Главная - Невербальное общение
Народные сказки о мудрости, доброте, трудолюбии. Мудрые сказки, притчи Короткая мудрая сказка

Мудрая Сказка для детей Ремизов

1
Был один купец богатый. Был у него сын Ванюшка и такой умный – никуда не ходил, ни по пирам, ни по беседам, никуда.
– Что это у нас сынок никуда не ходит, никого не знает? Надо женить его!
– А ты посылай его на беседы, – советует мать.
Отец к сыну:
– Что ты, Ванюшка, никуда не ходишь?
– Куда я, тятенька, пойду, я никого не знаю.
– Ты бы хоть к девушкам на беседу сходил.
– Можно, схожу.
Дал ему отец три рубля денег.
– Поди, – говорит, – купи гостинцев и иди на беседу, девушек попотчуй.
Купил Ванюшка гостинцев, идет по городу, раздумывает, куда идти.
«На господскую беседу неприлично, на купеческую страшно. Пойду-ка я, где мещанки сидят, там попроще!»
И пошел на мещанскую беседу.
Девок беседа большая сидит. Все ему рады: не бывал на беседе никогда.
Одна девка бойкая, Танюшка, выскочила к нему:
– Пожалуйте, пожалуйте, вот место тут!
Ванюшка и сел к ней. Отдал ей гостинцы.
– Вот, Танюшка, потчуй подруг.
Танюшка по разу обнесла подруг, остальное себе. И деньги, что у него остались, отдал он Танюшке.
– Мне, – говорит, – не надо, у нас, у тятеньки, денег много! – и пошел домой.
Дома встречает отец.
– Ну, что, Ванюшка, понравилось на беседе?
– Да ничего, тятенька, хорошо. Понравилось.
– А ты на другой вечер еще сходи. Можно, только мне, тятенька, этих денег мало. Дай пять рублей.
Отец дал денег.
И на следующий вечер взял Ванюшка гостинцев, сколько нужно, и пошел на беседу. И опять садится к Танюшке. И опять ей отдал деньги. А она его и провожать пошла.
И стал Ванюшка ходить каждый вечер. А денег просит отца все вдвое, все вдвое: до двадцати пяти рублей дошел и до тридцати дошел.
Схватился отец.
– Не в добрый час мы послали сына по беседам ходить. Теперь он нас разорит.
– Сам послал по беседам ходить! – отвечала мать.
– Не лучше ли его женить?
– Так что же, жени.
Отец к сыну:
– Ванюшка, не желаешь ли ты жениться?
– Что же, тятенька, жените.
– А кого прикажешь сватать-то?
– Сватайте Танюшку. Девка-то хорошая.
Отец уперся.
– Нам такой не надо. Не то, что в дом, а дома не надо.
– А мне больше никакая не надобна.
– Подзаборная! – вступилась мать, – да мы за тебя найдем невест умных-разумных, благочестивых, от хорошего отца и матери, с большим имением, с большим приданым.
– Ну, как хотите. Кого возьмете, с тем жить и буду, – согласился Ванюшка.
2
Поехали сватать и высватали невесту умную-разумную, благочестивую, от хорошего отца и матери, с большим имением, с большим приданым. И женили Ванюшку. Свадьбу сыграли хорошую, богатую. После пира спать молодых положили. И сами улеглись. Все утихло везде. Никто не стал уж ходить в доме.
Ванюшка говорит Маше:

– Ну, ступай с Богом.
И пошел и вернулся вовремя: еще все спят. А поутру пришли молодых будить, видят – двое. Никто не узнал, а она никому не сказала.
На другой день поехали к Машиной родне, к ее отцу-матери на отводины. Там тоже гуляли. Стали готовить постель молодым на верху. Ванюшка говорит Маше:
– Я там не лягу, приготовляйте внизу, к дверям ближе.
Она упросила мать и им внизу постелили.
И как улеглись все, как затихло все и замолкло, он опять:
– Оставайся, жена, я пойду к Танюшке.
И так каждую ночь ходит и ходит. А жена, как чужая, – перстом не дотронется. Ходит, из дому все тащит.
Стали замечать отец с матерью.
– Скажи, Машенька, не ходит куда Ванюшка от тебя?
– Нет, никуда не ходит Ванюшка от меня. Постоянно все со мной.
Ну, да не проведешь стариков, сами дознались.
– Нужно его послать заграницу. Может, и отстанет от Танюшки.
– Пошли его, – согласилась мать.
Отец к сыну:
– Ванюшка, не съездишь ли ты поторговать заграницу? Я тебе нагружу товару корабль.
– Что ж! Я, тятенька, поеду.
Долго дела не откладывали, нагрузил отец товару корабль.
– Свои товары продашь, заграничных накупишь и опять домой приезжай.
– А какой тебе, тятенька, подарок привезти заграничный?
– А привези мне шапку в пятьдесят рублей.
– А тебе чего привезти, маменька?
– Привези мне во сто рублей шаль.
– Хорошо, маменька, привезу.
Обернулся к жене.
– Тебе чего нужно?
– Мне ничего не нужно: своего всего много. А привези, Ванюшка, ума.
– Хорошо, привезу.
Побежал к Танюшке.
– Заграницу торговать еду. Какой подарочек привезти тебе, Танюшка?
– Привези в пятьсот рублей салоп.
– Хорошо, привезу. Только как я тебе его передам?
– Приходи на пристань, когда вернусь.
Простился и поехал.
3
Приехал Ванюшка заграницу. Привалил на пристань корабль. И пошла торговля, такая торговля пошла, и не рядится: что спросит, то и дают. Все товары распродал по самой дорогой цене, а набрал товаров заграничных по самой дешевой цене. И подарки накупил: шапку отцу, шаль матери, Танюшке салоп, и осталось только жене ума купить.
«Где ума купить?» – ходит по городу, думает: без ума ему домой невозможно ехать!
Зашел в один магазин, самый большой, заграничный.
– Что, господа, нет ли продажного ума?
Рассмеялись.
– Дурак, – говорят, – есть умы у нас, да про себя, дурак!
Закрыл глаза, со стыдом вышел, идет по городу – головушка повешена.
Ай, попадает ему встречу пьянчужка рваная.
– Что ты так, голубчик, задумался? Головушка повешена?
– Уйди, что тебе за дело! – отмахнулся от пьянчужки рваной.
И разошлись.
А прошел немного и раздумался.
«Этакие, может, и лучше знают, где ума купить!»
– Стой, – кричит, – эй, друг, воротись-ка!
Пьянчужка тут-как-тут.
– Ну, что тебе нужно?
– А не знаешь ли, где умы продают? Жена наказала ума купить, без ума мне приехать домой невозможно.
– Пойдем со мной! Ума сколько хочешь найду.
Ну, конечно, куда же – в трактир в Симпатию. Привел его пьянчужка в Симпатию, усадил за столик.
– Посиди, – говорит, – тут. Я сейчас. Я это дело тебе сделаю, ума доставлю, только ум дорог – семьсот рублей.
– Семьсот, так семьсот!
Долго ходил пьянчужка. Наконец-то явился, несет узелок под мышкой: в рогожке узелок, укутан веревками накрепко.
– Денежки пожалуйте, семьсот рублей.
Отсчитал Ванюшка деньги, а тот ему узелок.
– Не смотри до дома, а то уйдет ум от тебя.
Взял Ванюшка узелок и на корабль. Там, в каюте закрыл окна и дверь, положил узелок в угол. И стали отправляться в путь.
Мало ли, много ли места проехали, и стал этот узелок его мучить.
«За что я семьсот рублей отвалил? Чего я домой жене привезу?» – только и дума, только и мука.
И сошел Ванюшка в каюту, заперся, да за узелок. Путал, путал – распутал. А там – худые брючишки, рваные-прерваные, да и пиджачонка рвань, да шапчонка рваная, худая, да сапоги оборыши без голенищ, одни коты.
Хлопнул себя с досады:
– Так вот за что я семьсот отвалил!
Сгреб рвань в охапку и понес – куда же? – только в море. И только что замахнулся сбросить в море, вдруг стал. «А не свезти-ка мне лучше домой?»
И вернулся в каюту, кинул в угол рвань.
4
Приехал Ванюшка домой на сутки раньше. Привалил к пристани корабль. Сошел в каюту, вытащил узелок, оделся в это ризье, обулся. И пошел с корабля нищим.
Приходит к отцовскому дому. Помолился у порожка, просит милостыньку Христа ради.
Вышел отец, тридцать копеек вынес.
– Прийми, нищенка, милостыньку! Помолись за моего сына Ванюшку.
А мать за ним полтинник дает.
– Помолись за нашего сына Ванюшку.
Выходит жена, рубль несет.
– Прими, нищенка, милостыньку. Помолись за моего милого мужа Ванюшку, чтобы дал ему Господь ума-разума.
Поклонился Ванюшка отцу, матери и жене и пошел от двора к Танюшке.
У Танюшки – огонь, дверь не заперта. Вошел в дом. А там стол, как буфет. На столе разные закуски, выпивка, рюмки. И сидит у нее за столом такой рыжик. Вот охватываются, целуются. Оба пьяные.
– Я, пока жива, от тебя не отстану! – хлопнула Танюшка об стол кулаком, – и от Ваньки тоже не отстану, пока его по миру не пущу.
– Милостыньки Христа ради!
Кидком кинула три копейки.
– Убирайся к черту!
Вышел, перекрестился Ванюшка.
– Слава Тебе, Господи! Не жаль мне и денег: не рвань, я ум купил!
Вернулся Ванюшка на корабль. Оделся, сдобился, дожидает света. И как светло стало, едет к нему Танюшка на тройке.
– Все ли благополучно? Как поживаешь, Танюшка?
Заплакала Танюшка.
– Про меня-то ты и не спрашивай! Без тебя я переплакалася, перетосковалася. Привез ли ты мне подарочек?
– Привез, привез.
И пошел в каюту и она за ним.
И как вошли в каюту, он ее схватил и ну мять и топтать. Всю изодрал – всю в кровь. Как кусок мяса выкинул.
Извозчики не берут.
– У нас, – говорят, – дама ехала! А это что? Мяса кусок.
Не обернулся Ванюшка, пошел к дому – к отцу-матери.
Все его встречают – и отец, и мать, и жена.
Поздоровался он с отцом, с матерью и с женой. Приогляделся и стал подарки дарить.
Отдал отцу шапку.
– Вот тебе, тятенька, шапка в пятьдесят рублей. Хороша ли?
– Хороша, Ванюшка.
Подал матери шаль.
– Вот тебе, маменька, шаль в сто рублей. Хороша ли?
– Хороша, Ванюшка.
Подает салоп жене.
– Вот тебе, милая жена, в пятьсот рублей салоп.
Как обрадовалась Машенька.
– Слава Тебе, Господи! Дал Ты ему, Господи, ума-разума!
И стали они жить по-хорошему.

У одного жадного человека пропал кошелёк, в котором было сто золотых монет. Как он ни искал, как ни старался, ни горевал - ничего не нашёл. Тогда он объявил: "Тому, кто найдёт мой кошелёк и вернёт мне деньги, я дам в благодарность десять золотых монет".

Нашёл этот кошелёк один хороший человек и отдал его скупцу.

Давай мне те десять золотых, которые ты обещал,- говорит он ему.

В этом кошельке было сто десять золотых,- ответил скупой,- а сейчас здесь только сто. Десять монет остались у тебя. Ты уже получил свою долю! Чего же ещё ты от меня хочешь?

Пошёл тот человек к судье и рассказал ему всё. Призвал судья скупца и спрашивает:

Почему не отдаёшь его долю?

Да он сам уже взял её из этого кошелька,- отвечает тот.- Что я ему дам?

Судья взял кошелёк, осмотрел его и завязал точно так же, как тот был завязан раньше. Потом и говорит скупцу:

Если в твоём кошельке было сто десять золотых монет, а здесь только сто, то ясно, что кошелёк не твой. Иди-ка поищи сам свой кошелёк, а этот отдай человеку, который его нашёл. Когда придёт хозяин кошелька, он ему и вернёт.

Верное средство

Жил-был один очень толстый падишах. Был он столь тучен, тело его достигало таких размеров, что ему стало трудно ходить. Собрал падишах врачей, чтобы кто-нибудь его вылечил,- очень хотелось падишаху похудеть. Но сколько его ни лечили, он всё больше толстел. Наконец нашёлся один сметливый лекарь. Взял он падишаха за руку и говорит:

Если любезному падишаху будет угодно, я загляну в астрологические книги. Изучу все лекарства, которые только знает природа, и дам их падишаху.

Очень хорошо,- обрадовался падишах,- иди прочти все книги по астрологии. Как найдёшь способ лечения, неси мне лекарство.

Ушёл лекарь, а наутро приходит и докладывает:

Нет лекарства для милостивого падишаха.

Как это так! - вскричал падишах.- Как нет лекарства?!

В книгах сказано,- отвечает лекарь,- что падишаху осталось жить всего сорок дней, а потом он умрёт.

Страшно разгневался падишах:

Бросить в темницу этого шарлатана! А как минует сорок дней, повелю казнить злодея!

Бросили лекаря в темницу, а падишах места себе не находит: вдруг и правда осталось ему жить всего сорок дней?! Вдруг не врут книги астролога? День и ночь пребывал он в отчаянье, а родственники и друзья уже оплакивали его.

Прошло сорок дней. Исхудал падишах, стал лёгким, тонким, словно тростинка. Но всё-таки не умер. Тогда он приказал привести лекаря во дворец.

Завтра казню тебя,- говорит.- Зачем ты солгал мне? Видишь, я жив и здоров.

Вижу,- ответил лекарь.- Другого-то лекарства, чтобы ты похудел, я не нашёл.

Обрадовался падишах и щедро наградил лекаря.

Нет худа без добра

Жил среди арабов мудрый и справедливый человек, советов которого все всегда слушались. Однажды там, где он жил, за одну ночь сдохли все собаки. Наутро люди пришли к мудрецу и рассказали о случившемся.

Ничего, всё будет хорошо,- ответил тот.

И это к лучшему.

Странно! - возразили люди.- Собаки нас охраняли, петухи своим пением объявляли наступление утра. Что же хорошего, что их теперь нет?

Кто знает, кто знает,- уклончиво ответил мудрец.

На третью ночь стали люди в деревне зажигать огонь, а он не загорается.

Что за беда приключилась? Понять не можем,- взмолились они.

В это время неприятельское войско напало на ту страну, разоряло, грабило и сжигало захваченные селения. Когда враги подошли к селу, где недавно передохли все собаки и петухи, военачальник удивился:

Ни света не видно, ни собаки не лают, ни петухи не кричат. Наверное, и людей здесь нет. Пустое село, пустые дома. Что нам тут делать?

С этим враги и ушли. А село осталось в целости и сохранности.

Оказалось, что мудрец правду говорил: "Нет худа без добра". 


Меньшикова Людмила Викторовна
Мудрые сказки для детей перед сном. Беседы с детьми о пословицах и крылатых выражениях

Материал подготовлен с использованием книги Т. А. Шорыгиной

Белая ворона

Какого человека называют белой вороной?

Того, кто внешним видом, манерой поведения, речью или родом занятий резко отличается от окружающих. Впервые это выражение появилось в поэме древнеримского поэта Ювенала, которому принадлежат такие строки :

Рок** дает царства рабам,

Доставляет пленным триумфы.

Впрочем, счастливый такой

Реже белой вороны бывает.

Рок-то же, что и судьба.

Триумф - выдающийся, блестящий успех, торжество.

В самом деле, белая ворона - очень редкая птица. Оперенье обыкновенных ворон весьма скромное и незаметное – серое с черным. Но в животном мире порой как редкое исключение встречаются животные, окрашенные в белый цвет. Их называют альбиносами. В организме таких животных не хватает красящего вещества.

Послушайте сказку :

Субботник

Ребята! Завтра мы с вами займемся уборкой территории школы! – сказала учительница Ольга Сергеевна. – Оденьтесь по-спортивному, не забудьте взять какие-нибудь старенькие перчатки, чтобы удобно было работать : прошлогоднюю листву сгребать, мусор убирать.

Таня пришла домой и призадумалась. Как одеться на завтрашний субботник? Девочке очень хотелось помодничать в новенькой голубой курточке, которую ей недавно подарила мама. Ведь придет Витя, а девочке хотелось, чтобы он обратил на нее внимание. Или все-таки надеть старенькую джинсовку, а в голубой куртке придти в следующий раз?

Утром она выглянула в окно и увидела, что на улице солнечно и ясно.

«Надену все-таки новую курточку! Постараюсь работать аккуратно и не испачкать её», - подумала Таня.

Она завязала голубые бантики, надела красивые джинцы и яркую курточку. Покрутилась перед зеркалом и решила , что к ее наряду подойдут только новенькие замшевые туфельки.

Таня! Ты почему такая нарядная, словно не на субботник пришла, а на праздник - удивилась подруга Вера. – Лучше было бы надеть что-нибудь другое , а то запачкаешь новую куртку!

Я хотела старенькую джинсовку достать с антресолей, но не нашла её!- соврала девочка.

Ребята взяли грабли, метелки и стали собирать листья в большую кучу и подметать дорожки. Таня чувствовала себя неловко : боялась испачкаться.

Красиво, конечно, - заметил Миша, пробегая с тачкой, полной листвы. – Но выглядишь ты Танюша, как бела ворона!

Девочке стало обидно. Ей хотелось работать со всеми, бегать, возить тачку, шутить, но из-за новой куртки приходилось стоять в стороне.

Надо вам сказать , что посмотреть, как дружно трудятся ребята в саду, прилетела ворона. Да не простая, а белая! Она спряталась в дупло старого дерева, и её никто не заметил.

Ворона внимательно наблюдала за тем, как идет уборка, и увидела, что Таня грустит.

Уж кто-то, а эта птица прекрасно знала, как неприятно оказаться белой вороной среди других, обыкновенных ворон! А так как она была не просто белой вороной, а вороной-волшебницей, то тихонько прошептала заклинание и, о чудо на Тане оказались старенький ждинсовый костюмчик и кроссовки.

Таня удивленно оглядела себя и, честно говоря, очень обрадовалась. В старом костюме ей было очень удобно.

Девочка тут же схватила стоявшие рядом грабли и стали сгребать листву.

Вот и молодец, что переоделась ! – похвалила Таню Ольга Сергеевна. Тут и Витя подошел, и дети стали дружно грузить листву в тачку.

1. Что организовала учительница с детьми ?

2. Чем должны заниматься дети?

3. Как оделась на субботник Таня?

4. Удобно ли ей было работать в нарядной одежде?

5. Можно ли назвать Таню белой вороной? Объясните это выражение .

6. Кто помог Тане и дал ей рабочую одежду?

Публикации по теме:

Я уже рассказывала о том, что в этом учебном году педагогический коллектив нашего детского сада работает над реализацией познавательно.

Родители наших воспитанников с большим интересом и ответственностью отнеслись к нашей просьбе принять участие в подготовке совместных.

Цель: Повысить информационный уровень родителей. Уважаемые родители! Предлагаю Вашему вниманию очередной материал из цикла семейная гостиная.

Конспект игры-ситуации «Перед сном» для детей младшей группы Тема игры – ситуации «Перед сном» Задачи. Вовлекать детей в ситуацию сюжетно-ролевой игры; учить взаимодействовать с куклами; учить детей.

Консультация для родителей «Лексико-грамматические игры перед сном» Все родители мечтают о том, чтобы их дети добились в жизни значительных успехов, сделали блестящую карьеру на поприще науки или в бизнесе,.

«Мамы разные нужны, мамы мудрые важны». Авторы: Ильина Анна Ивановна, Соколянская Наталья Александровна, воспитатели второй младшей.

Сказка для ребенка, прежде всего, средство познания мира, способ активного мировоззрения. Сказка учит яр­ким и сильным человеческим чувствам, она предлагает путь, на котором можно найти свое счастье.

Сказка забавляет, сказка трогает, сказка увлекает. Но при всем этом она неизменно ставит вопросы; сказка хо­чет, чтобы ребенок думал .

Авторы (А. Лопатина, М. Скребцова «Вечная мудрость сказок». Кн. 3,4 / А. Лопатина, М. Скребцова. – М. : Амрита-Русь. 2008. – (Серия «Образование и творчество»)) предусмотрели диалог детей со взрослыми - после каждой сказки даются вопросы для обсуж­дения и задания, позволяющие лучше понять и глубже прочувствовать то знание, что несёт в себе конкретная сказка.


ЗА ПРАВОЕ ДЕЛО СТОЙ СМЕЛО

Обижают брата, друга?

Вашим близким в жизни туго?

Торопитесь к ним скорей,

Защищайте их смелей!

Стойте смело, до победы,

Все исчезнут сразу беды!

Только, чур, без кулаков,

Нам не нужно синяков.

Считаешь ли ты себя храбрым человеком?

Когда ты поступаешь более храбро: когда ты один или когда на тебя смотрят друзья?

Приведи пример храброго поведения своих друзей или знакомых.

Может ли храбрый человек испытывать страх?

Какты думаешь, есть ли люди, которые никогда не испытывают страха?

Как ты думаешь, нужна ли храбрость в повседневной жизни, или она необходима только в трудной ситуации?

Если бы тебя попросили написать список самых важных ка­честв для человека, на каком месте ты поставил бы храбрость?

ХРАБРЫЙ МАЛЬЧИК

Дагестанская сказка


Жил-был мальчик. Пошел он в лес. Гулял-гулял и заблу­дился. А было это высоко в горах. Искал-искал дорогу и устал. Сломил он себе крепкую палку и дальше пошел. Шел-шел и лег под куст отдохнуть. Вот он лег отдохнуть и видит: по большому дереву громад­ная змея ползет. А на дереве гнездо, а в гнезде птенцы. Как уви­дели птенцы змею, закричали они, заплакали: - Помогите! Помогите! Но никто не пришел к ним на помощь. А змея шипит, пасть разинула, язык высунула. Лезет все выше, подползает все ближе... Мальчик сперва очень испугался, а потом пожалел птен­цов: взял свою крепкую палку, размахнулся и ударил змею. Она развернулась, опять свернулась да как прыгнет на мальчика. Змея была сильная, толстая и длинная. Змея и мальчик би­лись очень долго, но мальчик победил. Он бросил птенцам змеиное мясо, а сам опять лег под куст и уснул, потому что очень устал.

Вдруг зашумел лес от ветра, ночные звери в норы попрята­лись, звезды тучами укрылись. Это, широко махая своими могучими крылами, прилетела чудо-птица к своим птенцам. Увидела она мальчика, страшным клекотом заклекотала:

Ччеловекк, ччеловекк! Рразорву еггго! Мама, мама, - заплакали птенцы, - этот человек змею - убил, нас накормил! Тогда чудо-птица опустилась на землю и распростерла над мальчиком свое широкое крыло, чтобы ни ветер, ни дождь ему спать не мешали. Утром храбрый мальчик проснулся, увидел над собой боль­шое крыло и заплакал. - Не бойся, - сказала ему чудо-птица. - Ты моих детей спас, я для тебя теперь что хочешь сделаю. - Отнеси меня домой, - попросил мальчик. - Садись ко мне на спину, обними за шею. И чудо-птица подняла мальчика высоко, унесла далеко и опустила на крышу его родного дома.


Вопросы и задания:

Был ли в твоей жизни случай, когда ты сначала чего-то очень испугался, а потом все-таки смог совершить отважный поступок?

Что еще, помимо силы, необходимо иметь человеку, чтобы прийти кому-то на помощь?

Представь, что ты рядом с мальчиком. Как бы ты помог ему справиться с коварной змеей?

Придумай сказку о том, как волшебная птица решила отблаго­дарить мальчика и превратила его в самого храброго человека на свете.

Придумай сказку о том, как птенцы, когда выросли, помогли мальчику в беде.

Представь, что ты разговариваешь с самым храбрым челове­ком на земле. О чем ты его спросил?

Почему некоторые люди становятся храбрыми, только когда кого-то защищают?

Сценка «Школа храбрости»

Дети делятся на группы. Один человек из группы - ди­ректор школы храбрости, остальные - ученики. В сценке дети должны рассказать, как и чему они будут учиться в школе храб­рости.

Рисунок «Чудо-птица»

Нарисуй чудо-птицу из сказки.

МЛАДШИЙ ПРИНЦ

Притча


Было у короля три сына. Старший был храбрым вои­ном и умело владел любьм оружием. Он мечтал стать пол­ководцем, и король поставил его во главе своего войска. Средний сын хотел прославить королевский род строи­тельством храмов и замков. Отец соглашался с ним и вы­давал деньги на строительство. Только младший сын рас­страивал короля. Он не воевал, не строил, а целыми дня­ми читал книги. Младший сын короля изучал историю, языки и обычаи разных народов.

Сын, зачем ты изучаешь нравы и языки чужих на­родов? Ты должен любить свою Родину, - часто упре­кал принца король.

Сын молча выслушивал отца, но продолжал свои за­нятия.

Вдруг нежданно-негаданно пришла беда. Соседи коро­ля объединились и объявили войну. Королевское войско терпело поражение за поражением. Наконец настал день последней битвы. В многочисленных храмах все, кто не мог сражаться, молили Господа о спасении. За день до битвы в шатер полководца вошел младший сын короля. - Зачем ты приехал сюда, книжник? Уезжай немедлен­но! Завтра будет битва! - вскричал молодой полководец.

Да, сын, тебе здесь не место, - поддержал король, который тоже готовился победить или погибнуть в по­следнем сражении. Младший сын короля достал бумагу и спокойно сказал: - Я три дня провел во вражеском лагере. Здесь нарисовано расположение орудий врага и все их планы. Завтра на рассвете основные силы противника обойдут наше войско по узкому оврагу и ударят нам в тыл. После рассказа младшего сына король приказал гото­виться к битве. Сражение было жестоким, но враги всю­ду натыкались на ловушки и были разбиты.

Сын, ты оказался героем. Как ты смог прятаться сре­ди врагов целых три дня?-воскликнул король, обнимая младшего сына после победы.

Я не прятался, а свободно ходил везде, ведь я знал языки и обычаи этих людей. Поэтому они принимали ме­ня за своего, - ответил принц.

Разве тебе не было страшно? - удивился его брат.

Любовь к Родине превыше страха смерти, - спо­койно ответил младший сын.


Вопросы и задания:

Почему королю казалось, что его младший сын не лю­бит свою Родину?

Как вы думаете, если человек знает в совершенстве иностранные языки, значит ли это, что он не любит свою Родину?

Какой язык вы хотели бы выучить и почему?

Подумайте, какое занятие самое достойное для сына короля?

Представьте, что вы принц (принцесса). Расскажите, чем бы вы стали заниматься.

Сценка

Дети делятся на группы. Один человек из группы играет роль короля, остальные его дети: принцы или принцессы. В сценке «дети короля» по очереди рассказывают своему отцу, что они могут сделать для славы своей Родины.

Обсудите с детьми тему «Что я могу сделать для своей Родины».

РОДИНА КРАШЕ СОЛНЦА, ДОРОЖЕ ЗОЛОТА

Дороже золота она,

В ней красота и глубина.

В ней первый дом на свете твой

И милой мамы взгляд родной.

Ее за деньги не купить

И невозможно не любить.

И любим тем ее сильней,

Чем дольше мы в разлуке с ней.

Вопросы и задания для беседы:

Попросите детей вспомнить какое-либо место или со­бытие, которое ассоциируется у них со словом «Родина», и рассказать о нем.

Перечислите все хорошее, что дала вам Родина.

Как вы думаете, может ли у человека быть две Родины или больше?

Представьте, что вы должны провести урок, посвященный

любви к Родине в классе, где учатся дети разных народов. Как

бы вы провели урок, чтобы каждый из учеников почувствовал гордость за свою родную землю и не был обижен?

Сценка

Поделите детей на пары. В сценке-диалоге один чело­век из пары утверждает, что Родиной для человека может быть любое место на земле, которое он полюбил в тече­ние жизни или даже весь мир; а второй доказывает, что Родина -- это то место, в котором ты родился.

ТРИ ТОВАРИЩА

Курдская сказка

Трех товарищей в дороге застала ночь, и решили они завернуть в ближайшую деревню. Постучали в первый попавшийся дом. Радушно встретил их хозяин, да никак не поймет, кто же из них за старшего.
Спросил одного:
- Скажи на милость, кем вы приходитесь друг другу и кто из вас старший?
- Эти двое - ослы, - ответил гость, - им со мной рядом сидеть не положено.
Через некоторое время хозяин спросил второго гостя:
- Будь добр, скажи, кто из вас старший, чтобы я мог по достоинству одарить его.
- След моей ноги дороже их голов, - ответил гость, - они - собаки.
Наконец хозяин вызвал третьего:
- Дорогой, не скажешь ли, кто у вас за старшего, я желал бы с ним побеседовать.
- Оба они умнее меня, и оба для меня старшие. Ты можешь побеседовать с любым из них.
Хозяину понравился этот ответ:
- Дорогой мой гость, прости, что я тебя задержал, а теперь прошу за стол. И велел хозяин своим слугам:
- Накройте три стола. На один положите сена, на другой - костей, а на третий - все, что полагается для дорогого гостя.
Удивились гости. А хозяин говорит:
- Ешьте, дорогие гости, не стесняйтесь. Кем вы сами представились, то вам и подано...

Вопросы и задания к сказке:

Как вы думаете, почему двое спутников так относились к людям?
Как вы думаете, изменятся ли двое товарищей после «угощения» хозяина?
Если вы сталкиваетесь с неуважительным отношением людей друг к другу, что вы предпринимаете?
Докажите примерами из жизни, что умение уважать - основа дружбы.

КТО ДОБРЕЕ?

Курдская притча

Однажды падишах спросил у своего везира:
- Везир, как ты думаешь, - кто добрее - богач или бедняк?
- Будь в здравии, падишах. Когда человек богат, тогда он и добр. А бедному с чего быть добрым? Падишах возразил ему:
- Нет, ты не прав. Доброта - от сердца, если человек не обладает таким сердцем, пусть он хоть, утопает в богатстве, никому добра не сделает.
Везир промолчал, но остался при своем мнении. А падишах решил испытать его.
Вечером переоделся он в одежду дервиша, закинул за плечо суму, взял в руки посох и пошел прямо к дому везира. Постучался и дверь. Дверь открыл везир:
- Хозяин, бога ради, пусти переночевать, негде мне голову приклонить, да и голод терзает меня.
Взглянул везир на лохмотья нищего и оттолкнул его.
Отошел падишах от дома везира, огляделся. Видит-недалеко огонек светится. Подошел поближе, заглянул в окно. А в дома старуха с сыном сидят за столом. Постучался падишах. Открыла старуха дверь, а дервиш и просит:
- Матушка, не приютишь ли ты меня?
- С радостью, сынок. Правда, тесновато у нас, но место и тебе найдется.
Помогла старушка гостю снять обувь с ног, усадила поудобнее и спрашивает:
- Сынок, скажи мне, чего бы ты хотел поесть?
- Матушка, я ем только бараньи почки и ничего больше. А сын хозяйки был пастухом и в этот год за работу получил ягненка. Отозвала она сына в сторонку и шепнула ему на ухо:
- Сынок, нам придется зарезать ягненка. Пусть гость наш поест досыта. Угостили они дервиша бараньими почками. Утром нищий попрощался с гостеприимными хозяевами, запомнил их дом и ушел.
На следующее утро падишах призвал в свой диван всех приближенных. Пришел и везир. Падишах обратился к нему:
- Ну, везир, помнишь наш вчерашний разговор, кто же все-таки добрее?
- Падишах, да будет Всевышний доволен тобой, я не изменил мнения: только богатый человек способен сделать добро, бедняку оно не по карману.
Тут велел падишах привести во дворец старуху и ее сына. Старуха испугалась, подумала: «Наверное, с нашим вчерашним гостем что-то случилось. Может быть, видели, как он к нам заходил, вот и донесли падишаху».
Вошли мать с сыном во дворец, поклонились падишаху, он предложил им сесть. Падишах попросил всех присутствующих внимательно прислушиваться к его беседе.
- Везир, так что значит добро?
- Будь в здравии, падишах. Я ведь уже говорил тебе, что добро можно сделать, если есть богатство, нет его - как оказать добро? Тут падишах и промолвил:
- Везир, добра у тебя достаточно. Почему же ты не пустил ночевать бедного дервиша? Падишах не стал ждать ответа и повернулся к старушке:
- Матушка, ты бедна, не так ли?
- Да, сынок.
- И ягненок был всем твоим имуществом?
- Да, сынок.
- Люди добрые, - обратился падишах к присутствующим, - вчера я был гостем этой старушки и сказал, что ем только бараньи почки. Ради гостя эта женщина и ее сын зарезали своего барашка. Теперь, везир, ответь, кто богаче - она или ты? И кто добрее?
Не нашелся везир, что сказать.
Велел тут падишах переодеть сына старухи в одежду везира,- а везира - в одежду бедняка и отправил его жить в дом старухи. На прощание падишах сказал везиру:
- Добро делает человек с добрым сердцем, будь он богат или беден.

Вопросы и задания к сказке:



 


Читайте:



Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Михалков Сергей Владимирович Праздник Непослушания Сергей Владимирович Михалков Праздник Непослушания Повесть-сказка "Праздник Непослушания" -...

Почвенный покров южной америки

Почвенный покров южной америки

Страница 1 В отличие от Северной Америки, где изменения в растительном покрове зависят в значительной степени от изменений температурных условий,...

Расправленные крылья - музыкальная пауза Порядок описания Московской операции

Расправленные крылья - музыкальная пауза Порядок описания Московской операции

Ситуация на фронте весной 1942 года, планы сторон, немецкое наступление летом 1942 года, начало Сталинградской битвы, немецкий оккупационный режим,...

Cобытия Второй мировой войны

Cобытия Второй мировой войны

Вторая мировая война считается самой крупной в истории человечества. Она началась и закончилась 2 сентября 1945 года. За это время в ней приняло...

feed-image RSS