Разделы сайта
Выбор редакции:
- Гадание в новый год для привлечения денег Как правильно гадать на новый год
- К чему снится клещ впившийся в ногу
- Гадание на воске: значение фигур и толкование
- Тату мотыль. Татуировка мотылек. Общее значение татуировки
- Что подарить ребёнку на Новый год
- Как празднуют день святого Патрика: традиции и атрибуты День святого патрика что
- Как научиться мыслить лучше Я не умею быстро соображать
- Эти признаки помогут распознать маньяка Существует три способа достижения абсолютной власти
- Как спастись от жары в городской квартире
- Слова благодарности для учителей: что написать в открытке любимому педагогу?
Реклама
Роман обломов творческая история романа. Время создания романа «Обломов» |
Иван Гончаров создал “Обломова” под влиянием особенных впечатлений и мыслей. Роман появился не вдруг, не внезапно, а стал ответом на собственные воззрения автора. История создания романа “Обломов”, без сомнения, накладывает существенный отпечаток на общую атмосферу произведения, на фоне которой и происходит ход повествования. Замысел рождался постепенно, как складываются кирпичики большого дома. Незадолго до “Обломова” Гончаровым была написана повесть “Лихая болесть”, которая и послужила основой для создания романа. Создание Романа “Обломов” совпадает с общественно-политическим кризисом в России. Для того времени очень актуальным оказался образ апатичного помещика, который не может самостоятельно отвечать за собственную жизнь, принимать ответственные решения. Основная идея произведения формировалась под влиянием взглядов критика Белинского, который остался под сильным впечатлением от первого романа Гончарова – “Обыкновенная история”. Белинский отмечал, что в русской литературе уже возник образ “лишнего человека”, который не может приспособиться к окружающей его действительности, бесполезен для общества. Этот человек – вольнодумец, тонко чувствующий мечтатель, поэт и философ. Романтизм в его натуре сопряжен с крайней бездеятельностью, ленью и апатией. Так, история романа “Обломов” связана с политической ситуацией и отражает жизнь дворянского сословия второй половины XIX века. Идейно-композиционная составляющаяРоман состоит из четырех частей, каждая из которых сполна раскрывает состояние главного героя и отражает перемены, происходящие в его душе: безвольное, ленивое существование; преображение сердца, душевная, нравственная борьба и, наконец, умирание. Физическая смерть – итог, к которому приходит Илья Ильич. История создания романа “Обломов” подчеркивает невозможность героя выйти за рамки своей нерешительности и нежелания какой-либо деятельности. Обстановка в доме ОбломоваЕдва войдя в комнату, где лежал на диване Илья Ильич, можно было обнаружить в интерьере, по расположению вещей невероятное сходство с самим хозяином: повсюду виднелась пыль, неубранные после ужина тарелки. Роль Обломова в романе “Обломов” характерная, определяющая. Она показывает пример существования, которое ведет к духовной смерти. Обломов не приспособлен к жизни, весь облик его и привычки выражают стремление спрятаться, укрыться от угнетающей действительности: туфли его были широкие и стояли рядом с диваном, так что “он всегда сразу попадал в них”; халат был до того широкий и свободный, что “и Обломов мог дважды завернуться в него”. Слуга Захар похож на своего хозяина: лишний раз встать с лежанки для него подвиг, убрать в комнатах – невообразимое беспокойство и суета. Захар погружен в свои мысли, знает “барина” с младенчества, отчего иногда позволяет себе спорить с ним. Каков главный герой?Характеристика Обломова в романе “Обломов” показана читателю буквально с первых страниц. Илья Ильич – натура тонко чувствующая, апатичная, эмоциональная, но противная всякой деятельности. Движение для него являлось трудной задачей, он не хотел и не стремился что-то менять в своей жизни. Лежание у него было нормальным, привычным состоянием, и чтобы поднять Обломова с дивана, нужно было случиться из ряда вон выходящему событию. Надобность заполнять деловые бумаги утомляла его, мысли о необходимости съезжать с квартиры тревожили и нагоняли тоску. Однако, вместо того, чтобы напрячь волю, ум и сделать то, что от него требуется, он продолжает бездействовать. “Отчего я такой?”Характеристика Обломова в романе “Обломов” отражает основную мысль произведения – крушение нравственных идеалов героя и постепенное умирание. Сон Обломова демонстрирует читателю истоки безвольного характера Ильи Ильича. Во сне герой видит себя маленьким, свою родную деревню Обломовку, в которой родился и вырос. В детстве его всячески старались оградить от реальной жизни: не позволяли выходить из дома в холод и мороз, лазать по заборам, учился он только в те дни, когда не бывало праздников, а случались они столь часто, что “не стоило и ездить”. Еда была культом, здесь любили праздники и накрывали большие столы. Обломов впитал в себя убеждения родной деревни, сделался частью того существования, которое вели ее обыватели. “Обломовщина” – следствие такого мировосприятия: плыть по течению, лишь изредка пробуждаясь от тревожного, беспокойного сна. Роль Обломова в романе “Обломов” велика и значительна: обозначить проблему духовного забвения личности, растворения ее в бытовых деталях и нежелания жить. Обломов и ШтольцБлижайшим и единственным другом Ильи Ильича на протяжении всей жизни был и оставался Андрей Иванович Штольц. Несмотря на разность характеров, их с детских лет связывала крепкая дружба. Штольц деятельный, энергичный, постоянно находится в делах, в разъездах. Он ни минуты не может сидеть на одном месте: движение – суть его натуры. Он много достиг в жизни благодаря сделанным внешним усилиям, но глубокие поэтические переживания недоступны ему. Штольц предпочитает не мечтать, а действовать. Обломов апатичен, у него недостает энергии даже на то, чтобы дочитать начатую книгу (нередко она так и лежала по нескольку недель на столе). Поэты волновали его воображение, пробуждались в душе движения мысли и чувств, но дальше этих мыслей и чувств он никогда не шел. Погруженность в размышления была его природой, однако он не сделал ничего, чтобы развивать их в дальнейшем. Своей противоположностью характеров эти два человека дополняли друг друга, составляли единое гармоничное целое. Испытание любовьюЗначительное влияние на состояние Ильи Ильича оказывают главные герои романа. Обломова вдохновило большое чувство к Ольге Ильинской, заставило его на время покинуть свой уютный мир и выйти во внешнюю, наполненную красками и звуками жизнь. Несмотря на то, что Ольга часто подсмеивалась над Обломовым, считала его излишне ленивым и апатичным, этот человек был ей дорог и близок. Их красивая и до боли трогательная история любви потрясает, рождает в душе чувство сожаления, неизгладимой горечи. Обломов считает себя недостойным любви, оттого пишет Ольге мучительное и вместе с тем волнующее письмо. Можно предположить, что он предчувствует их скорый разрыв, но данное обстоятельство скорее указывает на неготовность Ильи Ильича принимать чувства по отношению к себе, сомнения в том, что достоин любви барышни. Герой боится оказаться отвергнутым и долго не решается сделать предложение Ольге. В письме он пишет, что ее любовь есть приготовление к будущему чувству, но не сама любовь. В итоге герой окажется прав: позже Ольга признается ему, что любила в нем “будущего Обломова”, лелеяла в чувстве к нему возможность новой любви. Почему любовь к Ольге Ильинской не спасла Обломова?С появлением Ольги и Обломов, кажется, приподнялся с дивана, но только на время, чтобы суметь выразить барышне свое восхищение ее красотой и молодостью. Его чувства искренни и сильны, но им недостает динамики, решительности. Вместо того чтобы решать насущные вопросы, связанные с квартирой и приготовлениями к свадьбе, Обломов продолжает закрываться от жизни. Днем он спит или читает книги, к невесте ездит редко, перекладывает ответственность за свое счастье на посторонних людей: просит других похлопотать насчет квартиры, решить дела с оброком в Обломовке. Почему эта книга остается актуальной в наши дни?История создания романа “Обломов” тесно связана с историческими событиями 50-60 годов и является прекрасным памятником дворянского общества XIX века. Современным читателям книга может быть интересна вопросами, которые имеют вечный характер. Это выбор жизненного направления, любовная линия, философские воззрения и мысли. Герои романа “Обломов” различны, но они все живые люди, обладающие индивидуальными чертами характера. У каждого из них свои достоинства и недостатки, свои убеждения, взгляды на мир. К примеру, Андрей Штольц достаточно честолюбив, требователен к себе и окружающим, Ольга Ильинская – романтическая натура, которой не чужды поэзия и музыка, Захар рассеян и ленив. Читателя к пониманию простой истины приводит характеристика романа. Обломова сгубил не удар, от которого прервалось земное существование его, а бездейственное, апатичное отношение к жизни, себе самому. Важно жизнь не проспать, не растратить попусту, а реализовать свою сущность через различные ее проявления, такие как деятельность, культура, искусство, личное счастье. (Пока оценок нет) Роман Гончарова «Обломов» является одним из знаковых произведений русской литературы 19 века. Он входит в трилогию с двумя другими книгами писателя – «Обыкновенная история» и «Обрыв». История создания романа «Обломов» Гончарова началась задолго до появления замысла произведения – идея «обломовщины» как всеохватывающего социального явления появилась у автора еще до появления первого романа трилогии – «Обыкновенная история». Хронология создания романаПрообразом «обломовщины» в раннем творчестве Гончарова исследователи считают написанную в 1838 году повесть «Лихая болесть». В произведении была описана странная эпидемия, основным симптомом которой была «хандра», больные начинали строить воздушные замки и тешить себя пустыми мечтами. Проявления схожей «болезни» наблюдаются и главного героя романа Обломова. Однако сама история романа «Обломов» начинается в 1849 году, когда Гончаров опубликовал в «Литературном сборнике с иллюстрациями» одну из центральных глав произведения – «Сон Обломова» с подзаголовком «Эпизод из неоконченного романа». В период написания главы писатель пребывал на родине, в Симбирске, где в патриархальном, сохранившем отпечаток старины быте Гончаров почерпнул множество примеров «обломовского сна», который изобразил сначала в напечатанном отрывке, а затем и в романе. В это же время у писателя был уже готов кратко набросанный план будущего произведения и черновой вариант всей первой части. В 1850 году Гончаров создает чистовой вариант первой части и работает над продолжением произведения. Писатель мало пишет, но много раздумывает над романом. В октябре 1852 года история «Обломова» прерывается на целых пять лет – Гончаров в должности секретаря при адмирале Е. В. Путятине отправляется на фрегате «Паллада» в кругосветное путешествие. Работа над произведением возобновляется только в июне 1857 года, когда, пребывая в Мариенбарде, писатель за семь недель дописывает почти весь роман. Как после говорил Гончаров, за время путешествия в его воображении роман уже полностью сложился, и его нужно было просто перенести на бумагу. Осенью 1858 года Гончаров полностью заканчивает работу над рукописью «Обломова», добавив многие сцены и полностью переработав некоторые главы. В 1859 году роман был напечатан в четырех номерах журнала «Отечественные записки». Прототипы героев романа «Обломов»ОбломовТворческая история романа «Обломов» берет свое начало в жизни самого автора – Ивана Гончарова. Для писателя, по его словам, было важно изображать подлинную реальность, не уходя на «почву мыслителя». Именно поэтому центрального персонажа – Илью Ильича Обломова Гончаров списал с самого себя. По воспоминаниям современников писателя, между автором и персонажем романа много общего – они оба родом из русской глубинки с патриархальным устаревшим бытом, оба медлительны и на первый взгляд ленивы, при этом обладают живым умом, художественным воображением и некой мечтательностью, о чем не скажешь по первому впечатлению. ОльгаПрототип главного женского образа – Ольги Ильинской, Гончаров также почерпнул из собственной жизни. По версиям исследователей, прообразами девушки являются знакомые писателя – Елизавета Васильевна Толстая и Екатерина Павловна Майкова. Гончаров был влюблен в Е. Толстую – как Ольга для Обломова, так и Елизавета Васильевна была для него идеалом женщины, сердечности, женского ума и красоты. Переписка между Гончаровым и Е. Толстой представляет параллель с событиями романа – даже теория любви у создателя и героя книги совпадают. Автор наделял Ольгу всеми теми прекрасными чертами, которые видел в Елизавете Васильевне, перенося на бумагу собственные чувства и переживания. Как Ольге в романе не было суждено выйти замуж за Обломова, так и Е. Толстую ожидал брак с кузеном А. И. Мусиным-Пушкиным. Прототипом замужней героини – Ольги Штольц становится Майкова – жена В. Н. Майкова. Екатерину Павловну и Гончарова связывала крепкая и продолжительная дружба, начавшаяся на одном из вечеров литературного салона Маковых. В образе Майковой писатель почерпнул совершенно другой тип женщины – непрерывно ищущей, стремящейся вперед, ничем не удовлетворяющейся, для которой постепенно семейная жизнь становилась тягостной и тесной. Впрочем, как указывают некоторые исследователи, после последней редакции романа «Обломов» образ Ильинской все больше походил не на Е. Толстую, а на Майкову. АгафьяВторой важный женский образ романа – образ Агафьи Матвеевны Пшеницыной, был списан Гончаровым с воспоминаний о матери писателя – Авдотье Матвеевне. По мнению исследователей, трагедия брака между Агафьей и Обломовым стала отражением жизненной драмы крестного Гончарова – Н. Трегубова. ШтольцОбраз Штольца является не только сборным персонажем немецкого типа, носителем иной ментальности и другого мировосприятия. В основу описания героя легла история семьи Карла-Фридриха Рудольфа, отца Елизаветы Гончаровой – жены старшего брата писателя. На данную связь указывает также то, что в черновых редакциях герой имеет два имени – Андрей и Карл, а в прижизненных изданиях в сцене первого появления персонажа его имя фигурирует как Андрей Карлович. Однако существует версия, что Штольц также является одним из олицетворений в романе одной из сторон самого писателя – его юношеских стремлений и практичности. ВыводыИстория создания «Обломова» позволяет лучше понять идейный смысл романа, его внутреннюю глубинную и особую важность для автора. «Вынашивая» идею произведения более десяти лет, Гончаров создал гениальное произведение, которое и в наши дни заставляет задуматься об истинном смысле жизни, любви и поиске счастья. Тест по произведению Демиховская О. А. Творческая история романа И. А. Гончарова «Обломов» // Гончаров И. А.: Материалы юбилейной гончаровской конференции 1987 года / Ред.: Н. Б. Шарыгина. - Ульяновск: Симбирская книга, 1992 . - С. 135-142. О. А. Демиховская ТВОРЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ РОМАНА И. А. ГОНЧАРОВА «ОБЛОМОВ» Вопросы истории создания романа И. А. Гончарова «Обломов» привлекали внимание многих исследователей. Однако долго оставалось загадкой, как могло случиться, что роман, работа над которым тянулась около десяти лет, был вдруг написан за несколько недель, когда писатель лечился в Мариенбаде. Не случайно этот литературный феномен, получивший название «мариенбадского чуда», вызвал изумление и острый интерес. Наконец, после опубликования писем И. А. Гончарова к Е. В. Толстой, казалось, загадка была разгадана: у героини романа объявился живой прототип, который и вдохновил писателя на молниеносное создание романа «во имя ее». Такое объяснение было принято литературоведами, вошло в научный обиход, приобретя силу традиционной концепции. С течением времени появляется другая точка зрения. Но вопросу о прототипе Ольги Ильинской завязывается дискуссия. Кто же является прототипом Ильинской? Это проясняется при решении проблемы прототипности и типичности в романе, вопроса о соотношении художественного образа и прототипа. Указывая на медлительность пера Гончарова как особенность его таланта, обычно отмечали, как долго писались его романы: «Обломов» - десять лет, «Обрыв» - двадцать лет; но при этом забывалось, что писатель должен был заботиться о куске хлеба. Об этом - позднее признание писателя: «...более всего любил я перо. Писать было моей страстью. Но я служил - по необходимости (да еще потом цензором, Господи прости!), ездил вокруг света - и кроме пера, должен был заботиться о добывании содержания» 1 . Действительно, отрывок из первой части «Обломова» - «Сон Обломова» - был опубликован в 1849 году, а потом - служба в департаменте, кругосветное путешествие, создание очерков «Фрегат «Паллада», начало работы над «Обрывом», цензорство, поглощавшее все творческие силы, не оставлявшее свободного времени для других занятий. Работа над «Обломовым» затягивалась. К лету 1857 года, когда по предписанию врачей Гончаров отправился в Мариенбад, была готова лишь первая часть романа. За два летних месяца в Мариенбаде, которые оказались порой необыкновенного прилива творческих сил, были написаны три части «Обломова», за исключением самых последних четырех глав, законченных потом в Петербурге. Поразительно короткий срок, в который был создан почти весь роман, объясняется в значительной мере тем, что задуманное в 1847 году вынашивалось автором в течение многих лет и было тщательно продумано. Особенно вдохновенно писался образ главной героини Ольги Ильинской, возникший в воображении писателя именно в это время. В письмах из Мариенбада к И. И. Льховскому и Ю. Д. Ефремовой в июле и августе 1857 года выступают выражения, которые относятся к Ольге Ильинской: «не надышусь, не нагляжусь», «живу, дышу только ею» 2 . Влюбленность в создаваемый образ героини позволяет предполагать существование прототипа, тем более, что сам автор в заключительных строках своей «литературной исповеди» - критических заметках «Лучше поздно, чем никогда» - писал: «то, что не выросло и не созрело во мне самом, чего я не видел, не наблюдал, чем не жил - то недоступно моему перу!.. я писал только то, что переживал, что мыслил, чувствовал, что любил, что близко видел и знал, - словом, писал и свою жизнь и то, что к ней прирастало» 3 . На вопрос, кто же мог послужить прототипом Ольги Ильинской, в литературоведении существуют две точки зрения. П. Н. Сакулин прототипом героини романа «Обломов» считает Елизавету Васильевну Толстую. По мнению О. М. Чемены, прототип Ольги - Екатерина Павловна Майкова. По концепции П. Н. Сакулина, проблема прототипности в романе И. А. Гончарова решается при изучении взаимоотношений писателя с Е. В. Толстой, падающих на первую половину 1850-х годов, когда шла интенсивная работа над романом. Точка зрения П. Н. Сакулина аргументированно изложена в статье «Новая глава из биографии И. А. Гончарова в неизданных письмах» 4 . Он замечает, что письма Гончарова к Толстой вводят нас в самые интимные уголки внутренней жизни писателя. Действительно, в этих письмах отразились сокровенные чувства И. А. Гончарова, влюбленного в Е. В. Толстую. Они открывают одну из самых поэтических страниц биографии писателя. Гончаров встретил Е. В. Толстую в семье Майковых в начале 40-х годов, когда ей было всего 16 лет. Уже тогда она произвела на него неотразимое впечатление. Оставляя запись в альбоме, писатель желал ей «святой и безмятежной будущности» 5 . Снова Гончаров встретил Е. В. Толстую только через 12 лет, осенью 1855 года, когда он уже вернулся из кругосветного путешествия. Он был под обаянием ее личности, ее чарующей красоты, доброго сердца, тонкого, нежного женского ума. В ней писатель увидел идеал женщины. По мнению Гончарова, «ей дано все, чтобы быть единственной из числа немногих - возвышенностью характера, чистотой сердца, прямотой и достоинством...» 6 . Отъезд Е. В. Толстой в Москву (18 октября 1855 г.) вызвал целую серию писем Гончарова - «Pour et contre». От лица своего «друга» он рассказывает о своей любви, о своих душевных муках. «Pour et contre» является искренней и волнующей исповедью любви. Но героем романа Е. В. Толстой суждено было стать не Гончарову, а ее кузену Александру Илларионовичу Мусину-Пушкину, блестящему офицеру, ярославскому помещику. Осенью 1856 года она была уже его невестой, а в январе 1857 года вышла за него замуж. По иронии судьбы И. А. Гончарову пришлось устраивать счастье Е. В. Толстой: по просьбе ее матери хлопотать перед Синодом о разрешении брака с двоюродным братом. В утешение и на память себе он испросил у супруга Е. В. Толстой ее фотопортрет, сделанный с написанного Н. А. Майковым портрета красками, в котором, по мнению И. А. Гончарова, художник уловил «самую поэтическую сторону... красоты» 7 . «И. А. Гончарова-человека постигла тяжелая неудача: жизнь отняла у него добрую и светлую мечту, его личное существование стало бледнее и тусклее... Зато Гончаров-художник остался в выигрыше: он выстрадал право «артистически» наслаждаться портретом Елизаветы Васильевны; ...в минуты творчества ее образ будет светиться ему из неизвестной дали» 8 . Портрет Е. В. Толстой, в котором отразилась «самая поэтическая сторона общей женской красоты», помог И. А. Гончарову рисовать образ Ольги Ильинской. П. Н. Сакулин говорит о двух романах, развивавшихся параллельно: один роман И. А. Гончаров переживает сам и излагает в письмах к Е. В. Толстой, другой творит в форме литературного произведения, но также во имя ее. 25 октября 1855 года Гончаров писал: «Не подозревали Вы и того, что Вы едва успели миновать Тверь, а у меня в голове, не правда, в душе созрел уже план прилагаемой при этом главы романа. Вы еще не огляделись в Москве, а план был уже набросан на бумагу, теперь переписывается и завтра посылается Вам, - не того романа, который должен быть готов через полтора года во имя Ваше, а того, который начался в душе героя и, Бог весть, когда кончится» 9 . Под романом, который творится «в душе», И. А. Гончаров разумеет свою «исповедь» «Pour et contre». Второй роман - «Обломов», над которым Гончаров работал как раз в это время. Образ Е. В. Толстой жил в душе Гончарова, «и его чувство, художественно претворенное, живым ингридиентом входило в его творчество» 10 . Письма И. А. Гончарова к Е. В. Толстой представляют параллель соответствующим страницам романа «Обломов». Создатель романа и его герой руководствуются одной и той же теорией любви. У них - один идеал женщины: для героя романа он воплотился в Ольге Сергеевне, для И. А. Гончарова - в Е. В. Толстой. Портреты Е. В. Толстой и Ольги Ильинской, выполненные в одной лирической окраске, почти совпадают. Е. В. Толстая «создана гармонически-прекрасно, наружно и внутренно». «Она такое артистически щеголеватое создание, она аристократка природы» 11 . Если бы Ольгу Ильинскую «обратить в статую, она была бы статуя грации и гармонии». Она - «артистически созданное существо». Писатель наделял Ольгу Ильинскую особенностями, которые заметил у Е. В. Толстой. Гончаров называл Е. В. Толстую своим идеалом, «прекраснейшей, лучшей, первой женщиной» 12 . «Ольга! - восклицал Обломов. - Вы... лучше всех женщин, вы первая женщина в мире!..» 13 Общая концепция того и другого романов одна и та же: прекрасная девушка на мгновение озаряет тусклое существование дряхлеющего холостяка. Гончаров упорно приписывает Е. В. Толстой то же самое значение в своей жизни, какое имела Ольга в жизни Обломова. «Та внутренняя жизнь, которая раскрылась в письмах И. А. Гончарова к Е. В. Толстой - основа для самых поэтических страниц лучшего романа писателя. Пережитое им самим счастье любви светлыми бликами падало на листы его романа» 14 . Таким образом, основываясь на письмах И. А. Гончарова к Е. В. Толстой, аналоги которых находятся на страницах «Обломова», П. Н. Сакулин считает, что именно Е. В. Толстая послужила прототипом образа Ольги Ильинской. На вопрос о прототипе образа Ольги Ильинской в литературоведении, как отмечено выше, существует и другая точка зрения, принадлежащая О. М. Чемене. Отвергая концепцию П. Н. Сакулина, исследовательница пытается доказать, что прототипом гончаровской героини является Екатерина Павловна Майкова. Свое убеждение она основывает на близости писателя к семье Майковых, с которой он был знаком со времени приезда в Петербург в 1835 году и в которую осенью 1852 года вошла Е. П. Калита, став женой В. Н. Майкова. Е. П. Майкова развивалась в обстановке известного литературного салона Майковых, постоянными посетителями которого были многие литераторы 40-х и 50-х годов. Здесь бывали И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский, И. И. Панаев. Екатерина Павловна знала А. А. Фета, Я. П. Полонского, с которыми встречалась на литературных вечерах и чтениях, принятых тогда в Петербурге. Из всех литераторов самым близким ей был И. А. Гончаров. Их связывала продолжительная и прочная дружба. Так любила называть свои отношения с писателем Е. П. Майкова. В дружбе к ней признавался в письмах и Гончаров. Опираясь на известное свидетельство Е. А. Штакеншнейдер, О. М. Чемена считает, что писатель был увлечен Е. П. Майковой 15 . По словам исследовательницы, в ней Гончаров видел женщину «особого типа, непрерывно ищущую и ничем не удовлетворяющуюся» 16 . Справедливо ее замечание, что «прирастание» Гончарова к семье младших Майковых объясняется не только обаянием 20-летней женщины. В этой семье перед писателем «раскрывалось широкое поле для наблюдения и изучения многогранной женской натуры, для которой постепенно становились тесными тиски семейных обязанностей» 17 . Сравнивая черновой автограф «Обломова» с печатным текстом, исследовательница приходит к выводу, что образ Ольги Ильинской в период от осени 1857 года до осени 1958 года подвергся значительным изменениям. В Петербурге Гончаров перерабатывает образ героини. В этом О. М. Чемена видит влияние Е. П. Майковой. В 8-ой главе романа взамен Ольги Ильинской появляется Ольга Штольц, которой сообщены черты неудовлетворенности настоящим, стремление к осмысленной, имеющей общественное значение работе, характерные для Е. П. Майковой. В образе Ольги Штольц Гончаров проецировал характер реальной Майковой. В то же время О. М. Чемена утверждает, что Ольга Штольц возникла ранее Ольги Ильинской, решительно исключая возможность существования другого прототипа. А это противоречит законам реализма. Известно, что при создании художественного образа писатель отбирает наиболее типичные характеры реальной действительности, а иногда делает их лишь основой образа, обогащая чертами, улавливаемыми у многих людей. Творческая фантазия художника создает новый характер, хотя и подобный реально существующему. Художественный образ представляет собою обобщение, типизацию более широкого свойства, чем индивидуальное лицо, послужившее прототипом. Следовательно, художественный образ не тождествен лицу действительной жизни, не сводим к своему прототипу и потому, что включает в себя тенденцию развития, угаданную в нем художником. Но именно наличие прототипа сообщает образу его жизненную силу и полнокровность. Размышляя над закономерностями художественного творчества русских писателей и собственной творческой практики, Гончаров создал учение об эстетике реализма, в первую очередь о художественной правде и типичности, отлившееся в форме критических статей и высказываний в его письмах к писателям-современникам. Указывая на специфические средства освоения действительности, находящиеся в распоряжении художника слова, он писал: «Природа слишком сильна и своеобразна, чтобы взять ее, так сказать, целиком, померяться с нею ее же силами и непосредственно стать рядом; она не дастся. У нее свои слишком могучие средства. Из непосредственного снимка с нее выйдет жалкая, бессильная копия. Она позволяет приблизиться к ней только путем творческой фантазии... Иначе было бы слишком просто быть художником. Стоило бы только, по совету одного лица в «Разъезде» Гоголя, сесть у окна да записывать, что делается на улице, и вышла бы комедия или повесть» 18 . Гончаров был убежден, что основной закон искусства есть правда. Талант художника трактуется писателем прежде всего как способность правдиво отражать жизнь. «Талант имеет то драгоценное свойство, что он не может лгать, искажать истину: художник перестает быть художником, как скоро он станет защищать софизм, а еще менее, если он вздумает изображать сознательную ложь. Перестанет он также быть художником и в таком случае, если он удалится от образа и станет на почву мыслителя, умника, или моралиста и проповедника! Его дело изображать и изображать...» 19 . Вопрос о художественной правде тесно связан с вопросом о типичности. В письме к Ф. М. Достоевскому от 14 февраля 1874 года Гончаров говорил о значении творчества, которое «именно тем и выражается, что ему приходится выделять из натуры те или другие черты и признаки, чтобы создавать правдоподобие, то есть добиваться своей художественной истины» 20 , создавать типические образы. Что такое тип по Гончарову? «...Тип слагается из долгих и многих повторений или наслоений явлений и лиц, где подобия тех и других учащаются в течение времени, и наконец, устанавливаются, застывают и делаются знакомыми наблюдателю»; «Тип, я разумею, с той поры и становится типом, когда он повторился много раз или много раз был замечен, пригляделся и стал всем знаком»; «Под типами я разумею нечто очень коренное - долго и надолго устанавливающееся и образующее иногда ряд поколений»; «Типы образуются и плодятся в обыденной среде текущих явлений жизни: повторения этих явлений наслаиваются и образуют многие экземпляры или виды, всеми отличаемые в толпе по обычным чертам, признакам, формам» 21 . «Только то, что оставляет заметную черту в жизни, что поступает, так сказать, в ее капитал, будущую основу, то и входит в художественное произведение, оставляющее прочный след в литературе» 22 . Типы Гончарова представляют собою значительнейшие художественные достижения. Типологическое искусство писателя охарактеризовал Н. А. Добролюбов, писавший, что романист «не хотел отстать от явления, на которое однажды бросил свой взгляд, не проследивши его до конца, не отыскавши его причин, не понявши связи его со всеми окружающими явлениями. Он хотел добиться того, чтобы случайный образ, мелькнувший перед ним, возвести в тип, придать ему родовое и постоянное значение» 23 . Героиня романа И. А. Гончарова «Обломов» Ольга Ильинская - это художественный образ, созданный творческим воображением романиста, тип, соответствующий эпохе. Основу этому художественному образу дали существующие в реальной действительности прототипы. Безусловно, Гончаров не исходил из единичного прототипа. Он наблюдал жизнь и характер как Е. В. Толстой, так и Е. П. Майковой. Черты характера и обстоятельства жизни двух этих русских женщин воплотились в образе Ольги Ильинской. Аргументы О. М. Чемены в пользу Е. П. Майковой как прототипа Ольги Ильинской не отменяют концепции П. Н. Сакулина. Они лишь содействуют выяснению вопроса о прототипе Ольги Ильинской на стадии, когда она уже стала Ольгой Штольц. В ее образе воплощены лучшие национальные черты русского женского характера, Н. А. Добролюбов писал: «Ольга, по своему развитию, представляет высший идеал, какой только может теперь русский художник вызвать из теперешней русской жизни» 24 . Создавая образ Ольги Ильинской, Гончаров предсказал появление в реальной действительности новой породы людей высокой духовности, не удовлетворяющихся жизнью только в сфере семейной, стремящихся к общественному служению, в истории общественной мысли получивших имя их создателя - «гончаровских женщин». Гончаровские героини стали прообразом новых женщин - шестидесятниц-просветительниц. Ольга Ильинская повлияла, в частности, на Екатерину Майкову, духовное развитие которой происходило в атмосфере дружбы с Гончаровым, когда создавался роман «Обломов». В ней Добролюбов увидел «задатки новой жизни, не той, в условиях которой выросло современное общество» 25 . Е. П. Майкова продолжила жизнь гончаровской героини, в свою очередь послужив прототипом образа Веры в романе «Обрыв», то есть той же Ольги Ильинской на новой ступени исторического развития, характер которой доведен до его логического предела. 1 Гончаров И. А. Необыкновенная история. - В кн.: Сборник Российской публичной библиотеки. Пг., 1924, с. 125. 2 Гончаров И. А. Собр. соч. в 8-ми тт. М., ГИХЛ, 1952-1955, т. 8, с. 282, 288. 9 Там же, с. 230. 10 Там же, с. 56. 13 Гончаров И. А. Собр. соч., т. 4, с. 271. 15 См.: Штакеншнейдер Е. А. Дневник и записки (1854-1886). - М. - Л., Academia, 1934, с. 196. 16 Чемена О. М. «Обломов» Гончарова и Екатерина Майкова. - Русская литература, 1959, № 3, с. 161. 17 Там же, с. 162. 18 Гончаров И. А. Собр. соч., т. 8, с. 107. 19 Там же, с. 127. 20 Там же, с. 459. 21 Там же, с. 457, 459, 460, 205. 22 Там же, с. 128. 23 Добролюбов Н. А. Что такое обломовщина? - В кн.: И. А. Гончаров в русской критике. М., Худ. лит-ра, 1958, с. 57. 24 Там же, с. 91. По свидетельству самого Гончарова, план «Обломова» был готов еще в 1847 году, то есть фактически сразу после публикации «Обыкновенной истории». Такова уж особенность творческой психологии Гончарова, что все его романы как бы одновременно вырастали из общего художественного ядра, являясь вариантами одних и тех же коллизий, сходной системы персонажей, похожих характеров. Дольше всего - до 1857 года - писалась и дорабатывалась I часть. На этой стадии работы роман назывался «Обломовщина». Действительно, и по жанру, и по стилю I часть напоминает донельзя растянутую композицию физиологического очерка: описание одного утра петербургского барина-«байбака». В ней нет фабульного действия, много бытового и нравоописательного материала. Словом, «обломовщина» в ней выдвинута на первый план, Обломов оставлен на втором. Последующие три части, вводящие в сюжет антагониста и друга Обломова Андрея Штольца, а также любовную коллизию, в центре которой пленительный образ Ольги Ильинской, как бы выводят характер заглавного героя из состояния спячки, помогают ему раскрыться в динамике и, таким образом, оживляют и даже идеализируют нарисованный в I части сатирический портрет барина-крепостника. Недаром только с появлением в черновой рукописи образов Штольца и особенно Ольги работа над романом пошла семимильными шагами: «Обломов» вчерне был закончен всего за каких-то 7 недель во время заграничного путешествия Гончарова летом - осенью 1857 года. Вышеописанные обстоятельства творческой истории романа только укрепили устоявшееся еще с первых читательских откликов мнение о том, что в «Обломове» нет последовательно проведенного авторского взгляда на главного героя. Мол, в I части характер Обломова задумывался и стилистически оформлялся как сатирический. А в последующих частях произошла неосознанная «подмена» замысла и по какому-то роковому недосмотру автора из характера «байбака» стали «вылезать» пусть и поэтические, но не согласующиеся с логикой «реалистического социального типа» черты. И началась буря в критике, продолжающаяся фактически по сей день. Разные критики по-разному поправляли Гончарова. Представитель революционно-демократического направления Н. А. Добролюбов в статье «Что такое обломовщина?» отметил, что главные свойства таланта Гончарова - «спокойствие и полнота поэтического миросозерцания». Эта «полнота», полагает Добролюбов, заключается в умении романиста «охватить полный образ предмета, отчеканить, изваять его...». Однако главное внимание критик сосредоточил на «родовом и постоянном значении» типа Обломова. Добролюбов понял этот характер прежде всего со стороны его общественного содержания. Обломов - это выродившийся в законченного «барина» тип «лишнего человека» в русской литературе. В нем не осталось ничего духовно значительного от Печорина, Рудина, Бельтова. Когда русское общество стоит накануне «дела» (подразумевалась готовящаяся отмена крепостного права), мечтательность Обломова смотрится как «жалкое состояние нравственного рабства», как «обломовщина» - и только. Если Добролюбов видит в авторской поэтической точке зрения на Обломова «большую неправду», то А. В. Дружинин, представитель «эстетической критики», напротив, заявил, что Гончаров «ласково отнесся к жизни действительной и отнесся не напрасно». Если и слышится в романе смех над «обломовщиной», то «смех этот полон чистой любви и честных слез». Собственно, Дружинин развил оставшийся нереализованным в статье Добролюбова тезис о «полноте поэтического миросозерцания» Гончарова и, следуя этому тезису, увидел в образе Обломова единство комических и поэтических черт с явным преобладанием последних. Обломов для Дружинина - это не русский социальный тип, а «тип всемирный». Это фигура героя-«чудака», «нежного и незлобивого ребенка», не приспособленного к практической жизни, и в силу этого возбуждающая в читателе не гневный сарказм, а «высокое и мудрое сожаление». Все последующие оценки гончаровского романа представали вариациями этих двух полярных точек зрения. И лишь благодаря усилиям исследователей последних лет определилась и третья тенденция - понимать характер Обломова в диалектике «временного» и «вечного», социального и общечеловеческого, сатирического и лирического начал. (1812–1891) Роман «Обломов» (1858)
Сюжет и композиция
Структурообразующее начало всех романов Гончарова («Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв») Сопоставление и противопоставление двух типов героев: Два сюжетных узла романа
«Сон Обломова»
Обломовка
Тематика и проблематика
Жанр романа
Главные герои
Илья Ильич Обломов
Андрей Иванович Штольц
Женские образы Два идеала женской любви в романе
В Гороховой улице, в одном из больших домов, народонаселения которого стало бы на целый уездный город, лежал утром в постели, на своей квартире,________________ Обломов. Это был человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица. Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в глазах, садилась на полуотворенные губы, пряталась в складках лба, потом совсем пропадала, и тогда во всем лице теплился ровный свет беспечности. С лица беспечность переходила в позы всего тела, даже в складки шлафрока. Иногда взгляд его помрачался выражением будто усталости или скуки; но ни усталость, ни скука не могли ни на минуту согнать с лица мягкость, которая была господствующим и основным выражением, не лица только, а всей души; а душа так открыто и ясно светилась в глазах, в улыбке, в каждом движении головы, руки. И поверхностно наблюдательный, холодный человек, взглянув мимоходом на Обломова, сказал бы: "Добряк должен быть, простота!" Человек поглубже и посимпатичнее, долго вглядываясь в лицо его, отошел бы в приятном раздумье, с улыбкой. Цвет лица у ______________не был ни румяный, ни смуглый, ни положительно бледный, а безразличный или казался таким, может быть, потому, что Обломов как-то обрюзг не по летам: от недостатка ли движения или воздуха, а может быть, того и другого. Вообще же тело его, судя по матовому, чересчур белому цвету шеи, маленьких пухлых рук, мягких плеч, казалось слишком изнеженным для мужчины. Халат имел в глазах Обломова тьму неоцененных достоинств: он мягок, гибок; тело не чувствует его на себе; он, как послушный раб, покоряется самомалейшему движению тела. 8А.И. Гончаров «Обломов» B1
Укажите жанр произведения, из которого взят отрывок.
B7
Как называется литературное направление, к которому относят творчество Гончарова?
Для краткого ответа на этот вопрос будет достаточно, если школьники вспомнят, что по описанию внешности героя мы можем узнать многое о его характере. Романисты 19 века стремились передавать внутреннее через внешнее. Гончаров – одни из самых «подробных» писателей, он любит долго, с перечислением деталей описывать предмет или человека. В приведенном отрывке – не полный портрет Обломова, но и его достаточно, чтобы перечислить такие черты героя, как лень, изнеженность, стремление к покою. Пригодятся нам и другие слова, с другими обертонами – беспечность, мягкость. Также важно, чтобы ребята не пропустили черт, которые позволяют отграничить Обломова, скажем, от героев «Мертвых душ» (перекличек с поэмой в отрывке и романе в целом – множество). Про него сразу и определенно сказано: «душа так открыто и ясно светилась в глазах, в улыбке, в каждом движении головы». Жизни этой души и будет посвящен роман. Герои многих известных школьникам произведений 19 века впервые появляются перед читателем в движении, в дороге: «летит в пыли на почтовых» Онегин, дорожный рассказ вводит в повествование Печорина, в «небольшой рессорной бричке» въезжает в поэму Гоголя Чичиков. Более поздние (относительно «Обломова») произведения эту традицию подхватывают: из подъехавших повозок вылезают Базаров с Аркадием, Раскольников спускается по лестнице и идет к старухе-процентщице... А герой Гончарова – лежит. Это первый и самый главный глагол, относящийся к Обломову. Загадка его лежания – одна из основных в романе. Вся первая часть будет посвящена безуспешным попыткам разных персонажей «поднять» Обломова с дивана, вытянуть из дома (кстати, композиция этой части – вывернутая наизнанку композиция «помещичьей» части первого тома «Мертвых душ»: там Чичиков ездит к помещикам, тут к лежащему Обломову приходят посетители). Вокруг нежелания Обломова «вставать» будет развернут идеологический спор со Штольцем; любовная интрига также будет связана с «неподвижностью» героя. Сознательный отказ героя от жизни, предлагаемой ему временем и обществом, выбор покоя как идеала делает Обломова носителем целой философии, о которой и сегодня не прекращаются споры. Цвет лица у Ильи Ильича не был ни румяный, ни смуглый, ни положительно бледный, а безразличный или казался таким, может быть, потому, что Обломов как-то обрюзг не по летам: от недостатка ли движения или воздуха, а может быть, того и другого. Вообще же тело его, судя по матовому, чересчур белому свету шеи, маленьких пухлых рук, мягких плеч, казалось слишком изнеженным для мужчины. Движения его, когда он был даже встревожен, сдерживались также мягкостью и не лишенною своего рода грации ленью. Если на лицо набегала из души туча заботы, взгляд туманился, на лбу являлись складки, начиналась игра сомнений, печали, испуга; но редко тревога эта застывала в форме определенной идеи, еще реже превращалась в намерение. Вся тревога разрешалась вздохом и замирала в апатии или в дремоте. Как шел домашний костюм Обломова к покойным чертам лица его и к изнеженному телу! На нем был халат из персидской материи, настоящий восточный халат, без малейшего намека на Европу, без кистей, без бархата, без талии, весьма поместительный, так что и Обломов мог дважды завернуться в него. Рукава, по неизменной азиатской моде, шли от пальцев к плечу все шире и шире. Хотя халат этот и утратил свою первоначальную свежесть и местами заменил свой первобытный, естественный лоск другим, благоприобретенным, но все еще сохранял яркость восточной краски и прочность ткани. Халат имел в глазах Обломова тьму неоцененных достоинств: он мягок, гибок; тело не чувствует его на себе; он, как послушный раб, покоряется самомалейшему движению тела. Обломов всегда ходил дома без галстука и без жилета, потому что любил простор и приволье. Туфли на нем были длинные, мягкие и широкие; когда он, не глядя, опускал ноги с постели на пол, то непременно попадал в них сразу. Но опытный глаз человека с чистым вкусом одним беглым взглядом на все, что тут было, прочел бы только желание кое-как соблюсти decorum неизбежных приличий, лишь бы отделаться от них. Обломов хлопотал, конечно, только об этом, когда убирал свой кабинет. Утонченный вкус не удовольствовался быэтими тяжелыми, неграциозными стульями красного дерева, шаткими этажерками. (И.А.Гончаров "Обломов”)
В3. Портрет В4. Сравнение В5. Интерьер В6. Эпитет В7. деталь Лежанье у Ильи Ильича не было ни необходимостью, как у больного или как у человека, который хочет спать, ни случайностью, как у того, кто устал, ни наслаждением, как у лентяя: это было его нормальным состоянием. Когда он был дома - а он был почти всегда дома, - он все лежал, и все постоянно в одной комнате, где мы его нашли, служившей ему спальней, кабинетом и приемной. У него было еще три комнаты, но он редко туда заглядывал, утром разве, и то не всякий день, когда человек мел кабинет его, чего всякий день не делалось. В тех комнатах мебель закрыта была чехлами, шторы спущены. Комната, где лежал Илья Ильич, с первого взгляда казалась прекрасно убранною. Там стояло бюро красного дерева, два дивана, обитые шелковою материею, красивые ширмы с вышитыми небывалыми в природе птицами и плодами. Были там шелковые занавесы, ковры, несколько картин, бронза, фарфор и множество красивых мелочей. Но опытный глаз человека с чистым вкусом одним беглым взглядом на все, что тут было, прочел бы только желание кое-как соблюсти decorum неизбежных приличий, лишь бы отделаться от них. Обломов хлопотал, конечно, только об этом, когда убирал свой кабинет. Утонченный вкус не удовольствовался бы этими тяжелыми, неграциозными стульями красного дерева, шаткими этажерками. Задок у одного дивана оселся вниз, наклеенное дерево местами отстало. Точно тот же характер носили на себе и картины, и вазы, и мелочи. Сам хозяин, однако, смотрел на убранство своего кабинета так холодно и рассеянно, как будто спрашивал глазами: "Кто сюда натащил и наставил все это?" От такого холодного воззрения Обломова на свою собственность, а может быть, и еще от более холодного воззрения на тот же предмет слуги его, Захара, вид кабинета, если осмотреть там все повнимательнее, поражал господствующею в нем запущенностью и небрежностью. По стенам, около картин, лепилась в виде фестонов паутина, напитанная пылью; зеркала, вместо того чтоб отражать предметы, могли бы служить скорее скрижалями для записывания на них по пыли каких-нибудь заметок на память. Ковры были в пятнах. На диване лежало забытое полотенце; на столе редкое утро не стояла не убранная от вчерашнего ужина тарелка с солонкой и с обглоданной косточкой да не валялись хлебные крошки. Если б не эта тарелка, да не прислоненная к постели только что выкуренная трубка, или не сам хозяин, лежащий на ней, то можно было бы подумать, что тут никто не живет - так все запылилось, полиняло и вообще лишено было живых следов человеческого присутствия. На этажерках, правда, лежали две-три развернутые книги, валялась газета, на бюро стояла и чернильница с перьями; но страницы, на которых развернуты были книги, покрылись пылью и пожелтели; видно, что их бросили давно; нумер газеты был прошлогодний, а из чернильницы, если обмакнуть в нее перо, вырвалась бы разве только с жужжаньем испуганная муха. (И.А.Гончаров "Обломов”)
В1. Социально-философский В2. «Что такое обломовщина?» В3. Повтор В4. Итерьер В5.Эпитет В6. Художественная деталь Вошел молодой человек лет двадцати пяти, блещущий здоровьем, с смеющимися щеками, губами и глазами. Зависть брала смотреть на него. Он был причесан и одет безукоризненно (…). По жилету лежала изящная цепочка, с множеством мельчайших брелоков. (…) А, Волков, здравствуйте! - сказал Илья Ильич. Здравствуйте, Обломов, - говорил блистающий господин, подходя к нему. Не подходите, не подходите: вы с холода! - сказал тот. (…) Сегодня первое мая: с Горюновым едем в Екатерингоф. Ах! (…) Вы как будете: пешком или в экипаже? (…) Первого мая в Екатерингофе не быть! Что вы, Илья Ильич! - с изумлением говорил Волков. - Да там все! (…) Я... влюблен в Лидию, - прошептал он. (…) Вот уж три недели! - с глубоким вздохом сказал Волков. - А Миша в Дашеньку влюблен. (…) Полно вам, приезжайте-ка обедать: мы бы поговорили. У меня два несчастья... Не могу: я у князя Тюменева обедаю; там будут все Горюновы и она, она... (…) Ну, мне пора! - сказал Волков. - За камелиями для букета Мише. Au revoir. Приезжайте вечером чай пить, из балета: расскажете, как там что было, - приглашал Обломов. Не могу, дал слово к Муссинским: их день сегодня. Поедемте и вы. Хотите, я вас представлю? Нет, что там делать? У Муссинских? Помилуйте, да там полгорода бывает. Как что делать? Это такой дом, где обо всем говорят... Вот это-то и скучно, что обо всем, - сказал Обломов. Ну, посещайте Мездровых, - перебил Волков, - там уж об одном говорят, об искусствах; только и слышишь: венецианская школа, Бетховен да Бах, Леонардо да Винчи... Век об одном и том же - какая скука! Педанты, должно быть! - сказал, зевая, Обломов. (…) Погодите, - удерживал Обломов, - я было хотел поговорить с вами о делах. Pardon, некогда, - торопился Волков, - в другой раз! - А не хотите ли со мной есть устриц? Тогда и расскажете. Поедемте, Миша угощает. Нет, бог с вами! - говорил Обломов. (…) Прощайте, au revoir. Мне еще в десять мест. (…)- Боже мой, что это за веселье на свете! И он исчез. "В десять мест в один день - несчастный! - думал Обломов. - И это жизнь! - Он сильно пожал плечами. - Где же тут человек? На что он раздробляется и рассыпается? (…) в десять мест в один день - несчастный!" - заключил он, (…) радуясь, что нет у него таких пустых желаний и мыслей, что он не мыкается, а лежит вот тут, сохраняя свое человеческое достоинство и свой покой. (И.А.Гончаров "Обломов”)
В2. Петербург В3. Реализм В4. Диалог В5. Гипербола В6. Эпитет В7. Деталь В комнате, которая отделялась только небольшим коридором от кабинета Ильи Ильича, послышалось сначала точно ворчанье цепной собаки, потом стук спрыгнувших откуда-то ног. Это Захар спрыгнул с лежанки, на которой обыкновенно проводил время, сидя погруженный в дремоту. В комнату вошел пожилой человек, в сером сюртуке, с прорехою под мышкой, откуда торчал клочок рубашки, в сером же жилете, с медными пуговицами, с голым, как колено, черепом и с необъятно широкими и густыми русыми с проседью бакенбардами, из которых каждой стало бы на три бороды. Захар не старался изменить не только данного ему богом образа, но и своего костюма, в котором ходил в деревне. Платье ему шилось по вывезенному им из деревни образцу. Серый сюртук и жилет нравились ему и потому, что в этой полуформенной одежде он видел слабое воспоминание ливреи, которую он носил некогда, провожая покойных господ в церковь или в гости; а ливрея в воспоминаниях его была единственною представительницею достоинства дома Обломовых. Более ничто не напоминало старику барского широкого и покойного быта в глуши деревни. Старые господа умерли, фамильные портреты остались дома и, чай, валяются где-нибудь на чердаке; предания о старинном быте и важности фамилии все глохнут или живут только в памяти немногих, оставшихся в деревне же стариков. Поэтому для Захара дорог был серый сюртук: в нем да еще в кое-каких признаках, сохранившихся в лице и манерах барина, напоминавших его родителей, и в его капризах, на которые хотя он и ворчал, и про себя и вслух, но которые между тем уважал внутренне, как проявление барской воли, господского права, видел он слабые намеки на отжившее величие. Без этих капризов он как-то не чувствовал над собой барина; без них ничто не воскрешало молодости его, деревни, которую они покинули давно, и преданий об этом старинном доме, единственной хроники, веденной старыми слугами, няньками, мамками и передаваемой из рода в род. Дом Обломовых был когда-то богат и знаменит в своей стороне, но потом, бог знает отчего, все беднел, мельчал и наконец незаметно потерялся между не старыми дворянскими домами. Только поседевшие слуги дома хранили и передавали друг другу верную память о минувшем, дорожа ею, как святынею. Вот отчего Захар так любил свой серый сюртук. Может быть, и бакенбардами своими он дорожил потому, что видел в детстве своем много старых слуг с этим старинным, аристократическим украшением. (И.А.Гончаров "Обломов”)
чай, валяются
где-нибудь на чердаке…»)
В2. Дом
В3. Сравнение В4. Просторечная лексика (просторечие) В5. Синекдоха В6. Портрет В7. Ирония Отчего не переехать! Ты так легко судишь об этом! - говорил Обломов, оборачиваясь с креслами к Захару. - Да ты вникнул ли хорошенько, что значит переехать - а? Верно, не вникнул? И так не вникнул! - смиренно отвечал Захар, готовый во всем согласиться с барином, лишь бы не доводить дела до патетических сцен, которые были для него хуже горькой редьки. Не вникнул, так слушай, да и разбери, можно переезжать или нет. Что значит переехать? Это значит: барин уйди на целый день, да так одетый с утра и ходи... Что ж, хоть бы и уйти? - заметил Захар. - Отчего же и не отлучиться на целый день? Ведь нездорово сидеть дома. Вон вы какие нехорошие стали! Прежде вы были как огурчик, а теперь, как сидите, бог знает на что похожи. Походили бы по улицам, посмотрели бы на народ или на другое что... Полно вздор молоть, а слушай! - сказал Обломов. - Ходить по улицам! Да, право, - продолжал Захар с большим жаром. - Вон, говорят, какое-то неслыханное чудовище привезли: его бы поглядели. В тиатр или маскарад бы пошли, а тут бы без вас и переехали. Не болтай пустяков! Славно ты заботишься о барском покое! По-твоему, шатайся целый день - тебе нужды нет, что я пообедаю невесть где и как и не прилягу после обеда?.. Без меня они тут перевезут! Недогляди, так и перевезут - черепки. Знаю я, - с возрастающей убедительностью говорил Обломов, - что значит перевозка! Это значит ломка, шум; все вещи свалят в кучу на полу: тут и чемодан, и спинка дивана, и картины, и чубуки, и книги, и склянки какие-то, которых в другое время и не видать, а тут черт знает откуда возьмутся! Смотри за всем, чтоб не растеряли да не переломали... Половина тут, другая на возу или на новой квартире: захочется покурить, возьмешь трубку, а табак уже уехал... Хочешь сесть, да не на что; до чего ни дотронулся - выпачкался; все в пыли; вымыться нечем, и ходи вон с этакими руками, как у тебя... У меня руки чисты, - заметил Захар, показывая какие-то две подошвы вместо рук. Ну, уж не показывай только! - сказал Илья Ильич отворачиваясь. – А захочется пить, - продолжал Обломов, - взял графин, да стакана нет... Можно и из графина напиться! - добродушно прибавил Захар. Вот у вас все так: можно и не мести, и пыли не стирать, и ковров не выколачивать. А на новой квартире, - продолжал Илья Ильич, увлекаясь сам живо представившейся ему картиной переезда, - дня в три не разберутся, все не на своем месте: картины у стен, на полу, калоши на постели, сапоги в одном узле с чаем да с помадой. То, глядишь, ножка у кресла сломана, то стекло на картине разбито или диван в пятнах. Чего ни спросишь - нет, никто не знает - где, или потеряно, или забыто на старой квартире: беги туда... (И.А.Гончаров "Обломов”) В1. Принципы какого художественного направления, господствовавшего в литературе второй половины 19 века, воплотились в романе Гончарова «Обломов»? В2. Укажите название города, в котором разворачиваются основные события романа. В3. Данный фрагмент представляет собой разговор Обломова и Захара. Как называется такой обмен персонажей репликами в литературном произведении? В4. «Тут и чемодан, и спинка дивана, и картины, и чубуки, и книги, и склянки какие-то…». Каким термином обозначают выразительную подробность, помогающую понять отношение к изображаемому? В5. Назовите приём, лежащий в основе устойчивого выражения, употреблённого Захаром («прежде вы были как огурчик »), и основанный на уподоблении предметов или явлений. В6. Как называются остроумные и меткие народные выражения, лаконичные по форме, образцы которых встречаются в речи Обломова и Захара («хуже горькой редьки», «ковша воды не допросишься»)? В7. Сюжетную основу приведённого эпизода составляет спор между Захаром и Обломовым. Как в художественном произведении называется такое столкновение взглядов, жизненных принципов и т.д.? С1. В чём разница, а в чём, по-вашему, сходство характеров слуги и хозяина? С2. Что сближает с романом «Обломов» другие произведения отечественной классики, в которых встречаются «парные» образы слуга – господин? В1. Реализм В2. Петербург В3. Диалог В4. Деталь В5. Сравнение В6. Поговорки В7. Конфликт Роман И. А. Гончарова «Обломов» был опубликован в 1859 году накануне отмены крепостного права и стал одним из самых значительных произведений среди других, преследовавших одну и ту же цель - обличение русского барства, взращенного на крепостнических традициях. Писатели того времени с возмущением описывали тяготы русского мужика, призывая к отмене кабальной зависимости. Гончаров же рассмотрел эту проблему с другой точки зрения - духовной и физической зависимости от того же мужика самих «поработителей», приводящей к безусловной деградации личности последних. Что мы и наблюдаем на примере главного героя книги - Ильи Ильича 06-ломова - типичного представителя барского сословия. Но таким же типичным представителем своего времени является и его слуга - Захар, колоритный образ которого по праву можно считать одним из главных в системе образов романа. «...пожилой человек, в сером сюртуке, с прорехою под мышкой, откуда торчал клочок рубашки, в сером же жилете... с голым, как колено, черепом и с необъятно широкими и густыми русыми с проседью бакенбардами... ». В этой портретной характеристике чувствуется ирония автора, поясняющего в дальнейшем причины столь экстравагантного вида: одежда Захара напоминала ему ливрею - форму, требующуюся для сопровождения своих господ «в церковь или в гости» и служившую «единственною представительницею достоинства дома Обломовых». Врожденное признание правомерности собственного положения делает смыслом жизни Захара и подобных ему отстаивание и подтверждение величия своих хозяев. Глубокая преданность барину перешла к нему «...от отца, деда, братьев, дворни,... обратилась в плоть и кровь». В романе Гончарова нет, освещенного, как например, в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», протеста против тяжкой доли крепостных мужиков. «Проявление барской воли, господского права» вызывает внутреннее уважение преданного слуги. И рассуждения о несправедливости такого положения вещей, наверняка, повергли бы Захара в панику. Хотя автор отмечает и некоторую эволюцию крепостной прислуги того времени, отличающейся от прежних «рыцарей лакейской, без страха и упрека, исполненных преданности господам до самозабвения...», некоторой «утонченностью и развращением нравов». Страстно преданный своему барину, Захар, тем не менее, редкий день, когда не солжет ему в чем-нибудь. Любит он и выпить, и всегда норовит «усчитать» у барина гривенник. Тоска овладевает им, если барин или его гости съедают все, поданное на стол. Любит Захар и посплетничать, выдумать про барина какую-нибудь небывальщину. «Захар умер бы вместо барина, считая это своим неизбежным и природным долгом... Но зато, если б понадобилось, например, просидеть всю ночь подле постели барина, не смыкая глаз, и от этого бы зависело здоровье или даже жизнь барина, Захар непременно бы заснул». И Захар и Обломов, каждый по-своему, хранят в душе образ взрастившей их Обломовки, сформировавшей их жизнь, характер и взаимоотношения. «Захар любил Обломовку, как кошка свой чердак...». Он не мог забыть «барского широкого и покойного быта в глуши деревни», вынес оттуда свою, личную «обломовщину», тесно переплетающуюся с жизнью его хозяина. Обломов и Захар одинаково беспросветно погрязли в лени, бездуховности, апатии. «Ты больше Обломов, чем я», - бросает Илья Ильич своему слуге. И тот, и другой воплощают в себе один и тот же тип человека - обломовский тип. Почему Обломов ленив, инертен, тяжел на подъем? Откуда у молодого человека такое равнодушие к жизни? Из Обломовки, где «боялись как огня увлечений, страстей», где «душа обломовцев мирно, без помехи утопала в мягком теле». Оттуда же и у Захара явились неумение и нежелание работать, действовать, жить полноценной жизнью. Единственная обязанность Захарки заключалась в том, чтобы сидеть в прихожей в ожидании барских распоряжений. Но до распоряжений дело доходило редко, и «молодой, проворный, прожорливый и лукавый парень» всю свою юность продремал все в той же прихожей. Безмятежный обломовский уклад жизни оказал свое пагубное влияние на Захара, как и на его барина. Захар - такое же порождение крепостного строя, как и Обломов. Этот тип слуги выведен в романе совершенно закономерно. Он не только оттеняет своего барина, но и показывает, что «обломовщина» - явление массовое. И барин, и слуга подвержены одним порокам несмотря на разное социальное положение, они повторяют, дополняют друг друга. Жизнь, построенная по модели Обломовки, лишила их духовного развития, послужила причиной опустошения души, поставила в тесную зависимость друг от друга: как Обломов «не умел ни встать, ни лечь спать, ни быть причесанным и обутым, ни отобедать без помощи Захара, так Захар не умел представить себе другого барина, кроме Ильи Ильича, другого существования, как одевать, кормить его, грубить ему, лукавить, лгать и в то же время внутренне благоговеть перед ним». Показательной в этом отношении является судьба Захара после смерти его барина. Не привыкшей к труду Захар не сумел задержаться ни на одной работе, да и барина, подобного Обломову он найти не смог. Трагична жизнь Обломова, но и трагична жизнь его слуги. И имя этой трагедии - «обломовщина». Не таков мирный уголок, где вдруг очутился наш герой. Небо там, кажется, напротив, ближе жмется к земле, но не с тем, чтоб метать сильнее стрелы, а разве только, чтоб обнять ее покрепче, с любовью: оно распростерлось так невысоко над головой, как родительская надежная кровля, чтоб уберечь, кажется, избранный уголок от всяких невзгод. Солнце там ярко и жарко светит около полугода и потом удаляется оттуда не вдруг, точно нехотя, как будто оборачивается назад взглянуть еще раз или два на любимое место и подарить ему осенью, среди ненастья, ясный, теплый день. Горы там как будто только модели тех страшных где-то воздвигнутых гор, которые ужасают воображение. Это ряд отлогих холмов, с которых приятно кататься, резвясь, на спине или, сидя на них, смотреть в раздумье на заходящее солнце. Река бежит весело, шаля и играя; она то разольется в широкий пруд, то стремится быстрой нитью, или присмиреет, будто задумавшись, и чуть-чуть ползет по камешкам, выпуская из себя по сторонам резвые ручьи, под журчанье которых сладко дремлется. Весь уголок верст на пятнадцать или на двадцать вокруг представлял ряд живописных этюдов, веселых, улыбающихся пейзажей. Песчаные и отлогие берега светлой речки, подбирающийся с холма к воде мелкий кустарник, искривленный овраг с ручьем на дне и березовая роща - все как будто было нарочно прибрано одно к одному и мастерски нарисовано. Измученное волнениями или вовсе незнакомое с ними сердце так и просится спрятаться в этот забытый всеми уголок и жить никому неведомым счастьем. Все сулит там покойную, долговременную жизнь до желтизны волос и незаметную, сну подобную смерть. Правильно и невозмутимо совершается там годовой круг. Дождь ли пойдет – какой благотворный летний дождь! Хлынет бойко, обильно, весело запрыгает, точно крупные и жаркие слезы внезапно обрадованного человека; а только перестанет – солнце уже опять с ясной улыбкой любви осматривает и сушит поля и пригорки: и вся страна опять улыбается счастьем в ответ солнцу. Радостно приветствует дождь крестьянин: "Дождичек вымочит, солнышко высушит!" – говорит он, подставляя с наслаждением под теплый ливень лицо, плечи и спину. Грозы не страшны, а только благотворны там: бывают постоянно в одно и то же установленное время, не забывая почти никогда Ильина дня, как будто для того, чтоб поддержать известное предание в народе. И число и сила ударов, кажется, всякий год одни и те же, точно как будто из казны отпускалась на год на весь край известная мера электричества. Ни страшных бурь, ни разрушений не слыхать в том краю. И.А.Гончаров "Обломов”
незаметную, сну подобную смерть”. B5
Как называется перенесение черт живого существа, человека на неживые предметы и явления (небо жмется к земле, чтобы “обнять ее
покрепче, с любовью”; “солнце уже опять с ясной улыбкой любви
осматривает и сушит поля”; “вся страна опять улыбается счастьем
в ответ”
)?
C1
Как описание “благословенного уголка”, в котором прошло детство героя, помогает нам понять характер этого героя?
Хорошо, если они скажут о том, что прошлое героя часто помогает нам понять его будущее (примеры многочисленны). То, как и где воспитывался герой, оказывается важным для постижения его характера, личности. Обломов вырос в «благословенном уголке», в котором царят мир, тишина, неизменность, в котором не к чему стремиться, поскольку жизнь замкнута в «правильно совершающийся» круг, в котором все построено на любви. Лень, привычка к покою и созерцательности, любовь к еде и сну, душевная восприимчивость, искренность и тонкость, жажда некоей «полноты жизни» – такие противоречивые, взаимоисключающие черты характера родились в Обломовке, описанной автором одновременно и с любовью, и иронично. Сны видят многие персонажи русской литературы: Светлана у Жуковского, Гринев в «Капитанской дочке», Татьяна в «Евгении Онегине», Мцыри, Катерина в «Грозе», Раскольников и Свидригайлов в «Преступлении и наказании», Петя Ростов и Пьер Безухов в «Войне и мире», герои «Белой гвардии» и т.д. С одной стороны, сны помогают понять внутренний мир героев, обнажая их мечты и страхи. С другой стороны, в снах часто предвосхищаются будущие события или повествуется о прошлом героя (пример совмещенного сна о прошлом и будущем сразу – сон Раскольникова о лошадке). Сон Обломова, как и в случае с другими героями, помогает нам понять его характер. Однако здесь нет пророчества о будущем – сон целиком погружен в прошлое. Еще одна существенная особенность: это один из самых развернутых снов в русской литературе -- а значит, и самых условных. Здесь автору не важна «подпольная» природа сна (как понимает ее, скажем, Достоевский); сон становится лишь формой, позволяющей «остановить» течение сюжета и перенестись в прошлое героя. Впрочем, правда и то, что состояние сна для Обломова естественнее, чем для других героев – попадая в его сон, мы попадаем в его «настоящий» мир. …Долго пела она, по временам оглядываясь к нему, детски спрашивая: "Довольно? Нет, вот еще это", - и пела опять. Щеки и уши рдели у нее от волнения; иногда на свежем лице ее вдруг сверкала игра сердечных молний, вспыхивал луч такой зрелой страсти, как будто она сердцем переживала далекую будущую пору жизни, и вдруг, опять потухал этот мгновенный луч, опять голос звучал свежо и серебристо. И в Обломове играла такая же жизнь; ему казалось, что он живет и чувствует все это - не час, не два, а целые годы... Оба они, снаружи неподвижные, разрывались внутренним огнем, дрожали одинаковым трепетом; в глазах стояли слезы, вызванные одинаковым настроением. Все это симптомы тех страстей, которые должны, по-видимому, заиграть некогда в ее молодой душе, теперь еще подвластной только временным, летучим намекам и вспышкам спящих сил жизни. остановилась, положила руки на колени и, сама растроганная, взволнованная, поглядела на Обломова: что он? У него на лице сияла заря пробужденного, со дна души восставшего счастья; наполненный слезами взгляд устремлен был на нее. Теперь уж она, как он, также невольно взяла его за руку. Что с вами? - спросила она. - Какое у вас лицо! Отчего? Но она знала, отчего у него такое лицо, и внутренне скромно торжествовала, любуясь этим выражением своей силы. Посмотрите в зеркало, - продолжала она, с улыбкой указывая ему его же лицо в зеркале, - глаза блестят, боже мой, слезы в них! Как глубоко вы чувствуете музыку!.. Нет, я чувствую... не музыку... а... любовь! - тихо сказал Обломов. Она мгновенно оставила его руку и изменилась в лице. Ее взгляд встретился с его взглядом, устремленным на нее: взгляд этот был неподвижный, почти безумный; им глядел не Обломов, а страсть. Ольга поняла, что у него слово вырвалось, что он не властен в нем и что оно - истина. Он опомнился, взял шляпу и, не оглядываясь, выбежал из комнаты. (И.А.Гончаров «Обломов») В1. Назовите литературное направление, расцвет которого пришёлся на вторую половину 19 века и к которому относят творчество И.А.Гончарова. В2. Как называется средство характеристики персонажей, строящееся на описании их внешности: «Щеки и уши рдели у нее от волнения; иногда на свежем лице ее вдруг сверкала игра сердечных молний, вспыхивал луч такой зрелой страсти, как будто она сердцем переживала далекую будущую пору жизни, и вдруг, опять потухал этот мгновенный луч…»? В3. Как зовут героиню, в которую влюблён Обломов? (Назовите имя и фамилию персонажа) В4. В4. Из данного фрагмента выпишите эпитеты, которые употребляет автор, рассказывая о взгляде Обломова. В5. Каким термином обозначают выразительную подробность, играющую в произведении важную роль и наполненную особым смыслом? В6. Как в художественном произведении называется разговор двух (или боле) героев между собой? В7. Какой тип конфликта положен в основу этого эпизода? С1. В Чём разница характеров героя и героини и как она определила их дальнейшую судьбу? С2. Что сближает с романом «Обломов» другие произведения отечественной классики, в которых звучит тема «несостоявшейся люби»? В1. Реализм В2. Портрет В3. Ольга Ильинская В4. «неподвижный», «почти безумный». В5. Деталь В6. Диалог В7. Любовный. Обломов сиял, идучи домой. У него кипела кровь, глаза блистали. Ему казалось, что у него горят даже волосы. Так он и вошел к себе в комнату – и вдруг сияние исчезло и глаза в неприятном изумлении остановились неподвижно на одном месте: в его кресле сидел Тарантьев. Что это тебя не дождешься? Где ты шатаешься? - строго спросил Тарантьев, подавая ему свою мохнатую руку. - И твой старый чорт совсем от рук отбился: спрашиваю закусить - нету, водки - и той не дал. Я гулял здесь в роще, - небрежно сказал Обломов, еще не опомнясь от обиды, нанесенной появлением земляка, и в какую минуту! Он забыл ту мрачную сферу, где долго жил, и отвык от ее удушливого воздуха. Тарантьев в одно мгновенье сдернул его будто с неба опять в болото. Обломов мучительно спрашивал себя: зачем пришел Тарантьев? надолго ли? - терзался предположением, что, пожалуй, он останется обедать и тогда нельзя будет отправиться к Ильинским. Как бы спровадить его, хоть бы это стоило некоторых издержек, - вот единственная мысль, которая занимала Обломова. Он молча и угрюмо ждал, что скажет Тарантьев. Что ж ты, земляк, не подумаешь взглянуть на квартиру? - спросил Тарантьев. Теперь это не нужно, - сказал Обломов, стараясь не глядеть на Тарантьева. Я... не перееду туда. Что-о? Как не переедешь? - грозно возразил Тарантьев. - Нанял, да не переедешь? А контракт? Какой контракт? Ты уж и забыл? Ты на год контракт подписал. Подай восемьсот рублей ассигнациями, да и ступай куда хочешь. Четыре жильца смотрели, хотели нанять: всем отказали. Один нанимал на три года. Обломов теперь только вспомнил, что в самый день переезда на дачу Тарантьев привез ему бумагу, а он второпях подписал, не читая. "Ах, боже мой, что я наделал!" - думал он. Да мне не нужна квартира, - говорил Обломов, - я еду за границу... За границу! - перебил Тарантьев. - Это с этим немцем? Да где тебе, не поедешь! Отчего не поеду? У меня и паспорт есть: вот я покажу. И чемодан куплен. Не поедешь! - равнодушно повторил Тарантьев. - А ты вот лучше деньги-то за полгода вперед отдай. У меня нет денег. Где хочешь достань; брат кумы, Иван Матвеич, шутить не любит. Сейчас в управу подаст: не разделаешься. Да я свои заплатил, отдай мне. Ты где взял столько денег? - спросил Обломов. А тебе что за дело? Старый долг получил. Давай деньги! Я за тем приехал. Хорошо, я на днях приеду и передам квартиру другому, а теперь я тороплюсь... Он начал застегивать сюртук. А какую тебе квартиру нужно? Лучше этой во всем городе не найдешь. Ведь ты ее видал? - сказал Тарантьев. И видеть не хочу, - отвечал Обломов, - зачем я туда перееду? Мне далеко... От чего? - грубо спросил Тарантьев. Но Обломов не сказал, от чего. От центра, - прибавил он потом. От какого это центра? Зачем он тебе нужен? Лежать-то? Нет, уж я теперь не лежу.
|
Читайте: |
---|
Популярное:
Новое
- К чему снится клещ впившийся в ногу
- Гадание на воске: значение фигур и толкование
- Тату мотыль. Татуировка мотылек. Общее значение татуировки
- Что подарить ребёнку на Новый год
- Как празднуют день святого Патрика: традиции и атрибуты День святого патрика что
- Как научиться мыслить лучше Я не умею быстро соображать
- Эти признаки помогут распознать маньяка Существует три способа достижения абсолютной власти
- Как спастись от жары в городской квартире
- Слова благодарности для учителей: что написать в открытке любимому педагогу?
- Слова благодарности для учителей: что написать в открытке любимому педагогу?