Главная - Логопедия
Матренин двор характеристика матрены портрет. Сочинение на тему "матрена-трогательный образ" в рассказе "матренин двор"

В Центральную Россию. Благодаря новым веяниям, недавнему зэку не отказывают теперь стать школьным учителей во владимирской деревне Мильцево (в рассказе - Тальново). Солженицын поселяется в избе местной жительницы Матрены Васильевны – женщины лет шестидесяти, часто болеющей. У Матрены нет ни мужа, ни детей. Ее одиночество скрашивают лишь уставленные повсюду в доме фикусы, да подобранная из жалости колченогая кошка. (См. Описание дома Матрены .)

С теплой, лиричной симпатией А. И. Солженицын описывает нелегкую жизнь Матрены . Многие годы у нее нет ни рубля заработка. В колхозе Матрена трудится «за палочки трудодней в замусленной книжке учетчика». Вышедший после смерти Сталина закон наконец дает ей право добиваться пенсии, но и то не за себя, а за потерю пропавшего без вести на фронте мужа. Для этого надо собрать кучу справок, а потом много раз возить их в собес и сельсовет, за 10-20 километров. Изба Матрены полна мышей и тараканов, которых невозможно вывести. Из живности она держит лишь козу, а питается в основном «картовью» (картошкой) размером не больше куриного яйца: крупнее ее песчаный, не удобренный огород не дает. Но и при такой нужде Матрена остается светлым человеком, с лучезарной улыбкой. Доброе расположение духа ей помогает поддерживать работа – походы за торфом в лес (с двухпудовым мешком за плечами по три километра), косьба сена для козы, хлопоты по хозяйству. По старости и болезням Матрена уже отпущена из колхоза, но грозная жена председателя то и дело приказывает ей бесплатно помогать на работах. Матрена легко соглашается пособить без денег и соседям на огородах. Получив-таки от государства рублей 80 пенсии, она справляет себе новые валенки, пальто из ношеной железнодорожной шинели – и считает, что жизнь ее заметно улучшилась.

«Матренин двор» - дом Матрены Васильевны Захаровой в деревне Мильцево Владимирской области, место действия рассказа А. И. Солженицына

Вскоре Солженицын узнает и историю замужества Матрены. В молодости она собиралась выйти за соседа Фаддея. Однако того в 1914 забрали на германскую войну – и он безвестно канул на три года. Так и не дождавшись весточки от жениха, в убеждении, что он погиб, Матрена пошла замуж за брата Фаддея, Ефима. Но несколько месяцев спустя Фаддей вернулся из венгерского плена. В сердцах он грозил порубать топором Матрену с Ефимом, потом поостыл и взял за себя другую Матрену, из соседней деревни. Они с ней так и жили по соседству. Фаддей слыл в Тальново властным, скаредным мужиком. Жену он постоянно бил, хотя и имел от нее шестерых детей. Шестеро было и у Матрены с Ефимом, но ни один из них не прожил больше трех месяцев. Ефим, уйдя в 1941 на другую войну, с нее не вернулся. Дружная с женой Фаддея Матрена выпросила у нее младшую дочку, Киру, десять лет воспитывала ее, как родную, а незадолго до появления в Тальново Солженицына выдала ее замуж за паровозного машиниста в деревню Черусти. Историю о двух своих женихах Матрена рассказала Александру Исаевичу сама, волнуясь при этом, как молодая.

Кире и мужу ее в Черустях надо было получить участок земли, а для этого – быстро поставить какое-нибудь строение. Старый Фаддей зимой предложил перенести туда горницу, пристроенную к матренину дому. Матрена и так собиралась завещать эту горницу Кире (а на дом метили трое ее сестер). Под настойчивыми уговорами жадного Фаддея Матрена после двух бессонных ночей согласилась еще при жизни своей, разломав часть крыши дома, разобрать горницу и перевезти в Черусти. На глазах хозяйки и Солженицына Фаддей с сыновьями и зятьями пришли в матренин двор, застучали топорами, заскрипели отрываемыми досками и разобрали горницу на бревна. Три сестры Матрены, узнав, как она поддалась на уговоры Фаддея, дружно обозвали ее дурой.

Матрена Васильевна Захарова - прототип главной героини рассказа

Из Черустей пригнали трактор. Бревна горницы погрузили на двое саней. Толстомордый тракторист, чтобы не делать лишнего рейса, объявил, что потянет двое саней сразу – так ему и по деньгам выходило выгоднее. Бескорыстная Матрена сама, суетясь, помогала грузить бревна. Уже в темноте трактор с трудом потянул тяжкий груз с матрениного двора. Беспокойная труженица и тут не усидела дома – убежала со всеми, помочь в пути.

Вернуться живой ей было уже не суждено… На железнодорожном переезде трос перегруженного трактора лопнул. Тракторист с сыном Фаддея бросились ладить его, с ними туда же понесло и Матрену. В это время к переезду подошли, задом и не включив огни, два сцепленных паровоза. Неожиданно налетев, они насмерть разнесли всех троих, хлопотавших у троса, изувечили трактор, повалились с рельсов и сами. В крушение едва не попал подходивший к переезду скорый поезд с тысячей пассажиров.

На рассвете с переезда на санках под накинутым грязным мешком привезли все, что осталось от Матрены. У тела не было ни ног, ни половины туловища, ни левой руки. А лицо осталось целехонькое, спокойное, больше живое, чем мертвое. Одна женщина перекрестилась и сказала:

– Ручку-то правую оставил ей Господь. Там будет Богу молиться…

Деревня стала собираться на похороны. Женщины-родственницы причитали над гробом, но в словах их проглядывала корысть. И не скрывалось, что сестры Матрены и мужнина ее родня готовились к схватке за наследство покойницы, за ее старый дом. Искренне рыдали лишь жена Фаддея и воспитанница Кира. Сам же Фаддей, потерявший в той катастрофе некогда любимую им женщину и сына, явно думал лишь о том, как спасти рассыпанные при крушении у железной дороги бревна горницы. Прося разрешения вернуть их, он то и дело метался от гробов к станционному и поселковому начальству.

А. И. Солженицын в деревне Мильцево (в рассказе - Тальново). Октябрь 1956

В воскресенье Матрену и сына Фаддея похоронили. Прошли поминки. Фаддей в ближайшие дни вытягал у матрениных сестер сарай и забор, которые тут же с сыновьями разобрал и перевозил на саночках. Александр Исаевич переселился к одной из золовок Матрены, которая часто и всегда с презрительным сожалением говорила о ее сердечности, простоте, о том, как она «глупая, помогала чужим людям бесплатно», «за обзаводом не гналась и даже поросенка не держала». Для Солженицына же именно из этих пренебрежительных слов выплыл новый образ Матрены, какой он не понимал ее, даже живя с нею бок о бок. Эта чужая сестрам, смешная золовкам нестяжательная женщина, которая не скопила имущества к смерти, схоронила шесть детей, но не нрав свой общительный, жалела колченогую кошку и раз ночью при пожаре бросилась спасать не избу, а любимые свои фикусы – и есть тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село.

Меню статьи:

Вы, пожалуй, не раз встречали таких людей, которые готовы трудиться во всю силу во благо других, но при этом остаются изгоями в обществе. Нет, они не деградированы ни морально, ни психически, но какими бы ни были их поступки хорошими – их не ценят. Об одном таком персонаже рассказывает нам А.Солженицын в рассказе «Матренин двор».

Речь идет о главной героине повествования. С Матреной Васильевной Григоревой читатель знакомиться в уже преклонном возрасте – ей было около 60 лет, когда мы впервые ее видим на страницах рассказа.

Аудио версия статьи.

Дом и двор ее постепенно приходят в запустение – «изгнивала щепа, посерели от старости бревна сруба и ворота, когда-томогучие, и проредилась их обвершка».

Хозяйка их часто болеет, несколько дней не может встать, но когда-то все было по-другому: все строилось с учетом большой семьи, качественно и добротно. Тот факт, что сейчас здесь живет лишь одинокая женщина уже настраивает читателя на восприятия трагизма жизненной истории героини.

Молодость Матрены

О детстве главной героини Солженицын ничего не рассказывает читателю – основной акцент рассказа заключен на периоде ее молодости, когда и были заложены основные факторы ее дальнейшей несчастливой жизни.



Когда Матрене было 19 лет, к ней посватался Фаддей, на тот момент ему было 23. Девушка согласилась, но свадьбе помешала война. Вестей о Фаддее не было долго, Матрена его верно ждала, но ни вестей, ни самого парня не дождалась.В се решили, что он погиб. Его младший брат – Ефим предложил Матрене выйти замуж за него. Матрена не любила Ефима, поэтому не соглашалась да и, пожалуй, надежда на возвращение Фаддея не покинула ее окончательно, но ее все же уговорили: «умная выходит после Покрова, а дура – после Петрова. Рук у них не хватало. Пошла я». И как оказалось зря – на Покрову вернулся ее возлюбленный – он попал в венгерский плен и поэтому о нем не было никаких известий.

Новость о женитьбе брата и Матрены для него стала ударом – он хотел было изрубить молодых, но понятие того, что Ефим – его брат, остановила его намерения. Со временем он простил их за такой поступок.

Ефим с Матреной остались жить в родительском доме. В этом дворе и сейчас живет Матрена, все постройки здесь сделаны свекром.



Фаддей долго не женился, а потом нашел себе другую Матрену – у них шестеро детей. У Ефима же тоже родилось шестеро детей, но ни один из них не выжил – все умерли до трехмесячного возраста. Из-за этого, все в селе начали считать, что на Матрене сглаз, ее даже возили к монахине, но положительного результата добиться не удалось.

После смерти Матрены Фаддей рассказывает о том, что его брат стыдился жену. Ефим предпочитал «одеваться культурно, а она - кое-как, всё по-деревенски». Когда-то братьям пришлось вместе работать в городе. Ефим там изменял своей жене: сударку завел, к Матрене и возвращаться не хотел

Новое горе пришло к Матрене – в 1941 Ефима забрали на фронт и он оттуда уже не вернулся. Погиб Ефим или нашел себе другую – наверняка не известно.

Так и осталась Матрена одна: «не понятая и брошенная даже мужем своим».

Жизнь в одиночестве

Матрена была доброй и общительной. Она поддерживала общение с родней мужа. Жена Фаддея тоже часто приходила к ней «жаловаться, что муж её бьёт, и скаред муж, жилы из неё вытягивает, и плакала здесь подолгу, и голос-то всегда у неё был на слезе».

Матрена жалела ее, ее саму муж ударил только однажды – в качестве протеста женщина ушла прочь – после такого уже не повторялось.

Учитель, живущий на квартире с женщиной, считает, что, вполне вероятно, жене Ефима повезло больше, чем супруге Фаддея. Жена старшего брата всегда была жестоко бита.

Жить без детей и мужа Матрене не хотелось, она решается попросить у «у той второй забитой Матрены - чрева ее урывочек (или кровиночку Фаддея?) - младшую их девочку Киру. Десять лет она воспитывала ее здесь как родную, вместо своих невыстоявших». На момент повествования, девушка живет вместе со своим мужем в соседней деревне.

Матрена усердно работала в колхозе стоимости «не за деньги – за палочки», в общей она проработала 25 лет, а потом все-таки ей, несмотря на хлопоты, оформить себе пенсию.

Матрена усиленно трудилась – ей нужно было и торф заготовить на зиму и брусники насобирать (в удачные дни, она «приносила по шесть мешков» за день).

брусники. Еще нужно было заниматься заготовкой сена для козы. «Брала она с утра мешок и серп и уходила (…)Набив мешок свежей тяжёлой травой, она тащила её домой и во дворике у себя раскладывала пластом. С мешка травы получалось подсохшего сена – навильник». Кроме того, она еще и умудрялась помогать другим. По своему характеру, она не могла никому отказать в помощи. Часто случалось так, что кто-то из родственников или просто знакомых просили ее помочь выкопать картошку – женщина «покидала свой черёд дел, шла помогать». После сбора урожая, она вместе с другими женщинами, впрягалась в соху вместо лошади и пахала огороды. Денег за свою работу она не брала: «уж поневоле ей вопрятаешь».

Раз в полтора месяца у нее случались хлопоты – нужно было готовить ужин для пастухов. В такие дни Матрена шла за покупками: «покупала рыбные консервы, расстарывалась и сахару и масла, чего не ела сама». Такие были здесь порядки – нужно было кормить как можно лучше, иначе бы ее выставили посмешищем.

После оформления пенсии и получение денег за сдачу жилья жизнь Матрены становится значительно проще – женщина «заказала себе новые валенки. Купила новую телогрейку. И справила пальто». Ей даже удалось отложить 200 рублей «себе на похороны», которых, к слову, не пришлось долго ждать. Матрена принимает активное участие в переносе горницы из своего участка родственникам. На железнодорожном переезде она бросается помочь вытащить застрявшие сани – идущий поезд сбивает ее и племянника насмерть. Скинули мешок, чтоб обмывать. Всё было месиво – ни ног, ни половины туловища, ни левой руки. Одна женщина перекрестилась и сказала:

– Ручку-то правую оставил ей Господь. Там будет Богу молиться.

После смерти женщины все быстро забыли ее доброту и начали буквально в день похорон делить ее имущество и осуждать жизнь Матрены: «и нечистоплотная она была; и за обзаводом не гналась, глупая, помогала чужим людям бесплатно (и самый повод вспомнить Матрёну выпал – некого было дозвать огород вспахать на себе сохою)».

Таким образом, жизнь Матрены была полна неприятностей и трагедий: она лишилась и мужа и детей. Для всех она была странной и ненормальной, потому что не пыталась жить как все, а сохранила веселый и добрый нрав до конца своих дней.

Жизнь Матрены в рассказе “Матренин двор” А. Солженицына в цитатах

5 (100%) 3 votes

Первоначальное название рассказа «Не стоит село без праведника». В этом рассказе писатель также ничего не выдумывает, достоверно воспроизводя жизнь и смерть Матрёны Васильевны Захаровой, жительницы села Мильцево Владимирской области. Под образом учителя Игнатьича, от имени которого ведется повествование, скрывается сам автор.

Герой рассказа, получивший освобождение, ищет тихий уголок, где бы он мог жить и работать. Поиски жилья приводят его к дому Матрёны, который приходится ему по душе, несмотря на запущенность, тараканов и мышей. Здесь было мне тем хорошо, что по бедности Матрёна не держала радио, а по одиночеству ей не с кем было разговаривать». Невольно Игнатьич оказывается втянутым в жизнь Матрены, знакомится с ее родней, узнает историю ее замужества и проникается глубокой симпатией к этой одинокой, всеми забытой старой женщине.

Жила она трудно: пенсию не получала, в колхозе работала не за деньги, «за палочки трудодней в замусленной книжке учетчика». Хворала черным недугом, лежа по три дня без помощи и еды, с огромным трудом добывала топливо для обогрева, таская тайком из леса, как все деревенские женщины, тяжелые мешки с торфом. А еще нужно было копать огород, добывать сено для козы. Имя Матрёна вызывает в памяти образ некрасовской Матрены Тимофеевны, тем самым объединяя двух героинь общностью судьбы: тяготами жизни, несправедливостью жизненного устройства, но и неизбывной силой духа, истоки которой в природной нравственности и народных корнях обеих Матрён.

В этом рассказе Солженицын вновь показывает образ человека, который в физически невыносимых условиях не просто выживает, но сохраняет лучшие качеств а души, свое человеческое достоинство. Тема праведничества сближает героев Солженицына с героями Лескова. Солженицын также находит праведников в живой народной среде, это люди далеко не героические, а такие как Иван Денисович и Матрёна. В чем же праведность Матрёны? В том, что героиня сохранила свою лучезарную улыбку, простодушие, безотказность, исключительную доброту. Не состоя в колхозе, она откликалась на требования помочь. Больная, считающая эту работу бессмысленной, она все же идет поутру со своими вилами в назначенное место. Любая дальняя родственница или соседка, которым и в голову не приходило помочь одинокой женщине, тем не менее считали себя вправе требовать, чтобы Матрёна явилась картошку докапывать и Матрёна не могла отказать.

Сам писатель в конце рассказа перечисляет немудреные качества своей героини: «Не понятая и брошенная даже мужем своим, схоронившая шесть детей, но не нрав свой общительный, чужая сестрам, золовкам, смешная, по-глупому работающая на других бесплатно, — она не скопила имущества к смерти. Грязно-белая коза, колченогая кошка, фикусы … Только герой рассказа, Игнатьич смог оценить особую красоту души Матрёны, ее застенчивость, внутренний свет. В рассказе есть темная фигура Фаддея, бывшего жениха Матрёны, который воплощает зло, противостоящее доброму нраву героини. Когда-то он грозился зарубить ее топором за то, что она не дождалась его с первой мировой войны. «Сорок лет пролежала его угроза в углу, как старый тесак, — а ударила-таки … » Образ черного Фаддея с занесенным топором символичен. Матрёна погибает под колесами поезда, которого боялась больше всего на свете (<<поезд вылезет, глаза здоровенные свои вылупит, рельсы гудят — аж в жар меня бросает, коленки трясутся»), помогая Фаддею вывезти бревна ее же собственной избы. Матрёна беззащитна перед такими людьми, как Фаддей или ее родственники, которые на поминках устраивают обвинительный плач, сводят счеты между собой, осуждают покойницу, и все под видом обряда.

В рассказе множество символических деталей, предсказывающих гибель Матрёны и носящих мистическую окраску: потеря Матрёной котелка со святой водой, пропажа колченогой кошки, метель, кружившая двое суток, нахальный писк мышей в роковую ночь. Символичен финал рассказа, перекликающийся с первоначальным вариантом названия. Становится понятным, почему это название не было пропущено в печать. Автор заключает: «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша». Выходит, с гибелью Матрёны должна рухнуть земля. Означает ли это гибель добра и торжество зла? Но ведь сам-то Игнатьич понял Матрёну, Донес до мира весть о ней …Есть в рассказе еще одна важная деталь. Одна из женщин, пришедшая обмыть покойницу, перекрестилась и сказала: ручку-то правую оставил ей Господь. Там будет Богу молиться. Если ж Матрёна при жизни думала только о других, то и там будет молиться не за себя.

В произведении Солженицына "Матренин двор" представлен образ праведницы - это Матрена.

Полное имя главной героини - Григорьева Матрена Васильевна. О ее тяжелой жизни читатель узнает со слов рассказчика - Игнатича.

Главной героине около шестидесяти лет, она дружелюбна и рада видеть каждого, живет в сельской местности, поэтому с детства привыкла к труду. Она жила одна в доме, детей у нее не было. Ее одиночество скрасил новый постоялец, теперь для него она вставала рано, готовила, заботилась о нем, делилась своими переживаниями.

Матрена с виду была женщиной сильной и здоровой, но временами у нее были припадки, а лицо светилось желтым цветом. Когда случались припадки, героиня не могла ходить несколько дней и лежала дома, пропуская работу в колхозе.

Самым дорогим для героини были ее цветы и кошка. Она очень любила свои растения, ухаживала за ними, при пожаре спасла прежде всего их.

Матрена в молодости любила Фаддея, но из-за войны они не смогли быть вместе. Она перестала ждать своего возлюбленного, вышла замуж за его брата. Фаддей внезапно возвращается с войны, женится и создает семью. Все дети Матрены умерли, она решается удочерить девочку - дочку Фаддея. Но и она уходит от героини.

Матрена часто бескорыстно помогала свои родственникам и соседям, получав в ответ лишь осуждения, а не благодарность. Матрена - по-настоящему светлый человек, способный на самопожертвование. Несмотря на свою болезнь Матрена была готова прийти на помощь каждому, но только пенсию ей не платили, она работала за просто так.

Еще при жизни героини Фаддей начал делить ее имущество, заставляя отдать часть дома его дочери. Матрена умирает при переезде, никто не сожалеет о ее смерти, кроме постояльца. Жители деревни назвали Матрену глупой и ничего не понимающей в жизни, они не ценили ее помощь и труд.

Матрена чиста душой, она не винит других людей в неуважительном отношении к ней, а наоборот помогает, радуется чужому урожаю или чужому счастью. Главная героиня - положительный герой, это отражается в ее поступках, мыслях.

Сочинение про Матрёну

Мастерство в изображении различных судеб людей и их характеров принадлежит ранее запрещенному писателю Александру Исаевичу Солженицыну. Одним из таких ярких произведений является рассказ Матренин двор, написанный в 1959 году. Он олицетворяет силу духа и способность к состраданию.

Мы видим описание быта и жизни деревни в послевоенное время. Главным героем в произведении является деревенская женщина Матрена Григорьевна. Всю жизнь она проработала в совхозе и всегда была трудолюбива. Из-за этой войны она потеряла мужа, замуж за которого вышла еще до революции. А своих детей она тоже потеряла и это дало огромный отпечаток в ее душе и в ее сердце. В рассказе мы видим ее при повествовании Игнатьича, когда он вернувшись из Казахстана начинает жить в доме Матрены. Ее доверие к простому человеку удивительно, ведь она жила в этом огромном и старом доме совершенно одна. Несмотря на это она старается поддерживать уют, тепло и домашний очаг. После ее смерти Игнатьич называет ее очень родным и добрым человеком, без которого трудно представить деревню. Вся последовательность действий придает произведению достоверность и правдивость.

Жизнь Матрены тяжела и непроста, но она не потеряла веру в людей. Эта деревенская женщина никогда и никому не отказывает в помощи. Даже если у нее есть неотложные дела, то она поставит на первое место просьбу того человека, который к ней обратится. Все ее страдания от той современной власти дает о себе знать в отчаянии, и она не падая духом находит отраду для души в постоянном труде и в работе. Она могла схватить лопату и пойти в огород, что бы отвлечься от тоски и уныния. Могла схватить корзину и пойти в лес за грибами или ягодами. Эту пустоту в семье она заменяла работой.

Во второй части рассказа Александр Исаевич повествует нам о молодости героини. О том как она вышла замуж за родного брата своего любимого человека. Здесь образ Матрены противопоставляется Фаддею. Его накрывала ярость и злоба из-за предательства любимой девушки. Даже после смерти родственники Фаддея пытались оскорблять Матрену, называя ее нечистоплотной и небрежной.

Его видение многих проблем, отраженных в данном произведении, привносит в русскую литературу свой характер и свою непревзойденную манеру повествования. Здесь отчетливо видно отношение власти к народу, к его проблемам, а так же яростная борьба за выживание в жестоких условиях общества, а так же бескорыстное отношение Матрены ко всем нуждающимся.

Несколько интересных сочинений

    Весна по календарю приходит в марте. Но она иногда опаздывает. И тогда опять идёт снег. День становится длиннее, чем зимой. Снег тает. Образуются лужи

К числу лучших произведений А. И. Солженицына, несомненно, относится рассказ «Матренин двор» о простой русской женщине с нелегкой судьбой. Много испытаний выпало на ее долю, но героиня до конца своих дней сохранила в душе жизнелюбие, безграничную доброту, готовность жертвовать собой ради благополучия других. В статье читателю предлагается характеристика образа Матрены.

«Матренин двор»: реальная основа произведения

Свой написал в 1959 году и сначала назвал его «Не стоит село без праведника» (из цензурных соображений заголовок впоследствии был изменен). Прототипом главной героини стала Матрена Тимофеевна Захарова, жительница деревни Мильцево, расположенной во Владимирской области. Писатель жил у нее в годы своего учительствования после возвращения из лагерей. Поэтому чувства и мысли повествователя во многом отражают взгляды самого автора, с первого дня, по его признанию, почувствовавшего в доме незнакомой ему женщины что-то родное и близкое сердцу. Почему это стало возможным, поможет объяснить характеристика Матрены.

«Матренин двор»: первое знакомство с героиней

Рассказчика привели в дом Григорьевой, когда все варианты квартир для поселения уже были рассмотрены. Дело в том, что Матрена Васильевна жила одна в старом доме. Все ее имущество составляли кровать, стол, лавки и любимые хозяйкой фикусы. Да еще колченогая кошка, которую женщина из жалости подобрала на улице, и коза. Пенсии она не получала, так как в колхозе вместо трудодней ей начисляли палочки. Работать по состоянию здоровья уже не могла. Потом, правда, с огромным трудом оформила пенсию по потере мужа. При этом всегда безмолвно приходила на помощь каждому, кто к ней обращался, и ничего не брала за свой труд. Такова первая характеристика Матрены в рассказе «Матренин двор». К этому можно добавить, что готовить крестьянка тоже не умела, хотя квартирант был непривередлив и не жаловался. И еще пару раз в месяц на нее нападала сильная хворь, когда женщина даже встать не могла. Но и в эти минуты она не жаловалась, и даже старалась не стонать, чтобы не беспокоить квартиранта. Особо автор подчеркивает голубые глаза и лучезарную улыбку - символ открытости и доброты.

Трудная судьба героини

История жизни помогает лучше понять человека. Без нее будет неполной и характеристика Матрены в рассказе «Матренин двор».

Собственных детей у крестьянки не было: все шестеро умерли в младенчестве. Замуж она вышла не по любви: несколько лет ждала с фронта жениха, а потом согласилась стать женой его младшего брата - время было тяжелое, а рук в семье не хватало. Вскоре после венчания молодых вернулся Фаддей, который так и не простил Ефима и Матрену. Считалось, что он наложил на них проклятие, и позже муж героини сгинет уже на второй мировой. А женщина возьмет на воспитание Киру, младшую дочь Фаддея, и одарит ее любовью и заботой. Обо всем этом рассказчик узнал от хозяйки, и она вдруг предстала перед ним в новом облике. Уже тогда повествователь понял, насколько далека от реальной его первая характеристика Матрены.

Матренин двор между тем стал сильнее притягивать взгляды Фаддея, пожелавшего забрать приданое, назначенное Кире приемной матерью. Эта часть горницы и станет причиной гибели героини.

Жить ради других

Матрена Васильевна давно предчувствовала беду. Автор описывает ее страдания, когда оказалось, что во время крещения кто-то забрал ее котелок со святой водой. Потом вдруг А перед разбором горницы хозяйка и вовсе сама не своя ходила. Обрушение крыши означало для нее конец жизни. Из таких мелочей складывалась вся жизнь героини, которую она прожила не для себя, а ради других. И когда Матрена Васильевна отправилась вместе со всеми на она тоже хотела помочь. Искренняя, открытая, не озлобившаяся от несправедливостей жизни. Все принимала, как назначенное судьбой и никогда не роптала. К такому выводу подводит характеристика Матрены.

«Матренин двор» заканчивается описанием сцены похорон героини. Она играет важную роль в понимании того, как отличалась эта крестьянка от людей, которые ее окружали. Рассказчик с болью отмечает, что сестры и Фаддей тут же стали делить скудное имущество хозяйки. И даже подруга, как будто искренне переживавшая потерю, успела отхватить себе кофточку. На фоне всего происходящего рассказчик вдруг вспомнил живую Матрену, так непохожую на всех остальных. И понял: она-то и есть тот праведник, без которого не стоит ни одно село. Да что там село - вся земля наша. Это доказывают жизнь и характеристика Матрены.

«Матренин двор» содержит сожаление автора о том, что при жизни он (как, впрочем, и другие) не смог до конца понять величие этой женщины. Потому можно воспринимать произведение Солженицына как некое покаяние перед героиней за свою и чужую душевную слепоту.

Показателен еще один момент. На изувеченном теле героини остались нетронутыми светлое лицо и правая рука. «Будет за нас на том свете молиться», - сказала одна из женщин в рассказе «Матренин двор». Характеристика Матрены, таким образом, заставляет нас задуматься над тем, что рядом живут люди, способные в невыносимых условиях сохранить человеческое достоинство, доброту, смирение. И отчасти благодаря им, существуют еще в нашем мире, наполненном жестокостью, такие понятия, как сочувствие, сострадание, взаимопомощь.



 


Читайте:



Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Михалков Сергей Владимирович Праздник Непослушания Сергей Владимирович Михалков Праздник Непослушания Повесть-сказка "Праздник Непослушания" -...

Почвенный покров южной америки

Почвенный покров южной америки

Страница 1 В отличие от Северной Америки, где изменения в растительном покрове зависят в значительной степени от изменений температурных условий,...

Расправленные крылья - музыкальная пауза Порядок описания Московской операции

Расправленные крылья - музыкальная пауза Порядок описания Московской операции

Ситуация на фронте весной 1942 года, планы сторон, немецкое наступление летом 1942 года, начало Сталинградской битвы, немецкий оккупационный режим,...

Cобытия Второй мировой войны

Cобытия Второй мировой войны

Вторая мировая война считается самой крупной в истории человечества. Она началась и закончилась 2 сентября 1945 года. За это время в ней приняло...

feed-image RSS