Разделы сайта
Выбор редакции:
- Гадание в новый год для привлечения денег Как правильно гадать на новый год
- К чему снится клещ впившийся в ногу
- Гадание на воске: значение фигур и толкование
- Тату мотыль. Татуировка мотылек. Общее значение татуировки
- Что подарить ребёнку на Новый год
- Как празднуют день святого Патрика: традиции и атрибуты День святого патрика что
- Как научиться мыслить лучше Я не умею быстро соображать
- Эти признаки помогут распознать маньяка Существует три способа достижения абсолютной власти
- Как спастись от жары в городской квартире
- Слова благодарности для учителей: что написать в открытке любимому педагогу?
Реклама
Какие есть шипящие согласные. Твердые и мягкие согласные звуки |
Шипящие согласные звуки получили такое интересное название неслучайно – они действительно как будто шипят, поскольку произносят их особенным образом. Подробно о них рассказывает наша статья для учащихся 2 класса: на какие группы делятся такие звуки, какие имеют особенности и фонетические характеристики. Что это за звуки и как их произноситьШипящие звуки выделяются среди остальных тем акустическим шумом, которые производят, то есть шипением. Произнести их правильно можно только с разомкнутыми и немного вытянутыми вперед губами, а зубы при этом почти сомкнуты. Таким образом получается щель, проходя через которую, воздух шипит. Так, ярким примером шипящего согласного звука является звук [щ], который четко произносится именно таким образом, без добавления голоса. Все четыре таких звука всегда произносятся на выдохе. При этом с боков звук не проходит: его блокирует язык, прижавшийся к коренным зубам и твердому небу. То есть, для того, чтобы произнести шипящий звук правильно, нужно из языка “сделать” ковшичек . Можно сказать, что они имеют непростой характер – произносить их сложно не только детям, но и многим взрослым. Чтобы научиться правильно это делать, нужно следить не только за постановкой языка и губ, но и за выдыхаемым воздухом: его струя проходит примерно посередине и должна быть достаточно широкой. Проверить это можно, поднеся ко рту руку. Если последить за своей артикуляцией, то можно заметить, что все шипящие звуки имеют в своей основе один – [ш]. Так, [ж] появляется, если добавить к нему голос, то есть дрожание голосовых связок. При [щ] поднимается средняя часть языка, а при [ч] к такому поднятию добавляется еще и смычка перед губно-зубной щелью. Непарные или парные?Наука о русском языке считает непарными звуки [ч] и [щ], а [ж] и [ш] – парными только по одному признаку. И действительно, так как другие звуки, у которых пара есть, полностью их объединить нельзя. Однако есть два признака, по которому они могут быть объединены в группы – это звонкость/глухота и твердость/мягкость. Так, [ж] и [ш] – звуки только твердые, а [ч] и [щ] – мягкие. При этом неважно, какие гласные стоят после них. Даже если на письме после буквы, обозначающей твердый шипящий, поставить мягкий знак, звук будет произноситься твердо. Что касается разделения на глухие и звонкие, то в первой категории относятся [ш], [ч] и [щ], а ко второй – только [ж], так как при его произнесении добавляется голос. Таким образом, [ж] и [ш] получаются парными по признаку глухота/звонкость. Когда-то было по-другому – [ж] и [ш] были мягкими, но уже с 14 века они начали становиться такими же, как и сегодня, то есть твердыми. Фонетические характеристики шипящих звуковИтак, каждый звук имеет свою характеристику. Чтобы закрепить информацию, нужно разобрать все четыре по отдельности, не упоминая в классификации то, что они являются шипящими:
Что мы узнали?Шипящих звуков в русском языке всего четыре – это [ш], [ж], [ч] и [щ]. Их так назвали из-за особенной манеры произношения. Их фонетические характеристики, то, как они выговариваются, делают эти звуки особенными и сложными. Нижегородская обл. р .п. Шатки МОУ « Шатковская ОШ» УРОК ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ 1 КЛАСС Тема урока: « ШИПЯЩИЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ» У читель начальных классов : Орешкина Н.И. ТЕМА: ШИПЯЩИЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ. ЦЕЛЬ: 1. обобщение знаний о шипящих согласных звуках [Ж] [ ш ][ч’][щ’]; формирование правильного, выразительного чтения стихотворения, текста; развитие фонематического слуха, обогащение словарного запаса; воспитание интереса к чтению. ОБОРУДОВАНИЕ: презентация, учебник, карточки с читоговорками ХОД УРОКА ОРГМОМЕНТ. Прозвенел звонок Начинается урок. Если хочешь много знать Многого добиться,- Обязательно читать Должен научиться. Актуализация знаний. - На уроке будем повторять изученные буквы, шипящие согласные звуки, будем читать выразительно стихотворение, читать текст, находить слова, в которых есть шипящие согласные звуки. ПОВТОРЕНИЕ Слайд 2 ИЗУЧЕНННОГО Вспомните. -Какие звуки в русском языке всегда мягкие? -Какие звуки всегда твердые? -Какие буквы не обозначают звуков? -Какие гласные буквы показывают мягкость предшествующего согласного? -Какие гласные буквы обозначают два звука? - Теперь посмотрим на столбики слов и сделаем вывод Какими общими буквами связаны слова каждого столбика? Слайд 3 По … та ро..а лы…и шала… Ласто..ка …ётка …уК ма…ина Асы до..ечка у…и у..и - Это буквы Ж, Ш,Ч, Щ. Произнесем звуки. Дадим характеристику звуков. Вывод: это шипящие звуки. Это тема нашего урока. Слайд 4 РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА. Работа в парах . Речевая разминка. Почитаем чистоговорки. Правила работы в парах. - Говори тихо! -Будь вежлив! - Умей договариваться! Нет согласия надо останавливаться! ЧА- ЧА- ЧА - горит в комнате свеча ЧУ -ЧУ - ЧУ - молоточком я стучу ОЧЬ - ОЧЬ - ОЧЬ - наступила ночь ЩА- ЩА -ЩА - мы несем домой леща АЩ - АЩ - Ащ - мы наденем плащ ЖИ -ЖИ -ЖИ - здесь живут ежи ЖУ -ЖУ -ЖУ - молоко дадим ежу ЖА- ЖА -ЖА - есть иголки у ежа ЖЕ- ЖЕ- ЖЕ - дождь прошел уже ША -ША -ША- мама моет малыша ШУ -ШУ - ШУ - другу я письмо пишу АШ- АШ- АШ - дам сестренке карандаш -Прочитайте друг другу чистоговорки. Кто желает вслух прочитать свои чистоговорки. Молодцы! -Какие звуки встретились в чистоговорках? Звук ж, почему отнесен к шипящим? Скорее всего звук жужжащий, чем шипящий. Но произнесите слово багаж, гараж, ёж и слышите шипящий звук Ш ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Ща- ща -ща- (3 хлопка) Кто ходит без плаща? (Шаги) Щи - щи - щи (3 хлопка) Щиплем мы щавель на щи. (сбор травы) 6. Работа по Букварю.
-Прочитаем буквы. -Есть ли здесь шипящие? Все они здесь? -Какого звука нет?
« Ручеёк» Чтение про се бя самостоятельно. Прочитаем вслух. с. 98 Словарная работа. Слайд 6 Туман - непрозрачный воздух, насыщенный водяными парами или ледяными кристалликами. Ручей - водный поток, текущий струей - В виде чего написано стихотворение? (Диалога) - Что такое диалог? - Между кем и кем идет разговор?(между автором и ручейком, может спрашивать ветер, ёжик, нам не понять) - На какое предложение надо обратить внимание? (на последнее) - Что означает такая запись? (долгий звук А) - Каким этот звук должен быть по громкости?(Звук постепенно должен стихать, так как ручеек удаляется, убегает от собеседника) - Сколько человек должны читать это стихотворение по ролям?(Трое: ручеек, воображаемый собеседник, автор) 6.3 Чтение стихотворения по ролям. Сколько человек могут инсценировать это стихотворение? (два, без автора) ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА. -Разыграем сценку. Включите другие средства устного общения: жесты, мимику, движение. 7. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. 8. РАБОТА С ТЕКСТОМ Н. СЛАДКОВА. С.98 - Чтение текста учителем, читающим учеником. Сравнение соде ржания рассказа н стихотворения Общее: ручей бежит к реке. Различие: В стихотворении ручей совсем маленький и тихий, а в тексте он большой и шумный) - Как бы вы озаглавили этот текст? (« Ручей», « Весна пришла», «Ручей и река», « Просыпайся речка») - Давайте восстановим путь ручья. Он рождается из родника (ключа, источника) и бежит маленьким ручьем. Затем, соединяясь с другими такими же ручейками, превращается в большой ручей. Большие ручьи, сливаясь вместе, рождают небольшую речку.. Небольшие речки превращаются в одну большую реку, которая впадает или в озеро, или в море. Слайд 7 - Какой темп чтения вы выберете для каждого абзаца? Выразительное чтение текста. - Найти в тексте слова, которые рассказывают о том, что делает ручей, чтобы разбудить речку. Журчит, шумит, булькает, гремит, плещет, будит, брызжет, щекочет. Слайд 8 - Какие звуки в этих словах способствуют передаче бурных и шумных действий ручья? - С помощью шипящих звуков. - Почему же как вы думаете, звуки названы шипящими. - Поработаем с иллюстрацией на странице Букваря слева. Воспитательная беседа. Поведение весной на водоемах. 10. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. 11. РАБОТА СО СЛОВАМИ В СТОЛБИКАХ. Интеллектуальный марафон. Задание на смекалку. Найди лишнее слово. Слайд 9 Ручка, морж, веселье, водитель (объяснить орфограммы) Остальные слова связаны по смыслу и имеют общую часть. - Из этих слов выберите слова, которые связаны с темой прочитанных нами сегодня текстов( ручей, море, весна, вода) Слайд 10 Работа с домиком - таблицей. Заселен последний домик в городе Алфавитинске - Какие буквы в нем живут? - Какие звуки они обозначают? -Что общего? (непарные глухие согласные) 13. ИТОГ УРОКА. - Какие звуки мы сегодня повторяли? - Что вам понравилось, запомнилось? -Что показалось сложным? 14. Рефлексия. - Все ли сегодня у вас получилось? Поднимите сигнальные карточки. Я молодец. Был активным на уроке, у меня все получилось, я все понял. Я могу лучше работать на уроке. У меня не все получалось. Мне было трудно на уроке. Мне нужна помощь. Урок окон чен. Спасибо за работу! Слайд 11 В русском языке 21 согласная буква и 36 согласных звуков. Согласные буквы и соответствующие им согласные звуки: Согласные звуки делятся на звонкие и глухие, твёрдые и мягкие. Они бывают парные и непарные. Всего 36 различных комбинаций согласных по парности-непарности твёрдых и мягких, глухих и звонких: глухих - 16 (8 мягких и 8 твёрдых), звонких - 20 (10 мягких и 10 твёрдых). Схема 1. Согласные буквы и согласные звуки русского языка. Твёрдые и мягкие согласные звукиСогласные бывают твёрдыми и мягкими. Они делятся на парные и непарные. Парные твёрдые и парные мягкие согласные помогают нам различать слова. Сравните: конь [кон’] - кон [кон], лук [лук] - люк [л’ук]. Для понимания объясним «на пальцах». Если согласная буква в разных словах означает либо мягкий, либо твёрдый звук, то звук относится к парным. Например, в слове кот буква к обозначает твёрдый звук [к], в слове кит буква к обозначает мягкий звук [к’]. Получаем: [к]-[к’] образуют пару по твёрдости-мягкости. Нельзя относить к паре звуки для разных согласных, например [в] и [к’] не составляют пару по твёрдости-мягкости, но составляет пара [в]-[в’]. Если согласный звук всегда твёрдый либо всегда мягкий, то он относится к непарным согласным. Например, звук [ж] всегда твёрдый. В русском языке нет слов, где бы он был мягким [ж’]. Так как не бывает пары [ж]-[ж’], то он относится к непарным. Звонкие и глухие согласные звукиСогласные звуки бывают звонкие и глухие. Благодаря звонким и глухим согласным мы различаем слова. Сравните: шар - жар, кол - гол, дом - том. Глухие согласные произносятся почти с прикрытым ртом, при их произнесении голосовые связки не работают. Для звонких согласных нужно больше воздуха, работают голосовые связки. Некоторые согласные звуки имеют схожее звучание по способу произношения, но произносятся с разной тональностью - глухо или звонко. Такие звуки объединяются в пары и образуют группу парных согласных. Соответственно, парные согласные - это пара из глухой и звонкой согласной.
Сонорные, шумные и шипящие согласныеСонорные — звонкие непарные согласные звуки. Сонорных звуков 9: [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’].
Шипящие согласные звуки (4): [ж], [ч’], [ш], [щ’]. Парные и непарные согласные звукиСогласные звуки (мягкие и твёрдые, глухие и звонкие) делятся на парные и непарные. Выше в таблицах показано деление. Обобщим всё схемой: Схема 2. Парные и непарные согласные звуки. Чтобы уметь делать фонетический разбор, помимо согласных звуков нужно знать В русском языке существует четыре буквы, именуемые шипящими. Это «ж», «ш», «ч», «щ». Существует целый ряд орфографических правил, которые предписывают выбор букв, следующих за шипящими. Инструкция
Шипящие звуки Шипящие звуки
ШИПЕ́ТЬ, -плю́, -пи́шь; несов.
Толковый словарь Ожегова . С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992 . Смотреть что такое "Шипящие звуки" в других словарях:- (грамм.) в школьной грамматической терминологии так называются переднеязычные альвеолярные спиранты корональной артикуляции глухой ш и звонкий ж, а также сложный согласный глухой ч, состоящий из палатального (мягкого) альвеолярного смычного т и… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона Нёбные (нёбно зубные) щелевые (ж) и (ш) и аффриката (ч), называемые так по производимому ими акустическому впечатлению … Словарь лингвистических терминов Самоназвание: slüvensťĕ, vensťĕ Страны: Германия … Википедия ШИПЕТЬ, плю, пишь; несовер. 1. Издавать глухие звуки, напоминающие протяжное произношение звука «ш». Змея шипит. 2. перен. Говорить сдавленным от злости голосом (разг.). 3. перен. Ворчать, браниться, выражая своё недовольство, злобу (разг.). Ш.… … Толковый словарь Ожегова Гриф индейка … Википедия Вертишейка … Википедия Гриф индейка Гриф индейка Научная классификация Царство: Животные Тип … Википедия Самым характерным признаком птиц из семейства утиных можно считать их клюв, служащий ситом и позволяющий особым образом промышлять себе пищу. Этот клюв редко бывает длиннее головы, обыкновенно прямой, широкий, на верхней части плоско… … Жизнь животных Запрос «Голубь» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Сизый голубь … Википедия Сизый голубь Научная классификация Царство: Животные Тип: Хордовые … Википедия Книги
|
Читайте: |
---|
Популярное:
Новое
- К чему снится клещ впившийся в ногу
- Гадание на воске: значение фигур и толкование
- Тату мотыль. Татуировка мотылек. Общее значение татуировки
- Что подарить ребёнку на Новый год
- Как празднуют день святого Патрика: традиции и атрибуты День святого патрика что
- Как научиться мыслить лучше Я не умею быстро соображать
- Эти признаки помогут распознать маньяка Существует три способа достижения абсолютной власти
- Как спастись от жары в городской квартире
- Слова благодарности для учителей: что написать в открытке любимому педагогу?
- Слова благодарности для учителей: что написать в открытке любимому педагогу?