Главная - Мышление
Лаковая миниатюра палех. Достопримечательности Палеха и лаковые шкатулки
Палехская миниатюра - вид народной русской миниатюрной живописи темперой на лаковых изделиях из папье-маше (коробки, шкатулки, портсигары). Возникла в 1923 в поселке Палех Ивановской области на основе иконописного промысла. Для палехской миниатюры характерны бытовые, литературные, фольклорные, исторические сюжеты, яркие локальные краски на черном фоне, тонкий плавный рисунок, обилие золота, изящные удлиненные фигуры.

История

Палех ещё с допетровских времён славился своими иконописцами. Наибольшего расцвета палехское иконописание достигло в XVIII - начале XIX века. Местный стиль сложился под влиянием московской, новгородской, строгановской и ярославской школ. Кроме иконописи, палешане занимались монументальной живописью, участвуя в росписи и реставрации церквей и соборов, в том числе Грановитой палаты Московского Кремля, храмов Троице-Сергиевой лавры, Новодевичьего монастыря.

После революции 1917 года иконописный промысел в Палехе прекратил своё существование. 5 декабря 1924 года в Палехе была организована «Артель древней живописи» по росписи изделий из папье-маше. Её учредителями стали И.И. Голиков, И.М. Баканов, А.В. Котухин, В.В. Котухин, И.В. Маркичев, И.И. Зубков, А.И. Зубков. В результате долгих творческих поисков бывшие иконописцы явили миру расцвеченные радугой красок и золотым узорочьем виртуозные композиции на шкатулках из папье-маше. Палешане не отказались от привычной техники письма яичными красками с применением творёного золота. В образном решении новых произведений они по-прежнему использовали средневековые приёмы стилизации, условность форм. Самыми популярными и наиболее удачно решавшимися композициями первых лет существования палехской миниатюры стали «тройки», «охоты», «битвы», «парочки», «пастушки», «идиллии», «гулянки». В этих произведениях не было ни развитого сюжета, ни яркого образа, лишь сильно выраженное орнаментальное начало. Непосредственность, искренность и поэтичность придавали обаяние и теплоту первым работам палешан.

Одним из самых ярких и талантливых художников Палеха был Иван Иванович Голиков. Его называли мастером коня, битвы и тройки. Сказочные кони с хрупкими ногами в миниатюрах Голикова расцвечены всеми цветами радуги, а «битвы» и «охоты» – проявление неукротимой фантазии палехского художника. Голиковские «тройки» динамичны, порывисты, но иногда величавы и торжественны. К этому мотиву И.И.Голиков обращался многократно, рисуя зимние и летние тройки на самых разных предметах: брошах, пудреницах, портсигарах, подносах.

И.М. Баканов считался в Палехе лучшим знатоком иконописных традиций. Он безупречно владел оригинальной техникой наложения красочных слоёв. Благодаря просвечиванию нижних слоёв краски сквозь тонкие, прозрачные верхние слои, создаётся эффект внутреннего свечения живописи, эффект перелива одного тона в другой. Баканов создал много замечательных работ, ставших классикой палехского искусства. Он обращался к песенным темам («Степан Разин», «По улице мостовой»), воспевал образ родного Палеха. Лучшие его работы написаны на темы пушкинских произведений - «Сказка о Золотом петушке», «С порога хижины моей», «Бахчисарайский фонтан».

Иван Иванович Зубков был тонким ценителем родной сельской природы. В его миниатюрах нет развитого действия, художник как бы созерцает природу. Фигуры имеют плавные, несколько замедленные ритмы движения, что даёт ощущение тишины и покоя. Художественное мышление И.И. Зубкова было живописно-пластическим, а не орнаментально- декоративным. Художник строит красочную гамму на тонких тональных отношениях, на нежных переходах одного цвета в другой. Таковы его миниатюры «Парочка», «У речки», «Пейзаж».

Ранние романтические произведения А.М. Горького, построенные на песенном ритме, близки и созвучны стилистике палехской миниатюры. Иллюстрируя их, палешане практически не знали неудач. В числе лучших работ – шкатулка И.П. Вакурова «Буревестник». Красный силуэт рабочего с молотом словно вырастает из каменной глыбы. «Мне хотелось, чтоб этот человек был похож на рабочего и на писателя, и на строителя, и чтоб он мог мудро управлять государством» - так объяснял свой замысел И.П. Вакуров в книге Е. Вихрева «Палешане». В этой миниатюре, как и в других драматических композициях Вакурова большое значение имеет чёрный фон. Художник оставляет большие плоскости фона незаписанными, связывая их с напряжённо звучащими цветовыми пятнами.

Одним из самых оригинальных палехских художников является Аристарх Александрович Дыдыкин. В своих композициях он умело сочетал древние иконописные мотивы и новые приёмы, освоенные в процессе работы над миниатюрой. Для произведений этого мастера характерна особая трактовка пейзажа, обильное наложение золота в орнаменте и пробелах. Лучшие миниатюры А.А. Дыдыкина: «Уж ты, Ваня, разудала голова», «Демьянова уха», «Раскрепощение женщины», «Волга русская река» - находятся в коллекции ГМПИ. Миниатюра «Уж ты, Ваня, разудала голова» написана на тему старинной русской песни. В центре композиции плачущая девушка, провожающая в город своего жениха. Её поникшей от горя фигуре вторят склонившие свои кроны деревья и мягко очерченные горки, передающие плавность, напевность русской мелодии.

В искусстве палехской лаковой миниатюры как самостоятельный жанр развивается портрет. Его основоположниками стали бывшие иконописцы-личники: Правдин Н.А., Паликин И.Ф, Серебряков И.Г. Портретные изображения создаются на различных предметах из папье-маше: пластинах, шкатулках, брошах, портсигарах. Палехские художники пишут портреты государственных деятелей, исторических лиц и своих современников.

В середине XX столетия в искусстве Палеха усилились реалистические тенденции, выраженные стремлением многих художников к внешнему правдоподобию в раскрытии сюжета и отдельных образов. Для многих композиций тех лет характерна парадность, излишняя монументальность и украшательство.

Следующие поколения миниатюристов стремились к возрождению традиций, созданных основоположниками палехской миниатюры. Искусство лаковой миниатюры не исчерпало себя, у него огромный потенциал.

Палехские художники проявляют своё дарование во многих видах изобразительного искусства: монументальной живописи, книжной графике, театральной декорации.

В настоящее время в Палехе живёт и работает более 600 художников, каждый десятый житель Палеха – выпускник Палехского художественного училища им. А.М. Горького. Они работают в различных творческих коллективах: кооперативе «Объединение художников Палеха», АО «Товарищество Палех», ООО «Художники Палеха», иконописных и иконостасных мастерских.

Портсигар "Битва", 1930 г.
Голиков Иван Иванович 1886 г. - 1937 г.
Дерево, темпера, золото, серебро, лак. 16,2 х 24,7 х 3,2



Шкатулка "Сказка о золотом петушке", 1934 г.

Папье-маше, темпера, золото, лак. 19,7 x 26,9 x 4,5



Тарелка "И за борт ее бросает...", 1929 г.
Баканов Иван Михайлович 1870 г. - 1936 г.
Фарфор, керамические краски. 22,7 х 35



Шкатулка "Журавль и цапля" Шкатулка, 1941 г.
Баженов Павел Дмитриевич 1904 г. - 1941 г.
Папье-маше, темпера, золото, лак. 9 х 17 х 4,5



Тарелка "Расцветай, земля колхозная", 1955 г.
Ковалев Алексей Викторович 1915 г. - 2000 г.
Папье-маше, темпера, золото, лак. D - 32. h - 2,5



Крышка ларца "Слово о полку Игореве", 1956 г.
Котухина Анна Александровна 1915 г.р.
Папье-маше, темпера, золото, лак. 11,5 х 19



Пластина "Палех"
Чикурин Александр Васильевич 1875 г. – 1965 г.
Папье-маше. темпера, золото.



Шкатулка "Чичиков у Коробочки", 1936 г.
Салабанов Василий Михайлович 1902 г. - 1941 г.
Папье-маше, темпера, золото, лак. 19,6 х 26,7 х 4,4



Шкатулка "Чапаев", 1955 г.
Зайцев Александр Васильевич 1918 г. - 2001 г.
Папье-маше, темпера, золото, алюминий, лак. 6,2 х 8 х 4



Ларец "Сказка об Иване-царевиче и сером волке", 1984 г.
Булдаков Валерий Васильевич 1951 г.р.



Ларец "Свадьба", Ларец 1994 г.
Лопатина Нина Павловна 1948 г.р.
Папье-маше, темпера, золото, лак. 9,5 х 14,5 х 9,5



Тарелка "Песня", 1979 г.
Ходов Валентин Михайлович 1942 г. - 1988 г.
Папье-маше, темпера, золото, лак. D - 26, h - 2,5



Шкатулка "Фауст", 1957 г.
Голиков Н.И.
Папье-маше, темпера, золото, лак.



Тарелка "Всадник на белом коне", 1984 г.
Ермолаев Борис Михайлович 1934 г. - 2001 г.
Папье-маше, темпера, золото, лак. D - 23,5, h - 2,5



Шкатулка "Русский лен", 1974 г.
Кукулиева Калерия Васильевна 1937 г.р.
Папье-маше, темпера, золото, лак. 19,7 х 26 х 8



Шкатулка "Настя" 1993 г. - 1994 г.
Шаницына Екатерина Федоровна 1947 г. р.
Папье-маше, темпера, золото, лак. 9,5 х 12 х 3



Шкатулка "Купец Калашников", 1972 г.
Морокин Вячеслав Федорович 1945 г. р.



Шкатулка "Зима" 1993 г.
Иванова А.Н.



Шкатулка "Бой Челубея с Пересветом", 1945 г.
Чалунин Павел Федорович 1918 г. - 1980 г.
Папье-маше, темпера, золото, лак. 18 х 23 х 7



Шкатулка "Сказка о золотом петушке", 1992 г.
Кочетов Геннадий Николаевич 1941 г.р.
Папье-маше, темпера, золото, лак. 20 х 26,5 х 5,5



Портсигар "Гвидон", 1999 г.
Любимов Глеб Васильевич 1945 г.р.
Папье-маше, темпера, золото, лак. 12,5 х 10 х 2,5

Многие знают Палех прежде всего как центр лаковой миниатюры. Но лаковой миниатюрой в Палехе стали заниматься только после революции 17-го года, когда стало невозможно заниматься иконописью, которой издревле был знаменит город. Хорошо политикам, которые мгновенно перестраиваются со сменой политического строя, а художникам приходится мучительно искать новые направления в своей творческой деятельности. И так было не один раз в 20-ом веке. Когда иконопись в начале века стала неактуальна, лучшие художники Палеха создали феномен палехской лаковой миниатюры, ставшей знаменитой на весь мир. В 90-е годы опять потребовалась перестройка творческой работы палехских художников, когда был до основания разрушен коллективистский артельный уклад, созданный за годы советской власти. Но палехские художники опять с честью вышли из создавшегося положения и смогли сохранить накопленный многовековой опыт как в иконописи, так и в создании лаковой миниатюры. К счастью, связь поколений не прервалась.

Посетили Палех в ходе ставшей уже традиционной летней поездки по городам Золотого кольца. Если в прошлом году главным городом поездки был Плёс , то в этом году таким городом стал Палех. Город произвел неизгладимое впечатление. Многие отмечают своеобразие атмосферы Палеха и необычную ауру этого места — удивительного города художников. В городе протекает река с красивым названием — Палешка. А жители Палеха называют себя палешанами. Палех — родина Жар-птицы, на гербе и флаге города красуется Жар-птица, исполненная в традиционном для палехской лаковой миниатюры стиле — золотом по черному фону.

1

Герб Палеха


Флаг Палеха

3


1


Въезд в город

История Палеха

История Палеха уходит в глубокую древность. Существует несколько версий происхождения топонима Палех. В этих местах в непроходимых лесах и на болотных топях в древние времена жили угро-финские племена, которые позже слились с племенами южных славян. Палех на угро-финском означает возвышенное место. Возможно, название произошло от слов «пал, палить», т. е. выжигать лес для поселения и распашки полей. Из письменных источников известно, что уже в 12-13 веке Палех был крупным селом. Предполагается, что иконописцы пришли в Палех и окрестные деревни после взятия Владимира татарами в 1238 году, т. е. без татар и здесь не обошлось. Часть населения Владимиро-Суздальской земли, в том числе иконописцы-монахи, бежали от татар в дремучие, непроходимые леса, где обосновались и сохранили искусство иконописи. Иконописание было родовым делом и существовали целые семейные династии, где мальчики становились сначала иконописцами по рождению, а уже затем — по призванию. В 18-ом веке искусство палехских иконописцев приобрело своеобразный стиль, названный впоследствии «палехскими письмами». Палехские иконы славились особой тонкостью письма, яркими темперными красками с применением золота на одеждах святых. Палешане были известны и как мастера монументальных росписей, они участвовали в росписи и реставрации многих церквей и соборов по всей России. Например, мастерами мастерской братьев Белоусовых была расписана Грановитая палата Московского Кремля. Перечень культовых объектов, к росписи и реставрации которых приложили руку палехские мастера-иконописцы, впечатляет: это Дмитровский и Успенский соборы Владимира, Благовещенский собор Московского Кремля, Успенский собор Свияжского монастыря, Софийский собор в Новгороде, Новодевичий монастырь в Москве, Ипатьевский монастырь в Костроме и многие другие.

Известный русский историк Георгий Дмитриевич Филимонов, один из основателей первого в Москве Публичного музея и заведующий архивом Оружейной палаты, побывавший в 1863 году в Палехе, так отозвался о палехских художниках: «…В деле иконописи ни одна местность не может сравниться в настоящее время с Палехом, потому что иконопись здесь не одно средство, а цель». И еще цитата: «Вместо жалких крестьян-ремесленников я, совершенно неожиданно, встретился с народом развитым, исполненным светлых убеждений и знающих свою историю…». С легкой руки Г. Д. Филимонова с тех пор к Палеху пристало название «село-академия».

В те времена известность Палеха вышла далеко за пределы России. Из переписки историка Н. М. Карамзина известно, что немецкий поэт Гёте на склоне лет мечтал приехать в Палех и увидеть, как среди русских просторов художники, больше похожие на крестьян, пишут по дереву иконы, которым позавидовали бы византийские мастера. Владимирский губернатор А. Н. Супонев даже послал в подарок Гёте в Веймар две иконы работы палехских иконописцев братьев Каурцевых.

Возникшая в глубокой провинции, в крестьянской среде, иконопись Палеха стала значительным явлением русской художественной культуры. Но всё иконописное творчество с приходом к власти большевиков закономерным образом прекратилось. Многие семьи остались без средств к существованию, многие мастера навсегда расстались с художественным ремеслом. Однако немало среди палешан оказалось тех, кто не мыслил себя вне художественной профессии. И случилось новое художественное явление, вновь прославившее небольшое поселение в Ивановской области на весь мир. Палехская миниатюра, возникшая в результате социальных и культурных изменений, произошедших в России после революции 17-го года, сумела сохранить вековые традиции иконописи как высокого искусства, перенести их на новые формы и наполнить иным, востребованным обществом содержанием.

Родоначальником палехского стиля считается Иван Голиков, который в московской мастерской Александра Глазунова написал первую работу в так называемом палехском стиле. Эта работа называлась «Адам в раю». Мастера освоили роспись на новом материале папье-маше, из которого изготавливали шкатулки, пудреницы, украшения, и перенесли на них традиционную для древнерусской иконы технологию темперной живописи и условную стилистику изображения. Впервые палехские миниатюры на папье-маше, выполненные по заказу Кустарного музея, были представлены на Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке в 1923 году, где были удостоены диплома 2-й степени. В 1924 году семеро палехских художников, в прошлом состоявшихся мастеров иконописи, во главе с Иваном Голиковым объединились в «Артель древней живописи». Уже в 1925 году палехские миниатюры экспонировались на Всемирной выставке в Париже и получили там золотую медаль. В 1932 году после знаменитой московской выставки «Искусство Палеха», вызвавшей необычайный интерес публики, возник Союз художников Палеха. В 1954-м образовались Палехские художественно-производственные мастерские Художественного фонда СССР, которые благополучно закрылись в 90-е годы.

Что посмотреть в Палехе

Государственный музей палехского искусства. Сайт музея весьма информативный и на нем есть интересная видеоэкскурсия по Палеху. Музей организован в 1934 году. В организации музея активное участие принимал Максим Горький, правда, он никогда не был в Палехе. Музей палехского искусства является значительным музейным комплексом, включающим множество подразделений. Последним открылся экспозиционно-выставочный центр, в котором сегодня располагается музей икон. В экспозиции музея есть множество подлинных древних палехских икон.

1


Экпозиционно-выставочный центр, в котором расположен музей икон


Икона «Акафист Спасителю» 1770-е гг. Считается эталоном палехского стиля иконописания. Одна из самых ценных икон музея Палеха.

Раздел палехской лаковой миниатюры размещается в отдельном двухэтажном здании напротив через улицу Баканова. Экспозиция музея лаковой миниатюры начинается с витрин, рассказывающих о художественных материалах, применяемых в Палехе, технологии изготовления изделий из папье-маше, методах палехской живописи. Следующий зал рассказывает о творчестве основоположников искусства палехской лаковой миниатюры Н. И. Голикова, А. В. Котухина, И. В. Маркичева и других мастеров, включая современных. По экспозиции можно проследить всю историю палехской лаковой миниатюры. В музее лучше взять экскурсию, тогда искусство Палеха точно не пройдет мимо Вашего сознания. Для нас экскурсию проводила представительница одной из известнейших династий художников Палеха — Кориных. Сама по профессии художница, как большинство её родственников и предков, муж скульптор.

1

Лаковые миниатюры хранятся в витринах под стеклом и их сложно сфотографировать

3


2


2


2

3


Классические образцы палехской лаковой миниатюры

2


1


Идеологически выдержанные работы

2

Работа, посвященная Гагарину. Говорят, что эту работу палехским мастерам заказал лично Юрий Гагарин и планировал подарить Хрущеву.

Крестовоздвиженский храм. Возведён в 1762−1774 годах в строгих формах древнерусского зодчества 17-го века мастером Егором Дубовым на высоком холме и господствует над Палехом. Храм был построен на средства прихожан. Роспись стен была закончена к 1807 году. Храм состоит из четырёх пределов и высокой колокольни. Внутренние помещения храма покрыты фресковой живописью, выполненной палехскими мастерами под руководством братьев Сапожниковых, владельцев иконописной мастерской в Москве. В многочисленных композициях представлена библейская история. Все картины выполнены в холодных голубых тонах безоблачного неба. К сожалению, внутри храма фотографировать не разрешают. Голубой цвет куполов Крестовоздвиженского храма является его отличительной особенностью, редко встретишь такой нежный небесный цвет оформления куполов. Все члены нашей небольшой компании единодушно отметили архитектурную оригинальность и исключительную красоту цветового оформления храма и связали её с хорошим художественным вкусом палехских жителей. Крестовоздвиженский храм не был разрушен в эпоху гонения на церковь и в этом тоже заслуга палешан. Они проявили некоторую хитрость, когда обратились в Наркомпрос РСФСР о включении храма в экспозицию музея. Весной 1936 года имущество Крестовоздвиженского храма, в том числе и древние иконы, было передано Государственному музею Палехского искусства, что собственно и спасло храм и всё его содержимое.

8


Крестовоздвиженский храм

4

Колокольня Крестовоздвиженского храма

4


Фрагмент наружной стены Крестовоздвиженского храма с авторской надписью: «Сей храм Воздвижения Честного Креста Господня мастер Егор Дубов».

8


Вечерная панорама Палеха с колокольней Крествоздвиженского храма

Дом-музей Ивана Ивановича Голикова. Первый мемориальный музей в Палехе, связанный с творческим наследием палешан. И. И. Голиков считается основоположником палехской лаковой миниатюры и одним из самых талантливых и ярких художников Палеха. Дом-музей был открыт в 1968 году и находится во дворе музея палехских икон. Экспозиция музея состоит из мемориальной комнаты, где представлены личные вещи художника, а также исторической части, рассказывающей о создания Артели древней живописи в Палехе. Представлены уникальные старинные фотографии Палеха. Один из стендов музея представляет процесс создания палехской шкатулки с раритетными личными инструментами Голикова. Среди экспонатов музея есть редчайшая выпущенная в 1934 году книга «Слово о полку Игореве» с иллюстрациями Голикова. Примечательно, что художник не только создал иллюстрации к книге, но и от руки написал весь текст.

5


Дом-музей Голикова

3


Бюст И. И. Голикова перед домом-музеем

1

Рабочее место И. И. Голикова. Колба — это аналог лампы дневного света, под которой работали палехские мастера. В неё заливали слабый раствор медного купороса и после отражения свечения керосиновой лампы, свет принимал нужный спектр.

1


Стенд демонстрирует последовательность создания знаменитой палехской шкатулки. На стенде есть личные инструменты И. И. Голикова.

Дом-музей Корина. В 1974 году в Палехе открылся Дом-музей Павла Дмитриевича Корина, народного художника СССР, лауреата Ленинской и Государственной премий. П. Д. Корин бережно сохранил этот старинный дом, построенный в конце 19-го века его бабушкой, обстановку и вещи, которыми пользовались его предки и завещал все это родному городу вместе с уникальной коллекцией икон, иконописной графики и западноевропейскими гравюрами. В музее есть и работы многих членов династии художников Кориных — отца, братьев и самого П. Д. Корина: «Ветка рябины», «Палех строится», «Пейзаж с соснами» и др.

4


Дом-музей Корина

Музей-мастерская Н. В. Дыдыкина. В 1978 года в Палехе открылся музей-мастерская скульптора Николая Васильевича Дыдыкина — заслуженного деятеля искусств РСФСР. По аналогии с Домом Корина, этот дом хранит память о старинном палехском роде Дыдыкиных, представители которого дорожили и гордились своим ремеслом. В этой крошечной мастерской были созданы скульптурные портреты старейших художников лаковой миниатюры: И. И. Голикова и Н. М. Зиновьева, несколько скульптурных и живописных работ Андрея Рублева, портреты А.Блока, Д.Байрона, С.Рахманинова и др. Мастерская и более ста работ Н. В. Дыдыкина были завещаны им Государственному музею палехского искусства.

Церковь Ильи Пророка или Ильинская церковь. Является памятником архитектуры 17-го века. Церковь расположена на территории старинного погоста, где сохранились могилы известных художников Палеха: четы Софоновых, четы Кориных, И. И. Голикова, И. М. Баканова и др. Роспись храма была произведена местными палехскими мастерами мастерской Софонова.

1


Ильинская церковь

Улицы старого Палеха являются своеобразным музеем, где каждый дом напоминает о иконописцах и мастерах палехской миниатюры, которые в них жили и творили, здесь рождались их дети и внуки — следующее поколение художников.

На центральной улице висит яркий плакат в палехском стиле, на котором изображены основные достопримечательности.

3


Достопримечательности Палеха, всё в шаговой доступности:

1-Гостиница «Ковчег» 2-Салон «Русские лаки» 3-Музей лаковой миниатюры 4-Музей иконы 5-Дом-музей И. И. Голикова 6-Бюст И. И. Голикова 7-Дом Культуры Палеха 8-Фонтан «Колос» 9-Крестовоздвиженская церковь 10-Информационно-краеведческий центр 11-Конюшни 12-Храм Ильи Пророка (Ильинская церковь) 13-Часовня А.Невского 14-Памятник воинам-палешанам 15-Дом-музей П. Д. Корина 16-Музей-мастерская Н. В. Дыдыкина 17-Столовая «Палех» 18-Палехское художественное училище 19-Художественная мастерская «Палехский стиль»

1


Вот такая центральная улица Палеха

4


Река Палешка расположена совсем близко от центра поселка

7


Заводь на реке Палешка

6


А это центральный дом Культуры

1


Практически единственная местная гостиница под названием «Ковчег» на 7 номеров

1


Одна из главных достопримечательностей — каменный дом иконописца Николая Михайловича Софонова. Дом был построен в 1860 году и сохранился до наших дней. Н. М. Софонов (1844-1910) — известнейший мастер иконописания, знал в совершенстве древнерусскую иконопись, её стили, бережно хранил традиции этого искусства и в этом духе воспитывал своих мастеров и учеников. В его иконописной мастерской работало до 250 работников, за безупречное качество работ ему было присвоено звание «Поставщика Его Императорского Величества». Был прекрасным хозяином, платил работникам хорошее жалование, давал возможность серьезно работать, строил для своих работников дома в Ильинской слободе (ныне улица Горького), некоторые из них сохранились до наших дней. Работники его мастерской среди прочих работ проводили реставрацию древних памятников иконописи: фресок Московского Кремля, Новодевичьего монастыря, Успенского собора Владимира, храмов Сергиева Посада, Пскова, Царицына и других городов России.

На обратном пути из Палеха проезжали мимо Палехского художественного училища и над его входом заметили объявление, что в его фойе проводится выставка продажа лучших работ учеников училища. Не могли отказать себе взглянуть на работы нового поколения художников Палеха. Прокомментировать работы учеников к нам запросто спустился директор училища Михаил Романович Белоусов, личность очень известная в Палехе. Во многом его заслуга, что училище имеет столь высокую репутацию в российском художественном сообществе. В качестве сувенира купили шкатулку лучшей ученицы училища, по внешнему виду ее не отличишь от лучших образцов палехского искусства и это не может не радовать.

1


Но не спешите бежать учиться палехскому письму, по сути это адский труд. Сначала надо изготовить форму, на которой будет производиться роспись. Изготавливается она из картона, лучше всего подходит материал из хвойных пород дерева. Картон нарезают на полосы, смазывают мучным клейстером и накладывают в несколько слоев на деревянную форму (болванку). После того как получилась нужная толщина, болванку вместе с картоном фиксируют в специальном прессе. Под воздействием давления получается заготовка необходимой формы и размера. Заготовку просушиваются при комнатной температуре около двух недель. Затем её опускают на сутки в теплое льняное масло для пропитки, после чего сушат несколько дней в специальной печи, температура в которой поддерживается на определенном уровне. На следующем этапе заготовку грунтуют и шлифуют. После шлифовки на ее внешнюю поверхность накладывают несколько слоев черного лака, а на внутреннюю — масляного лака с киноварью. Киноварь — это известный ртутный минерал алого цвета. В завершении процесса вся поверхность лакируется несколькими слоями светлого лака. После нанесения каждого слоя заготовку высушивают в печи. Наконец заготовку обрабатывают пемзой, чтобы краски не скатывались с гладкой поверхности. Только после всех этих манипуляций художник сможет начать роспись. Но это только подготовка. Сама роспись производится свежими яичными темперными красками слой за слоем в течение достаточно длительного времени. Контур будущего рисунка наносится на изделие острым карандашом, далее с помощью белил делается подмалевок. Именно по нему мастер будет наносить множество прозрачных и тонких слоев росписи. Для их нанесения нужны тончайшие кисти и каждый художник сам вяжет их из беличьего волоса. Завершается работа прописью творенным сусальным золотом (приготовление творенного золота на яичном желтке — это отдельная песня) и «серебром» на основе алюминия. Золотое обрамление рисунка — это ключевой элемент техники палехского письма. После этого раскрашенный золотом рисунок полируют клыком кабана или волка, а затем все изделие покрывают несколькими слоями лака. После нанесения каждого из них рисунок просушивается, полируется на особом полировальном круге, а затем проходит финишную обработку ручной полировкой. Окончательная полировка производится только рукой. Поверхность обрабатывается в течение нескольких часов ладонью, смоченной водой. Лаковая поверхность, отполированная рукой до зеркального блеска, дает изображению дополнительную глубину и насыщенность. И как после такой работы язык повернется сказать, что палехские шкатулки слишком дорогие?

Есть такие проникновенные стихи местного поэта из Иваново Дмитрия Семеновского (1894-1960), посвященные Палеху, которые не смогли не упомянуть:

Пусть же по краскам доски полированной…

По переливам ларца…

Будет разглядывать взор очарованный…

Душу народа творца…

Нам понравился Палех, как город древнего народного промысла, который сохранился и развивается, несмотря на бурную российскую историю 20-го века. Нельзя сказать, что сегодня все легко и просто у палехских художников. Есть проблемы, как у всей страны, но после посещения города осталось светлое чувство, что и дальше все хорошо сложится у палехских мастеров. Внешний вид города где-то неустроен, можно поработать над дорогами и транспортом, некоторые дома требуют ремонта. И если сравнивать Палех с небольшими уютными западноевропейскими городами, то сравнение по внешнему виду будет конечно не в пользу Палеха, но по эмоциональному воздействию на русского человека ни один зарубежный город даже близко не стоит рядом с Палехом.

Несколько слов об особенностях лаковой миниатюры — «визитной карточке» Палеха, слишком много сегодня можно встретить подделок. Лаковая миниатюра традиционно имеет черный цвет, а внутри — красный. На лицевой стороне изделия в нижнем левом углу обязательно должна стоять золотая надпись «Палех», а в правом нижнем — инициалы автора. На днище изделия должен стоять фирменный знак предприятия, покрытый лаком. Стоимость изделия не может быть низкой — палехская роспись относится к дорогим удовольствиям.

Как добраться до Палеха

Железнодорожной станции в Палехе нет, ближайшая станция находится в 30 км в Шуе. Из Москвы на поезде лучше ехать до Иваново. Далее на автобусе. На автомобиле из столицы самый короткий путь проходит через Владимир и Ковров, расстояние примерно 350 километров. Ехать нужно по дороге М7 через Владимир и Иваново, а затем по Р152 через Шую — переезд займет около 6 часов. От Иванова до Палеха — 65 километров, от Нижнего Новгорода — 170 км.

Палех ещё с допетровских времён славился своими иконописцами. Наибольшего расцвета палехское иконописание достигло в XVIII - начале XIX века. Местный стиль сложился под влиянием московской, новгородской, строгановской и ярославской школ.

Кроме иконописи, палешане занимались монументальной живописью, участвуя в росписи и реставрации церквей и соборов, в том числе Грановитой палаты Московского Кремля, храмов Троице-Сергиевой лавры, Новодевичьего монастыря.

После революции 1917 года художники Палеха были вынуждены искать новые формы реализации своего творческого потенциала. В 1918 году художники создали Палехскую художественную декоративную артель, которая занималась росписью по дереву.

, CC BY-SA 3.0

Палешане познакомились с новым материалом папье-маше, являвшимся на протяжении века основой для лаковой миниатюры Федоскина.

Мастера освоили новый материал, перенеся на него традиционную для древнерусской иконы технологию темперной живописи и условную стилистику изображения.

«Снегурочка» авт. Полунина

5 декабря 1924 года семеро палехских художников И. И. Голиков, И. В. Маркичев, И. М. Баканов, И. И. Зубков, А. И. Зубков, А. В. Котухин, В. В. Котухин объединились в «Артель древней живописи». Позднее к ним присоединились художники И. П. Вакуров, Д. Н. Буторин, Н. М. Зиновьев. В 1925 году палехские миниатюры экспонировались на Всемирной выставке в Париже.


«Посёлок Палех». Шкатулка, 1934 год. И. М. Баканов Alex Bakharev , Public Domain

Союз художников Палеха возник в 1932 году. В 1935 году артель была преобразована в Товарищество художников Палеха, в 1954-м образовались Палехские художественно-производственные мастерские Художественного фонда СССР.

Типичные сюжеты палехской миниатюры позаимствованы из повседневной жизни, литературных произведений классиков, сказок, былин и песен. Работы обычно выполняются темперными красками на чёрном фоне и расписываются золотом.

Как отличить от подделок

Каждое изделие выполненные вручную мастером, никогда не повторяются, и несомненно отражают творческую индивидуальность автора.

Своеобразное и тонкое искусство лаковой миниатюры Палеха вобрало в себя как основу принципы древнерусской живописи и народного творчества.

vector-images.com , Public Domain

Палехские миниатюры подписываются по единому образцу. На крышке предмета ставится порядковый номер полуфабриката, указание места (Палех), фамилия и инициалы автора.

С 1934 года на дне кузовка шкатулки ставилась подпись «Made in USSR», которая в 1992 году сменилась на «Made in Russia». Все подписи выполняются творёным золотом.

В конце 80-х годов появился товарный знак на работах Художников Палеха - жар-птица. К каждой работе прилагается сертификат, свидетельствующий о подлинности произведения.

Более десяти лет основным призводственным объединением по изготолению миниатюр является ».

Наличие фирменного знака этого предприятия свидетельствует о подлинной Палехской лаковой живописи.


Путеводитель по русским ремёслам , CC BY-SA 3.0

Кратко о технологии

Работа палехского художника начинается с приготовления краски. Краски в Палехе разводят на яичной эмульсии.

Перед росписью поверхность изделия обрабатывается пемзой. Затем художник наносит на полуфабрикат рисунок тонко отточенным карандашом.
Затем изображение прорисовывается белилами с помощью тончайшей беличьей кисточки (кисти художники тоже изготавливают сами).

Слой белил необходим для того, чтобы при последующем покрытии росписи лаком сквозь краску не проступали чёрные пятна (лак слегка растворяет краску).


Марка «Снегурочка» Mariluna , CC BY-SA 3.0

Закончив работу красками, художник берётся за золото. Листовое сусальное золото (одна порция — 10 листов 12×7 см) тщательно дробится и растирается пальцами. Роспись золотом также производится тончайшей кисточкой.

После того, как художник поставил свою подпись на изделии, оно покрывается лаком и просушивается.

Затем изделие полируется на механическом круге, обтянутом плюшем или бархатом.

Фотогалерея














Полезная информация

П́алехская миниат́юра

Родоначальники стиля

Родоначальниками палехского стиля являются И. И. Голиков и Александр Александрович Глазунов, в московской мастерской которого Иваном Голиковым была написана первая работа в так называемом палехском стиле.

Первое признание

Впервые палехские миниатюры на папье-маше, выполненные по заказу Кустарного музея, были представлены на Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке в 1923 году, где были удостоены диплома 2-й степени.

Обучение палехской миниатюре

В 1928 году в Палехе открылась профтехшкола древней живописи, обучение в которой длилось четыре года. В 1935 году школа была преобразована в художественный техникум. В 1936 году техникум перешёл в систему Всесоюзного комитета по делам искусств и стал называться училищем (Палехское художественное училище имени А. М. Горького), где обучение длилось 5 лет. В 2000-х годах срок обучения сокращён до 4 лет.

Особенности Палехского письма

Для стиля палехской живописи характерны тонкий и плавный рисунок преимущественно на черном фоне, обилие золотой штриховки, четкость силуэта уплощенных фигур, подчас полностью покрывающих поверхность крышки и боковых стенок шкатулок. Декоративность пейзажа и архитектуры, вытянутые изящные пропорции фигур, колорит, построенный на сочетании трех основных цветов - красного, желтого и зеленого, восходят к традициям древнерусской иконописи. Композиция обычно обрамляется изысканным орнаментом, выполненным твореным золотом. Золото в палехской миниатюре это не только ключевой элемент техники письма, но и часть художественного мировосприятия. Оно связано с символом света. В христианской символике свет становится прообразом Божественной благодати.

Современные художники

В настоящее время в Палехе продолжают работать мастерские Художественного фонда России, небольшие частные мастерские и отдельные художники. Среди них Т. И. Зубкова, А. А. Котухина, Н. И Голиков,А. М.Куркин, К. Кукулиева и Б. Н. Кукулиев, А. Д. Кочупалов, Т. Ходова, В. В. Морокин, Б. Ермолаев, Е. Щаницына и другие.

Применение лупы

Труд художника-миниатюриста требует не только творческого вдохновения, но и огромной точности и тщательности, поэтому палехским живописцам нередко приходится прибегать к помощи лупы.

Зуб волка

Чтобы нанесённое на изделие золото приобрело блеск, его необходимо отполировать. Для этого применяется зуб волка - он имеет особенно гладкую поверхность. Даже с приходом новых технологий и материалов, ничто не смогло заменить этот экзотический инструмент.

Ручная доводка

Окончательная доводка при полировке выполняется только рукой. Поверхность покрывается салом и обрабатывается в течение часа ладонью, смоченной водой. От трения поверхность лака нагревается, выравнивается окончательно и приобретает зеркальный блеск.

Одним из красивейших видов народно-прикладного творчества является русская лаковая миниатюра, современные центры которой расположены в Палехе, Федоскино, Мстёре и Холуе.

Древнейший центр этого искусства - поселок Палех Ивановской области, художники из которого на протяжении веков не только писали иконы, но также расписывали стены в православных храмах и реставрировали старинные церкви и соборы. Палехская миниатюра, возникшая в результате социальных и культурных изменений, произошедших в России после Октябрьской революции 1917 года, сумела сохранить вековые традиции иконописи и перенести их на новые формы и наполнить иным, востребованным обществом содержанием.

История русских лаков

В России лаковая живопись существует уже более двух столетий. Ее началом принято считать конец XVIII века, когда московский купец Коробов основал фабрику по производству лакированных козырьков, предназначенных для русских армейских головных уборов. Лаковая миниатюра появилась несколько позднее, когда при российском императорском дворе в моду вошел обычай нюхать табак. Коробов сумел довольно быстро организовать изготовление миниатюрных лаковых шкатулок - табакерок. Со временем подобные вещицы стали использоваться для украшения помещений. Соответственно, требования к их художественному оформлению стали выше. В дальнейшем произведения русских мастеров стали заметно отличаться от западных образцов как по технике исполнения, так и по сюжетам, имевшим ярко выраженный Так, в русской лаковой миниатюре появились герои и сцены из народных былин и сказаний классической и древнерусской литературы, показывавшие русские традиции и быт, воспроизводившие красоту окружающей природы.

Центры русской лаковой миниатюры

В современной России есть четыре центра, где активно развивают сохраненные старинные традиции русского искусства миниатюрной лаковой живописи: Федоскино, Палех, Холуй и Мстёра. До революции 1917 года все селения, кроме Федоскино, были известны в России как крупные центры иконописного промысла, в которых не только создавались иконы, но и готовились мастера по реставрации и стеновой Каждый из этих центров создавал иконы в единых православных традициях, но при этом имел и собственные характерные отличия. Мастера из Холуя, насколько это было возможно в иконописи, были близки к русскому традиционному реализму, жители Мстера следовали традициям старообрядческих общин разных российских регионов, а палехские художники выполняли наиболее каноничные православные иконы.

Как началось иконописание в Палехе

В XVI веке палехские жители под влиянием возникших раньше центров иконописи в Шуе и Холуе стали пробовать свои силы в написании икон. Попыток было немного, и особо удачными их не назовешь.

В середине XVII века слава о палехских иконописцах дошла до Москвы, и мастеров стали приглашать для исполнения работ при царском дворе. Если в XVII веке во иконы писали практически в каждом крупном селе, то в XVIII столетии остались три основных центра иконописи: Холуй, Мстёра и Палех. Палешане, в отличие от жителей более промышленно развитых Мстеры и Холуя, вплоть до начала XIX века совмещали ведение традиционного сельского хозяйства с написанием икон в свободное от работ в поле время. Тщательно вырисованные с соблюдением традиций иконы создавались медленно и были дороги.

Начало XIX века считается временем расцвета палехского иконописного промысла. Созданные в Палехе иконы продавались не только в столице и крупных российских городах, но и за границей.

К середине XIX века в Палехе организуются первые мастерские, принадлежавшие Сафонову, Корину, Наныкину и Удалову. К началу XX века производство икон стало массовым, более дешевым и менее качественным. Появление дешевых образов, распечатанных типографским способом, привело к упадку иконописи и ликвидации ряда известных мастерских. В начале двадцатого века в Холуе, Палехе и Мстёре для сохранения традиций Комитетом попечительства русской иконописи были созданы учебные мастерские, просуществовавшие вплоть до 1917 года.

После Октябрьской революции, вплоть до 1923 года, большинство мастеров в Палехе остались без работы. Кто-то уехал в поисках заработка в город, некоторые пытались делать игрушки, посуду или плести лапти. До 1923 года было предпринято несколько попыток приспособить бывших иконописцев к росписи ларцов, детских игрушек и Однако дело не пошло, так как необходимость выпуска больших объемов по низким расценкам, да и сам характер изделий привели к выпуску продукции низкого качества.

Датой, когда была создана палехская лаковая миниатюра, в том виде, в каком мы ее знаем, следует считать конец 1922-го, начало 1923 года. Именно тогда театральный художник Иван Иванович Голиков на черных заготовках из папье-маше создал композицию «Адам в раю». Эта работа заинтересовала руководство Кустарного музея (сегодня - Музей народного искусства), которое стало снабжать художника заготовками и оплачивало его работу. В дальнейшем к процессу подключились И. В. Маркичев, А. В. Котухин и И. П. Вакуров. Созданные этими мастерами работы были представлены в 1923 году на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве и были удостоены диплома 1-й степени. В 1924 году работы художников были представлены на выставке в Венеции, а в 1925-м - в Париже, где произвели настоящий фурор и пользовались большим успехом. Все это привело к тому, что 5 декабря 1924 года в Палехе В. В. и А. В. Котухиными, А. И. и И. И.Зубковыми, И. В. Маркичевым, И. М. Бакановым и И. И. Голиковым была создана Артель древней живописи.

Новорожденная палехская миниатюра столкнулась с рядом проблем: прежде всего необходим был новый материал - папье-маше, технология которого не была известна художникам-палешанам, кроме того, необходимо было перейти от росписи плоского полотна иконы к оформлению вещей и предметов, обладающих объемом и формой.

А ассортимент и формы расписываемых палехскими мастерами предметов был довольно велик: броши, бисерницы, лари, шкатулки, портсигары и табакерки, очечники и пудреницы и многое другое. Палехская миниатюра того времени обладает сильно выраженным орнаментальным началом, но в ней отсутствуют яркие образы и развивающаяся сюжетная линия. Наиболее удачными и популярными композициями того времени были битвы, пастушки, охота, гулянки и тройки.

Смело можно утверждать, что именно в 20-х годах ХХ века лаковая миниатюра в Палехе сформировалась под влиянием как древнерусской иконописной традиции, так и всего мирового художественного искусства.

Послевоенные годы

В первые мирные десятилетия многие мастера палехской миниатюры в своих произведениях изображают различные батальные сцены, как недавно окончившейся Второй мировой войны, так и других великих сражений, прославивших русскую армию. В пятидесятые годы, по мнению многих искусствоведов, лаковая миниатюра в Палехе переживает явный кризис, который был обусловлен склонностью многих художников к чрезмерной реалистичности, вытеснившей из работ романтичность и возвышенную изысканность, характерные для произведений прежних лет. Палехская миниатюра, фото которой представлено ниже, наглядно показывает влияние советской идеологии того времени на художников.

Излишняя реалистичность, монументальность и пафос характеризуют большую часть работ, созданных в эти годы, хотя и оставались некоторые мастера, сохранившие романтизм и традиции старой школы.

Шестидесятые годы характеризуются тем, что монументальность и избыточная натуралистичность уходят, а возвышенность и романтическая дымка возвращаются в Палех, лаковая миниатюра вновь становится поэтичной и иносказательной. В этот период художники-палешане обращаются не только к фольклорным источникам, но и к произведениям классической литературы, а также и к современным песням. В то же время социально значимые события, такие как, например, полет человека в космос, также находят свое отображение в работах мастеров.

Семидесятые-восьмидесятые годы XX века стали временем расцвета палехской росписи. Художники Палеха приглашаются для разработки декораций различных концертных программ, декоративного оформления детских и культурных учреждений.

Современность

Пережив сложные 90-е годы, палешане не оставили свой традиционный промысел. Палехское художественное училище ежегодно выпускает молодых мастеров, бережно сохраняющих традиции и особенности, которыми так интересна палехская миниатюра. Сегодня существует несколько артелей и семейных предприятий, изготавливающих в Палехе традиционные лаковые изделия.

Отличительные черты

Палехская роспись, как и любое другое народное искусство, сформировавшееся в той или иной местности, имеет свои отличительные черты и традиции. Как уже говорилось, иконописный промысел на протяжении веков прославлял Палех. Лаковая миниатюра переняла от иконописи множество черт, таких как, например, построение композиции и тщательная проработка каждой детали. Можно говорить о том, что палехская миниатюра выросла на вековых традициях иконописной живописи.

От других народных школ лаковой росписи палехский стиль отличается следующими особенностями:

  • прорисовывание цельных композиций и сюжетов;
  • миниатюрность росписи;
  • узорчатость и орнаментальное богатство рисунка;
  • тщательная детализация каждого элемента;
  • удлиненность и хрупкость человеческих фигур;
  • тонкость прорисовки частей тела людей;
  • разнообразные цветовые переходы;
  • использование темных фонов;
  • использование яичной темперы;
  • роспись золотом.

Но для того чтобы художник смог приступить к созданию миниатюры, необходимо прежде всего создать из папье-маше изделие, которое и будет расписываться.

Как делают папье-маше?

Изготавливают его из картона, который предварительно нарезают на полосы, смазывают клейстером, сваренным из пшеничной муки, и накладывают на деревянную форму (болванку) внахлест. После того как получилась нужная толщина, болванку вместе с картоном фиксируют в специальном прессе. Под воздействием давления они превращаются в трубки различной формы и размера. Спрессованные таким образом склейки просушиваются при комнатной температуре около двух недель. Затем высушенные заготовки опускают на сутки в теплое льняное масло для пропитки, после чего их сушат четыре дня в специальной печи, температура в которой поддерживается на уровне 120 0 С. На следующем этапе заготовку грунтуют и шлифуют. После шлифовки на ее внешнюю поверхность накладывают несколько слоев черного лака, а на внутреннюю - масляного лака с киноварью. В завершении процесса вся поверхность лакируется несколькими слоями светлого лака. После нанесения каждого слоя заготовку высушивают при определенной температуре в печи. Только после всех этих манипуляций художник сможет начать роспись.

Техники и приемы

Как уже отмечалось, одной из отличительных черт, которыми обладает лаковая миниатюра палехской росписи, является письмо яичными темперными красками.

Для того чтобы краски не скатывались с гладкой лаковой поверхности, ее специально обрабатывают пемзой. Контур будущего рисунка наносится на изделие острым карандашом, и делается подмалевок. Именно по нему и будет мастер наносить множество прозрачных и тонких слоев росписи. Всего основных этапов создания изображения пять:

1. Роскрышь - наметка основных силуэтов и контуров.

2. Прописка - уточнение контуров и оттенков цвета.

3. Плави - нанесение жидкой лессировочной краски жирными мазками.

4. Бликовка - насечка, выполняемая твореным золотом.

5. Обрамление росписи золотым узором.

После этого выполненный золотом орнамент полируют агатом в виде конуса или волчьим зубом, а затем все изделие покрывают 6-7 слоями лака. После нанесения каждого из них работа просушивается, полируется на особом полировальном круге, а затем проходит финишную обработку ручной полировкой. Лаковая поверхность, отполированная до зеркального блеска, дает изображению дополнительную глубину и заставляет краски «звучать» более насыщенно и мягко.

Широко за пределами России известны черные шкатулки со сказочными сюжетами - изделия из села Палех, расположенного в Ивановской области. Именно палехские шкатулки (ларцы, броши), наряду с жостовскими подносами и хохломой, уезжают за рубеж в качестве сувенира в багаже иностранного туриста. Однако, в селе Палех есть на что посмотреть и кроме производства шкатулок: здесь есть 19 объектов, которые можно посетить, среди которых: музей иконы, Дом-музей И.И. Голикова, музей палехского искусства, Крестовоздвиженский храм, полностью расписанный палехскими мастерами.

Палех - один из центров русского народного промысла, находится в 350 км от Москвы и в 60 км от Иваново. Население Палеха всего 4800 человек (по данным на 2017 год). Посещение Палеха можно совместить с осмотром достопримечательностей Ивановской области, городом Иваново, Плесом, Кинешмой.

Палех - «основной конкурент» подмосковного Федоскино, поскольку здесь тоже занимаются росписью шкатулок из папье-маше. За время очередного отпуска мне удалось побывать в селе Палех с экскурсией, о чем я расскажу читателям сайта.

В начале экскурсии нас высадили из автобуса рядом с плакатом, показывающим, что в Палехе как минимум 19 объектов, достойных внимания туриста: Но в нашей программе, к сожалению, времени было только на беглый осмотр четырёх из них.

Что посмотреть в Палехе

  • Музей палехского искусства (Палех, ул. Баканова, д. 50)
  • Крестовоздвиженский храм (Палех, Базарный пер., д. 1)
  • Музей иконы (Палех пос., ул. Ленина, 6)
  • Музей лаковой миниатюры,
  • Дом-музей художника Н. Голикова (Палех, ул. Ленина, д. 2)
  • Дом-музей скульптура Н. Дыдыкина (Палех, ул. Ленина, д.25а)
  • Дом-музей Н. Зиновьева
  • Дом-музей П. Корина (Палех, ул. Демьяна Бедного, д. 19)
  • Музей иконы в Палехе

Музей икон в Палехе

Наше знакомство с Палехом началось с Музея Иконы. Для меня стало настоящим открытием, что Палех до революции был одним из центров иконописи и к изготовлению шкатулок отношения не имел. У местных иконописцев сложился свой оригинальный и узнаваемый стиль со своими профессиональными секретами.

Музейная коллекция богата и включает в себя не только палехские иконы, но и привозимые в течение долгих лет из других древних городов России. Здесь даже есть деревянные скульптуры из старообрядческих храмов.



К сожалению, я неправильно выстроила настройки и большинство снимков вышло неудачно. Ведь, как оказалось, в палехской иконе самое главное - это цветовая гамма.



Дом-музей И.И.Голикова в Палехе

Далее мы проследовали в дом-музей И.И. Голикова. Это тот человек, который в изменившихся после 1917 года социально-экономических условиях смог «переориентировать» художников на новый вид деятельности. Сменившийся внутриполитический строй грозил уничтожением палехского искусства. И.И.Голиков с группой единомышленников основал декоративно-художественную артель. С иконописью, конечно, пришлось расстаться, но знаменитый стиль смог «прижиться» на декоративных изделиях. В частности, в доме-музее есть экземпляр книги «Слово о полку Игореве», который проиллюстрировал И.И.Голиков.


Дом, ставший музеем, был построен художником самостоятельно в 1928 году для своей семьи. Здесь воссозданы условия его жизни и работы; выставлены принадлежавшие ему вещи. А также здесь представлены документы и фотографии, иллюстрирующие процесс создания нового направления палехского искусства и оформлен стенд, наглядно показывающий процесс создания палехской шкатулки.


Внутри дома я сделала только одну фотографию. Удивительно, но даже придя с группой ты должен оплатить фотосъёмку в размере 150 рублей. В музее Иконы нам про это не говорили. А вот в Музее палехского искусства, в который мы прошли после дома И.И.Голикова, мне даже сделали замечание, когда увидели, что я делаю много снимков. Оплачивать я, правда, ничего не стала, но фотографировать прекратила.


В Музее палехского искусства выставлены уже те предметы, которые делались советскими мастерами, а также современные работы. И это не одни только шкатулки. Здесь есть мебель, настенные панно, канцелярские предметы и ювелирные украшения. Есть витрина с изделиями из фарфора. Одно время пытались применить палехскую роспись для украшения тарелок и других фарфоровых предметов, но не получилось.



Тематикой росписи изделий были былины, русские народные сказки и сказки Пушкина, а также быт советских людей, хотя сюжеты я бы назвала скорее агитационными, чем бытовыми. Не смогла сфотографировать одну замечательную работу под названием «Суд пионеров над Бабой-Ягой».

Мне понравилась шкатулка, посвящённая победе в Великой Отечественной войне.



К сожалению, большинство экспонатов находятся в не очень хорошем состоянии: лак, покрывающий миниатюры, сильно потрескан. Дело в том, что в Палехе не было своего лака. Здесь он был не нужен. За рецептом обратились в Федоскино, но там отказали в его предоставлении. Прошло несколько лет, прежде чем в Палехе создали свой фирменный лак для изделий.



Как отличить настоящие изделия из Палеха от подделок на бытовом уровне

  • Палехские поддельные шкатулки заполонили все сувенирные магазины и рынки, как же отличить настоящие изделия из Палеха от подделок? В музее нам рассказали некоторые секреты:
  • Чаще всего изделия из Палеха снаружи черного цвета (очень редко встречается зеленый и синий), но всегда внутри - красный цвет;
  • Высокое качество полировки как наружной, так и внутренней поверхности. Царапин, пятен и вздутий не должно быть;
  • Крышечки коробочек (ларцов и шкатулок) плотно подогнаны к основанию - кузовку;
  • Специальные отметки: в левом нижнем углу ищите золотом подпись «палех», в правом нижнем - фамилию автора;
  • На днище кузовка ПОД ЛАКОМ ищем фирменный знак Палеха. На подделки этот знак обычно приклеивают сверху;
  • Обращайте внимание на упаковку: готовое изделие при покупке должно быть упаковано в жесткую коробку, которая внутри должна быть проклеена ватой, защищающей лак и изображение;

Палехские изделия - это дорого. Шкатулка не может стоить 100 рублей, так как это ручная практически ювелирная работа.


Крестовоздвиженский храм

Последним объектом нашей экскурсии должен был стать Крестовоздвиженский храм, полностью расписанный палехскими мастерами. В своё время он был объявлен музеем и это спасло его от уничтожения. Но в шесть часов вечера храм оказался закрыт и мы в него не попали.


Палехские шкатулки до сих пор считаются хорошим подарком. Производство не «умирает» несмотря на то, что изделия довольно дорогие, а вокруг много дешёвых китайских подделок. Работает и училище, выпускающее новых мастеров лаковой миниатюры. Кстати, школу иконописи тоже возрождают.

На сувениры времени нам не дали. Лично я и не собиралась ничего покупать, поскольку заранее представляла цену изделий. Но, просто заглянув в лавку, увидела предмет, доказывающий, что Палех - это не только шкатулки и что мастера стараются идти в ногу со временем.

Как добраться до села Палех из Москвы

На машине. Самый удобный и быстрый способ добраться до Палеха - на автомобиле, ведь расстояние от Москвы до Палеха всего 400 км (трасса М7 через Владимир и Иваново, далее - Р152 через Шую). Дорого займет примерно 6 часов.

На автобусе. С Щелковского вокзала Москвы идет автобус до станции Южа. В пути около 7 часов. Есть также автобусы с пересадкой в городе Иваново - эти автобусы уходят от станции «Новогиреево».

На поезде. Ближайшая ж/д станция от Палеха находится в 75 км (г.Шуя) - это способ будет удобен тем, кто будет ехать из Санкт-Петербурга и Нижнего Новогорода, поэтому добираться до Палеха на поезде не получится.

Из Москвы придется на поезде доехать до Иваново (7 часов пути) - поезд - Москва — Кинешма, а потом от Иваново на автобусе добираться до Палеха.

От Иваново до Палеха автобусы ходят довольно часто - раз в полчаса, время в пути займет 1 ч 30 минут.




 


Читайте:



Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Михалков Сергей Владимирович Праздник Непослушания Сергей Владимирович Михалков Праздник Непослушания Повесть-сказка "Праздник Непослушания" -...

Почвенный покров южной америки

Почвенный покров южной америки

Страница 1 В отличие от Северной Америки, где изменения в растительном покрове зависят в значительной степени от изменений температурных условий,...

Расправленные крылья - музыкальная пауза Порядок описания Московской операции

Расправленные крылья - музыкальная пауза Порядок описания Московской операции

Ситуация на фронте весной 1942 года, планы сторон, немецкое наступление летом 1942 года, начало Сталинградской битвы, немецкий оккупационный режим,...

Cобытия Второй мировой войны

Cобытия Второй мировой войны

Вторая мировая война считается самой крупной в истории человечества. Она началась и закончилась 2 сентября 1945 года. За это время в ней приняло...

feed-image RSS