Главная - Публичные выступления
Внеурочная деятельность: проект " По дорогам сказок". Проект по речевому развитию " по дорогам сказок" Образовательная область «Познавательное развитие»

Авторы: Закараева Аминат Нурдиевна, Темаева Маккахан Висраиловна
Должность: воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Сказка"
Населённый пункт: Тюменская область,город Когалым
Наименование материала: Проект
Тема: "По дорогам сказок"
Дата публикации: 13.05.2018
Раздел: дошкольное образование

Проект для детей старшей группы 15

Тема :

«По дорогам сказок»

Вид: творческий

Участники: дети старшей группы15, их родители, педагоги, специалисты ДОУ,

библиотекарь.

АКТУАЛЬНОСТЬ:Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста,

сопровождает на протяжении всего дошкольного возраста и остается с ними на всю

жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром

человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Сказка

преподносит детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при

этом простор воображению. Духовно- нравственные понятия, ярко представленные в

образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими

людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и

поступки ребенка. Композиция, яркое противопоставление добра и зла,

фантастические и определенные по своей нравственной сути образ, выразительный

язык, динамика событий, особые причинно- следственные связи и явления, доступные

пониманию дошкольника- все это делаетсказкуособенно интересной и волнующей для

детей, незаменимым инструментом формирования нравственно- здоровой личности

ребенка.

Сказка - средство эмоционально- волевого развития и духовно- нравственного

воспитания дошкольников. Сказка является одним из самых доступных средств для

духовно- нравственного развития ребенка, которое во все времена использовали и

педагоги, и родители. Влияние сказок на духовно- нравственное развитие детей

дошкольного возраста заключается в том, что в процессе дифференцирования

представлений о добре и зле происходит формирование гуманных чувств и

социальных эмоций и осуществляется последовательный переход от

психофизиологического уровня их развития к социальному, что обеспечивает

коррекцию отклонений в поведении ребенка.

В настоящее времяс казка, как и другие ценности традиционной культуры, заметно

утратила свое предназначение. Этому способствовали современные книги и

мультфильмы с упрощенным диснеевским стилем пересказа известных сказок, часто

искажающие первоначальный смысл произведения, превращающие сказочное

действие из нравственно-поучительного в чисто развлекательное. Такая трактовка

навязывает детям определенные образы, которые лишают их глубокого и творческого

восприятия сказки. Дети стали меньше читать, электронные носители и средства

массовой информации вытесняют книгу.

Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только

познает, но и выражает собственное отношение к добру и злу. Даже дети старших

групп верят в сказку, а значит, через нее легче обучать и воспитывать. Дошкольники

учатся анализу и оценке поведения героев, развивают умение чувствовать и понимать

другого, повышают самооценку, уверенность в себе, желание помочь, посочувствовать

другому, а главное развиваются всесторонне.

Проблема: В настоящее время, многие родители заменяют чтение русских народных и

родителями. Дети хорошо воспринимают как русские народные, так и авторские

сказки благодаря их мягкому юмору и знакомым жизненным ситуациям. Таким

образом, было принято решение о разработке и реализации проекта «По дорогам

Цель : Способствовать приобщению детей к художественной литературе на примере

Задачи:

Знакомить с различными видами сказочных произведений, учить узнавать

персонажей сказок, знать название сказки, пересказывать содержание и

выражать своё отношение к героям сказки.

2. Развивать творческую самостоятельность и эстетический вкус дошкольников в

организации театрализованных игр, в создании и передаче образов.

3.Закреплять и совершенствовать умения использовать средства выразительности

(поза, жест, мимика, интонация, движения) .

4. Воспитывать звуковую культуру речи,чувства дружбы,умение уступать,

договариваться.

5. Возобновить традиции семейного чтения с помощью привлечения родителей к

реализации проекта.

Формы реализации проекта:

Беседы с детьми, родителями, педагогами ДОУ «Знакомство с проектом ».--

Ежедневное чтение сказок (разных жанров, русских народных, авторских).--

Рассматривание иллюстраций художников к сказкам .-Пересказ прочитанных

произведений.

Рисование иллюстраций к сказкам воспитанниками .

Инсценировки сказок, игры- драматизации.

Организация выставок рисунков детей по прочитанным сказкам.

Оформление и пополнение книжного уголка сказками разных жанров.

Изготовление вместе с родителями атрибутов, декораций, костюмовсказочных

персонажей.

Пополнение театрализованного центра по различным видам театра (в соответствие с

возрастом).

Загадки о сказках, героях сказок.

Викторина по сказкам.

Оборудование: Иллюстрации к сказкам, художественная литература, музыкальные

произведения, мультимедийная презентация по теме «Что за прелесть эти сказки!»,

цветная и тонированная бумага, пластилин, краски, кисти, клей, цветные карандаши.

Конечный продуктпроекта :

Выставка детских работ;

Книжки-сказки,сделанные руками родителей с детьми:» Моя любимая сказка».

Викторина по сказкам;

Театрализация сказки «Теремок»;

Предполагаемый результат.

Дети должны:

Проявлять любовь к сказкам и театральной деятельности;

Называть

прочитанные

сказочные

произведения,

рассказывать

оценивать

поступки героев, давать им характеристику;

Знать различные виды театров и уметь показывать их;

Уметь использовать различные средства выразительности;

Уметь самостоятельно выбирать сказку, проводить предварительную работу к ее

показу, вживаться в свою роль.

Интеграция областей : «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое

развитие», «Речевое развитие», «Социально- коммуникативное развитие»,

«Физическое развитие».

Этапы проекта :

1.Подготовительный этап:

Составление плана совместной работы с детьми, педагогами и родителями.

Подготовка материалов:картинки и иллюстрации к сказкам.

Разработка конспектов, сценариев.

Привлечение родителей к изготовлению костюмов.

2.Основной этап:

родителями

1. Выставка в книжном уголке иллюстраций, книг с

русскими

народными сказками (принесенными из дома).

2.Консультация: «Особенности чтения сказок о

животных»

3.Подготовка родителями атрибутов и декораций к

постановкам спектаклей по мотивам сказок ,совместное

участие родителей и детей в них.

4.Выполнение родителями и детьми домашних заданий

творческого характера (придумывание загадок и сказок).

5.Консультация: «Как подружить ребенка с книгой»

6.Консультация: «Роль сказки в развитии и воспитании

ребенка»

7.Помощь в пополнении книжного уголка сказками.

8. Создание совместной книги с детьми по мотивам

русской народной сказки (по выбору ребенка)

Работа с детьми

Март.

1.Чтение и обсуждение р. н. сказок.

2.Чтение художественного произведения:«Как аукнется,

так и откликнется» по мотивам сказки «АЙОГА» Е.

Благинина, «Посидим в тишине».

3. Чтение сказки Ш. Перро «Золушка».

4.. Беседа «Русские народные сказки»

5Чтение басни И. Крылова «Стрекоза и муравей».

6.Дидактическая игра: «Угадай сказку.»

7.. Чтение сказки:«Дюймовочка»

8.Беседа о «Книжном магазине».

9.Организация сюжетно – ролевой игры «Книжный

магазин», создание атрибутов к сюжетно – ролевым

10.Организация свободной художественной творческой

Апрель

1. Образовательная деятельность. Тема: «Пересказ по

произведению русской народной сказки «У страха глаза

2. Вечер загадок.

3..Экскурсия в городскую библиотеку «Мульти-

викторина» (по сказкам)

4.Дидактическая игра: «Чьи слова», «Угадай сказку»

5.Проведение НОД в образовательной области

«Художественное творчество»:

Аппликация (нетрадиционная техника –

обрывание) «Мишка косолапый»

Рисование: «Три медведя»

Лепка: «Медвежонок воображуля»

6.Чтение сказки «Теремок»

7. Организация свободной художественной творческой

деятельности детей (рисование с использованием

трафаретов, раскраски по русским народным и авторским

8.Театрализация сказки:«Теремок» для детей младшей

9. Викторина «По дорогам сказок».

Заключительный этап:

Оформление выставки детских работ: рисунки, аппликация,

лепка,поделки из бросового материала;

-Выставка самодельных совместных книг по мотивам русских народных сказок;

Открытый показ инсценировки - сказки «Теремок».

Ожидаемый результат:

Дети научатся думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, давать

оценку поведению своему и других.

– Сформируется внимательное и уважительное отношение друг к другу и взрослым,

желание оказывать им помощь.

У родителей воспитанников появится заинтересованность в более тесном

сотрудничестве с ДОУ, в развитии творческих способностей детей.

– Повысится уровень ответственности педагогов за формирование у детей духовно –

нравственных чувств.

Вывод: Проект направлен на духовно-нравственное воспитание детей старшего

дошкольного возраста. Цель и задачи проекта достигнуты. В ходе проведенных

мероприятийдети приобщились к высокохудожественной литературе, расширили

впечатлений, научились сказки сочинять, иллюстрировать, инсценировать. Родители

воспитанников проявили интерес к чтению художественной литературы, осознали

роль сказки в нравственно- эстетическом воспитании личности ребенка, а также

Литература

«Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного и школьного

возраста» Куревина О.А. М., 2003г.

«В о спит ание

ребенка-дошкольника:

развитого,

о б р а з о в а н н о г о,

самостоятельного,

инициативного,

неповторимого,

культурного,

творческого» Куцакова Л.В., Мерзлякова С. И. ,М. 2003г.

Ледяйкина

Топникова

Праздники

современных

Ярославль, 2002г.

Панфилова М.А. Коррекционные сказки. Москва 2008

Петрова Т.Н., Сергеева Е.А., Петрова Е. С. Театрализованные игры в детском

саду. М., 2000.

Поляк Л. Театр сказок. СПб., 20011г.

Шорохова О.А. Играем в сказку. Москва 2006г.

Короткова Л.Д. Сказкотерапия. Москва, 2005г.

Экскурсия в библиотеку.

Театрализация сказки «Теремок»

Выставка рисунков: «Моя любимая сказка»

Выставка совместной книги по мотивам русской народной сказки.

ИГРА:"Чьи слова?"

Задание :«Кто говорит эти слова?»:

Сказка – это вымышленная история со счастливым концом и обязательной победой

добра над злом. Чаще всего в сказках присутствует волшебство и разные невероятные

в обычной жизни приключения. Недоступное становится доступным, нереальное

реальным.

Все дети любят сказки. Именно доступный язык сказки они понимают легче, чем

пресную речь взрослого. Роль сказок в воспитании детей многогранна. Они развивают

воображение, склоняют к фантазированию. Также они развивают правильную речь,

учат отличать добро и зло.

Сказка формирует основы поведения, общения. Развивает воображение и творческий

потенциал. В дошкольном возрасте ведущая деятельность игровая, совместив игру и

сказку получаются замечательные развивающие упражнения, которые пригодятся и

педагогам ДОУ.

Задачи:

Уточнить и обогатить знания детей о сказках;

Учить детей узнавать знакомые сказки;

Вызывать желание у детей помочь героям сказок;

Развивать интонационно-речевую выразительность;

Развивать речь, воображение, фантазию, мышление;

Развивать умение действовать согласованно.

«Не пей, Иванушка, козлёночком станешь» - Алёнушка.

«Не садись на пенёк, не ешь пирожок» - Маша.

Кто сидел на моём стуле и сломал его?» - Медвежонок.

Спасите, нас съел серый волк» - Козлята.

«Ловись,ловись, рыбка, большая и маленькая» - Волк.

"Но помни, как только часы пробьют двенадцать.." - фея –

волшебница (Крестная)

«Битый небитого везет" - Лисичка

Избушка-избушка, повернись ко мне передом к лесу задом..." - Иван-

Царевич

«Тепло ли тебе, девица, тепло ли тебе, красная» - Морозко.

«По щучьему велению, по моему хотению..." – Емеля

«Я от бабушки ушёл, я от дедушки ушёл, а от тебя, и подавно уйду!" -

Колобок

«Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи." -Царица

"Чего тебе надобно, старче?" - Золотая рыбка

«Сивка-бурка, вещая каурка, стань передо мной как лист перед

травой." -Ваня (Иван-дурак)

Сценарий сказки: «Теремок»

для детей старшей группы

Цель : Всестороннее развитие детей через театрализованную деятельность.

Задачи :

Создание условий для развития творческих способностей через театрализованную

деятельность.

Формировать умение принимать на себя роль и действовать в соответствии со

сценарием.

Развивать слуховое внимание, а также умение двигаться в соответствии с характером

Развитие всех компонентов, функций и форм речевой деятельности.

Совершенствование познавательных процессов.

Материалы : шапочки зверей, макет теремка, игрушечная посуда, игрушечные

строительные инструменты.

Ход сценария

Ведущий; -Стоит в поле теремок, теремок, Он не низок не высок, не высок! Бежала

мимо мышка-норушка

Мышка: Как красиво, пи-пи-пи, Что за домик впереди? (Стучит) Кто, кто в теремочке

Ведущий: - Нет ответа, только тишина.

Мышка: Ну что ж, буду жить в домике одна…

Ведущий: - Скачет лягушка квакушка

Лягушка: Ква, ква, ква, как грустно мне, Что за домик на бугре? (Стучит) Кто, кто в

теремочке живёт? Кто, кто в невысоком живёт?

Мышка: Я мышка-норушка, а ты кто?

Лягушка: А я лягушка-квакушка

Мышка: Иди ко мне жить.

Лягушка: Рада жить с тобою я, Будем как одна семья!

Ведущий: - Скачет зайка

Зайка: -Скок, скок, скок, скок, Вижу домик-теремок. (Стучит) Кто, кто в теремочке

живёт? Кто, кто в невысоком живёт?

Мышка: Я мышка-норушка

Лягушка: Я лягушка-квакушка, а ты кто?

Зайка: А я зайчик-побегайчик.

Лягушка: Иди к нам жить Зайка: Буду рад жить с вами я, Будем как одна семья!

Ведущий: -Идёт лисичка сестричка

Лиса: Я лисичка, хвостик рыжий, Встану к домику поближе… Это что за теремок, Он

не низок, не высок? (Стучит) Кто, кто в невысоком живёт? Кто, кто в теремочке живёт?

Мышка : Я мышка-норушка

Лягушка: Я лягушка-квакушка

Зайка: Я зайчик-побегайчик, а ты кто?

Лиса: А я лисичка-сестричка

Зайка: Иди к нам жить Лиса: С вами жить? Как рада я! Будем как одна семья!

Ведущий- Идёт волчок-серый бочок.

Волк: Я волчок-серый бочок Прибежал на огонёк! (Стучит) Кто, кто в теремочке

живёт? Кто, кто в невысоком живёт?

Мышка: Я мышка-норушка

Лягушка: Я лягушка-квакушка

Зайка: Я зайчик - побегайчик

Лиса: Я лисичка-сестричка, а ты кто?

Волк: А я волчок - серый бочок

Лиса: Иди к нам жить Волк: Буду рад жить с вами я, Будем как одна семья!

Ведущий: - Идёт медведь косолапый

Медведь:- Я медведь, могу громко реветь! Впереди стоит домок, Он похож на теремок.

(Стучит) Кто, кто в теремочке живёт? Кто, кто в невысоком живёт?

Мышка: -Я мышка-норушка

Лягушка: - Я лягушка-квакушка

Зайка: - Я зайчик - побегайчик

Лиса:- Я лисичка-сестричка

Волк: -Я волчок - серый бочёк, а ты кто?

Медведь: -Я медведь косолапый

Волк: -Иди к нам жить.

Медведь: -В дверцу мне не пройти, Где же место найти? Я полезу выше, Буду жить на

Ведущий: - Полез медведь на теремок, да и раздавил его. Только и успели выскочить из

него: мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик - побегайчик, лисичка-сестричка,

волчок - серый бочок, да и медведь косолапый еле живой остался. И решили тогда

зверюшки построить новый теремок, да лучше прежнего построили и стали там

вместе жить: мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик – побегайчик, лисичка -

сестричка, волчок - серый бочок да и медведь косолапый (Звери кланяются)

Ведущий:- Вот и сказки конец, а кто слушал, молодец

Консультация для родителей:

«Как подружить ребенка с книгой»

Об интеллекте человека всегда судили по тому, сколько книг у него на полке. И,

конечно же, любому интеллектуально развитому родителю хотелось бы, чтобы его

Как научить ребенка любить чтение, чтобы в дальнейшем он предпочитал книгу

компьютеру и телевизору?

Прислушайтесь к нашим советам, в которых мы собрали опыт педагогов и мудрых

родителей.

Читайте сами. Конечно же, никакие ваши действия не возымеют эффекта, если вы на

собственном опыте не покажете ребенку, что читать действительно интересно. Как

правило, в читающей семье и дети вырастают читающими. А если вы, усадив ребенка

за чтение, сами станете проводить время перед телевизором, не удивляйтесь, если

ребенок в ваше отсутствие не сделает то же самое, швырнув книгу в дальний угол.

Начните собирать детские книги. Дополнительная статья расходов? Не совсем.

Поверьте, средства, вложенные в образование ребенка, дают самые большие доходы.

Делайте чтение привычкой Вставьте чтение в распорядок дня - читайте по нескольку

минут в день, когда ребенок спокоен, внимателен, восприимчив. Сделайте чтение книг

обязательной ежедневной традицией и не изменяйте ей. Это могут быть не только

чтения перед сном, но и чтение книг в середине дня, в то время когда ребенок обычно

спокоен. Сначала читайте небольшие сказки или рассказы, потом переходите к

историям с продолжением.

Исследования психологов доказали, что дети, родители которых читают им вслух

книги, имеют лучшую грамотность и развитые языковые навыки к моменту школьного

обучения. Кроме того, описывая события в повествовании и объясняя значение

истории, родители тем самым подталкивают ребёнка к любознательности, что

способствует формированию социальных навыков и лучшему пониманию

окружающего мира.

Выразительное чтение вслух помогает развить лексику, память, речь.

значение для ребенка, поэтому читайте медленно, произнося слова нараспев и ставя в

нужном месте ударения.

К самостоятельному чтению лучше всего переходить уже в 6-7 лет. Покупайте ребенку

книги с яркими картинками. Сначала опирайтесь на собственный вкус и свои детские

воспоминания, потом предоставьте ребенку право самому выбирать себе книжки.

Берите ребенка с собой в книжный магазин и интересуйтесь, какую книгу ему

хотелось бы прочесть. И не нагружайте малыша сразу серьезной литературой. Пусть

для начала это будут журналы с комиксами, лишь бы он сам выбрал их и прочел.

Обязательно обсуждайте прочитанное. Интересуйтесь у ребенка, что ему больше всего

запомнилось, кто из персонажей ему понравился или не понравился, одобряет ли он

финал истории. Ведь культура чтения предполагает не просто чтение текста, но и

умение его анализировать. Этот совет относится и к тому периоду, когда ребенок

чем он читает

Даже если ребенок уже вполне в состоянии прочесть книгу целиком, не отказывайте

ему в желании послушать, как читают ему взрослые. Пусть самостоятельно он читает

то, что нравится ему (например, фэнтези), а вы ему читайте те книги, которые вы

хотели бы, чтобы он тоже полюбил: книги Марка Твена, Жюля Верна, Фенимора

Купера и другие.

Подключайте и другие формы восприятия прочитанного. Например, прочитав сказку о

Щелкунчике, сводите ребенка на одноименный балет. Если ребенок увлекается

литературой о космосе, чаще ходите с ним в планетарий. Предложите обратный

порядок: посмотрев с ребенком фильм, расскажите о книге, по которой этот фильм

Держите библиотеку открытой. Держите небольшую, быстро обновляющуюся

библиотеку прочных детских книжек на полке, специально отведенной для ребенка,

откуда он мог бы достать их в любой момент.

Ограничьте пребывание ребенка у телевизора и компьютера. Вместо мультиков можно

предложить аудиокниги. Малыш может во время прослушивания заниматься своими

делами: рисовать, собирать пазлы, играть конструктором. Сообщите ребенку, кто автор

и как называется книга, которую он слушает. Вполне возможно, что следующую

что книга (даже аудио), лучше мультфильмов и компьютерных игр, потому что

позволяет самому контролировать создание образов, а не воспринимать готовое

Воспитывайте бережное отношение к книге. Прежде всего личным примером.

Консультация для родителей

«Роль сказки в развитии и воспитании ребенка»

Дети черпают из сказок множество познаний: первые представления о времени и

пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром, сказки позволяют

ребенку увидеть добро и зло.

Сказка для ребенка – это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира

чувств. Сказка раздвигает для ребенка рамки обычной жизни. Слушая сказки, дети

глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется внутренний импульс к

содействию, к помощи, к защите.

В дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью

ребенка (помимо игры и изобразительной деятельности), обладающей невероятно

притягательной силой, позволяющей ему свободно мечтать и фантазировать.

Трудно отрицать роль сказок, художественных произведений и в развитии правильной

устной речи. Если говорить традиционно, то тексты расширяют словарный запас,

помогают верно строить диалоги, влияют на развитие связной речи. Но помимо всех

этих, пусть и узловых, задач не менее важно сделать нашу устную и письменную речь

эмоциональной, образной, красивой.

помочь ему понять ее, пережить вместе с героями различные ситуации.

Проанализировать поступки персонажей, представить себя на их месте. Тогда

запоминание будет осознанное, глубокое.

Для того, чтобы ребенку было легче запомнить сказки и после рассказывать их, можно

использовать различные дидактические игры . Так же эти игры очень хорошо

помогают в развитии творческого воображения, фантазии, связной монологической и

диалогической речи.

Предлагаем рассмотреть некоторые из них.

«Встречи героев»

Игра помогает развивать устную диалогическую речь, лучше запоминать

последовательность действий сказки и ее сюжет.

Ребенку читается сказка по желанию. После прочтения ему предлагаются изображения

двух героев из сказки. Задача ребенка состоит в том, что ему нужно вспомнить, что

говорили герои друг другу и озвучить диалог. Можно предложить героев, которые в

сказке не встречаются. Например, в сказке «Колобок» не встречаются друг с другом

заяц и медведь. Но что бы они могли сказать друг другу при встрече? Похвалить

колобка за то, что он такой умный и хитрый или пожаловаться друг другу на

обманщика.

«Звукорежиссеры»

Эта игра также направлена на развитие устной связной речи, помогает лучше

запоминать последовательность действий сказки и ее сюжет.

После прочтения сказки, рассмотрите иллюстрации к ней. Остановитесь на

понравившейся. Предложите своему малышу «озвучить» картинку. Пусть он вспомнит,

что говорили герои в данный момент, какие действия выполняли. Также для этой игры

можно использовать и фрагменты мультфильмов по одноименным сказкам.

Выключите звук, и пусть ребенок озвучивает ход событий.

«Новые сказки»

Основными задачами данной игры является развитие творческого воображения,

фантазии связной речи.

Возьмите хорошо знакомую сказку. Вспомните последовательность событий в ней,

уточните, где происходит действие, какие герои встречаются. И вдруг в сказке что-то

стало по-другому: изменилось место действия или появился новый герой. Например, в

сказке «Репка» изменим место действия и отправим всех героев на стадион или в кино.

А что произойдет, если там появится еще и злой волшебник или бабочка. Вариантов

множество.

«Пропущенный кадр»

Цель игры: научить составлять рассказ по серии сюжетных картинок, помочь ребенку

запомнить последовательность событий сказки.

Для игры можно использовать серии картин для рассказывания сказок, которые сейчас

в достаточном количестве можно приобрести в магазинах.

По-порядку перед ребенком вкладываются картинки одной из сказок. Одна картинка

нарочно убирается. Перед малышом ставится задача вспомнить, какой сюжет

пропущен. Если он затрудняется найти ответ, можно положить перевернутую картинку

в том месте, где она должна лежать, не нарушая последовательности. После

озвучивания недостающего сюжета, необходимо рассказать всю сказку.

«Сказочная цепочка»

Цель этой игры : научить составлять предложения по предметным картинкам.

Помочь ребенку запомнить героев, предметное окружение, последовательность

событий сказки.

Выберите для игры любую прочитанную сказку. Приготовьте отдельно всех героев,

различные предметы, которые встречаются в этой сказке. Для усложнения задачи

можно добавить героев и предметы из других сказок. Например, возьмем сказку «Лиса

и лапоть». Ребенку предлагаются изображения сказочных героев и предметов, а он

определяет есть такие в данной сказке или нет. Если есть – выкладывается в цепочку и

составляется предложение по сказке, с использованием данного предмета или героя.

Если это курочка, то можно вспомнить, что лиса забрала курочку взамен на лапоть.

Вот лишь несколько интересных игр, которые помогут вашему ребенку лучше

ориентироваться в мире сказок. А то бесценное время, которое вы проведете со своим

малышом, играя, не заменят никакие другие блага.

Когда ребенок научится работать со сказкой, будет в ней хорошо ориентироваться,

разбирать поступки героев, оценивать их, он сможет эту модель перенести в реальную

жизнь, исправить какую-то ситуацию.

Родителям стоит больше уделять внимание сказке. Конкретное содержание каждой

сказки может подсказать родителям и свои пути воспитания.

Сказки развивают образное и логическое мышление ребенка, его творческие

способности, речь, знакомят детей с миром природы и помогают подготовить их к

Проект «По дорогам сказок», в подготовительной группе

Сказка – ложь, да в ней – намек, добрым молодцам урок. .

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА

Воспитанники группы «Ягодка» их родители, воспитатель.

ВИД ПРОЕКТА

Краткосрочный, групповой, информационно-творческий.

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ

ЦЕЛЬ

Приобщать детей к высокохудожественной литературе, формировать у них запас литературных художественных впечатлений, прививать интерес к театральной деятельности, раскрывать ценности совместного творчества детей и их родителей.

1. Знакомить с различными видами сказочных произведений, учить узнавать персонажи сказок, знать название и автора, пересказывать содержание, высказывать свое отношение к героям сказки; закреплять умения использовать средства выразительности (позы, жесты, мимику, интонации, движения) и разные виды театров (бибабо, пальчиковый, театр картинок, кукольный); совершенствовать навыки самостоятельно выбирать сказку для постановки, драматизации, готовить необходимые атрибуты и декорации для будущего спектакля, распределять между собой обязанности и роли.

2. Развивать творческую самостоятельность и эстетический вкус дошкольников в организации театрализованных игр, в создании и передаче образов, отчетливость произношения, традиции семейного чтения.

3. Воспитывать партнерские отношения между детьми, коммуникативные качества, создавать радостный эмоциональный настрой, поощрять творческую инициативу.

ГИПОТЕЗА


Сказка обладает преимуществом над другими воспитательными приемами. Это своего рода нравственный кодекс народа, их герои – это хотя и воображаемые, но примеры истинного поведения честного человека, умеющего постоять за свое достоинство.

Сказка играет важнейшую роль в развитии воображения – способности, без которой невозможна ни умственная деятельность ребенка в период дошкольного и школьного обучения, ни любая творческая деятельность взрослого. Сказки прививают интерес к чтению художественной литературы .

АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА ПРОЕКТА

Детям стали меньше читать, электронные носители и средства массовой информации вытесняют книгу. Говорят, мы сегодня живем совсем в иной культуре, чем 10-15 лет назад…Знают очень мало сказок.

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ

На сегодняшнем этапе жизни современного общества данная тема очень актуальна.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Дети смогут:

Проявлять любовь к сказкам и театральной деятельности;

Знать и называть прочитанные сказочные произведения, их авторов, тексты, персонажей, мораль;

Знать различные виды театров и уметь показывать их;

Уметь использовать различные средства выразительности;

Уметь самостоятельно выбирать сказку, проводить предварительную работу к ее показу, вживаться в свою роль.

ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

1. Беседы с детьми, их родителями, педагогами ДОУ «Знакомство с проектом».

2. Ежедневное чтение сказок (разных жанров, русских народных, разных народов, авторских) .

3. Рассматривание иллюстраций художников к сказкам.

4. Пересказ прочитанных произведений.

5. Рисование иллюстраций к сказкам воспитанниками.

6. Лепка героев и сюжетов сказок.

7. Аппликации, ручной труд из природного и бросового материалов, конструирование из бумаги по мотивам сказок.

8. Разучивание присказок, поговорок, пословиц, небылиц, зачинов и концовки сказок.

9. Придумывание загадок, составление творческих рассказов и сказок.

10. Сюжетно-ролевые, театрализованные, подвижные, дидактические, коммуникативные игры с элементами волшебства.

11. Викторина «Ах, уж эти сказки! ».

12. Организация выставок рисунков и поделок «По дорогам сказок»

13. Организация выставок рисунков детей по прочитанным сказкам.

14. Использование сказок в режимных моментах, на занятиях.

15. Оформление и пополнение книжного уголка сказками разных жанров.

16. Выполнение творческих работ детьми совместно с родителями.

17. Изготовление вместе с родителями атрибутов, декораций, костюмов сказочных персонажей.

18. Пополнение театрализованного центра по различным видам театра (в соответствии с возрастом).

19. Создание и иллюстрирование сказки.

20. Фотоотчет проекта.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Образовательные области Виды деятельности

Коммуникация - Составление творческих рассказов: «Сочини конец сказки», «Сочини сказку про … », сказок и небылиц по рисункам, по замыслу, по памяти.


Придумывание загадок к сказкам, заучивание народных скороговорок, дразнилок, считалок.

Викторина «Ах, уж эти сказки! ».

Коммуникативные игры: «Кто чем приметен», «Путаница».

Обогащение словаря детей.

Чтение художественной литературы - Чтение произведений: «Гадкий утенок» , «Как аукнется, так и откликнется» (р. н. с., «Снегурушка и лиса» (р. н. с., «Сивка – бурка», «Хаврошечка», «Конек-горбунок» П. Ершов и других.

Заучивание пословиц, поговорок, небылиц.

Пересказ прочитанных сказок.

Рассматривание иллюстраций к сказкам.

Художественное творчество

Рисование героев сказок «Конек-горбунок», Снегурочка», «Лиса и Журавль»; сюжетное рисование «Три медведя».

Лепка героев и сюжетов сказок «Заюшкина избушка», «Маша и медведь», «Конек-горбунок».

Аппликации к сказкам «Заюшкина избушка» и др.

Самостоятельное детское творчество.

Помощь в оформлении выставок в группе.

Иллюстрирование сказки.

Социальное развитие - Проведение сюжетно-ролевых, театрализованных, дидактических игр с элементами волшебства.

Помощь семьи, сотворчество детей и родителей в конкурсе рисунков «По дорогам сказок».

Самостоятельное детское творчество, создание своих проектов по теме.

Подвижные игры: «Гуси – лебеди», «Два мороза», «У медведя во бору», «Палочка выручалочка», «Хитрая лиса», «Рыбак и рыбки», «Дети и волк», «Зайцы и медведь», «Волки и ягнята», «Ванюша и лебеди», «Волк и поросята».

Познание

Самостоятельное создание проекта группой детей по инсценировке сказок.

Использование сказочности и сказочных персонажей в формировании элементарных математических понятий, в математических дидактических играх.

Использование волшебства в познании окружающего мира (вопросы, создание проблемы) .

Сочинение экологических и математических сказок.

Трудовое обучение

Подготовка атрибутов.

Конструирование. Оригами «Лиса», «Заяц».

Ручной труд. Поделки из природного материала.

Театрализованная деятельность - Инсценировка сказок: «Колобок», «Три медведя», «Теремок».

Выставки детского творчества, сотворчество детей и родителей:

Конкурс рисунков «По дорогам сказок»;

Выставка рисунков и аппликаций по прочитанным сказкам.

Подготовка родителями атрибутов и декораций к постановкам спектаклей по мотивам сказок.

Передовой педагогический опыт в детском саду

Проект «По дорогам сказок»

Глухова Елена Николаевна, воспитатель д/с №5 г. Лениногорск РТ

Актуальность.

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.

Сказка преподносит детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Духовно-нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.

Композиция, яркое противопостав­ление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно - следственные связи и явления, доступные пониманию дошкольника - все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка.

Сказка - средство эмоционально - волевого развития и духовно-нравственного воспитания дошкольников.

Сказка является одним из самых доступных средств для духовно­нравственного развития ребенка, ко­торое во все времена использовали и педагоги, и родители. Влияние сказок на духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста заключается в том, что в процессе дифференцирования представлений о добре и зле происходит формирование гуманных чувств и социальных эмоций и осуществляется последовательный переход от психофизиологического уровня их развития к социальному, что обеспечивает коррекцию отклонений в поведении ребенка.

В настоящее время сказка, как и другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое пред­назначение. Этому способствовали современные книги и мультфильмы с упрощенным диснеевским стилем пересказа известных сказок, часто искажающие первоначальный смысл произведения, превращающие сказочное действие из нравственно-поучительного в чисто развлекательное. Такая трак­товка навязывает детям определенные образы, которые лишают их глубокого и творческого восприятия сказки.

Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает собственное отношение к добру и злу. Даже дети старших групп верят в сказку, а значит, через нее легче обучать и воспитывать. Дошкольники учатся анализу и оценке поведения героев, развивают умение чувствовать и понимать другого, повышают самооценку, уверенность в себе, желание помочь, посочувствовать другому, а главное - развиваются всесторонне.

Возраст - 4 - 5 лет.

Цели:

  • Создать условия для духовно - ­нравственного развития ребенка.
  • Способствовать коррекции нару­шений эмоционально-волевой сфер детей в процессе художественной продуктивной деятельности, связанно с нравственным содержанием сказки.
  • Обеспечить социальную адаптации дошкольников путем введения их культурную традицию народной и авторской сказки, используя малые жанры фольклора (пословицы, поговорки) .
  • Организовать в семье совместную творческую деятельность, направленную на удовлетворение потребности ребенка во внимании и признании.

Задачи:

  • Помогать усвоению детьми духовно - нравственных категорий (добро - зло, послушание - непослушание, согласие - вражда, трудолюбие - лень, бескорыстие - жадность, простота - хитрость) и правил доброй, совестливой жизни.
  • Содействовать развитию познава­тельной сферы детей, гармонизации их психоречевого развития. Содействовать развитию речи детей, обогащению словаря, развитию образного строя и навыков связной речи.
  • Развивать способность детей от­личать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор.
  • Воспитывать послушание на осно­ве любви и уважения к родителям и близким людям, терпение, милосердие, умение уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь.
  • Воспитывать трудолюбие, привычку заниматься делом, работать старательно и аккуратно, доводить начатое до конца, с уважением относиться к результатам чужого и своего труда.
  • Развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту.

Тип проекта: практико - ориентированный.

Реализуемые мероприятия.

НОД и ОД:

Тематические занятия (интегрированные: П., К., Х т-во, Т.)

  • НОД «Пузырь, Соломинка и Лапоть».
  • НОД «Лиса и кувшин».
  • НОД «Мужик и медведь».
  • НОД «Заяц-хваста».
  • НОД «Смоляной бычок».
  • НОД «Гуси-лебеди».
  • ОД «Мой дом»
  • ОД "Мы любим сказки"

ОД ситуативные разговоры:

  • Из чего сделано?
  • Что сначала, что потом?

Просмотр диафильмов и мультфильмов:

  • Пузырь, Соломинка и Лапоть.
  • Лиса и кувшин.
  • Мужик и медведь.
  • Заяц-хваста.
  • Смоляной бычок.
  • Гуси-лебеди.

Чтение художественной литературы:

  • Пузырь, Соломинка и Лапоть.
  • Лиса и кувшин.
  • Мужик и медведь.
  • Заяц-хваста.
  • Смоляной бычок.
  • Гуси-лебеди.

Минутки поэзии (совместно сочиненные с родителями сказки и загадки) .

Игры:

  • Подвижная игра «Мыльные пузыри»
  • Подвижная игра с мячом «Тонет - не тонет»
  • Подвижная игра «Сноп и колос»
  • Подвижная игра с мячом «Съедобное - несъедобное»

Педагогические игровые ситуации:

  • Пантомима.

СД Дидактические игры:

  • «Будьте внимательны и найдите ошибки»
  • «Кто лишний»
  • «Кого не хватает?»
  • «Из какой сказки фраза?»
  • «Какие сказки перепутались?» (сгруппировать героев по сказкам)
  • «Придумаем новое название, окончание сказки»
  • «Что сначала, что потом?» или «Собери сказку по порядку и наоборот)»
  • «Какая сказка спряталась?» (на картинке изображены кусты, из-за ко­торых торчат только части животных, например хвосты)
  • «Попробуй на вкус»
  • «Узнай по контуру»
  • «Назови сказки, где есть бабка, дедка, кошка, мышка. ..»
  • «Сложи из частей»
  • «Назови сказку по предмету» (на­пример, яблоко: «Гуси-лебеди», «Хаврошечка», «Белоснежка и семь гномов», «Наливное яблочко»...)
  • «Отгадай сказку по отрывку»
  • «Угадай, кто идет» (развиваем слух: дети слушают музыкальные отрывки «кто как идет», запоминают, затем слушают еще раз и называют героев)
  • «Угадайте по губам, какого героя сказки я зову»
  • «Назови ласково»
  • «Есть или нет»
  • «Подбери рифму»

Работа с родителями:

  • Дни открытых дверей (родители могут вместе с детьми участвовать в играх, выполнять творческие задания) .
  • Подготовка костюмов и атрибутов к спектаклям и праздникам.
  • Совместное участие родителей и детей в них.
  • Устройство выставки работ детей и родителей «Наши любимые сказки».
  • Выполнение родителями и детьми домашних заданий творческого характера (придумывание загадок и сказок) .

Итоговое мероприятие: Викторина «По дорогам сказок»

Предполагаемый результат.

  • Усвоение ребенком добродетели, на­правленность и открытость его к добру.
  • Позитивное отношение ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе, иерархичность отноше­ний со взрослыми и сверстниками, создание оптимистической детской картины мира.
  • Потребность и готовность проявлять совместное сострадание и радость.
  • Воспитание чувства патриотизма, потребности в самоотверженном служении на благо Отечества.
  • Приобщение к опыту православной культуры, знакомство с формами традиционного семейного уклада, понимание своего места в семье и посильное участие в домашних делах.
  • Деятельное отношение к труду.
  • Ответственность за свои дела и поступки.


 


Читайте:



Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Михалков Сергей Владимирович Праздник Непослушания Сергей Владимирович Михалков Праздник Непослушания Повесть-сказка "Праздник Непослушания" -...

Почвенный покров южной америки

Почвенный покров южной америки

Страница 1 В отличие от Северной Америки, где изменения в растительном покрове зависят в значительной степени от изменений температурных условий,...

Расправленные крылья - музыкальная пауза Порядок описания Московской операции

Расправленные крылья - музыкальная пауза Порядок описания Московской операции

Ситуация на фронте весной 1942 года, планы сторон, немецкое наступление летом 1942 года, начало Сталинградской битвы, немецкий оккупационный режим,...

Cобытия Второй мировой войны

Cобытия Второй мировой войны

Вторая мировая война считается самой крупной в истории человечества. Она началась и закончилась 2 сентября 1945 года. За это время в ней приняло...

feed-image RSS