Главная - Логопедия
Речевые дефекты. Дефекты речи: чем отличается логопед от дефектолога, заикание, шепелявость. Афония или дисфония.

Основным средством коммуникации для человека является речь, благодаря возможности разговаривать друг с другом мы можем нормально ощущать себя в обществе, сотрудничать, решать всевозможные вопросы, как в личной, так и в рабочей жизни. Если же способность говорить как-то нарушается, это неминуемо сказывается на нашем существовании. Так различные дефекты речи отрицательно сказываются на личных характеристиках человека, делая его стеснительным и замкнутым, и могут мешать выполнению разной деятельности. Большинство таких нарушений достаточно легко убираются в детском возрасте, но как исправить дефекты речи у взрослого человека?

ЗРР - задержка речевого развития

Нарушения на языке речи охватывают широкий спектр условий, которые по своей сути создают проблемы в эффективной коммуникации. Как следует из этого термина, они включают нарушения речи, которые относятся к ухудшению артикуляции речи, беглости и голоса, а также языковых расстройств, которые относятся к нарушениям в использовании устной системы и могут включать в себя форму языка, содержание Языка и функции языка. Они также могут быть описаны более широко как нарушения связи, которые обычно классифицируются по их влиянию на восприимчивые навыки и выразительные навыки ребенка.

Если у взрослого человека наблюдаются дефекты речи, то изменить данную ситуацию вполне возможно. Возраст не является помехой для коррекции недостатков произношения. Логопеды утверждают, что на самом деле обучиться правильному произношению звуков совершенно не сложно, такая задача не занимает много времени. Основная сложность коррекции дефектов речи во взрослом возрасте состоит в необходимости поменять автоматический навык, который закреплялся не один год. Людям, проходившим лечение у логопеда нужно еще очень долго контролировать свою речь при разговоре.

Существуют общие условия для младенцев, детей младшего возраста и дошкольников, которые связаны с восприимчивыми и выразительными проблемами коммуникации, как представлено В Таблице 1. -. Важно различать речевые и языковые нарушения от языковой задержки и языковой разницы. Языковая задержка характеризуется появлением языка, который относительно поздний, хотя и типичный по своей структуре развития. В отличие от нарушения или задержки, языковая разница связана с систематическим изменением в лексике, грамматике или звуковых структурах.

К сожалению, иностранные носители английского языка, говорящие на разных диалектах и ​​двуязычные или многоязычные ораторы часто классифицируются как задерживаемые или неупорядоченные языки, когда на самом деле они отличаются языком, - хотя проблемы недооценки также происходят. Это особенно важно во все более плюралистическом обществе, таком как наше, в котором 1 из 4 человек идентифицируют себя как белых, не являющихся латиноамериканцами, примерно 17% населения двуязычны, а меньшинства составляют более 50% населения в нескольких городах И округов.

Также крайне важно правильно определить, в чем именно заключается причина неправильного произношения отдельных звуков. В том случае, если нарушения являются несущественными, скорее всего, они являются результатом привычки, возникшей еще в детстве. Многие родители большей частью интересуются успеваемостью их детей в школе, они скорее найдут ребенку репетитора по иностранному языку, нежели отведут кроху к логопеду.

Переопределение культурно и лингвистически разнообразных групп населения обычно происходит, когда несоответствие наблюдается и неправильно интерпретируется между языком, используемым в конкретном сообществе, и языком культуры большинства. Это наиболее ярко проявляется в неправильном использовании формальных тестов речи и языка для оценки компетенций говорящих, которые не похожи на образец, на котором тест был нормирован и разработан. Подобные ошибки также возникают при неофициальных оценках языка и грамотности, когда звуковая структура языка влияет на орфографические или грамматические соглашения, используемые в письменном дискурсе.

В некоторых случаях причиной дефектов речи являются нарушения в строении самого речевого аппарата. Так подобная ситуация наблюдается при неправильном прикусе, высоком небном своде либо укороченной подъязычковой связке. Куда более серьезными причинами дефектов речи считаются неврологические проблемы либо нарушения, развившиеся в результате сильных стрессов либо травм.

Характеристика дефектов речи

Что касается двуязычия, то обычно считается, что приобретение детьми одного или обоих языков задерживается, однако последствия двуязычия более сложны и различаются с возрастом ребенка, характером лингвистического вклада и способом и время выбора языка. Ясно, что эквивалентный уровень владения языком на каждом языке не следует ожидать или предполагать, поскольку это может привести к ошибочной идентификации речи и языкового нарушения. В случае культурных и лингвистически разнообразных лиц решения вмешиваться и использовать язык в соответствии с культурой большинства или повышать уровень владения доминирующим языком, не являются неуместными, однако такие решения должны рассматриваться как отдельные от разницы между языками и вопросами разума.

Но что же делать, если во взрослом возрасте вы желаете навсегда избавиться от дефектов речи? Конечно, вы можете попробовать справиться с проблемой своими силами, обзаведясь подходящими методическими пособиями. Однако если две-три недели таких занятий не дадут никакого положительного эффекта, лучше обратитесь за помощью к специалистам. В некоторых случаях вам будет достаточно буквально нескольких рекомендаций логопеда, после чего вы сможете дальше продолжать самостоятельные занятия. Однако при серьезных проблемах с речью вам потребуется проведение глубокой коррекции, которую может осуществить лишь специалист высокой квалификации.

По вашему опыту, какой из следующих факторов является самым важным препятствием для эффективной оценки речевых и языковых нарушений у детей младшего возраста? ○ Изменчивость в развитии речи и языка у маленьких детей ○ Отсутствие эффективных инструментов скрининга, которые дискриминируют детей с нарушениями речи и языка и без них ○ Отсутствие точных инструментов родительского опроса, которые выявляют явные проблемы в развитии речи и языка ○ Недостаточное время с маленькими детьми в клинических условиях, чтобы наблюдать за речью и языковыми навыками ○ Неадекватное понимание основных этапов развития речи и языка. Насколько вы уверены в своей актуальности в диагностике и лечении нарушений речи и языка у маленьких детей? ○ Совсем не уверен ○ Немного уверенно ○ Уверенный ○ Очень уверенно. Все следующие утверждения о маленьких детях с нарушением речи и языка верны, за исключением.

Для того чтобы начать процесс устранения дефектов речи, нужно для начала определить перечень проблемных звуков. С этой целью можно записать собственную речь на диктофон, так у вас будет возможность услышать себя со стороны. Наговорите на записывающее устройство несколько скороговорок на различные группы звуков.

Определив проблему, прислушайтесь к следующему совету – даже не пытайтесь одновременно работать над всеми звуками. Лишь после того, как вам удастся добиться правильного произношения одного из звуков, можно будет перейти к следующему. Весь процесс проработки речи должен разделиться на три этапа – подготовительный, постановочный, период автоматизации и дифференциации.

○ Маленькие дети, как правило, производят слова со звуками, которые соответствуют словам, которые они уже знают ○ Маленькие дети могут общаться намеренно, прежде чем говорить свои первые слова ○ Диспентия является обычным явлением в ранней речи маленького ребенка ○ Дети обычно начинают положить 2 слова вместе через 30 месяцев. Ответ: Обычно дети начинают складывать 2 слова через 30 месяцев. Дети обычно начинают складывать 2 слова вместе через 18 месяцев.

Этиология, нейробиология и распространенность нарушений речи

Этиология большинства случаев нарушений речи и речи неизвестна, но подозреваются различные причины. В число причин или истоков входят анатомические аномалии, когнитивный дефицит, неправильное обучение, генетические различия, нарушения слуха, неврологические нарушения или физиологические отклонения. Как отмечалось выше, языковые различия, выявленные в результате коммуникации, связанные с различными культурными, этническими, региональными или социальными диалектами, не считаются нарушениями. Нарушения речи и языка могут быть приобретены или врожденными.

На первом этапе необходимо провести подготовку речевого аппарата, чтобы вы смогли действительно правильно выговаривать звуки. С этой целью рекомендуется выполнять специальные упражнения артикуляционной гимнастики. Особенности проведения таких занятий можно найти в соответствующей литературе.

Второй этап подразумевает постановку правильного произношения звука в изоляции. При этом человек должен обучиться правильно выговаривать проблемный звук сам по себе, к примеру, рычать либо шипеть (звуки «р» и «ш»).

Дети с нарушениями речи и языка являются недостаточным представлением о более широком распространении нарушений общения, особенно с учетом совместного возникновения нарушений связи с другими нарушениями. Примерно от 8% до 12% населения дошкольного возраста проявляют языковые нарушения. Среди детей, обучающихся по программам раннего вмешательства, 46% имеют нарушения коммуникации, а 26% имеют задержки развития в нескольких областях, обычно включая языковые навыки. Эти данные показывают, что наиболее распространенная презентация инвалидности у дошкольников связана с проблемами языка.

При автоматизации следует постепенно довести проговаривание уже поставленного звука в повседневной речи до автоматизма. А на этапе дифференциации этот звук нужно отграничить от похожих по звучанию (звук «р» от «л», а «с» от «ш»).

Основной залог в исправлении дефектов речи – это последовательность, а также преемственность. Не стоит перескакивать через этапы и не начинать выполнять следующие задания, не освоив предыдущих.

В семье с ребенком с нарушением речи и языка, какое из следующего было бы клинически целесообразным? ○ Уверяйте родителей, что ребенок просто говорит по-позднему и догонит ○ Призвать родителей, чтобы их ребенок подвергся генетическому тестированию. ○ Откажитесь от родителей и брата ребенка от разговора с ребенком, поскольку это может быть основной причиной нарушения речи и языка ○ Посоветуйте родителям проверить слух ребенка. Ответ: Посоветуйте родителям проверить слух ребенка. Это уместно, потому что слух станет первым условием для исключения из-за потенциальной причины задержки речи и языка.

Особенности занятий с логопедом

При выборе подходящего логопеда для коррекции дефектов речи у взрослых, стоит обратить внимание на образование специалиста. При этом лучше отдать предпочтение логопеду-дефектологу, так как он владеет большим количеством нужных медицинских знаний, что помогает ему осуществлять более тщательную диагностику и коррекцию. Важно чтобы опыт специалиста равнялся как минимум двум-трем годам, кроме того важно, чтобы у него была практика работы с таким дефектом речи, как у вас (в особенности при афазии, заикании и нарушениях голоса).
На первом занятии доктор обычно осуществляет речевую диагностику, собирая нужный анамнез, исследуя особенности вашей артикуляции и речевого аппарата. После специалист может предоставить информацию о выявленных проблемах, их причинах и способах коррекции. Для устранения обычных нарушений звукопроизношения нужно провести всего пять-десять занятий (+ самостоятельная работа), а более сложные проблемы требуют более продолжительной терапии.

Нарушение речи на разных языках иногда возникает во время младенчества с проблемами в ответ на звук, атипичные крики рождения или ограниченный ответ другим людям и прогрессирует через малыша и дошкольного возраста с ограниченным пониманием разговорной речи и трудными взаимодействиями со сверстниками и другими, а также задержками в Производя первые слова и словосочетания. Проблемы речи и языка часто сохраняются в школьном возрасте с трудностями, связанными с указаниями, присутствием и пониманием устного и письменного языка, а также проблемами, создающими повествования, и использованием языка в социальных контекстах.

Дети с дефектами речи.

1. Причины речевых дефектов и общая характеристика детей с нарушениями речи.

Биологические причины развития речевых нарушений представляют собой патогенные факторы, воздействующие главным образом в период внутриутробного развития и родов (гипоксия плода, родовые травмы и т.п.), а также в первые месяцы после рождения (мозговые инфекции, травмы и т.п.). Особую роль в развитии речевых нарушений играют такие факторы, как семейная отягощенность речевыми нарушениями, леворукость. Социальные факторы развития речевых нарушений связаны с депривацией детей. Особое значение имеет недостаточность эмоционального и речевого общения ребенка с взрослыми. Отрицательное воздействие могут оказывать двуязычие, излишняя стимуляция речевого развития ребенка, педагогическая запущенность, дефекты речи окружающих.

Родители часто первыми замечают трудности, поскольку сталкиваются с другими детьми с более продвинутыми навыками речи и, следовательно, часто задаются вопросом, отстает ли их ребенок. Хотя многие родители вызывают озабоченность у поставщиков первичной медико-санитарной помощи, многие этого не делают. В свою очередь, поставщики первичной медико-санитарной помощи, которые не используют инструменты качественного скрининга, часто отвергают родительские проблемы с панацеями, такими как «Он» мальчик. Мальчики разговаривают позже.

Или: «Давайте дадим это некоторое время и посмотрим, сохранится ли это». Тем не менее, родительские проблемы, связанные с речью и языком, связаны с нарушениями развития, и поэтому тщательный скрининг с помощью точных инструментов является необходимым ответом.

Дети с дефектами речи - это дети с сохранным слухом и интеллектом, страдающие резко выраженными отклонениями в развитии речи и ограниченные в речевом общении. Вторичными дефектами у детей с нарушениями речи является ограниченность мышления, затруднения в чтении и письме, отклонения в эмоционально-волевой сфере. Неярко выраженные дефекты речи устраняются в результате логопедических упражнений. Остальные дети должны обучаться в специальных образовательных учреждениях.

Использование подхода «подождать и смотреть» подчеркивает сложность различения детей, которые задерживаются на языке от тех, у кого есть речевые и языковые нарушения. Хотя у большинства детей, у которых есть проблемы с аспией и языками, есть история языковой задержки, только от одной четверти до половины поздних ораторов в конечном итоге диагностируется языковое расстройство. Выступая за более агрессивный ответ для детей с поздним разговором, некоторые из них высказались за тщательный анализ других факторов риска, которые могут служить руководством для принятия решений и вмешательства.

У детей с речевыми расстройствами, вызванными органическими поражениями мозга, отмечается повышенная утомляемость, раздражительность, возбудимость, двигательная расторможенность. Для них характерны расстройства настроения, эмоциональная неустойчивость. Утомление быстро нарастает к вечеру, а также к концу недели, и проявляется в усилении головных болей, расстройстве сна, повышенной двигательной активности. Как правило, у таких детей отмечаются неустойчивость внимания и памяти, особенно речевой, низкий уровень понимания словесных инструкций, недостаточность регулирующей функции речи, низкий уровень контроля за собственной деятельностью, низкая умственная работоспособность. Психическое состояние этих детей неустойчиво, в связи с чем их работоспособность резко меняется. В период психосоматического благополучия такие дети могут достигать довольно высоких результатов в учебе. Сознание своей неполноценности и бессилия в попытках общения нередко приводит к изменениям характера: замкнутости, негативизму, аффективным срывам. В некоторых случаях наблюдаются апатия и равнодушие.

Предикторы истинной речи и нарушения языка, которые следует учитывать, включают в себя плохое восприятие языковых навыков, ограниченные выразительные языковые навыки и ограниченное развитие в звуковой структуре языка. Дополнительные предиктора включают неспецифические, экологические и наследственные факторы. В качестве общей рекомендации профессионалам настоятельно предлагается рассмотреть большее число факторов риска с большей озабоченностью.

Особенности нарушения речи

Часто нарушения речи и речи могут быть трудно отличить от того, что считается типичными вариациями речи и языка. Например, недостатки в речи могут быть либо нормальными, либо ненормальными. В нестерильном ребенке наиболее распространенными недостатками являются однополярные повторения слов, междометия и ревизии, а при объединении - не более 10% произнесенных слов. У ребенка заикания расстройство беглости обычно возникает в возрасте от 2 до 5 лет, чаще встречается у мужчин, чем у женщин, и характеризуется более чем 10% недостатками речи, многоуровневым слогом и повторением слов, и может быть Сопровождается вторичным поведением, таким как глазное моргание, головокружение или гримасы, а также чувство разочарования или смущения, окружающего заикание.

Дети с речевыми дефектами функционального происхождения эмоционально реактивны, легко дают невротические реакции в ответ на замечание, плохую отметку, неуважительное отношение со стороны учителя и детей. Их поведение может характеризоваться негативизмом, повышенной возбудимостью, агрессией или, наоборот, повышенной застенчивостью, нерешительностью, пугливостью.

Виды дефектов речи

Идентификация нарушений речи и языка еще более осложняется тем фактом, что они часто маскируются под другие диагностические условия. Дифференциальный диагноз оспаривается диагностическими критериями, разделяемыми между двумя условиями. Аналогичным образом, 50% дошкольников, представляющих психиатрические службы, были обнаружены в нескольких исследованиях с недиагностированным нарушением языка.

Отличие детей с дефицитом речи на уровне лиц с другими инвалидностями часто является сложной задачей, так как некоторые характеристики инвалидности имеют сходные диагностические критерии. Например, интеллектуальная инвалидность - это та, в которой эффективность ребенка падает с или ниже 5 стандартных отклонений от среднего значения при тестировании умственных способностей с одновременным дефицитом в адаптивном поведении. Однако у детей с умственными недостатками часто возникают серьезные проблемы в Восприимчивая и выразительная связь, характерная для детей с нарушениями речи и языка.

8.2. Классификация речевых нарушений.

Речевые нарушения делятся на нарушения устной и нарушения письменной речи. Нарушения устной речи, в свою очередь, включают расстройства произносительной и внутренней сторон речи. К расстройствам звукопроизношения относятся следующие состояния.

Дисфония (афония) – отсутствие или расстройство голоса вследствие патологических изменений голосового аппарата.

Брадилалия – патологически замедленный темп речи. Замедленная артикуляция вызвана нарушением речевых центров в коре головного мозга. Тахилалия – патологически ускоренный темп речи.

Заикание – нарушение темпо-ритмической стороны речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Заикание, как правило, начинается у детей в возрасте от 2 до 6 лет. Оно может появиться у детей с опережающим речевым развитием в результате излишней речевой нагрузки, психической травмы. Речь заикающихся характеризуется повторениями звуков, слогов или слов, удлинением звуков, обрывом слов, вставками дополнительных звуков или слов. В 10-12 лет у заикающихся подростков нередко проявляется осознание своего дефекта, боязнь произвести на собеседника неблагоприятное впечатление, не суметь выразить мысль. Начинает формироваться стойкий страх речевого общения с навязчивым ожиданием речевых неудач; логофобия усиливает речевые запинки в момент общения и особенно ярко проявляется при разговоре по телефону, при ответе у доски, при общении с незнакомыми людьми и т.п. Подросток старается избегать таких ситуаций и ограничивать речевое общение. Логоневроз следует отличать от другой формы заикания – неврозоподобного логосиндрома. Неврозоподобный речевой синдром имеет непсихогенный характер. Лица с подобным нарушением не переживают свой дефект, относясь к нему равнодушно. В отличие от неврозоподобных нарушений, заикание психогенного происхождения носит непостоянный характер, возникая в ситуациях, связанных с волнением, и заставляя ребенка переживать по поводу своего дефекта.

Дислалия - нарушение произношения, косноязычие. Вызывается аномалией строения речевого аппарата, особенностями речевого воспитания. Слух и иннервация мышц речевого аппарата при дислалии сохранны. При дислалии отмечается искажение произнесения звуков, трудных по артикуляции: р , л , шипящих, свистящих. Нарушения звукопроизношения могут проявляться в отсутствии тех или иных звуков, искажениях звуков или их заменах. До 4 лет у всех детей может отмечаться физиологическое косноязычие как возрастная особенность, после 4 лет это явление расценивается как дислалия.

Причинами механической дислалии могут быть анатомические дефекты артикуляционного аппарата: неправильный прикус, строение и расположение зубов, деформация и расщепление неба, аномалии губ, языка. К механической дислалии относится ринолалия. Ринолалия – нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата (гнусавость). Открытая ринолалия вызвана наличием расщелины в небе, когда струя воздуха проходит не только через рот, но и через нос. Закрытая ринолалия вызывается наличием опухолей носоглотки, искривлением носовой перегородки, хроническими воспалительными процессами (носовой резонатор выключается из процесса голосообразования). Функциональная дислалия является следствием неправильного речевого воспитания (сюсюкающая речь родителей) или закрепившейся реакцией подражания речи окружающих детей. Нередко функциональная дислалия наблюдается у детей, которые в раннем возрасте овладевают сразу двумя языками. У детей с дислалией, как правило, лексико-грамматическая сторона речи формируется в соответствии с нормой.

Дизартрия – расстройство артикуляции, затруднения в произношении звуков речи из-за пареза, спазма, гиперкинеза или атаксии мышц, участвующих в моторной функции речи (ограниченной подвижности мягкого неба, языка, губ). Страдают также дыхание и голосообразование. В основе дизартрии лежит поражение языко-глоточного, блуждающего и подъязычного нервов, иннервирующих мышцы мягкого неба, гортани, глотки, языка. Различают бульбарную дизартрию, возникающую при поражении самих нервов или ядерных образований, и псевдобульбарную дизартрию, обусловленную двусторонним поражением кортико-нуклеарных путей, которые направляются из коры головного мозга к ядрам вышеназванных нервов. При дизартрии особенно нарушается произношение согласных, речь смазанная, невнятная или растянутая, замедленная, прерывистая. Дизартрия является следствием поражения ЦНС при ДЦП, но может быть результатом других мозговых заболеваний. Речь малоинтонированная, невыразительная. Фонематическое восприятие, как правило, недостаточно сформировано. Звуковой анализ и синтез осуществляется с трудом, отмечается бедность словаря, недостаточное владение грамматическими конструкциями. Процесс овладения письмом и чтением затруднен.

К нарушениям внутренней стороны речи относится алалия и афазия.

Алалия – дефект (отсутствие) речи при нормальном слухе и первичной сохранности умственных способностей, обусловленные поражением или недоразвитием речевых зон коры головного мозга. Алалия моторная – нарушение экспрессивной стороны речи. Нарушены фонетико-фонематическая и лексическая стороны речи, а также ее коммуникативная функция. В младенчестве отсутствует лепетная речь, к 2-3 годам появляются искаженные, малопонятные окружающим слова, к 4-5 годам – упрощенная фразовая речь. Не развито речевое подражание. В дошкольном и младшем школьном возрасте длительное время отсутствует согласование слов в роде, числе, падеже (грубое нарушение грамматического строя речи), неправильно употребляются предлоги, отсутствуют отглагольные формы, переставляются слоги и звуки в словах, словарь беден при достаточном понимании слышимой речи. Дети испытывают трудности при построении предложений, неправильно понимают значения слов. Нарушена ритмическая сторона речи – ребенок говорит медленно, с паузами между слогами и словами. Моторная алалия часто сочетается с дислексией и дисграфией. Словарь увеличивается медленно, долгое время ограничен обиходно-бытовой тематикой.

Психическое развитие носит неравномерный характер: дети с дефектами речи проявляют интерес к игрушкам, играм, хорошо ориентируются в быту, владеют навыками самообслуживания, их эмоции достаточно дифференцированы. Наблюдается несколько сниженный круг представлений, задержка развития словесно-логического мышления, нередко снижение успеваемости, особенно по предметам с высокой речевой нагрузкой. В связи с этим темп развития психики замедляется, и с каждым годом дети все больше отстают от своих сверстников, особенно в выполнении вербальных заданий. Практически-действенное и наглядно-образное мышление значительно преобладают над абстрактно-логическим. Поэтому с трудом формируются операции сравнения, обобщения по существенным признакам, навыки счета. Выражена истощаемость, малая психическая активность, слабость побуждений, склонность к негативизму. Часто нарушены функции активного внимания, словесной памяти, произвольной регуляции психических процессов, поэтому ребенок постоянно нуждается в организующей помощи взрослых. С возрастом ребенок тяжелее переживает свою несостоятельность, становится все более раздражительным, обидчивым, неуверенным в себе, застенчивым.

Алалия сенсорная - недостаточное понимание слышимой речи, грубое нарушение фонетической стороны речи. Ведущий симптом – расстройство фонематического восприятия. Дети искажают слова, смешивают сходные по произношению звуки, сложные сочетания звуков воспринимаются ими как нечленораздельные. Речь крайне ограничена и не контролируется слухом из-за недостаточности и неустойчивости акустического внимания. Обращенная к ребенку речь либо совсем им не понимается, либо ее понимание ограничивается привычной бытовой ситуацией. Дети слабо реагируют на обращения, не прислушиваются к речи, не подражают, но сохраняют мелодичность интонаций, модулированность. У детей с сенсорной дислалией нередко отмечаются задержки психического развития. Заметна разница между речевыми и неречевыми формами психической деятельности. Развитие таких детей благоприятно при раннем выявлении, лечении и коррекции. Однако в старших классах возникают затруднения при усвоении и особенно изложении гуманитарных предметов; при изучении точных дисциплин дети плохо понимают условие задачи и неправильно формулируют ход решения.

Афазия - полная или частичная утрата ранее сформированной речи, связанная с локальным поражением головного мозга – сосудистые нарушения, воспалительные процессы, черепно-мозговые травмы. Это распад речи после трехлетнего возраста. Моторная афазия: в связи с поражением двигательного речевого центра Брока теряется способность говорить или остается способность произносить отдельные слова и короткие фразы. Сенсорная афазия – нарушение понимания речи (восприятие неречевых звуков не нарушено), вызванное поражением чувствительного центра речи Вернике. Возможности компенсации резко ограничены. Непонимание речи окружающих и невозможность выразить свои желания вызывают нарушения поведения: агрессию, конфликтность, раздражительность.

Несколько в стороне от перечисленных речевых дефектов стоит мутизм . Мутизмом называется молчание ребенка, исчезновение нормально сформированной речи под влиянием психических потрясений или каких-либо иных психических травм. При этом сохраняется способность говорить и понимать речь. Мутизм может быть как тотальным (постоянным), так и избирательным, проявляясь лишь в определенных ситуациях или при общении с определенными людьми. Тотальный мутизм встречается в рамках шизофрении, раннего детского аутизма, глубокой депрессии, реактивных состояний, неврологических заболеваний, связанных с органическим повреждением ЦНС. Механизмом избирательного мутизма могут выступать реакции пассивного протеста в ответ на наказание, обиду, разлуку с близкими; в этом случае мутизм называется патохарактерологическим. Существуют и невротические механизмы избирательного мутизма: истерический, когда речь отнимается в результате психической травмы шокового характера, и фобический, когда мутизм становится результатом страха перед речью. Встречается отсутствие речевого общения чаще всего в школьном возрасте, сочетаясь с заиканием.

Нарушения письменной речи включают в себя дисграфию и дислексию.

Дисграфия (аграфия) – частичное (полное) нарушение навыка письма вследствие очагового поражения или недоразвития коры доминантного полушария головного мозга. Чаще развивается в результате раннего поражения еще недостаточно дифференцированной нервной системы. Затруднено соотнесение звуков речи и их графического изображения, пространственное расположение букв (зеркальное письмо), разделение слов, написание букв. Буквы заменяются сходными по произношению, пропускаются, переставляются слоги, слитно пишутся 2 и больше слов, заменяются графически сходные буквы. Затруднена техника письма – соблюдение строчек, четкость написания букв. Ошибки в письме не связаны со знанием правил правописания. В дошкольном возрасте эти дети не могут нарисовать предмет по памяти. При акустической дисграфии первично нарушен фонематический слух – дифференцировка сходных по звучанию фонем и замена их на письме (б-п, д-т). Дети пишут неграмотно, несмотря на знание правил грамматики. При оптической дисграфии дети не могут запомнить начертание букв-графем и поэтому их письмо напоминает бессмысленный набор букв. Дисграфия часто сочетается с дислексией, дислалией, нарушением пространственного синтеза. Психика детей с дисграфией сходна с таковой при других нарушениях речи (дислалии).

Дислексия (алексия) – частичное (полное) нарушение чтения, связанное с поражением или недоразвитием некоторых участков коры головного мозга. Алексия оптическая – нарушение зрительного анализа буквенного состава слова (нарушение дифференцировки графем и перевода их в звуки). Акустическая алексия – нарушение слухового анализа звукового состава слова. При дислексии смешиваются и заменяются звуки и буквы, сходные по артикуляции, звучанию и графическому изображению. В более легких случаях отмечается замедленный или ускоренный темп чтения, перестановка букв, проглатывание слогов, неверная расстановка ударений во время чтения. Дислексия приводит к неправильному пониманию даже простейшего текста и нередко сопровождается аграфией.

Неправильное произношение звуков может мешать развитию четкого слухового их восприятия, что затрудняет овладение звуковым составом слова. В таких случаях у детей нет четкого представления о том, из каких звукобуквенных элементов состоит слово, что влечет за собой трудности в анализе и синтезе звукового состава слова, нарушает усвоение чтения и письма. Коррекция дислексии и аграфии основана на преодолении недостатков фонематического слуха и произношения. У ребенка необходимо сформировать четкие представления о звуковом составе слов при одновременной коррекции произношения, развить навыки анализа и синтеза при восприятии и воспроизведении речевых звуков, что является задачей логопеда.

Нередко возникают трудности при дифференциальной диагностике сенсорной алалии или афазии и слабослышания. Ошибки связаны с тем, что понижение слуха часто сопровождается нарушением речевого развития, которое и порождает непонимание речи. При сенсорной алалии и афазии слух у детей является сохранным, но они тоже не понимают обращенной к ним речи, что и приводит к смешению тугоухости с речевыми расстройствами. В качестве дифференциально-диагностического признака в этих случаях выступают самостоятельные попытки слабослышащего ребенка считывать с губ, что совершенно не характерно для сенсорного алалика или афазика. Обычно при правильном педагогическом подходе дети с речевыми дефектами овладевают устной и письменной речью, усваивают необходимый объем школьных знаний. Вместе с развитием речи исчезают и вторичные изменения психики. Обучение детей с тяжелыми расстройствами речи осуществляется в специальных школах.



 


Читайте:



Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Михалков Сергей Владимирович Праздник Непослушания Сергей Владимирович Михалков Праздник Непослушания Повесть-сказка "Праздник Непослушания" -...

Почвенный покров южной америки

Почвенный покров южной америки

Страница 1 В отличие от Северной Америки, где изменения в растительном покрове зависят в значительной степени от изменений температурных условий,...

Расправленные крылья - музыкальная пауза Порядок описания Московской операции

Расправленные крылья - музыкальная пауза Порядок описания Московской операции

Ситуация на фронте весной 1942 года, планы сторон, немецкое наступление летом 1942 года, начало Сталинградской битвы, немецкий оккупационный режим,...

Cобытия Второй мировой войны

Cобытия Второй мировой войны

Вторая мировая война считается самой крупной в истории человечества. Она началась и закончилась 2 сентября 1945 года. За это время в ней приняло...

feed-image RSS