Главная - Логопедия
Таблица культурные достижения руси. Основные достижения русской культуры IX — начала XVII вв

Средневековая культура Руси прошла долгий путь от простого подражания греческим образцам до создания самобытного культурного комплекса, включавшего яркую литературу разных направлений (полемическая, богослужебная, бытовая, историческая), своеобразную деревянную и каменную архитектуру и яркую традицию иконописания. Культура Руси и Московского царства, основанная на традициях православия, впитала в себя также древнеславянские дохристианские элементы, а позже испытала влияние угро-финских и тюркских народов, обитавших по соседству со славянами. Особенно сильно это влияние отразилось в народном костюме и фольклоре.

На заре Нового времени развитие русской культуры определялось не только отдельными деятелями, но и целыми институтами. Церковь и в особенности монастыри были центрами образования и книгописания. В Москве работали талантливые архитекторы, а также действовала первая в стране типография. Однако культурные связи Московского царства с другими странами оставались слабыми.

Древнерусская культура (VIII-XIII вв.)

Культура формирующейся великорусской народности (XIV-XVII вв.)

Культура России XVII в.

Культура Московского государства (XV-XVI вв.)

Создание славянской азбуки (монахи-миссионеры Кирилл и Мефодий), монастыри – образовательные и научные центры, Киево-Печерский монастырь – центр возникновения летописания, библиотека и школа Ярослава Мудрого

Центры книжности — Троице-Сергиев, Кирилпо-Белозерский и Соловецкий монастыри, замена пергамена бумагой, появление скорописи

Школа в Немецкой слободе, рост печатной продукции, создание государственных (Посольского приказа) и частных (Ордина-Нащокина, Голицына) библиотек, Славяно-греко-латинская академия в Москве, накопление научных знаний

Зарождение книгопечатания (Иван Федоров и Петр Мстиславец), переписка Ивана Грозного с князем Курбским, печатание Псалтырей, Часословов и Букварей, школы при монастырях и церквях

Повесть временных лет, «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона, «Сказание о Борисе и Глебе», Поучение Владимира Мономаха, «Слово о полку Игореве», Моление Даниила Заточника. Создание первого общерусского летописного свода (Троицкая летопись), воинские повести, произведение куликовского цикла (Задонщина), «Хождение за три моря», житийная и светская литература. Никоновский летописный свод и Лицевой свод, Казанский летописец, Домострой, публицистика Ивана Пересветова. Историческая («Повесть о взятии Азова») и бытовая («Повести о Горе- Злосчастье») повесть, возникновение автобиографичес- ких («Житие протопопа Аваккума») и сатирических («Повесть о Ерше Ершовиче») произведений, поэтические произведения Симеона Полоцкого.
Десятинная церковь и Софийский собор в Киеве, Софийский собор в Новгороде, Георгиевская церковь в Ладоге, Золотые ворота, Успенский и Дмитриевский соборы во Владимире, церковь Покрова на Нерли и княжеский замок в Боголюбово. Церкви Спаса на Ильине и Федора Стратилата на Ручью в Новгороде, Псковский каменный Кремль и Московский белокаменный, Успенский собор в Звенигороде, Троицкий собор Троице-Сергиева Монастыря. Ансамбль Московского Кремля: Успенский собор и стены (Аристотель Фиораванти), Грановитая палата (Марко Руоро и Антонио Солари), Архангельский Собор (Алевиз Новый). Храм Воскресения в се- ле Коломенском и собор Василия Блаженного в Москве. Успенская церковь в Угличе (Дивная), церковь Троицы в Никитниках, Теремной дворец Московского Кремля, деревянный дворец Алексея Михайловича в Коломенском, здание Земского приказа, церковь Покрова в Филях (Нарышкинское барокко).
Мозаика — Богома- терь Мария-Оранта в Киевской Софии, фрески — Киевской Софии и церкви Спасо-Нередицы в Новгороде, иконопись — Владимирская Богоматерь, Спас Нерукотворный, миниатюры в Остро мировом Евангелии. Роспись церквей Спаса на Ильине и Федора Стратилата, иконы Благовещенского собора в Москве (Феофан Грек), росписи в Троице- Сергиевом и Андрониковом монастырях, икона Троицы (Андрей Рублев). Роспись Успенского собора московского Кремля (Рублев и Дионисий), роспись Ферапонтова монастыря (Дионисий), Строгановская школа миниатюрной иконописи. Иконы Симона Ушакова («Спас Нерукотворный», «Владимирская Богоматерь»), роспись церкви Троицы в Никитниках, Ильи-Пророка в Ярославле (Гурий Никитин), возникновение жанра парсуны (портрета) .

Во второй пол. XVII в. было создано несколько государственных школ.

1649г. – школа Ф.Ртищева (школа в Андреевском монастыре).

1640 – х – школа Епифания Славинецкого в Чудовом монастыре,

1665г. – школа Симеона Полоцкого в Заиконоспасском монастыре работала школа по подготовке служащих для центральных учреждений, для Печатного двора (Типографическая школа 1681г во главе с русским монахом Тимофеем и греком Мануилом), Аптекарского приказа и др. В 1687 г. в Москве было основано первое высшее учебное заведение - Славяно-греко-латинская академия, где учили «от грамматики, риторики, пиитики, диалектики, философии... до богословия». Возглавили Академию братья Софроний и Иоанникий Лихуды (после ссылки Лихудов 1701г. Академия пришла в упадок), ученые-греки, окончившие университет в Падуе (Италия). Здесь готовили священников и чиновников. В этой академии учился и М. В. Ломоносов.

Об интересе русских людей к грамоте свидетельствует распродажа в Москве (1651) в течение одного дня «Букваря» В. Ф. Бурцева , изданного тиражом 2400 экземпляров. Были опубликованы «Грамматика» Мелетия Смотрицкого (1648) и таблица умножения «Считание удобное» (1682). Но: Псалтырь.

В XVII в., как и раньше, шел процесс накопления знаний. Большие успехи были достигнуты в области медицины («Травники», «Лечебники», «Фармакопея» Ивана Венедиктова, «О строении тела человеческого» - перевод Епифания Славинецкого) в решении практических задач по математике (многие умели с большой точностью измерять площади, расстояния, сыпучие тела и т. п.), в наблюдении за природой.

Век великих географических открытий . 1632г. – казаки добрались до Лены, основали якутск; Елисей Буза открыл Яну, Индигирку, а Копылов добрался до Охотского моря (1639г. ). В 1643г. Колесников дошёл до Байкала, а Поярков открыл Амур, который был исследован в 1650-1651гг . Хабаровым. 1654г. были открыты реки Аргун, Селенга и Ингода. 1675-1678гг . – экспедиция в Китай О.Н. Спафарий, составлено «Описание первыя части Вселенныя, именуемой Азии», «Сказание о великой реке Амуре».

1692-1695гг . – голландец Исбрант Идес составил описание части России в районе границы с Китаем. В 1648 г. экспедиция Семена Дежнева (за 80 лет до Витуса Беринга) вышла к проливу между Азией и Северной Америкой, открыл р. Анадырь. Самая восточная точка нашей страны носит сейчас имя Дежнева. Е. П. Хабаров в 1649 г . составил карту и изучил земли по Амуру, где были основаны русские поселения. Его имя носят город Хабаровск и поселок Ерофей Павлович. В самом конце XVII в . сибирский казак В. В. Атласов обследовал Камчатку и Курильские острова. 1690г. морской офицер Дубровин составил карту Туркестана. Первая карта Московского государства была составлена на рубеже 16 – 17 веков, 1640г. - «Роспись сибирским городам и острогам», а в 1672г. - «Чертёж Сибирской земли».

Литература. В XVII в. созданы последние официальные летописные сочинения. «Новый летописец» (30-е годы) излагал события от смерти Ивана Грозного до окончания Смутного времени. В нем доказывались права новой династии Романовых на царский престол.

Центральное место в исторической литературе заняли исторические повести, имевшие публицистический характер. Например, группа таких повестей («Временник дьяка Ивана Тимофеева», «Сказание Авраамия Палицына», «Иное сказание» и др.) была откликом на события Смутного времени начала XVII в.

Проникновение светских начал в литературу связано с появлением в XVII в. жанра сатирической повести , где действуют уже вымышленные герои. В «Службе кабаку», «Повести о куре и лисе», «Калязинской челобитной» содержалась пародия на церковную службу, высмеивались обжорство и пьянство монахов, в «Повести о Ерше Ершовиче» - судебная волокита и взяточничество. Новыми жанрами были мемуары («Житие протопопа Аввакума») и любовная лирика (Симеон Полоцкий).

Воссоединение Украины с Россией дало толчок созданию первго русского печатного сочинения по истории. Киевский монах Иннокентий Гизель составил «Синопсис» (обозрение), где в популярной форме содержался рассказ о совместной истории Украины и России, которая начиналась с момента образования Киевской Руси. В XVII - первой половине XVIII в. «Синопсис» использовался как учебник русской истории.

Достижения и ценности культуры Киевской Руси

Важнейшим достижением культуры Киевской Руси является освоение огромнейшего пространства северо-востока Европы, утверждение здесь земледелия, преобразование природного ландшафта, придание ему культурного, цивилизованного облика: строительство новых городов - центров культуры, прокладывание дорог, возведение мостов, путей, связывающих отдалённейшие уголки некогда дремучих, "нехоженых" лесов с центрами культуры.

Другой, не менее важной, исторической ценностью является принятие православия и преобразование языческой культуры. Православие сыграло двойственную роль в развитии культуры Руси. С одной стороны, оно во многом искореняет наследие языческой Руси, обедняет историческую память народа, придаёт забвению сложный мир её мифологических образов. Но несомненна и его прогрессивная функция, особенно на начальных этапах её развития. В период татаро-монгольского нашествия именно православие явилось духовным центром, позволившим сохранить культурную самобытность Руси, организовать нравственный отпор завоевателям, выдвинуть цели национального Возрождения. Но по мере становления культуры Нового времени роль православия падает, оно замещается новыми формами культурного творчества, центрами инновационных изменений.

С православием приходит на Русь каменное храмовое строительство. Один из первых христианских храмов был построен в Пскове княгиней Ольгой около 965 г., то есть ещё до крещения Руси, и был посвящён Божественной Троице. Поэтому Псков иногда называли "Домом святой Троицы", а Новгород - "Домом святой Софии". В Киеве ещё в 952 г. появилась деревянная София, воздвигнутая Ольгой, она сгорела в 1016 г. и на её месте, уже при Ярославе Мудром, была построена каменная София. Она была "о 13 версях" - о 13 главах, куполах, как символе "Христовой и Апостольской церкви" (1 + 12 апостолов). Многие храмы периода Киевской Руси сгорели, были разрушены в период монгольского нашествия. Среди сохранившихся могут быть названы храм Покрова на Нерли (рис. 14.8), Дмитриевский собор (1194-1197). Покрытый сложной каменной резьбой, Дмитриевский собор из 566 изображений имеет только 46, непосредственно связанных с христианской тематикой. Это свидетельствует о том, что на Руси долго ещё сохранялось "двоеверие". Официальная "православность" и реальное "язычество" уживались в одних памятниках культуры. Культурное развитие цивилизации невозможно без появления письменности, распространения грамотности, книжного искусства. Своя система фиксации информации появляется у славян задолго до православия. Это находит своё выражение в словарном составе языка. Мы до сих пор говорим: "Завяжи узелок на память", забывая, что это "крылатое" выражение когда-то отражало реальное культурное достижение - способ "узелковой" фиксации информации, известный и другим народам. В частности, у инков с помощью такой системы, получившей название "кипу", передавались сложные исторические и художественные тексты. Другим выражением, отражающим способ передачи информации, является пословица "Заруби себе на носу". "Нос" в данном случае - это не часть лица, а дощечка, которую носили с собой, чтобы наносить зарубки память о тех или иных фактах.


Имеются свидетельства, что применялась и иная система записи, известная как "черты и резы", или славянские руны. Тексты договоров, заключённых с греками, писались также и на русском языке. Заслугой православия, несомненно, явилась та помощь, которую оказала Византия в придании русской письменности - "глаголице", совершенных форм, создании "кириллического" алфавита, отвечающего и потребностям языка того времени, и звуковому составу славянского языка, и даже современным нормам языка. Константин Философ (Кирилл) и Мефодий ещё до создания своего алфавита, который получил название "кириллица", видели в Корсуне у какого-то "русина" книгу, написанную "руськыми" письменами, которые, однако, были понятны Кириллу.

Создание современной письменности способствовало складыванию единого русского языка. Русский язык как национальный стал складываться очень рано. Он берёт своё начало от "словенского", "славянского" языка. Киевская Русь, будучи разноплеменным образованием, имела один государственный язык - "русский", он же "словенский".

"...а словенск язык и руський один... а ше и поляне звахуся, но словенская речь бе", - свидетельствует "Повесть временных лет". Таким образом, этот язык существовал ещё у полян, в полянском Киеве, и Киев русский продолжает его развивать и совершенствовать. Термин "руський" применительно к языку был зафиксирован в летописях в ХI в. При сопоставлении этносов и языков мы должны помнить, что они в то время отождествлялись. Поэтому, когда в летописи говорилось, что "словяне" и "русь" суть один язык, это означало, что это один народ. Вспомним, что ещё А. С. Пушкин писал: "и назовёт... всяк сущий в ней язык, и гордый внук славян, и финн..." Русский язык был единым, общим, государственным языком Киевской Руси. И сегодня мы можем прочитать тексты, записанные более 1000 лет назад.

Русский язык сложился на обширной территории от Карпат до Волги; лексика, правописание, грамматика были общими. Ещё в XIII в. французский язык был понятен населению Иль-де-Франса, а обширные окраины Франции говорили на каталонском, баскском, бретонском, фламандском, провансальском языках. Северные и южные немцы не понимали друг друга ещё и в XIX в. Бисмарк создал армию, где солдаты говорили на разных языках.

Для письменности русские использовали специфический материал - берёсту. Берестяные "грамоты" найдены в Новгороде (много), Смоленске (10), Витебске (1), Пскове (3), Старой Руссе (13), Мстиславле, на Замковой горе в Могилёвской области. Следует отметить, что берёста исконно использовалась индоевропейцами для записи и рисунков. Так, у ариев "веда ведовства", "Атхарваведа", была записана на берёсте .

В Киевской Руси русский язык был единственным - разговорным и богослужебным, письменным и устным, церковным и государственным, в то время как в Западной Европе церковь насаждала латынь, что тормозило развитие языка и культуры и повсеместно приводило к протестам. Так, "Остромирово Евангелие" было записано в 1050-1057 гг., а создано ещё раньше и на русском языке. А вот первое литературное произведение, к тому же переведённое на польский язык с латыни - "Псалтырь королевы Ядвиги", появилось в Польше только около 1400 г. Только в XVI в. в Польше стала зарождаться национальная литература. И вина за это падает на католичество: католическая церковь утверждала, что "известны только три языка, на которых достойно славить бога в книгах: еврейский, греческий и латинский..." Кирилл - Константин Философ на это отвечал: "не посылает ли бог дождя одинаково для всех? А также и солнце не светит ли для всех? И не возникаем ли все одинаково? И как вы не стыдитесь, признавая только три языка и повелевая, чтобы все другие народы и племена были слепы и глухи? Поясните мне, считаете ли вы бога бессильным, не могущим дать всё это, или зависимым и потому не хотящим (дать всё это)?"

Раннее складывание единого языка породило обширную русскую литературу. Ей предшествовало богатое народное творчество, создание былин. В IX-X вв. были созданы былины о Михаиле Потоке, об Илье Муромце, о Ставре Годиновиче, о Даниле Ловчанине, о Дунае, об Иване Годиновиче, о Вольге и Микуле, о Добрыне, о женитьбе Владимира и др. Ни один народ не знает такого многообразия былин в это время, их обилия. С одной стороны, в них сохраняется память о более давних временах истории славян; с другой - это творчество, в котором отражалась действительная, актуальная история. Для русских былин характерен ряд особенностей.

В былинах церковное, православное влияние - минимально. Они полны языческих символов, героев, образов. В них преобладает светское, мирское содержание, а не церковное, сакральное.

Былины сохраняются в устной традиции на протяжении почти 1000 лет.

Для былины характерно не только воспевание физической мощи, силы, "удали молодецкой". Главное в них - нравственность, этическая ценность поступка человека, его доброта, сострадательность, сочувствие.

В противоположность этому, например, "Повесть о Нибелунгах", "Старшая Эдда" индифферентны к морали, они - до моральны, до нравственны. Былины, описывая то же историческое время, что и саги, а иногда и более древнее - например, "Святогор", коренным образом отличаются от германского эпоса своим нравственным содержанием, этическими оценками и суждениями. Создаваясь в то же историческое время, они отличаются культурно - они нравственны. Нравственны с народной точки зрения. Хотя они полны военных столкновений, но все битвы, которые ведут былинные герои - оборонительные. Это не удивительно, учитывая, что по подсчётам В. О. Ключевского, с 1228 по 1462 гг. Русь выдержала 160 внешних войн и набегов.

Богатое художественное устное творчество способствовало складыванию русской литературы. Она отличалась рядом особенностей, прежде всего, основывалась на общерусском языке. Это позволило ей в кратчайшие сроки создать величайшие литературные произведения: "Слово о законе, благодати и истине" Иллариона, "Повесть временных лет" и "Житие Феодосия" Нестора, "Поучение чадам" Владимира Мономаха, "Слово" Даниила Заточника, "Слово о полку Игореве" Игоря, сына Святославля внука Ольгова, "Повесть о разорении Рязани Батыем", "Слово о погибели Русскыя земли" и многие другие.

В период позднего средневековья русскую литературу обогатили новые замечательные произведения: "Задонщина" Сафония, "Хождение за три моря" Афанасия Никитина, "Сказание о Мамаевом побоище", сочинения Ивана Грозного ("Переписка с Курбским"), Ивана Пересвета и Аввакума Петрова, "Повесть о Горе-Злосчастии".

Сравнение, сопоставление этих произведений показывает, что это - плоды единого литературного процесса, который не прерывался на протяжении почти тысячелетия, но лишь затормозился во время монгольского ига.

Русская литература очень рано осознала общность земли русской, русского народа. В "Слове о полку Игореве" уже нет племенных упоминаний, зато "Русская земля" упоминается 20 раз! Это характерная черта русской литературы, главное в ней - судьба страны, земли, родины и народа. "Светло светлая и украсно украшенная земля русская!" Этого мы не встретим ни в одной европейской литературе! "Патриотизм" - это изначальная тема, черта русской культуры. Только в 1353 г. у Петрарки появится гимн, обращённый к Италии, как Родине.

В XII в. Кирилл Туровский пишет:

"Не измерена небесная высота,

Не испытана преисподняя глубина..."

В XVIII в. Кирилл Данилов эту же мысль продолжит и эту же тему повторит и видоизменит:

"Высота ли, высота поднебесная,

Глубота, глубота акиян-море,

Широко раздолье по всей земли,

Глубоки омуты днепровские..."

Ни один народ не знал такой развитой системы летописей. Первые летописные записи появились около 872 г. в Киеве. Они характеризуются антиваряжской тенденцией и отсутствием христианского элемента. Первые Летописи опираются на устные предания, славянские мифы, эпические сказания. В них доминирует языческое начало. В частности, в Летописи занесён рассказ о Вещем Олеге и его смерти, которую предрекает не волхв, а "кудесник", то есть шаман.

Летописание Х в. распадается на две формы: светскую и церковную. В светском летописании выделяются:

"сказы", сказания о князьях: Игоре, Святославе, Ярополке и других, то есть это - дружинно-рыцарский цикл (эти сказания - продолжение славянских "слав");

летописания - хроники дел: походов, нашествий, княжеских собраний и т. д.;

тексты договоров.

Летопись появляется там, где возникает государство, цивилизация. В чём отличие русской летописи? В универсальности, летопись - совокупность разнообразных знаний; они включали в себя сведения из мифов, истории, художественной литературы, устного народного творчества. На Руси летопись велась в больших масштабах, были летописи и княжеские, и церковные, причём велись летописи не только в княжеских городах, но и в уделах. Таким образом, летопись была всеобъемлющим, единым, повсеместным явлением на Руси.

Многие летописи сгорели, погибли во время татаро-монгольского нашествия. Другие погибли во время пожаров, частых на Руси. Так, в имении В. Н. Татищева сгорело 5 летописей, в том числе Раскольничья и Галицынская. В 1812 г. в пожаре Москвы погибла уникальная Троицкая летопись, одновременно погибли рукописи Мусина-Пушкина, в том числе и рукопись "Слова о полку Игореве".

Предметов культуры Древней Руси дошло до нас немного. Русских мечей XI-XIII вв. сохранилось всего 183, а шлемов - ещё меньше, хотя их очень берегли. Ещё тяжелее судьба книг, икон: они гибли чаще всего в огне пожаров, возникавших и случайно, и в результате военных действий. В 1382 г. при нашествии Тохтамыша на Москву кремлёвские церкви были полны "до строп", то есть доверху, до крыши, книгами и иконами - всё сгорело. В 1547 г. Москва почти вся выгорела, в 1612 г. Москву сожгли поляки, в 1812 г. - французы. Но и в XVIII - середине XIX вв. монахи жгли рукописи как ненужную дрянь, топили в Волхове, гноили в сырых подвалах.

В то же время то, что удалось сохранить, отыскать, изучить, вызывает восхищение. В Государственном Историческом музее в Москве хранится оправа с крестовидной прорезью, которую специалисты считают верхом совершенства средневековой русской ювелирной техники. Вот как описывает её Б. А. Рыбаков: "Между двенадцатью камнями, оправленными в золото, мастер устроил целый цветник из миниатюрных золотых цветов, посаженных на спиральные пружинки в 4-5 витков, припаянные только одним концом к пластинке. Спиральные стебельки были сделаны из рубчатой золотой проволоки. Цветы имеют по пять тщательно сделанных лепестков, фигурно вырезанных и припаянных к пестику. На пространстве в 0,25 см2 рязанский мастер ухитрился посадить от 7 до 10 золотых цветов, которые колыхались на своих спиральных стеблях на уровне лиловых самоцветов".

Влияние
Ко времени принятия христианства Русь уже была страной с самобытной культурой. Она выросла на плодотворной почве культур местных восточно- славянских племен и постоянно развивала контакты с культурами других стран, в первую очередь Византии, Болгарии, стран Центральной Европы, Скандинавии, Хазарского каганата и Арабского Востока.

Высокого уровня достигли ремесла, техника деревянного строительства. В эпоху перехода от доклассового общества к феодальному, как и у других европейских народов, складывался эпос . Его сюжеты сохранились в основном в записанных много веков спустя былинах. К IX-X вв. относится появление сюжетов таких былин, как "Михайло Поток", "Дунай", "Вольга и Микула". Особенно плодотворным для формирования былинного эпоса оказался конец X в. - эпоха Владимира Святославича. Его княжение стало "эпическим временем" русских былин, а сам князь - обобщенным образом правителя Руси. К концу X в. относится появление былин, героями которых были Добрыня Никитич (его прототипом служил дядя Владимира Святославича по матери - Добрыня, бывший наставником и советником князя в годы его молодости) и Илья Муромец.

Не позднее конца IX начала X в. на Руси распространяются славянские азбуки- кириллица и глаголица . Созданные во второй половине IX столетия братьями Кириллом и Мефодием и первоначальное распространение имевшие в западно-слявянском государстве - великой Моравии, они вскоре проникают в Болгарию и на Русь. Первым русским памятником славянской письменности является русско-византийский договор 911 года.

Синтез славянской дохристианской культуры с тем культурным пластом, который поступил на Русь с принятием христианства из Византии и Болгарии и приобщал страну к византийской и славянской христианским культурам, а через них - к культурам античной и ближневосточной, создал феномен русской средневековой культуры. Его оригинальность и высокий уровень были во многом обусловлены бытованием в качестве языка церковной службы и вследствие этого становлением в качестве литературного - славянского языка, понятного всему населению (в отличие от Западной Европы и славянских стран, принявших католицизм, где языком церковной службы была латынь, язык незнакомый большинству населения и, вследствие этого, раннесредневековая литература являлась преимущественно латиноязычной).

Развитие культуры в XI в. было вызвано бурным ростом различных ремесел и торговли, оживлением внешнеторговых и межгосударственных связей. Она стала исходной точкой и первичной основой культуры русских, украинцев и белорусов, оказала влияние на культуру соседних народов.

В литературе Киевской Руси с некоторой условностью можно выделить несколько направлений: общественно-политическая; художественная и светская; мировая (переводная) литература. Но границы жанров часто были неуловимы и размыты. В общественно-политической литературе самую значительную роль играло летописание. Не позднее начала XI в. в Киеве и Новгороде стали составляться первые летописи. Постепенно разрастаясь, они к концу XI - началу XII вв. составили систематический свод, окончательно отредактированный и литературно обработанный монахом Киево-Печерского монастыря Нестором. Свод известен под названием "Повесть временных лет" (ПВЛ). ПВЛ называют энциклопедией древнерусской жизни IX - XI вв., дающей представление не только об истории Руси, но и о ее языке, религии, мировоззрении, научных знаниях, искусстве и т.д. Позже летописи стали составляться и в других крупных городах. Кроме летописей, особой известностью пользуются такие произведения общественно-политического направления, как "Слово о Законе и Благодати" митрополита Иллариона (XI в.); жития первых русских "святых” Бориса и Глеба (XI в.); знаменитое "Поучение к детям" Владимира Мономаха (XII в.).

Самыми знаменитыми произведениями художественной литературы Киевской Руси являются сочинения Кирилла Туровского и Климента Смолятича, "Моление" Даниила Заточника и "Слово о полку Игореве".

Популярна на Руси была и мировая литература - переводились богословские сочинения, естественно-научные трактаты, греческие романы, византийские хроники. К последним, в частности, можно отнести перевод византийской "Хроники Георгия Амартола".

В XI - начале XII в. продолжалось развитие эпического жанра . Со сватовством норвежского короля Харальда к дочери Ярослава Мудрого Елизавете связан сюжет былины "Соловей Будимирович". Ряд эпических песен возник в связи с борьбой с половецкими набегами конца XI - начала XII в. Образ князя Владимира Мономаха, инициатора борьбы с кочевниками, слился с образом Владимира Святославича. К эпохе Мономаха относится появление цикла былин об Алеше Поповиче, былины "Ставр Годинович".

Высокого уровня на Руси достигло образование , получали которое в основном при монастырях. Картину грамотности даже в среде простых граждан рисуют частые находки берестяных грамот на археологических раскопках в Новгороде, Пскове, Смоленске и других городах.

Выдающегося размаха достигло развитие каменного зодчества , памятники которого сохранились в Киеве, Новгороде, Владимире-Суздальском, Чернигове, Полоцке и многих других городах. С введением христианства русское зодчество испытало влияние Византии, но постепенно вырабатывались собственные архитектурные традиции. С конца X в. до нас дошли остатки Десятичной церкви в Киеве. Во Владимире в 1158 - 1161 гг. был возведен величественный и строгий Успенский собор; неподалеку от Боголюбова воздвигнута небольшая, на редкость изящная церковь Покрова на Нерли. К лучшим произведениям русской архитектуры принадлежат собор Спаса в Чернигове, храмы Софии в Новгороде, Золотые Ворота во Владимире.

О высоком развитии культуры домонгольской Руси свидетельствует живопись XI - начала XIII вв. Если живопись новгородских и псковских мастеров выражала демократические традиции Вольного города и отличалась простотой и строгой лаконичностью письма, то мастера Владимира и Суздаля сохранили в своих работах византийскую утонченность, смягчали лиричностью аскетизм иконографических образов. Под византийским влиянием развивались здесь ее основные формы: мозаика, миниатюра, иконопись, фрески.

Блестящего расцвета достигло прикладное искусство , особенно в применении таких самобытных приемов, как чернь, перегородчатая эмаль, зернь, филигрань, иногда применявшиеся одновременно. Неуклонно развивалось устное народное творчество - былинный эпос воспевал героизм в бою и предприимчивость в делах.

Накануне монголо-татарского нашествия древнерусская культура достигла высокого уровня, сравнимого с лучшими образцами европейской и мировой культуры того времени и активно с ней взаимодействовала.


IX –XIII ввXIV-XVввXVI вXVII в Письменность, просвещение 1. Создание славянской азбуки (Кирилл и Мефодий) 2. Монастыри – центры книжности и образования. 3. Берестяные грамоты как свидетельства распространения грамотности в городах и пригородах 1. Замена пергамента бумагой. 2. Центрами книжности по- прежнему остаются монастыри – зарождение книгопечатания Иван Федоров. Первая книга – «Апостол»- 1564, «Часослов» , Псалтырь Переписка И.Грозного с А.Курбским. 3. Начальные знания о солеварении, истории 1.Рост печатной продукции. 2.Появление государственных и частных библиотек – открытие Славяно-греко- латинской академии Симеоном Полоцким г – «Букварь» В.Бурцева, «Грамматика» М. Смотрицкого 5. « Синопсис»- исторический труд И. Гизеля


IX –XIII ввXIV-XVввXVI вXVII в литература 1.« Повесть временных лет» Нестора (нач. XII века) 2.« Слово о законе и благодати» митрополита Илариона(40-ые годы XI века» 3.« Поучение детям»В.Мономах XIIв 4.« Слово о полку Игореве» (о событиях 1185г) 5.« Слово и Моление» Д. Заточника (XII- XIIIвв) 1.Софоний Рязанец «Задонщина»-конец XIV в. 2.Творчество Епифания Премудрого «Житие Сергия Радонежского» 3. Аф. Никитин « Хождение за три моря» 4. «Житие Ал. Невского» (XIII- XIVвв) 1. Сильвестр «Домострой» 2.А. Курбский «История о великом князе Московском» 3.Энциклопедически й труд «Великие Четьи-Минеи» под рук. Макария 4. Филофей «Москва- Третий Рим» 5. Ермолай Еразм « Повесть о Петре и Февронии» 6.Появление жанра публицистики (Иван Пересветов и Авраамий Палицын) 1.Появление жанра исторической повести «Повесть о Азовском сидении» (1642) 2.Появление автобиографическ их произведений «Житие протопопа Аввакума» 3.Сатирические повести 4.Творчество Симеона Полоцкого 5. Вирши – поэтические произведения любовных, бытовых, сатирических мотивов


IX –XIII ввXIV-XVввXVI вXVII в архитектура 1.Десятинная церковь в Киеве 2.Софийский собор в Киеве Софийский собор в Новгороде() 4.Золотые ворота в Киеве 5.Дмитриевский собор во Владимире() 6.Успенский собор во Владимире() 7.Покрова на Нерли Успенский собор Московского кремля (1326; 1475 А. Фиораванти) 2.Благовещенский собор Московского кремля()домовая церковь царской семьи 3.Грановитая палата – М. Фрязин Место торжественных приемов 4.Троице-Сергиев монастырь -1337г. 5.Андроников монастырь(Москва, 1427) 6. Кирилло-Белозерский монастырь-(Вологда 1397) 7. Соловецкий монастырь (Архангельск) 1.Строительство Китай- города (Ф. Конь) 2. Стена Белого города(Ф. Конь) 3. Новодевичий монастырь (в честь взятия СмоленскаВасилием III) 4. Церковь Вознесения в Коломенском 1532 (в честь рождения Ивана Грозного) 5. Архангельский собор Московского кремля А.Фрязин () Усыпальница русских царей. 6. Казанский собор. Барма. Постник (в честь взятия Казани Иваном IV) 7. Колокольня Ивана Великого Бон Фрязин.1505г 1.Появляется новый стиль- нарышкинское барокко 2.Дворец в Коломенском Работа зодчих Бажена Огурцова, Лариона Ушакова, Чирина, Савина.


IX –XIII ввXIV-XVввXVI вXVII в живопись 1.Иконопись Алимпия 1.Иконопись Феофана Грека. Роспись Благовещенского собора. 2. Творчество Андрея Рублева () 1.Иконопись Диони сия. () Успенский собор. 2.Строгановская школа живописи 1.Появление жанра парсуны 2.Симеон Ушаков ()мастер оружейной палаты путешественники Аф. Никитин – исследование Крыма, Турции, Индии. «Хождение за три моря» 1.Семен Иванович Дежнев () исследование Сибири, проход из Ледовитого океана в Тихий, пролив между Азией и Америкой 2.Хабаров Ерофей Павлович () освоение Амура. 3.Атласов Владимир Васильевич ()- исследование Камчатки


Тест по культуре. * А1 Укажите наиболее ранний по времени постройки собор? 1)Софийский в Киеве 2) Дмитриевский во Владимире 3) Софийский в Новгороде 4) Успенский во Владимире * А2. Популярный на Руси жанр, в котором повествование шло по годам: 1) хроника 2) летопись 3) житие 4) хождение * А3. Прочтите отрывок из литературного произведения и укажите год, к которому оно относится: « Не прилично было нам, братья, начать старинными словами тяжкое повествование о походе Игоря Святославовича… Начнем же, братья, повесть от старинного Владимира до нынешнего Игоря…» 1)))) 1224 * А4. При каком правителе сложился уникальный кремлевский ансамбль, который поражает своей красотой и ныне? 1) Иване Калите 2) Дмитрии Донском 3) Иване III 4) Симеоне Гордом * А5. При каком князе была сформирована идея « Москва – третий Рим» 1) Иван III 2) Иван Калита 3) Дмитрий Донской 4) Василий III


* А6. Автором « Хождения за три моря» является 1) Аристотель Фиораванти 2) Федор конь 3) Алевиз Фрязин (Новый) 4) Марко Фрязин * А7. Храм, построенный Грозным в честь победы над Казанью 1) Василия Блаженного 2) Успенский собор 3) Ивановская церковь 4)церковь Вознесения * А8.Назовите художника, работавшего в Оружейной палате в 17 веке 1) Георгий Зиновьев 2) Иван Максимов 3) Тихон Филатьев 4) Симон Ушаков * А9. Какие из зданий построил архитектор Казаков а) Дом Губина б) Голицынскую больницу в) Зимний дворец г) здание Сената в Московском Кремле д) здание Академии художеств е) Михайловский дворец 1) АБГ 2) АВГ 3) БГЕ 4) АВД * А10. Кто организовал первый профессиональный театр? 1) Волков 2) Пашкевич 3) Сумароков 4) Шлыкова


* А 11 Об «обмирщении культуры» 17 века свидетельствует 1) появление парсуны 2) принятие закона об обязательном начальном образовании 3) начало книгопечатания 4) открытие Академии наук * А 12 Об «обмирщении культуры» 17 века свидетельствует 1) появление профессионального театра 2) переход на новое летоисчисление 3) начало книгопечатания 4) создание Славяно-греко-латинской академии * А13 « Поляне жили в те времена отдельно … и были три брата -Хорив, Щек, Кий и их сестра –Лыбедь. И построили город и назвали в честь брата своего – Киевом…» 1)« Соборное уложение 2) « Русская правда» 3) « Поучение Владимира Мономаха» 4) « Повесть временных лет» * А 14 « Отцом» русского театра называют 1) Бирона 2) Волкова 3) Радищева 4) Ползунова * А 15 Создателем первой паровой машины считают 1) Бирон 2) Волков 3) Ползунов 4) Рокотов * А 16 В древнерусской литературе « Житием» называли 1) погодную запись событий 2) описание деятельности христианских святых 3) поучение князей наследникам 4) народные эпические сказания


* А 17 Живописное художественное произведение малых размеров получило название 1) витраж 2) заставка 3) филигрань 4) миниатюра * А 18 Русский портретист 18 века 1) Рокотов 2) Кипренский 3) Брюллов 4) Воронихин * А 19 Появление книгопечатания в России связано с именем 1) Симеона Ушакова 2) Ивана Пересветова 3) Андрея Курбского 4) Ивана Федорова * А 20 Русские архитекторы 18 века 1) Татищев, Щербаков 2) Казаков, Баженов 3) Шубин, Аргунов 4) Конь, Чохов * А 21 Мореплаватель, открывший пролив между Азией и Америкой 1) Беринг 2) Поярков 3) Ушаков 4) Нахимов * А 22 С именами Феофана Грека, Дионисия, Симеона Ушакова связано развитие 1) ювелирного искусства 2) зодчества 3) летописания 4) иконописи *


В1 Расставьте в хронологическом порядке появление исторических памятников * А) Собор Василия Блаженного б) «Повесть временных лет» в) «Слово о полку Игореве» г) белокаменный Кремль в Москве * В2 Соотнесите * А) Даниил Заточник 1) «Задонщина» * Б) Софоний Рязанец 2) «Моление» * В) Нестор 3) «Поучение детям» * Г) Владимир Мономах 4) «Повесть временных лет» 5) «Домострой» * Соотнесите: * А) Марко Фрязин 1) «Троица» * Б) Андрей Рублев 2) Грановитая палата * В) Аристотель Фиораванти 3) Архангельский собор * Г) Алевиз Новый Фрязин 4) Успенский собор Московского Кремля 5) Казанский собор


* Список литературы: * 1. История с древнейших времен до конца XVIII века., учебник для вузов. Под ред. А.Н. Сахарова. М: Аст., 2003 * 2.В.Н. Александров История русского искусства, Минск, 2007 * 3.Л. А. Беляев. Крепости и вооружение Восточной Европы. М: « Бук Хаус»,

КУЛЬТУРА РУСИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО XVII В.

Создание славянской азбуки (монахи-миссионеры Кирилл и Мефодий), монастыри – образовательные и научные центры, библиотека и школа Ярослава Мудрого

1073 – Остромирово Евангелие

1076 – Мстиславого Евангелие

В средневековой Руси была довольно широко распространена грамотность. 14в. – появление бумаги (из Европы). На смену торжественному "уставному" письму пришел более быстрый полуустав. Конец 15 в. – скоропись.

1)Рост потребности в грамотных людях

2) образование было начальным, носило церковный характер, малодоступно (получалось в монастырях, домашних условиях, обучались богословским дисциплинам по религиозным произведениям)

3) Письменность – на бумаге «скорописью»

1553 – книгопечатанье, 1563 – 1-я типография Ивана Федорова, 1564 – первая печатная книга – «Апостол», 1565 – «Часослов», 1574 – 1-й букварь (во Львове)

Быстрое развитие системы образования6 начальные школы, специальные школы. Школа в Немецкой слободе; рост печатной продукции, создание государственных (Польского приказа) и частных (Ордина-Нащокина, Голицына) библиотек, Славяно-греко-латинская академия в Москве (1687)

1634 – букварь В. Бурцева

1682 – напечатана таблица умножения

1665 – школа в Спасском монастыре

1649 – школа при Андреевском монастыре

Летописание

Киево-Печерский монастырь – центр возникновения летописания

1073 – древний свод

1060 – Летопись монаха Никона

193 – начальный свод (игумен Киево-Печерской лавры Иван)

1113- Повесть Временных Лет (Нестор)

Центры летописания – Новгород, Москва (началось при Иване Калиите), Тверь.

Особенность -общерусский характер, патриотизм, идея единства Руси. Троицкая летопись (начало 15 в.), Московский летописный свод (кон 15в.)

«Лицевой летописный свод» (Никоновская летопись), «Летописец начала царства, хронографы.

30-е – «Новый летописец» (последняя летопись)

Литература

«Слово о законе и благодати» (митрополит Илларион, 10в.), «Сказание о Борисе и Глебе»(1015г.), Поучение Владимира Мономаха(12в.), «Слово о полку игореве»(≈1185), Моление Даниила Заточника (12в.), Житие Феодосия Печерского (1074г.), Русская Правда (1016,-1072)

Повести: "Слово о погибели Русской земли", "Повесть о разорении Рязани Батыем", "Повести о Шавкале", "Задонщина","Сказание о Мамаеве побоище", "Повесть о Петре и Февронии"

"Хождение за три моря"

Жития: Александра Невского, митрополита Петра, Сергия Радонежского и др.

1-й русский хронограф (сер. 15в.)

40-е – Великие Четьи-Минеи (митрополит Макарий)

Иван Пересветов – «Сказание о царе Константине», «Сказание о Магомете-Салтане», программа преобразований в стране.

Андрей Курбской – «История о великом князе Мосовском», переписка с Иваном Грозным.

«Домострой» (Сильвестр)

Исторический: «Синопсис» (И.Гезель), «История России (Медведев), «Повесть об Азовском сидении» (Порошин)

Жития: Печерский, Радонежский, Аввакум

Сатира: высмеивание церковных служителей, судей и чиновников («Повесть о Ерше Ершовиче» и др.)

Светская повесть-драма («Повесть о горе-злосчастии» и др.)

Стихи с бытовыми, сатирическими, любовными мотивами

1687 – «Вирши» (Семеон Полцкий)

Архитектура

989 – Десятинная церковь (Киев)

1037- Софийский собор (Киев)

1045 – Золотые ворота (Киеве)

1052 – Софийский собор (Новгород)

1036 – Спасский собор (Чернигов)

1158-1164 – Княжеский замок (Боголюбово)

1164 – Георгиевская церковь (Ладога)

1165 – Храм Покрова на Нерли

1197 – Дмитриевский собор (Владимир)

1198 – храм спаса на Рядине (Новгород)

Новгород, Псков: церкви Николы на Липне (конец 13 в.), Федора Стратилата, Спаса на Ильине улице (1361), Спасопреображения (1374) Федора на Горке (начало 15 в.). Каменный кремль (Новгород – 1302, Псков – 15в.), Грановитая палата (1433).

Тверь: храм Спасо-Преображения (1285-1290)

Москва:

Складывание Московского стиля зодчества (вторая четверть 15 в.)

Первая половина 15 в.: Успенский собор в Звенигороде (1400 г.), собор Саввино-Сторожевского монастыря близ Звенигорода (1405 г.) и Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря (1422 г.)

Московский кремль: Иван Калита – дубовые стены, 1367 – белокаменный кремль, конец. 15 – начало 16 в. – завершение строительства ансамбля (Успенски собор (1476-1479), Благовещенский собор (1484-1489))

Архитектурный ансамбль Соборной площади: Архангельский собор (1505-1508), колокольня Ивана Великого (1505-1508,1600). Светские знания Московского кремля: Княжеский дворец (Грановитая палата 1487-1491)

Храмовое строительство:

Крестово-купольные: Успенский собор в Троицко-Сергиевом монастыре, Смоленский собор Новодевичьего монастыря, Софийский собор в Вологде, соборы в Туле, Суздале, Дмитриеве.

Шатровые: церковь Вознесения в с. Коломенском (1532), храм Василия Блаженного (1555-1561)

Кремли: в центральных городах, в Москве: Китай-город (1535-1538), Белый город (1585-1593), деревянные стены на Земляном валу.

1)Обмирщение зодчества

2)Гражданское строительство (здания Печатного и Монетного дворов, палаты думного дьяка Аверкия Кириллова, дом боярина Троекурова

3)Каменное строительство

Шатровое (Спасская башня Московского кремля – 1628, церковь Рождества Богородицы в Путинках, храм Гроба Господня в Иерусалиме – 1652)

-«каменное узорочье» (Теремной дворец царя Алексея Михайловича, церковь Троицы в Никитинках, Николы в Пыжах и Хамовниках, собор Вознесения в Устюге и т.д.)

-«нарышкинское барокко» (церковь Покрова в Филях)

4)деревянное зодчество (дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском)

Живопись

Мозаика – Богоматерь Мария-Оранта в Киевской Софии

Фрески – Киевской Софии и Спасо-Нередицы (Новгород)

Иконопись – Владимирская Богоматерь, Спас Нерукотворный, миниатюры в Остромировом монастыре

Новгородская иконописная школа

Псковская иконописная школа

Московская школа (основана на Растово-Суздальской)

Появление фресок

Феофан Грек (Архангельский собор в Кремле, Благовещенский собор в Кремле, церковь Рождества Богородицы, церковь спаса на Ильине).

Андрей Рублев (икона «Троица», фресковая роспись Успенского собора, иконы Звенигородского чина, Троицкого собора Тоицко-Сергиевого монастыря в Загорске, Благовещенского собора Московского кремля)

Иконопись: Дионисий (фрески храма Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре под Вологдой), «бытийное письмо» (Золотая палата царского дворца), богороднический цикл «О тебе радуется».

Книжная миниатюра

1)Обмирщение

2)Иконопись: годуновский стиль, строгановская школа (Прокопий Чирин), слияние годуновского и строгановского стилей (Оружейная палата, С.Ф.Ушаков – «Троица»)

3)последний взлет фресковой живописи (церковь Ильи Пророка, храм Иоана Предтечи в Толчкове)

4)Парсуны (портреты царей Алексея Михайловича и Федора Алексеевича, Л.К.Нарышкина, Г.П.Годунова

Общественно-политическая мысль

Культурное единство и определенная устойчивость социальных и этнических процессов. Поворотный момент – принятие христьянства, которое влилось в язычество принеся новое миропонимание, но и оставляя многие традиционные праздники.. Борьба за независимость Русской церкви от византийского владычества.

70-е годы 14 в. – ересь стриголников. В 1375 г. новгородские стригольники были казнены. 15в. – Новгородо-московская ересь (жидовствующих). В 1504 году были сожжены.

Основные идеологии – превосходство светской власти над церковной ("Сказание о князьях владимирских"), превосходство церковной власти над светской ("Повесть о белом клобуке")

В начале XVI в. старцем Филофеем была выдвинута теория "Москва - третий Рим".

В то же время уже в XVI в. началось обмирщение культуры, то есть отказ от исключительно религиозного мировоззрения, церковной тематики. Прежде всего это выразилось в распространении рационалистических взглядов. В XVI в. сохранились традиции русских рационалистических ересей. Важнейшей темой публицистики XVI в. становятся поиски "правды"( Федор Карпов, Иван Пересветов, Андрей Курбской, Иван 4).

Оживление общественно-политической мысли в первой четв.XVII в. было связано с потрясениями Смутного времени. В середине столетия из-за церковного раскола происходит частичный раскол русского общества.

Наука

Были хорошо развиты ремесла и специальности к ним прилегающие, с принятием православия многие научные достижения Средневековья пришли на Русь через Византию.

С конца XIII в. началось возрождение ремесленного производства, прежде всего обработки металла. Широко распространилось литейное дело - отливка медных пушек и колоколов, церковной утвари и предметов обихода. В ювелирном деле распространились чеканка и гравировка.

На высоком уровне находилась обработка дерева.

В XVI в. продолжалось развитие ремесла. Свидетельством высокого искусства русских литейщиков служит царь-пушка, отлитая Андреем Чоховым в конце XVI в. Очень развито было ювелирное дело, особенно работа по серебру. Быстро совершенствовалось строительное дело. Были освоены новые приемы кладки стен и кровли.

Обследование Сибири Ермаком.

1)Процесс накопления научных знаний

2)География и географические открытия: С.Дежнев – пролив между Азией и Сев.Америкой (1648), Е.Хабаров – карта Приамурья (1649), А. Булыгин – обследование побережья Охотского моря, В.Атласов – обследование Камчатки и Курильских островов

3)Распространение в России знаний других народов

4)опыты теоретического осмысления и обобщения («Устав ратных, пушечных и других дел» А.Михайловым)

Вывод: Культура Руси после крещения стала на одну ступень с общеевропейской культурой и стала достойной ее представительницей. После Батыева нашествия произошел упадок культуры, которая не смотря ни на что начала возрождаться с хозяйством крестьян. Одной из важнейших тем этого периода становится патриотизм и процесс объединения земель. Постепенно отслеживается закономерный процесс обмирщения культуры и ее реагирование на общественно-политические изменения. Предыдущее после Ордынского ига века подготавливали качественный скачок национальной культуры и науки в последующем столетии.



 


Читайте:



Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Михалков Сергей Владимирович Праздник Непослушания Сергей Владимирович Михалков Праздник Непослушания Повесть-сказка "Праздник Непослушания" -...

Почвенный покров южной америки

Почвенный покров южной америки

Страница 1 В отличие от Северной Америки, где изменения в растительном покрове зависят в значительной степени от изменений температурных условий,...

Расправленные крылья - музыкальная пауза Порядок описания Московской операции

Расправленные крылья - музыкальная пауза Порядок описания Московской операции

Ситуация на фронте весной 1942 года, планы сторон, немецкое наступление летом 1942 года, начало Сталинградской битвы, немецкий оккупационный режим,...

Cобытия Второй мировой войны

Cобытия Второй мировой войны

Вторая мировая война считается самой крупной в истории человечества. Она началась и закончилась 2 сентября 1945 года. За это время в ней приняло...

feed-image RSS