Главная - Мышление
Как появилась балалайка история. Большая балалайка-конрабас - русский народный музыкальный инструмент

Всем привет! А вот и статья нежданчик для всех моих читателей блога. Отвлечемся от гитар и поговорим о нашем родном русском народном инструменте, благодаря которому строилась вся славянская культура. История возникновения балалайки – тема моей сегодняшней статьи.

Сложно сказать, когда балалайка в своей современной форме стала традиционным русским инструментом. Однако известно, что в XVII веке она уже занимала центральное место в музыкальной жизни средней полосы и севера России. Этот щипковый струнный инструмент, относящийся к семейству лютневых, имеет характерную треугольную форму и считается типичным русским представителем данной категории инструментов.

Существует множество доказательств того, что балалайка происходит от домры, которая изначально использовалась в пасторальной культуре. Известно, что домру – лютневый инструмент, принадлежащий к семейству танбур, в XIII веке привезли в Россию монголы.

Округлые формы домры со временем превратились в треугольные формы балалайки, что значительно упростило производство последней. Изменение формы привело к появлению новых техник исполнения: если для игры на домре необходимо было использовать деревянные палочки или твердый конец пера, то на оснащенной новыми струнами балалайке можно было играть пальцами.

Музыкальные исследователи сомневаются в прямой связи между этими инструментами, так как в момент появления балалайки домра практически исчезла с музыкальной сцены. Тем не менее, поставив под сомнение теорию эволюции одного инструмента в другой, невозможно не признать, что балалайка заняла место домры в музыке.

По утверждению некоторых специалистов, балалайка имеет украинские корни. Инструмент, напоминающий балалайку, встречался в разных регионах Украины задолго до ее появления в России. Первое упоминание балалайки встречается в документе 1688 года, в котором говорится о двух исполнителях из Арзамаса, игравших на ней. Также известно, что в 1648 году царь Алексей Михайлович приказал конфисковать и уничтожить все народные музыкальные инструменты, запрещенные православной церковью и государством.

Несмотря на репрессии, в конце XVII века все еще существовали бродячие артисты и музыканты, игравшие на ярмарках, свадьбах и других торжествах. Неудивительно, что православная церковь, старавшаяся искоренить языческие традиции, была обеспокоена влиянием шутов и музыкантов.

Скоморохи пользовались большой популярностью и авторитетом в народе, и поэтому духовенство и власть, которые всеми силами старались сохранить контроль над населением, видели в них реальную угрозу. Большинство скоморохов преследовались законом. В 1649 году их массово обвинили в язычестве и изгнали из Москвы. Это обвинение было вызвано распространением свободолюбивых песен, которые несли в себе идеи народного восстания. Преследуемые властями скоморохи были вынуждены покинуть большие города, оставив тем самым производителей инструмента без работы. Музыканты сами начали мастерить балалайки. В результате чего упростилась ее конструкция, и появились новые менее замысловатые модели.

Многие историки все же соглашаются с теорией происхождения балалайки от домры. Следует заметить, что социальные и исторические условия России XVII века не были благоприятными для развития народных инструментов: на протяжении многих лет исполнители и музыкальные инструменты преследовались властями. Однако в конце XVIII века балалайке удалось завоевать свое место – она стала популярной не только в народе, но и среди профессиональных музыкантов.

Тогда балалайка представляла собой инструмент с треугольным корпусом (также существовали и круглые модели), основа которого составляла 33 см, две или три струны располагались над резонаторным отверстием. Наиболее распространённые в XVIII веке модели имели пять или семь ладов.

В середине XIX века балалайку сменила семиструнная гитара, которая пользовалась большой популярностью. На треугольной балалайке (круглые модели практически исчезли) играли лишь те, кто не мог себе позволить гитару. Некоторые историки утверждают, что балалайка была популярна уже на начальном этапе своего существования, а в последней трети XIX века появились первые виртуозы балалайки.

Выход на сцену российского дворянина Василия Васильевича Андреева коренным образом изменил судьбу этого инструмента. Популярность балалайки в России и в Украине была очень велика. На ней играли многие бродячие поэты и певцы. В середине XVII в. обеспокоенный народными волнениями царь Алексей Михайлович приказал собрать все имевшиеся экземпляры инструмента и сжечь их.

Доподлинно неизвестно, почему Василий Андреев впервые обратился к балалайке. Музыкальные историки утверждают, что он создал свой первый инструмент в 1883 году, вдохновившись образцом неаполитанской мандолины, которую увидел в Италии. Несмотря на то, что Андрееву было трудно найти людей, поддержавших его идею, он не переставал предпринимать новые попытки создания инструмента. В результате экспериментов в 1886 году он произвел на свет настоящий шедевр. Воодушевлённый этим успехом музыкант продолжил работу над совершенствованием инструмента и создал шесть различных по настройке типов балалайки.

Василий Андреев был богатым землевладельцем, однако он не забывал о простых людях. Его главной целью было помочь возрождению любимого инструмента и вернуть его народу, чего он в результате и добился. Андреев давал уроки игры на балалайке солдатам, которые могли забирать инструмент с собой, чтобы заниматься дома. Таким образом, музыкант повлиял на распространение балалайки на всей территории России.

Василию Андрееву с помощью мастеров, входивших в его кружок, также удалось вывести в народ другие народные инструменты — домбру, гусли и жалейку, что привело в 1897 году к созданию Великорусского Оркестра. Успех этого оркестра и других музыкальных групп, игравших на народных инструментах, вызвал большой интерес композиторов. Они стали писать произведения, в которых раскрывались многогранные возможности этих инструментов. После гастролей российских оркестров в начале XX века подобные музыкальные коллективы начали активно появляться заграницей. Так, в Лейпциге, Париже, Нью-Йорке, Лондоне и других культурных столицах, были основаны многочисленные ансамбли, исполнявшие русский репертуар. В XIX в. Василий Андреев сыграл ключевую роль в возрождении балалайки. С конца XIX — начала XX в. балалайка стала популярной на всей территории России.

В 1930-е годы талантливый музыкант Сергей Никифорович Василенко написал «Сюиту для балалайки и аккордеона» и «Концерт для балалайки с оркестром». Виртуоз Михаил Ипполитов-Иванов также использовал сочетание балалайки и симфонического оркестра в своей симфонии-фантазии «Юбилейный марш». Во второй половине XX века для балалайки писали такие композиторы, как Юрий Шишаков («Концерт для балалайки», 1955), а также Николай Римский-Корсаков, Арам Хачатурян и Рейнгольд Глиэр.

Музыкальные критики считают появление богатого репертуара признаком зрелости балалайки, которая заняла, наконец, достойное место в музыкальной культуре. Так она перестала быть инструментом только для народных развлечений, перейдя в оркестровый ранг. Ее уникальные тембровые возможности позволяют исполнять не только русские народные мелодии, но и классическую музыку.

Сегодня в профессиональных музыкальных кругах с сожалением говорят об исчезновении оркестров народных инструментов в Украине. Этот факт связывают с тем, что преподавание игры на балалайке в консерваториях стало большой редкостью. Напротив, обучение игре на народных инструментах в российских консерваториях считается очень престижным. Интерес к народным инструментам, возникший на Западе во второй половине XX века, впоследствии способствовал созданию большого числа фольклорных групп во всем мире. В XX в. балалайка стала признанным музыкальным инструментом и заняла достойную роль в оркестре.

Балалайка, благодаря своим неограниченным возможностям, может быть как сольным, так и оркестровым инструментом. Начиная с 1880 года появление целого семейства балалаек, способствовало созданию многочисленных нюансов звучания. В традиционном балалаечном оркестре также могут участвовать домра, гармонь (русский вариант аккордеона) и гусли.

Первый балалаечный оркестр был создан в 1888 году Василием Андреевым, который представил его публике в Петербурге. В процессе введения народных инструментов в оркестр их конструкция, так же как техника исполнения на них, претерпели множество изменений, благодаря которым народные инструменты вошли в симфоническую музыку. В настоящее время интерес к балалаечным оркестрам значительно вырос как в России, так и в странах Западной Европы и в Соединенных Штатах Америки.

Выход на большой экран легендарного фильма Дэвида Лина «Доктор Живаго» значительно способствовал популярности балалайки во всем мире. Самая известная тема фильма – тема Лары, исполнена на этом инструменте. Вдохновленный балалаечными оркестрами, композитор Морис Жарр создал эту великолепную музыкальную композицию всего за шесть недель. Критики считают это произведение одним из лучших когда-либо написанных для кино. По их мнению, такой успех вызван тем, что в своей работе Жарру удалось одновременно передать агонию, охватившую Россию во время революции, а также историю любви главных героев.

Музыкальный инструмент: Балалайка

Если у вас спрашивают, какой русский народный музыкальный инструмент вы знаете? Несомненно, сразу вспоминается балалайка, самый старинный и узнаваемый музыкальный символ России. Инструмент по праву можно назвать истинно народным: в его звучании словно слышится сама русская душа - то разудалая и неуёмная, то печальная и задумчивая…

Балалайку любили слушать великие русские люди, среди них: А. Пушкин, М. Лермонтов, Л. Толстой и М. Горький.

П.И. Чайковский восклицал: «Какая прелесть эти балалайки! Как это хорошо, как художественно и стильно! Какой чудный, прозрачный звук! Я не говорю уже об исполнении – оно художественно, но самый тембр звука удивительно интересен. Какой поразительный эффект могут дать они в оркестре! По тембру – это незаменимые инструменты».

Балалайка вызывает изумление у иностранцев, слушая игру на инструменте, они не понимают, как при помощи всего трех струн можно исполнять не только народные, но сложные классические произведения.

Вот такая она русская балалайка, олицетворяющая русскую культуру. Всего три струны, а за душу берет так, что не раздумывая, хочется пуститься в разудалый пляс. Даже грустные мелодии звучат на ней не так печально, и забавное название инструмента говорит о веселом характере и происходит оно то ли от слова балаболить – тараторить, то ли от слова балагурить – шутить.

Звук

Балалайка обладает богатыми акустическими, исполнительскими и художественными достоинствами. Звучит она негромко, мягко, но очень звонко. Тембр у инструмента камерный, нежный, сокровенный и отличается теплотой и трепетностью.


Источник звука на балалайке - сильно натянутые гибкие струны, зажимая которые на ладах пальцами левой руки, исполнитель получает нужную высоту звука.

Основное звукоизвлечение - это удары и защипывание струн, которые при различных вариантах преобразуются в исполнительские приемы, используемые балалаечниками: пиццикато - одинарное и двойное, бряцание, дробь, тремоло и вибрато.

У инструмента всего три струны, которые настраиваются необычным образом. Две нижние струны звучат одинаково - звук «ми» первой октавы, а верхняя - на кварту выше, то есть звук «ля».

Диапазон балалайки от «ми» первой октавы до «до» четвертой.

Фото :

Интересные факты :

  • Балалайка является очень модным среди иностранцев сувениром из России, хотя самым популярным, несомненно, считается матрешка.
  • Одна из самых старых балалаек, сохранившихся в наше время, и возраст которой приблизительно 120 лет, является экспонатом музея города Ульяновска.
  • Балайкер - так называется мастер, изготавливающий балалайки.
  • Этот инструмент очень часто упоминается в произведениях Льва Толстого, Николая Гоголя, Федора Достоевского и других великих русских писателей.
  • Очень важную роль в признании балалайки сыграла императорская семья. Александр III инициировал поездку Андреевского ансамбля на Парижскую выставку, в результате которой Европа впервые увидела и услышала балалайку. Успех был ошеломляющий. В 19 веке всем солдатам для поднятия боевого духа выдавали балалайку, которую они по окончании службы оставляли себе.


  • В Соединенных Штатах Америки существует ассоциация любителей игры на балалайке и домре, а книга Д. Флинна "Как изготовить балалайку" имела большой спрос и переиздавалась 9 раз.
  • 23 июня в России празднуется День балалайки, установленный в 2008 году, через 320 лет со дня первого документального упоминания об этом инструменте.
  • В Японии есть оркестр, который называется «Токийская балалайка». Он сформирован по образцу оркестра русских народных инструментов, но участвуют в нем лишь японцы.
  • На балалайках играют в Дании, Финляндии, Норвегии и Швеции в оркестрах русских народных инструментах.
  • В 2014 году, в связи 20-ой годовщиной установления дружеских связей, Народное правительство китайского города Харбин преподнесло в подарок своему побратиму, российскому городу Хабаровск, гигантскую скульптурную композицию, отображающую символические инструменты культур двух народов – китайскую пипу и русскую балалайку.


  • Сейчас в России почти в каждом городе есть свой ансамбль или оркестр русских народных инструментов, где балалайка играет важную роль. Особо следует отметить такие ансамбли как «Колокола России», «Скоморохи», «Арт-Контраст», «Сибирь», «Тула». А также оркестры: «Великорусский им. В. Андреева», «Национальный им. Н. Осипова», «Северсталь», «Серебряные струны», «Метелица» «Перезвоны» и другие.
  • Сё Китагава – музыкант из Японии, в 2008 году стал первым иностранным балалаечником, победившем на международном конкурсе русской народной музыки в Екатеринбурге.

Конструкция


Балалайка - это инструмент, который красиво звучит только тогда, когда сделан опытным мастером, хорошо знающим свое дело.

Современный инструмент, длина которого в общей сложности составляет от 60 до 70 см., изготавливается из древесины сосны и состоит в общей сложности из 70 деталей.

Балалайка имеет три основные части - кузов, гриф и деку:

  • Кузов, имеющий треугольную форму, осуществляет роль резонатора. Он имеет обычно 6 или 7 граней, изготавливающиеся из сегментов, которые называются клепками.
  • Дека – это лицевая часть корпуса, имеет голосник – резонатор в форме цветочка. Над голосником находится защитное приспособление, называемое панцирем. Он предохраняет деку от ударов при исполнении. Самая широкая, нижняя часть деки, равна 40 см, самая узкая – верхняя - всего 5 см.
  • Гриф – верхняя часть инструмента, обычно изготавливается из черного дерева. На нем находятся лады, число которых разнится от 16 до 31. Гриф завершается лопаткой, на которой находится колковый механизм, необходимый для натягивания струн. Струны обычно бывают из нейлона или карбона, но иногда и металлические.

Разновидности

Семейство балалаек имеет пять видов инструментов:

  1. Прима – ведущая или солирующая, тембр звонкий, строй: «ми», «ми», «ля» первой октавы.
  2. Секунда – аккомпанирующая, тембр слегка приглушенный, строй: «ля», «ля» малой и «ре» первой октавы.
  3. Альт – аккомпанирующая, тембр мягкий и сочный, строй: «ми», «ми», «ля» малой октавы.
  4. Бас – проводит басовую линию, тембр низкий, глуховатый, строй: «ми», «ля» большой и «ре» малой октавы.
  5. Контрабас – создает гармоническую основу, тембр низкий, глуховатый, строй: «ми», «ля» контроктавы и «ре» большой октавы

Применение и репертуар

Усовершенствованная в конце 19 века любителем и знатоком народной музыки В. Андреевым и коллективом его сподвижников, балалайка стала использоваться профессионалами–музыкантами не только как сольный инструмент, но также ансамблевый, а затем и оркестровый. Создавались различные коллективы, которые своими концертными выступлениями способствовали признанию балалайки и продвижению её в массы.

Поначалу балалаечный репертуар не отличался своей оригинальностью, музыканты исполняли в основном различные переложения из классической музыкальной литературы. С ростом популярности инструмента ситуация сильно изменилась, такие композиторы как М. Ипполитов-Иванов, Н. Речменский, Ю. Шишаков, Н. Василенко, Н. Будашкин и другие создают для балалайки интересный репертуар, в который входят концерты, сонаты, сюиты и другие произведения крупной формы.

Произведения

С.Н Василенко - Концерт для балалайки с симфоническим оркестром (слушать)

Ю.Н Шишаков - "Барыня" (слушать)

Н.П. Будашкин - "Тройка" (слушать)

Известные исполнители


К сожалению, балалайка сегодня не пользуется большой популярностью и интерес к ней проявляет только узкий круг почитателей, которые увлекаются народной музыкой. Но нельзя забывать тех людей, которые внесли неоценимый вклад в усовершенствование этого инструмента и развитие его исполнительской школы. Самыми первыми, кто вывел балалайку, еще тогда не претерпевшую значительных изменений, на концертную сцену были: И. Хандошкин, Н. Лавров, И. Яблочкин, М. Хрунов, Н. Лавров, В. Радивилов. Виртуозным исполнением уже на усовершенствованной балалайке своих слушателей радовали: В. Андреев, Б. Трояновский, М. Рожков, В. Конов, М. Данилов, П. Нечепоренко, А. Шалов, Н. Осипов, Д. Калинин.

В настоящее время наиболее известными исполнителями-виртуозами, которые много делают для поддержания популярности балалайки на родине и за ее пределами, являются А. Горбачев, В. Конов, В. Болдырев, В. Зажигин, И. Безотосный, М. Сенчуров, Е. Быков, Ю. Шутов, А. Архиповский (балалаечный Паганини) и другие.

История


Доподлинно неизвестно когда началась история балалайки, хотя гипотез по поводу происхождения чрезвычайно много. Одни музыковеды предполагают, что это исконно русский инструмент, другие уверяют, что она заимствована у киргизов и прародительницей ее является домбра. А некоторые считают, что инструмент переняли у татар, во времена монголо-татарского ига, но никто не оспаривает, что балалайка появилась очень давно и была одним из самых любимых инструментов, который скрашивал жизнь простого народа.

Балалайка на протяжении столетий не имела единой формы, она была круглой, треугольной, даже четырехугольной и с различным числом струн.

В 15-17 веках на Руси большую популярность имели скоморохи – потешные люди, зарабатывающие тем, что веселили население деревень и городов. Они были постоянными участниками народных праздников и гуляний, и нередко в их выступлениях, под аккомпанемент различных инструментов, в том числе и балалайки, звучала злободневная социальная сатира. За это скоморохи испытывали притеснение со стороны властей и церкви, и в 17 веке особым указом князя Алексея Михайловича Тишайшего все скоморошьи инструменты подлежали сожжению.

Но прошло немного времени, царь умер, об его указе быстро все забыли, и балалайка вновь веселит простой народ - крестьян и городских ремесленников. Из некоторых источников мы узнаем, что задорный тембр балалайки привлекал внимание и высшей знати. Петр I, Екатерина II, Павел I - русские императоры и их окружение не отказывали себе в удовольствии повеселится под задорный звук инструмента.

В 18-19 веках балалайка становится особо признанным народным музыкальным инструментом, но конструкция ее была несовершенной. Весомый вклад в преобразование инструмента внес русский дворянин Василий Васильевич Андреев – знаток русского народного творчества, балалаечник-виртуоз. Он надумал крестьянскому инструменту дать небывалую жизнь, выведя его на концертную сцену.

Первый, к кому обратился энтузиаст, был петербургский мастер по изготовлению скрипок В. Иванов, который по убедительной просьбе Василия Васильевича изготовил инструмент нового образца. Это была балалайка уменьшенного размера, с врезными ладами, корпусом, изготовленным из горного клена, и грифом из черного дерева - произошло второе рождение инструмента.


Успешные сольные выступления В. Андреева на обновленном инструменте вызвали небывалый отклик общественности и способствовали невероятному росту популяризации балалайки. Но на этом музыкант не остановился, по его чертежам известные мастера Ф. Пасербский и С. Налимов изготовили еще более усовершенствованный инструмент. Форма стала треугольной, кузов из бука, а дека из ели, что сделало корпус балалайки наиболее резонансным. Мастера укоротили гриф, вставили металлические порожки, изменили резонаторное отверстие, лады расположили в хроматическом строе, добавили колковую механику и установили постоянный строй, позже получивший название академический. Сегодня мы привыкли видеть балалайку именно в таком варианте. Помимо этого, мастера по заказу В.Андреева сконструировали целое семейство инструментов по подобию скрипичного квартета, в который вошли: балалайка дискант, пикколо (позднее вышли из употребления), альт, секунда, бас, и контрабас (балалайки увеличенных размеров). Все они были трехструнными и имели квартовый строй.

Такие инструменты впоследствии стали основными в составе музыкального ансамбля, организованного в Петербурге Василием Андреевым в 1887 году под названием «Кружок любителей игры на балалайках». Дебютное выступление коллектива состоялось в 1888 году и имело большой успех. Затем ансамбль триумфально гастролировал за рубежом, в результате этого турне балалайку узнал весь мир. В 1896 году «Кружок любителей игры на балалайках» преобразовался в Великорусский оркестр, который, выступая во многих уголках земного шара, прославлял Россию и ее национальную культуру.

За свою историю балалайка пережила многое: ее сжигали, но она восставала из пепла и триумфально покоряла Париж, ее забывали, а она заставляла о себе вспомнить. Если раньше на балалайке музицировали сидя на завалинке, то теперь одевают фрак, а затем берут в руки этот необыкновенный инструмент.

Россия и балалайка – это два слова, которые между собой тесно связаны. Олицетворение русской культуры - вот что такое балалайка, она наша, настоящая. Заняв прочное место в народном творчестве, этот инструмент с достоинством доказал, что способен на гораздо большее, и теперь ему стоя рукоплещет весь мир.

Видео: слушать балалайку

История происхождения балалайки уходит своими корнями в глубину веков. Здесь не так то все просто, потому что существует довольно большое количество документов и сведений о возникновении инструмента.

Многие считают, что балалайка была придумана на Руси, другие думают, что произошла от народного инструмента киргиз-кайсаков - домбры. Есть еще одна версия: возможно балалайка была придумана во время татарского владычества, или, по крайней мере заимствована от татар. Следовательно, и год происхождения инструмента назвать сложно. Историки и музыковеды спорят и из-за этого. Большинство придерживаются 1715 года, но эта дата условна, так как есть упоминания и более раннего периода - 1688 год. Наверное, балалайку придумали крепостные крестьяне, чтобы скрасить свое существование в подчинении у жестокого помещика. Постепенно балалайка распространилась среди крестьян и скоморохов, разъезжающих по всей огромной нашей стране. Скоморохи выступали на ярмарках, веселили народ, зарабатывали на пропитание и на бутылку водки и даже не подозревали, на каком чудо-инструменте они играют. Веселье долго продолжаться не могло, и, наконец, царь и великий князь всея Руси Алексей Михайлович издал указ, в котором велел все инструменты (домры, балалайки, рожки, гусли и др.) собрать и сжечь, а тех людей, которые не будут подчиняться и отдавать балалайки, пороть и отправлять в ссылку в Малороссию. Но время шло, царь умер и репрессии постепенно прекратились. Балалайка снова зазвучала по всей стране, но опять ненадолго. Время популярности вновь сменилось почти полным забвением до середины XIX века.

Так и потерялась балалайка, только не совсем. Некоторые крестьяне по-прежнему музицировали на трехструнке. И, однажды, путешествуя по своему имению молодой дворянин Василий Васильевич Андреев услышал балалайку у своего дворового Антипа. Андреева поразило особенность звучания этого инструмента, а ведь он считал себя знатоком русских народных инструментов. И решил Василий Васильевич сделать из балалайки наипопулярнейший инструмент. Для начала сам потихоньку научился играть, потом заметил, что инструмент таит в себе огромные возможности, и задумал усовершенствовать балалайку. Андреев поехал в Петербург к скрипичному мастеру Иванову, за советом и попросил подумать, как улучшить звучание инструмента. Иванов же воспротивился и сказал, что балалайку делать не будет, категорически. Андреев задумался, потом достал старую балалайку, купленную им на ярмарке за тридцать копеек, и виртуозно исполнил одну из народных песен, коих в России огромное количество. Иванов не устоял перед таким натиском и согласился. Работа была долгой и тяжелой, но все-таки новая балалайка была изготовлена. Но Василий Андреев задумывал нечто большее, чем создание усовершенствованной балалайки. Взяв ее из народа он хотел вернуть ее в народ и распространить. Теперь всем солдатам, проходящим службу выдавалась балалайка, и, уходя из армии военные забирали инструмент с собой.

Таким образом, балалайка вновь распространилась по России и стала одним из самых популярных инструментов. Мало того, Андреев задумал создать семейство балалаек разных размеров по образцу струнного квартета. Для этого он собрал мастеров: Пасербского и Налимова, и они, работая совместно, изготовили балалайки: пикколо, дискант, прима, секунда, альт, бас, контрабас. Из этих инструментов была создана основа Великорусского оркестра, который впоследствии объездил несчетное количество стран мира, прославляя балалайку и русскую культуру. Дошло до того, что и в других странах (Англии, США, Германии) были созданы оркестры русских народных инструментов по образцу Великорусского.

Андреев сначала сам играл в оркестре, потом дирижировал им. Одновременно он давал и сольные концерты, так называемые вечера балалайки. Все это способствовало необыкновенному всплеску популярности балалайки в России и даже за ее пределами. Более того, Василий Васильевич воспитал огромное число учеников, которые также старались поддерживать популяризацию балалайки (Трояновский и др.). В этот период композиторы наконец-то обратили внимание на балалайку. Впервые балалайка зазвучала с оркестром.

Сегодня инструмент переживает не лучшие времена. Профессиональных исполнителей мало. Даже в деревне про балалайку забыли. Вообще, народная музыка интересна очень узкому кругу людей, посещающих концерты, или играющих на каких-либо народных инструментах. Сейчас наиболее известны балалаечники Болдырев В. Б., Зажигин Валерий Евгеньевич, Горбачев Андрей Александрович, Кузнецов В. А., Сенчуров М. И., Быков Евгений, Захаров Д. А., Безотосный Игорь, Конов Владимир Николаевич, Михаил Федотович Рожков. Все эти люди стараются поддерживать популярность нашего великого инструмента и занимаются преподавательской и концертной деятельностью.

В истории балалайки были взлеты и были падения, но она продолжает жить и не зря у всех иностранцев является олицетворением русской культуры.

Не пугайся огня,
Не ходи сторонкой,
Ах, ревнуйте меня
Только к струнам звонким.

Я весь свет обошел С песнею летучей, И сказать вам пришел Я на всякий случай: По душе, может, вам Роль моей хозяйки? Я всю жизнь вам отдам, Кроме балалайки. У подружки моей В струнах есть мечтания. Я хожу вместе с ней К милой на свидание. Играй, играй, балалаечка, Звезда висит над лесочком. Ах, балалаечка, балалаечка, балалаечка - России удивительная дочка! Юрий Визбор. Балалайка. 24-26 ноября 1975 г.

Балалайка - русский народный трёхструнный щипковый музыкальный инструмент, от 600-700 мм (балалайка прима) до 1,7 метров (балалайка субконтрабас) длиной, с треугольным слегка изогнутым (в XVIII-XIX веках также овальным) деревянным корпусом. Балалайка - это один из инструментов, ставших (наряду с гармонью и, в меньшей степени, жалейкой) музыкальным символом русского народа.


Любопытно уже само название инструмента, типично народное, звучанием слогосочетаний передающее характер игры на нём. Корень слов «балалайка», или, как её ещё называли, «балабайка», давно привлекал внимание исследователей родством с такими русскими словами, как балакать, балабонить, балаболить, балагурить, что значит болтать, пустозвонить (восходят к общеславянскому bolbol того же значения). Все эти понятия, дополняя друг друга, передают суть балалайки - инструмента лёгкого, забавного, «бренчливого», не очень серьёзного.

История происхождения балалайки уходит своими корнями в глубину веков. Здесь не так то все просто, потому что существует довольно большое количество документов и сведений о возникновении инструмента. Многие считают, что балалайка была придумана на Руси, другие думают, что произошла от народного инструмента киргиз–кайсаков – домбры. Есть еще одна версия: возможно балалайка была придумана во время татарского владычества, или, по крайней мере заимствована от татар. Следовательно, и год происхождения инструмента назвать сложно.

Историки и музыковеды спорят и из-за этого. Большинство придерживаются 1715 года, но эта дата условна, так как есть упоминания и более раннего периода – 1688 год. Хотя впервые слово засвидетельствовано в украинском языке начала XVIII века (в документах 1717-1732 годов) в форме «балабайка» (очевидно, это его старшая форма, сохранившаяся также в курском и карачевском диалектах). На русском языке впервые в поэме В. И. Майкова «Елисей», 1771, песнь 1: «настрой ты мне гудок иль балалайку».

Наверное, балалайку придумали крепостные крестьяне, чтобы скрасить свое существование в подчинении у жестокого помещика. Постепенно балалайка распространилась среди крестьян и скоморохов, разъезжающих по всей огромной нашей стране. Скоморохи выступали на ярмарках, веселили народ, зарабатывали на пропитание и на бутылку водки и даже не подозревали, на каком чудо – инструменте они играют.

Веселье долго продолжаться не могло, и, наконец, царь и великий князь всея Руси Алексей Михайлович издал указ, в котором велел все инструменты (домры, балалайки, рожки, гусли и др.) собрать и сжечь, а тех людей, которые не будут подчиняться и отдавать балалайки, пороть и отправлять в ссылку в Малороссию. Но время шло, царь умер, и репрессии постепенно прекратились. Балалайка снова зазвучала по всей стране, но опять ненадолго. Время популярности вновь сменилось почти полным забвением до середины XIX века.


Но некоторые крестьяне по-прежнему музицировали на трехструнке. И, однажды, путешествуя по своему имению молодой дворянин Василий Васильевич Андреев услышал балалайку у своего дворового Антипа. Андреева поразило особенность звучания этого инструмента, а ведь он считал себя знатоком русских народных инструментов. И решил Василий Васильевич сделать из балалайки наипопулярнейший инструмент. Для начала сам потихоньку научился играть, потом заметил, что инструмент таит в себе огромные возможности, и задумал усовершенствовать балалайку. Андреев поехал в Петербург к скрипичному мастеру Иванову, за советом и попросил подумать, как улучшить звучание инструмента. Иванов же воспротивился и сказал, что балалайку делать не будет, категорически. Андреев задумался, потом достал старую балалайку, купленную им на ярмарке за тридцать копеек, и виртуозно исполнил одну из народных песен, коих в России огромное количество. Иванов не устоял перед таким натиском и согласился. Работа была долгой и тяжелой, но все-таки новая балалайка была изготовлена.
Но Василий Андреев задумывал нечто большее, чем создание усовершенствованной балалайки. Взяв ее из народа, он хотел вернуть ее в народ и распространить. Теперь всем солдатам, проходящим службу, выдавалась балалайка, и, уходя из армии, военные забирали инструмент с собой.
Таким образом, балалайка вновь распространилась по России и стала одним из самых популярных инструментов. Мало того, Андреев задумал создать семейство балалаек разных размеров по образцу струнного квартета. Для этого в 1880-х годах он собрал мастеров Пасербского и Налимова, и они, работая совместно, изготовили балалайки: пикколо, дискант, прима, секунда, альт, бас, контрабас. Из этих инструментов была создана основа Великорусского оркестра, который впоследствии объездил несчетное количество стран мира, прославляя балалайку и русскую культуру. Дошло до того, что и в других странах (Англии, США, Германии) были созданы оркестры русских народных инструментов по образцу Великорусского. Андреев сначала сам играл в оркестре, потом дирижировал им. Одновременно он давал и сольные концерты, так называемые вечера балалайки. Все это способствовало необыкновенному всплеску популярности балалайки в России и даже за ее пределами. Более того, Василий Васильевич воспитал огромное число учеников, которые также старались поддерживать популяризацию балалайки (например, Трояновский). В этот период композиторы наконец-то обратили внимание на балалайку. Впервые балалайка зазвучала с оркестром.

Сегодня инструмент переживает не лучшие времена. Профессиональных исполнителей мало. Даже в деревне про балалайку забыли. Вообще, народная музыка интересна очень узкому кругу людей, посещающих концерты, или играющих на каких-либо народных инструментах. Сейчас наиболее известны балалаечники Болдырев В. Б., Зажигин Валерий Евгеньевич, Горбачев Андрей Александрович, Кузнецов В. А., Сенчуров М. И., Быков Евгений, Захаров Д. А., Безотосный Игорь, Конов Владимир Николаевич, Михаил Федотович Рожков. Все эти люди стараются поддерживать популярность нашего великого инструмента и занимаются преподавательской и концертной деятельностью.

Балалайка - мусикийское орудие с ладами,
но большей части о двух струнах.
(Словарь Академии Российской по азбучному порядку расположений, ч. I . - СПб, 1806г.
Сей инструмент в великом употреблении в России... между простым народом. (Карманная книга для любителей музыки на 1795 год.)

История развития и бытования русских народных музыкальных инструментов - одна из наименее исследованных областей отечественной музыкальной науки. В то время как народные песенные традиции уже давно стали предметом тщательного изучения, народный музыкальный инструментарий должного внимания к себе не привлек. В области русского народного инструментоведения до сих пор не издано ни одной обобщающей работы, а число опубликованных записей народной инструментальной музыки предельно мало.

Собирание и изучение ее в условиях царской России фактически не производилось. Достаточно сказать, что на протяжении всей истории дореволюционной фольклористики был только один пример публикации народного балалаечного наигрыша в 1896 году Н.Пальчиковым. Проблемы русского музыкального инструментария трактуются в единичных исследованиях, посвященных лишь отдельным его представителям, либо в основательно устаревших и ставших к тому же уникальными трудах дореволюционных ученых.

Небольшие масштабы научно-исследовательской работы, посвященной изучению народных инструментов, кажутся необъяснимыми. Вместе с тем, это явление далеко не случайное, оно имеет глубокие корни в исторических условиях существования народной инструментальной музыки в России. В начале ХVII века московские «домерщики» (музыкальные мастера), изготавливавшие домры и другие музыкальные инструменты, населяли целый переулок в Замоскворечье в районе Пятницкой улицы.

Хотя домра и другие инструменты были широко распространены в народе, в среду правящих классов эти инструменты проникали лишь в исключительных случаях. Объясняется это враждебным отношением со стороны церкви, рассматривающей все народные инструменты, а в особенности инструменты струнные, как «сосуд Диавола», «бесовские игры».

Сохранился ряд предписаний церкви, направленных против народных музыкантов, в которых они по своей « вредности » приравнивались к разбойникам и волхвам.

Гонения на народные музыкальные инструменты со стороны церкви и светской власти в середине ХVII века принимает характер массового уничтожения этих образцов народного искусства. Так, например, по свидетельству Адама Олеария, «около 1649 года все «гудебные сосуды» были отобраны по домам в Москве, нагружены на пяти возах, свезены за Москву-реку и там сожжены».

Это было в Москве, а в провинцию следовали строгие царские указы Алексея Михайловича вроде следующего, посланного в том же 1649 году приказчику Верхотурского уезда в Сибири: «А где объявятся домры и сурны, и гудки, и гусли, и хари, и всякие гудебные бесовские сосуды, тебе б то всё велеть выимать и, изломав те бесовские игры, велеть сжечь».

Христианская культура, пришедшая на Русь из Византии, не приняла инструментальной музыки, а использовала почти исключительно вокальное пение (единственным музыкальным инструментом, применявшимся в христианском церковном обряде, был колокол). Главными носителями народного инструментализма были скоморохи, с их бытовым, народно-обрядовым и социально-сатирическим репертуаром.

Это привело к тому, что православная церковь, опиравшаяся на государственную власть, стала полностью отрицать инструментальное искусство. Провозглашение «греховности» инструментальной музыки, многовековая борьба с «бесовскими гудебными сосудами», преследование и уничтожение скоморохов - первых музыкантов-профессионалов, все это определило черную полосу в развитии национального инструментализма.

На протяжении столетий путь русской музыкальной культуры прослеживался в свете развития певческого начала, область инструментального музицирования оставалась в тени. Наличие отдельных народно-инструментальных ансамблей при княжеских и царских дворах, равно как и некоторое, начиная с XVIII столетия, оживление интереса к практике народного музицирования, не меняли положения в научно-теоретической сфере.

В русских печатных источниках, от нотных песенных сборников конца XVIII столетия и до середины следующего века, мы не встречаем никаких упоминаний о народных музыкальных инструментах и инструментальной музыке, ни одного образца народного инструментального исполнения. Теоретические исследования в этой области опирались на вокальную основу, что привело к недооценке инструментального начала русской народной музыки.

На сегодняшний день история балалайки насчитывает почти три столетия. В фондах Центрального государственного архива древних актов СССР, хранится документ под названием «Память из Стрелецкого приказа в малороссийский приказ». Относится этот документ к 1688 году, и вот о каком происшествии приключившемся в Москве в нем рассказывается: «В нынешнем в 196 - м году июня в 13 день в Стрелецкий приказ приведены арзамасец - посадский человек Савка Федоров сын Селезнев, да Шенкурского уезду дворцовой Важеской волости крестьянин Ивашко Дмитриев, а с ними принесена балалайка для того, что они ехали на извозничье лошади в телеге в Яуские ворота, пели песни и в тоё балалайку играли и караульных стрельцов, которые стояли у Яуских ворот на карауле, бранили…»

Следующим упоминанием о балалайке в печатных источниках был «Реестр», составленный и подписанный Петром I в 1715 году. В Санкт-Петербурге готовилось празднование шуточной свадьбы тайного советника князь - папы Н. М. Зотова. Свадебная церемония должна была сопровождаться грандиозным шествием ряженых, изображавших группы различных народов и племен, населявших в те времена Государство Российское. Каждой группе полагалось нести музыкальный инструмент, наиболее характерный для данной национальности. Помимо большого количества других инструментов, в «Реестр» входило 4 балалайки. Тот факт, что балалайки были отданы участникам, одетым калмыками, говорит, видимо о том, что балалайка в начале XVIII века не имела широкого распространения в русском народе.

Первые специальные описания русских народных инструментов, появившиеся в последней трети XVIII века, принадлежат иностранцам, жившим и работавшим в России Аналогичный материал этого периода, собранный отечественным исследователем С. А. Тучковым в «Записках 1780-1809» (СПб.,1906) увидел свет лишь спустя столетие. Русские музыкальные инструменты и народное музицирование отнюдь не являлись главной темой иностранных авторов, но составляли относительно крупные и довольно хорошо систематизированные разделы их обобщающих трудов: Я. Штелин «Известия о музыке в России» (СПб., 1769), И. Беллерман «Заметки о России с точки зрения науки, искусства, религии и других особенных отношений» (1778), И. Георги «Попытка, описания русской столицы Санкт-Петербурга» (1790), М. Гютри «Диссертация о русских древностях» (СПб., 1795).

Уже тот факт, что столь разные по тематике исследования единодушно уделяют внимание народной музыкально-инструментальной практике, говорит о безусловном оживлении интереса к ней со стороны передовых научных деятелей «века русского Просвещения». Трудно переоценить значение этих первых специальных сведений, дающих представление о составе русского инструментария середины XVIII века, устройстве и некоторых названиях, характере звучания, порой и условиях бытования отечественных народных инструментов, приемов игры на них.

Известный хроникер русской музыкальной жизни Якоб Штелин (1712-1785) - Член Санкт-Петербургской академии наук с 1738 г. - посвятил балалайке целый раздел своей книги «Музыка и балет в России XVIII века». Называя балалайку «распространеннейшим инструментом во всей русской стране», и приписывая ей славянское происхождение, Я. Штелин дает наиболее полное и точное для XVIII века описание внешнего вида, манеры игры и картины бытования этого инструмента.

Свидетельства Я. Штелина противоречивы. С одной стороны он считает балалайку «несовершенным и антихудожественным инструментом, мало пригодным для чего-либо иного, кроме бренчания деревенских песен». В то же время он пишет о каком-то слепом придворном бандуристе, который, добавляя к обычной двухструнной балалайке еще одну «иначе настроенную», струну, играя на ней, «не только арии, менуэты и польские танцы, но также и целые отрывки из аллегро, анданте и престо с необыкновенным искусством». Я. Штелин утверждает, что балалайка «в употреблении только у черни» и в то же время пишет о молодом человеке «из знаменитого русского дома, который на этом же инструменте играл новейшие мелодии итальянских арий и изящно себе аккомпанировал при пении». Весьма ценными являются высказывания Я. Штелина о балалайке той эпохи: «Нелегко найти в России дом, - пишет он, - где бы на этом… инструменте молодой работник не наигрывал служанкам своих вещичек. Инструмент этот имеется во всех мелочных лавках, но еще более способствует его распространению то обстоятельство, что его можно самому изготовить».

Противоречивость, сквозящая в оценке Я. Штелиным балалайки, в известной мере не случайна. Она заложена в двойственности самой природы инструмента, которая, как мы видам теперь, привела к расслоению балалаечного искусства на две линии: народной балалайки и профессионального сольного исполнительства. Как позднее скажет В.В.Андреев: «...Балалайка - инструмент любительский: таким он и должен быть, в этом сила балалайки и ее значение; но образцовое исполнение на ней, как показатель игры, должно существовать, иначе не может быть подражания...».

Дальнейшие все более часто встречающиеся свидетельства второй половины XVIII века почти ничего нового к описанию Я. Штелина, не добавляют. Из наиболее интересных описаний балалайки можно отметить одно, - данное М. Гютри в его известной «Диссертации о русских древностях». Повторяя в основных положениях Я. Штелина, М. Гютри дает в своей работе изображение современной ему двухструнной балалайки с полушаровидным кузовом и очень длинной шейкой. Рисунок из «Диссертации» М. Гютри следует признать наиболее научно достоверным изображением балалайки конца XVIII века, хотя необходимо оговорить, что при всей достоверности рисунка М. Гютри, изображенная им балалайка не являлась единственно бытовавшей в конце XVIII века формой инструмента. В то же время материалы иностранных авторов, воспитанных вдалеке от русской культуры, хотя и проявляющих к ней доброжелательность и симпатию, в ряде пунктов грешат ошибками и неточностями. Так М. Гютри, затрагивая вопрос о происхождении русских народных инструментов, идет по пути простого сопоставления их с греко-римскими инструментами. Во многом это объясняется тем, что в XIX веке принято было изучать отечественную музыкальную культуру с позиции ее греческого происхождения. По Гютри получается, что музыкальные инструменты России - лишь повторение перенятых славянами античных образцов, причем не претерпевших никакой эволюции и сохранившихся в первобытном состоянии до описываемой автором эпохи. Эта теория нерусского происхождения национального инструментария, лишающая его самобытности и национальных корней, имела широкое хождение вплоть до ХХ века.

Тем не менее, к концу XVIII века балалайка прочно завоевывает широкое общественное признание и становится одним из самых популярных инструментов русского народа. Повидимому, у составителей музыкального словаря в уже упоминавшейся «Карманной книге на 1795 год» были достаточные основания утверждать, что «сей инструмент в великом употреблении в России… между простым народом». На популярность балалайки во второй половине XVIII века указывает также то, что среди ее любителей было немало представителей «высшего сословия». Все это способствовало выдвижению из среды русских музыкантов подлинных мастеров балалаечного исполнительства. К числу таких мастеров в первую очередь следует отнести Ивана Евстафьевича Хандошкина (1747-1804). В его лице не только скрипка, но и балалайка нашли совершенного исполнителя, непревзойденного виртуоза. Сохранились сведения об инструменте, на котором играл И.Е. Хандошкин. Он пользовался балалайкой, с шаровидным кузовом, сделанным из тыквы. Нужно отметить что, кустарное изготовление балалаек из такого, на первый взгляд малопригодного материала, было широко распространено в России. Однако в отличие от обычных кустарных инструментов подобного рода, кузов балалайки И.Е. Хандошкина был проклеен изнутри порошком битого хрусталя, отчего звук, по свидетельству знатока старины М.И. Пыляева становился чистый и серебристый.

В воспоминаниях солиста оркестра Большого театра В. В. Безекирского (Из записной книжки артиста 1850-1910. – СПб., 1910) упоминается имя штаб-ротмистра Радивилова, который в 50-х годах XIX века давал сольные концерты в Москве. Играл он на четырехструнной балалайке, но нередко и на одной струне. Инструмент его, по преданию, был сделан из старой гробовой доски. Радивилова знала и любила вся Москва. Достаточно сказать, что его приглашали участвовать в самых парадных концертах с лучшими артистическими силами - пианистом Т. Лешетицким, скрипачом Гербером, гитаристом М.С. Соколовским и др.

Существовала ли балалайка в России до XVIII века? Как, когда и откуда появилась она в музыкальном обиходе русского народа? - такие вопросы, естественно, интересовали всех исследователей русского народного инструментария. В вопросе о происхождении балалайки существуют различные точки зрения. В энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона (1891 г.) говорится что, «...когда и кем изобретена балалайка – неизвестно»…

Наиболее обстоятельные исследования А. С. Фаминцына в книге «Домра и сродные ей музыкальные инструменты русского народа» (СПб, 1891) и Н.И. Привалова о тамбуровидных инструментах сходятся на том, что балалайка произошла от домры. Суть рассуждений А. С. Фаминцына сводится к следующему. В XVI - XVII веках в русском музыкальном обиходе, получил распространение тамбуровидный струнный щипковый инструмент с круглым кузовом и очень длинной шейкой. Это была домра, заимствованная русскими от восточных племен - выходцев из Азии. Играли на ней медиатором. На какое-то время домра сделалась излюбленным музыкальным инструментом скоморохов. Однако уже к началу XVIII века «этот инструмент совершенно забылся, вследствие того, что глубоко в жизнь русского народа не проник, так как он был чужестранного происхождения и притом занесен на Русь сравнительно недавно». Действительно, если в XVII веке домра очень часто упоминалась в различных литературных источниках, то в XVIII веке упоминаний о ней мы уже не находили. В то же время балалайка , не встречавшаяся в памятниках литературы XVII столетия, в источниках XVIII века занимает прочное место.

Нельзя не согласиться с выводом А.С. Фаминцына, что балалайка в русском музыкальном обиходе заменила домру, и что произошло это где-то на рубеже двух столетий. Установив этот исторический факт, Фаминцын пошел дальше, утверждая, что балалайка есть не что иное, как видоизмененная домра. Опорой своих рассуждений А. С. Фаминцын избрал треугольную форму кузова балалайки, считая это единственным национальным и самобытным признаком инструмента, отличающим балалайку от азиатского тамбура. Он тщательно собрал все сведения о внешнем виде балалайки XVII - XIX веков и, несмотря на их противоречивость, пришел к следующему выводу, «народ, изготовляя сам свой инструмент, перешел от свойственной тамбуру-домре круглой формы корпуса к треугольной, как более легкой и удобной для самодельного сооружения».

Исследования, проведенные А. С. Фаминцыным, были первой серьезной работой в этой области и послужили отправной точкой для более поздних авторов, использующих его выводы и, в некоторых случаях, даже развивающих их. Так Б.Бабкин пишет в статье «Балалайка. Очерки истории ее развития и усовершенствования» («Русская беседа» - СП6,1896): «В 1891 году С. Фаминцын доказал, что балалайка произошла от домры. В период своего младенчества она имела форму этого инструмента, т.е. овальный кузов и длинную шейку. Народ дал другое очертание кузову инструмента не в видах акустических целей, а для меньших трудностей при «самодельном сооружении».

Н. И. Привалов, опираясь на А. С. Фаминцына, пишет: «...соединенными суровыми мерами московского духовенства и правительства домра, в числе некоторых других музыкальных орудий, была изгнана из употребления русского народа». Далее, утверждая вслед за А. С. Фаминцыным, что уже в XVIII столетии упоминание о домре вовсе не встречается, Н. И. Привалов в статье «Тамбуровидные музыкальные инструменты русского народа» («Известия Санкт-Петербургского общества музыкальных собраний». - Вып. V , СПб., 1905) дополняет: «На самом деле этот инструмент народом не был брошен, но только замаскирован другим названием и впоследствии несколько видоизменен и упрощен, так как должен был оставаться в пределах первобытного изготовления. Очевидно, пишет исследователь, русский народ, желая сохранить домру, - инструмент, преданный проклятию и преследуемый, сначала переменил ей название, дав новое, обозначающее предмет не для серьезного занятия, а для забавы, развлечения. Затем, так как приходилось это музыкальное орудие изготовлять домашними средствами и наскоро, то для упрощения работы корпус начали сколачивать не полукруглый, а обрезанный снизу, а потом и вовсе треугольный из простых дощечек. Далее, на балалайку перенесен был и старинный русский прием игры, издавна практиковавшийся на древней форме гуслей, - бряцание по струнам кистью руки, а не плектром".

Позднее А. Новосельский в «Очерках по истории русских народных музыкальных инструментов», разделяя мнение А. С. Фаминцына и Н. И. Привалова о том, что балалайка - это видоизмененная домра, треугольный кузов которой в кустарном изготовлении более прост и удобен, дает еще более упрощенное толкование: «...под неумелыми руками инструмент не ладился, вместо звука получалось какое-то бренчание, и инструмент стал называться вследствие этого брунькой, балабайкой, балалайкой. Так из азиатской домры получилась русская балалайка ». Кустарное изготовление балалаек с круглым кузовом сохранилось в отдельных губерниях России до конца XIX века (до реформы В.В. Андреева). Тот же Н. И. Привалов пишет, что ему доводилось видеть на рисунках ситцев Тверской губернии «…изображение пляшущего мужика под звуки балалайки круглой формы, на которой играет другой мужик».

Но существует и другая точка зрения по вопросу о происхождении балалайки. Во многих источниках, вышедших в свет до работы А. С. Фаминцына, балалайке приписывается татарское происхождение. На татарское происхождение указывают почти все словари и словотолкователи конца и первой половины XVIII века. В 1884 г. исследователь-инструментовед Михаил Петухов в работе «Народные музыкальные инструменты музея Санкт-Петербургской консерватории» (СПб, 1884) пишет: «Многие ученые, в том числе и г. Дуров, полагают, что балалайка-инструмент татарского происхождения...». Это же положение он подтверждает спустя четыре года в статье «В.В.Андреев и кружок игроков на балалайке».

В энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона указывается «…некоторые писатели по музыке полагают, что балалайка изобретена самими русскими во время татарского владычества или заимствована от татар». Можно добавить, что татарское слово «балалар» в переводе на русский язык означает «дети» (лар - признак множественного числа). Если к нему приставить типично русское окончание «ка», то получаемое слово «балаларка» уже настолько приближается к названию "балалайка ", что происхождение последнего вряд ли может вызвать какие-либо сомнения. Однако если принять версию о татарском происхождении инструмента, исходя из языковых предпосылок, то становится неизбежным вывод о том, что балалайка появилась в России не в XVIII веке (как утверждает А. С. Фаминцын), а, по крайней мере, лет на 400 ранее, как подчеркивает Б.М. Беляев в статье «История культуры древней Руси» (М.-Л., изд. АН СССР, 1951) - «Наши ранние письменные источники не дают сведений о существовании на Руси в XI - XIII веках балалайки и домры. Эти инструменты получают широкое распространение лишь в XIV - XV веке».

Таким образом, вопрос о происхождении балалайки оказывается сложным. Хотя ни одна из приведенных выше версий не дает убедительного ответа, исследования А. С. Фаминцына мне кажутся более логичными и основательными.

В начале XIX века по популярности балалайки был нанесен удар распространением в России семиструнной русской гитары. Необычайный успех семиструнной гитары и проникновение ее во все слои русского общества объясняются резким изменением эстетических вкусов и запросов на рубеже XVIII - XIX веков. Балалайка вытесняется из городского домашнего музицирования, а с распространением гитары в деревне (через помещичье-усадебную культуру) и «подлаживанием гитары под русскую песню» вскоре начинается процесс постепенного исчезновения балалайки и в народном музыкальном быту. Затем серьёзный ущерб популярности балалайки, был нанесен «голосистой тальянкой», широко распространившейся в России в пятидесятых годах XIX века. Конечно, балалайка не исчезла совсем из музыкального обихода русского народа, однако ее популярность продолжала падать. Из повсеместно распространенного, живого инструмента балалайка все больше превращалась в «предмет музыкальной археологии».

Неизвестно, как бы в дальнейшем сложилась судьба балалайки, не окажись на ее пути страстного любителя русской народной музыки Василия Васильевича Андреева. 1886 год, когда состоялось первое публичное выступление Андреева, можно смело назвать годом второго рождения балалайки, а период активной творческой деятельности Андреева - началом расцвета национальной инструментальной музыки.



 


Читайте:



Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Михалков Сергей Владимирович Праздник Непослушания Сергей Владимирович Михалков Праздник Непослушания Повесть-сказка "Праздник Непослушания" -...

Почвенный покров южной америки

Почвенный покров южной америки

Страница 1 В отличие от Северной Америки, где изменения в растительном покрове зависят в значительной степени от изменений температурных условий,...

Расправленные крылья - музыкальная пауза Порядок описания Московской операции

Расправленные крылья - музыкальная пауза Порядок описания Московской операции

Ситуация на фронте весной 1942 года, планы сторон, немецкое наступление летом 1942 года, начало Сталинградской битвы, немецкий оккупационный режим,...

Cобытия Второй мировой войны

Cобытия Второй мировой войны

Вторая мировая война считается самой крупной в истории человечества. Она началась и закончилась 2 сентября 1945 года. За это время в ней приняло...

feed-image RSS