Главная - Невербальное общение
Физическая агрессия в психологии. Агрессия

В целом анализ имеющейся литературы по проблеме агрессии позволяет утверждать, что на сегодняшний день в психологии отсутствует, сколько бы то ни было, единое понимание термина "агрессия".

Понятие "агрессия" используется для обозначения разнообразных видов и форм поведения, и разными авторами понимается неодинаково. Как наиболее приемлемые из распространенных в зарубежной психологии определений агрессий является определение Д.Креча, Р.Кратчфилда, Н.Ливсона которые агрессией называют «любой вид поведения, приносящий вред другому» (6).

К.Бютнер понимает под агрессией акты поведения "оскорбляющие, ранящие партнера и даже направленные на его уничтожение"(3).

В.А.Ситаров и В.Г.Маралов агрессией считают: "действия человека, характеризующиеся демонстрацией превосходства в силе или применение силы к другим людям, нанесение им ущерба".

Отечественный психолог И.А.Фурманов понимает агрессию, как и многие зарубежные исследователи, расширительно, как любую активность и инициативность ребенка, считая ее, "неотъемлемой динамической характеристикой активности и адаптивности". Он наряду с деструктивной агрессией признает существование и агрессии конструктивной, социально одобряемой и полагает, что "личность должна неизбежно обладать определенной степенью агрессивности и в "норме" она может оказываться качеством социально приемлемым и даже необходимым"(19).

Такие авторы как А.Бандура, А.Хевитт, Р.Дженкинс отмечают, что уже в раннем возрасте внешнее выражение отношения к окружающим людям в виде конкретных действий начинает регулироваться социальными нормами и правилами, представлениями о возможном наказании или ощущением превосходства "противника" и т.д. Вместе взятые эти и другие условия общественной жизни ребенка приводят к существованию значительной области агрессивного поведение недоступного для непосредственного восприятия окружающих.

Отмечаются многочисленные попытки классификации агрессивных действий с позиции социальной нормативности и инициативности поведения субъекта. Так, Н.Д.Левитов считает существенным разделение агрессии инициативной и оборонной, а также выделяет общественно и этически оправданное агрессивное поведение.

Таким образом, возможны различные рабочие классификации видов агрессивных проявлений в зависимости от целей исследования и выбранного основания классификации. Справедливо мнение тех ученых, которые полагают, что вопрос выбора и определения агрессии и ее классификации очень сложен, поскольку агрессия представляет собой многостороннее явление. Как отмечает Н.Д.Левитов, чтобы подойти к ней научно, нужно постараться увидеть различные стороны и их связи друг с другом, а не пытаться найти единственное исчерпывающее определение и одно основание для классификации.

Выделяют познавательный, эмоциональный и волевой компоненты агрессивного состояния. Познавательный компонент представляет собой ориентировку человека в ситуации и в своей личности. Говоря об эмоциональных компонентах агрессивного состояния, прежде всего, выделяют гнев, который очень часто сопровождает агрессию и в ряде случаев принимает форму аффекта, ярости, способствуя утрате контроля за совершаемыми действиями. Появляясь на самых ранних этапах развития ребенка, агрессия долгое время не осознается в той степени, в которой это необходимо для регуляции поведения и часто отражает отсутствие способности адекватно оценить ситуацию, свои возможности, предусмотреть последствия агрессивных действий, справиться с эмоциями и т.д. Волевой компонент агрессивного состояния связан с проблемой силы воли, которая проявляется, не столько в умении просто "сдерживать" агрессию, сколько в способности личности управлять своим агрессивный состоянием и агрессивными действиями.

Многие авторы разводят понятия агрессии, как специфической формы поведения и агрессии как свойства личности. В последнем случае речь идет об агрессивности как компоненте личностной структуры. В первом случае агрессия трактуется как процесс, имеющий свою функцию и организацию (2).

Представляется недостаточно обоснованной попытка определить агрессию только как внешние действия. Начиная с раннего возраста, условия общественной жизни ребенка приводят к существованию значительной области агрессивного поведения, которое недоступно для непосредственного восприятия окружающих (агрессивные фантазии, мечты).

Некоторые американские исследователи агрессии отмечают, что для суждения об агрессивности акта необходимо знать его мотивы и то, как он переживается. Однако правомерность включения в понятие «агрессия» ее мотивационных характеристик вызывает большие сомнения.

Как известно, любое поведение человека мотивировано. Но это не дает оснований для упрощенного понимания всех возможных мотивов агрессии как единого, универсального (например, намерение, желание действовать агрессивно). Мотив характеризует побуждения, потребности личности, а агрессия -- это форма поведения личности.

Более того, при определении понятия «личность» ведущей является категория «отношение», при определении понятия «поведение» -- категория «взаимодействие», из чего следует отсутствие абсолютной идентичности личностных и поведенческих характеристик.

Несмотря на значительные разногласия относительно определений агрессии, большинством специалистов в области социальных наук принимается следующее определение:

Агрессия -- это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.

При изучении данного определения необходимо рассмотреть включенные в него особенности:

· Форма поведения. Данное определение предполагает, что агрессию следует рассматривать как модель поведения, а не как эмоцию, мотив или установку. Термин агрессия часто ассоциируется с негативными эмоциями -- такими как злость; с мотивами -- такими как стремление оскорбить или навредить; и даже с негативными установками -- такими как расовые или этнические предрассудки. Несмотря на то, что все эти факторы, несомненно, играют важную роль в поведении, результатом которого становится причинение ущерба, их наличие не является необходимым условием для подобных действий.

· Намерение. В данном определении термин агрессия предполагает действия, посредством которых агрессор намеренно причиняет ущерб своей жертве. К сожалению, введение критерия намеренного причинения ущерба приводит к ряду вопросов. Во-первых, вопрос в том, что подразумевается, говоря, что один человек намерен навредить другому. Обычное объяснение таково, что агрессор по своей воле оскорбил жертву, и это вызывает многочисленные дискуссии. Во-вторых, как утверждают многие известные ученые, намерения -- это личные, скрытые, недоступные прямому наблюдению. О них можно судить по условиям, которые предшествовали или следовали за обсуждаемыми актами агрессии. Учитывая, что включение категории намерения в определение агрессии привносит зыбкость и противоречивость в понимание того, является ли то или иное действие актом агрессии весьма важно определять агрессию не только как поведение, причиняющее вред или ущерб другим, но и как любые действия, имеющие целью достижение подобных негативных последствий.

· Причинение ущерба или нанесение оскорбления. Из представления о том, что агрессия предполагает или ущерб, или оскорбление жертвы, следует, что нанесение телесных повреждений реципиенту не является обязательным. Агрессия имеет место, если результатом действий являются какие-либо негативные последствия. Таким образом, помимо оскорблений действием, такие проявления, как выставление кого-либо в невыгодном свете, очернение или публичное осмеяние, лишение чего-то необходимого могут при определенных обстоятельствах быть названы агрессивными.

· Затрагивает живые существа. Согласно обозначенному определению, только те действия, которые причиняют вред или ущерб живым существам, могут рассматриваться как агрессивные по своей природе. При всей очевидности того, что люди часто теряют контроль над собой, что-то разбивают или наносят удары по различным неодушевленным предметам, например, по мебели, посуде, стенам, подобное поведение не может рассматриваться как агрессивное до тех пор, пока не будет причинен вред живому существу. Хотя такие действия действительно могут иметь большое сходство с агрессивным поведением, все же лучше всего расценивать их как явно эмоциональные или экспрессивные по природе и поэтому не являющиеся примерами агрессии.

· Затрагивает реципиента, стремящегося избежать нападения. Наконец, из рассматриваемого определения видно, что можно говорить об агрессии только тогда, когда реципиент или жертва стремится избежать подобного обращения. Однако иногда жертвы оскорбления или болезненных действий не стремятся избежать неприятных для себя последствий, не предпринимают усилий, чтобы избежать или уклониться от специфических действий. В соответствии с приведенным определением, такое взаимодействие не содержит агрессии, поскольку здесь нет видимой мотивации со стороны «жертвы» избежать боли.

Существуют и более широкие определения, при которых под агрессией понимаются действия, причиняющие ущерб не только человеку или животному, но и вообще любому неживому объекту (например, Э. Фромм «Анатомия человеческой деструктивности»).

Обобщая все вышесказанное нужно выделить, что под агрессией понимают поведение, направленное на нанесение физического либо психологического вреда или ущерба, либо на уничтожение другого человека или группы людей.Агрессивностьпонимается как относительно устойчивая черта личности, которая проявляется в готовности к агрессивному нападению. Из всех возможных мотивов агрессивного поведения агрессивность, в силу своей устойчивости и вхождения в структуру личности, способна предопределять общую тенденцию поведения, более того -- жизненный путь личности, и поэтому заслуживает особого внимания.Возможна агрессия без агрессивности, в то же время агрессивность может проявляться не только в открытом агрессивном поведении.

В психологии термин «агрессия» трактуется по-разному. Многие авторы исследования агрессивности предпочитают ей давать негативную оценку. Но так же существует и точка зрения на агрессию с позитивной стороны.

Выделим основные определения агрессии в соответствии с основными психологическими теориями и концепциями агрессии и агрессивного поведения:

    Под агрессией понимается сильная активность, стремление к самоутверждению.(Bender L .)

    Под агрессией понимаются акты враждебности, атаки, разрушения, то есть действия, которые вредят другому лицу или объекту. Человеческая агрессивность есть поведенческая реакция, характеризующаяся проявлением силы в попытке нанести вред или ущерб личности или обществу. (Delgado H .)

    Агрессия – реакция, в результате которой другой организм получает болевые стимулы. (Buss A .)

    Агрессия – физическое действие или угроза такого действия со стороны одной особи, которые уменьшают свободу или генетическую приспособленность другой особи. (Uilson ) 1

    Агрессия – злобное, неприятное, причиняющее боль окружающим, поведение. 2

Имеющиеся определения можно условно разделить на 2 большие группы:

1. Представление об агрессии как мотивированных действиях, нарушающих нормы и правила, причиняющих боль и страдания. В этом плане различаются преднамеренная и инструментальная агрессия. Инструментальная агрессия - та, когда человек не ставил своей целью действовать агрессивно, но «так пришлось» или «было необходимо действовать». В данном случае мотив существует, но он не осознается. Преднамеренная агрессия – это те действия, которые имеют осознанный мотив – причинение вреда или ущерба 3 .

2. Агрессия как акты враждебности и разрушения (поведенческая составляющая). Р. Бэрон и Д. Ричардсон 4 дают такое определение: агрессия- это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающего подобного обращения.

Агрессия обязательно подразумевает преднамеренное, целенаправленное причинение вреда жертве;

В качестве агрессии может рассматриваться только такое поведение, которое подразумевает причинение вреда или ущерба живым организмам;

Жертва должна обладать мотивацией избежания подобного обращения с собой;

Из отечественных психологов эту точку зрения разделяют Т.Г. Румянцева и И.Б. Бойко. Они рассматривают агрессию как форму социального поведения, которое реализуется в контексте социального взаимодействия, но поведение будет агрессивным при двух условиях: когда имеют место губительные для жертвы последствия, и когда нарушаются нормы поведения 5 .

В 1939 г. Долларом была предложена теория фрустрации - агрессии, в которой утверждается что 6:

    Фрустрация всегда приводит к агрессии в какой-либо форме.

    Агрессия всегда является результатом фрустрации.

В свете теории социального научения, предложенной Бандурой, агрессия рассматривается как некое специфическое социальное поведение, которое усваивается и поддерживается в основном точно так же, как и многие другие формы социального поведения. Теория социального научения рассматривает агрессию как социальное поведение, включающее в себя действия, “за которыми стоят сложные навыки, требующие всестороннего научения” 7 . Например, чтобы осуществить агрессивное действие, нужно знать, как обращаться с оружием, какие движения при физическом контакте будут болезненными для жертвы, а также нужно понимать, какие именно слова или действия причиняют страдания объектам агрессии. Поскольку эти знания не даются при рождении, люди должны научиться вести себя агрессивно.

Итак, рассмотрев все основные теоретические концепции агрессии, мы примем за рабочее следующее обобщающее определение этого явления:

Агрессия - это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.

Это определение подчеркивает, что агрессия - это модель поведения, а не эмоция или мотив. Хотя агрессия часто ассоциируется с негативными эмоциями - такими как злость; с мотивами - такими как стремление навредить или оскорбить. Конечно, эти факторы оказывают огромное влияние на агрессивное поведение, но их наличие не является необходимым условием для подобного поведения.

Необходимо разграничивать понятия «агрессия» и «агрессивность». Агрессия- это поведение (индивидуальное или коллективное), направленное на нанесение физического, либо психологического вреда или ущерба. Агрессивность – относительно устойчивая черта личности, выражающаяся в готовности к агрессии, а так же в склонности воспринимать и интерпретировать поведение другого как враждебное. В силу своей устойчивости и вхождения в структуру личности, агрессивность способна предопределять общую тенденцию поведения.

Индивидуальные детерминанты агрессии имеют постоянный характер, они устойчивы. Человек склонен "тиражировать" удачные модели поведения, что в последствии закрепляется в довольно устойчивые черты личности, поэтому склонных к насилию лиц редко удается переделать с помощью широко используемых средств: усиления мер, увеличение срока наказания и т.д. Агрессия для них является средством достижения целей, а потому вполне приемлема. Она глубоко укоренилась в их личностной структуре и как модель поведения чрезвычайно устраивает, поэтому вряд ли они с готовностью откажутся отвечать ударом на удар. Ключом к решению этой проблемы может быть психотерапия, направленная на повышение уровня уверенности в себе, формирование более зрелого взгляда на жизнь и отношения с другими людьми.

Агрессия (от лат. aggressio - нападение) - мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам (правилам) сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицат. переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т.п.).

Выделяются след. виды Агрессии:

  1. физическая агрессия (нападение) - использование физической силы против др. лица или объекта;
  2. вербальная агрессия - выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание вербальных реакций (угроза, проклятья, ругань);
  3. прямая агрессия - непосредственно направленная против к.-л. объекта или субъекта;
  4. косвенная агрессия - действия, которые окольным путем направлены на др. лицо (злобные сплетни, шутки и т.п.), и действия, характеризующиеся ненаправленностью и неупорядоченностью (взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топаньи ногами, битье кулаками по столу и т.п.);
  5. инструментальная агрессия , являющаяся средством достижения к.-л. цели;
  6. враждебная агрессия - выражается в действиях имеющих целью причинение вреда объекту агрессии;
  7. аутоагрессия - агрессия , проявляющаяся в самообвинении, самоунижении, нанесении себе телесных повреждений вплоть до самоубийства;
  8. альтруистическая агрессия , имеющая цель защиты др. от чьих-то агрессивных действий.

Агрессивное поведение - одна из форм реагирования на различные неблагоприятные в физическом и психическом отношении жизненные ситуации, вызывающие стресс, фрустрацию и т.п. состояния. Психологически А. выступает одним из основных способов решения проблем, связанных с сохранением индивидуальности и тождественности, с защитой и ростом чувства собственной ценности, самооценки, уровня притязаний, а также сохранением и усилением контроля над существенным для субъекта окружением (см . Аффективные дети).

Агрессивные действия выступают в качестве:

  1. средства достижения к.-л. значимой цели;
  2. способа психологической разрядки;
  3. способа удовлетворения потребности в самореализации и самоутверждении.

Основные теоретические подходы к исследованию А. м. б. обозначены как этологический, психоаналитический, фрустрационнный (см . Гипотеза фрустрации-агрессии) и бихевиористский. (С.Н. Ениколопов)

Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского

Агрессия (от лат. aggredi - нападать) - целенаправленное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), причиняющее физический вред людям или вызывающее у них отрицательные переживания, состояние напряженности (см. Напряженность психическая), страха, подавленности и т.д. А. объединяет такие разнообразные акты поведения, как злые шутки, сплетни, враждебные фантазии, деструктивные формы поведения, вплоть до убийств и самоубийств. А. действия могут выступать как средство достижения какой-либо цели (инструментальная А.), как способ психической разрядки, замещения удовлетворения блокированной потребности и переключения деятельности, как форма самореализации и самоутверждения. Выделяются следующие виды А.:

  1. физическая А. (нападение) - использование физической силы против другого лица или объекта;
  2. вербальная - выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание вербальных реакций (угроза, проклятия, ругань);
  3. прямая А. - непосредственно направленная против какого-либо объекта или субъекта;
  4. косвенная А. - действия, направленные окольным путем на другое лицо - злобные сплетни, шутки и т.п., а также действия, характеризующиеся ненаправленностью и неупорядоченностью - взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топанье ногами, битье кулаками по столу и т.п.;
  5. аутоагрессия - проявляющаяся в самообвинении, самоуничижении, нанесении себе телесных повреждений и самоубийстве;
  6. враждебная А. - выражается в действиях, целью которых является причинение вреда объекту А.;
  7. инструментальная А., являющаяся средством достижения какой-либо цели.

Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук

Агрессия - один из механизмов психологической защиты. Понятие, введенное K. Horney для обозначения защиты от фрустрации агрессией, направленной не на фрустрирующий фактор, а на некий вторичный объект, ошибочно принимаемый за источник фрустрации . Примером этого является А. перемещения, наблюдающаяся в тех случаях, когда А. на реальный фрустратор нежеланна, может привести к тяжелым последствиям. К механизму А. перемещения относят негативизм, критиканство, отказ в сотрудничестве, если они направлены не на истинный источник фрустрации .

Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.

нет значения и толкования слова

Оксфордский толковый словарь по психологии

Агрессия - очень общий термин, используемый для обозначения разнообразных действий, включающих нападение, враждебность и т.д. Обычно этот термин используется для обозначения таких действий, которые могут быть мотивированы:

  • а) страхом или фрустрацией;
  • б) желанием вызвать страх у других или обратить их в бегство;
  • в) стремлением добиться признания собственных идей или осуществления собственных интересов.

Это свободное, но приемлемое определение, хотя оно не вполне отражает нюансы использования его в психологической литературе. Конкретные использования обычно зависят от того, какое теоретическое направление представляет автор. Например, этологи рассматривают агрессию как сложившийся в ходе эволюции ("инстинктивный") образец реакции на определенные стимулы, такие как вторжение на территорию или нападение на потомство; авторы фрейдистской ориентации рассматривают агрессию как сознательное проявление Танатоса (гипотетического инстинкта смерти); последователи Адлера расценивают агрессию как проявление стремления к власти, желания контролировать других; те, кто связывают понятия агрессии и фрустрации , определяют это понятие как любую реакцию на фру-стрирующую ситуацию (см. фрустрационно-агрессивная гипотеза); а представители теории социального научения рассматривают акты агрессии как реакции, усвоенные через наблюдение и имитацию других и последующее подкрепление такого поведения.

Следует подчеркнуть, что понятие агрессии играет главную роль во многих теоретических концепциях и, как это часто случается в социальных науках, использование термина зависит от теории, и ученые не приходят к какому-то общепринятому определению понятия. Используется также много сочетаний с этим термином, основные из них приводятся ниже.

предметная область термина



 


Читайте:



Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Михалков Сергей Владимирович Праздник Непослушания Сергей Владимирович Михалков Праздник Непослушания Повесть-сказка "Праздник Непослушания" -...

Почвенный покров южной америки

Почвенный покров южной америки

Страница 1 В отличие от Северной Америки, где изменения в растительном покрове зависят в значительной степени от изменений температурных условий,...

Расправленные крылья - музыкальная пауза Порядок описания Московской операции

Расправленные крылья - музыкальная пауза Порядок описания Московской операции

Ситуация на фронте весной 1942 года, планы сторон, немецкое наступление летом 1942 года, начало Сталинградской битвы, немецкий оккупационный режим,...

Cобытия Второй мировой войны

Cобытия Второй мировой войны

Вторая мировая война считается самой крупной в истории человечества. Она началась и закончилась 2 сентября 1945 года. За это время в ней приняло...

feed-image RSS