передать сведения о достигнутых знаниях разновариантными способами, помещая их в храмах, пирамидах, усыпальницах, различных подземных хранилищах. В наше время многое ещё не расшифровано и не познано. Внутри пирамиды Хеопса остаются до конца не разгаданными многие помещения и различные пустотные каналы. Одним из таких помещений является комната, где на столике лежит открытая книга об истории и достижениях страны на период завершения строительства пирамиды.

В известных рисунках и барельефных изображениях на каменных плитах встречаются многочисленные технические устройства непонятного назначения. Среди них имеются конструкции, напоминающие аккумуляторы и иные источники статического электричества. О них в средствах массовой информации стараются не упоминать. А зря. Знания о них могли бы пригодиться и для нашей цивилизации.

Изучение на каменных плитах рисунков и изображений технического характера закономерно привело к изучению внешних ступенчатых стен пирамиды Хеопса. К этому подвигло также то, что несколько лет назад внутри пирамиды была обнаружена интересная находка. В проходе, ведущем в камеру Царицы, высоко наверху справа имеется изображение мужского портрета размером около 10 см. Это изображение подобно фотографии на камне. Пока никто не знает, каким образом оно выполнено на этом месте.

На внешних стенах пирамиды были замечены сначала многочисленные криволинейные бороздки больших и малых размеров. Их изучение при определённом угле освещения позволило отчетливо увидеть на южной стороне изображение (портрет) мужчины среднего возраста. Размер портрета на наклонной стене по высоте составляет около 150 метров. В его портрете просматриваются различные по цвету камни (более светлые и более тёмные). В окружении портрета можно видеть также другие изображения (трезубец атлантов и скифов, птицу-самолёт, планы каменных строений, помещений пирамиды), тексты, отдельные буквы, большие знаки, напоминающие бутон цветка и т.п. Считается, что на портрете изображён Бог Тот (реальный богочеловек), который жил в тот период и оказывал помощь Хефрену — главному строителю Великой пирамиды (см рис. 1).

Последующие исследования уже на северной стороне пирамиды выявили портрет мужчины и женщины с наклонёнными головами друг к другу (рис. 2). Предположительно на портрете изображён сын фараона Хефрена со своей женой, которые внесли значительный вклад в строительство пирамиды (возможно, он был главным строителем пирамиды). На этой же стороне просматриваются другие портреты людей меньшего размера, знаки-символы, тексты, рисунки. Портретные изображения, вероятно, представляют божеств и выдающихся людей того времени. Это портретная галерея людей Египта.

Столетие спустя на изображение сына Хефрена был нанесён портрет одного из египетских полководцев таким образом, что все изображения просматриваются без искажения, как раннего, так и позднего периодов нанесения (рис. 3). Имеются множественные изображения также на восточной и западной сторонах пирамиды, которые предстоит ещё исследовать и уточнять. Эти уникальные портретные и иные изображения на громадной площади стен пирамиды были нанесены всего за несколько лет после завершения строительства основной пирамиды и установки в 2630 г. до н.э. верхнего камня, хранящегося сейчас в музее Каира (рис. 4). Этот камень имеет высокохудожественную наружную роспись. Его просвечивание показывает, что внутрь него вставлен через замурованное снизу отверстие особый предмет, несущий информацию. В последующие десятилетия и столетия продолжали наноситься новые изображения и информация. Удивляет огромное количество нанесённых изображений, а также их ювелирное исполнение. По технике нанесения они значительно превосходят рисунки пустыни Наска, США, Англии…

На восточной стороне пирамиды от её вершины до основания хорошо просматривается полоса шириной около 7 метров от какого-то физического воздействия на каменные блоки. Это свидетельство того, что именно здесь находилось наращиваемое по длине транспортирующее устройство для подачи вверх каменных блоков. Это устройство работало (с потреблением электричества), используя принцип соленоида. Для транспортировки каменные блоки крепились к железным поддонам и подавались вверх. А сверху они спускались вниз в средней части западной стены. Следы от этого спуска поддонов имеются также на западной стороне пирамиды.

Электротранспортное устройство получало статическое (янтарное) электричество от внутренних трёх тройных помещений, находившихся в самой пирамиде, а также от нескольких генерирующих установок, располагавшихся у подножья пирамиды.
Имеются основания верить преданиям в том, что после окончания строительства этот транспортёр был спрятан в подземное хранилище у пирамиды на глубине нескольких десятков метров.

Остаётся загадкой технология нанесения портретных и иных изображений на наклонной ступенчатой поверхности для просмотра их от подножья пирамиды без искажения.
Не исключено, что при оформлении портретов отдельные камни могли подвергаться физико-химическому воздействию для придания им более светлого или тёмного оттенков, с поглощением или излучением света.


Древние египтяне хорошо известны их феноменальными архитектурными постройками, произведениями искусства и большим пантеоном экзотических богов. Вера в загробную жизнь и все аспекты ее проявления и сделали египтян знаменитыми на весь мир. При просмотре множества художественных произведений тех лет можно заметить, что все люди и боги изображены в профиль (сбоку). На рисунках не применяется перспектива, нет «глубины» изображения. Для чего же применялся такой стиль, читайте в данном обзоре.




Писать реалистичные картины в Египте умели. Самый известный пример античной живописи – фаюмские портреты I-III веков н.э. Многие историки и искусствоведы ломают копья над вопросами искусственного примитивизма египетской живописи. И у них есть интересные объяснения.

1. В то время еще не изобрели «трехмерность» изображения



Все рисунки Древнего Египта сделаны «плоскими», но с мелкими деталями. Возможно, большинство художников было просто не способно к созданию сложных композиций с людьми в реалистичных позах. Поэтому приняли типовые каноны: головы и ноги всех людей и богов изображены в профиль. Плечи, наоборот, развернуты прямо. Руки сидящих всегда покоятся на коленях.

2. Умышленное упрощение как социальный аспект



Египтяне изобрели отличный способ избавиться от третьего измерения и использовали это для представления социальной роли изображенных людей. Как представляли в те годы, на картине не могли быть рядом изображены фараон, бог и простой человек, ведь это возвеличивало последнего. Поэтому все фигуры делали разного размера: фараоны - самые крупные, сановники – меньше, рабочие и рабы – самые мелкие. Но тогда, реалистично рисуя двух человек разного статуса рядом, один из них выглядел бы ребенком. Лучше уж изображать людей схематично.

3. Религиозная версия



Согласно еще одной версии, египтяне умышленно делали рисунки людей двухмерными, «плоскими». Особенно это заметно на картинах, где присутствуют животные. Их древние мастера красочно выписывали, придавая реалистичные и элегантные позы.

Древние египтяне с их поклонением загробной жизни считали, что душа человека может путешествовать. А поскольку рисунки в основном выполнялись в гробницах и усыпальницах, то они могли бы «оживить» трехмерное живописное изображение умершего человека. Во избежание этого фигуры людей рисовали плоскими и в профиль. Так человеческое лицо более выразительно и его проще изобразить похожим.

Дабы не оживить рисунок, иудеи вообще не изображают людей. Хотя известный российский .

В искусстве Древнего Египта есть памятники, составляющие особую группу. Это произведения графики – рисунки на бстраконах. Греческое слово «остракон» буквально означает черепок, осколок керамики. Однако применительно к искусству Древнего Египта оно имеет более емкий смысл. Под этим словом принято понимать рисунки, исполненные не только на обломках керамики, но большей частью на сколах камня (обычно известняка), реже дерева, то есть на материале, который всегда был под рукой у мастеров, занимавшихся декоративным оформлением гробниц фиванского некрополя – росписью стен, изготовлением статуй и предметов погребального инвентаря.

Большинство остраконов обнаружено в раскопках поселения Дейр эль Медина, где жили мастера, обслуживавшие царский некрополь в Долине царей. Он был расположен на западном берегу Нила напротив столичных Фив. Найденные здесь остраконы относятся к концу Нового царства (1314–1085 годы до н. э.), к XIX–XX династиям.

Еще в глубокой древности, около IV тысячелетия до н. э., в Древнем Египте сложилась целая система представлений о загробной жизни. Заупокойный культ находил выражение в заботе об умерших, которые, по верованиям египтян, продолжали свое существование в потустороннем мире. Местом обитания покойного служила гробница, и потому оформлению ее придавалось большое значение. Гробницы и молельни в храмах ярко расписывались.


Стенопись гробниц царей и придворной знати напоминала развернутый свиток папируса, на котором писались магические тексты, призванные обеспечить покойному вечную жизнь в загробном мире. Такие тексты иллюстрировали рисунки с канонизированными сюжетами.

Помимо традиционных мотивов, в эпоху Нового царства появляются и менее распространенные. В рельефах храма Амона в Карнаке можно видеть полный динамики и экспрессии «Акробатический танец» и своеобразный пейзаж в так называемом «Ботаническом рельефе». Пейзажные мотивы встречаются также в настенных росписях и рисунках на острако-нах, композиции которых изобиловали новыми приемами изображения: живописнее стали трактоваться деревья с пышной, развесистой кроной, контуры ветвей и ствола либо совсем лишены условной обводки, либо она выполнялась очень тонко. Колорит становится изысканнее, цвета – насыщеннее. В пейзажных остраконах часто появляются финиковые пальмы с обезьянами на ветвях. Подобные сюжеты позволяют говорить об усилении контактов с Нубией в эпоху Нового царства, так как обезьяны и финиковые пальмы ассоциировались у египтян с этой страной.


Египетские мастера пользовались натуральными красителями. Цветовая палитра рисунков на остраконах сдержаннее по сравнению с росписями. Большинство из них исполнено кирпично-крас-ной или черной краской, либо в традиционной гамме из четырех цветов: черного (серого), охры красной, оранжевой, желтой, коричневой, зеленого (преимущественно светлого) и иногда белого. Голубая краска применялась реже.

Египетский мастер, как правило, подчинял многообразие природных красочных сочетаний установленной цветовой гамме, пользуясь приемом раскраски. Художники сопоставляли цвета, придерживаясь принципа декоративного контраста. Они избегали градации оттенков, это могло придать композиции пространственную иллюзорность. То, что мастера видели в действительности, они умели органично претворять в условной манере изображения.

Уже на раннем этапе развития древнеегипетского искусства в рельефах и росписях получает распространение мотив ладьи с фигурой сидящего или стоящего гребца, плывущей среди зарослей папируса и лотоса. Этот сюжет, связанный с представлением о посмертном плавании умершего, носил ритуальный характер. Стебли папирусов служили границей между миром земным и потусторонним, а цветы лотосов символизировали возрождение к вечной жизни. Изображение гребца соответствует принятым правилам передачи фигуры на плоскости с сочетанием фасных и профильных элементов.


«Египтянка, плывущая на утконосой ладье».
Остракон. XI в. д. н. э.

Подлинным шедевром является остракон с изображением акробатического танца. В стремительном движении резко откинулась назад гибкая акробатка. Подвижную грацию фигуры подчеркивают спадающие пряди парика. Интересная деталь: серьга в ухе, не подчиняясь движению фигуры, остается висеть неподвижно.

Подобного рода условность можно весьма часто наблюдать в древнеегипетском искусстве, поскольку художник никогда не приносит в жертву достоверности чистоту линий силуэта.

Есть среди остраконов наброски, которые, хотя и с оговорками, можно отнести к жанровым композициям. Основу их составляют непосредственные наблюдения. Такие зарисовки исполнены в беглой, свободной манере. На небольшом глиняном черепке сохранился рисунок обнаженной девушки, присевшей перед печью для обжига керамики. Художник зримо показал струи воздуха, вдуваемого в печь, сквозь ее прозрачные стенки видны стоящие внутри сосуды. Естественно предположить, что мастер, выполнявший этот рисунок на осколке глиняного сосуда, занимался росписью керамики.


«Обезьяна, взбирающаяся на дерево».
Остракон. XI в. д. н. э.

Рисунки на остраконах – тематически самая разнообразная группа памятников, включающая в себя эскизы композиций и отдельные фигуры, входящие в ритуальные сцены. К ним относятся изображения богов, портреты фараонов и цариц, знатных вельмож и слуг. Остраконы с портретами фараонов являлись своего рода моделями-образцами. Они делались не только в рисунке, но и в рельефе. В древнеегипетском языке есть слово санх, которое образно передает сущность портретных изображений. С эпохи Нового царства это слово употреблялось в значении «тот, кто удерживается в жизни через посредство своего изображения». Здесь речь идет о ритуальном портрете.

Всякий портрет, и древнеегипетский в том числе, рассчитан на узнавание, с этим и связана передача сходства. По верованиям египтян, «узнать» себя в живописном или скульптурном произведении должна была духовная сущность человека – двойник ка, который, как считалось, существовал до его появления на свет, сопровождая в земном и загробном мире. Так культ мертвых, предполагавший вечную жизнь, способствовал созданию живого искусства.

Манера исполнения портретных остраконов больше тяготела к приемам канонического искусства. Даже в зарисовках с натуры мастера придерживались установленной системы правил. Это касалось сочетания профиля головы с фасом плеч.


Египетские мастера умели скупыми выразительными средствами сказать о многом. Как правило, художники виртуозно владели линией. Посредством линий разной ширины достигалось впечатление объемности, и в пределах контура возникало ощущение округлости форм.

Древние египтяне были прекрасными анималистами. Они наделяли целый ряд животных и птиц божественными свойствами, причисляя их к священным. В процессе бальзамирования животных мастера постигали их анатомию, что помогло создавать убедительные образы.

Звери в древнеегипетском искусстве часто представлены в облике богов. По рисункам сразу видно, выполнены ли они с натуры или являются символом священных животных. Так, например, зарисовки павианов сделаны намного свободнее, чем их изображения, трансформированные в бога мудрости Тота.

И все же элементы будущего перевоплощения отражены уже в рисунках, где использовался такой характерный прием, как сочетание профиля головы и фаса плеч. По аналогичному принципу соединялась человеческая фигура с головой того или иного животного. Подобные типы изображения, состоящие из разнородных элементов, носят названия синкретических – к ним относятся и древнеегипетские сфинксы с телом льва, головой человека или барана (сфинксы бога Амона в Карнаке).


«Обезьяна, играющая на двустволой флейте».
Остракон. XI в. д. н. э.

Остраконы нередко выходят за пределы традиционных мотивов. Среди них встречаются рисунки пародийного и сатирического характера. Ряд сюжетов, в которых угадываются параллели басням, почти не представлен ни в одном другом виде искусства, кроме остраконов, папирусов и отдельных рельефов. Здесь на животных переносятся черты, свойственные людям,- кошки пасут гусей, беседуют с обезьянами, более того, сами животные меняются ролями пг- отношению друг к другу, так, кошки угодливо прислуживают мышам, львы – козам. Остраконы пародийной тематики вызывают среди ученых разногласия в их истолковании: одни видят в них карикатуры на фараона и жречество, другие – иллюстрации к басням, третьи считают юмористическими сценами.

Особый интерес представляют рисунки «животного эпоса». Среди них такие сюжеты, как война мышей и кошек, играющие в шашки лев и коза. Вероятно, и египтяне вкладывали в них иносказательный смысл, выражая в завуалированной форме свое отношение к темным сторонам действительности. Невольно напрашиваются в ряде сюжетов параллели с миром людей. К сожалению, в литературе почти не сохранилось текстов древнеегипетских басен. Первые свидетельства об их существовании в Египте относятся к Новому царству. Рисунки «животного эпоса» не всегда можно отнести к какому-то определенному сюжету. На одном из остраконов из Берлинского музея представлена рыжая кошка с поднятой лапой, беседующая с павианом. Изображение ее внешне напоминает львицу, что намекает на иконографическую близость образу богини Тефнут, которая, помимо ипостаси льва, выступает и в виде кошки. Данный рисунок имеет связь со сказанием о возвращении богини Хатхор-Тефнут из Нубии. Пожалуй, это одна из немногих изобразительных параллелей мифологическому сюжету. Но возникает вопрос: как связаны по смыслу птица в гнезде (в верхней части рисунка), кошка и павиан?


Все элементы композиции уравновешены по ритму и цвету, и это не случайно. Слева на небольшом возвышении восседает кошка, морда ее оскалена, в передней лапе жезл с загнутым концом. По шерсти животного пламенеющими вспышками пробегают красноватые полосы. Весь облик кошки указывает на то, что она агрессивно настроена по отношению к обезьяне, которая, напротив, своей позой выражает спокойствие и благодушие. В правой лапе животного плоды финика. Над обезьяной и кошкой – птица, простершая крылья над гнездом. Серовато-голубая окраска павиана и птицы намекает на их божественную сущность, ибо этот цвет символизировал причастность к неземному началу. Если принять версию, что этот рисунок связан с мифом о «Возвращении Хатхор-Тефнут из Нубии», то обезьяна должна олицетворять Тота, плод финика – намекать на место действия – Нубию, а разъяренная кошка – на саму Тефнут. В этом эпизоде мифа бог Ра, нуждаясь в защите своей дочери Тефнут, посылает за ней Тота, Тот, принявший облик павиана, умиротворяет разгневанную Тефнут мудрыми рассказами, в которые предположительно были вкраплены и басни. Одну из них – о птице,- вероятно, и иллюстрирует этот рисунок. Смысл басни сводился к тому, что кошка заключила союз с коршуном и они обещали защищать друг друга. Но она вероломно нарушила клятву и стала покушаться на его гнездо. Этой параллелью Тот хотел напомнить Тефнут о ее обязанностях по отношению к стареющему отцу, богу Ра. Такая версия объединяет по смыслу все элементы композиции.

Остраконы, где представлены животные с музыкальными инструментами, не имеют столь близкой аналогии в текстах. Характерно, что в этих рисунках египетские мастера не иллюстрировали сюжет, а раскрывали его содержание образными средствами.


Остраконы составляют значительный, но малоизвестный пласт египетского искусства. Их можно разделить на несколько категорий: рисунки-эскизы, композиции для настенных росписей и рельефов, беглые натурные зарисовки, в которых мастера делали наброски острохарактерных поз, мимики, жестов, рисунки-модели, служившие своего рода наглядными пособиями.

Ведущие мастера владели в совершенстве техникой резьбы и живописи, и каждый из них был прекрасным рисовальщиком. В эскизах-моделях композиций и деталях отдельных сцен они видели лишь предварительную стадию работы, не придавая им самостоятельного художественного значения. Они часто просто выбрасывали остраконы после того, как их роль на подготовительном этапе была исчерпана.

В набросках на остраконах художники позволяли себе изображать сцены шуточного, гротескного содержания, которые не предназначались для широкого обозрения. Смелая непринужденность этих работ, разнообразие их тем, обращение к повседневности раскрывают еще одну важную сторону древнеегипетского искусства – неофициального и неканонического, согретого искренностью чувства. Они позволяют нам не только заглянуть в творческую лабораторию мастера, но и ощутить биение его сердца, откликавшегося на все истинно прекрасное, что дарила жизнь.



 


Читайте:



Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Михалков Сергей Владимирович Праздник Непослушания Сергей Владимирович Михалков Праздник Непослушания Повесть-сказка "Праздник Непослушания" -...

Почвенный покров южной америки

Почвенный покров южной америки

Страница 1 В отличие от Северной Америки, где изменения в растительном покрове зависят в значительной степени от изменений температурных условий,...

Расправленные крылья - музыкальная пауза Порядок описания Московской операции

Расправленные крылья - музыкальная пауза Порядок описания Московской операции

Ситуация на фронте весной 1942 года, планы сторон, немецкое наступление летом 1942 года, начало Сталинградской битвы, немецкий оккупационный режим,...

Cобытия Второй мировой войны

Cобытия Второй мировой войны

Вторая мировая война считается самой крупной в истории человечества. Она началась и закончилась 2 сентября 1945 года. За это время в ней приняло...

feed-image RSS