Главная - Публичные выступления
Прикладные ремесла кубани. Народное декоративное искусство

Иванна Ткаченко
Конспект занятия по знакомству с народно-прикладным искусством Кубани «Напитаем душу красотой»

Задачи : познакомить детей с народно- прикладным искусством Кубани : вышивкой, кубанской росписью . Дать представление о традициях кубанского быта . Воспитывать интерес к произведениям народного искусства Кубани , развивать познавательный интерес к истории и культуре своего народа , гордость и любовь к своему родному краю.

Предварительная работа : знакомство с бытом кубанских казаков ; одеждой; народно – прикладным искусством Кубани (вышивкой, вязанием крючком) . Ознакомление с кубанскими обрядами и праздниками; изготовление глиняных игрушек-птичек; посещение музея. Прослушивание и просмотр видеозаписи Государственного Кубанского казачьего хора ; разучивание народных песен , хороводов.

Оборудование : глиняные птички, рушники, трафареты с народными орнаментами , кисти тампоны. Предметы казачьего быта, стихи, записи кубанских мелодий .

Ход занятия.

Вводная беседа.

В старину на Кубани казачки занимались вышивкой, плетением кружев. Народные мастерицы вышивали рушники, салфетки, вязали, ткали половики. Вышивали чаще всего гладью и «крестом» . С особой любовью и старанием работали над рушниками для «красного » угла. Иногда люди делали это в одиночку, а чаще всего, собирались вместе на сходницу и под задушевную песню вязали, ткали, пряли, вышивали, мастерили игрушки, посуду из глины. Ее изготовлением занимались гончары. Каждый предмет в хате казака имел свое назначение, к нему относились бережно.

Основная часть.

Давайте рассмотрим предметы, сделанные руками взрослых с большой любовью и желанием.

Что вам больше всего нравится?

Что вы видите?

(Дети рассматривают образцы и иллюстрации) .

Что это, ребята? (скатерти) .

Да, это скатерти, украшенные ажурными кружевами, в старину они назывались настольниками.

А это- полотенца- рушники, вышитые умелыми руками : узоры подсматривали у природы : цветы, птицы, животные.

Какие цвета использовали мастерицы? (красный , черный, зеленый) .

Что означают эти вышивки?

-Красный цветок с корнями и бутонами – символ крепкой семьи. Корни – это дедушка и бабушка. Цветы – это родители, а бутоны – это дети. Прямая линия – символ земли.

Рушниками украшали дом – угол, где висела икона. С наступлением весны девушки выходили на улицу со своими рушниками и встречали весну. Женщины в этот день пекли «птушек» или «жаворонков» . Этих «птушек» раздавали детям.

Давайте и мы подготовимся к встрече весны.

Практическая работа.

А теперь мальчики подойдут к этому столу и будут разукрашивать птичек.

А девочки тампончиками «вышивают рушники» .

(Тихо играет кубанская музыка , дети работают)

Молодцы, ребята, постарались, работы получились хорошие.

Воспитатель и дети читают стихи.

Ой, вы, девки белые, что зимой вы делали?

А мы время не теряли, рушники вам вышивали.

А вы хлопцы-казачата, сложа руки не сидели?

Мы все время глаз не сводили, мы гончарный круг крутили.

Ну, девки белые, что вы еще делали?

Спицы да крючки мы взяли и настольнички вязали.

А что хлопцы – казачата, покажите – ка девчатам,

Как корзины из лозы для хозяйства вы плели?

Что же, девки белые, вы еще делали?

А мы песни распевали и холсты под песни ткали.

Ну же хлопцы – казачата, что еще вы делали?

Молоточками стучали и подковы мы ковали.

Ай да, девки белые, что еще вы делали?.

Мы лепешки катали, пирожки выпекали.

Всех ребяток угощали.

А теперь, ребята, берите свои поделки и идем на улицу, весну кликать будем.

Эй, добры молодцы, да красны девицы !

Собирайтеся, снаряжайтеся солнце красное встречать .

Весну красну зазывать !

(Мальчики берут птичек, девочки рушники и становятся в круг) .

Жаворонки, прилетите-ка

Весну – красну принесите-ка

Запирать будем на девять замков

Зиму лютую.

Отпускать на волю

Весну красную !

Дети поют :

Ясна – красна , приди весна с голубою далью, с Иваном да с Марьей, с золотистым гребнем с изумрудным стеблем.

Пришла весна войной, пошла на все в зимнем : на льды ливнем, на снег теплом, на всю зиму помелом.

Исполняется танец с рушниками.

Публикации по теме:

В наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, когда привычными стали слова «насилие», безнравственность, бездуховность, мы всерьёз.

Роспись хохломская, Словно колдовская, В сказочную песню просится сама. И нигде на свете нет таких соцветий! Всех чудес чудесней Наша.

Художественно-эстетическое развитие средствами народно-прикладного искусства Кубани. Знакомство с Петриковской росписью Художественно-эстетическое развитие предполагает формирование художественных и эстетических идеалов у детей, как части их мировоззрения.

Конспект НОД по знакомству с русским декоративно-прикладным искусством - вышивка «Веселая ярмарка» (старшая группа) Основная образовательная область - Социально -коммуникативная Интеграция областей: .Познавательное, художественно-эстетическое; физическое,.

Конспект занятия по ознакомлению дошкольников с декоративно-прикладным искусством (старшая группа) Программное содержание: развивать у детей интерес к народному декоративно-прикладному искусству. Способствовать развитию эстетического вкуса,.

Ознакомление детей второй младшей группы с декоративно-прикладным искусством - одна из форм ознакомления с социальным миром Цель: Воспитание юного патриота и развитие творческих способностей детей через ознакомление с декоративно – прикладным искусством «Дымка».

Татьяна Кравченко
Практикум для педагогов по теме «Декоративно-прикладное искусство Кубани»

Для успешной реализации регионального компонента в образовательном процессе с дошкольниками, воспитатель должен обладать определенными знаниями о своей малой родине, ее истории, традициях, культуре, народном декоративно -прикладном творчестве.

Предлагаю конспект практикума для педагогов ДОУ по теме «Декоративно-прикладное искусство Кубани » .

Форма проведения : круглый стол с элементами соревнования двух команд педагогов .

Цель : обогатить знания педагогов из истории возникновения промыслов Кубани и декоративно -прикладного творчества.

Вед.: (рассказ из истории заселения Кубани )

Кубань заселялась русскими сравнительно поздно с конца XVIII в. На этой территории исторически соединились две культуры - восточно-украинская и южнорусская, во многом схожие между собой. На их основе, при взаимодействии с культурой народов северокавказского региона, происходило развитие новой региональной этнокультуры, имеющей свои особенности, отличные от метропольных. Это во многом обусловило специфику и характер образцов народного изобразительного искусства .

1 серия заданий «Умники и умницы»

Ведущий задает вопросы, кто быстрее называет правильный ответ, получает фишку

1. Как называлось жилище казаков? (хата)

2. Какой она была? (турлучной)

3. Чем крыта? (камышом)

4. Назовите основные предметы быта в казачьей хате (лавка, стол, комод, сундук, макитра, глечик, рушники)

5. Костюм казачий из сукна и ситца, он мог десятилетием носиться. Определите, что означают данные части одежды : черкеска (верхняя одежда казака, бешмет (одежда казака, башлык (суконный головной убор в виде капюшона, спидница – нижняя юбка.

6. Какие виды НДПИ Кубани вы знаете ? (Плетение, резьба по дереву, кузнечное и гончарное искусство , ткачество, вышивка, лозоплетение, изготовление изделий из кожи и войлочной шерсти.)

7. А какие из них используют в работе с детьми дошкольного возраста? (в работе с детьми используют рисование, аппликацию, лепку, конструирование, вязание, тестопластику).

2 серия заданий. «Виды мастерства» .

Вопросы :

1. Назовите основные предметы гончарного ремесла (простая посуда, незатейливые игрушки для детей, часто гончарное производство соединялось с выделкой кирпича)

2. Можно ли выделить типичные, характерные только для Кубани черты керамики ? Если да, то какие? (выделить очень трудно, потому что гончарным ремеслом занимались главным образом, иногородние и переселенцы из различных районов страны. Они приносили с собой профессиональные навыки, художественные приемы, характерные для определенного района).

3. Какие вы знаете формы кубанской керамики ? (кувшины («глечики» , корчаги для теста, «макитры» , ситечки, кружки).

4. Какого цвета глазурью они покрывались? (коричневой или темно-зеленой)

5. Какие мотивы имел орнамент изделий (яркий, в основном растительный)

6. Какие предметы быта изготавливали казаки из дерева? (посуду, мебель, наличники, резные надкрылечные зонты)

7. Перечислите деревянную посуду (бочки. ведра, корыта, чаши, ложки, ступы, мешалки и др.)

8. Какие основные атрибуты мебели изготавливались? (стол, лавка, сундук, комод) .

9. Какие изделия из металла можно отнести к предметам интерьера? (кованные надрылечные зонты – «козырьки, решетки для окон, дверей, балконов, парадные лестницы, ограды, флюгера)

10. Какие вы знаете типы орнамента кубанской ковани ? (растительный (листья, гроздья, стебли, злаки, цветы, геометрический, зооморфные изображения (птицы, драконы, морские коньки) .

Ведущий предлагает педагогам геометрические фигуры для выкладывания орнамента (команды выполняют задание на скорость)

Вед.: Вместе с мужчинами-мастерами трудились и женщины, укравшие свои жилища интересными изделиями. Основной вид народного изобразительного искусства у женщин – вышивка .

Вопросы :

1. Какие предметы украшали вышивкой? (рушники, настольники, салфетки)

2. С какого возраста в казачьей семье приучались к ткачеству, прядению, вышивке? (7 – 9 лет)

3 серия заданий. «Узнай по описанию» . Каждая команда получает картинки произведений народного декоративно-прикладного искусства , описывает характерные черты данного произведения, другая команда угадывает, о чем идет речь.

В конце мероприятия подсчитываются очки, набранные командами педагогов .

Публикации по теме:

Художественно - эстетическое развитие детей - важный раздел нашей образовательно-воспитательной работы в ДОУ, чем наши дети больше узнают,.

Декоративно-прикладное искусство как основа эстетического воспитания дошкольников «Развитие эстетического сознания учащегося через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического.

Декоративно-прикладное искусство в эстетическом воспитании дошкольника. Художественный ручной труд детей 5 - 7 лет направлен на создание оригинальных, несложных поделок, различных по качеству, выразительности,.

День семьи «Народное декоративно-прикладное искусство» ЦЕЛЬ: Формирование и развитие основ духовно-нравственной культуры детей и их родителей.

В вашем детском саду каждый месяц проводится город - мастеров, где мы, воспитатели, выбираем любую творческую работу и проводим с детьми.

Консультация для родителей «Декоративно-прикладное искусство в детском саду и дома» «Декоративно-прикладное искусство в детском саду и дома» Декоративно-прикладное искусство является едва ли не одним из самых древних. Его.



Основные виды декоративно-прикладного творчества

Народные промыслы Кубани

Карта Краснодарского края


Ремесла Кубани

  • Керамика: в основном гончарное производство посуды, глиняной игрушки;

  • Текстиль: вышивка, вязание кружев, узорное ткачество;

  • Плетение: из лозы (в основном из вербы), соломы, листьев початков кукурузы;

  • Резьба по дереву;

  • Ковань;

  • Роспись.


Керамика

В основе поставлено гончарное производство посуды из глины. Наиболее распространенными изделиями были: глэчики, макитры, сметанники, кувшины, пасочницы, цветочники и др. Украшались поливой, росписью, рельефным орнаментом. Наиболее распространенными на Кубани являлись русская и украинская традиции. Гончарным производством в основном занимались иногородние. Славились на Кубани своими изделиями гончары станиц Пашковской, Темижбекской, Отрадной, Мостовской, Холмской и др. Сопутствующим видом ремесла было изготовление глиняных игрушек-свистулек в форме птиц (утиц, петушков (кочетов) и животных). Из глины изготавливали так же кирпич (саман), черепицу, облицовочные плиты к печам и каминам.


Керамика



Керамика

Макитра

для Кубани весьма важный предмет для домашнего обихода, мать всей глиняной посуды: молоко сквасить, тесто замесить, огурцов засолить, зерна насыпать, маку в пирог намять, коня напоить, да мало ли для чего сгодится такая посудина. Да и гончарам утеха - выкрутил горшок побольше, да попроще, да горло поширше, одним словом как бог дал - вот тебе и макитра.


Гончарная посуда



Текстиль

Вышивка.

Была наиболее распространенным видом народ­ного декоративно-прикладного искусства на Кубани. Народные мастера вышивали рушники (полотенца), скатерти (настольники, столешницы), платочки, салфетки, наволочки, занавески, рубахи, подзоры и др. Вышивали в основном на конопляном домотканом полотне, крестом, черными и красными нитками. Большинство изделий имело растительный или геометрический орнамент.


Текстиль

Кружево. На территории Кубани широко распространено вязание кружев с помощью крючка, передающееся из поколения в поколение. Исследуя и анализируя кружево крючком в данном регионе, можно выделить характерные особенности: распростра­нение повсеместно филейной техники вязания, наличие орнамен­та (геометрического и растительного), создаваемого на основе элементов вышивок. Выполнялось в основном для украшения рушников, подзоров, наволочек. Встречается кружево, выполнен­ное спицами (салфетки), челноком (филейно-гипюрное), иглою (отделка воротников, манжетов, платочков, косынок). Изготовлялись также накидки на подушки, салфетки, скатерти, покрывало и др.


Текстиль

Ткачество.

На Кубани развивалось преимущественно в сре­де не казачьего населения (иногородних). Использовали в основ­ном волокна конопли. Изготовление конопляного полотна - это сложный и трудоемкий процесс. Полотно ткалось на ткацком станке, который был привезен на Кубань в основном переселен­цами с Украины. Готовую для белья ткань обычно отбеливали золой или выносили на мороз.


Плетение

Плетение из лозы

Оно возникло раньше гончарного дела и занимало значительное место в жизни древнего человека. Еще в эпоху каменного века человек овладел искусством плетения корзин, сетей, сосудов.

Из лозы плели жилища. Из прутьев орешника плели стены, а для того, чтобы были прочными, обмазывали глиной. Узоры плетения были разнообразными.

Плетение было прародителем макраме, ткачества и даже обусловило появление кружева.

Главную роль в плетении сыграла ивовая лоза. Зеленая ивушка встречала человека при рождении – из нее делали колыбельку для ребенка и погремушки.

В лозоплетении, наряду с ивовым прутом, применялась много других видов сырья: камыш, солома, злаковые культуры.

Доступны и материалы для плетения. Их можно легко найти на берегу реки, озера, в лесу, на лугах и в огороде.


Плетение из соломы



Плетение из лозы


Ковань

Кузнечное дело

Кубанцы верили, что кузнец может выковать счастье молодым. А если захочет и несчастье нашлет. В древности очень ценилось железо и изделия из него. Железо оберегало копыта лошадей, а человек нашедший подкову считался счастливым. Кузнецы ковали ножи, топоры, гвозди, стрелы, кольчуги. Кольчуга была необходимой принадлежностью любого человека, войны надевали ее идя в бой. Эта металлическая одежда надежно защищала владельца от ударов противника.

В кузнице всегда темно. Как вы думаете, почему?

Оказывается в темном помещении можно уловить то мгновение, когда металл приобретает нужный цвет и готов для ковки.

В конце XIX века широко стала применяться художественная ковка, основными изделиями были козырьки лестницы. До революции в нашем городе было 4 кузницы. Самая крупная из них кузница Ломакина, которая изготовляла даже тачанки.


Ковань



Художественная роспись

Роспись.

Расписывали доливку (земляной пол), печь, сунду­ки. Иногда встречалась роспись хат снаружи. Наиболее распространена на Кубани Петраковская роспись. На Кубань этот вид росписи пришел с Украины. Переселенцы из района украинского села Петраковки привезли с собой навыки и приемы этой росписи. Она проста в исполнении, в ней используют разные цвета, но преимущественно красный. Казакам понравилась эта роспись своей яркостью. Расписывали такой росписью ворота, ставни, в хате расписывали русскую печь, детскую люльку, посуду. В мотивах росписи использовали растительный (цветы, листья) и животный (петушки, голубки) орнамент.

Декоративно –прикладное искусство Кубани «Ты Кубань, ты наша Родина, Вековой наш богатырь. Многоводная, раздольная, Разлилась ты вдаль и вширь. О тебе здесь вспоминаючи, Как о матери родной, На врага, на басурманина, Мы пойдем на смертный бой. О тебе здесь вспоминаючи, За тебя ль не постоять, За твою ли славу старую Жизнь свою ли не отдать. Мы, как дань свою покорную От прославленных знамен Шлем тебе, Кубань родимая, До сырой земли поклон». (Из народной песни) 1 Цель: закрепление знаний о Кубани. Задачи: *расширить представление детей о крае, в котором они живут; познакомить с символикой Кубани: флагом, гербом, гимном; *продолжать углублять знания детей о кубанских ремеслах; *развивать интерес у детей о народных ремеслах, познавательный процесс; *вызвать желание узнать больше о декоративно-прикладном искусстве Кубани; *воспитывать уважение к труду и людям труда, желание следовать старинным народным традициям, любовь к родному краю, Родине. Методы исследования: *Изучение литературы; *Поход в музей; *Рассматривание предметов быта казаков и кубанских народных ремесел; предметов современного декоративно-прикладного искусства; *Просмотр познавательных фильмов. 2 Краснодарский край Краснодарский край - субъект Российской Федерации на юге Европейской части России. Краснодарский край делится рекой Кубань на две части: северную - равнинную, и южную - предгорную и горную. Высшая точка - гора Цахвоа (3345 м). До 19 века Кубань представляла собой нераспаханную степь. Густая, высокая трава наполняла степь ароматом цветов, казалось она ждала, что придет земледелец и начнет пользоваться её плодородными просторами. Казаки, прибывшие на Кубань, начали распахивать степь. Земля была очень твердая, плуг и соха с трудом могли её поднять. С годами кропотливого труда распашка земли становилась легче. Важнейшей культурой на Кубани являлась пшеница. Вслед за пшеницей стали сажать подсолнечник. Вначале его выращивали на семечки, потом стали давить из него масло. Еще садили кукурузу. Кубанцы занимались садоводством, растили черешни, вишни, сливы. А ещё яблоки, груши, персики, абрикосы, виноградники. 3 «Казак» – означает «вольный человек». Так называли свободных людей, которые прибыли на Кубань охранять границы от неприятелей и были на службе у царицы Екатерины II. Национальная кубанская одежда очень древняя. Казачий костюм складывался веками. В первую очередь это относится к штанам. Они называются шаровары. Прошло очень много лет, но ничего не изменилось. Это такие же широкие шаровары – в узких штанах на коня не сядешь. Конные казаки носили синие шаровары и кафтан красного цвета. Женский казачий костюм сложился на Кубани в конце 19 века. Женская казачья одежда, даже повседневная, шилась и украшалась с любовью. Но особенно красивой, нарядной одежда казачки была в праздники. На все случаи жизни казачки имели одежду. Самый любимый и самый красивый наряд она надевала на свадьбу, один раз в жизни. Изготовление кубанского национального костюма связано с различными народными промыслами: шитьем, ткачеством, плетением кружев, вышивкой. Вышивка являлась украшением одежды. Костюм состоял из юбки и кофты. 4 Определенную роль в казачьем быту и занятиях играли различные промыслы и ремесла: кузнечное и гончарное, обработка дерева, лозоплетение, ткачество, вышивка, художественная обработка металла, изготовление изделий из кожи и войлочной шерсти. С конца XIX века в искусстве народных кубанских мастеров преобладают мотивы русских, украинских и кавказских традиций. Одним из старейших промыслов на Кубани было гончарное ремесло. Гончарное ремесло особенно хорошо развивалось в тех районах, где поблизости залегала хорошая, вязкая глина. Из глины делали посуду, детские игрушки, изготавливали кирпич, черепицу для крыш. Первыми умелыми мастерами-гончарами стали Иван Шестидесятый и Никифор Гончар. Предметы посуды, которые делали гончары: миски, кувшины, макитры, махотки, чугунок, глэчик. В формах, орнаменте очень часто перекликались мотивы русской, украинской и кавказской керамики. Формы кубанской керамики просты, орнамент яркий, растительный. В чугунке варили картошку, кашу, щи. В кувшин набирали и пили из него воду. В глэчике держали сметану, варенье, молоко. В макитре замешивали тесто – это большой глиняный горшок. 5 Одним из древнейших народных промыслов восточных славян является лозоплетение. На Кубань оно было завезено черноморскими казаками из Украины в конце XVIII века. Значительную часть домашней утвари – от овощных корзин до плетней и хозяйственных построек жители Кубанских станиц делали из лозы. Всевозможные верши, корзины, разнообразные плетни, кошели (емкости для хранения зерна), плелись из гибкой ивовой лозы. Искусство художественной обработки дерева имеет на Кубани глубокую традицию и в настоящее время широко развивается. Лесные богатства Кубани сделали дерево наиболее любимым материалом в народных промыслах. Деревянная посуда – бочки, ведра, корыта, чаши, ложки, ступы, мешалки и другие предметы изготавливались во всех горных и предгорных станицах, богатых лесом. Из дерева казаки любили мастерить мебель, резные зеркала, сундуки с росписью. Резные изделия – это деревянные блюда, прялки, рубели на ткацком станке. В убранстве домов – крылечки и наличники. 6 Одним из важных промыслов было ткачество. Ткали материал для одежды и для украшения жилища. В казацких семьях уже с 7-9 лет девочек приучали к ткачеству, прядению. Искусство вышивания всегда ценилось на Кубани. Вышитые узоры не только украшали одежду и бытовые предметы из ткани, но и служили оберегами от злых сил. В каждой семье, независимо от социального положения, женщины должны были владеть различными видами рукоделия: ткачеством и вышивкой. В домах князей, бояр, богатых людей на Руси и зажиточных казаков Кубани имелись вышивальные и ткацкие мастерские, где проводили свой досуг все женщины дома. Как правило, творческим процессом руководила хозяйка дома. 7 Наиболее широко на Кубани была распространена вышивка. Мастерицы-казачки вышивали рушники, скатерти, салфетки, занавески, рубашки, наволочки. Рушник издавна служил незаменимой принадлежностью традиционных народных обычаев и обрядов. Также распространённым видом народного промысла в Краснодарском крае считается плетение из соломы, талаша (листьев кукурузных початков). Исторически на Кубани наиболее широкое распространение получила ковань - кузнечное ремесло. Кузнецы были главными мастерами. В каждой кубанской станице с конца XIX века работали до пяти кузниц. Здесь изготавливалось всё необходимое для быта станичников - подковы, замки, ухваты. Кубанские кузнецы создавали настоящие художественные произведения из металла: кованные надкрылечные зонты – «козырьки», решетки для окон, дверей, балконов, парадные лестницы, ограды, флюгера. 8 На Кубани вырос я, мне родней, понятнее наши южные края: степи необъятные, горы хлеба до небес, ветки вишен алые, если лес - так южный лес перед перевалами. Вывод: народно – прикладное искусство Кубани является частью народного искусства России и мира. Утрата традиции любого народа может привести к исчезновению самого этноса. Вот почему так важно знать традиции культуры своего народа и народное декоративно – прикладное искусство, как его части. 9

Краснодарский край, Выселковский район, станица Выселки

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 имени И. И. Тарасенко станицы Выселки муниципального образования Выселковский район

Декоративно – прикладное искусство Кубани

Конспект внеклассного занятия в 1 классе

Подготовила учитель начальных классов:

Никитина Ирина Владимировна

ТЕМА: Декоративно – прикладное искусство Кубани.

ЦЕЛЬ: создать условия для знакомства с народно – прикладным искусством Кубани.

Задачи :

Продолжить знакомство с прикладным искусством и народными ремеслами Кубани;

Развивать творческие качества личности и эстетический вкус;

Воспитывать любовь к родному краю и уважение к традициям казачества.

Характеристика деятельности учащегося:

Использовать приобрётенные знания и умения в практической деятельности.

Анализировать и обрабатывать дополнительную информацию о промыслах и ремёслах, распространённых на Кубани.

Участвовать в совместной творческой деятельности, при украшении рушника.

ОБОРУДОВАНИЕ: презентация, предметы, украшенные кубанской вышивкой, образцы народной вышивки, карточки для парной работы, папки для уроков технологии.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.
  2. Повторение изученного на предыдущем занятии.

Как называется страна, в которой мы живём?

Как называется наша малая родина?

Ученик рассказывает стихотворение про Кубань.

Кубань - Российская земля,

Безбрежные просторы,

Сады, да нивы, да поля,

Моря, равнины, горы.

У рек твоих и родников

Вода хрустальной стыни

Кубань моя, и знаю я,

Что ты - дитя России.

Это стихотворение написала жительница села Белая Глина Зинаида Маренко.

  1. Работа в парах.

На прошлом занятии мы изучали, как жили наши предки, сейчас мы узнаем, были ли вы внимательны на занятии? Дети в парах разгадывают кроссворд.

1. Жилище казаков.

2. Чем крыли крышу хаты?

Ученик рассказывает стихотворение:

Культура малой родины богата,
Перед тобой жилище предков – хата,
Турлучная, а крыша – камышом,
Ее жильцам метели нипочем.

3.Плетёный забор вокруг хаты.

4.На чём казак и его семья сидели во время обеда?

5.Вышитое полотенце.

Ученица рассказывает стихотворение:

В хате лавки, стол, комод и сундуки.
Макитры, глечики, и ложки, рушники,
Как правило, плетнем окружена,
Запрятана и тени садов она.

Физминутка: Куй, куй, чеботок, подай баба молоток.

Не подашь молотка – не скую чеботка. (Дети выполняют упражнения, которые демонстрирует заранее подготовленный ребёнок)

4. Сообщение темы занятия. Работа по теме занятия.

Сегодня на занятии мы познакомимся с декоративно-прикладными промыслами Кубани.

Определенную роль в казачьем быту и занятиях играли различные промыслы и ремесла: кузнечное и гончарное, обработка дерева, лозоплетение, ткачество, вышивка, художественная обработка металла, изготовление изделий из кожи и войлочной шерсти.

С конца XIX века в искусстве народных кубанских мастеров преобладают мотивы русских, украинских и кавказских традиций.

Гончарное ремесло на Кубани было распространено в местах, где имелась глина .Это четыре основных района, где гончарное дело получило значительное развитие. Это станицы Пашковская, Старощербиновская, Рождественская и Баталпашинская. Станицы, Пашковская и Елизаветинская, обладали лучшими на Кубани залежами гончарной глины. В основном, выделывалась простая посуда, незатейливые игрушки для детей, часто гончарное производство соединялось с изготовлением кирпича. Необходимые в быту кувшины – «глэчики», «макитры», миски, кружки, покрывались коричневой или темно-зеленой глазурью. В формах, орнаменте очень часто перекликались мотивы русской, украинской и кавказской керамики. В настоящее время традицию гончарного ремесла продолжают керамические мастерские.

Одним из древнейших народных промыслов восточных славян является лозоплетение . На Кубань оно было завезено черноморскими казаками из Украины в конце XVIII века. Значительную часть домашней утвари – от овощных корзин до плетней и хозяйственных построек жители Кубанских станиц делали из лозы . Всевозможные верши, корзины, разнообразные плетни, кошели (емкости для хранения зерна), плелись из гибкой ивовой лозы.

Исторически на Кубани наиболее широкое распространение получила ковань - кузнечное ремесло. Кузнецы были главными мастерами. В каждой кубанской станице с конца XIX века работали до пяти кузниц. Здесь изготавливалось всё необходимое для быта станичников - подковы, замки, ухваты. Кубанские кузнецы создавали настоящие художественные произведения из металла: кованные надкрылечные зонты – «козырьки», решетки для окон, дверей, балконов, парадные лестницы, ограды, флюгера.

Наиболее широко на Кубани была распространена вышивка. Мастерицы-казачки вышивали рушники, скатерти, салфетки, занавески, рубашки, наволочки.

Рушник издавна служил незаменимой принадлежностью традиционных народных обычаев и обрядов. Особая роль принадлежала свадебному рушнику . Не менее 40 рушников необходимо было припасти к свадьбе.
Самое большое и нарядное, "
рукобитное "- жениху в знак согласия невесты и её родителей на брак. Рушниками одаривала невеста женихову родню, ими украшали свадебный поезд: привязывали вместо вожжей, обвивали дуги, укладывали их вдоль спин лошадей. И все, кто участвовал в поездке, также были ими "намечены": жених и невеста держали полотенце в руках, дружка повязывал крест-накрест на груди. Вот откуда пошел обычай одевать ленты свидетелям .

Перед венчанием родители благословляли молодых иконами, украшенными " благословенными " рушниками. Вышивались красными нитями, богато украшались. Были обязательной принадлежностью приданого.

На венчании молодые становятся у аналоя на " венчальный " белый рушник - как на облаке, поставляются жених и невеста, вырванные на время из мира и как бы восхищенные в Царствие Небесное , ибо там совершается благословение их брака.

Во время венчания священник перевязывает руки венчающихся " союзным " рушником. Эта традиция несет символ духовных уз, знак союза любви и взаимной привязанности супругов, тесного духовного единения их. На рушнике вышивается растительный орнамент, имена жениха и невесты, совет да любовь.

По старинной русской традиции после венчания родители встречают молодоженов караваем на свадебном " хлебосольном " рушнике. На рушнике изображаются пары птичек (жаворонки, голуби). Они символизируют жениха и невесту. Рисунок олицетворяет собой семейное счастье, верность в любви. Вышиваются и цветочные орнаменты, как пожелание молодым "процветания", здоровья, богатства, рождения детей.

Каждый рушник был украшен вышивкой, и сейчас сохранилось искусство вышивки, ваш одноклассник выполнил вышивку крестиком и сейчас расскажет, как он это делал.

Ученик рассказывает заранее подготовленное стихотворение:

К стежку стежок-

И лег листок

На ткань, натянутую туго.

К стежку стежок -

И лепесток

Раскрыл цветок в подарок другу .

  1. Практическая работа. (Работа в парах). Украшение рушника. Учащиеся рисуют узор на бумажной заготовке рушника
  2. Итог занятия. Что нового узнали?

Что было интересно?

Что особенно понравилось на занятии?




 


Читайте:



Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Михалков Сергей Владимирович Праздник Непослушания Сергей Владимирович Михалков Праздник Непослушания Повесть-сказка "Праздник Непослушания" -...

Почвенный покров южной америки

Почвенный покров южной америки

Страница 1 В отличие от Северной Америки, где изменения в растительном покрове зависят в значительной степени от изменений температурных условий,...

Расправленные крылья - музыкальная пауза Порядок описания Московской операции

Расправленные крылья - музыкальная пауза Порядок описания Московской операции

Ситуация на фронте весной 1942 года, планы сторон, немецкое наступление летом 1942 года, начало Сталинградской битвы, немецкий оккупационный режим,...

Cобытия Второй мировой войны

Cобытия Второй мировой войны

Вторая мировая война считается самой крупной в истории человечества. Она началась и закончилась 2 сентября 1945 года. За это время в ней приняло...

feed-image RSS