Разделы сайта
Выбор редакции:
- Гадание в новый год для привлечения денег Как правильно гадать на новый год
- К чему снится клещ впившийся в ногу
- Гадание на воске: значение фигур и толкование
- Тату мотыль. Татуировка мотылек. Общее значение татуировки
- Что подарить ребёнку на Новый год
- Как празднуют день святого Патрика: традиции и атрибуты День святого патрика что
- Как научиться мыслить лучше Я не умею быстро соображать
- Эти признаки помогут распознать маньяка Существует три способа достижения абсолютной власти
- Как спастись от жары в городской квартире
- Слова благодарности для учителей: что написать в открытке любимому педагогу?
Реклама
Прикладные ремесла кубани. Народное декоративное искусство |
Иванна Ткаченко
Задачи : познакомить детей с народно- прикладным искусством Кубани : вышивкой, кубанской росписью . Дать представление о традициях кубанского быта . Воспитывать интерес к произведениям народного искусства Кубани , развивать познавательный интерес к истории и культуре своего народа , гордость и любовь к своему родному краю. Предварительная работа : знакомство с бытом кубанских казаков ; одеждой; народно – прикладным искусством Кубани (вышивкой, вязанием крючком) . Ознакомление с кубанскими обрядами и праздниками; изготовление глиняных игрушек-птичек; посещение музея. Прослушивание и просмотр видеозаписи Государственного Кубанского казачьего хора ; разучивание народных песен , хороводов. Оборудование : глиняные птички, рушники, трафареты с народными орнаментами , кисти тампоны. Предметы казачьего быта, стихи, записи кубанских мелодий . Ход занятия.Вводная беседа. В старину на Кубани казачки занимались вышивкой, плетением кружев. Народные мастерицы вышивали рушники, салфетки, вязали, ткали половики. Вышивали чаще всего гладью и «крестом» . С особой любовью и старанием работали над рушниками для «красного » угла. Иногда люди делали это в одиночку, а чаще всего, собирались вместе на сходницу и под задушевную песню вязали, ткали, пряли, вышивали, мастерили игрушки, посуду из глины. Ее изготовлением занимались гончары. Каждый предмет в хате казака имел свое назначение, к нему относились бережно. Основная часть. Давайте рассмотрим предметы, сделанные руками взрослых с большой любовью и желанием. Что вам больше всего нравится? Что вы видите? (Дети рассматривают образцы и иллюстрации) . Что это, ребята? (скатерти) . Да, это скатерти, украшенные ажурными кружевами, в старину они назывались настольниками. А это- полотенца- рушники, вышитые умелыми руками : узоры подсматривали у природы : цветы, птицы, животные. Какие цвета использовали мастерицы? (красный , черный, зеленый) . Что означают эти вышивки? -Красный цветок с корнями и бутонами – символ крепкой семьи. Корни – это дедушка и бабушка. Цветы – это родители, а бутоны – это дети. Прямая линия – символ земли. Рушниками украшали дом – угол, где висела икона. С наступлением весны девушки выходили на улицу со своими рушниками и встречали весну. Женщины в этот день пекли «птушек» или «жаворонков» . Этих «птушек» раздавали детям. Давайте и мы подготовимся к встрече весны. Практическая работа. А теперь мальчики подойдут к этому столу и будут разукрашивать птичек. А девочки тампончиками «вышивают рушники» . (Тихо играет кубанская музыка , дети работают) Молодцы, ребята, постарались, работы получились хорошие. Воспитатель и дети читают стихи. Ой, вы, девки белые, что зимой вы делали? А мы время не теряли, рушники вам вышивали. А вы хлопцы-казачата, сложа руки не сидели? Мы все время глаз не сводили, мы гончарный круг крутили. Ну, девки белые, что вы еще делали? Спицы да крючки мы взяли и настольнички вязали. А что хлопцы – казачата, покажите – ка девчатам, Как корзины из лозы для хозяйства вы плели? Что же, девки белые, вы еще делали? А мы песни распевали и холсты под песни ткали. Ну же хлопцы – казачата, что еще вы делали? Молоточками стучали и подковы мы ковали. Ай да, девки белые, что еще вы делали?. Мы лепешки катали, пирожки выпекали. Всех ребяток угощали. А теперь, ребята, берите свои поделки и идем на улицу, весну кликать будем. Эй, добры молодцы, да красны девицы ! Собирайтеся, снаряжайтеся солнце красное встречать . Весну красну зазывать ! (Мальчики берут птичек, девочки рушники и становятся в круг) . Жаворонки, прилетите-ка Весну – красну принесите-ка Запирать будем на девять замков Зиму лютую. Отпускать на волю Весну красную ! Дети поют : Ясна – красна , приди весна с голубою далью, с Иваном да с Марьей, с золотистым гребнем с изумрудным стеблем. Пришла весна войной, пошла на все в зимнем : на льды ливнем, на снег теплом, на всю зиму помелом. Исполняется танец с рушниками. Публикации по теме: В наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, когда привычными стали слова «насилие», безнравственность, бездуховность, мы всерьёз. Роспись хохломская, Словно колдовская, В сказочную песню просится сама. И нигде на свете нет таких соцветий! Всех чудес чудесней Наша. Художественно-эстетическое развитие средствами народно-прикладного искусства Кубани. Знакомство с Петриковской росписью Художественно-эстетическое развитие предполагает формирование художественных и эстетических идеалов у детей, как части их мировоззрения. Конспект НОД по знакомству с русским декоративно-прикладным искусством - вышивка «Веселая ярмарка» (старшая группа) Основная образовательная область - Социально -коммуникативная Интеграция областей: .Познавательное, художественно-эстетическое; физическое,. Конспект занятия по ознакомлению дошкольников с декоративно-прикладным искусством (старшая группа) Программное содержание: развивать у детей интерес к народному декоративно-прикладному искусству. Способствовать развитию эстетического вкуса,. Ознакомление детей второй младшей группы с декоративно-прикладным искусством - одна из форм ознакомления с социальным миром Цель: Воспитание юного патриота и развитие творческих способностей детей через ознакомление с декоративно – прикладным искусством «Дымка». Татьяна Кравченко
Для успешной реализации регионального компонента в образовательном процессе с дошкольниками, воспитатель должен обладать определенными знаниями о своей малой родине, ее истории, традициях, культуре, народном декоративно -прикладном творчестве. Предлагаю конспект практикума для педагогов ДОУ по теме «Декоративно-прикладное искусство Кубани » . Форма проведения : круглый стол с элементами соревнования двух команд педагогов . Цель : обогатить знания педагогов из истории возникновения промыслов Кубани и декоративно -прикладного творчества. Вед.: (рассказ из истории заселения Кубани ) Кубань заселялась русскими сравнительно поздно с конца XVIII в. На этой территории исторически соединились две культуры - восточно-украинская и южнорусская, во многом схожие между собой. На их основе, при взаимодействии с культурой народов северокавказского региона, происходило развитие новой региональной этнокультуры, имеющей свои особенности, отличные от метропольных. Это во многом обусловило специфику и характер образцов народного изобразительного искусства . 1 серия заданий «Умники и умницы» Ведущий задает вопросы, кто быстрее называет правильный ответ, получает фишку 1. Как называлось жилище казаков? (хата) 2. Какой она была? (турлучной) 3. Чем крыта? (камышом) 4. Назовите основные предметы быта в казачьей хате (лавка, стол, комод, сундук, макитра, глечик, рушники) 5. Костюм казачий из сукна и ситца, он мог десятилетием носиться. Определите, что означают данные части одежды : черкеска (верхняя одежда казака, бешмет (одежда казака, башлык (суконный головной убор в виде капюшона, спидница – нижняя юбка. 6. Какие виды НДПИ Кубани вы знаете ? (Плетение, резьба по дереву, кузнечное и гончарное искусство , ткачество, вышивка, лозоплетение, изготовление изделий из кожи и войлочной шерсти.) 7. А какие из них используют в работе с детьми дошкольного возраста? (в работе с детьми используют рисование, аппликацию, лепку, конструирование, вязание, тестопластику). 2 серия заданий. «Виды мастерства» . Вопросы : 1. Назовите основные предметы гончарного ремесла (простая посуда, незатейливые игрушки для детей, часто гончарное производство соединялось с выделкой кирпича) 2. Можно ли выделить типичные, характерные только для Кубани черты керамики ? Если да, то какие? (выделить очень трудно, потому что гончарным ремеслом занимались главным образом, иногородние и переселенцы из различных районов страны. Они приносили с собой профессиональные навыки, художественные приемы, характерные для определенного района). 3. Какие вы знаете формы кубанской керамики ? (кувшины («глечики» , корчаги для теста, «макитры» , ситечки, кружки). 4. Какого цвета глазурью они покрывались? (коричневой или темно-зеленой) 5. Какие мотивы имел орнамент изделий (яркий, в основном растительный) 6. Какие предметы быта изготавливали казаки из дерева? (посуду, мебель, наличники, резные надкрылечные зонты) 7. Перечислите деревянную посуду (бочки. ведра, корыта, чаши, ложки, ступы, мешалки и др.) 8. Какие основные атрибуты мебели изготавливались? (стол, лавка, сундук, комод) . 9. Какие изделия из металла можно отнести к предметам интерьера? (кованные надрылечные зонты – «козырьки, решетки для окон, дверей, балконов, парадные лестницы, ограды, флюгера) 10. Какие вы знаете типы орнамента кубанской ковани ? (растительный (листья, гроздья, стебли, злаки, цветы, геометрический, зооморфные изображения (птицы, драконы, морские коньки) . Ведущий предлагает педагогам геометрические фигуры для выкладывания орнамента (команды выполняют задание на скорость) Вед.: Вместе с мужчинами-мастерами трудились и женщины, укравшие свои жилища интересными изделиями. Основной вид народного изобразительного искусства у женщин – вышивка . Вопросы : 1. Какие предметы украшали вышивкой? (рушники, настольники, салфетки) 2. С какого возраста в казачьей семье приучались к ткачеству, прядению, вышивке? (7 – 9 лет) 3 серия заданий. «Узнай по описанию» . Каждая команда получает картинки произведений народного декоративно-прикладного искусства , описывает характерные черты данного произведения, другая команда угадывает, о чем идет речь. В конце мероприятия подсчитываются очки, набранные командами педагогов . Публикации по теме: Художественно - эстетическое развитие детей - важный раздел нашей образовательно-воспитательной работы в ДОУ, чем наши дети больше узнают,. Декоративно-прикладное искусство как основа эстетического воспитания дошкольников «Развитие эстетического сознания учащегося через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического. Декоративно-прикладное искусство в эстетическом воспитании дошкольника. Художественный ручной труд детей 5 - 7 лет направлен на создание оригинальных, несложных поделок, различных по качеству, выразительности,. День семьи «Народное декоративно-прикладное искусство» ЦЕЛЬ: Формирование и развитие основ духовно-нравственной культуры детей и их родителей. В вашем детском саду каждый месяц проводится город - мастеров, где мы, воспитатели, выбираем любую творческую работу и проводим с детьми. Консультация для родителей «Декоративно-прикладное искусство в детском саду и дома» «Декоративно-прикладное искусство в детском саду и дома» Декоративно-прикладное искусство является едва ли не одним из самых древних. Его. Основные виды декоративно-прикладного творчестваНародные промыслы Кубани |
Физминутка: Куй, куй, чеботок, подай баба молоток.
Не подашь молотка – не скую чеботка. (Дети выполняют упражнения, которые демонстрирует заранее подготовленный ребёнок)
4. Сообщение темы занятия. Работа по теме занятия.
Сегодня на занятии мы познакомимся с декоративно-прикладными промыслами Кубани.
Определенную роль в казачьем быту и занятиях играли различные промыслы и ремесла: кузнечное и гончарное, обработка дерева, лозоплетение, ткачество, вышивка, художественная обработка металла, изготовление изделий из кожи и войлочной шерсти.
С конца XIX века в искусстве народных кубанских мастеров преобладают мотивы русских, украинских и кавказских традиций.
Гончарное ремесло на Кубани было распространено в местах, где имелась глина .Это четыре основных района, где гончарное дело получило значительное развитие. Это станицы Пашковская, Старощербиновская, Рождественская и Баталпашинская. Станицы, Пашковская и Елизаветинская, обладали лучшими на Кубани залежами гончарной глины. В основном, выделывалась простая посуда, незатейливые игрушки для детей, часто гончарное производство соединялось с изготовлением кирпича. Необходимые в быту кувшины – «глэчики», «макитры», миски, кружки, покрывались коричневой или темно-зеленой глазурью. В формах, орнаменте очень часто перекликались мотивы русской, украинской и кавказской керамики. В настоящее время традицию гончарного ремесла продолжают керамические мастерские.
Одним из древнейших народных промыслов восточных славян является лозоплетение . На Кубань оно было завезено черноморскими казаками из Украины в конце XVIII века. Значительную часть домашней утвари – от овощных корзин до плетней и хозяйственных построек жители Кубанских станиц делали из лозы . Всевозможные верши, корзины, разнообразные плетни, кошели (емкости для хранения зерна), плелись из гибкой ивовой лозы.
Исторически на Кубани наиболее широкое распространение получила ковань - кузнечное ремесло. Кузнецы были главными мастерами. В каждой кубанской станице с конца XIX века работали до пяти кузниц. Здесь изготавливалось всё необходимое для быта станичников - подковы, замки, ухваты. Кубанские кузнецы создавали настоящие художественные произведения из металла: кованные надкрылечные зонты – «козырьки», решетки для окон, дверей, балконов, парадные лестницы, ограды, флюгера.
Наиболее широко на Кубани была распространена вышивка. Мастерицы-казачки вышивали рушники, скатерти, салфетки, занавески, рубашки, наволочки.
Рушник
издавна служил незаменимой принадлежностью традиционных народных обычаев и обрядов. Особая роль принадлежала
свадебному рушнику
. Не менее 40 рушников необходимо было припасти к свадьбе.
Самое большое и нарядное, "
рукобитное
"- жениху в знак согласия невесты и её родителей на брак. Рушниками одаривала невеста женихову родню, ими украшали свадебный поезд: привязывали вместо вожжей, обвивали дуги, укладывали их вдоль спин лошадей. И все, кто участвовал в поездке, также были ими "намечены": жених и невеста держали полотенце в руках, дружка повязывал крест-накрест на груди. Вот откуда пошел обычай одевать ленты
свидетелям
.
Перед венчанием родители благословляли молодых иконами, украшенными " благословенными " рушниками. Вышивались красными нитями, богато украшались. Были обязательной принадлежностью приданого.
На венчании молодые становятся у аналоя на " венчальный " белый рушник - как на облаке, поставляются жених и невеста, вырванные на время из мира и как бы восхищенные в Царствие Небесное , ибо там совершается благословение их брака.
Во время венчания священник перевязывает руки венчающихся " союзным " рушником. Эта традиция несет символ духовных уз, знак союза любви и взаимной привязанности супругов, тесного духовного единения их. На рушнике вышивается растительный орнамент, имена жениха и невесты, совет да любовь.
По старинной русской традиции после венчания родители встречают молодоженов караваем на свадебном " хлебосольном " рушнике. На рушнике изображаются пары птичек (жаворонки, голуби). Они символизируют жениха и невесту. Рисунок олицетворяет собой семейное счастье, верность в любви. Вышиваются и цветочные орнаменты, как пожелание молодым "процветания", здоровья, богатства, рождения детей.
Каждый рушник был украшен вышивкой, и сейчас сохранилось искусство вышивки, ваш одноклассник выполнил вышивку крестиком и сейчас расскажет, как он это делал.
Ученик рассказывает заранее подготовленное стихотворение:
К стежку стежок-
И лег листок
На ткань, натянутую туго.
К стежку стежок -
И лепесток
Раскрыл цветок в подарок другу .
- Практическая работа. (Работа в парах). Украшение рушника. Учащиеся рисуют узор на бумажной заготовке рушника
- Итог занятия. Что нового узнали?
Что было интересно?
Что особенно понравилось на занятии?
Читайте: |
---|
Популярное:
Новое
- К чему снится клещ впившийся в ногу
- Гадание на воске: значение фигур и толкование
- Тату мотыль. Татуировка мотылек. Общее значение татуировки
- Что подарить ребёнку на Новый год
- Как празднуют день святого Патрика: традиции и атрибуты День святого патрика что
- Как научиться мыслить лучше Я не умею быстро соображать
- Эти признаки помогут распознать маньяка Существует три способа достижения абсолютной власти
- Как спастись от жары в городской квартире
- Слова благодарности для учителей: что написать в открытке любимому педагогу?
- Слова благодарности для учителей: что написать в открытке любимому педагогу?