Главная - Ораторское искусство
Композиция поэмы Н. Гоголя «Мертвые души

«Мертвые души» – произведение Н.В. Гоголя , жанр которого сам автор обозначил как поэма. Изначально задумано как трёхтомное произведение. Первый том был издан в 1842 году. Практически готовый второй том уничтожен писателем, но сохранилось несколько глав в черновиках. Третий том был задуман и не начат, о нём остались только отдельные сведения.

Общий взгляд на композицию поэмы

Считается, что первый том «Мертвых душ» строится по одному принципу. Этот принцип А. Белый сформулировал так: каждый последующий помещик, с которым судьба сталкивает Чичикова, «более мертв, чем предыдущий». А. Вронский писал: «Герои все более делаются мертвыми душами, чтобы потом почти совсем окаменеть в Плюшкине». То есть все типы расположены по степени усиления черт духовного оскудения в каждом последующем образе. Данная точка зрения получила широкое распространение и встречается почти во всех работах о «Мертвых душах».

Однако этот принцип при более детальном и глубоком рассмотрении проблематики и образов поэмы вызывает сомнение. Помещики у Гоголя выстраиваются в следующем порядке: Манилов – Коробочка – Ноздрев – Собакевич – Плюшкин. Это означает, что Ноздрев хуже, чем Манилов, а Собакевич хуже Ноздрева и так далее. Но так ли это на самом деле? Неужели хозяйственный Собакевич, у которого «избы мужиков срублены были на диво», хуже Манилова, у которого «хозяйство шло как-то само собою» и мужики были отданы во власть хитроумного приказчика? Или почти апатичный Манилов лучше, чем Ноздрев и Плюшкин, у которых есть хоть какой-нибудь «задор» в характере? Как мы видим, данная точка зрения не выдерживает критики.

Типы характеров в «Мертвых душах»

Чтобы понять истинность композиции поэмы «Мертвые души», нужно поговорить о типах характеров, представленных в ней. Когда в галерее образов читатель подходит к Плюшкину тон повествования резко меняется, появляются не встречающиеся ранее мотивы грусти и печали. Данная шестая глава является переломным моментов во всем ходе повествования.

Существует мнение, что характеры Гоголя просты и примитивны, буквально, что каждый из помещиков обладает какой-то одной доминирующей чертой, наподобие героев классицизма. Но подобная точка зрения ошибочна, так как ни одного из героев нельзя охарактеризовать одним известным нам пороком. То, что мы называем маниловщиной, ноздревщиной – это целый психологически-нравственный комплекс, состоящий из множества оттенков и впервые открытый Гоголем.

Единственное с чем можно согласиться это то, что гоголевские помещики статичны. Это не значит, что они ясны с самого начала, черты их характера раскрываются постепенно по мере развития сюжета. Но это именно раскрытие характера, а не его эволюция.

Но стоит задать вопрос: все ли герои таковы? Нет, не все. Мы уже говорили, что в образе Плюшкина чувствуется нечто новое, и этим новым является «развитие». Плюшкин единственный из помещиков, данный Гоголем во времени и в изменении. У него единственного есть предыстория, мы видим постепенное обеднение души героя, от мудрого хозяйственника до ужасного скупца. У других же героев прошлого нет, они даны уже сложившимися людьми в данном месте и в данный период времени. С Плюшкиным же впервые в поэму входят биография и история характера.

Вторым образом, построенным по такому же принципу, является образ самого Чичикова. В одиннадцатой главе нам открывается постепенное формирование, развитие и усиление духа приобретательства и чичиковщины.

Таким образом, в поэтике поэмы «Мертвые души» выделяется два типа характера. К первому относятся статичные герои: Манилов, Коробочка, Ноздрев и Собакевич. Ко второму – герои, показанные в развитии: Плюшкин и Чичиков. Различие этих двух типов характеров подтверждается еще и тем, что Гоголь намеревался взять и провести через жизненные испытания к возрождению только двух героев из первого тома: Чичикова и Плюшкина. Характеры же, подобные Манилову и Коробочке, продолжать было невозможно.

Новый взгляд на композицию

Рассмотрев типологию характеров поэмы, мы можем сделать следующий вывод. Чиновники располагаются не по мере усиления обмирания и оскуднения образов, а наоборот. От тех, чей характер и уклад сформировался и закостенел, до Плюшкина, в ком еще теплится искорка живой жизни и надежды.

Литература:

1.Манн, Ю. О поэтике «Мертвых душ» // русская классическая литература: Разборы и анализы / Сост. Д. Устюжанин. – Москва: Просвещение, 1969.

Композицияпоэмы Гоголя Мертвые души По замыслу Н. В. Гоголя темойпоэмы должна была стать вся современная ему Россия. Конфликтом первого тома Мертвых душ писатель взял два типа противоречий, присущих русскому обществупервой половины XIX века между мнимой содержательностью и действительнойничтожностью господствующих слоев общества и между духовными силами народа иего закабалителями.Действительно, Мертвые души можно назвать энциклопедическим исследованием всех насущных проблем тоговремени состояния помещичьих хозяйств, морального облика помещичьего ичиновничьего дворянства, их взаимоотношений с народом, судеб народа и родины.

Какой огромный, какой оригинальный сюжет! Какая разнообразная куча! ВсяРусь явится в нем писал Гоголь Жуковскому о своей поэме. Естественно, чтотакой многоплановый сюжет определил своеобразную композицию.Прежде всего построение поэмыотличается ясностью и четкостью все части связаны между собойсюжетно-образующим героем Чичиковым, путешествующим с целью добыть миллион.Это энергичный делец, ищущий выгодных связей, вступающий в многочисленныезнакомства, что позволяет писателю изобразить действительность во всех еегранях, запечатлеть социально-экономические, семейно-бытовые, морально-правовыеи культурно-нравственные отношения в крепостнической России.В первой главе,экспозиционной, вводной, автор дает общую характеристику провинциальногогубернского города и знакомит читателей с основными действующими лицами поэмы.Следующие пять глав посвященыизображению помещиков в их собственной семейно-бытовой жизни, в своих усадьбах.Гоголь мастерски отразил в композиции замкнутость помещиков, их оторванность отобщественной жизни Коробочка даже слухом не слыхивала о Собакевиче иМанилове. Содержание всех этих пяти глав строится по одному общему принципу внешний вид усадьбы, состояние хозяйства, господский дом и его внутреннееубранство, характеристика помещика и его взаимоотношений с Чичиковым.

Такимспособом Гоголь рисует целую галерею помещиков, в своей совокупностивоссоздающих общую картину крепостнического общества.Сатирическая направленностьпоэмы проявляется в самой последовательности представления помещиков, начиная сМанилова и завершая Плюшкиным, который уже обратился в прореху на человечестве.Гоголь показал страшную деградацию человеческой души, духовное и нравственноепадение крепостника-корыстолюбца.Но наиболее яркореалистическая манера и сатирический пафос писателя проявились в созданииобразов русских помещиков.

Гоголь выдвигает на первый планморально-психологическую сущность героя, его отрицательные черты и типическиепризнаки, как, например, прекраснодушную мечтательность и полное непониманиежизни у Манилова наглое вранье и распоясанность у Ноздрева кулачество ичеловеконенавистничество у Собакевича и пр.Широта обобщения образоворганически сочетается с их явно обозначенной индивидуальностью, жизненнойосязаемостью, которая достигается путем преувеличенной конкретизации ихтипических особенностей, резкая обрисовка моральных черт и их индивидуализацияприемами заострения подкрепляется обрисовкой внешности действующих лиц.За портретами помещиков,выписанных крупным планом, в поэме следует сатирическое изображение жизнигубернского чиновничества, представляющего собой социально-политическую властьдворянства.

Замечательно, что Гоголь избирает предметом своего изображения весьгубернский город, создает собирательный образ провинциального бюрократа.В процессе изображенияпомещиков и чиновничества перед читателями постепенно развертывается образглавного героя повествования - Чичикова.

Лишь в заключительной, одиннадцатойглаве Гоголь раскрывает его жизнь во всех деталях и окончательно разоблачаетсвоего героя как ловкого буржуазного хищника, мошенника, цивилизованногоподлеца.

Именно поэтомуего характер показан в развитии, в столкновениях со множеством самых различныхпрепятствий, возникающих на его пути. Замечательно, что все другие персонажи Мертвых душ предстают перед читателем психологически уже сложившимися, тоесть вне развития и внутренних противоречий исключение в какой-то мересоставляет Плюшкин, которому дана описательная предыстория. Такая статичностьхарактеров подчеркивает застойность быта и всего образа жизни помещиков испособствует концентрации внимания на особенностях их характеров.Через всю поэму Гогольпараллельно сюжетным линиям помещиков, чиновников и Чичикова непрерывнопроводит еще одну - связанную с образом народа.

Композицией поэмы писатель всевремя настойчиво напоминает о наличии пропасти отчуждения между простым народоми правящими сословиями.На протяжении всей поэмыутверждение народа как положительного героя сливается с прославлением родины, свыражением автором своих патриотических и гражданских суждений.

Эти суждениярассеяны по всему произведению в форме проникновенных лирических отступлений.

Так, в 5-й главе Гоголь славит живой и бойкий русский ум, его необыкновеннуюспособность к словесной выразительности. В 6-й главе он обращается со страстнымпризывом к читателю сохранить в себе до конца жизни истинно человеческиечувства. В 7-й главе идет речь о роли писателей, о разных их уделах. В 8-йпоказана разъединенность губернского дворянства и народа.Последняя, 11 глава,завершается восторженным гимном Родине, ее прекрасному будущему.Как видно от главы к главе,темы лирических отступлений приобретают все большую социальную значимость, атрудовой народ предстает перед читателем в неуклонно повышающейся прогрессииего достоинств упоминания об умерших и беглых мужиках Собакевича и Плюшкина.Таким образом, Гогольдостигает в композиции поэмы той непрерывно увеличивающейся напряженности,которая в совокупности с усиливающейся драматичностью действия сообщает Мертвым душам исключительную занимательность.В композиции поэмы следуетособо подчеркнуть проходящий через все произведение образ дороги, с помощьюкоторого писатель выражает ненависть к застою и устремленность вперед, горячуюлюбовь к родной природе.

Этот образ способствует усилению эмоциональности идинамичности всей поэмы.Изумительное искусство Гоголяв компоновке сюжета сказалось в том, что множество самых различных вводныхэпизодов и авторских отступлений, вызванных стремлением шире и глубжевоссоздать тогдашнюю действительность, строго подчинено воплощению определенныхидей писателя.

Такие авторские отступления, как о толстых и тонких, о страстирусского человека знаться с тем, кто хотя бы одним чином был его повыше, о господах большой руки и господах средней руки, о широкой типичности образовНоздрева, Коробочки, Собакевича, Плюшкина, составляют необходимый социальныйфон для раскрытия основных идей поэмы.

Во многих авторских отступлениях Гогольтак или иначе касался столичной темы, но в предельной сатирической обнаженностиэта опасная тема прозвучала во включенной в композицию поэмы Повести окапитане Копейкине, рассказанной губернским почтмейстером.

По своемувнутреннему смыслу, по своей идее эта вставная новелла является важнымэлементом в идейном и художественном смысле гоголевской поэмы. Она давалаавтору возможность включить в поэму тему героического 1812 года и тем самым ещерезче оттенить бессердечие и произвол верховной власти, трусость и ничтожествогубернской знати.Повесть о капитане Копейкине на короткое время отвлекаетчитателя от затхлого мира Плюшкиных и чиновников губернского города, но этасмена впечатлений создает определенный художественный эффект и помогаетотчетливее понять замысел произведения, его сатирическую направленность.Композиция поэмы не тольковеликолепно развертывает сюжет, в основе которого лежит фантастическая авантюраЧичикова, но и позволяет Гоголю с помощью внесюжетных эпизодов воссоздать всюдействительность николаевской Руси. Все выше сказанное убедительно доказывает,что композиция поэмы отличается высокой степенью художественного мастерства.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Художественные особенности, жанр и композиция поэмы Гоголя "Мертвые души"
Чтобы понять особенности жанра поэмы Мертвыедуши, можно сопоставить это произведение с Божественнойкомедией Данте, поэта эпохи Возрождения. Ее.. Фантастичность сюжета не мешает Данте раскрыть тему своейродины - Италии, ее.. С этим образом связано высокое лирическое движение, которымв поэме по временам заменяется комическое..

Лирические фрагменты в композиции поэмы Гоголя "Мертвые души"
Испрошенный молитвой, новорожденный Николай и был встречен в этом мире молитвой благодарения Богу Сумарова И.Р. Незнакомый Гоголь М. Высшая школа.. Мертвые души - одно из величайших произведений Гоголя, оно же одно из самых.. Оригинальность жанровой структуры произведения Мертвые души исключает сплав привычных жанров, эклектическую смесь по..

Россия и русский народ в поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души"
Читая книгувпервые, я мало обращал внимания на лирические размышления автора о России и русском народе. Эти прекрасные места даже казались.. Порой мне как быслышаться слова Н.А.Некрасова, обращенные к русскому народу Ты.. Но сам Гоголь поясняет, что подобное явление редко попадается на Руси. Здоровяка Собакевича, способного съесть целого..

Смысл названия и своеобразие поэмы Н.В. Гоголя "Мертвые души"
История её создания охватывает почти всю творческую жизнь писателя. Первый том создавался в 1835 – 1841 годах и был опубликован в 1842 году. Над.. Это был сюжет «Мертвых душ». Вскоре Гоголь прочел Пушкину первые главы.. Когда же чтение окончилось, он произнес голосом тоски: «Боже, как грустна наша Россия». Меня это изумило. Пушкин..

Семантическое поле состояния в поэме Мертвые души Н. В. Гоголя
II Глава. Частиречная и тематическая принадлежность слов с семантикой «состояния» в поэме «Мертвые души» Н. В. Гоголя. Заключение. Список.. Проблематика слов категорий состояния заключается в том, что нет единого.. Слова категории состояния как лексико-грамматический разряд нуждаются в специальном изучении в силу ряда причин.Эта..

Особенности изучения эпических произведений в школе на примере поэмы Н.В. Гоголя "Мертвые души"
Заключение Список литературы Введение Главное, что является условием и основой всех учебных занятий по литературе это чтение произведения. От.. Как она должна пройти? Следует ли предложить ученикам, чтобы во время первого.. Литература способна отображать всю многогранность жизни человека и общества. И в этом плане ведущая роль принадлежит..

Две России в поэме Гоголя "Мертвые души"
Наиболее широкона страницах поэмы представлены образы современных автору помещиков. Это и есть мертвые души поэмы. Гоголь показывает их в порядке.. Пообщавшись с нимнемного, вы воскликнете Черт знает, что такое! Его.. Главная его страстишка, по словам самого писателя нагадить ближнему, иногда вовсе без всякой причины.Собакевичсродни..

Своеобразие жанра поэмы Гоголя "Мертвые души"
Но когда эти черты, присущие разным жанрам, смешиваются между собой, создают своеобразное неповторимое сочетание - такое произведение поначалу.. Одни нашли его издевательским. Реакционная критика просто глумилась над.. Но почему же именно этот жанр Гоголь избрал для воплощения своих идей Неужели поэма настолько вместительна, чтобы дать..

Помещики в поэме "Мертвые души" Гоголя
Художественный метод Гоголя получил название критического реализма. Новым у Гоголя является заострение главных черт характера героя, излюбленным.. Благодаря Гоголю, мы наконец увидели их без масок, без прикрас. Главы о.. Читая Мертвые души, мы замечаем, что писатель повторяет одни и те же приемы в изображении помещиков дает описание..

Души "мертвые и живые" в поэме Н.В. Гоголя
Гоголь дает эти главы вопределенном порядке.Бесхозяйственного помещика Манилова 2 глава сменяетмелочная Коробочка 3 глава, безалаберного.. От праздного мечтателя, живущего в мире своих грез,Манилова, к дубинноголовой.. Галерея портретов помещиковоткрывается образом Манилова.На взгляд он был человек видный черты лицаего не были лишены..

0.088

По замыслу Н. В. Гоголя, темой поэмы должна была стать вся современная ему Россия. Конфликтом первого тома “Мертвых душ” писатель взял два типа противоречий, присущих русскому обществу первой половины XIX века: между мнимой содержательностью и действительной ничтожностью господствующих слоев общества и между духовными силами народа и его закабалителями.

Действительно, “Мертвые души” можно назвать энциклопедическим исследованием всех насущных проблем того времени: состояния помещичьих хозяйств, морального облика помещичьего и чиновничьего дворянства, их взаимоотношений с народом, судеб народа и родины. “...Какой огромный, какой оригинальный сюжет! Какая разнообразная куча! Вся Русь явится в нем”, - писал Гоголь Жуковскому о своей поэме. Естественно, что такой многоплановый сюжет определил своеобразную композицию.

Прежде всего построение поэмы отличается ясностью и четкостью: все части связаны между собой сюжетно-образующим героем Чичиковым, путешествующим с целью добыть “миллион”. Это энергичней делец, ищущий выгодные связи, вступающий в многочисленные знакомства, что позволяет писателю изобразить действительность во всех ее гранях, запечатлеть социально-экономические, семейно-бытовые, морально-правовые и культурно-нравственные отношения в крепостнической России.

В первой главе, экспозиционной, вводной, автор дает общую характеристику провинциального губернского города и знакомит читателей с основными действующими лицами поэмы.

Следующие пять глав посвящены изображению помещиков в их собственной семейно-бытовой жизни в своих усадьбах. Гоголь мастерски отразил в композиции замкнутость помещиков, их оторванность от общественной жизни (Коробочка даже слыхом не слыхивала о Собакевиче и Манилове). Содержание всех этих пяти глав строится по одному общему принципу: внешний вид усадьбы, состояние хозяйства, господский дом и внутреннее убранство, характеристика помещика и его взаимоотношений с Чичиковым. Таким способом Гоголь рисует целую галерею помещиков, в своей совокупности воссоздающих общую картину крепостнического общества.

Сатирически направленность поэмы проявляется в самой последовательности представления помещиков, начиная с Манилова и заканчивая Плюшкиным, который уже “обратился в прореху на человечестве”. Гоголь показал страшную деградацию человеческой души, духовное и нравственное падение крепостника-корыстолюбца.

Но наиболее ярко реалистическая манера и сатирический пафос писателя проявились в создании образов русских помещиков. Гоголь надвигает на первый план морально-психологическую сущность героя, его отрицательные черты и типические признак: как, например, прекраснодушную мечтательность и полное непонимание жизни у Манилова; наглое вранье и распоясанность у Ноздрева; кулачество и человеконенавистничество у Собакевича и пр.

Широта обобщения образов органически сочетается с их явно обозначений индивидуальностью, жизненной осязаемостью, которая достигается путем преувеличенной конкретизации их типических особенностей, резкая обрисовка моральных черт и их индивидуализация приемами заострения подкрепляется обрисовкой внешности действующих лиц.

За портретами помещиков, выписанных крупным планом, в поэме следует сатирическое изображение жизни губернского чиновничества, представляющего собой социально-политическую власть дворянства. Замечательно, что Гоголь избирает предметом своего изображения весь губернский город, создает собирательный образ провинциального бюрократа.

В процессе изображения помещиков и чиновничества перед читателями постепенно развертывается образ главного героя повествования - Чичикова. Лишь в заключительной, одиннадцатой главе Гоголь раскрывает его жизнь во всех деталях и окончательно разоблачает своего героя как ловкого буржуазного хищника, мошенника, цивилизованного подлеца. Такой подход обусловлен стремлением автора полнее изобличить Чичикова как общественно-политический тип, выражающий новое, еще только зреющее, но уже вполне жизнеспособное и достаточно сильное явление - капитал. Именно поэтому его характер показан в развитии, в столкновениях со множеством самых различных препятствий, возникающих на его пути. Замечательно, что все другие персонажи “Мертвых душ” предстают перед читателем психологически уже сложившимися, то есть вне развития и внутренних противоречий (исключение в какой-то мере составляет Плюшкин, которому дана описательная предыстория). Такая статичность характеров подчеркивает застойность быта и всего образа жизни помещиков и способствует концентрации внимания на особенностях их характеров.

Через всю поэму Гоголь параллельно сюжетным линиям помещиков, чиновников и Чичикова непрерывно проводит еще одну - связанную с образом народа. Композицией поэмы писатель все время настойчиво напоминает о наличии пропасти отчуждения между простым народом и правящими сословиями.

На протяжении всей поэмы утверждение народа как положительного героя сливается с прославлением родины, с выражением/автором своих патриотических и гражданских суждений. Эти суждения рассеяны по всему произведению в форме проникновенных лирических отступлений. Так, в 5-й главе Гоголь славит “живой и бойкий русский ум”, его необыкновенную способность к словесной выразительности. В 6-й главе он обращается со страстным призывом к читателю сохранить в себе до конца жизни истинно человеческие чувства. В 7-й главе идет речь о роли писателей, о разных их “уделах”. В 8-й показана разъединенность губернского дворянства и народа. Последняя, 11-я, глава завершается восторженным гимном Родине, ее прекрасному будущему.

Как видно, от главы к главе темы лирических отступлений приобретают все большую социальную значимость, а трудовой народ предстает перед читателем в неуклонно повышающейся прогрессии его достоинств (упоминания об умерших и беглых мужиках Собакевича и Плюшкина).

Таким образом, Гоголь достигает в композиции поэмы той непрерывно увеличивающейся напряженности, которая в совокупности с усиливающейся драматичностью действия сообщает “Мертвым душам” исключительную занимательность.

В композиции поэмы следует особо подчеркнуть проходящий через все произведение образ дороги, с помощью которого писатель выражает ненависть к застою и устремленность вперед, горячую любовь к родной природе. Этот образ способствует усилению эмоциональности и динамичности всей поэмы.

Изумительное искусство Гоголя в компоновке сюжета сказалось в том, что множество самых различных вводных эпизодов и авторских отступлений, вызванных стремлением шире и глубже воссоздать тогдашнюю действительность, строго подчинено воплощению определенных идей писателя. Такие авторские отступления, как о толстых и тонких, о “страсти русского человека знаться с тем, кто хотя бы одним чином был его повыше”, о “господах большой руки и господах средней руки”, о широкой типичности образов Ноздрева, Коробочки, Собакевича, Плюшкина, составляют необходимый социальный фон для раскрытия основных идей поэмы. Во многих авторских отступлениях Гоголь так или иначе касался столичной темы, но в предельной сатирической обнаженности эта “опасная” тема прозвучала во включенной в композицию поэмы “Повести о капитане Копейкине”, рассказанной губернским почтмейстером. По своему внутреннему смыслу, по своей идее эта вставная новелла является важным элементом в идейном и художественном смысле гоголевской поэмы. Она давала автору возможность включить в поэму тему героического 1812 года и тем самым еще резче оттенить бессердечие и произвол верховной власти, трусость и ничтожество губернской знати. “Повесть о капитане Копейкине” на короткое время отвлекает читателя от затхлого мира Плюшкиных и чиновников губернского города, но эта смена впечатлений создает определенный художественный эффект и помогает отчетливее понять замысел произведения, его сатирическую направленность.

Композиция поэмы не только великолепно развертывает сюжет, в основе которого лежит фантастическая авантюра Чичикова, но и позволяет Гоголю с помощью внесюжетных эпизодов воссоздать всю действительность николаевской Руси. Все вышесказанное убедительно доказывает, что композиция поэмы отличается высокой степенью художественного мастерства.

Гоголь давно мечтал написать произведение, в "котором бы явилась вся Русь". Это должно было быть грандиозное описание быта и нравов России первой трети XIX века. Таким произведением стала поэма"Мертвые души", написанная в 1842 г. Первое издание произведения было названо "Похождения Чичикова, или Мертвые души". Такое название снижало истинное значение этого произведения, переводило в область авантюрного романа. Гоголь пошел на это по цензурным соображениям, для того, чтобы поэма была издана. Почему же Гоголь назвал свое произведение поэмой? Определение жанра стало ясно писателю только в последний момент, так как, еще работая над поэмой, Гоголь называет ее то поэмой, то романом. Чтобы понять особенности жанра поэмы "Мертвые души", можно сопоставить это произведение с "Божественной комедией" Данте, поэта эпохи Возрождения. Ее влияние чувствуется в поэме Гоголя. "Божественная комедия" состоит из трех частей. В первой части к поэту является тень древнеримского поэта Вергилия, которая сопровождает лирического героя в ад, они проходят все круги, перед их взором проходит целая галерея грешников. Фантастичность сюжета не мешает Данте раскрыть тему своей родины - Италии, ее судьбы. По сути, Гоголь задумал показать те же круги ада, но ада России. Недаром название поэмы "Мертвые души" идейно перекликается с названием первой части поэмы Данте "Божественная комедия", которая называется "Ад". Гоголь наряду с сатирическим отрицанием вводит элемент воспевающий, созидательный - образ России. С этим образом связано "высокое лирическое движение", которым в поэме по временам заменяется комическое повествование. Значительное место в поэме "Мертвые души" занимают лирические отступления и вставные эпизоды, что характерно для поэмы как литературного жанра. В них Гоголь касается самых острых российских общественных вопросов. Мысли автора о высоком назначении человека, о судьбе Родины и народа здесь противопоставлены мрачным картинам русской жизни. Итак, отправимся за героем поэмы "Мертвые души" Чичиковым в Н. С первых же страниц произведения мы ощущаем увлекательность сюжета, так как читатель не может предположить, что после встречи Чичикова с Маниловым будут встречи с Собакевичем и Ноздревым. Читатель не может догадаться и о конце поэмы, потому что все ее персонажи выведены по принципу градации: один хуже другого. Например, Манилова, если его рассматривать как отдельный образ, нельзя воспринимать как положительного героя (на столе у него лежит книга, открытая на одной и той же странице, а его вежливость притворна: "Позвольте этого вам не позволить>>), но по сравнению с Плюшкиным Манилов во многом даже выигрывает. Однако в центр внимания Гоголь поставил образ Коробочки, так как она является своеобразным единым началом всех персонажей. По мысли Гоголя это символ "человека-коробочки", в котором заложена идея неуемной жажды накопительства.

Тема разоблачения чиновничества проходит через все творчество Гоголя: она выделяется и в сборнике "Миргород", и в комедии "Ревизор". В поэме "Мертвые души" она переплетается с темой крепостничества. Особое место в поэме занимает "Повесть о капитане Копейкине". Она сюжетно связана с поэмой, но имеет большое значение для раскрытия идейного содержания произведения. Форма сказа придает повести жизненный характер: она обличает правительство. Миру "мертвых душ" в поэме противопоставлен лирический образ народной России, о которой Гоголь пишет с любовью и восхищением.

За страшным миром помещичьей и чиновничьей России Гоголь чувствовал душу русского народа, которую и выразил в образе быстро несущейся вперед тройки, воплощающей в себе силы России: "Не так ли и ты, Русь, что бойкая, необгонимая тройка несешься?" Итак, мы остановились на том, что изображает Гоголь в своем произведении. Он изображает социальную болезнь общества, но также следует остановиться на том, как удается это сделать Гоголю. Во-первых, Гоголь пользуется приемами социальной типизации. В изображении галереи помещиков умело сочетает общее и индивидуальное. Практически все его персонажи статичны, они не развиваются (кроме Плюшкина и Чичикова), запечатлены автором как результат. Этот прием подчеркивает еще раз, что все эти Маниловы, Коробочки, Собакевичи, Плюшкины и есть мертвые души. Для характеристики своих персонажей Гоголь использует и излюбленный прием - характеристику персонажа через деталь. Гоголя можно назвать "гением детализации", так точно порой детали отражают характер и внутренний мир персонажа. Чего стоит например, описание имения и дома Манилова! Когда Чичиков въезжал в имение Манилова, он обратил внимание на заросший английский пруд, на покосившуюся беседку, на грязь и запустение, на обои в комнате Манилова - то ли серые, то ли голубые, на обтянутые рогожей два стула, до которых так и не доходят руки у хозяина. Все эти и еще много других деталей подводят нас к главной характеристике, сделанной самим автором: "Ни то, ни се, а черт знает что такое!" Вспомним Плюшкина, эту "прореху на человечестве", который потерял даже пол свой. Он выходит к Чичикову в засаленном халате, на голове какой-то немыслимый платок, везде запустение, грязь, ветхость. Плюшкин - крайняя степень деградации. И все это передается через деталь, через те мелочи жизни, которыми так восхищался А. С. Пушкин: "Еще ни у одного писателя не было этого дара выставлять так ярко пошлость жизни, уметь очертить в такой силе пошлость пошлого человека, чтобы вся та мелочь, которая ускользает из глаз, мелькнула бы крупно в глаза всем". Главная тема поэмы - это судьба России: ее прошлое, настоящее и будущее. В первом томе Гоголь раскрыл тему прошлого родины. Задуманные им второй и третий тома должны были повествовать о настоящем и будущем России. Этот замысел можно сравнить со второй и третьей частями "Божественной комедии" Данте: "Чистилище" и "Рай". Однако этим замыслам не суждено было осуществиться: второй том оказался неудачным по идее, а третий так и не был написан. Поэтому поездка Чичикова и осталась поездкой в неизвестность. Гоголь терялся, задумываясь о будущем России: "Русь, куда же ты несешься? Дай ответ! Не дает ответа".

План сочинения
1. Вступление. Замысел автора.
2. Основная часть. Сюжетно-композиционная структура поэмы.
— Двухчастная композиция. Экспозиция, завязка и развитие действия в первой части поэмы.
— Главы, описывающие помещиков, и их расположение.
— «Боковые ходы» и их роль в сюжете.
— Вторая часть поэмы. Развитие действия, кульминация, развязка.
— Композиционные вставки и лирические отступления.
— Художественное время и художественное пространство в поэме.
3. Заключение. Художественное своеобразие гоголевского сюжета.

Сюжет поэмы Н.В. Гоголю был подарен А.С. Пушкиным. И писатель нашел его подходящим для своего произведения. «После «Ревизора» я почувствовал, боле нежели когда-либо прежде, потребность сочиненья полного, где было бы уже не одно то, над чем следует смеяться. находил, что сюжет «Мертвых душ» хорош для меня тем, что дает полную свободу изъездить вместе с героем всю Россию и вывести множество самых разнообразных характеров», – писал Н. В. Гоголь . И он блестяще реализован свой замысел.
Попробуем рассмотреть сюжетно-композиционную структуру поэмы. Прежде всего отметим, что произведение делится на две части. Первая часть включает в себя экспозицию (описание губернского города), завязку (приезд Чичикова), развитие действия (посещение героем чиновников и помещиков).
Все главы (2–6), описывающие визиты Чичикова к помещикам, построены по одной композиционной схеме. Они включают в себя пейзаж, описание деревни, интерьер, подробный портрет героя, диалог с Чичиковым. В очередности появления образов помещиков в поэме также заключен особый смысл. Исследователи считают, что здесь Гоголь реализует принцип «убывающей виновности» персонажа. Первым в этой галерее появляется Манилов, фигура которого наиболее безжизненна, напоминает читателям застывшую статую. Коробочка, Ноздрев и Собакевич – каждый из них в определенном смысле уже «приближен к жизни». Последним на сцене появляется Плюшкин. Это единственный персонаж, кроме Чичикова, чью предысторию открывает нам автор. Но почему же Гоголь выделяет этого героя? Дело в том, что «Мертвые души» были задуманы писателем как большая эпопея, поэма, подобная «Божественной комедии» Данте. Первый том должен был (по мысли автора) соответствовать «Аду», второй – «Чистилищу», третий – «Раю». Гоголь планировал рассказать о постепенном восхождении героев от низших форм жизни к высшим. Чичиков рассматривался им как герой, способный обрести истину. И наряду с ним автор планировал сделать героем третьего тома и Плюшкина как персонажа, способного к нравственному возрождению. Именно потому Гоголь открывает читателям жизненную историю этого героя.
Исследователи отмечали, что первая часть поэмы менее динамична. На первый взгляд, все движение здесь – это поездки Чичикова, его визиты чиновникам и помещикам. Однако в этой части весьма ощутимо «внутреннее движение», исподволь подготавливающее развязку поэмы. И в этом плане очередность посещения героем помещиков имеет еще и иной смысл – возрастание угрозы для предприятия Чичикова. С этим связаны так называемые «боковые ходы» в сюжете поэмы. Как отмечает А. Белый, «тройка коней, мчащих Чичикова по России, – предпринимательские способности Чичикова; одна из них – не везет, куда нужно, отчего ход тройки, – боковой ход, поднимающий околесину («все пошло, как кривое колесо») <…> Чичиков едет вбок: детали бокового троечного бега – лишняя деталь эмблемы кривого пути: «Проедешь… так вот тебе направо», «не мог припомнить, два или три поворота проехал»; «поворотил… на перекрестную дорогу… мало помышляя… куда приведет дорога…»; «своротили с дороги и тащились по избороненному полю…». Соедините боковые подъезды тройки с боковым ходом Чичикова и дорожными неудачами (не туда попал), и вы удивитесь цельности приема: ехал в Заманиловку, попал в Маниловку; ехал к Собакевичу, попал к Коробочке, от Коробочки – к Собакевичу вновь не попал, а к трактиру и к Ноздреву; от Ноздрева сцепился с экипажем губернаторской дочки, из-за которой позже поднялся скандал…» . И угрозы Чичикову действительно возрастают по ходу развития действия. Так, Манилов просто не понимает сути предложения Павла Ивановича, но уже и он спрашивает: «не будет ли эта негоция несоответствующею гражданским постановлениям и дальнейшим видам России?». Возле дома Коробочки Чичиков падает в грязь. Сцена эта глубоко символична. Как отмечает А. Белый, «гром, купанье в грязи, удар в забор, лужа и освещающий ее свет – все неспроста; в доме Коробочки и обнаруживается второе дно заветного ларчика» . Здесь герой не просто встречает определенное сопротивление в виде непонимания – он сам дает помещице бумагу – «подать в суд». Неприятности ожидают Чичикова и в доме Ноздрева. Павлу Ивановичу не только не удается заключить сделку, но его едва не избивают. Наконец, Собакевич сразу же понял суть его предложения и даже в определенном смысле угрожает Чичикову: «Вам нужно мертвых душ?.. Знаете ли… такого рода покупки… не всегда позволительны, и расскажи я, или кто иной, – такому человеку не будет никакой доверенности». Последний помещик, Плюшкин, вовсе не хочет принимать Чичикова. Потом им все-таки удается договориться: Чичикову приходится расстаться с деньгами.
Во второй части «Мертвых душ» действие развивается стремительно и энергично, происходит множество событий. Вторая часть поэмы включает в себя развитие действия (подписание купчей, бал, увлечение Чичикова губернаторской дочкой), растянутую кульминацию (скандальную выходку Ноздрева на балу, приезд в город Коробочки, распространение слухов о Чичикове). Во второй части Гоголь дает нам предысторию героя (запоздалая экспозиция образа). Иногда исследователи считают эту запоздалую экспозицию пародией Гоголя на романтические сюжеты. Вторая часть поэмы в определенном смысле повторяет схему первой. Через повествования Коробочки, Манилова, Собакевича, Плюшкина, Ноздрева все визиты Чичикова кним повторяются вновь. Посещение чиновников также повторяется, но уже с гораздо менее удачным исходом. И эта повторяемость обрамляет центральное действие поэмы. Таким образом начинают и заканчивают действие городские сцены. Однако композиционное кольцо создает и сам главный герой поэмы. Чичиков у Гоголя приезжает в город N ниоткуда и уезжает в никуда, в бесконечность. Круг, таким образом, замыкается.
В поэме присутствуют композиционные вставки. Это «Повесть о капитане Копейкине», притча о Кифе Мокиевиче и Мокии Кифовиче», письмо незнакомки, адресованное Чичикову. Также повествование насыщено лирическими отступлениями, размышлениями автора о России, о русском народе, о быте, о типах писателей, о разнообразии человеческих характеров, о русском языке.
Отметим также особый принцип соединения художественного времени и художественного пространства в поэме. «Мертвые души» напоминают нам живописное полотно, основным фоном которого выступает атмосфера губернского города, где все статично, омертвело. На втором плане – усадьбы помещиков. Жизнь здесь также словно замирает. На первом плане вырисовывается фигура Чичикова. И он уже вносит в повествование определенный динамизм, энергию, определяя внешние события и провоцируя внутреннее движение в поэме.
Таким образом, в сюжете Гоголя большую роль играет фактор неожиданности и неизвестности. Читателям практически до конца первого тома не ясен исход интриги. Не совсем понятны и мотивы аферы героя. Однако в последней главе автор как будто приближает нас к разгадке и намерений, и характера Чичикова. История дела, таким образом, оборачивается историей характера. В этом своеобразие гоголевского сюжета.



 


Читайте:



Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Михалков Сергей Владимирович Праздник Непослушания Сергей Владимирович Михалков Праздник Непослушания Повесть-сказка "Праздник Непослушания" -...

Почвенный покров южной америки

Почвенный покров южной америки

Страница 1 В отличие от Северной Америки, где изменения в растительном покрове зависят в значительной степени от изменений температурных условий,...

Расправленные крылья - музыкальная пауза Порядок описания Московской операции

Расправленные крылья - музыкальная пауза Порядок описания Московской операции

Ситуация на фронте весной 1942 года, планы сторон, немецкое наступление летом 1942 года, начало Сталинградской битвы, немецкий оккупационный режим,...

Cобытия Второй мировой войны

Cобытия Второй мировой войны

Вторая мировая война считается самой крупной в истории человечества. Она началась и закончилась 2 сентября 1945 года. За это время в ней приняло...

feed-image RSS