Главная - Публичные выступления
Русская культура в 14 16 веках. Русская культура в XIV-XVI вв

Монголо-татарское нашествие и вторжение немецких рыцарей поставили страну на край гибели.

Литература XIII в. характеризуется трагическим пафосом и подъемом национально-патриотических настроений. Об ожесточенных сражениях с захватчиками и страшном опустошении земли Русской рассказывают летописные повести о битве на р. Калке «Слово о погибели Русской земли», «Житие Александра Невского». Память о нашествии на Русь сохранилась в произведениях более позднего времени «Повесть о разорении Рязани Батыем» (XIV в.), «Китежная легенда». Последний историко-культурный памятник представляет собой цикл преданий о легендарном граде Китеже, погрузившемся в озеро Светлояр и таким образом спасшемся от разорения монголо-татарами. Цикл слагался на протяжении многих веков и окончательно оформился в старообрядческой «Книге, глаголемой летописец» (конец XVIII в.).

Со 2-й половины XIV в. начинается подъем русской культуры, обусловленный успехами хозяйственного развития и первой крупной победой над иноземными захватчиками в Куликовской битве. После этого исторического события возрождаются старые и развиваются новые города-центры хозяйственной жизни и культуры.

Москва возглавляет борьбу за объединение русских земель, возрастает ее влияние как одного из культурных центров.

Победе на Куликовом поле посвящено наиболее выдающееся произведение этого времени «Задонщина» (за Доном). Это произведение написано в жанре исторической повести рязанцем Софонием в 80-е гг. XIV в. Автор сопоставляет события современной ему жизни с событиями, описанными в «Слове о полку Игореве». Победа на Куликовом поле – это как бы отмщение за поражение войск Игоря Святославовича. Эта победа восстановила славу и могущество Русской земли.

Широкое развитие получило зодчество, в первую очередь в Новгороде и Пскове – городах, политически менее зависимых от монгольских ханов. В XIV–XV вв. Новгород был одним из крупнейших центров развития искусства, экономической и политической жизни.

Русские зодчие продолжали традиции архитектуры домонгольского периода (преемственность культур). Они использовали кладку из грубо отесанных известковых плит, валунов и частично кирпича. Такая кладка создавала впечатление силы и мощи (а это соответствует русскому характеру). Эту особенность новгородского искусства так отметил академик И. Э. Грабарь: «Идеал новгородца – сила, и его красота – красота силы».

Результат новых исканий традиций старого зодчества – церковь Спаса на Ковалеве (1345 г.) и церковь Успения на Волотовом поле (1352 г.). Образцы нового стиля – церковь Федора Стратилата (1361 г.) и церковь Спаса Преображения (1374 г.). Для этого стиля характерны нарядное внешнее убранство храмов, украшение фасадов декоративными нишами, скульптурными крестами, а ниш – фресками. Церковь Спаса Преображения, построенная в Новгороде, представляет собой типичный крестово-купольный храм в четыре мощных столба и одной главой.

Одновременно с храмовым велось и гражданское строительство. В Новгороде была построена Грановитая палата (1433 г.). Новгородские бояре строили себе каменные палаты. В 1302 г. в Новгороде был заложен каменный кремль.

Другим крупным хозяйственным и культурным центром в то время был Псков. Город напоминал крепость. Архитектура зданий суровая и лаконичная, почти полностью лишенная декоративных украшений. Длина стен большого каменного кремля составляла девять километров. Псковские мастера завоевали на Руси большую известность и оказали большое влияние на московское строительство.

В Москве каменное строительство началось во 2-й четверти XIV в. (сооружение белокаменной крепости Московского Кремля). Кремль постоянно строился и разрастался.

Велось строительство и в других городах. Крупнейшей постройкой того времени был Успенский собор в Коломне – на высоком подклете, с галереей.

Новым направлением в московской архитектуре стало стремление к преодолению «кубичности» и созданию новой, устремленной вверх композиции здания за счет ступенчатого расположения сводов.

История русской живописи XIV–XV вв. также, как и зодчество, стала естественным продолжением истории живописи домонгольского периода.

Иконопись развивается в Новгороде и Пскове. Новгородские иконы этого периода характеризуют лаконичная композиция, четкий рисунок, чистота красок, безупречная техника.

Стенную живопись на Руси этого времени относят к золотому веку. Широкое распространение наряду с иконописью получила фреска – живопись по сырой штукатурке красками, разведенными на воде. В XIV в. фресковая живопись оформляется композиционно, вводится пейзаж, усиливается психологизм изображения.

Особое место среди художников XIV–XV вв. занимает гениальный Феофан Грек (ок. 1340 – после 1405 г.). Произведения Феофана Грека – фрески, иконы отличаются монументальностью, силой и драматической выразительностью образов, смелой и свободной живописной манерой. Он воплотил в своих произведениях одухотворенность человека, его внутреннюю силу. Вместе с Андреем Рублевым они расписывают Благовещенский собор в Кремле (1405 г.).

Другим известным мастером этого времени является великий русский художник Андрей Рублев (ок. 1360/70 – ок. 1430 гг.). Его творчество знаменовало собой подъем русской культуры периода создания централизованного Русского государства и возвышения Москвы. При нем московская школа живописи достигает расцвета. Произведения Андрея Рублева отличают глубокая человечность, одухотворенность образов, идея согласия и гармонии, совершенство художественной формы.

Наиболее известное нам его произведение – икона «Троица». В этом шедевре мы видим выражение глубокой гуманистической идеи согласия и человеколюбия, гармонии.

Культура России конца XV–XVI вв.

Для историко-культурного развития русских земель период конца XV–XVI вв. был переломным. Продолжалось образование единого Русского государства, страна окончательно освободилась от монголо-татарского ига, завершилось формирование русской народности. Все это оказало существенное влияние на формирование культурных процессов.

В русской культуре усиливаются светские и демократические элементы.

В литературе появляются произведения, поддерживающие новую государственную политику. Теория происхождения Русского государства нашла свое выражение в «Сказании о князьях Владимирских». В нем утверждалось, что русские государи ведут свое происхождение от римского императора Августа. Эту идею поддержала церковь, которая к тому же связала ее с концепцией «Москва – Третий Рим». Экономические и политические достижения России этого времени оказали заметное влияние на повышение уровня грамотности и просвещения. Грамоте обучали в частных школах в основном священники и дьячки. В школах изучали Псалтырь, а в некоторых – начальную грамматику и арифметику.

Большую роль в истории культуры России сыграло появление книгопечатания. Первые попытки его относятся к концу XV в., но началось оно в 1553 г. В 1563 г. было построена первая типография в Москве. Книгопечатание стало государственной монополией. Во главе типографии стояли Иван Федоров и Петр Мстиславец. В 1564 г. была напечатана первая русская печатная книга «Апостол ».

Среди литературных памятников того времени – огромный 10-том-ный свод церковной литературы «Чтения ежемесячные». Это написанные митрополитом Макарием жизнеописания русских святых, составленные по месяцам в соответствии с днями чествования каждого святого.

Создаются обобщающие летописные произведения, например Лицевой Летописный свод – своеобразная всемирная история от сотворения мира до середины XVI в. Памятником русской исторической литературы является также «Степенная книга», составленная духовником Ивана IV Андреем. В ней излагается русская история от Владимира I до Ивана IV.

Свод житейских правил и наставлений содержит «Домострой ». Он защищал патриархальный уклад в семье. В книге давались советы, как быть бережливым и т.д.

Архитектура периода XV – XVI вв. отразила возрастание международной роли Русского государства. Наступает новый этап как в храмовом, так и в гражданском зодчестве.

Создание русского централизованного государства было ознаменовано строительством на месте старого нового Кремля, ансамбль которого окончательно сложился в конце XV – начале XVI вв. В это время в строительстве стали использовать кирпич. Кирпичная кладка вытесняла традиционную белокаменную. В 1485 – 1495 гг. белокаменные стены Кремля заменили кирпичными.

В 1475 – 1479 гг. был сооружен новый Успенский собор, который стал классическим образцом монументального храмового зодчества XVI в.

В 1484 – 1489 гг. был построен Благовещенский собор – домовая церковь великих князей.

В 1505 – 1508 гг. был построен Архангельский собор, во внешнем облике которого ярко выразился светский стиль архитектуры. Архангельский собор был храмом-усыпальницей, куда перенесли всех великих князей, начиная с Ивана Калиты, а затем и царей (до Петра I).

В московском Кремле возводились также и светские постройки, например Грановитая палата, которая предназначалась для торжественных приемов.

Наивысшим достижением русской архитектуры XVI в. стало строительство храма шатрового типа , в котором наиболее ярко выразилось национальное своеобразие русских традиций. Примером шатрового храма стал Покровский собор (собор Василия Блаженного). Собор был построен в 1555 – 1560 гг. русскими зодчими Бармой и Постником в честь взятия Казани.

В XVI в. огромный размах получило «крепостное строительство».

В Москве была возведена линия укреплений (Китай-город, потом Белый город). Работами этими руководил известный мастер Федор Конь, он также построил Смоленский Кремль.

Живопись периода конца XV – XVI вв. представлена произведениями талантливого русского художника Дионисия. Он расписывал Успенский собор.

Постепенно расширяется круг тем живописи, возрастает интерес к нецерковным сюжетам, особенно историческим. Развивается жанр исторического портрета.

Живопись этого периода характеризуется растущим интересом к реальным историческим лицам и событиям.

По мнению академика Д. С. Лихачева, «из всех периодов истории российской культуры именно XV – XVI вв. являются особенно важными. Именно тогда происходит восстановление прерванного процесса создания единого государства и возрождение культуры…»



Монголо-татарское иго нанесло неповторимый удар по раз-витию русской культуры. В различных сферах культуры наблю-дается упадок.

Уничтожены:

Памятники русского зодчества;

Письменности;

Прекратилось каменное строительство;

Исчезли некоторые виды ремесел.

Со второй половины XIV века начался постепенный подъем русской культуры. Ведущей темой в культуре стала идея единства русской земли и борьба с иноземным игом.

Для былинного эпоса характерно обращение к эпохе независимости. Формируется новый жанр устного народного творчества - истори- ческая песня. Появление бумаги сделало доступным книги.

Особое влияние на развитие русской литературы оказала Куликовская битва. Произведения, посвященные Куликовской битве: «Задонщина», «Сказание о мамаевом побоище» - были очень популярны на Руси.

В начале XV века появился первый общерусский летописный свод - Троицкая летопись.

Московские князья огромное внимание уделяли составлению летописей, что способствовало объединению земель.

В середине XV века была составлена Всемирная история с кратки-ми сведениями по истории Руси -русский хронограф.

Итог: на Руси появляются многие произведения искусства, сюда переезжают жить и творить талантливые мастера из других стран.

В XIV-XV веках большое развитие получила живопись.

Мастера живописи:

Феофан Грек (работал в Новгороде, Москве. Известные работы: роспись церкви Спаса-на-Ильинке, церкви Рождества Богородицы, Архангельского собора Московского Кремля и другие).

Андрей Рублев (работал в Москве. Известные работы: роспись Благовещенского собора, Успенского собора во Владимире, фрески и иконы Троицкого собора, знаменитая икона «Троица»).

Итог: манера письма двух талантливых мастеров оказала силь-ное влияние на последующие поколения русских художников.

Каменное зодчество возрождалось очень медленно. Продолжали развиваться традиции областных архитектурных школ. В 13 67 году были возведены белокаменные стены Кремля, позже используется крас- ; ный кирпич.

В начале XV века строятся Успенский собор и собор Саввино-Сторожевского монастыря в Звенигороде, церковь Троице-Сергиева монастыря и собор Андронникова монастыря в Москве.

В конце XV - начале XVI веков был создан ансамбль Московского Кремля.

Русская культура в конце XV - начале XVI развивается под знаком государственного объединения страны и упрочения ее независимости.

Разрабатывается официальная идеология Российского государства. В начале XVI века была выдвинута идея «Москва - третий Рим». Суть теории:

Рим - вечно существующее царство - переходит из одной стра-ны в другую;

Рим погиб - явился второй Рим - Византия;

Византия погибла - ее сменила Москва (третий Рим);

Четвертого Рима не будет.

В «Сказаниях о князьях Владимирских» нашла отражение политическая теория происхождения русского государства: Москов- ские князья - прямые потомки Римского Императора Августа.

Церковь идеологически обосновывает необходимость укрепления централизованного государства. Церковь яростно преследует ереси.

Одним из самых распространенных жанров устного народного творчества стала историческая песня:

- воспевалась борьба Ивана Грозного с боярством;

Поход Ермака в Сибирь;
-взятие Казани;

Литературе того времени характерна публицистика в виде по-сланий и писем.

Крупнейшим событием в истории русской культуры стало возникновение книгопечатания.

В 1553 году началось издание книг в Москве.
1564год Иван Федоров и Петр Мстиславец (издали первую печатную книгу «Апостол»)

Во второй половине XVI века в России было издано около 20 больших печатных книг.

Грандиозным событием в архитектурном строительстве стало стро-ительство нового Кремля. Итальянский зодчий Фиораванти (Успенский собор);

В этот период строятся кремли в других городах: Новгороде, Туле, Коломне.

Церковь в селе Коломенском была построена с элементами деревянного зодчества;

В 1560 году русские зодчие Барма и Постник закончили строительство храма Василия Блаженного (ослеплены). В церковном строительстве появился шатровый стиль.

Живопись представлена росписью храмов и иконописью. Самым выдающимся мастером был Дионисий.

Самые известные работы:

Икона Успенского собора московского Кремля;

Роспись церкви Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре;

Период конца XV- XVI веков характеризуется накоплением 1 теоретических и практических знаний в области математики и механики.

Путешественник Афанасий Никитин собрал ценные географичес- j кие сведения - «Хождение за три моря».

Появляются карты территории Русского государства. Начинает развиваться литейное дело:

Стал действовать государственный Пушечный двор;

Мастер Андрей Чохов отлил Царь-пушку (вес 40 тонн).

Итог. Создание централизованного государства, яростная борьба с ересями и свободомыслием привели к жесткому контролю государства над всеми формами искусства

Русская культура XIV — первой трети XVI в. развивалась под воздействием ряда факторов. Это — зависимость страны от Орды и понимание русским обществом ее тяжести, борьба за освобождение страны, все более глубокое осознание не только идеи византийского наследия, но и идеи об особом месте Руси в окружающем мире как «святого царства», противостоящего и католическому Западу, и исламскому Ближнему Востоку. Еще одним важным фактором стало объединение русских земель. Дело в том, что между Северо-Западом Руси (Новгород, Псков) и ее Северо-Востоком (Москва и другие русские земли) имелись существенные различия не только в социально-экономическом и политическом, но и в культурном развитии. Культура Северо-Запада Руси была более открыта по отношению к европейскому миру, психология новгородца не исключала приобщения к западным культурным ценностям. Московская Русь была несравненно более замкнутой, несла в себе идею собственной исключительности и мессианства, особой великой и спасительной значимости для истинного христианства. Однако новгородский вариант историко-культурного развития был насильственно прерван при Иване III, а окончательно — позже, при Иване IV. Московский же вариант в значительно большей степени опирался на начала традиционализма, церковной ортодоксии, морального неприятия тех видов деятельности, которые были связаны с обогащением, на предпочтение духовных начал по отношению к материальным. И если в культурном развитии Руси киевского времени ощущался прорыв к новым началам европейского христианского мира, то послемон-гольская Русь, за исключением ее Северо-Запада, все более замыкалась в себе.
Присущее новгородской культуре свободомыслие выразилось в проникновении через Новгород в XIV—XV вв. еретических учений, выражавших сомнение в ортодоксальной церковной догматике и опиравшихся на особенности мышления людей развитого средневекового города. Так, стригольники выражали сомнение в необходимости церковной организации и даже в божественной природе Христа, видя в нем проповедника и учителя, но не Бога, а человека. Еще дальше пошли «антитринитарии», или «жидовствующие», отвергавшие иконы и основной догмат христианства о троичности Бога (Бог един в трех лицах: Бог-Отец. Бог-Сын. т.е. Иисус Христос, и Бог-Дух Святой). Не случайно, по-видимому, именно в Новгороде в конце XV в. впервые появился полный перевод Библии на русский язык с греческого, сделанный по замыслу архиепископа Геннадия.
Носителем русской культурной традиции 14-16 веков выступали широкие слои населения города и села. Частично эта традиция была нарушена вследствие нашествия Батыя и последующих мероприятий ханской власти, когда ремесленники в конце XIII в. угонялись в Орду или даже в Монголию на строительство новой столицы Каракорума. Это привело к утрате ряда специальностей, связанных с художественным ремеслом. В то же время в народной культуре на смену былине стали приходить песни на исторические сюжеты, прежде всего о борьбе с Ордой, как, например, песни о восстании в Твери против баскаков 1327 г., а также плачи русских пленников и пленниц, которых угоняли в рабство в Орду, а позже — в Крым.
В письменной литературе продолжал сохраняться жанр воинской повести. Это — цикл повестей о Куликовской битве, одна из которых, «Задонщина», имела прямую связь со «Словом о полку Игореве». Во второй половине XV — начале XVI в. распространился жанр публицистики, в произведениях которой так или иначе проводится идея богоизбранности Руси и ее права на византийское наследие. Повесть о Темир-Аксаке рассказывала об избавлении Руси от нашествия хорезмского эмира Тимура в 1395 г. с похвалой великому князю московскому Василию I, пользовавшемуся будто бы Божьим покровительством. «Повесть о новгородском белом клобуке», созданная, возможно, новгородским переводчиком Дмитрием Герасимовым, сообщала о том, как принявший христианство римский император IV в. Константин в благодарность за исцеление возложил на голову папы Сильвестра белый клобук — символ церковной власти и благочестия. Затем белый клобук попал в Константинополь патриарху Филофею. Когда же Филофею пришла весть о скором захвате Константинополя «агарянами» (мусульманами) за умножение грехов, о гибели там христианства, он отправил белый клобук архиепископу Великого Новгорода Василию. В повести высказывалась идея, что после гибели первого и второго Рима «на третий Рим», т.е. на Русскую землю, падет благодать Святого Духа. По существу это была идея преемственности духовной власти: от Рима через Константинополь к Руси. Идея же о преемственности светской власти содержалась в «Сказании о князьях Владимирских», где утверждалась мысль о прямом происхождении рода великих князей московских от римского императора Августа, брат которого Прус якобы был прямым предком родоначальника русской княжеской династии Рюрика. К жанру описания путешествий относилось «Хождение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина второй половины XV в., содержавшее ценные сведения об Индии. Что касается летописания, то оно все более принимало официальный характер, особенно московское.
Подъем, который переживала Русь в XIV в., отразился на строительстве и архитектуре. Незадолго до Куликовской битвы в Москве был выстроен белокаменный Кремль вместо деревянного, представлявший собой мощное оборонительное сооружение. Большая перестройка кремлевских сооружений происходила при Иване III и Василии III. Для строительства Успенского собора Кремля был приглашен известный мастер из Болоньи Аристотель Фиораванти. В перестройке кремля участвовали и другие итальянские мастера, создавшие Архангельский собор, Грановитую палату для посольских приемов, а также начавшие строить колокольню Ивана Великого, сооружение которой завершилось позже, при царе Борисе Годунове. Кремлевский Благовещенский собор соорудили псковские мастера. Все это обширное строительство было призвано подчеркнуть в глазах приезжавших в Москву иностранцев мощь Московской державы и ее правителей.
Живопись органически соединила в себе два начала, связанные с развитием местных традиций и усвоением византийского влияния. Работы прибывшего из Константинополя во второй половине XIV в. мастера Феофана Грека отличаются характерным для византийской живописи мрачным колоритом и в то же время скрытой в образах огромной внутренней силой. Таков лик «Пантократора» (Вседержителя) из росписи церкви Спаса на Ильине улице в Новгороде. Младший современник Феофана Грека русский живописец Андрей Рублев расписывал ряд соборов, в том числе Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря. Самое известное его произведение — икона Троица, на которой изображены три ангела, принесшие Аврааму и Сарре благую весть. Русская традиция выразилась в несравненно более светлом, радостном, умиротворенном колорите, чем у Феофана Грека, а образы ангелов проникнуты глубоким внутренним спокойствием, сосредоточенностью и одухотворенностью. С именами Феофана Грека, Андрея Рублева, а также Даниила Черного связан расцвет русской живописи на рубеже XIV—XV вв. В работах выдающегося художника второй половины XV в. Дионисия заметно влияние со стороны высшей светской и церковной власти. Его фресковые росписи храма Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря отличаются не только светлым, радостным колоритом, но и повышенным вниманием к технике живописи, стремлением не столько к выражению внутреннего содержания, сколько к созданию внешнего впечатления. Помимо фресок, ему принадлежит иконописное изображение известного церковного и политического деятеля времени Дмитрия Донского митрополита Алексия, умершего незадолго до Куликовской битвы.
Культура Руси, сумев пережить тяжесть нашествия и власти Орды, а также связанного с этим отрыва от европейского мира, частью которого при всей своей самобытности она являлась в киевский период, все же сохранила свою оригинальность и оказалась способной к дальнейшему развитию, а в некоторой степени — к восприятию идей и тенденций европейской культуры.

Лекция, реферат. Культура русских земель и Русского государства в 14-16 веках - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности. 2018-2019.



Единство русских земель не могло не отразиться на культуре освобожденной Руси 16 века. С размахом велось строительство, развивалась культура государства.

В 15-16 веках строительство было преимущественно из дерева, но его принципы применялись и в каменном строительстве. Восстанавливались укрепления, крепости, в городах Руси строились кремли.

Архитектура Руси 16 века была богата на выдающиеся сооружения церковного зодчества.

Одними из таких сооружений считаются церковь Вознесения в с. Коломенском (1532 ᴦ.) и храм Василия Блаженного в Москве (1555 – 1560 гᴦ.). Многие возведенные церкви и храмы относятся к распространенному в то время (характерному для деревянных храмов древней Руси) шатровому стилю.

Под руководством Федора Коня была возведена самая мощная крепость (в Смоленске) и окружен стенами и башнями Белый город в Москве.

К живописи 16 века в России относится главным образом иконопись. Стоглавый собор принял в качестве канона в церковной живописи работы А. Рублева.

Ярчайшим памятником иконописи стала ʼʼЦерковь воинствующаяʼʼ. Икона создавалась в честь взятия Казани, и трактует описанное событие как победу православия. В росписи Золотой палаты московского кремля чувствовалось влияния запада. При этом церковь была противником проникновения жанровой и портретной живописи в церковную.

Также в 16 веке появилась на Руси первая типография, началось книгопечатанье. Теперь многочисленные документы, приказы, законы, рукописные книги могли быть напечатаны, хоть и их стоимость превышала рукописную работу.

Первые книги напечатаны в 1553 – 1556 гᴦ. ʼʼанонимнойʼʼ московской типографией. Первое, точно датированное издание, относится к 1564 ᴦ., напечатано оно Иваном Федоровым и Петром Мстиславцем и принято называть ʼʼАпостолʼʼ.

Перемены в политике, заключающиеся в становлении самодержавия и всœех вытекающих последствий, стимулировали идейную борьбу, которая способствовала расцвету публицистики. Литература Руси 16 века включает в себя ʼʼИстории о казанском царствеʼʼ, ʼʼСказание о князьях Владимирскихʼʼ, 12-томник ʼʼВеликие Четьи-Минœеиʼʼ, включающий всœе чтимые на Руси произведения для домашнего чтения (произведения, не вошедшие в популярный сборник, отошли на второй план).

В 16 веке на Руси простые по крою и форме одежды бояр приобрели необыкновенную эффектность и роскошь благодаря декоративным украшениям. Такие костюмы придавали пышность и величавость.

За счёт огромных территорий Руси, на которых проживают разные народы, имеющие свои традиции и народные костюмы, одежда различается исходя из мест посœелœения её обладателя. Так, в северных регионах государства была распространена рубаха, сарафан и кокошник, а в южных – рубаха, кичка и юбка-понева.

Общим нарядом (усредненным) можно считать длинную рубаху длиной до подола сарафана, распашной сарафан, кокошник и плетеную обувь. Мужской костюм заключался в длинной рубахе из домотканого полотна – до середины бедра или же до колен, портах – узких и плотно облегающих ноги. При этом особых различий в стиле одежды знати и крестьян не наблюдалось.

1. Этапы культурного развития эпохи. Особенности

2. Материальная культура. Занятия и быт

3. Фольклор

4. Письменность и литература

5. Архитектура

6. Изобразительное искусство

1. В культурном развитии можно выделить три этапа:

А) от вторжения Батыя до середины XIV века : упадок культуры и начало её возрождения. Ведущими центрами культуры, наряду с непострадавшими от нашествия Новгородом и Псковом, становятся новые – Москва и Тверь

Б)вторая половина XIV века – первая половина XV : хозяйственный и культурный подъем, рост каменного строительства, появление ересей

В) вторая половина XV-начало XVI : укрепление государственного единства, взаимообогащение местных культур, расцвет московской архитектуры, расширение культурных контактов с Западом, широкая проповедь новгородских и московских еретиков

Особенностями развития русской культуры этой эпохи являются:

1. Поступательное развитие русской культуры было приостановлено в результате монголо-татарского нашествия, в ходе которого погибли памятники, исчезли мастера, забыты секреты мастерства

2. Практически все культурные центры, кроме Новгорода, Пскова и Смоленска, разрушены, поэтому возрождение культуры начинается с формирования новых культурных центров и совпадает с возвышением Москвы

3. Москва сыграла роль центра для возрождения национального самосознания, а Куликовская битва послужила толчком для развития культуры. Москва к концу XV века стала политическим, религиозным и культурным центром

4. Это эпоха, когда формируются новые духовные ценности и эстетические представления, в том числе, формируется идея мессианства Руси (Москва - третий Рим)

2. Бытовые условия жизни русских людей мало изменились. Основным типом жилища была изба, топившаяся по-черному. Боярские хоромы представляли собой целый комплекс срубов, среди которых уже встречались «белые избы», то есть там стояли печи с дымоходом. Русь растеряла секрет изготовления стекла, поэтому окна затягивались бычьим пузырем, а в богатых домах слюдой. Помещение освещалось лучиной или масляными светильниками.

Питались хлебом и другими мучными изделиями, кашами, овощами, а наряду с мясом (баранина и говядина) ели много рыбы (влияние православной церкви, установившей постные дни).

Одежда разных слоев населения больше отличалась материалом, нежели покроем: простолюдины носили домотканое, а знать – бархатное, парчовое, атласное с использованием дорогих мехов – соболя и горностая. Главные элементы одежды – кофтаны, шубы. Обувь для крестьян – лапти, а в городе – кожаные сапоги. С конца XIII века возрождалось ремесленное производство, особенно распространилось литейное дело – отливка медных пушек, колоколов, церковной утвари, предметов обихода. Высоко развито ювелирное дело – чеканка, гравировка. Высокого уровня достигла обработка дерева.



Русские люди всех сословий, как и прежде, ценили баню (мыленку). В великокняжеские хоромы были проведены водоводы – водопровод.

3. После батыева нашествия русская культура как бы «впала в литургический сон». В это время Русь напрягала все силы, чтобы выжить, и одним из главных средств к выживанию явилось сохранение культурных традиций. Лучше всего это просматривается на примере фольклора – устное народное творчество, представленное сказками, песнями, былинами. Главной темой русского фольклора была борьба с кочевниками. В сказках, песнях, сказаниях отразилось народное представление о тех событиях, которые переживал народ. Детям рассказывали о страшном Дюдеке – враге всех христиан. Прообразом Дюдеки послужил Дюденя, а баскак Чолхан (Щелкан) стал героем песни о восстании в Твери. Примечательно, что в этой песне ничего не говорится о последовавшей каре тверичанам, потерпевшим поражение.

«Песня об Авдотье Рязаночке» рассказывала, как Авдотья из ордынского плена выводила людей.

Возник целый цикл сказок о Бабе Яге Костяной ноге. Интересно происхождение этого персонажа: ордынцы своих начальников и уважаемых стариков называли «бабай-ага» (мудрый, старший), а в русских сказках родился образ подруги Кощея Бессмертного. Этот образ перекочевал во владимирские сказки из южных былин.

В середине XIV-XV веке стал создаваться известный сказочный цикл об Иване Царевиче.

Особый цикл былин – о Садко, Василии Буслаеве сложился в Новгороде.



Вообще произведения фольклора XIII-XV веков сохранили множество черт былинного эпоса времён Киевской Руси, например, в исторических сказаниях, песнях и былинах, особенно записанных позднее, богатыри князя Владимира (чаще всего Илья Муромец и Алёша Попович) участвуют в борьбе против татар. Да и сам образ князя Владимира окончательно соединил двух героев русской истории – Владимира Красное Солнышко и Владимира Мономаха.

Существует целый цикл сказаний о гибели русских городов во время монгольских походов. Например, «Сказание о разорении Рязани», в котором рассказывается, как жена рязанского князя Евпраксия с маленьким сыном Иваном бросилась с высоких хором, чтобы не достаться ордынцам.

Победа русских на Куликовом поле вызвала множество литературных сочинений, из них самое яркое «Слово о великом князе Дмитрии Ивановиче и о его брате князе Владимире Андреевиче, яко победили супостата своего царя Мамая» (иначе «Задонщина»). В «Сказании о побоище на Дону» рассказывается о поездке князя Донского в Троицкий монастырь к Сергию Радонежскому, о выступлении русских ратников, в деталях описывается сама битва, рассказывается о возвращении русских, о гибели Мамая в Кафе и о появлении хана Тохтамыша.

В конце XIV века написаны «Сказание о взятии Москвы Тохтамышем», «Житие Дмитрия Донского» и жизнеописание его соперника тверского князя Михаила Александровича.

4. В средневековой Руси была довольно широко распространена грамотность. И кроме служителей церкви грамотой владели многие горожане. При монастырях, княжеских канцеляриях существовали особые школы, где готовили писцов. Но после нападения ордынцев уровень грамотности заметно снизился, причем даже в тех городах, которые не подверглись нападению (Новгород, Псков, Смоленск).

С XIV века наряду с пергаменом (выделанная кожа) использовалась привозимая из Европы бумага. Изменилось письмо: на смену торжественному уставу пришёл более быстрый в написании полуустав, а с конца XV века стала преобладать скоропись. Всё это говорит о распространении письменности.

По-прежнему самыми важными произведениями письменности оставались летописи. Они содержали информацию и о природных, исторических явлениях, и литературные сочинения и богословские рассуждения. Важнейшими центрами летописания являлись Новгород, Тверь, Москва. Московское летописание началось при Иване Калите, а уже со второй половины XIV века ведущее место в летописании окончательно перешло к Москве. В сочинениях, созданных на территории Москвы, проводилась идея единства Руси, общности её киевского и владимирского периода, борьбы Москвы и Твери за первенство, ведущей роли Москвы в объединении русских земель и в борьбе с Ордой. Интересно, что тверские летописи подчеркивали связь московских князей с Ордой, а тверских князей изображали заступниками за русскую землю, зато московские летописцы подчеркивали, что Великое княжение – это отчина московских князей. В XV веке появился летописный свод, получивший название «Русский хронограф».

Тема борьбы за торжество православной веры над иноземными завоевателями, тема единства русской земли стали преобладающими и в литературе.

В 1408 году был составлен общерусский летописный свод, так называемая Троицкая летопись, но она погибла в московском пожаре 1812 года. В 1479 году создан Московский летописный свод, главной идеей которого стала преемственность Киева и Владимира. Интерес к всемирной истории и стремление определить свое место среди народов мира вызвали появление хронографов – сочинения по всемирной истории. Первый русский хронограф был составлен в 1442 году Пахомием Логофетом.

Распространенным литературным жанром того времени были исторические повести. В них рассказывалось о деятельности реальных исторических лиц, конкретных исторических событиях, поэтому повесть нередко являлась как бы частью летописного текста. До Куликовской битвы широкую известность имели повести о битве на Калке, о разорении Рязани (кстати, в ней и рассказано о подвиге Евпатия Коловрата), об Александре Невском. Блистательная победа на Куликовом поле вызвала целую серию исторических повестей, например, «Сказание о Мамаевом побоище», а по образцу «Слова о полку Игореве» Софроний (Софоний) Рязанец создал «Задонщину».

В период объединения русских земель расцвел жанр житийной литературы. Жития – это церковные сочинения о выдающихся русских людях: князьях, деятелях церкви. Героями житийной литературы становились те, чья жизнь была связана с эпохальными событиями, и чей жизненный подвиг являлся примером для многих поколений. Неслучайно многих из них церковь причислила к лику святых. Правда, она это делала часто много времени спустя.

Житийная литература во многом расцветала благодаря талантливым писателям Пахомию Лагофету и Епифанию Премудрому, которые составили жизнеописание митрополита Петра, Сергия Радонежского. В это время было широко распространенным «Житие святого Александра Невского», которое проникнуто высокой идеей служения родине. «Повесть о жизни и трагической смерти тверского князя Михаила Ярославича» дает высокую оценку жизненного подвига князя.

В XIV-XV веках на Руси вновь появились хождения – сочинения о дальних путешествиях. Самым знаменитым из них стало «Хождение за три моря», в котором тверской купец Афанасий Никитин описывает, как он за тридцать лет до Васко де Гамы побывал в Индии (1466-1472).

Распространенным жанром средневековой русской литературы была повесть. Среди них особенно интересна лирическая «Повесть о Петре и Февронии», которая рассказывает о любви крестьянки и князя.

XIV-XV век – это время острых религиозных споров, и русская литература пополнилась сочинениями священнослужителей. Так появляется «Повесть о белом клобуке», созданная в окружении новгородского архиепископа Геннадия, известного своими преследованиями еретиков. В этой повести утверждалась мысль о превосходстве церковной власти над светской. В противовес «Повести о белом клобуке» в кремле было составлено «Сказание о князьях владимирских», в котором провозглашалось происхождение рода Рюриковичей от самого Августа Цезаря.

5. Русская архитектура тяжело пережила нашествие. Исчезли храмы, а прежние центры каменного зодчества на северо-востоке и на юге пришли в упадок. Так что крупнейшими центрами каменного строительства являлись Новгород, Тверь, где в конце XIII века были построены первые каменные храмы после нашествия Батыя. Но со второй половины XIV века центрами каменного строительства стали Новгород и Москва, причем архитектура этих центров значительно отличалась.

Новгородцы и псковичи строили много, но небольших по размеру храмов. В XIV веке самые значительные памятники – это церкви Фёдора Стратилата на Ручье (1361 год) и Спаса на Ильине-улице (1374 год). Это – мощные, одноглавые, с одной абсидой храмы. Их отличительная черта – богатое декоративное украшение фасадов.

В московском княжестве каменное строительство сохранилось уже при Иване Калите. В кремле были воздвигнуты 4 каменных храма, но их разобрали в конце XV-начале XVI веков из-за ветхости. До нас дошли храмы той эпохи: Успенский собор и собор Саввино-Сторожевского монастыря в Звенигороде, Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря и собор Андроникова монастыря в Москве (1427 год), которые продолжили традиции Владимиро-Суздальского белокаменного зодчества. Однако эти храмы более приземисты и почти лишены резьбы.

Самые яркие сооружения оборонительного характера – это стены московского кремля. Первые построены из местного белого камня при Донском, но они обветшали, сильно пострадали от нашествия Тохтамыша, и новый из красного кирпича московский кремль, сохранившийся до наших дней, был построен итальянскими мастерами, поэтому созданные в конце XV-начале XVI веков стены московского кремля сочетают традиции русских деревянных крепостей и достижения итальянской крепостной архитектуры. Стены московского кремля сооружались с 1485 года под руководством Антона и Марка Фрязиных, Алевиза Миланца.

Территория кремля – около 27 га. Стены – 2,25 км. Толщина стен – до 6,5 метров. Высота 5-19 метров. В XV веке было сооружено 18 башен из 20 ныне существующих. Кремль занял место при впадении реки Неглинной в Москву-реку. Со стороны Красной площади был сооружен ров, и он соединил обе реки. Таким образом, Кремль оказался как бы «на острове». Под укрытием его мощных стен оказались дворцы великого князя и митрополита, монастыри, здания государственных учреждений.

Сердцем кремля стала Соборная площадь, на которую выходят главные соборы, и центральным сооружением в Кремле является колокольня Ивана Великого (окончательно достроили колокольню при Борисе Годунове, и она достигла 81 метра). На Соборную площадь выходит главный собор московского Кремля – Успенский собор, построенный в 1475-1479 годах по проекту итальянского архитектора Аристотеля Фиораванти. Эту крепость начинали строить псковские мастера, но случился «трус» (землетрясение), и стены разрушились. Когда Аристотель Фиораванти приехал в Москву, то Иван III ему посоветовал съездить во Владимир и познакомиться с Успенским собором времен Андрея Боголюбского. Так Фиораванти удалось соединить традиции русского зодчества с передовыми техническими достижениями европейской архитектуры. Успенский собор пятиглавый, величественный превратился в крупнейшее общественное здание: здесь цари венчались на царство, собирались Земские соборы, объявлялись важнейшие государственные решения. Неслучайно у современников от этого храма создавалось впечатление: «Из един камня сделан».

В 1481-89 годах псковские мастера построили Благовещенский собор – это домовая церковь московских государей.

Неподалеку от Благовещенского собора под руководством итальянца Алевиза Нового в самом начале XVI века (1505-09) был построен Архангельский собор, который имеет ещё более выразительные черты итальянского возрождения. Внешние убранства этого собора напоминают настенные украшения венецианских дворцов. Собор был усыпальницей.

Кроме культовых сооружений, в Кремле возводились светские дворцовые постройки. Так построен Новый дворец, состоящий по русской традиции из отдельных зданий с переходами и крылечками. В этот комплекс вошла знаменитая Грановитая палата. Её построили итальянские мастера Марк Фрязин и Пьетро Антонио Солари в 1487 – 91 годах. Она внешним и внутренним убранством соответствовала своему предназначению: это был тронный зал, где проходили важнейшие церемонии и пышные приемы иностранных послов. Это почти квадратный зал, стены которого опираются на возведенный в центре один массивный четырёхгранный столб. Площадь зала 500 квадратных метров, а высота – 9 метров. Свое название Грановитая палата получила от граней, которые украсили наружные стены.

Именно благодаря величественным архитектурным сооружениям Москва приобретала облик царственной столицы.

6. Развитие изобразительного искусства, как и архитектура, отразило те процессы, которые происходили в социально-экономической и политической жизни России.

Иконописные центры свое существование в период монгольского нашествия прекратили. Но на рубеже XIV-XV веков начинается их возрождение, а в XV веке русская иконопись достигла вершин своего развития. В это время местные художественные школы сливаются в общерусскую. Но этот процесс долгий и продолжался в XVI-XVII веках.

Успехи русской живописи связаны, прежде всего, с двумя великими художниками – Феофаном Греком и Андреем Рублевым.

Феофан Грек приехал на Русь в XIV веке из Византии. Он расписывал храмы в Новгороде, Москве. Для его живописи характерна особая выразительность, которая достигается сочетанием тёмного колорита и контрастных пробелов. До наших времен сохранились росписи Феофана Грека в новгородской церкви Спаса на Ильине-улице.

Андрей Рублёв – младший современник Феофана Грека – работал в другой манере. Его произведения не создают настроения напряжения, драматизма, которые свойственны Феофану Греку, а напротив, живопись Андрея Рублева дает ощущение умиротворенности, гармонии и веры в будущее. Росписи Рублева сохранились в Успенском соборе во Владимире, иконы в иконостасе Благовещенского собора московского кремля, но самая знаменитая его икона «Троица» (1422-27 годы), написанная для Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры. На этой иконе изображены 3 юноши, которые символизируют Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого. Композиция иконы сосредотачивает внимание на главном – на спокойных одухотворенных лицах и фигурах. Также Рублёву принадлежат иконы звенигородского чина, которые сейчас хранятся в Третьяковской галерее.

Позже творчество Андрея Рублева было признано образцом для русских иконописцев.

В конце XV века представителем московской школы живописи стал Дионисий, который работал в московском Кремле, и самая известная его работа – это роспись Рождественского собора Ферапонтова монастыря (1502-1503 гг).



 


Читайте:



Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Михалков Сергей Владимирович Праздник Непослушания Сергей Владимирович Михалков Праздник Непослушания Повесть-сказка "Праздник Непослушания" -...

Почвенный покров южной америки

Почвенный покров южной америки

Страница 1 В отличие от Северной Америки, где изменения в растительном покрове зависят в значительной степени от изменений температурных условий,...

Расправленные крылья - музыкальная пауза Порядок описания Московской операции

Расправленные крылья - музыкальная пауза Порядок описания Московской операции

Ситуация на фронте весной 1942 года, планы сторон, немецкое наступление летом 1942 года, начало Сталинградской битвы, немецкий оккупационный режим,...

Cобытия Второй мировой войны

Cобытия Второй мировой войны

Вторая мировая война считается самой крупной в истории человечества. Она началась и закончилась 2 сентября 1945 года. За это время в ней приняло...

feed-image RSS