Главная - Ораторское искусство
Быстрое обучение игры на гитаре с нуля. Как научиться играть на гитаре с нуля в домашних условиях и какую гитару выбрать

Инструкция для тех, кто мечтает научиться играть перед друзьями любимые песни

Эта статья написана для Вас , если Вы хотите научиться играть на гитаре, но не знаете как подступиться и сделать это быстро и с минимальными усилиями.

P/S Если по статьям учиться скучно, то лучше учиться по интерактивным видеокурсам:

* Видеокурс:

Я помогу Вам увидеть ситуацию немного со стороны, развеять мифы об обучении, и убедить Вас заниматься. Благодаря этому у Вас появиться возможность понять, что "не так страшен черт как его рисуют", избежать многих ошибок новичков и научиться играть быстро и с радостью.

Так что вперед и с песней!

Хочу сказать , что в первую очередь, я обычный парень, который любит путешествия и творчество во всех его проявлениях.

По образованию я - математик, по профессии в данный момент - системный администратор. Был инструктором по горным лыжам, а еще - программистом, кладовщиком, инженером и чем только не занимался.

Гитара - это прекрасный инструмент , который я начал осваивать около 15 лет назад абсолютно сам. И могу с уверенностью сказать, что каждый день играя на ней я постоянно нахожу что-то новое. Она - как любое творчество, успокаивает и настраивает на нужный лад Ваш душевный настрой. Всегда будет Вам лучшим другом, если, конечно - не побоитесь с ней подружиться.

Многие считают , что научиться играть на гитаре - очень сложно. Спешу успокоить Вас - не настолько, как Вы себе представляете. Имея опыт обучения многих друзей и знакомых, могу сказать, что зная, с какими трудностями Вы столкнетесь, научиться играть - намного легче. А если еще каждый урок привязывать к одной-двум несложным песням - так и стимул появляется, и удовольствие от работы.


Ваши 8 сложностей на пути обучения игре на гитаре

Давайте разберем 8 основных сложностей, с которыми Вы можете столкнуться. Гитара - это инструмент, который очень чутко реагирует на Ваше настроение и потому необходимо знать врага в лицо.

1.Существует мнение, что «научиться играть - ОЧЕНЬ СЛОЖНО»
«Действительно!», - думаете Вы. Гитара - это тяжкий труд, а мастерство нарабатывается годами тренировок и изнурительных занятий. При этом надо быть усидчивым, терпеливым, а еще закончить желательно музыкальную школу или хотя бы владеть нотной грамотностью.

Ни того ни другого у Вас нет. Вы начинаете расспрашивать об этом людей которые играют так как Вам нравится и узнаете, что каждый из них играет на гитаре уже не менее двух-трех лет.

И тут задумываетесь, а стоит ли игра свеч? Готов ли я столько пыхтеть ради этой гитары? Да еще и времени нет никогда. И "потом" превращается в "никогда".

2.Второе убеждение звучит как «у меня нет склонностей к музыке»
Склонности к музыке являются ключевыми. И вот вроде бы давняя мечта играть на гитаре и хочется и все все.. но всегда когда вы начинаете петь - окружающие кривятся и просят вас не портить музыку.

Вы никогда не играли ни на каком музыкальном инструменте и понятия не имеете что такое ноты, аккорды или табулатуры. Вы смотрите как кто-то осваивает гитару за считаные месяцы, а Вы даже не знаете как к ней подступиться.

И что в результате? У Вас формируется четкое мнение, что Вам не дано, это не для Вас.

3.Третье - когда Вам говорят, что «учиться можно на любой гитаре»
Вы твердо решили научиться играть на гитаре. Давняя мечта. Да еще и дедова гитара на шкафу где-то лежала. Правда струн там пару не хватает, но ничего, добавим.

В общем берете Вы ее в руки, и пробуете извлечь какие-либо звуки. Но что-то звук отвратительный, да и неужели деды умели зажимать эти струны? Это же никаких пальцев не хватит! Действительно.

Вы пробуете играть на этой гитаре снова и снова. Из-за того, что вам тяжело зажимать струны - заучиваете неправильное положение пальцев, корпуса, рук. После таких занятий не то, чтобы учиться дальше, а даже думать о гитаре не хочется. У меня лично так и было.

4.Четвертое мнение, что «начинать лучше с классической гитары»
Классическая гитара - это основа основ. И Вам неоднократно скажут разные уважаемые учителя гитары, что ТОЛЬКО ТАК Вы сможете научиться правильно играть и стать классным гитаристом, а Вы же именно этого и хотите!

То есть сначала играть три месяца гаммы, этюды, арпеджио и т.д. Вас еще не напугали слова? Дальше - изучать по нотам классические произведения. Все это должно сопровождаться изучением нотной грамотности, интервалов, и других неизвестных Вам музыкальных терминов.

Это, вкратце Вам, классический подход к обучению в музыкальной школе или у репетитора. Услышав это - Вы опять же вспоминаете набитое оскомину заблуждение что "не совсем музыкальны", что это все очень сложно и не для Вас.

5.Вы что-то пробуете играть, но «по началу все болит и неудобно»
Пускай Вы решились самостоятельно освоить гитару, упорно заниматься, купили самоучитель и начинаете яростно изучать первые аккорды.

НО сначала все ужасно неудобно: после десяти минут тренировок начинают болеть подушечки пальцев, дальше суставы пальцев, затекают руки, кисти рук устают, от долгого и неудобного положения болит спина и шея.

В таком состоянии творческий настрой и первоначальное желание угасает на глазах и в следующий раз, подходя к гитаре Вы будете это помнить. Так с каждым разом обучение из приятного все больше превращается в пытку.

6.Опять же, Вы играете, но «звучит ужжжасно!»
Когда Вы смотрите на выступления классных гитаристов, и не понимаете, почему, повторяя казалось бы нота в ноту и играя все, как написано, у них композиция звучит классно, а у Вас так, что хочется скривиться и сплюнуть.

Вы начинаете думать, что наверное надо больше и чаще тренироваться или купить гитару получше, но почему-то все равно что-то не то. Там дребезжит, там нечисто, там невпопад. Упорства обычно хватает ненадолго, и желание играть пропадает.

7.Седьмая сложность -«не получается одновременно петь и играть»
И вроде бы аккорды выучил, и сыграть могу, и спеть отдельно - тоже. А вот взять и спеть под гитару - не получается. То бой или перебор сбивается. То спеть под бой не получается.

Это, кстати не такая уже и простая задача - научиться петь ПОД гитару. Вы думали - все просто, а вот и нет. Очередной подводный камень и преграда на пути, отбивающая желание учиться дальше.

8.Восьмая и самая разочаровывающая - «меня никто не слушает»
Ну и конечно же главная проблема. То ради чего Вы столько потели и старались. Выучили таки пару песен. И вот удобный случай - можно поиграть перед публикой, друзьями, знакомыми или не очень людьми и сразить их наповал Вашей игрой.

Но на половине песни, Вы с удивлением замечаете, что ожидаемого эффекта не происходит. Мало того, слушатели разговаривают, отворачиваются, ходят и мягко говоря не в восторге от Вашей игры.

Пару таких выступлений достаточно, чтобы отбить у себя желание играть перед кем-либо дальше, особенно если Вам явно намекают отдать гитару кому-то, кого слушают больше.

8 главных ошибок.Посмотрите внимательно - не про Вас ли это?

Рассмотрим теперь те ошибки, которые мешают Вам.

1. Вырисовывание сложного пути
Вы неудачно попробовали поиграть, кто-то сказал, что у вас нет способностей или рассказал, сколько учился сам и как это сложно - результат - ничего не хочу не успев начать.

Если у вас есть знакомый преподаватель или вы вычитали, что нужно знать ноты - ДА, НУЖНО. в результате - вы начинаете штудировать самоучители вместо того, чтобы УЖЕ взять гитару в руки учиться непосредственно самому жиру - песням и исполнению.

Желание от кучи инфы быстро пропадает. Голова становиться набитой кучей инфы которую вы не можете применить. Но смотря какую Вы ставите цель.. стать профи - да..без знания нот и муз. грамотности - далеко не уйдете. но в случае когда надо просто играть песни - это необязательно.

2. «Антимузыкальные» стереотипы
Опять же - мнение и запугивание окружающих о талантах и отсутствия навыков к пению. Вам говорили еще в детстве "не порти музыку". Кривились, когда Вы пели - в результате - вы не хотите учиться гитаре из-за стереотипов, что "это не Ваше".

Часто один новичков останавливается на этапе - буду играть, но не петь, потому что нет ни голоса ни слуха. Другие что-то пробуют петь себе под нос, но только перед зеркалом или. Но чаще всего - до учебы не доходит, из-за этого "клейма немузыкальности".

3. Лень взять подходящую гитару
Когда новичек берет гитару со стальными струнами толще 10-ки - вряд ли ему будет приятно учиться. Чтобы зажимать струны на таких гитарах надо иметь достаточно практики, силы и техники пальцев. Кроме того, если это старая "дедовская" гитара (как было у меня), то скорее и играли на ней - не новички, а те, кто уже имел опыт выступления перед компанией.

Конечно бывают и исключения, когда гитара вполне подходит, но чаще всего новички учатся "хоть на чем". Это неправильно - гитара должна подходить для начинающего, размером резонатора, толщиной и типом струн, расстоянием от струн до грифа и т.п.

Если этим пренебречь - попытки научиться будут тяжелыми, техника игры скорее всего будет нарабатываться неправильная. Желание играть - также будет пропадать с каждым занятием.

4. "Он долго учился - значит мне тоже надо"
Вы смотрите на друга окончившего музыкальную школу или ходящего к репетитору у которого что-то начинает получаться и начинаете ходить к нему сами. Пару лет играете гаммы и классические произведения, а песен знаете раз два и обчелся. у меня лично был пример друга окончившего муз. школу 5 лет, который потом ходил ко мне учиться элементарному бою и аккордам. в результате вы потратите кучу времени и денег обучаясь гаммам и классическим произведениям, когда ваша цель была намного ближе - просто блеснуть с парой песен перед друзьями.

5. Терпения и сил - не хватает
Первые тренировки - это нарабатывание моторики пальцев. Проблема под названием "запутываются пальцы в струнах" - дело тренировок. Подушечки пальцев болят из-за того, что кожа на них изначально у всех мягкая. Кисть устает, поскольку пока не привыкла к нагрузкам или Вы слишком напрягаете кисти. То же самое происходит и со спиной, когда Вы долго криво сидите, или шеей, когда постоянно смотрите на гриф гитары.

Следующий этап - вы заучиваете неправильное положение рук или тела, и в результате не развиваетесь. Как только надо поиграть больше 15 минут - пальцы начинают болеть, кисть уставать и т.п. У самого так было, когда неправильно заучил положение рук. В результате желания играть становилось все меньше, а у большинства - оно и вовсе пропадает.

6. Новичек-максималист, новичек-перфекционист
Причин может быть несколько. Первые - технические: неподходящие струны, гитара, слабая подготовка. Новички, которые постоянно недовольны тем, как они играют называются "перфекционистами". Хорошо конечно отрабатывать "до блеска", но если Вы учите одно произведение по пару месяцев.. Вряд ли азарт будет поддерживаться на должном уровне. Брать гитару Вы будете скорее "потому что надо", а не "потому что хочу".

Второй тип новичков - максималисты. Они пробуют изучать Unforgiven металлики, когда реально без фальши не могут сыграть "АфганистаН" на три аккорда или частушки. Звучать будет отвратительно, потому что для сложной композиции нужен определенный уровень. Многим даже кажется что все вроде звучит хорошо. Но слушатель - лучший критерий оценки и часто именно слушатели отбивают новичку желание играть, кривясь во время его "горе-исполнения". Возникает вопрос: "зачем мне гитара если я учу что хочу, а никто не слушает?"

7. Хочу все и сразу
Раз отлично получается сыграть три аккорда и пропеть мотив песни поотдельности - значит все должно получиться и вместе. Не тут то было. Чаще всего петь и играть одновременно сразу не получается ни к кого. Новички часто пробуют играть в слишком быстром темпе, спешат и хотят "сразу все связать". Если спешить и не запастись терпением, получиться, что когда Вы поете, то забываете о бое и рука начинает играть что хочет. И наоборот, когда играем - забываем слова и не попадаем в ритм. Результат - не можем выучить песню - желание играть дальше отпадает.

8. Выступление без подготовки
Недоученные песни, игра на расстроенной гитаре - вот основные причины, когда Вас не слушают. А вообще, не слушать Вас могут из-за любой из причин, когда Вы вышли выступать и не подготовились достаточно хорошо. Публика - народ конечно разный и многие будут слушать Вас просто так из уважения.

Но большинство слушает именно тогда когда чувствует, что Вам самому нравиться Ваша игра. На личном опыте могу сказать, как многие парни пробуя играть в компании играли сами для себя, потому как или слова были недоучены, или пели слишком тихо, или гитара была расстроена, или явно боялись петь.

На первых пару "таких выступлений", их азарта еще хватало, но потом желание пропадало и играли они в основном сами для себя, а то и не играли больше вообще, отдавая гитару в руки более опытным.

8 способов решить эти сложности

1. Забудьте о мифах
Для того, чтобы сыграть 5-10 любимых песен под гитару - достаточно одного-двух месяцев тренировок. Нескольких лет не понадобиться.

Также - спешу Вас успокоить. Чтобы играть на гитаре - НЕ НУЖНО ЗНАТЬ НОТЫ. А музыкальный слух, которого как Вы думаете у Вас нет - на самом деле ЕСТЬ У ВСЕХ! Надо просто его натренировать. И голос развивается во время тренировок!

Мы же не ставим себе задачу соревноваться со Стивом Веем хотя, конечно нет ничего невозможного. Вы думаете все гитаристы владеют нотной грамотностью??? На личном опыте - из всех моих учеников - такой был ОДИН, который пришел после музыкальной школы)

2. Вас нагло обманули!
Вам говорили, что у Вас нет музыкальных способностей?? И Вы конечно же поверили! На личном опыте - ВАС НАГЛО ОБМАНУЛИ!

Я не раз был свидетелем того, как люди, на первый взгляд "не попадающие" ни в ритм ни в ноты, через месяц-два тренировок вполне хорошо пели и играли перед друзьями. Музыкальность можно развить в КАЖДОМ ИЗ НАС.

А с гитарой - она развивается в два раза быстрее! У Вас появляется дополнительный стимул - сыграть перед аудиторией! Поверьте - гитара творит чудеса в развитии музыкальных способностей.

3. Подберите гитару для тренировок
Купите себе СВОЮ гитару. Если нет возможности - одолжите у друзей. Учитесь играть на ОДНОЙ гитаре. Это сэкономит Вам много сил и времени и окупиться на тренировках.

Лично я рекомендую новичкам брать гитару с небольшим резонатором, стальными струнами, которые для обучения после покупки заменить на нейлоновые или стальные толщиной 10 и тоньше. Обязательно возьмите с собой друга гитариста, который попробует поиграть. Оцените звук, который больше Вам понравится.

5. Терпение и труд
У каждого своя позиция, как держать гитару и конечно же главное, чтобы вам было удобно, но есть общие моменты, которыми нельзя пренебрегать. Пальцы болят - первые два месяца тренировок - это нормально, поэтому не давим как сумасшедшие и делаем передышки.

Я рекомендую заниматься полчаса утром и полчаса-час вечером. Первые две недели занимайтесь через день. Для смягчения подушечок пальцев, советуют также минут на 5 опускать пальцы в теплую воду, но лично я этого никогда не делал, потому что если мы мужики, то можем и потерпеть.

Если Ваши струны 10 и толще - поменяйте на более тонкие. Сядьте ровно и не наклоняйтесь над гитарой, глядя на гриф. Наклоняясь будет затекать не только рука, но и шея. Не заносите локоть правой руки вперед и НЕ обхватывайте гриф большим пальцем левой руки.

6. Играйте простые композиции
Если у Вас все в порядке с гитарой, т.е. нормальные струны и нормальная гитара, о чем я писал Выше, то нарабатывайте технику. Изучайте как можно больше простых песен, максимум с тремя-шестью аккордами. При этом постоянно следите за положением рук, чтобы правая рука сильно не напрягалась. Для этого она должна находиться в правильном положении, то есть лежать нижней частью на корпусе гитары, а не висеть. Старайтесь вообще прилагать МИНИМУМ усилий.

Когда почувствуете уверенность, попробуйте разнообразить пару аккордов, добавляя или удаляя одну ноту в аккорде. Попробуйте сыграть другим боем. И главное - не доводите себя до исступления часами изучая сложные композиции. То, что изучаете в данный момент, чередуйте с тем, что уже выучили. Если такого пока нет - играйте "в траве сидел кузнечик" - но ПРАВИЛЬНО и следите за техникой.

7. Включайте метроном
Скачайте программу-метроном (напр. Metronome), запустите и пробуйте играть Вашу любимую песню в медленном темпе. Кто не в знает, метроном отсчитывает заданный Вами ритм. Сначала без
слов, простой аккомпанемент, но главное в ритм.

Рука должна играть бой на автомате. Пробуйте петь под метроном без гитары. Когда будете хорошо чувствовать ритм и без труда "нанизывать" слова и гитару на ритм, качество Вашей игры заметно улучшиться. Это действительно работает. Постепенно увеличивайте ритм.

Когда будете чувствовать, что можете играть БЕЗ метронома, попробуйте сыграть одновременно с оригинальной записью песни. Правда это работает только если Вы изучали песню в оригинальной тональности, но этот вопрос мы также рассмотрим. В общем если возникают сложности - метроном Вам в помощь.

8. Играйте перед зеркалом
Обязательно настройте гитару с помощью портативного тюнера или программы-тюнера (напр. AP Guitar Tuner). Игра на расстроенной гитаре - отбивает желание слушать Вас даже, если с исполнением все отлично. Следующий совет - садитесь перед зеркалом и играйте глядя на себя. По началу может быть непросто, особенно если Вы привыкли смотреть на гриф гитары и перегибаться через резонатор, напевая что-о себе под нос.

Запомните - когда играете на публику - Вы должны быть открыты, и смотреть в лицо зрителям, как будто рассказываете интересную историю лучшим друзьям, которые с увлечением Вас слушают. А для этого такие вещи в песне, как бой, аккорды и естественно слова должны быть выучены до автоматизма. Только тогда Вы сможете сосредоточиться на удовольствии от выступления. Настроенная гитара, песня выученная до автоматизма и удовольствие от исполнения - ключ, к тому чтобы Вас слушали.

Что Вы можете сделать ПРЯМО СЕЙЧАС, чтобы быстрее научиться играть любимые песни?

1. Возьмите блокнот и ручку
ПРЯМО СЕЙЧАС возьмите БЛОКНОТ и перерисуйте туда аппликатуру трех основных аккордов Am, Dm, E. Сделайте себе свою персональную шпаргалку по игре, которая есть у каждого начинающего гитариста. На этих аккордах основываются почти все армейские песни и не только. Сделайте - это несложно!

2. Лучшее вдохновение - брать и ИГРАТЬ!
ПРЯМО СЕЙЧАС сядьте и попробуйте играть основные аккорды. Включите метроном на медленный темп. Зажмите струны левой рукой, согласно выписанных аппликатур, а правой - спокойно проводите по ним большим пальцем сверху вниз.

Играйте под. метроном сначала один аккорд, потом другой. Именно так новички и учат свои первые песни на трех аккордах и у Вас это получиться!

3. ПРЯМО СЕЙЧАС скажите себе, что музыка - это ВАШЕ!
Те кто говорил Вам обратное даже не догадываются, какие таланты Вы скрываете
в себе. Вам нравится напевать песни когда Вы слышите их по радио??? Прекрасно! Этого уже достаточно чтобы взять гитару в руки и сыграть ее в живую.

Вы даже не представляете, сколько позитива даст Вам ее исполнение под гитару перед публикой. Так что - вперед! Никаких преград нет!

4. Общайтесь с другими гитаристами

ПРЯМО СЕЙЧАС игры Томми Эммануэля и представьте, как Вы с таким же азартом играете перед публикой. Сядьте с гитарой перед зеркалом и сделайте так, чтобы Вы нравились сами себе.

ПРЯМО СЕЙЧАС позвоните знакомому гитаристу, назначьте встречу и задайте свои вопросы. Задайте вопрос на любом гитарном форуме для новичков, спросите других как они начинали свое обучение.

5. Учитесь по Видеоурокам Проверенных музыкантов!

* Видеокурс: Быстрое обучение игре на гитаре

ПРЯМО СЕЙЧАС подумайте - кому еще может помочь эта статья , порекомендуйте друзьям и знакомым.

Как научиться играть на гитаре с нуля?


Наверное, многие из нас хоть раз задумывались о том, как можно в домашних условиях научиться играть на гитаре. Обучение игре на гитаре - это довольно простой, но в то же время очень кропотливый процесс, который требует терпения и внимания. В этой статье мы рассмотрим основы теории, которые помогут вам быстро научиться играть на гитаре.

Основные элементы гитары

Перечислим основные понятия, которые понадобятся при обучении игре на гитаре.

Лады - это участки на грифе, которые отделяются поперечными перегородками (порожками) и нумеруются, начиная от колкового механизма на конце грифа (I, II, III и т. д.).

Классическая бас-гитара имеет 6 струн, которые нумеруются снизу вверх цифрами от 1 до 6. Струна «1» - самая тонкая, а «6» самая толстая.

Прежде чем взять в руки гитару, вы должны научиться трем вещам:

  • уметь держать правую руку расслабленно и свободно;
  • правильно сидеть;
  • правильно держать гитару.

Расположение рук и нумерация пальцев

Правой рукой мы извлекаем звук на гитаре. Очень важно, чтобы рука была расслабленной. Положите свою правую ладонь на колено и подергайте поочередно всеми пальцами таким образом, будто вы играете на струнах. Данное упражнение нужно повторить несколько раз, чтобы почувствовать, как пальцы руки становятся все более свободны и независимы друг от друга в движениях.

Левая рука должна при игре плотно охватывать гриф. Большой палец при этом либо немного согнут, либо прямой, но в любом случае он должен всегда располагаться параллельно ладам. Не прижимайте большой палец левой руки сильно к грифу, ибо из-за этого может болеть мышца большого пальца. Для удобства описания процесса игры на гитаре пальцы левой руки нумеруют:

  • указательный - 1;
  • средний - 2;
  • безымянный - 3;
  • мизинец - 4.

Первое извлечение звука

Для начала возьмите первым пальцем левой руки первую струну на третьем ладу, а большим пальцем правой руки зацепите эту струну, чтобы извлечь звук. Ваша цель -добиться звонкого и чистого оттенка звука. Для этого нужно располагать первый палец как можно ближе к порожку.

Далее повторите упражнение с первым пальцем на другой струне и на другом ладу и добивайтесь чистого звучания. Упражняйтесь таким образом до тех пор, пока четко не запомните нумерацию ладов, пальцев и струн, а также не закрепите умение извлекать звонкие звуки.

Во время игры сидите ровно, но не напряженно. Не прижимайте гитару сильно к себе, дабы не искажать акустический эффект.

Как можно научиться играть на гитаре с нуля

Самое важное в игре на гитаре - это уметь брать аккорды. Для начала рассмотрим один из самых распространенных и простых аккордов - аккорд Am. Для него нам нужно будет задействовать струны 2, 3 и 4, пальцы 1, 2 и 3 и I и II лады.

  1. Пальцем 1 нужно зажать струну 2 на I ладу;
  2. Пальцем 2 зажимаем струну 4 на II ладу;
  3. И пальцем 3 также на II ладу зажимаем струну 3.

Как только все пальцы будут на своих местах, правой рукой вздерните слегка струны и послушайте какой получится звук. Если звук вышел не очень звонкий, то попробуйте расположить пальцы левой руки ближе к порожку, а правую руку держите максимально расслабленной. После того, как вы добьетесь звонкого звучания, вы можете попробовать изучить и другие аккорды, схемы которых можно посмотреть yf сайте muzykantam.net .

Если у вас никак не получается добиться нужного звучания, скорее всего, ваша гитара расстроена. Опытные гитаристы могут настроить ее на слух, но для начинающих с нуля музыкантов существуют специальные сервисы, которые позволяют онлайн настроить гитару. Например, tuneronline.ru . Также существуют электронные тюнеры, которые можно купить в музыкальных магазинах.

Для закрепления навыков извлечения аккордов необходимо повторять один и тот же аккорд до того момента, пока вы не сможете играть его интуитивно, то есть не задумываясь о расположении пальцев.

Дальнейшее обучение

После того, как вы научитесь извлекать аккорды, можно начать обучение более сложным вещам, среди которых переборы и бой на гитаре. Узнать основы игры на гитаре данными приемами вы можете в статье .

Также для максимальной эффективности обучения игре на гитаре с нуля можно после изучения аккордов воспользоваться услугами репетиторов или отправиться на курсы, чтобы достичь настоящего мастерства.

Привет всем новичками и начинающим гитаристам! Вот решил наконец-то написать статью, которая, я надеюсь, поможет вам хорошо разобраться с тем, как и с чего начать игру на электрогитаре. Также вы узнаете об обработке гитарного звука, о различных гитарных эффектах, о подключении гитары к усилителю, а также узнаете, что такое стреплок и табулатура.

Гитарный звук

Итак, пожалуй, начнем. Если вы возьмете в руки и (не подключая ее) возьмете пару аккордов, то убедитесь в том, что звучит она весьма тихо и бедно по сравнению с акустической гитарой. Так происходит потому, что представляет собой сплошной кусок древесины. Ну, или несколько склеенных между собой кусков. Есть, правда, очень дешевые гитары из опилок, или там, фанеры – с ними можно поразить несведущих приятелей своим крутым видом, играть же на них не рекомендуется.

Настоящий «гитарный» звук можно получить, через одну или через цепочку из нескольких (у искушенных гитаристов их число доходит, чуть ли не до десятка) так называемых («примочек»), в специальный комбоусилитель (в просторечье «комбик»).

У новичка комбик, как правило, транзисторный. Основные его преимущества – надежность и невысокая цена. Ламповые же комбо усилители, как правило, на порядок дороже транзисторных, кроме того, электрические лампы в них надо периодически менять (примерно раз в полгода). Чем же хороши ламповые усилители? Скажу вам по секрету – тема «ламповый звук против транзисторного» была причиной не одной священной войны, просто отметим, что ламповые усилители дают более «правильный» гитарный звук. Причем, с увеличением громкости, звук лампового усилителя становится все более «правильным», в то время как транзисторный все сильнее хочется выключить.

Педали эффектов

Что касается педалей эффектов, то их действительно большое разнообразие. И каждая дает свой неповторимый звук. Педалями они называются потому, что представляют собой небольшие коробочки, на которых, помимо различных регуляторов имеется кнопка включения (она же кнопка выключения), на которую гитарист нажимает ногой. Ну а сама коробочка, соответственно, лежит на полу. Эта кнопка часто выполняется в виде, чем-то напоминающем автомобильную педаль – отсюда и название.

Пожалуй, самый популярный тип эффекта – дисторшн (англ. distortion – «искажение»). Он используется большим числом музыкантов, играющих музыку различных стилей — от поп-рока, до тяжелых, агрессивных стилей, вроде треш-метала. Чтобы иметь представление о том, какой звук дает дисторшн, предлагаю послушать, как начинается композиция «Break Stuff» у группы Limp Bizkit.

Однако если вы захотите сыграть соло (если кто еще не знает, что значит «сыграть соло», поясню – при игре соло в один конкретный момент времени звук извлекается только с помощью одной струны). Так вот, дисторшн здесь будет плохим выбором, этот эффект слишком сильно искажает сигнал. Для соло хорош другой очень распространенный тип эффекта – овердрайв (англ. overdrive – «перегрузка»). Он минимально искажает сигнал, соло при его использовании звучит разборчиво и певуче.

Когда педаль находится в выключенном состоянии, она пропускает через себя звук, не внося никаких изменений. Это дает возможность включать эффекты в цепочку – последовательно, чтобы можно было быстро переключиться с одного на другой – выключил один, включил другой и все – никаких переключений проводов.

В реальной жизни гитаристу часто нужно переключить в процессе игры целые группы эффектов, но ног у него только две. Для таких случаев придумали специальную педаль-коммутатор – так называемый футсвитч (англ. footswitch – «ножной переключатель»).

Другой очень распространенный эффект – дилэй (англ. delay – «задержка»). Он работает совместно с другими эффектами. Его суть состоит в том, что звук одной ноты становится более долгим, как бы растянутым во времени. Как правило, дилэй работает в паре с овердрайвом, однако здесь возможны варианты, ибо фантазия людей безгранична, а если эти люди еще и гитаристы…

Также, существуют более сложные устройства – процессоры эффектов . Это цифровые приборы, которые могут эмулировать звук большого числа различных и комбоусилителей. С их помощью можно играть сразу «в линию» (т.е. в обычный усилитель или вход звуковой карты компьютера). Основное их преимущество – это размер. Небольшой процессор гораздо удобнее, чем чемодан примочек и огромный комбик в придачу. Но, во-первых, эмуляция – это эмуляция, какой бы качественной она не была, а во вторых, на процессор не понажимаешь ногой – нужно крутить его многочисленные переключатели, а это не всегда приемлемо из соображений недостатка времени.

Не забывайте, что для педали эффектов нужно собственное питание – как правило, это 9-тивольтовая батарейка типа «Крона». Вместо нее почти ко всем примочкам можно подключить сетевой адаптер.

Как все соединить?

И гитара, и эффекты подключаются с помощью с разъемами типа « » на концах. Следует сказать, что чем короче кабель – тем лучше, тем меньше будет искажений звука, тем меньше ваш комбо будет ловить радио, а комбики, как ни странно, очень любят слушать радио. Особенно это касается кабеля, соединяющего гитару и «примочку». Лучшая его длина – 2-3 метра, не более.

Также, многое зависит от качества штекеров и самого провода. Тут закон простой: чем дороже – тем лучше (кстати, тот, кто умеет паять, сможет без проблем сделать за те же деньги кабель , при этом используя комплектующие покачественней, чем в готовом фабричном кабеле). Таким образом, если ваша цепочка будет выглядеть как «гитара – педаль эффектов – комбик», вам понадобится два соединительных кабеля типа «джек-джек».

Техника безопасности: ремень и стреплоки

Допустим, что гитару мы уже подключили, и руки тут же потянулись что-нибудь на ней сыграть. Сейчас-сейчас, еще одно замечание касательно техники безопасности. Осмотрите свою гитару, посмотрите, как к ней крепится . Скорее всего, вы увидите такие «шляпки», за которые ремень закреплен с двух сторон.

В ремне сделаны отверстия с прорезями, в которые заходят «шляпки» и гитара держится на ремне за счет собственного веса. Самая распространенная ошибка начинающих гитаристов – перекинуть ремень через себя, не посмотрев, не перекрутился ли кончик ремня.

По иронии судьбы, очень часто ремень фиксируется в неправильно положении. Когда это происходит, гитара падает на землю, как только вы ее отпустите, а это, согласитесь, очень печально.

Для того чтобы обезопасить гитаристов от подобных коллизий, а дорогие инструменты – от непоправимых увечий, были придуманы так называемые стреплоки (англ. straplock – «замок для ремня»). Стреплоки встраиваются (вернее, ввинчиваются) на место «шляпок» и надежно крепят ремень в любом положении. Большинство новых гитар выпускаются производителями без стреплоков, как бы оставляя гитаристу выбор – поставить на гитару те стреплоки, что ему больше по душе.

Сыграем рок!

Итак, мне искренне хочется верить, что вы добрались до этого места статьи с уже подключенной и . Давайте же попробуем что-нибудь сыграть!

Честно говоря, мне обидно за тех новичков, которых заставляют при знакомстве с инструментом играть бессмертные вещи вроде «В траве сидел кузнечик». Человек решил играть на электрогитаре, уже запасся «Металзоной», он хочет, чтоб погромче и потяжелее, а вы ему «Кузнечика».

Посему, предлагаю научиться играть простой, но в тоже время симпатично драйвовый рифф из песни «Fight For Your Right» группы Beastie Boys. Заодно мы узнаем, что такое “power chords ” и как записываются табы.

Для начала давайте послушаем фрагмент песни, рифф к которой мы будем учиться играть.

В этой песне гитарист использует эффект типа «дисторшн». Я рекомендую на первых порах дисторшн не включать, а играть просто в комбик напрямую (гитаристы называют это “clean ” – чистый звук). Игра на чистом звуке даст вам понять, какие совершаются ошибки, где палец поехал не туда, где еще что произошло. Новичкам важно помнить, что игра через дисторшн смазывает отдельные ошибки. Не то, чтобы их незаметно, просто сложнее понять, в каком месте вы ошиблись.

Рифф нашей учебной песни целиком и полностью построен на так называемых пауэр-аккордах (англ. power chords – «мощные аккорды»). Хотя в общепринятом музыкальном смысле они не совсем аккорды, но звучат действительно необычайно мощно даже без перегруза, за что и получили свое название. Пауэр-аккорды повсеместно используются в рок-музыке. Существует даже специальный гитарный строй для игры пауэр-аккордами – Drop D. Подробнее о нем — чуть ниже.

Что такое табулатура?

Как играть ту или иную композицию музыканты записывают с помощью нот. Для гитаристов более удобной формой записи является табулатура (« »). На табах каждой струне соответствует своя строчка. Вот, пожалуйста, чистая табулатура:

1) —————————————-

2) —————————————-

3) —————————————-

4) —————————————-

5) —————————————-

6) —————————————-

Верхняя строчка соответствует самой тонкой струне, нижняя, соответственно – самой толстой. Еще можно встретить такой вариант табулатуры – с буквами – здесь все то же самое:

E|—————————————

B|—————————————

G|—————————————

D|—————————————

A|—————————————

E|—————————————

А теперь, прошу любить и жаловать, вот они – табы для нашей учебной песни:

E|————————————————-

B|————————————————-

G|———————5-7——5-7————

D|—7—————-7-5-7-7-7-5-7——-

A|—7—————-7-3-5-7-7-3-5——-

E|5-5—————-5——5-5—————-

E|—————————————————

B|—————————————————

G|———————-5-7——5-7————-

D|-7-7-7-7-7-7-7-7-7—7-5-7-7-7—5-7

A|-7-7-7-7-7-7-7-7-7—7-3-5-7-7—3-5

E|-5-5-5-5-5-5-5-5-5—5——5-5———

x x x x x x x x x

Цифры на соответствующей строчке обозначают номер лада, который нужно зажать, при этом дергая струну. Если цифры расположены на одном уровне по вертикали, значит, соответствующие лады нужно зажимать одновременно, т.е. играть . Цифра 0 означает, что струну следует дергать, не зажимая.

Итак, мы видим, что первой в табулатуре идет цифра 5 на нижней линейке. Т.е. надо зажать пятый лад на самой толстой . Буква “x” под цифрой означает, что ноту надо приглушить. Это означает, что, когда вы будете цеплять медиатором струну, ребром правой ладони (в случае, если вы правша) нужно несильно прижать струны на расстоянии 3-4 см от струнодержателя.

Струну на пятом ладу при этом нужно зажать большим пальцем левой руки. Зажимать нужно таким способом по той причине, что сразу же после того как мы возьмем первую ноту, нужно взять пауэр-аккорд. Большой палец остается на своем месте, а средний и указательный перемещаются на седьмой лад. «проезжаемся» сразу по трем струнам (именно по трем нижним, не следует трогать оставшиеся струны). При этом приглушать ноты уже не надо – крестика (буквы “x”) под цифрами не стоит.

Зажимаем пауэр-аккорд

После паузы начинаем играть основной рифф. Пауэр-аккорд на струнах с третей по пятую зажимается тем же способом:

Зажимаем пауэр-аккорд на струнах 3-5. После основного риффа идет следующий фрагмент:

E|——————————

B|——————————

G|——————————

D|-7-7-7-7-7-7-7-7-7—

A|-7-7-7-7-7-7-7-7-7—

E|-5-5-5-5-5-5-5-5-5—

x x x x x x x x x

Думаю, как играть его, вам уже ясно. В итоге должен получиться чрезвычайно любимый всеми поклонниками тяжелой музыки звук «дж-дж-дж».

Советую сначала потренироваться играть в медленном темпе. Потом, когда придет некоторая сноровка, можно включить сэмпл и попробовать подыграть Бистибойзам.

Теперь, как и обещал, пару слов о строе Drop D . Он отличается от стандартного строя лишь тем, что самая толстая (шестая) струна ослабляется дополнительно на два лада. То есть, если в стандартном строе шестая струна, зажатая на пятом ладу, звучит как не зажатая пятая, то в строе Drop D она должна звучать как пятая, будучи зажатой уже на 7м ладу.

Что это дает? Теперь все пауэр-аккорды, которые играются на трех последних струнах можно зажать всего одним пальцем. Следовательно, между аккордами можно перемещаться гораздо быстрее, нежели при стандартном строе. Этот факт очень по душе металлистам, т.к. им часто приходится быстро перемещаться с аккорда на аккорд в низкой тональности.

Надеюсь, что статья будет полезной для новичков. В ней я попытался ответить на те вопросы, которые возникали у меня самого при знакомстве с электрогитарой. Удачи в освоении инструмента!


Урок №3.
Урок №4.
Урок №5.
Урок №6.
Урок №7.
Урок №8.
Урок №9.
Урок №10.
Урок №11.
Урок №12.
Урок №13.
Урок №14.
Урок №15.
Урок №16.
Урок №17.
Урок №18.
Урок №19.
Урок №20.
Урок №21.
Урок №22.
Урок №23.
Урок №24.
Урок №25.
Урок №26.
Урок №27.

Полезные статьи:

Самоучитель игры на гитаре основан на личном профессиональном опыте и представляет собой два раздела: «Полезные статьи» и «Уроки игры на гитаре». Уроки игры на гитаре для начинающих гитаристов представлены статьями с постепенной градацией от простого материала к более сложному. Именно для желающих в большей или меньшей степени овладеть инструментом за определённый срок при минимальном знании теории музыки предназначается этот самоучитель. Теория даётся только тогда, когда появляется определённый опыт владения инструментом на уровне аккомпанемента при условии желания постичь секреты мастерства гитарной техники и сольных исполнений. Первые три урока являются вводными и несут в себе информацию об истории гитары, её строении и как правильно настраивать гитару. Четвёртый урок представлен в виде аккордов для гитары для начинающих и двух песен группы «Кино» основанных на четырёх простых аккордах. Как играть бой на гитаре Вы узнаете из пятого урока, в котором говорится о сильных и слабых долях как основе боя на гитаре, а так же приводятся примеры не сложных вариантов гитарного боя. Нельзя не отметить, что дальнейшее обучение на гитаре без знания нот на грифе инструмента является малоэффективным и потому таблица с расположением нот на гитаре представлена в полном виде в статье урока №6. Только после этого урока переборы на гитаре для начинающих в седьмом уроке просты и понятны для исполнения, так же в уроке №7 представлена постановка правой руки. Три следующих урока представляют собой красивые короткие пьесы, которые можно выучить без знания теории музыки пользуясь только сокращённой таблицей нот на грифе гитары. В каждом из этих уроков для наглядности представлены сокращённые таблицы расположения нот на грифе. В основе уроков лежат уже знакомые переборы на гитаре урока №7, где они показаны на открытых струнах инструмента.

В разделе «Полезные статьи» самоучителя на гитаре много нужной информации по вопросам, не вошедшим в раздел «Уроки игры на гитаре». Широко представлены статьи о том, как правильно выбрать акустическую гитару с подробным описанием всего процесса выбора. Уделено отдельное внимание такому вопросу как выбор струн для начинающих, и так же на какой гитаре остановить свой выбор новичку. Представленная таблица аккордов для шестиструнной гитары даёт наиболее полное представление об аккордах, исполняемых на первых ладах грифа гитары, что удобно как для начинающих гитаристов, так и для имеющих определённый опыт владения инструментом. В этом разделе самоучителя так же сделан акцент на то, как правильно заниматься на гитаре. В какие часы лучше усваивается новый материал и сколько времени надо уделять инструменту, чтобы добиться максимального успеха в овладении гитарой. Самоучитель представлен так же статьёй «Как читать аккорды для гитары» где подробно рассказывается о всевозможных вариантах написаний и схематических изображений аккордов с последующей ссылкой на статью «Как читать табулатуры для гитары», которая, которая является дополнением к предыдущему материалу и дающая более полное представление о возможных написаниях аккордов.

Инструкция

Выбирая инструмент, ориентируйтесь на собственные предпочтения: форма, размер деки и цвет гитары могут быть любыми, но гитару должно быть удобно держать в руках. При игре на гитаре, ее вес переносится на правое колено, сверху дека придерживается правой рукой. Левая рука при этом должна быть совершенно свободна. Предпочтительнее, конечно, взять или вестерн.

Главное, на что нужно обратить внимание, помимо удобства – высота струн над грифом. Чем выше над грифом расположены струны, тем труднее будет ставить и зажимать аккорды.

Кроме того, проведите пальцами по краям грифа – железные порожки не должны выпирать из грифа по бокам, иначе при игре на гитаре можно серьезно повредить пальцы.

Ну и, разумеется, гитара должна строить. Попросите друга, умеющего играть на гитаре, пойти с вами в магазин, настроить и поиграть на гитаре. Звук извлекаемых аккордов должен быть чистым и соответствовать истине.

Итак, гитара выбрана. Первое, что вы должны научиться делать – настраивать свою гитару. Особенно новые струны имеют склонность быстро растягиваться от игры, и инструмент от этого расстраивается. Можно настраивать гитару по камертону, электрическому или тюнеру, .

Проверять настройку гитары нужно перед каждым уроком, дабы не испортить себе слух: его, как известно, восстановить невозможно.

Теперь предстоит тяжелая работа – разработка пальцев под аккорды. Для этого ставим указательный палец на первый лад шестой струны рядом с порожком, зажимаем струну и извлекаем звук большим пальцем правой руки. Не убирая указательный, на 2 лад 6 струны ставим средний палец, повторяем упражнение, затем последовательно зажимаем 6 струну безымянным пальцем на 3 ладу и мизинцем на 4 ладу.

Снимаем пальцы со струн, извлекая при этом звук, в обратном порядке: от мизинца к среднему.

Пальцы, не знающие струн, первое время будут сильно болеть и не слушаться, но не теряйте настойчивости. Как только левая рука сильно устала, отдохните какое-то время, затем снова приступайте к уроку.

Все великие гитаристы проделывают это упражнение, которое позволяет не потерять ловкость рук.

Можно подобрать на гитаре гаммы и тренироваться на них: извлекаемый звук станет интереснее и позволит продолжать . Или попросите друзей-музыкантов показать вам несложные мелодии, играемые перебором. Именно играя перебором, вы быстро разработаете пальцы.

Запомните, что звук извлекается следующим образом: большой палец правой руки «работает» с шестой и пятой струнами. Указательный палец – с четвертой струной. Средний – с третьей, безымянный – со второй и мизинец – с первой.



 


Читайте:



Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Михалков Сергей Владимирович Праздник Непослушания Сергей Владимирович Михалков Праздник Непослушания Повесть-сказка "Праздник Непослушания" -...

Почвенный покров южной америки

Почвенный покров южной америки

Страница 1 В отличие от Северной Америки, где изменения в растительном покрове зависят в значительной степени от изменений температурных условий,...

Расправленные крылья - музыкальная пауза Порядок описания Московской операции

Расправленные крылья - музыкальная пауза Порядок описания Московской операции

Ситуация на фронте весной 1942 года, планы сторон, немецкое наступление летом 1942 года, начало Сталинградской битвы, немецкий оккупационный режим,...

Cобытия Второй мировой войны

Cобытия Второй мировой войны

Вторая мировая война считается самой крупной в истории человечества. Она началась и закончилась 2 сентября 1945 года. За это время в ней приняло...

feed-image RSS