Разделы сайта
Выбор редакции:
- Гадание в новый год для привлечения денег Как правильно гадать на новый год
- К чему снится клещ впившийся в ногу
- Гадание на воске: значение фигур и толкование
- Тату мотыль. Татуировка мотылек. Общее значение татуировки
- Что подарить ребёнку на Новый год
- Как празднуют день святого Патрика: традиции и атрибуты День святого патрика что
- Как научиться мыслить лучше Я не умею быстро соображать
- Эти признаки помогут распознать маньяка Существует три способа достижения абсолютной власти
- Как спастись от жары в городской квартире
- Слова благодарности для учителей: что написать в открытке любимому педагогу?
Реклама
В. А |
«Кто, рыцарь ли знатный иль латник простой,
Конспект урока по литературе 5 класс (ФГОС) ТЕМА УРОКА: В. А. ЖУКОВСКИЙ. БАЛЛАДА «КУБОК» Цели деятельности учителя: ознакомить учащихся с понятием «баллада», текстом и нравственным содержанием произведения; понять смысл баллады «Кубок»; проанализировать поступки героев баллады; провести наблюдение за языком баллады. Планируемые результаты изучения темы: Предметные умения: знать сюжетное своеобразие баллад В. А. Жуковского;уметь самостоятельно раскрывать нравственное содержание произведения, находить лирические и эпические черты. Метапредметные УУД (универсальные учебные действия): Личностные: осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества. Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану. Познавательные: осознает познавательную задачу; читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебников, рабочих тетрадей. Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. Учебник: ЛИТЕРАТУРА 5 класс, автор В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. Его стихов пленительная сладость Пройдет веков задумчивую даль… А.С.Пушкин Ход урока I. Проверка домашнего задания. Выставка. Учащиеся защищают свои рисунки к сказке, выступают с сообщениями о В. А. Жуковском.(повторение предыдущего урока «Спящая царевна». Литературная сказка и народная сказка). –Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы с вами будем работать в литературной гостиной. Здесь существует золотое правило: выскажи свое мнение, свое впечатление, поделись новым с одноклассниками, стремись узнать что-то новое. Наш план работы: 1. Заочная экскурсия «Творчество В.А.Жуковского», 2. Мы проведем исследование в творческой лаборатории В.А.Жуковского. Вас устраивает данный план? II Целеполагание: Сформулируйте, пожалуйста, цели, которые мы должны выполнить на уроке согласно его плану? (выслушивает мнение учащихся и обобщает их ответ) ознакомить учащихся с понятием «баллада», текстом и нравственным содержанием произведения; извлекать нужную информацию, а также самостоятельно находить ее в материалах учебников, проанализировать поступки героев баллады; провести наблюдение за языком баллады. II. Понятие о балладе. 1.Вступительное слово учителя. С 1808 года В. А. Жуковский начинает писать баллады. Именно в первые два десятилетия XIX в. творчество поэта достигает наибольшего расцвета. Он много пишет о своих чувствах, уходит в свой внутренний мир, в мечты, что уводит его от действительности. Критики уже давно определяли его творчество как романтическое. Итак, Жуковский – поэт-романтик. В.А.Жуковский является одним из основоположников романтизма, литературного течения 19 века, выдвигавшего на первый план личность и чувства. Большую известность приносят поэту баллады «Людмила», «Светлана», «Ивиковы журавли», «Лесной царь», «Кубок» и другие. 2. Чтение и запись в тетради определения баллады (с. 90, в рамке). --Что же такое баллада? Найдем определение в учебнике и запишем в тетрадь. Баллада - небольшое сюжетное стихотворение, в основе которого лежит необычный случай. Многие баллады связаны с историческими событиями или преданиями, с фантастическими или таинственными происшествиями. Вывод: мы видим, что в балладе реальные события могут сочетаться с фантастическими; баллада имеет сюжет, героев; выражает мысли и чувства. Словарная работа. Рыцарь – тяжеловооруженный конный воин из родовитой семьи. Рыцарь должен был соответствовать определенному набору требований: смелость, благородство, уважительное отношение к даме. Эти качества и теперь часто называют рыцарскими. Латник – рядовой боец, воин в доспехах из крупных металлических пластин (лат). Паж – мальчик дворянской фамилии, прислуживавший знатной или коронованной особе. Епанча – широкий плащ без рукавов. Чрево – внутренность чего-либо. Жерло – узкое глубокое или горлообразное отверстие. Скат – крупная хищная морская рыба с плоским телом и острым хвостом. Мокой – рыба морской волк, род акулы. Составление плана. III. Чтение актером (слушать онлайн) баллады «Кубок» -монолог царя.(читает Александр Синица). Минутное прослушивание начала баллады в исполнении актера дает образец того, как надо читать и настраивает на торжественный высокий лад. О чем говорят и думают дети . - Зачем царь бросает кубок и вызывает желающего достать его? Думаю, испытывает свиту на преданность и верность. Может быть, проверяет смелость и решительность. Царь дважды делает упор на слове СМЕЛЫЙ. Он подзадоривает самолюбивых и отважных юношей. Моя версия, возможно, нелепа: от нечего делать? Для него – это развлечение, зрелище, потеха. И вовсе не нелепо это предположение! Радует, что мои собеседники входят во вкус собственного проникновения в глубины художественного текста, а в этом случае еще и то приятно, что выступившая выстраивает монологический ответ, а не отделывается репликой. Скорее всего, это царский каприз. Им руководит желание очередной раз насладиться своей властью, почувствовать свое величие. Посмотрите: он же не говорит, а «ВОЗГЛАШАЕТ!» И этим словом, повторенным дважды, мне кажется, подчеркивается его самолюбование. Внимание учеников к слову – для меня приоритет во время работы с текстами. Сегодня это слово найдено самостоятельно(!), осмыслено, донесено его толкование. Да, это царское желание поиграть жизнями людей, показать окружающим, какой он могучий: ради него, как он предполагает, кинутся на смерть подданные. Ищет охотников за золотом? О тех, кто стоял в стороне… После 3-ей строфы, прочитанной учениками, вопрос: - Почему рыцарь и латник не торопятся принять вызов царя? Потому что это самоубийство, и никакой кубок, никакое рвение услужить царю не стоит собственной жизни. Они же одеты в тяжелое, металлическое, конечно же, сразу пойдут ко дну. Времени-то снимать латы, кольчуги нет – кубок совсем утонет. А то, что паж снимал свою епанчу и пояс, не заметили… Мнение о главном герое Выразительное чтение 4-8 строфы. Рассуждаем по поводу поступка пажа. - Что руководит пажом, вызвавшемся исполнить царскую волю? Желание выделиться, проявить свою отвагу и готовность услужить царю. Он же еще очень юн, его подталкивает мальчишеский задор. Он тоже хочет быстрее стать рыцарем, а это надо заслужить. Хочет скорее стать взрослым. Возможно, он еще сам не осознаёт степени опасности. Думаю, что он из тех, кто действует по закону: кто же, если не я, сделает это, если другие не могут? Хотя он и мальчик, но в нем просматривается мужской характер! Так поступают настоящие герои, этим они и выделяются из толпы. Это его дерзкий вызов струсившей свите. В тексте так и сказано: он выступает «ДЕРЗКО». Он верит в Бога и свою судьбу. В тексте об этом говорится: «Спасителя-бога призвал». Он хочет завоевать сердце царской дочери? Нет, это будет потом, а пока о любви не было речи в тексте. Может быть, хочет угодить царю? Вряд ли. Хотя он потом и скажет: «Да здравствует царь!», но я не чувствую нем угодливости, скорее, он гордый! Так ученики сами по тексту контролируют правильность суждений, наблюдают за хронологией фактов, исправляют ошибающихся. И сколько же интересной интерпретации одного эпизода! И все они имеют право быть! Одна проблема все же выписывается: культура общения не на высоте... Азартные дети забываются, громко требуя права голоса, забивая менее бойких, часто заглушая отвечающих. Покаяние После чтения 9-10 строфы: - Почему все свидетели случившегося просят прощения у прекрасного юноши? Они чувствуют себя виновными в том, что не они, старшие, а самый юный вынужден был выполнить царское требование. Считают себя виноватыми за то, что не сберегли отважного смельчака. За то, что не предостерегли, не предупредили о том, что это смертельно опасно. За то, что отмолчались перед царём. Они, наверно думают: мы-то живы, а самый прекрасный из нас, наверное, уже погиб… Мне кажется, что сначала Жуковскому не нравятся эти зрители, они у него «не охнули», а «ВОЗОПИЛИ». Это слово с каким-то неприятным привкусом. Но когда люди опомнились и поняли свою вину за предполагаемую гибель мальчика, они воспринимаются уже лучше. Такие микронаходки часто звучат на уроках словесности и побуждают меня вновь и вновь выделять, и приближать к моим собеседникам новые нравственно излучающие эпизоды . Дети не прощают царя-убийцу Прочитан и прокомментирован рассказ чудом спасшегося пажа о красотах и ужасах подводного мира. Перечитан вслух монолог царя, мольба его дочери. Затем – вопрос: - Зачем царь вторично швырнул кубок в пучину? Царь пожелал узнать все тайны земли и воды, об этом сказано автором. Рассказ юноши заинтересовал, поразил царя, а слова рассказчика: …смертный пред богом смирись: И мыслью своей не желай дерзновенно Знать тайны, им мудро от нас сокровенной,- он просто не слышит, не хочет слышать. Узнать хочет, но сам-то не рискнёт собой. Еще бы - на то он и царь! Очень по-детски, но забавно! Если в первый раз царь, может быть, не думал о степени риска (хотя в это плохо верится), то в этот раз он уже проверяет смельчака на беспрекословность подчинения ему. Заметили, что первый раз царь «БРОСИЛ свой кубок златой», а второй раз: «свой кубок златой / В пучину ШВЫРНУЛ с высоты»? Это уже ярость. Я уверена, что с этим учеником уже сейчас можно делать исследовательские проекты, потому что интуитивное исследование текста он уже проводит. Теперь это уже деспотичный эгоизм, царю вздумалось убедиться, что его желание – закон. Не подлежащий обсуждению. Неизменный. - Почему даже мольба дочери не останавливает царя? Царевна назвала отцову выдумку «опытом», но это страшная игра со смертью. Вообще-то царь хитрый, знает людские слабости и умеет управлять. Если первый раз он «играл» на тщеславии, то теперь он заметил, что между пажом и царевной возникла симпатия. Он использовал это чувство в своих жестоких целях. Дочь пыталась его образумить, напомнить, что есть рыцари, в конце концов, если уж так захотелось потешиться, это для него обязаны делать рыцари. Но он и дочери показывает, что его слово – закон. А то, что он заявил: «Заступница будет твоею женою», - звучит как угроза царевне, попытавшейся перечить отцу. Да. Это так. И чтобы добиться исполнения своего повеления, чтобы не случилось непредвиденного неподчинения, он готов пообещать «золотые горы»: и перстень, и дочь в жены. Вывод : мы видим, что упоение властью и самодурство движет царем. А почему и не пообещать, он же прекрасно понимает, что ждать чуда еще раз бессмысленно?.. Он выглядит жестоким убийцей. Он убил самого верного подданного. Он убил любовь. И все ради чего?.. Безумство влюбленных Читается предпоследняя строфа. - Второй раз отчаянным порывом юноши руководит…? (Договорить фразу) И опять: «отважность сверкнула в очах» - это сказано в тексте. Теперь еще и вспыхнувшее первое чувство к девушке. Благодарность за её заступничество, за жалость к нему. Желание не разочаровать её. Он делом доказывает, что готов за неё «на жизнь и погибель», причем делает это с огромной радостью. Он слишком увлекся тем, что испытывает свою судьбу, одержимый желанием заполучить в жены царевну, он действует уже совсем необдуманно, сражаясь с морской стихией. Сам же недавно говорил: «Смертный пред богом смирись!» - А, может, все-таки желает заполучить еще и царский перстень ? Такой корысти у героя нет. А в моих глазах он лучший из рыцарей! Не перевелись романтики и в наше время!.. Задумаемся о вечном и быстротечном… - Прочитана последняя строфа. Задумаемся над финальными строками: Приходит, уходит волна быстротечно: А юноши нет и не будет уж вечно. Становится совсем грустно от трагической смерти юноши. От нелепой гибели мальчика. Представляешь, как долго и неутешно молодая царевна будет приходить к морю и, глядя на волны, горевать о милом герое. Волны сменяют одна другую, но память о таких безумствах, влюбленных будет вечна. И любить царевна будет долго-долго. Задумываешься о том, что есть могучие природные явления: например, морские просторы, морские стихии, покорить которые еще не дано человеку. Задумываешься о том, что иногда жизнь человеческая такая же быстротечная, как жизнь волны, особенно жизнь храбрецов, рискующих собой. Можем ли мы его поступок назвать подвигом? (Да, это самоотверженный, смелый поступок, это подвиг во имя любви) Нужна ли была эта бессмысленная смерть пажа? Вывод : Это произведение В.А.Жуковского заканчивается трагично. Герой мог отказаться от вызова достать кубок второй раз, но он пошел на это ради любви. IV. Чтение и обсуждение учащимися статьи «Из истории создания баллады „Кубок”» (с. 89–90). На основе ответов на вопросы учащиеся выявляют особенности баллад В. А. Жуковского. VI. Творческая работа в группах. Создание коллажа титульного листа к произведению В. А. Жуковского «Кубок». Конкурс (защита учащимися своих работ). С творчеством В. А. Жуковского ребята встретятся в 9 классе, где более подробно познакомятся с жизнью и деятельностью романтического поэта. Учитель. Более полувека своей жизни отдал Жуковский литературе и по праву занял свое место в истории русской поэзии. В. Г. Белинский писал: «…одухотворив русскую поэзию романтическими элементами, он сделал ее доступною для общества, дал ей возможность развития, и без Жуковского мы не имели бы Пушкина». Домашнее задание: задания 1, 2 – учимся читать выразительно; творческое задание в учебнике на с. 90. Жуковский Василий Андреевич - один из основоположников романтизма в русской литературе. Известность Жуковский приобрел и как переводчик. В 1831 году в двухтомнике «Баллады и повести В.А. Жуковского» впервые вышла баллада «Кубок» - переложение баллады Шиллера «Водолаз». Баллада Жуковского является свободным переводом баллады Шиллера, поэтому в текстах встречаются несоответствия. Различие в названии баллад неслучайно - Жуковский акцентирует внимание читателей на конкретном предмете - кубке. Он описывается в произведении и становится желаемой наградой для лирического героя и причиной его смерти. В «Кубке» описываются реальные жители обитатели морских глубин:
в оригинале герой встречается с фантастическими существами. В композиции баллад могут встречаться повторения отдельных слов, фраз или строф. У Жуковского повторяются строки:
Эти повторы заимствованы из фольклорных жанров - сказки и песни. Жанр баллады изначально формировался в народной поэзии и передавался устно в форме песни, с волшебной сказкой связывает балладу фантастический сюжет и главный герой, который совершает поступок (путешествие в другой мир) и получает вознаграждение. Для жанра баллады характерно эмоциональное, напряженное повествование о каком-либо чудесном или волшебном происшествии. В балладе «Кубок» перед читателем предстает эпизод борьбы человека с беспощадной стихией. В этой неравной схватке первый раз герой одерживает победу. Мотивы его чисты и он обращается за помощью к всевышнему:
Важно отметить, какими характеристиками наделяет Жуковский море:
Страшное волнение на воде отпугивает рыцарей и латников, они словно понимают, что совладать со стихией будет практически невозможно. Но находится тот, кто готов рискнуть и достать кубок, брошенный царем в черную бездну. Молодой паж бросается в воду и на какое-то время скрывается из виду. Затем герой выходит из воды с кубком - он поборол страх и смог совладать с грозным морем. Однако, на этом повествование не заканчивается - героя ждет новое испытание, с которым герой справиться не смог. В балладах предполагается быстрая смена событий, это рассказ о действии, в то время как внешний вид и индивидуальные характеристики героев, детали уходят на второй план. В «Кубке» лирический герой изображен как молодой отважный и смелый юноша: «вдруг паж молодой Смиренно и дерзко вперед», «красавец отважный», «В нем жизнью небесной душа зажжена». В балладе прослеживаются национальные мотивы – молодой герой – выходец из народа. Так же само действие совершается перед публикой и для ее потехи. Толпа сопереживает герою: «И дамы и рыцари мыслят, безгласны: «Ах! юноша, кто ты? Куда ты, прекрасный?», но не останавливает его, с нетерпением ждут дальнейшего развития событий: «И дрогнули зрители, все возопив, - Уж юноша в бездне пропал». «Красавец отважный, прости!» - сочувствует народ герою, но они искренни рады, когда юноша оказывается жив и более того, выполнил задание царя: «И каждый с весельем: «Он жив! - повторял. - Чудеснее подвига нет!». Поступок главного героя можно расценивать и как героический подвиг, и как дерзкий вызов силам природы. Но если первый раз герой показывает свою смелость - когда никто не рисковал, молодой паж проявил храбрость, то второй раз он стремится достать кубок ради даров, обещанных ему царем. Смерть главного героя становится неожиданной для всех и толпа безмолвствует. Особенностью композиции баллады является явное деление сюжета на две части - кульминация и развязка, причем часто эти части неравные. На протяжении всего повествования в «Кубке» читатель видит как нарастает напряжение. Царь три раза вызывает смельчака испытать судьбу и достать кубок из бушующего моря, волнение которого усиливается. Толпа, ожидающая своего героя, с интересом слушает рассказ о тех чудесах, которые увидел молодой паж на дне морском. Следующий вызов судьбе и неожиданно наступает смерть героя. Развязка повествования заключена в нескольких словах
Романтический мотив отразился в балладе «Кубок» благодаря авторской трактовке сюжета произведения. В первоисточнике мотивом, побудившим героя второй раз броситься в воду, является только чувство жадности, тогда как у Жуковского молодая царевна пытается защитить героя:
и наряду с желанием получить дары царя, герой хочет показать царевне свою смелость. Её поддержка и сопереживание подбадривают героя, который забыв о страхе, снова испытывает судьбу. Основоположником жанра баллада в русской литературе традиционно считают В.А. Жуковского. В новом жанре нашел отражение интерес народа к фольклору, к историческим и фантастическим событиям, к отважным героям и их подвигам. Основной идеей произведений является неотвратимость расплаты за поступки, поэтому баллада стала популярной в эпоху романтизма. Баллад Жуковского Кубок была впервые опубликована "Балладах и повестях В. А. Жуковского", в двух частях, изданной в 1831. Основу произведения составил перевод баллады Шиллера "Der Taucher" ("Водолаз"). Сюжет Шиллера строится из средневековых немецких легенд XII века (отсутствуют романтические мотивы: причиной гибели пловца была его жадность). Жуковский существенно преобразил сюжет баллады, заменив ряд мифических персонажей реальными существами. Кроме того, у Жуковского центральной идеей стало то, что человеку недоступно познание всего, что должно лежать, согласно божественной воле, за пределами человеческого разума.
«Кто, рыцарь ли знатный иль латник простой, Так царь возгласил, и с высокой скалы, Но рыцарь и латник недвижно стоят; И все безответны... вдруг паж молодой И он подступает к наклону скалы
И вдруг, успокоясь, волненье легло; И он, упредя разъяренный прилив, Над бездной утихло... в ней глухо шумит...
«Хоть брось ты туда свой венец золотой, Немало судов, закруженных волной, И воет, и свищет, и бьет, и шипит, Вдруг... что-то сквозь пену седой глубины И долго дышал он, и тяжко дышал, Он на берег вышел; он встречен толпой;
«Да здравствует царь! Кто живет на земле, Стрелою стремглав полетел я туда... Но богу молитву тогда я принес, И смутно все было внизу подо мной Я видел, как в черной пучине кипят, И был я один с неизбежной судьбой, И я содрогался... вдруг слышу: ползет Чудесен рассказ показался царю: То слыша, царевна с волненьем в груди, Но царь, не внимая, свой кубок златой В нем жизнью небесной душа зажжена; Утихнула бездна... и снова шумит... Баллада В. Жуковского «Кубок». |
Читайте: |
---|
Популярное:
Новое
- К чему снится клещ впившийся в ногу
- Гадание на воске: значение фигур и толкование
- Тату мотыль. Татуировка мотылек. Общее значение татуировки
- Что подарить ребёнку на Новый год
- Как празднуют день святого Патрика: традиции и атрибуты День святого патрика что
- Как научиться мыслить лучше Я не умею быстро соображать
- Эти признаки помогут распознать маньяка Существует три способа достижения абсолютной власти
- Как спастись от жары в городской квартире
- Слова благодарности для учителей: что написать в открытке любимому педагогу?
- Слова благодарности для учителей: что написать в открытке любимому педагогу?