Главная - Ораторское искусство
Написать на армянском языке айвазовский. Иван Айвазовский — картины, полная биография

Ива́н Константи́нович Айвазо́вский (арм. Հովհաննես Կոնստանդինեսի Այվազյան - Ованнес Айвазян ; 17 июля 1817 года - 19 апреля [2 мая ] 1900 года) - всемирно известный русский художник -маринист , баталист , коллекционер , меценат .

Наиболее выдающийся художник-армянин XIX века . Брат армянского историка и священника Габриэла Айвазовского .

. «17 июля 1817 года священник армянской церкви города Феодосии сделал запись о том, что у Константина (Геворга) Гайвазовского и его жены Репсиме родился „Ованес, сын Геворга Айвазяна“. Выходец из южной Польши - Галиции - Геворг Айвазян писал имя и фамилию на польский лад - Константин Гайвазов­ский»

  • Шаэн Хачатрян (директор Национальной галереи Армении и Музея Мартироса Сарьяна). Поэт моря . «Предки Айвазовского в XVIII веке переселились из Западной (Турецкой) Армении на юг Польши. В начале XIX века оттуда перебрался в Феодосию торговец Константин (Геворг) Гайвазовский.»
  • Вагнер Л. А., Григорович Н. С. Айвазовский. - «Искусство», 1970. - Стр. 90. «Их дальние предки тоже жили когда-то в Армении, но, подобно другим беженцам, вынуждены были переселиться в Польшу. Фамилия их предков была Айвазян, но среди поляков постепенно обрела польское звучание»
  • Каратыгин П. Иван Константинович Айвазовский и его художественная XVII-летняя деятельность.- «Русская старина», 1878, т. 21, № 4
  • Семевский, Михаил Иванович / Иван Константинович Айвазовский: Полувековая годовщина его художественной деятельности. 26 сент. 1837-1887. художественной деятельности. 26 сент. 1837-1887 / Санкт-Петербург, тип. В. С. Балашева, ценз. 1887. Стр. 18
  • Барсамов Н. С. Иван Константинович Айвазовский. 1962. «Искусство». стр. 92. «О происхождении отца Айвазовского имеются и такие сведения: „… в половине прошлого столетия фамилия Айвазовских явилась в Галиции, где ближайшие родственники нашего знаменитого художника живут и до сих пор, владея там земельной собственностью. Отец Ивана Константиновича, Константин Георгиевич, исповедовал армяно-григорианскую религию. По своему времени он был человек весьма развитой, знал основательно несколько языков и отличался живым умом, энергичным характером и жаждою деятельности…“. Литературные сведения о предках Айвазовского очень скудны, да к тому же противоречивы. Никаких документов, которые могли бы внести ясность в родословную Айвазовских, не сохранилось. »
  • Габриэл Айвазян (брат Ивана Айвазовского). ЦГИА Арм. ССР, ф.57, оп.1, д.320, л.42. (Цитируется по Айвазовский: документы и материалы / сост. М.Саргсян). «Детство Кайтана Айваза прошло в Молдавии, затем в России. Но так как Кайтан переехал в Россию, присвоил себе имя Константин Григориан (сын Григора), то и свою фамилию Айваз или Гайваз счел нужным переделать на Айвазовского»
  • Украинская Советская Энциклопедия. 1978. Стр. 94. «Иван Константинович - русский живописец. Армянин по происхождению.»
  • «Айвазовский-отец, вследствие семейных несогласий со своими братьями, в молодости переселился из Галиции и жил в Валахии и Молдавии, занимаясь торговлею. Он знал в совершенстве языки: турецкий, армянский, венгерский, немецкий, еврейский, цыганский и почти все наречия нынешних дунайских княжеств…. »Цит. по: Барсамов. Иван Константинович Айвазовский. 1962. Искусство. стр. 8.
  • А. Д. Блудова. Воспоминания . М., 1888. С. 23-25. «обычай привозить с собою, после походов, спасенного от гибели турчонка или взятых в плен турчанок и дарить их своим родственникам на воспитание или в прислугу занес много примеси южной крови между нами, и в пользу нам, а не в ущерб, судя по Жуковскому, Аксаковым, Айвазовскому, которые по женской линии турецкого происхождения, и по Пушкину, который, как известно, был по матери потомок Негра »
  • Воспоминания об И. К. Айвазовском / Н. Н. Кузьмин. Санкт-Петербург: типо-лит. В. В. Комарова, 1901

    О своем происхождении сам И. К. Айвазовский вспоминал однажды, в кругу своей семьи, следующее интересное и вполне, стало быть, достоверное предание. Приведенный здесь рассказ первоначально записан с его слов и хранится в семейных архивах художника. "Я родился в городе Феодосии в 1817 году, но настоящая родина моих близких предков, моего отца. была далеко не здесь, не в России. Кто бы мог подумать, что война - этот бич всеистребляющий, послужила к тому, что жизнь моя сохранилась и что я увидел свет и родился именно на берегу любимого мною Черного моря. А между тем это было так. В 1770 году русская армия, предводительствуемая Румянцевым, осадила Бендеры. Крепость была взята, и русские солдаты, раздраженные упорным сопротивлением и гибелью товарищей, рассеялись по городу и, внимая только чувству мщения, не щадили ни пола, ни возраста. «В числе жертв их находился и секретарь бендерского паши. Пораженный смертельно одним русским гренадером, он истекал кровью, сжимая в руках младенца, которому готовилась такая же участь. Уже русский штык был занесен над малолетним турком, когда один армянин удержал карающую руку возгласом: „Остановись! Это сын мой! Он христианин!“ Благородная ложь послужила во спасенье, и ребенок был пощажен. Ребенок этот был отец мой. Добрый армянин не покончил этим своего благодеяния, он сделался вторым отцом мусульманского сироты, окрестив его под именем Константина и дал ему фамилию Гайвазовский, от слова Гайзов, что на турецком языке означает секретарь. Прожив долгое время со своим благодетелем в Галиции, Константин Айвазовский поселился, наконец, в Феодосии, в которой он женился на молодой красавице-южанке, тоже армянке, и занялся первое время удачно торговыми операциями».

  • Работы на Викискладе

    Происхождение рода Айвазовских

    Ованес (Иван) Константинович Айвазовский родился в семье купца Константина (Геворга) и Рипсиме Айвазовских. 17 (29) июля 1817 года священник армянской церкви города Феодосии сделал запись о том, что у Константина (Геворга) Айвазовского и его жены Рипсиме родился «Ованес, сын Геворга Айвазяна » . Предки Айвазовского были из галицийских армян, переселившихся в Галицию из турецкой Армении в XVIII в. . Известно, что его родственники владели крупной земельной собственностью в районе Львова , однако никаких документов, более точно описывающих происхождение Айвазовского, не сохранилось. Его отец Константин (Геворг) и после переселения в Феодосию писал фамилию на польский манер: «Гайвазовский» (фамилия - полонизированная форма армянской фамилии Айвазян) . Сам Айвазовский в своей автобиографии говорит об отце, что тот ввиду ссоры со своими братьями в юности переселился из Галиции в Дунайские княжества (Молдавию , Валахию), где занялся торговлей, оттуда в Феодосию; знал несколько языков .

    Большинство источников приписывают Айвазовскому только армянское происхождение. Прижизненные публикации, посвященные Айвазовскому, передают с его слов семейное предание о том, что среди его предков были турки . Согласно этим публикациям, покойный отец художника рассказывал ему, что прадед художника (согласно Блудовой - по женской линии ) был сыном турецкого военачальника и будучи ребенком, при взятии Азова русскими войсками ( г.) был спасен от гибели неким армянином, который его крестил и усыновил (вариант - солдатом). После смерти художника (в 1901 году) его биограф Н. Н. Кузьмин в своей книге рассказал эту же историю, однако про отца художника, сославшись на неназванный документ в архиве Айвазовского

    Биография

    Детство и учёба

    Бриг «Меркурий» после победы над двумя турецкими судами, 1848

    Отец художника-Константин Григорьевич Айвазовский (1771-1841), после переселения в Феодосию, женился на местной армянке Рипсиме (1784-1860), и от этого брака родились три дочери и два сына - Ованес (Иван) и Саргис (впоследствии, в монашестве - Габриэл). Первоначально торговые дела Айвазовского шли успешно, но во время эпидемии чумы 1812 года он разорился.

    Иван Айвазовский с детства обнаружил художественные и музыкальные способности; в частности, он самостоятельно научился играть на скрипке. Феодосийский архитектор - Кох Яков Христианович, первым обративший внимание на художественные способности мальчика, дал ему и первые уроки мастерства. Яков Христианович также всячески помогал юному Айвазовскому, периодически даря ему карандаши, бумагу, краски. Он также рекомендовал обратить внимание на юное дарование феодосийскому градоначальнику. После окончания феодосийского уездного училища, он был при помощи градоначальника, который в то время уже был поклонником таланта будущего художника, зачислен в симферопольскую гимназию. Затем он был принят на казённый счёт в Императорскую Академию художеств Санкт-Петербурга. Известно также, что первым учителем рисования у юного Ивана Айвазовского был немецкий колонист художник Иоганн Людвиг Гросс, с чьей легкой руки молодой Иван Константинович получил рекомендации в Академию художеств. Айвазовский приехал в Петербург 28 августа 1833 года. В 1835 году за пейзажи «Вид на взморье в окрестностях Петербурга» и «Этюд воздуха над морем» получил серебряную медаль и был определён помощником к модному французскому пейзажисту Филиппу Таннеру. Учась у Таннера, Айвазовский, несмотря на запрет последнего работать самостоятельно, продолжал писать пейзажи и выставил пять картин на осенней выставке Академии художеств 1836 года. Работы Айвазовского получили благожелательные отзывы критики. Таннер пожаловался на Айвазовского Николаю I , и по распоряжению царя все картины Айвазовского были сняты с выставки. Художник был прощён лишь через полгода и определён в класс батальной живописи к профессору Александру Ивановичу Зауэрвейду для занятий морской военной живописью. Проучившись в классе Зауэрвейда всего несколько месяцев, в сентябре 1837 года Айвазовский получил Большую золотую медаль за картину «Штиль». Это дало ему право на двухлетнюю поездку в Крым и в Европу.

    Крым и Европа (1838-1844)

    Лунный пейзаж с кораблекрушением, 1863

    Весной 1838 года художник отправился в Крым, где провёл два лета. Он не только писал морские пейзажи, но и занимался батальной живописью и даже участвовал в военных действиях на побережье Черкессии, где, наблюдая с берега за высадкой десанта в долине реки Шахе , сделал наброски для картины «Десант отряда в долине Субаши» (так тогда черкесы называли это место), написанной позже по приглашению начальника кавказской прибрежной линии генерала Раевского . Картину приобрёл Николай I. В конце лета 1839 года вернулся в Петербург, где 23 сентября получил аттестат об окончании Академии, свой первый чин и личное дворянство.

    Санкт-Петербургская императорская Академия художеств в силу своего устава, властью, от монарха ей данною, воспитанника своего Ивана Гайвазовского, обучавшегося в одной с 1833 года в живописании морских видов, окончившего курс своего учения, за его хорошие успехи и особливо признанное в нём добронравие, честное и похвальное поведение, возводя в звание художника, уравняемого по всемилостивейшее данной Академии привилегии с 14-м классом и наградя его шпагою, удостаивает с потомками его в вечные роды пользоваться правами и преимуществами, той высочайшею привилегией таковым присвоенными. Дан сей аттестат в Санкт-Петербурге за подписанием Президента Академии и с приложением большой её печати».

    В это же время сблизился с кругом Карла Брюллова и Михаила Глинки .

    Корабль «Императрица Мария» во время шторма, 1892

    В июле 1840 года Айвазовский и его товарищ по пейзажному классу Академии Василий Штернберг отправились в Рим. По дороге они останавливались в Венеции и Флоренции. В Венеции Иван Константинович познакомился с Гоголем , а также побывал на острове св. Лазаря, где встречался со своим братом Габриэлом. Художник долгое время работал в южной Италии, в частности, в Сорренто, и выработал манеру работы, которая заключалась в том, что он работал на открытом воздухе лишь короткие промежутки времени, а в мастерской восстанавливал пейзаж, оставляя широкий простор для импровизации. Картина «Хаос» была куплена папой Григорием XVI , который также наградил Айвазовского золотой медалью . В целом, творчеству Айвазовского в Италии сопутствовал успех, как критики (в частности, о его работах высоко отозвался Уильям Тёрнер), так и коммерческий. За свои картины он получил золотую медаль Парижской академии художеств.

    В начале 1842 года Айвазовский через Швейцарию и долину Рейна отправился в Голландию, оттуда отплыл в Англию, а позже посетил Париж, Португалию и Испанию. В Бискайском заливе корабль, на котором плыл художник, попал в бурю и едва не затонул, так что в парижских газетах появились сообщения о его гибели . Путешествие в целом продолжалось четыре года. Осенью 1844 года он вернулся в Россию.

    Дальнейшая карьера

    Кофейня у мечети Ортакой в Константинополе, 1846

    Иван Константинович Айвазовский писал в основном морские пейзажи ; создал серии портретов крымских побережных городов. Его карьера была очень успешной. Он был награждён многими орденами и получил звание контр-адмирала . В общей сложности художник написал больше 6 тысяч работ.

    На свои средства построил новое здание для Феодосийского музея древностей с мемориалом П. С. Котляревского ; за заслуги перед археологией избран действительным членом Одесского общества истории и древностей .

    12 апреля 1895 года И. К. Айвазовский, возвращаясь из Нахичевани-на Дону, где встречался с Мкртичем (Хримьяном) (1820-1907) верховным патриархом и католикосом всех армян, заехал к своему старому знакомому Я. М. Серебрякову в Таганрог . Это был второй приезд Айвазовского в Таганрог - первый был в 1835 году, когда он посещал Дворец Александра I .

    Для Палестинского общества, которым руководил Ипполит Ильич Чайковский (брат композитора), Айвазовский подарил свою картину «Хождение по водам», которая была размещена в часовне.

    Последние дни жизни

    Могила И. К. Айвазовского.

    Перед самой смертью Айвазовский написал картину, которая называется «Морской залив», а в последний день жизни начал писать картину «Взрыв турецкого корабля», которая осталась незаконченной.

    Так описан последний день на сайте Феодосийской картинной галереи им. И. К. Айвазовского :

    Утром 19 апреля (2 мая) 1900 года художник привычно устроился за мольбертом в своей феодосийской мастерской. На подрамнике небольшого размера был натянут чистый холст. Айвазовский решил осуществить свое давнее желание - еще раз показать один из эпизодов освободительной борьбы греческих повстанцев с турками. Для сюжета живописец избрал реальный факт - героический подвиг бесстрашного грека Константина Канариса, взорвавшего турецкий адмиральский корабль у острова Хиос. В течение дня художник почти закончил работу. Глубокой ночью, во время сна, внезапная смерть оборвала жизнь Айвазовского. Незаконченная картина «Взрыв корабля» так и осталась на мольберте в мастерской художника, дом которого в Феодосии превращен в музей. Высокую оценку творчеству художника давали многие его современники, а художник И.Н. Крамской писал: "...Айвазовский, кто бы и что ни говорил, есть звезда первой величины во всяком случае и не только у нас, а в истории искусства вообще..."

    Айвазовский похоронен в Феодосии, в ограде средневековой армянской церкви Сурб Саркис (Святого Саркиса). В 1903 году вдова художника установила мраморное надгробие в форме саркофага из цельного блока белого мрамора, автором которого является итальянский скульптор Л. Биоджоли. На древнеармянском языке написаны слова армянского историка Мовсеса Хоренаци : «Рожденный смертным, оставил по себе бессмертную память» .

    Семья

    Автопортрет

    Анна Саркисова. И. К. Айвазовский, 1882.

    В 1848 году Иван Константинович женился. Первая жена Айвазовского, Юлия Яковлевна Гревс, англичанка, дочь штабс-доктора, находившегося на русской службе. У них было четыре дочери: Елена, Мария, Александра и Жанна. Из-за нежелания Айвазовского жить в столице Юлия Яковлевна ушла от мужа спустя 12 лет. Однако брак был расторгнут лишь в 1877 году.

    Дети

    1. Елена + Пеолопид Латри
      1. Латри, Михаил Пелопидович , художник
      2. Александр Латри (с благословения Николая II единственный из внуков получил разрешение носить фамилию живописца).
      3. София Латри + (1) Новосельский + (2) князь Иверико Микеладзе
        1. Ольга Новосельская + Стефан Асфорд Сенфорд . Сын: Генри Сенфорд
        2. Гаяне Микеладзе
    2. Мария (Мариам) + Вильгельм Львович Ганзен
      1. Ганзен, Алексей Васильевич , художник-маринист. + Олимпиада
    3. Александра + Михаил Лампси. Семья жила в Феодосии и занимала правую часть дома Айвазовского.
      1. Николай Лампси + Лидия Соломс . С 1907 по 1909 годы - директор Картинной галереи в Феодосии. Дети: Михаил, Ирина, Татьяна
      2. Иван Лампси
    4. Жанна + К. Н. Арцеулов
      1. Арцеулов, Николай Константинович , кораблестроитель и художник-маринист
      2. Арцеулов, Константин Константинович , русский пилот и художник-иллюстратор

    Вторая жена - Анна Никитична Саркисова . Айвазовский увидел Анну Никитичну на похоронах её мужа, известного феодосийского купца, в 1882 году. Красота молодой вдовы поразила Ивана Константиновича. Спустя год они поженились. В галерее хранится портрет Анны Никитичны, написанный Айвазовским.

    По некоторым сведениям у Айвазовского была внебрачная дочь.

    Родной брат, возможно, Григорий Константинович Айвазовский, - коллежский асессор (с 1853 года), капитан Феодосийского карантинного порта (на 1858 год, жалования, столовых и квартирных - 798 руб.) .

    Галерея

    Дом Айвазовского, впоследствии картинная галерея , был спроектирован лично Айвазовским в 1845 году, а в 1880 художник открыл собственный выставочный зал. Иван Константинович выставлял в нём свои картины, которые не должны были покинуть Феодосию. Этот год официально считается годом создания галереи.

    По его завещанию картинная галерея перешла в дар Феодосии. В основанной им Феодосийской картинной галерее , ныне носящей его имя, полнее всего представлено творчество художника. Архив документов Айвазовского хранится в Российском государственном архиве литературы и искусства , Государственной публичной библиотеке им. М. Е. Салтыкова-Щедрина (Санкт-Петербург), Государственной Третьяковской галерее , Театральном музее им. А. А. Бахрушина .

    Творчество

    Особой известностью пользовался Айвазовский не только в России, но и в Турции. Его знакомство с Османской империей началось в 1845 году. Средиземноморская географическая экспедиция под руководством Ф. П. Литке , в составе которой был Иван Константинович, отправилась к берегам Турции и Малой Азии. Тогда Стамбул покорил художника. После окончания экспедиции им было написано большое количество работ, в том числе и с видами столицы Османской империи.

    Картины И. К. Айвазовского, находившиеся в Турции, неоднократно выставлялись в различных выставках. В 1880 году в здании русского посольства проходила выставка картин художника. По её окончании султан Абдул-Хамид II вручил И. К. Айвазовскому алмазную медаль.

    В 1881 году владелец художественного магазина Ульман Громбач проводил выставку работ известных мастеров: Ван Дейка , Рембрандта , Брейгля , Айвазовского, Жерома . В 1882 году здесь же состоялась художественная выставка И. К. Айвазовского и турецкого художника Оскана Эфенди. Выставки имели огромный успех.

    В 1888 году в Стамбуле состоялась ещё одна выставка, организованная Левоном Мазировым (племянником И. К. Айвазовского), на которой были представлены 24 картины художника. Половина сборов от неё пошла на благотворительные цели. Как раз на эти годы приходится первый выпуск османской Академии художеств. В работах выпускников Академии прослеживается манера письма Айвазовского: «Гибель корабля „Эртугрул“ в Токийском заливе» художника Османа Нури Паши, картина «Корабль» Али Джемаля, некоторые марины диярбакырца Тахсина.

    В 1890 году была последняя поездка Ивана Константиновича в Стамбул. Он посетил армянскую патриархию и дворец Йылдыз, где оставил в дар свои картины. В этот приезд он был награждён султаном Абдул-Хамидом II орденом Меджидие I степени.

    В настоящее время несколько известных картин Айвазовского находятся в Турции. В Военном музее в Стамбуле находится картина 1893 г. «Корабль на Черном море», картина 1889 г. «Корабль и лодка» хранится в одной из частных коллекций. В резиденции президента Турции находится картина «Тонущий во время шторма корабль» (1899).

    Известного английского мариниста У. Тёрнера , побывавшего в Риме в 1842 году [когда? ] , настолько потрясли картины И. Айвазовского («Штиль на море» и «Буря»), что он посвятил ему стихотворение:

    Прости меня, великий художник, если я ошибся,
    Приняв твою картину за действительность.
    Но работа твоя очаровала меня,
    И восторг овладел мною.
    Искусство твоё высоко и монументально,
    Потому что тебя вдохновляет гений.
    (дословный перевод)

    Работы Айвазовского в современном мире

    В наше время не утихает интерес к работам художника. Его работы постоянно продаются на различных аукционах. Например в 2008 на аукционе «Сотбис » два полотна Айвазовского, «Раздача продовольствия» и «Корабль помощи», были проданы за $2,4 млн. Полотна посвящены помощи США России в 90-х годах XIX века и подарены автором музею Corcoran Gallery в Вашингтоне .

    «Вид Константинополя и Босфора». Холст, масло. 124,5 х 195,5

    24 апреля 2012 года на аукционе Sotheby"s картина Айвазовского 1856 года «Вид Константинополя и Босфора» была продана за 3,2 млн фунтов стерлингов .

    Награды и регалии

    • награждён орденом Почётного легиона (Франция);
    • награждён османским орденом «Нишан-Али» IV степени;
    • награждён орденом Османие II степени;
    • В 1888 году И. К. Айвазовского посетил А. П. Чехов .

    22 июля, Феодосия. Вчера я ездил в Шах-Мамай, именье Айвазовского, за 25 верст от Феодосии. Именье роскошное, несколько сказочное; такие имения, вероятно, можно видеть в Персии. Сам Айвазовский, бодрый старик лет 75, представляет из себя помесь добродушного армяшки с заевшимся архиереем; полон собственного достоинства, руки имеет мягкие и подает их по-генеральски. Недалек, но натура сложная и достойная внимания. В себе одном он совмещает и генерала, и архиерея, и художника, и армянина, и наивного деда, и Отелло. Женат на молодой и очень красивой женщине, которую держит в ежах. Знаком с султанами, шахами и эмирами. Писал вместе с Глинкой «Руслана и Людмилу» . Был приятелем Пушкина , но Пушкина не читал. В своей жизни он не прочел ни одной книги. Когда ему предлагают читать, он говорит: «Зачем мне читать, если у меня есть свои мнения?» Я у него пробыл целый день и обедал.

    • Часто приезжая к своему брату Габриэлю на остров Св. Лазаря, Айвазовский постоянно останавливался в комнате великого поэта Джорджа Байрона , который также приезжал сюда для изучения армянского языка.

    Память об Айвазовском

    Памятник в Кронштадте

    Памятник в Ереване

    Памятник в Симферополе

    Памятник в Симферополе установлен по инициативе и на средства армянского национального общества Крыма «Луис». Скульпторы - Л. Токмаджян с сыновьями, архитектор - В. Кравченко. Сквер имени П. Е. Дыбенко, площадь Советская.

    Симферополь. Памятник братьям Айвазян

    Памятники в других городах

    Награда

    Орден Ованес Айвазовский.

    Топонимика

    • Айвазовский (Железнодорожная станция /остановочный пункт/ на территории Калининградской области)
    • Феодосия :
      • Проспект Айвазовского и улица Айвазовского
      • Ж/Д стация Айвазовская в черте города

    В филателии

    Библиография

    • Aivazovsky. Leningrad, Aurora Art Publishers, .
    • Иван Константинович Айвазовский. Издательство «Искусство», Москва, .
    • Игорь Долгополов, Мастера и шедевры. Издательство «Изобразительное Искусство», Москва, .
    • Популярная Художественная Энциклопедия. Издательство «Советская Энциклопедия», Москва, .
    • Айвазовский. Документы и материалы. - Ереван, 1967.
    • Барсамов Н. С. И. К. Айвазовский. 1817-1900. - М., 1962.
    • Вагнер Л., Григорович Н. Айвазовский. - М., 1970.
    • Un peintre russe sur la Riviera: Aivazovsky par Guillaume ARAL et Alex BENVENUTO, Lou Sourgentin N°192, Nice, juin 2010 (фр.)

    …С тех пор я знаю, что стать Айвазовским не просто, что художник Главного морского штаба имел в кармане мундира секрет, при помощи которого умел делать на полотне воду мокрой…

    - Конецкий В.В. Солёный лёд. В шторм и штиль // Собрание сочинений в 7 томах (8 книгах). - СПб. : Международный фонд «300 лет Кронштадту - возрождение святынь», 2001-2003. - Т. 2. - 471 с.

    Фильмография

    • 1983 год . «Айвазовский и Армения» (документальный фильм);
    • В 2000 году Русский музей и студия «Квадрат фильм» создали .
    • Также есть сюжет о художнике в проекте «Российская Империя»

    См. также

    Примечания

    1. Aivazovsky, Ivan - The Oxford Dictionary of Art, 2004.
    2. - статья из энциклопедии «Кругосвет»
    3. Айвазовский, Иван Константинович - статья из Большой советской энциклопедии
    4. Энциклопедия пейзажа . - М : ОЛМА-ПРЕСС, 2002.
    5. David Marshall Lang , Armenia: cradle of civilization , Allen and Unwin, 1970, стр. 245
    6. Г. С. Чурак Иван Айвазовский . « 17 (29) июля года священник армянской церкви города Феодосии сделал запись о том, что у Константина (Геворга) Гайвазовского и его жены Репсиме родился „Ованес, сын Геворга Айвазяна“. Выходец из южной Польши - Галиции - Геворг Айвазян писал имя и фамилию на польский лад - Константин Айвазов­ский»
    7. Шаэн Хачатрян (директор Национальной галереи Армении и Музея Мартироса Сарьяна). Поэт моря . «Предки Айвазовского в XVIII веке переселились из Западной (Турецкой) Армении на юг Польши. В начале XIX века оттуда перебрался в Феодосию торговец Константин (Геворг) Гайвазовский.»
    8. Вагнер Л. А., Григорович Н. С. Айвазовский. - «Искусство», 1970. - Стр. 90. «Их дальние предки тоже жили когда-то в Армении, но, подобно другим беженцам, вынуждены были переселиться в Польшу. Фамилия их предков была Айвазян, но среди поляков постепенно обрела польское звучание»
    9. Каратыгин П. Иван Константинович Айвазовский и его художественная XVII-летняя деятельность.- «Русская старина», 1878, т. 21, № 4
    10. Семевский, Михаил Иванович / Иван Константинович Айвазовский: Полувековая годовщина его художественной деятельности. 26 сент. 1837-1887. художественной деятельности. 26 сент. 1837-1887 / Санкт-Петербург, тип. В. С. Балашева, ценз. 1887. Стр. 18
    11. Г. С. Чурак (заведующая отделом живописи второй половины XIX и начала XX века Третьяковской галереи). Иван Айвазовский . « 17 (29) июля 1817 года священник армянской церкви города Феодосии сделал запись о том, что у Константина (Геворга) Айвазовского и его жены Репсиме родился „Ованес, сын Геворга Айвазяна“. Выходец из южной Польши - Галиции - Геворг Айвазян писал имя и фамилию на польский лад - Константин Гайвазов­ский»
    12. Барсамов Н. С. Иван Константинович Айвазовский. 1962. «Искусство». стр. 92. «О происхождении отца Айвазовского имеются и такие сведения: „… в половине прошлого столетия фамилия Айвазовских явилась в Галиции, где ближайшие родственники нашего знаменитого художника живут и до сих пор, владея там земельной собственностью. Отец Ивана Константиновича, Константин Георгиевич, исповедовал армяно-григорианскую религию. По своему времени он был человек весьма развитой, знал основательно несколько языков и отличался живым умом, энергичным характером и жаждою деятельности…“. Литературные сведения о предках Айвазовского очень скудны, да к тому же противоречивы. Никаких документов, которые могли бы внести ясность в родословную Айвазовских, не сохранилось. »
    13. Габриэл Айвазян (брат Ивана Айвазовского). ЦГИА Арм. ССР, ф.57, оп.1, д.320, л.42. (Цитируется по Айвазовский: документы и материалы / сост. М.Саргсян). «Детство Кайтана Айваза прошло в Молдавии, затем в России. Но так как Кайтан переехал в Россию, присвоил себе имя Константин Григориан (сын Григора), то и свою фамилию Айваз или Гайваз счёл нужным переделать на Айвазовского»
    14. Украинская Советская Энциклопедия. 1978. Стр. 94. «Иван Константинович - русский живописец. Армянин по происхождению.»
    15. "Айвазовский-отец, вследствие семейных несогласий со своими братьями, в молодости переселился из Галиции и жил в Валахии и Молдавии, занимаясь торговлею. Он знал в совершенстве языки: турецкий, армянский, венгерский, немецкий, еврейский, цыганский и почти все наречия нынешних дунайских княжеств…. "Цит. по: Барсамов. Иван Константинович Айвазовский. 1962. Искусство. стр. 8.
    16. Российская многонациональная цивилизация, Вадим Винцерович Трепавлов - 2003, c. 303
    17. Три века Санкт-Петербурга: Девятнадцатый век. кн. 1. А-В. кн. 2. П. Е Бухаркин, Санкт-Петербургский государственный университет- 2003, c. 177, цит. "крымский армянин по происхождению"
    18. Саргсян М.С. Жизнь великого мариниста: Иван Константинович Айвазовский. Перевод с армянского Е.В. Барашьяна. Предисловие, подготовка текста и коммента­рии Д.А. Лосева. Послесловие Ш.Г. Хачатряна. Феодосия, Издательский дом «Коктебель», 2010.- 384 с.
    19. Каратыгин П. Иван Константинович Айвазовский и его художественная ХVII-летняя деятельность .- «Русская старина», 1878, т. 21, № 4. «Въ семействѣ И. К. Айвазовскаго сохраняется преданіе, что его предки были турецкаго происхожденія. Его прадѣдъ, сынъ турецкаго военачальника, ещё будучи ребенкомъ, едва не былъ заколотъ солдатами при взятіи Азова въ 1696 году. Спасъ его армянинъ, которымъ онъ впослѣдствіи былъ усыновленъ.»
    20. А. Д. Блудова. Воспоминания . М., 1888. С. 23-25. «обычай привозить с собою, после походов, спасенного от гибели турчонка или взятых в плен турчанок и дарить их своим родственникам на воспитание или в прислугу занес много примеси южной крови между нами, и в пользу нам, а не в ущерб, судя по Жуковскому, Аксаковым, Айвазовскому, которые по женской линии турецкого происхождения, и по Пушкину, который, как известно, был по матери потомок Негра »
    21. Воспоминания об И. К. Айвазовском / Н. Н. Кузьмин. Санкт-Петербург: типо-лит. В. В. Комарова, 1901

      О своём происхождении сам И. К. Айвазовский вспоминал однажды, в кругу своей семьи, следующее интересное и вполне, стало быть, достоверное предание. Приведённый здесь рассказ первоначально записан с его слов и хранится в семейных архивах художника. «Я родился в городе Феодосии в 1817 году, но настоящая родина моих близких предков, моего отца, была далеко не здесь, не в России. Кто бы мог подумать, что война - этот бич всеистребляющий, послужила к тому, что жизнь моя сохранилась и что я увидел свет и родился именно на берегу любимого мною Чёрного моря. А между тем это было так. В 1770 году русская армия, предводительствуемая Румянцевым, осадила Бендеры. Крепость была взята, и русские солдаты, раздражённые упорным сопротивлением и гибелью товарищей, рассеялись по городу и, внимая только чувству мщения, не щадили ни пола, ни возраста.» «В числе жертв их находился и секретарь бендерского паши. Поражённый смертельно одним русским гренадёром, он истекал кровью, сжимая в руках младенца, которому готовилась такая же участь. Уже русский штык был занесён над малолетним турком, когда один армянин удержал карающую руку возгласом: „Остановись! Это сын мой! Он христианин!“ Благородная ложь послужила во спасенье, и ребёнок был пощажен. Ребёнок этот был отец мой. Добрый армянин не покончил этим своего благодеяния, он сделался вторым отцом мусульманского сироты, окрестив его под именем Константина и дал ему фамилию Гайвазовский, от слова Гайзов, что на турецком языке означает секретарь. Прожив долгое время со своим благодетелем в Галиции, Константин Айвазовский поселился, наконец, в Феодосии, в которой он женился на молодой красавице-южанке, тоже армянке, и занялся первое время удачно торговыми операциями».

    22. В. Н. Пилипенко, Иван Константинович Айвазовский, Художник РСФСР (Ленинград), серия «Русские живописцы XIX века», 1991, ISBN 5-7370-0247-0
    23. Сайт Феодосийской картинной галереи им. И. К. Айвазовского
    24. Оставил о себе бессмертную память
    25. Талантливый внук великого деда
    26. Список гражданских чинов 8 кл. - СПб. , 1858. - С. 1062.
    27. Хачатурян С. Указ. соч. С. 6; Uzelli G. İvan Konstantinoviç Ayvazovskiy, Antik-Dekor. S. 37. İstanbul, 1996, s. 77
    28. http://www.rian.ru/kaleidoscope/20080415/105148373.html РИА Новости от 15 апреля 2008
    29. http://www.izvestia.ru/russia/article769896/ Известия. 30 ноября 2004 года
    30. http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1185484&ThemesID=687 Газета «Коммерсантъ» № 104 (4159) от 11.06.2009
    31. «Сто великих картин» Н.A.Ионина, издательство «Вече», 2002г
    32. Рекорды «русских продаж» на аукционах мира. Справка

    В Национальной академии наук РА состоялась конференция, посвященная 200-летию со дня рождения нашего великого соотечественника Ивана Константиновича Айвазовского (Ованеса Айвазяна). О том, как прошла эта конференция, рассказывает в интервью "ГА" директор Института искусств НАН РА, член-корреспондент НАН РА Арарат АГАСЯН.

    - Г-н Агасян, интерес к искусству Айвазовского не ослабевает, об этом свидетельствуют и юбилейные торжества, прошедшие в Москве, Санкт-Петербурге, Феодосии, Киеве, и выставка в Национальной галерее Армении, а теперь и научная конференция в Ереване...

    Иван Константинович Айвазовский был первым художником армянского происхождения, который еще при жизни удостоился широкого международного признания и чьи лучшие полотна были причислены к наиболее значительным произведениям, когда-либо созданным в истории изобразительного искусства. Он поднял на новый художественный уровень жанр марины. Но наряду с многочисленными видами моря и сценами морских сражений он писал и сухопутные, пронизанные солнцем и дышащие зимней стужей пейзажи, а также портреты и автопортреты, жанровые картины, полотна, вдохновленные библейскими и историческими образами и сюжетами. В ходе нашей конференции было зачитано 15 докладов, 13 из которых подготовлены сотрудниками нашего института. Участвовали в конференции и представители Академии художеств, Ереванского государственного и Педагогического университетов. Доклады касались не только различных сторон живописи Айвазовского, но и его творческих контактов с музыкантами и писателями. Кандидат искусствознания Мариам Тигранян подготовила доклад "Иван Айвазовский и Михаил Глинка", доктор искусствознания, профессор Анна Асатрян - "Ованес Айвазовский и армянские музыканты", а член-корреспондент НАН РА искусствовед Генрих Ованесян - "Айвазовский в поэтическом творчестве Петроса Адамяна и Ованеса Туманяна". Конференция носила чисто академический характер, а содержание основной части докладов касалось самых разнообразных связей Айвазовского с армянским народом, армянской культурой, деятелями армянского искусства и литературы.

    - Как часто Айвазовский обращался в своем творчестве к армянской тематике?

    Айвазовский был одним из первых армянских живописцев, обратившихся к теме гамидовских погромов на территории Османской империи. Резня мирных жителей, которая сопровождалась разрушениями и поджогами, осквернением армянских храмов и очагов культуры, больно ранила сердце старого художника. Он создал несколько крупных живописных полотен, а также эскизы и графические произведения, отображающие и осуждающие эти акты массового насилия. Среди них масштабное полотно "Избиение армян в Трапезунде в 1895 г.", а также ряд картин 1897 года: "Армян погружают на корабли", "Ночь. Трагедия в Мраморном море", "Тихая ночь. Армян сбрасывают в море с турецких кораблей". Графические эскизы к ним были опубликованы на страницах сборника "Братская помощь пострадавшим в Турции армянам", вышедшего в свет по инициативе литературного и общественного деятеля Григория Джаншиева в Москве. В сборник вошли и работы на темы погрома Вардгеса Суренянца, Григора Габриеляна и Поля Асатура (Погос Тер-Асатрянц). Обращался он и к древней истории Армении, периоду национально-освободительной борьбы. На эти темы написаны "Крещение армянского народа. Григорий Просветитель", "Клятва перед Аварайрской битвой. Полководец Вардан Мамиконян", "Посещение Байроном мхитаристов на острове Святого Лазаря" и ряд других. В галерее созданных им портретов представлены и государственные, общественные, религиозные деятели армянского происхождения, в том числе министр внутренних дел Российской империи Микаел Лорис- Меликов, градоначальник Новой Нахичевани Арутюн Халибян, Католикос Всех Армян Мкртич Хримян, настоятель армянского монастыря Сурб Хач в Крыму епископ Хорен Степанэ...

    В конце 50-х годов прошлого века художник и искусствовед Рафаел Шишманян издал книгу "Пейзаж и армянские художники". Этот капитальный, интересный во многих отношениях труд не потерял своей научной значимости и сегодня. Но утверждение автора, что Айвазовский писал виды Арарата и Севана на армянской земле, к сожалению, не имеют фактических доказательств. В 1868 году во время своего кавказского турне художник посетил Тифлис, где состоялась его персональная выставка из созданных во время этого путешествия картин. Среди них были два пейзажа с изображениями озера Севан и горы Арарат, но свидетельств, что он побывал тогда в Армении, нет. Да, он писал из Тифлиса письма Католикосу Всех Армян, обещал приехать, но не смог. Среди написанных им пейзажей есть 7-8 картин с видами Арарата и Араратской долины, а также озера Севан. Но все они сделаны на основе фотографий. Этот принцип широко использовался художниками того времени. В целом же армянская тематика составляет всего десятую часть творческого наследия Айвазовского.

    - Живя в России, общаясь с выдающимися представителями русской культуры, Айвазовский и сам стал одним из крупнейших представителей русского изобразительного искусства. А каковы были его связи с исторической родиной, ее общественными деятелями, армянской культурой?

    Айвазовский был тесно связан с армянской действительностью. Патриотические чувства художника находили множество разнообразных проявлений. Конгрегации мхитаристов в Венеции он подарил картину "Неаполитанский маяк". Для алтаря вновь построенной в Бурсе Армянской церкви написал икону Св. Геворга, способствовал публикации рукописей древних армянских историков. В значительной степени он способствовал и становлению армянского национального искусства. Заметно влияние Айвазовского и на развитие армянской маринистики и пейзажного жанра в целом. У него учились, следовали его советам Геворг Башинджагян и Вардгес Суренянц, увлекавшийся живописью актер Петрос Адамян. Сохранилась его переписка с армянскими писателями, духовенством и деятелями культуры. Среди адресатов Айвазовского были Ованес Туманян, Акоп Паронян, Саргис Палян, Александр Ширванзаде, Александр Спендиаров, Геворг IV Константинопольский, Католикос Всех Армян Нерсес Аштаракеци, министр Османской империи, государственный деятель и дипломат Арутюн Татян и многие другие. Свои письма к некоторым из них Айвазовский писал на армянском языке и подписывал Ованес Айвазян. Он всегда проявлял заботу о нуждах армянского населения Крыма, выделял крупные суммы приходской школе, в которой учился в детстве, организовывал благотворительные выставки в пользу неимущих армян, часть своего состояния завещал церкви Сурб Саргис в Феодосии.


    - Институт поддерживает связи с Музеем Айвазовского в Феодосии?

    В свое время такие связи были. Наш сотрудник, один из крупных специалистов в области армяно-русских художественных связей Минас Саргсян, автор многих монографий, на протяжении десятилетий занимался творчеством Айвазовского. Он был дружен с Музеем Айвазовского в Феодосии, его директором Николаем Барсамовым, автором книги "Айвазовский", изданной в Москве еще в 1962 году. К сожалению, после развала СССР наши контакты значительно ослабились, можно сказать даже, прервались, и не только с музеем в Феодосии. Сейчас мы пытаемся по мере возможности восстанавливать старые связи, поддерживать их, а если удается, то и расширить. Уже подписан договор о сотрудничестве с Российским государственным институтом искусствознания - заместителем директора там работает наш бывший сотрудник, ныне иностранный член Национальной академии наук Армении Армен Казарян. Установлены связи и с московским Научно-исследовательским институтом теории и истории архитектуры. Собираемся подписать договор о сотрудничестве с Нанкинским нормальным университетом. В Армению приезжал декан факультета изобразительного искусства этого университета, китайская сторона сама предложила нам сотрудничество. В 2018 году с ними будет заключено соглашение по обмену специалистами, представители армянской стороны будут читать в Китае лекции по армянскому национальному искусству, а они в Ереване - по национальному искусству Китая. Поддерживаются связи и с другими зарубежными центрами, но, к сожалению, они не так широки, как хотелось бы. Во времена СССР институт организовал пять международных симпозиумов по армянскому искусству. В них участвовали десятки известных специалистов со всего мира. Это были заметные события, внесшие серьезный вклад в дело изучения средневекового армянского изобразительного искусства.

    Наш научно-исследовательский институт - единственный в республике, где занимаются проблемами истории и теории всех видов армянского искусства - изобразительного, архитектуры, театра, музыки и т.д. С 1995 года при институте действует специализированный совет по искусствознанию, обладающий правом присуждения ученых степеней. Таким уникальным правом в Армении не обладает ни один другой научно-исследовательский институт, какой бы отраслью науки он ни занимался. Тем не менее проблем, как и у всех других наших институтов, много. Но есть и подвижки. В 2003 году, когда я стал директором, у нас не было совета молодых искусствоведов, не проводились конференции молодых специалистов, но постепенно мы набрали неплохой костяк молодых по разным областям искусства. И теперь активно действующий Совет молодых искусствоведов ежегодно проводит свои конференции. В конце ноября состоится очередная такая конференция, 12-я по счету. Возможность выступить, которую мы предоставляем молодым, публикация сборников их докладов дают свои очень интересные результаты. Однако проблемы в целом пока не решают. Молодых людей, желающих работать в науке, много, однако в нынешних условиях и при мизерных зарплатах полностью посвятить себя науке нереально. Сосредоточиться только на науке сегодня может позволить себе далеко не каждый, и это наша самая большая проблема.

    Иван Константинович Айвазовский - всемирно известный российский художник-маринист, баталист, коллекционер, меценат. Наиболее выдающийся художник армянского происхождения XIX века. Брат армянского историка и архиепископа ААЦ Габриэла Айвазовского.

    Биография Ивана Айвазовского

    Родился Иван 29 июля 1817 года в Феодосии. Первые годы биографии Айвазовского прошли в бедности в результате разорения отца. Но все, же ему удалось поступить в гимназию Симферополя. Увлечение живописью привело его в стены Академии художеств Петербурга, в которой он учился у признанных мастеров. После окончания Академии много путешествовал по Европе. В 1847 году в своей биографии Иван Айвазовский стал профессором художественной Академии Петербурга.

    Наиболее успешен Айвазовский был в морских пейзажах. А с 1844 года он даже был художником морского штаба. Также в биографии Ивана Константиновича Айвазовского была открыта собственная школа искусств. Среди известнейших его картин – «Девятый вал», «Черное море». Однако Айвазовский писал полотна не только на морскую тематику. Среди других его серий картин: кавказские, украинские пейзажи, армянская история, Крымская война. За свою биографию Иван Айвазовский создал около шести тысяч работ.

    Девятый вал Черное море

    Кроме того в биографии художника Айвазовского всегда находилось время для общественно полезных мероприятий. Так Иван Константинович активно помогал развитию родного города – Феодосии. Построил там музей древности, основал картинную галерею, способствовал прокладке железнодорожного пути в Джанкой.

    Коллеги-художники об Айвазовском

    Иван Крамской утверждал, что Айвазовский «есть звезда первой величины во всяком случае и не только у нас, а в истории искусства вообще». Великий английский пейзажист Уильям Тернер посвящает ему стихотворение и называет гением.

    Творчество Айвазовского

    Особой известностью пользовался Айвазовский не только в России, но и в Турции. Его знакомство с Османской империей началось в 1845 году. Средиземноморская географическая экспедиция под руководством Ф. П. Литке, в составе которой был Иван Константинович, отправилась к берегам Турции и Малой Азии. Тогда Стамбул покорил художника. После окончания экспедиции им было написано большое количество работ, в том числе и с видами столицы Османской империи.

    После окончания войны в 1856 году по пути из Франции, где на международной выставке выставлялись его работы, Айвазовский второй раз посетил Стамбул. Был тепло встречен местной армянской диаспорой, а также, по протекции придворного архитектора Саркиса Баляна, был принят султаном Абдул-Меджидом I. К тому времени в коллекции султана уже была одна картина Айвазовского. В знак преклонения перед его творчеством султан наградил Ивана Константиновича орденом «Нишан Али» IV степени.

    Картины И. К. Айвазовского, находившиеся в Турции, неоднократно выставлялись в различных выставках. В 1880 году в здании русского посольства проходила выставка картин художника. По её окончании султан Абдул-Хамид II вручил И. К. Айвазовскому алмазную медаль.

    В 1881 году владелец художественного магазина Ульман Громбач проводил выставку работ известных мастеров: Ван Дейка, Рембрандта, Брейгля, Айвазовского, Жерома. В 1882 году здесь же состоялась художественная выставка И. К. Айвазовского и турецкого художника Оскана Эфенди. Выставки имели огромный успех.

    В 1888 году в Стамбуле состоялась ещё одна выставка, организованная Левоном Мазировым (племянником И. К. Айвазовского), на которой были представлены 24 картины художника. Половина сборов от неё пошла на благотворительные цели. Как раз на эти годы приходится первый выпуск османской Академии художеств.

    В работах выпускников Академии прослеживается манера письма Айвазовского: «Гибель корабля „Эртугрул“ в Токийском заливе» художника Османа Нури Паши, картина «Корабль» Али Джемаля, некоторые марины диярбакырца Тахсина.

    В 1890 году была последняя поездка Ивана Константиновича в Стамбул. Он посетил армянскую патриархию и дворец Йылдыз, где оставил в дар свои картины. В этот приезд он был награждён султаном Абдул-Хамидом II орденом Меджидие I степени.

    В настоящее время несколько известных картин Айвазовского находятся в Турции. В Военном музее в Стамбуле находится картина 1893 г. «Корабль на Черном море», картина 1889 г. «Корабль и лодка» хранится в одной из частных коллекций. В резиденции президента Турции находится картина «Тонущий во время шторма корабль» (1899).

    Иван Айвазовский начал рисовать с ранних лет. В роли полотна при этом выступали заборы, дома, альбомы и даже песок. Один раз рисунки в городе увидел местный губернатор, который был настолько поражён талантом мальчика, что потребовал у подчинённых разыскать его, чтоб познакомиться. Некоторое время спустя будущий всемирно известный художник поступил в Петербуржскую академию художеств именно при помощи этого человека.

    Художник никогда в жизни не был вольным творцом. Занимая должность художника в Главном морском штабе, он постоянно направлялся в места сражений для оперативного изображения боевых действий, ведь запечатлеть их в те времена могли исключительно живописцы. При этом, множество картин были написаны из рассказов очевидцев.

    Иван Константинович был очень работоспособным человеком, свидетельством чего являются более 6000 написанных картин.

    Айвазовский считал, что умение писать по памяти отличает настоящего художника от ненастоящего:

    «Живописец, только копирующий природу, становится ее рабом. Человек, не одаренный памятью, сохраняющей впечатления живой природы, может быть отличным копировальщиком, живым фотографическим аппаратом, но истинным художником - никогда. Движения живых стихий неуловимы для кисти: писать молнию, порыв ветра, всплеск волны - немыслимо с натуры».

    Окна мастерской Айвазовского смотрели в сторону двора, поэтому моря с них не было видно. Он писал свои марины по памяти, исключительно точно передавая различные состояния моря.

    Айвазовский часто приезжал к брату на остров св. Лазаря. Там он останавливался исключительно в комнате Джорджа Байрона.

    Самой дорогой среди всех картин Айвазовского стал «Вид Константинополя и Босфора», купленный в 2012 году на британском аукционе Sotheby’s за 3 миллиона 230 тысяч фунтов стерлингов, что в переводе на рубли составляет более 153 миллионов.

    Пребывая в Италии, живописец создал картину «Хаос. Сотворение мира», которая произвела такой фурор, что в последствие была приобретена Римским Понтификом, наградившим его золотой медалью.

    Библиография и фильмография

    Библиография

    • Aivazovsky. Leningrad, Aurora Art Publishers, 1989.
    • Иван Константинович Айвазовский. Издательство «Искусство», Москва, 1965.
    • Игорь Долгополов, Мастера и шедевры. Издательство «Изобразительное Искусство», Москва, 1987.
    • Популярная Художественная Энциклопедия. Издательство «Советская Энциклопедия», Москва, 1986.
    • Айвазовский. Документы и материалы. - Ереван, 1967.
    • Барсамов Н. С. И. К. Айвазовский. 1817-1900. - М., 1962.
    • Вагнер Л., Григорович Н. Айвазовский. - М., 1970.
    • Саргсян М. Жизнь великого мариниста. - Ереван, 1990 (на арм. яз.).
    • Чурак Г. И. Айвазовский. - М., 2000.
    • Хачатрян Ш. Айвазовский известный и неизвестный. - Самара, 2000.
    • Un peintre russe sur la Riviera: Aivazovsky par Guillaume ARAL et Alex BENVENUTO, Lou Sourgentin N°192, Nice, juin 2010 (фр.)

    Цитата Конецкого В.В.

    …С тех пор я знаю, что стать Айвазовским не просто, что художник Главного морского штаба имел в кармане мундира секрет, при помощи которого умел делать на полотне воду мокрой…

    - Конецкий В.В. Солёный лёд. В шторм и штиль // Собрание сочинений в 7 томах (8 книгах). - СПб. : Международный фонд «300 лет Кронштадту - возрождение святынь», 2001-2003. - Т. 2. - 471 с.

    Фильмография

    • 1983 год. «Айвазовский и Армения» (документальный фильм);
    • В 2000 году Русский музей и студия «Квадрат фильм» создали фильм «Иван Айвазовский».
    • Также есть сюжет о художнике в проекте «Российская Империя»

    При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ru.wikipedia.org , .

    Если вы нашли неточности, или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес admin@сайт, мы и наши читатели будем вам очень благодарны.

    3-е изд. - М. : Советская энциклопедия, 1969-1978.

  • Энциклопедия пейзажа . - М : ОЛМА-ПРЕСС, 2002.
  • David Marshall Lang , Armenia: cradle of civilization , Allen and Unwin, 1970, стр. 245
  • Г. С. Чурак Иван Айвазовский . « 17 (29) июля года священник армянской церкви города Феодосии сделал запись о том, что у Константина (Геворга) Гайвазовского и его жены Репсиме родился „Ованнес, сын Геворга Айвазяна“. Выходец из южной Польши - Галиции - Геворг Айвазян писал имя и фамилию на польский лад - Константин Айвазов­ский».
  • Шаэн Хачатрян (директор Национальной галереи Армении и Музея Мартироса Сарьяна). Поэт моря . «Предки Айвазовского в XVIII веке переселились из Западной (Турецкой) Армении на юг Польши. В начале XIX века оттуда перебрался в Феодосию торговец Константин (Геворг) Гайвазовский».
  • Вагнер Л. А., Григорович Н. С. Айвазовский. - «Искусство», 1970. - Стр. 90. «Их дальние предки тоже жили когда-то в Армении, но, подобно другим беженцам, вынуждены были переселиться в Польшу. Фамилия их предков была Айвазян, но среди поляков постепенно обрела польское звучание»
  • Каратыгин П. Иван Константинович Айвазовский и его художественная XVII-летняя деятельность.- «Русская старина», 1878, т. 21, № 4
  • Г. С. Чурак (заведующая отделом живописи второй половины XIX и начала XX века Третьяковской галереи). Иван Айвазовский . « 17 (29) июля 1817 года священник армянской церкви города Феодосии сделал запись о том, что у Константина (Геворга) Айвазовского и его жены Репсиме родился „Ованнес, сын Геворга Айвазяна“. Выходец из южной Польши - Галиции - Геворг Айвазян писал имя и фамилию на польский лад - Константин Гайвазов­ский».
  • Барсамов Н. С. Иван Константинович Айвазовский, 1817-1900. - М.: Искусство, 1962. - С. 92. «О происхождении отца Айвазовского имеются и такие сведения: „… в половине прошлого столетия фамилия Айвазовских явилась в Галиции, где ближайшие родственники нашего знаменитого художника живут и до сих пор, владея там земельной собственностью. Отец Ивана Константиновича, Константин Георгиевич, исповедовал армяно-григорианскую религию. По своему времени он был человек весьма развитой, знал основательно несколько языков и отличался живым умом, энергичным характером и жаждою деятельности…“. Литературные сведения о предках Айвазовского очень скудны, да к тому же противоречивы. Никаких документов, которые могли бы внести ясность в родословную Айвазовских, не сохранилось ».
  • Габриэл Айвазян (брат Ивана Айвазовского). ЦГИА Арм. ССР, ф.57, оп.1, д.320, л.42. (Цитируется по Айвазовский: документы и материалы / сост. М.Саргсян). «Детство Кайтана Айваза прошло в Молдавии, затем в России. Но так как Кайтан переехал в Россию, присвоил себе имя Константин Григориан (сын Григора), то и свою фамилию Айваз или Гайваз счёл нужным переделать на Айвазовского»
  • Украинская Советская Энциклопедия. 1978. Стр. 94. «Иван Константинович - русский живописец. Армянин по происхождению».
  • «Айвазовский-отец, вследствие семейных несогласий со своими братьями, в молодости переселился из Галиции и жил в Валахии и Молдавии, занимаясь торговлею. Он свободно говорил на шести языках: турецком, армянском, венгерском, немецком, еврейском, цыганском, также владел почти всеми наречиями нынешних дунайских княжеств… » Цит. по: Барсамов Н. С. Иван Константинович Айвазовский, 1817-1900. - М.: Искусство, 1962. - С. 8.
  • Семевский, Михаил Иванович / Иван Константинович Айвазовский: Полувековая годовщина его художественной деятельности. 26 сент. 1837-1887. художественной деятельности. 26 сент. 1837-1887 / Санкт-Петербург, тип. В. С. Балашева, ценз. 1887.
  • Каратыгин П. Иван Константинович Айвазовский и его художественная ХVII-летняя деятельность .- «Русская старина», 1878, т. 21, № 4. «Въ семейств? И. К. Айвазовскаго сохраняется преданіе, что его предки были турецкаго происхожденія. Его прад?дъ, сынъ турецкаго военачальника, ещё будучи ребёнкомъ, едва не былъ заколотъ солдатами при взятіи Азова въ 1696 году. Спасъ его армянинъ, которымъ онъ впосл?дствіи былъ усыновленъ.»
  • А. Д. Блудова. Воспоминания . М., 1888. С. 23-25. «обычай привозить с собою, после походов, спасенного от гибели турчонка или взятых в плен турчанок и дарить их своим родственникам на воспитание или в прислугу занес много примеси южной крови между нами, и в пользу нам, а не в ущерб, судя по Жуковскому, Аксаковым, Айвазовскому, которые по женской линии турецкого происхождения, и по Пушкину, который, как известно, был по матери потомок Негра »
  • Воспоминания об И. К. Айвазовском / Н. Н. Кузьмин. Санкт-Петербург: типо-лит. В. В. Комарова, 1901

    О своём происхождении сам И. К. Айвазовский вспоминал однажды, в кругу своей семьи, следующее интересное и вполне, стало быть, достоверное предание. Приведённый здесь рассказ первоначально записан с его слов и хранится в семейных архивах художника.

    «Я родился в городе Феодосии в 1817 году, но настоящая родина моих близких предков, моего отца, была далеко не здесь, не в России. Кто бы мог подумать, что война - этот бич всеистребляющий, послужила к тому, что жизнь моя сохранилась и что я увидел свет и родился именно на берегу любимого мною Чёрного моря. А между тем это было так. В 1770 году русская армия, предводительствуемая Румянцевым, осадила Бендеры. Крепость была взята, и русские солдаты, раздражённые упорным сопротивлением и гибелью товарищей, рассеялись по городу и, внимая только чувству мщения, не щадили ни пола, ни возраста.»

    «В числе жертв их находился и секретарь бендерского паши. Поражённый смертельно одним русским гренадером, он истекал кровью, сжимая в руках младенца, которому готовилась такая же участь. Уже русский штык был занесён над малолетним турком, когда один армянин удержал карающую руку возгласом: „Остановись! Это сын мой! Он христианин!“ Благородная ложь послужила во спасенье, и ребёнок был пощажен. Ребёнок этот был отец мой. Добрый армянин не покончил этим своего благодеяния, он сделался вторым отцом мусульманского сироты, окрестив его под именем Константина и дал ему фамилию Гайвазовский, от слова Гайзов, что на турецком языке означает секретарь.

    Прожив долгое время со своим благодетелем в Галиции, Константин Айвазовский поселился, наконец, в Феодосии, в которой он женился на молодой красавице-южанке, тоже армянке, и занялся первое время удачно торговыми операциями» .

  • Микаелян В. А. И. К. Айвазовский и его соотечественники. (рус.) // Вестник общественных наук НАН РА. - 1991. - № 1 . - С. 65 .
  • Барсамов Н. С. Айвазовский в Крыму. - Симферополь, 1970
  • // Военная энциклопедия : [в 18 т.] / под ред. В. Ф. Новицкого [и др.]. - СПб. ; [ М. ] : Тип. т-ва И. Д. Сытина , 1911-1915.
  • В. Н. Пилипенко, Иван Константинович Айвазовский, Художник РСФСР (Ленинград), серия «Русские живописцы XIX века», 1991, ISBN 5-7370-0247-0
  • Иван Айвазовский: К 200-летию со дня рождения / Т. Л. Карпова. - Москва: Государственная Третьяковская галерея, 2016. - 360 с.
  • Г. Чурак. Иван Айвазовский. - Москва. 2007
  • Барсамов Н. С. 45 лет в галерее Айвазовского. - Крым, 1971.
  • Почетные граждане Феодосии (неопр.) . Официальный портал Правительства Крыма .
  • И. К. Айвазовский сообщил М. И Глинке три татарских напева, из которых два композитор использовал в лезгинке, а третий для Andante сцены Ратмира в третьем акте оперы «Руслан и Людмила».
  • А. П. Чехов. Собрание сочинений, том 11, стр 233. Государственное издательство художественной литературы, Москва, 1963
  • И. К. Айвазовский - Взрыв корабля (последняя неоконченная работа)
  • Rogachevsky, Alexander. «Ivan Aivazovsky (1817-1900)». Tufts University. Archived from the original on 19 March 2014.
  • «Ivan Constantinovich Aivazovsky». Art Renewal Center. Retrieved 30 September 2013. One of the greatest seascape painters of his time, Aivazovsky conveyed the movement of the waves, the transparent water, the dialogue between sea and sky with virtuoso skill and tangible verisimilitude.
  • «Այվազովսկի Հովհաննես Կոստանդնի » (in Armenian). National Gallery of Armenia. Archived from the original on 19 March 2014.
  • Оставил о себе бессмертную память
  • Minasyan, Artavazd M. How Did I Survive? / Artavazd M. Minasyan, Aleksadr V. Gevorkyan. - Newcastle upon Tyne: Cambridge Scholars Publishing, 2008. - P. 56. - «Aivazovsky, Ivan Konstantionvich (real name: Hovannes Gevorgovich Aivazyan) (1817–1900) – grand Russian artist-painter of seascapes, ethnic Armenian. Aside from his artwork, I.A. was also known for his valuable contributions to the developments of the Russian and Armenian cultures of the 19th century. He lived and worked in Feodosia, Crimea. He was buried there according to his will. A sign on his tombstone, written in ancient Armenian, has a quote from the 5th century "History of Armenia" by Moses Khorenatsi says: "Born as a mortal, left the immortal memory of himself."». -


  •  


    Читайте:



    Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

    Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

    Михалков Сергей Владимирович Праздник Непослушания Сергей Владимирович Михалков Праздник Непослушания Повесть-сказка "Праздник Непослушания" -...

    Почвенный покров южной америки

    Почвенный покров южной америки

    Страница 1 В отличие от Северной Америки, где изменения в растительном покрове зависят в значительной степени от изменений температурных условий,...

    Расправленные крылья - музыкальная пауза Порядок описания Московской операции

    Расправленные крылья - музыкальная пауза Порядок описания Московской операции

    Ситуация на фронте весной 1942 года, планы сторон, немецкое наступление летом 1942 года, начало Сталинградской битвы, немецкий оккупационный режим,...

    Cобытия Второй мировой войны

    Cобытия Второй мировой войны

    Вторая мировая война считается самой крупной в истории человечества. Она началась и закончилась 2 сентября 1945 года. За это время в ней приняло...

    feed-image RSS