Главная - Невербальное общение
Какой музей живописи собрали медичи. Главные музеи Флоренции — Питти, Академия

Мария Медичи станет матерью короля Людовика Тринадцатого. Обе королевы сделают французский двор более изящным и утонченным. Екатерины введет в моду придворный балет и тосканскую кухню, ставшую основой знаменитой французской кухни, а Мария прикажет выстроить изящный Люксембургский дворец и разбить прекрасный Люксембургский сад. Она будет покровительствовать Пуссену и Рубенсу.

Портрет королевы Франции Марии Медичи. Холст, масло.
Франс Поурбус Младший (Антверпен, около 1569 - Париж, 1622).
Флоренция, Палаццо Питти.

Живопись — Скульптура — Архитектура во музеях, церквях и во дворцах Флоренции

Главные музеи — этим можно посвятить отдельную экскурсию или иногда добавить их посещение к экскурсии по городу, для того, чтобы углубить знакомство с Флоренцией и её наследием. Всегда экскурсию проводим с учетом интересов разной аудитории: от школьников до более искушенных знатоков.

Как все хорошо знают, Флоренция — один из первых городов в мире по концентрации памятников искусства. Многие из достопримечательностей прошлых веков до сих пор находятся там, где первоначально их установили, на площадях или в церквях, другие были перенесены в разные музеи города. Некоторые из этих музеев были образованы как собрания произведений искусства, другие являются дворцами, стены и интерьеры которых свидетельствуют об их истории. По мимо известнейшей Галереи Уффици, Флоренция выставляет свои сокровища и в других, не менее важных музеях.

Палатинская Галерея — резиденция и коллекция Медичи

Палатинская Галерея Палаццо Питти — собрание картин, рожденное из коллекции и увеличенное в течение веков. Рафинированный вкус великих герцогов и других представителей этого рода определил выбор произведений XVI и XVII веков. Сердцем коллекции являются 11 известнейших шедевров Рафаэля . Никакой другой музей в мире не может гордиться столь обширным собранием его картин. Экскрсия проходит в роскошных покоях этой королевской резиденции, сами по себе ставшими шедеврами стиля барокко, где выставляются и важнейшие произведения Караваджо , Тициана , Андреа дель Сарто , Джоржоне , Рубенса , Ван Дейка .

Национальный Музей Барджелло — скульптура Возрождения

Флоренция — родина многих великих скульпторов. В Музей Барджелло шедевры, позволяющие проследить путь зарождения искусства скульптуры в XV веке, в котором Донателло был главным действующим лицом. Его «Давид» и «Св. Георгий», рядом с другими его пройзведениями, раскрывают как конкретность скульптурной формы становится выражением нового идеала эпохи Возрождения. Верроккьо также представлен своим юным «Давидом». В залах Барджелло можно встретить второе поколение скульпторов, среди которых возвышается абсолютный гений Микеланджело . Здесь пять его изваянии, среди которых его ранняя скульптура «Вакх» и зрелое произведение «Брут» . Бенвенуто Челлини и Джамболонья приглашают нас подняться на вершины совершенства и мастерства, достигнутые ими в XVI веке. Значимыми являются также коллекции керамики мастерской Делла Роббия , медалей, античного оружия, работ из слоновой кости и много ещё, что позволит нам узнать об искусстве разных веков, с X до XVIII веков, и разных культур: византийской, лангобардской, французской и мавританской.

Музей «Опера дель Дуомо» — Музей кафедрального собора

«Опера дель Дуомо» — и по сей день действующее учреждение самоуправления собора — была основана вместе с началом строительства собора в 1296 году. Музей «Опера дель Дуомо» , собор Санта Мария дель Фиоре и Баптистерий являются нераздельной частью единого целого. Само название музея говорит о том, что в его залах выставляются произведения из Дуомо (собора) и Баптистерия. Здесь выставлены ради их сохранности бронзовые золоченные горельефы «Врата Рая» Лоренцо Гиберти , великолепные по мастерству перспективы и по утонченности фигур; скульптуры Донателло , среди которых поражающая своей аскетичностью Мария Магдалина; волнующая и трагичная «Пьета» , задуманная им для своего же надгробия, — красноречивое, хотя и преждевременное завещание. В залах этого музея можно также увидеть, восстановленную в натуральной величине, модель первого фасада, и то, что проиллюстрирует процесс строительства купола, сконструированного гением Брунеллески , и создание сегодняшего фасада Собора в конце позапрошлого века. Экскурсия в музей «Опера дель Дуомо» — это путешествие по миру скульптуры и архитектуры с XIII до XIX века.

Музей Палаццо Веккьо — где Зал Пятисот

Палаццо Синьория или Палаццо Веккьо – символ Флоренции с 1302 года. Дворец правительства Республики, сегодня — городское правление, всегда был гражданским центром города. Его могучие стены, воздвигнутые Арнольфом ди Камбио , видели апофеоз флорентийской республики и смену власти с установлением герцогства Медичи. В зале канцелярии этого дворца Макиавелли «ткал» политику республики, сюда же Козимо I Медичи в начале своего правления перенес двор и учредил Герцогство. Интерьеры – внутренние дворики, покои апартаментов, залы приема – показывают, как со сменой политического строя меняется оформление и, как искусство становится рупором различных идеалов, так например Зал Пятисот. Музей Палаццо Веккьо — уникальная возможность посетить интерьеры XV и XVI веков. Немало шедевров выставлены в этих залах: среди них «Юдифь» Донателло и «Гений Победы» Микеланджело . Дворец, и конкретнее Зал Пятисот, стали фоном многочисленных фильмов и пройзведении литературы, среди них: «Ганнибала» Ридли Скотт и «Инферно» Дана Брауна.

Капеллы Медичи — усыпальница великого рода

Созданные в разные эпохи, как усыпальницы для погребения при церкви Сан Лоренцо, Капеллы Медичи позволяют пройтись по двухсотлетней истории этого прославленного рода. Первая из них — Новая Ризница , место погребения Лоренцо Великолепного , — это единственное место на свете, где гений Микеланджело нашел одновременно свою реализацию как скульптор и как архитектор. Только здесь есть возможность увидеть его скульптуры в архитектурной раме им, и для них, задуманной. «Утро», «День», «Вечер» и «Ночь» гармонично переплетаются с пространством, заключая в себе все мироздание. Вторая усыпальница- Капелла Принцев , мемориал великих герцогов рода Медичи, демонстрирует, как мрамор и полудрагоценные камни служат представлением вечной славы, которой жаждут царствующие особы. Особо примечательными являются образцы флорентийской мозаики .

Галерея Академия — Давид!

Галерея образовалась как коллекция Академии Художеств и состоит из икон, картин и скульптур. Богато представлены и гипсовые модели, позволяющие понять процесс создания скульптур. Но с тех пор, как в конце XIX века «Давид» Микеланджело был перенесен в эти стены из площади Синьории, галерея Академии стала синонимом музея скульптур великого Буонарроти. Здесь выставляются также его «Св. Матвей» и четыре «Раба» . Эти шесть произведений Микеланджело делают это собрание одним из самых важных в мире. Оно позволяет проследить тот творческий путь, что привел скульптора от идеалов Возрождения, выраженных «Давидом», к более зрелым видениям человеческой судьбы, утвержденным в могучих «Рабах».

Сан Марко — искусство и духовность

Редкий пример монастыря XIV века, который великолепно сохранился. . Сам он был монахом доминиканского ордена, жил в стенах этого монастыря и расписывал для своих собратьев кельи. В помещениях, иллюстрирующих строгий образ жизни монахов, были собраны произведения, созданные Фра Анджелико в течение десятилетий для разных церквей. Сан Марко — самое главное собрание творений Фра Анджелико – мастера, чья кисть преображает форму в дух и, одновременно, являет глазам невидимое. Алтарные части, фрески в кельях показывают как идеал Возрождения оказался плодотворным не только для произведений светского назначения, но и для работ глубоко духовных по содержанию. Сан Марко также монастырь Савонаролы , и хранит память своего настоятеля, того, что воплощал в своей судьбе и огонь политической страсти, и вершину веры.

Сколько бы времени Вы ни отвели на посещение Флоренции, его всегда будет мало. Одних только музеев во Флоренции насчитывается более 80. Ежегодно город посещают миллионы туристов, и в сезон избежать толп, увы, невозможно. При этом, каждая минута, потерянная в очереди на очередную достопримечательность, увеличивает счет упущенных возможностей. А если Вы оказались во Флоренции, скажем, в июне, то таких упущенных возможностей набежит немало.

Итальянцы приняли этот факт во внимание, и разработали систему, позволяющую покупать билеты в музеи Флоренции online . В этой статье мы расскажем о наиболее интересных из музеев города, куда можно купить билеты через интернет.

Галерея Уффици

Основанная во второй половине XVI века, Флорентийская Галерея Уффици (Uffizi) считается одним из самых значительных музеев изобразительного искусства в Европе. Основу музея составила коллекция картин, переданная Галерее семьей Медичи, правившей Флоренцией долгие годы.

Среди ее экспонатов – произведения Леонардо да Винчи, Рафаэля, Тициана, Микеланджело, Караваджо и др. Наряду с итальянскими мастерами, в Галерее Уффици представлены лучшие полотна известных французских, испанских, немецких, голландских и др. художников, а также образцы искусства Античной эпохи.

В Галерее Уффици есть автопортреты российских художников

Своеобразной изюминкой Галереи Уффици считается уникальная коллекция автопортретов знаменитых художников. Примечательно, что идея собирать автопортреты мастеров кисти принадлежит Кардиналу Леопольду Медичи, прославленному отпрыску семьи Медичи, жившему в XVII веке.

Музей Барджелло

Построенный в XIII веке, нынешний Музей Барджелло (MuseodelBargello) изначально представлял собой укрепленный замок и выполнял функцию ратуши. Во времена правления семьи Медичи Замок Барджелло стал тюрьмой, а в его дворе казнили приговоренных к смерти арестантов.

Позже в здании размещалась городская полиция. И только в 1865 году Замок был превращен в Национальный музей Барджелло , экспонатами которого стали работы итальянских скульпторов эпохи Возрождения (XIV-XVII вв.).

В знаменитой скульптурной коллекции Музея первый шедевр Микеланджело – статуя бога вина Вакха и мраморный бюст Брута, убившего римского императора Цезаря. Бронзовая статуя этрусского бога «Амура-Атиса» и «Давида», победившего могучего Голиафа, – творения рук Донателло, Меркурий – флорентийского скульптора-маньериста Джамболоньи и др.

Какое-то время в здании музея Барджелло размещалась городская полиция

Национальный Музей Барджелло располагает также и другими, не менее интересными экспонатами. Среди них – коллекция старинного оружия, доспехов, арабских ковров, ювелирные изделия, майолика, изделия из слоновой кости и медали из коллекции семьи Медичи.

Капелла дель Подеста , расположенная на территории Музея Барджелло, также заслуживает отдельного внимания. Это место, где проходили последние часы приговоренных к смертной казни. Ее стены расписаны картинами, изображающими Рай, Ад и сцены из жития Святых, выполненные мастерами итальянской школы живописи, основанной Джотто ди Бондоне еще в начале XIV века.

Галерея Академии

Основанная в XVI веке при поддержке тосканского герцога Козимо I – продолжателя рода Медичи, – Академия изящных искусств во Флоренции стала первой академией живописи в Европе.

Картинная Галерея (Galleriadell’Accademia), созданная при Академии в 1784-м, первоначально выполняла функцию наглядного пособия для студентов художественных школ, подчиняющихся Академии. Здесь начинающие художники обучались секретам живописи, рассматривая произведения великих мастеров прошлого.

В Галерее Академии можно увидеть и оригинал статуи Давида работы Микеланджело

Сегодня в собрана крупнейшая во Флоренции коллекция живописи и скульптуры XV-XVI веков. Среди ее экспонатов всемирно известные работы Микеланджело – «Давид» и «Пленники», «Похищение сабинянок» Джамболоньи и др. Жемчужиной собраний по праву является живописное творение Сандро Боттичелли – «Мадонна у моря».

Также в Галерее Академии представлена уникальная коллекция гобеленов и табернаклей – богато украшенных сооружений, предназначенных для хранения предметов религиозного поклонения.

Палаццо Питти

Палаццо Питти (PalazzoPitti) – Королевский Дворец XVI века, служивший резиденцией семьи Медичи, а затем династии Лотарингских герцогов и итальянских королей. Сегодня Палаццо – один из крупнейших музейных комплексов и самых значительных достопримечательностей Флоренции.

Палаццо Питти включает в себя Палатинскую галерею, Королевские апартаменты, Галерею современного искусства, Музей серебра, Музей фарфора, Ювелирный музей, Музей карет и Галерею костюмов – крупнейшую в Италии коллекцию, посвященную истории моды.

Палаццо Питти был резиденцией королевских семей Флоренции

Палатинская галерея , оформленная в стиле барокко, представляет собой уникальное собрание произведений искусства. Среди ее экспонатов – 11 картин Рафаэля, знаменитые полотна Боттичелли, Тициана, шедевры Караваджо, Ван Дейка, Рубенса и др.

Музеи – своеобразная сокровищница изделий из золота и серебра, драгоценных камней, слоновой кости и пр. Здесь собрана также уникальная коллекция древнеримских амфор и ваз из Византии и Венеции.

Палаццо Веккьо

Одним из самых прославленных строений Флоренции является Палаццо Веккьо (PalazzoVecchio), возведенный в XIII веке для административных целей. Поначалу здесь заседали приоры, позже – синьоры, а после них – флорентийские герцоги.

Сегодня Дворец также выполняет административные функции – служит ратушей. Флорентийцы, как и много веков назад, продолжают проверять время по часам Палаццо Веккьо, установленным на 94-метровой башне баварским мастером в 1665 году.

Экскурсионная программа в Палаццо начинается с внутреннего дворика, выполненного в стиле раннего Возрождения.

Залы Палаццо Веккьо украшены золотым потолком и фресками

Салон пятисот, некогда предназначавшийся для проведения заседаний, украшен аллегорическими фресками Вазари и скульптурными композициями Микеланджело и Джамболонья.

Одностолпная палата Патриаршего дворца

20 мая 2011 г. в Одностолпной палате Патриаршего дворца откроется уникальная экспозиция под названием «Сокровищница Медичи». Впервые на выставке в России будут представлены шедевры, входившие в собрание знаменитой флорентийской династии. С течением времени великолепная коллекция Медичи оказалась рассеянной по разным музеям Флоренции - большая ее часть хранится ныне в Музее серебра Палаццо Питти, а также в Национальном музее Барджелло, Галерее Палатина, национальном археологическом музее, Галерее Уффици и Музее флорентийской мозаики (“Opificio delle pietre dure”). Все они объединились в рамках впечатляющего выставочного проекта Музеев Кремля, чтобы дать российским зрителям наиболее полное представление о блеске и великолепии двора Медичи. Никогда прежде в нашей стране не проводилось выставок такого уровня, посвященных итальянскому декоративно-прикладному искусству. Нынешняя экспозиция - часть программы «Королевские и императорские сокровищницы в Кремле», осуществляемой Музеями Московского Кремля с 2004 года, и приурочена к году русского языка и русской культуры в Италии и году итальянского языка и итальянской культуры в России.

Представители династии Медичи управляли Флоренцией с XV по XVIII вв. Восхождение семейства к вершинам власти началось с Козимо Старшего, который сумел подчинить себе весь город, даже не будучи признанным его официальным главой. Времена правления Козимо, а позже - его внука Лоренцо, прозванного Великолепным, стали «золотым веком» Флоренции, превратившейся в один из главных центров итальянского Возрождения. Власть Медичи ненадолго прервалась после смерти Лоренцо, но уже в первом десятилетии XVI века династия вернулась на утраченные позиции. При помощи императора Карла V Медичи получили звание великих герцогов и продолжали в таком качестве управлять Флоренцией (а впоследствии и всей Тосканой) на протяжении последующих двухсот лет. Только в XVII в. авторитет их стал ослабевать, а случайная смерть не оставившего наследников Джан Гастоне, последнего представителя семейства, оборвала династическую линию.

Начало коллекции Медичи было положено еще при Джованни ди Биччи, отце Козимо Старшего. Страсть к собирательству унаследовали и все последующие поколения. Не имеющие возможности похвастаться высоким происхождением (по преданию, они вели свой род от придворного врача Карла Великого), Медичи осознавали, что обладание изысканными и ценными вещами укрепляет их статус, демонстрируя образованность и культурность владельцев и, как следствие, способствует упрочению политической власти. Сокровищница Медичи включает в себя хрустальные кубки, ценнейшие античные сосуды и камеи, монеты и медали, драгоценные вазы, предметы из слоновой кости с тончайшей резьбой, мелкую пластику из бронзы, причудливые скульптуры из раковин, кубки-наутилусы в драгоценной оправе, всевозможные украшения. Эта известная во всем мире коллекция стала образцом для последующих правителей-коллекционеров, своего рода «протомузеем» и прообразом будущих европейских кунсткамер.

Посетители выставки в Музеях Кремля смогут увидеть лучшие вещи, тщательно отобранные из собрания флорентийских властителей, проследить за становлением и развитием коллекции. Экспозиция будет развернута в хронологическом порядке, представляя собирательские интересы Медичи, начиная с Лоренцо Великолепного и заканчивая Анной Марией Луизой, передавшей Флоренции родовые сокровища с условием, что они никогда не покинут города. Показанные на выставке предметы, связанные с конкретными представителями династии, не только важны как произведения искусства, но являются ценными историческими свидетельствами, позволяющими проникнуть в характер их владельцев и лучше понять историческую обстановку, в которой те жили.

Так, первые Медичи отдавали предпочтение античным памятникам (или вещам «в античном вкусе»), что было весьма характерно для эпохи Ренессанса в целом. Представители итальянских правящих родов желали видеть себя преемниками Римской республики, и Медичи не являлись исключением. Важной частью выставки станет собрание гемм. Посетители увидят великолепные произведения глиптики, созданные в античную эпоху, а также камеи, выполненные на основе древних образцов, с портретами флорентийских властителей, мечтавших быть увековеченными в соответствии с древнеримским культом прославленных мужей. Одним из самых интересных и неожиданных памятников этого ряда является портрет Савонаролы - фанатичного монаха, проповедовавшего во Флоренции в конце XV века. После смерти Лоренцо Великолепного он на некоторое время фактически сосредоточил в своих руках власть над городом, но впоследствии был казнен. Камея с изображением Савонаролы, вырезанная из сердолика знаменитым мастером Джованни делле Корниоле (так и прозванного - Сердоликовым), хранилась в коллекции Козимо I в числе наиболее ценных предметов. Не меньший интерес вызывают геммы с мифологическими изображениями и сценами из римской истории - как, например, «Падение Фаэтона» или «Жертвоприношение Муция Сцеволы». С влиянием античной мифологи связан еще один уникальный экспонат - печать с рельефным изображением Геркулеса (считавшегося основателем Флоренции), один из наиболее значимых символов власти рода Медичи.

При сыновьях Козимо I, Франческо и Фердинандо, коллекция пополнилась великолепными образцами «пьетре дуре» - изделиями из полудрагоценных камней, в том числе вазами причудливых форм в виде всевозможных зверей и птиц. Великий герцог Франческо организовал мануфактуру, где работали лучшие итальянские и иностранные мастера, производившие неподражаемые вещи из горного хрусталя, сосуды из полудрагоценных камней и даже фарфор. Впоследствии эти разрозненные мастерские были объединены под одной крышей Галереи Уффици, достигнув расцвета во времена правления Фердинанда I и став центром производства так называемой флорентийской мозаики. Московские зрители смогут увидеть великолепные образцы работ в этой технике - настоящие картины из камня, в том числе портрет самого Фердинанда I.

Медичи XVII века уже мало походили на своих славных предков, занимаясь не столько делами государства и культуры, сколько собственными увеселениями, однако страсть к коллекционированию оставалась неизменной. При Козимо II, следующем флорентийском герцоге, и его сыновьях в родовой коллекции помимо традиционных камей, медалей, ваз и статуэток появилось большое количество произведений из слоновой кости - от изящных статуэток (например, восхищающая тонкостью исполнения фигурка любимой собачки Марии Магдалины Австрийской, супруги Козимо II) до сложных религиозных композиций.

Особого внимания заслуживают драгоценности, связанные с именем последней представительницы рода Медичи - Анны Марии Луизы. Подвески и украшения, созданные из барочных жемчужин, золота, эмалей и драгоценных камней, представляют собой настоящие миниатюрные скульптуры, среди которых встречаются эпизоды из комедии дель арте, античной мифологии, фигурки зверей и птиц. Одна из таких скульптурок представляет собой золотую колыбельку, внутри которой закреплена большая барочная жемчужина, изображающая пуховое одеяльце, из-под которого виднеется головка младенца. Таков был символический дар Анне Марии Луизе от супруга с пожеланием рождения сына и наследника (мечта, так и не воплотившаяся в жизнь).

Все предметы, принадлежавшие разным представителям могущественной династии, будут демонстрироваться рядом с портретами семейства Медичи, причем не только непосредственных властителей Флоренции, но и их знаменитых родственников - в том числе папы Льва X и французских королев Катерины и Марии Медичи.

Одновременно с экспозицией в Москве в Палаццо Питти пройдет выставка «Сокровищница Кремля». Таким образом итальянские зрители также получат возможность познакомиться с лучшими экспонатами, хранящимися в собрании Оружейной палаты. Подобный обмен шедеврами, несомненно, будет способствовать сближению наших культур.

Богатой достопримечательностями мирового значения. Историей пропитана вся атмосфера, здесь ходили великие мастера эпохи Возрождения. На улицах Флоренции могли пересечься пути Микеланджело и Леонардо (такая встреча запросто могла окончиться темпераментной перепалкой, художники конфликтовали, и лишь время смогло примирить их). На камне, когда-то стоявшем на площади Дуомо, любил размышлять Данте (к сожалению, этот валун не сохранился, а жаль, но место, где он стоял, знают здесь все). Проповеди Савонароля тоже проходили на этих улицах.

Настоящая жемчужина Флоренции - галерея Уффици, собравшая множество великих шедевров искусства.

Флоренция и ее меценаты

Флоренция, в отличие от многих старинных городов, всегда строилась по плану, этому городу изначально чужда хаотичность. Постоянное совершенствование зданий, улиц и площадей стало целью многих создателей архитектурных ансамблей. Конечно же, такое отношение к внешнему виду города не обходится без серьезных материальных затрат, но за деньгами дело, как правило, не стояло. Богатейшие флорентийские семейства Альберти, Строцци и многие другие не жалели золота, стремясь создать прекрасное обрамление этой жемчужины Тосканы, а заодно и увековечить свои имена.

Медичи, чьи предки занимались врачеванием, в середине пятнадцатого века стали процветающими банкирами. Их пожертвования выделялись особой щедростью, а коллекция живописи и скульптуры легла в основу будущего великого музея, которым гордится Италия. Галерея Уффици основана Медичи.

Постройка здания городской администрации

В 1559 году один из I (Старший), правящий городом в то время, решил создать централизованный орган руководства и собрать всю администрацию в одном здании. Человеком он был не очень ученым, хотя искусство искренне почитал, но к мысли о создании галереи пришел позже.

Интересно, что скульптуры, положившие начало коллекции, были забракованы Ватиканом, а потому подарены Пием V У церковного руководства претензии вызвали не художественные достоинства произведений, а то, что статуи изображали обнаженных персонажей, это казалось греховным. Сначала все эти сокровища хранились в родовом во дворце Рикарди, служившем Медичи родовым замком.

Тем временем в 1560-м году началось проектирование просторного палаццо, порученное известному архитектору Вазари. Предполагался снос многих строений, а их обломки разрешалось применять для возведения нового дворца. Слово «Уфиции» переводится с итальянского как «канцелярии» (во множественном числе).

Архитектурные проекты

Дело затянулось, в 1574 году мастер скончался, и завершать строительство пришлось Буонталенти, который справился с задачей через год. К этому времени назначение здания уже изменилось, но название осталось прежним, галерея Уффици. Флоренция обогатилась созданными великим мастерами и собранными семьей Медичи произведениями, но наслаждаться ими могли сначала только представители знати. Десять лет здание продолжало достраиваться, в конечном счете дворец в плане получился подковообразным, с видом на реку из окон узкой стороны. Уничтожать некоторые старинные постройки (старый Монетный двор и собор Сан-Пьетро Скераджо) у архитекторов рука не поднялась, и они вошли в общий ансамбль. На тот момент обоим сооружениям уже исполнилось по четыре века.

Формирование галереи

Уже к окончанию строительства Вазари (а он был художником, а не только зодчим) отдавал себе отчет в том, что строится им не дворец для городской администрации, а галерея. Уффици открыли в шестнадцатом веке, и перспективные решения, принятые архитектором, способствовали наиболее выгодным световым условиям для будущей экспозиции. В 1737 году, согласно завещанию кардинала Леопольдо, последнего из рода Медичи, вся семейная коллекция стала достоянием города Флоренции. Еще через век музей стал публичным. Тогда же, в тридцатые годы восемнадцатого столетия, была составлена первая опись коллекции, занявшая десять томов.

Автопортреты

Галерея Уффици собрала множество автопортретов, как старинных, так и современных, по которым можно изучать эпохи. Основой этой коллекции была серия работ, купленных Леопольдом Медичи, служившим кардиналом, у римской Академии Св. Луки, а затем она регулярно пополнялась. Местом экспозиции портретной живописи стал первый этаж здания. Благодаря этому собранию современные люди могут получить представление о внешности и характерах великих живописцев, итальянских (среди которых да Винчи, Тициан, Веронезе, Романо, Рафаэль, Микеланджело) и из других стран (Дюрера, Рембрандта, Рубенса, Веласкеса, Ван Дейка и Карла Брюллова). Кстати, о Брюллове. Его поклонниками были Вальтер Скотт и Коммучи, они восхищались «Последним днем Помпеи», картиной, произведшей в Италии настоящий фурор еще до триумфа в Санкт-Петербурге.

А ведь представлены еще и Джотто, и Караваджо, и множество других славных имен…

Трибуна Уффици

Есть в галерее особая дверь, обитая кожей и сукном, ведущая в центральную экспозицию, названную Трибуной. Зал не очень большой, освещен стеклянным фонарем в крыше и содержит самые выдающиеся произведения, среди которых и скульптуры, и картины разных эпох и школ. В центре восьмистенной комнаты стоит Венера в окружении пляшущих фавнов и Аполлона. Здесь же и скульптура сурового раба, точащего нож. Еще две Венеры, на этот раз живописные, принадлежат кисти Тициана. Считается, что в Трибуне собрано лучшее, что может предложить вниманию галерея Уффици: картины Рафаэля «Мадонна с щегленком» «Портрет папы Юлия II» и «Иоанн Креститель». Здесь же и «Рождение Венеры» Ботичелли, и несколько произведений, раскрывающих библейскую тему поклонения волхвов (Гирландайо и Леонардо да Винчи), но настоящая жемчужина - «Святое Семейство» титана Возрождения Микеланджело.

Потери Уффици

Италия на протяжении веков пережила многие потрясения и войны, в которых гибли не только люди, но и произведения искусства. Много раз несла потери и галерея Уффици. Флоренция оказалась на пути наполеоновских армий. Коллекция была повреждена и частично разграблена во время боевых действий, проходивших в 1943 году, когда нацисты оккупировали страну, пытаясь воспрепятствовать продвижению союзных войск. Тогда, после взрыва городского водопровода, нижний этаж был частично затоплен. Бед добавили и террористы, убившие в 1993 году бомбой пятерых человек и нанесшие вред бесценным произведениям искусства в зале Ниобы. Некоторые фрески восстановить не удалось.

Перед тем как посетить это замечательное собрание, полезно ознакомиться с некоторой информацией о том, каковы правила и где находится галерея Уффици. Фото и киносъемка в залах, как и в большинстве музеев, запрещена. Это не причуды администрации, а вполне рациональная мера, требующаяся для обеспечения сохранности картин. Выходной здесь - понедельник, в любые другие дни двери приветливо открыты с полдевятого утра до семи вечера, но приходить лучше пораньше, посетителей много, и образуются очереди, стоять в которых предстоит не менее часа (а порой и намного дольше). Зимой людей меньше. Входной билет стоит 9 евро и 10 центов, но в день рожденья всем можно заходить бесплатно. Это же касается и прекрасной половины человечества, но только в 8 марта (здесь его тоже празднуют).

Никаких напитков с собой брать не стоит, не пустят. Предложения экскурсии в обход очереди, поступающие от некоторых предприимчивых гидов, следует игнорировать. Собирается группа долго, и времени уйдет не меньше, чем на стояние в очереди, а затраты существенно увеличатся. Уж лучше забронировать свое посещение по интернету, ждать придется всего минут двадцать, наценка 4 евро, но опаздывать нельзя.

Рюкзак лучше всего оставить в гостинице, с ним не пустят, а очередь в камеры хранения почти такая же, как за билетом. Галерея Уффици любезно предлагает за 8 евро очень удобную вещь, называемую аудиогидом. Чтобы его взять, нужен залог, любой документ с фотографией.

И не стоит ставить цель увидеть все за одно посещение. Это просто невозможно. Если на многократный визит времени не хватает, лучше сосредоточиться на наиболее интересном направлении в искусстве, ими богата галерея Уффици. Отзывы знакомых и друзей, побывавших здесь, помогут в этом.

Как найти?

Музейный комплекс найти несложно, достаточно любому местному прохожему сказать два слова: «галерея Уффици». Адрес простой, площадь Уффици, дворец Уффици. Вообще-то по-итальянски правильно говорить три слова: «Galleria degli Uffizi», но поймут и так. Это в самом центре города, с одной стороны мост Понте Веккьо, с другой площадь Сеньории. Расположен самый большой на реке Арно.

Император, приносящий жертву Надежде (камея). II-IV век н.э. Оникс, металл, позолота. Нац. археологический музей.

Гермафродит, лежащий под дереовом, и три эрота. III век н.э. - камея, 16 век - оправа. Халцедон, гранаты, изумруды, золото, эмаль. Нац. археологический музей.

Чаша для соли. Чаша - середина XVI в.; оправа - 1560-1567 гг. Оправа - Франсуа Кревкюэр (даты жизни не известны, упоминается в 1555-1567 гг.).
Перламутр, покрытый резьбой и гравировкой, раскрашенный, серебряное литье с чеканкой и позолотой.

Рафаэль Санти. Папа Лев Десятый с кардиналами Джулио Медичи и Леон Росси. 1518. Галерея Уффици. Флоренция .

Сын Лоренцо Великолепного Джованни достигнет вершины духовной власти - станет понтификом под именем папы Льва Десятого. И отнесется в этому очень философски: "Будем наслаждаться папством, раз Бог нам его дал". Таким его изобразит Рафаэль, эпикурейцем с лупой в руках, рассматривающим украшенную драгоценностями миниатюру. Любимая Флоренция тоже не будет забыта. По его поручению Микеланджело начнет работу над фамильной усыпальницей в семейной церкви Медичи Сан Лоренцо.

Баччо Бандинелли. Бюст Козимо I Медичи. 1558, бронза. Галерея Палантина

Титул Великого герцога Тосканского, который уравняет его с европейскими венценосными особами, получит представитель побочной линии Медичи, Козимо Первый. Он выступит собирателем итальянских земель, проявит себя талантливым военноначальником и организатором - станет основателем тосканского флота. .Его жена, испанская аристократка Элеонора Толедская, принесет ему огромное приданное и приобретет для семьи новую резиденцию - Палаццо Питти. Сейчас здесь расположен Музей Серебра, хранящий львиную долю сокровищ Медичи.

Доменико Кампаньи. Портреты Козимо Первого и Элеоноры Толедской. Камея. Около 1574 года. Палаццо Питти. Музей серебра. Флоренция .

Портрет Джироламо Савонаролы. Джованни делле Корниоле. Инталия. 1498-1616. Палаццо Питти. Музей Серебра. Флоренция

А до королевского трона доберутся женщины из клана Медичи. Трон будет французский, а первой королевой из рода Медичи будет Екатерина. Несмотря на то, что французы встретят итальянскую "выскочку" в штыки, Екатерина не только "приживется" во Франции, но и сумеет сохранить трон после смерти мужа для своих детей в очень непростые для Франции времена религиозных войн. Ей придется проявлять и осмотрительность, и мудрость, и коварность и хитрость. Но Екатерина справится, на то она и Медичи.

Портрет королевы Франции Екатерины Медичи 1547-1559.
Холст, масло.
Жермен Ле Маннье


.


Около 1640 г.
Последователь Юстуса Суттерманса (Карло Босси?) (работал между 1633-1655).
Холст, масло.
Флоренция, Галерея Уффици.

Маттео Пьятти, Доспех Франческо I. Сталь; чеканка. Флоренция, Национальный музей Барджелло

Мастерские Великого герцогов Тосканских. Ex Voto Козимо II Медичи. 1617-1624. Поделочные камни, алмазы, золото, бронза, позолота, эмаль. Музей серебра, Палаццо Питти

Рельеф с изображением Козимо II Медичи - центральная часть роскошного палиотто (декоративной фронтальной панели, закрывающей алтарь). Герцог намеревался украсить престол церкви Св. Карла Борромео в Милане в качестве вотивного подношения (ex voto) в надежде избавиться от тяжелого недуга - туберкулёза. Козимо II Медичи скончался в возрасте 31 года, так и не успев передать рельеф храму .

Мастерские Великого герцогов Тосканских. Портрет Фердинанда I Медичи. Конец 16 - нач. 17 вв. мозаика из цветного стекла. Флоренция, Музей флорентийской мозаики


Пластина с попугаем на ветке груши. XVII в.

Флоренция, Музей флорентийской мозаики.
Мозаика преимущественно из мягких камней на фоне из черного мрамора.


Мастерские Великого герцогов Тосканских. Панель с подсолнухом. Середина 17 вв., мозаика из полудрагоценных камней. Флоренция, Музей флорентийской мозаики
.

Род Медичи прервется в 18 веке. Последней Медичи станет Анна Мария Луиза. У нее не будет детей. Не поможет даже подарок-талисман от мужа. Великолепная барочная жемчужина, напоминающая младенца в колыбельке. После кончины её мужа Козимо Третьего на земли Тосканы придут испанцы, а затем армия Франциска Лотарингского, будущего императора Священной Римской империи Франца Второго.

Но она сумеет сделать любимой Флоренции королевский подарок, достойный славного рода Медичи, завещав родному городу собственность своего семейства: художественные собрания, коллекцию антиков и драгоценностей, книги и рукописи, с тем условием, что они никогда не покинут город.

.



Путто, пускающий мыльные пузыри. XVII в.
Круг Франсуа Дю Кенуа (1597-1643).
Слоновая кость, подставка из дерева.
Флоренция, Палаццо Питти, Музей серебра

Около 1559-1562 гг.
Якопо Ниццолла да Треццо. (Треццо, 1514 - Мадрид, 1589).
Оникс, золото, цветная эмаль.

Голова Медузы. XVI в.
Миланская мастерская.
Халцедон, золото, эмали.
Флоренция, Национальный археологический музей

Поклонение волхвов. Иоганн Кристиан Браун (1654-1738).
XVII в.
Слоновая кость.
Флоренция, Палаццо Питти, Музей серебра

Маска. Оправа - первая четверть XVII в.
Французский ювелир.
Бирюза, алмазы, золото, позолоченное серебро, эмали.
Флоренция, Палаццо Питти, Музей серебра.

Подвеска в форме гондолы.Около 1568 г.
Джованни Баттиста Сколари.
Золото, цветная эмаль, жемчуг, рубины, изумруды, алмазы.
Флоренция, Палаццо Питти, Музей серебра


.

Башмачник. Конец XVII в.
Немецкий ювелир.

Подвеска с драконом и пчелой.
Немецкий ювелир. Около 1580
Золото, эмали, рубины, барочная жемчужина
Флоренция, Палаццо Питти

Фламандская мастерская. Стрекоза. XVII век
Золото, эмали, алмазы, рубины, жемчужина барочной формы, серебро


Голландский мастер. Колыбель с барочной жемчужиной в виде младенца. Около 1695 г.

Вот такие они, эти Медичи, "явившиеся" в Кремль, в одностолпную палату Патриаршего дворца со своими сокровищами. Выставка "Сокровища Медичи" открылась в мае. Кому-то, из посмотревших ее друзей, выставка нравилась, кто-то ругал. Наиболее строгий вердикт вынес продвинутый сын подруги:" Ерунда (он сказал по-другому), тесно, темно, шедевров нет, сплошной гламур эпохи Возрождения! Идите лучше в ГМИИ на "Даму с единорогом"! Но услышав словосочетание "гламур эпохи Возрождения" мы помчались в одностолпную палату на следующий же день. На аудиенцию к "гламурным" Медичи.

И не пожалели. Шедевры были. Чего стоил, например, портрет папы Льва Десятого, кисти Рафаэля. Но, главное, в одностолпной палате явно витал дух семейства Медичи. "Теснота, и темнота" не мешали, а мистическим образом "работали" на эту идею. Таинственно поблескивающие в полутьме портреты создавали "эффект присутствия" членов великой династии.

Медичи не стали "прятаться" за гениальными произведениями великих соотечественников. Из живописи - только фамильные портреты. И "личные вещи" - уникальная коллекция драгоценных артрефактов, расположеная в хронологическом порядке. От кубков и античных ваз Козимо Старшего, камей и гемм Лоренцо Великолепного, восхитительных флорентийских мозаик герцогов Тосканских до барочных драгоценностей Марии Луизы Медичи, украшений, подвесок из жемчуга, золота и многоцветных эмалей.

Флорентийская мастерская, Ганс (Джованни) Домес. Чаша. 1579, лазурит, золото, бронза, эмаль, позолота. Музей серебра, Палаццо Питти.

Флорентийская мастерская, Ганс Домес. Кувшин для омовения. 1577-1578, лазурит, золото, бронза, эмаль, позолота. Музей серебра, Палаццо Питти.

Винченцо ди Росси. Геракл. ок. 1560-1574, мрамор. Музей серебра, Палаццо Питти

Пьер Мария Сербальди де Пеша. Венера и купидон. Начало 16 века. Порфир. Музей серебра, Палаццо Питти

Флорентийская мастерская. Перстень с инталией с портретом Кристины Лотарингской. после 1592, сердолик, золото. Музей серебра, Палаццо Питти

Подвеска с Венерой и Марсом.

Последняя четверть XVI-XVII в.
Немецкая мастерская.
Золото, цветная эмаль, жемчуг, рубины, изумруды.
Флоренция, Палаццо Питти, Музей серебра

Кубок.Середина XVII в.
Флорентийская мастерская (?).
Восточный агат, золоченое серебро.
Флоренция, Палаццо Питти, Музей серебра

Речной пейзаж.Первая четверть XVII в.
Мастерские Великих герцогов Тосканских.
Мозаика из твердого камня.
Флоренция, Музей флорентийской мозаики.

Печать с Гераклом.Около 1532 г.
Неизвестный флорентийский ювелир; Доменико ди Поло (Флоренция, 1480 - около 1547).
Темно-зеленый халцедон, бронза, позолоченное серебро, частично покрытое эмалью.
Флоренция, Палаццо Питти, Музей серебра.

Чаша для окропления святой водой. 1513-1521 гг.
Валерио Белли (Виченца, около 1468-1546).
Горный хрусталь, золото, прозрачная эмаль.
Флоренция, Палаццо Питти, Музей серебра.



 


Читайте:



Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Михалков Сергей Владимирович Праздник Непослушания Сергей Владимирович Михалков Праздник Непослушания Повесть-сказка "Праздник Непослушания" -...

Почвенный покров южной америки

Почвенный покров южной америки

Страница 1 В отличие от Северной Америки, где изменения в растительном покрове зависят в значительной степени от изменений температурных условий,...

Расправленные крылья - музыкальная пауза Порядок описания Московской операции

Расправленные крылья - музыкальная пауза Порядок описания Московской операции

Ситуация на фронте весной 1942 года, планы сторон, немецкое наступление летом 1942 года, начало Сталинградской битвы, немецкий оккупационный режим,...

Cобытия Второй мировой войны

Cобытия Второй мировой войны

Вторая мировая война считается самой крупной в истории человечества. Она началась и закончилась 2 сентября 1945 года. За это время в ней приняло...

feed-image RSS