Главная - Логопедия
Сценарий литературное путешествие в библиотеке. Сценарий игры путешествия «Литературный дилижанс Даля»

Литературно-игровая программа для детей 5 - 6 лет, посвященная Международному Дню детской книги.

Цель: создать условия для формирования у детей позитивной мотивации к чтению.

Задачи:

Привлечь детей к чтению книг;

Развивать интерес у детей к русскому народному творчеству, к книге, чтению;

Развивать творческие способности, речевую активность, фантазию и воображение.

Возраст: 5 - 6 лет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Путешествие в Королевство книг»

литературно-игровая программа

Разработала

методист

ЦРТДиЮ «Левобережный» г. Липецка

Захарова Надежда Алексеевна

Цель: создать условия для формирования у детей позитивной мотивации к чтению.

Задачи:

Привлечь детей к чтению книг;

Развивать интерес у детей к русскому народному творчеству, к книге, чтению;

Развивать творческие способности, речевую активность, фантазию и воображение.

Возраст: 5 - 6 лет.

Ход мероприятия

Ведущий: Добрый день! В весёлый час! Рады здесь мы видеть вас!

Здравствуйте, ребята и родители!

Мы с вами находимся в сказочном Королевстве книг, которое зовется библиотека. Нет в нем ни золота, ни серебра. Богатство этого королевства – книги. В них – вся мудрость жизни, а мудрость помогает выйти из любого трудного положения, чувствовать себя не только богатым, красивым, но и находчивым.

И сегодня у нас праздник. А вы знаете - какой? Мы отмечаем именины. У Илюши? Оли? Димы? У девчонок? У мальчишек? Нет! У наших книжек!

Именины Буратино

Мы отпразднуем с тобой,

Не забудем про Мальвину

И про ключик золотой.

Именинник теремок

И бесстрашный петушок,

Дядя Федор, кот Матроскин

И веселый колобок.

Чтобы много узнать,

Настоящим человеком

Помогают книги стать!

Ведущий: Сегодня мы пригласили самого веселого в мире сказочного героя. (Смотрит на часы.) Только он почему-то задерживается. Пока он не пришел, я загадаю вам сказочные загадки. Вы сказки любите? (Ответы детей.) Тогда и загадки мои отгадаете и героев сказок назовете.

Деревянный шалунишка

Добрым, смелым

Был мальчишкой.

Вот за то ему Тортила

Ключ волшебный подарила.

Как зовут у Карло сына?

Ну конечно, … (Буратино).

Два розовых уха

И розовый хвостик,

Ходил с Винни-Пухом

Он к Кролику в гости. (Пятачок.)

Девочка хорошая

По лесу идет.

И в корзине булочки

Бабушке несет.

За кустами светятся

Пара злющих глаз.

Кто-то страшный встретится

Девочке сейчас. (Красная Шапочка.)

Перед волком не дрожал,

От медведя убежал,

А лисичке на зубок

Все ж попался … (Колобок.)

Лягушка дом себе нашла:

Мышка добрая была.

В доме том, в конце концов,

Тесно стало от жильцов. (Теремок.)

Возле леса, на опушке,

Трое их живет в избушке,

Там три стула и три кружки,

Три кроватки, три подушки. (Три медведя.)

Прямо в болото упала стрела,

А в этом болоте царевна жила. (Царевна-лягушка.)

Красна девица грустна -

Приближается весна.

Ей на солнце тяжко,

Слезы льет бедняжка! (Снегурочка.)

Кук зовут крысу старухи Шапокляк? (Лариска.)

Берегись болезнь любая -

грипп, ангина, дифтерит.

Всех на бой вас вызывает

Славный доктор... (Айболит.)

С ним Малыш знаком давно.

Он к нему влетел в окно. (Карлсон.)

(Звук пропеллера. Влетает Карлсон.)

Карлсон: Привет, Малыши! Я, наверное, самый великий опаздывальщик в мире. Но я же не мог оторваться от самой большой банки с вареньем. Ведь варенье - это лучшее в мире лекарство. Извините, пожалуйста, за опоздание.

Ведущий: Опаздывать, конечно, не хорошо. Но этот раз мы тебе простим. Правда, ребята? Мы очень рады, что ты, Карлсон нашел время и прилетел на наш праздник.

Карлсон: Я праздники люблю. А где же торт? (Оглядывается.) Ну, я так не играю. Что же это за праздник такой?

Ведущий: Праздники разными бывают. Сегодня здесь собрались дети, которые очень хотят познакомиться с разными книжками.

Ребята, вы же хотите подружиться с книгами? (Ответы детей.)

А это значит, у книжек станет больше друзей-читателей. Это настоящий праздник!

Карлсон: Можно я стану лучшим читателем?

Ведущий: Конечно, можно.

Ведущий: Ой! Кто бы это мог быть?

(Звучит музыка. В зал входит Дюдюка.)

Дюдюка: Позвольте представиться. Дюдюка Барбидокская! (Раскланивается.)

Ведущий: Но мы тебя не приглашали.

Дюдюка: Меня никто не приглашает, я сама прихожу. Я вот подслушала, что у вас тут праздник и решила праздник-то вам и испортить.

Карлсон: Как же ты его испортишь?

Дюдюка: А я всех перессорю.

Ведущий: Ничего у тебя не выйдет. Наши ребята дружат не только между собой, но и с книжками. Правда, ребята?

Дюдюка: Ой, насмешили! Как же с книжкой можно дружить? С ней даже поссориться нельзя - она говорить не умеет.

Ведущий: Поссориться с книжкой, конечно, нельзя. А вот рассказать она может много нового и интересного.

Карлсон: Чтобы стать хорошим читателем, надо учиться.

Дюдюка: (в сторону) Бумсик не удался. Сейчас я им устрою!

А я сказки люблю. Хотите, вам сказочку расскажу? Тогда слушайте!

Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая. Стал он репку тянуть, а вытянуть не может. Позвал дед курочку рябу, Красную Шапочку, Винни-Пуха. Вот тянули они, тянули и вытянули невод с золотой рыбкой. И сказала золотая рыбка: «Не садись на пенек, не ешь пирожок. Неси дедушке, неси бабушке.».

Понравилась сказка?

Ведущий: Я думаю, тебе, Дюдюка, просто необходимо перечитать сказки. Ребята, помогите Дюдюке, подскажите, как называется сказка, с которой она начала свой рассказ. («Репка».) Давайте вспомним всех персонажей сказки:

Кого позвал дед? (бабку)

А бабка кого позвала? (внучку)

Внучка кого? (Жучку.)

А Жучка? (кошку)

Ну и, наконец, кого позвала кошка? (мышку)

Чем закончилась сказка? Вытянули репку или нет?

Молодцы, ребята! Хорошо вы знаете эту сказку!

Карлсон: Часто у сказочных героев длинные имена. Такие длинные, что я не могу запомнить. Сейчас я буду произносить одну часть имени, а вы - дружно, вместе, продолжайте:

Кощей … (Бессмертный) ;

Иван … (Царевич) ;

Василиса … (Премудрая) ;

Спящая … (Красавица) ;

Змей … (Горыныч) ;

Конек … (Горбунок) ;

Крошечка … (Хаврошечка) ;

Мальчик … (с-пальчик) ;

Сивка … (Бурка) ;

Жар … (птица) ;

Гуси … (лебеди) .

Карлсон: Спасибо, ребята! Благодаря вам, я запомнил имена этих героев.

Дюдюка: (в сторону) И все равно я испорчу им праздник.

Я побегала по сказкам и отобрала у героев разные предметы. Без них сказки не смогут вам рассказать свои истории.

Ведущий: Что же ты наделала? Надо срочно вернуть вещи на место. Ребята, надо отгадать, какому сказочному герою каждый предмет принадлежит.

Игра «Угадай героя сказки по предмету»

Азбука, колпак, ключик (Буратино);

Туфелька (Золушка) ;

Метла (Баба-Яга) ;

Стрела (Иван-царевич) ;

Корзинка с пирожками (Красная Шапочка) ;

Фонендоскоп, шприц (Доктор Айболит) ;

Горшочек с медом (Винни-Пух) ;

Горошина (Принцесса на горошине) .

Ведущий: Молодцы, ребята. Помогли героям сказок вернуть свои вещи.

Дюдюка: (в сторону) : Опять бумсик не удался.

Конкурс-эстафета «Сказочная мозаика»

Ведущий: Мы убедились, что героев сказок вы знаете.

Ребята, у нас случилась одна неприятность. Со стены упали портреты двух сказочных героев и разбились. Помогите их собрать.

(Одна команда собирает картинку с изображением Колобка, а другая с изображением Вини-пуха.)

Ведущий: Спасибо, ребята! Теперь мы их портреты снова повесим на стену.

Конкурс-эстафета “Колобок”

Ведущий: А давайте вспомним, как катился колобок в сказке. А катился он по извилистым дорожкам. Он и от дедушки ушел, и от бабушки ушел и от волка, и от зайца … Посмотрим от кого из вас он тоже убежит.

(Дети встают в круг и под музыку быстро передают друг другу колобок. Музыка останавливается. Тот у кого в руках остался колобок, выбывает из игры.)

Карлсон: Ой, как интересно. Мне тут очень нравится. Я хочу записаться в вашу библиотеку. Библиотека как большой город. Здесь есть свои улицы и проспекты-стеллажи. У каждой книжки есть свой адрес, свой домик - это место на полочке. Быстро отыщет этот домик тот, кто внимательно прочтет надписи на специальных табличках-разделителях.

Дюдюка: Я все равно не могу найти то, что мне надо! (Нервничает. Топает ногой.)

Карлсон: Тогда надо подойти к библиотекарю …

Дюдюка: К кому?

Карлсон: К библиотекарю. Это человек, который в библиотеке работает, книжки находить помогает и домой их почитать дает.

Библиотекарь: Правильно, Карлсон. (Представляется.) Меня зовут …

Дюдюка: А вы книжки навсегда даете?

Библиотекарь: Нет. Книжки мы навсегда не можем вам отдать. С ними ждут встречи и другие наши читатели. А вот на время - пожалуйста. Только потом их надо обязательно вернуть.

Дюдюка: Я тоже хочу записаться к вам в библиотеку. Больше не буду всякие гадости и пакости делать! Буду учиться и стану хорошим читателем.

Карлсон: А что, если мы запишемся, то можем к вам каждый день ходить?

Библиотекарь: Да. (Библиотекарь рассказывает о времени работы библиотеки.)

Ведущий: Вот, ребята, и подошло наше путешествие в сказочное Королевство книг к концу.

Библиотекарь: Я надеюсь, что вам у нас понравилось. Много книг вы уже знаете! А сколько книжек еще незнакомых! Сколько замечательных историй они вам еще расскажут, стоит только захотеть.

Дюдюка: А можно мы пойдем, ваши книжки посмотрим?

Библиотекарь: Конечно, можно.

Карлсон: Тогда все летите за мной!

Дюдюка: (Карлсону) : Подожди! Я с тобой.

(Библиотекарь приглашает детей на экскурсию по библиотеке.)

Использованная литература:

Елкина Н.В., Тарабарина Т.Н. 1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996.

Липатникова Т.Н. Праздник начинается. – Ярославль: Академия развития: Академия, К°: Академия Холдинг, 2011. – 224 с.

Тубельская Г.Н. Праздники в детском саду и начальной школе. – М.: Линка-пресс, 2001. – 256 с.


Данный урок помогает поддержать интерес к чтению произведений классиков мировой литературы среди кадетов, содействовать воспитанию культуры чтения, активизировать и развить творческие способности кадетов.

Цель и задачи игры

  1. поддержать интерес к чтению произведений классиков мировой литературы среди кадетов, содействовать воспитанию культуры чтения;
  2. активизировать и развить творческие способности кадетов;

Оформление: На сцене картина Библиотечная страна, выставка книг писателей-классиков, два стола (или две парты), стулья для игроков. В зале - места для членов жюри.

Музыкальное оформление: Любая веселая музыка, которую можно включать на протяжении всей игры в качестве заставок.

Подготовка

В игре принимают участие три команды по три человека. В жюри приглашаются учителя, воспитатели, кадеты старших классов.

Для проведения игры заранее подготовлены три копии картины Библиотечная страна (в масштабе) с указанием маршрута путешествия, карточки с заданиями (вопросы подбираются в соответствии с программой по литературе). Чистые листы бумаги и фломастеры для выполнения заданий (либо ответы на вопросы пишутся на карточках с заданиями). Предлагаемый сценарий игры для 5 -го класса.

В ходе игры также принимают участие зрители каждой команды, правильный ответ на вопрос приносит дополнительные баллы команде, зрителю - карточку.

Команда - победитель награждается призами, другие команды и активные зрители (набравшие большее количество карточек) получают сувениры.

Игру проводит Ведущий (в роли ведущего могут быть зав.библиотекой, воспитатели, учителя).

Ведущий: Сегодня, ребята, я хочу пригласить вас отправиться путешествовать в удивительную страну сказок. Ее щедро населяют разные добрые и злые герои: гномы и тролли, колдуны и лешие, Баба-Яга и Кощей Бессмертный, Иван- царевич и Елена Прекрасная. Добраться туда нетрудно, нужно только на несколько мгновений закрыть глаза и представить, что мы летим на ковре-самолете далеко-далеко, через моря и океаны, леса и степи. Вот он опускается все ниже и ниже и, наконец-то, мы стоим на незнакомой улице.
Женя: Здравствуйте, ребята! Рада вас всех видеть. Вы помните сказочное заклинание?
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг.
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли,
Быть по-моему вели.
Конечно же, это заклинание из сказки В. Катаева «Цветик-Семицветик». А в каких сказках встречаются цветы и какие? Ответить на эти вопросы нам поможет «Цветик-Семицветик*. (Лепестки цветка изготовлены из цветной бумаги, на обратной сто¬роне которых написаны отрывки из сказок.)
Сейчас я буду отрывать по одному лепестку и зачитывать отрывок из сказки. Вы должны указать название сказки, а если есть автор, то назвать его.
1-й лепесток:
«Из ларца достали чудесную розу.
— Ах, как мило сделано! — в один голос сказали фрейлины.
— Мало сказать мило, — отозвался император,
— прямо-таки недурно!
Только принцесса потрогала розу и чуть не зап-лакала:
— Фи, папа! Она не искусственная, она настоящая!»
(Г. X. Андерсен. «Свинопас»)
2- й лепесток:
в «На пригорочке зеленом цветок цвету алого, красоты невиданной и неслыханной, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Запах от цветка по всему саду ровно струится, бежит».
(С. Аксаков. «Аленький цветочек»)
3- й лепесток:
«Старуха: “Ну что, отдохнула, обогрелась? Надо тебе еще кое-куда сбегать”.
Падчерица: “Куда же это, далеко?”
Старуха: “В лес, за подснежниками”».
(С. Маршак. «Двенадцать месяцев»)
4- й лепесток:
«Когда все розы были спрятаны, старушка по¬вела девочку в свой цветник. У девочки разбежа¬лись глаза. Тут были цветы всех стран и всех вре¬мен года. Она играла среди цветов, пока не село солнце. Потом ее уложили в чудесную постель с красными шелковыми пушинками, набитыми го¬лубыми фиалками».

5- й лепесток:
«Сейчас же беги к человеческим хижинам в до¬лине и возьми кусочек красного цветка, который они хранят там. Тогда у тебя будет более сильный друг, чем я. Он хранится в маленьких горшочках и его боятся все звери».
(Р. Киплинг. «Маугли»)
6- й лепесток:
«Женщина пришла домой, посадила ячменное зерно в цветочный горшочек. Только она его поса¬дила, зернышко сразу же дало росток, а из ростка вышел огромный чудесный цветок, совсем как тюль¬пан».
(Г. X. Андерсен. «Дюймовочка»)
7- й лепесток:
«Чтобы передохнуть, мальчик вылез на боль¬шой лист водяной лилии. Сел на нем плотно, об¬хватил коленки и сказал, стуча зубами:
— Дайте поесть чего-нибудь, лягушки!».
(А. Толстой. «Золотой ключик»)
Женя: Молодцы, ребята! Вы прекрасно справились с заданием.
Ведущая; Мы попрощались с девочкой Женей и с Цветочной улицей, а теперь свернем на бульвар Новостроек. Какие замечательные здесь дома, дворцы и замки! Интересно, какие герои сказок здесь живут? Об этом нам расскажет Света. А вы, ребята, ей в этом помогайте.
(У Светы в руках книга-домик, сделанная из ватмана или плотной бумаги. На первой странице надпись: «Здесь живут герои сказок».)
Света: «Спала она на чердаке, под самой крышей, на колючей соломенной подстилке. А у обеих сестриц были комнаты с паркетными полами цветного дерева, с кроватями и с большими зеркалами...»
(Ш. Перро. «Золушка, или Хрустальный
башмачок»)
«Но лучше всех игрушек был чудесный картонный дворец. Через его окошки можно было заглянуть внутрь и увидеть комнаты. Перед дворцом лежало круглое зеркальце. Оно было как настоящее озеро. Все это было так прекрасно, но самой красивой была хозяйка дворца, стоявшая на поро¬ге, в широко раскрытых дверях».
(Г. X. Андерсен. «Стойкий оловянный
солдатик»)
2. Зак 209
«В это самое время король проезжал мимо. Он увидел прекрасный замок Людоеда и пожелал ос-мотреть его.
— Как, господин маркиз! — воскликнул король.
— Неужели и этот принадлежит вам? Никогда еще не видал таких прелестных замков! Войдем в него».
(Ш. Перро. «Кот в сапогах»)
Дверь тихонько отворилась,
И царевна очутилась В светлой горнице; кругом Лавки, крытые ковром,
Под святыми стол дубовый,
Печь, с лежанкой изразцовой.
Видит девица, что тут Люди добрые живут...
(А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и
семи богатырях»)
«Как холодно, как пусто было в белых, ярко сверкающих чертогах! Веселье сюда и не заглядывало! Холодно было здесь, пусто, мертво и величе¬ственно. Посреди самого большого снежного зала, бесконечного и пустого, сверкало замерзшее озеро».
(Г. X. Андерсен. «Снежная королева»)
Ведущая: Наше путешествие продолжается, и мы с вами подошли к Театральной площади. Здесь находится кинотеатр «Изумруд». И сегодня там показывают ваши любимые мультики. Ребята, угадайте, кто это?
Всех он любит неизменно,
Кто б к нему ни приходил.
Догадались? Это Гена,
Это Гена... (крокодил).
Он и весел, и не злобен,
Этот милый чудачок.
С ним хозяин, мальчик Робин И приятель... (Пятачок).
Для него прогулка праздник,
И на мед особый нюх.
Это плюшевый проказник Медвежонок... (Винни-Пух).
Ведущая: Итак, наше путешествие заканчивается. За это время мы посетили улицу Цветочную, бульвар Новостроек и площадь Театральную. Мы встретились со многими сказочными героями. Нам приходилось отвечать на трудные вопросы. А кто особенно хорошо выдержал это испыта¬ние, заслуживает награды.
(Ребята определяют победителей.)

ЦЕЛЬ ПРОВЕДЕНИЯ ИГРЫ.

· Практическое применение школьных знаний, проверка способности мыслить продуктивно в условиях стресса - волнения, дефицита времени.

· Развитие слухового внимания, долговременной и оперативной памяти ассоциативных связок, скорости реакции, логического мышления, проявлению эрудиции, умению работать в коллективе, проявлению лидерских качеств.

ПРАВИЛА ИГРЫ.

· В игре участвуют 3 команды по 6 человек (от каждого класса)

· Ведущий читает вопросы, играющие внимательно слушают его до конца. В течение 1 минуты команды советуются и принимают решение, кто будет отвечать.

· Капитан команды поднимает сигнал и называет имя игрока, который будет отвечать на поставленный вопрос.

· Выигрывает та команда, которая даст правильный ответ раньше всех, не сделав при этом фальстарта.

· Команде не засчитывается очко, если она дала неправильный ответ. Право передается соперникам.

· Выигрывает команда, которая набрала большее количество очков.

Ход литературного ринга:

ВЕДУЩИЙ . Ничего на свете лучше нету, Чем читать журналы и газеты, С умной книгой каждый день встречаться, Знаний и умений набираться. Мы читаем про моря и страны, Про животных, птиц и великанов. В сказки тоже нам открыты двери- Мы пойдём за Машей и Емелей. Встречу эту все мы долго ждали, И немало книг мы прочитали. Соревнования сейчас устроим, Лень, тоску скуку мы прогоним.

Итак, дорогие ребята, сегодня мы встретились с вами, чтобы выявить знатоков литературы. На нашем литературном ринге вы должны проявить свою эрудицию, показать свои знания, умение работать в коллективе, показать лидерские качества. Состязание будет состоять из 7 раундов, в которых команда получает очки за правильные ответы. В результате – определим, кто же станет победителем! В конце игры наши меценаты наградят победителей.

1 раунд «Разминка»: выявление степени готовности команд к состязанию.

1 .Как называется учебный предмет, позволяющий глубоко мыслить, уметь рассуждать, задавать вопросы и просто помогающий жить? (Литература)

2 . Назовите жанры литературы? (Эпос, лирика, драма)

3 . Этот термин имеет два английских корня. Буквально слово переводится как «народная мудрость». Назовите термин. (Фольклор)

4. Какой жанр фольклора имеет следующие особенности:

Зачин и концовку

Повтор эпизодов

3-х ступенчатое строение сюжета? (Сказка)

5. Что в переводе с греческого означает слово «библия»? (Книга, писание)

7 . Во сколько лет П.П.Ершов написал сказку «Конек-горбунок»? (В 19 лет)

2. Автор этой сказки – известный сказочник. Он познакомил нас с Русалочкой и Оловянным Солдатиком, рассказал историю Дюймовочки и Оле Лукойе. А в этой сказке доказал нам, что подлинное исскуство – бессмертно.Имя сказочника и название сказки? (Х.К.Андерсен «Соловей»)

3. Имя брата Геракла? (Ификл)

4. За что Геракл должен был получить бессмертие? (За 12 подвигов по поручению Эврисфея)

5 . Как называется произведение Н.В.Гоголя, в котором он рассказывает о последнем дне перед великим праздником, учить нас колядовать, устраивает встречу с чертом? («Ночь перед Рождеством»)

6 . Назовите ФИО писателя XIX века, Близнеца по знаку Зодиака, который носил головной убор – цилиндр, имел сестру Ольгу, получил военное звание – камер-юнкер, считал своим талисманом - перстень, подаренный Воронцовой, а в школе не любил математику? (Александр Сергеевич Пушкин)

7. Продолжите строчки:

«Славная осень! Здоровый, ядреный// воздух усталые силы бодрит…»? («…Лед неокрепший на речке студеной, // Словно как тающий сахар лежит»)

2. Этот термин происходит от греческого слова со значением «сказание, предание», в основе лежит вымысел, выдумка, нечто нереальное. Что это за термин? (Миф)

3. Как назывался в Древней Греции певец-сказитель, поэт, инструменталист? (Аэд)

4. Назовите братьев Зевса? (Аид и Посейдон)

5 . Какая богиня носит прозвище Пенорожденная? (Афродита)

6. Арина Родионовна – няня А.С.Пушкина. Какая у нее фамилия? (Матвеева – в девичестве; Яковлева – в замужестве)

7 . Продолжите строчки:

«Буря мглою небо кроет,//вихри снежные кружа, …»? («… то,как зверь, она завоет, //то заплачет, как дитя»)

2 раунд «Начало боя»: выявление сильных и слабых позиций команд.

Задание: Определить героев литературных произведений.

1. «Пошли мальчики в рост; как пшеничное тесто на опаре, так к верху и тянутся. Стукнуло ребяткам 10 лет, отдала их мать в науку; скоро они научились грамоте и боярских и купеческих детей за пояс заткнули – никто лучше их не сумеет ни прочитать, ни ответу дать. Боярские и купеческие дети позавидовали и давай тех детей каждый раз покалачивать да пощипывать» («Два Ивана крестьянских сына»)

2 . В честь какого героя «поэты слагали стихи», за то, что он «пел так дивно, заливался громче, слаще, пение его тем и хватало за сердце»? (Соловей из сказки Андерсена «Соловей»)

3. Какая героиня имела и корыто, и избу, и дворянское звание, но все-таки осталась с разбитым корытом? (Старуха из сказки А.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»)

1 . Кто из героинь А.Пушкина «была воспитана на французских романах», жила в селе Ненарадове, была стройна, юна, «считалась богатой невестой»? (Марья Гавриловна из «Метели» А.Пушкина)

2. Кто из героев Н.Гоголя «поднимался высоко в небо, собирал звёзды в рукав, а потом солил их в кадушке»? (Солоха, ведьма, из гоголевской «Ночи перед Рождеством»)

3 . «Спереди – совершенный немец… но сзади он был губернский стряпчий в мундире» . Что это за герой? (Чёрт из гоголевской «Ночи перед Рождеством»)

1 .Кто из героев А.Куприна «ходил в летнем пальто, летней войлочной шляпе и без калош. У него руки посинели от мороза, глаза провалились, щеки облипли вокруг дёсен, точно у мертвеца»? (Емельян Мерцалов из «Чудесного доктора»)

2 . «Лет 10-ти, с выпуклыми веснушками по всему лицу и волосами приблизительно такого же цвета, как обложка журнала. Отчаянный хулиган и задира». Кто это? (Джонни Досерт из рассказа О Генри «Вождь краснокожих»)

3 . «Блажной мальчик», так сказал об этом герое дедушка Лодыжкин. (Трилли, герой рассказа А.Куприна «Белый пудель»)

3 раунд «Схватка капитанов»: борьба капитанов за звание лучшего.

1 .Виды народных сказок? (Волшебные, о животных, социально-бытовые)

2 . Время года, когда происходит действие в сказке «Снегурочка»? (Зима)

3 . Как звали жениха царевны молодой из «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях» А.Пушкина ? (Королевич Елисей)

4 . Какое историческое событие произошло, когда одному из военоначальников Александра Невского явились святые Борис и Глеб, согласно «Житию о Борисе и Глебе»? (Ледовое побоище)

5 . Какой длины была борода у Берендея из сказки В.Жуковского? («До колен борода»)

6 . Цвет волос спящей царевны? (Черные)

7 . Какой чин получил Иван за поимку жар-птицы из сказки П.Ершова «Конёк-горбунок»? (Стремянной)

8 . Кто помог Якову из сказки В.Гауфа «Карлик Нос» найти травку «чихай на здоровье»? (Гусыня Мими)

9 . Герой сказки А.Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители» получил конопляное семечко. Куда положил он подарок? (В карман)

10 . Кто вылечил китайского императора из сказки Х.Андерсена? (Соловей)

1. Кому принадлежат слова: «Сказка – ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок!»? (А.Пушкину)

2. Как начинается сказка «Василиса Прекрасная»? («В некотором царстве жил-был купец»)

3 . Жанр «Руслана и Людмилы» А.Пушкина? (Поэма)

4 . Что такое «лукоморье»? (Излучина морского берега)

5 . К кому обращается герой лермонтовского «Бородино» с просьбой рассказать о войне 1812 года? (К дяде)

6 . Имя матери И.С.Тургенева? (Варвара Петровна)

7 . В каких отношениях с челядью находился Герасим, герой рассказа Тургенева «Муму»? («… в коротких»

10 . Кто из великих писателей подписывал свои произведения следующими псевдонимами: Алов, Рудый Панько, Панько, ***, О.О.О.О., Фома Григорьев, Алмомун, Яновской, Степанов, Рязанский, Кюсель-Гарнен, Мамон? (Н.Гоголь)

1. Какие глаза были у жабы из сказки В.Гаршина «Сказка о жабе и розе»? (Злые и безобразные)

2 . Что выращивали на баштане герои повести Гоголя «Заколдованное место»? (Арбузы и дыни)

3 . Возраст Дины, героини повести Л.Толстого «Кавказский пленник»? (13 лет)

4 . В каком произведении Ф.Достоевского герой услышал тихий голос со словами: «Пойдем со мной на ёлку, мальчик!»? («Мальчик у Христа на ёлке»)

5 . Что осталось в наследство Кишу, герою рассказа Д.Лондона «Сказание о Кише», от отца? (Копьё)

6 . Время гаданий девушек из поэмы В.Жуковского «Светлана»? (Крещенский вечерок)

7 . Кто подарил Гераклу лук и стрелы? (Аполлон)

8 . Цвет глаз Вани Солнцева, героя повести В.Катаева «Сын полка»? (Синие)

9 . Как называлось село, где жила Лиза, героиня повести А.Пушкина «Барышня-крестьянка»?(Прилучино)

10. Нелюбимый учебный предмет А.Пушкина? (Математика)

4 раунд «Кто сильнее?» (блиц-вопросы):

продолжение литературного ринга (вопросы болельщикам)

1. Назовите учителей литературы нашей школы. (Кузнецова Вера Викторовна, Наумова Марина Николаевна, Рожкова Лиля Ананиевна, Парутина Татьяна Борисовна)

2 . Номер кабинета Парутиной Татьяны Борисовны? (307)

3 (Правда)

4. Как называли сказочников в Древней Руси? (Бахарь)

5 (Арабскому)

6 . Сколько чародеек пригласили на пир в честь рождения дочери царя Матвея?

(11 чародеек)

7 . Прозвище младшего брата из сказки «Конёк горбунок»? ( Иван – дурак)

8 . Назовите имена родителей Геракла? (Зевс и Алкмена)

9 («… французы двинулись, как тучи,// И все на наш редут.// Уланы с пёстрыми значками,// Драгуны с конскими хвостами,// Все промелькнули перед нами.//Все побывали тут.»)

10. (Ф.Тютчев)

11 . Назовите композиционные элементы? (Экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог)

12 («Одинокий)

13. Закончите пословицы:

Не торопись отвечать – торопись…. (Слушать)

Не имей 100 рублей, а …. (Имей 100 друзей)

Маленькое дело лучше… (Большого безделья)

Делу время - … (Потехе час)

14 (Ямб и хорей)

15 (В.Жуковский)

5 раунд «Выявление лидера»: борьба продолжается.

Задание: Определите произведение и назовите автора по «набору» героев.

1 . Зеркало, королева, Снегурочка, егерь, Семеро карликов? («Снегурочка, немецкая народная сказка)

2 . Борис, Глеб, Святополк, бояре, князь? («Святые мученики князья Борис и Глеб»)

3 . Иван-царевич, Марья-царевна, царь Кощей, старик, старший повар, царь Берендей? («Сказка о царе Берендее» В.Жуковского)

4. Иван, Данило, Гаврило, конек, жар-птица, царь, царь-девица? («Конёк горбунок» П. Ершова)

5. Император, капельмейстер, придворные, «серая птичка»? («Соловей» Х.Андерсена)

1 . Кащей, колдун, Руслан, Ратмир, Рогдай? («Руслан и Людмила». А.Пушкин)

2 . Левко, Голова, Ганна, ведьма? («Майская ночь, или Утопленница». Н.Гоголь)

3 . Герасим, собачка, барыня, Татьяна, кастелянша? («Муму», И.Тургенев)

4 . Дуня, старый смотритель, служанка, Минский? («Станционный смотритель», А.Пушкин)

5 . Александр Павлович, Платов, мужик косой, граф Кисельврод? («Левша». Н.Лесков)

1. Роза, жаба, мальчик, сестра Маша? («Сказка о жабе и розе», В.Гаршин)

2 («Кавказский пленник», Л. Толстой)

3 . Клош-Кван, Айкига, Уг-глук, Киш? («Сказание о Кише», Д.Лондон)

4 . Караколь, бабушка Тафаро, Клик-Кляк, Вероника? («Город Мастеров, или Сказка о двух горбунах, Т.Габбе )

5 . Сержант Егоров, капитан Енакиев, капитан Ахунбаев, Ваня Солнцев? («Сын полка», В.Катаев)

6 раунд «Риторический»: проверка домашнего задания.

Каждая команда представляет на суд жюри выразительное чтение стихотворения школьной программы.

7 раунд « Завершающий»: выявление явных лидеров.

Задание: определить ХВС в данных отрывках.

«Вот полночною порой

Свет разлился над горой,

Будто полдни наступают:

Жары-птицы налетают;

Стали бегать и кричать

И пшено с вином клевать»

(Эпитеты, олицетворение, гипербола,)

«Гром грянул, свет блеснул в тумане,

Лампада гаснет, дым бежит.

Кругом все смерклось, все дрожит,

И замерла душа в Руслане…» (Олицетворение, повтор, градация)

«Еще в полях белеет снег.

А воды уж весной шумят –

Бегут и будят сонный брег,

Бегут и блещут, и гласят…»

(Олицетворение, эпитет, анафора, повтор)

ВЕДУЩИЙ : Подведем итоги! Слово жюри.

(Выступление председателя жюри)

ВЕДУЩИЙ : Итак, наше путешествие в страну Литературию завершилось. Сегодня мы практически применили школьные знания, проверили способности мыслить продуктивно в условиях стресса - волнения, дефицита времени. Получили хороший результат.

(Награждение победителей и участников литературного ринга)

ВЕДУЩИЙ : Помните слова Л.Сеттембрини, что «книга – лучший друг человека». «Общение с книгой – высшая и незаменимая форма интеллектуального развития человека»,-так говорил А.Твардовский.

Вопросы для литературного ринга в 5-6 классах.

  • 1 .Как называется учебный предмет, позволяющий глубоко мыслить, уметь рассуждать, задавать вопросы и просто помогающий жить?
  • 2 . Назовите жанры литературы?
  • 3 . Этот термин имеет два английских корня. Буквально слово переводится как «народная мудрость». Назовите термин.
  • 4. Какой жанр фольклора имеет следующие особенности:
  • - зачин и концовку - повтор эпизодов - 3-х ступенчатое строение сюжета?
  • 5. Что в переводе с греческого означает слово «библия»?
  • 6. Как называются авторы житий?
  • 7 . Во сколько лет П.П.Ершов написал сказку «Конек-горбунок»?
  • 8. Имя, отчество, фамилия автора учебника «Литература 6 класс»?
  • 9. Автор этой сказки – известный сказочник. Он познакомил нас с Русалочкой и Оловянным Солдатиком, рассказал историю Дюймовочки и Оле Лукойе. А в этой сказке доказал нам, что подлинное исскуство – бессмертно.Имя сказочника и название сказки?
  • 10. Имя брата Геракла?
  • 11. За что Геракл должен был получить бессмертие?
  • 12 . Как называется произведение Н.В.Гоголя, в котором он рассказывает о последнем дне перед великим праздником, учить нас колядовать, устраивает встречу с чертом?
  • 13 . Назовите ФИО писателя XIX века, Близнеца по знаку Зодиака, который носил головной убор – цилиндр, имел сестру Ольгу, получил военное звание – камер-юнкер, считал своим талисманом - перстень, подаренный Воронцовой, а в школе не любил математику?
  • 14. Продолжите строчки: «Славная осень! Здоровый, ядреный// воздух усталые силы бодрит…»?
  • 15 . Имя, отчество, фамилия автора учебника «В мире литературы»?
  • 16. Этот термин происходит от греческого слова со значением «сказание, предание», в основе лежит вымысел, выдумка, нечто нереальное. Что это за термин?
  • 17. Как назывался в Древней Греции певец-сказитель, поэт, инструменталист?
  • 18. Назовите братьев Зевса?
  • 19 . Какая богиня носит прозвище Пенорожденная?
  • 20. Арина Родионовна – няня А.С.Пушкина. Какая у нее фамилия?
  • 21 . Продолжите строчки: «Буря мглою небо кроет,//вихри снежные кружа, …»?
  • 22. «Пошли мальчики в рост; как пшеничное тесто на опаре, так к верху и тянутся. Стукнуло ребяткам 10 лет, отдала их мать в науку; скоро они научились грамоте и боярских и купеческих детей за пояс заткнули – никто лучше их не сумеет ни прочитать, ни ответу дать. Боярские и купеческие дети позавидовали и давай тех детей каждый раз покалачивать да пощипывать»
  • 23 . В честь какого героя «поэты слагали стихи», за то, что он «пел так дивно, заливался громче, слаще, пение его тем и хватало за сердце»?
  • 24. Какая героиня имела и корыто, и избу, и дворянское звание, но все-таки осталась с разбитым корытом?
  • 25 . Кто из героинь А.Пушкина «была воспитана на французских романах», жила в селе Ненарадове, была стройна, юна, «считалась богатой невестой»?
  • 26. Кто из героев Н.Гоголя «поднимался высоко в небо, собирал звёзды в рукав, а потом солил их в кадушке»?
  • 27 . «Спереди – совершенный немец… но сзади он был губернский стряпчий в мундире» . Что это за герой?
  • 28 .Кто из героев А.Куприна «ходил в летнем пальто, летней войлочной шляпе и без калош. У него руки посинели от мороза, глаза провалились, щеки облипли вокруг дёсен, точно у мертвеца»?
  • 29 . «Лет 10-ти, с выпуклыми веснушками по всему лицу и волосами приблизительно такого же цвета, как обложка журнала. Отчаянный хулиган и задира». Кто это?
  • 30 . «Блажной мальчик», так сказал об этом герое дедушка Лодыжкин.
  • 31 .Виды народных сказок?
  • 32 . Время года, когда происходит действие в сказке «Снегурочка»?
  • 33 . Как звали жениха царевны молодой из «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях» А.Пушкина ?
  • 34 . Какое историческое событие произошло, когда одному из военоначальников Александра Невского явились святые Борис и Глеб, согласно «Житию о Борисе и Глебе»?
  • 35 . Какой длины была борода у Берендея из сказки В.Жуковского?
  • 36 . Цвет волос спящей царевны?
  • 37 . Какой чин получил Иван за поимку жар-птицы из сказки П.Ершова «Конёк-горбунок»?
  • 38 . Кто помог Якову из сказки В.Гауфа «Карлик Нос» найти травку «чихай на здоровье»?
  • 39 . Герой сказки А.Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители» получил конопляное семечко. Куда положил он подарок?
  • 40 . Кто вылечил китайского императора из сказки Х.Андерсена?
  • 41. Кому принадлежат слова: «Сказка – ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок!»?
  • 42. Как начинается сказка «Василиса Прекрасная»?
  • 43 . Жанр «Руслана и Людмилы» А.Пушкина?
  • 44 . Что такое «лукоморье»?
  • 45 . К кому обращается герой лермонтовского «Бородино» с просьбой рассказать о войне 1812 года?
  • 46 . Имя матери И.С.Тургенева?
  • 47 . В каких отношениях с челядью находился Герасим, герой рассказа Тургенева «Муму»?
  • 48. Назовите автора строк: «Мой первый друг, мой друг бесценный!»?
  • 49. Автор рисунка «Парус», помещенного у вас в хрестоматии?
  • 50 . Кто из великих писателей подписывал свои произведения следующими псевдонимами: Алов, Рудый Панько, Панько, ***, О.О.О.О., Фома Григорьев, Алмомун, Яновской, Степанов, Рязанский, Кюсель-Гарнен, Мамон?
  • 51. Какие глаза были у жабы из сказки В.Гаршина «Сказка о жабе и розе»?
  • 52 . Что выращивали на баштане герои повести Гоголя «Заколдованное место»?
  • 53 . Возраст Дины, героини повести Л.Толстого «Кавказский пленник»?
  • 54 . В каком произведении Ф.Достоевского герой услышал тихий голос со словами: «Пойдем со мной на ёлку, мальчик!»?
  • 55 . Что осталось в наследство Кишу, герою рассказа Д.Лондона «Сказание о Кише», от отца?
  • 56 . Время гаданий девушек из поэмы В.Жуковского «Светлана»?
  • 57 . Кто подарил Гераклу лук и стрелы?
  • 58 . Цвет глаз Вани Солнцева, героя повести В.Катаева «Сын полка»?
  • 59 . Как называлось село, где жила Лиза, героиня повести А.Пушкина «Барышня-крестьянка»?
  • 60. Нелюбимый учебный предмет А.Пушкина?
  • 61 . Продолжите пословицу: «Сказка – ложь, а песня - …»?
  • 62. Как называли сказочников в Древней Руси?
  • 63 . Какому народу принадлежит сказка «Тысяча и одна ночь»?
  • 64 . Сколько чародеек пригласили на пир в честь рождения дочери царя Матвея?
  • 65. Прозвище младшего брата из сказки «Конёк горбунок»?
  • 66 . Назовите имена родителей Геракла?
  • 67 . Продолжите: «Ну ж был денёк! Сквозь дым летучий…»?
  • 68. Кто из русских поэтов назвал зиму «чародейкою»?
  • 69. Назовите композиционные элементы?
  • 70 . Каким эпитетом «наградил» М.Лермонтов парус?
  • 71. Закончите пословицы:
  • -Не торопись отвечать – торопись…. -Не имей 100 рублей, а …. -Маленькое дело лучше… -Делу время - …
  • 72 . Назовите двусложные размеры стиха.
  • 73 . Кто подарил А.Пушкину свой портрет с надписью: «Победителю-ученику от побежденного учителя»?
  • 74 . Зеркало, королева, Снегурочка, егерь, Семеро карликов?
  • 75 . Борис, Глеб, Святополк, бояре, князь?
  • 76 . Иван-царевич, Марья-царевна, царь Кощей, старик, старший повар, царь Берендей?
  • 77. Иван, Данило, Гаврило, конек, жар-птица, царь, царь-девица?
  • 78. Император, капельмейстер, придворные, «серая птичка»?
  • 79 . Кащей, колдун, Руслан, Ратмир, Рогдай?
  • 80 . Левко, Голова, Ганна, ведьма?
  • 81 . Герасим, собачка, барыня, Татьяна, кастелянша?
  • 82 . Дуня, старый смотритель, служанка, Минский?
  • 83 . Александр Павлович, Платов, мужик косой, граф Кисельврод?
  • 89. Роза, жаба, мальчик, сестра Маша?
  • 90 .Жилин, Костылин, Дина, Абдулла?
  • 91 . Клош-Кван, Айкига, Уг-глук, Киш?
  • 92 . Караколь, бабушка Тафаро, Клик-Кляк, Вероника?
  • 93 . Сержант Егоров, капитан Енакиев, капитан Ахунбаев, Ваня Солнцев?

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя (полная) общеобразовательная школа №6»

города Волжска Республики Марий Эл

СЕРТИФИКАТ УЧАСТНИКА

ЛИТЕРАТУРНОГО РИНГА

«ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ЛИТЕРАТУРИЮ»

НАГРАЖДАЕТСЯ ________________КЛАСС,

ПРИНЯВШИЙ УЧАСТИЕ В ШКОЛЬНОМ МЕРОПРИЯТИИ,

ДИРЕКТОР МОУ СОШ №6: ___________ (ВОЛКОВ В.Б.)

УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА

И ЛИТЕРАТУРЫ: ______________ (НАУМОВА М.Н.)

Г.ВОЛЖСК

2009 Г.

1 раунд «Разминка

2 раунд «Начало боя»

3 раунд «Схватка капитанов»

5 раунд «Выявление лидера»

6 раунд «Риторический»

7 раунд «Завершающий»

Итого:

ИТОГИ СОСТЯЗАНИЯ «ЛИТЕРАТУРНЫЙ РИНГ В 5-6 КЛАССАХ»

1 раунд «Разминка

2 раунд «Начало боя»

3 раунд «Схватка капитанов»

4 раунд «Кто сильнее?» (конкурс болельщиков)

5 раунд «Выявление лидера»

6 раунд «Риторический»

7 раунд «Завершающий»

Итого:

ИТОГИ СОСТЯЗАНИЯ «ЛИТЕРАТУРНЫЙ РИНГ В 5-6 КЛАССАХ»

1 раунд «Разминка

2 раунд «Начало боя»

3 раунд «Схватка капитанов»

4 раунд «Кто сильнее?» (конкурс болельщиков)

5 раунд «Выявление лидера»

6 раунд «Риторический»

7 раунд «Завершающий»

Итого:

Курской области

Внеклассное мероприятие по литературе:

«Путешествие в страну Литературию»

(обобщающая игра по курсу литературы

5 класса)

Занятие подготовила и провела

Гельплинг Елена Михайловна

2012 год –

Путешествие в страну Литературию (обобщающая игра по курсу литературы 5 класса )

Описание игры. Игра состоит из нескольких конкурсов. Участвуют две команды.

Цели:


  • организовать деятельность обучающихся по обобщению и систематизации знаний материала, изученного в курсе «Литература 5 класс» ;

  • активировать интерес к литературе;

  • способствовать воспитанию чувства ответственности, коллективизма, товарищества
Оборудование: иллюстрации к произведениям; портреты писателей и поэтов, которые упоминаются во время игры; 2 «ромашки» ; Разрезанные стихи для игры «Ералаш»; костюмы для инсценировки; кроссворды каждой команде; пазлы; призы.

Зато бороться научила

И не бояться трудностей и бед?

На острове безлюдном оказавшись,

И, за устройство быта взявшись,

Стал полноценной жизнью жить. (Робинзон.)


  1. Назовите транспортное средство путешественников из Волшебной страны в обычный мир в сказочной повести Л. Волкова «Волшебник Изумрудного города». (Серебряные туфельки.)

  1. Тип плавсредства, на котором совершили историческое путешествие по Миссисипи Гек Финн и Джим. (Плот.)

  1. Назовите имя опытного таежника, которого втянул в робинзонаду «проклятый глухарь». (Васютка. В.П. Астафьев. «Васюткино озеро».)
Г. Финн. Стойте! Вы, кажется, забыли еще об одном приключенческом жанре - детективе. Каждый уважающий себя сыщик составляет специальную картотеку всех интересующих его людей. Азбука сыскного дела! В моей картотеке накопилось несколько фотороботов разных литературных героев.

Конкурс «Детектив идет по следу»

Учитель . Назовите литературного героя.


  1. Обыкновенный мальчишка 10 лет. Образование: начальная школа и иногда воскресная. Неунывающий фантазер и любитель приключений. Любимые вещи: зуб на ниточке, жук в коробке, книжка «Приключения Робина Гуда». Девиз: «Никакое богатство не помешает мне уйти в разбойники».
(Том Сойер.)

  1. Возраст: 120 лет. Профессия: ведьма. Образование: домашнее, колдовское. Характер: подвижная, в меру добрая. Транспортное средство: метла. Особые приметы: нос крючком.
(Баба-яга.)

  1. В одной стране для установления личности стали измерять специальной меркой ноги. Кого искали таким необычным способом?
(Золушку.)

  1. Суровая пожилая дама высокого роста, грузная, весьма решительная во мнениях и действиях. У нее несколько подбородков, злющие глаза и любимый кот в клетке.
(Фрекен Бок.)

Г. Финн . А теперь, ребята, попробуйте составить свой фоторобот литературного героя для команды-соперницы.

У ч и т е л ь . В этом году мы с вами очень много прочитали paзличных сказок: и народных, и литературных, поэтому следующий пункт нашего путешествия - проспект Сказочный. Известный итальянский писатель Джанни Родари учил детей развивать фантазию, сочиняя «салаты» из литературных сказок. Такой «салат» сейчас мы предлагаем вашему вниманию. Надеемся, что он вам понравится и у вас появится желание сочинить окончание этой сказки.

Определите, какие сказки стали «ингредиентами» нашего литературного «салата». Продолжите сказку.

Салат из литературных сказок «Как Филька стал добрым»

Ну, начнем! Вот дойдем до конца нашей сказки, тогда будем знать больше, чем теперь (Х.-К. Андерсен. «Снежная королева»). Жил в Бережках со своей бабкой мальчик Филька, по прозвищу «Ну тебя». Филька был молчаливый , недоверчивый, и любимым его выражением было: «Да ну тебя!» Предлагал ли ему соседский мальчишка походить на ходулях или поискать позеленевшие патроны, Филька отвечал ему сердитым басом: «Да ну тебя! Ищи сам!» Когда бабка выговаривала ему за неласковость, Филька отворачивался и бормотал: «Да ну тебя! Надоела!» (К. Паустовский. «Теплый хлеб»).

Отец с матерью ушли, а дочка посадила братца на травке под окошком, сама побежала на улицу, заигралась, загулялась. (Р.Н.С. « Гуси-лебеди»). Когда пир был на исходе, Иван- царевич улучил минутку и побежал домой. Разыскал лягушачью кожу и спалил её на огне .(Р.Н.С. «Царевна-лягушка»)

И живёт до сих пор Герасим бобылём в своей одинокой избе; здоров и могуч по-прежнему, и работает за четверыхпо-прежнему, и по-прежнему важен и степенен. («Муму» И.С.Тургенев)

Учитель. Как прекрасен Сказочный проспект!

В мире много сказок,

Грустных и смешных,

И прожить на свете

Нам нельзя без них!

Конкурс «Доска объявлений»

Учитель . А вот и доска объявлений на Сказочном проспекте. Определите, какие сказочные персонажи написали эти объявления.


  1. Всем принцам! В ближайшие сто лет прошу не беспокоить своими поцелуями - очень спать хочется. (Спящая царевна.)

1. Имя мальчика, чье сердце чуть было не превратилось в льдинку. 2. Кто смастерил волшебный горшок , который рассказывал, что едят в каждом доме? 3. Каким был утенок, пока не стал лебедем? 4. Девочка, совершившая ради друга далекое путешествие. 5. Что помогло принцессе стать женой принца? 6. Кто хотел менять хвост на ноги? 7. Кто улетел осенью зимовать в теплые страны? 8. Что искала старая ведьма в дупле?

(1. Кай. 2. Свинопас. 3. Гадкий. 4. Герда. 5. Горошина. 6.Русалочка. 7. Лебеди. 8. Огниво. Ключевое слово: Андерсен.)

Конкурс «В сказке часто так бывает»

Учитель . Назовите сказочных героев, о которых говорится в этом стихотворении. Команды на листочках записывают ответы. Получают по одному баллу за каждое правильно названное имя.

В сказках часто так бывает.

Что предметы в них летают,

А порою и герои

Вдруг взмывают над землей.

Назвать, конечно, ты готов

Этих чудо-летунов:

Она летает на метле,

А он на пушечном ядре.

Летала в домике своем,

Да не одна, а с верным псом.

Он на ковре взлетит всегда –

Была б сухою борода.

Моторчик на его спине,

Бывал он даже на Луне,

А этот сделался так мал,

Верхом на гусе он летал!

(Баба-яга, барон Мюнхгаузен, Элли и Тотошка, старик Хоттабыч, Карлсон, Незнайка, Нильс.)

Конкурс « Почта»

(Командам выдаются карточки с именем сказочного героя.)

Учитель . Напишите адреса сказочных героев, чтобы письма нашли своего адресата.

Филька Ну тебя. Деревня Бережки.

Василиса Премудрая. Тридевятое царство.

Том Сойер. США. г. Санкт-Петербург.

Калле Блумквист. Большая улица, 14, Линьчепинг.)

Учитель. Вот и остался позади Сказочный проспект. Кто сказку слушал, Тот меду покушал, А кто не слушал да зевал, Тот пустое блюдо лизал.

Наше путешествие по стране Литературии продолжается на площади Юмора, где не смолкает радостный смех. Всех, всех, всех, Кто любит смех, В жизни ждет всегда успех!

Наша литература - сокровищница смеха, доступ к которой вы получаете с детства , знакомясь с произведениями писателей - сатириков. Юмор бывает разный: немножко горький у Н.В. Гоголя, назидательный у И. А. Крылова, озорной - у Марка Твена и Астрид Линдгрен, иронический - у М.М. Зощенко. Но смеются писатели обязательно с любовью к людям.

Творческий конкурс

Учитель . Сочините и произнесите хвалебную речь, посвященную некоторым персонажам басен И.А. Крылова, занимающим в своей жизни активную позицию: Моське - за смелость в критике вышестоящих инстанций, Лебедю, Раку и Щуке - за принципиальность в отстаивании жизненных убеждений, Муравью - за последовательную борьбу с тунеядством, Лисе - за борьбу с фактами незаконного приобретения продовольствия.

Учитель . Вспомните комические ситуации из разных художественных произведений. Расскажите, что произошло дальше.

1. «Мы пошли по дороге через лес. Впереди бежала Степкина собачка Тузик. За ней шел Степка с огромным мешком на голове. За Степкой шла Леля со скакалкой. И за Лелей с тремя рогатками, сачком и удочкой шел я. Мы шли около часа. Наконец Степка сказал:

Мешок дьявольски тяжелый. Пусть каждый по очереди несет этот мешок.

Леля недолго несла, потому что выбилась из сил...

Когда на меня взвалили этот мешок, я ахнул от удивления... Но я еще больше удивился, когда зашагал с этим мешком по дороге. Меня пригибало к земле, и я, как маятник, качался из стороны в сторону». (Пройдя с мешком шагов десять , свалился в канаву. Причем сначала в канаву упал мешок, а вслед за мешком нырнул я. М.М. Зощенко. «Великие путешественники».)


  1. «Она оглянулась и ту же секунду схватила за край куртин мальчишку, который собирался улизнуть.

  • Ну, конечно! Мне следовало бы заглянуть в кладовую! Что ты там делал?

  • Ничего.

  • Ничего? Погляди на свои руки, погляди на свой рот. Чемты вымазал губы?

  • Не знаю, тетя.

  • А я знаю! Это варенье, вот что это такое! Сорок раз я тебе говорила, что, если ты не оставишь в покое варенье, я тебя высеку. Дай-ка сюда этот прут...» (Розга уже засвистела в воздухе. « Ай! Гляньте-ка назад, тетя!» - воскликнул Том. Старуха испуганно повернулась, а мальчишка пустился бежать. М. Твен. «Приключения Тома Сойера».)

  1. «- А что это у вас, великолепная Солоха? - И, сказавши это, дьяк отскочил несколько раз назад.

  • Как что? Рука, Осип Никифорович! - отвечала Солоха.

  • А это что у вас, дражайшая Солоха? - произнес он с таким же видом, приступив к ней снова и схватив ее слегка рукою за шею и таким же порядком отскочив назад.

  • Будто не видите, Осип Никифорович! - отвечала Солоха. - Шея, а на шее монисто.

  • А это что у вас, несравненная Солоха?..

    Неизвестно, к чему бы теперь притронулся дьяк своими длинными пальцами, как вдруг послышался в дверь стук и голос козака Чуба...» (Дьяк испугался, что его, особу духовного звания, застанут наедине с женщиной. Особенно он боялся своей жены , «которая и без того страшною рукою сделала из его толстой косы самую узенькую». Солоха спрятала его в мешок из-под угля. Н.В. Гоголь. «Ночь перед Рождеством».)
    Конкурс «Пазлы»

    Кто быстрее соберёт из «пазлов» (разрезанных иллюстраций к сказкам) картинку. Используются сказки «Царевна-лягушка», «Журавль и цапля».
    Конкурс «Музей восковых фигур»

    За одну минуту создать образ литературного героя, которого изучали в 5 классе.

    Учитель . Вот наше путешествие по стране Литературии подходит к концу.

    Мы желаем всей душой,

    Вам, девчонки и мальчишки,

    С книжкой ладить и дружить.

    Пусть любовь к хорошей книжке

    С вами вместе будет жить.

    Подведение итогов. Награждение победителей.

    Литература:


    1. О.Г.Черных Игровые уроки по литературе, М, «Вако», 2008

    2. В.Я.Коровина, В.П.Полухина, В.И.Коровин Литература 5 класс учебник в двух частях, М, «просвещение», 2011

    3. М.И.Картавцева Уроки внеклассног чтения 5-9 классы, ТЦ «Учитель», Воронеж, 2003

    4. Л.Г.Максидонова Литературные праздники и нетрадиционные уроки 5-7 классы, М, ОЛМА-ПРЕСС, 2002


  •  


    Читайте:



    Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

    Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

    Михалков Сергей Владимирович Праздник Непослушания Сергей Владимирович Михалков Праздник Непослушания Повесть-сказка "Праздник Непослушания" -...

    Почвенный покров южной америки

    Почвенный покров южной америки

    Страница 1 В отличие от Северной Америки, где изменения в растительном покрове зависят в значительной степени от изменений температурных условий,...

    Расправленные крылья - музыкальная пауза Порядок описания Московской операции

    Расправленные крылья - музыкальная пауза Порядок описания Московской операции

    Ситуация на фронте весной 1942 года, планы сторон, немецкое наступление летом 1942 года, начало Сталинградской битвы, немецкий оккупационный режим,...

    Cобытия Второй мировой войны

    Cобытия Второй мировой войны

    Вторая мировая война считается самой крупной в истории человечества. Она началась и закончилась 2 сентября 1945 года. За это время в ней приняло...

    feed-image RSS