Разделы сайта
Выбор редакции:
- Гадание в новый год для привлечения денег Как правильно гадать на новый год
- К чему снится клещ впившийся в ногу
- Гадание на воске: значение фигур и толкование
- Тату мотыль. Татуировка мотылек. Общее значение татуировки
- Что подарить ребёнку на Новый год
- Как празднуют день святого Патрика: традиции и атрибуты День святого патрика что
- Как научиться мыслить лучше Я не умею быстро соображать
- Эти признаки помогут распознать маньяка Существует три способа достижения абсолютной власти
- Как спастись от жары в городской квартире
- Слова благодарности для учителей: что написать в открытке любимому педагогу?
Реклама
Уроки рисования в православной школе. Урок для воскресной школы: панно «Монастырь |
Ваша помощь сайту и приходуВознесение Господне (Подборка материалов на сайте)Календарь — архив записейПоиск по сайтуРубрики сайтаВыберите рубрику 3D-экскурсии и панорамы (6) Без рубрики (10) В помощь прихожанам (3 900) Аудиозаписи, аудиолекции и беседы (316) Буклеты, памятки и листовки (137) Видеофильмы, видеолекции и беседы (1 019) Вопросы священнику (442) Изображения (260) Иконы (551) Иконы Божией Матери (109) Проповеди (1 125) Статьи (1 887) Требы (31) Исповедь (15) Таинство Венчания (11) Таинство Крещения (18) Георгиевские чтения (17) Крещение Руси (22) Литургия (175) Любовь, брак, семья (77) Материалы для воскресной школы (416) Аудио (24) Видео (111) Викторины, вопросы и загадки (46) Дидактические материалы (76) Игры (31) Изображения (46) Кроссворды (27) Методические материалы (48) Поделки (26) Раскраски (14) Сценарии (11) Тексты (101) Повести и рассказы (31) Сказки (12) Статьи (19) Стихи (32) Учебники (17) Молитва (527) Мудрые мысли, цитаты, афоризмы (389) Новости (283) Новости Кинельской епархии (107) Новости прихода (54) Новости Самарской митрополии (13) Общецерковные новости (81) Основы православия (3 996) Библия (899) Закон Божий (914) Миссионерство и катехизация (1 541) Секты (7) Православная библиотека (492) Словари, справочники (54) Святые и Подвижники благочестия (1 842) Блаженная Матрона Московская (5) Иоанн Кронштадтский (2) Символ Веры (100) Храм (169) Устройство храма (1) Церковное пение (34) Церковные записки (10) Церковные свечи (10) Церковный этикет (12) Церковный календарь (2 633) Антипасха (15) Неделя 3-я по Пасхе, святых жен-мироносиц (19) Неделя 3-я по Пятидесятнице (1) Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном (10) Неделя 5-я по Пасхе о самаряныне (11) Неделя 6-я по Пасхе, о слепом (7) Пост (483) Радоница (10) Родительская суббота (35) Светлая Седмица (17) Страстная Седмица (69) Церковные праздники (722) Благовещение (17) Введение во храм Пресвятой Богородицы (11) Воздвижение Креста Господня (15) Вознесение Господне (19) Вход Господень в Иерусалим (20) День Святого Духа (10) День Святой Троицы (38) Икона Божией Матери »Всех скорбящих Радость» (1) Казанской иконы Божией Матери (15) Обрезание Господне (4) Пасха (139) Покров Пресвятой Богородицы (21) Праздник Крещения Господня (45) Праздник обновления храма Воскресения Иисуса Христа (1) Праздник Обрезания Господня (1) Преображение Господне (16) Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня (1) Рождество (120) Рождество Иоанна Предтечи (9) Рождество Пресвятой Богородицы (24) Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы (3) Сретение Господне (18) Усекновение главы Крестителя Господня Иоанна (5) Успение Пресвятой Богородицы (27) Церковь и таинства (156) Елеосвящение (10) Исповедь (35) Миропомазание (5) Причащение (27) Священство (6) Таинство Венчания (14) Таинство Крещения (19) Основы православной культуры (35) Паломничество (254) Афон (1) Главные святыни Черногории (1) Рим (Вечный город) (3) Святая земля (4) Святыни России (16) Пословицы и поговорки (9) Православная газета (38) Православное радио (71) Православный журнал (38) Православный музыкальный архив (171) Колокольные звоны (12) Православный фильм (95) Притчи (103) Расписание богослужений (63) Рецепты православной кухни (15) Святые источники (5) Сказания о Русской земле (94) Слово Патриарха (118) СМИ о приходе (23) Суеверия (40) Телеканал (388) Тесты (2) Фото (25) Храмы России (246) Храмы Кинельской епархии (11) Храмы Северного Кинельского благочиния (7) Храмы Самарской области (69) Художественная литература проповедническо-огласительного содержания и значения (126) Проза (19) Стихи (42) Чудеса и знамения (60)Православный календарьВознесение Господне Прп. Симеона столпника на Дивной горе (596). Прп. Никиты, столпника Переяславского (1186). Блж. Ксении Петербургской (прославление 1988). Мчч. Мелетия Стратилата, Стефана, Иоанна, Серапиона египтянина, Каллиника волхва, Феодора и Фавста и с ними 1218-ти воинов с женами и детьми (ок. 218). Прп. Викентия Леринского (до 450). Мучеников, в долине Ферейдан (Иран) от персов пострадавших (XVII) (Груз.) (переходящее празднование в день Вознесения Господня). Утр. – Мк., 71 зач., XVI, 9–20. Лит. – Деян., 1 зач., I, 1–12. Лк., 114 зач., XXIV, 36–53. На великой вечерне «Блажен муж» не поется. На утрене величание: «Величаем Тя, Живодавче Христе, и почитаем еже на Небеса с Пречистою Твоею Плотию Божественное вознесение». После Евангелия – «Воскресение Христово видевше». Катавасия «Божественным покрове́н...». Вместо «Честнейшую» поем припевы праздника. 1-й припев: «Величай, душе моя, вознесшагося от земли на Небо Христа Жизнодавца». В конце утрени и на литургии отпуст: «и́же во слáве вознесы́йся от нас на Не́бо и одеснýю се́дый Бо́га и Отцá, Христо́с, и́стинный Бог наш...». На литургии антифоны праздника. Вхо́дный стих: «Взы́де Бог в воскликнове́нии, Господь во гласе трубне». Трисвятое. Вместо «Достойно» – «Величай, душе моя... Тя паче ума и словесе́...». Вместо «Видехом Свет Истинный...» – «Вознеслся еси во славе...» (до отдания). Вечером в праздник совершается великая вечерня со входом и великим прокимном.
Именинников мы поздравляем с днем Ангела! Икона дняПреподобный Никита Столпник ПереяславскийПреподобный Никита Столпник Преподобный Никита Столпник Переяславский был уроженцем города Переяславля-Залесского и заведовал сбором казенных податей и налогов. В 1152 году князь Юрий Долгорукий перенес город Переяславль и каменный храм во имя Всемилостивого Спаса на новое место. В связи с расходами по строительству города и храма был произведен усиленный сбор податей с жителей города. Никита, руководивший этими сборами, нещадно грабил жителей, собирая огромные суммы денег для себя. Так длилось много лет. Но милосердный Господь, желающий всех грешников спасти, и Никиту привел к покаянию. Однажды он пришел в церковь и услышал слова пророка Исаии: «Измыйтеся, и чисти будете, отьимите лукавства от душ ваших... научитеся добро творити... избавите обидимаго, судите сиру (защитите сироту) и оправдите вдовицу» (Ис.1,16-17). Словно громом, был потрясен он этими словами, проникшими в глубину сердца. Всю ночь Никита провел без сна, вспоминая слова: «Измыйтеся и чисти будете». Однако утром он решил пригласить друзей, чтобы в веселой беседе забыть ужасы прошедшей ночи. Господь вновь призвал Никиту к покаянию. Когда жена стала готовить обед для угощения гостей, то вдруг увидела в кипящем котле то всплывавшую человеческую голову, то руку, то ногу. В ужасе позвала она мужа, и Никита увидел то же самое. Внезапно в нем пробудилась уснувшая совесть, и Никита ясно осознал, что своими поборами он поступает как убийца. «Увы мне, много я согрешил! Господи, наставь меня на путь Твой!» – с такими словами выбежал он из дома. В трех верстах от Переяславля стоял монастырь во имя святого великомученика Никиты, куда и пришел потрясенный страшным видением Никита. Со слезами он припал к ногам игумена: «Спаси погибающую душу». Тогда игумен решил испытать искренность его покаяния и дал первое послушание: три дня стоять при монастырских воротах и исповедовать всем проходящим грехи свои. С глубоким смирением Никита принял первое послушание. Через три дня игумен вспомнил о нем и послал одного инока посмотреть, что он делает у монастырских ворот. Но инок не нашел Никиту на прежнем месте, а обнаружил его лежащим в болоте; он был покрыт комарами и мошками, тело его было в крови. Тогда сам игумен с братией пришел к добровольному страдальцу и спросил: «Сын мой! что ты делаешь с собой?» «Отец! Спаси погибающую душу», – отвечал Никита. Игумен одел Никиту во власяницу, сам ввел в монастырь и постриг в монашество. Всем сердцем приняв монашеские обеты, преподобный Никита проводил дни и ночи в молитве, пении псалмов и чтении житий святых подвижников. По благословению настоятеля он возложил на себя тяжелые вериги и на местах своих монашеских подвигов ископал два глубоких колодца. Вскоре преподобный усилил свой подвиг – он выкопал глубокую круглую яму и там, возложив на главу каменную шапку, стал, подобно древним столпникам, на пламенную молитву. Только голубое небо да ночные звезды видел он со дна своего столпа-колодца, да узкий подземный ход вел под церковную стену – по нему преподобный Никита ходил в храм на богослужение. Так, подвизаясь добрым подвигом в обители великомученика Никиты, преподобный Никита и сам завершил жизнь мученической кончиной. Однажды ночью родственники святого, приходившие к нему для благословения, прельстились его блестевшими веригами и крестами, приняв их за серебряные, и решили овладеть ими. В ночь на 24 мая 1186 года они разобрали покрытие столпа, убили подвижника, сняли с него кресты и вериги, завернули их в грубую холстину и убежали. Перед утренним богослужением пономарь, пришедший за благословением к святому Никите, обнаружил разобранную крышу и сообщил об этом игумену. Игумен с братией поспешил к столпу преподобного и увидел убитого святого, от тела которого исходило благоухание. Между тем убийцы, остановившись на берегу реки Волги, решили поделить добычу, но с удивлением увидели, что это не серебро, а железо, и бросили вериги в Волгу. Господь прославил и эти видимые знаки тайных подвигов и трудов святого. В ту же ночь Симеон, благочестивый старец Ярославского монастыря во имя святых апостолов Петра и Павла, увидел над Волгой три ярких луча света. Он сообщил об этом настоятелю монастыря и старейшине города. Собор священников и многочисленные горожане, сошедшиеся к реке, увидели три креста и вериги «яко древо в водах волжских плавающие». С благоговением и молитвами перенесены были вериги в обитель великомученика Никиты и положены на гроб преподобного Никиты. При этом произошли исцеления. Около 1420–1425 гг. святитель Фотий, митрополит Московский, благословил открыть мощи святого Никиты. Игумен монастыря с братией совершил молебен, затем открыли бересту, которой было обернуто нетленное тело, но вдруг могила закрылась землей, и мощи остались под спудом. В 1511–1522 гг. был воздвигнут придел во имя преподобного Никиты, а в XIX веке протоиерей А. Свирелин составил акафист святому. Тропарь преподобному Никите Столпнику, Переяславскому Правосла́вным смы́слом ю́ношская возжеле́ния возненави́дев/ и до́блественныя нра́вы восприи́м, врага́ победи́л еси́,/ и во благоразу́мии Бо́гу угоди́л еси́,/ и свы́ше от Него́ прие́м дар чуде́с,/ бе́сы прогоня́ти, неду́ги исцеля́ти,/ Ники́то пресла́вне,// моли́ Христа́ Бо́га, да спасе́т ду́ши на́ша. Перевод: Православным разумом возненавидев юношеские страсти и начав мужественно подвизаться, ты победил врага, и в своем усердии угодил Богу, и свыше от Него получил дар чудотворений: прогонять бесов, исцелять болезни. Никита преславный, моли Христа Бога да спасет души наши. Кондак преподобному Никите Столпнику, Переяславскому Христа́ ра́ди от твои́х рабо́в ну́ждную смерть претерпе́л еси́/ и вене́ц нетле́ния от Него́ восприя́л еси́,/ приходя́щим же с ве́рою от честна́го твоего́ гро́ба подае́ши цельбы́,/ о Ники́то преподо́бне,// моли́твенниче о душа́х на́ших. Перевод: Ради Христа ты претерпел насильственную смерть от рабов твоих и принял от Него нетленный венец, приходящим же с верой от почитаемого твоего гроба подаешь исцеления, о Никита преподобный, молитвенник о душах наших. Молитва преподобному Никите Столпнику, Переяславскому О, всечестна́я главо́, преподо́бне о́тче преблаже́нне, Ники́то преподобному́чениче! Не забу́ди ни́щих твои́х до конца́, но помина́й нас всегда́ во святы́х свои́х и благоприя́тных моли́твах к Бо́гу и не забу́ди присеща́ти чад свои́х. Моли́ за ны, о́тче благи́й и избра́нниче Христо́в, я́ко име́яй дерзнове́ние к Небе́сному Царю́, и не премолчи́ за ны ко Го́споду, и не пре́зри нас, ве́рою и любо́вию чту́щих тя. Помина́й нас, недосто́йных, у Престо́ла Вседержи́телева и не преста́й моля́ся за нас ко Христу́ Бо́гу: тебе́ бо дана́ бысть благода́ть моли́тися за ны. Не мним бо тя ме́ртва су́ща, а́ще бо и те́лом преста́вился еси́ от нас, но и по сме́рти у́бо жив пребыва́еши. Не отступа́й от нас ду́хом, сохраня́я и соблюда́я нас от стрел вра́жиих и вся́кия пре́лести бесо́вския, засту́пниче и моли́твенниче наш до́брый. А́ще бо и моще́й твои́х ра́ка пред очи́ма на́шима ви́дима есть всегда́, но свята́я твоя́ душа́ со а́нгельскими во́инствы, со Безпло́тными ли́ки, с Небе́сными си́лами у Престо́ла Вседержи́теля Бо́га досто́йно весели́тся. Ве́дуще у́бо тя вои́стинну и по сме́рти жи́ва су́ща, тебе́ припа́даем, и тебе́ мо́лимся, и ми́лися де́ем, е́же моли́тися о нас Всеси́льному Бо́гу о по́льзе душ на́ших, и испроси́ нам вре́мя на покая́ние и невозбра́нно прейти́ от земли́ на Не́бо, и го́рьких мыта́рств, и возду́шных князе́й, и ве́чныя му́ки изба́вится нам, и Небе́сному Ца́рствию насле́дником бы́ти со все́ми пра́ведными, от ве́ка угоди́вшими Ему́, Го́споду на́шему Иису́су Христу́. Ему́же подоба́ет вся́кая сла́ва, честь и поклоне́ние со Безнача́льным Его́ Отце́м и Святы́м Ду́хом, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь. Читаем Евангелие вместе с Церковью
Святой Церковью читается Евангелие от Иоанна. Глава 12, ст. 19-36. 19 Фарисеи же говорили между собою: видите ли, что не успеваете ничего? весь мир идет за Ним. 20 Из пришедших на поклонение в праздник были некоторые Еллины. 21 Они подошли к Филиппу, который был из Вифсаиды Галилейской, и просили его, говоря: господин! нам хочется видеть Иисуса. 22 Филипп идет и говорит о том Андрею; и потом Андрей и Филипп сказывают о том Иисусу. 23 Иисус же сказал им в ответ: пришел час прославиться Сыну Человеческому. 24 Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода. 25 Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную. 26 Кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет. И кто Мне служит, того почтит Отец Мой. 27 Душа Моя теперь возмутилась; и что Мне сказать? Отче! избавь Меня от часа сего! Но на сей час Я и пришел. 28 Отче! прославь имя Твое. Тогда пришел с неба глас: и прославил и еще прославлю. 29 Народ, стоявший и слышавший то, говорил: это гром; а другие говорили: Ангел говорил Ему. 30 Иисус на это сказал: не для Меня был глас сей, но для народа. 31 Ныне суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон. 32 И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе. 33 Сие говорил Он, давая разуметь, какою смертью Он умрет. 34 Народ отвечал Ему: мы слышали из закона, что Христос пребывает вовек; как же Ты говоришь, что должно вознесену быть Сыну Человеческому? кто Этот Сын Человеческий? 35 Тогда Иисус сказал им: еще на малое время свет есть с вами; ходите, пока есть свет, чтобы не объяла вас тьма: а ходящий во тьме не знает, куда идет. 36 Доколе свет с вами, веруйте в свет, да будете сынами света. Сказав это, Иисус отошел и скрылся от них. (Ин. гл. 12, 19-36.) Мульткалендарь
Православные просветительские курсы
ХРИСТОС – ИСТОЧНИК ВОДЫ ЖИВОЙ: Слово в Неделю 5-ю по Пасхе, о самарянынеВ о имя Отца и Сына и Святого Духа! В сегодняшнее воскресенье мы вспоминаем о евангельской беседе с самарянкой. Богослужение воспевает Христа, Который в беседе с женщиной из деревни Сихарь ясно дал понять, что Источник воды живой, ведущей человека к вечной жизни, – это Он. Желающий утолить телесную жажду может идти к вырытому в земле колодцу, желающий утолить духовный голод – должен идти ко Христу. Скачать
Иеромонах Никон (Париманчук) Подготовка к таинству святого КрещенияВ разделе "Подготовка ко Крещению " сайта "Воскресная школа: on-line курсы " протоиерея Андрея Федосова , руководителя отдела образования и катехизации Кинельской Епархии собрана информация, которая будет полезна тем кто сам собирается принять Крещение, либо хочет окрестить своего ребенка или стать крестным родителем. Р аздел состоит из пяти огласительных бесед, в которых раскрывается содержание православного вероучения в рамках Символа Веры, объясняется последовательность и смысл обрядов, совершаемых при Крещении и даются ответы на распространенные вопросы связанные с этим Таинством. Каждая беседа сопровождается дополнительными материалами, ссылками на источники, рекомендованную литературу и интернет-ресурсы. О гласительные беседы курса представлены в виде текстов, аудиофайлов и видео. Темы курса:
Приложения:
Чтение житий святых Дмитрия Ростовского на каждый деньСвежие записиРадио "Вера"Радио «ВЕРА» – это новая радиостанция, которая рассказывает о вечных истинах Православной веры. Телеканал Царьград: Православие
Рассказывает Мария Масунова-Короткина, В нашей воскресной школе каждую неделю проводятся занятия рисованием для детей от 4-х лет и старше. Время занятий примерно около часа. Как раз столько, сколько нужно мамам и папам что бы принять участие в приходской трапезе и беседе. Занятия рисованием решают сразу три задачи. О первой задаче пишет митр. Антоний (Сурожский): У себя мы 38 лет тому назад создали приходскую школу, и она с тех пор растет. Два раза в месяц после Литургии бывает урок; потом детей водят играть в соседний парк, что бы они друг с другом ближе знакомились. Очень важно, что бы они составили семью, которая в будущем будет приходской общиной... Бывают занятия по предметам веры в группах, занятия по рукоделию, спорт, походы. И это создает между детьми отношения, позволяющие им, когда они подрастут и дойдут до возраста, в котором подростки бунтуют против родителей, делиться своими впечатлениями или искать совета и помощи не в школе или на улице, а идти к своим товарищам по лагерю, по воскресной школе, то есть по Церкви, в конечном итоге, - и получать, конечно, совершенно иного рода ответы. Вторая задача - освободить родителей, что бы они тоже могли учувствовать в приходской жизни, а не только "пасли" своих детей. И третья, наверное, самая важная задача - развить у детей образное мышление, умение видеть и наблюдать. Почему именно рисованием, а не другими предметами, чаще всего занимаются с детьми в воскресных школах?
Дело в том, что это самый просто и доступный способ развить у детей образное мышление. Ведь одна из задач рисования (независимо от того, кто ты, взрослый художник или ребенок) - изобразить на плоскости трехмерное (объемное) пространство. Это трудно для ребенка, поэтому он, рисуя, обычно не знает, что получится на выходе. Есть ли зависимость между тем, что и как ребенок рисует и особенностям и его личности и настроения?
Родители разных детей задавали мне примерно такой вопросы. Например, один психолог напугал маму тем, что если рисунок в черных и коричневых тонах (мрачный), значит что-то не в порядке или с ребенком, или в семье. Дорогие мамы и папы, не верьте! Вначале проверьте, как лежат краски у вашего малыша. Понаблюдайте: может он просто не может дотянуться до ярких красок или ему лень это делать? Может быть, не хватает света, а когда рисуешь в темноте, все становится чернее и мрачнее? Можно назвать и много других самых разных бытовых, но никак не психологических причин. Поэтому, пожалуйста, не анализируйте рисунки ваших детей с точки зрения психологии. Это заведомо неверная оценка. Сами психологи говорят, что их критерии не применимы к художникам. А ведь все наши дети художники. Поэтому психоанализ тут просто не применим. Пускай дети рисуют, как рисуют. Это их восприятие мира, их личное отношение с ним. И очень важно помнить, что мы со своим взрослым восприятием можем помешать ребенку, если начнем говорить ему, что он рисует неправильно и непохоже. Рисовать "похоже", он просто не умеет (этому долго надо учится), а как правильно, порой мы и сами не знаем. Поэтому, пока у детей есть желание рисовать, надо предоставить им эту возможность. Сейчас они это делают с радостью, а пройдет какое-то время, они станут взрослее и все больше и больше начнут обращать внимание на реакцию окружающих людей и подстраиваться под то, "что другие скажут". И тогда ребенок перестает рисовать, он говорит, что не умеет, боится, ему становится неинтересно. Это происходит со всем детьми, и ничего тут не поделаешь. Начинается подростковый возраст с другими интересами и проблемами. Начинается взросление. И тут уже нет места детскому рисованию с вечными "принцессами, машинами-танками" и сказочными персонажами. Это значит - детство закончилось. Преподавание рисования в нашей школе несколько противоречит общепринятой ныне методике. Школа ставит перед собой три основные цели: Не загубить имеющийся от природы дар ученика способного к рисованию; Художественному восприятию мира в нашей школе ребенок обучается на уроках литературы, фольклорных играх, трудовом обучении, каллиграфии. На уроках рисования его учат рисовать и любить это занятие. С 6 до 12 лет детям предлагается в определенно разработанной последовательности упрощенный (непрофессиональный) способ подетального срисовывания различных предметов живой и неживой природы. Ребенок дополняет рисунок своей собственной рамочкой. Помимо этой работы дети обучаются рисовать по памяти, но только те предметы, которые были прорисованы подетально. Потребность самостоятельного творчества удовлетворяется на уроках чтения и истории, когда детям предлагается проиллюстрировать различные сюжеты (6 часов в неделю). Большую часть времени уроков рисования дети постарше копируют работы художников. Работы для копирования тщательно отобраны. В них должна сквозить авторская личностная доброта и любовь к окружающему миру. "Подтягивая" себя до авторского видения мира, ребенок преодолевает порой собственные отрицательные наклонности. К 12 годам многие дети приобретают стойкий интерес к художественному творчеству, желание запечатлеть увиденное самостоятельно, тонкий вкус, чувство композиции, цвета. Школа может иметь иконописный класс, класс мастеров декоративного творчества, живописи и графики. Но если возможности школы не позволят продолжить дальнейшее дополнительное обучение, то можно удовлетвориться тем, что у детей, по крайней мере, развиты навыки и охота к рисованию. Таким образом, цель деятельного образования достигнута: воспитана любовь и способность к предмету. I год обучения На первом году обучения уроки рисования тесно переплетаются с другими учебными предметами. На уроках чтения дети раскрашивают рисунки, выполненные художником в азбуке-раскраске. На уроках истории дети иллюстрируют рассказ учителя (домашнее задание); иллюстрируют выученные стихотворения; много рисунков выполняется на уроках естествознания; на церковно-славянском языке, скорее рисуется, чем прописывается кириллица (азбука). Таким образом, удовлетворяется тяга детей к самостоятельному творчеству. Во время рисования нужно использовать загадки, песенки, сказки об изображаемом существе. Если во время работы сообщить что-то хорошее о запечатлеваемом объекте, то он удастся значительно лучше. Ребенок должен любить то, что он изображает. Следует добиваться от дитяти максимального старания, особенно при раскраске. К нарисованному предмету малыши, по своему усмотрению, добавляют то, что душа пожелает. Рисунок "берется" в рамочку, которую ребенок может придумать сам, если ему предварительно показать 5-6 возможных вариантов обрамления работ. Замечено, что дети, открытые миру, заполняют пространство вокруг изображенного предмета большим количеством букашек, цветочков и т.д. Рамочки их затейливы, раскрашено все ярко, красочно и тщательно. Иными словами, налицо желание приобщить к делу созидательной Любви (а в христианском понимании к акту Творения) и других созданий. Безучастные к жизни, вялые или очень эгоистичные дети оставляют пространство вокруг кое-как нарисованного предмета пустынным. Определенные душевные аномалии видны и по резким угловатым линиям, тяга замельчать изображенные предметы свидетельствует не только о дефектах зрения. Характерным является и выбор цвета. Тяга к темным цветам (фиолетовый, синий, черный) всегда настораживает: жди от ребенка неадекватной реакции в обычной житейской ситуации. Бледные, палевые оттенки не всегда говорят о душевной утонченности, а чаще о том, что у малыша душа старичка. Он вял, апатичен, не любит веселых детских игр. И наоборот, заставляя только самовыражаться ребенка с нравственными проблемами, вы еще раз фиксируете и усугубляете болезнь его души. 1.Выполнение контурных рисунков предметов растительного мира. (Грибок, жёлудь, вишенки, яблоко, гроздь рябины, шишка, еловая веточка, листочки). Методические особенности Все виды работ выполняются не в строгой последовательности, а вперемешку между собой. Рисунки выполняются в одной плоскости. Для шестилетнего ребенка важно контурное сходство и сходство окраски. Чтобы рисование предметов живой и неживой природы не стало скучным для ребенка занятием, этим предметам придается некоторая антропоморфность, например: на мишку надеты штанишки, у петушка - сапожки, у цыпленка - на голове бантик, лучики у солнышка заплетены в косички, у грибочков, желудей, яблочек есть глазки, ротики, ручки-ножки и т.д. Как уже было сказано, необходимо рассказать сказку, либо загадать загадку, либо спеть песенку о рисуемом объекте. Рисуя березовый листочек, вспомнить, сколько добра людям дает березка: дрова, бересту, дёготь, веники для бани и т.д. Напомню еще раз: любовь всякое дело зачинает. Ребенок должен полюбить то, Загадки, предлагаемые детям должны быть образны, и об одном предмете может быть загадано несколько загадок. К концу I года дети должны уметь: 1. Нарисовать подетально, за учителем, ряд предметов живой и неживой природы, сделать контурную прорисовку. II год обучения
Второй год обучения дублирует занятия I года. По-прежнему дети обучаются контурному рисунку, раскрашиванию цветными карандашами. Усложняется композиция рисунка, меняются позы изображенных птичек, насекомых, т.е. делается иная контурная прорисовка. Ill год обучения (8-9 лет). На третьем году обучения продолжается работа I и II года. Расширяется охват рисуемых объектов, усложняется композиция, увеличивается вариативность рамочек. Уроки сопровождаются чтением художественных произведений (читает учитель). К концу III года дети должны уметь: 1.Срисовать за учителем с доски довольно сложные по композиции IV год обучения (9-10 лет) На IV году обучения подетальная зарисовка с доски дополняется срисовыванием открыток и различных картинок. На этом этапе важен индивидуальный подход. Необходимо учитывать врожденные способности к рисованию у отдельных учащихся и давать им для срисовывания более сложные картинки. Поскольку педагог хорошо знает своих учеников (у детей еще один учитель почти по всем предметам), он должен чувствовать, что хочется нарисовать в данный момент ребенку: растение или домашний интерьер, или иллюстрацию к сказке. На IV году начинается работа над объемным изображением. Первые объемные рисунки - это цветы и храм Божий. Как при помощи цвета передать объем, учитель показывает на доске цветными мелками (можно и белыми) на примере розы. На IV году обучения детям предлагается подетальная прорисовка букв-инициалов из древнерусских рукописных книг. ("Евангелие", "Апостол"), из этих же книг копируются заставки и рамочки. К этому времени на уроках церковно-славянского языка дети научились написанию небольших текстов, поэтому можно на уроках рисования поднять это умение на принципиально новый уровень. Ведь написание букв кириллицы - это и есть художество. Так же на IV году обучения делаются первые оформительские работы. Дети делают маленькие собственные иллюстрированные книжечки пословиц или странички азбуки. 1. Работа над объемным рисунком. Передача объема при помощи цвета. Методические особенности С этого года возможен индивидуальный подход. Как при помощи цвета передать объем, этому должны начинать учиться все дети. Но те учащиеся, которые после неоднократных попыток не сумеют сделать это красиво, могут продолжать срисовывать картинки с плоскостным изображением. Это замечание касается и оформительской работы, и срисовывания сложных заглавных букв, зарисовок. Дети, у которых есть врожденные способности к рисованию, первыми осваивают эти виды работ. Остальные могут повторить попытки в середине или в конце года, или отложить эти занятия до следующего класса. Все учащиеся периодически рисуют по памяти, придумывают буквы кириллицы, придумывают собственные рамочки к рисункам, срисовывают за учителем отдельные предметы живой и неживой природы. К концу IV года дети должны уметь: 1. Сделать контурные рисунки по памяти около 30 объектов живой и неживой V год обучения (10-11 лет) На V году обучения продолжается выполнение работ IV года. V год обучения полностью совпадает с содержанием IV года. Разница состоит лишь в том, что для срисовывания используются новые открытки с объемным изображением, по-прежнему, предпочтение отдается изображению красивых цветов и храмов. Открытки прошлого года раздаются ученикам, которые не смогли справиться прежде с объемным рисунком. VI год обучения (11-12 лет) На VI году обучения наиболее способные дети начинают работать акварелью. Раскрашивание цветными карандашами на протяжении 5 лет, работа пером и тушью подготовила детей к быстрому овладению техникой акварели. К концу VI года обучения учащиеся должны уметь: 1. Выполнить по памяти зарисовки около 40 объектов живой и неживой природы. VII год обучения (12-13 лет) На VII году обучения начинается профессиональное обучение рисованию. Если возможности школы не позволяют иметь при себе иконописный класс, класс декоративной росписи, графики и т.д., до 15 лет может продолжаться работа, которая велась в VI классе. © Все права защищены Тема: «Крест Господень». Урок 1–2. Цели: Формирование представления о Кресте Господнем, как орудии спасения. Теоретическая часть. Знакомство с формой православного креста, крестами другой формы. Изображение православного креста, как центра декоративной композиции к празднику Воздвижения Креста Господня. Анализ декоративных элементов, которые можно использовать для завершения композиции. Практическая часть. 1-й урок: Подготовительный рисунок композиции «Крест Господень» 2-й урок: Завершение работы в цвете. Материалы: Бумага, карандаш, фломастер, акварельные краски (по выбору). Тема: «Праздничная открытка». Цели: Развитие кругозора, формирование представлений об истоках славянской культуры (письменности, книгопечатания, шрифта). Знакомство с плакатной графикой, шрифтовым плакатом. Развитие творческих способностей. Закрепление навыков в работе карандашом и красками. Урок 3–4. «Буквица» (инициал). Теоретическая часть. 1) Из истории развития письменности: История шрифта; Создатели славянской азбуки св. братья Кирилл и Мефодий. 2) Из истории книгопечатания: Первые рукописные книги на Руси; Типография Федорова, первого книгопечатника на Руси. Анализ формы, орнаментики и цветового решения инициала в рукописных книгах. Практическая часть. 3-й урок: Выполнение рисунка «буквицы»(инициала) в карандаше. 4-й урок: Орнаментальное решение буквицы, работа в цвете. Материалы: Бумага, карандаш, линейка, фломастер, акварельные или гуашевые краски (по выбору). Урок 5. Монограмма. Теоретическая часть. Из истории развития письменности. Виды шрифтов. Старославянская вязь. Анализ вариантов композиции из нескольких букв. Практическая работа. Выполнение рисунка монограммы из первых букв своих имени и фамилии в цвете. Материал: Бумага, карандаш, фломастер, акварель. Урок 6. Шрифтовой плакат. Теоретическая часть. Из истории плакатной графики. О композиции шрифтового плаката. Практическая часть. Выполнение надписи «С Рождеством Христовым!» церковно-славянским или рубленым шрифтом в цвете. Материалы: Альбомный лист, карандаш, линейка, фломастеры, гуашь. Тема: «Православный храм». Цели: Формирование представлений об архитектуре, ее видах, храмовой архитектуре. Закрепление знаний по перспективе. Развитие творческих способностей, пространственных представлений, зрительной памяти. Закрепление навыков в работе карандашом и красками. Урок 7–8. Знакомство с храмовой архитектурой. Теоретическая часть. Из истории храмовой архитектуры: Анализ конструкции и пропорций различных храмовых сооружений. Из истории нашего храма Рождества Христова. Анализ конструкции и пропорций нашего храма. Фронтальная и угловая перспектива куба. Анализ вариантов композиции рисунка. Практическая часть. Выполнение рисунка храма Рождества Христова в карандаше (сбоку, в три четверти или спереди). Материалы: Бумага, карандаш, линейка. Тема: «Красота Божьего мира». Цели: Формирование эстетического чувства при восприятии живой природы и живописных работ пейзажного жанра. Развитие репродуктивных навыков и творческих способностей, развитие глазомера, композиционного чувства. Закрепление навыков в работе красками. Урок 9. Зимний пейзаж. Теоретическая часть. Анализ произведений живописи с зимней тематикой. Сравнение цветовой гаммы в картинах и природе. Практическая часть. Выполнение живописной работы «Зима в лесу» без прорисовки карандашом. (Под диктовку педагога). Материалы: Бумага, гуашевые краски, палитра, кисти. Тема: «Твой небесный покровитель». Цели: Формирование представлений о небесном покровителе. Знания о портретном жанре, видах портрета, пропорциях фигуры ангела и деталей его одежды. Развитие творческих способностей. Закрепление навыков в работе карандашом и красками. Урок 10–11. День Ангела. Теоретическая часть. Анализ пропорций фигуры, лица, крыльев, прически, деталей костюма ангела. Анализ художественных портретов: поплечных, погрудных, поясных и в полный рост. Анализ вариантов композиции рисунка Ангела (по выбору). Практическая часть. 9-й урок: Выполнение рисунка Ангела в карандаше. 10-й урок: Цветовое решение рисунка. Материалы: Бумага, карандаш, фломастер, цветные карандаши, акварель или гуашь по выбору. Тема: «Праздник Рождества христова». Цели: Формирование навыков в композиционном решении поздравительной открытки. Развитие творческих способностей. Закрепление навыков в работе карандашом и красками. Урок 11–12. Праздничная Рождественская открытка. Теоретическая часть. Использование знаний и умений в разработке композиции открытки с изображением зимнего фона, храма, ангелов трубящих, праздничной надписи. Анализ вариантов размещения элементов композиции на листе бумаги. Анализ цветового решения композиции. Практическая часть. Выполнение рисунка открытки в карандаше и цвете. Использование украшающих элементов (блесток). Материалы : Бумага, карандаш, акварель или гуашь по выбору, блеск, мишура. Тема: «Человек – вершина творения Господня». Цели: Формирование представлений о человеке как вершине Божиего творения. Развитие творческих способностей. Закрепление навыков в работе карандашом. Урок 13. Фигура человека. Теоретическая часть. Закрепление пропорций фигуры человека, фигура человека в движении. Практическая часть. Наброски и зарисовки фигуры человека в движении. Материалы: Бумага, простой карандаш. Тема: «Защитники земли Русской». Цели: Формирование представлений о человеке как вершине творения Господня, о героизме как проявлении духовной силы человека, формирование патриотических чувств. Закрепление пропорций фигуры человека, фигура человека в движении. Знания из истории Отечества, символики, детелях одежды и снаряжения русского воина. Развитие творческих способностей. Закрепление навыков в работе карандашом и красками. Урок 14. Праздник «День Защитника Отечества». Теоретическая часть. Факты из истории нашей Родины о святых героях: Илье Муромце, Александре Невском, Дмитрии Донском, героях ополчения Минине и Пожарском и др., героях Великой Отечественной войны. Анализ одежды и вооружения русского воина, обмундирование современных солдат разного рода войск, некоторые виды орудий, транспортных средств (конь, танк, бронетранспортер). Анализ произведений изобразительного искусства, изображающих богатырей, и на темы гражданской и Великой Отечественной войны. Анализ вариантов композиции «Защитник Отечества» или «Мой папа (брат) в армии». Практическая часть: Выполнить рисунок в цвете фигуры русского богатыря или современного воина с элементами вооружения. Материалы: Тема: «Домашний очаг. Семья». Цели: Формирование понятий о семье, как малой церкви. Знание особенностей русского деревянного зодчества, интерьера русской избы, дворца. Знание законов фронтальной перспективы, умение рисовать интерьер во фронтальной перспективе. Развитие пространственных представлений. Развитие творческих способностей. Закрепление навыков в работе карандашом и красками. Урок 15. Интерьер – внутренняя часть здания. Теоретическая часть. Интерьер русской избы, дворца. Современные интерьеры. Особенности заполнения и оформления интерьера. Фронтальная перспектива интерьера. Цвет в интерьере. Практическая часть. Рисунок интерьера собственной комнаты (сюжета) во фронтальной перспективе. Материалы: Бумага, простой карандаш, линейка Тема: «Праздник Пасхи». Цели: Формирование благоговейного «пасхального» чувства при вспоминании Воскресения Христова. Формирование эстетического чувства в выборе композиции поздравительной открытки, ее элементов, цветового решения. Развитие творческих способностей. Закрепление навыков в работе карандашом и красками. Урок 16–18. Пасхальная открытка. Теоретическая часть. О праздновании Пасхи в церкви и дома. Анализ Пасхальной атрибутики (храм, яички, кулич, пасха, вербочки). Анализ вариантов композиции открытки с включением интерьера комнаты, атрибутов праздника, ангелов и праздничной надписи. Практическая часть. Урок 16: Выполнение рисунка яичка с декоративным орнаментом и буквами Х.В. в цвете. Урок 17: Выполнение в карандаше композиции рисунка праздничной открытки с включением фронтального интерьера с окном. Урок 18: Выполнение открытки в цвете. Материалы: Бумага, карандаш, акварель или гуашь по выбору. (Программу составила учитель изобразительного искусства Миненко Ирина Анатольевна) Согласовано Утверждаю _________________ ________________________ Настоятель храма Директор воскресной Рождества Христова учебно-воспитательной группы с.Иловай - Рождественское храма Рождества Христова протоиерей Сергий Баев с. Иловай - Рождественское «__»__________2015 года Мещерякова Екатерина Юрьевна «__»__________2015 года дополнительного образования (начальная ступень) п. Первомайский Пояснительная записка Искусство – Божий дар людям. Оно соединяет нас с Богом тогда, когда мы стремимся постигать его духовным взором: в Боге, истине и красоте. Красота и гармония мира, переданная художником в произведении, заостряет внимание человека, заставляет задуматься о Творце мироздания в его целостности и многообразии. Программа «Изобразительное искусство» составлена на основе программы общеобразовательной школы, с учетом особенностей и традиций христианской православной веры. Художественное образование – один из важнейших способов развития личности ребенка, его духовности, творческого потенциала. Необходимо в раннем возрасте заложить гармоничное представление о мире и правильное отношение к действительности, которое возможно только на основе морально-нравственных ценностей и духовных основ. Важно раскрыть детям предназначение искусства, как служение человеку для возвышения его духа, изначальное назначение художника – создание произведений, служащих, прежде всего духовной пищей, представляющих совокупность красоты и высоконравственного, доброго смысла. Изучение программы по изобразительному искусству направлено на овладение элементарными навыками художественного письма, получение знаний о композиции, цвете, рисунке, приемах декоративного изображения растительных форм и форм животного мира, что способствует не только художественно-эстетическому образованию, но и духовно-нравственному развитию ребенка. Хочется отметить духовно-нравственную направленность , так как помогает формированию личности ребенка средствами духовного искусства. Рассчитана программа на один года обучения в объѐме 28 часов. Программа «Изобразительное искусство» направлена на достижение следующих целей и задач. Цель : развитие нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное в жизни и в искусстве, предоставление свободы для художественно-творческого решения общей учебной задачи. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач: Закрепление материала, изученного на вероучительных предметах. Развитие ассоциативного мышления, фантазии, воображения. Формирование знаний о названии основных и составных цветов, их эмоциональной характеристики. Формирование на занятиях эмоциональной атмосферы, атмосферы любви и сотоварищества, постепенное втягивание детей в осознание темы, совместный диалог, рассуждения и т.д. Установление прочных связей с окружающим миром, с человеком (с самим собой), привлечение личного опыта детей (эмоционального, визуального, бытового). Использование метода оформления интерьера класса работами детей, оформление выставок. Использование метода свободного выбора в системе ограничений (содержание темы, цвета, формы, конструкции и т. д.). Воспитание усидчивости, терпения, аккуратности, навыков взаимопомощи. Занятия изобразительным искусством помогают формированию нравственности и познания христианской культуры, укреплению веры в Бога, умению увидеть и познать красоту окружающего мира как творения Божия, приобщить к миру искусства, познакомить с произведениями живописи и иконописи, художниками и иконописцами. Занятия тесно связаны с уроками Закона Божия и церковным календарем. При организации учебно-познавательной деятельности по изобразительному искусству уместно использовать различные методы работы: словесные; наглядные; практические; проблемно-поисковые. Занятия по изобразительному искусству сопровождаются беседами о любви, сострадании, уважении и милосердии к людям, помощи больным, слабым, заботы о ближнем, о добре и зле. Наряду с учебными занятиями программой предусмотрены выставки, праздники (Рождество, Пасха и др.), конкурсы, в ходе которых дети имеют возможность получить дополнительные знания о народных традициях. При освоении программы «Изобразительное искусство» должны быть достигнуты следующие результаты обучения и воспитания. Предметные результаты. Воспитанники должны знать: основы цветоведения, композиции; ведущие элементы изобразительной грамоты: линия, штрих, тон в рисунке и в живописи; понятия: линейная перспектива, главное, второстепенное, композиционный центр; отличительные особенности основных видов и жанров изобразительного искусства. Воспитанники должны уметь: передавать настроение в работе; передавать на бумаге форму и объем предметов, соотносить их в пространстве и в соответствии с этим – изменять размеры; выполнять декоративные и оформительские работы на заданные темы; владеть гуашевыми, акварельными красками, графическим материалом, использовать подручный материал. Личностные результаты: проявлять интерес к первым творческим успехам товарищей; проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру; проявлять способность к эстетической и нравственной оценке произведений искусства, оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни; творчески откликаться на события окружающей жизни; умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности. Учебно-тематический план № п/п Название темы Количество часов, отведенное на изучение темы Теоретических Практических Введение. «Наш удивительный мир» Создание человека. Рисунок «Бабочка». Рождество Богородицы. Рисунок осеннего пейзажа акварелью. Покров Пресвятой Богородицы. Декоративное рисование. Украшаем узорами платок. Закон Божий и дела людей. Рисунок «Добрые дела людей». Библейские персонажи. Рисование положительных персонажей. Слово – дар Божий человеку. Вводится Дева во храм. Рисунок зимнего пейзажа акварелью. Ангел и ангельский мир. Изготовление ёлочной игрушки «Ангел». . Рисование натюрморта. Рождество Христово. Рисунок- пейзаж «Рождественская ночь» От Рождества до Крещения Господня. Зимний пейзаж «У реки». Сретение Господне. Рисунок маленького птенчика. Евангельские п ритчи. Рисунок на тему одной из притч. Благовещение Пресвятой Владычицы. Рисунок «Первые весенние цветы» Вход Господень в Иерусалим. Рисование веточки вербы Пасха – великий праздник. Пасхальные узоры. Роспись яиц. Храмы. Фрески. «День славянской культуры и письменности». Рисунок буквы. Основное содержание программы «Наш удивительный мир» (1 час) Теория. Бог в природе. Что сделал непостижимый Бог, чтобы явить Себя людям . Практическая часть. Рисунок мира по представлению. Создание человека (1 час) Теория. Человек – венец творения. Душа человека. Жизнь первых людей в Раю. Забота людей о живой природе и всем мире. Практическая часть. Рисунок «Бабочка». Райский сад на крыльях бабочки с одной стороны, осень – с другой. Рождество Богородицы (1 час) Теория. Предание о рождении Девы Марии. Богородичные иконы. Разнообразие цветовых оттенков. Практическая часть. Рисунок осеннего пейзажа акварелью. Покров Пресвятой Богородицы (1 час) Теория. История праздника Покров Пресвятой Богородицы. Практическая часть. Декоративное рисование. Украшаем узорами платок. Закон Божий и дела людей (1 час) Теория. Дарование Закона. Как жить по заповедям Божиим? Практическая часть. Рисунок «Добрые дела людей» Библейские персонажи (2 часа) Теория. Жизнь людей после грехопадения. Положительные и отрицательные персонажи Библии. Практическая часть. Рисование положительных персонажей. Слово – дар Божий человеку (2 часа) Теория. О молитве. Слово Божие и слово человеческое .Практическая часть. Оформление краткой молитвы орнаментом по древнерусским мотивам. Вводится Дева во храм (1 час) Теория. Пресвятая Богородица как предначалие Нового Завета. Рассказ о празднике Введения во храм Пресвятой Богородицы. Практическая часть. Рисунок зимнего пейзажа акварелью. Ангел и ангельский мир (2 часа) Теория. Кто такие Ангелы-хранители? Значение цвета в православии. Практическая часть. Изготовление ёлочной игрушки «Ангел». (2 часа) Теория. Пост - это труд, но труд радостный. Виды поста. Практическая часть. Рисование натюрморта. Рождество Христово (2 часа) Теория. Рождество как живописный сюжет. Рождество Христово в русской живописи. Практическая часть. Рисунок- пейзаж «Рождественская ночь» От Рождества до Крещения Господня (2 часа) Теория. Святки. История празднования Святок на Руси. Крещение Господа в Иордане. Крещенская вода и ее чудесные свойства. Практическая часть. Зимний пейзаж «У реки» Сретение Господне (1 час) Теория. История праздника. Народные обычаи и приметы на Сретенье. Цветовая гамма. Практическая часть. Рисунок маленького птенчика. Прощеное воскресение (1 час) Теория. Прощеное воскресение – как мост, ведущий к Великому посту. Масленица. Предметный ряд в натюрморте как выражение смыслового начала. Практическая часть. Рисование натюрморта «Блинная трапеза» Евангельские п ритчи (2 часа) Теория. Что такое притча. Композиционные приёмы в выделение главного и второстепенного. Практическая часть. Рисунок на тему одной из притч. Благовещение Пресвятой Богородицы(1 час) Теория. Благовещение - один из самых распространенных сюжетов русского иконописания. Практическая часть. Рисунок «Первые весенние цветы» Вход Господень в Иерусалим (1 час) Теория. Вербное воскресенье. Смысл праздника. Разнообразие оттенков в окружающей действительности. Практическая часть . Рисование веточки вербы Пасха – великий праздник (2 часа) Теория. Праздников праздник и торжество из торжеств . История праздника. Разнообразие форм предметов окружающей действительности. Зависимость размещения узора от формы предмета. Практическая часть . Пасхальные узоры. Роспись яиц. Храмы. Фрески (1 час) Теория. Понятие храма. Значение храма в православии. Архитектура и символика храма. Практическая часть. Графическое решение архитектурного облика храма. День славянской культуры и письменности (1 час) Теория. Учителя словенские Кирилл и Мефодий. Славянский язык – богослужебный язык Церкви. Декоративность цветового решения в композиции. Практическая часть. Рисунок буквы. В работе используются различные нетрадиционные техники рисования. Тычок жесткой полусухой кистью Средства выразительности: фактурность окраски, цвет. Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного. ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности. Рисование пальчиками Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет. Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается. Рисование ладошкой Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт. Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с 5ти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается. Скатывание бумаги Средства выразительности: фактура, объем. Материалы: салфетки либо цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, налитый в блюдце, плотная бумага или цветной картон для основы. Способ получения изображения: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из нее шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком для снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу. Оттиск поролоном Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона. Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон. Оттиск пенопластом Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки пенопласта. Способ получения изображения: ребенок прижимает пенопласт к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и мисочка, и пенопласт. Оттиск смятой бумагой Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага. Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага. Восковые мелки + акварель Средства выразительности: Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается незакрашенным. Свеча + акварель Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым. Информационное и материально-техническое обеспечение учебно-воспитательного процесса Для успешного преподавания необходимы определенные условия: наличие учебного кабинета, учебной доски; наличие необходимых технических средств: компьютер, медиапроектор; наличие учебных пособий: иллюстрированный материал , репродукции икон и картин художников; видеозаписи, диски; инструменты и материалы: цветные и простые карандаши, кисти, ножницы, клей, акварельные краски, пастель, гуашевые краски, восковые мелки, бумага акварельная, цветная бумага, картон. Учебная литература для педагога Абрамова М. А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству: 1 – 4 кл. /Скребцова М. А.. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. Шалина Л. С. Уроки для самых маленьких /Л. С. Шалина //Юный художник. – 1991. - № 6. – с. 45. Виноградова Г. Уроки рисования с натуры: Пособие для учителя. -М.: Просвещение, 1980. Учебная литература для воспитанников и родителей Алексеев С.В. Энциклопедия православной иконы. – СПб., 2005. Дрезнина М.Г. «Каждый ребёнок – художник». М., 2002 Барило О.С. Православие для детей. – Кострома, 2002. Каменева Е. Какого цвета радуга. – М.: Детская литература, 1977. Форма контроля и оценки достижений воспитанников Приоритетную роль в оценке результатов по программе «Изобразительное искусство» выполняют такие формы контроля и оценки, как представление творческих работ на выставках к праздникам, а также участие в различных конкурсах. |
Читайте: |
---|
Популярное:
Новое
- К чему снится клещ впившийся в ногу
- Гадание на воске: значение фигур и толкование
- Тату мотыль. Татуировка мотылек. Общее значение татуировки
- Что подарить ребёнку на Новый год
- Как празднуют день святого Патрика: традиции и атрибуты День святого патрика что
- Как научиться мыслить лучше Я не умею быстро соображать
- Эти признаки помогут распознать маньяка Существует три способа достижения абсолютной власти
- Как спастись от жары в городской квартире
- Слова благодарности для учителей: что написать в открытке любимому педагогу?
- Слова благодарности для учителей: что написать в открытке любимому педагогу?