Главная - Ораторское искусство
«красный цветок. «Философские мотивы в рассказе В.М.Гаршина «Красный цветок

– Именем его императорского величества, государя императора Петра Первого, объявляю ревизию сему сумасшедшему дому!

Эти слова были сказаны громким, резким, звенящим голосом. Писарь больницы, записывавший больного в большую истрепанную книгу на залитом чернилами столе, не держался от улыбки. Но двое молодых людей, сопровождавшие больного, не смеялись: они едва держались на ногах после двух суток проведенных без сна, наедине с безумным, которого они только что привезли по железной дороге. На предпоследней станции припадок бешенства усилился; где-то достали сумасшедшую рубаху и, позвав кондукторов и жандарма, надели на больного. Так привезли его в город, так доставили и в больницу.

Он был страшен. Сверх изорванного во время припадка в клочья серого платья куртка из грубой парусины с широким вырезом обтягивала его стан; длинные рукава прижимали его руки к груди накрест и были завязаны сзади. Воспаленные, широко раскрытые глаза (он не спал десять суток) горели неподвижным горячим блеском; нервная судорога подергивала край нижней губы; спутанные курчавые волосы падали гривой на лоб; он быстрыми тяжелыми шагами ходил из угла в угол конторы, пытливо осматривая старые шкапы с бумагами и клеенчатые стулья и изредка взглядывая на своих спутников.

– Сведите его в отделение. Направо.

– Я знаю, знаю. Я был уже здесь с вами в прошлом году. Мы осматривали больницу. Я все знаю, и меня будет трудно обмануть, – сказал больной.

Он повернулся к двери. Сторож растворил ее перед ним; тою же быстрою, тяжелою и решительною походкою, высоко подняв безумную голову, он вышел из конторы и почти бегом пошел направо, в отделение душевнобольных. Провожавшие едва успевали идти за ним.

– Позвони. Я не могу. Вы связали мне руки.

Швейцар отворил двери, и путники вступили в больницу.

Это было большое каменное здание старинной казенной постройки. Два больших зала, один – столовая, другой – общее помещение для спокойных больных, широкий коридор со стеклянною дверью, выходившей в сад с цветником, и десятка два отдельных комнат, где жили больные, занимали нижний этаж; тут же были устроены две темные комнаты, одна обитая тюфяками, другая досками, в которые сажали буйных, и огромная мрачная комната со сводами – ванная. Верхний этаж занимали женщины. Нестройный шум, прерываемый завываниями и воплями, несся оттуда. Больница была устроена на восемьдесят человек, но так как она одна служила на несколько окрестных губерний, то в ней помещалось до трехсот. В небольших каморках было по четыре и по пяти кроватей; зимой, когда больных не выпускали в сад и все окна за железными решетками бывали наглухо заперты, в больнице становилось невыносимо душно.

Нового больного отвели в комнату, где помещались ванны. И на здорового человека она могла произвести тяжелое впечатление, а на расстроенное, возбужденное воображение действовала тем более тяжело. Это была большая комната со сводами, с липким каменным полом, освещенная одним, сделанным в углу, окном; стены и своды были выкрашены темно-красною масляною краскою; в почерневшем от грязи полу, в уровень с ним, были вделаны две каменные ванны, как две овальные, наполненные водою ямы. Огромная медная печь с цилиндрическим котлом для нагревания воды и целой системой медных трубок и кранов занимала угол против окна; все носило необыкновенно мрачный и фантастический для расстроенной головы характер, и заведовавший ванными сторож, толстый, вечно молчавший хохол, своею мрачною физиономиею увеличивал впечатление.

И когда больного привели в эту страшную комнату, чтобы сделать ему ванну и, согласно с системой лечения главного доктора больницы, наложить ему на затылок большую мушку, он пришел в ужас и ярость. Нелепые мысли, одна чудовищнее другой, завертелись в его голове. Что это? Инквизиция? Место тайной казни, где враги его решили покончить с ним? Может быть, самый ад? Ему пришло, наконец, в голову, что это какое-то испытание. Его раздели, несмотря на отчаянное сопротивление. С удвоенною от болезни силою он легко вырывался из рук нескольких сторожей, так что они падали на пол; наконец четверо повалили его, и, схватив за руки и за ноги, опустили в теплую воду. Она показалась ему кипятком, и в безумной голове мелькнула бессвязная отрывочная мысль об испытании кипятком и каленым железом. Захлебываясь водою и судорожно барахтаясь руками и ногами, за которые его крепко держали сторожа, он, задыхаясь, выкрикивал бессвязную речь, о которой невозможно иметь представления, не слышав ее на самом деле. Тут были и молитвы и проклятия. Он кричал, пока не выбился из сил, и, наконец, тихо, с горячими слезами, проговорил фразу, совершенно не вязавшуюся с предыдущей речью:

– Святой великомученик Георгий! В руки твои предаю тело мое. А дух – нет, о нет!..

Сторожа все еще держали его, хотя он и успокоился. Теплая ванна и пузырь со льдом, положенный на голову, произвели свое действие. Но когда его, почти бесчувственного, вынули из воды и посадили на табурет, чтобы поставить мушку, остаток сил и безумные мысли снова точно взорвало.

– За что? За что? – кричал он. – Я никому не хотел зла. За что убивать меня? О-о-о! О Господи! О вы, мучимые раньше меня! Вас молю, избавьте…

Жгучее прикосновение к затылку заставило его отчаянно биться. Прислуга не могла с ним справиться и не знала, что делать.

– Ничего не поделаешь, – сказал производивший операцию солдат. – Нужно стереть.

Эти простые слова привели больного в содрогание. «Стереть!.. Что стереть? Кого стереть? Меня!» – подумал он и в смертельном ужасе закрыл глаза. Солдат взял за два конца грубое полотенце и, сильно нажимая, быстро провел им по затылку, сорвав с него и мушку и верхний слой кожи и оставив обнаженную красную ссадину. Боль от этой операции, невыносимая и для спокойного и здорового человека, показалась больному концом всего. Он отчаянно рванулся всем телом, вырвался из рук сторожей, и его нагое тело покатилось по каменным плитам. Он думал, что ему отрубили голову. Он хотел крикнуть и не мог. Его отнесли на койку в беспамятстве, которое перешло в глубокий, мертвый и долгий сон.

Он очнулся ночью. Все было тихо; из соседней большой комнаты слышалось дыхание спящих больных. Где-то далеко монотонным, странным голосом разговаривал сам с собою больной, посаженный на ночь в темную комнату, да сверху, из женского отделения, хриплый контральто пел какую-то дикую песню. Больной прислушивался к этим звукам. Он чувствовал страшную слабость и разбитость во всех членах; шея его сильно болела.

«Где я? Что со мной?» пришло ему в голову. И вдруг с необыкновенною яркостью ему представился последний месяц его жизни, и он понял, что он болен и чем болен. Ряд нелепых мыслей, слов и поступков вспомнился ему, заставляя содрогаться всем существом.

– Но это кончено, слава Богу, это кончено! – прошептал он и снова уснул.

Открытое окно с железными решетками выходило в маленький закоулок между большими зданиями и каменной оградой; в этот закоулок никто никогда не заходил, и он весь густо зарос каким-то диким кустарником и сиренью, пышно цветшею в то время года… За кустами, прямо против окна, темнела высокая ограда, высокие верхушки деревьев большого сада, облитые и проникнутые лунным светом, глядели из-за нее. Справа подымалось белое здание больницы с освещенными изнутри окнами с железными решетками; слева – белая, яркая от луны, глухая стена мертвецкой. Лунный свет падал сквозь решетку окна внутрь комнаты, на пол, и освещал часть постели и измученное, бледное лицо больного с закрытыми глазами; теперь в нем не было ничего безумного. Это был глубокий, тяжелый сон измученного человека, без сновидений, без малейшего движения и почти без дыхания. На несколько мгновений он проснулся в полной памяти, как будто бы здоровым, затем чтобы утром встать с постели прежним безумцем.

3 Проблемный урок по рассказу В.М.Гаршина "Красный цветок"

Тема урока : «Герой или безумец» (проблемный урок по рассказу В.М.Гаршина «Красный цветок»)

в 10 классе

Цель урока: познакомить учащихся с биографией писателя В.М.Гаршина, выявить основную идею рассказа «Красный цветок».

Задачи урока:

Образовательные:

Повысить уровень восприятия художественного текста, умение «видеть» авторскую позицию

Познакомить с понятием «образа-символа»

Развивающие:

Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, доказывать, делать выводы

Развивать навыки анализа художественного произведения

Воспитательные:

Способствовать формированию личностной позиции, воспитание нравственных качеств: сострадания, гуманности.

Воспитывать интерес к литературе, как к искусству слова.

Эпиграф урока

Человек в «Красном цветке» больше мирового зла, которому бросает вызов. В.И.Прудоминский . ("Грустный солдат, или Жизнь Всеволода Гаршина" - так назвал свою книгу о нём В.И. Прудоминский).

Основные виды деятельности учащихся: сообщение о биографии писателя, устные ответы на вопросы, работа с текстом, работа с литературоведческим понятием, инсценирование отрывка, работа с портретами писателя, составление ассоциативного словаря.

Ход урока :

Организация класса, установка на активную деятельность

Вступительное слово учителя.

Сегодня на уроке мы познакомимся с биографией писателя В.М.Гаршина, проанализируем его лучшее произведение - рассказ «Красный цветок», введем новое понятие «символ», и ответим на проблемный вопрос, который и является темой нашего урока «Герой или безумец?».

Запишем число и тему урока в тетрадях и прочтем эпиграф. Ребятам было дано опережающее задание: подготовить сообщение и презентацию по биографии писателя.

Изучение новой темы.

Выступление учащихся, презентация.

Слово учителя.Итак, вы прочитали лучшее произведение писателя В.М. Гаршина «Красный цветок» . Если выразить одним-двумя словами, то какие чувства, эмоции, ощущения возникли у вас после прочтения рассказа? (Герой вызывает сочувствие ). Почему?

Попробуем разобраться и прейдем к анализу рассказа.

Беседа по вопросам. Анализ рассказа. Работа с текстом.

Когда мы встречаемся с героем рассказа?

Какую знаменательную первую фразу произносит герой? Что значит слово ревизия? обследование, проверка, контроль, осмотр, пересмотр, инспектирование; переворот, перелом, перелицовка, перемена , обновление. Можем ли мы сказать, что эта фраза героя символична? Что она подразумевает? (Мир нуждается в обновлении).

Ревизию чего собирается производить герой?

Осознает ли он, где находится?

Почему герой, зная, где находится, не сопротивляется, а сам идет в отделение?

(Герой интеллигентный, свободолюбивый, гордый человек)

Почему у героя нет имени?

Какие краски преобладают при описании больницы?

Как больница действует на больного?

Итак, в первой главе определены две противоборствующие силы. Какие?

(Герой, наделенный духовными стремлениями и все-таки здравым смыслом, и больница, подавляющая их. Больница, как особый замкнутый мир, имеет своего идеолога.)

Кто им является?

Как зовут доктора?

Можно ли сказать, что образ доктора символичен?

Символом чего является доктор? Символом власти. Больница? Несвободы.

4. Инсценирование разговора главного героя с доктором.

- Какое ключевое слово произносит герой в этой сцене?

(Именно в разговоре с доктором герой произносит слово зло .)

Способны ли они понять друг друга?

Кто из них вызывает сочувствие?

(Больной думает не о своем благополучии, а о спасении несчастных больных, он не самодоволен, как доктор, он страдает. Те условия, в которые поставлен больной, не дают ему никаких шансов для борьбы. И все же он борется.)

С чем связано дальнейшее повествование в рассказе? (С борьбой героя с тремя красными цветами)

Почему герой, несмотря на «необыкновенный аппетит, катастрофически терял вес?

(Им овладела мысль о цветке)

Что это были за цветы?

Какими они кажутся герою?

Опишите лицо героя, когда он смотрит на цветок. (Можно зачитать отрывок)

Символом чего становится цветок для героя? (символом мирового зла)

5. Слайд. «Символ» Приведите примеры символов из жизни.

Почему герой видит цветы иначе, чем все остальные?

Какие чувства вызывает герой?

Как изменилось лицо героя в финале рассказа. Найдите в тексте последний абзац, прочитайте. (Работа с текстом)

Почему оно стало спокойным, умиротворенным? (Он спас человечество от зла, унеся его с собой, хотя и ценой собственной жизни).

Почему он сжимал цветы на груди?

6. Работа в группах: (1-2 минуты на обсуждение)

1 группа. Задание. Заполнить таблицу «Характеристика образа главного героя»

2 группа. Задание. Заполнить таблицу «Характеристика образа доктора»

3 группа. Задание. Почему В.Гаршин посвятил свой рассказ И.С. Тургеневу? Ваши предположения.

После ответа 3 группы сообщение учащегося о переписке Гаршина и Тургенева.

7.Сообщение учащегося

4 группа. Задание. Определите отношение автора к герою. Докажите свою точку зрения.

Ответы спикеров групп.

Ответ 4 группы. Ответы учащихся (1 минута для каждой группы)

Работа по сравнению двух портретов В.М. Гаршина.

Какое настроение вызывает у вас первый портрет?

Какое из изображений понравилось вам больше и почему?

Какие состояния Гаршина передал художник в этих портретах?

Учитель после ответов учащихся : На первом портрете писатель изображен в лучшие свои минуты, когда в нем совершалась возвышенная духовная жизнь, было состояние внутренней гармонии. На втором портрете он предстает в минуты внутренней боли, страшного напряжения. Знакомство Гаршина с Репиным относится к 1882-1884 годам. В это время художник работал над картинами «Не ждали» и «Иван Грозный», а писатель - над «Красным цветком». Репин сразу загорелся желанием сделать портрет Гаршина. «В характере Гаршина главною чертою было - «не от мира сего» - нечто ангельское... Когда Гаршин входил ко мне, я чувствовал это всегда еще до его звонка. А входил он бесшумно и всегда вносил с собою тихий восторг, словно бесплотный ангел. Гаршинские глаза, особенной красоты, полные серьезной стыдливости, часто заволакивались таинственной слезою», - вспоминал Репин. Он выбрал писателя в качестве модели для образа царевича Ивана: «В лице Гаршина меня поразила обреченность: у него было лицо обреченного погибнуть. Это было то, что мне было нужно для моего царевича». Через год Репин создает большой портрет писателя.

Обобщение:

Можно ли связать идею рассказа «Красный цветок» с личностью Гаршина, его судьбой? Вспомните факты биографии писателя, о которых вы узнали в начале урока. (Ответы учащихся)

Работа над эпиграфом. Слайд

Обратимся к эпиграфу нашего урока. Как вы понимаете смысл этой фразы?

Итак, ответим на вопрос: герой или безумец?

Подведение итогов урока.

Учитель: Гаршина тяготила несправедливость современной жизни. Своим творчеством он протестовал против социального уклада, основанного на бездушии и насилии. Но жизнь в своей сущности не теряла для него своего обаяния.

Свой литературный путь Гаршин закончил веселой сказкой для детей.

Рефлексия.

Что узнали нового на уроке?

В чем актуальность рассказа в наше время?

Какое это произведение – социальное, высмеивающее странные порывы людей, или философское, заставляющее нас в очередной раз задуматься о смысле жизни?

Домашнее задание: написать эссе на тему «Смерть – победа или поражение главного героя?»

Оценки за урок.

Дополнительные сведения:

В октябре 1881 года В.Гаршин по совету своей матери пишет письмо Ивану Сергеевичу Тургеневу. «… я написал ему коротенькое письмецо. Иван Сергеевич счёл нужным ответить следующее: «Любезнейший Гаршин, как мне было приятно получить от вас (правда, давно уже) письмо и как мне совестно, что я так долго не отвечал вам. Посылаю теперь к вам несколько строк через вашего брата Евгения».

Иван Сергеевич в ответном письме успокаивает Гаршина, говорит, что его болезнь пройдёт, и он оставит «заметный след» в русской литературе. Тургенев сообщает Гаршину: « Я и в прошлом году рассчитывал на то, что авось вы у меня погостите; а уже в нынешнем вы, наверное, мне не откажете. Из всех наших молодых писателей вы тот, который возбуждает большие надежды. У вас есть все признаки настоящего, крупного таланта...».

«Приободрение» И.С. Тургеневым молодых писателей говорит о щедрости его души и сердца, таланте не только литературном, но и человеческом.

1 группа.

Задание. Заполнить таблицу «Характеристика образа главного героя»

2 группа.

Задание. Заполнить таблицу «Характеристика образа доктора»

________________________________________________

3 группа.

Задание. Почему В.Гаршин посвятил свой рассказ И.С. Тургеневу? Ваши предположения.

______________________________________________________

4 группа.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1.

Характеристика литературного героя (образа главного героя рассказа «Красный цветок»

Образование ___________________.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1.

Характеристика литературного героя (образа доктора в рассказе«Красный цветок»)

Место, занимаемое героем в произведении _____________________________________________________________________________

Образование, род деятельности ___________________.

Общественное и семейное положение героя; обстановка, в которой он живет ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________,

Манера держаться, внешность, особенности костюма _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________,

Поступки, особенности поведения, деятельности, влияние на окружающих______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Понимание героем целей жизни, его основные интересы _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Чувства литературного героя, его отношение к другим действующим лицам_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Отношение других действующих лиц к данному герою _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Отношение автора к герою и значение героя в раскрытии идеи произведения_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

3 Проблемный урок по рассказу В.М.Гаршина "Красный цветок"

Тема урока : «Герой или безумец» (проблемный урок по рассказу В.М.Гаршина «Красный цветок»)

в 10 классе

Цель урока: познакомить учащихся с биографией писателя В.М.Гаршина, выявить основную идею рассказа «Красный цветок».

Задачи урока:

Образовательные:

Повысить уровень восприятия художественного текста, умение «видеть» авторскую позицию

Познакомить с понятием «образа-символа»

Развивающие:

Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, доказывать, делать выводы

Развивать навыки анализа художественного произведения

Воспитательные:

Способствовать формированию личностной позиции, воспитание нравственных качеств: сострадания, гуманности.

Воспитывать интерес к литературе, как к искусству слова.

Эпиграф урока

Человек в «Красном цветке» больше мирового зла, которому бросает вызов. В.И.Прудоминский . ("Грустный солдат, или Жизнь Всеволода Гаршина" - так назвал свою книгу о нём В.И. Прудоминский).

Основные виды деятельности учащихся: сообщение о биографии писателя, устные ответы на вопросы, работа с текстом, работа с литературоведческим понятием, инсценирование отрывка, работа с портретами писателя, составление ассоциативного словаря.

Ход урока :

Организация класса, установка на активную деятельность

Вступительное слово учителя.

Сегодня на уроке мы познакомимся с биографией писателя В.М.Гаршина, проанализируем его лучшее произведение - рассказ «Красный цветок», введем новое понятие «символ», и ответим на проблемный вопрос, который и является темой нашего урока «Герой или безумец?».

Запишем число и тему урока в тетрадях и прочтем эпиграф. Ребятам было дано опережающее задание: подготовить сообщение и презентацию по биографии писателя.

Изучение новой темы.

Выступление учащихся, презентация.

Слово учителя.Итак, вы прочитали лучшее произведение писателя В.М. Гаршина «Красный цветок» . Если выразить одним-двумя словами, то какие чувства, эмоции, ощущения возникли у вас после прочтения рассказа? (Герой вызывает сочувствие ). Почему?

Попробуем разобраться и прейдем к анализу рассказа.

Беседа по вопросам. Анализ рассказа. Работа с текстом.

Когда мы встречаемся с героем рассказа?

Какую знаменательную первую фразу произносит герой? Что значит слово ревизия? обследование, проверка, контроль, осмотр, пересмотр, инспектирование; переворот, перелом, перелицовка, перемена , обновление. Можем ли мы сказать, что эта фраза героя символична? Что она подразумевает? (Мир нуждается в обновлении).

Ревизию чего собирается производить герой?

Осознает ли он, где находится?

Почему герой, зная, где находится, не сопротивляется, а сам идет в отделение?

(Герой интеллигентный, свободолюбивый, гордый человек)

Почему у героя нет имени?

Какие краски преобладают при описании больницы?

Как больница действует на больного?

Итак, в первой главе определены две противоборствующие силы. Какие?

(Герой, наделенный духовными стремлениями и все-таки здравым смыслом, и больница, подавляющая их. Больница, как особый замкнутый мир, имеет своего идеолога.)

Кто им является?

Как зовут доктора?

Можно ли сказать, что образ доктора символичен?

Символом чего является доктор? Символом власти. Больница? Несвободы.

4. Инсценирование разговора главного героя с доктором.

- Какое ключевое слово произносит герой в этой сцене?

(Именно в разговоре с доктором герой произносит слово зло .)

Способны ли они понять друг друга?

Кто из них вызывает сочувствие?

(Больной думает не о своем благополучии, а о спасении несчастных больных, он не самодоволен, как доктор, он страдает. Те условия, в которые поставлен больной, не дают ему никаких шансов для борьбы. И все же он борется.)

С чем связано дальнейшее повествование в рассказе? (С борьбой героя с тремя красными цветами)

Почему герой, несмотря на «необыкновенный аппетит, катастрофически терял вес?

(Им овладела мысль о цветке)

Что это были за цветы?

Какими они кажутся герою?

Опишите лицо героя, когда он смотрит на цветок. (Можно зачитать отрывок)

Символом чего становится цветок для героя? (символом мирового зла)

5. Слайд. «Символ» Приведите примеры символов из жизни.

Почему герой видит цветы иначе, чем все остальные?

Какие чувства вызывает герой?

Как изменилось лицо героя в финале рассказа. Найдите в тексте последний абзац, прочитайте. (Работа с текстом)

Почему оно стало спокойным, умиротворенным? (Он спас человечество от зла, унеся его с собой, хотя и ценой собственной жизни).

Почему он сжимал цветы на груди?

6. Работа в группах: (1-2 минуты на обсуждение)

1 группа. Задание. Заполнить таблицу «Характеристика образа главного героя»

2 группа. Задание. Заполнить таблицу «Характеристика образа доктора»

3 группа. Задание. Почему В.Гаршин посвятил свой рассказ И.С. Тургеневу? Ваши предположения.

После ответа 3 группы сообщение учащегося о переписке Гаршина и Тургенева.

7.Сообщение учащегося

4 группа. Задание. Определите отношение автора к герою. Докажите свою точку зрения.

Ответы спикеров групп.

Ответ 4 группы. Ответы учащихся (1 минута для каждой группы)

Работа по сравнению двух портретов В.М. Гаршина.

Какое настроение вызывает у вас первый портрет?

Какое из изображений понравилось вам больше и почему?

Какие состояния Гаршина передал художник в этих портретах?

Учитель после ответов учащихся : На первом портрете писатель изображен в лучшие свои минуты, когда в нем совершалась возвышенная духовная жизнь, было состояние внутренней гармонии. На втором портрете он предстает в минуты внутренней боли, страшного напряжения. Знакомство Гаршина с Репиным относится к 1882-1884 годам. В это время художник работал над картинами «Не ждали» и «Иван Грозный», а писатель - над «Красным цветком». Репин сразу загорелся желанием сделать портрет Гаршина. «В характере Гаршина главною чертою было - «не от мира сего» - нечто ангельское... Когда Гаршин входил ко мне, я чувствовал это всегда еще до его звонка. А входил он бесшумно и всегда вносил с собою тихий восторг, словно бесплотный ангел. Гаршинские глаза, особенной красоты, полные серьезной стыдливости, часто заволакивались таинственной слезою», - вспоминал Репин. Он выбрал писателя в качестве модели для образа царевича Ивана: «В лице Гаршина меня поразила обреченность: у него было лицо обреченного погибнуть. Это было то, что мне было нужно для моего царевича». Через год Репин создает большой портрет писателя.

Обобщение:

Можно ли связать идею рассказа «Красный цветок» с личностью Гаршина, его судьбой? Вспомните факты биографии писателя, о которых вы узнали в начале урока. (Ответы учащихся)

Работа над эпиграфом. Слайд

Обратимся к эпиграфу нашего урока. Как вы понимаете смысл этой фразы?

Итак, ответим на вопрос: герой или безумец?

Подведение итогов урока.

Учитель: Гаршина тяготила несправедливость современной жизни. Своим творчеством он протестовал против социального уклада, основанного на бездушии и насилии. Но жизнь в своей сущности не теряла для него своего обаяния.

Свой литературный путь Гаршин закончил веселой сказкой для детей.

Рефлексия.

Что узнали нового на уроке?

В чем актуальность рассказа в наше время?

Какое это произведение – социальное, высмеивающее странные порывы людей, или философское, заставляющее нас в очередной раз задуматься о смысле жизни?

Домашнее задание: написать эссе на тему «Смерть – победа или поражение главного героя?»

Оценки за урок.

Дополнительные сведения:

В октябре 1881 года В.Гаршин по совету своей матери пишет письмо Ивану Сергеевичу Тургеневу. «… я написал ему коротенькое письмецо. Иван Сергеевич счёл нужным ответить следующее: «Любезнейший Гаршин, как мне было приятно получить от вас (правда, давно уже) письмо и как мне совестно, что я так долго не отвечал вам. Посылаю теперь к вам несколько строк через вашего брата Евгения».

Иван Сергеевич в ответном письме успокаивает Гаршина, говорит, что его болезнь пройдёт, и он оставит «заметный след» в русской литературе. Тургенев сообщает Гаршину: « Я и в прошлом году рассчитывал на то, что авось вы у меня погостите; а уже в нынешнем вы, наверное, мне не откажете. Из всех наших молодых писателей вы тот, который возбуждает большие надежды. У вас есть все признаки настоящего, крупного таланта...».

«Приободрение» И.С. Тургеневым молодых писателей говорит о щедрости его души и сердца, таланте не только литературном, но и человеческом.

1 группа.

Задание. Заполнить таблицу «Характеристика образа главного героя»

2 группа.

Задание. Заполнить таблицу «Характеристика образа доктора»

________________________________________________

3 группа.

Задание. Почему В.Гаршин посвятил свой рассказ И.С. Тургеневу? Ваши предположения.

______________________________________________________

4 группа.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1.

Характеристика литературного героя (образа главного героя рассказа «Красный цветок»

Образование ___________________.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1.

Характеристика литературного героя (образа доктора в рассказе«Красный цветок»)

Место, занимаемое героем в произведении _____________________________________________________________________________

Образование, род деятельности ___________________.

Общественное и семейное положение героя; обстановка, в которой он живет ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________,

Манера держаться, внешность, особенности костюма _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________,

Поступки, особенности поведения, деятельности, влияние на окружающих______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Понимание героем целей жизни, его основные интересы _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Чувства литературного героя, его отношение к другим действующим лицам_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Отношение других действующих лиц к данному герою _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Отношение автора к герою и значение героя в раскрытии идеи произведения_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Всеволод Михайлович Гаршин-русский писатель конца XIX века. Его творчество очень оригинально и необычно. Он начинал как писатель-реалист, но очень скоро в его творчестве появились символические черты. Гаршин был мастером символизации. Всеволод Михайлович Гаршин был необычным человеком: он отличался впечатлительной и ранимой душой, богатым воображением и удивительным гуманизмом. Он не мог смотреть на чужие страдания, причем не только людей, но и животных.

Г аршин рано столкнулся с болью, несправедливостью, жестокостью, и это так сильно ранило его, что он не мог забыть пережитых страданий. Все свои произведения Гаршин посвятил теме насилия и страдания, поэтому они оставляют мрачное впечатление.

В. Гаршин писал рассказы и повести. Его герои - больные или искалеченные жизнью люди. Писателя интересовала их психология, интересовало то, как меняется сознание больного человека в отличие от здорового. Об этом написан рассказ «Красный цветок». Этот рассказ произвел на меня тягостное впечатление. Действие происходит в психбольнице, куда привозят нового пациента. Писатель подробно, точно, реалистично описывает обстановку больницы. Но постепенно это описание переходит в символ всего мира, в котором мучаются все люди. Правда, это дано через восприятие главного героя - сумасшедшего. Психику больного человека Г аршин передает очень точно и правильно.

Красный цветок, который растет в больничном саду, потрясает больное сознание пациента. Его безумие усиливается: он решает, что в этом цветке заключено все зло мира, все, что не дает человеку жить радостно и счастливо. «В этот яркий красный цветок собралось все зло мира. Он знал, что из мака делается опиум; может быть, эта мысль, разрастаясь и принимая чудовищные формы, заставила его создать страшный фантастический призрак. Цветок в его глазах осуществлял собою все зло; он впитал в себя всю невинно пролитую кровь (оттого он и был так красен), все слезы, всю желчь человечества», - так герой рассказа воспринимает обычный цветок. Он понимает, что его призвание в жизни - уничтожить этот цветок, и тогда будет уничтожено зло. Этой борьбе больной отдает последние силы и чувствует себя героем. Но цветок издевается над ним: сначала он не дает себя сорвать, потом долго не вянет и высасывает из него жизнь.

Но цветок не один, их три. Сумасшедший решил сорвать их все, хотя это и запрещено. С риском для своего здоровья и жизни он срывает цветы: «Его зло перейдет в его грудь, его душу, и там будет побеждено или победит - тогда сам о,н погибнет, умрет, но умрет как честный боец и как первый боец человечества, потому что до сих пор никто не осмеливался бороться разом со всем злом мира». Мне кажется, что во многом Гаршин писал эти строки про себя. Он тоже хотел победить зло мира и боролся с ним в своих произведениях. Трагедия героя рассказа, да и самого писателя в том, что его желания и усилия были напрасны. Он не победил зло, а умер сам. Он только сорвал красивые цветы.

Я думаю, что писатель понимал, что один человек не может победить все зло. Поэтому он сделал героя сумасшедшим, а действие перенес в психиатрическую лечебницу. Я также думаю, что так Гаршин пытался вылечить свою боль за все человечество.

В.М. Гаршин прожил короткую жизнь, но оставил нам очень мощные по силе воздействия произведения. Они никого не оставляют равнодушным, потому что написаны, можно сказать, кровью сердца. В них он высказал все, что его тревожило.

Гаршин Порудоминский Владимир Ильич

«КРАСНЫЙ ЦВЕТОК»

«КРАСНЫЙ ЦВЕТОК»

Гроза билась над городом. Яркие, стремительные молнии перечеркивали черное небо. Человеку казалось, что острые стрелы молний летят прямо в старинный двухэтажный дом.

Дом стонал под ударами ветра. Стекла гудели. Человек стоял у окна. Молнии сверкали уже совсем рядом - в саду; они шуршали в густой листве старых кленов. Раскаты грома слились в сплошной гул.

Человек не мог больше терпеть. Он чувствовал: еще мгновение - и молния вонзится в дом. В доме жили люди, человек любил их. Он был обязан их спасти.

Он распахнул окно. Ветер и дождь ворвались в комнату. Сразу стало холодно. Человек разорвал на себе рубаху. Выставил в окно длинную палку. Конец палки крепко прижал к обнаженной груди. Молния должна была ударить в него, сжечь его сердце. Ценою жизни человек хотел спасти людей от гибели…

Больной сорвал цветок. «В этот яркий красный цветок собралось все зло мира… Нужно было сорвать его и убить. Но этого мало, - нужно было не дать ему при издыхании излить все свое зло в мир. Потому-то он и спрятал его у себя на груди. Он надеялся, что к утру цветок потеряет всю свою силу. Его зло перейдет в его грудь, его душу и там будет побеждено или победит - тогда сам он погибнет, умрет, но умрет как честный боец и как первый боец человечества, потому что до сих пор никто не осмеливался бороться разом со всем злом мира…»

Человеком, который подставил под удар молнии свое сердце, был Гаршин. Человеком, который жертвовал свое сердце, чтобы убить все мировое зло, был безыменный он - герой гаршинского «Красного цветка».

У каждого большого писателя есть произведение, без которого он немыслим. Гаршин немыслим без «Красного цветка».

О работе над «Красным цветком» Гаршин сообщал: «выходит нечто фантастическое, хотя на самом-то деле строго реальное…» На фоне строго реального описания сумасшедшего дома (рассказ «относится к временам моего сиденья на Сабуровой даче», - признавал Гаршин) развивается яркая, волнующая тема - плод гаршинской фантазии.

Но не случайно «Красный цветок» стал одним из любимейших произведений современников. Они прочли в нем не только «психиатрический этюд», как доктор Сиккорский, и не далекий от объективности «патологический этюд», как иные критики; современники увидели в рассказе «нечто такое, в чем надо искать аллегории, подкладки, чего-то большого, общежитейского, не вмещающегося в рамки той или другой специальной науки» (Михайловский).

Искать аллегории - это не значит снимать аккуратно с героев масочки и объявлять: «Под видом такого-то скрывался такой-то», «Этой сценой автор хотел сказать то-то»… Искать аллегории - значит, не расчленяя и не коверкая произведение, услышать в нем «музыку времени», почувствовать идеи и среду, в которых оно рождалось, увидеть за частным общее. Именно так прочитал, услышал, почувствовал чеховскую «Палату № б» Владимир Ильич Ленин: «У меня было такое ощущение, точно и я заперт в палате № 6».

Именем его императорского величества, государя императора Петра Первого, объявляю ревизию сему сумасшедшему дому!

Этими словами открывается рассказ. В них - характер героя и программа его деятельности.

Не по прихоти Гаршина, а в силу логики мышления его героя каменные стены больницы теряют свой смысл: они уже не отделяют горстку безумцев от внешнего мира. Для гаршинского героя в стенах сумасшедшего дома умещается весь мир («больница была населена людьми всех времен и всех стран»). Мир надо было ревизовать. Это значит, между прочим (заглянем в словарь Даля!), «рассмотреть, по праву, порядок и законность дел». Порядка в мире не было, беззаконие чинилось вокруг. Настала пора действовать. «Все они, его товарищи по больнице, собрались сюда затем, чтобы исполнить дело, смутно представлявшееся ему гигантским предприятием, направленным к уничтожению зла на земле».

Как и все герои Гаршина, герой «Красного цветка» понимал, что мир устроен скверно. Жгучие вопросы поставлены - надо их решать. В отличие от многих героев Гаршина герой «Красного цветка» взялся за это. Путь, который он избрал, - борьба. Беззаветная борьба: победа или смерть.

Гаршин боролся. Мысли о несправедливости, насилии, лжи терзали душу раненого Иванова и «труса», Рябинина и Надежды Николаевны. Их оружие - отрицание. Они не принимают, отрицают зло и тем утверждают добро. Герой «Красного цветка» прямо борется со злом.

Безумец из «Красного цветка» богаче других героев Гаршина. Он не только почувствовал и понял, как не надо жить. Он переступил рубеж. Он узнал, как надо жить. Жить надо честным бойцом.

Зло огромно. Красный цветок, подобно анчару, способен все вокруг напоить своим ядом. Кто-то должен отдать себя борьбе, погибнуть, уничтожая зло. У честного бойца не было бы будущего, не будь он последним бойцом. Он последний. И если он погибнет, не все ли равно. Он уже заглядывает в завтра. Оно прекрасно - завтра человечества. «Скоро, скоро распадутся железные решетки, все эти заточенные выйдут отсюда и помчатся во все концы земли, и весь мир содрогнется, сбросит с себя ветхую оболочку и явится в новой, чудной красоте». Ради этого стоило бороться и умереть. И пусть уже не будет последнего бойца - это и его завтра!

Чувство будущего, мысль о всеобщем счастье - вот что отличает героя «Красного цветка» от гордой пальмы. Пальма сделала все, что могла, но этого оказалось мало. Пальма сломала решетки своей темницы, но за стенами оранжереи дул холодный ветер и сыпал мокрый снег. Пальма победила, но не увидела победы.

Безумец пошел на великую жертву, когда «все готово», когда мир готов к обновлению, когда пробил час невероятно трудной и жестокой, но последней борьбы. Умирая, он не произнес горестного «Только-то?». Он умер гордый и счастливый. После него оставался мир, уже обновленный подвигом. Его подвигом. Его победу не сдуют холодные ветры, не смоет мелкий дождь пополам со снегом. Герой «Красного цветка» богаче других героев Гаршина. Он не только знал, как надо жить. Он знал, как надо умирать.

Через полтора десятилетия так же тревожно и спокойно умирал храбрый Сокол: «Я славно пожил!.. Я знаю счастье!.. Я храбро бился!..» Максим Горький пел песню безумству храбрых.

В бедной доле, неизвестный,

Век трудясь неутомимо,

Совершал ты подвиг честный,

И в приют свой мрачный, тесный

Ты сошел с несокрушимой

Страстной верой в идеал!

Плещееву долго аплодировали. Седобородый поэт приветливо помахал рукой залу и, довольный, ушел с эстрады.

Следом за стариком Плещеевым появился на сцене совсем юный Мережковский и в нескольких красивых стихотворениях объяснил всем, что людям он чужд и мало верит добродетели земной, что жить скучно и в общем-то незачем. Ему тоже хлопали.

Гаршин вышел на эстраду, сел за стол, раскрыл книгу.

- «Красный цветок».

Зал ответил ему овацией. Гаршин поднял голову, медленно обвел взглядом бушующий зал. Стихло. Он начал читать.

В тяжело молчащем безвременье взрывами раскатывались слова.

- …Не сегодня, так завтра мы померяемся силами. И если я погибну, не все ли равно…

Сидели в зале много повидавшие люди недавних семидесятых годов. На их глазах родилось и погибло беззаветно самоотверженное племя героев. Теперь звучал величественный реквием этим героям. Прекрасный венок возложен был на могилы замученных и казненных - на эти могилы теперь запрещено было возлагать венки.

- …Скоро, скоро распадутся железные решетки… и весь мир содрогнется…

Сидели в зале молодые. Они думали не о прошлом - о будущем. Завтра уже звало их.

- …Сколько сил мне нужно, сколько сил!..

Молодым нужно было много сил. Им еще предстояло схватиться со злом во имя красоты обновленного мира.

- …Там будет последняя борьба…

И кто знает, может быть, здесь, в зале, были и те, кому вправду довелось потом участвовать в последней, решающей битве.

…Через двадцать лет после появления «Красного цветка» Леонид Андреев написал рассказ «Мысль». «Сверхчеловек» Керженцев, эгоист и убийца, пытается понять - безумен он или нет. И чем дальше читаем мы исповедь Керженцева, чем больше раскрывается перед нами его равнодушие, неприязнь, презрение, ненависть к людям, тем отчетливее ответ на вопрос - да, безумен! Лишь безумцу может прийти в голову мысль уничтожить человечество и создать свой уродливый мир, «в котором все повинуется только прихоти и случаю».

Гаршин строго реален. Он сразу говорит, что герой «Красного цветка» безумец. Но гаршинский безумец одержим любовью к людям. Ради счастья их он отдает жизнь. Его мечта - обновленный, наполненный гармонией мир. И мы забываем о безумии честного бойца. Он друг и единомышленник наш.

Из книги Валентин Гафт: ...Я постепенно познаю... автора Гройсман Яков Иосифович

Из книги Житница сердоболия автора Смирнов Алексей Константинович

Цветок Зла Скорая Помощь с одной подстанции звонит, вызывает специализированную кардиобригаду. Полная жопа, проникающее ранение в грудь, да не одно, шок, убийство, и вообще дело такая дрянь, что самим разобраться не хватает ресурсов.Сирена! В ружье!Шарканье заспанных

Из книги Я, Есенин Сергей… автора Есенин Сергей Александрович

Цветок неповторимый (У гроба Сергея Есенина) Его душа жила, страдая. Страдая, в вечность отошла… Вот, что я записал в своем дневнике, когда узнал о смерти Сергея Есенина – и вспомнил: передо мной стоит скромный, белокурый мальчик, – до того робкий, что боится даже присесть

Из книги Где небом кончилась земля: Биография. Стихи. Воспоминания автора Гумилев Николай Степанович

Лиловый цветок Вечерние тихи заклятья, Печаль голубой темноты, Я вижу не лица, а платья, А может быть, только цветы. Так радует серо-зеленый, Живой и стремительный весь, И, может быть, к счастью, влюбленный В кого-то чужого… не здесь. Но душно мне… Я зачарован; Ковер надо

Из книги …Я постепенно познаю… автора Гафт Валентин Иосифович

ЦВЕТОК Расти, цветок, сил свежих набирайся, Пока тебя к какому-нибудь дню С утра не срежут, выжить не пытайся. Я срезан был и продан на

Из книги Последняя осень [Стихотворения, письма, воспоминания современников] автора Рубцов Николай Михайлович

Аленький цветок Домик моих родителей Часто лишал я сна. - Где он опять, не видели? Мать без того больна. - В зарослях сада нашего Прятался я, как мог. Там я тайком выращивал Аленький свой цветок. Этот цветочек маленький Как я любил и прятал! Нежил его, - вот маменька Будет

Из книги Великие женщины мировой истории автора Коровина Елена Анатольевна

Цветок и нива Цветы! Увядшие цветы! Как вас водой болотной хлещет, Так с бесприютной высоты На нас водой холодной плещет. А ты? По-прежнему горда? Или из праздничного зала На крыльях в прошлые года Твоя душа летать устала? И неужели, отлюбя, Уж не волнуешься, как

Из книги Одна на мосту: Стихотворения. Воспоминания. Письма автора Андерсен Ларисса Николаевна

Женщина-цветок Клара задыхалась. Она уже не узнавала никого: ни горничную, много лет обслуживающую ее, когда она приезжала в подмосковное Архангельское, ни доктора, которому в знак уважения обычно привозила сигары из Европы. Умирающая фрау Цеткин бормотала что-то

Из книги Банкир в XX веке. Мемуары автора

ЦВЕТОК Никакого счастья у нас не будет. Никакого счастья нигде и нет. Может быть, только помнят люди Этот давно отсветивший свет. Все, изменяясь, одно и то же… Все, исчезая, приходит вновь… С каждым рассветом - Счастье, быть может? С каждою встречею - ты, Любовь? И каждой

Из книги Красные фонари автора Гафт Валентин Иосифович

П.-Ель. Цветок Гаваев Таинственный и прекрасный цветок Гаваев - это палома. Легенда говорит, что он расцветает раз в семь лет. И тогда в честь этого цветка островитяне устраивают чудесные празденства.Среди тропической яркой природы Гаваев танцуют смуглые девушки, почти

Из книги Биография Георгия Ивановича Гурджиева автора Алексахин В

М АЛ ЕН ЬКИ Й ЦВЕТОК После того как диссертация была завершена и докторская степень получена, настало время подумать о карьере. У меня не было четкого представления о том, чем бы я хотел заняться, однако я знал, что мне не слишком интересно идти в наш семейный офис, где уже

Из книги Наша счастливая треклятая жизнь автора Коротаева Александра

Цветок Расти, цветок, сил свежих набирайся, Пока тебя к какому-нибудь дню С утра не срежут, выжить не пытайся. Я срезан был и продан на

Из книги Мяч, оставшийся в небе. Автобиографическая проза. Стихи автора Матвеева Новелла Николаевна

Цветок самовспоминания Гильгамеш отправляется в путешествие и с большим трудом достает этот «цветок вечности». Но ему не удается воспользоваться магией цветка: пока он купался, цветок утащила змея, которая сразу сбросила кожу и помолодела, обретая новая жизнь. Гильгамеш

Из книги Память о мечте [Стихи и переводы] автора Пучкова Елена Олеговна

Цветок Однажды в Швеции мы с Нанкой, гуляя по лесу, остановились у деревянного столба с надписью: «На этом месте в начале девятнадцатого века был казнен разбойник-душегуб из Варгорды». Надя рассказала мне историю этой казни.В соседнем городе Алингсосе вынесли смертный

Из книги автора

Цветок зла Больше не могло быть сомнений: это был Тартараграндафлориус!.. На земле показалось несколько трещин… Одна из них мчалась прямо ко мне… «Союз действительных» Приснился мне в ребячестве когда-то (Боявшийся - годами - оглашенья!) Цветок, что достигал корнями

Из книги автора

Цветок В слоях скалы нашли окаменелый Цветок, лежавший миллион веков! Пласты тысячелетий сбросив смело, Каким он был, таким предстал он вновь. Наклон головки грациозно гибок, Отчетлив хрупких лепестков узор, Жива и сеть ажурно-тонких жилок, И кажется, он пахнет до сих



 


Читайте:



Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Михалков Сергей Владимирович Праздник Непослушания Сергей Владимирович Михалков Праздник Непослушания Повесть-сказка "Праздник Непослушания" -...

Почвенный покров южной америки

Почвенный покров южной америки

Страница 1 В отличие от Северной Америки, где изменения в растительном покрове зависят в значительной степени от изменений температурных условий,...

Расправленные крылья - музыкальная пауза Порядок описания Московской операции

Расправленные крылья - музыкальная пауза Порядок описания Московской операции

Ситуация на фронте весной 1942 года, планы сторон, немецкое наступление летом 1942 года, начало Сталинградской битвы, немецкий оккупационный режим,...

Cобытия Второй мировой войны

Cобытия Второй мировой войны

Вторая мировая война считается самой крупной в истории человечества. Она началась и закончилась 2 сентября 1945 года. За это время в ней приняло...

feed-image RSS