Главная - Публичные выступления
Высокоскоростное движение поездов.

Россия является самой большой по территории страной - это знает каждый школьник, изучающий географию. Огромные просторы позволяют нам извлекать существенные дивиденды, однако требуют грамотного подхода, чтобы большие расстояния не превращались в проблему. Одним из методов решения данной задачи является строительство высокоскоростных железнодорожных магистралей. Ну а для начала - увеличение направлений, по которым курсируют скоростные электропоезда.

«Сапсан», «Аллегро» и «Стриж».

Разумно ли в век доступного авиасообщения уделять внимание ещё и скоростному железнодорожному транспорту? Как показывает практика, скоростные поезда являются достаточно привлекательным способом передвижения для многих наших граждан. Так, поездами «Сапсан», курсирующими между Москвой и Санкт-Петербургом за I полугодие 2016 г. было перевезено пассажиров на 31% больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Движение скоростных поездов сближает не только два наших крупнейших города между собой. К примеру, из Санкт-Петербурга можно за 3 часа и 36 минутдобраться до столицы Финляндии Хельсинки на скоростном поезде «Аллегро» . А из Москвы можно примерно за 3,5-4 часа добраться на скоростном поезде «Стриж» до Нижнего Новгорода. В 2016 г. планируется запуск «Стрижа» из Москвы до Берлина через Смоленск, Минск, Брест и Варшаву.

Первые «Ласточки»

Некоторое время только вышеперечисленными направлениями и ограничивалось скоростное железнодорожное движение России. Но в наследство от Олимпийских игр 2014 г. у нас появились скоростные электропоезда «Ласточки», часть из которых по завершении Олимпиады была отправлена в другие регионы России.

После Олимпийских игр «Ласточки» продолжили перевозить пассажиров в Сочинском регионе . Однако появились и новые направления . Теперь на скоростном электропоезде можно добраться из Краснодара в Адлер и Ростов-на-Дону, а из Адлера ещё и в столицу Адыгеи - Майкоп. Из Санкт-Петербурга «Ласточки» курсируют до Петрозаводска, станции Бологое (через Великий Новгород), а также с недавних пор в Выборг. Из Москвы на этих поездах можно добраться до Нижнего Новгорода, Курска (через Орёл), Смоленска и Твери.

Также «Ласточки» эксплуатируются в Свердловской области - здесь электропоезда связывают Екатеринбург с крупными населёнными пунктами области - Нижним Тагилом, Каменском-Уральским и Первоуральском (конечная станция - Кузино). С помощью «Ласточек» в случае необходимости жители могут ездить на работу в мегаполисы. Тем самым отчасти решается проблема с занятостью в отдельных населённых пунктах.

Разумеется, количество направлений, по которым будет курсировать «Ласточка» в будущем только увеличится. Новые маршруты планируют открыть в Ленинградской области, Сибири (Барнаул, Новосибирск, Омск, Томск), на Урале (из Екатеринбурга в Пермь, Челябинск, Тюмень и Верхотурье) и в Поволжье (Самара - Уфа - Челябинск, Самара - Саратов - Волгоград, Самара - Пенза, Самара - Саранск).

Активное использование «Ласточек» в качестве пригородных и межрегиональных экспрессов планируется и в Московском регионе . А осенью 2016 г. эти электропоезда будут запущены на Московской кольцевой железной дороге.

Стоит отметить, что с 2014 г. новые электропоезда «Ласточки» производятся на предприятии «Уральские Локомотивы» в Верхней Пышме. На проектную мощность - 250 вагонов в год завод выйдет в 2017 г. Локализация должна достигнуть 80%.

Высокоскоростные железнодорожные магистрали

Но от скоростного железнодорожного сообщения надо со временем переходить к высокоскоростному. В планах у РЖД до 2030 гг. строительство следующих высокоскоростных железнодорожных артерий:

Скорость 160 км/ч (доступна для «Ласточек»):

Москва - Ярославль;

Москва - Суземка (с продлением до Киева);

Скорость 160 - 200 км/ч:

Москва - Тула - Орёл - Курск;

Самара - Саранск;

Самара - Пенза;

Самара - Саратов;

Саратов - Волгоград;

Екатеринбург - Челябинск;

Хабаровск - Владивосток;

магистрали в Сибири (Новосибирск свяжут с Омском, Барнаулом, Кемерово, Новокузнецком, Красноярском).

Скорость 300 - 400 км/ч:

Москва - Санкт-Петербург (2,5 ч.);

Москва - Нижний Новгород - Казань - Екатеринбург (7 ч.), с ответвлениями в Самару, Пермь и Уфу;

Москва - Ростов-на-Дону - Адлер.

И, пожалуй, самый значимый проект по строительству высокоскоростных железнодорожных магистралей, благодаря которому мы можем рассчитывать на помощь китайских партнёров - это маршрут "Москва - Казань - Екатеринбург - Челябинск - Астана - Иркутск - Улан-Батор - Пекин". Магистраль из Москвы в Екатеринбург как раз является частью этого высокоскоростного транспортного коридора в Азию. Время в пути между конечными точками должно составить 30 часов вместо нынешних 5 суток.

В ближайшие полтора десятилетия благодаря строительству ВСМ наша страна сможет решить две задачи - сделать более доступным перемещение между крупными региональными центрами внутри страны, а также стать транспортным и экономическим мостом между Китаем и Европой. Бонусом станет стимулирование производства и деловой активности, а также создание значительного количества новых рабочих мест.

Скоростная железная дорога выдвигает особые требования к качеству путевого полотна, характеристикам составов, организации расписания и, конечно, инженерным решениям. И присутствие в транспортной системе государства современных скоростных железнодорожных линий – это своего рода знак качества.

Высокоскоростные магистрали в РФ

В нашей стране высокоскоростных магистралей (ВСМ) пока немного, однако их количество постепенно увеличивается. В мае 2013 г. правительство озвучивало намерение построить к 2030 г. 4000 км скоростных железных дорог.

Самая «заслуженная» ВСМ в России – это путь между Москвой и Северной столицей, по которому ходит поезд «Сапсан». Кроме того, скоростные составы курсируют между Москвой и Нижним Новгородом («Стриж») и между столицей и Курском («Ласточка»).

Однако отечественные скоростные железные дороги пока нельзя назвать собственно высокоскоростными магистралями. Высокая скорость следования достигается за счет характеристик подвижного состава. При этом курсирующие по указанным направлениям составы технически способны следовать до места назначения гораздо быстрее, однако, поскольку они ходят по старым путям, общим с обычными поездами, максимальная скорость движения для направления Москва – Санкт-Петербург ограничена весьма скромными 200 км/ч, а для направлений Москва – Нижний Новгород и Москва – Курск – даже 160 км/ч.

Правительство стремится исправить ситуацию путем строительства новых магистралей. Наиболее амбициозным проектом в данной сфере является прокладка магистрали между Москвой и Казанью, которая призвана стать первым этапом ВСМ Москва – Екатеринбург. Кроме того, существует проект строительства новой железной дороги Москва – Адлер. В июне 2015 г. сообщалось, что проектирование нового железнодорожного полотна Москва – Казань потребует двух лет, а строительство – пяти.

Предполагается, что выделенные ВСМ могут сократить время в пути в несколько раз: так, из Москвы до Казани можно будет добраться за 3,5 часа (сейчас 14 часов), из Нижнего Новгорода до Казани – всего за 1,5 часа (в настоящее время 10 часов), а поездка до Екатеринбурга потребует не более 8-12 часов. На современных путях поезда смогут развивать скорость до 350-400 км/ч. Однако будут ли реализованы проекты строительства ВСМ на юг России и Урал, покажет время. Во всяком случае, запланированное в 2013 г. строительство выделенной скоростной железной дороги Москва – Санкт-Петербург отложено пока на неопределенный срок.

«Сапсан»

Скоростная железнодорожная линия Москва – Петербург начала работать в конце 2009 г. Подвижной состав сконструирован и производится немецким концерном Siemens, который также обеспечивает гарантийное обслуживание и ремонт поездов. По характеристикам модель Velaro RUS, которая поставляется в РФ, аналогична поездам, изготовляющимся для Германии и Испании, с той разницей, что составы для нашей страны не боятся морозов (до -50 ˚С) и адаптированы по ширине к отечественному стандарту подвижного состава.

Хотя поезд способен разгоняться до 330 км/ч, на направлении Москва – Петербург его предельная скорость не превышает 250 км/ч, причем основную часть пути он едет не быстрее 200 км/ч. Тем не менее запуск состава позволил существенно уменьшить время в пути от Москвы до Петербурга. Если раньше время следования превышало 8 часов, то «Сапсан» пролетает то же расстояние менее чем за 4 часа.

Первоначально между Москвой и Питером ходили две пары поездов. В 2010 г. их количество увеличилось до пяти, а сейчас поезд «Сапсан» из одной столицы в другую отходит 13-15 раз в день, причем с лета 2014 г. по линии курсируют сдвоенные составы.

В поездах имеются места 1-го класса, бизнес-класса, а также двух бюджетных классов – экономический и «эконом +». Салоны 1-го класса наиболее комфортны – кресла в них имеют раскладную регулируемую конструкцию и встроенную развлекательную систему. В вагонах 1-го и бизнес-класса в цену билета входит питание. «Эконом +» отличается от обычного «эконома» увеличенным расстоянием между креслами. К услугам пассажиров вагон-ресторан и мобильные бары.

Максимальное количество мест – 554 для обычного и 1108 для сдвоенного состава. Осенью 2016 г. «Сапсан» перевез рекордное для российских ВСМ количество пассажиров – 17 830 в день.

Интересная особенность «Сапсана» – наличие «детского купе». Удобства для детей находятся в последнем вагоне – там имеется место для люльки, специальные кресла для детей с родителями и без родителей, ковер для игр, книжки и даже телевизор.

Каждый вагон «Сапсана» оборудован туалетом, кондиционером, шумоизоляцией, стойкой для хранения багажа и размещения одежды, электронным табло, на которое выводится информация о скорости, погодных условиях и т. д. В вагонах есть телевизоры, для прослушивания аудиоинформации предусмотрены персональные наушники.

«Стриж»


Скоростная линия между Москвой и Нижним Новгородом была открыта в 2010 г. Первоначально на маршрут были поставлены «Сапсаны» (ЭВС2), однако в 2015 г. они уступили место испанским поездам Talgo. Сегодня их максимальная скорость на отдельных участках составляет 180 км/ч, но большую часть пути не превышает 160 км/ч.

От Москвы до Нижнего Новгорода поезд доходит за 3 часа 45 минут, что в полтора раза меньше времени следования обычных поездов, при этом сидячее место в «Стриже» стоит практически столько же, сколько место в купе обычного поезда по тому же направлению. В прошлом году перевозчик озвучил планы довести время следования до 3 часов 20 минут.

С 2016 г. поезд «Стриж» также ходит между Москвой и Берлином, время в пути – чуть более 20 часов.

В поездах есть вагоны VIP (СВ) со спальными местами и индивидуальными санузлами, а также сидячие вагоны 1-го и экономического класса. В цену билета 1-го класса входит питание. Общее число мест в обычном составе – 216, в сдвоенном – 414. Все вагоны оснащены туалетами.

В пути с тележек можно приобрести кофе/чай, кондитерские изделия, газеты и журналы. За отдельную плату предоставляется Wi-Fi. В поезде есть вагон-ресторан и вагон-буфет.

«Ласточка» Москва – Курск

«Ласточка» – это скоростные электропоезда, созданные концерном Siemens для пригородных перевозок на зимней Олимпиаде в Сочи. Сегодня эти составы эксплуатируются на нескольких направлениях, в том числе обеспечивают скоростное железнодорожное сообщение между Москвой и Курском.

Первые поезда отправились по маршруту в июне 2014 г. «Ласточка» позволяет добраться из Москвы в Курск менее чем за пять с половиной часов, тогда как обычный поезд идет почти 7 часов.

В поезде только сидячие места, имеются вагоны 1-го и экономического класса, причем и в тех и в других существуют отсеки повышенной комфортности. Пассажирам 1-го класса предлагают бесплатные напитки и прессу. Туалетные комплексы находятся в голове поезда. При покупке билетов пассажиры могут выбрать место по ходу движения или наоборот, у окна (четные номера) или у прохода, имеются специальные совмещенные блоки кресел для удобства семей или больших компаний. Всего в обычном поезде 340 мест (в сдвоенном – 680).

Хотя высокоскоростных поездов в России пока немного, пассажиры уже успели по достоинству оценить удобство и отличные характеристики этого современного вида транспорта. На вы можете купить билет как на скоростные, так и на обычные поезда.

3 апреля 2007 года французским поездом TGV POS был установлен новый рекорд скорости для поездов — 574,8 км/ч. Он действует и поныне.При рассмотрении вопроса о рекордах скорости на железной дороге следует учитывать, что решающую роль тут играет не локомотив, а путевое хозяйство. Рассмотрим, как оно развивалось в разных странах.

1. Япония

Первыми решением проблемы модернизации своих железных дорог занялись японцы. Произошло это в конце 50-х годов прошлого века. Это было необходимое мероприятие в преддверии Токийской олимпиады 1964 года. Потому что японские дороги были архаичными. Ширина колеи составляла всего лишь 1067 мм, пути были изношены, парк локомотивов устаревшим.

В рекордно короткие сроки, за 5,5 лет, японцы построили ширококолейную 552-километровую линию «Синкансен», связавшую Токио и Осаку. Здесь впервые в мире были использованы технологии бесстыковой укладки рельсов: они спаиваются в километровые плети и в таком виде доставляются на платформе к месту укладки. Геометрия стыков этих плетей такова, что температурные изменения не приводят к образованию зазоров между ними.

Естественно, на линии отсутствуют переезды, для чего пришлось построить более сотни мостов и тоннелей. На «Синкансене» был использован принципиально новый вид поезда, который с легкой руки журналистов был прозван «поездом-пулей». В поезде-пуле отсутствует локомотив: двигатель установлен на каждой колесной оси, что позволяет существенно повысить мощность.

В 1964 году поезда ходили между Токио и Осакой со скоростью 210 км/ч. Сейчас электропоезд «Нодзоми» N-700 пролетает 552 км за 2 ч 25 мин, развивая скорость до 300 км/ч. В настоящий момент «Синкансен», связавшая между собой все крупные города Японии, — самый популярный вид транспорта. За 50 лет эксплуатации поезда «Синкансен», идущие в утренние и вечерние часы с интервалом в шесть минут, перевезли почти 7 миллиардов пассажиров.

2. Франция

Европа ответила на японский железнодорожный прорыв с существенным запозданием. Отчасти это объясняется тем, что европейские конструкторы в 1950-е-60-е годы с большим энтузиазмом экспериментировали с поездом на воздушной подушке и с маглевом — так называется поезд на магнитной подвеске.

Решение о создании скоростной линии, аналогичной японской, было принято во Франции во второй половине 1960-х. Национальному обществу железных дорог Франции понадобилось пятнадцать лет на разработку и запуск линии Париж-Лион, которая была названа TGV (train a` grande vitesse — скоростной поезд). Создание трассы было хоть и дорогостоящим делом, но особых проблем у инженеров не вызвало. Сложнее было сконструировать сам поезд. И тут в планы конструкторов неожиданно вмешалась мировая экономическая конъюнктура. Дело в том, что на первом этапе было решено использовать в качестве двигателя локомотива газотурбинную установку. В 1971 году турбопоезд TGV-001 был успешно испытан, продемонстрировав прекрасные показатели. Он развил скорость 318 км/ч, что до сих пор остаётся мировым рекордом для поездов без электрической тяги. Однако случившийся в 1973 году энергетический кризис заставил руководство SNCF отказаться от применения в TGV резко подорожавшего топлива. Произошла переориентация на использование менее дорогой электроэнергии, получаемой на французских АЭС.

В конце концов, к 80-му году была готова и линия Париж-Лион. Электровоз и вагоны выпускались компанией Alstom. 27 сентября 1981 года линия была запущена в эксплуатацию. Расстояние между двумя французскими городами поезд преодолевал за 2 часа, двигаясь со скоростью 260 км/ч. Сейчас скорость на линиях TGV, покрывших Европу, достигает 350 км/ч. Что же касается средней скорости движения, то она составляет 263,3 км/ч. При этом постоянно происходит модернизация подвижного состава, создаются новые модели. 3 апреля 2007 года новый укороченный состав типа TGV POS развил скорость 574,8 км/ч на новой линии LGV EST длиной 106 км, соединяющей Париж с Лотарингией. Это абсолютный рекорд на рельсовой железной дороге. При этом тормозной путь составил 32 км.

Поезда типа TGV POS, курсирующие по Франции, Германии, Швейцарии и Люксембургу, напоминают российские электрички. Они имеют два головных моторных вагона, между которыми располагаются восемь промежуточных прицепных. Число мест — 377.

К скоростным трассам предъявляются особые требования помимо бесстыкового соединения рельсов. Радиус поворотов составляет не менее 4000 м. Межосевые расстояния соседних путей не менее 4,5 м, что снижает аэродинамический эффект при разъезде двух встречных поездов, относительная скорость которых может достигать 700 км/ч. Туннели, через которые проходит трасса, специально спроектированы для минимизации аэродинамического удара при въезде и выезде из туннеля. Используется специальная система сигнализации на приборной доске машиниста и предусматривается автоматическое торможение на случай недостаточно быстрой реакции машиниста. Пути надежно огорожены для предотвращения столкновения с животными. Для того, чтобы пантограф не мог догнать бегущую от него по контактному проводу волну, провод имеет большее натяжение, чем на обычных линиях. На линиях TGV существует ограничение по скорости, но не сверху, а снизу. Это требуется для того, чтобы тихоходы не снижали пропускную способность скоростных линий.

3. США

Как ни странно, в США нет по-настоящему скоростных линий. Несмотря на то, что поезда, следующие по маршруту Вашингтон-Балтимор-Филадельфия-Нью-Йорк-Б остон, изготовлены французской компанией Alstom. Максимальная скорость поездов в регулярном пассажирском движении составляет 241 км/ч. Маршрутная скорость ниже: при поездке из конца в конец по всей 735 километровой трассе она составляет 110 км/ч. Что объясняется тем, что скоростные французские поезда вынуждены «тащиться» по старой колее.

Правда, с 2013 года начато строительство классической скоростной линии между Лос-Анджелесом и Сан-Франциско. В 2020 году ее планируется ввести в строй, и TGV POS смогут демонстрировать на ней все, на что они способны.

4. Германия

Intercity-Express — сеть скоростных поездов, в основном распространённая в Германии, разработанная компанией Deutsche Bahn. Современное поколение поездов Intercity-Express, ICE 3, разработаны консорциумом из компаний Siemens AG и Bombardier под общим руководством Siemens AG. Максимальная скорость поездов ICE на специально для них построенных участках железнодорожной сети составляет 320 км/ч. На стандартных участках сети скорость ICE составляет в среднем 160 км/ч. Длина участков, на которых ICE может развивать скорость больше 230 км/ч, составляет 1200 км.
ICE является основным типом поездов на дальних направлениях, предоставляемых Немецкими железными дорогами (Deutsche Bahn). Они обеспечивают как максимальную скорость, так и максимальный комфорт перемещения. ICE стали базой для развития концерном Siemens AG своего семейства высокоскоростных поездов под общей торговой маркой Siemens Velaro. Проекты Velaro реализованы, в частности, в Испании и Китае. Эти поезда поставляются также и в Россию для использования на скоростных линиях Москва — Санкт-Петербург и Москва — Нижний Новгород.

5. Россия

Трассу Москва-Петербург, по которой перемещается поезд «Сапсан», следует признать условно скоростной, поскольку по большей части она является слегка модернизированным наследием советского путевого хозяйства. В связи с чем изготовленный немецкой компанией Siemens поезд, способный развивать скорость до 350 км/ч, лишь на одном участке вытягивает 250 км/ч. Средняя же скорость движения — 140 км/ч.

К 2017 году запланировано сделать трассу полностью скоростной. И тогда перемещение между двумя столицами сократится с 4-х часов до 2-х.

Однако РЖД все же установила на этой линии рекорд. Сумма контракта на закупку и эксплуатацию 8 поездов превысила 600 млн. евро. Закупка такого же количества истребителей четвертого поколения обошлась бы дешевле. Довольно дорогое удовольствие, позволяющее «питерским» на уик-энд навещать родные пенаты.

6. Китай

Китай обладает наибольшей в мире сетью скоростных и высокоскоростных железных дорог, превышающей таковые в Японии и Европе вместе взятые. Средняя скорость движения здесь составляет 200 км/ч или выше.
Скоростные и высокоскоростные дороги Китая включают: модернизированные обычные железнодорожные линии, новые линии, построенные специально для движения высокоскоростных поездов, а также первые в мире коммерческие линии для движения поездов на магнитной подушке.
По состоянию на декабрь 2013 г. общая протяженность таких дорог в КНР составила более 14400 км, включая участки, длиной 7268 км, с максимальной скоростью движения поездов 350 км/ч.
В настоящее время в Китае наблюдается бум высокоскоростного железнодорожного строительства. При поддержке государства и благодаря специальным мерам стимулирования ожидается, что к концу 12-го пятилетнего плана в 2015 году суммарная протяженность высокоскоростной железнодорожной сети достигнет 18000 км.
В технологическом плане организация высокоскоростного железнодорожного сообщения происходит за счет соглашений по передаче технологий от зарекомендовавших себя зарубежных производителей таких как Бомбардье, Алстом, и Кавасаки. Перенимая зарубежные технологии Китай стремится на основе их сделать собственные разработки. Примером является разработки поездов серии CRH-380A, на котором установлен рекорд, для высокоскоростных дорог Китая, около 500 км/ч, произведенных в Китае и развивающих скорость свыше 350 км/ч и с 2010 г. находящихся в стадии эксплуатации. Также сообщается, что новый поезд Пекин — Шанхай будет разработан китайской компанией Шагун Рейл Виклз и пущен до 2012 г.

7. Восточный маглев

Поезда на магнитной подвеске (маглев) условно можно отнести к железнодорожному транспорту, хоть и парят они над полотном на расстоянии 1,5 сантиметра. В этом классе экспрессов рекорд скорости составляет 581 км/ч. Он установлен в 2003 году маглевом MLX01 Железнодорожного института технических исследований Японии на испытательном полигоне. До сих пор н известно о сроках введения японского маглева в коммерческую эксплуатацию. Однако поезда летают уже стабильно и безаварийно, и на них по праздникам уже катают жителей окрестных городов и сел.

С 2002 года функционирует китайская 30-километровая скоростная линия, соединяющая Шанхай с аэропортом Падун. На этой дороге используется монорельс, над которым после разгона поезд парит на расстоянии 1,5 см. Скорость шанхайского маглева, построенного немецкой компанией Transrapid («дочка» Siemens AG и ThyssenKrupp), составляет 450 км/ч.

В обозримом будущем шанхайская линия будет продлена до города Ханчжоу, и её длина составит 175 км.

Железнодорожное сообщение в Китае - одно из приоритетных видов транспорта как на близкие, так и на дальние расстояния. Путевая инфраструктура очень развита и обладает высоким качеством. На ее строительство и совершенствование ушло много лет и финансов. Железная дорога из Китая имеет сообщения с транспортными системами России, Монголии, Казахстана, Вьетнама, Северной Кореи.

История железной дороги

В различные исторические периоды строительство железных дорог в Китае велось по-разному. В 1876 году было проложено первое полотно, которое соединяло Шанхай с Усуном.

В 1881 году было принято решение построить дорогу протяжённостью в десять километров от района Цзытан Шаньцуань к поселению Суйгэ. В период с 1876 по 1911 год в стране велось строительство путей, протяжённость которых составила 9100 км. В 1912 году была предложена первая концепция строительства железной дороги. К 1949 году протяжённость полотна в стране достигла 26 200 км.

В Старом Китае строительство велось низкими темпами, в малом количестве и с низким качеством. Полотна прокладывали в основном вдоль побережья. На юго-западе и северо-западе страны железных дорог не было. Пути были разбиты на участки и контролировались разными учреждениями.

При Новом Китае появилось Министерство железных дорог, в ведомство которого перешли все железнодорожные сообщения. Была создана программа работ по строительству и восстановлению трасс и мостов. Развивался Китай, железная дорога к 1996 году разрослась, и её протяжённость достигла 64 900 км. Строились и восстанавливались вокзалы, увеличилось производство тепловозов, электровозов, пассажирских машин.

К 2013 году протяжённость железнодорожных путей составляла 103 144 км. В результате преобразований повысилась пропускная способность и скорость передвижения поездов. Возросли объёмы грузовых и пассажирских перевозок, увеличилась плотность движения поездов.

К 2020 году в государстве планируется построить более 120 000 км путей. Железная дорога из Китая строится в сторону Хабаровска. Кроме того, разрабатывается проект, который соединит китайское Южно-Синьцзянское полотно с Киргизией.

Схема железнодорожных путей

Сейчас железнодорожная инфраструктура Китая является одной из самых развитых. Протяжённость путей в стране на сегодняшний день составляет более 110 000 км. Большое внимание уделяется развитию железнодорожного строительства в портовых районах и на запад, вглубь континентальной части.

Население на территории КНР распределено неравномерно, и наибольшую плотность схема железных дорог Китая имеет на юго-западе и востоке страны. Для охвата всей территории Республики увеличивается сеть путей, внедряются новые технологии.

Классификация поездов

В Китае номер поезда обозначается большой буквой и цифрами. Буква обозначает категорию поезда. На категорию поезда влияет скорость, сервис, количество остановок.

  • Поезд типа «G» - сверхскоростной, может развить скорость до 350 км/час.
  • Поезд типа «D» - скоростной, его скорость составляет более 200 км/час, в пути останавливается только на основных станциях. В поезда входят вагоны первого, второго класса, есть спальные места.
  • Поезд типа «Z» - едет без остановок, скорость развивает 160 км/час, останавливается на крупных вокзалах. Как правило, это ночной поезд, его составляют плацкартные вагоны и купе.
  • Поезд типа «T» - экспресс, его скорость достигает 140 км/час, останавливается в больших городах и на транспортных станциях. В поезде вагоны есть сидячие, плацкартные и купе.
  • Поезд типа «K» - развивает скорость 120 км/час, останавливается как в больших городах, так и в посёлках. В нем есть сидячие вагоны и плацкартные.
  • Поезда без буквы - No Prefix, к ним относятся старые составы с очень низкой скоростью.

Классы в поездах

Вагоны в китайских поездах можно разделить на 4 типа (класса).

  • Мягкий спальный - это купе двухместное или четырёхместное.
  • Жесткий спальный - это купе с шестью полками.
  • Мягкий сидящий.
  • Жесткий сидящий.

В поездах типа «D» существует понятие «сиденье первого и второго класса», их отличие состоит в комфортабельности кресел.

Высокоскоростные поезда

Китаю, для того чтобы и дальше динамично развиваться, необходимо быстро и удобно передвигаться. Для этого правительство страны делает всё возможное. Одним из самых масштабных инфраструктурных проектов Китая является строительство сети высокоскоростных железных дорог. Оно имеет широкий размах, охватывает большую территорию страны и является одним из самых грандиозных в мире. Также толчком для строительства подобных линий стала Олимпиада в 2007 году.

В основном высокоскоростные железные дороги в Китае строятся на эстакадах - они имеют форму мостов протяжённостью сотни километров. Скорость движения поезда составляет в среднем 200 км/час. Протяжённость таких путей в КНР на конец 2013 года составила 15 400 км. На железной дороге есть участки, где поезд может развить до 350 км/час.

В Китае существует следующая классификация линий по скорости:

  • Обычная (100-120 км/час).
  • Среднескоростная (120-160 км/час).
  • Скоростная (160-200 км/час).
  • Высокоскоростная (200-400 км/час).
  • Сверхвысокоскоростная (более 400 км/час).

Высокогорные линии

Строиться высокогорная железная дорога в Китае начала в 1984 году. Сначала был освоен лёгкий участок, а с 2001 года приступили к освоению сложного отрезка. Летом 2006 года была открыта самая высокогорная железная дорога в мире - Цинхай-Тибетская. Она соединяет Китай с Тибетом, протяжённость её составляет 1956 км. Отрезок пути длиною в 1142 км проходит по горам. Около 550 км железнодорожного полотна проложено в зоне высокогорной тундры, самая высокая отметка дороги достигает 5072 метров над уровнем моря.

Пассажиры во время поездки не страдают симптомами горной болезни, так как вагоны герметичны, а воздух в вагонах обогащён кислородом, существует защита от солнечной радиации.

В зоне высокогорной тундры поезд движется со скоростью 100 км/час, на остальных участках пути поезд перемещается со скоростью 120 км/час.

Железная дорога из Китая в Тибет обеспечивает стабильное сообщение между государствами. Лёгкость и быстрый доступ обеспечили ее популярность не только для жителей этих стран, но и для туристов.

Железные дороги на острове Хайнань

Скоростные железные дороги Китая развиты не только на материке, но и на островах. Интересно и уникально их строительство на острове Хайнань. Железная дорога на данном куске суши представляет собой кольцо, которое условно разделяется на западную и восточную половины. Протяжённость кольца составляет 308 км. Его строительство в западной части острова происходило в сложный период Второй мировой войны. Оно строилось по частям. Окончательно работы завершились только к 2004 году. В 2006-2007 годах оно подверглось модернизации, и теперь обслуживает поезда со скоростной способностью 120-160 км/час. В 2007 году появляется связь железной дороги острова с материком при помощи парома.

Строительство линии в восточной части острова началось в конце 2007 года, закончилось в 2010 году, и в том же году вторая часть кольца была сдана в эксплуатацию.

Особенности китайских железных дорог

В КНР существует особый режим допуска на перрон. Пройти к поезду можно только к моменту его подачи. На станциях, которые он проезжает без остановки, можно наблюдать только служащих вокзала.

В Китае слабое транспортное сообщение с соседними государствами. Несмотря на то что существует сквозной путь и действующая инфраструктура, железная дорога из Китая закрыта, и границу приходится переходить пешком.

Покупка билета на поезд также имеет свои особенности. Все билеты в Китае продаются только при наличии документов, удостоверяющих личность. Гостю страны билет можно приобрести только в кассе. При покупке через автомат требуется китайская ID-карта.

В стране практически отсутствуют пригородные перевозки.

Железнодорожные вокзалы в городах

Китайские железнодорожные вокзалы имеют типовую архитектуру и похожи друг на друга. Исключением являются лишь старые перроны в маленьких поселках или в городах с историческим прошлым.

Новые вокзалы преимущественно строят на окраинах населенных пунктов. Существующие железнодорожные пути переносят из центра, старые здания сносятся или подвергаются реконструкции. Китайские вокзалы можно сравнить с аэропортами - они масштабны, оснащены инфраструктурой и имеют много уровней.

В Китае невозможно попасть на вокзал без билета, только в некоторые очень ограниченные сектора. Но на старых вокзалах на перрон можно пройти раньше посадки, для этого в кассе нужно приобрести специальный билет. Он дает право находиться на платформе, но не совершать посадку в поезд.

Россия-Китай

Прокладывание путей в Китае исторически связано с Россией. В 1897 году началось строительство Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД), которая является южной веткой В период с 1917 по 1950 год, в результате военных и политических действий, она была передана Китаю и прекратила своё существование. Произошло это в 1952 году. Вместо нее на карте мира появилась Китайская Чанчуньская железная дорога.

В скором будущем железная дорога Китай-Россия приобретёт популярность. Разрабатывается проект Евроазиатского высокоскоростного транспортного коридора, который соединит Пекин с Москвой. Пути будут проходить по территории Казахстана, время передвижения по ним займёт два дня.


Китай постепенно превращается в ведущую мировую железнодорожную державу. Он покрывает густой сетью скоростных дорог не только свою территорию, но и соседние страны. В этом обзоре мы расскажем про сам феномен Китайских железных дорог , а также про перспективы его влияния на Россию , ведь Китай уже заявляет о планах построить магистраль Пекин-Москва стоимостью 242 миллиарда долларов.


На самом деле, новость про многомиллиардные инвестиции Китая в развитие железнодорожного маршрута Пекин-Москва вызывает удивление лишь у тех, кто не знает о реальном современном положении дел в транспортной инфраструктуре Поднебесной. Дело в том, что на протяжении последних двух десятилетий эта страна вкладывает огромные средства с создание новых дорог, мостов, развязок, эстакад, тоннелей и прочих объектов, в том числе, необходимых и для железнодорожных нужд. Более того, именно на рельсовый транспорт Китай и делает основной упор в своем инфраструктурном развитии, ведь только он позволяет быстро, качественно и относительно недорого соединить разные регионы огромного по площади и населению государства.

Железные дороги Китая

Статистика говорит, что в последнее время в Китае ежегодно строится более двух тысяч километров высокоскоростных железнодорожных линий, по которым ездят новенькие китайские поезда, способные разгоняться до 500 километров в час. Впрочем, реальная средняя скорость движения по железным дорогам Китая все-таки в три раза меньше.



Благодаря этому стремительному развитию сети железных дорог, удобстве и скорости передвижения, а также относительно невысокой стоимости проезда при динамичной политике ценообразования, поезда стали основным пассажирским видом транспорта в Китае.



Развитие железнодорожной сети также положительно влияет на рост и без того мощной экономики страны. Ведь именно грузовые, а не пассажирские, перевозки являются основным доходом железных дорог любого государства, а также основной логистики товаров и ресурсов.



Понимая огромную важность железных дорог, добившись заметного успеха в их строительстве и эксплуатации на территории своей страны, китайские власти несколько лет назад приняли решение начать железнодорожную экспансию в другие государства. Первым и, на данный момент, основным направлением этой деятельности стала Юго-Восточная Азия.

Китай и Юго-Восточная Азия

В 2011 году Министерство путей сообщения Китая заявило о старте программы по созданию Азиатской железной дороги, которая объединит в единую сеть железнодорожную инфраструктуру Лаоса, Вьетнама, Камбоджи, Таиланда, Малайзии, Мьянмы и Сингапура. Поднебесная намеревается выкупить линии, находящиеся в этих странах, чтобы затем их реконструировать, а также создать множество новых маршрутов. Всего эта перспективная сеть будет состоять из примерно 40 тысяч километров новых железнодорожных линий.



При этом Азиатская железная дорога объединит именно те страны, которые последние десять лет являются крупнейшими мировыми производителями товаров широкого потребления. И Китай через железнодорожную инфраструктуру получает контроль над производственными и логистическими процессами в этих государствах.

Но и Юго-Восточной Азией транспортные интересы Китая не ограничены. Эта страна прорабатывает идеи куда более широкой инфраструктурной экспансии на Запад и на Восток.

Китай и Америка

Одним из последних перспективных проектов железнодорожного строительства в Китае является идея строительства трансконтинентальной высокоскоростной железной дороги из Пекина в Лос-Анджелес.

Это может выглядеть шуткой, но Китай, на самом деле, всерьез размышляет о том, чтобы в обозримом будущем соединить при помощи железной дороги Азию и Северную Америку. Линия длиной 13 тысяч километров начнется в Пекине, пройдет через Владивосток, побережье Охотского моря, нырнет в 200-километровый тоннель под Беринговым проливом, затем снова пройдет по земле через всю Аляску, западное побережье Канады с Ванкувером, а потом и по Соединенным Штатам Америки до Лос-Анджелеса. В перспективе ее можно будет продлить на восток до Нью-Йорка и на юг в сторону Южной Америки.



Расстояние между Пекином и Лос-Анджелесом высокоскоростные китайские поезда смогут преодолевать всего за 24 часа. Это достаточно много для пассажирских перевозок, но зато невообразимо быстро для транспортировки товаров, а именно в качестве грузовой эта дорога, в основном, и должна будет использоваться.

Китай и Европа

Смотрят китайские власти и на Запад. 18 ноября 2014 года из города Иу на востоке Китая вышел грузовой состав, состоящий из трех десятков вагонов с китайскими товарами. Через двадцать один день он прибыл в конечную точку своего маршрута, Мадрид, преодолев по дороге 13 тысяч километров и восемь стран: Китай, Казахстан, Россию, Беларусь, Польшу, Германию, Францию и, собственно, Испанию.



Китайские власти заявили, что подобные грузовые составы будут ездить по данному маршруту на регулярной основе. Люди уже называют эту рекордно длинную дорогу «Новый Шелковый Путь» или «Шелковый Путь 21 века».



Впрочем, в предыдущих двух абзацах речь идет исключительно о грузовом сообщении между Китаем и странами Запада. Но Поднебесная вынашивает планы создания также пассажирских высокоскоростных магистралей, которые соединят ее с Европой. Несколько лет назад власти Китая заявили о том, что намереваются в будущем создать новый «Восточный Экспресс», который соединит Пекин и Лондон. Это будет главный поезд мира, который наконец-то превратит растянутую на 15 тысяч километров с запада на восток Евразию в единый континент.

Китай и Россия

Но маршрут до Лондона - это дело будущего. А пока что Китай планирует закрепиться на своих ближайших рубежах. Об этом и свидетельствует стремление Пекина провести скоростную линию железной дороги до Москвы.

Ожидается, что общая протяженность дороги составит около 7 тысяч километров. Она начнется в Пекине, пройдет через северо-запад Китая, Казахстан и Европейскую часть России до Москвы. Поезда будут проходить этот маршрут всего за 2 суток, в то время как нынешние составы преодолевают его более чем за 7 дней.



Заявляя о своих планах строительства железной дороги до Москвы, Китай фактически делает заявление о том, что считает Россию одним из своих основных партнеров, что верит в дальнейшее развитие экономики этого государства, а также политических и экономических связей между РФ и КНР.

Итог

На основании изложенных фактов можно сделать вывод, что Китай превращается в крупнейшего в мире оператора пассажирских и грузовых железнодорожных перевозок. Эта страна, получая огромные прибыли, инвестирует их в инфраструктурные проекты по всему миру. Это отличный пример для других государств, в том числе, и для России.

 


Читайте:



Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Михалков Сергей Владимирович Праздник Непослушания Сергей Владимирович Михалков Праздник Непослушания Повесть-сказка "Праздник Непослушания" -...

Почвенный покров южной америки

Почвенный покров южной америки

Страница 1 В отличие от Северной Америки, где изменения в растительном покрове зависят в значительной степени от изменений температурных условий,...

Расправленные крылья - музыкальная пауза Порядок описания Московской операции

Расправленные крылья - музыкальная пауза Порядок описания Московской операции

Ситуация на фронте весной 1942 года, планы сторон, немецкое наступление летом 1942 года, начало Сталинградской битвы, немецкий оккупационный режим,...

Cобытия Второй мировой войны

Cобытия Второй мировой войны

Вторая мировая война считается самой крупной в истории человечества. Она началась и закончилась 2 сентября 1945 года. За это время в ней приняло...

feed-image RSS