Главная - Публичные выступления
Три типа исторических фонарей в саду эрмитаж. Юбилей от фонаря или назад в будущее

Сад "Эрмитаж" - небольшой и тихий зелёный уголок на улице Каретный Ряд, являющийся памятником садово-паркового искусства.

"Эрмитаж" занимает особое место среди московских садов: дело в том, что он вырос из своеобразного садово-театрального квартала, обустроенного в конце 19 века. За время своего существования сад не раз был реконструирован и дошёл до наших дней в виде благоустроенного зелёного парка с красивыми фонарями и фонтанами - и, конечно же, театрами на своей территории.

История сада "Эрмитаж"

Сад "Эрмитаж" (сначала - "Новый Эрмитаж") был официально открыт в 1895 году по инициативе известного театрального предпринимателя и мецената Якова Щукина. Изначально он был задуман как летний увеселительный сад с театральной функцией, и Щукин основательно взялся за его обустройство: верхний слой грунта глубиной до одного метра на всей территории сада был выкопан и заменён на свежий чернозём, а для озеленения территории использовали специально отобранные деревья и кустарники из окрестностей Москвы. Планировка сада была осуществлена по проекту архитектора Алексея Белевича, он же разработал проекты первых летних павильонов: эстрад и буфета.

В каком-то смысле щукинский сад стал одной из колыбелей театральной жизни Москвы: в 1896 году здесь прошёл первый общедоступный показ синематографа братьев Люмьер, в 1898 - премьерой спектакля "Царь Фёдор Иоаннович" открылся Московский художественный общедоступный театр (будущий МХАТ); на эстрадах сада выступали Фёдор Шаляпин, Антонина Нежданова, Михаил Вавич, балерина Анна Павлова и другие известные артисты театра и балета и певцы прошлого. В театре "Эрмитаж" состоялись премьеры пьес Антона Чехова "Чайка" и "Дядя Ваня".

Щукин активно занимался привлечением талантливых артистов и развитием сада. В 1907 году по проекту архитектора Богдана Нилуса в саду был возведён ряд каменных построек, позже появился "Зеркальный театр", было проведено электрическое освещение и внедрены различные технические новшества, "подсмотренные" владельцем в Европе. Под руководством Щукина сад работал вплоть до 1917 года, когда его национализировали.

В советские годы капитальные здания были реконструированы и перестроены, в саду появились новые фонари, тумбы и фонтаны, и постепенно из увеселительного сада он превратился в "обычный" парк в центре города.

На сегодняшний день на территории сада расположены театр "Эрмитаж", Московский драматический театр "Сфера" и театр "Новая Опера".

Интересные объекты и достопримечательности

В саду "Эрмитаж", помимо театров, расположен ряд менее масштабных объектов и достопримечательностей, достойных внимания посетителей.

Чугунные беседки-павильоны «Гарден-коттедж» - два удивительно изящных садовых сооружения из чугуна, украшенных кружевными чугунными решётками. Производят необычное впечатление и практически силой заставляют посетителей сада фотографироваться внутри и снаружи.

- арт-объект, разработанный в студии Артемия Лебедева и установленный в саду "Эрмитаж" в 2013 году. Гармонично вписавшийся в пейзаж сада небольшой знак стал его необычной достопримечательностью, но, к сожалению, фотографироваться рядом с ним, вопреки названию, хочется далеко не всем.

Щукинская сцена - уникальное сооружение, возведённое в 1910 году. Задумано Щукиным как инновационный зимний театр с различными техническими новшествами на 4 тысячи мест. К сожалению, всё остановилось на этапе кирпичной коробки: из-за начала Первой Мировой войны, постепенного разорения владельца и последующей Революции проект не удалось осуществить.

Бюсты Данте Алигьери и Виктора Гюго появились на аллеях сада в 2000 году. Бюст Данте Алигьери (скульптор Ринальдо Пирас) был передан в дар Москве правительством Италии, бюст Виктора Гюго (скульптор Лоран Маркест) - подарок от мэрии Парижа. Также вблизи эстрады сада расположены бюсты отечественных композиторов Петра Чайковского и Михаила Глинки.

Также на территории сада можно найти голубятню и бельчатник.

Сегодня сад "Эрмитаж" - современный и благоустроенный парк, любимый простыми москвичами и театралами. На аллеях сада регулярно проходят выставки, городские фестивали и ярмарки, а эстрада становится площадкой различных концертов, выступлений и показов. Для посетителей с детьми есть отличная большая детская площадка.

В дни выходных и фестивалей сад бурлит жизнью, а вот по будням он, как правило, малолюден и идеально подходит для тихого отдыха в тени деревьев.

Сад "Эрмитаж" находится на улице Каретный Ряд в Тверском районе Москвы. Добраться до него можно пешком от станций метро "Пушкинская" Таганско-Краснопресненской линии, "Тверская" Замоскворецкой, а также "Чеховская" и "Цветной бульвар" Серпуховско-Тимирязевской линии.

Всего 11 фото

Фонари со 100-летней и даже 200-летней историей до сих пор украшают московские улицы, дворики и усадьбы. И это настоящие музейные экспонаты под открытым небом — многие из них создавались по проектам самых знаменитых московских архитекторов.


01. Фонарь в Газетном переулке

Появился в конце 1770-х. С начала установки был масляным. Автор работы - Матвей Казаков, один из ведущих архитекторов Москвы екатерининской эпохи. Он состоял в экспедиции кремлёвского строения, по его проекту был построен Петровский путевой дворец, а также императорская резиденция в Царицыно.


.
02. Фонарь на Страстном бульваре

Точная копия фонаря, появившегося у Ново-Екатерининской больницы в 1820-1840-х годах. Создан по проекту Осипа Бове, известного проектами восстановления Москвы после пожара 1812 года, спроектировал Александровский сад, Манеж, Театральную площадь.


.

03. Фонари усадьбы Усачевых-Найденовых

Созданы по проекту швейцарского архитектора Доменико Жилярди и были установлены в начале 1830-х. Жилярди известен тем, что спроектировал для столицы несколько усадеб и занимался архитектурным восстановлением Москвы после пожара 1812-го.

.
04. Фонарь у входа в учебный театр ГИТИС

Газовый фонарь образца установки 1860 - 1930-х. Три тысячи таких чугунных осветительных приборов были установлены в городе к 1868 году. Фонари отливались по английским технологиям.

.
05. Фонарь настенный в Кривоколенном переулке

Надомный керосиновый фонарь можно найти возде дома 3а. Он появился там в период с 1870 по 1890 годы.

.
06. Фонари на Пушкинской площади

В год открытия памятника Александру Пушкину - 1880-й — рядом с монументом установили и газовые фонари. Они были спроектированы архитектором Иваном Богомоловым, который также руководил строительно-монтажными работами по установке памятника Пушкину. В 1930-е эти фонари стали электрическими. .

.
07. Фонари на Пятницкой улице

.
08. Фонари в саду «Эрмитаж»

Одни из первых электрических фонарей в Москве. Время установки — 1890 — 1910 годы. На цоколях фонарей видны инициалы московского купца Якова Щукина, купившего генераторы для электрического освещения в саду.

.
09. Фонари на воротах особняка Зинаиды Морозовой

.
10. Фонарь на Гоголевском бульваре

Фонари расположены рядом с памятником Николаю Гоголю и сделаны по проекту архитектора Николая Андреева — автора скульптуры. Электрические осветительные приборы появились здесь в 1909 году — с открытием монумента. Позже на этом месте был установлен памятник по проекту Николая Томского, однако фонари остались дореволюционные.


.
Источники

Ирина Трубецкая

В продолжение разговора о Главной выставке, давайте осмотримся по сторонам и подробнее разглядим… фонари. Ведь они здесь отличаются от прочих городских собратьев, что бросается в глаза уже на подходе к ВВЦ-ВДНХ. Сразу оговоримся, что рассматривать будем больше фонарные колонны, так как их верхушки – кронштейны и светильники – менялись часто, а вот многие колонны стоят по сей день.

Большинство фонарных опор на территории ВДНХ – 1950-х годов, так как к торжественному послевоенному открытию в 1954 году реконструировали не только павильоны, но и малые архитектурные формы, к которым относят фонари. И всё же колонны периода 1939-1941 годов можно отыскать.

Например, десяток довольно высоких фонарей для четырёх светильников стоит на подступах к ВДНХ на улице Сергея Эйзенштейна, а когда-то такие же стояли и на аллее, ведущей к «Рабочему и колхознице». Ещё один вид фонарных опор этого периода – «чугунная литая колонна типа 343», разработанная Мосгорсветом в 1930-е годы для освещения улиц Москвы. В мастерских ВСХВ к ней спроектировали специальную серию кронштейнов и светильников, последние должны были быть продолговатой формы из гранёного стекла. Но, как гласит надпись на чертеже: «ввиду отсутствия возможности получить гранёные цилиндрические стёкла, согласован переход на сферические шары». Кронштейны и светильники меняли в 1950-е, и 1960-е годы, а также относительно недавно, а вот изящные колонны 1930-х до недавнего времени стояли в безопасности. К сожалению, в этом году их признали аварийными и начали демонтировать.

Демонтаж выглядит ошибкой, учитывая, что этот тип фонарных колонн, когда-то распространённый в городе, сегодня почти нигде не сохранился. Известно лишь о нескольких полузаброшенных колоннах этого же типа. На ВДНХ же их будет около 20 штук, выстроенных в ряд на аллее Малого северного кольца. В упоминалась необходимость экспертного обсуждения будущего ВВЦ и выработки особого подхода к этой необычной территории, вмещающей разнообразные наслоения ХХ века. Сохранение малых архитектурных форм могло бы стать частью такого целостного подхода. Было бы познавательно пойти дальше и восстановить кронштейны и светильники 1930-х годов, чтобы дать посетителям почувствовать атмосферу города того времени.

А как обстоят дела с другими старыми фонарями в Москве? По словам специалистов, в городе около четырёхсот тысяч фонарей, из них около двух тысяч – старых. Рубежом, отделяющим старые от новых, являются 1950-е годы, когда началась борьба с «излишествами» в архитектуре.

Поиск в реестре культурного наследия показывает, что ни один отдельно стоящий фонарь пока не признан памятником, подлежащим госохране. Хотя несколько числятся «заявленными» и «выявленными» объектами, то есть находящимися на разных стадиях историко-культурной экспертизы, определяющей ценность потенциальных памятников. Самыми старинными из этого списка являются два фонаря усадьбы Усачёвых-Найдёновых на Земляном Валу. Это бывшие масляные светильники первой половины 19 века, которые сейчас приспособлены под электрические и находятся в рабочем состоянии. А вот их собратьям по эпохе – бывшим масляным фонарям у Новоекатерининской больницы не повезло – они пропали после недавнего начала реконструкции здания, на охрану их заявить не успели.

Настоящим заповедником старых фонарей является сад Эрмитаж, где можно увидеть три их разных вида. Самые старые – около пятидесяти колонн, на цоколях которых отлиты инициалы основателя парка Якова Щукина – «ЯЩ». Он закупил генераторы для освещения театра и устройства иллюминации в саду в 1895 году, тогда же и были установлены эти колонны. Их нижняя часть сейчас выглядит несколько массивно и контрастно по отношению к тонкой верхней, но дело в том, что изначально они несли более высокие колонны, непохожие на сегодняшние. Чтобы понять, как они выглядели когда-то, надо пойти в Кремль и рассмотреть фонари на Ивановской площади, где этот тип сохранился. Другой вид исторических фонарей в саду Эрмитаж дошёл до нас целиком – это единственный фонарь 1912-13 годов. Проект этого изящного фонаря разработан Отделом освещения Мосгордумы, а отлит он в польском городе Сосновицы (сохранилось клеймо изготовителя). Вероятно, сохранности этого раритета способствовало то, что он является выявленным памятником и занесён в реестр объектов культурного наследия. Третий вид – невысокие парковые торшеры, спроектированные в 1950-е годы специально для этого сада институтом «Мосгазпроект».

Как стало известно, в настоящий момент Департаментом топливно-энергетического хозяйства г. Москвы при участии музея «Огни Москвы» разрабатывается техническое задание на реставрацию всех перечисленных фонарей сада Эрмитаж. Реализация проекта может занять год, так как процесс трудоёмкий – предстоит вручную очищать чугунные части от многочисленных слоёв краски и ржавчины.

Пример уже проведённой реставрации – работы в Лужниках на аллее, ведущей к набережной. Здесь недавно были отреставрированы около пятидесяти фонарей, созданных в 1947 году, к 800-летию Москвы, по проекту архитектора М. Минкуса. Таких в городе сохраняется несколько сотен, но за последние годы они стали исчезать в процессе «благоустройства». Последний случай – Пушкинский сквер, где сейчас спешно проводятся работы по благоустройству, а подлинные фонари 1947 года вывезены. Вернут ли их, а не бледные копии, на место?

Сложность сохранения старых фонарей заключается ещё в том, что все они принадлежат разным ведомствам и целиком зависят от доброй воли и распоряжений руководителей организаций. Например, упомянутые фонари в Лужниках находятся на балансе городского Департамента энергетики. А фонари на ВВЦ – на балансе ОАО «ГАО ВВЦ». Захочет ли администрация Выставки взяться за реставрацию фонарных колонн 1930-х годов? Захотеть взяться означает и захотеть найти средства, и захотеть привлечь специалистов. Но попробовать стоит. Тем более что специалисты и общественность уже обратились с соответствующей просьбой к администрации сохранить для городской истории эти колонны in situ – ведь так приятно брести по аллее и разглядывать всякие «мелочи»!

Дивная в этом году осень. Деревья всё еще бушуют буйством красок и лишь недавно стали облетать с них листья. А неделю назад так и вовсе красовались все на местах.

А я нашла новую забаву. Мало мне прогулок во время обеда, я теперь иной раз и по утрам прогуливаюсь:))) Просто начало рабочего дня нам перенесли на 10 часов, а начало занятий в школе никто и не думал переносить. В свете этого всё равно просыпаешься как и раньше, и в школу ребенок идет как и раньше, вот и получается у меня теперь с утра почти целый час времени. Благо, работаем мы теперь в центре и мест для прогулок - ну не пересчитать. И как я наслаждаюсь этим обстоятельством!

На той неделе стояла чудесная погода. И как-то утром я решила прогуляться до сада "Эрмитаж". Много раз мы ходили мимо него во время наших прогулок, а внутрь как-то и не попадали.

По дороге в сад смотрела на оформление всяких кафе

А это, видимо, название в свете санкций возникло:)))

Велопарковка почти пустая. Стало очень популярным доезжать до офиса на велосипеде, каждый день вижу офисных работников на велосипедах с велопарковки

Просто накануне я тут видела интересный домик

А интересное - украшение. Никогда не видела, чтобы дома летучими мышами украшали

По переулкам до сада Эрмитаж идти быстро. Вот он уже на горизонте. Но время у меня было и я решила пройтись по Успенскому переулку, который рядом с садом и только-только отреставрирован.

Мы много раз ходили по этому переулку, но как-то он совсем мне не запомнился ничем. А теперь он выглядит гораздо лучше. Поставили лавочки-клумбы

И фонари, по виду такие же, как газовые, которые стояли в Москве более ста лет назад.

Стоит чуть-чуть подкрасить здание, сделать акцент на нем - и вид переулка совсем другой

А за зданием то, без чего невозможно представить город - купола церквей

Ну а теперь можно и в сад "Эрмитаж" заглянуть

Я заходила с Успенского переулка и сразу наткнулась на большую детскую площадку

В этом вольере, говорят, живут белки. Но ранним утром я там застала только дворника.

Как описать чувство, когда ты гуляешь по очень популярному месту в Москве, где вечером тут всегда немало народа, а ты идешь - и кругом ни души? Красота!!! Раннее утро, осенние деревья, листья под ногами, да только дворник редко промелькнет где-нибудь.

В саду "Эрмитаж" располагается несколько театров.
Памятник - это памятник Виктору Гюго.

Памятник Данте Алигьери (кажется, подарен Москве итальянцами)

Еще один театр - "Новая опера". Зданию уже больше ста лет, это я потом вычитала. А сначала подумала, что удачный новодел.

А на балконах по бокам вот такие посетители

Схема сада «Эрмитаж» (нажмите для приближения)

Имя выдающегося театрального предпринимателя и мецената Якова Васильевича Щукина хорошо известно не только ценителям высокого искусства, но и широкой публике. Правда, многие слышали о нем как о создателе театра «Эрмитаж» – старейшего в одноименном саду. Однако он стоял у истоков и самого парка, о чем, может, не все знают. Благодаря его усилиям некогда заброшенная местность, где прежде была усадьба купца Олонцова, за короткое время превратилась в любимое место отдыха сначала московской богемы, а потом и простых горожан. Фактически сад «Эрмитаж» был открыт в 1894 году, когда сюда пригласили первых посетителей. Но эта дата не является официальной.

На территории находилось старое фабричное здание, тоже заброшенное. Его запросто можно было снести, поскольку в окружающий ландшафт оно никак не вписывалось. Но предприимчивый и дальновидный Щукин решил иначе – обратился к городским властям с просьбой переоборудовать помещения под театр. Ему дали на это добро, и в том же 1894 году бывшая фабрика приросла одноэтажной галереей и крыльцом, которые построил архитектор В.П. Загорский. Затем начатое продолжил его коллега Балевич, осуществивший перепланировку всего парка. С его легкой руки появились летние эстрады, а также навесы для буфета.

И вот настало 18 июня 1895 года – долгожданный момент официального открытия сада, который получил название «Новый Эрмитаж» (первое слово добавили, чтобы не путать с увеселительным садом «Эрмитаж», который находился на Божедомке). В народе же его для удобства прозвали Щукинским. Еще через год, 26 мая 1896-го, здесь состоялся первый в городе киносеанс – на синематографе знаменитых братьев Люмьер. Событие стало важной вехой в культурной истории Москвы и всей России, тем более что присутствовать на нем могли все желающие.

Премьера спектакля «Царь Федор Иоаннович», состоявшаяся 26 октября 1896 года, тоже вписана в славную летопись театра «Эрмитаж» и одноименного сада. Ведь этой постановкой, под руководством Константина Станиславского и Владимира Немировича-Данченко, торжественно открылся Московский художественный общедоступный театр. Первый успех вдохновил на новые премьеры: были показаны спектакли по чеховским произведениям «Дядя Ваня» и «Чайка».



Одновременно с успехами на театральном поприще развивался и сам сад «Эрмитаж», расцветая буквально на глазах. Я. В. Щукин преобразил прежний пустырь буквально до неузнаваемости. Тут появилось множество деревьев, разбили дорожки и клумбы. Вскоре на территорию подвели водопровод, а затем провели электрическое освещение. По тем временам это был настоящий рывок по пути технического прогресса. В 1907 году по заказу Якова Васильевича в парке появилось несколько каменных построек работы архитектора Б. М. Нилуса. А в 1909 году тут построили летний театр, его позже назвали «Зеркальным» (архитектор А. Н. Новиков). Щукин руководил садом «Эрмитаж» до революции 1917 года. В 1926 году именитый театрал и меценат скончался в возрасте 70 лет.


В 30-е годы прошлого века новым директором сада «Эрмитаж» был назначен известный советский архитектор Дмитрий Дмитриевич Булгаков, работавший в стиле постконструктивизма и специализировавшийся на постройке домов так называемой повышенной комфортности, где получала квартиры тогдашняя элита. Считается, что установка новых фонарей и тумб, появление других малых форм в саду – его заслуга, однако некоторые исследователи спорят по этому поводу. Еще одним известным руководителем сада был заслуженный работник культуры РСФСР Иосиф Эммануилович Брагилевский, проработав на этой должности до 1984 года.

В 40-х годах реконструкции подвергся старый зимний театр. Ею занимались архитекторы Михаил Васильевич Посохин и Ашот Ашотович Мдоянц. По их проекту приказал долго жить входной вестибюль – его просто сровняли с землей. Вместо него построили замечательную колоннаду, оснастив ее открытым двориком. Само здание, которое является старейшим на территории сада «Эрмитаж», осталось, разумеется, нетронутым. Начиная с 1959 года, в его стенах ставила спектакли труппа Московского театра миниатюр, который в 1987 году преобразован в театр «Эрмитаж». Немногим ранее, в 1981-м, здесь открылся еще один театр – «Сфера».

Сад «Эрмитаж»: день сегодняшний

В Москве насчитывается больше ста садов, скверов и парковых зон. В одном только Центральном административном округе, к которому относится «Эрмитаж», их 27. Площадь основанного меценатом Щукиным сада составляет 4,90 га, что в сравнении с другими немного. Однако он выделяется среди остальных рядом особенностей, что делает его популярным среди москвичей и гостей города. Компактность тут гармонично сочетается с множеством примечательных мест и интересных аттракционов, для которых, казалось бы, нужно больше пространства. Различные культурные события – праздники и концерты, фестивали и конкурсы – здесь проводятся регулярно. Один из самых известных – Международный джазовый фестиваль «Джаз в саду «Эрмитаж».



В студии искусств, балетной и хореографической школах, работающих на территории парка, талантливые дети приобщаются к миру прекрасного. Посетители играют на свежем воздухе в настольный теннис, участвуют в занятиях по йоге. Есть чему посвятить время и зимой: в саду «Эрмитаж» под открытым небом оборудуют каток, считающийся в Москве самым романтичным. Вообще, романтичных мест, притягивающих молодежь, в саду немало. Одним из них является металлический памятник Всем Влюбленным, выполненный в форме сердца. Он появился с легкой руки работников радиостанции «Серебряный дождь», которая ежегодно 14 февраля, в День св. Валентина, приглашает в «Эрмитаж» всех влюбленных на необычное и приятное соревнование – массовый поцелуй.


Для самых маленьких оборудована современная детская площадка, на которую мамы и папы с удовольствием приводят своих чад. Малыши с интересом наблюдают за местной живностью, например, породистыми голубями, белками, ручными фазанами. А еще вместе со взрослыми любуются неповторимой природой парка, где растет много яблонь и лип, высажены зеленые кустарники, цветут клумбы. Детский смех здесь слышен отовсюду, что наполняет «Эрмитаж» особой энергетикой, и сюда хочется возвращаться вновь и вновь.

Прогуливаясь дорожками сада, невольно ловишь себя на мысли, что идешь по следам великих русских писателей Льва Толстого и Антона Чехова, которые наверняка останавливались у единственного фонтана, обдумывая идеи своих бессмертных произведений. Кроме того, что здесь расположены известнейшие столичные театры – «Эрмитаж», «Сфера» и «Новая опера», истинных ценителей искусства притягивают и находящиеся на территории памятники. Это бюсты знаменитого французского писателя Виктора Гюго и итальянского поэта Данте Алигьери.


Побывав на интересном спектакле, прогулявшись по аллеям или посмотрев на эстраде парка концерт знаменитостей (в разное время здесь выступали Высоцкий, Зыкина, Жванецкий и другие), можно заглянуть в ресторан «Чайхана». Как вы догадались по названию, потчуют в заведении блюдами национальной узбекской кухни. Незабываемым будет и посещение «Чайного клуба», одного из крупнейших в Москве. Посетителям предложат поучаствовать в древней китайской чайной церемонии и расскажут о пользе этого напитка, а также сортах чая.

Вход в сад «Эрмитаж»

Сад «Эрмитаж» находится по адресу: г. Москва, ул. Каретный ряд, 3. Работает ежедневно с 9:00 до 22:00. Официальный сайт: www.mosgorsad.ru .

Доехать можно общественным транспортом. Остановки – станции метро «Чеховская», «Тверская» или «Пушкинская». Дальше пешим ходом всего 5-7 минут.

Фотографировать и осуществлять видеосъемку в саду «Эрмитаж» можно, но только по предварительной заявке и получив соответствующее разрешение администрации.



 


Читайте:



Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Михалков Сергей Владимирович Праздник Непослушания Сергей Владимирович Михалков Праздник Непослушания Повесть-сказка "Праздник Непослушания" -...

Почвенный покров южной америки

Почвенный покров южной америки

Страница 1 В отличие от Северной Америки, где изменения в растительном покрове зависят в значительной степени от изменений температурных условий,...

Расправленные крылья - музыкальная пауза Порядок описания Московской операции

Расправленные крылья - музыкальная пауза Порядок описания Московской операции

Ситуация на фронте весной 1942 года, планы сторон, немецкое наступление летом 1942 года, начало Сталинградской битвы, немецкий оккупационный режим,...

Cобытия Второй мировой войны

Cобытия Второй мировой войны

Вторая мировая война считается самой крупной в истории человечества. Она началась и закончилась 2 сентября 1945 года. За это время в ней приняло...

feed-image RSS