Главная - Память
Национальные культуры народов россии. Российская и русская культура

Практически у каждой нации есть свое наследие. Одним из основных инструментов его передачи является народная культура (фольклор). Далее в статье рассмотрим это понятие более подробно, сравним его с современными веяниями.

Общая информация

В истории каждой нации присутствует и народная, и Последняя представляет собой явление более современное. Пример популярной культуры: компания молодых людей поет песни какого-нибудь известного исполнителя, разгуливая по улицам. Другой вид имеет существенные отличия. Фольклорная культура заключается в том, чтобы изучать источники о или притчах, легендах и прочих произведениях. Если исходить из этого, становится понятно, что в первом случае мы имеем дело с современными нравами. А фольклорная -народная культура - описывает быт прошлого века. Все были созданы давно и сегодня считаются историческим наследием. Небольшая часть произведений прошлых веков стала неотъемлемой составляющей современного мира.

Степени развития

Выделяют два уровня народной культуры - высокий и сниженный. Первый включает в себя сказки, предания, старинные танцы, эпос и т. п. Сниженный считается проявлением поп-культуры. В основном, произведения, дошедшие до нас из глубины веков, имеют анонимных творцов. Сказки, эпосы, танцы, песни, мифы и легенды относятся к самым ценным высокохудожественным сочинениям. Они не имеют отношения к элитарным проявлениям. Принято считать, чтонародная культура пришла в современный мир из глубокой древности. Ее субъектом считается нация в целом. Здесь не существует отдельных творцов и профессиональных мастеров, которые ценятся каждый отдельно. Такая культура является частью быта и труда людей. Все произведения передавались по наследству в устном виде и имели несколько вариантов. Воспроизведение народной культуры может быть индивидуальным (это рассказ, легенда), массовым (карнавалы), групповым (станцевать танец или спеть песню).

Аудитория

Общество всегда проявляло интерес к народной культуре, так принято в индустриальном и традиционном обществах. Однако вот в постиндустриальном окружении ситуация немного другая. Если говорить о различиях народной и высокой культуры, то они аналогичны отличиям этнической и национальной. В чем же разница? Национальная и высокая культура передается только в письменном виде. При этом народная и этническая - в разных (устном, письменном и других). создается образованным населением, а этническая - малообразованными гражданами. В последнее время современную аудиторию стали интересовать народная культура и традиции.

Эстетическая составляющая

Что это такое? Народная художественная культура состоит в том, что человек, который является мастером, благодаря своему умению акцентировать внимание на определенной вещи, а также сформулировать все это в значимый фрагмент, может передать все это в форме песни, танца или стиха. Благодаря этому происходит эстетическое развитие личности в частности и общества в целом. может привлечь основную часть населения. Все произведения создаются как профессионалами, так и любителями. Все сочинения, песни, стихи, которые достойны внимания, переходят по наследству и становятся искусством. Человек, который умеет передать свои мысли в стихах, песнях или танцах, богат духовно, он имеет открытую душу и искренне делится своими впечатлениями. Благодаря таким художникам люди из года в год имели возможность обогатить свой внутренний мир, заполнить пустоту души.

Русская народная культура

Это явление изучает множество наук. Каждая дисциплина имеет свой взгляд на предмет и свои методы его исследования. Объем обновленной информации такой большой, что ученые не успевают следить за ней и осваивать ее для научного обогащения и личных знаний. Наследие народной культуры с каждым днем становится все больше. При этом каждый предмет претендует на место основного, в котором хранится весь смысл мира. Это значит, что каждая дисциплина представляет свои знания как самые обширные в области духовных ценностей: фольклористика, литературоведение, искусствоведение - от иконописи до музыковедения и архитектуры. Каждый человек, которого интересует народная культура России, знает обо всех успехах перечисленных культур, так как все они слышимы, читаемы и выставлены на всеобщее обозрение. Их количество и безымянность говорят о рождении народной стихии. А в символах, о которых безустанно твердят, что они стали шедеврами русской культуры, выразился русского народа.

Понимание

Существуют разные представления о самом термине "народная культура". Ниже приведены основные точки зрения:

  • просвещенность низов общества;
  • просвещенность "неграмотного" социума;
  • культура, которая создалась элитой, но была "спущена" вниз.

Такие определения несут познавательный замысел в случае рассматривания их в конкретном историческом отрывке.

Традиционная народная культура крестьян

Она была сформирована на основе религиозного понимания. Оно являлось не столько духовным основанием, сколько главным наполнением духовной жизни. Крестьянская культура имела в своем распоряжении разные инструменты, позволявшие воспринимать и правильно видеть мир, помогала освоить восприятие чувственного и сверхчувственного. В соответствии с мнением ряда авторов можно на один уровень ставить понятия "религиозность" и "народная культура". Развитие духовности крестьян является важным источником последующего прогресса в обществе в период Средневековья. В это же время в Европе стремительно растет количество городов. Заселялись самые решительные люди - это крепостные, феодалы, которые хотели изменить свою жизнь. Появились новые виды деятельности: ремесло, торговля.

Летописи

С классическим обучением на Руси в древности было не очень хорошо. Тогда торжествовало недоверие к "языческой" науке. При этом существовал ряд наиболее популярных направлений. Среди них стоит отметить иконопись, церковную архитектуру, литургическое пение и летописание. Русский летописец мог рассказать современникам весь смысл истории, он был историософом, философом и хронистом. Такие "поучения", "слова" были весьма популярными. В то время был создан первый писаный свод законов. Русская народная культура имела все особенности европейской. А впоследствии практически не имела никакого отличия от фольклора христиан.

Религия

Народная религия в России имела два названия в церковных и научных кругах 19-го века. Они определяли ее природу как синтез вероучения христиан и "языческих" верований. Первое название было таковым - "двоеверие", второе - "бытовое православие". Первое применяется в научном обиходе и в современном мире, оно воспринимается учеными формально. В прямом смысле под этим термином следует понимать соединение двух вер в народную религию. В многочисленных исследованиях верований славян Востока (а также русских) главный интерес этнографов направлен на "языческие переживания", реконструкцию архаических моделей и интерпретацию. В средневековье на Руси и на Западе случился разрыв между традиционным сознанием многих и книжной культурой меньшего количества населения. Интеллигенты России, которые имели желание владеть греческим языком, изучали его еще при князе Ярославе Мудром: в Киеве присутствовали свои переводчики. Возникла связь между ближневосточными центрами христиан и Русью, а со временем, несмотря ни на какие события, она больше не прерывалась.

Значение

Как происходило становление моральных ценностей? Массовая культура - это духовный продукт искусства, который создается широким тиражом. Он рассчитан на большую публику, на значительное количество зрителей. Основным ее преимуществом является то, что она предназначена не только для развлечения большого количества людей, но и обогащения их мыслей. Народная которой приведены выше, довольно актуальна в современном обществе. На сегодняшний день существует мало людей, которые не интересуются духовным наследием предков. Народную культуру может распознать практически каждый человек любого возраста и любого уровня образования. Ее основная черта - простота (тексты, движения, звуки легко воспринимаются людьми). Культура предназначена для людей эмоционального типа.

Духовное развитие

Любая культура рассматривается в динамическом и статическом аспектах. Безусловно, духовное развитие не является исключением. Становление культуры - довольно сложное явление. Статика предусматривает развитие в пространстве. Дисциплина исследует культурную типологию, морфологию и структуру. Это синхронное изучение процесса. Культуру также принято классифицировать на духовную, физическую, материальную и художественную. Подробно рассмотрим духовную культуру. В ее основе заложен творческий вид деятельности, который выражен в субъективной форме и удовлетворяет второстепенные потребности общества. В состав духовной культуры входят: религиозная (верования, современные культы), нравственная, правовая (законодательство, исполнительная система), политическая (идеология), педагогическая (идеалы воспитания детей), интеллектуальная (история, философия, наука) части. Необходимо знать о том, что к объектам данного предмета относятся музеи, театры, библиотеки, кинотеатры, учебные заведения, концертные залы, суды.

В отечественной философской и культурологической традиции во всех известных типологиях Россию принято рассматривать отдельно. При этом исходят из признания ее исключительности, невозможности сведения ее ни к западному, ни к восточному типу, а отсюда делают вывод о ее особом пути развития и особой миссии в истории и культуре человечества. В основном об этом писали русские философы, начиная с , славянофилы, . Тема «русской идеи» была очень важна для и . Итог этих размышлений о судьбах России был подведен в философско-исторических концепциях евразийства .

Предпосылки формирования русского национального характера

Обычно евразийцы исходят из срединного положения России между Европой и Азией, которое считают причиной сочетания в русской культуре признаков восточной и западной цивилизаций. Подобную идею в свое время высказал В.О. Ключевский. В «Курсе русской истории» он доказывал, что характер русского народа формировало расположение Руси на границе леса и степи — стихий, противоположных по всем параметрам. Это раздвоение между лесом и степью преодолевалось любовью русского человека к реке, которая была и кормилицей, и дорогой, и воспитательницей чувства порядка и общественного духа в народе. На реке воспитывались дух предпринимательства, привычка к совместному действию, сближались разбросанные части населения, люди приучались чувствовать себя частью общества.

Противоположное действие оказывала бескрайняя русская равнина, отличавшаяся пустынностью и однообразием. Человека на равнине охватывало чувство невозмутимого покоя, одиночества и унылого раздумья. По мнению многих исследователей, именно здесь причина таких свойств русской духовности, как душевная мягкость и скромность, смысловая неопределенность и робость, невозмутимое спокойствие и тягостное уныние, отсутствие ясной мысли и предрасположенность к духовному сну, аскетизм пустынножительства и беспредметность творчества.

Косвенным отражением русского ландшафта стала хозяйственно-бытовая жизнь русского человека. Еще Ключевский заметил, что русские крестьянские поселения своей примитивностью, отсутствием простейших жизненных удобств производят впечатление временных, случайных стоянок кочевников. Это связано как с продолжительным периодом кочевой жизни в древности, так и с многочисленными пожарами, истреблявшими русские деревни и города. Результатом стала неукорененность русского человека , проявляющаяся в равнодушии к домашнему благоустройству, житейским удобствам. Она же привела к небрежному и беспечному отношению к природе и ее богатствам.

Развивая идеи Ключевского, Бердяев писал, что пейзаж русской души соответствует пейзажу русской земли. Поэтому при всех сложностях взаимоотношений русского человека с русской природой культ ее был настолько важен, что нашел весьма своеобразное отражение в этнониме (самоназвании) русского этноса. Представители различных стран и народов по-русски называются именами существительными — француз, немец, грузин, монгол и т.п., и только себя русские называют именем прилагательным. Это можно истолковать как воплощение своей принадлежности к чему-то более высокому и ценному, чем люди (народ). Это высшее для русского человека — Русь, Русская земля, а каждый человек — часть этого целого. Русь (земля) — первична, люди — вторичны .

Огромное значение для формирования российского менталитета и культуры сыграло в его восточном (византийском) варианте. Результатом крещения Руси стало не только ее вхождение в тогдашний цивилизованный мир, рост международного авторитета, укрепление дипломатических, торговых, политических и культурных связей с другими христианскими странами, не только создание художественной культуры Киевской Руси. С этого момента определились геополитическое положение России между Западом и Востоком, ее враги и союзники, се ориентация на Восток, в связи с чем дальнейшее расширение русского государства происходило в восточном направлении.

Однако у этого выбора была и оборотная сторона: принятие византийского христианства способствовало отчуждению России от Западной Европы. Падение Константинополя в 1453 г. закрепило в русском сознании идею своей особости, представление о русском народе как о богоносце, единственном носителе истинно православной веры, что предопределило исторический путь России. Во многом это связано с идеалом православия, сочетающим единство и свободу, воплощаясь в соборном единении людей. При этом каждый человек является личностью, но не самодостаточной, а проявляющейся лишь в соборном единении, интересы которого выше интересов отдельного человека.

Такое сочетание противоположностей рождало неустойчивость, могло в любой момент взорваться конфликтом. В частности, в основе всей русской культуры лежит ряд неразрешимых противоречий : коллективность и авторитарность, всеобщее согласие и деспотический произвол, самоуправление крестьянских общин и жесткая централизация власти, связанная с азиатским способом производства.

Противоречивость русской культуры порождалась также специфическим для России мобилизационным типом развития , когда материальные и людские ресурсы используются путем их сверхконцентрации и сверхнапряжения, в условиях дефицита необходимых ресурсов (финансовых, интеллектуальных, временных, внешнеполитических и т.д.), нередко при незрелости внутренних факторов развития. В результате сформировалась идея приоритета политических факторов развития над всеми другими и возникло противоречие между задачами государства и возможностями населения по их решению, когда безопасность и развитие государства обеспечивались любыми средствами, за счет интересов и целей отдельных людей путем внеэкономического, силового принуждения, вследствие чего государство становилось авторитарным, даже тоталитарным, непомерно укреплялся репрессивный аппарат как инструмент принуждения и насилия. Это во многом объясняет нелюбовь русского человека к и в то же время осознание необходимости его защиты и соответственно бесконечное терпение народа и его почти безропотное подчинение власти.

Еше одним следствием мобилизационного типа развития в России стал примат общественного, общинного начала, что выражается в традиции подчинения личного интереса задачам социума. Рабство диктовалось не капризом властителей, а новым национальным заданием — созданием империи на скудном экономическом базисе.

Все эти особенности сформировали такие черты русской культуры , как отсутствие прочного ядра, привели к ее двусмысленности, бинарности, двойственности, постоянному стремлению сочетать несочетаемое — европейское и азиатское, языческое и христианское, кочевое и оседлое, свободу и деспотию. Поэтому основной формой динамики русской культуры стала инверсия — изменение по типу маятникового качания — от одного полюса культурного значения к другому.

Из-за постоянного стремления успеть за своими соседями, прыгнуть выше головы в русской культуре все время сосуществовали старые и новые элементы, будущее приходило тогда, когда для него еще не было условий, а прошлое не торопилось уходить, цепляясь за традиции и обычаи. При этом новое нередко появлялось в результате скачка, взрыва. Этой особенностью исторического развития объясняется катастрофический тип развития России, заключающийся в постоянной насильственной ломке старого, чтобы дать дорогу новому, а потом выяснить, что это новое совсем не так хорошо, как казалось.

В то же время дихотомичность, бинарность русской культуры стала причиной ее исключительной гибкости, способности приспособляться к предельно трудным условиям выживания в периоды национальных катастроф и общественно-исторических потрясений, по своим масштабам сопоставимых со стихийными бедствиями и геологическими катастрофами.

Основные черты русского национального характера

Все эти моменты сформировали специфический русский национальный характер, который невозможно оценить однозначно.

Среди положительных качеств обычно называют доброту и ее проявление в отношении к людям — доброжелательность, радушие, душевность, отзывчивость, сердечность, милосердие, великодушие, сострадание и сопереживание. Отмечают также простоту, открытость, честность, терпимость. Но в этом списке не значатся гордость и уверенность в себе — качества, отражающие отношение человека к самому себе, что свидетельствует о характерной для русских установке на «других», об их коллективизме.

Русское отношение к труду очень своеобразно. Русский человек трудолюбив, работоспособен и вынослив, но значительно чаще ленив, халатен, безалаберен и безответствен, ему свойственны наплевательство и разгильдяйство. Трудолюбие русских проявляется в честном и ответственном исполнении своих трудовых обязанностей, но не подразумевает инициативности, независимости, стремления выделиться из коллектива. Разгильдяйство и безалаберность связываются с огромными просторами русской земли, неисчерпаемостью ее богатств, которых хватит не только нам, но и нашим потомкам. А раз у нас всего много, то ничего не жалко.

«Вера в доброго царя» - ментальная особенность русских, отражающая давнюю установку русского человека, который не желал иметь дело с чиновниками или помещиками, а предпочитал писать челобитные царю (генеральному секретарю, президенту), искренне веря, что злые чиновники обманывают доброго царя, но стоит лишь сообщить ему правду, как вес сразу станет хорошо. Ажиотаж вокруг президентских выборов, проходивших в последние 20 лет, доказывает: до сих пор жива вера в то, что если выбрать хорошего президента, то Россия сразу станет процветающим государством.

Увлечение политическими мифами - еще одна характерная черта русского человека, неразрывно связанная с русской идеей, представлением об особой миссии России и русского народа в истории. Вера в то, что русскому народу предначертано показать всему миру правильный путь (вне зависимости от того, каким этот путь должен быть — истинным православием, коммунистической или евразийской идеей), сочеталась со стремлением идти на любые жертвы (вплоть до собственной гибели) во имя достижения поставленной цели. В поисках идеи люди легко бросались в крайности: ходили в народ, совершали мировую революцию, строили коммунизм, социализм «с человеческим лицом», восстанавливали разрушенные прежде храмы. Мифы могут меняться, но болезненная увлекаемость ими остается. Поэтому среди типичных национальных качеств называется доверчивость.

Расчет на «авось» - очень русская черта. Она пронизывает национальный характер, жизнь русского человека, проявляется в политике, экономике. «Авось» выражается в том, что бездействие, пассивность и безволие (также названные в числе характеристик русского характера) сменяются безрассудным поведением. Причем дело до этого дойдет в самый последний момент: «Пока гром не грянет, мужик не перекрестится».

Оборотной стороной русского «авось» является широта русской души. Как отметил Ф.М. Достоевский, «русская душа ушиблена ширью», но за ее широтой, порожденной необъятными пространствами нашей страны, скрываются как удаль, молодечество, купеческий размах, так и отсутствие глубокого рационального просчета житейской или политической ситуации.

Ценности русской культуры

Важнейшую роль в истории нашей страны и в формировании русской культуры сыграла русская крестьянская община, и ценности русской культуры в большой степени являются ценностями русской общины.

Сама община, «мир» как основа и предпосылка существования любого индивида является древнейшей и важнейшей ценностью. Ради «мира» должен пожертвовать всем, в том числе своей жизнью. Это объясняется тем, что значительную часть своей истории Россия прожила в условиях осажденного военного лагеря, когда только подчинение интересов отдельного человека интересам общины позволяло русскому народу сохраниться как самостоятельному этносу.

Интересы коллектива в русской культуре всегда выше интересов личности, поэтому так легко подавляются личные планы, цели и интересы. Но в ответ русский человек рассчитывает на поддержку «мира», когда ему придется столкнуться с житейскими невзгодами (своеобразная круговая порука). В результате русский человек без неудовольствия откладывает свои личные дела ради какого-то общего дела, из которого он не извлечет выгоды, и в этом и заключается его привлекательность. Русский человек твердо уверен, что нужно сначала устроить дела социального целого, более важные, чем его собственные, а потом это целое начнет действовать в его пользу по собственному усмотрению. Русский народ — коллективист, который может существовать только вместе с социумом. Он его устраивает, переживает за него, за что тот в свою очередь окружает его теплом, вниманием и поддержкой. Чтобы стать , русский человек должен стать соборной личностью.

Справедливость — еще одна ценность русской культуры, важная для жизни в коллективе. Изначально она понималась как социальное равенство людей и была основана на экономическом равенстве (мужчин) по отношению к земле. Эта ценность является инструментальной, но в русской общине она стала целевой. Члены общины имели право на свою, равную со всеми, долю земли и всех ее богатств, которыми владел «мир». Такая справедливость и была Правдой, ради которой жили и к которой стремились русские люди. В знаменитом споре правды-истины и правды-справедливости именно справедливость одерживала верх. Для русского человека не так уж важно, как было или есть на самом деле; намного важнее, что должно быть. Именное позиций вечных истин (для России эти истины были правдой-справедливостью) оценивались мысли и поступки людей. Важны только они, иначе никакой результат, никакая польза не смогут их оправдать. Если же из задуманного ничего не выйдет — не страшно, ведь цель-то была благая.

Отсутствие индивидуальной свободы определялось тем, что в русской общине с ее равными наделами, периодически проводившимися переделами земли, чересполосицей было просто невозможно проявиться индивидуализму. Человек не был собственником земли, не имел права ее продавать, не был волен даже в сроках посева, жатвы, в выборе того, что можно культивировать на земле. В такой ситуации было нереально проявить индивидуальное мастерство. которое на Руси совсем не ценилось. Не случайно Левшу были готовы принять в Англии, но он умер в полной нищете в России.

Привычку к авральной массовой деятельности (страда) воспитало это же отсутствие индивидуальной свободы. Здесь странным образом сочетались тяжелый труд и праздничный настрой. Возможно, праздничная атмосфера была своеобразным компенсаторным средством, которое позволяло с большей легкостью перенести тяжелый груд и отказаться отличной свободы в хозяйственной деятельности.

Богатство не могло стать ценностью в ситуации господства идеи равенства и справедливости. Не случайно в России так хорошо известна пословица: «Трудом праведным не наживешь палат каменных». Стремление к увеличению богатства считалось грехом. Так, в русской северной деревне уважали торговцев, искусственно тормозивших торговый оборот.

Труд сам по себе также не был ценностью на Руси (в отличие, например, от протестантских стран). Конечно, труд не отвергается, везде признается его полезность, но он не считается средством, автоматически обеспечивающим осуществление земного призвания человека и правильное устроение его души. Поэтому в системе русских ценностей труд занимает подчиненное место: «Работа не волк, в лес не убежит».

Жизнь, не ориентированная на труд, давала русскому человеку свободу духа (отчасти иллюзорную). Это всегда стимулировало творческое начало в человеке. Оно не могло выразиться в постоянном, кропотливом, нацеленном на накопление богатства труде, но легко трансформировалось в чудачество или работу на удивление окружающих (изобретение крыльев, деревянного велосипеда, вечного двигателя и проч.), т.е. совершались действия, не имевшие смысла для хозяйства. Наоборот, часто хозяйство оказывалось подчиненным этой затее.

Уважение общины нельзя было заслужить, просто став богатым. Но только подвиг, жертва во имя «мира» могли принести славу.

Терпение и страдание во имя «мира» (но не личное геройство) — еще одна ценность русской культуры, иначе говоря, цель совершаемого подвига не могла быть личной, она всегда должна быть вне человека. Широко известна русская пословица: «Бог терпел, да и нам велел». Не случайно первыми канонизированными русскими святыми стали князья Борис и Глеб; они приняли мученическую смерть, но не стали сопротивляться своему брату, князю Святополку, захотевшему их убить. Смерть за Родину, гибель «за други своя» приносили герою бессмертную славу. Не случайно в царской России на наградах (медалях) чеканились слова: «Не нам, не нам, но имени Твоему».

Терпение и страдание — важнейшие принципиальные ценности для русского человека наряду с последовательным воздержанием, самоограничением, постоянным жертвованием собой в пользу другого. Без этого нет личности, нет статуса, нет уважения окружающих. Отсюда проистекает вечное для русскою человека желание пострадать — это желание самоактуализации, завоевания внутренней свободы, необходимой, чтобы творить в мире добро, завоевать свободу духа. Вообще, мир существует и движется только жертвами, терпением, самоограничением. В этом причина долготерпения, свойственного русскому человеку. Он может вытерпеть очень многое (тем более материальные трудности), если он знает, зачем это нужно.

Ценности русской культуры постоянно указывают на ее устремленность к некоему высшему, трансцендентному смыслу. Для русского человека нет ничего более волнующего, чем поиски этого смысла. Ради этого можно оставить дом, семью, стать отшельником или юродивым (и те, и другие были весьма почитаемы на Руси).

Дня русской культуры в целом таким смыслом становится русская идея, осуществлению которой русский человек подчиняет весь свой образ жизни. Поэтому исследователи говорят о присущих сознанию русского человека чертах религиозного фундаментализма. Идея могла меняться (Москва — третий Рим, имперская идея, коммунистическая, евразийская и т.д.), но ее место в структуре ценностей оставалось неизменным. Кризис, который сегодня переживает Россия, во многом связан с тем, что исчезла объединявшая русский народ идея, стало неясно, во имя чего мы должны страдать и унижаться. Залог выхода России из кризиса — обретение новой фундаментальной идеи.

Перечисленные ценности противоречивы. Поэтому русский одновременно мог быть храбрецом на поле боя и трусом в гражданской жизни, мог быть лично предан государю и одновременно грабить царскую казну (как князь Меншиков в петровскую эпоху), оставить свой дом и пойти воевать, чтобы освободить балканских славян. Высокий патриотизм и милосердие проявлялись как жертвенность или благодеяние (но оно вполне могло стать «медвежьей услугой»). Очевидно, это позволило всем исследователям говорить о «загадочной русской душе», широте русского характера, о том, что «умом Россию не понять ».


Россия славится своей богатой историей, в которой происходили радостные и трагические события. Главным способом объединения людей на протяжении многих веков служили традиции, зародившиеся еще в Древней Руси. Россияне продолжают отмечать национальные праздники, верят в старинные приметы и предания. Вследствие того, что наша страна стала домом для ста девяноста народностей, крайне важно сохранить культурное наследие нации в чистом виде.

Культура и быт русского народа

Первое с чем иностранцы ассоциируют россиянина – это широта души и сила духа. А поскольку на формирование национальной культуры влияют именно люди, то эти черты характера сыграли огромную роль в ее становлении и развитии.

Отличительная особенность российского народа – простота. Поскольку в древние времена жилища славян и их имущество часто подвергались разграблению или уничтожению, у русских наблюдается упрощённое отношение к бытовым вопросам.

Многочисленные испытания, выпавшие на долю россиян, закалили их характер, сделали сильней и научили выходить из любых сложных ситуаций с гордо поднятой головой.

Еще одна отличительная черта русского характера – доброта. В любой точке земного шара знают о том, что такое гостеприимство славянского народа. Гостя не только накормят и напоят, но еще и спать уложат. Уникальное сочетание добродушия, сострадания, терпимости и милосердия, крайне редко встречается у других национальностей. Все эти черты в максимальной степени проявляются именно у русского народа.

Отдельное внимание стоит уделить трудолюбию жителей России. Хотя часто историки в своих исследованиях отмечают, что в нашем человеке удивительным образом сочетается тяга к работе и лень, бескрайний потенциал и абсолютная безынициативность. Достаточно вспомнить образ Обломова из романа Гончарова.

Традиции и обычаи русского народа

Обряды в России гармонично соединяют в себе прошлое и настоящее. Некоторые традиции имеют корни в язычестве, зародившись до крещения Руси. Конечно, со временем их сакральный смысл терялся, но основные элементы ритуалов дошли и до наших дней.

Более всего старинные традиции чтят в маленьких деревушках и сельских поселениях, поскольку горожане ведут немного обособленный образ жизни. Большое количество обрядов тесно связано с семьей. Их проведение считалось залогом успешного брака, здоровья детей и благополучия.

У славян в древние времена в семье было большое количество человек (до двадцати). Повзрослев, лети вступали в брак, но оставались жить в родительском доме. Главой семейства считался отец или старший сын. Их должны были слушаться и беспрекословно выполнять любые приказы.

Свадьба

Традиции, затрагивающие процесс бракосочетания, зародились еще во времена язычества. Свадьба между племенами или внутри них сопровождалась поклонением идолам, тематическими песнями и плясками. Единый обряд проведения торжества появился, когда на Руси приняли христианство.

Бракосочетание проводили в осенний период, собрав урожай либо зимой после Крещение (19 января). Самым удачным временем для церемонии считалась первая неделя по завершении Пасхи. Свадебный обряд состоял из нескольких этапов, которым уделялось огромное внимание.

Перед бракосочетанием проводили сватовство, к родителям девушки прибывали отец и мать жениха. Если обе стороны согласны на объединение семей, то переходили к смотринам. На них будущие супруги впервые знакомились. Затем следовал обряд сговора и рукобития. Их проводили, чтобы решить вопросы относительно приданого и даты венчания.

Семья

Русская семья с древних времен чтит традиции своего народа. Ранее в ней четко прослеживалась патриархальная структура, то есть во главе стоял мужчина и спорить с его мнением было строго запрещено. К девятнадцатому веку семейные устои стали носить традиционный характер. В наши дни российская семья старается придерживаться привычных обычаев, но делает это умеренно.

Гостеприимство

Прием гостей на Руси всегда был радостным событием. Странника, уставшего после долгого пути, потчевали разными блюдами. Специально для него затапливали баньку, мыли и давали корм коню, на котором прибыл гость. Также путнику предлагали чистые вещи и искренне интересовались, куда он направляется и тяжела ли дорога.

В подобном поведении в полной мере проявляется щедрость русской души и их сострадание.

Каравай

Самое знаменитое мучное изделие на Руси. Его пекли на любые праздники, готовку доверяли только замужним дамам. Ставить на стол каравай должен был парень. Выпечка символизировала благополучие, финансовой состоятельности.

Мучное изделие декорировали разными фигурками из теста и запекали в духовой печи. Каравай отличается насыщенным вкусом, красивым внешним видом и по достоинству считается шедевром кулинарного искусства.

Отдельную роль выпечка играет при праздновании свадьбы. После венчания молодожены едут в дом жениха, где их встречают с солью и хлебом. Кто из пары отломит больший кусок от каравая, тот и будет главой семьи.

Баня

К традициям, касающихся «мыльни», наши предки относились с особой любовью. Посещение бани на Руси – это непросто гигиеническая процедура, а целый ритуал. Люди шли в «мовню» не искупаться, а духовно почиститься.

Баню обязательно посещали перед любым важным мероприятием. Процесс мытья мог затянуться на несколько часов, ведь торопиться в этом деле не принято. Важно посещать «мовню» в хорошем настроении и желательно с друзьями.

Еще одна традиция – поливаться холодной водой после посещения жаркой парилки.

Чаепитие

На Руси знаменитый напиток появился только в семнадцатом веке. Но практически мгновенно чай завоевал сердца славян и с ним связано огромное количество традиций. Обязательным атрибутами проведения чаепития считается до блеска начищенный самовар и красиво оформленный стол.

Ярмарка

В праздничные дни для населения на Руси открывались ярмарки, предназначенные для проведения народных гуляний. Там можно было найти, все что душе угодно. Посетителям предлагали вкусные пряники, расписные изделия для дома, куклы ручного изготовления.

В плане развлечений ярмарка также поражала разнообразием: забавные скоморохи, многочисленные игры, веселые конкурсы, карусели, танцы. Для населения выступал народный театр, где роль главного героя отводилась озорному Петрушке.

Крестины

Ритуал крещения существует в нашей стране очень давно. Малышей требовалось «осветить» сразу после рождения. Для проведения процедуры выбирали кумовьев. Это очень важная роль, ведь крестные родители несут ответственность за ребенка на протяжении всей жизни.

Младенца относили в храм, где батюшка окроплял его святой водой. На шею грудничку надевали нательный крестик. Основное предназначение обряда – защитить от воздействия нечистой силы. Считалось, что после крещения у малыша появляется собственный ангел-хранитель.

В год ребенка усаживали на тулуп из овечьей шкуры и на темечке выстригали распятие. Это был еще один защитный ритуал, чтобы злые духи не проникли в голову младенцу и не обрели власть над его разумом.

Подросший ребенок каждый год 6 января на Сочельник должен приносить крестным кутью (пшеничная каша, сдобренная мёдом и маком). А те, в свою очередь, дают ему сладости.

Поминки

После проведения похорон близкие родственники и друзья усопшего отправляются в его дом, чтобы почтить память. В наши дни для проведения поминок обычно арендуют специальный зал.

Традиционные праздники русского народа

Россия – это уникальная страна, где гармонично соседствуют высокоразвитая культура и старинные традиции. Русские свято чтят предания предков, корни которых уходят в древние времена. Они хранят память не только о православных праздниках, но и о тех, которые зародились в язычестве. Российские жители до сих пор прислушиваются к старинным приметам, рассказывают детям древние предания.

Масленица

Традиционный праздник на Руси, который отмечают на протяжении недели накануне Великого поста. В древние времена Масленица была не веселым гулянием, а обрядом почитания памяти усопших предков. Их задабривали блинами, обращались с просьбами о плодородии. Сжигание чучела символизировало проводы зимы.

Время шло, а русский народ хотел веселиться, а не грустить. Зимой и так мало положительных эмоций, так что славяне решили «трансформировать» печальный обряд в разудалое торжество. С этого момента Масленица стала олицетворением окончания холодного времени года.

Смысл поменялся, а традиции сохранились. По-прежнему на праздник принято печь блины. Плюс добавилась масса увеселительных развлечений: катание с горки и на конях, сжигание чучела Зимушки из соломы. На протяжении масленичной недели родственники ходят в гости, угощаясь блинами с разнообразной начинкой и вкусными добавками (мед, сметана, варенье). Повсюду царила праздничная и позитивная атмосфера.

Проводились театральные постановки, которые вел незыблемый Петрушка. Одно из наиболее колоритных развлечений – кулачные бои. В них принимали участие мужчины, которые считали честью одержать победу на соревновании.

Великий пост

Знаменовался тем, что наступал праздник Благовещенье. Считалось, что именно седьмого апреля Деве Марии явился архангел, который поведал о том, что она станет матерью малыша, зачатого чудесным способом.

Пасха

На Руси торжество свято чтили и ассоциировали с днем всеобщего равенства и милосердия. Накануне праздники девушки пекут куличи (сдобный пирог), красят яйца, украшают дома. В день Светлой Пасхи при встрече принято говорить: «Христос Воскресе!», а в ответ звучит «Воистину Воскресе!». Затем люди три раза целуются и обмениваются пасхальными яичками.

Считалось, что яйца символизируют кровь Иисуса, распятого на кресте. В наши дни их украшают очень оригинально, используя наклейки и тематические узоры. Кстати, праздник пришел на Русь из Византии в десятом веке вместе с крещением.

Новый год

Праздник отмечают во всех семьях в ночь тридцать первого декабря. Гости обмениваются подарками, поздравляют с наступлением нового года. На торжество принято накрывать богатый стол.

Сначала гости провожают уходящий год, затем встречают новый, под бой кремлевских курантов и речь президента. Как правило, гуляния длятся до самого утра и плавно перетекают на первое января.

Русская культура - это деятельность, поведение и мышление или русского общества, которая осуществляется на основе русских ценностей, норм, мировоззрения и менталитета.

Русская культура это не только художественные произведения известных . В первую очередь, к русской культуре относятся специфичная манера жить и думать , народные традиции и обряды, духовные ценности и отношение к чему-либо, поведение и привычки, менталитет и мировоззрение. Это некий код, который ежесекундно управляет человеком.

Давайте дадим слову "культура" почти научное и максимально краткое определение, отталкиваясь от которого попытаемся ответить на вопрос: что такое русская культура? Так вот, культура - это деятельность, поведение и мышление человека или общества, которая осуществляется по определенным правилам и в следствие определенных причин, а результат этой деятельности имеет стабильные .

То есть, правила и причины сильно влияют на узнаваемость и стабильность характеристик . Теперь, попытаемся привести примеры правил и причин, а также стабильных характеристик, которые формируют русскую культуру как узнаваемый результат деятельности русского народа. Разумеется, все это будет несколько общо и универсально, без претензий на полный перечень.

Правила и причины русской культуры

  1. отношение к справедливости
  2. терпимость и терпение
  3. страдание и сострадание
  4. нетребовательность и неприхотливость
  5. стремление к идеалу
  6. щедрость и незлопамятность
  7. обломовщина и самокопание
  8. коллективизм и общинность
  9. богатство не ценность
  10. мечтательность и созерцательность
  11. исторические традиции

Характеристики русской культуры как результата

  1. не агрессивность и доброжелательность
  2. одухотворенность и лиричность
  3. прямота и незлопамятность
  4. не идеальность и простота
  5. нравственность и религиозность
  6. натурализм и естественность
  7. богатая палитра выражения чувств
  8. решимость и самопожертвование

В русской культуре есть некоторые нюансы, а точнее между художественными произведениями и повседневной культурой, между имиджем высшего света и простыми людьми. Эти различия обусловлены не тем, что русская культура бывает нескольких типов, а бытием, которое, как известно, определяет сознание. Истоки же, то есть правила и причины формирования и проявления русской культуры , всегда одинаковы. Просто у людей из верхних слоев общества больше времени на обучение и размышление, что делает их результаты более утонченными и изящными.

Правила и причины формирования и проявления русской культуры, всегда одинаковы.

Но есть кардинальная разница в возможностях реализации русской культуры в виде художественных произведений и бытовом наборе действий. Художественные произведения более технологичны в плане воплощения, здесь многое можно выучить в образовательных учреждениях или скопировать с известных предшественников. Бытовая же русская культура простых людей формируется и реализуется только в результате нахождения в специфическом обществе с момента своего рождения. То есть можно разово и не часто имитировать стиль Васнецова или Пушкина, но ежедневно подделываться под житейскую русскую культуру не получится .

РУССКИЕ , восточнославянский народ, большинство населения Российской Федерации .

По данным Переписи населения 2002 года, в России проживает 116 миллионов русских. По данным Переписи 2010 года - 111 млн. Также русские составляют значительную долю населения Белоруссии, Украины, Казахстана, Эстонии, Латвии, Молдавии, Киргизии, Литвы и Узбекистана.

Язык

Термин "русский язык" употребляется в четырех значениях:

Совокупность всех языков восточнославянский ветви до сложения русского, украинского и белорусского языков

Письменный язык, сложившийся на основе древнерусских говоров под сильным влиянием общеславянского литературного языка (так называемого старославянского) и выполнявший литературные функции в Киевской и Московской Руси

Совокупность всех наречий и говоров, которыми пользовался и пользуется русский народ

Общерусский (общероссийский) язык, язык прессы, школы; государственный язык.

Письменность - вариант кириллицы.

Религия и духовная культура

Основой традиционной духовной культуры русских является православие. Со времен Киевской Руси, принятия христианства, русское самосознание принимает преимущественно конфессиональный характер, получивший свое выражение в идеале Святой Руси. Православный культ святых постепенно вытеснял поклонение языческим божествам. Объектами народного почитания становились и выдающиеся лица русской истории - политические и церковные деятили, ревнители благочестия.

В традиционном народном сознании особое место выделялось царскому служению. Ему, в соответствии с византийскими канонами, придавался теократический смысл. Царь воспринимался как Божий избранник. Вместе с тем отношение к царю как к высшему государственному лицу - радетелю о народных интересах - связано с постоянно воспроизводимыми крестьянским сознанием надеждами на справедливое устройство общества.

Общественная и частная жизнь также была связана с православными представлениями о мироустройстве. она вписывалась в систему церковного календаря, в ней велико было место религиозных праздников, церковных таинств, обрядов и обычаев, связанных с верой.

В настоящее время большинство верующих русских - православные. В меньшей степени распространены протестантизм, католичество, неоиндуистские религиозные течения, буддизм, неоязычество и др.

Традиционные занятия

Основу хозяйства русских исстари составляло земледелие, которое развивалось по мере заселения различных территорий и в разных районах и в зависимости от природных условий приобретало свои особенности. Успехам в земледелии сопутствовало занятие ремеслами, промыслы, горно-рудные разработки и создание крупной промышленности. В индустриальную эпоху на высокий уровень выходят научные исследования, формируется система общего и профессионального образования.

Народное искусство и промыслы

Русское народное искусство базируется на художественной традиции, формировавшейся в Древней Руси. Строй русской художественной традиции возник в результате сложных взаимовлияний древнерусского искусства на протяжении веков и искусства Византии, Запада и Востока и развивался затем во взаимовлиянии с художественными культурами многих народов Европы и Азии. В допетровской России древняя художественная традиция была единой для всех социальных слоев, с начала 18 века она стала достоянием главным образом крестьянского искусства.

Широко было распространено художественное ткачество, вышивка, в том числе золотое и лицевое шитье, кружевоплетение, в значительно меньшей степени - ковроткачество. Искусство художественной обработки металла выражалось в литье колоколов, пушек, украшенных орнаментом, гравировке холодного и огнестрельного оружия, при ковке решеток, дверей, крестов и пр. Развито было и ювелирное производство, в том числе с использованием чернения серебра (Великий Устюг), финифти (Ростов-Ярославский), работа по серебру (Красное село Костромской губернии) и др. Со времен Киевской Руси известно изготовление художественных укерамических изделий (Гжель, Скопин) - как предметов утвари, посуды, так и всевозможных игрушек, свистулек. Резные костяные изделия в Западной Европе носили название "резьба руссов". Особенно это искусство было развито до начала 19 века на Русском Севере (холмогорские косторезы). С 18 века развивалась резьба по камню, использовавшаяся для украшения интерьеров и облицовки зданий.

В России, богатой лесом, широко бытовало изготовление токарным способом резной и расписной посуды, игрушек, мебели, а также украшение жилища, орудий труда и средств передвижения. С 17 века возникли центры посудного промысла и изготовления предметов быта в Хохломе, Городце, Сергшиевом Посаде... В Вологодской и Архангельской губерниях, на Урале развивается резьба и роспись на бересте, плетение из нее туесов, шкатулок, поставцов и пр. Украшение резьбой жилища сохраняется до сих пор - это наличники окон, торцовые доски, причелины и др.элементы сельского жилища. Искусство деревообработки особенно ярко проявляется в деревянном церковном зодчестве.



 


Читайте:



Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Михалков Сергей Владимирович Праздник Непослушания Сергей Владимирович Михалков Праздник Непослушания Повесть-сказка "Праздник Непослушания" -...

Почвенный покров южной америки

Почвенный покров южной америки

Страница 1 В отличие от Северной Америки, где изменения в растительном покрове зависят в значительной степени от изменений температурных условий,...

Расправленные крылья - музыкальная пауза Порядок описания Московской операции

Расправленные крылья - музыкальная пауза Порядок описания Московской операции

Ситуация на фронте весной 1942 года, планы сторон, немецкое наступление летом 1942 года, начало Сталинградской битвы, немецкий оккупационный режим,...

Cобытия Второй мировой войны

Cобытия Второй мировой войны

Вторая мировая война считается самой крупной в истории человечества. Она началась и закончилась 2 сентября 1945 года. За это время в ней приняло...

feed-image RSS