Главная - Память
Спиридоновка 2 6 дом толстого на карте. Государственный музей истории российской литературы имени В.И.Даля

Мемориальный музей-квартира А.Н. Толстого был открыт 20 октября 1987 года. В создании экспозиции принимали участие старейшие сотрудники Государственного литературного музея Е.Е. Миропольская и Е.Д. Михайлова.

Здание, в котором находится мемориальный музей-квартира А.Н. Толстого, входит в комплекс городской усадьбы Рябушинских, построенной архитектором О.Ф. Шехтелем в 1901—1903 гг. По проекту архитектора флигель, замыкающий внутренний двор, предназначался для хозяйственных нужд. На первом этаже размещалась прачечная и дворницкая, на втором — комнаты для прислуги Рябушинских.

В годы, когда в особняке жил Горький, во флигеле располагались редакции созданных им журналов «На стройках СССР», «Наши достижения» и издательство «История фабрик и заводов». С августа 1941 года до последних дней своей жизни в этом доме жил писатель Алексей Николаевич Толстой и его жена Людмила Ильинична Толстая.

Коллекция А.Н. Толстого — одна из наиболее ценных в составе фондов Государственного Литературного музея. Часть этой коллекции представлена в экспозиции, часть находится в фондах ГЛМ и является основой для многочисленных выставочных проектов. В составе собрания: коллекция русской и западноевропейской живописи XVI—XX вв., предметы декоративно-прикладного искусства, мебель работы русских и западноевропейских мастеров. Значительную часть коллекции составляет библиотека писателя, включающая редчайшие издания петровского времени, книги из масонской библиотеки предков писателя — Тургеневых, редкие прижизненные зарубежные издания писателя.


Режим работы:

  • вторник, пятница-воскресенье — с 11:00 до 18:00;
  • среда, четверг — с 11:00 до 21:00;
  • понедельник — выходной день.

Стоимость билетов:

  • полный — 150 рублей;
  • льготный (пенсионеры, школьники, учащиеся средних специальных заведений, студенты и аспиранты вузов РФ старше 16-ти лет) — 100 рублей;
  • лица до 16-ти лет — бесплатно.

Узнать подробности можно на официальном сайте.

Музей-квартира А.Н. Толстого

Алексей Николаевич Толстой – незаурядное явление в русской литературе, писатель Божьей милостью. При жизни его одинаково много хвалили и много ругали, его жизни и творчеству была присуща крайняя полярность. Писатель провозглашал себя славянином, потомком древних язычников, но в быту был настоящим денди и окружал себя изысканными предметами и одевался в модную и стильную одежду. Его квартира – это тоже единство противоречий. На стенах развешено множество восточных расписных тарелок, курительные трубки и вазы соседствуют с великолепной антикварной дворцовой мебелью и живописными полотнами европейских художников, среди которых много женских портретов. Толстой был известным знатоком женской красоты.

На диване в гостиной удобно разместился Буратино, а со стен на него грозно смотрят с придворных портретов Петр Первый и Екатерина Великая. В курильнице обитает сказочная царевна-лягушка, которая мирно соседствует с многочисленными батальными полотнами.

Единство противоречий в жизни и творчестве. Толстой писал разные по жанру романы, повести, рассказы и сказки, некоторые из которых были гениальны, а некоторые просто ужасны.

Писатель любил разыгрывать сцены в лицах, говоря за Петра Первого, гетмана Даниила Апостола, своенравную императрицу Екатерину. Любил бегать по кабинету и гримасничать. Все свои образы Толстой писал с себя, описывая свои привычки, свой быт и характер. Может поэтому все его образы кажутся живыми людьми из плоти и крови, будь то граф Калиостро или деревянный мальчишка – Буратино. Интересный человек, интересный дом и интересный музей.

Структура музея-квартиры А.Н. Толстого

Музей-квартира Толстого размещается в знаменитом доме на Спиридоновке. Она занимает флигель бывшей усадьбы миллионера Рябушинского. При хозяине во флигеле жили домашние слуги. Дом и флигель строились по проекту архитектора Шехтеля в начале 20 века. Здание дома и флигеля являются ярким образцом стиля ранний модерн.

Толстой прожил в доме на Спиридоновке последние четыре года своей жизни. Это было плодотворное время в его творческой биографии. Здесь писателем была закончена третья книга романа «Петр I», дописан роман «Хождение по мукам», создан цикл военных очерков и «Рассказов Ивана Сударева».

Квартира писателя полностью сохранила свою обстановку, экспозиция музея развернута в кабинете, гостиной и прилегающих к ним коридорах. Обстановка в квартире полностью «авторская», вещи и картины приобретались самим хозяином дома. В интерьере квартиры очень много исторических предметов – прижизненная маска Петра Первого, старинные чернильницы, подсвечники, корабельные часы.

Комнаты обставлены роскошной мебелью разных исторических эпох. Дизайнером квартиры был сам Алексей Николаевич, он приобретал мебель, живописные полотна, предметы декора и лично расставлял их в комнатах. Многие предметы мебели интерьера представляют собой художественную и историческую ценность.

Экспозиция музея-квартиры А.Н. Толстого в Москве

В экспозиции музея представлено множество портретов, касающихся жизни и творчества писателя, литературные наброски, прижизненные издания книг, награды, фотографии из личного архива.
Большая часть экспозиции посвящена гостям этой квартиры. В гостиной Толстого часто бывали К. Чуковский, И. Эренбург, И. Москвин, В. Качалов, С. Михоэлс, И. Козловский, П. Капица, А. Твардовский, И. Андроников, Г. Уланова.

Мероприятия музея-квартиры А.Н. Толстого на Спиридоновке

Цикл лекций «Серебряный век литературы»;
- интерактивные экскурсии для школьников разных возрастов;
- занятия для старшеклассников «Петровская эпоха в творчестве А.Н. Толстого».

Музей-квартира А.Н. Толстого – интересный интерьерный музей с различными экскурсионными и образовательными программами.

В музей-квартиру Алексея Толстого забрели случайно. Дом на улице Спиридоновка, в котором расположился музей, является частью усадьбы купцов Рябушинских и входит в единый ансамбль, построенный в начале XX века по проекту Федора Шехтеля и считающийся шедевром архитектуры русского модерна.
Бережно сохраненные угодья "красного графа" оставляют впечатление трогательного советского заповедника. Именно так, "красным графом", называли в советские времена дворянина по происхождению, который поначалу категорически не принимал Октябрьскую революцию 1917 года, эмигрировал, а потом триумфально вернулся на Родину и стал одним из любимых писателей Сталина.
На Спиридоновке Толстой жил со своей четвертой женой последние 9 лет своей жизни.
Алексей Толстой был страстным собирателем искусства. Гуляя по музею, создается впечатление, что порою в своей страстной привязанности к искусству он был не слишком разборчив, собирал все подряд. Мы честно искали логику в коллекции, но обнаружить ее нам не удалось. Под одной крышей Толстой собрал комплект кресел из Михайловского замка в Петербурге, барочную мебель и уникальные осветительные приборы 18 столетия. На стенах расположились Рокотов с Брюлловым, Бенуа, неизвестные итальянские художники XVI века, акварелист XIX века Василий Садовников. Нас поразила картина Босха...
Безусловно, не доказано, что это именн Босх, смотрители утверждают, что перед нами творение "Искушение святого Антония" (как известно, триптих "Искушение святого Антония" Иеронима Босха - одно из его важнейших произведений). Известно и, что в русских собраниях Босха не было и нет. Босх это или не Босх, мы вряд ли узнаем, но картина, безуслоно, заслуживает внимания, и посмотреть на нее обязательно стоит. Смотрители музея очень милые и разговорчивые. Заплатив только за вход (стоимость билета для взрослых - 100 рублей, для студентов и пенсионеров - 70 рублей), вы услышите развернутый рассказ о жизни Алексея Толстого и всех предметах его коллекции. Общаясь со смотрителями, создается впечатление, что вы находитесь не в музее, а в квартире, хозяин которой отлучился на минуточку и сейчас придет. И это очень приятно, потому что хочется узнать о хозяине больше, хочется вспомнить все его произведения, а на память приходят только "Петр Первый" и "Золотой ключик, или Приключения Буратино". Кстати, Буратино расположился на самом видном месте в кабинете своего автора.
И напоследок о произведениях Алексея Толстого. За 63 года жизни Толстой создал огромное количество произведений: романы, сказки, повести, пьесы. "Гиперболоид инженера Гарина", "Эмигранты", "Хождение по мукам", "Петр Первый"...
Стало стыдно, ушла читать...

Адрес: 103001, Москва, ул. Спиридоновка, 2, стр. 1
Телефон: 8 495 690-09-56
Электронный адрес:

График работы:

  • Вт, Пт, Сб, Вс - с 11:00–18:00 (касса до 17:30)
  • Ср, Чт - с 11:00–21:00 (касса до 20:30)
  • Пн - выходной день

Проезд:

Пешком три варианта пути, каждый занимает около 15 минут:

  • от метро «Пушкинская» по Тверскому бульвару до площади Никитских ворот, затем по четной стороне улицы Малая Никитская до улицы Спиридоновки;
  • от метро «Баррикадная» по ул. Баррикадная до Садового кольца, переход через Садовое кольцо, далее по четной стороне ул. Малая Никитская до ул. Спиридоновки;
  • от метро «Арбатская» по четной стороне Никитского бульвара до площади Никитских ворот, затем переход через площадь на улицу Малая Никитская и по четной стороне это улицы до ул. Спиридоновки.

На машине: въезд с бульварного кольца на ул. Спиридоновку; въезд с Бульварного кольца от площади Никитских ворот на Малую Никитскую улицу, поворот на ул. Спиридоновку.

Здание, экспозиция и коллекция

Мемориальный музей-квартира А. Н. Толстого был открыт 20 октября 1987 года. В создании экспозиции принимали участие старейшие сотрудники ГЛМ Е. Е. Миропольская и Е. Д. Михайлова.

Здание, в котором находится мемориальный музей-квартира А. Н. Толстого, входит в комплекс городской усадьбы Рябушинских, построенной архитектором О. Ф. Шехтелем в 1901–1903 гг. По проекту архитектора флигель, замыкающий внутренний двор, предназначался для хозяйственных нужд. На первом этаже размещалась прачечная и дворницкая, на втором - комнаты для прислуги Рябушинских. В годы, когда в особняке жил Горький, во флигеле располагались редакции созданных им журналов «На стройках СССР», «Наши достижения» и издательство «История фабрик и заводов». С августа 1941 г. до последних дней своей жизни в этом доме жил писатель Алексей Николаевич Толстой и его жена Людмила Ильинична Толстая.

Экспозиция музея-квартиры была создана на основе мемориальной коллекции А. Н. Толстого, переданной в Государственный литературный музей после смерти вдовы писателя Л. Н. Толстой.

Коллекция А. Н. Толстого - одна из наиболее ценных в составе фондов Государственного Литературного музея. Часть этой коллекции представлена в экспозиции, часть находится в фондах ГЛМ и является основой для многочисленных выставочных проектов. В составе собрания: коллекция русской и западноевропейской живописи XVI–XX вв., предметы декоративно-прикладного искусства (фарфор, кость, металл, осветительная техника и др.), мебель работы русских и западноевропейских мастеров. Значительную часть коллекции составляет библиотека писателя, включающая редчайшие издания петровского времени, книги из масонской библиотеки предков писателя - Тургеневых, редкие прижизненные зарубежные издания писателя.

У нас работают

Инна Георгиевна Андреева - заведующая отделом с 2001 года, работает в Государственном Литературном музее с 1989 года. Окончила филологический факультет МГПУ имени М. Шолохова и искусствоведческий факультет МГУ. Окончила аспирантуру ИМЛИ АН СССР. Работала в ИМЛИ младшим научным сотрудником. Автор более 50 печатных работ.

Дина Анатольевна Федина - специалист по организации мероприятий. В отделе работает с 2014 года. Сотрудник Государственного Литературного музея с 2006 года. Окончила библиотечный факультет Московского государственного института культуры. Имеет большой опыт музейной работы. С 1980 г. работала в музеях Орла и Москвы.

Людмила Юрьевна Папенина - научный сотрудник отдела с 2012 года. Сотрудник Государственного Литературного музея с 2011 года. Окончила МСХА им. Тимирязева и Высшую Школу культурологи при МГУКиИ. Имеет опыт методической работы.

Елена Александровна Фролова - методист по работе с детьми. Работает в отделе с 2013 года. Окончила филологический факультет Красноярского государственного педагогического университета и Московский институт современного искусства по специальности - «актриса театра и кино». Имеет дипломы курсов Российского Этнографического Музея (Санкт-Петербург) по специальности «Музейная педагогика» и Государственного Центра «Надежда» - «Организация культурно-досуговой работы с людьми с ограниченными возможностями». Имеет опыт музейной работы с детьми более 7 лет (2008-2012, музей-заповедник «Коломенское»).

Наталья Анатольевна Стефани — методист по музейно-образовательной деятельности Государственного музея истории российской литературы имени В. И. Даля с апреля 2017 года. Окончила исторический факультет Бурятского государственного университета в 1992 году. Работала менеджером культурно-просветительских проектов Национальной библиотеки Республики Бурятия. С ноября 2015 по декабрь 2016 вела программу «Литературный перекрёсток» на канале ГТРК «Бурятия». Член Союза журналистов России с 2007 года.

Экскурсии и лекции

В отделе происходит постоянное обновление тематики экскурсий и лекций. В настоящее время наибольшей популярностью пользуются приведенные ниже циклы:

Выставки и научные мероприятия

Наиболее значимые выставочные проекты 2014 года

  • Выставка «Детство Никиты». Иллюстрации к повести А. Н. Толстого художника Виктора Гоппе (20.11.2013–02.03.2014).
  • Выставка «Острова самиздата. Из собрания Е. А. Ламихова» (02.10.2014–06.11.2014).

Наиболее значимые научные мероприятия 2014 года

  • «Творческое наследие Дурылина». II-я научно-практическая конференция (26.09–27.09.2014).
  • Международная научная конференция «Алексей Толстой: личность в контексте эпохи» (20.11.-22.11.2014).
  • Круглый стол «Я - пленник песни. Я - посланник песни». Отражение жизни и творчества В. Д. Берестова в кино и музыке (16.04.2014).

Научные и методические мероприятия, запланированные на 2015 год

  • Берестовские чтения - 2015 (апрель).
  • Круглый стол, посвященный творчеству С. Н. Дурылина (сентябрь).
  • «Учительские мастерские» (сентябрь-октябрь).

Эпиграф:
"Большая наука - завывать, гримасничать, разговаривать с призраками и бегать по рабочей комнате."
А.Н.Толстой

Бывают места, пойти в которые по собственной воле и в голову не придет.
В моей библиотеке нет книг Алексея Николаевича Толстого (ну, пожалуй, кроме "Приключений Буратино"), не было и в родительской - в школе все проходили, как полагается, но не любили и не перечитывали.
Так что в музей этот я попала случайно, просто мне назначили встречу, и так получилось.
И вот что скажу, дорогие товарищи и господа - не жалею, и даже до сих пор нахожусь под впечатлением, во как.
Это очень странное место. Совершенно жилой, по ощущениям, сам флигель - из жизни Москвы, какой уже нет и никогда не будет: туда заходишь, как на машине времени путешествуешь. Флигель находится в тихом месте, и звуков большого города туда не проникает даже при открытых окнах. Когда находишься внутри, то кажется, выглянешь, и увидишь людей и транспорт каких-нибудь 30-х, а то и 20-х, 10-х. Конечно, это заслуга музейщиков, которые пытаются воссоздать домашнюю атмосферу, забываешь, что находишься в официальном учреждении.
Алексей Николаевич, оказывается был страстным коллекционером и знатоком антиквариата и искусства (да, меня посетило нечто вроде классового чувства. Вдобавок я стала думать про всех этих людей, которым когда-то принадлежало то, что было куплено, подарено и найдено на помойках. Но я постаралась отогнать эти мысли.)
Что удивило? Все эти картины, которые обычно висят в стерильных музейных залах, и несочетаемая вроде мебель из разных времен и стран, почему-то очень органично выглядят в домашней обстановке музея-квартиры, ничто не режет глаз. Наоборот, там очень уютно- как будто так и было задумано изначально.

Кабинет, камин, лично спроектированный Толстым, кресла из Михайловского замка, как раз найденные на помойке, и отреставрированные хозяином (да, он не только собирал, но и самолично чинил антиквариат).

Этот часовой механизм будто бы принадлежал Петру I. Вообще, в музее очень много Петра и вещей с ним связанных. Также много напоминаний об Империи 18-го, начала 19-го века.

Портрет Екатерины I в кабинете:

Один из предков Толстого, голландский инженер и весь из себя масон, о чем говорят инструменты у него в руках:

Под стеклянным колпаком стоит бюст Потемкина. Волосы, ткань, кружева - личные, потемкинские. Лицо только восковое, но, как говорят - сходство один в один. Брр, че то, как то... возникает ощущение кунсткамеры. Да еще этот стеклянный колпак.

В музее узнала, что у выдающегося физика Петра Капицы, который дружил с Толстым, было сумасшедшее хобби: он обожал часовые механизмы, особенно старинные, реставрировал их для собственного удовольствия. Во всяком случае, все часы из коллекции хозяина дома прошли через его руки. Но сейчас они не ходят, просто украшают интерьер:

Опять кресла из Михайловского замка:

В коридоре висят вышитые картины (болгарский крест, 19 век, первая половина). Опять Петр: коронует Екатерину и наказывает за что-то какого-то купца.

напротив висит еще одна, парадный портрет Петра. Ну, я подумала - те вышивка просто, а это бисер.

Но присмотрелась: бисер больно крупный. Потом еще присмотрелась - а это и не бисер совсем! Это - спички. :) Оказывается, было и такое. Спички красили в разные цвета и втыкали в специальную сетку. Позади располагался исходный рисунок.

Вот там видно: спички немного вылезли.

Императрица Мария Федоровна:

Портрет хозяина дома, чуть ниже фотография его матери, в коридоре спичечный Петр:

Облупившаяся стена - это так задумано, если что. Для ощущения старины.

В столовой, на диване сидит тот самый Буратино, который снимался в фильме 30-х годов.

Скромный такой посудный шкафчик в столовой:

И среди диванов, шкафов и стульев много прекрасных картин:

Но это не все. Босх! "Искушение святого Антония". Как всегда у Босха, бегают на противных ножках грехи, разные существа искушают святого на фоне зловещего пейзажа, а апофеоз всего - фигура, которая держит в руках главный сосуд греха и вместилище разврата - инструмент лютню. Я почему так подробно описываю - картина висит так, что ее довольно трудно снять моей мыльницей.

Ну, слева - старинный ломберный столик, красивый, конечно, и наверное ценный. Но я про то, что справа: угловой шкафчик на ножках, не знаю, как правильно он называется.
И это, кстати, одна из тех вещей, которая не куплена, не подарена, и не найдена - а досталась Толстому по наследству, по тургеневской линии, и сработана еще крепостными мастерами.
На фоне сделанных явно по образцу, мрачных античных развалин и веселых голландских домиков вот такие коровы:

бегущее животное, вероятно, собака, с развевающимися ушами (хотя, с другой стороны, может это и заяц):

А сбоку (извините, расфокус, другого кадра нет пока) какие-то штуковины плетеные (из бересты?)

Мне почему-то кажется, что это мебель делалась для детской. И это, конечно, красота. Еще полюбуюсь напоследок.

И финальная цитата:
"Затем последнее (в порядке совета) - о желудке. Степан Петрович Яремич говорит: чистите ваш желудок. Он так же любит повторять: Лермонтов погиб оттого, что не чистил желудка. Это парадокс, но покопайтесь-ка в причинах вашего дурного настроения, головной боли, минут черного пессимизма и пр. - желудок. Вы сели к столу, в голове смесь ваты с простоквашей, щурясь - курите, перо выводит на полях какой-то рисуночек, - топорик, ромбики, завитушечки. Чистите ваш желудок! Два раза в месяц вы схватываете грипп, - сидите дома, сморкаетесь, шаркаете туфлями. Грипп - что может быть хуже?! Вы мнительны к тому же... Но попробуйте чистить желудок. Вам нет времени заниматься физкультурой (лыжи, теннис, лодка, охота), вам кажется, что действительно нет времени, и вы даже сожалеете об этом. Вздор! Вычистите желудок - и время сразу найдется..."



 


Читайте:



Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Михалков Сергей Владимирович Праздник Непослушания Сергей Владимирович Михалков Праздник Непослушания Повесть-сказка "Праздник Непослушания" -...

Почвенный покров южной америки

Почвенный покров южной америки

Страница 1 В отличие от Северной Америки, где изменения в растительном покрове зависят в значительной степени от изменений температурных условий,...

Расправленные крылья - музыкальная пауза Порядок описания Московской операции

Расправленные крылья - музыкальная пауза Порядок описания Московской операции

Ситуация на фронте весной 1942 года, планы сторон, немецкое наступление летом 1942 года, начало Сталинградской битвы, немецкий оккупационный режим,...

Cобытия Второй мировой войны

Cобытия Второй мировой войны

Вторая мировая война считается самой крупной в истории человечества. Она началась и закончилась 2 сентября 1945 года. За это время в ней приняло...

feed-image RSS