Главная - Публичные выступления
Памятник Николаю I. Установка памятника Николаю I на Исаакиевской площади Конный памятник николаю 1

В 1855 году умер Николай I. Сменивший отца на российском престоле Александр II пожелал, чтобы на площади между Исаакиевским собором, строительство которого завершалось, и Мариинским дворцом был сооружен памятник Николаю I. Работу над проектом памятника император лично поручил архитектору О. Монферрану, по проекту которого на Дворцовой площади столицы была воздвигнута Александровская колонна, увековечившая имя и дела императора Александра I. Кроме того, именно Монферран руководил всеми работами по строительству Исаакиевского собора и разрабатывал план устройства центральных площадей города. Архитектору были высказаны два пожелания: памятник должен быть конным, ведь по другую сторону Исаакиевского собора находился знаменитый памятник Петру I работы Фальконе, и в оформлении монумента должны быть отмечены самые важные дела покойного императора.

Монферран умер в 1858 году, не дождавшись установки памятника, но успел создать рисованный проект, который и был утвержден советом Академии художеств. В работе над монументом приняли участие скульпторы Р. Залеман и Н. Рамазанов, самую же главную часть памятника - конную статую - создавал скульптор Петр Клодт. По замыслу Монферрана всадник должен был находиться на высоком постаменте, украшенном барельефами, которые и повествовали о важнейших событиях тридцатилетнего царствования Николая I. Вот перечень этих событий:

1825 год - император отправляется из Зимнего дворца на подавление восстания декабристов и передает верным ему войскам сына-наследника (будущего Александра II);

1831 год - император обращается к народу на Сенной площади во время так называемого "холерного бунта";

1832 год - император награждает М. Сперанского орденом за издание "Полного собрания законов Российской империи";

1851 год - император осматривает Веребьинский мост во время торжественной поездки по только что открытой Московской железной дороге.

Барельефы постамента, аллегорические декоративные статуи и орнаменты выполняли скульпторы Р. Залеман и Н. Рамазанов. Перед Клодтом же, известным к тому времени мастером, автором любимых всеми "Укротителей коней" на Аничковом мосту и памятника Крылову в Летнем саду, стояла гораздо более сложная задача. Вначале скульптор задумал изобразить Николая II на неподвижно стоящем коне. Эскиз этого памятника сохранился и позволяет судить о том, что фигура всадника, его поза очень естественны и реалистичны, даже сделана попытка передать психологический сходство с оригиналом. Но Клодт отказался от такого решения, потому что оно шло вразрез с общим замыслом Монферрана. Появился новый вариант скульптуры, где главное - стремительное и в то же время изящное движение коня, встающего на дыбы, и неподвижно - торжественная, в чем-то даже суровая фигура всадника.


Критики впоследствии отмечали недостатки памятника: ему не хватает подлинной монументальности, композиция вычурна и перегружена мелкими деталями. Но у памятника есть и несомненные достоинства: и сам проект Монферрана, и скульптура Клодта, и барельефы представляют собой высокий образец профессионального мастерства. Памятник действительно стал объединяющим центром Исаакиевской площади, сочетающей в себе архитектурные постройки разных стилей. Особенное внимание по сегодняшний день привлекает мастерство П. Клодта, который сумел точно рассчитать центр тяжести скульптуры и закрепить ее на двух точках - двух задних ногах вставшего на дыбы коня без какой-либо дополнительной опоры.

Памятник был торжественно открыт в июне 1859 года. А через шестьдесят лет, после революционных потрясений начала 20 века, всерьез заговорили о том, что следует уничтожить все памятники царям. Со Знаменской площади (нынешней пл. Восстания) убрали памятник Александру III, нависла угроза и над памятником на Исаакиевской площади. Те, кто понимал настоящую ценность работы Монферрана и Клодта, сумели найти самый убедительный тогда аргумент: памятник спас именно точный инженерный расчет Клодта, сумевшего "закрепить" всадника на двух точках опоры. Памятник Николаю I не тронули.

Сегодня, приходя на Исаакиевскую площадь, мы можем долго рассматривать сюжеты барельефов на постаменте памятника, а можем обойти его со всех сторон и еще раз убедиться в том, что всадник на вздыбленном коне со всех точек смотрится по-разному, но со всех сторон видится удивительным образцом совершенства.

Текст подготовила Галина Дрегуляс

Для тех, кто хочет узнать больше :
1. Клодт Г. "Лепил и отливал Петр Клодт…" М., 1989
2. Петров В.Н. Петр Карлович Клодт. Л., 1985

А. С. Пушкин в своем дневнике записал: «В нем много от прапорщика и мало от Петра Великого». Великий русский поэт хорошо знал цену Николаю I. «...Самодовольная посредственность с кругозором ротного командира, человек, принимавший жестокость за энергию и капризное упрямство за силу воли», - так писал о Николае I Ф. Энгельс. Русский народ метко окрестил ненавистного императора, жестокого и тщеславного, Палкиным. Это был мрачный период репрессий, жестокого преследования передовых взглядов и прогрессивных стремлений.

Более ста лет прошло с тех пор. Свершился Великий Октябрь, очистивший дорогу свету, цивилизации, прогрессу. А одну из центральных площадей Ленинграда - Исаакиевскую - продолжает украшать нарядный монумент Николая I. Почему же и сегодня этот памятник сохраняет право на существование?

На высоком, богато декорированном постаменте гарцует на красивом, стройном коне офицер, туго затянутый в нарядный кавалергардский мундир. На голове каска с орлом. Ноги в высоких ботфортах упираются в стремена. Нарочитость и высокомерие сквозят в чопорной, надменной позе всадника.

В мае 1856 года после смерти Николая I его преемником Александром II был утвержден проект памятника.

Рисунок представил Монферран, завершавший тогда строительство Исаакиевского собора. Скульптору Клодту было поручено выполнение конной статуи. Работы продолжались около трех лет, и 25 июля 1859 года состоялось торжественное открытие монумента «при громе пушек, при звоне колоколов и трубных звуках».

Основная заслуга в создании памятника принадлежит скульптору Клодту. Он сам производил и отливку конной статуи. Конь имеет лишь две точки опоры, что само по себе было уникальным в подобных произведениях и требовало от литейщика высокого мастерства.

Клодт к этому времени был уже известным скульптором и следовал в своих работах по пути реализма. С этих же реалистических позиций подошел он и к созданию памятника Николаю I.

Приглядитесь к всаднику: низко надвинутая каска скрывает от вас его лицо, и вы не улавливаете портретного сходства. Случайно ли это? Мы помним, как заботился Фальконе о портретном сходстве в "Медном всаднике". А усилению индивидуальных черт Николая I не помогли даже требования "заказчика" Александра II, предъявленные к автору: "козырек у каски уменьшить, каску одеть несколько назад". Памятник был открыт таким, каким задумал его автор. Клодт отказывается от четкого выявления портретного сходства, перенося акцент на иные качества, свойственные императору. Внешний лоск, высокопарность, любовь к военной мишуре, тщеславие - вот черты, которые скульптор сумел передать в памятнике. За внешним лоском всадника скрываются жестокость и высокомерие, за чопорной парадностью - холодное бездушие.


Памятник Николаю I. Барельеф "Открытие Веребьинского моста на железнодорожной магистрали Петербург - Москва"

Конная статуя Николая I поднята на высокий пьедестал, но нет в ней величия, героики. Обилием деталей и вычурностью отличается этот пьедестал, выполненный по рисункам архитектора Монферрана. Он создан из различных сортов мрамора и гранита разнообразных тонов и оттенков: финляндского и сердобольского гранита, шоханского порфира, итальянского белого мрамора, и словно стремится поразить зрителя своим богатством. На фоне белого мрамора с лицевой стороны памятника под гербом надпись: "Николай I, император всероссийский" и дата открытия памятника "1859".

По сторонам овальной верхней части пьедестала - тяжеловесные аллегорические фигуры с портретными чертами жены и трех дочерей императора, выполненные скульптором Р. К. Залеманом. Две из них обращены в сторону Исаакиевского собора: одна с весами в руках, олицетворяющая Правосудие, другая с мечом и копьем, символизирующая Силу. С противоположной стороны - Вера, женская фигура с покрытой головой, держащая в руках крест и раскрытое евангелие; другая - Мудрость, с неизменным зеркалом в руках, словно открывающим ей истину.

Четыре барельефа по сторонам постамента имели цель прославить царствование Николая I; они были выполнены скульпторами Р. К. Залеманом и Н. А. Рамазановым.

С лицевой стороны, обращенной в сторону Исаакиевского собора, барельеф, на котором помечена дата - 1825. На фоне дворового фасада Зимнего дворца Николай I, отправляясь на Сенатскую площадь, передает войскам своего сына, наследника престола.

На втором барельефе дата - 1831. На фоне строений бывшей Сенной площади - карета, в которой стоит "миротворец" - император. Около кареты толпятся крестьяне. Идиллически-мирная сцена, изображенная здесь, совершенно не отражает истинного характера события - холерного бунта, происшедшего в июне 1831 года, когда массовое выступление бедноты было жестоко подавлено гвардейскими полками.

В сторону б. Мариинского дворца обращен барельеф с датой 1832 - "Вручение М. М. Сперанскому ордена Андрея Первозванного". Николай I говорил, что нашел в Сперанском "самого ревностного, преданного слугу". При Александре I, накануне войны 1812 года, Сперанский был сослан. В царствование Николая I, в 1826 году он возглавил 2-е Отделение императорской Канцелярии и под его руководством было издано "Полное собрание законов Российской Империи в 45 томах" и "Свод законов Российской Империи в 15 томах". Эта работа была простым механическим соединением законов, изданных в разное время.

На барельефе изображена церемония вручения ордена в Грановитой палате в Москве. На переднем плане Сперанский и Николай I в окружении ряда государственных деятелей; на столе - тома "Свода законов" - работа, за которую Сперанский.и был награжден орденом.

На четвертом барельефе представлен момент открытия в 1851 году Веребьинского моста железнодорожной магистрали Петербург - Москва, где присутствует и Николай I.

Дополнением к богато декорированному постаменту служат четыре фонаря, созданные по рисункам Клодта.

Высоко оценил работу Клодта величайший критик В. В. Стасов. Ценим и мы этот памятник за несомненные элементы критического подхода к изображаемому, за мастерство исполнения конной фигуры, за органическое сочетание художественных достоинств с исторической правдой.



В 1855 году умер Николай I. Сменивший отца на российском престоле Александр II пожелал, чтобы на площади между Исаакиевским собором, строительство которого завершалось, и Мариинским дворцом был сооружен памятник Николаю I.
Работу над проектом памятника император лично поручил архитектору О. Монферрану, по проекту которого на Дворцовой площади столицы была воздвигнута Александровская колонна, увековечившая имя и дела императора Александра I.

Тимм Василий Федорович
Торжественное открытие памятника Императору Николаю I в Санкт-Петербурге

Кроме того, именно Монферран руководил всеми работами по строительству Исаакиевского собора и разрабатывал план устройства центральных площадей города.
Архитектору были высказаны два пожелания: памятник должен быть конным, ведь по другую сторону Исаакиевского собора находился знаменитый памятник Петру I работы Фальконе, и в оформлении монумента должны быть отмечены самые важные дела покойного императора.

Монферран умер в 1858 году, не дождавшись установки памятника, но успел создать рисованный проект, который и был утвержден советом Академии художеств.

Памятник Николаю I сооружён в 1856-1859 годах, открыт на Исаакиевской площади 25 июля 1859 года вскоре после смерти императора.

Проект памятника принадлежит Огюсту Монферрану. Конная скульптура создана Петром Карловичем Клодтом. Пьедестал выполнен архитекторами Н. Ефимовым и А. Пуаро, скульпторами Р. Залеманом и Н. Рамазановым.

Официальная история сообщает: в феврале 1856 года, в первую годовщину смерти императора Николая I, по Высочайшему повелению императора Александра II началось проектирование памятника Николаю I.
Архитектору О. Монферрану было поручено представить "соображения о памятнике Николаю I". Проект был утвержден в мае 1856 года, через месяц определено место установки памятника - напротив Мариинского дворца, лицом к Исаакиевскому собору.
Любопытный факт: конный памятник на этом же самом месте уже был запечатлён
И. Шарлеманем ещё в 1840-е годы:


Общий вид Санкт-Петербурга с окрестностями с высоты птичьего полета.
Гравер А. Аперт по рисунку И. Шарлеманя. 1840-е. Фрагмент.

Ему же был известен общий вид монумента ещё при жизни Николая I:


"Памятник Николаю I". Литография Ж. Жакотте и Ш. К. Башелье с рис. И. И. Шарлеманя и Дюрюи.
(Лист из альбома И. Шарлемань. Виды Санкт-Петербурга.).

Шокирующая для рисунка с натуры дата:


Литограф Ш.-К. Башелье по рисунку с натуры И. Шарлеманя. Памятник Николаю I.
Литография, раскрашенная от руки акварелью, гуашью. 1853 год.
(Лист из альбома И. Шарлемань. Виды Санкт-Петербурга.). Фрагмент.


Монумент в бозе почившему императору Николаю I. 1850-е годы.


Литограф К. Шульц по рисунку И. Шарлеманя.
Монумент в бозе почившему императору Николаю I. 1850-е годы. Фрагмент.


Памятник Николаю I на Исаакиевской площади.


Памятник Николаю I на Исаакиевской площади. Фрагмент.

Пьедестал украшен аллегорическими женскими фигурами Мудрости, Силы, Веры и Правосудия, в которых можно увидеть черты лиц жены и дочерей Николая I.

Горельефы на пьедестале изображают важнейшие события времени царствования Николая I:


"14 декабря 1825 года" (север) - император отправляется из Зимнего дворца на подавление восстания декабристов и передает верным ему войскам сына-наследника (будущего Александра II)


1831 год - император обращается к народу на Сенной площади во время так называемого "холерного бунта"; (запад).


1832 год - император награждает М. Сперанского орденом за издание "Полного собрания законов Российской империи"; (юг).


1851 год - император осматривает Веребьинский мост во время торжественной поездки по только что открытой Московской железной дороге, (восток).

Барельефы постамента, аллегорические декоративные статуи и орнаменты выполняли скульпторы Р. Залеман и Н. Рамазанов. Перед Клодтом же, известным к тому времени мастером, автором любимых всеми "Укротителей коней" на Аничковом мосту и памятника Крылову в Летнем саду, стояла гораздо более сложная задача.
В начале скульптор задумал изобразить Николая II на неподвижно стоящем коне. Эскиз этого памятника сохранился и позволяет судить о том, что фигура всадника, его поза очень естественны и реалистичны, даже сделана попытка передать психологический сходство с оригиналом.
Но Клодт отказался от такого решения, потому что оно шло вразрез с общим замыслом Монферрана. Появился новый вариант скульптуры, где главное - стремительное и в то же время изящное движение коня, встающего на дыбы, и неподвижно - торжественная, в чем-то даже суровая фигура всадника.

Критики впоследствии отмечали недостатки памятника: ему не хватает подлинной монументальности, композиция вычурна и перегружена мелкими деталями.
Но у памятника есть и несомненные достоинства: и сам проект Монферрана, и скульптура Клодта, и барельефы представляют собой высокий образец профессионального мастерства.
Памятник действительно стал объединяющим центром Исаакиевской площади, сочетающей в себе архитектурные постройки разных стилей. Особенное внимание по сегодняшний день привлекает мастерство П. Клодта, который сумел точно рассчитать центр тяжести скульптуры и закрепить ее на двух точках - двух задних ногах вставшего на дыбы коня без какой-либо дополнительной опоры.

В 1860 году вокруг памятника была установлена бронзовая решетка из двадцати звеньев, созданная по проекту архитектора Л. Бонштедта.

Общая высота памятника - более 16 метров, около него установлены фонари, считающиеся одними из самых красивых в городе.


памятник Николаю I

Николай I ряд лет являлся шефом расквартированного неподалёку Конногвардейского полка. Благодаря этому памятник Николаю I находится именно на Исаакиевской площади, а сам император изображён в мундире конногвардейцев.

Фигура скульптуры императора достаточно точно показывает характер государя.
Он показан тщеславным, самодовольным человеком, пытающимся быть похожим на своего великого предка Петра I. Кроме того, этот памятник установлен на одной оси со знаменитым Медным всадником, обращён в туже сторону, их разделяет только Исаакиевский собор.
В петербургском фольклоре по этому поводу возникли соответствующие поговорки, например: "Дурак умного догоняет, да Исаакий мешает".

Памятник был торжественно открыт в июне 1859 года. А через шестьдесят лет, после революционных потрясений начала 20 века, всерьез заговорили о том, что следует уничтожить все памятники царям.
Со Знаменской площади (нынешней пл. Восстания) убрали памятник Александру III, нависла угроза и над памятником на Исаакиевской площади.

В.С.Садовников. Парад при открытии памятника Николаю I на Исаакиевской площади в Петербурге. 1856.


Открытие памятника Николаю I. 1857 г. В.Садовников. Акварель.

Те, кто понимал настоящую ценность работы Монферрана и Клодта, сумели найти самый убедительный тогда аргумент: памятник спас именно точный инженерный расчет Клодта, сумевшего "закрепить" всадника на двух точках опоры. Памятник Николаю I не тронули.


памятник Николаю I

Считается, что памятник Николаю I держится на двух точках опоры за счёт точного математического расчёта его центра тяжести и насыпанной в круп лошади металлической дроби. При реставрации в 1980х годах дроби внутри скульптуры не было обнаружено.
Коню помогают удержаться на пьедестале металлические прутья, вставленные в его ноги.

Ещё одна легенда рассказывает о том, что положение памятника Николаю I спиной к Мариинскому дворцу послужило отказом от проживания во дворце дочери Николая I Марии. Якобы, ей не понравилось, что отец повёрнут спиной к её окнам.

Сегодня, приходя на Исаакиевскую площадь, мы можем долго рассматривать сюжеты барельефов на постаменте памятника, а можем обойти его со всех сторон и еще раз убедиться в том, что всадник на вздыбленном коне со всех точек смотрится по-разному, но со всех сторон видится удивительным образцом совершенства.


Санкт-Петербург и пригороды

«В нём много от прапорщика и мало от Петра Великого»
А.С. Пушкин .

Так нелицеприятно отозвался об императоре Николае I гений русской литературы. Однако памятник этому самодержцу в стиле необарокко в столице открывают в 1859 году, причем, не только с целью исторического увековечивания памяти самодержца, но и для гармонизации всего эстетического пространства между двумя «исполинами» русской архитектуры - Исаакиевским собором и Мариинским дворцом , отличающимися друг от друга и стилевыми решениями, и художественным воплощением.

Легкому и стремительному движению коня О.Монферан противопоставил нарочито «парадную» вытянутую фигуру императора. Можно сюда добавить и явную «дисгармонию» между легкой фигурой всадника и помпезным, тяжелым его основанием - пьедесталом . Очевидно, эта задумка и была дешифрована Пушкиным.

С одной стороны, Николай I уподобляется Петру Великому , его конь также резв и вздыблен. Причем, автором проекта он поставлен уже не три, а на две точки опоры. А с другой, сам всадник как бы находится вне этого движения , он застыл в самодовольстве и тщеславном любовании.

В качестве «аргументов» значительности этой персоны в русской истории на пьедестале памятника в горельефах отображены важные события времен его правления, где все величие Николая I дополнительно подчеркнуто аллегориями фигур Силы, Мудрости, Правосудия и Веры, представленных женскими образами.

Именно этой нарочитой демонстрации «преемственности» и верности «петровским» делам и надлежало стать в дальнейшем причиной многих острот. Дело в том, что памятник Николаю I развернут в том же направлении , что и «Медный всадник », т.е. они смотрят в одну и ту же сторону, но между ними находится православный храм - Исаакиевский собор . Так вот по этому поводу в С.-Петербурге после открытия монумента появилась присказка: «Дурак умного догоняет, да Исаакий мешает» . Говорят, что на следующий день на правой ноге коня и вовсе появилась дощатая надпись «Не догонишь».

Но, так или иначе, а главный заказчик памятника - сын Николая - Александр II, осматривая еще только макет монумента в мастерской, дал лишь незначительные указания по изменению и в целом остался доволен работой.

Сложнейшая техническая задача , заключающаяся в постановке коня на две задние ноги, была разрешена самим О.Монфераном. Кстати, набросок этого памятника, состоящий из эскизов структуры и архитектурных деталей монумента, в 2009 году был выставлен на аукцион Кристи за 100 тыс. фунтов стерлингов .

Считалось, что лошади Николая I «помогает» стоять на ногах точный математический расчет и насыпанная в этот вычисленный центр тяжести памятника дробь. Однако 80-х 20 века при реставрации монумента было выяснено, что никаких дополнительных «утяжелений» в скульптуре нет. Конь застыл во вздыбленной позе, благодаря двум тяжелым железным подпорам-прутьям , идущим от копыт до основания пьедестала . Известно, что автор фигуры П.Клодт заказал эти подпоры на самом лучшем заводе и весили они по 60 пудов (по 2000руб) .

После переворота 1917 года этот памятник, как монумент царизма, собирались снести или на худой конец, посадить вместо Николая I на этого взвихренного коня кого-то из собственных героев (Буденный, Фрунзе) Протестовала против этого монумента и Марина Цветаева , которая ненавидела царя, «убившего» Пушкина. Только выводами специалистов о невозможности с чисто технической стороны всех этих манипуляций с памятником, монумент О.Монферана на Исаакиевской площади остался жить. Кстати, по общему признанию, именно этот памятник окружен самыми красивыми фонарями С.-Петербурга, а сама площадь стала одним из лучших архитектурных ансамблей и любимым местом горожан .

г. Санкт-Петербург, Исаакиевская площадь, метро: «Сенная площадь», «Садовая», «Гостиный Двор», «Невский проспект».

Памятник Николаю I сооружён в 1856-1859 годах, открыт на Исаакиевской площади 25 июля 1859 года, спустя 4 года после смерти императора.

Проект памятника принадлежит Огюсту Монферрану. Конь создан по проекту Петра Карловича Клодта, уникален тем, что имеет всего две точки опоры. Живыми моделями в этой работе служили английские, по предположению, лошади Мильтон и Адмирал, но точное имя натурщика неизвестно. Скульптор изобразил императора в мундире конногвардейского полка и в каске. Бросается в глаза контраст тяжелого и помпезного постамента - и легкой, изящной статуи.

Пьедестал выполнен архитекторами Н. Ефимовым и А. Пуаро, скульпторами Р. Залеманом и Н. Рамазановым.

Многоярусный пьедестал сложен из 118 блоков финляндского и сердобольского гранита, шокшинского порфира и белого итальянского мрамора. Пьедестал украшен аллегорическими женскими фигурами Мудрости (с зеркалом), Силы (с мечом), Веры (с крестом и библией) и Правосудия (с весами), для которых, если верить легенде, позировали жена императора и три его дочери.

Горельефы на пьедестале изображают важнейшие события времени царствования Николая I: восстание декабристов (1825 г.), усмирение холерного бунта на Сенной площади (1831 г.), награждение Сперанского по поводу составления первого свода законов (1832 г.) и открытие Веребьинского моста на железной дороге Санкт-Петербург - Москва (1851 г.).

Общая высота памятника - более 16 метров, около него установлены фонари, считающиеся одними из самых красивых в городе.

Фигура скульптуры императора достаточно точно показывает характер государя. Он показан тщеславным, самодовольным человеком, пытающимся быть похожим на своего великого предка Петра I. Кроме того, этот памятник установлен на одной оси со знаменитым Медным всадником, обращён в туже сторону, их разделяет только Исаакиевский собор.

Согласно преданиям, уже на следующий день после открытия на сгибе передней правой ноги коня Николая I появилась доска с надписью: «Не догонишь». Вскоре по Петербургу пошла гулять поговорка: «Коля Петю догоняет, да Исаакий мешает» и ее более популярный вариант: «Дурак умного догоняет, да Исаакий мешает».

 


Читайте:



Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Михалков Сергей Владимирович Праздник Непослушания Сергей Владимирович Михалков Праздник Непослушания Повесть-сказка "Праздник Непослушания" -...

Почвенный покров южной америки

Почвенный покров южной америки

Страница 1 В отличие от Северной Америки, где изменения в растительном покрове зависят в значительной степени от изменений температурных условий,...

Расправленные крылья - музыкальная пауза Порядок описания Московской операции

Расправленные крылья - музыкальная пауза Порядок описания Московской операции

Ситуация на фронте весной 1942 года, планы сторон, немецкое наступление летом 1942 года, начало Сталинградской битвы, немецкий оккупационный режим,...

Cобытия Второй мировой войны

Cобытия Второй мировой войны

Вторая мировая война считается самой крупной в истории человечества. Она началась и закончилась 2 сентября 1945 года. За это время в ней приняло...

feed-image RSS