Разделы сайта
Выбор редакции:
- Гадание в новый год для привлечения денег Как правильно гадать на новый год
- К чему снится клещ впившийся в ногу
- Гадание на воске: значение фигур и толкование
- Тату мотыль. Татуировка мотылек. Общее значение татуировки
- Что подарить ребёнку на Новый год
- Как празднуют день святого Патрика: традиции и атрибуты День святого патрика что
- Как научиться мыслить лучше Я не умею быстро соображать
- Эти признаки помогут распознать маньяка Существует три способа достижения абсолютной власти
- Как спастись от жары в городской квартире
- Слова благодарности для учителей: что написать в открытке любимому педагогу?
Реклама
Музыкальная живопись мусоргского. Анализ произведения М.П |
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию. Цель урока: Возможно ли, встретить в экспозиции музея современного искусства произведения созвучные с музыкальными образами, созданными выдающимся русским композитором М.П.Мусоргским? Задачи урока: Образовательные:
Воспитательные:
Развивающие:
Тип урока: комбинированный. Методы:
Оборудование:
Материалы:
Конспект урока I. Организационный момент Презентация. Слайд №1 (Тема урока) Звучит “Прогулка” из фортепианной сюиты М.П.Мусоргского “Картинки с выставки”. Дети входят в класс. Музыкальное приветствие.II. Работа по теме урока
Ученики: ... портрет 1. Слушание музыки и обсуждение Учитель: Молодцы! Сейчас прозвучит мелодия, которая рисует нам портрет человека, занятого очень интересным и необычным делом. Откуда он и что делает? (Звучит “Прогулка” из фортепианной сюиты “Картинки с выставки” М.П.Мусоргского). Презентация. Слайд №2 Ученики: Я увидел в этой музыке статного, уверенного в себе человека, который с чувством собственного достоинства прогуливается.Учитель: Это очень важно, что Вы увидели нашего героя прогуливающимся, а что в музыке вам подсказало, что он движется? Ученики: Мы знаем, что в музыке есть жанр, сопровождающий движение и называется он – марш. Конечно, маршем это произведение я бы не назвал, но его отголоски, несомненно, есть. Учитель: Эти “отголоски” называются маршевые интонации и Вы совершенно правы? Итак, мы с Вами отправляемся на выставку, на которой много посетителей, в их числе композитор, написавший эту музыку. Можно ли по ее интонации узнать национальную принадлежность композитора? Постарайтесь обосновать свое мнение. При повторном прослушивании я предлагаю вам прогуляться по выставочным залам. А поможет нам в этом творчество современного художника Петра Семёновича Горбаня (1923-1995). (Повторное слушание). Презентация. Слайд №3 Учитель: Да, это музыка русского композитора М.П.Мусоргского. Может быть, у кого-нибудь есть идеи, связанные с названием этой фортепианной миниатюры? Презентация. Слайд №4 Ученики: Поскольку по выставке обычно гуляют, то возможно М.П.Мусоргский назвал прозвучавшую миниатюру “Прогулкой”.2. Беседа по теме урока Презентация. Слайд №5 Учитель: Это музыкальное произведение является частью многочастного цикла, который получил название фортепианная сюита “Картинки с выставки”. Вспомните, пожалуйста, какой музыкальный жанр мы называем - сюита? Презентация. Слайд №6 (определение сюиты) Ученики: Сюитой называется музыкальное произведение, состоящее из нескольких разнохарактерных пьес, объединенных единым содержанием. Презентация. Слайд №7 Учитель: Совершенно верно. Поводом для создания “Картинок с выставки” послужила выставка картин и рисунков известного русского художника и архитектора Виктора Гартмана (1834 - 1873).Выставка была организована в Академии художеств по инициативе В. В. Стасова в связи со скоропостижной кончиной художника. Позже, в предисловии ко второму изданию “Картинок с выставки”, Стасов так охарактеризовал творчество В.А Гартмана: “...бойкие, изящные наброски живописца - жанриста, множество сцен, типов, фигур из вседневной жизни, схваченных их сферы того, что неслось и кружилось вокруг...”. Презентация. Слайд №9 (фрагмент высказывания).В одном из писем (к тому же В. Стасову) он писал: “Гартман кипит, как кипел “Борис”, - звуки и мысль в воздухе повисли, глотаю и объедаюсь, едва успеваю царапать на бумаге (...). Хочу скорее и надежнее сделать. Моя физиономия в интермедиях видна... Как хорошо работается”. Презентация. Слайд №9-10 Над “Картинками” Мусоргский работал с необычайным воодушевлением. Созданы были “Картинки с выставки” с поразительной быстротой, в течение неполных трех недель июня 1874 года.Презентация. Слайд №11 Учитель: Всё ли Вам понятно из приведённого выше фрагмента письма М.П.Мусоргского В.В.Стасову?Ученики: Что такое интермедия? (иногда дети спрашивают кто такой “Борис”) Учитель: Я Вам очень благодарна за этот вопрос, потому что “Картинки с выставки” представляют собой сюиту из десяти пьес – каждая навеяна одним их сюжетов Гартмана. Мусоргский “изобрел” совершенно замечательный способ объединить эти свои музыкальные картинки в единое художественное целое: для этой цели он использовал музыкальный материал вступления, с которого и начинался наш урок, то есть “Прогулку”, вставив её (каждый раз варьируя) между некоторыми произведениями сюиты. Презентация. Слайд №12-13Итак, интермедия – это небольшая пьеса, иногда вставляемая между актами или отдельными моментами сценического действия. Встречается в виде отдельной части в инструментальных произведениях циклической формы, как в нашем случае. Сегодня мы остановимся на одной из десяти пьес и мысленно перенесемся на сотни лет назад в Средневековье. Какие ассоциации возникают у вас при звучании слова Средневековье? Ученики: Рыцари, прекрасные дамы, старинные замки. Учитель: Да, Средневековье – это времена замков, рыцарей, прекрасных дам и трубадуров – так называли во Франции в конце ХI – начале ХIII в. поэтов-певцов. Ну, а теперь я предлагаю вернуться к той картине, которая вдохновила М.П.Мусоргского на создание этой фортепианной миниатюры. Только, увы, из тех работ художника, по которым написаны “Картинки с выставки”, в наше время сохранилось всего шесть, и нашей картины среди них нет, мало того, в каталоге посмертной выставки художника такого рисунка не значится. Возникает вопрос, а была ли она? С уверенностью могу ответить, что да, была. Её описание нам оставил В.В.Стасов, а ему, мои юные друзья, мы можем доверять. Но об этом чуть позже, а сейчас я Вам хочу предложить немного пофантазировать, а именно представить, что М.П.Мусоргский собственной персоной оказался в музее современного искусства в наши дни. Интересно, какие полотна современных художников его могли бы вдохновить? Ну что, готовы? Тогда отправляемся на выставку. Сейчас, во время слушания произведения “Старый замок”, Вам будут представлены 3 работы современных художников. Ваша задача предположить какое из полотен созвучно музыке М.П.Мусоргского и обосновать свой выбор. 3. Слушание музыки и обсуждение Презентация. Слайд №14-15 Ученики: (высказывают своё мнение). 4. Беседа по теме урокаУчитель: Ваша фантазия превзошла все ожидания, а теперь немного истории: Гартман, как известно, путешествовал по Европе, и один из его рисунков изображал старинный замок. Чтобы передать его масштаб, художник изобразил на его фоне певца – трубадура с лютней. Так поясняет этот рисунок В.В. Стасов. Из картины не следует, что трубадур поет песню полную грусти и безнадежности. Но именно такое настроение передает музыка Мусоргского. О чем поет свою песню трубадур? Ученики: В этой музыке кроется какая-то тайна. Она звучит скорбно, загадочно, певуче, грустно. Учитель: И не случайно к ней были сочинены стихи:
Старый замок – видение из глубины веков, одинокий и безразличный к суете сегодняшнего дня. Он для нас является воплощением вечности, хранящим дух и величие своей эпохи. Настало то самое время, когда мы должны восстановить справедливость и препроводить трубадура с лютней к стенам замка, вот только какого? Презентация. Слайд №16-18III. Работа на блокфлейте Учитель. А сейчас я попрошу Вас взять блокфлейты (свирели) и исполнить фрагмент из этой пьесы (партитура для блокфлейты в e-moll, а для свирелей в d-moll). Презентация. Слайд №19-20 5. ЗаключениеУчитель: Несмотря на то, что наше знакомство с этим удивительным циклом ещё не закончилось, я думаю, Вы без труда ответите на самый важный вопрос: можем ли мы услышать живопись? Ученики: Композитор не смог бы сочинить фортепианный цикл “Картинки с выставки”, если бы не было живописных работ В.Гартмана. Учитель: Помогает ли нам в этом творчество современных художников? Ученики: Несомненно, помогает. Оно открывает нам новые возможности для понимания, как произведений изобразительного искусства, так и классических музыкальных произведений, которые были написаны в XIX веке. Учитель: Хочу обратить ваше внимание, что с творчеством художников, работы которых были представлены на уроке: Владимиром Мигачёвым, Александром Трифоновым, Татьяной Туличевой и Петром Горбанём Вы можете познакомиться поближе, посетив музей современного искусства “Эрарта”. IV. Домашнее задание Учитель: К следующему уроку я попрошу Вас сочинить небольшой рассказ об истории трубадура с лютней, с учётом того, что в выбранную Вами картину нужно будет внести анимации. V. Работа над песней Наш урок сегодня таил в себе много неожиданностей и открытий, но, уверяю Вас, что это только начало. Перед Вами тысячи дорог, и по какой же идти? Выбор за Вами! А сегодня я предлагаю отправиться в дорогу вместе со мной и авторами песни “Дорога” (слова Г.Беловой и музыка С.Белоголова). Показ песни. Работа над 1 куплетом. Слова благодарности за работу на уроке. Прощание с классом. Список литературы 1. Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Музыка 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений - 6-е издание М.: Просвещение, 2010 , с.152-153 Сюита Картинки с выставки была написана Модестом Мусоргским в 1874 году как дань дружбе с художником и архитектором Виктором Гартманом (умер не достигнув сорока лет). Именно посмертная выставка картин друга и дала Мусоргскому идею создать композицию. Цикл начинается пьесой "Прогулка", что олицетворяет прогулку самого композитора по галерее от картины к картине, поэтому данная тема повторяется в промежутках между описаниями картин.
Исп.Святослав Рихтер
В следующей картинке – «Старый замок» - композитор передал ночной пейзаж и тихими аккордами, создающими призрачный и таинственный колорит. спокойное, зачарованное настроение. На фоне тонического органного пункта звучит печальная мелодия трубадура, изображенного на картине Гартмана. Песня сменяется Третья картинка – «Тюльерийский сад» - резко контрастирует предыдущим пьесам. Она изображает играющих детей в одном из парков Парижа. Все радостно и солнечно в этой музыке. Быстрый темп, причудливые акценты передают оживление и веселье детской игры на фоне летнего дня. Четвертая картинка называется «Быдло». На рисунке Гартмана изображена крестьянская повозка на высоких колесах, запряженная двумя унылыми волами. В музыке слышится, как устало, тяжело ступают волы, медленно со скрипом тащится повозка. В картинке «Лиможский рынок» рисуется пестрая рыночная толпа. В музыке хорошо переданы композитором разноголосый говор, выкрики, толкотня и праздничная сутолока южного базара.
*** Но признание широкой публики пришло лишь после того, как Морис Равель по той же редакции Римского-Корсакова создал в 1922 году свою известную оркестровку, а в 1930 году вышла её первая грамзапись.
Однако, цикл был написан именно для фортепиано! И только в 1931 году, в пятидесятилетнюю годовщину со дня смерти композитора, «Картинки с выставки» были выпущены в соответствии с авторской рукописью в академическом издании «Музгиза», и затем они стали неотъемлемой частью репертуара советских пианистов. С тех пор, сосуществуют две традиции фортепианного исполнения «Картинок». Среди сторонников оригинальной авторской версии - такие пианисты, как Святослав Рихтер(см.выше) и Владимир Ашкенази. Другие, как, например, Владимир Горовиц в своих записях и выступлениях середины XX века, старались воспроизвести на фортепиано оркестровое воплощение «Картинок», то есть сделать «обратное переложение» Равеля. Фортепиано:Владимир Горовиц.Запись:1951 г. (00:00) 1. Promenade (01:21) 2. The Gnome (03:41) 3. Promenade (04:31) 4. The Old Castle (08:19) 5. Promenade (08:49) 6. The Tuileries (09:58) 7. Bydlo (12:32) 8. Promenade (13:14) 9. Ballet of Unhatched Chicks (14:26) 10. Samuel Goldenberg and Schmuÿle (16:44) 11. The Marketplace at Limoges (18:02) 12. The Catacombs (19:18) 13. Cum mortuis in lingua mortua (21:39) 14. The Hut on Fowl"s Legs (Baba-Yaga) (24:56) 15. The Great Gate of Kiev
***
Рок-версия Картинки с выставки.
Василий Кандинский. Синтез Искусств.
«Картинки с выставки» Модеста Мусоргского не раз вдохновляли художников на создание движущегося видеоряда. В 1963 году балетмейстером Федором Лопуховым был поставлен балет «Картинки с Выставки» в музыкальном театре Станиславского и Немировича-Данченко. В США, Японии, Франции, СССР были созданы талантливые мультфильмы на темы «Картинок с выставки».
В наши дни мы можем окунуться в «синтез искусств», попав на концерт французского пианиста Михаила Рудя. В своем известном проекте «Модест Мусоргский / Василий Кандинский. «Картинки с выставки» он соединил музыку русского композитора с абстрактной мультипликацией и видео, основанную на акварелях и инструкциях Кандинского.
Возможности компьютера вдохновляют художников на создание 2D и 3D анимации. Ещё один из наиболее интересных опытов создания «движущихся» картин Василия Кандинского.
***
Модест Петрович Мусоргский () Великий русский композитор XIX века, входил в содружество композиторов «Могучая кучка». Главным его творением являются оперы «Борис Годунов» и «Хованщина». Однако есть у композитора произведение, поистине уникальное в мировой музыке – «Картинки с выставки».
В.А. Гартман () У Мусоргского был друг – архитектор и художник Виктор Александрович Гартман. В Петербурге, в просторных залах Академии Художеств, была организована посмертная выставка его работ, на которой было представлено почти всё, что создал Гартман.
Фортепианная сюита «КАРТИНКИ С ВЫСТАВКИ» Мусоргский посетил выставку, и 10 картин ему особенно понравились. Они вдохновили его на создание сюиты. В июне 1874 года 35- летний Модест Петрович Мусоргский в исключительно короткий срок – около 3-х недель – создаёт «Картинки с выставки». «Звуки и мысль в воздухе повисли…едва успеваю царапать на бумаге»,- писал композитор. «Хочу скорее и надёжнее сделать… До сих пор считаю удачным». Это признание удачи особенно ценно, потому что автор всегда был до придирчивости строг к себе.
Музыкальные образы «Картинок…» ярки и живописны: «Гном», «Избушка на курьих ножках» («Баба-Яга»), «Балет невылупившихся птенцов» - сказочные картинки; «Ссора детей во время игры», «Быдло», «Два еврея», «Лиможский рынок» - бытовые; «Старый замок», «Катакомбы» - романтические.
В финале сюиты, названном «Богатырские ворота», воспевается могучая сила народа. Создается яркая, живописная картина. Гудят колокола. С пением проходят странники, пришедшие из дальних краёв в стольный град Киев. Постепенно нарастает ощущение праздничности.
«Прогулка» Все пьесы объединены общей темой, которую композитор назвал «Прогулка». Эта тема звучит в сюите несколько раз, изменяется и развивается. Тему «Прогулки» композитор назвал «интермедами» (интермедиями, что в переводе с латинского означает промежуточный). По словам композитора, он изобразил этой темой самого себя прохаживающимся по выставке работ Гартмана.
Жозеф Морис Равель () Произведение Мусоргского «Картинки с выставки» не знает аналогий ни в европейском, ни в русском музыкальном искусстве. Композиторов-симфонистов постоянно привлекало в них богатство красок. Одно из оркестровых переложений цикла блестяще осуществил французский композитор - импрессионист Морис Равель.
«Рассвет на Москва – реке» Знаменитое вступление к опере «Хованщина». Это музыкальное произведение вызывает у слушателей яркие зримые картины. Таков был замысел композитора – открыть оперу светлым и чистым образом Руси, рассветом как символом пробуждающейся новой жизни
Используемые ресурсы: fotki.yandex.ru%2Fget%2F52%2Fevgen-skrlychkov.0%2F0_f269_10226dd9_XL&text= fotki.yandex.ru%2Fget%2F52%2Fevgen-skrlychkov.0%2F0_f269_10226dd9_XL&text
https://accounts.google.com Подписи к слайдам:Музыкальная живопись Мусоргского Фортепианная сюита «Картинки с выставки» Картинная галерея Рисунки В. Гартмана М.П. Мусоргский Русский композитор (1839-1881) Виктор Гартман Русский художник, архитектор, дизайнер (1834-1873) Фортепианная сюита «Картинки с выставки» Сюита состоит из 10 пьес: Гном Старый замок Тюильрийский сад Быдло Балет невылупившихся птенцов Два еврея, богатый и бедный Лиможский рынок Катакомбы. Римская гробница. Избушка на курьих ножках Богатырские ворота Сюита – музыкальное произведение, состоящее из нескольких самостоятельных частей, объединенное общим замыслом. «Прогулка» Избушка на курьих ножках Балет невылупившихся птенцов В. Гартман. Эскиз костюмов к балету « Трильби » Предварительный просмотр:Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com Подписи к слайдам:Богатырские ворота Творческое задание! (найди пару) Инструментальный Тембровая Звуковая 7 нот Композитор инструменты Палитра 7 цветов радуги Краски, кисти художник Окраска колорит Морис Равель Дорогой друг! Приглашаем тебя на выставку-концерт. Будут представлены рисунки учеников к музыке Мусоргского. Ждём тебя в субботу 14 ноября в классе музыки в 12 часов Пригласительный билет 1. Если видишь на картине Нарисована река, Или ель и белый иней, Или сад и облака, Или снежная равнина, Или поле и шалаш, Обязательно картина Называется ПЕЙЗАЖ. Григорий Гладков – «О картинах» 2. Если видишь на картине Чашку кофе на столе, Или морс в большом графине, Или розу в хрустале, Или бронзовую вазу, Или грушу, или торт, Или все предметы сразу, Знай, что это НАТЮРМОРТ. 3. Если видишь, что с картины Смотрит кто-нибудь на нас, Или принц в плаще старинном, Или в робе верхолаз, Лётчик, или балерина, Или Колька, твой сосед, Обязательно картина Называется ПОРТРЕТ. Спасибо за внимание Предварительный просмотр:Урок музыки в 5 классе. Тема урока: «Музыкальная живопись Мусоргского. Фортепианная сюита Картинки с выставки» является частью раздела «Музыка и изобразительное искусство» и рассчитана на 1 час (урок). Так как с циклом «Картинки с выставки» М.Мусоргского учащиеся знакомы со второго, а так же третьего и четвертого класса, данный урок является уроком-расширением полученных знаний. Цель урока: расширение знаний, дальнейшее ознакомление с творчеством Мусоргского, закрепление в сознании учащихся тесной взаимосвязи музыки и живописи. Развитие чувства прекрасного, творческого мышления, воображения, развитие слухового восприятия музыки через собственное творчество учащихся. Задачи: 1. Воспитательная: Вызвать эмоциональный отклик на музыку. Воспитывать чувство уважения и любви к Творчеству М. П. Мусоргского и В.А.Гартмана. 2. Образовательная: Познакомить с пьесами из фортепианной сюиты «Картинки с выставки». Определить средства музыкальной выразительности. 3. Развивающая. Развивать умение анализировать музыкальные произведения, сопоставлять средства выразительности с содержанием произведений. Оборудование урока : аудиозапись -СД, презентация, словарь эстетических эмоций, карты настроений, компьютер, проектор, экран Тип урока : комбинированный. Методы и методические приёмы : беседа, нагляднозвуковые и нагляднозрительные методы, частично поисковые. Ход урока
Блиц-опрос
Мы часто говорим о связи музыки с литературой и изобразительным искусством. (слайд 2 Выставка картин) Что вы видите на этом слайде? (картинная галерея, выставка) Давайте пройдем и посмотрим, что же интересного на выставке. (слайд 3 ) Посмотрите на эти рисунки, они разные. Но что-то их объединяет. Как вы думаете, что? (Они находятся на одной выставке.) Мы говорим о том, что если не хватает слов выразить чувства и настроения – нам помогает музыка. А может ли музыка рисовать в нашем воображении какие-либо картины, сюжеты? (может ) О чём же мы с вами сегодня будем говорить? О связи музыки и изобразительного искусства и мы отправляемся на выставку картин, а поможет нам в этом музыка русского композитора (слайд 4 – портрет Мусоргского) – назовите его. Что вы знаете о нём? Ребятам было дано задание на опережение – подготовить сообщение о Мусоргском. Одна из учениц рассказывает. В дополнение к рассказу посмотрим фрагмент фильма о Мусоргском, а затем ответим на несколько вопросов.(слайд 5) М. П. Мусоргский был очень необычным человеком. Чтобы освободить крепостных крестьян, он отказался от откупных платежей и остался без всяких средств к существованию. Вся жизнь его была великим трудовым подвигом. Музыку, которую он писал, современники не понимали, его друзья – композиторы часто жестко критиковали написанное. А между тем, в произведениях этого композитора очень много изобразительных, красочных моментов. М.П.Мусоргский создал множество национально ярких музыкальных образов, в которых раскрывает неповторимость русского характера. Одна из основных особенностей музыки М.П.Мусоргского – мелодия, построенная на интонациях человеческой речи. У Мусоргского был друг Виктор Гартман (слайд 6 ) и о нём нам расскажет…. (задание на опережение) Гартман был одним из немногих друзей Мусоргского. В.А.Гартман был человеком веселым, живым, быстрым на выдумки и очень требовательным к себе и другим. Совершенно неожиданно он умер в возрасте 39 лет. И его друзья, чтобы почтить память художника, организовали выставку работ талантливого художника. Мусоргский был потрясён и взволнован. Буквально за три недели он создал сочинение для фортепиано под названием «Картинки с выставки». Итак, мы отправляемся на выставку картин с помощью музыки Мусоргского. Как вы думаете: какое название дал своей музыке композитор? (слайд 7 ) «Картинки с выставки». Всего в фортепианной сюите 10 пьес, но мы остановимся лишь на некоторых. Мы попробуем доказать, что Мусоргский написал не просто музыкальное оформление к каждому рисунку, но создал свои «картинки», порой совершенно не похожие на зарисовки Гартмана, предложил свое видение. Конечно, он не ограничился простыми музыкальными иллюстрациями к картинам, а переосмыслил увиденное и создал яркое театральное зрелище, рассказанное в звуках. Давайте вспомним: что такое сюита? После ответа - (слайд 8) «Прогулка» Скрепляет цикл «Прогулка», она звучит несколько раз и как бы ведёт нас от картины к картине. Здесь Мусоргский изобразил себя, переходящего от картины к картине. Представьте, что это вы идёте от картины к картине. Меняется ли ваше настроение от содержания картины? Как вы думаете: меняется ли настроение Прогулки? (меняется) Именно поэтому «Прогулка» звучит несколько изменяясь, т.е. варьируется. Попробуйте «пошагать» под эту музыку. Что вы видите на этой картинке? Какое настроение? (слайд 9 ) Это «Часы в русском стиле».ответы детей: сказочная избушка и т.п.
Мусоргский оттолкнулся от этого эскиза и воображение его представило хозяйку этого домика. А как её зовут? Конечно Баба-Яга. Какая она? Что в музыке подсказало такой ответ? Правильно. Так и кажется, что издалека летит, стучит нечистая сила, быстро приближается и уже совсем рядом свистнула она и понеслась в своей ступе, погоняя помелом. В средней части показан зачарованный лес: звуки дрожат, шуршат, слышится таинственный стук – несколькими штрихами показана ночная природа. Слайд 10 « Балет невылупившихся птенцов » Прототипом пьесы послужили эскизы Гартмана к костюмам для балета «Трильби». В «Трильби» был эпизод, в котором выступала группа маленьких воспитанников и воспитанниц театрального училища. Всего Гартман создал для балета 17 эскизов костюмов, из которых 4 сохранились до наших дней. Давайте послушаем, как Мусоргский сумел изобразить эту сценку. Чтобы выразить свое отношение к музыке вы можете воспользоваться словарем эмоций, чувств и образов. (Звучит фрагмент пьесы «Балет невылупившихся птенцов».)
Интонациями эта пьеса близка русским народным песням. Характер величавый, торжественный.
Слайд 12 «Два еврея, богатый и бедный». Эти рисунки вдохновили композитора на создание своей музыкальной зарисовки, где мы можем наблюдать диалог двух евреев. Прослушайте фрагмент и расскажите о своих впечатлениях. (речь богатого – властная, грубая, а речь бедного- дрожащая, запинающаяся) Обратите внимание на то, что музыка прозвучала в исполнении оркестра. Существует несколько переложений этой сюиты для оркестра, но самое удачное и популярное – оркестровка французского композитора Мориса Равеля (слайд 14). А сейчас, предлагаю выполнить творческое задание: найди пару. (слайд 13)
В заключение урока предлагаю разучить песню Геннадия Гладкова «О картинах». Обложка первого издания «Картинок с выставки» М. П. Мусоргского (под редакцией Н. А. Римского-Корсакова) 1886 Цикл «Картинки с выставки», состоящий из 10 музыкальных зарисовок и интермедии «Прогулка», был создан русским композитором Модестом Петровичем Мусоргским в период с 2 по 22 июня 1874, однако идея его создания возникла раньше – весной того же года.В этот период композитор посетил выставку работ, посвященную творчеству талантливого архитектора и дизайнера Виктора Александровича Гартмана. На ней было представлено более 400 произведений, среди которых были как знаменитые творения автора, так и небольшие зарисовки, часть из которых и вдохновила композитора на создание цикла. Говоря об истории написания «Картинок с выставки», нельзя не упомянуть и о том, что при жизни В.А. Гартман был дружен с М.П. Мусоргским, и смерть товарища и творца близкого к идеям «Могучей кучки», стала серьезным ударом для композитора. Описание произведений «Картинки с выставки» открывает интермедия «Прогулка », по задумке автора эта пьеса изображает композитора, ходящего по выставке картин, она несколько раз повторяется в течение цикла. Зарисовка «Гном » исполняется в тональности ми-бемоль минор, ее отличает динамика, ломанность линий, смена моментов напряжения и спокойствия. Эскиз Гартмана, послуживший основой для этой мелодии, не сохранился, однако известно, что на нем была изображена елочная игрушка-щелкунчик. Медленная, поэтичная, глубокая мелодия пьесы «Старый замок » в тональности соль-диез минор, напоминающая живое пение под аккомпанемент старинного инструмента, приглашает нас на прогулку по итальянскому замку, изображенного на акварели художника. В каталоге выставки эта картина Гартмана не значилась. На смену «Старому замку» приходит легкая, солнечная, подвижная, светлая мелодия «Тюильрийского сада » в тональности си мажор. К середине она становиться более спокойной, как будто среди играющих ребят появляются няни. Завершается композиция смешиванием двух тем. По воспоминаниям соратников художника на рисунке был изображен дворец Тюльири, наполненный гуляющими детьми. «Скот » - это мрачная, тяжелая мелодия, передающая медленный ход повозки, запряженной волами, в ее музыкальную канву вплетены славянские народные напевы. Зарисовка ярко рисует музыкальными средствами безрадостную жизнь простого народа, исполняется в тональности соль-диез минор. В основе пьесы «Балет невылупившихся птенцов » лежат эскизы к костюмам, которые Гартман разрабатывал для постановки в Большом театре. Пьеса написана в тональности фа мажор, это легкая, чрезвычайно динамичная мелодия, изображающая смешной, хаотичный танец, который к концу произведения становится более упорядоченным. Музыкальный этюд «Два еврея, богатый и бедный » основан на рисунках, подаренных композитору Гартманом. Композиция лежит в тональности си-бемоль минор, она напоминает живой разговор двух персонажей, один из которых изображен с помощью тяжеловесных, уверенных звуков, дополненных цыганской гаммой, а другой – тонких, жалобных мелодий. Следующая шумная и динамичная, суетливая и легкая пьеса «Лимож. Рынок » исполняется в тональности ми-бемоль мажор, она ярко передает атмосферу наполненного сплетнями и гомоном рынка, жизнь которого, замерев на секунду, возобновляется вновь. О рисунке, вдохновившем композитора почти ничего не известно. «Катакомбы. С мертвыми на мертвом языке » – медленное, мрачное произведение, холод и таинственность которого еще острее воспринимаются после легкости предыдущей композиции. Безжизненные, то резкие, то тихие однозвучия повисают в тишине подземелья. Эта пьеса посвящена картине «Парижские катакомбы». Композиция «Баба-Яга » - это динамичная, выразительная пьеса, полностью оправдывает свое название. Иногда она наполняется неистовством полных аккордов, иногда становится тревожной и неустойчивой, пьесу отличают диссонансы и неравномерные акценты. В ее основе лежит эскиз, изображающий часы в форме жилища мифического персонажа. Завершает цикл мощный, медленный ритм с крупными длительностями пьесы «Богатырские ворота. В стольном городе во Киеве ». Это громкая торжественная музыка, основанная на русских народных мотивах, сменяющаяся тихой мелодией. Завершается она искусно воссозданным с помощью фортепиано колокольным звоном и кодой. Пьеса посвящена эскизу архитектурных ворот в Киеве, разработанному Гартманом. |
Читайте: |
---|
Популярное:
Новое
- К чему снится клещ впившийся в ногу
- Гадание на воске: значение фигур и толкование
- Тату мотыль. Татуировка мотылек. Общее значение татуировки
- Что подарить ребёнку на Новый год
- Как празднуют день святого Патрика: традиции и атрибуты День святого патрика что
- Как научиться мыслить лучше Я не умею быстро соображать
- Эти признаки помогут распознать маньяка Существует три способа достижения абсолютной власти
- Как спастись от жары в городской квартире
- Слова благодарности для учителей: что написать в открытке любимому педагогу?
- Слова благодарности для учителей: что написать в открытке любимому педагогу?