Комедия Мольера «Тартюф» - самая популярная пьеса среди написанных им произведений. Она до сих пор востребована во всех театрах мира и являет собой величайший пример театральной постановки, выполненной с одинаковой долей комизма и серьезности. Жан-Батист МольерМольер - величайший писатель-драматург эпохи неоклассицизма. Не будет преувеличением назвать его прародителем современной комедии в том виде, в котором она знакома большинству зрителей и читателей. Кроме писательского дара, Жан-Батист Мольер обладал выдающимся актерским талантом и часто исполнял главные роли в своих комедиях. Являясь управляющим собственного, пользующегося большой популярностью, театра Ж. Б. Мольер писал и ставил комедии по заказу Луи XIV, Короля-Солнца. Несмотря на непрекращающийся поток критики, театральные постановки Мольера и его литературные герои пользовались популярностью среди всех слоев населения и не только во Франции. Творчество Мольера при жизни писателя пользовалось особенной любовью публики и сохраняет свою актуальность и по сей день. Комедии МольераВ своих произведениях Мольер соединил классическую литературу с реализмом и фактически дал начало неоклассицизму. Его пьесы не имеют ничего общего с романтическими комедиями Шекспира и являют собой совершенно новый для своего времени жанр. Его бытовые зарисовки и литературные герои реальны и являются частью знакомой автору и зрителю жизни. Мольер экспериментировал с формой, структурой и постановкой своих комедий. Например, «Мещанин во дворянстве» написан прозой, имеет четкую структуру и некоторые особенности оригинальной постановки, будучи комедией-балетом. Комедия «Тартюф, или Обманщик» написана в стихотворной форме, схожей с песенной. Пьеса разделена на куплеты, написанные двенадцатисложным размером, который называется александрийским стихом. Сюжет пьесыВ счастливой семье парижского аристократа Оргона появляется гость - некий Тартюф. Он втерся в доверие хозяину дома настолько, что прежде умный и проницательный Оргон отказывается видеть в своем госте что-либо, кроме святости, набожности, скромности и бескорыстия. Попытки домочадцев открыть Оргону глаза на истинную сущность Тартюфа встречаются с упрямым нежеланием верить кому-либо кроме «праведника». Лживый святоша становится причиной разрыва отношений с друзьями хозяина дома, ссоры Оргона с сыном и разлуки дочери с возлюбленным. Истинное лицо и мерзкий характер Тартюфа открывается только после того, как ослепленный Оргон переписывает на гостя все свое состояние. Оргон становится свидетелем обольщения собственной жены «набожным» Тартюфом. Осознав всю глубину своей глупости, Оргон выгоняет лжеца, на что в ответ получает ордер на выселение из собственного дома, ведь по документам он уже не хозяин. Вмешательство мудрого и справедливого короля за несколько минут до окончания пьесы расставляет все на свои места: мошенник арестован, Оргон восстановлен в праве владения собственным имуществом, а дочь Оргона Мариана выходит замуж за своего возлюбленного Валера. Критика пьесыСразу после первого представления на Мольера обрушился шквал критики со стороны французской католической церкви. Автора обвиняли в насмехательстве над религией и верующими людьми. Моралисты и церковные служители в один голос твердили, что сатира и высмеивание набожности в комедии способствуют разложению общественной морали. Церковь, знаменитая своей жесткой цензурой всего, что хоть косвенно касается религии, приняла в штыки комедию «Тартюф». Отзывы короля, насколько положительными они ни были, не смогли повлиять на реакцию архиепископа Парижского. Неприятие пьесы было настолько сильным, что под влиянием епископа король вынужден был запретить публичный показ постановок комедии. В письме Луи XIV ясно дал понять, что ему лично пьеса понравилась, именно поэтому были разрешены частные представления. Однако целью Мольера было не высмеивание религии и набожности, а скорее двуличия и глупости, описанной в комедии «Тартюф». Автор лично уверял, что пьеса написана, чтобы показать публике важность умеренности и умения рационально смотреть на абсолютно все стороны жизни. Даже набожность и бескорыстие не стоит принимать слепо. Структура пьесы и оригинального спектакляДо современной публики комедия «Тартюф, или Обманщик» дошла лишь в третьем издании, напечатанном через пять лет после первой постановки. Оригинальный спектакль состоял из трех актов, в то время как современная версия комедии насчитывает пять действий с разным количеством сцен. Впервые комедия была поставлена в 1664 году в Версальском дворце и сразу после этого была запрещена к показу. В 1667 году Мольер переписал пьесу «Тартюф»; спектакль был поставлен в Пале-Рояль, но, несмотря на переработанные сцены, постановку снова запретили. После потери влияния Парижского архиепископа пьеса стала ставиться во французских театрах регулярно. Последнее издание претерпело крупные изменения, многие критики считают, что Мольер дописал некоторые сцены, включая чудесное вмешательство справедливого короля. Считается, что эта сцена написана в благодарность Луи XIV за постоянную поддержку, оказанную Мольеру во время нападок на комедию «Тартюф». Спектакль пользовался огромной популярностью, начиная с середины XVII века и по сей день. Краткое содержание: «Тартюф, или Обманщик» по актамНиже представлен сюжет каждого из пяти действий пьесы и их краткое содержание. «Тартюф, или Обманщик» является комедией, но вся ее комичность заключается в мелких деталях и диалогах между персонажами. Юмор и сатира, которые отличают фарсы Мольера, прослеживаются в сюжете и структуре произведений. Неудивительно, что комичность такого фарса легко переходит и в краткое содержание; «Тартюф» - произведение более серьезное, пересказ его сюжета больше напоминает драму, чем комедию. Акт первыйВ доме благородного господина Оргона поселился некий Тартюф - человек, чьи речи необычайно религиозны и наполнены такой праведностью, что Оргон и его мать уверены: Тартюф - самый достойный из людей, и им выпала честь принимать его в своем доме. Сам праведник, удобно устроившись под теплой крышей, с достойным содержанием, думает не столько о воле небес, сколько об ужине и красавице Эльмире - жене Оргона. Остальные домочадцы, включая саму Эльмиру, ее брата Клеанта и детей Оргона Мариану и Дамиса, видят лжеца насквозь и пытаются показать Оргону, насколько слепо и безосновательно он верит совсем чужому человеку. Дамис просит Клеанта разузнать у отца его планы относительно брака Марианы и Валера, ведь если Оргон заберет данное благословение, то Дамис не сможет стать женихом сестры Валера. Клеант прямо спрашивает хозяина дома, как он намерен распорядиться рукой дочери, на что Оргон дает лишь уклончивые ответы. Клеант подозревает неладное. Акт второй: помолвка по принуждениюОргон сообщает Мариане о своем желании породниться с Тартюфом, для чего хочет отдать гостю ее руку. Мариана обескуражена, но дочерний долг не позволяет ей прямо отказать отцу. На помощь девушке приходит служанка Дорина, которая описывает Оргону нелепость принятого решения, однако упрямец ничего не желает слышать и настаивает на скорой женитьбе. Дорина уговаривает Мариану твердо настоять на своем нежелании выходить замуж за Тартюфа, но девушка не представляет себе, как можно ослушаться отца. Нерешительность девушки становится причиной ссоры с ее возлюбленным, однако Дорина вовремя останавливает вспылившего Валера. Она предлагает молодым людям до поры - до времени откладывать помолвку с Тартюфом. Акт третий: влияние ТартюфаДамис узнает о решении отца и намеревается силой вывести Тартюфа на чистую воду. Никакие доводы Дорины не остужают пыл разгневанного юноши. Дорина раскрывает Дамису свой план разоблачения обманщика: проницательная служанка давно подозревала, что Тартюф заглядывается на Эльмиру, и устроила им разговор наедине в надежде обличить святошу. Дамис прячется в шкаф, желая стать свидетелем разговора. Оставшись наедине с Эльмирой, Тартюф сразу же признается ей в пламенной страсти и предлагает разделить с ним ложе. Эльмира напоминает ему о греховности таких мыслей и, уж тем более, действий. Тартюфа же подобная нечестивость ничем не смущает. Эльмира грозит рассказать все Оргону, если Тартюф не откажется от женитьбы на Мариане. В это время из укрытия выскакивает возмущенный Дамис и грозит обо всем рассказать отцу. Оргон, узнав о случившемся, принимает сторону Тартюфа, выгоняет сына из дома и, чтобы преподать урок домочадцам, делает Тартюфа своим наследником. Хозяин дома с гостем удаляются, чтобы оформить необходимые дарственные и договориться о скорой свадьбе Марианы и Тартюфа. Акт четвертый: разоблачение лжецаОргон возвращается с брачным контрактом для дочери. Мариана умоляет отца не заставлять ее подписывать собственный приговор, ведь она не испытывает к Тартюфу нежных чувств, напротив, считает его омерзительным. Оргон утверждает, что брак с неприятным человеком - благородный поступок, поскольку отвращение умерщвляет плоть. Эльмира поражена бескомпромиссной слепотой мужа и задается вопросом: поверит ли Оргон в нечестивость Тартюфа, если увидит доказательство собственными глазами? Оргон настолько уверен в праведности гостя, что готов быть свидетелем разговора Эльмиры и Тартюфа. Эльмира просит мужа спрятаться под стол и зовет Тартюфа. Сначала гость насторожен внезапной переменой настроения хозяйки, но Эльмира убеждает его, что женщинам свойственна нерешительность в делах сердечных. Тартюф же требует «осязаемого залога» чувств и убеждает Эльмиру, что секретная связь не есть грех и Оргон настолько глуп, что не поверит в предательство Тартюфа, даже если увидит измену своими глазами. Возмущенный Оргон требует, чтобы Тартюф немедленно убрался из его дома, на что мерзавец отвечает: дом теперь принадлежит ему, и убраться должен Оргон. К тому же сейф с секретными бумагами, которые Оргон хранил по просьбе друга, находится в руках Тартюфа, теперь в его руках не только состояние Оргона, но и его жизнь. Акт пятый: торжество справедливостиВся семья сильно опечалена таким поворотом событий и каждый раздумывает над планом действий, когда в дом входит нотариус с требованием до утра освободить дом. Вернувшийся Дамис грозится убить мерзавца, но Клеонт убеждает юношу, что насилием проблемы не решить. В дом входит Валер со страшной новостью: Тартюф отнес документы королю, обвинив Оргона, верного слугу короля, в предательстве. Валер предлагает увезти всю семью и помочь им укрыться от гнева короля. В этот самый момент возвращается Тартюф в сопровождении приставов и сообщает, что путь Оргона с этого момента ведет только в тюрьму, ведь он пришел арестовать предателя именем короля, которому обязан служить верой и правдой. Оргон и его домочадцы обескуражены дальнейшим поворотом событий: приставы берут под арест самого Тартюфа. Офицеры объясняют удивленному семейству, что умный и проницательный король давно прослышал о пагубном влиянии Тартюфа на своего верного слугу и приказал провести расследование, которое показало, что мошенник давно промышляет обманом и имя его вовсе не Тартюф. Король своей волей аннулировал дарственные бумаги и простил Оргону сокрытие документов в память о его верной службе. «Тартюф»: анализ пьесыДанное произведение является одним из "взрослых" творений автора. Комедия Мольера «Тартюф» - это яркий пример постепенного отхода от формы французского фарса, в которой он писал раньше. В пьесе затрагиваются темы противостояния правды и лжи. Автор показывает, насколько пагубным может быть влияние людей, для которых обман является профессией. Как доказывает предложенное выше краткое содержание, Тартюф - обманщик, и не самый лучший. Как бы ни притворялся жулик, а его истинное лицо рано или поздно открывается. Злоба, зависть и желание разбогатеть управляют Тартюфом, и он готов лишить своего бывшего благодетеля не только богатства, но и свободы, а может, и жизни. Социальная критика и сатира в этой комедии имеют более индивидуальную направленность, ведь Тартюф не является представителем определенного класса и влияние его ограничивается лишь индивидуальными способностями к манипулированию. Этим и страшен такой тип людей, как Тартюф: они способны извратить даже такие возвышенные чувства, как благочестие и вера.
Тартюф или обманщик
Действие комедии происходит в доме Оргона. Первое действие начинается с того, что мать Оргона, госпожа Пернель, упрекает свою невестку Эльмиру и внуков Дамиса и Мариану в непочтительном отношении к себе. Дело в том, что они смели усомниться в святости одного нищего, Тартюфа, которого Оргон из милости поселил в своем доме.
«Ваш господин Тартюф - ловкач, в том нет сомненья», - высказывает общее мнение Дамис. На что г-жа Пернель отвечает: «Он праведник! Его благие наставленья душеспасительны. Для всей семьи позор, // Что ты, молокосос, с ним затеваешь спор».
Дорина, служанка Марианы, довольно точно описывает сложившуюся в доме ситуацию:
Явился бог весть кто, неведомо откуда,
В отрепьях нищенских, едва не босиком,
И - нате вам, уже прибрал к рукам весь дом.
И до того дошло, что, вопреки рассудку,
Мы все теперь должны плясать под его дудку.
Возмущенная непочтительным отношением к себе и тем более смелыми речами в адрес Тартюфа, г-жа Пернель уходит из дома.
Сразу после этого служанка Дорина рассказывает Клеанту, брату Эльмиры, то, что произошло в их доме. Наивная доверчивость хозяина дома, Оргона, сделала из Тартюфа домашнего тирана. Стремление Оргона видеть только крайности - либо плохое, либо хорошее - приводит к тому, что Тартюфа он обожает просто маниакально. Он не хочет слышать здравых рассуждений, ради мнимой святости он готов отказаться от своей семьи. Все, что ни взбредет в голову Тартюфу, принимается за чистую монету и является руководством к действию. Поверив Тартюфу, Оргон ни за что не хочет расставаться со своей иллюзией. Дорина рассказывает о том, что хозяин зовет Тартюфа братцем и любит его «сильней в сто раз, чем мать, дочь, сына и жену». Тартюф же не кто иной, как плут, втершийся в доверие простака. Этот «святой» «сделал ханжество источником наживы».
Мнимый святоша не только портит настоящую жизнь семейства, но и запускает щупальца в будущее счастье детей Оргона и Эльмиры. Дамис, подозревая неладное, просит Клеанта поговорить с отцом. Оргон по какой-то непонятной причине откладывает свадьбу Марианы с ее возлюбленным Валером. А это отлагательство мешает ему, Дамису, в свою очередь, посвататься к сестре Валера. На карту поставленно счастье четырех сердец. Нерешительности отца Дамис объясняет происками Тартюфа.
Очень показательным является явление пятое первого действия. Возвращается после двухдневного отсутствия домой Оргон и расспрашивает, какие события произошли без него.
Дорина рассказывает, как на днях его жена, Эльмира, почувствовала себя очень плохо. У нее «вдруг приключился жар и страшная мигрень». Реакцией на такое сообщение был вопрос: «А как Тартюф?» Сообщение о том, что Тартюф чувствует себя превосходно, срывает с уст Оргона восклицание: «Бедняга!» Оргон настолько ослеплен влиянием проходимца, что замечает лишь его, совершенно позабыв о своих домочадцах.
Тартюф внушил Органу, что мир является «большой навозной кучей». А поскольку весь бренный мир - скопище «гноища и смрада», то не стоит дорожить его устоями. Даже смерть матери и детей, любых близких людей не должна как-либо отражаться в сердце Оргона. Это проповедовал Тартюф.
Оргон рассказывает, как Тартюф вошел в их дом. Глава семейства впервые встретил его в церкви. Он каждый день молился там, привлекая к себе всеобщее внимание, - то картинно стеная, то вознося руки к небесам. Так Оргон его заметил, поговорил со слугой Тартюфа (таким же плутом), который рассказал о бедственном их положении. Оргон сжалился и предложил обманщику кров. С тех пор Тартюф стал тираном семьи.
Оргон настолько проникся любовью к «святоше», что решается расторгнуть помолвку своей дочери Марианы с Валером и заставляет ее выйти за Тартюфа. Мариана в смятении. Она не хочет этого брака, но пойти против воли отца ей не позволяет дочерний долг. Она готова смириться со своей участью и покориться воле отца, но Дорина, служанка, ее переубеждает. Дорина уговаривает госпожу бороться за свое счастье. С большим остроумием она рисует Мариане картины будущей жизни с Тартюфом:
Ах, господин Тартюф! Он чересчур хорош,
Чтоб им пренебрегать. За ним не пропадешь. Всем взял: и праведник, и крови благородной, Немного лопоух, но свежий и дородный.
Узнав о решении Оргона, в дом приходит Валер, чтобы удостовериться в правдивости слухов. Он встречается с Марианой, которая подтверждает неприятные известия.
Не желая сразу открыто признаться в том, что она не хочет этого брака, Мариана спрашивает у Валера, как ей поступить.
Валер же, оскорбившись тем, что его возлюбленная еще сомневается, советует ей согласиться с мнением отца. Они ссорятся. Лишь присутствие Дорины, которая сразу же бросилась мирить Мариану с Валером, предотвратило разрыв. Дорина советует Валеру пока уйти, чтобы не накалять обстановку в доме, а Мариане притвориться согласной с решением отца, но всячески откладывать день свадьбы.
Дорина, преданная своей госпоже, на советах влюбленным свои действия не заканчивает. Она устраивает встречу Тартюфа и Эльмиры наедине.
Дело в том, что в доме уже всеми было замечено, как неровно дышит Тартюф при виде хозяйки дома.
Об этом не догадывался, пожалуй, только муж Эльмиры, Оргон. Было решено воспользоваться слабостью «святоши». Эльмире легче будет выведать у Тартюфа, как смотрит он на этот брак, какие строит планы. Она сможет объяснить, что не стоит Тартюфу жениться на другой. Тем более на дочери предмета своего обожания.
Во время свидания Тартюф ведет себя с Эльмирой очень вольно. Он хватает ее за руки, кладет руку на колени. Оправдывая свое поведение, он говорит:
Как я ни набожен, но все же я - мужчина…
Отринув суету для радости небесной,
Я все ж, сударыня, не ангел бестелесный.
Оправдывая свое низкое поведение, Тартюф старается убедить Эльмиру в том, что в измене мужу нет ничего плохого, если эта измена не получает огласки. Поэтому, по словам Тартюфа, трудно найти лучшего любовника, чем он. Его репутация святого человека не позволит ему ни перед кем похвастаться своими амурными делами. А значит, Тартюфу можно «честь доверить без опаски».
Случилось так, что этот разговор подслушал Дамис. Слова мнимого святого человека возмутили его до глубины души. Он рассказывает об услышанном отцу. Но ослепленный расположением к Тартюфу Оргон не верит собственному сыну.
Оргон обвиняет Дамиса в клевете и выгоняет его из дома, лишив наследства. Более того, Оргон назначает единственным своим наследником Тартюфа. Оргон подписывает дарственную на имя «святого». К тому же назло «клеветникам» Оргон на- казывавет Тартюфу чаще встречаться с Эльмирой. Тартюф не против.
Чтобы открыть глаза мужу, Эльмира решается еще на одно свидание с Тартюфом. Только на этот раз о нем знает Оргон. Стараясь быть незамеченным, он прячется под столом и собственными ушами слышит, как человек, которого он называл братом, соблазняет его жену. В гневе Оргон обнаруживает себя, выбравшись из-под стола, и указывает наглецу на дверь. Но не тут-то было. Дарственная уже подписана, и теперь Тартюф - полноправный хозяин в доме. Это он грозит выгнать Оргона со всем его семейством на улицу.
Помимо этого, Тартюф угрожает отдать властям бумаги, которые были даны на сохранение Органу осужденным другом. В недавнем прошлом Оргон, не в силах удерживать тайны перед «братом», поведал ему о документах и о своем страхе, что государь обнаружит обман. Тогда Тартюф предложил отдать бумаги на сохранение ему.
Что, дескать, ежели потребуют бумаги И приведут меня, чиня допрос, к присяге,
То, не кривя душой, я заявить смогу,
Что нет их у меня; солгавши, не солгу И с чистой совестью дам ложную присягу, -
рассказал Оргон о доводах Тартюфа. И вот теперь этот человек стал шантажировать своего недавнего добродетеля.
Угрозы свои Тартюф не замедлил претворить в жизнь. Вскоре в дом приходит судебный пристав, г-н Лояль, и просит семейство Оргона освободить дом в течение суток. Господин Тартюф заявил о своих правах на имение и дал делу официальный ход. Сразу же после этого является Валер, для того чтобы предупредить Оргона о доносе на него властям, сделанном все тем же Тартюфом. Проникнув во дворец, мошенник вручил королю ларец с бумагами, которые так неосмотрительно были отданы на сохранение наглецу. Валер предупреждает, что король уже подписал указ об аресте и за Органом послана стража. Он советует Органу немедленно бежать, но поздно.
В дом входит офицер. Вместе с ними Тартюф. Кажется, что Органу не миновать тюрьмы. Но дело оборачивается самым неожиданным образом. Офицер арестовывает… Тартюфа.
Затем следует объяснение того, как мудрый государь не стал слепо верить доносчику. В душу его закралось сомнение. Король, проверив, кем является Тартюф, узнал, что у этого мошенника еще немало злых дел. Возмутившись коварством этого типа, государь дал офицеру с Тартюфом дойти до дома Оргона, но только для того, чтобы произвести арест преступника на глазах у преданных людей. Счастливый финал завершается тем, что Оргон обещает в скором времени организовать свадьбу Валера и Марианы.
Здесь искали:- тартюф краткое содержание
- тартюф или обманщик
Текущая страница: 1 (всего у книги 4 страниц)
Жан-Батист Мольер Тартюф, или Обманщик Комедия в пяти действияхДействующие лицаГ-жа Пернель
, мать Оргона.
Оргон
, муж Эльмиры.
Эльмира
, жена Оргона.
Дамис
, сын Оргона.
Мариана
, дочь Оргона, влюбленная в Валера.
Валер
, молодой человек, влюбленный в Мариану.
Клеант
, шурин Оргона.
Тартюф
, святоша.
Дорина
, горничная Марианы.
Г-н Лояль
, судебный пристав.
Офицер
.
Флипот
, служанка госпожи Пернель.
Действие происходит в Париже, в доме Оргона.
ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕЯвление IГ-жа Пернель, Эльмира, Мариана, Дорина, Клеант, Флипот.
Г-жа ПернельИдем, Флипот, идем. Уйти считаю благом.
ЭльмираМне даже не поспеть за вашим быстрым шагом.
Г-жа ПернельПрошу, сноха, прошу: вы оставайтесь тут. Все эти проводы – один напрасный труд.
ЭльмираТо, что мы делаем, прямая должность наша Но почему вы так торопитесь, мамаша?
Г-жа ПернельМилая моя, на свете нет служанки Крикливее, чем вы, и худшей грубиянки. Поверьте, и без вас я знаю, что и как.
Г-жа ПернельМой любезный внук, вы попросту дурак. Вам это говорит не кто, как бабка ваша; И мной уже сто раз мой сын, а ваш папаша, Предупрежден, что вы последний сорванец, С которым он еще измучится вконец.
МарианаНо ведь…
Г-жа ПернельИзвестно всем, что вы, его сестрица, - Тихоня из тихонь, скромнейшая девица, Но только хуже нет, чем сонная вода, И вы небось тайком – бесенок хоть куда.
ЭльмираНо разве…
Г-жа ПернельРечь моя, быть может, вам обидна, Но вы себя во всем ведете препостыдно. Вам надлежало бы пример им подавать, Как это делала покойница их мать. Вы расточительны: нельзя смотреть без гнева, Когда вы рядитесь, как будто королева. Чтобы понравиться супругу своему, Такие пышные уборы ни к чему.
КлеантНо все ж, сударыня…
Г-жа ПернельВас, сударь, не скрываю, Я всячески ценю, люблю и уважаю. А все ж, будь я мой сын, я бы с большим трудом Такого шурина к себе пускала в дом: Вы проповедовать изволите начала, Которых бы весьма стеречься надлежало. Я прямо говорю; я, сударь, такова И в сердце не таю правдивые слова.
ДамисВаш господин Тартюф устроился завидно…
Г-жа ПернельОн чистая душа, его не слушать стыдно; И я чужой жалеть не стану головы, Когда его чернит такой глупец, как вы.
ДамисКак? Мне – мириться с тем, чтобы ханжа несчастный Царил у нас в дому, как деспот своевластный, И чтобы мы ничем развлечься не могли, Пока его уста свой суд не изрекли?
ДоринаКогда послушаешь его нравоученье, То, как ни поступи, все будет преступленье; В своем усердии он судит все и всех.
Г-жа ПернельОн судит правильно и осуждает грех. На путь спасения он хочет всех направить, И сын мой должен вас в любви к нему наставить.
ДамисНет, бабушка, никто, будь он моим отцом, Меня не примирит с подобным молодцом. Я бы кривил душой, играя с вами в прятки: Я видеть не могу, не злясь, его повадки И знаю наперед, что этого ханжу В один прекрасный день на место посажу.
ДоринаИ всякий бы другой, наверно, возмутился, Увидя, как пришлец в семействе воцарился, Как нищий, что сюда явился худ и бос И платьишка с собой на шесть грошей принес, Забылся до того, что с дерзостью великой Перечит каждому и мнит себя владыкой.
Г-жа ПернельИ все бы лучше шло, клянусь душой моей, Когда бы слушались его святых речей.
ДоринаХоть вы его святым считаете упорно, А только, верьте мне, все это в нем притворно.
Г-жа ПернельВот язва!
ДоринаЗа него и за его слугу Я никому ни в чем ручаться не могу.
Г-жа ПернельКаков его слуга, мне это неизвестно. Но за хозяина я вам ручаюсь честно. Вы недовольны им, он потому вас злит, Что правду вам в глаза открыто говорит. Он все греховное бичует всенародно И хочет лишь того, что небесам угодно.
ДоринаДа, только почему он с некоторых пор Желает, чтоб никто к нам не ступал на двор? Ужели грех такой, когда приходят гости, Что надо сатанеть от бешенства и злости? Вы знаете, о чем я думала уже:(указывая на Элъмиру)
Мне кажется, что он ревнует к госпоже.
Г-жа ПернельМолчите! Мыслимы ль такие рассужденья! Не он один сердит на эти посещенья. Весь этот с грохотом снующий к вам народ, И вечный строй карет, торчащих у ворот, И шумным сборищем толпящиеся слуги Досадную молву разносят по округе. Здесь, может быть, и нет особого вреда, Но люди говорят – и в этом вся беда.
КлеантТак вам хотелось бы, чтоб все кругом молчали? Была бы наша жизнь исполнена печали, Когда б мы начали скрываться от друзей Из страха перед тем, что скажет ротозей. И даже если бы отважиться на это, Как можно помешать, чтобы шептались где-то? От злоязычия себя не уберечь. Так лучше сплетнями и вовсе пренебречь. Нам подобает жить и мыслить благородно, А болтуны пускай толкуют как угодно.
ДоринаЕдва ли кто другой, как Дафна с муженьком, Соседи милые, порочат нас тайком. Все те, кто славится зазорными делами, С особой легкостью других поносят сами; Они вам высмотрят в наикратчайший срок Малейшей нежности чуть видный огонек И тотчас весть о том распространяют дружно, Придав ей оборот такой, какой им нужно. Делами ближнего, подкрасив их под стать, Они свои дела стремятся оправдать И под защитою сомнительного сходства Облечь свои грешки личиной благородства, Переметнув к другим две или три стрелы На них направленной общественной хулы.
ДоринаПример чудеснейший, и хороша особа! Я верю, что она не согрешит до гроба. Все это рвение внушили ей лета, И – хочет или нет – она теперь свята. Пока пленять сердца в ней обитала сила, Она прелестных чар нисколько не таила; Но, видя, что в очах былого блеска нет, Решает позабыть ей изменивший свет И пышной святости густое покрывало Набросить на красу, которая увяла. Всегда так водится у старых щеголих. Им видеть нелегко, что все ушли от них. Осиротелые, полны глухой тревоги, С тоски они спешат постричься в недотроги, И неподкупный суд благочестивых жен Все покарать готов, на все вооружен; Они греховный мир бичуют без пощады – - Не чтоб спасти его, а попросту с досады, Что вот другие, мол, вкушают от услад, Которых старости не залучить назад.
Г-жа Пернель(Элъмире)
Вот благоглупости, которые вам милы, Сноха. Да тут у вас и рта раскрыть нет силы; Она вам всякого утопит в трескотне. Но все-таки сказать кой-что пора и мне: Скажу вам, что мой сын был истинно счастливец, Когда им найден был такой благочестивец; Что этот человек был небом послан вам, Чтоб указать стезю заблудшимся умам; Что вы ему должны внимать беспрекословно И что лишь то грехом зовет он, что греховно. Все эти ужины, беседы, вечера – - Все это сатаны лукавая игра. Там не услышите душеполезной речи: Все-шутки, песенки да суетные встречи; А если попадет им ближний на зубок, Так уж отделают и вдоль и поперек. И кто степеннее и разумом зрелее, Тот просто угорит в подобной ассамблее. Там сплетен целый воз в единый миг готов, И, как сказал один ученый богослов, Столпотворение бывает, как в дни оны, И каждый языком разводит вавилоны; И тут же вспомнил он при этом заодно… (Указывая на Клеанта.)
Вам, сударь, вижу я, как будто бы смешно? Я быть записанной в шутихи не желаю И потому… (Эльмире)
Сноха, прощайте. Я смолкаю. Отныне здешний дом я ставлю в полцены, И вы меня к себе не скоро ждать должны. (Давая Флипот оплеуху.)
Ты что? Сомлела, что ль? Ишь, рада бить баклуши! Гром божий! Я тебе еще нагрею уши. Ну, замарашка, ну!
Явление IIКлеант, Дорина
КлеантЯ с ними не пойду, А то ведь долго ли опять нажить беду С такой старухою…
ДоринаАх, я жалеть готова, что этого сейчас она не слышит слова; Вам показали бы, чего достоин тот, Кто женщин, как она, старухами зовет.
КлеантКак из-за пустяков она рассвирепела! И как про своего Тартюфа сладко пела!
ДоринаИ все же матушка разумнее, чем сын. Вы посмотрели бы, чем стал наш господин! В дни смуты он себя держал, как муж совета, И храбро королю служил в былые лета; Но только он совсем, как будто одурел С тех пор, как в голову ему Тартюф засел; Тот для него – что брат, милее всех на свете, Стократ любезнее, чем мать, жена и дети. Он учинил его наперсником своим, Во всех своих делах он им руководим; Его лелеет он, целует и едва ли С такою нежностью красавиц обожали; За стол сажает он его вперед других И радостен, когда тот ест за шестерых; Все лучшие куски ему, конечно, тоже; И если тот рыгнет-наш: "Помоги вам боже!" Он, словом, бредит им. Тартюф-герой, кумир, Его достоинствам дивиться должен мир; Его малейшие деяния – чудесны, И что ни скажет он – есть приговор небесный. А тот, увидевши такого простеца, Его своей игрой морочит без конца; Он сделал ханжество источником наживы И нас готовится учить, пока мы живы. И даже молодец, что у него слугой, Нам что ни день урок преподает благой; Влетает, как гроза, и на пол мечет рьяно Все наши кружева, и мушки, и румяна. Намедни этот плут нашел и разорвал Платочек, что у нас в житьях святых лежал, И заявил, что мы свершаем грех безмерный, Святыню пачкая такой бесовской скверной.
Явление IIIЭльмира, Мариана, Дамис, Клеант, Дорина.
Эльмира(Клеанту)
Вы мудры, что себя решили поберечь И слушать не пришли напутственную речь. Сейчас подъехал муж; мой брат, я вас покину И ждать его пройду на нашу половину.
КлеантА я, для скорости, с ним повидаюсь тут И побеседую хоть несколько минут.
Явление IVКлеант, Дамис, Дорина.
ДоринаОн идет.
Явление VОргон, Клеант, Дорина.
ОргонА, шурин, в добрый час!
КлеантЯ думал уходить и рад, что встретил вас. Небось соскучились в деревне не на шутку?
ДоринаДа вот у барыни позавчера весь день Был очень сильный жар и страшная мигрень.
ОргонНу, а Тартюф?
ДоринаТартюф? И спрашивать излишне: Дороден, свеж лицом и губы словно вишни.
ОргонАх, бедный!
ДоринаВечером у ней была тоска; За ужином она не съела ни куска – - Все так же голова болела прежестоко.
ОргонНу, а Тартюф?
ДоринаСидел и кушал одиноко В ее присутствии. Потупив кротко взгляд, Две куропатки съел и съел бараний зад.
ОргонАх, бедный!
ДоринаБарыня совсем и не уснула; Легла, но даже глаз ни разу не сомкнула: То ей озноб мешал, то жар всего нутра. Мы около нее сидели до утра.
ОргонНу, а Тартюф?
ДоринаТартюф? Томим дремотой сладкой, Он, встав из-за стола, прошел к себе украдкой И в теплую постель без промедленья лег, Где и проспал всю ночь, не ведая тревог.
ОргонАх, бедный!
ДоринаНаконец ее уговорили: Она позволила, чтобы ей кровь пустили, И облегчение настало в тот же миг.
ОргонНу, а Тартюф?
ДоринаТартюф? Он духом был велик. Собою жертвуя без всяческих условий, Чтоб возместить ущерб сударыниной крови, За завтраком бутыль он осушил до дна.
ОргонАх, бедный!
ДоринаНо теперь окрепла и она, И я бегу скорей, чтоб ей сказать два слова О том, как рады вы, что барыня здорова.
Явление VIКлеант, Оргон
КлеантОна же вам в глаза смеется, милый зять! И, не желая вас нисколько раздражать, Я прямо вам скажу, что это по заслугам. Ну, позволительно ль страдать таким недугом? Ведь не сидит же в нем и вправду колдовство, Что вы все на земле забыли для него, Что, дав ему у вас разжиться на покое, Вы собираетесь…
ОргонНет, это все пустое. Да вы его к тому ж не знаете совсем.
КлеантДопустим, я его не знаю, но затем, Чтоб человека знать, мне кажется, едва ли…
ОргонАх, шурин, если б вы и впрямь его узнали, Вы в восхищении остались бы навек! Вот это человек… Ну, словом… человек! Кто следует ему, вкушает мир блаженный, И мерзость для него все твари во вселенной. Я стал совсем другим от этих с ним бесед: Отныне у меня привязанностей нет, И я уже ничем не дорожу на свете; Пусть у меня умрут брат, мать, жена и дети, Я этим огорчусь вот столько, ей-же-ей!
КлеантЯ человечнее не слыхивал речей.
ОргонАх, если б так, как мне, его пришлось вам встретить, Вы не могли б его любовью не отметить! Он в церковь приходил вседневно, тих, смирен, Молился близ меня и не вставал с колен. Все в храме на него взирали с изумленьем – - Таким он пламенным объят был исступленьем; Он простирался ниц и воздыхал в тиши И землю лобызал от полноты души; Когда я выходил, он поспешал ко входу, Чтоб своеручно мне подать святую воду. Из уст его слуги, который был, как он, Узнав, кто он такой, что он всего лишен, Я стал его кой-чем дарить; но каждократно Меня он умолял частицу взять обратно. "Нет, – говорил он, – нет, я взял бы разве треть; Не стою я того, чтобы меня жалеть". Когда ему на то я отвечал отказом, Он тут же к нищим шел и раздавал все разом. Тогда, вняв небесам, его к себе я ввел, И с той поры мой дом поистине процвел. Здесь он за всем следит, и я доволен очень, Что и моей женой он кровно озабочен: Он бережет ее от недостойных глаз Ревнивее, чем я, по крайности в шесть раз. Но до чего свое он простирает рвенье! Себе он сущий вздор вменяет в преступленье, О всяком пустяке печалясь и скорбя. Так, например, на днях он упрекал себя За то, что изловил блоху, когда молился, И, щелкая ее, не в меру горячился.
КлеантДа вы с ума сошли, ей-богу, мой родной! Или вы попросту смеетесь надо мной? Вы полагаете, что этаким безумством…
ОргонМой шурин, ваш ответ проникнут вольнодумством; Оно и вообще в душе сидит у вас; И, как я вам уже предсказывал не раз, Вы на себя еще накличете напасти.
КлеантТак разглагольствуют все люди вашей масти: Вам нужно лишь таких, как сами вы, слепцов, И вольнодумец тот, кто зрением здоров; А кто гнушается ужимок лицемерья, Тот подает пример кощунства и безверья. Оставьте! Ваших слов не испугаюсь я; Я смело говорю, и небо мне судья. Меня не проведет какой-нибудь кривляка. Притворный праведник – что показной вояка; И как не видим мы, чтоб, выходя на бой, Прямой храбрец шумел, гордясь самим собой, Так истый праведник, чья жизнь примерна, тоже Не тот, кто напоказ гуляет с постной рожей. Как? Неужели вы не видите того, Где благочестие и где лишь ханжество? Ужель вы мерите их мерою единой, Как подлинным лицом, пленяетесь личиной, Чистосердечие отождествив с игрой, Смешав действительность с обманчивой марой, Не отличая плоть от оболочки лживой И полноценную монету от фальшивой? Как странно, право же, устроен человек! Естественным его не видим мы вовек, Пределы разума ему тесней темницы, Он силится во всем переступать границы, И наилучшие из всех своих даров Преувеличеньем он исказить готов. Все это просто так вы к сведенью примите.
ОргонЕще бы! Ведь вы всех ученых знаменитей: Познанья всей земли ваш разум совместил; Вы наших дней мудрец, светило из светил, Оракул и Катон, единый на примете, И с вами коль сравнить, все дураки на свете.
КлеантНет, я ученостью отнюдь не знаменит, Познаний всей земли мой разум не хранит. Но если то назвать наукою возможно, Умею отличить, что истинно, что ложно. И как, по-моему, из всех героев тот Достойнее хвалы, кто праведно живет, И нет возвышенней и чище поученья, Чем подлинный огонь спасительного рвенья, - Так ничего гнусней и мерзостнее нет, Чем рвенья ложного поддельно яркий цвет, Чем эти ловкачи, продажные святоши, Которые, наряд напялив скомороший, Играют, не страшась на свете ничего, Тем, что для смертного священнее всего; Чем люди, полные своекорыстным жаром, Которые, кормясь молитвой, как товаром, И славу и почет купить себе хотят Ценой умильных глаз и вздохов напрокат; Чем люди, говорю, которые со страстью Небесною стезей бегут к земному счастью, Канючат каждый день, взор возведя горе, К пустынножительству взывают при дворе, Умеют святостью прикрыть свои пороки, Проворны, мстительны, бессовестны, жестоки И, чтобы погубить другого, рады вплесть Небесный промысел в свою слепую месть; Тем боле страшные в пылу неукротимом, Что борются они оружьем, всеми чтимым, Что их неистовство, дабы сердца привлечь, Для злодеяния берет священный меч. Они немалую посеяли заразу; Но истый праведник распознается сразу. И в наши времена, мой зять, святых сердец Нам явлен не один высокий образец: Возьмите Прокла вы, возьмите вы Клитандра, Оронта, Горгия, Даманта, Периандра – - За ними этот сан мы все признать должны; При всех достоинствах, они не хвастуны, И в чванстве их никто не обвинит, конечно; Их благочестие терпимо, человечно; Они своим судом не судят наших дел, Блюдя смирению положенный предел, И, гордые слова оставив лицемерам, Нас научают жить делами и примером. Душа их не кипит пред кажущимся злом, Они всегда склонны найти добро в другом; Коварство, происки не встретят в них оплота; Для них достойно жить – единая забота; Они на грешника не злобны никогда, Единственно к греху пылает в них вражда, И угрожать они не станут небесами Мрачней, чем небеса того желают сами. Вот это люди, вот как надо поступать, Вот нам с кого пример необходимо брать! По правде, ваш жилец не этого разбора. Вы очень искренне пленились им, нет спора; Но и не золото слепит нас иногда.
ОргонЛюбезный шурин мой, вы все сказали?
ОргонПокорнейший слуга.(Хочет уйти.)
КлеантМинутку, погодите. Оставим этот спор. Вы вот что мне скажите: Валеру как отец вы дали слово; так?
КлеантИ условились, когда свершится брак?
ОргонДа, верно.
КлеантТак зачем такое промедленье?
ОргонНе знаю.
КлеантИли вы переменили мненье?
ОргонБыть может.
КлеантВам милей – согласье взять назад?
ОргонЯ так не говорю.
КлеантНет никаких преград К тому, чтоб вы могли исполнить обещанье.
ОргонКак посмотреть…
КлеантК чему подобное вилянье? Валер меня просил все точно разузнать.
ОргонИ очень хорошо.
КлеантЧто мне ему сказать?
ОргонВсе, что желаете.
КлеантНет, это не годится. К какому вы пришли решенью?
ОргонПоложиться На приговор небес.
КлеантВедь это ж не ответ. Вы отступаетесь от слова или нет?
ОргонПрощайте.(Уходит.)
КлеантЯ боюсь, Валера ждет опала, И я хотел бы с ним поговорить сначала.
ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕЯвление IОргон, Мариана.
ОргонА, дочь моя!
МарианаОтец!
ОргонМне надо, дочь моя, Вам кое-что сказать.
Мариана(Оргону, который заглядывает в соседнюю комнатку)
Что ищете вы?
МарианаОтцовская любовь ценна мне бесконечно.
ОргонОтлично сказано; и чтоб ее стяжать, Вам надобно отца всемерно ублажать.
МарианаЯ больше всех заслуг стремлюсь к такой заслуге.
ОргонТак. Что вы скажете о нашем новом друге?
МарианаКто? Я?
ОргонВы. Но к своим прислушайтесь словам.
МарианаЧто ж, я о нем скажу все, что угодно вам.
Явление IIОргон, Мариана, Дорина (входит неслышно и становится позади Оргона так, что тот ее не замечает)
.
ОргонОтвет разумнейший. Скажите же, что, мол, он От головы до ног достоинств редких полон, Что вы пленились им и вам милей всего Повиноваться мне и выйти за него. А?
МарианаКак?
ОргонНу что?
МарианаМне непонятно это.
ОргонДа о Тартюфе.
МарианаНет, отец, я лгать не стану. Что за охота вам склонять меня к обману?
ОргонЯ лжи не требую. То правдой быть должно. Довольно с вас того, что это решено.
МарианаКак? Вы хотите…
ОргонДа, мне нечего таиться: Я через вас хочу с Тартюфом породниться. На вас он женится, вот только и всего; И так как сами вы, конечно…(Заметив Дорину.)
Вам чего? Уж очень, милая, вы любопытны, видно, Что так подслушивать являетесь бесстыдно.
ДоринаНе знаю и сама, по правде говоря, Откуда слух такой – должно быть, просто зря, - Но слышала и я про эту свадьбу тоже, Да только это все на выдумку похоже.
ОргонКак? Вам не верится?
ДоринаНастолько, что сейчас Не верю и тому, что слышала от вас.
ОргонЕсть способ у меня уверить вас на деле.
ДоринаНу да! Вы попросту нас посмешить хотели.
ОргонЯ говорю лишь то, о чем решен вопрос.
ДоринаОставьте!
ОргонДочь моя, я говорю всерьез.
Комедия «Тартюф» Мольера, написанная в 1664 году, на протяжении нескольких сотен веков является одной из самых популярных пьес во всем мире. В своем произведении французский комедиограф подверг жесткой критике такие человеческие пороки как подлость, лицемерие, глупость, эгоизм, трусость.
Для читательского дневника и при подготовке к уроку литературы рекомендуем читать онлайн краткое содержание по действиям и явлениям. Проверить усвоенную информацию можно при помощи теста на нашем сайте. Главные герои
Тартюф
- лицемерный святоша, плут и обманщик.
Оргон
–
добродушный и доверчивый глава семейства, попавший под влияние плута Тартюфа.
Эльмира
- жена Оргона, мудрая и терпеливая женщина.
Дамис
- сын Оргона, вспыльчивый молодой человек.
Мариана
- дочь Оргона, невеста Валера, спокойная и робкая девушка.
Другие персонажи
Госпожа Пернель
- мать Оргона.
Валер
- молодой человек, влюбленный в Мариану.
Клеант
- брат Эльмиры, шурин Оргона.
Дорина
- горничная Марианы, которая всячески опекает свою госпожу.
Действие первое
Явление I
В большом возмущении госпожа Пернель покидает дом своего сына. « Обиженная кровно » женщина уверена, что все домочадцы нарочно ей прекословят.
В свою очередь, все семейство высказывает недовольство в адрес Тартюфа – лицемерного святоши, в котором госпожа Парнель души не чает. Втершись в доверие к хозяину дома, нищий и жалкий Тартюф настолько возомнил о себе, что теперь « перечит каждому и мнит себя владыкой ».
Госпожа Парнель заступается за своего любимца, в котором видит исключительно доброго, честного и справедливого праведника. Не найдя ни в ком поддержки, она покидает дом, грозясь, что еще не скоро навестит своих родственников.
Явление II
После ухода неугомонной госпожи Парнель Дорина и Клеант продолжают обсуждать ненавистного им Татюфа. Они вынуждены признать, что даже старая госпожа « разумнее, чем сын », который настолько очарован пройдохой, что ставит его выше своей семьи. Оргон не желает видеть очевидное – проходимец лишь надевает маску истового праведника, который « сделал ханжество источником наживы ».
Явления III-VI
Заметив, что подъехал муж, Эльмира просит Клеанта остаться и переговорить с Оргоном по поводу предстоящей свадьбы Марианы. Женщина чувствует, что и в этом вопросе Тартюф строит козни, откладывая церемонию.
Зайдя в дом, Оргон первым делом интересуется, как дела его ненаглядного Тартюфа. Служанка рассказывает, что все это время барыня чувствовала себя очень плохо – ей « озноб мешал, то жар всего нутра ». Однако Оргон ее не слушает и продолжает интересоваться, с каким аппетитом ел и пил Тартюф, хорошо ли спал, и в каком настроении пребывает в настоящее время.
Клеант пытается образумить мужа сестры, открыть глаза на лицемерие его кумира. Вот только Оргон остается глух к его речам. Напоследок Клеант пытается выяснить насчет предстоящего замужества Марианы, но не получает от шурина вразумительного ответа.
Действие второе
Явления I-II
Оргон принуждает Мариану к браку с Тартюфом, в котором видит идеального зятя. Таким образом он хочет исполнить свою мечту и « с Тартюфом породниться ». Дорина слышит этот разговор и вступается за свою госпожу, у которой отнялся дар речи от такого развития событий. Она пытается убедить хозяина, что Тартюф мечтает лишь прибрать к рукам его богатство.
Явления III-IV
Дорина стыдит свою молодую хозяйку за то, что та никак не отреагировала на « неслыханнейший бред » – желание отца выдать ее замуж за Тартюфа и никак не отстояла перед ним свою любовь к Валеру. В ответ Мариана начинает оправдываться, ссылаясь на « могущество отцовского начала ».
Девушка очень расстроена тем, что может сорваться свадьба с любимым Валером. Между влюбленными происходит объяснение, в ходе которого они сильно ссорятся. Мудрая Дорина мирит их, и предлагает как можно дольше тянуть время, чтобы расстроить свадьбу Марианы с Тартюфом. Действие третье
Явления I-III
Узнав о решении отца, разгневанный Дамис стремится « прекратить проделки наглеца » и вызвать Тартюфа на откровенный разговор. Дорина просит юноша умерить свой пыл, и подключить к решению вопроса Эльмиру, в которую влюблен святоша.
Дорина отправляется к Тартюфу и приглашает его побеседовать с госпожой Эльмирой. Ханжа весьма рад предстоящему свиданию, о котором он давно мечтал. Он не собирается упускать подходящий случай и признается в любви к Эльмире.
Женщина охлаждает любовный пыл Тартюфа тем, что грозит обо всем рассказать супругу, и тот потеряет « испытанного друга ». Испугавшись, святоша берет свои слова обратно. Эльмира обещает помиловать наглеца, но при одном условии: Тартюф должен посодействовать тому, « чтобы вступили в брак Валер и Мариана ».
Явления IV-VII
Дамис, ставший свидетелем разговора между матерью и Тартюфом, намеревается сам обо всем рассказать отцу и « на суд представить справедливый» лицемера, которого тот пригрел на своей груди.
Оргон не верит словам Дамиса, и обвиняет его в клевете на честнейшего из людей. В гневе он лишает сына наследства и выгоняет его на улицу. В страхе, что оскорбленный Тартюф покинет его дом, Оргон обещает предоставить ему дарственную на всю свою недвижимость.
Действие четвертое
Явления I-IV
Клеант обращается к Тартюфу с просьбой примирить его с отцом. Он удивлен, что человек, который так рьяно проповедует христианские ценности, сможет спокойно взирать на то, как « отец на улицу прогнал свое дитя ». Однако святоша находит отговорку в том, что так угодно небу.
Мариана на коленях умоляет отца умерить « отеческую власть » и спасти ее от ненавистного брака. Эльмира предлагает супруг воочию убедиться в лицемерии Тартюфа и понаблюдать за его поведением, укрывшись под столом.
Явления V-VIII
Эльмира приглашает к себе Тартюфа и признается ему в любви. Поначалу он не верит ее словам, и просит доказательств. Женщина говорит, что опасается впасть в грех, на что Тартюф уверяет ее, что ей не стоит бояться, поскольку об их маленькой тайне никто не узнает.
Разгневанный Оргон приказывает пройдохе покинуть его дом. Однако Тартюф нагло заявляет, что роскошный дом принадлежит ему, и именно Оргон вскоре его покинет.
Действие пятое
Явления I-III
Оргона страшит не так написанная им дарственная на имя Тартюфа, как некий ларец, который он передал обманщику на хранение. Ларец передал Оргону его « злополучный друг » Аргас, который в свое время бежал из страны. Теперь он находится в полной власти у Тартюфа, который в любой момент может воспользоваться компроматом.
О случившемся узнает госпожа Пернель и никак не может поверить в то, что ее любимец оказался прожженным обманщиком.
Явления IV-VIII
Валер приносит известие о том, что Тартюф успел очернить Оргона перед королем, и ему нужно как можно быстрее бежать из страны. В этот момент в доме появляется Тартюф в сопровождении офицера. Однако представитель власти арестовывает не Оргона, а Тартюфа.
Офицер поясняет, что мудрый и справедливый монарх быстро раскусил подлую натуру святоши. Он прощает Оргону хранение ларца, а также « державной властию уничтожает он значенье дарственной ». На радостях Оргон торопится высказать свою благодарность повелителю и приступить к приготовлениям свадьбы Марианы и Валера.
Заключение
В своем произведении Мольеру удалось органично сочетать основы классицизма и реализма. Все его герои и бытовые зарисовки реальны, и очень близки и понятны читателю.
После ознакомления с кратким пересказом «Тартюфа» рекомендуем прочесть и полную версию знаменитой пьесы.
Тест по пьесе
Проверьте запоминание краткого содержания тестом:
Рейтинг пересказа
Средняя оценка: 4.6
. Всего получено оценок: 99.
|