Главная - Мышление
Культура и религия древнего рима кратко. Культура древнего рима, ее особенности

Культура Рима связана с завершением истории античного общества. Она продолжала эллинистическую традицию и в то же время выступала как самостоятельное явление, определя­емое ходом исторических событий, своеобразием условий жизни, религии, свойствами характера римлян и другими факторами.

Первоначально территория Аппенинского полуострова была заселена различными племенами, среди которых наи­более развитыми были венеты на севере, этруски в центре, греки на юге. Именно этруски и греки оказали решающее вли­яние на формирование древнеримской культуры.

Этруски населяли эти земли с I тысячелетия до н. э. и со­здали развитую цивилизацию, предшествующую римской. Этрурия была сильной морской державой. Искусные метал­лурги, судостроители, торговцы, строители и пираты, этрус­ки плавали по всему Средиземному морю, ассимилируя куль­турные традиции многих населявших его побережье народов, создав при этом высокую и своеобразную культуру. Именно у этрусков римляне впоследствии позаимствуют опыт градост­роительства, ремесленную технику, технологию изготовле­ния железа, стекла, бетона, тайные науки жрецов и некото­рые обычаи, например, отмечать победу триумфом. Этруски создали и эмблему Рима - волчицу, вскормившую, по леген­де, близнецов Ромула и Рема - потомков троянского героя Энея. Именно эти братья основали, по преданию, город Рим в 753 г. до н. э. (21 апреля).

Жившие на западе латиняне постепенно достигают высо­кого уровня развития, завоевывают соседние территории и народы и позже формируют одну из самых крупных империй древности, в состав которой входили европейские страны, се­верное побережье Африки и часть Азии.

Хронология

В истории культуры Древнего Рима можно выделить три крупных периода:

    монархия - 753 - 509 гг. до н. э.;

    республика - 509 - 29 гг. до н. э.;

    империя - 29 г. до н. э. - 476 г. н. э.

Особенности мировоззрения

Древнее население Италии жило родами в территориаль­ных общинах - пагах , в результате объединения которых и возник город. Во главе архаического Рима стоял выборный царь, совмещающий обязанности верховного жреца, воена­чальника, законодателя и судьи, а при нем состоял сенат. Наиболее важные дела решало народное собрание.

В 510-509 гг. до н. э. образуется республика. Республи­канское правление сохранялось до 30 - 29 г. до н. э., после чего наступает период империи. Рим в эти годы ведет почти непрерывные победоносные войны и превращается из не­большого города в столицу огромной державы Средиземно­морья, распространяющей свое влияние на многочисленные провинции: Македонию, Ахайю (Грецию), Ближнюю и Даль­нюю Испанию, регионы Африки и Азии, Ближнего Востока. Это приводит к интенсивному культурному обмену, интенсив­ному процессу взаимопроникновения культур.

Роскошная добыча триумфаторов, рассказы солдат, про­никновение состоятельных людей в новоприобретенные про­винции привели к революции на уровне бытовой культуры: менялись представления о богатстве, возникали новые мате­риальные и духовные потребности, рождались новые нравы. Массовое увлечение восточной роскошью началось после ази­атских триумфов Л. Корнелия Сципиона и Гн. Мандия Воль- сона. Быстро распространилась мода на атталические (пер- гамские одеяния), чеканное серебро, коринфскую бронзу, ин­крустированные ложа, подобные древнеегипетским.

Завоевание эллинистических государств, а к I в. до н. э. и эллинистической Греции произвело переворот в культуре Рима. Римляне столкнулись с культурой, превосходившей глубиной и разнообразием их собственную. «Греция пленен­ная пленила своих победителей», - скажет позже Гораций, древнеримский поэт. Римляне начали изучать греческий язык, литературу, философию, покупали греков-рабов для обучения детей. Богатые семьи отправляли своих сыновей в Афины, Эфес и другие города Греции и Малой Азии слушать лекции прославленных ораторов и философов. Это повлияло на рост римской интеллигенции. В обществе и в литературе появились два новых комических типа: нелепые грекоманы и суровые гонители греческих наук. Во многих семьях инозем­ная образованность сочеталась со староримскими традиция­ми и патриотическим гонором.

Таким образом, в культуре Древнего Рима четко прослежи­вается этрусское и античное греческое начало.

Вся история культурных отношений между Римом и Греци­ей с этой поры являет тайное преклонение римлян перед гре­ческой культурой, стремление достичь ее совершенства, до­ходящее порой до подражательства. Однако, ассимилируя древнегреческую культуру, римляне вкладывали в нее свое со­держание. Сближение греческой и римской культур стало особенно заметно во времена империи. Тем не менее для рим­лян навсегда осталась недосягаемой величавая гармония гре­ческого искусства, поэтическая одухотворенность его обра­зов. Прагматизм мышления, инженерные решения обусло­вили функциональный характер римской культуры. Слишком трезв, слишком практичен был римлянин, чтобы, восхища­ясь мастерством греков, достичь их пластического равнове­сия и удивительной обобщенности замысла.

Идеологию римлянина прежде всего определял патрио­тизм - представление о Риме как о высшей ценности, о дол­ге гражданина служить ему, не щадя сил и жизни. В Риме по­читались мужество, верность, достоинство, умеренность в личной жизни, умение подчиняться железной дисциплине и закону. Ложь, нечестность, лесть считались пороками, свой­ственными рабам. Если грек преклонялся перед искусством, философией, то римлянин сочинение пьес, труд скульптора, живописца, выступление на сцене презирал, как рабские за­нятия. Достойными же гражданина Рима делами в его пред­ставлении были лишь войны, политика, право, историогра­фия и земледелие.

Культура Древнего Рима существовала более 12 веков и имела свои уникальные ценности. В искусстве Древнего Рима воспевались почитание богов, любовь к Отечеству, солдатская честь. О Древнем Риме подготовлено множество докладов, в которых рассказывается об его достижениях.

Культура Древнего Рима

Ученые разделяют историю древнеримской культуры на три периода:

  • Царский (8-6 вв. до н.э.)
  • Республиканский (6-1 вв. до но.э.)
  • Имперский (1 в. до н.э. - 5 в.н.э.)

Царский считается примитивным периодом в плане развития культуры, однако, именно тогда у римлян появился свой алфавит.

Художественная культура римлян была схожа с эллинской, но имела свои характерные особенности. Например, скульптура Древнего Рима приобрела эмоции. На лицах персонажей римские скульпторы стали передавать состояние души. Особенно многочисленны были скульптуры современников - Цезаря, Красса, различных богов, обычных граждан.

Во времена Древнего Рима впервые появляется такое литературное понятие, как «роман». Среди поэтов, сочинявших комедии, наиболее знаменитым был Луцилий, являющийся автором стихотворений на бытовую тематику. Его любимой темой было высмеивание одержимости достижения различных богатств.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Римлянин Ливий Андроник, работавший актером трагедии, знал греческий язык. Ему удалось перевести «Одиссею» Гомера на латинский язык. Вероятно, под впечатлением от произведения, Вергилий вскоре напишет свою «Энеиду» о троянце Энее, ставшем дальним предком всех римлян.

Рис. 1. Похищение сабинянок.

Необыкновенного развития достигла философия. Были сформированы следующие философские течения: римский стоицизм, задача которого состояла в достижении духовных и нравственных идеалов, и неоплатонизм, сутью которого было развитие высшей духовной точки души человека и достижение экстаза.

В Риме античным ученым Птолемеем была создана геоцентрическая система мира. Ему же принадлежат многочисленные работы по математике и географии.

Музыка Древнего Рима копировала греческую. Из Эллады приглашались музыканты, актеры и скульпторы. Популярностью пользовались оды Горация и Овидия. Со временем, музыкальные представления приобрели зрелищный характер, сопровождающийся театральными представлениями или гладиаторскими боями.

Сохранилось письмо римского поэта Марциала, в котором он утверждает, что если станет преподавателем музыки, то безбедная старость ему обеспечена. Это говорит о том, что музыканты пользовались большим спросом в Риме.

Изобразительное искусство в Риме несло утилитарный характер. Оно представлялось римлянами как способ заполнить и организовать жизненное пространство. Оно, как и архитектура, выполнялось в виде монументальности и величия.

Подводя итог, отметим, что римскую культуру можно считать преемницей греческой, однако, римляне многое привнесли и доработали в ней. Иными словами, ученик превзошел учителя.

Рис. 2. Строительство римской дороги.

В архитектуре римляне строили свои здания на века. Термы Каракаллы - яркий пример гигантизма в строительстве. Архитекторы использовали такие приемы как использование палестр, перистильных дворов, садов. Бани снабжались сложным техническим оборудованием.

Величественными римскими сооружениями можно считать дороги, которые используются и по сей день, знаменитые оборонительные валы Траяна и Адриана, акведуки и, конечно же, амфитеатр Флавиев (Колизей).

Быт римлян

Дом не имел окон. Свет и воздух поступали через широкое отверстие в крыше. Стены из кирпича штукатурились и белились, часто изнутри их покрывали рисунками. В богатых домах пол украшался мозаикой — кусочками разноцветного камня или цветного стекла.
Беднота жила в лачугах или в тесных комнатушках многоквартирных домов. В жилища бедняков не проникали солнечные лучи. Дома для бедняков строились плохо и нередко обрушивались. Случались страшные пожары, уничтожавшие целые районы Рима.
За обедом не сидели, а возлежали на широких ложах вокруг низкого стола. Бедняки довольствовались на обед горстью маслин, куском хлеба с чесноком и стаканом кислого вина (пополам с водой). Богатые люди тратили целые состояния на дорогие кушанья, изощрялись в придумывании удивительных блюд вроде жаркого из соловьиных языков.
Нижней одеждой римлян была туника (род рубахи до колен). Поверх туники надевали тогу — плащ из куска белой шерстяной ткани овальной формы. Сенаторы и магистраты имели тогу с широкой пурпурной каймой. Ремесленники носили короткий плащ, оставлявший открытым правое плечо. Так было удобнее работать.
Богатые и знатные римляне, не знавшие никакого труда, проводили ежедневно помногу часов в банях (термах). Там были облицованные мрамором бассейны с горячей и холодной водой, парильни, галереи для прогулок, сады и магазины.


Достижения в технике

Раньше из размягченной стеклянной массы лепили, как из глины. Римляне стали получать дутое стекло, изготовляли стеклянную посуду, научились отливать стеклянные изделия в форму.
Римские строители сооружали дороги, покрывавшиеся плотными каменными плитами. По обочинам дорог имелись обложенные камнем канавы для стока воды. Расстояния отмечались милевыми столбами Многие римские дороги сохранились до наших дней.
Римляне изобрели бетон, составными частями которого был известковый раствор, вулканический пепел и щебень. Бетон позволял применять при постройке мостов арки. По арочным мостам с желобом для труб наверху (акведукам) самотеком вода бежала в город. Рим времен империи имел 13 водопроводов.
Исключительно точный расчет требовался для купольных построек, так как при сооружении куполов не применялись, как теперь, металлические или железобетонные балки и крепления. Образцом купольной постройки является Пантеон (храм всех богов), построенный в Риме в I в. и ныне служащий местом погребения выдающихся людей Италии.
Чудом строительной техники древности является Колизей, огромный амфитейтр 2, сооруженный в Риме во второй половине I в. Стены Колизея достигали 50 метров высоты, он вмещал не менее 50 тысяч зрителей.
Многие архитектурные памятники Рима посвящены прославлению побед римского оружия. Таковы деревянные, а затем каменные триумфальные арки — парадные ворота, через которые проезжал победивший полководец и проходило победоносное войско во время триумфа. В ознаменование военных побед воздвигались также высокие каменные колонны со статуей импера¬тора-полководца.


С техникой строительства нас знакомит сочинение римского инженера Витрувия (I в. до н. э.), долго служившее образцом для инженеров и строителей нового времени.
В древнем Риме поощрялась агрономическая (сельскохозяйственная) наука. Римские агрономы разрабатывали способы лучшей обработки почвы, приемы лучшего ухода за сельскохозяйственными культурами. О сельском хозяйстве и его технике писали Катдн (И в. до н. э.) и многие другие выдающиеся люди.


Скульптура древнего Рима

Чем больше было предков, тем знатнее считался род.
Когда по греческому обычаю стали высекать статуи из камня, римские скульпторы сохранили обычай точно передавать черты человека, как это делалось на работах из воска. Если статуя изображает старика, то можно видеть морщины, дряблую кожу. Римская скульптура носила реалистический характер. Статуи были настоящими портретами, точно передававшими черты изображаемых лиц.

Литература древнего Рима

Прекрасную по форме и глубокую по мысли поэму «О природе вещей» написал поэт и ученый Лукреций Кар (I в. до н. э.). Он доказал, что природа подчиняется своим естественным законам, а не воле богов. Лукреций боролся с суевериями и религией, пропагандировал достижения науки.
Поэт времени Августа Вергйлий в звучных и торжественных стихах поэмы «Энеида» рассказал о далеком прошлом Италии, связав ее судьбы с мифом о троянце Энее, спасшемся при гибели Трои и попавшем после долгих странствий в Италию. Вергилий восхвалял Августа, считавшего себя потомком Энея, Вергилий также возвеличивал Римское государство, которому, будто бы сами боги повелели править другими народами.

Современник Вергилия поэт Гораций писал чудесные стихи о дружбе и благах мирной жизни, воспевал красоту природы Италии и труд земледельца.
Август хорошо понимал степень воздействия художественной литературы на массы и поэтому стремился привлечь поэтов и писателей на свою сторону. Друг Августа, богатый рабовладелец Меценатдарил поэтам поместья и делал им другие подарки. Поэты прославляли Августа как спасителя Римского государства, а время его правления называли «золотым веком».
1 Слово меценат стало обозначать знатного покровителя искусств.


Календарь в древнем Риме

Январь был назван в честь бога Януса; февраль получил название от празднеств в память предков — фебруарий; март носил имя бога войны и растительности Марса; июль и ав¬густ названы в честь Юлия Цезаря и Августа; сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь
обозначают «седьмой», «восьмой», «девятый», «десятый». Счет дней был сложным. Вместо «7 мая» римлянин сказал бы «8 дней до 15 мая». Первое число месяца называлось календы — отсюда календарь.

Значение римской культуры

Римляне. завоевавшие многие области Европы и Африки, познакомили другие народы с культурными
достижениями греков. Они сохранили копии замечательных произведений греческой скульптуры, не дошедших до нас в подлиннике. Многие труды греков известны нам лишь в римской передаче.
В новое время греческую и римскую культуру стали называть античной (от латинского слова антйквус — древний).
Римляне вносили в культуру и новое, особенно в области строительства и техники. Язык римлян — латынь — стал родоначальником и основой языка многих народов (итальянского, французского, испанского и др.). Латинским алфавитом сейчас пользуются народы Западной и частично Восточной Европы, большей части Африки, Америки, Австралии (см. карту). Римскими цифрами мы обозначаем столетия, используем их на циферблатах часов. Ученые пользуются латинским языком для обозначения растений, минералов, частей человеческого тела.

Множество латинских слов вошло и в наш язык. Слова коммунизм, партия, республика, пролетариат, школа и многие другие латинские. Имена Павел, Виктор, Наталия, Маргарита, Максим, Сергей также латинские. Планеты Марс, Юпитер, Венера, Сатурн носят имена римских богов. Всемирно известный крейсер «Аврора» назван именем римской богини зари.

История Рима представляет собой одну из самых замечательных страниц всемирной истории. Начав свое существование в качестве маленькой гражданской общины, Рим подошел к своему концу в качестве крупнейшей империи древнего мира; но и после гибели Рима как государства римская культура продолжала оказывать огромное влияние на культуру позднейшей Европы, а посредством последней – и на мировую культуру в целом.

Однако сама римская культура с самого начала своей истории не была чем-то единым; это был сплав культур разных народов, и изначально присущая ей синкретичность стала чертой, определявшей характер культуры Рима на всем протяжении ее развития. В то же время римская культура отнюдь не была беспорядочным агломератом заимствований и чужеродных влияний; это был вполне оригинальный феномен, своеобразие которого покоилось на основательном фундаменте культуры римского полиса. Так что же было действительно римским в культуре Рима?

Римская община возникла в сер. VIII в. до н.э. в результате слияния нескольких поселков различных племен, главную роль среди которых играли латины и сабины; кроме того, за несколько веков до этого здесь побывали греки-ахейцы, а в состав древнейшей римской общины вошли и этруски. Впрочем, греки и этруски оказали сильное влияние на культуру раннего Рима и по другой причине: Южная Италия и Сицилия были в это время колонизированы греками (здесь было столько греческих колоний, что эту территорию стали называть Великой Грецией), а этрускам принадлежала обширная территория от Альп на севере до Неаполя на юге. Происхождение этрусков и их язык до сих пор составляют научную загадку, несмотря на то, что дошла масса памятников их материальной культуры. Этруски, как и греки (с течением времени этрусская культура впитала в себя много элементов греческой), по уровню социально-экономического и культурного развития превосходили латинов, и потому последние испытали на себе их влияние. Так, римляне переняли у этрусков правила межевания полей, планировку городов и домов, практику гадания по внутренностям животных и т.д.

Однако заимствования культурных форм со стороны не лишали римскую культуру ее собственного оригинального содержания; наоборот, именно это содержание и определяло характер и порядок заимствований. Римляне были людьми весьма рациональными и практичными, их мышление было почти лишено образности; даже в названиях месяцев и именах детей они использовали порядковые числительные (например, единственная дочь получала родовое имя отца, если их было две, то их различали как Старшую и Младшую (major и minor), остальных просто считали – Третья, Четвертая, Пятая (Tertia, Qanta, Quinta) и т.д.).

Своеобразие римского менталитета находило свое выражение, прежде всего, в римской религии. Изначально римские божества не были ни антропоморфными, ни личностными: их не представляли в человеческом облике, не ставили им статуй, не строили храмов. Только с заимствованием этрусских и греческих божеств у римлян появились храмы и изображения богов. Римляне обожествляли различные понятия, качества, функции, стадии человеческой деятельности, и сами эти боги имели не собственные, а нарицательные имена; таких божеств было великое множество – например, одно олицетворяло порог, другое – дверные створки, третье – дверные петли, и т.д. Общение с богами было в высшей степени формализовано и ритуализовано, содержание же его определялось формулой “do ut des” – “даю, чтобы [ты] дал”: принося богу жертву, римлянин ждал от него ответного шага, т.е. рассчитывал на получение определенной пользы для себя. Этот практицизм, прагматизм, юридическая нормативность сознания, трезвый расчет в сочетании со строгой патриархальностью нравов, подчеркнутым уважением к достоинству старших и вышестоящих и стали основными установками исконной римской культуры.

История Рима – это история города, ставшего миром; случай Рима уникален. В древности не было недостатка ни в гражданских общинах, ни в огромных империях, но только Риму удалось органически соединить идею гражданства с имперской идеей, т.е. до некоторой степени добиться слияния полисных идеалов свободы и независимости общины в целом и каждого гражданина в отдельности с имперским идеалом мира и безопасности для всех; это и получило название “римской идеи”. Соответственно, римская культура стала как бы выражением этого универсального государства: она представляла собой некую цивилизационную технологию, легкоусваиваемую совокупность жизненных стандартов, своего рода “ноу-хау” цивилизованной (от civilis – гражданский) жизни. Эту культуру можно было заимствовать с той же легкостью, с которой она сама принимала всевозможные заимствования; собственно ее содержание было прикладным технологически-организационным набором жизнеобеспечивающих структур, который действовал с одинаковой эффективностью в любом месте и в любое время. Римская культура была построена по принципу открытой архитектуры – это была система стандартных конструкций, в которую свободно встраивались любые новые блоки, поэтому ее способности к развитию были практически неограниченными.

Особенно сильны были римляне в утилитарной сфере, во всем том, что относилось к материально-организационной стороне жизни. Архитектура и градостроительство с одной стороны, политика и право — с другой: вот главные сферы, где проявился римский гений. Римляне первыми стали широко применять обожженный кирпич, бетон; вместо принятых у греков прямых перекрытий стали широко применяться арочные своды. Состоятельные римляне жили в просторных городских домах с цветочными клумбами и фонтанами, полы которых были покрыты мозаиками, а стены – фресками; весьма распространенным типом жилища была и вилла – поместье, сочетавшее городской комфорт с прелестями сельской жизни. Бедняки снимали квартиры в многоэтажных (4-6 этажей) доходных домах-инсулах. Наиболее впечатляющими были общественные сооружения: римский Форум – площадь, точнее, целая система площадей с библиотеками, портиками, статуями, триумфальными колоннами и арками и т.д., театры (еще деревянный театр Марка Эмилия Скавра вмещал 80 тыс. чел.; построенный спустя три века Колизей – 56 тыс. чел., диаметр его равнялся 188 м., высота – 48,5 м), цирки – Большой Цирк в Риме имел длину 600 и ширину 150 м, он вмещал 60 тыс. зрителей. В Риме насчитывалось около тысячи общественных бань – терм; термы императора Каракаллы могли принять 1800, а термы Диоклетиана – 3200 чел. одновременно. В честь побед римского оружия возводились триумфальные арки и колонны: арка императора Тита имела высоту 15,4 м, арка Константина – 22 м высоты и 25,7 м ширины, колонна Траяна имела высоту 38 м. Огромные сооружения возводили императоры: так. мавзолей Августа представлял собой цилиндрическую постройку диаметром 89 и высотой 44 м. Разумеется, строились и храмы: знаменитый Пантеон (храм всех богов) был покрыт куполом диаметром 43,2 м, колонны выстроенного в Афинах императором Адрианом храма Зевса Олимпийского имели высоту 17,2 м.

Во всех провинциях римской республики, а позднее – империи, города возводились по единому плану; римский город имел продуманную систему жизнеобеспечения – мощеные мостовые, канализацию, централизованное водоснабжение (вода в город часто поступала по специальным надземным водопроводам – акведукам; длина одного такого акведука, построенного в Риме императором Клавдием, равнялась 87 км – по нему в город поступало 700 тыс. м 3 воды в сутки; самый длинный римский акведук был построен при императоре Адриане в Карфагене – его длина достигала 132 км, всего же с помощью акведуков воду получали почти в 100 городах империи). Города соединялись прекрасными дороги, вдоль которых находились почтовые станции, постоялые дворы, столбы с указанием расстояний и т.п.; частью дорог были мосты, виадуки, туннели. Римские дороги имели пятислойное покрытие; общая длина дорожной сети достигала 80 тыс. км.

Римская скульптура изначально развивалась под сильным этрусским и греческим влиянием. Взяв от этрусков натуралистичность портрета и разработанную пластику человеческого тела от греков, от себя римляне добавили официальную строгость и внушительные размеры: так, одна голова статуи императора Константина имеет высоту 2,4 м, а колоссальная статуя императора Нерона (работы мастера Зенодора) была высотой в 39 м. Скульптура была неотъемлемой частью городского и домашнего пространства: дома у римлянина находились скульптурные портреты его предков, на улице он встречался с изображениями богов, героев и императоров (вообще, среди образов римской скульптуры доминируют не боги, а люди – в отличие от греков).

Довольно хорошо изучена римская живопись: римляне, опять же, расписывали не столько храмы, сколько дома, и изображали не только богов, но и людей. Римская живопись реалистична, большое место в ней занимает жанр портрета (наиболее известна серия портретов из Фаюмского оазиса в Египте). Надо сказать, что, как и скульптура, римская живопись представлена в первую очередь не шедеврами, а добротной массовой ремесленной продукцией; искусство у римлян служило быту.

Кроме пластических искусств, наиболее оригинальны были римляне в области права. Юридическая наука, юриспруденция возникла именно в Риме: дело в том, что в Риме на протяжении многих веков существовала специальная должность претора, обязанностью которого было толковать и развивать право. Ежегодно избираемые преторы в своих эдиктах объявляли, как они намерены применять существующие законы. Кроме того, в Риме практиковали частные юристы, дававшие свои консультации всем желающим, которые издавали свои разработки в особых книгах. Один из таких юристов, Квинт Муций Сцевола, изложил в 18 книгах всю систему римского гражданского права (именно систему – впервые в мире). В имперский период кодификацию права продолжили Требаций и Лабеон; Сальвий Юлиан составил “Вечный эдикт” и “Дигесты” в 90 книгах, Гай написал “Институции” (юридический учебник в 4 книгах), много сделали также Папиниан, Ульпиан (один его трактат “О преторском эдикте” состоял из 81 книги) и Павел.

Весьма развитым в Риме было так же ораторское искусство – риторика. Учеба в школе ритора увенчивала собой всю систему римского школьного образования: начальная школа была частной, учились в ней 4 – 5 лет, затем следовала 4-летняя грамматическая школа и, наконец, 3 – 4-летняя школа ритора. (Надо сказать, что уровень грамотности в Римской империи достигал 50%). Риторская школа была государственной, риторы состояли на жаловании; это был своего рода университет — получивший такое образование человек мог делать карьеру в любой сфере. Собственно ораторское искусство было особенно необходимо в сенате и суде; самым знаменитым римским оратором был Марк Туллий Цицерон (до нас дошло около 50 его речей).

С риторикой была тесно связана филология, получившая в Риме большое развитие: из самых известных римских филологов следует упомянуть Марка Теренция Варрона. Варрон, как и многие другие римские ученые, был энциклопедистом – он написал около 600 книг по различным отраслям знания. Вообще, энциклопедия стала настоящим римским жанром: Варрон написал 41 книгу “Древностей божественных и человеческих”, Плиний Старший – “Естественную историю” в 37 книгах, и т.д. Это были люди огромных знаний: так, список источников у Плиния насчитывает 400 авторов, Варрон в одном из своих сочинений, “Образах”, дает литературные портреты 700 знаменитых греков и римлян – а ведь он не был историком-специалистом, а писал труды и по философии, и по праву, и по сельскому хозяйству.

Впрочем, в Риме хватало и философов, и историков, не говоря уже об ученых, оставивших справочники и монографии практически по всем появившимся в этот период специальным наукам. В философии римляне не создали оригинальных школ; наиболее распространенными учениями в Риме были стоицизм (Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий), эпикуреизм (Лукреций), кинизм. Из историков следует назвать Тита Ливия, описавшего в 142 книгах своей “истории Рима от основания города” 8 веков римской истории (до нас дошла лишь четвертая часть этого сочинения, но и это немногое в современных изданиях занимает около 1500 страниц), Корнелия Тацита (“история” и “Анналы”), Светония Транквилла (знаменитая книга “Жизнь двенадцати цезарей”), Аммиана Марцеллина (“Деяния”) и др. Из представителей естественных наук можно назвать Диофанта Александрийского (математика), Клавдия Птолемея (география), Галена (медицина).

Начало римской литературе положили греки, писавшие по латыни, и римляне, писавшие по-гречески; началась она с переводов и переложений. Пленный грек Ливий Андроник в III в. до н.э. переложил на латынь греческие трагедии и комедии (Софокла и Еврипида), а также сделал перевод “Одиссеи”; в то же время Невий стал писать свои подражания грекам уже на латинском. Более оригинальны были создатель исторического эпоса “Анналы” Энний и комедиографы Плавт и Теренций, полностью же национальную и по форме, и по содержанию литературу создали Гай Луцилий и Луций Акций. Золотым веком римской литературы (точнее, поэзии) стало время первых императоров, когда творили автор “Георгик” и “Энеиды” Вергилий, написавший “Сатиры”, “Эподы”, “Оды” и “Послания” Гораций и автор “Науки любви” и “Метаморфоз” Овидий. Из позднейших римских литераторов следует назвать Петрония, Лукана, Апулея, Марциала, Ювенала и др.

Культура Рима и христианская культура находятся в сложной диалектической взаимосвязи: трудно решить, что в этом соотношении главное, а что – производное. Рим был возможен без христианства, но христианство было невозможно без Рима; христианство смогло стать мировой религией только в мировой империи. С другой стороны, без христианства, наследовавшего римскую культуру, мы имели бы об античной культуре в целом примерно такое же представление, как об этрусской или раннеминойской, а ее значение для нас было бы таким же, как значение индейских цивилизаций Мезоамерики; без христианства от античности остались бы лишь немые памятники материальной культуры, историческо-культурная традиция была бы прервана, и потому сами мы были бы другими. Христианство и Рим и отрицали, и взаимодополняли друг друга: сначала христианство было невозможным без Рима, который преследовал христиан, а затем само существование Рима стало производным от христианства, которое столь же неуклонно боролось с римским язычеством – т.е. становым хребтом всей античной культуры.

Традиционная римская религия не обещала исповедовавшему ее вечной жизни, загробного блаженства, посмертного наказания злых и поощрения добрых: как и любое язычество, т.е. одушевление сил и объектов природы, она была сосредоточена на этом мире и жизни в нем – за гробом и доброго, и злого ждало одно и то же унылое прозябание в Аиде. Римское язычество, как и любое другое, не знало личностной этики, т.к. было обращено не к отдельному человеку, а к общине; это была ритуально-обрядовая система, действие которой происходило лишь на поверхности душевного мира человека – ибо и сама душевная жизнь на этом этапе развития была достаточно поверхностной, вернее, принципиально ориентированной на внешнее действие, а не на внутреннее содержание. Только в империи становится возможным возникновение нового человека, человека-личности, в нашем понимании, для которого ценность внутренней жизни, нравственного самосовершенствования, внутренней свободы значат не меньше, чем ценности внешнего успеха и преуспеяния: государственный универсализм порождает гражданский индивидуализм, империя и личность взаимосвязаны.

Новому человеку был нужен новый бог, точнее, Бог – всемогущее и всеобъемлющее, но в то же время бесконечно близкое к человеку благое существо, которое “заведовало” бы не отдельным народом, местностью, сферой деятельности и т.п., но бесконечностью и вечностью, и могло бы сообщить их человеческой душе. Поиски такого бога начинаются уже в ранней Империи: культ старых римских богов постепенно приходит в упадок (вернее, культ остается, но сами боги теперь понимаются лишь в качестве образов и символов), новый культ императоров также не может удовлетворить требованиям религиозного чувства, и в Риме распространяются восточные религии. Поклонение Кибеле, Исиде, Атаргате, Митре, Ваалу и пр. давало отпущение грехов и победу над смертью, обещало жизнь вечную; в этом круге религиозных представлений и практик и начинает распространяться христианство. Родившаяся в отдаленной провинции Иудее, известной лишь религиозным фанатизмом своих жителей, поклонявшихся малопонятному для римлян единому неведомому богу, новая религия быстро распространялась по империи. Возникнув как одна из иудейских сект, христианство быстро стало космополитической религией для людей любого языка, пола, социальной и государственной принадлежности – стоит ли повторять, что это было возможно лишь в империи; уже через три десятка лет после смерти своего основателя приверженцы Христа появились в самом Риме. В течение I – II вв. римское государство то преследовало христиан, то относилось к ним терпимо: для традиционного римского сознания идея единобожия была непонятной, а их радостное ожидание светопреставления – неприятным; кроме того, христиане отказывались принимать участие в культе императора, что воспринималось как знак политической нелояльности. И все же настоящее преследование христиан началось только во второй половине III в., когда римское государство объявило войну христианской церкви, этому “параллельному государству”, интегрировавшем в себе все больший объем социальных отношений. Серьезная борьба велась около полувека, но она не имела успеха: христиане были уже везде – в государственном управлении, в армии, во всех политических институтах вообще. Языческая империя перерождалась в христианскую – видя бесперспективность борьбы с христианством, римское государство признало его равноправным с другими религиями империи (313 г.). После этого остановить распространение христианства было уже невозможно, и в 392 г. языческие культы были официально запрещены, и начались уже преследования язычников. Начинается развитие собственно христианской культуры – религиозной литературы, архитектуры, живописи и т.д.. Христианство переходит границы империи и распространяется среди варваров, которые вскоре после этого сокрушают западноримскую государственность; христианская церковь частично заполняет вакуум власти, сама естественно политизируясь при этом. История Рима отходит в прошлое, и наследие римской культуры становится достоянием христианства: таков был конец полутысячелетнего периода взаимоотношения этих столь значимых феноменов мировой истории и культуры.

Значение римской культуры для Европы, ее посредством, всего мира, трудно переоценить. Политическое устройство, техника, язык, литература, искусство – практически во всех сферах жизни мы являемся наследниками древних римлян. Римская традиция сохранилась как непосредственно и непрерывно, так и опосредованно; “римская идея” оказалась действительно вечной. Преемники римской государственности, Восточная Римская империя и Священная Римская империя германской нации, просуществовали до 1453 г. и 1806 г. соответственно; но и позднейшие политические образования в Европе и частично за ее пределами строились на основе обращения к наследию древнего Рима. В средневековье и на Западе, и в Византии люди по-прежнему считали и называли себя римлянами, а когда отличие от античности было наконец ими осознано, то лишь для того, чтобы объявить о необходимости нового ее возрождения (эпоха Возрождения). Способ восприятия мира, отношений между людьми, основы эстетики, структура языка и, соответственно, мышления – все это у народов и обществ Европы, возникших за последних полтора тысячелетия, едино по своим фундаментальным основам: то, что отличает европейцев от представителей иных регионов и культур (например, жителей Индии или Китая), является результатом единого для всех нас наследия Рима, наследия античной цивилизации в целом. Отделенные от нас двумя тысячелетиями реалии Рима понятней и ближе для нас, чем современная культура народов, не имевших исторической связи с античной цивилизацией; пока существует Европа – не столь важно, Западная или Восточная, Вечный Город продолжает свою “жизнь после смерти”.

Культура Древнего Рима связана с завершением истории античного общества. Она продолжала эллинистическую традицию и в то же время выступала как самостоятельное явление, определяемое ходом исторических событий, своеобразием условий жизни, религии и свойствами характера римлян. Для культуры Древнего Рима характерно усиление индивидуализма. Личность всё больше начинает противопоставлять себя государству, переосмысляются и критикуются традиционные античные идеалы, общество становится более открытым внешним влияниям.

Для мировосприятия римлянина раннего периода были характерны ощущение себя как свободного гражданина, сознательно выбирающего и совершающего свои поступки; чувство коллективизма, принадлежности к гражданской общине, приоритета государственных интересов над личными; консерватизм, следование нравам и обычаям предков (аскетические идеалы бережливости, трудолюбия, патриотизма); стремление к общинной замкнутости и обособленности от внешнего мира. От греков римляне отличались большей трезвостью и практичностью.

Первоначально территория Аппенинского полуострова была заселена различными племенами, среди которых наиболее развитыми были венеты на севере, этруски в центре, греки на юге. Именно этруски и греки оказали решающее влияние на формирование древнеримской культуры.

Этруски населяли эти земли с I тысячелетия до н. э. и создали развитую цивилизацию, предшествующую римской. Этрурия была сильной морской державой. Искусные металлурги, судостроители, торговцы, строители и пираты, этруски плавали по всему Средиземному морю, ассимилируя культурные традиции многих населявших его побережье народов, создав при этом высокую и своеобразную культуру. Именно у этрусков римляне впоследствии позаимствуют опыт градостроительства, ремесленную технику, технологию изготовления железа, стекла, бетона, тайные науки жрецов и некоторые обычаи, например, отмечать победу триумфом. Этруски создали и эмблему Рима — волчицу, вскормившую, по легенде, близнецов Ромула и Рема — потомков троянского героя Энея. Именно эти братья основали, по преданию, город Рим в 753 г. до н. э. вдень празднования пастушеской богини Палее (21 апреля).

Жившие на западе латиняне постепенно достигают высокого уровня развития, завоевывают соседние территории и народы н позже формируют одну из самых крупных империй древности, в состав которой входили европейские страны, северное побережье Африки и часть Азии.

В хронологии истории культуры Древнего Рима можно выделить три крупных периода:

1) монархия — 753 — 509 гг. до н. э.;
2) республика — 509 — 29 гг. до н. э.;
3) империя — 29 г. до н. э. — 476 г. н. э.

Архитектура

Градостроительство и архитектура республиканской эпохи проходят в своем развитии три этапа. На первом (V в. до н.э.) город застраивается хаотично; преобладают примитивные жилища из сырца и дерева; монументальное строительство ограничивается возведением храмов (прямоугольный храм Юпитера Капитолийского, круглый храм Весты).

На втором этапе (IV-III вв. до н.э.) город начинает благоустраиваться (мощеные улицы, канализация, водопроводы). Основным типом сооружений становятся инженерные военные и гражданские постройки - оборонительные стены (стена Сервия IV в. до н.э.), дороги (Аппиева дорога 312 до н.э.), грандиозные акведуки, подающие воду на десятки километров (акведук Аппия Клавдия 311 до н.э.), сточные каналы (клоака Максима). Ощущается сильное этрусское влияние (тип храма, арка, свод).

На третьем этапе (II-I вв. до н.э.) появляются элементы городского планирования: деление на кварталы, оформление центра города (Форума), устройство парковых зон на окраинах. Используется новый строительный материал - водоупорный и прочный римский бетон (из щебня, вулканического песка и известкового раствора), который делает возможным сооружение сводчатых перекрытий в больших помещениях. Римские архитекторы творчески перерабатывают греческие архитектурные формы. Они создают новый вид ордера - композитный, соединяющий черты ионийского, дорийского и особенно коринфского стилей, а также ордерную аркаду - совокупность арок, опирающихся на колонны.

На основе синтеза этрусских образцов и греческого периптера возникает особый тип храма - псевдопериптер с высоким основанием (подиумом), фасадом в виде глубокого портика и глухими стенами, расчлененными полуколоннами. Под греческим влиянием начинается строительство театров; но если греческий театр вырубался в скале и был частью окружающего ландшафта, то римский амфитеатр представляет собой самостоятельное сооружение с замкнутым внутренним пространством, в котором зрительские ряды располагаются эллипсом вокруг сцены или арены (Большой театр в Помпеях, театр на Марсовом поле в Риме).

Для строительства жилых домов римляне заимствуют греческую перистильную конструкцию (окруженный колоннадой внутренний дворик, к которому примыкают жилые помещения), но, в отличие от греков, стараются расположить комнаты в строгой симметрии (Дом Пансы и Дом Фавна в Помпеях); излюбленным местом отдыха римской знати становятся загородные поместья (виллы), свободно организованные и тесно связанные с ландшафтом; их неотъемлемой частью являются сад, фонтаны, беседки, гроты, статуи и большой водоем. Собственно римская (италийская) архитектурная традиция представлена базиликами (прямоугольные здания с несколькими нефами), предназначенными для торговли и отправления правосудия (Порциева базилика, Эмилиева базилика); монументальными гробницами (гробница Цецилии Метеллы); триумфальными арками на дорогах и площадях с одним или тремя пролетами; термами (комплексы банных и спортивных помещений).

Скульптура

Римская монументальная скульптура не получила такого развития, как греческая; она не ориентировалась на изображение физически и духовно совершенного человека; ее героем был римский государственный муж, облаченный в тогу. В пластическом искусстве доминировал скульптурный портрет, исторически связанный с обычаем снимать с умершего восковую маску и хранить ее вместе с фигурками домашних богов. В отличие от греков, римские мастера стремились передать индивидуальные, а не идеально-обобщенные черты своих моделей; их произведениям была свойственна большая прозаичность. Постепенно от детальной фиксации внешнего облика они переходили к раскрытию внутреннего характера персонажей («Брут», «Цицерон», «Помпей»).

Живопись

В живописи (стенной) господствовали два стиля: первый помпейский (инкрустационный), когда художник имитировал кладку стены из цветного мрамора (Дом Фавна в Помпеях), и второй помпейский (архитектурный), когда он своим рисунком (колонны, карнизы, портики, беседки) создавал иллюзию расширения пространства помещения (Вилла мистерий в Помпеях); важную роль здесь играло и изображение ландшафта, лишенное той замкнутости и ограниченности, которые были свойственны древнегреческим пейзажам.

Литература

История римской литературы V-I вв. до н.э. распадается на два периода. До середины III в. до н.э. безусловно доминировала устная народная словесность: заговоры и заклинания, трудовые и бытовые (свадебные, застольные, погребальные) песни, религиозные гимны (гимн Арвальских братьев), фесценнины (песни шуточного и пародийного характера), сатуры (импровизированные сценки, прообраз народной драмы), ателланы (сатирические фарсы с постоянными персонажами-масками: дурак-обжора, дурак-хвастун, старик-скряга, псевдоученый-шарлатан).

Рождение письменной литературы связано с возникновением латинского алфавита, ведущего свое происхождение либо от этрусского, либо от западногреческого; он насчитывал двадцать один знак. Самыми ранними памятниками латинской письменности были анналы понтификов (погодные записи основных событий), пророчества государственного и частного характера, международные договоры, похоронные речи или надписи в домах усопших, родословные списки, юридические документы. Первый дошедший до нас текст - законы Двенадцати таблиц 451-450 до н.э.; первый известный нам писатель - Аппий Клавдий (конец IV - начало III вв. до н.э.), автор нескольких юридических трактатов и сборника поэтических сентенций.

С середины III в. до н.э. римская литература стала испытывать сильное влияние греческой. Большую роль в культурной эллинизации сыграл в первой половине II в. до н.э. кружок Сципионов; однако она столкнулась и с сильным противодействием защитников старины (группа Катона Старшего); особое неприятие вызвала греческая философия.

Драматургия и театр

Рождение основных жанров римской литературы было связано с подражанием греческим и эллинистическим образцам. Произведения первого римского драматурга Ливия Андроника (ок. 280-207 до н.э.) представляли собой переделку греческих трагедий V в. до н.э., как и большинство сочинений его последователей Гнея Невия (ок. 270-201 до н.э.) и Квинта Энния (239-169 до н.э.). В то же время Гнею Невию принадлежит заслуга создания римской национальной драмы - претексты (Ромул, Кластидия); его дело продолжили Энний (Похищение сабинянок) и Акций (170 - ок. 85 до н.э.), полностью отказавшийся от мифологических сюжетов (Брут).

Андроник и Невий считаются также первыми римскими комедиографами, создавшими жанр паллеаты (латинская комедия на греческий сюжет); Невий брал материал из староаттических комедий, но дополнял его римскими реалиями. Расцвет паллеаты связан с творчеством Плавта (середина III в. - 184 до н.э.) и Теренция (ок. 195-159 до н.э.), ориентировавшихся уже на новоаттическую комедию, особенно на Менандра; они активно разрабатывали бытовую тематику (конфликты отцов и детей, влюбленных и сводников, должников и ростовщиков, проблемы воспитания и отношения к женщине).

Во второй половине II в. до н.э. родилась римская национальная комедия (тогата); у ее истоков стоял Афраний; в первой половине I в. до н.э. в этом жанре творили Титиний и Атта; они изображали жизнь низов и высмеивали падение нравов. В конце II в. до н.э. литературную форму получила и ателлана (Помпоний, Новий); теперь ее стали играть после исполнения трагедии для развлечения зрителей; нередко она пародировала мифологические сюжеты; особое значение в ней приобрела маска старого богатого скряги, жаждущего должностей. Тогда же благодаря Луцилию (180-102 до н.э.) сатура превратилась в особый литературный жанр - сатирический диалог.

Поэзия

Под влиянием Гомера во второй половине III вв. до н.э. развиваеться поэзия - появляются первые римские эпические поэмы, повествующие об истории Рима от его основания до конца III в. до н.э., - Пуническая война Невия и Анналы Энния. В I в. до н.э. Лукреций Кар (95-55 до н.э.) создает философскую поэму О природе вещей, в которой излагает и развивает атомистическую концепцию Эпикура.

В начале I в. до н.э. возникла римская лирическая поэзия, на которую большое воздействие оказала александрийская поэтическая школа. Римские поэты-неотерики (Валерий Катон, Лициний Кальв, Валерий Катулл) стремились проникнуть в интимные переживания человека и исповедовали культ формы; их излюбленными жанрами были мифологический эпиллий (небольшая поэма), элегия и эпиграмма. Самый выдающийся поэт-неотерик Катулл (87 - ок. 54 до н.э.) внес вклад и в развитие римской гражданской лирики (эпиграммы против Цезаря и Помпея); благодаря ему римская эпиграмма оформилась как жанр.

Проза

Первые прозаические произведения на латинском языке принадлежат Катону Старшему (234-149 до н.э.), родоначальнику римской историографии (Истоки) и римской агрономической науки (О сельском хозяйстве). Подлинный расцвет латинской прозы относится к I в. до н.э. Лучшими образцами исторической прозы являются сочинения Юлия Цезаря - Записки о Галльской войне и Записки о гражданской войне - и Саллюстия Криспа (86 - ок. 35 до н.э.) - Заговор Катилины, Югуртинская война и История.

Научная проза I в. до н.э. представлена Теренцием Варроном (116-27 до н.э.), автором энциклопедии Человеческие и божественные древности, историко-филологических сочинений О латинском языке, О грамматике, О комедиях Плавта и трактата О сельском хозяйстве, и Витрувием (вторая половина I в. до н.э.), создателем трактата "Об архитектуре".

Ораторское искусство

I в. до н.э. является золотым веком римской ораторской прозы, развивавшейся в рамках двух направлений - азианского (цветистый слог, изобилие афоризмов, метрическая организация периодов) и аттического (сжатый и простой язык); к первому принадлежал Гортензий Гортал, ко второму - Юлий Цезарь, Лициний Кальв и Марк Юний Брут. Своего пика она достигла в судебных и политических речах Цицерона, который оригинально сочетал азианскую и аттическую манеры; Цицерон также внес значительный вклад в разработку теории римского красноречия (Об ораторе, Брут, Оратор).



 


Читайте:



Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Михалков Сергей Владимирович Праздник Непослушания Сергей Владимирович Михалков Праздник Непослушания Повесть-сказка "Праздник Непослушания" -...

Почвенный покров южной америки

Почвенный покров южной америки

Страница 1 В отличие от Северной Америки, где изменения в растительном покрове зависят в значительной степени от изменений температурных условий,...

Расправленные крылья - музыкальная пауза Порядок описания Московской операции

Расправленные крылья - музыкальная пауза Порядок описания Московской операции

Ситуация на фронте весной 1942 года, планы сторон, немецкое наступление летом 1942 года, начало Сталинградской битвы, немецкий оккупационный режим,...

Cобытия Второй мировой войны

Cобытия Второй мировой войны

Вторая мировая война считается самой крупной в истории человечества. Она началась и закончилась 2 сентября 1945 года. За это время в ней приняло...

feed-image RSS