Разделы сайта
Выбор редакции:
- Гадание в новый год для привлечения денег Как правильно гадать на новый год
- К чему снится клещ впившийся в ногу
- Гадание на воске: значение фигур и толкование
- Тату мотыль. Татуировка мотылек. Общее значение татуировки
- Что подарить ребёнку на Новый год
- Как празднуют день святого Патрика: традиции и атрибуты День святого патрика что
- Как научиться мыслить лучше Я не умею быстро соображать
- Эти признаки помогут распознать маньяка Существует три способа достижения абсолютной власти
- Как спастись от жары в городской квартире
- Слова благодарности для учителей: что написать в открытке любимому педагогу?
Реклама
Учимся работать с атласами и контурными картами по истории. Географическая карта |
Комментарий: Работу лучше выполнять по шагам, последовательно выполняя задания к контурным картам. Для того, чтобы увеличить карту, просто нажмите на неё. ЗАДАНИЯ 1. Закрасьте зелёным цветом территорию Московского государства в 1462 г. Подпишите название его столицы. Территория Московского государства в 1462 г - зелёный цвет Столица - Москва 2. Жёлтым цветом отметьте территории, присоединённые к Московскому государству при Иване III, а оранжевым цветом - территории, присоединённые при Василии III. Территории, присоединённые к Московскому государству при Иване III - желтый цвет Территории, присоединённые к Московскому государству при Василии III - оранжевый цвет 3. Обозначьте на карте путь московского войска, место и год сражения, описание которого приводится в отрывке: «В год 6979 (1471 г.) впал князь великий Иван Васильевич во гнев на Великий Новгород, начал войско своё собирать и стал посылать на новгородские земли. И взяли сначала Старую Русу… и пошли на Шелонь… и погибло новгородцев много». В отрывке описан поход великого князя Ивана Васильевича на Великой Новгород. Путь московского войска обозначен стрелками красного цвета. Сражение обозначено крестом. Это сражение на реке Шелони, состоявшееся в июле 1471 года. 4. Подпишите названия пяти крупных городов, которые были присоединены Иваном III и Василием III к Москве. Тверь (1485), Великий Новгород (1478), Псков (1510), Смоленск (1514 г.), Ростов (1474 г.), Ярославль (в 1468 г.) 5. Определите, какое событие на карте обозначено специальным символом. Подпишите его название и дату в легенде. На одном листочке карты может уместиться целый мир, со всеми океанами, материками, горами и равнинами, странами, городами, полезными ископаемыми, животными и птицами. Только нужно уметь правильно читать карту. На этом уроке мы узнаем, какие карты были в древности, а какие виды карт есть сейчас, какие преимущества карты перед глобусом, что такое масштаб, легенда карты. Научимся пользоваться шкалой глубин и высот, определять координаты земных объектов. Тема: Планета, на которой мы живём Люди начали рисовать карты еще до того, как задумались о том, круглая Земля или плоская. Ученые обнаружили на Камчатке рисунок на кости, изображающий путь к богатому добычей месту. Это, вероятно, одна из древнейших карт. Карты рисовали на кусках коры, вырезали на деревянных дощечках, которые удобно было брать в дорогу. Некоторые народы процарапывали карты острым предметом на сырых глиняных плитках, которые после высушивания становились прочными, с четким изображением. Этой карте мира , в центре которой расположен город Вавилон, более 3 тысяч лет. Рис. 1. Карта мира Древнего Вавилона () Так же были найдены наскальные рисунки местности в пещерах, где люди обитали тысячи лет назад. Рис. 2. Наскальный рисунок местности () С изобретением бумаги карты стали рисовать на ней. На карты наносились все сведения, полученные учеными и путешественниками во время странствий по разным землям. Рис. 3. Древняя карта мира на бумаге () Изготовление карты было длительным процессом, ведь все детали прорисовывались вручную, поэтому карты стоили очень дорого. Долгий период времени на картах присутствовали только четыре : Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка. Прошло много лет, прежде чем мореплаватели отрыли Австралию и Антарктиду. Когда ищешь какую-нибудь страну на глобусе, видишь только одно полушарие. А чтобы увидеть другое, глобус нужно повернуть. На глобусе невозможно обозначить большое количество географических объектов, не увеличив его размеров. А глобус большого размера неудобен для использования в путешествиях. Масштаб - это отношение длины линий на карте или чертеже к действительной длине. Масштаб физической карты России говорит нам, что каждый сантиметр карты соответствует 200 км на местности. Рис. 7. Физическая карта России () На карте можно показать сразу две половины Земли. Если делить земной шар по экватору, получится карта Северного и Южного полушарий , Рис. 5. Северное и Южное полушария а если по линии нулевого меридиана - Западного и Восточного полушарий . Рис. 6. Западное и Восточное полушария На карте полезных ископаемых особыми значками отмечены места залежей полезных ископаемых. Рис. 9. Карта полезных ископаемых () На картах обитания животных указаны места обитания различных видов птиц и животных. Рис. 10. Карта обитания птиц и животных () На контурных картах нет цветовых обозначений и изображены, но не подписаны, всевозможные географические объекты. Они удобны для прокладывания маршрутов. Рис. 11. Контурная карта На политической карте мира изображены страны и их границы. Рис. 12. Политическая карта Евразии () На синоптических картах условными значками показаны наблюдения за погодой. Рис. 13. Синоптическая карта () Разные карты объединяют в атласы . Рис. 14. Географический атлас () Карты изображают различные территории. Есть карты районов, городов, областей, государств, материков, океанов, карты полушарий и мировые карты. Условные обозначения на карте такие же, как и на глобусе. Они называются легендой и обычно помещаются внизу карты. Найдем на физической карте России Западно-Сибирскую равнину. Рис. 16. Западно-Сибирская равнина () Мелкие горизонтальные черточки, покрывающие немалую часть её территории, означают болота. Здесь находятся одни из самых больших мире болот - Васюганские. Линиями изображаются реки, границы и дороги, кружочками - города. Рис. 17. Васюганские болота Моря и горы имеют реальные очертания и окрашиваются разными цветами. Синим и голубым - водоемы, желтым - возвышенности, зеленым - низменности, коричневым цветом - горы. В нижней части карты размещают шкалу глубин и высот, с помощью которой можно увидеть какую высоту или глубину означает тот или иной оттенок цвета на карте. Чем глубже океан, тем темнее цвет. На карте Северного Ледовитого океана самый темный оттенок синего в Гренландском море, где глубина достигает 5 тысяч 527 метров; самый светлый оттенок бледно-голубого цвета, там глубина моря - 200 метров. Рис. 18. Физическая карта Северного Ледовитого океана Чем выше горы, тем темнее цвет, которым они обозначены. Так, Уральские горы, которые считаются сравнительно невысокими (высочайшие вершины от 1000 до 2000 м над уровнем моря), на карте окрашены светло-коричневым цветом. Рис. 19. Уральские горы Гималаи - самые высоки горы в мире (10 вершин с высотой более 8 км) обозначены темно-коричневым цветом. Рис. 20. Гималайские горы В Гималаях расположена Джомолунгма (Эверест) - высочайшая вершина мира (8848 м). Пользуясь шкалой высот, легко определить высоту Кавказских гор. Рис. 23. Кавказские горы Их коричневый цвет указывает, что высота гор более 5 тысяч метров. Наиболее известные вершины — гора Эльбрус (5642 м) и гора Казбек (5033 м) покрыты вечными снегами и ледниками. С помощью карты можно определить точное местоположение какого-либо объекта. Для этого нужно знать его координаты : широту и долготу, которые определяют по градусной сетке, образованной параллелями и меридианами. Рис. 26. Градусная сетка Экватор служит началом отсчета - на нем широта равна 0⁰. Широта отсчитывается от 0⁰ до 90⁰ по обе стороны от экватора и называется северной или южной. Например, координата 60⁰ северной широты означает, что эта точка лежит в Северном полушарии и находится под углом 60⁰ к экватору. Рис. 27. Географическая широта Долгота отсчитывается от 0⁰ до 180⁰ по обе стороны от Гринвичского меридиана и называется западной или восточной. Рис. 28. Географическая долгота Координаты Санкт-Петербург - 60⁰ с.ш., 30⁰ в.д. Координаты Москвы - 55⁰ с.ш., 37⁰в.д. Рис. 29. Политическая карта России ()
Основное общее образование Линия УМК И. Л. Андреева, О. В. Волобуева. История (6-10) Учимся работать с атласами и контурными картами по историиРазбираем задания и объясняем решения заданий для контурных карт по истории России для 7 класса. Сергей Агафонов, учитель высшей категории, соавтор учебников по отечественной истории: «Знания и умения работать с исторической картой - обязательная компетенция для всех, кто изучает этот предмет. Издательство «ДРОФА» (входит в корпорацию «Российский учебник»*) с 2015 года выпускает полную линейку атласов под ИКС (историко-культурный стандарт), одобренную Российский военно-историческим обществом . Однако стоит отметить, что не все школы завершили переход на этот стандарт, поэтому к новому учебному году мы сможем предложить школам атласы с контурными картами внутри (синяя обложка) , соответствующие программе изучения истории России с 6 по 9 класс (подходят к учебникам, выпущенным до 2015 года в любом издательстве). Также хорошим тренажером в вопросах освоения материала послужит , бесплатное интерактивное приложение, расширяющее возможности печатного атласа». Лариса Кадырова, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, ГБОУ Школа № 1317, учитель высшей категории, специальность - история: «При работе с контурной картой и атласом я советую использовать два основных способа решения заданий: 1) Визуальный - найти правильный ответ, основываясь на легенде карты 2) Исторический -восстановить хронологию событий и дать соответствующий ответ)». Учебник , подготовленный в соответствии с историко-культурным стандартом, охватывает период отечественной истории с XVI до конца XVII в. Содержание учебника направлено на развитие познавательных интересов учащихся. В основе методики учебника - системно-деятельностный подход, способствующий формированию умений самостоятельно работать с информацией и использовать ее в практической деятельности. Купить учебник по истории для 7 класса Выполняем и объясняем решение заданий Атлас+ для 7 классаI. Российское государство при Василии IIIРоссия при Василии III. КартаЗакрасьте на карте соответствующими цветами территории, присоединённые к Российскому государству в разные годы. Для выполнения задания используйте карту на с. 2 атласа
Россия при Василии III. ТорговляНапишите, в какие государства вели торговые пути, проходившие через указанные города. Для выполнения задания используйте карту на с. 2 атласа Решение можно выполнить 2 способами:
На казанскую ярмарку съезжались купцы из Персии, Закавказья, Средней Азии и Московского государства. С целью лишить татар важных торговых позиций, а также из соображений безопасности, великий князь Московский и всея Руси Василий III запретил русским купцам ездить на казанскую ярмарку и основал в 1523 г. близ Нижнего Новгорода новую ярмарку, получившую впоследствии название Макарьевской. Россия при Василии III. МонастырьОпределите, какой монастырь находился на Белом море. Для выполнения задания используйте карту на с. 2 атласа Решение можно выполнить 2 способами:
Поход Ермака. КартаРасставьте на карте объекты, соответствующие указанным условным знакам. Для выполнения задания используйте карту на с. 5 атласа Решение можно выполнить 2 способами:
Поход Ермака. Условные знакиУкажите названия населенных пунктов, находившихся на территории Сибирского ханства. Для выполнения задания используйте карту на с. 5 атласа Решение можно выполнить 2 способами:
Поход Ермака. Гибель ЕрмакаОпределите, в каком году погиб Ермак. Для выполнения задания используйте карту на с. 5 атласа. Решение можно выполнить 2 способами:
III. Ливонская война. 1558-1583 гг.Ливонская война. КартаПеренесите в таблицу цифры, соответствующие названиям населенных пунктов, отмеченных на карте. Для выполнения задания используйте с. 6 атласа Решение можно выполнить 2 способами:
Ливонская война. ГосударстваОтветьте на вопросы. Для выполнения задания используйте карту на с. 6 атласа Какое государство возникло в ходе Ливонской войны? Какое государство прекратило существование в 1562 г. в ходе Ливонской войны? Решение можно выполнить 2 способами:
Ливонская война. ДатаОпределите, в каком году было заключено Плюсское перемирие. Для выполнения задания используйте карту на с. 6 атласа Решение возможно выполнить 2 способами:
ЕГЭ по истории: разбираем задания с учителем IV. Опричнина 1565–1572Опричнина. КартаЗакрасьте на карте соответствующими цветами территории, вошедшие в опричнину в разные годы. Для выполнения задания используйте карту на с. 7 атласа
Опричнина. ГородаУкажите названия городов, в которых происходили массовые казни во время похода Ивана IV. Для выполнения задания используйте карту на с. 7 атласа Решить задание можно 2 способами:
Опричнина. ДатаОпределите, в каком году опричное войско совершило поход на Новгород и Псков. Для выполнения задания используйте карту на с. 7 атласа
V. Культура Российского государства в XVI веке
Культура России в XVI века. КартаОбозначьте цифрами на карте монастыри. Для выполнения задания используйте карту на с. 9 атласа Выполнить задание можно 2 способами:
Культура России в XVI века. ЦентрыУкажите названия культурных центров, которые были присоединены к Российскому государству в XVI в. Для выполнения задания используйте карты атласа Выполнить задание можно 2 способами:
Культура России в XVI века. МонастыриОтветьте на вопрос. Для выполнения задания используйте карту на с. 9 атласа Впишите название города, в котором был основан Новодевичий монастырь. Выполнить задание можно 2 способами:
VI. Смутное время. Польская интервенция в 1604-1618 гг.Польская интервенция. КартаРасставьте на карте цифры, соответствующие событиям. Для выполнения задания используйте карту на с.10 атласа Выполнить задание можно 2 способами:
Польская интервенция. Даты и событияУстановите соответствие между событиями и годами. Для выполнения задания используйте карту на с.10 атласа Выполнить задание можно 2 способами:
Польская интервенция. МонастырьУкажите, какой монастырь выдерживал осаду войск Лжедмитрия II в течение двух лет. Для выполнения задания используйте карту на с. 10 атласа Выполнить задание можно 2 способами:
VII. Смутное время. Шведская интервенция 1610-1617 гг.Шведская интервенция. КартаИспользуя с. 14 атласа, определите, какой буквой обозначено место заключения Столбовского мирного договора Выполнить задание можно 2 способами:
Шведская интервенция. ГородОпределите, какой город был захвачен шведами в 1611 г. Для выполнения задания используйте карту на с. 14 атласа Выполнить задание можно 2 способами:
Шведская интервенция. КрепостиРасположите в последовательности с севера на юг русские крепости, которые отошли к Швеции по Столбовскому миру. Для выполнения задания используйте карту на с. 14 атласа
VIII. Сибирь и Дальний Восток в XVII векеСибирь в XVII веке. КартаОбозначьте цифрами на карте маршруты землепроходцев. Для выполнения задания используйте карту на с. 16–17 атласа Выполнить задание можно 2 способами:
Сибирь в XVII веке. ОсадаОтветьте на вопрос. Для выполнения задания используйте карту на с. 16–17 атласа Впишите название города, в котором русский отряд в 1685–1686 гг. выдерживал осаду китайских войск. Выполнить задание можно 2 способами:
Сибирь в XVII веке. Города и рекиУстановите соответствие между населенными пунктами и реками, на которых они находятся. Для выполнения задания используйте карту на с. 16–17 атласа Выполнить задание можно 1 способом:
IX. Городские восстания и народные движения XVII векаНародные движения XVII века. КартаРасставьте на карте названия городов. Для выполнения задания используйте карту на с. 21 атласа Выполнить данное задание можно только 1 способом:
Народные движения XVII века. ГородаУкажите названия городов, которые были захвачены повстанческой армией С. Разина. Для выполнения задания используйте карту на с. 21 атласа
Народные движения XVII века. МоскваОтветьте на вопрос. Для выполнения задания используйте карту на с. 21 атласа Напишите, под каким названием вошло в историю восстание, произошедшее в Москве в 1648 г. Выполнить данное задание можно 2 способами:
X. Российское государство накануне петровских реформРоссия накануне петровских реформ. КартаЗакрасьте на карте сельскохозяйственные районы. Для выполнения задания используйте карту на с. 22 атласа
Россия накануне петровских реформ. ЯрмаркиУкажите названия городов, которые были крупными центрами ярмарочной торговли. Для выполнения задания используйте карту на с. 22 атласа Данное задание выполняется 1 способом:
Россия накануне петровских реформ. НародОтветьте на вопрос. Для выполнения задания используйте карту на с. 22 атласа Определите, какой народ заселил территорию Нижнего Поволжья. Данное задание выполняется 1 способом:
1. Контурные карты называются контурными, потому что на них обозначены только общие очертания географических объектов. Контурная карта является основой для выполнения практических работ по географии. Контурная карта обычно не заполняется вся сразу. 2. Приступая к работе с контурной картой, внимательно прочтите задание учителя. Что именно нужно обозначить? Повторите условные обозначения по теме задания. 3. Задания выполняются с использованием материалов школьного учебника, карт школьного атласа и других дополнительных источников информации, рекомендованных учителем. 4. Приступая к работе, приготовьте остро заточенные простой и цветные карандаши, которые необходимы для выполнения заданий учителя. 5. Любая карта должна иметь название, которое подписывается в верхней части карты. Оно должно быть чётким и лаконичным, и соответствовать изучаемой теме. Не путайте название вашей карты с названием шаблона карты. 6. Сравните очертания территории, изображенной на контурной карте, с обычной географической картой, чтобы сориентироваться. Определите, где находятся основные горы и реки. 7. Продумайте, в каком порядке следует выполнять обозначение объектов, чтобы они не закрывали и не мешали друг другу. 8. Определите условные знаки, которые вы будете использовать, отметьте их в специально отведенном месте на карте. 9. Все изображенные на карте объекты должны быть отражены в легенде (в условных обозначениях), в том числе заливка (цвета), штриховка, значки, сноски и др. В легенде карты должна быть расшифровка любого цветового обозначения. 10. Географические объекты, названия которых не помещаются на контурной карте, могут быть обозначены внемасштабными знаками (цифрами, буквами) и их названия подписывают в условных знаках. 11. Тексты и названия географических объектов должны быть обязательно читаемыми. Названия рек, гор и городов пишите четко, печатным шрифтом. 12. Объекты орографии (элементы рельефа) наносятся черным цветом, гидрографии (водные объекты) – синим. 13. Необходимо выполнять только предложенные задания. Избегайте нанесения на контурную карту "лишней информации". Отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена, если в работу добавлена лишняя информация. 14. В зависимости от задания объекты можно либо заштриховать простым карандашом, либо раскрасить в соответствующие цвета. Старайтесь использовать те же цвета, которые приняты на типографских картах (смотрите карты в атласе). 15. Закрашивание объектов, необходимых для выполнения заданий, производится только цветными карандашами. Никогда не используйте фломастеры и маркеры! 16. Каждая форма рельефа имеет свою цветовую гамму, которая соответствует шкале высот и глубин атласа. 17. Для правильного нанесения на контурную карту названий географических объектов следует ориентироваться на градусную сетку: название географических объектов надо писать вдоль линий градусной сетки, что поможет выполнить задание более аккуратно. 18. Названия небольших объектов в масштабе используемой карты, например вулканов или горных вершин, желательно размещать справа от самого объекта, вдоль параллели. 19. Названия линейных объектов, например, гор, рек или течений, нужно размещать по протяженности, так, чтобы можно было их прочитать, не переворачивая карту. 20. Названия площадных объектов не должны выходить за границы объекта. Исключения составляют небольшие объекты. В таком случае надпись может быть расположена рядом с данным объектом или дана ссылка в виде цифры, которая расшифровывается в легенде карты (например, на карте: цифра 1 стоит на объекте; а в легенде дана расшифровка: 1 - оз. Ильмень). 21. Если вы обозначаете площадной объект, например, равнину или море, то помните, что границы этих объектов не обводят линиями. Надпись названия показывает территорию равнины или акваторию моря. 22. В условных знаках должна быть система. Придерживайтесь картографической традиции в заполнении карт. 23. Контурная карта сдаётся учителю географии своевременно в указанный срок. Задание 1. Заполните пропуски в схеме. Нажми, чтобы увеличить Битва на р. Шелони
. Задания 2. Проведите соединительные линии трех цветов между между территориями, принадлежавшими к началу княжения Ивана III Москве, Литве, сохранившими свою независимость.
Задание 3.
Выберите правильный ответ. Задание 4.
На контурной карте:
Задание 5. Используя дополнительный материал, напишите короткое эссе (не более 100 слов) на тему «Иван III: человек и государь». Ивана III, как государя, замечательно охарактеризовали современники, дав ему прозвище Великий. Иван был умным, расчетливым, хитрым, иногда даже коварным, правителем. Главным итогом его правления стало объединение вокруг Москвы большей части русских земель и становление Московского княжества, как полностью независимого государства. Значительные перемены произошли и во внутренней политике. Был принят "Судебник", заложена система приказов, за что Иван получил еще одно прозвище - Правосуд. Вместе с тем Иван жестоко боролся с политическими противниками и сепаратизмом удельных князей. В правление Ивана закладываются основы русского самодержавия с его обязательными атрибутами, соблюдению которых Иван III придавал огромное значение. Как человек Иван III характеризуется современниками, как строгий, справедливый, любящий прислушиваться к чужому мнению и даже возражениям. Вместе с тем, объединив значительное число русских земель, Иван III не любил участвовать в военных походах, оставаясь всегда в Москве и посылая своих воевод. Можно смело сказать, что Иван III был незаурядной личностью, и прозвище Великий, как нельзя лучше характеризует его, как государя. |
Читайте: |
---|
Популярное:
Новое
- К чему снится клещ впившийся в ногу
- Гадание на воске: значение фигур и толкование
- Тату мотыль. Татуировка мотылек. Общее значение татуировки
- Что подарить ребёнку на Новый год
- Как празднуют день святого Патрика: традиции и атрибуты День святого патрика что
- Как научиться мыслить лучше Я не умею быстро соображать
- Эти признаки помогут распознать маньяка Существует три способа достижения абсолютной власти
- Как спастись от жары в городской квартире
- Слова благодарности для учителей: что написать в открытке любимому педагогу?
- Слова благодарности для учителей: что написать в открытке любимому педагогу?