Разделы сайта
Выбор редакции:
- Гадание в новый год для привлечения денег Как правильно гадать на новый год
- К чему снится клещ впившийся в ногу
- Гадание на воске: значение фигур и толкование
- Тату мотыль. Татуировка мотылек. Общее значение татуировки
- Что подарить ребёнку на Новый год
- Как празднуют день святого Патрика: традиции и атрибуты День святого патрика что
- Как научиться мыслить лучше Я не умею быстро соображать
- Эти признаки помогут распознать маньяка Существует три способа достижения абсолютной власти
- Как спастись от жары в городской квартире
- Слова благодарности для учителей: что написать в открытке любимому педагогу?
Реклама
Функции современной науки в обществе. Функции науки в жизни общества |
Наука - это деятельность человека по выработке, систематизации и проверке знаний. Научным может считаться только хорошо проверенное и обоснованное знание. Знание становится научным когда оно достигает некоторого, достаточно высокого развития, порога научности. Социальные функции науки исторически изменяются и развиваются, как и сама наука. Развитие социальных функций представляет собой важную сторону самой науки. В современной науке и ее взаимодействии с различными сферами жизни общества выделяют следующие выполняемые ею социальные функции: 1. культурно-мировоззренческие (период кризиса феодализма, зарождения буржуазных общественных отношений и формирование капитализма). Влияние на данном этапе обнаруживалось в сфере мировоззрения, во время борьбы теологии и науки ; Одной из древнейших форм мировоззрения является мифология, которая в фантастической форме объясняет устройство природы и события общественной жизни. Наряду с этим они включают в свой состав нравственные нормы поведения, а также и эстетические критерии. Элементы научного мировоззрения впервые формируются в античном обществе в связи с критикой отживших мифологических взглядов и становлением рациональных взглядов на мир в науке Древней Греции. Наука оказывает свое влияние на мировоззрение в первую очередь через научную картину мира, в которой выражены общие принципы мироустройства. 2. как непосредственно производительной силы (эпоха Средневековья). Теология завоевала место верховной инстанции. В сфере зарождавшейся науки остались проблемы частного «земного» характера; Открывая объективные законы природы, наука создает реальные возможности для их практического использования обществом. Однако вплоть до середины XIX века применение достижений науки носило частный характер : использовались отдельные научные изобретения и открытия, совершенствовались технологические процессы в некоторых отраслях промышленности. С возникновением таких технических дисциплин, использование достижений как фундаментальных, так и прикладных науки приобрело более целенаправленный характер. О науке как непосредственной производительной силе впервые заговорили в период научно-технической революции XX века. 3. как социальной силы - научные знания и методы все шире используются при решении разных проблем, возникающих в ходе развития общества. Наука оспорила у теологии право монопольно определять формирование мировоззрения . В настоящее время, когда возрастают угрозы глобальных кризисов в экологии, энергетике, недостатках сырья и продовольствия, значение социальных наук в жизни общества еще больше возрастает. В настоящее время наблюдается неуклонный рост интереса к социальным, человеческим, гуманистическим аспектам науки, складывается особая дисциплина - этика науки , укрепляются представления о необходимости соответствия научных концепций красоте и гармонии и т. п. Степенью ее развития определяется мощь государства, дальновидность правительства, населения и прочее. Наука напрямую связана с культурой общества, развивая ее познавательную, практическую и методологическую функции. Кроме того, функции современной науки проявляются в деятельности и каждого отельного государства, и всей планеты в целом. Если говорить о в обществе, то таковая проявилась не так давно. Соизмеряя все время жизни человечества на Земле с развитием научно-технической базы, то период важности науки будет не так велик. Обращаясь к истории, приходится признавать, что большую часть своей жизни человечество довольствовалось минимальными удобствами, не стремясь к чему-то лучшему. Повседневность, быт, работа, - на науку оставалось немного времени. Главный противником познания непонятного и необъяснимого всегда была церковь с ее божьим провидением. Отказаться от теологических убеждения люди не могли в течение длительно времени, боясь жестокой расправы. В нашем обществе функции современной науки рассматривают, опираясь на три направления: Наука не имеет права основываться на предположениях и недоказанных фактах, ее главные спутники - рациональность мысли и экспериментальное подтверждение. Именно поэтому среди основных ее целей выделяют описание, объяснение и прогнозирование. Понимая, что функции современной науки настолько важны и масштабны, правительства успешных и наиболее развитых стран стараются вкладывать огромные средства в развитие технической и естественнонаучной баз. Новейшие разработки ученых становятся особо секретными, если касаются военного оснащения, что напрямую связано с статусом и мощью государства в общеполитических масштабах, его относительной экономической независимости. Основные функции современной науки заключаются в следующем: Функции науки в обществе объединены под несколькими пунктами. Обобщение раскрывает под собой огромную паутину взаимосвязей. Так, например, одним из главных показателей воздействия научно-технического прогресса на общество является компьютеризация. Достижения в этой области настолько велики, что не передаются перечислению. возможность дистанционного общения с ее помощью, создание единых поисковых систем для возможности поиска информации и многое другое - сделали возможным то, что еще некоторое время назад можно было прочесть в книгах известных писателей-фантастов. Особенно важными в наше время являются проявления социальной функции науки. Воздействие науки на общество двустороннее. Невозможно сравнивать жизнь в 80-е годы прошлого века с современным уровнем жизни населения планеты. Электрооборудование, микроэлектроника, сотовая связь изменяют и во много раз активируют человеческую деятельность, позволяя сократить время на поиски информации среди учебников и книг, давая возможность сделать звонок в любую точку планеты и прочее. Кроме того, проявления наглядно представлены в виде решения разнообразных социальных проблем, периодически вспыхивающих и постоянно существующих в цивилизованном обществе. Вряд ли в наше время есть противники научно-технического прогресса. Все же, говоря о его пользе, нельзя забывать к чему привели разработки бомб, ракет и прочего. У всего хорошего всегда есть противоположная сторона, с которой вновь обязана справляться наука. Человека, заключающийся в сборе данных об окружающем мире, затем в их систематизации и анализе и, на основании вышеперечисленного, синтезе новых знаний. Также в сфере науки находится выдвижение гипотез и теорий, а также их дальнейшее подтверждение или опровержение с помощью экспериментов. Наука появилась тогда, когда появилась письменность. Когда пять тысяч лет назад какой-нибудь древний шумер выбил на камне пиктограммы, где запечатлел, как его вождь напал на племя древних евреев, и сколько коров он увел, - зародилась история. Потом он выбивал все больше полезных фактов о домашнем скоте, о звездах и луне, об устройстве телеги и шалаша; и появлялись новорожденные биология, астрономия, физика и архитектура, медицина и математика. В современном виде науки стали различать после XVII века. До этого, как только их не называли - ремесло, писание, бытие, житие и прочие околонаучные термины. Да и сами науки больше представляли из себя разные виды техник и технологий. Главным двигателем развития науки являются научные и промышленные революции . Например, изобретение парового двигателя дало мощный толчок развитию наук в XVIII веке и вызвал первую научно-техническую революцию . Классификация наук.Попыток классифицировать науки было множество. Аристотель если не первым, то одним из первых, разделил науки на теоретические знания, практические знания и творческие. Современная классификация наук также делит их на три вида:
Функции науки.Исследователи выделяют четыре социальных функции науки :
Говоря о науке, стоит еще упомянуть такой термин как «псевдонаука» (или «лженаука»). Псевдонаука - это вид деятельности, изображающий научную деятельность, но ею не являющийся. Псевдонаука может возникнуть как:
20 век стал веком победившей научной революции. НТП ускорился во всех развитых странах. Постепенно происходило все большее повышение наукоемкости продукции. Технологии меняли способы производства. К середине 20 века фабричный способ производства стал доминирующим. Во второй половине 20 века большое распространение получила автоматизация. К концу 20 века развились высокие технологии, продолжился переход к информационной экономике. Все это произошло благодаря развитию науки и техники. Это имело несколько следствий. Во-первых, увеличились требования к работникам. От них стали требоваться большие знания, а также понимание новых технологических процессов. Во-вторых, увеличилась доля работников умственного труда, научных работников, то есть людей, работа которых требует глубоких научных знаний. В-третьих, вызванный НТП рост благосостояния и решение многих насущных проблем общества породили веру широких масс в способность науки решать проблемы человечества и повышать качество жизни. Эта новая вера нашла свое отражение во многих областях культуры и общественной мысли. Такие достижения как освоение космоса, создание атомной энергетики, первые успехи в области робототехники породили веру в неизбежность научно-технического и общественного прогресса, вызвали надежду скорого решения и таких проблем как голод, болезни и т.д. И на сегодняшний день мы можем сказать, что наука в современном обществе играет важную роль во многих отраслях и сферах жизни людей. Несомненно, уровень развитости науки может служить одним из основных показателей развития общества, а также это, несомненно, показатель экономического, культурного, цивилизованного, образованного, современного развития государства. Очень важны функции науки как социальной силы в решении глобальных проблем современности. В качестве примера здесь можно назвать экологическую проблематику. Как известно, бурный научно-технический прогресс составляет одну из главных причин таких опасных для общества и человека явлений, как истощение природных ресурсов планеты, загрязнение воздуха, воды, почвы. Следовательно, наука - один из факторов тех радикальных и далеко не безобидных изменений, которые происходят сегодня в среде обитания человека. Этого не скрывают и сами учёные. Научным данным отводится ведущая роль и в определении масштабов и параметров экологических опасностей. Возрастающая роль науки в общественной жизни породила её особый статус в современной культуре и новые черты её взаимодействия с различными слоями общественного сознания. В этой связи остро ставится проблема особенностей научного познания и его соотношения с другими формами познавательной деятельности (искусством, обыденным сознанием и т. д.). Эта проблема, будучи философской, по своему характеру, в то же время имеет большую практическую значимость. Осмысление специфики науки является необходимой предпосылкой внедрения научных методов в управление культурными процессами. Оно необходимо и для построения теории управления самой наукой в условиях НТР, поскольку выяснение закономерностей научного познания требует анализа его социальной обусловленности и его взаимодействия с различными феноменами духовной и материальной культуры. В качестве главных же критериев выделения функций науки надо взять основные виды деятельности ученых, их круг обязанностей и задач, а также сферы приложения и потребления научного знания. Ниже перечислены одни из главных функций: 1) познавательная функция Главное назначение: познание природы, общества и человека; рационально-теоретическое постижение мира, открытие его законов и закономерностей; объяснение самых различных явлений и процессов; осуществление прогностической деятельности, т.е. производство нового научного знания. 2) мировоззренческая функция (тесно связана с первой) Главные цели: разработка научного мировоззрения и научной картины мира; исследование рационалистических аспектов отношения человека к миру; обоснование научного миропонимания: ученые призваны разрабатывать мировоззренческие универсалии и ценностные ориентации, хотя, конечно, ведущую роль в этом деле играет философия; 3) производственная, технико-технологическая функция призвана для внедрения в производство нововведений инноваций, новых технологий, форм организации и др. Исследователи говорят и пишут о превращении науки в непосредственную производительную силу общества, о науке как особом "цехе" производства, отнесении ученых к производительным работникам, а все это как раз и характеризует данную функцию науки; 4) культурная, образовательная функция Наука является феноменом культуры, заметным фактором культурного развития людей и образования, занимает исключительно важное место в сфере духовного производства. Её достижения заметно воздействуют на весь учебно-воспитательный процесс, на содержание программ планов, учебников, на технологию, формы и методы обучения. Данная функция осуществляется через культурную деятельность и политику, систему образования и средств массовой информации, просветительскую деятельность ученых и др. Проблема, связанная с классификацией функций науки до сих пор остается спорной, поскольку наука развиваясь возлагает на себя все новые и новые функции. Можно выделить следующие функции науки (Рузавин, Г. И. Философия науки. Е) наука
как социальный фактор развития общества - эту задачу, прежде всего, решают социально-экономические и культурно-гуманитарные науки. Следующая классификация разделяет функции науки на 2 группы (по материалам лекции): Проективно - конструктивная функция - создание качественно новых технологий; |
Читайте: |
---|
Популярное:
Новое
- К чему снится клещ впившийся в ногу
- Гадание на воске: значение фигур и толкование
- Тату мотыль. Татуировка мотылек. Общее значение татуировки
- Что подарить ребёнку на Новый год
- Как празднуют день святого Патрика: традиции и атрибуты День святого патрика что
- Как научиться мыслить лучше Я не умею быстро соображать
- Эти признаки помогут распознать маньяка Существует три способа достижения абсолютной власти
- Как спастись от жары в городской квартире
- Слова благодарности для учителей: что написать в открытке любимому педагогу?
- Слова благодарности для учителей: что написать в открытке любимому педагогу?