Разделы сайта
Выбор редакции:
- Гадание в новый год для привлечения денег Как правильно гадать на новый год
- К чему снится клещ впившийся в ногу
- Гадание на воске: значение фигур и толкование
- Тату мотыль. Татуировка мотылек. Общее значение татуировки
- Что подарить ребёнку на Новый год
- Как празднуют день святого Патрика: традиции и атрибуты День святого патрика что
- Как научиться мыслить лучше Я не умею быстро соображать
- Эти признаки помогут распознать маньяка Существует три способа достижения абсолютной власти
- Как спастись от жары в городской квартире
- Слова благодарности для учителей: что написать в открытке любимому педагогу?
Реклама
Низкие и высокие танцы на балах. Вы поедете на бал – Венский бал |
«История балов императорской России» - не только историческое исследование, но и первое в новейшей истории руководство по организации бала Текст: Сергей Шулаков Первый бал в России устроил Лжедмитрий I: на его свадебном пиру играл оркестр Станислава Мнишка, а после трапезы гости танцевали. Но традиция не прижилась. Доктор исторических наук, профессор Оксана Захарова в исследовании «История бального церемониала в России», вошедшего в сборник «История балов императорской России», объясняет: «Уже само проведение самозванцем невиданных до этого при русском дворе церемониалов было вызовом обществу»
. Балы, или ассамблеи, Петру I пришлось вводить административным способом. Царь максимально упростил задачу, указ от 1718 года специально оговаривал: «Хозяин не обязан ни встречать, ни провожать гостей или чему-либо для них беспокоиться; но должен иметь, на чем их посадить, чем их подчевать и чем осветить комнаты…».
Сейчас мы сочли бы такое поведение человека, к которому пришли в гости, очень невежливым - но Петр так понимал «европейское обхождение»… …Тут пришла развязка. Круто изменился Стихи эти едва не привели к дуэли поэта со «спекулятором». Целиком на балах разворачивался драматический роман Михаила Лермонтова и Екатерины Александровны Сушковой, о котором профессор Захарова повествует с прямо-таки душераздирающими подробностями. Любящий, как водится, беззащитен; после заверений в страстном чувстве перестал замечать влюбленную в него даму, а однажды мимоходом заявил: «Я вас больше не люблю. Да, кажется, и никогда не любил»
. Поведение малообъяснимое, но великий поэт объяснял его необходимостью подчиняться условностям света, ранг в котором зависит от того, сколько репутаций человек погубил… Он встал, и поднял взор совиный, Здесь же руководство к изучению танцев, положения бального этикета с описаниями фраков, галстуков к ним и дамских бальных платьев; то, что военные не должны являться в сапогах и при кортиках или другом парадном оружии, видимо, разумеется само собой. Есть даже «Нотный альбом», в котором можно найти танцевальные сочинения Гайдна, Шопена, композиторов конца XIX века… Книга собрана с фантазией, и даже «на злобу дня», однако добросовестный, серьезный справочный аппарат в ней повисает - ссылок в тексте нет, объяснений, откуда взяты цитаты, мало, и читатель волен догадываться об источнике в меру своей образованности или обратиться к преподавателю - сборник несет гриф: «Рекомендовано кафедрой Истории русской литературы ХХ века филологического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова». Или, возможно, так реализуется расчет на светскую, а значит, по замыслу издателей, ученую читательскую аудиторию, на зубок помнящую, например, «Сочинения камердинера императрицы Марии Федоровны А. Степанова и о придворных балах во времена Александра III, присланные ». Захарова О. «История балов императорской России. Увлекательное путешествие»М.: Центрполиграф, 2016. – 510 с. Императрица особенно любила маскарады. Кроме больших балов и приемов, в Эрмитаже маскарады давались при дворе каждую пятницу в особых залах для дворянства (в галерее) и для купечества. На этих балах собирались нередко около пятисот масок. Роскошь эрмитажных праздников, по словам современников, напоминала нередко волшебные сказки. На знаменитом празднике «Азора, африканского дворянина», данном императрицей в честь рождения первого внука, в залах дворца были изображены громадные вензеля, буква «А» (Александр) из настоящих бриллиантов и жемчугов. Не следует полагать, что маскарады были настолько популярны в высшем обществе, что вытеснили другие празднества, в том числе и балы. При дворе бал устраивался каждое воскресенье. Интересным представляется замечание Л. Энгельгардта о том, что императрица следовала па празднество в таком же сопровождении, как и в церковь. Перед входом в зал Екатерине Алексеевне представлялись и целовали руку дамы. Бал открывался менуэтом: великий князь с великой княгиней, за ними - придворные и офицеры гвардии в званиях не ниже полковника. Наиболее распространенными танцами были «польские» и контрадансы. «Дамы должны были быть в русских платьях, то есть особливого покроя парадных платьях, а для уменьшения роскоши был род женских мундиров по цветам, назначенным для губерний. Кавалеры все должны были быть в башмаках. Все дворянство имело право быть на оных балах, не исключая унтер-офицеров гвардии, только в дворянских мундирах» . Императрица садилась играть в карты с заранее выбранными партнерами, которых приглашали камер-пажи. Великий князь тоже играл, но за отдельным столом. Примерно через два часа музыка затихала. Государыня откланивалась и покидала бал, а после нее спешили разъехаться все приглашенные. Великий князь Павел Петрович давал балы по понедельникам в Петербурге, а по субботам - на Каменном острове. Придворный лакей развозил личные приглашения великого князя. Помимо этого, каждый полк гвардии отправлял на праздник по два офицера. Несмотря на все великолепие балов императорского двора, праздники вельмож того времени зачастую не уступали последним. Причем не только балы, но и семейные вечера отличались роскошью и торжественностью. «Образ жизни вельмож был гостеприимный, по мере богатства и звания занимаемого; почти у всех были обеденные столы для их знакомых и подчиненных; люди праздные, ведущие холостую жизнь, затруднялись только избранием, у кого обедать или проводить с приятностью вечер» . Апогея своего блеска достиг российский двор при Екатерине II. Роскошь, царившая при дворе, служила заразительным примером для столичного общества. Все высшее общество увлекалось театром, и молодежь охотно устраивала домашние спектакли. Образовывались целые группы великосветских любителей; известны театры княгини Долгоруковой, графини Головниной, в доме Апраксиных. С постройкой здания Благородного собрания Москва прославится своими балами по всей России. Каждый год накануне Рождества помещики соседних с Московской губерний со своими семействами отправлялись из деревень в Москву в сопровождении длинных обозов с поросятами, гусями, курами, крупою, мукою и маслом. Замоскворечье гостеприимно встречало долгожданных хозяев неприхотливо убранных, заросших садами домов, владельцы которых не стремились к тесному общению с соседями, если не принадлежали к одной губернии. По четвергам все соединялись в большом кругу Благородного собрания: «Тут увидят они статс-дам с портретами, фрейлин с вензелями, а сколько лент, сколько крестов, сколько богатых одежд и алмазов. Есть про что девять месяцев рассказывать в уезде! И все это с удивлением, без зависти: недосягаемою для них высотою знати они любовались, как путешественник блестящей вершиной Эльбруса». Московские праздники 1787 года, когда Россия отмечала двадцатипятилетие восшествия императрицы на престол, надолго остались в памяти современников. Бал в собрании превзошел все ожидания. Вот воспоминания Е.П. Яньковой: «Бал был самый блестящий и такой парадный, каких в теперешнее время и быть не может: дамы и девицы все в платьях или золотых и серебряных, или шитых золотом, серебром, камений на всех премножество; и мужчины тоже в шитых кафтанах с кружевами, с каменьями. Пускали в собрание по билетам самое лучшее общество; но было много. Императрица тоже была в серебряном платье, невелика ростом, но так величественна и вместе милостива ко всем, что и представить себе трудно» . От двора не отставали и вельможи. Маскарады Нарышкина и приемы графа Шереметева поражали своим великолепием. Поразить людей того времени чем-либо было непросто.Тем примечательнее праздник светлейшего князя Потемкина, который он устроил в честь Екатерины Великой в Таврическом дворце. Тысячи художников несколько недель занимались подготовкой торжества, офицерам было поручено развезти три тысячи пригласительных билетов. К 9 мая все было готово. После представления в театре Потемкин предложил императорской фамилии последовать в Зимний сад. Описание его столь фантастично, что стоит привести воспоминание очевидца этих событий: «Зеленеющий дерновый скат вел дорогою, обсаженною цветущими померанцевыми деревьями. Там видимы были лесочки, по окружающим которые решеткам обвивались розы и жасмины, наполняющие воздух благовонием. В кустарниках видимы были гнезда соловьев и других поющих птиц. <…> Печи, которых для зимнего сего сада потребно было немало, скрыты были за множеством зеркал, одинаковой величины и цены чрезвычайной. На дорожках сего сада и на малых дерновых холмочках видимы были на мраморных подножиях вазы из того же камня, но другого цвета <…>. В траве стояли великие из лучшего стекла шары, наполненные водой, в которых плавали золотые и серебряные рыбки». Посредине сада возвышался храм, купол которого опирался на восемь столпов из белого мрамора. Ступени из серого мрамора вели их к своеобразному жертвеннику, служившему подножием к высеченной из белого мрамора фигуре императрицы, держащей рог изобилия, из которого сыпались орденские кресты и деньги. На жертвеннике имелась надпись: «Матери отечества и моей благодетельнице». За храмом находилась беседка, внутренние стены которой состояли из зеркал. В день праздника внешние решетки были украшены лампадами в форме яблок, груш и виноградных гроздьев. Все окна сада в день праздника были закрыты искусственными пальмовыми и померанцевыми деревьями, листья и плоды которых также представляли лампады. В различных частях сада находились светильники в форме дынь, арбузов, ананасов и винограда. Между храмом и беседкой находилась зеркальная пирамида, на верху которой блистало имя императрицы. Рядом стояли другие, меньшие по размеру пирамиды, на которых фиолетовыми и зелеными огнями горели вензеля наследника престола, его супруги и обоих великих князей. Современники указывали, что всего в этот вечер дворец освещали 20 тысяч восковых свечей и 140 тысяч лампад. Когда начался бал, императрица и великая княгиня сели играть в карты до половины двенадцатого ночи. Во время ужина, накрытого в театральном зале, все столы были освещены шарами из белого и цветного стекла, в других гостиных дворца были сервированы столы посудой из лучшего серебра и фарфора. Официанты, одетые в придворные ливреи и ливреи Потемкина, разносили изысканные угощения гостям. После ужина последовал бал, продолжавшийся до самого утра. С течением времени потемкинский праздник станет своеобразным эталоном, которому многие будут подражать, но, как говорили современники, повторить подобное волшебство не удалось. Первый бал наследника Павла Петровича состоялся 11 декабря 1765 года. «Сегодня у его В-ва первый бал; прежде никогда еще не бывало. Одевшись, читал государь цесаревич с Его Преподобием о. Платоном Св. Писание; потом изволил пройтись в церковь. Возвратясь из церкви, сел кушать. После обеда, часу в шестом, съехались званые на бал. Открыть бал изволил его В-во с фрейлиной А.А. Хитровой. Танцовали в том покое, где на часах стоят Кавалергарды, потому что на половине его В-ва нет ни одной для того довольно просторной комнаты. В начале десятаго часу бал кончился; все разъехались, и государь цесаревич сел кушать. Весьма был доволен сегоднашним вечером; танцовал и говорил очень много со своей любезной…» - вспоминал воспитатель наследника С. Порошин. Прошло две недели, и 25 декабря, на Рождество, Павел Петрович был приглашен к императрице, у которой к шести часам собрались все фрейлины и множество кавалеров. После разнообразных игр начались танцы, сначала русский, затем польский, менуэты и контрадансы. В это время из внутренних покоев императрицы вышли семь дам в очаровательных нарядах - на них были кофты, юбки, чепчики, лишь на голове одной из них косынка. Каково же было удивление собравшихся, когда таинственные незнакомки оказались: Г.Г. Орлов; камергер А.С. Строганов; камергер граф Н.А. Головин; камергер П.Б. Пасик; шталмейстер Л.А. Нарышкин; камер-юнкер М.Е. Баскаков; камер-юнкер князь A.M. Белосельский, чью голову и украшала упомянутая косынка. А что же наследник? «С Его В-ва пот почти капал: столь искренне принимал он в сих забавах участие!» Но жизнь вносит свои перемены в характер и образ мыслей человека. Через несколько десятилетий император Павел Петрович объявит жесточайшую войну круглым шляпам, запретит «вальсовать», или, как говорилось в полицейском предписании, «употребление пляски, называемой вальсеном». В соответствии с романтическими идеалами эпохи выбрасывается лозунг «танец должен иметь душу, выражать неподдельную страсть, подражать естественности природы». Наступала эпоха вальса. Одно из первых упоминаний вальса в художественной литературе дал Гёте в романе «Страдания юного Вертера». В письме к другу Вертер рассказывает о знакомстве с Шарлоттой и о том, как во время загородного бала они танцевали менуэт, англез, контрданс и, наконец, вальс. «Танец начался, и мы некоторое время с увлечением выделывали разнообразные фигуры. Как изящн о, как легко скользила она! Когда же все пары закружились в вальсе, поднялась сутолока, потому что мало кто умеет вальсировать. Мы благоразумно подождали, чтобы наплясались остальные, и, когда самые неумелые очистили место, вступили мы еще с одной парой… Никогда еще не двигался я так свободно. Я не чувствовал собственного тела. Подумай, Вильгельм, - держать в своих объятиях прелестнейшую девушку, точно вихрь носиться с ней, ничего не видя вокруг…» В 1791 году «в Берлине мода на вальс и только на вальс». В 1790 году вальс через Страсбург попадает во Францию. Один из французских писателей недоумевал: «Я понимаю, почему матери любят вальс, но как они разрешают танцевать его своим дочерям?!» В начале XIX века мода на вальс сравнивалась с модой на курение табака.Вальс стал выражением тенденций буржуазной культуры. Допустив его в свою среду, дворянство принимало тем самым и новые правила поведения, новый стиль общения. Следовательно, и нравственные принципы не могли остаться без изменений. «Современная молодежь настолько естественна, что, ставя ни во что утонченность, она с прославляемыми простотой и страстностью танцует вальсы» , - писала Жанлис в «Критическом и систематическом словаре придворного этикета». Шли годы. «Безумное и мудрое» XVIII столетие близилось к своему завершению. Веселые балы и праздники Екатерининской эпохи заменили парады и смотры. Жизнь петербургского двора начала царствования Александра Павловича не могла соперничать с блеском конца XVIII века. Причиной этому были постоянные войны, частое отсутствие императора, уезжавшего то за границу, то в другие города России. В промежутках военного затишья веселье в столице пробуждалось. Наследники екатерининских любимцев устраивали празднества в присутствии императора и великих князей, стараясь не уступать своим отцам ни в роскоши, ни в изобретательности. Весна Александровского царствования - это возобновление пышных празднеств в обеих столицах - Петербурге и Москве. «Едва ли петербургское общество было когда-либо в такой сильной степени расположено к веселой и открытой жизни, как в начале царствования императора Александра I» , - вспоминал . Где-нибудь у Фельетта высшее общество позволяло себе освободиться от строгостей этикета и предавалось беззаботной веселости. Старшее поколение, протанцевав минут пять, собиралось за карточными столами философствовать и сплетничать, потешаясь вистом, рокамболем или игрой в ерошки, «хрюшки никитичны»… От популярной и очень азартной игры в юрдон пошло долго бытовавшее выражение «проюрдониться». Какой была Москва до 1812 года? Совершим мысленное путешествие по Первопрестольной столице начала XIX столетия. Завершив государственную службу, многие знатные вельможи отдыхали в Москве, жизнь в которой была не только радушнее, но и значительно дешевле, чем в Петербурге. «Богатые в продолжение всей зимы поочередно давали великолепные балы, роскошью в жизни не уступали мелким германским князьям; при великолепных домах они имели церкви, картинные галереи, хоры певчих, оркестры музыкантов, домовые театры, манежи с редкими лошадьми, соколиных и собачьих охотников с огромным числом собак, погреба, наполненные старыми винами» , - вспоминал известный балетмейстер своего времени А.П. Глушковский. На гулянья вельможи выезжали в позолоченных каретах с фамильными гербами, запряженные шестеркой лошадей. Кучера и форейторы были в немецких кафтанах и треугольных шляпах, в одной руке кучер держал вожжи, а в другой длинный бич, которым пощелкивал по воздуху. На запятках кареты стояли егерь в шляпе с пером и араб в чалме (или скороход с высоким гусаром в медвежьей шапке). Как и во времена Екатерины Великой, на балы и купеческие свадьбы приглашали гайдуков (рост не менее трех аршин) в богатых ливреях. Их служба заключалась в том, чтобы без помощи лестницы поправлять восковые свечи в люстрах. Во время обеда или ужина, когда наступало время пить за здоровье гостей, гайдук появлялся с серебряным подносом, на котором стояли «серебряные вызолоченные бокалы» , дворецкий подходил к нему с бутылкой шампанского и наливал в бокалы вино, которое гости пили «под звуки труб и литавр». С Екатерининских времен сохранилась в Москве традиция воспитывать в богатых дворянских семьях маленьких турчанок и калмычек, которых по достижении совершеннолетия выдавали замуж с хорошим приданым. Любимым местом прогулок московских аристократов был Тверской бульвар. По вечерам князь М.В. Голицын (чей дом находился на углу Бронной и Тверского бульвара) освещал его за свой счет разноцветными фонарями и шкаликами, свет которых, попадая на шлифованные металлические круглые щиты, стоявшие в обоих концах бульвара, отражался на все его пространство. Эти щиты называли в народе «Oeil de boeuf», то есть «бычий глаз». Во время иллюминации москвичи прохаживались по бульвару под звуки музыки в исполнении музыкантов рогового оркестра князя Голицына. Московские жители того времени не любили пословицу «На брюхе шелк, а в брюхе щелк». Они придерживались другого правила: «Не красна изба углами, а красна пирогами». Гостеприимством славились не только богатые, но и бедные граждане Первопрестольной. Что же касается домов московских аристократов, то у них для гостей каждый день был накрыт стол, и так что дворяне и талантливые артисты без всякой церемонии приезжали к ним в известные дни обедать и проводили весь вечер «в разных удовольствиях». Кулачные бои пользовались популярностью не только в среде простого народа. Не гнушались «гладиаторских игр» и некоторые московские аристократы. Так, граф А.Г. Орлов-Чесменский, известный своей необычайной силой (Алексей Григорьевич руками разгибал лошадиные подковы, свертывал в трубочки серебряные рубли), бился у себя дома на кулаках с известными в то время в Москве силачом-арабом. К особым увлечениям москвичей следует отнести также петушиные бои, разведение голубей (не было купеческого дома, где бы не было голубятни), а также слушание соловьиного пения в трактирах. Московские жители любили оригинальничать.Чтобы обратить на себя внимание, князь Волконский, к примеру, выезжал иногда из дома зимой в санях, сделанных наподобие продолговатой лодки, впереди которой находилась «вызолоченная птичья голова с длинным носом, наклоненным к передку саней, она служила местом для сидения кучера…». В описываемое нами время в Москве за карточными столами выигрывались и проигрывались целые состояния. «Мне (А.П. Глушковскому. - Авт. ) случалось учить детей танцам у многих богатых картежных игроков: по тому случаю я бывал у них на всех вечеринках и балах. Нигде нельзя было лучше попить, поесть и повеселиться, как у них. Нередко на этих пиршествах бывали цыгане, фокусники и оркестр музыкантов; они платили всегда щедрою рукою. Однажды я сидел в кабинете у знакомого мне игрока Николая Ивановича Квашнина-Самарина, с которым я находился почти на приятельской ноге. Он метал банк всегда на огромные суммы. Я спросил его: «Я думаю, вчерашняя вечеринка вам дорого стоит?» - «Да, - отвечал он, - тысячи две». Тогда я решился сказать ему: «Вы имеете большое семейство, не лучше ли вам поберечь денежки на черный день?» - «Любезный друг, - ответил он, - ты не знаешь наших расчетов: чем роскошнее вечеринка, тем более на ней бывает понтеров, а это банкомету большая выгода; если понтер проиграет тысячу, другую, то говорит: «Зато я хорошо попил, поел и весело время провел», а у другого банкомета, где не допросишься и рюмки ерофеичу, жаль и рубля проиграть. Так, видишь ли, вечеринка стоила мне две тысячи, а приобрел я пять». Летом народ любил гулять на Воробьевых горах. В то время горы были покрыты лесом, который спасал отдыхающих от летнего зноя. Здесь были раскинуты «палатки для цыган и торгующих местными и питейными продуктами…». Рано утром и вечером с соседних дач приезжали на Воробьевы горы отдыхающие для купания, прогулок и чаепития. «В летнее время помещики жили в своих подмосковных деревнях; туда приглашали они своих знакомых на пиршества, иллюминировали сады, жгли великолепные фейерверки, музыка гремела в обширных залах дома, молодежь до полуночи танцевала, все дышало весельем». Нельзя без улыбки читать в воспоминаниях современников о московских партикулярных балах начала столетия. Москвичи отличались не только радушием, но и заметной оригинальностью в приглашении и приеме гостей. К примеру, вы пожелали поздравить соседку с именинами. В положенный день вы подъезжаете к ее дому, а швейцар вам объявляет, что вас покорнейше просят на вечер. «А много у вас будет гостей?» - «Да, приглашают всех, кто приедет утром, а званых нет; тихий бал назначен» . Вечером на «тихий бал» к А.С. Небольсиной (а именно к ней мы прибыли с поздравлениями) пожаловала вся Москва. Экипажи тянулись по обеим сторонам Поварской до Арбатских ворот. Именинница умела принимать гостей: будь то главнокомандующий или студент, каждому поклон, каждому ласковое слово. Делай что хочешь - играй, разговаривай, молчи, ходи, сиди, «только не спорь слишком громогласно и с запальчивостью; этого хозяйка боится». В конце XVIII - начале XIX столетия бал открывал так называемый «длинный польский». Степенные старички и старушки щеголевато кланяются и приседают. Вот начинается так называемый «отбой»: не попавшие в польский мужчины один за другим останавливают первую пару и, хлопнув в ладоши, отбивают даму; кавалеры отвоеванных дам переходят к другой. Последний кавалер или идет к картам, или, сопровождаемый словами «Устал!», «В отставку!», «На покой!», бежит к первой паре и отбивает даму. Затем «длинный польский» превращался в «круглый», с попарными выходами и обходами, большими и малыми кругами, крестами, цепью и т. д. По окончании польского «рисуется» менуэт, выстраивается в два ряда экосез или англез, потом следуют кадрили с вальсом, за ними «манимаска или краковяк, пергудин или матрадура. В заключении горлица или метелица. После ужина - на тампет или полури». Особенность московских балов состояла также в том, что зачастую дам было больше, чем кавалеров, что вполне объяснимо: главные танцоры - военные, а гвардия стоит в Петербурге. Учитывая серьезность проблемы, во время подготовки одного из праздников графиня А.А. Орлова поручила знакомым дамам «вербовать хороших кавалеров». Е.А. Муромцева обратилась с подобной просьбой к С.П. Жихареву, чтобы тот сопровождал ее на бал к Орловым. «Но я решительно танцевать не умею, - сказал я, - застенчив и неловок». «Purtant vous Werevkines et vous dansez souvent chez les Lobkoff, comme si je ne le savais pas» [И все-таки ты танцевал у Веревкиных и часто танцуешь у Лобковых; как будто я этого не знаю! (фр.)]. - «Это правда, но у Веревкиных был бал запросто, а у Лобковых я танцую pour rire [для смеху (фр)] в своем кружку, да и Балы вчера, сегодня, завтра
Начало балов восходит к празднествам при французском и бургундском дворах. Первый бал, о котором имеются сведения в истории, был дан в 1385 г. в Амьене, по случаю бракосочетания Карла VI с Изабеллой Баварской. Но сомнительно, участвовали ли тогда сами принцы и приглашённое высшее дворянство в танцах. Настоящую свою форму балы сохраняют со времён Людовика XIV, когда они привились и во всех немецких резиденция. С тех пор балы составляют существенную часть большинства придворных празднеств.
Однако настоящей бальной столицей Европы принято считать Вену.
Балы в Венской государственной опере стали даваться ежегодно в последний четверг перед Великим постом. Исключением стала Вторая мировая война. Тогда балы были прерваны вплоть до 1956 года, когда бал вернулся в стены Венской государственной оперы. С тех пор традиция ежегодного проведения Венского оперного бала нарушалась лишь однажды. В 1991 году Венский Оперный бал был отменен из-за Войны в персидском заливе. Сегодня Венский Оперный бал является одним из главных ежегодных светских событий в Европе и каждый раз собирает более 5000 гостей, которые ночь на пролет танцуют в государственной опере. Сезон там начинается в новогоднюю ночь с роскошного Императорского бала и продолжается до конца февраля – по нескольку балов в день. Свой есть у каждой профессиональной ассоциации: Бал фокусников, Бал охотников, Бал фармацевтов... Билеты можно купить по Интернету, но побеспокоиться о них стоит заранее. Например, на знаменитый бал в Венской опере собирается весь цвет Европы и Америки, поэтому билеты стоит заказать за полтора-два месяца. Балы в России
В русском обществе были
приняты
два типа балов - большой и малый.
На таком балу женщины и девушки были в парадных декольтированных светлых туалетах с большим количеством драгоценностей. Военные и чиновники в парадной форме, штатские мужчины во фраках. Если большой бал устраивался в частном доме, то хозяин и хозяйка встречали гостей в комнате перед залом. Хозяин здоровался с гостем рукопожатием или целуясь, целовал руку гостье; хозяйка, как правило, ограничивалась поклоном, иногда протягивала мужчине руку, с гостьей ликовалась (т. е. прикладывались щечками).
При входе в зал мужчина с хорошо знакомыми обменивался рукопожатием, с
мало знакомыми и дамами только раскланивался.
Подбор танцев был традиционен и менялся очень медленно. Это давало
возможность молодому человеку заранее письмом пригласить девушку на тот
или иной танец. Она письмом отвечала ему согласием или сообщала, какой
танец у нее свободен. Таким образом, кавалер мог заранее пригласить на
танец интересующую его девушку. Девушки также заранее знали, на какие
танцы они уже приглашены. Танцующей девушке было неприятно, если хотя бы
в одном танце у нее не было партнера
Малый бал
состоял из трех отделений. Он начинался в 8-9 часов вечера и
заканчивался к полуночи. На таком балу танцевали под клавесин, позднее
под рояль, для чего приглашался музыкант-тапер. Люди среднего возраста и
пожилые вели беседы, играли в карты, мужчины часто уходили играть на
бильярде.
James Hayllar 1829-1920 Бальный этикет « В танцах проявляется и галантность кавалеров, и чарующая сдержанность дам...» (
Выдержки из Ball Room Guide, "Правила
поведения на балах".)
§1 . Каждый танцор должен строго следовать установленному порядку танца. §2. Перед каждым танцем несколько тактов музыки, исполненных по сигналу распорядителя, дадут понять танцорам, что пора занять свои места на паркете. §3. Все указания распорядителя следует неукоснительно соблюдать. §4. Танцуя по окружности зала, не следует разрывать круг и танцевать сбоку другой пары или прямо перед ней. Количество пар, танцующих одновременно должно соответствовать вместимости зала и составлять от 16 до 24. После нескольких туров пары должны отойти в сторону и дождаться, пока не придет их очередь. §5. Недопустимо совершать более двух кругов танца. §6. Круговой танец для небольшой компании займет 15 минут и до 20-30 для большого числа гостей. Между танцами следует делать перерывы по 8-10 минут. §7. Только распорядитель должен давать указания оркестру. §8. Конфликты, возникающие между джентльменами, должны улаживаться за пределами бальной залы. §9. Распорядитель решает, будут ли допустимы дополнительные туры. §10. Никому не должно быть дозволено танцевать в тяжелых ботинках и верхней одежде, также как и без перчаток. Если переходить от общих слов к конкретным правилам балов, то, в первую очередь, мы должны отметить, что поскольку хороший вкус подразумевает чувство меры, размер бального зала должен быть соотнесен с числом гостей. Зал не должен быть ни слишком пустым, ни слишком тесным. Лучше всего, без сомнений, когда гости стоящие по периметру как раз охватывают зал. Также мы расскажем немного о том, как следует одеваться к балу . Есть универсальное правило, как для джентльменов, так и для дам. Одежда должна быть как современной, хорошо пошитой из дорогого материала, и настолько простой, насколько возможно. Для джентльменов это – черные костюмы, белые рубашки, желтые или белые перчатки, бальные туфли или кожаные ботинки. Одежда не должна стеснять джентльмена, поскольку если он не чувствует себя на балу также свободно как и у себя дома, то ему лучше дома и оставаться. Тем не менее, легкость не должна перерастать в нахальство, поскольку после паясничания, это – самый большой промах для любого пола. Не забывайте, легче хорошо танцевать, нежели хорошо себя вести. Считается неприличным танцевать с одной дамой более трех-четырех раз, даже если вы находитесь в близких отношениях. Разговоры должны происходить на пониженных тонах и не затрагивать сложных или серьезных тем. Следует избегать любых проявлений шутовства. Кавалеры, которые находят удовольствие в том, чтобы вызывать смех в свой адрес, достойны сожаления. В целом, джентльмен не может быть чрезмерно внимателен к своей партнерше, и должен помнить об этом, оставаясь рядом с ней после приглашения на танец. Приглашения задолго до начала бала на частных танцевальных вечерах считаются невежливыми и никогда не должны превышать трех танцев. То, что мы сказали о выборе простого
костюма для джентльмена, в еще большей степени применимо к
дамским нарядам.
Также дамы не должны перегружать себя
украшениями, потому что ни что так не свидетельствует о дурном вкусе,
как танцующие цветочные клумбы. Особое внимание следует уделить
выбору
перчаток и платка
, которые всегда являлись эталоном хорошего вкуса.
Обязанности распорядителя §1. Устроители бала должны собраться за 15 минут до начала бала. §2. Они должны установить порядок танцев и распределить между собой обязанности. §3. Когда дамы входят в залу, церемонемейстер должен ознакомить их с порядком танцев и сопроводить до кресел. §4. Вежливость и предупредительность по отношению к дамам - первейшая обязанность распорядителей. §5. Также в обязанности распорядителя входит представления незнакомых людей. Распорядитель должен делать все, чтобы гости чувствовали веселье и удовольствие! О писание балов встречается во многих текстах русской литературы. На протяжении XIX - начала XX века балы были не просто развлечением, но и местом для неформального общения, местом, где молодой офицер низшего чина, умеющий танцевать и развлекать дам, мог почувствовать себя выше стареющего генерала, а мужчины и женщины - разговаривать друг с другом, не боясь пересудов в обществе. Мы собрали самые известные описания балов в русской классике и попытались проанализировать, о чем идет речь в том или ином эпизоде. Московский бал 1810 года, ставший дебютом для Наташи Ростовой, - первое, что приходит в голову, когда речь заходит о балах в литературе. Запоминается этот эпизод прежде всего своим эмоциональным накалом, где смешаны мотивы ожидания, разочарования и радости. А между тем, помимо описаний чувств Наташи, Лев Толстой дает в «Войне и мире» довольно интересные подробности бального ритуала XIX века , начиная с того, что бал открывался полонезом, который после Великой французской революции вытеснил менуэт, считавшийся премьерным танцем, и заканчивая порядком, в котором располагались танцы: полонез, мазурка, вальс… Кстати, именно на вальс - танец, считавшийся молодежным и среди старшего поколения неприличным, - была приглашена дебютантка Наташа. Еще немного про полонезы. Толстой указывает на то, что император Александр I вел в этом танце хозяйку дома, что полностью соответствовало бальному этикету. Если же самодержец открывал придворный бал, то его партнершей становилась старшая (по положению мужа) приглашенная гостья. В случае с Александром I это часто была его невестка, Александра Федоровна. Имейте это в виду, если вам встретится не вошедшее в итоговый текст «Евгения Онегина» , но также очень известное описание бала. Лалла-Рук - прозвище хорошенькой Александры Федоровны, полученное ею после публикации одноименного стихотворения Жуковского, а царем здесь, конечно, является Александр, а не Николай, как ошибочно полагали некоторые комментаторы романа Александра Пушкина . В «Войне и мире» после полонеза оркестр заиграл мазурку - один из важнейших танцев вечера. Так же как и полонез, этот танец появился в Польше и стал популярным на европейских балах. В начале века умение танцевать мазурку, особенно среди кавалеров, у которых были сольные партии, было своеобразным маркером хорошего воспитания. К 30-м годам XIX века в моду вошел дендизм, молодые мужчины стали пренебрегать танцем вообще, однако тот же Евгений Онегин «легко мазурку танцевал». Это пушкинское замечание доказывает, что «сплин» его героя в начале романа наполовину поддельный. Нередко во время исполнения этого танца между юношами и девушками происходили судьбоносные, невозможные в любой другой ситуации объяснения. Именно на мазурку надеялась Кити Щербацкая, героиня «Анны Карениной» . Частью мазурки была и игра с выбором партнера. В «Евгении Онегине» этот эпизод танца послужил началом конфликта Онегина и Ленского. Иногда такой выбор был сопряжен с угадыванием каких-либо качеств, причем выбирать могли не только юноши, но и девушки. Завершался бал обычно котильоном - веселым танцем-игрой, сочетавшим в себе элементы вальса, мазурки, галопа и многих других танцев. Особым явлением в России XIX - начала XX века был провинциальный бал. И если в крупных городах балы были привилегией дворян, то в провинции гостями становились все статусные жители города. Описание провинциального высшего общества можно встретить у Николая Гоголя в «Мертвых душах» . В XVIII веке происходит эволюция маскарадов: из площадного зрелища, в котором чаще всего участвовали юродивые и люди с физическими отклонениями, он превращается в изысканный праздник. Однако публика, в отличие от бала, здесь по-прежнему была самая разная. Намек на это мы встречаем в 10 главных правил венского бала Рабочий день позади. Инженер надевает фрак. Кондитерша - фамильные драгоценности. Президент страны готовит приветственное слово. И все они едут на бал. Длинные платья, классический вальс, живой оркестр - это не пережиток прошлого, а часть современной жизни Вены. Австрия давно не империя, но с некоторыми имперскими привычками не простилась. Каждый год с поздней осени до весны город в едином порыве со всеми своими жителями кружится в вальсе. Будто и не было последних 100 лет и ничего в мире не изменилось. Большие маневрыПик бального сезона приходится на январь и февраль: в эти месяцы Вена возвращается в XIX век - время расцвета бальной культуры с ее головокружительными вальсами, нарядами и этикетом. Традиционный танец в новогоднюю ночь исполняют сливки общества и аристократы из разных стран в зимней резиденции Габсбургов - императорском дворце Хофбург. Там проходит большой «Голубой огонек» страны - Le Grand bal, или Kaiserball. Гости в роскошных нарядах выходят из лимузинов и ступают на красную дорожку. Среди гостей - президент страны. Он настоящий, в отличие от традиционно встречающей публику императорской четы - Франца-Иосифа и Сисси в исполнении актеров. Гостей развлекают солисты Венской государственной оперы и Народной оперы. За торжеством наблюдает вся страна по главным телеканалам Австрии. Считается, что именно Императорский бал официально открывает сезон. Хотя фактически балы начинаются с середины ноября (в этом году - 15 ноября с Венского бала Красного Креста). А еще считается, что новогодний бал в Хофбурге развлечение скорее для туристов, чем для венцев. Он не чета главному балу страны - Оперному (Opernball), проходящему в конце февраля. Минута совершенстваОдна из самых известных в Австрии танцевальных школ - Elmayer. Ее основал кавалерийский офицер австрийской императорской армии Вилли Эльмайер фон Фестенбругг в 1919 году. Уже 26 лет ею руководит его внук, профессор Томас Шефер Эльмайер - неизменный член жюри в популярной австрийской танцевальной телепрограмме и автор девяти книг по европейскому этикету.
Ради ежегодного Оперного бала, история которого берет начало с 1935 года, в зрительном зале Венской оперы убирают все стулья и настилают паркет. Зал декорируют композициями из 60 000 роз. Бал открывается под звуки фанфар, раздающиеся в тот момент, когда в президентской он из лендлера - парного кругового народного танца с размером в три четверти. Лендлер танцевал простой люд во время карнавального сезона, традиционно начинавшегося в 11 часов 11-го дня 11-го месяца (то есть 11 ноября) и длившегося до начала Великого поста. Понятно, что народ не только танцевал, но и ел мясо, пил пиво и развлекался, пренебрегая приличиями. Такие развлечения не нравились императрице Марии Терезии, а вот позаимствовать народную культуру она не считала зазорным. С ее легкой руки вальс попал в императорский двор и превратился в главный танец на знатных балах, потеснив французский менуэт. Параллельно Мария Терезия перенесла костюмированные гулянья с улиц во дворцы, куда приглашались исключительно воспитанные гости, а на улицах маскарады запретила. Сын Марии Терезии, император Иосиф II (1741–1790), был настроен более демократично и разрешил всем желающим, за исключением прислуги, посещать балы в императорском дворце Хофбург. Так изысканная атмосфера балов проникла в жизнь народа. Во второй половине XIX века, при императоре Франце-Иосифе, балы проводились повсюду: в ратушах, дворцах, парках. Главным считался Придворный бал, на который стремились все сливки общества, а попасть могли лишь избранные: высшее духовенство, послы, министры и аристократы в шестнадцатом поколении (или те, кто получил титул от самого кайзера). Но в развитии бальной культуры Вены принимали участие все слои общества: и бедные, и богатые. Пока высший свет строго следовал бальному этикету, прачки, кондитеры, цветочники, трубочисты, фармацевты, булочники организовывали костюмированные праздники для себя. Без регламентаИ сегодня среди четырех сотен балов, ежегодно проходящих в австрийской столице, каждый желающий может найти вечеринку на свой вкус. Если пальма первенства среди классических балов принадлежит Оперному, то среди альтернативных лидирует Бал жизни (Life Ball). Впервые он был проведен в 1993 году, чтобы собрать деньги на помощь больным СПИДом. Теперь это крупнейшее мероприятие Вены посещают ежегодно тысячи людей, среди которых преобладают представители секс-меньшинств. VIP-билет с закусками и напитками стоит 750 евро. Неудивительно, что сумма благотворительных средств обычно переваливает за миллион. Бал поддерживают «посланники жизни» - такие знаменитости, как Билл Клинтон, Элтон Джон, Шэрон Стоун, а также известные дизайнеры, которые устраивают модные показы во время вечера. Это яркое действо больше напоминает карнавал с эпатажными костюмами, нежели традиционный бал. Наконец, для большинства местных жителей существует великое множество других, куда более демократичных мероприятий. Свои «вечеринки» организуют представители разных профессий: юристы, врачи, пожарные, кондитеры, офицеры. Любой такой «профессиональный бал» вправе посетить все желающие, независимо от рода деятельности. Нужно просто приобрести билет, соответствовать дресс-коду и радоваться особенностям праздника. Например, на Охотничий бал гости облачаются в национальные костюмы альпийских регионов Австрии. На конфетном балу выбирают мисс Бонбон и взвешивают ее, используя сладости вместо гирек. На одном из самых популярных - балу владельцев кофеен в Хофбурге - совмещают приятное с приятным: танцуют и дегустируют разные сорта кофе. На многих вечерах есть традиция дарить женщинам сувенир на память, так называемый дамский взнос. Иногда во время вечера проходит лотерея (Tombola). Человек, чей номер окажется выигрышным, получает приз: от горы конфет до туристической путевки. «Есть не только профессиональные балы, но и вечера для разных социальных групп, - рассказывает Элизабет Грубер, научный сотрудник Венского университета, - их устраивают университеты, школы, общественные организации. Мои родители, как большинство представителей старшего поколения, ходят один-два раза в год на бал, организованный муниципалитетом или церковью. Я впервые принимала участие в таком празднике 10 лет назад. Моя школа вместе с пятью другими пригласила нас, старшеклассников, в городскую ратушу. Мы серьезно готовились, посещали уроки танцев. Мне было 16 лет. Я потратила целый день на поиски наряда и обуви. И бал обошелся мне примерно в 250 евро - такси, туфли, платье, прическа, напитки. Для меня это было немало. Конечно, сегодня можно приобрести платье и за 1000, но молодежь не привыкла тратить много на наряд. К тому же его можно арендовать за 150 евро, пунктов проката множество. Но я всегда покупаю платье за 50–150 евро в обычном магазине, таком как H&M, и немного перешиваю его, чтобы не дай бог не совпасть с другими девушками. Помню, как в тот вечер мне было скучно от классической музыки, и я с нетерпением ждала начала неформальной части с дискотекой». С тех пор Элизабет побывала не на одном балу и замечает, насколько демократичнее с годами становится имперская Вена и проще бальный этикет. «Многие думают, что на балах все танцуют только вальсы под музыку Штрауса и Моцарта, - говорит она, - но это не совсем так. На альтернативных бальных вечеринках можно услышать поп-музыку и диджеев, а надеть все что захочешь. Обычно бал проходит по следующему сценарию: все начинается в 7–8 вечера. Ты заходишь в зал, пьешь шампанское или вино, танцуешь или наблюдаешь за танцующими. В полночь традиционно вместе со всеми пляшешь кадриль. После обязательной части в отдельном зале для желающих начинается дискотека. А еще после полуночи все начинают есть, обычно сосиски и гуляш. Некоторые гости заказывают пиво. Кто-то удивится, но пиво разрешено пить даже во время Оперного бала. Что самое забавное, после изысканных балов, заканчивающихся в два-четыре часа ночи, можно увидеть, как люди в вечерних туалетах уплетают сосиски за обе щеки, стоя около уличных ларьков с едой». Несмотря на верность имперским привычкам и неизбывное уважение к регламенту, жители Вены относятся к своему национальному достоянию с детской непосредственностью: для них балы не роскошь, достойная избранных, а обыкновенное чудо, доступное всем. Дресс-код При параде На венском Оперном балу дресс-код особенно строг. Для мужчин обязателен white tie, подразумевающий фрак с белой бабочкой. Женщинам следует облачиться в бальное платье в пол и туфли на высоком каблуке. В случае несоблюдения условий дресс-кода организаторы оставляют за собой право не допускать гостей на мероприятие.
Многие танцы раннего Нового времени (XVI - первая половина XVII века) достаточно подробно описаны в источниках и неплохо реконструированы. При этом, сведения о том, как эти танцы выбирались и чередовались на балах, достаточно отрывочны. Большинство источников лишь вскользь упоминают об этом. В этой заметке собраны современные представления о том, как проходили балы в западной Европе в указанный период. Кроме того, здесь представлены рекомендации и практические соображения по организации танцев на современных балах по данной эпохе. ИталияСудя по имеющимся источникам, в Италии не было единой системы проведения балов и танцев. В разных городах в разное время танцевали по-разному, и местные учителя танцев могли оказывать значительное влияние на то, что и как было принято при том или ином дворе. ФранцияПро балы во Франции в раннее Новое время нам известно следующее.
Для менее официального бала нужно исключить павану, начав бал с бранлей, соответствующих эпохе. Далее можно чередовать вольту, гальярду и другие бранли, в том числе de la torche по желанию гостей и хозяев. АнглияХотя Елизавета I, по свидетельствам современников, любила танцевать и делала это довольно часто, у нас нет свидетельств о формировании определенных ритуалов на балах при английском дворе. Большая часть танцев, упоминаемых в источниках, совпадает с популярными во Франции танцами того времени. Это, в первую очередь, вольта, куранта, гальярда. Другие танцы, такие как бранли, пассомеццо или испанская павана, также встречаются в английских источниках. Павана и аллеманда позаимствовали из бассадансов принцип композиции и к последней четверти XVI века стали называться measures. В конце XVI века восемь таких танцев, известные как “old measures”, получили статус обязательных ритуальных танцев на праздниках в Inns of Court. Они исполнялись во время празднеств на День всех святых (1 ноября) и Сретение (2 февраля) в рамках Solemn Revels. После ритуальной части празднования, устраивались Post Revels, частью которых были танцы. популярные в то время. Традиция Solemn Revels существовала до 1730-х годов, с перерывом в 1649–1670 годах. Исполнение «old measures», вероятно, было элементом Solemn Revels на протяжении большей части их существования. Другие страныК сожалению, на данный момент у нас недостаточно источников для того, чтобы сделать подобный анализ для других стран Европы. Насколько можно судить, в Испании исполняли танцы из Франции и Италии, дополненные танцами местного происхождения, такими как испанская павана и сарабанда. Ситуация в немецких землях, видимо, была схожей, с той разницей, что местным танцем была аллеманда. ЗаключениеПредставленные выше сведения и рекомендации по организации балов в стиле раннего Нового времени не могут считаться исчерпывающими. По мере появления новых исследований об истории танца, анализа новых источников и переосмысления старых, стоит ожидать существенных исправлений и дополнений к изложенному выше материалу. Представленный материал может рассматриваться как отправная точка для тех, кто хочет реконструировать бальную культуру раннего Нового времени на практике. |
Читайте: |
---|
Популярное:
Новое
- К чему снится клещ впившийся в ногу
- Гадание на воске: значение фигур и толкование
- Тату мотыль. Татуировка мотылек. Общее значение татуировки
- Что подарить ребёнку на Новый год
- Как празднуют день святого Патрика: традиции и атрибуты День святого патрика что
- Как научиться мыслить лучше Я не умею быстро соображать
- Эти признаки помогут распознать маньяка Существует три способа достижения абсолютной власти
- Как спастись от жары в городской квартире
- Слова благодарности для учителей: что написать в открытке любимому педагогу?
- Слова благодарности для учителей: что написать в открытке любимому педагогу?