Главная - Логопедия
Практическое исследование памятника затопленным кораблям. Памятник затопленным кораблям (Севастополь)

Одним из самых загадочных и удивительных памятников является памятник Затопленным кораблям в . Изображение этого памятника по праву считается эмблемой города, его можно также увидеть и на современном гербе Севастополя.

Рядом с памятником Затопленным кораблям всегда очень много народа, каждый старается старается сделать фото на память на фоне памятника Затопленным кораблям, но мало кто знает его удивительную историю.

Памятник Затопленным кораблям — исторические события, которые сподвигнули к его созданию

В сентябре 1854 года под Евпаторией высадилась огромная армия союзников, в которую входили англичане, французы, турки, итальянцы. В неравном бою на реке Альма русские проиграли, и над городом Севастополем нависла реальная угроза прорыва неприятельского флота на внутренний рейд. Силы вновь были не равными: у неприятеля — пароходы, а у нас в основном старые деревянные парусники.

К тому же при проверке эффективности севастопольских береговых батарей произошла неприятность: небольшое торговое судно, специально превращенное в мишень, отправили дрейфовать, расстреливая со всех береговых орудий. Но шаланда получила только небольшие повреждения, а вот в фортах появились заметные трещины от выстрелов!

На военном совете 9 сентября 1854 года начальник штаба вице-адмирал В.А. Корнилов призывал выйти в открытое море и всеми силами атаковать корабли противника, а при необходимости пойти на абордаж и умереть со славой, взорвав себя вместе с неприятельской армадой. «Умереть мы всегда успеем», — возражали другие члены совета. Нельзя ли применить знаменитую суворовскую хитрость?

И тогда командир линейного корабля «Селафаил» капитан 1 ранга Зорин решил осмелиться озвучить перед командованием оригинальную идею, которую уже обсуждали в кулуарах: что если затопить поперек входа в бухту часть старых судов? А моряки сойдут на берег, чтобы защищать Севастополь на бастионах!

Скрывая сильную дрожь в голосе, Зорин предложил первым затопить собственный корабль. С ним сразу согласился вице-адмирал Павел Степанович Нахимов. Однако Корнилов был непреклонным: пустить на дно собственные боевые корабли? Он на такое не сможет пойти!

И только после озвученной угрозы главнокомандующего — князя Александра Меньшикова, который в случае неповиновения приказал Корнилову сдать полномочия и покинуть город. Владимир Алексеевич скрепя сердцем заявил:

Печально уничтожить свой многолетний труд: много было потрачено усилий, чтобы держать корабли, обреченные на гибель, в завидном свету порядке, но необходимо покориться судьбе. Москва горела, а Русь от этого не погибла.

Итак, чтобы преградить пути вражеским судам было решено опустить на дно поперек фарватера парусные корабли, побывавшие во многих морских сражениях. Все тяжелые орудия сняли и отправили на берег, ими усилили батареи и редуты.

Некоторые из этих пушек можно увидеть и сегодня, например, на , где в первую оборону Севастополя, располагался легендарный 4 бастион, в числе командира которого был артиллерийский офицер Лев Толстой.

Нахимов в приказе по эскадре писал:

Я в необходимости нахожусь затопить суда вверенной мне эскадры и оставшиеся на них команды с абордажным оружием присоединить к гарнизону. Я уверен в своих командах, что каждый из них будет драться, как герой.

Это предсказание сбылось абсолютно полностью. Команды затопленных военных судов пополнили ряды защитников города Севастополя. А первым из плеяды прославленных адмиралов трагически погиб Владимир Алексеевич Корнилов на , завещая своим товарищам:

Отстаивайте же Севастополь!

У семи буев, обозначавших места последних дислокаций, стали на якорь легендарные ветераны флота: корабли «Селафаил», «Силистрия», «Уриил», «Три святителя» и «Варна». Расположили все корабли строго с севера на юг, между Константиновской и Александровской батареями.

Ближе к северному берегу затопили фрегат «Сизополь», а к южному — фрегат «Флора». Ночью 11 сентября 1854 года бригады корабельных плотников проламывали топорами днища, а на некоторых кораблях были взорваны специально установленные пороховые заряды.

Но не все старые суда ушли под воду сразу же. Например, корабль «Три святителя» каким-то чудом держался до самого утра. Врагов известие о заграждении привело в сильный шок! Они отменили нападение на северную сторону и решили пойти в обход. В то время наши войска укрепляли батареи на всём берегу. Именно поэтому затопленные корабли нельзя считать потерей, так как они преградили собой путь к победе неприятельского фронта.

Даже сильное преимущество нападавших не могло принести им успеха. Предпринятая союзными войсками морская атака севастопольских батарей закончилась их неудачей. Поразительно, но даже оказавшись на дне, флотилия продолжала сражаться!

Мачты затонувших русских кораблей ломали вражеские днища, а огонь береговых фортов довершал дело. Многие суда противника получили сильные повреждения и поспешили оказаться вне досягаемости выстрелов русских артиллеристов.

Одно из самых нестандартных военных решений — затопление собственных военных кораблей — оказалось единственно верным: союзнический флот, многократно превосходивший Россию как в численности, так и в оснащении, не смог завладеть главной бухтой Севастополя и значительно утратил свое опасное преимущество.

О том, насколько лежащие на дне суда мешали врагам, красноречивее всего говорит тот факт, что в ноябре 1854 года на английском пароходе «Принц» везли команду водолазов и специальные мины, которыми собирались разрушить затопленные корабли. Но «Принц» сам пошел на дно во время сильнейшего шторма у берегов

Стихия не пощадила и оборонительную линию севастопольских защитников: из-за частичного разрушения подводной преграды в ноябре-декабре были затоплены еще два судна — корабль «Гавриил» и корвет «Пилад».

Другой сильный шторм, разразившийся в феврале 1855 года, тоже сыграл на руку врагам, разметав стройную линию нашей «подводной обороны». Поэтому признал необходимым затопить еще несколько старых судов:

Если неприятельские корабли утвердятся на рейде, то кроме того, что мы потеряем город Севастополь и флот, мы лишимся всякой надежды в будущем; имея Севастополь, мы будем иметь и флот… а без Севастополя нельзя иметь флот на Черном море. Аксиома эта ясно доказывает необходимость решиться на различные меры, чтобы заградить вход неприятельским судам на рейд и тем спасти Севастополь.

Это и послужило причиной создания второй подводной «шеренги». В феврале 1855 года на дно Севастопольской бухты между Михайловской и Николаевской батареями ушли другие корабли — «Двенадцать апостолов», «Ростислав», «Святослав», фрегаты «Кагул», «Мессемврия» и «Мидия».

Именно на месте второй линии затопления судов, в 23 метрах от берега, в 1905 году был установили памятник — к пятидесятилетию беспримерной обороны Севастополя, которая продолжалась в общей сложности 11 месяцев!

О великом подвиге державших оборону доблестных воинов с уважением писали все газеты даже тех государств, которые всеми силами пытались стереть с лица земли непобедимые бастионы. 349-дневная героическая эпопея города прославила защитников города на весь мир.

Памятник Затопленным кораблям — планирование и создание

Сначала планировалось установить монумент на месте первой линии затопления кораблей, то есть возле Константиновского равелина. Однако правительственная комиссия посчитала, что возводить два памятника слишком накладно для казны. Её строгие члены, возглавляемые Великим князем Александром Михайловичем, внимательно оценивали проекты ведущих инженеров и архитекторов.

Автором лучшего из них был признан начальник службы Севастопольской крепости инженер-подполковник Фридрих-Оскар Энберг, который и предложил установить монумент прямо в море. Стоит заметить, что именно он спроектировал всемирно известное здание севастопольской

Решено было сделать колонну круглой и водрузить её на гранитном утесе архитектор и художник Валентин Фельдман, автор проектов многих православных храмов Крыма и некоторых строений в Севастополе. Примерно в середине 1903 года к завершающему этапу разработки и осуществлению всех замыслов был привлечен эстонский скульптор Амандус Генрих Адамсон. Кстати, именно он оставил свою подпись на памятнике, а точнее на бронзовом барельефе, изображающем затопление кораблей.

Когда война закончилась, то со дна Севастопольской бухты удалось поднять, отремонтировать и вернуть в строй 20 кораблей(!), но большинство были уже слишком ветхими и пошли на слом.

Очистка бухт затянулась на несколько десятков лет. Опытные водолазы утверждают, что сейчас дно бухты представляет собой настоящий лабиринт из остатков судов всех эпох, в толще ила прячется множество неразорвавшихся мин и бомб, так что трогать этот «подводный мусор» крайне опасно.

За очень долгую историю Черного моря дно этой бухты не раз поднималось и опускалось, так что рельеф его крайне сложен, он изобилует отмелями, которые на флотском языке именуются «банками». Многие из них облюбовали колонии обитающих здесь мидий. По легенде, памятник Затопленным кораблям стоит именно на этой отмели.

На напротив памятника Затопленным кораблям во время общественных гуляний готовили обеды и ужины рестораны, кафе и буфеты. Реклама гласила: «От 1 до 6 часов — обеды из 3-х блюд — 78 копеек, из 4-х — 1 рубль. Открытая терраса с видом на море и Большой рейд». Особым расположением у публики пользовались ресторан в здании яхтклуба и буфет под управлением опытного метрдотеля Жоржа.

Сейчас от ресторанов не осталось и следа, войны и неумолимое время неоднократно меняли внешний вид Приморского бульвара, но лишь одно остается неизменным — любимый горожанами памятник. Каждому, кто хоть раз побывал в знаком его запоминающийся облик: стройная коринфская колонна, увенчанная бронзовым двуглавым орлом с распростертыми крыльями.

Памятник Затопленным кораблям — значение символов изображенных на нем

Не смотря на то, что этот памятник — один из популярнейших туристических объектов, изображен на современном гербе Севастополя, он до сих пор окутан ореолом тайны и является предметом споров и неожиданных открытий.

Странность состоит в том, что постамент развернут «лицом» к морю, то есть рассмотреть его во всей красе можно лишь со стороны акватории, а никак не с берега. Почему так? Скорее всего, в этом заключается смысл памятника: он обращен не к «сухопутным» туристам, а в море — к месту, с которого началась первая героическая беспрецедентная оборона города.

В клювах двуглавый орел держит венок. Одна половина его сплетена из лавровых листьев, символизирующих славу, победу, триумф, очищение, а вторая из дубовых листьев с желудями, олицетворяющими стойкость, зрелость, потенциальные возможности и уверенность в своих силах.

К верхней части венка прикован висящий на цепи морской якорь. Орел увенчан большой императорской короной с крестом. Однако в советские годы крест не поленились спилить. Планировали поменять его на звезду и снабдить электрической лампочкой! К счастью, проект не состоялся.

В 2003 году крест на короне появился вновь, но только не Георгиевский крест, как положено, а скорее латинский… А вот на груди орла сохранилось изображение Георгия Победоносца. Со стороны набережной верхнюю часть пьедестала украшает бронзовый барельеф, изображающий идущие на дно корабли.

Под ним на гранитных плитах высечены слова:

ВЪ ПАМЯТЬ КОРАБЛЕЙ, ЗАТОПЛЕННЫХЪ въ 1854 и 1855 г. г. ДЛЯ ЗАГРАЖДЕНИЯ ВХОДА НА РЕЙДЪ.

Со стороны моря ранее была закреплена выступающая из морских волн бронзовая мачта парусного корабля. Но её сорвало штормом в 1975 году, и до сих пор она не восстановлена.

Вся история легендарного памятника Затопленных кораблей — это непрерывная борьба со стихией. Морские волны разбиваются о постамент уже более 100 лет. Море неумолимо терзает гранит, вымывает каверны в камне, норовит «отгрызть» бронзовые детали монумента. Угрожали символу города даже купальщики, ведь многие десятилетия напротив памятника находился городской пляж.

Отдыхающие часто карабкались на пьедестал и даже сбрасывали с него камни, чтобы устроить себе «ванночки» у подножия колонны. От старожилов Севастополя часто приходится слышать, что напротив памятника Затопленным кораблям прямо из моря был источник пресной воды, к которому ребята ныряли, протискиваясь между подводных камней.

Однажды незадачливый ныряльщик застрял, и после того, как его с большим трудом вытащили, во избежания повторных несчастных случаев, грот с источником залили бетоном.

Памятник Затопленным кораблям во время Великой Отечественной войны

Сам памятник несколько раз подвергался серьезному ремонту, особенно его подводная часть, которая страдала больше всего, так что за дело приходилось браться водолазам.

Во время Великой Отечественной войны был пробит пулями бронзовый барельеф, повреждены база колонны и капитель, появились осколочные и пулевые пробоины в крыльях орла, а также в короне и на колонне.

Памятник первым встретил своего врага: рано утром 22 июня 1941 года рядом с ним взорвалась сброшенная с фашистского самолета мина. Вторая, так и не разорвавшаяся, была обнаружена водолазами недалеко от него в июле 2005 года. Во время Великой Отечественной войны бомбы и снаряды непрерывно падали в бухту.

А 9 мая 1944 года передовые отряды Красной Армии, подойдя ближе к набережной увидели чудом уцелевший памятник, рядом с которым дымился пылающий вражеский танкер. Как же памятнику удалось выстоять?!

Он и сейчас хранит свои тайны. Например, мало кто знает, что из-за начавшейся Русско-японской войны его торжественное открытие не состоялось. А затем — революции и вновь войны… Поэтому это один из тех немногих монументов в мире, который официально так и не открыт.

Заплывы у памятника Затопленным кораблям

Севастопольский преподаватель математики Владимир Салтанов, который посвятил памятнику немало исследований, насчитал 17 названий, которыми в разные годы награждали его авторы путеводителей и журналисты. Первым названием, которое обнародовала строительная комиссия, звучало так: «Памятник затопления кораблей».

Один из старожилов города — Владимир Коган, часто рассказывает историю из своей юности о том, что в послевоенном Севастополе существовала организация ДОСФЛОТ, которая расшифровывалась как «Добровольное общество содействия флоту».

«Благодаря ей севастопольская молодежь бесплатно осваивала навыки плавания под парусом и на веслах. Почти в каждом учреждении и учебном заведении города была своя команда гребцов, которые регулярно соревновались.

Особым шиком у молодых парней считалось проскочить на полной скорости в пятиметровую «щель» между берегом и памятником Затопленным кораблям. Это требовало весьма большого искусства, так как смельчаков поджидали многочисленные подводные камни, а сам памятник стоит на отмершей устричной «банке». В парусной шлюпке находилось обычно шестеро: впередсмотрящий, рулевой и гребцы.

Однажды, командир одной из лодок решил впечатлить знакомую девушку. Усадил её в шлюпку, а сам вместе с товарищами пошел на разгон.

Но рассеянность влюбленного парня привела к плачевным последствиям: со всего маху налетев на камень у подножия памятника, судно треснуло, мачта накренилась, и девушка чудом осталась жива, а соленой воды наглотались вдоволь все участники «заплыва». Неизвестно, как бы сложились отношения у влюбленных, но из командиров шлюпки жених был разжалован».

В 2007 году на средства правительства Москвы памятник отремонтировали, на бронзового орла смело взобрались альпинисты Валерий Кныш и Дмитрий Радулов. Они заклеили 30-сантиметровую трещину в основании правого крыла специальным клеем.

Однако следует понимать, что такая «заплата» не простоит долго. Одним словом, памятник Затопленным кораблям ждет своих реставраторов и проведения серьезных исследований.

Если вы попадете на набережную Приморского бульвара, обязательно полюбуйтесь на памятник затопленным кораблям в . Он установлен на искусственной скале из гранита в нескольких метрах от берега. Сооружение представляет собой колонну, на вершине которой восседает двуглавый орел из бронзы, увенчанный короной, размах его крыльев 2,67 м. Смотрит величественная птица в сторону моря.

Авторы: скульптор Амандус Адамсон, архитектор В. А. Фельдман, военный инженер О. И. Энберг. С 1969-го года изображение достопримечательности красуется на гербе города-героя, а с 2000-го – и на флаге Севастополя.

Напротив памятника на берегу установлены два якоря от затопленных кораблей и памятная доска, сообщающая, что в 1905 году здесь царскими войсками были расстреляны матросы крейсера «Очаков». Поэтому и стена называется «расстрельной».

История памятника затопленным кораблям

Открытие монумента состоялось в 1905 году. Его установили в честь 50-летней годовщины .
События, в честь которых поставили памятник, разворачивались во время Крымской войны. В те дни (середина XIX века) бои шли на нескольких морях, в том числе на Белом, Баренцевом и побережье Камчатки. Однако именно в Крыму сражения стали самыми жестокими, а противостояние самым продолжительным.

Российской империи пришлось вступить в противостояние с армией коалиции, состоявшей из британских и французских войск. На стороне союзников сражались также королевство Сардиния и Османская империя.

В сентябре 1854 года флот врагов грозил подойти вплотную к берегам крымского города. Тогда командир российского корабля «Селафаил» капитан А.А. Зарин озвучил идею — затопить перед входом в бухту часть устаревших судов. Первым он предложил пустить на дно свой корабль.

Через два дня потопили семь единиц флота. Всего же за годы Крымской войны на дно легло около двух десятков русских кораблей. Их мачты, выступавшие над волнами, не пускали врагов в бухту. Экипажи при этом, с пушками и снаряжением, сошли на берег и героически сражаться на бастионах и редутах города.

Выдержал революцию, войну и землетрясение

После революции 1917 года по стране прошла волна смены памятников, напоминающих об императорском прошлом. Однако бронзового двуглавого орла, всматривающегося в морскую даль с колонны, никто не тронул. Впрочем, как-то раз прозвучало предложение вместо короны водрузить над головой у птицы пятиконечную звезду.

Памятное сооружение устояло во время землетрясений 1927 года в Крыму, не получило повреждений и в годы Великой Отечественной войны, хотя сам город был практически разрушен.

Как добраться до памятника затопленным кораблям?

Место это знаковое, сердце Севастополя. Здесь полно исторических и памятных мест, всегда много людей. Поэтому общественный транспорт ходит активно, а вот найти место для парковки автомобиля довольно сложно. Чтобы посмотреть памятник затопленным кораблям в Севастопольской бухте, необходимо добраться до центра города. Затем от площади Нахимова нужно пройти пешком в сторону моря. При среднем темпе ходьбы вам понадобится всего несколько минут.

Близ памятника затопленным корабля находится драконий мостик (мост влюбленных), солнечные часы, мемориал «С пользой и во славу России». Всего в нескольких минутах ходьбы от берега расположены такие популярные достопримечательности Севастополя как.

«Москва горела, но Русь от этого не погибла…» так скажет с болью и горечью вице-адмирал Корнилов после того как на подступах к Севастополю будет затоплен российский флот. Горестная и драматичная страница в истории страны. Они были первыми – фрегаты, выдержавшие не один бой с врагом и выстроившиеся в ряд под жерла своих же орудий. Залп и черноморский флот уходил на дно, давая шанс выдержать оборону города, не позволить неприятелю захватить Крым. Беспрецедентное решение, спорное. Но даже неприятельские полководцы признали, что решение русских было единственно правильным.

Затопили корабли в ночь на 11 сентября 1854 года. Бывалые моряки не стеснялись слез. Особо трагично выглядел расстрел парусника «Три святителя». По нему били пушки, а он держался на плаву и не уходил на дно почти сутки. Он гордо скрылся в водах Севастопольской бухты лишь тогда, когда пароход «Громовержец» расстрелял его в упор. И долго еще в течение 349 дней мачты погибшего флота торчали над водой, придавая мужества и злости защитникам. Всего затопили 75 боевых кораблей и 16 вспомогательных. Миг вечности… Миг памяти…

Трехметровый утес возведен в нескольких метрах от Приморского бульвара. Гранитные глыбы венчает высокая колонна в коринфском стиле. Бронзовый орел, склонив свои обе головы, навеки замер с лавровым венком. Эта колонна – символ Севастополя, это символ российского Черноморского флота, погибшего во имя мира. Общая высота памятника почти 17 метров, размах бронзовых крыльев орла – 2,67 метра. Возвели памятник в 1905 году, к 50-летию обороны Севастополя. Напротив стелы, на берегу прикрепили якоря снятые с погибших кораблей.

Любопытная деталь, севастопольцы утверждают, что если рассматривать памятник со стороны моря то в очертаниях орлиных крыльев можно угадать человеческие профили, причем один из них принадлежит адмиралу Нахимову, а другой Николая Первому. Автор памятника ставшего символом доблести черноморского флота стал скульптор из Эстонии Амандус Адамсон, принимали участие в возведении стелы также архитектор В.А Фельдман и инженер О.И Энберг.

Невероятно, но памятник погибшим кораблям в Севастополе уцелел и даже не был поврежден во время Великой Отечественной. Даже несмотря на то, что он расположен на одном из самых опасных мест и является отличной мишенью. Вокруг него разрывались снаряды и мины, но стела стояла и придавала мужество жителям Севастополя в самые тяжелые времена. И когда советские войска, освободив родной город, оказались на Приморском бульваре – первое что они увидели – стелу с орлом и полыхающий у ее основания немецкий танкер.


Памятник затопленным кораблям на фото

Адрес: г. Севастополь, недалеко от набережной и Приморского бульвара

GPS-координаты: 44.618388, 33.524263

Памятник затопленным кораблям в Севастополе был воздвигнут более ста лет назад в честь событий, которые происходили в середине XIX века. Несмотря на давность событий, история появления монумента и очертания памятника знакомы не только жителям города, но и любому, кто хоть однажды побывал здесь.

Эмблема города

И флот - неразделимые понятия. Город на протяжении всей истории своего существования доказывал верность, преданность и любовь морю и кораблям. Но однажды морякам пришлось пожертвовать самым дорогим, что у них было. Ради спасения города военные уничтожили корабли, которые преднамеренно были расстреляны собственными орудиями и затоплены в фарватере бухты, тем самым создавая преграду на пути следования вражеских судов.

Город был спасен. В честь этого события жители воздвигли монумент. С тех пор памятник затопленным кораблям стал своеобразной визитной карточкой Севастополя. Во времена существования Советского Союза изображение монумента было на гербе города. В 2000 году оно появилось на флаге Севастополя.

Все значимые для города даты отмечались разными событиями, в том числе и выпуском почтовых марок, памятных знаков, на которых изображены исторические места города. Памятник затопленным кораблям является обязательным элементом всех подобных композиций.

Как было принято решение о создании памятника

В 1905 году вся Россия отмечала 50-летие знаменательного исторического события, когда в ходе Крымской войны был удержан Севастополь. Памятник затопленным кораблям, фото которого представлены в статье, является свидетельством уважения отважных защитников города, а также знаком особых почестей русскому флоту. К этой важной для истории России дате и был возведен монумент.


Надо отметить, что идея создания подобного памятника появилась намного раньше. Еще к 20-летнему юбилею обороны Севастополя ее участники предлагали увековечить память о подвиге, совершенном русскими моряками. Бухта затопленных кораблей в проекте монумента академика Микешина занимала основную позицию. Но позднее было принято решение воздвигнуть памятники в разных местах города, где тоже шли ожесточенные бои за его свободу, и идея создания грандиозного монумента в память затонувшего флота была на несколько лет забыта.

Лишь в 1899 году, когда Россия стала готовиться к празднованию полувековой даты обороны Севастополя, она была рассмотрена вновь. К 1901 году существовало два основных проекта памятника, но на рассмотрение и дальнейшее утверждение был отправлен лишь один из них. Монумент, выполненный по этому проекту, и по сей день напоминает потомкам о былой славе русских моряков.

Исторические события, предшествовавшие установке памятника

Во время ведения Севастополю пришлось не один раз обороняться от сильного противника. Защитники шли на любые жертвы, благодаря чему город всегда оставался свободным.


Чтобы спасти город от вторжения неприятеля с моря, было принято решение преградить путь военным кораблям. Для этого моряки затопили в фарватере сначала семь вышедших из строя парусников. После сильных штормов, которые бушевали на море и в бухте осенью и зимой 1854 года, преграду из парусников необходимо было снова укрепить. Для этого здесь же позднее были затоплены еще три купеческих судна. Десять затопленных парусников составляли первую линию обороны.
В феврале 1855 года было принято решение о затоплении еще шести судов, которые создали вторую линию защиты. В августе этого же года были затоплены остальные суда флота. По утверждениям историков, всего на дно бухты было отправлено 75 военных судов и 16 вспомогательных. Экипажи боевых кораблей отправлялись на сушу и там продолжали героическую службу городу и Отечеству. Заслоны, созданные моряками, нередко получали названия их

Город был недосягаем для сил противника. Спасительную роль сыграли как усиленный огонь с береговой линии бухты, так и затопленные корабли. В Севастополе всегда считалось, что в те суровые времена в защите города принимали участие не только люди, но даже суда флота. Благодаря совместным усилиям врага удалось остановить перед самым входом в Севастополь.

Как принималось решение о затоплении кораблей

Историки до сегодняшнего дня не дают однозначного ответа, когда речь заходит о правильности принятого решения. У инициаторов решения о затоплении кораблей были ярые противники, которые считали, что нужно вывести флот в открытое море, принять там бой и при этом победить или погибнуть.


Реальная же обстановка была такой, что победа в открытом бою являлась маловероятной. Противник значительно превосходил русский флот по численности судов, их оснащенности, техническому совершенству.

После долгих споров и мучительных раздумий было принято тяжелое решение о затоплении флота. Время показало, что жертва была принесена не зря - Севастополь не был занят врагом. Героический поступок русских моряков был высоко оценен командованием англо-франко-турецкого флота. Отмечалось, что если бы не это неординарное решение, то хорошо подготовленной армии противника не составило бы труда одержать победу над русскими.

Создатели монумента

Памятник затопленным кораблям в Севастополе в том варианте, который мы видим сейчас, был создан скульптором Амандом Ивановичем Адамсоном, архитектором Валентином Августовичем Фельдманом и инженером Оскаром Ивановичем Энбергом. Этих людей принято считать главными авторами монумента.

О. И. Энберг предложил идею возведения памятника не на суше, а в море, что являлось оригинальным и неожиданным решением. Оно было положительно воспринято многими соавторами проекта, а также высочайшими особами при Дворе.

В. А. Фельдман в результате работы над замечаниями, поступившими от членов специальной комиссии, заменил квадратную колонну на круглую и предложил установить ее на искусственной скале, выступающей из моря. А. И. Адамсон был привлечен к работе над монументом уже на завершающем этапе его возведения. Являясь признанным мастером монументального искусства, он внес неоценимый вклад в процесс создания памятника.

Кроме того, нужно отметить, что весь творческий коллектив, который создавал памятник затопленным кораблям в Севастополе, состоял из большого числа талантливых художников, скульпторов, инженеров, простых людей, исполнявших творческие задумки признанных мастеров.

Название памятника

За всю историю своего существования монумент имел 15 различных названий. Одни из них были официально зарегистрированы, другие предлагались народом и были известны как альтернативные.


Строительная комиссия, передавшая монумент городу, назвала его в акте как памятник затопления кораблей. В 1914 году был издан исторический путеводитель, где описывался весь Крым. Памятник затопленным кораблям уже значился в этом издании под тем названием, которое известно и сейчас. Сегодня это название монумента является самым распространенным и считается наиболее правильным.

Как выглядит композиция

Из прибрежных вод у Приморского бульвара на расстоянии десяти метров от берега поднимается искусственная гранитная скала. Ее высота составляет 9 метров. На ней возвышается изящная семиметровая колонна, которую венчает коринфская капитель. Бронзовый установленный на вершине колонны, обращен в сторону моря. Он держит в клюве якорь и венок из лавровых и дубовых листьев, собираясь опустить их в воду и тем самым отдать почести погибшим кораблям.

На восьмигранном пьедестале памятника есть надпись: «В память кораблей, затопленных в 1854-1855 гг. для заграждения входа на рейд». На барельефах, обращенных к набережной, изображены сцены боя и затопления судов. На плите можно рассмотреть карту Севастопольской бухты и линию затопления кораблей.
Со стороны моря изначально к монументу была прикреплена бронзовая мачта, выступающая из воды. В настоящее время этот элемент композиции утерян.
Затопленные корабли в Севастополе удостоены чести и памяти как настоящие герои. Этот факт еще раз подтверждает мысль о неразрывном существовании флота и города.

Расстрельная стена

Место, где установлен памятник затопленным кораблям в Севастополе, можно по праву назвать историческим. В ноябре 1905 года здесь же произошло еще одно трагическое событие. На берегу у стены были расстреляны матросы с крейсера "Очаков". Они были жестоко наказаны властями за поднятый бунт.

Стена, около которой произошла расправа над людьми, находится рядом с тем местом, где потомки вспоминают затопленные корабли. В Крыму эту стену называют расстрельной. О печальных событиях напоминает и установленные здесь якоря, которые были подняты с затопленной флотилии.

Судьба затопленных кораблей

Затопленный флот сделал Севастопольскую бухту непригодной для судоходства. Именно поэтому было принято решение об очистке фарватера. Работы начались в 1857 году. За два последующих года основная часть судов была поднята на поверхность. Некоторые из них удалось восстановить, но многие пошли на слом. Работы по очистке бухты от останков затопленных кораблей продолжались еще в течение более чем десяти лет.

В композиции декоративной что расположена напротив памятника затопленным кораблям, использованы старые якоря, которые были подняты со дна бухты. Фото затопленных кораблей в музеях города Севастополя нет, но имеются полотна русских и зарубежных художников, где изображены те трагические дни. Благодаря этим работам можно с большой долей достоверности восстановить историю.

Памятник и время

Более ста лет возвышается у побережья Приморского бульвара колонна памятника. Много невзгод пронеслось за это время - землетрясения, штормы, войны. Но все испытания монумент выстоял с честью.

Памятник затопленным кораблям, фото и материал о котором представлен в статье, не пострадал даже во времена Великой Отечественной войны, что является удивительным фактом. Ведь в тех местах, где стоит памятник, шли ожесточенные бои. Монумент хорошо просматривается с разных точек обзора, о чем свидетельствуют многочисленные фотографии памятника.

Однако нужно отметить, что его приходилось неоднократно реставрировать. Специальные работы проводились в 1951, 1955-1959 годах. В 1989 и 2003 году тоже была проведена реконструкция отдельных частей памятника.

Чем привлекательна Севастопольская бухта

В мирные дни Приморский бульвар с памятником затопленным кораблям - это одно из самых оживленных мест в Севастополе. Сотни туристов и местных жителей приходят сюда ежедневно.

Невольно закрадывается мысль, что композиция, созданная в честь славы и мужества русского флота, обладает особой магией, способной противостоять любому врагу, темной силе. Возможно, это и притягивает сюда сотни людей.



 


Читайте:



Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Михалков Сергей Владимирович Праздник Непослушания Сергей Владимирович Михалков Праздник Непослушания Повесть-сказка "Праздник Непослушания" -...

Почвенный покров южной америки

Почвенный покров южной америки

Страница 1 В отличие от Северной Америки, где изменения в растительном покрове зависят в значительной степени от изменений температурных условий,...

Расправленные крылья - музыкальная пауза Порядок описания Московской операции

Расправленные крылья - музыкальная пауза Порядок описания Московской операции

Ситуация на фронте весной 1942 года, планы сторон, немецкое наступление летом 1942 года, начало Сталинградской битвы, немецкий оккупационный режим,...

Cобытия Второй мировой войны

Cобытия Второй мировой войны

Вторая мировая война считается самой крупной в истории человечества. Она началась и закончилась 2 сентября 1945 года. За это время в ней приняло...

feed-image RSS