Главная - Невербальное общение
Кто написал сикстинскую. Девять символов, зашифрованных в «Сикстинской мадонне

Рафаэль, "Сикстинская Мадонна." Дрезденская галерея.1512-1513гг.

Преобладающий характер гения Рафаэля выражался в стремлении к божеству, к преобразованию земного, человеческого в вечное, божественное. Кажется, что занавес только что раздвинулся и взорам верующих открылось небесное видение - ступающая по облаку Дева Мария с младенцем Иисусом на руках.

Мадонна держит доверчиво приникшего к ней Иисуса по-матерински заботливо и бережно. Гений Рафаэля словно заключил божественного младенца в магический круг, образуемый левой рукой Мадонны, ее ниспадающим покрывалом и правой рукой Иисуса.

Взгляд ее, направленный сквозь зрителя, полон тревожного предвидения трагической судьбы сына. Лицо Мадонны - воплощение античного идеала красоты в соединении с духовностью христианского идеала. Папа Сикст II, принявший мученическую смерть в 258 г. н.э. и причисленный к лику святых, просит Марию о заступничестве за всех, кто молится ей перед алтарем.

Поза Святой Варвары, ее лицо и потупленный взор выражают покорность и благоговение. В глубине картины, на заднем плане, едва различимые в золотой дымке, смутно угадываются лица ангелов, усиливая общую возвышенную атмосферу.

Это одно из первых произведений, в котором зритель незримо оказывается вписан в композицию: кажется, что Мадонна спускается с небес прямо навстречу зрителю и смотрит ему в глаза.

В образе Марии гармонично соединены восторг религиозного триумфа (художник возвращается к иератичной композиции византийской Одигитрии) с такими общечеловеческими переживаниями, как глубокая материнская нежность и отдельные ноты тревоги за судьбу младенца. Её одежды подчёркнуто просты, она ступает по облакам босыми ногами, окружённая светом.

Фигуры лишены традиционных нимбов, однако оттенок сверхъестественности есть и в той легкости, с какой Мария, прижимая к себе Сына, шествует, едва касаясь босыми ногами поверхности облака... Рафаэль соединил черты высшей религиозной идеальности с высшей человечностью, представив царицу небесную с печальным сыном на руках — гордую, недосягаемую, скорбную — спускающуюся навстречу людям.

Взгляды и жесты двух ангелов на переднем плане обращены к Мадонне. Присутствие этих крылатых мальчиков, больше напоминающих мифологических амуров, придает полотну особую теплоту и человечность.

«Сикстинская Мадонна» была заказана Рафаэлю в 1512 году как алтарный образ для капеллы монастыря Святого Сикста в Пьяченце. Папа Юлий II, в ту пору еще кардинал, собирал средства для строительства часовни, где хранились мощи Святого Сикста и Святой Варвары.

Картина, затерянная в одном из храмов провинциальной Пьяченцы, оставалась малоизвестной до середины XVIII века, когда саксонский курфюрст Август Третий после двух лет переговоров получил от Бенедикта разрешение вывезти её в Дрезден. До этого агенты Августа пытались договориться о покупке более известных произведений Рафаэля, которые находились в самом Риме.

В России, особенно в первой половине XIX века, «Сикстинская Мадонна» Рафаэля очень почиталась, ей посвящены восторженные строки таких разных писателей и критиков, как В. А. Жуковский, В. Г. Белинский, Н. П. Огарев.

Белинский писал из Дрездена В. П. Боткину, делясь с ним своими впечатлениями о «Сикстинской Мадонне»: «Что за благородство, что за грация кисти! Нельзя наглядеться! Я невольно вспомнил Пушкина: то же благородство, та же грация выражения, при той же строгости очертаний! Недаром Пушкин так любил Рафаэля: он родня ему по натуре».

Два великих русских писателя, Л. Н. Толстой и Ф. М. Достоевский, имели репродукции «Сикстинской Мадонны» в своих рабочих кабинетах. Жена Ф. М. Достоевского в своем дневнике записала: «Федор Михайлович выше всего в живописи ставил произведения Рафаэля и высшим его произведением признавал «Сикстинскую Мадонну».

Карло Маратти так выразил свое удивление перед Рафаэлем: «Если бы мне показали картину Рафаэля и я не знал бы ничего о нем самом, если бы мне при этом сказали, что это создание ангела, я бы этому поверил».

Великий ум Гете не только оценил Рафаэля, но и нашел меткое выражение для своей оценки: «Он творил всегда то, что другие только мечтали создать». Это верно, потому что Рафаэль воплотил в своих произведениях не только стремление к идеалу, но самый идеал, доступный смертному.

На этой картине много интересных особенностей.Обратите внимание,кажется,что папа изображён на картине с шестью пальцами,но говорят,что шестой палец-это внутренняя часть ладони.

Два ангелочка внизу -одна из самых моих любимых репродукций.Вы их часто можете встретить на открытках и плакатах.В первого ангела только одно крыло.

Картина эта была вывезена советской армией и 10 лет находилась в Москве,а потом была передана Германии. Если вы внимательно присмотритесь к фону,на котором изображена мадонна,то увидите,что он состоит из лиц и голов ангелов.

Предполагают,что моделью для Мадонны послужила возлюбленная Рафаэля Фанфарина.

Этой девушке суждено было стать первой и единственной любовью великого Рафаэля. Он был избалован женщинами, но его сердце принадлежало Форнарине.
Рафаэля, вероятно, ввело в заблуждение ангельское выражение прелестного личика дочери хлебопека. Сколько раз, ослепленный любовью, он изображал эту очаровательную головку! Начиная с 1514 года он писал не только ее портреты, эти шедевры из шедевров, но и создал благодаря ей образы Мадонн и святых, которым будут поклоняться!Но сам Рафаэль говорил,что это собирательный образ.

ВПЕЧАТЛЕНИЯ ОТ КАРТИНЫ

Сикстинской мадонной» давно восхищаются, и о ней сказано много прекрасных слов. А в прошлом веке русские писатели и художники, как на паломничество, отправлялись в Дрезден — к «Сикстинской мадонне». Они видели в ней не только совершенное произведение искусства, но и высшую меру человеческого благородства.


В.А. Жуковский говорит о «Сикстинской мадонне» как, воплощенном чуде, как, поэтическом откровении и признает, что создана она не для глаз, а для души: «Это не картина, а видение; чем дольше глядишь, тем живее уверяешься, что перед тобой что-то неестественное происходит...
И это не обман воображения: оно не обольщено здесь ни живостью красок, ни блеском наружным. Здесь душа живописца, без всяких хитростей искусства, но с удивительной легкостью и простотою передала холстине то чудо, которое во внутренности ее совершилось».


Карл Брюллов восхищался: «Чем больше смотришь, тем больше чувствуешь непостижимость сих красот: каждая черта обдумана, преисполнена выражения грации, соединена со строжайшим стилем».


А. Иванов копировал ее и мучался от сознания своей неспособности уловить ее главное обаяние.
Крамской в письме жене признавался, что лишь в оригинале заметил многое такое, что не заметно ни в одной из копий. Особенно занимал его общечеловеческий смысл создания Рафаэля:
«Это что-то действительно почти невозможное...


Была ли в действительности Мария такая, какою она здесь изображена, этого никто никогда не знал и, разумеется, не знает, за исключением современников ее, которые, впрочем, ничего нам хорошего о ней не говорят. Но такою, по крайней мере, создали ее религиозные чувства и верования человечества...

Мадонна Рафаэля действительно произведение великое и действительно вечное, даже и тогда, когда человечество перестанет верить, когда научные изыскания... откроют действительно исторические черты обоих этих лиц... и тогда картина не потеряет своей цены, а только изменится ее роль.

Искусство Италии 16 века. Высокое Возрождение.
Картина Рафаэля Санти «Сикстинская мадонна» первоначально создавалась великим живописцем как алтарный образ для церкви Сан Систо (св. Сикста) в Пьяченце. Размер картины 270 x 201 см, холст, масло. На картине художником изображены дева Мария с младенцем Христом, папа Сикст II и святая Варвара. Картина «Сикстинская мадонна» принадлежит к числу наиболее прославленных произведений мирового искусства. В ренессансной живописи это, быть может, самое глубокое и самое прекрасное воплощение темы материнства. Для Рафаэля Санти оно явилось также своеобразным итогом и синтезом многолетних исканий в наиболее близкой ему теме. Рафаэль мудро использовал здесь возможности монументальной алтарной композиции, вид на которую открывается в далекой перспективе церковного интерьера сразу, с момента вступления посетителя в храм. Издали мотив раскрывающегося занавеса, за которым, словно видение, предстает ступающая по облакам мадонна с младенцем на руках, должен производить впечатление захватывающей силы. Жесты святых Сикста и Варвары, направленный вверх взгляд ангелов, общая ритмика фигур – все служит тому, чтобы приковать внимание зрителя к самой мадонне.

Сравнительно с образами других ренессансных живописцев и с прежними работами Рафаэля картина «Сикстинская мадонна» обнаруживает важное новое качество – повышенный духовный контакт со Зрителем. В предшествующих его «Мадоннах» образы отличались своеобразной внутренней замкнутостью – взгляд их никогда не был обращен на что-либо, находящееся вне картины; они были либо заняты ребенком, либо погружены в себя. Лишь в картине Рафаэля «Мадонна в кресле» персонажи смотрят на зрителя, и во взгляде их есть глубокая серьезность, но в более определенной степени их переживания художником не раскрываются. Во взгляде же Сикстинской мадонны есть нечто такое, что словно позволяет нам заглянуть ей в душу. Было бы преувеличением говорить здесь о повышенной психологической экспрессии образа, об эмоциональном эффекте, но в чуть приподнятых бровях мадонны, в широко раскрытых глазах – причем сам взгляд ее не фиксирован и трудно уловим, словно она смотрит не на нас, а мимо или сквозь нас, – есть оттенок тревоги и того выражения, которое появляется у человека, когда ему вдруг открывается его судьба. Это словно провидение трагической участи ее сына и одновременно готовность принести его в жертву. Драматизм образа матери оттеняется в его единстве с образом младенца Христа, которого художник наделил недетской серьезностью и прозорливостью.

Важно, однако, отметить, что при столь глубоком выражении чувства образ мадонны лишен и намека на преувеличение и экзальтацию – в нем сохранена его гармоническая подоснова, но, в отличие от прежних рафаэлевских созданий, она в большей мере обогащена оттенками сокровенных душевных движений. И, как всегда у Рафаэля, эмоциональное содержание его образов необычайно ярко воплощено также в самой пластике его фигур. Картина «Сикстинская мадонна» дает наглядный пример присущей рафаэлевским образам своеобразной «многозначности» самых простых движений и жестов. Так, сама мадонна представляется нам одновременно идущей вперед и стоящей на месте; фигура ее кажется легко парящей в облаках и в то же время обладающей реальной весомостью человеческого тела. В движении ее рук, несущих младенца, угадывается инстинктивный порыв матери, прижимающей к себе ребенка, и вместе с тем – ощущение того, что сын ее не принадлежит только ей, что она несет его в жертву людям. Высокая образная содержательность подобных мотивов отличает Рафаэля от многих его современников и художников других эпох, считавших себя его последователями, у которых часто за идеальным обликом их персонажей не скрывалось ничего, кроме внешнего эффекта.

Композиция «Сикстинской мадонны» на первый взгляд проста. В действительности же это простота кажущаяся, ибо общее построение картины основано на необычайно тонких и в то же время строго выверенных соотношениях объемных, линейных и пространственных мотивов, сообщающих картине величие и красоту. Ее безупречное равновесие, лишенное искусственности и схематизма, нисколько не стесняет свободы и естественности движений фигур. Фигура Сикста, облаченного в широкую мантию, например, тяжелее фигуры Варвары и расположена несколько ниже ее, но зато занавес над Варварой тяжелее, чем над Сикстом, и тем самым восстанавливается необходимое равновесие масс и силуэтов. Такой на первый взгляд незначительный мотив, как папская тиара, поставленная в углу картины на парапете, имеет большое образное и композиционное значение, внося в картину ту долю ощущения земной тверди, какая требуется, чтобы придать небесному видению необходимую реальность. О выразительности певучих линий Рафаэля Санти достаточно говорит контур фигуры мадонны, мощно и свободно очерчивающий ее силуэт, полный красоты и движения.

Как создавался образ мадонны? Имелся ли для него реальный прототип? В этом отношении с дрезденской картиной связан ряд старинных легенд. Исследователи находят в чертах лица мадонны сходство с моделью одного из женских портретов Рафаэля – так называемой «Дамы в покрывале» («La Donna Velata», 1516, галерея Питти). Но в решении этого вопроса в первую очередь следует учитывать известное высказывание самого Рафаэля из письма к его другу Бальдассаре Кастильоне о том, что в создании образа совершенной женской красоты он руководствуется определенной идеей, которая возникает на основании множества впечатлений от виденных художником в жизни красавиц. Иными словами, в основе творческого метода живописца Рафаэля Санти оказывается отбор и синтез наблюдений реальной действительности.

Рафаэль Санцио родился в 1483 году в провинции Умбрия и получил провинциальную подготовку в мастерской Пьетро Перуджино.

В возрасте семнадцати лет он оказался одним из самых перспективных молодых художников , но все еще находился под сильным влиянием работы Перуджино. Это можно увидеть в его ранней картине «Успение и коронация Богородицы» и в «Распятии» сейчас в Национальной галерее в Лондоне.

«Успение и коронация Девы» (w)

«Двигаясь с вдохновенной убежденностью, рука Рафаэля создавала линии, которые формировали его стремление к красноречивым формам» .

Открывая его «Портрет молодости», вероятный автопортрет, сделанный в 1500 году, когда он возможно, получив титул Магистра , мы видим безмятежную уверенность и светящийся потенциал жизни, пронизанной простым черным мелом на бумаге.


Его способность точно передавать обширные фрагменты тонких человеческих эмоций постоянно повторяется в его рисунках, и ничто из этого не содержится ни в одной детали. Часто выражения только слегка предлагаются с простыми знаками, но во всей композиции он способен донести до воображаемых впечатлений от тонких и сложных аспектов человеческой жизни.

« Рафаэль использует рисунок как средство наблюдения, как способ выражения и как способ отражения человеческих эмоций и действий» .

В эскизе «Богоматерь с гранатом» мать с любовью смотрит на ребенка Христа, когда он достигает плода, ее выражение излучает теплую божественную любовь, но с мрачным принятием проблем, с которыми столкнется ребенок.

Существует сложная истина, общая для человеческого опыта в этом образе, материнская любовь, сопровождаемая мукой познания неизбежных трудностей, которые приходят с жизнью, а также необходимость того, чтобы все дети перешли от безопасности своих матерей.

Творчество Рафаэля

Прибыв во Флоренцию, молодой художник вскоре осознал ограничения своего ученичества в Умбрии. Он столкнулся с непростой задачей, представленной работами Леонардо и Микеланджело, и отправился учиться и на своих картинах и скульптурах.

Рафаэлю не хватало глубины знания Леонардо и не могло сравниться с силой Микеланджело , но он был напористым художником, и нашлись добродетели, которые сделали его фаворитом, стали появляться потенциальные покровители.

Его двум великим предшественникам и соперникам порою было трудно справиться и оказались непредсказуемыми при выполнении своих поручений, и поэтому молодой художник смог конкурировать, несмотря на репутацию двух великих мастеров.

«Мадонна луга» (w)

В это время на Рафаэля также оказал влияние художник Фра Бортоломео из Тосканы, и они остались дружелюбными, но влияние Леонардо проявилось в «Мадонне луга» 1506 года.

Рафаэль прибыл в Рим в 1508 году, и Папа Юлий II вскоре нашел работу для молодого художника. Его попросили украсить частную библиотеку Папы в нескольких комнатах, известных как Стэнц. Картины включают «Афинскую школу», «Диспут таинства» и «Парнас», в которых он усовершенствовал свои концепции философии и теологии, пытаясь найти способы изобразить убедительные визуальные рассказы. Они остаются среди самых известных изображений, созданных художником.

«Школа Афин» Подпись, Ватикан, Рим. (ж)

В «Афинской школе» каждому философу придаётся особый характер, что и демонстрирует Рафаэль.

Вероятно, глубоко размышляя над идеями самих философов, а также своим экспертным изображением, он стремится отобразить внутреннее равновесие через внешний жест. Рафаэль был очень знаком с культурой ораторского искусства в Риме и важностью выражения лица и жестом руки.

В одном исследовании фигуры Христа из «La Disputa» вес ткани, покрывающей нижнюю часть Христа, кажется почти статусным и постоянным, как мрамор, в то время как верхняя часть тела растворяется и окутана эфирным божественным светом, достигаемая через пробел пространства, оставленные Рафаэлем и едва прослеживаемые белые чернила, которые вытягивают дальнейшую светимость.

Термин, используемый Рафаэлем и другими в эпоху Возрождения, — это Disegno , что означает и дизайн, и искусство: художник не описывает идеи, а разрабатывает для них самое совершенное выражение.

« Красноречие Рафаэля рисования основано на глубокое отражение и интеллект его рук »

Рафаэль показывает нам что-то о человеческой природе и человеческом потенциале: отражение естественных сложностей жизни, которые уклоняются от выражения в словах.

Папа Лев X преуспевал в своих делах после смерти Юлия II, он был членом семьи Медичи и продолжал выступать в качестве покровителя художнику, который написал портрет Папы в 1518 году.

Папа Лев X. Масло на дереве, 154 x 119 см, Уффици, Флоренция (ов)

Триумф Галатеи 1512 . (ы)

Галатея была написана для торговца и банкира Агосто Чиги, который, возможно, был самым богатым человеком в Риме в то время, когда была заказана картина. Работа была размещена на вилле Чиги на берегах Тибра (теперь называлась Вилла Фарнезина) и предназначалась для того, чтобы подчеркнуть позицию Чиги как главного покровителя искусств.

В 1514 году художник был назван архитектором Святого Петра и некоторое время был самым важным архитектором в Риме. Он проектировал несколько зданий, включая Часовню Чиги в церкви Санта-Мария-дель-Пополо, но его работа над Санкт-Петерсом окзаластьб не удачной, так как был принят вариант дизайн Микеланджело.

Видение Иезекииля 1518.
Масло на панели, Палаццо Питти, Флоренция.

Сикстинская Мадонна Рафаэля

Сикстинская Мадонна — одна из самых известных работ Рафаэля. Картина берет свое название от церкви Сан-Систо в Пьяченце, и Рафаэль написал ее как алтарь для этой церкви в 1513-1514 годах. Этот полотно было куплено в 1754 году королем Августом III Саксонии для его коллекции в Дрездене. В Германии картина была очень влиятельной, вызвав дебаты по вопросам искусства и религии.

Сикстинская Мадонна.
1513-1514. Масло на холсте. 104 x 77in (265x196cm)
Gemäldegalerie Alte Meister, Дрезден. (ы)

Мадонна держит своего ребенка, когда она плывет по закрученным коврам облаков, она окружена святым Сикстом и святой Варварой. У подножия картины находятся два ангела (херувима), которые взирают в созерцание. Было много спекуляций о печали или даже окаменевших выражениях на лице Девы и младенца Иисуса. Почему они так скорбят и испугались? Почему Святой Сикст указывает на картину у нас, зрителей?

Ответ становится ясным, когда мы рассматриваем первоначальное предполагаемое местоположение работы. Размещенный за экраном хора, который больше не выживает, Сикстинская Мадонна столкнулась бы с распятием, прикрепленным к экрану. Итак, тайна решена, Дева и младенец Иисус смотрят на распятие. Испуганные выражения понятны, Иисус видит свою собственную смерть, и его мать является свидетелем пыток и смерти ее ребенка. Это место распятия, которое Святой Сикст также указывает, а не зрителю.

St Sixtus (подробно) (ы)

Святой Сикст указывает на картину на месте распятия. Обратите внимание как чудесно раскрашены руки.

Св. Барбара (подробно) (ы)

Рафаэль,Сикстинская Мадонна, 1512-1513г.Галерея старых мастеров, Дрезден

«Сикстинская Мадонна» была заказана Рафаэлю в 1512 году как алтарный образ для капеллы монастыря Святого Сикста в Пьяченце. Папа Юлий II, в ту пору еще кардинал, собирал средства для строительства часовни, где хранились мощи Святого Сикста и Святой Варвары.Совсем молодым Рафаэль прославился как удивительный мастер и несравненный поэт образа Мадонны.

ОПИСАНИЕ КАРТИНЫ

Преобладающий характер гения Рафаэля выражался в стремлении к божеству, к преобразованию земного, человеческого в вечное, божественное. Кажется, что занавес только что раздвинулся и взорам верующих открылось небесное видение - ступающая по облаку Дева Мария с младенцем Иисусом на руках.

Мадонна держит доверчиво приникшего к ней Иисуса по-матерински заботливо и бережно. Гений Рафаэля словно заключил божественного младенца в магический круг, образуемый левой рукой Мадонны, ее ниспадающим покрывалом и правой рукой Иисуса.

Взгляд ее, направленный сквозь зрителя, полон тревожного предвидения трагической судьбы сына. Лицо Мадонны - воплощение античного идеала красоты в соединении с духовностью христианского идеала. Папа Сикст II, принявший мученическую смерть в 258 г. н.э. и причисленный к лику святых, просит Марию о заступничестве за всех, кто молится ей перед алтарем.

Поза Святой Варвары, ее лицо и потупленный взор выражают покорность и благоговение. В глубине картины, на заднем плане, едва различимые в золотой дымке, смутно угадываются лица ангелов, усиливая общую возвышенную атмосферу.

Это одно из первых произведений, в котором зритель незримо оказывается вписан в композицию: кажется, что Мадонна спускается с небес прямо навстречу зрителю и смотрит ему в глаза.

В образе Марии гармонично соединены восторг религиозного триумфа с такими общечеловеческими переживаниями, как глубокая материнская нежность и отдельные ноты тревоги за судьбу младенца. Её одежды подчёркнуто просты, она ступает по облакам босыми ногами, окружённая светом.

Фигуры лишены традиционных нимбов, однако оттенок сверхъестественности есть и в той легкости, с какой Мария, прижимая к себе Сына, шествует, едва касаясь босыми ногами поверхности облака... Рафаэль соединил черты высшей религиозной идеальности с высшей человечностью, представив царицу небесную с печальным сыном на руках - гордую, недосягаемую, скорбную - спускающуюся навстречу людям.

Взгляды и жесты двух ангелов на переднем плане обращены к Мадонне. Присутствие этих крылатых мальчиков, больше напоминающих мифологических амуров, придает полотну особую теплоту и человечность.

ИСТОРИЯ ПОЛОТНА

Картина, затерянная в одном из храмов провинциальной Пьяченцы, оставалась малоизвестной до середины XVIII века, когда саксонский курфюрст Август Третий после двух лет переговоров получил от Бенедикта разрешение вывезти её в Дрезден. До этого агенты Августа пытались договориться о покупке более известных произведений Рафаэля, которые находились в самом Риме.
Во время Отечественной войны картина была вывезена советской армией и 10 лет находилась в Москве,а потом была передана Германии и заняла достойное место в Дрезденской галерее.

В России, особенно в первой половине XIX века, «Сикстинская Мадонна» Рафаэля очень почиталась, ей посвящены восторженные строки таких разных писателей и критиков, как В. А. Жуковский, В. Г. Белинский, Н. П. Огарев.

Белинский писал из Дрездена В. П. Боткину, делясь с ним своими впечатлениями о «Сикстинской Мадонне»: «Что за благородство, что за грация кисти! Нельзя наглядеться! Я невольно вспомнил Пушкина: то же благородство, та же грация выражения, при той же строгости очертаний! Недаром Пушкин так любил Рафаэля: он родня ему по натуре».

Два великих русских писателя, Л. Н. Толстой и Ф. М. Достоевский, имели репродукции «Сикстинской Мадонны» в своих рабочих кабинетах. Жена Ф. М. Достоевского в своем дневнике записала: «Федор Михайлович выше всего в живописи ставил произведения Рафаэля и высшим его произведением признавал «Сикстинскую Мадонну».

Карло Маратти так выразил свое удивление перед Рафаэлем: «Если бы мне показали картину Рафаэля и я не знал бы ничего о нем самом, если бы мне при этом сказали, что это создание ангела, я бы этому поверил».

Великий ум Гете не только оценил Рафаэля, но и нашел меткое выражение для своей оценки: «Он творил всегда то, что другие только мечтали создать». Это верно, потому что Рафаэль воплотил в своих произведениях не только стремление к идеалу, но самый идеал, доступный смертному.

ЗАГАДКИ И ОСОБЕННОСТИ

На этой картине много интересных особенностей.Обратите внимание,кажется,что папа изображён на картине с шестью пальцами,но говорят,что шестой палец-это внутренняя часть ладони.

Два ангелочка внизу -одна из самых моих любимых репродукций.Вы их часто можете встретить на открытках и плакатах.В первого ангела только одно крыло.

Если вы внимательно присмотритесь к фону,на котором изображена мадонна,то увидите,что он состоит из лиц и голов ангелов.

Предполагают,что моделью для Мадонны послужила возлюбленная Рафаэля Форнарина.Этой девушке суждено было стать первой и единственной любовью великого Рафаэля. Он был избалован женщинами, но его сердце принадлежало Форнарине.
Рафаэля, вероятно, ввело в заблуждение ангельское выражение прелестного личика дочери хлебопека. Сколько раз, ослепленный любовью, он изображал эту очаровательную головку! Начиная с 1514 года он писал не только ее портреты, эти шедевры из шедевров, но и создал благодаря ей образы Мадонн и святых, которым будут поклоняться!Но сам Рафаэль говорил,что это собирательный образ.

ВПЕЧАТЛЕНИЯ ОТ КАРТИНЫ

Сикстинской мадонной» давно восхищаются, и о ней сказано много прекрасных слов. А в прошлом веке русские писатели и художники, как на паломничество, отправлялись в Дрезден - к «Сикстинской мадонне». Они видели в ней не только совершенное произведение искусства, но и высшую меру человеческого благородства.

В.А. Жуковский говорит о «Сикстинской мадонне» как, воплощенном чуде, как, поэтическом откровении и признает, что создана она не для глаз, а для души: «Это не картина, а видение; чем дольше глядишь, тем живее уверяешься, что перед тобой что-то неестественное происходит...
И это не обман воображения: оно не обольщено здесь ни живостью красок, ни блеском наружным. Здесь душа живописца, без всяких хитростей искусства, но с удивительной легкостью и простотою передала холстине то чудо, которое во внутренности ее совершилось».

Карл Брюллов восхищался: «Чем больше смотришь, тем больше чувствуешь непостижимость сих красот: каждая черта обдумана, преисполнена выражения грации, соединена со строжайшим стилем».

А. Иванов копировал ее и мучался от сознания своей неспособности уловить ее главное обаяние.
Крамской в письме жене признавался, что лишь в оригинале заметил многое такое, что не заметно ни в одной из копий. Особенно занимал его общечеловеческий смысл создания Рафаэля:
«Это что-то действительно почти невозможное...

Мадонна Рафаэля действительно произведение великое и действительно вечное, даже и тогда, когда человечество перестанет верить, когда научные изыскания... откроют действительно исторические черты обоих этих лиц... и тогда картина не потеряет своей цены, а только изменится ее роль.

Http://maxpark.com/community/6782/content/2991177

Сюжет

Это монументальная работа. Почти два на два метра. Только подумайте, какое впечатление производила эта картина на людей XVI века. Казалось, что Мадонна спускается с небес. Ее глаза не полуприкрыты, не смотрят в сторону или на младенца. Она взирает на нас. А теперь попробуйте представить, как это выглядело в церковной обстановке. Люди только входили в храм и сразу встречались взглядом с Богоматерью — ее образ был виден в далекой перспективе, задолго до того, как человек подходил к алтарю.

За Мадонной наблюдают папа Сикст II и святая Варвара. Они были реальными историческими персонажами, которых за мучения церковь канонизировала.

Мученичество Святого Сикста II, XIV в. (wikimedia.org)

Папа Сикст II недолго пробыл на престоле — с 257 по 258 год. Ему отрубили голову при императоре Валериане. Святой Сикст был покровителем итальянского папского рода Ровере, название которого переводится как «дуб», поэтому на золотой мантии вышиты желуди и листья этого дерева. Тот же символ присутствует и на папской тиаре, три короны которой символизируют царство Отца, Сына и Святого Духа.

Святая Варвара не случайно выбрана для этого полотна. Она была покровительницей Пьяченцы — для церкви именно в этом городе писал Рафаэль свою Мадонну. История этой женщины крайне трагична. Она жила в III веке, ее отец был язычником, а девушка обратилась в христианство. Естественно, батюшка был против — долго пытал дочь, а затем и вовсе обезглавил.

Фигуры образуют треугольник. Это подчеркивает раскрытый занавес. Он же делает зрителя соучастником действа, а также символизирует разверзнутые небеса.

Задний фон — вовсе не облака, как может показаться, а головы младенцев. Это еще не родившиеся души, которые пока на небесах и славят бога. Ангелы внизу своим бесстрастным видом говорят о неизбежности божественного промысла. Это символ принятия.

Контекст

Заказ на написание полотна Рафаэль получил от папы Юлия II. Таким образом понтифик хотел отметить включение Пьяченцы (городок в 60 км к юго-востоку от Милана) в состав Папской области. Территория была отвоевана у французов в ходе борьбы за северные итальянские земли. В Пьяченце находился монастырь святого Сикста — покровителя рода Ровере, к которому принадлежал понтифик. Монахи активно агитировали за присоединение к Риму, за что Юлий II решил их отблагодарить и заказал у Рафаэля заалтарный образ, на котором Богоматерь является святому Сиксту.

Мы не знаем, кто именно позировал Рафаэлю для Мадонны. По одной из версий, это была Форнарина — не только натурщица, но еще и возлюбленная художника. История не сохранила даже ее настоящего имени, не говоря уже о подробностях жизни. Форнарина (буквально — булочница) — это прозвище, которым она была обязана профессии своего отца-пекаря.


«Рафаэль и Форнарина», Жан Энгр, 1813. (wikimedia.org)

Легенда гласит, что Форнарина и Рафаэль случайно встретились в Риме. Живописец был поражен красотой девушки, заплатил ее отцу 3000 золотых и забрал к себе. Следующие 12 лет — до смерти художника — Форнарина была его музой и моделью. Что же произошло с женщиной после смерти Рафаэля, неизвестно. По одной версии, она стала куртизанкой в Риме, по другой, — постриглась в монахини и вскоре скончалась.

Но вернемся к «Сикстинской Мадонне». Надо сказать, что слава к ней пришла много позже после написания. Два века она пылилась в Пьяченце, пока в середине XVIII века ее не купил Август III, курфюрст саксонский и король польский, и не увез ее в Дрезден. Несмотря на то, что тогда картина не считалась шедевром Рафаэля, монахи торговались два года и заломили цену. Августу же было не принципиально — купить это полотно или другое, главное — кисти Рафаэля. Именно его картин не хватало в коллекции курфюрста.


Август III. (wikimedia.org)

Когда «Сикстинскую Мадонну» привезли в Дрезден, Август III якобы самолично отодвинул свой трон со словами: «Дорогу великому Рафаэлю!», когда носильщики замешкались, пронося шедевр по залам его дворца.

Прошло еще полвека, и «Сикстинская Мадонна» стала хитом. Ее копии появились сначала во дворцах, потом в буржуазных особняках, а затем в виде эстампов и в домах простых людей.

Полотно чудом уцелело в годы Второй мировой войны. Сам Дрезден был разрушен до основания. Но «Сикстинскую Мадонну», как и другие картины Дрезденской галереи, спрятали в товарном вагоне, стоявшем на рельсах в заброшенной каменоломне в 30 км к югу от города. В мае 1945 года советские войска нашли картины и привезли в СССР. Шедевр Рафаэля хранился в запасниках Пушкинского музея 10 лет, пока не был возвращен вместе со всем дрезденским собранием властям ГДР в 1955 году.

Судьба художника

Рафаэль творил в то время, когда Возрождение достигло кульминации развития. Он был современником Леонардо да Винчи и Микеланджело Буонарроти. Рафаэль тщательно изучил их технику, это был правильно выбранный инструмент для исполнения художественных замыслов.

За свою жизнь Рафаэль создал несколько десятков «Мадонн». Не только потому, что их часто заказывали. Художнику была близка тема любви и самоотречения, она была одной из важнейших в его творчестве.


Автопортрет Рафаэля. (wikimedia.org)

Свою карьеру Рафаэль начал во Флоренции. Во второй половине 1508 года он переезжает в Рим, который в то время становится центром искусств. И этому немало способствовал вступивший на папский престол Юлий II. Это был крайне честолюбивый и предприимчивый человек. К своему двору он привлек лучших художников Италии. В том числе и Рафаэля, который при содействии архитектора Браманте стал официальным художником папского двора.

Ему поручено расписать фресками Станцу делла Сеньятура. В их числе была и знаменитая «Афинская школа» — многофигурная (около 50 персонажей) композиция, на которой представлены древние философы. В некоторых лицах угадываются черты современников Рафаэля: Платон написан в образе да Винчи, Гераклит — Микеланджело, Птолемей очень похож на автора фрески.

А теперь минутка для рубрики «мало кто знает». Рафаэль был еще и архитектором. Он достраивал после смерти Браманте собор Святого Петра в Ватикане. Кроме того, он построил в Риме церковь, капеллу, несколько палаццо.


«Афинская школа» Рафаэля. (wikimedia.org)

Учеников у Рафаэля было немало, правда, самый известный из них приобрел славу благодаря порнографическим рисункам. Рафаэль никому не смог передать свои секреты. В дальнейшем его картины вдохновляли Рубенса, Рембрандта, Мане, Модильяни.

Рафаэль прожил 37 лет. Точно назвать причину смерти нельзя. Под одной, версии, из-за лихорадки. По другой, — из-за невоздержанности, которая стала стилем жизни. На его гробнице в Пантеоне есть эпитафия: «Здесь покоится великий Рафаэль, при жизни которого природа боялась быть побеждённой, а после его смерти она боялась умереть».



 


Читайте:



Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Михалков Сергей Владимирович Праздник Непослушания Сергей Владимирович Михалков Праздник Непослушания Повесть-сказка "Праздник Непослушания" -...

Почвенный покров южной америки

Почвенный покров южной америки

Страница 1 В отличие от Северной Америки, где изменения в растительном покрове зависят в значительной степени от изменений температурных условий,...

Расправленные крылья - музыкальная пауза Порядок описания Московской операции

Расправленные крылья - музыкальная пауза Порядок описания Московской операции

Ситуация на фронте весной 1942 года, планы сторон, немецкое наступление летом 1942 года, начало Сталинградской битвы, немецкий оккупационный режим,...

Cобытия Второй мировой войны

Cобытия Второй мировой войны

Вторая мировая война считается самой крупной в истории человечества. Она началась и закончилась 2 сентября 1945 года. За это время в ней приняло...

feed-image RSS